Френсис Бэкон (Francis Bacon) – отзывы, мнение, рейтинг

Штрихи к портрету: 10 остросюжетных историй о Фрэнсисе Бэконе

У Бэкона были весьма своеобразные , можно сказать , парадоксальные представления о прекрасном. Парные мясные туши , разверстые в крике рты , свежие раны — все это казалось ему красивым. Бэкон почти искренне недоумевал , когда его картины называли страшными , жестокими или шокирующими. И когда Маргарет Тэтчер сказала про него «этот человек , который рисует все эти ужасные картины» , он был польщен лишь отчасти.

Он часто рассказывал в интервью , как еще на заре своей артистической карьеры , во время поездки во Францию , приобрел книгу о болезнях ротовой полости , богато иллюстрированную вручную. И влюбился в эти картинки — в радужные переливы воспалений , плавные очертания язв , блеск траченных кариесом зубов. С тех пор рты занимали в его живописи особое место. Когда один из интервьюеров заметил: «Позвольте , Фрэнсис , но ведь почти все рты на ваших картинах — черные!» , тот ответил: «Что ж , значит , я пока еще просто не написал свой самый красивый рот» .

Фрэнсис Бэкон был запойным игроком. Играл он в рулетку — по его собственным словам , в игру , которая предоставляет игроку наихудшие шансы. У него не было системы , а проигрывать ему нравилось почти так же , как выигрывать. Когда у него спрашивали , свойственно ли ему рисковать в творчестве так же , как в игре , он удивлялся: «Что вы , какой риск? Риск — это когда на кону твоя жизнь» .

Вообще , Бэкон был натурой широкой. После того как он унаследовал фамильное состояние , многие незабываемые вечера в «Colony Room» начинались со слов: «Давайте-ка промотаем то , что осталось от моего трастового фонда».

Однажды любовник выбросил Бэкона из окна. Бэкон познакомился с Питером Лейси в «Colony Room» в 1952 году. Это был отставной военный летчик — красивый , властный , с опасно накренившейся психикой. Лейси подрабатывал тапером в соседнем баре , а в «Colony» он расслаблялся — по свидетельствам очевидцев , ему ничего не стоило выпить за вечер три бутылки виски. Их отношения с самого начала были сущим кошмаром: Лейси ненавидел картины Бэкона и нередко кромсал их в припадках безудержного пьяного гнева. В спальне он держал коллекцию плеток. Когда Бэкон рассказывал друзьям , что Лейси « хочет посадить его на цепь», это не было метафорой.

Во время очередной бурной ссоры Лейси выбросил Бэкона в окно ( оба были пьяны в стельку). Увидев Бэкона — избитого , в порезах и ссадинах , с едва не вываливающимся глазом — его друг Люсьен Фрейд бросился на Лейси с кулаками. Но тот не ответил. «Он ни за что не ударил бы меня , он ведь „джентльмен“, — вспоминал позднее Фрейд, — ни за что не ввязался бы в драку. Потасовки между ними были завязаны на сексе. Я ничего этого не понимал». Чем больше свирепствовал Лейси , тем больше привязывался к нему Бэкон. В 56-м Лейси переехал в Марокко , Бэкон отправился следом. Его часто видели избитым на улицах Танжера. Дошло до того , что британский консул решил вмешаться и обратился к начальнику местной полиции. Выяснив , что к чему , полицейский отрапортовал: «Сожалею , месье консул , но тут мы бессильны. Месье Бэкону это нравится» .

Фрэнсис Бэкон обожал фотографии. Они были для него визуальным подспорьем ( писать портреты в присутствии модели он , как ни странно , не любил) и неиссякаемым источником вдохновения. Весь его дом был завален фотографиями — исцарапанными , причудливо смятыми , странными. В ход шло все — альбомы отца хронофотографии Эдварда Мейбриджа , журналы и газеты , гей-порно. Когда ему было нужно что-то конкретное , он заказывал фото своему другу Джону Дикину.

Дикин — несостоявшийся художник и талантливый фотограф — что называется , имел репутацию. Арт-критик и джазовый певец Джордж Мелли отзывался о нем так: «гнусный маленький забулдыга , настолько изобретательный по части коварства и злобной стервозности , что удивительно , как он не захлебнулся собственным ядом» . Разумеется , Бэкон прекрасно ладил с Дикином. Случалось , фотографируя для Бэкона очередную натурщицу. Дикин просил ее раздвинуть ноги. «Иначе , как Фрэнсис узнает?» — объяснял он.

Бэкона , написанный на медной пластине , работа в которой Фрейду , по словам маститого критика Роберта Хьюза , «удалось придать грушевидной физиономии Бэкона безмолвную гремучесть гранаты за миллисекунду до разрыва» .

Примерно через месяц после открытия берлинской экспозиции кто-то из посетителей заметил на стене подозрительно пустое место , где явно полагалось висеть картине. Судя по всему , похититель просто отвинтил от креплений портрет

отверткой , положил его в карман и был таков.

Картину так и не нашли. Через 13 лет , когда истек срок давности преступления , Фрейд нарисовал постер ( его расклеили по всему Берлину и опубликовали в газетах) с просьбой вернуть портрет

Фрэнсис Бэкон был большим поклонником Сергея Эйзенштейна. В 1927-м в Берлине он посмотрел « Броненосец „Потемкин“». Фильм ( особенно сцена с коляской и няней на Потемкинской лестнице) произвел на него неизгладимое впечатление. Пожалуй , именно Эйзенштейн в ответе за то , что герои Бэкона так часто и громко кричат.

Немаловажную роль в творчестве Бэкона также исполняют соскИ , расположенные в самых неожиданных местах — например , на плечах. Согласно расхожему мнению , таким образом Бэкон подчеркивает « двуполость» своих персонажей. Хотя не исключено , что это он тоже подсмотрел у Эйзенштейна: в «Броненосце « Потемкине» соски тоже порой ведут себя странно.

Френсис Бэкон (1909-1992)

Фрэнсис Бэкон – художник уникальный во всех отношениях. Бэкона сложно отнести к какому-либо направлению: это не сюрреализм, не экспрессионизм, это не концептуальное искусство. Это абсолютно особняком стоящая фигура.

Почерк Бэкона легко узнаваем – этот художник известен изображениями Пап, деформированными портретами близких друзей, триптихами и фуриями. Его абстрактные фигуры обычно изолированы в геометрических клетках, которые дают им 3D-глубину. Художник, как правило, фокусируется на одной теме в течение длительных периодов времени. Так, с середины 1960-х годов он в основном пишет портреты друзей и собутыльников. А после самоубийства возлюбленного Джорджа Дайера в 1971 году, его искусство стало более мрачным, замкнутым и озабоченным течением времени и смертью.

Фрэнсис Бэкон «Акварель». 21х14 см. Частная коллекция. 1929

У Бэкона всегда есть общее представление того, что он хочет написать, но это представление может развиваться в процессе работы. Мысля пластическими образами, он «не иллюстрировал реальность, а создавал образы, которые есть сгущение реальности и стенография чувств».

Читайте также:
Марк Аврелий Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) - отзывы, мнение, рейтинг

Бэкон родился в Дублине в 1909 году, его отец и мать -англичане. Он был вторым среди пятерых детей. Отец был заводчиком скаковых лошадей. Когда началась Первая мировая война, семья переехала в Лондон, где его отец устроился на работу в военное министерство. На протяжении всего детства Фрэнсиса, семья жила на два города – Дублин и Лондон. Мальчик не получил нормального школьного образования – он страдал от астмы, уроки ему давались частным образом.

Фрэнсис Бэкон. «Фигура в пейзаже». 144х128 см. Галерея Тейт, Ливерпуль. 1945

С семьей у него всегда были напряженные отношения. В 1926 году, в шестнадцатилетнем возрасте, Фрэнсис покинул дом – отец семейства застал сына, примеряющим одежду матери. Некоторое время он жил в Лондоне. Он не имел понятия чем хочет заниматься, жил на деньги, присылаемые матерью, занимался случайной работой, воровал. «Не могу сказать, что в молодости я был, что называется, нравственным», вспоминает Френсис Бэкон.

Фрэнсис Бэкон. «Автопортрет». 78х54 см. Музей современного искусства, Форт-Уэрт. 1956

После нескольких месяцев жизни в Лондоне, он начал путешествовать по Европе. В Берлине он находился в период расцвета там декадентства. Возможно, именно в Берлине художник впервые увидел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925), который так сильно повлиял на его творчество. Из Берлина он отправился в Париж, где посетил выставку Пикассо в галерее Пола Розенберга, после которой принял решение стать художником. Помимо прочих, он посетил выставки Пикабии, де Кирико и Сутина. Несколько месяцев он жил под Парижем в небольшом городе Шантийи. Как-то в музее Конде (музее, расположенном в замке Шантийи), он увидел работу Пуссена «Избиение младенцев», она произвела на художника неизгладимое впечатление. По его мнению, Пуссен изобразил «лучший человеческий крик, когда-либо написанный».

Никола Пуссен. «Избиение младенцев». Холст, масло. 171х147 см. Музей Конде, Шантийи. 1628

Вернувшись в Лондон, первое время он занимался дизайном интерьеров и мебели, устроившись в студию на Квинсберри Мьюз Вест в Южном Кенсингтоне. Вдохновившись творчеством таких гениев, как Марсель Брейер, Ле Корбюзье и Эйлин Грей, он создавал изделия из хромированной стали и стекла.

В начале 1930-х он стал больше заниматься живописью. В возрасте 23 лет он написал первую подлинно оригинальную работу «Распятие» (1933). Герберт Рид поместил его «Распятие» в солидном издании «Искусство сегодня», она была куплена коллекционером Мишелем Садлером. Однако, его дебют успеха не имел. После такого многообещающего начала его карьера пошла под откос. Персональная выставка плохо продавалась, а «Таймс» написал негативную рецензию.

Фрэнсис Бэкон. «Эскиз портрета Ван Гога». 77х56 см. Коллекция совета по вопросам искусства, Лондон. 1957

Обескураженный, он стал уделять внимание не столько живописи, сколько азартным играм. В 1936 году Бэкон предложил несколько своих работ организаторам международной выставки сюрреалистов, картины были отвергнуты как «недостаточно сюрреалистичные». Он участвовал в выставке Молодых Британских художников, организованной Эриком Холлом в январе 1937 года. В начале 1940-х Бэкон уничтожил почти все свои ранние картины.

В студии и месте, где живет Бэкон нереальное количество книг и фотографий. Его особенно привлекают фотографии диких животных. Бэкон ссылается на Эдварда Мейбриджа (1830-1904), английского и американского фотографа, создателя хронофотографии (запись движения объекта при помощи фотосъемки). Он экспериментировал, запечатлевая движение еще в XIX веке. Мейбридж также снимал все виды деформации тела, интересные сами по себе. Будь то борьба или бокс, Бэкону нравится наблюдать за движением тел. Одно время его увлекала рентген-фотография – у художника была книга по радиографии.

Фрэнсис Бэкон. «Эскиз для трех голов». 35.5х30.5 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк. 1962

Художник болел астмой и это значило, что он был признан непригодным для службы во время Второй Мировой войны. Но он добровольно служил в частях гражданской обороны. Болезнь обострилась к 1943 году, Бэкону пришлось уйти в отставку. Ненадолго он снял коттедж недалеко от Питерсфилда вместе с Эриком Холлом. Уже в конце 1943 года они переехали на первый этаж в дом в Южном Кенсингтоне, который когда-то принадлежал художнику-прерафаэлиту Джону Милле.

В апреле 1945 года мир искусства повергла в изумление картина, которую Бэкон считал своей первой серьезной работой – «Три этюда фигур в ногах распятия». Групповая выставка, в которой участвовал Бэкон, проходила в галерее Лефевра на Нью-Бонд-Стрит. В ранних картинах художник делает акцент на голове и рте, по словам самого Фрэнсиса Бэкона, он «всегда стремился сделать рот достойным пейзажа Моне».

Фрэнсис Бэкон. «Портрет Джорджа Дайера». 38х27 см. Частная коллекция. 1966

Через несколько недель после продажи картины в 1946 году Бэкон был на пути в Монте-Карло. Там он играл безрассудно и иногда с большим успехом. Следующие несколько лет он провел на Лазурном берегу, часто с Эриком Холлом. Климат облегчал его астму, ночная жизнь удовлетворяла его желания.

Бэкон не использует холст дважды – он работает на негрунтованной стороне холста, которую нельзя очистить: краска проникает прямо в холст. К такому виду работы он пришел тогда, когда он жил в Монте Карло совершенно без денег и, соответственно, без возможности купить новый холст. Он начал писать на оборотной стороне и понял, что эта поверхность больше подходит для его работы. Задняя сторона лучше удерживает краску, с грунтованного холста все свободно стирается.

Фрэнсис Бэкон. «Набросок головы Люсьена Фрейда». 36х31 см. Частная коллекция. 1967

В 1951 и 1952 годах художник совершает поездки в Южную Африку, куда переселилась мать художника после смерти отца. Его сестры Ианта и Винни поселились в соседней Южной Родезии (современная Зимбабве). Во время обоих визитов художник был поражен видом диких животных. Во время своего первого путешествия в 1951 году он остановился на пару дней в Каире. Бэкон восхищался древнеегипетским искусством и позднее утверждал, что достижения этого искусства были непревзойденными. По словам Бэкона, «Египетские статуи – это величайшее искусство, из всего когда-либо созданного. Все египетское искусство – попытка победить смерть».

Читайте также:
Мустафа Джемилев, биография, история жизни, причины известности

«Папа Иннокентий Х» кисти Веласкеса – один из шедевров испанского художника – был интерпретирован Бэконом в работе «Вариация на тему портрета Папы Иннокентия Х» в 1953 году.

Фрэнсис Бэкон. «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» . 147х198 см. Художественный музей, Портленд. 1969

В 1950-х его международная репутация продолжала расти. В 1954 году он выставлялся вместе с Беном Николсоном и Люсьеном Фрейдом в Британском павильоне на Венецианской биеннале. Находясь в Риме (он не смог присутствовать на биеннале), он намеренно избегал встречи с картиной Диего Веласкеса «Портрет папы Иннокентия Х» (1650) в галерее Дориа-Памфли. В 1953 году у Бэкона состоялась первая персональная выставка в Нью-Йорке в Durlacher Brothers, а в 1957 году – в Galerie Rive Droite в Париже.

К 1957 году творчество Бэкона претерпело изменения, что стало очевидным на его выставке в Ганноверской галерее в марте того же года. Там он представил шесть картин, вдохновленных Ван Гогом «Художник на пути в Тараскон» (1888).

Фрэнсис Бэкон. «Портрет Питера Борода». 388.5х28.5. Частная коллекция. 1976

В октябре 1958 года художник подписал контракт с «Мальборо Файн Арт» после того, как его руководство предложило взять на себя значительный долг Бэкона в размере 1242 фунтов стерлингов, который он тогда был должен Ганноверской галерее.

Три года спустя, в 1961 году, в качестве новой студии он занял переоборудованный сарай «7 Риз Мьюз» в Южном Кенсингтоне, прямо за углом своей старой студии на Кромвель-Плейс. С годами она превратилась в захламленное пространство с яркими мазками и наростами краски на стенах и дверях. Здешние слои пыли, мусора и токсичных пигментов могли только усугубить его хроническую астму. Студия стала полноценным визуальным миром Бэкона. Он почти отказался от живописи с натуры.

Фрэнсис Бэкон .«Песчаная дюна». 198х147 см. Частная коллекция. 1981

Одним из живых художников, к которому он питал большое уважение, был швейцарский скульптор и рисовальщик Альберто Джакометти, хотя Бэкон в основном одобрял его рисунки. Они встречались несколько раз во время подготовки к ретроспективе Джакометти в Тейт в 1965 году, но смерть Джакометти в следующем году оставила мало времени для развития их дружбы.

Конец 1970-х знаменует собой череду персональных выставок по всему миру. Они охватывали несколько континентов: от Мадрида и Барселоны в 1978 году до Токио, Киото и Нагои в 1983 году и Вашингтона в 1989 году. В 1985 году лондонская галерея Тейт снова провела большую ретроспективу, на этот раз со 125 полотнами. Спустя три года в Третьяковской галерее в Москве прошла ретроспектива 22 работ. Это была первая выставка крупного западного художника в Советском Союзе.

Большую часть дня художник проводил в Колони-рум, клубе в Сохо с его открытия в 1949 году. Это место, где люди чувствовали себя раскованно и забывали о своих проблемах, где всегда было оживленно и весело. Все, кого он писал – это не незнакомые люди, а те, которых он встречал в пабах или знал. Он всегда старался создать образ их голов, а не буквальный портрет. Так, вдохновленный полицейскими фотографиями и Изенгеймским «Распятием» Маттиаса Грюневальда в 1984 году он создает триптих «Три портрета Джона Эдвардса». В эти годы художник писал по памяти некоторых своих друзей. Среди них можно встретить Изабель Раусторн, Люсьена Фрейда, Генриетту Мораис, Жоржа Даера, Джона Эдвардса. А автопортреты в его творчестве можно встретить крайне редко – Бэкон создавал их лишь в том случае, когда никого не было рядом, он не любил свое лицо.

Фрэнсис Бэкон. «Эскиз быка». 80х65 см. Частная коллекция. 1991

В течение 1980-х годов Бэкон упростил свой изобразительный язык, сократив его до основных элементов. Человеческое тело было жестоко сокращено до культи и пары ног («Исследование человеческого тела», 1982) или его остатков («Кровь на полу», 1986). Его техника стала, пожалуй, более утонченной. Среди наиболее впечатляющих достижений последнего десятилетия были два портретных триптиха: «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) и «Три этюда для автопортрета» (1985-1986). Обе картины передавали необычное для полотен Фрэнсиса чувство – чувство спокойствия.

В последние годы своей жизни и в период ухудшения здоровья (в 1989 году была удалена раковая почка) он поддерживал страстные отношения с молодым культурным испанцем, с которым познакомился в 1987 году. Вопреки совету врача Бэкон совершил поездку в Мадрид в апреле 1992 года. Через несколько дней после прибытия он тяжело заболел и был доставлен в медицинскую клинику. 28 апреля у него случился сердечный приступ, и он умер. Останки Бэкона кремировали в Испании, и, как он и просил, никакой службы не было. Его прах был перевезен в Англию, где его развеяли по частям. Бэкон назвал Джона Эдвардса единственным наследником своего состояния.

Международные выставки картин Бэкона продолжались на протяжении 1990-х годов и в последующий период. Наиболее известные из них были в Музее Коррер, Венеция (1993); Центр Жоржа Помпиду, Париж (1996); Галерея Хью Лейн, Дублин (2000); Gemeentemuseum, Гаага (2001); Museo Serralves, Португалия (2003); Музей истории искусств, Вена (2003); институт Валенсии, Валенсия (2004); национальные галереи Шотландии, Эдинбург (2005); K20 Kunstsammlung, Nordrhein-Westfalen, Дюссельдорф (2006); Палаццо Реале, Милан (2007); Тейт Британия, Лондон (2008) и Национальный музей Прадо, Мадрид (2009).

С момента его смерти репутация и рыночная стоимость работ неуклонно росли, и на сегодняшний день его картины являются одними из самых известных, дорогих и востребованных. В 2013 году «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» установили мировой рекорд как самое дорогое произведение искусства, проданное на аукционе.

этоинтересно, Фомирякова Анна, интересныефакты, живопись, аукцион, Фрэнсис Бэкон, музей, графика, Люсьен Фрейд, эскиз, абстракция, Никола Пуссен.

Бэкон: вся власть – ученым!

История идей, великих и ужасных

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Лорд-канцлер Англии и доверенное лицо короля. Религиозный писатель, борющийся с суевериями, и чиновник, пойманный на взятке. Один из умнейших людей своей эпохи, скончавшийся из-за первого опыта по заморозке мяса… Кто он? Английский философ Френсис Бекон – автор первой социально-технократической утопии “Новая Атлантида”. О чем его сочинение? Читайте в нашем цикл “История идей, великих и ужасных”, посвященном истории человеческих попыток построить рай на Земле.

Читайте также:
Олег Бойченко

Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна.

Время и место действия:

XVII век, вымышленный остров Бенсалем в Тихом океане

Именно там, в Великом Южном море, как еще называли самый большой океан на Земле — Тихий, великий английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626) поместил первую в истории европейской культуры социально-технократическую утопию. Ее описанию было посвящено сочинение под названием «Новая Атлантида».

Почему нам это интересно сегодня

Бэкон положил начало целому ряду последовавших далее научно-технических утопий в истории европейской культуры с их безграничной верой в силу науки и техники. С одной стороны, его безудержный оптимизм на эту тему выглядит сегодня очень наивным. С другой стороны, поучительно узнать, что в момент возникновения этой традиции она не противопоставляла себя христианской религии, а имела в том числе и неортодоксальное богословское обоснование.

Рай на Земле по Фрэнсису Бэкону

Один из основоположников новоевропейской науки и философ экспериментального знания, автор знаменитого афоризма «знание — сила», Бэкон в этом своем сочинении на самой заре Нового времени пропагандирует силу научного знания и научно-технический прогресс. Он пытается художественными средствами показать, как счастливо могут устроиться на Земле люди благодаря всемерному развитию науки и техники. Райская жизнь здесь — это то, что создано наукой и техникой.

Архангел с философами и математиками. В левом верхнем углу – Френсис Бэкон. Офорт Джеймса Бэрри, 1795. Ссылка

Новой Атлантидой Бэкон назвал свой остров в подражание древнегреческому философу Платону. Тот под именем Атлантиды описал в одном из своих диалогов мифический могущественный город-государство, который в очень отдаленном прошлом боролся за первенство над Землей с родиной Платона Афинами, но погиб в великой природной катастрофе. Имя «Атлантида» благодаря Платону стала нарицательным для обозначения таинственной и неизвестной, но могущественной страны или земли.

Сюжет бэконовского произведения типичен для утопий того времени. Рассказ ведется от имени путешественника, попавшего в неведомую страну и увидевшего там, как ему представляется, совершенные общественные порядки. По тому же принципу построены «Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Своеобразие идеального острова Бэкона в том, что главное место в нем занимает орден «Дом Соломона» — общество мудрецов, научно-технический центр и мозг страны. По сути, это прообраз и идеализированное предвосхищение будущих европейских академий наук. Так, например, организаторы Парижской академии наук и Лондонского королевского общества (ведущее научное общество Великобритании, возникшее в XVII веке) вдохновлялись идеями Бэкона и даже заявляли, что просто выполняли бэконовскую программу.

Однако, в отличие от обычных европейских академий ученые мудрецы из бенсалемского «Дома Соломона» не просто занимаются наукой, но и непосредственно участвуют в управлении обществом. Они не только планируют и организуют научные исследования и технические изобретения, но еще распоряжаются производством и ресурсами своей страны, заботятся о внедрении изобретений в промышленность и сельское хозяйство. Также им принадлежит монополия внешних сношений. На бэконовский идеальный остров нет доступа никому из иностранцев, и лишь мудрецы из «Дома Соломона» имеют право путешествовать по другим странам, откуда они привозят сведения о новых научных открытиях и изобретениях. Как говорит прибывшим путешественникам один из мудрецов «Дома Соломона», «целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей; и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным».

В повести Бэкона один из мудрецов из Соломонова дома красочно живописует различные удивительные научно-технические достижения и приспособления, преобразившие жизнь общества на острове: здесь имеются комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания здоровья, подводные лодки и передача звуков на расстояния, способы улучшения породы животных и выведения новых растений, и многое другое. Легко видеть, что некоторые из бэконовских пророчеств осуществились на практике.

Впрочем, важнейшее отличие бэконовской утопии в том, что, в отличие от последующих философов и пропагандистов науки и научно-технического прогресса, Бэкон еще не противопоставляет науку религии. Напротив, на идеальном острове Бенсалем все его жители благочестивы и очень религиозны. Чудесным образом к ним однажды попала Библия вместе с сопроводительным письмом апостола Варфоломея, после чего все жители острова сделались ревностными христианами. Занятия наукой и изучение «творений Господних» они совмещают с глубоким благочестием и неукоснительным отправлением религиозных обрядов. Как говорит один из мудрецов Дома Соломона прибывшим путешественникам, «есть у нас особые гимны и ежедневные литургии для восхваления Господа и благодарения за чудесные Его творения и особые молитвы о содействии нашим трудам и обращении их на цели благие и благочестивые».

В других сочинениях Бэкона также очень много ссылок на Священное Писание, которыми он не без заметных натяжек исхитряется обосновывать чрезвычайную важность естественных наук и изучения природы. По Бэкону это нужно, чтобы через познание разнообразных созданий Бога еще полнее и глубже познавать Его мудрость и могущество. Бэкон, ортодоксальный англиканин, автор другого известного афоризма: «Легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии».

Фрэнсис Бэкон выдвинул программу Великого восстановления наук, которое должно дать человечеству могущество и власть над природой. Как он говорит в своем сочинении «Новый органон», «знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом».

Но его программа восстановления наук имела в том числе и теологическое обоснование. Познание природы тут представляется как путь к познанию Бога через Его творения. Этим он сильно отличается от множества более поздних философов-позитивистов, для которых наука и религия были уже либо несоприкасающиеся, либо прямо противоположные друг другу занятия и сферы культуры. Дело в том, что Бэкон считал, что Искупление не только восстановило образ Божий в человеке, но даже сделало человеческую природу лучше, чем она была до грехопадения. Одновременно это означает восстановление власти человека над природой. Поэтому земные условия жизни человечества должны стать даже лучше, нежели они были у Адама в Раю. Бэкон считал, что именно теперь наступают времена, когда должны в полной мере реализоваться могущество и власть человека над природой.

Читайте также:
Навальный Алексей Анатольевич - фото

Автор

Между прочим, Фрэнсис Бэкон был не только великим философом и одним из основоположников новоевропейского естественнонаучного метода, но и выдающимся государственным деятелем своего времени. Пэр Англии, барон Веруламский и герцог Сент-Олбанский, он был сыном одного из высших сановников елизаветинского двора, хранителя большой печати Англии.

При короле Якове Первом Френсис Бэкон последовательно становится штатным королевским адвокатом, королевским генеральным прокурором, и, наконец, лорд-канцлером Англии — вторым человеком в государстве. Король по-дружески называет Бэкона своим добрым правителем и даже поручает ему управление государством, когда время от времени уезжает в Шотландию.

Правда, про Бэкона говорят, что он находится под влиянием всесильного фаворита короля знаменитого герцога Бэкингемского и выполняет его указания. А конец политической карьеры философа и вовсе был весьма незавидным. Он не без оснований был обвинен во взяточничестве. Пытаясь хоть как-то оправдаться, Бэкон писал Якову I: «…я могу быть нравственно неустойчивым и разделять злоупотребления времени. … я не буду обманывать относительно моей невиновности, как я уже писал лордам, … но скажу им тем языком, которым говорит мне моё сердце, оправдывая себя, смягчая свою вину и чистосердечно признавая её».

Фрэнсис Бэкон и Парламент в день его политического падения. Brititsh Parliament, Ссылка

Его подвергли суду и приговорили к заключению в Тауэр и штрафу в 40 тысяч фунтов. Правда, позже от штрафа его освободили, а из заключения выпустили и вовсе через два дня. Он даже вернулся в палату лордов, но уже не обрел прежнего могущества, и занимался дальше лишь философией и науками.

Умер он после того, как простудился во время одного из физических опытов. Он набил тушку купленной у одной бедной женщины курицы снегом, чтобы проверить влияние холода на сохранность мяса, и простудился. Проболев около недели, он умер, не забыв в своем последнем письме упомянуть о том, что опыт с замораживанием «удался очень хорошо».

Интересные факты

1. Бэкон написал также ряд религиозных сочинений: «Исповедание веры», «Священные размышления», «Перевод некоторых псалмов на английский». В своих «Опытах…» Бэкон, среди прочего, рассуждает о различных вопросах религии, критикует суеверия и атеизм.

Титульная страница собрания сочинений из 18 книг “Секреты искусства и природы”. Фрэнсис Бэкон открывает занавес справа. Ссылка

2. В шекспироведении существует «бэконианская версия», приписывающая Фрэнсису Бэкону авторство текстов, известных под именем Шекспира. Якобы именно он, а не необразованный актер лондонского театра «Глобус» и был настоящим автором всех шекспировских пьес. Правда, это все же слишком смелая гипотеза. Подавляющее большинство шекспироведов придерживаются традиционной версии.

Самые дорогие и самые страшные картины: За что мир так ценит творчество Фрэнсиса Бэкона

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Крик на картинах Бэкона – когда «тело выходит через рот»

Потому что искусство для Фрэнсиса Бэкона стало способом примирить художника с миром – миром внешним и миром внутренним, и тому же самому он учил и тех, кто смотрел на его произведения, недоумевая, отшатываясь и снова приглядываясь. Бэкон не любил писать с натуры, предпочитая даже над портретами работать в полном одиночестве – «моделью» в этом случае служили многочисленные фотографии, часто смятые и разбросанные по полу мастерской, так Бэкон чувствовал себя, словно в лаборатории. Так оно и было, просто лаборатория оказывалась необычной, там из горького опыта прошлого, непонимания, вражды с близкими, их смертей, в результате напряженного и мучительного диалога художника с холстом рождалось нечто большее, чем изображение – отображение человеческой души. Души Бэкона, прежде всего, но не следует приписывать мастеру фокус исключительно на себе: он писал о каждом.

Его картины пугают, не изображением ужасов в привычном материальном виде, а скорее изображением сути, сущности страшного, того, что приходит к человеку во время ночных кошмаров, но при этом обладает какой-то внутренней гармонией.

Фрэнсиса Бэкона в жизни понимали мало. Все началось еще в детстве, когда мальчик обнаружил в себе нетипичные склонности. Отцу, потомку того самого Фрэнсиса Бэкона, что был знаменитым философом Позднего Возрождения, многое в сыне не нравилось. Слабый здоровьем, астматик, со странными привычками – например, тайком наряжаться в одежду матери – все это отвращало капитана Эдварда Мортимера Бэкона от сына. Когда юноше исполнилось семнадцать, отец выгнал его из дома.

Художник-самоучка

Фрэнсис уехал в Лондон, оттуда – он отправился в длительную поездку в Берлин, так решил отец. К юноше он приставил друга семьи, чтобы тот повлиял на молодого Бэкона. Но случилось так, что между путешественниками завязались интимные отношения, и впредь предметом любовных переживаний Фрэнсиса будут одни лишь мужчины, а женщинам, таким, как няня Джесси из детства, будет отведена роль близких друзей.
В Берлине Фрэнсис Бэкон окунулся в ночную жизнь, познакомился с местной богемой, увидел фильмы Сергея Эйзенштейна и Фрица Ланга, которые произвели на него исключительное впечатление. Не менее важной вехой в становлении Бэкона как художника стало состоявшееся чуть позже в Париже посещение выставки Пабло Пикассо. Тогда Фрэнсис и понял, что будет заниматься живописью.

Ни практического опыта, ни образования – кроме пары классов школы – у Бэкона не было, требовалось еще и добывать себе пропитание, и потому новообращенный художник устроился работать реставратором мебели, а еще нашел себе спонсора-мецената Эрика Холла и обзавелся наставниками в живописи. Он писал в стиле кубизма и подражал сюрреалистам, что-то покупалось коллекционерами, что-то оказывалось невостребованным; сюрреалисты не признавали Бэкона «за своего».

Первой работой, которая принесла ему настоящий успех, стала картина-триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия», она открыла собой серию триптихов Бэкона. К теме распятия художник впоследствии обращался неоднократно, несмотря на то, что был атеистом.

Читайте также:
Нельсон Мандела, биография, история жизни, факты.

Мировое признание и самокритика Бэкона

На то, как формировался стиль Бэкона, влияли прочитанные им книги – о болезнях, например, знакомства и романы – а любовных отношений в его жизни было предостаточно, а еще – смерти родных и близких. В картинах художник «проживал» страдания и потери. Он много пил – отчего в итоге потерял одну почку, много путешествовал – посетил, помимо разных европейских стран, еще Африку, США и Южную Америку.

Свои работы Бэкон называл «набросками» или «этюдами» и вообще относился к результатам своего творчества очень требовательно, недаром большая часть работ Бэкона до настоящего времени не дошла – художник попросту уничтожал картины, в которых находил изъяны. Он постоянно учился, причем за основу и ориентир брал классиков, начиная с Микеланджело, пытаясь перенять технику наложения мазков, способы работы со светом и тенью. Один из мастеров XVII века, Диего Веласкес, обеспечил Бэкону вдохновение на долгие годы, вдохновив его на серию папских портретов, которых в общей сложности он создал около сорока. Папы римские, их головы и весь спектр эмоций на их лицах буквально «преследовали» художника.

После трагической смерти бойфренда Джорджа Дайера, который покончил с собой, Бэкон чувствовал себя особенно подавленным. Памяти ушедшего друга он посвятил три «Черных триптиха», а потом стал все чаще обращаться к автопортрету.
В 1992 году восьмидесятидвухлетний Бэкон отправился, вопреки советам врачей, в поездку в Испанию и там умер. Свое многомиллионное состояние он оставил Джону Эдвардсу, другу-бармену из лондонского Сохо.

«Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» – картина, посвященная еще одному другу художника и собрату по профессии. Рекорд стоимости картины продержался почти два года, до 2015, когда пальму первенства перехватила работа Пабло Пикассо, которого называли Художник, который не умел любить, зато любил художественно мучить .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Фрэнсис Бэкон

Фото Все

Видео Все

Фрэнсис Бэкон – Творец ужаса и Ловец изображений. Творческий путь, биография, картины!

Философский проект Френсиса Бэкона

Кратко о философии Френсиса Бэкона. Философия нового времени

Фрэнсис Бэкон — биография

Фрэнсис Бэкон – известный философ, историк, политик, стоял у истоков зарождения эмпиризма и материализма. Стал первым крупным философом периода Позднего Возрождения и начала Нового времени.

Трудно сказать, кем он был больше, философом или ученым, но то, что Фрэнсис Бэкон стал великим мыслителем эпохи Возрождения Англии, ни у кого не вызывает сомнений. Очень разносторонний, невероятно образованный, он сменил много работ, побывал в нескольких странах, сформулировал множество умных мыслей, не утративших своей актуальности и сегодня. Бэкон обладал невероятными ораторскими способностями, которые в сочетании со стремлением к познанию помогли реформировать философию тех времен. Эмпирист Бэкон был абсолютно уверен, что развитие цивилизации возможно только благодаря научно-техническому прогрессу, а культурные и духовные ценности он ставил на второе место.

Детство

Родился Фрэнсис Бэкон 22 января 1561 года в Лондоне, в особняке его отца Йоркхаус, расположенного на одной из центральных улиц города. Отца будущего философа звали Николас Бэкон, он занимался политикой, мама – Анна Бэкон (до замужества Кук), приходилась родной дочерью Энтони Куку, гуманисту, который имел непосредственное отношение к воспитанию Эдуарда VI, английского и ирландского короля.

Первым учителем Фрэнсиса стала мама, которая сама владела латынью и древнегреческим языком. Мальчику очень нравилось учиться, он проявил интерес к наукам с нежного возраста. Два года Бэкон учился в Тринити-Колледже при Кембриджском университете, потом на протяжении трех лет входил в свиту посла Англии во Франции сэра Эмиаса Паулета.

Фрэнсис Бэкон в детстве

После того, как в 1579 году умер его отец, молодой человек остался без материальной поддержки. Именно в это время он начал обучение праву в школе барристеров. Спустя три года, в 1582 году Бэкон уже работал адвокатом, в 1584 году вошел в парламент, в котором прослужил до 1614 года, активно участвуя в работе Палаты общин. Периодически Фрэнсис писал Елизавете I, и в своих письмах поднимал самые актуальные политические вопросы того времени.

По прошествии времени историки сходятся во мнении, что если бы королева прислушалась к философу и сделал так, как он советовал, то нескольких конфликтов, в которые были втянуты парламент и корона, можно было не допустить. В 1591 году Бэкона назначили на должность советника графа Эссекса, ходившего в фаворитах самой королевы. Фрэнсис сразу расставил все приоритеты, он дал понять графу, что предан своей стране, и ни при каких обстоятельствах не изменит ей. Поэтому, когда в 1601 году Эссекс сделал попытку организации дворцового переворота, то Бэкон, как один из адвокатов, участвовал в судебном процессе против него и выступал за признание графа государственным изменником.

У Бэкона было много недоброжелателей среди вышестоящих чинов, которые видели в нем соперника. К тому же, философ часто высказывал письменно свое недовольство политической обстановкой во время правления Елизаветы I, и это не могло не сказаться на ее расположении к нему.

При таком положении вещей, ни о каком продвижении по службе даже речи быть не могло. В годы правления королевы адвокату не «светили» высокие посты, но после того, как в 1603 году к власти пришел Яков I Стюарт, в биографии философа наступили существенные перемены.

В том же году его пожаловали в рыцари. Спустя пять лет, в 1618 году Бэкон становится бароном Веруламским, а в 1621-м – виконтом Сент-Олбанским. Тогда же его обвинили в том, что он берет взятки. Фрэнсис не скрывал, что получает подарки от тех людей, дела которых ведет в суде. Однако он полностью отрицал тот факт, что получение подарка влияет на его окончательное решение. И все-таки Бэкон был лишен всех должностей и не имел права находиться при дворе.

Философия и учение

Главный литературный труд Фрэнсиса Бэкона – книга под названием «Опыты», которую он писал на протяжении целых 28 лет. Первые десять эссе автор опубликовал в 1597 году, и вплоть до 1625-го собрал 58 текстов, часть из которых вошла в третье, переработанное и дополненное издание, получившее название «Опыты, или Наставления нравственные и политические».

Читайте также:
Рональд Уилсон Рейган (Ronald Wilson Reagan) - отзывы, мнение, рейтинг

Главная тема этих трудов – человеческая жизнь и те аспекты, из которых она состоит – любовь, дружба, совесть, честолюбие, превратности судьбы. В произведениях было много метафор и ученых примеров, которые пригодятся всем, кто стремится сделать карьеру. В советах, данных философом современникам, преобладает холодный расчет. Бэкон говорит о том, что все, кто хочет подняться высоко, должны будут пройти зигзаги винтовой лестницы, что близкие люди всегда становятся заложниками судьбы, так как мешают свершать великие дела, и неважно какие, добрые или злые.

Философ Фрэнсис Бэкон

Несмотря на то, что Фрэнсис много времени отдавал юриспруденции и политике, своим главным занятием он сам считал науку и философию. Дедукцию Аристотеля, которая была на главных позициях в те годы, Бэкон не воспринимал, он считал ее неудовлетворительным способом философствования, он трудился над разработкой совершенно нового инструмента мышления.

В 1620 году философ представил свой великий план восстановления наук, который вышел в качестве предисловия к книге «Новый Орагон, или Истинные указания для истолкования». Эта работа должна была состоять из шести разделов – современное состояние науки, новый метод получения истинных знаний, эмпирические данные, вопросы, которые нужно в дальнейшем исследовать, свод предварительных решений и собственно, философия.

Фрэнсис успел набросать лишь две первые части. Первую автор назвал «О пользе и успехе знания», на латыни она называлась «О достоинстве и приумножении наук».

Философия Бэкона основана на существовании «идолов», влияющих на познания человека. Поэтому вторую часть своего проекта он посвятил описанию принципов так называемого индуктивного метода, который должен был, по его мнению, победить идолов людского разума. Всех идолов, осаждающих умы человечества, философ разделил на четыре вида:

  • К первым он отнес идолов рода, под которыми подразумеваются ошибки и промахи, заложенные в нем самой природой;
  • Вторым видом Фрэнсис считал идолов пещеры, т.е, те ошибки, которые человек делает под влиянием предрассудков;
  • Третье место Бэкон отвел идолам площади, вызванные неточностями и несовершенством языка;
  • И последнее, четвертое место в классификации идолов отводится идолам театра, появление которых провоцируется приверженностью к различного вида системам, авторитетам и доктринам.

В описании предрассудков, мешающих развиваться науке, философ описывал разделение знания на три части, в соответствии с психическими функциями. История у него ассоциировалась с памятью, поэзия отвечала за воображение, а философия (в комплексе с науками), относилась к разуму. Бэкон считал, что научное познание основано на индукции и эксперименте. Индукция в свою очередь, бывает полная и неполная.

Под полной индукцией подразумевалась постоянная повторяемость свойств любого предмета, относящегося к рассматриваемому классу. В этом случае можно обобщить все сходные случаи, и в итоге получается тот же результат. В случае неполной индукции, обобщаются не все примеры, только некоторые, потому что количество этих случаев настолько велико, что их число доходит до бесконечности и теоретически недоказуемо. В этом случае заключение всегда будет вероятностного характера.

Работая над созданием «Истинной индукции», ученый пытался найти не только подтверждающие факты, но опровергающие определенные выводы. Благодаря ему, в естествознании появились два средства исследования – перечисление и исключение, причем главенствующая роль отводилась именно исключениям. Такой метод помог Бэкону прийти к выводу, что «форма» теплоты – это ничто иное, как движущиеся мельчайшие частицы тела.

Теория познания Фрэнсиса Бэкона основывалась на мысли, что только чувственный опыт может породить истинное знание. Именно эту позицию философа и назвали эмпирической. Ученый изучал природу человеческого познания и границы каждой категории, подчеркивал самые важные области, которые еще предстоит изучить, и которые до него никого не интересовали. Бэконовская методология базируется на постепенном индуктивном обобщении фактов, которые возникали во время опытов.

Но философ не собирался упрощать понимание обобщений, он настаивал на том, что анализируя факты, нужно опираться на разум. В 1620-м ученый завершил работу над утопией, которую назвал «Новая Атлантида». Она вышла уже после его смерти в 1627-м. Его труд был задуман с таким размахом, чтобы сравниться с «Утопией» Томаса Мора.

Король Яков назвал труд Фрэнсиса новым светильником во мраке философии прошлых лет, и назначил ему достойную пенсию в сумме 1200 фунтов. Незаконченная «Новая Атлантида» знакомила читателя с загадочной страной под названием Бенсалем, во главе которой стоял «Соломонов дом», или как он еще его назвал – «Общество для познания истинной природы всех вещей», в которое входили все мудрецы страны.

Работа Бэкона не походила на социалистические и коммунистические произведения, она имела хорошо выраженный технократический характер. Философ открыл новый метод познания, который основывался на наблюдении, а не на теории. Именно это открытие позволило Бэкону занять свое достойное место среди важнейших представителей научной мысли.

Экспериментальная наука и опытно-эмпирический метод проведения исследований, изложенных в учении Бэкона, стали бесценным вкладом философа в развитии человеческой мысли. Но стоит отметить, что при жизни Фрэнсису не удалось получить более-менее значимых результатов как в теоретической области, так и в эмпирических исследованиях. Мало того, представители экспериментальной науки категорически отвергли метод индуктивного познания Бэкона.

Личная жизнь

Известно, что в личной жизни знаменитого философа был только один официальный брак. Он женился на Алисе Бэрнем, отцом которой был лондонский старейшина Бенедикт Бэрнем. Стоит отметить, что жених был в три раза старше своей невесты. На момент бракосочетания, состоявшегося 10 мая 1606 года, Фрэнсису было 45 лет, его невесте всего 14. Этот брак был бездетным.

Смерть

Известного философа не стало 9 апреля 1626 года, ему было всего 66. Причиной его смерти стала нелепая случайность. Бэкону всегда нравилось изучать разнообразные природные явления, и вот один раз, когда он катался в экипаже в сопровождении королевского медика, он решился на эксперимент. Фрэнсиса заинтересовал вопрос влияния холода на длительность процесса гниения, и он решил найти ответ экспериментальным способом.

Памятник Фрэнсису Бэкону

Бэкон не поленился сходить на рынок за тушкой курицы, и собственными руками закопать ее в снег. Во время этого процесса он сильно простудился, болезнь быстро прогрессировала и закончилась трагически. 9 апреля 1626 года, на пятый день после проведенного опыта, ученого не стало. Местом его упокоения стала территория церкви Святого Михаила в городке Сент-Олбанс, Англия. После смерти известного философа и адвоката на его могиле установлен монумент.

Читайте также:
Эдуард Врублевский

Открытия

Бэкон стал автором двух новых научных методик – индукции и эксперимента.

Индукция подразумевает собой определенный метод суждений, которые идут от частного к общему. Под экспериментом подразумевается исследование явления в условиях, которыми наблюдатель может управлять. Главное отличие эксперимента и наблюдения в том, что во время проведения эксперимента с изучаемым объектом можно активно взаимодействовать.

Избранные труды

  • «Опыты, или наставления нравственные и политические»
  • «О достоинстве и приумножении наук»
  • «Опыты, или наставления нравственные и политические»
  • «Великое восстановление наук, или Новый Органон»
  • «Опыты, или наставления нравственные и политические»
  • «Новая Атлантида»
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Фрэнсис Бэкон Биография, философия, вклады и работы

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) был печально известным английским философом, политиком, юристом и писателем, чьи знания сделали его отцом философского и научного эмпиризма. Его вклады синтезированы в трех жанрах; литературный, политический и философский. Последний был самым важным для таких шедевров, как Продвижение знаний (1605) е Показания относительно толкования природы (Novum Organum) (1620 г.), его главное творение.

Его исследования были сосредоточены на переформулировании методов научного изучения, потому что, по его мнению, сделанные выводы о природе были не только неправильными, но и препятствовали прогрессу науки..

Для сэра Фрэнсиса Бэкона чувства представляют фундаментальную основу знания, в то время как открытие природы и ее явлений является целью исследования..

Благодаря размышлениям, раскрытым в его работе о моральных и политических достижениях в 1597 году, он был известен как один из великих основателей эссе в Англии, метод, который в дополнение к предоставлению общего интеллектуального опыта, легко понятен.

  • 1 Биография
    • 1.1 Детство и учеба
    • 1.2 Первые занятия по философии
    • 1.3 Novum Organum
    • 1.4 Смерть
  • 2 Философия
    • 2.1 Абстрактное мышление
    • 2.2 Наука и религия
    • 2.3 Демократизация философии
    • 2.4 Отказ от древней философии
    • 2.5 Фокус
    • 2.6 Научный метод
  • 3 Наиболее значимые вклады
    • 3.1 Испытание
    • 3.2 Novum Organum
    • 3.3 Индуктивный метод
    • 3.4 Использование технологии
    • 3.5 Новый научный мир
    • 3.6 Отказ от классической философии: новый способ мышления
    • 3.7 Вопросы о природе
    • 3.8 Эмпирическая теория философии
  • 4 Работы
    • 4.1 Продвижение знаний
    • 4.2 Novum organum scholarum
  • 5 ссылок

биография

Детство и учеба

Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в городе Лондон, Англия. Он был сыном сэра Николаса Бэкона, держателя знаменитой марки Елизаветы I, и Анны Кук Бэкон, одной из самых просвещенных и образованных женщин своего времени.

Его мать отвечала за его обучение в первые годы жизни по пуританским и кальвинистским принципам..

После посещения Кембриджского университета и престижной юридической школы Gray’s Inn в Лондоне, Бэкон стал членом британского парламента в 1584 году..

Несмотря на это, Елизавета I не имела особой оценки, и поэтому его карьере удалось добиться успеха только после прихода к власти в 1603 году короля Джеймса I..

В этом же году Бэкону было присвоено звание рыцаря, а также право носить печать короны после смерти его отца.

Первые занятия по философии

Однако реальные интересы Бэкона были ориентированы на науку. Важно помнить, что большая часть научной работы, разработанной в то время, была сосредоточена на идеях Древней Греции и аристотелевской мысли..

Таким образом, Бэкон начал с изучения различных научных принципов, основанных на методологии Аристотеля.

Это доказывало, что научная истина может быть в конечном итоге раскрыта, если несколько умных людей будут обсуждать данную тему в течение значительного периода времени..

Со временем Бэкон усомнился в этом авторитарном аргументе в поисках реальных доказательств, подтверждающих его правдивость..

Novum Organum

Так в 1620 году он решил написать и опубликовать свои идеи в книге. Показания относительно толкования природы (Novum Organum). Там он указал, как правильно люди могут получать знания естественным путем..

Перед публикацией Novum Organum, Политическая карьера Бэкона продолжала расти. В 1618 году он был назначен канцлером, заняв самое влиятельное политическое положение в Англии..

Также в 1621 году он был назначен виконтом Сент-Олбанса. В течение этого периода Парламент отрицательно указал на это, согласившись принять несколько взяток..

Благодаря выдвинутым против него обвинениям Бэкон был оштрафован, заключен в тюрьму и отозван из суда. Хотя король публично помиловал его, его общественная и политическая карьера закончилась бы в этот период.

смерть

Покинув тюрьму, Бэкон удалился в свой дом в Горхамбери, графство Хартфордшир, где продолжил свою писательскую деятельность. Он умер 9 апреля 1626 года в Лондоне.

философия

Мысль Фрэнсиса Бэкона считается одной из главных и первых в контексте современной философии.

С юных лет Бэкон чувствовал, что философии необходимо извлекать пользу из повседневной жизни и что вся эта доктрина мысли, остающаяся в академической сфере, бесплодна..

Бэкон полагал, что все еще было много препятствий, которые мешали людям думать о более реалистичной и истинной философии природы. Поэтому он намеревался устранить эти препятствия и предложить другой тип мышления.

Затем Фрэнсис Бэкон сосредоточился на том, что он назвал естественной философией, которая позже будет известна как физика.

Реальное намерение Бэкона состояло в том, чтобы понять повседневные ситуации и как сделать так, чтобы люди в целом могли применять улучшения в этих ситуациях..

Абстрактное мышление

Для Бэкона абстрактные аспекты предпочитались так называемой интеллектуальной элитой, и он чувствовал, что чрезмерный анализ этих проблем не оказал положительного влияния на людей, заинтересованных, по меньшей мере, в более земных сферах..

Поэтому для Бэкона мысль о Платоне и Аристотеле была сфокусирована неверно, так что очень рано он стал противником этих типов мышления..

Для Бэкона и науки, и все художественные выражения должны быть доступны человеку и нести ответственность за это..

Одним из важных моментов его мышления является то, что он уделил особое внимание анализу и выявлению того, что улучшает качество жизни людей, чья реальная функциональность видна в результатах, полученных теми же людьми.

Читайте также:
Худайнатов Эдуард: профессиональная биография, история становления компании

Наука и религия

Что касается религии, то для Бэкона Церкви было неоправданно чувствовать угрозу развития науки.

Бэкон полагал, что, возможно, очень мало знаний о науках отрицательно влияло на религиозные убеждения людей, что заставляло их задумываться о несуществовании Бога..

Тем не менее, Бэкон также утверждает, что, наоборот, когда есть глубокие и широкие знания о науках и их последствиях, это заставляет людей возвращаться к вере в Бога.

Одним из аспектов, который Бэкон четко устанавливает, является его презрение к богословским дискуссиям, потому что он считает, что они вызывают много конфликтов и что они неблагоприятны для создания мирного социального контекста..

Демократизация философии

Говоря о Фрэнсисе Бэконе, некоторые авторы подчеркивают тот факт, что этому ученому удалось демократизировать философию, учитывая, что наиболее интересным для него элементом были дела людей..

Бэкон считал, что материальный прогресс важен, но сам по себе он не принесет абсолютного счастья людям.

По его мнению, единственный способ, с помощью которого этот материальный прогресс мог бы привести к большему счастью, заключается в том, если основой, на которой строится такой прогресс, является любовь, рассматриваемая не как идея или концепция, а отраженная в конкретных работах..

Отказ от древней философии

Фрэнсис Бэкон стал убежденным противником древней философии, особенно греческой философии. Он считал, что эта мысль не имеет никакого применения в повседневной жизни, поэтому она не была полезна.

Часть идей Бэкона может быть объяснена в протестантском потоке времени, который показал отказ от философии, в основном потому, что она не считалась деятельностью для практических целей. Бэкон полагал, что аристотелевская логика работала только для проведения словесных споров.

Фрэнсиса Бэкона можно считать представителем протестантской мысли, основания которой уменьшали важность мысли о созерцании. Именно в этом контексте Бэкон считает, что так называемая схоластическая философия противоречит человеку, так как ее характер чисто созерцательный и даже умозрительный.

Для Бэкона только факт практичности элементов указывает, действительно ли они истинны.

подход

Центр мышления Фрэнсиса Бэкона находится в результатах. Философия, которую он предложил, основана на логике процесса, имеющего научно-технический характер.

Бэкон представляет эксперименты как инструменты, которые служат для доминирования над природой, с помощью которых можно перечислять данные и интерпретировать их в соответствии с тем, что чувства заставили нас наблюдать или воспринимать.

Для Бэкона существует ряд предрассудков, которые он называет идолами, что является огромным препятствием для понимания мира людьми. Бэкон считает, что способность понимания людей намного ниже, поэтому необходимо избавиться от тех предрассудков, которые омрачают такое понимание.

Идолов, упомянутых Бэконом, четыре: из пещеры, из племени, из театра и с публичной площади или с форума.

-Идолы пещеры – это предрассудки, которые были приобретены людьми в результате полученного образования, а также все те привычки, которые были получены со временем.

-Идолы племени соответствуют предрассудкам, которые широко используются всеми людьми, которые являются частью одного общества.

-Идолы театра – это те, которые происходят от того, что Бэкон считает ложной философией.

-Идолы публичной площади или форума – это те, которые соответствуют предрассудкам, усвоенным в результате неправильного использования языка, которые часто используются неточно.

Научный метод

Перечислив основные предрассудки, с которыми сталкиваются люди, Фрэнсис Бэкон устанавливает важность упорядочения опыта, чтобы результаты, полученные из наблюдений, были как можно ближе к истине..

Именно в этой области он вводит логическую индукцию, как фундаментальный элемент научного метода..

Для Бэкона есть три фундаментальных элемента для организации и последующей интерпретации данных, полученных в результате наблюдений. Для набора этих трех элементов он назвал это Теория трех таблиц.

Первая таблица была названа Бэконом «таблицей присутствия» и соответствует сценарию, в котором следует указать, в каких случаях наблюдается наблюдаемое явление..

Вторая таблица называлась «таблица отсутствия», и это пространство, в котором следует указать, в каких случаях изучаемое явление не генерируется..

Наконец, третья таблица была названа «таблицей градусов» и соответствует сценарию, в котором будут указываться случаи, в которых рассматриваемое явление демонстрирует изменения в различной степени интенсивности..

Наиболее значительный вклад

Эссе

Эссе представляет собой текст, написанный в прозе, в котором автор развивает свои идеи по определенному предмету с характером и личным стилем.

Хотя эссе первоначально появилось в 1580 году с работой французского писателя Мишеля де Монтеня, в 1597 году Фрэнсис Бэкон сделал свои шедевры Эссе, в соответствии с десятью работами, которые превратят его – по мнению его современников – в главного реферата эссе.

Эти работы, дополненные во втором издании (1612 г.) 38 дополнительными эссе, которые Бэкон назвал «воссозданием моих других исследований», завоевали большую популярность благодаря их простому стилю, без украшений лингвистики, и затрагивали вопросы общественного или частного характера. проанализировано с разных точек зрения.

Novum Organum

В 1620 году Фрэнсис Бэкон написал свою работу Novum Organum (Показания относительно толкования Природы), которая защищает науку как подходящий способ для человека контролировать природу.

В следующем разделе эта работа будет обсуждаться подробно.

Индуктивный метод

Индуктивный метод предоставляет исследователю общие данные из более подробного. Эта концепция обобщает то, что Мора (1990) утверждает, который утверждает, что:

Он состоит из той формальной логической процедуры, которая начинается с универсальных принципов (дедуктивный метод), а затем применяется к конкретным фактам или случаям или протекает в обратном направлении (индуктивный метод), то есть из той части фактов и конкретных данных, которые можно вывести из этого. Логически выводы или обобщения более универсального характера. (P.211)

Бэкон попытался с помощью индуктивного метода создать практический инструмент для анализа опыта, исходя из очень специфических или общих характеристик анализируемых факторов и, таким образом, прийти к более обобщенному выводу..

Этому великому философу приписывают то, что он включил логику в индуктивизм, формулу, которая имела большое значение в развитии исследований и улучшении научных гипотез..

Использование технологии

За свою карьеру Бэкон создал обширный документальный фильм. Хотя их анализ научной мысли не оказал существенного влияния, в качестве руководства использовался способ выполнения научной работы..

Для Бэкона использование технологий имеет важное значение и должно быть демократизировано. Он утверждал, что в течение семнадцатого века люди использовали лучшие технологии, по сравнению с тем, что существовало в классическую эпоху.

Читайте также:
Алекса́ндр Македо́нский - отзывы, мнение, рейтинг

Некоторые примеры, на которые указал Бэкон, включают печатный станок, который позволил демократизацию знаний; порох, который дал больше сил армиям; и магнитный компас, который облегчил навигацию кораблей и позволил открыть Америку.

Новый научный мир

В своей книге Instauratio, Бэкон отмечает, что знания могут быть обнаружены во всех видах человеческой деятельности.

Благодаря ему мыслители начали отходить от идей классических мыслителей (со средиземноморских территорий) и стали поднимать методы исследования природы, некоторые из которых до сих пор актуальны.

Научная область была обогащена как экономически, так и интеллектуально благодаря постулатам Бэкона и полученным из них открытиям..

Отказ от классической философии: новый способ мышления

В течение семнадцатого века большинство профессоров и мыслителей были ответственны за изучение слов Аристотеля и его исследований о природе, как если бы они были абсолютными истинами. Ни один ученый не позволял изучать науку по-другому.

Бэкон, напротив, отвечал за замену произведений Аристотеля и Платона (на основе логических и философских рассуждений) новым объемом исследований и научных знаний (на основе экспериментов и наблюдений)..

Он также возражал против тенденции Аристотеля, Платона и большинства греческих философов смешивать научные идеи с религиозными.

Бэкон считал, что наука и религия должны изучаться независимо друг от друга. Он сильно отличался от тех, кто считал, что законы природы являются частью «высшей» цели.

Бэкон считал, что законы природы в мире готовы к открытию и, если возможно, эксплуатируются.

Вопросы о природе

Бэкон считал, что секреты природы раскрыть нелегко. Он предложил, чтобы знать, что она может предложить, мы должны энергично работать, задавая как можно больше вопросов..

Чтобы раскрыть тайны природы, мы должны использовать эксперименты и вопросы. Только тогда мы сможем раскрыть правду, которая в нем.

Истина природы не раскрывается из философских наблюдений Аристотеля, она выходит за рамки медитации и идей.

Истина природы раскрывается с помощью данных, собранных в последовательной и организованной форме. Эти данные проанализированы позже.

Эмпирическая теория философии

Для Бэкона природа может быть познана только через чувства. Это должно быть единственным объектом изучения, так как он имеет много качеств и форм.

Вот как Бэкон утверждает, что интерпретация, которую воспринимают чувства природы, всегда верна и представляет собой изначальный источник знаний..

Бэкон оставил в своем наследии понятие послушания постоянно меняющейся природы, состоящее из законов.

По мнению Бэкона, природа никогда не может быть доминирующей, поскольку составляющая ее материя всегда находится в движении..

завод

Фрэнсис Бэкон произвел несколько произведений, созданных в разных областях, среди которых политические, литературные и философские. Ниже приведены две его наиболее важные работы в области философии:

Продвижение знаний

Продвижение знаний Это была работа, опубликованная Бэконом в 1605 году. Считалось, что эта книга была просто черновиком того, что считается основной работой Бэкона, называемой Novum organum.

Тем не менее, различные исследования показали, что Продвижение знаний соответствует работе в себе. С интересным подходом мы говорим о корне и эволюции мысли Фрэнсиса Бэкона.

Это была одна из первых работ Бэкона, которая начала появляться, когда этому автору было уже 40 лет, потому что он ранее посвятил себя исключительно политике..

Novum organum scholarum

Название этой работы переводится на испанский как Новые инструменты науки, и соответствует самой актуальной книге сочинений и опубликованной Фрэнсисом Бэконом.

Книга была создана с главной целью; дискредитировать произведения Аристотеля, известные как Organon, который, по словам Бэкона, отражает серию ошибок, известных как «идолы»: племени, пещеры, площади и театра.

в Novum Organum (1620) Бэкон объясняет, что:

Человек своим падением утратил состояние невинности и свою империю из-за творения, но одну и другую утрату можно частично исправить в этой жизни: первую – религией и верой, второй – искусством и наукой.«(С.199).

Бэкон полностью не одобрил теории Аристотеля и упрекнул его методы, полагая, что они были бесполезны, потому что они пользовались утомительным стилем, ориентированным исключительно на дебаты, а не на пользу создания произведений, представляющих большую ценность для человеческой жизни..

Бэкон пришел к выводу, что промышленная революция откроет путь к серьезным вызовам, которые заставят людей находить практические инструменты, которые будут мешать аристотелевской логике.

В Novum Organum это отличается от Organon Аристотеля в двух вкладах: метод для выполнения продвинутых индукций, и другой метод исключения, в котором Бэкон предлагает, что сначала необходимо получить достаточно и точные данные, а затем начать устранять некоторые из них (деструктивная теория).

Затем он излагает конструктивный метод, который он называет «теорией трех таблиц»; первая – таблица присутствия, в которой указано, в каком пространстве происходит это явление.

Противоположная таблица указана в таблице отсутствия, то есть в которой эта природа не указана. Наконец, есть таблица степеней, которая указывает на различные степени интенсивности, в которой наблюдается среда.

Границы утопии. Вариация третья. Фрэнсис Бэкон

Английский государственный деятель с несколько скандальной репутацией, философ-материалист, ярый сторонник и пропагандист опытного знания более всего в России известен по русскому переводу его основополагающего афоризма – «Knowledge itself is power». Хоть это вошло во многие сборники мудрых мыслей, как «знание – сила», очевидно, что Бэкон думал шире, энциклопедичнее, подразумевал своим лозунгом гораздо больше, чем те, кто потом его использовал в более практичных целях, как флаг. По его глубокому убеждению знание – есть прежде всего научное знание, полученное прежде всего опытным путем. Любое другое знание он воспринимал, как недоразумение. А то, что невозможно было доказать апостериори, как бы и не существовало. Оставшийся потомкам афоризм являлся для автора его не крылатой фразой, а лозунгом, программой, которой он следовал и в теории ( философские труды), и на практике (в пропаганде именно такого вида научного знания).

Способом раскрытия его позиция стало и литературное произведение – «Новая Атлантида», в котором Бэкон показывает, что наука требует буквально всестороннего и методичного обучения. Пожалуй, именно «Новая Атлантида» оказалась не менее известным созданием Бэкона, чем его бессмертный и многозначный вывод в лаконичной форме..

Читайте также:
Бобринский Николай Алексеевич - биография, личная жизнь, фото, видео

Высшие учебные заведения – университеты— в Западной Европе появились за несколько веков до того, как об наукограде или академгородке , об интеллектуальной институции нового типа написал Бэкон. Но он буквально в деталях описал все, что должно быть в этом ученом конгломерате. И американские студенческие кампусы нашего времени, и Сорбонна в ее нынешнем виде, как и ближайшие новации данного рода в современной России, скорее всего, вышли именно из «Новой Атлантиды», как вся русская литература из «Шинели» Гоголя известным со школы тезисам Достоевского.

Несмотря на то, что «Новая Атлантида», как литературное произведение, не было завершено автором, в нем есть главное, что мог и хотел сказать Фрэнсис Бэкон про достижения жителей острова Бенсалем. Его в духе известного диалога Платона автор утопического повествования именует Атлантидой.

Если говорить о личных впечатлениях, рассказчик здесь описывает подробно два здания, в которых бывал за время нахождения на острове торжества науки и техники. Это – Дом чужестранцев и Дворец, в котором произошла встреча путешественника и одного из отцов Дома Соломона.

Дом чужестранцев – просторное двухэтажное здание для приема и размещение на продолжительное время достаточно редких приезжих, посещавших остров. Здесь имелся зал для встречи с представителями местной власти – наверху, а внизу – спальни для путешественников и больничные палаты для тех, кому после долгого пути требовалась медицинская помощь. Дворец, в котором повествователь общался с представителем научной элиты острова, описан скупо, поскольку главное здесь – монолог ученого о том, что построено было на Бенсалеме для научных целей. Практически этот подробный отчет и стал своеобразным устным путеводителем по месту бытования ученых мужей и их сограждан.

Отец Дома Соломона, названного в память о библейском мудреце, перечисляет дома света, звука, механики, профилактории, производства, аптеки и галереи. Практически перед нами дан проект комплекса зданий под учреждения научного профиля – все сказанное Бэконом практически полностью осуществлено оказалось в последующие столетия.

Описанный им научный городок есть институтские здания с лабораториями, в каждом из которых ведутся исследования в одном из избранных направлений. Здесь же находятся и производства, благодаря которым можно создавать необходимое для опытов и практических целей оборудование . ( Причем, бенсалемцы не ограничиваются собственными научными разработками – их мудрейшие посланники на двенадцать лет оправляются в путешествия по разным странам, чтобы из них привезти не только новые знания, но и то, что имеет новизну в техническом отношении – механизмы и приборы, чтобы использовать их в собственных новых исследованиях и опытах).

Перспективы научного прогресса, описанные Бэконом в « Новой Атлантиде», поистине волнующие и обнадеживающие на дальнюю перспективу. (Поразительно и то, что многое из намеченного Бэконом до мельчайших подробностей осуществилось на практике .)

Он пишет о шахтах, уходящих глубоко под землю; о башнях, возведенных на горах, чтобы ,благодаря им проводить наблюдения, в том числе , и астрономические.

Отец Дома Соломона рассказывает страннику и о двух галереях, которые являются прообразом музеев научно-технического толка. В одной галерее выставлены образцы изобретений, которые по мнению отцов Дома Соломона ( читай, академиков) имеют общественный интерес. В другой галерее установлены скульптуры самых выдающихся изобретателей разных времен и стран. Таким образом, научная деятельность затерянного в океане острова оказывается включенной в мировой процесс познания природы и места человека в нем.

Бэкон , говоря о деятельности Дома Соломона, обращает внимание и на такой момент: не вся полученная опытным путем информация открывается обществу. И что-то имеет как гриф секретности, что также прочитывается в качестве злободневного прогноза.

Фрэнсис Бэкон очень лаконично показал все, что обязательно, по его просвещенному мнению, должно быть для достижения прогресса в науке, как база, как непременное условие. Нет принципиальной разницы для него, как футуролога в том , что будет все описанное в «Новой Атлантиде» возведенным в одном месте или тоже разбросано, как отдельные объекты, в разных частях Бенсалема. Важнее тут для Бэкона, как пропагандиста идеи совсем другое, то, что будет когда-то осуществлен проект создания научного центра, который может проводить исследования в разных областях науки и человеческой деятельности. Он постоянно повторяет, что у бенсалемцев теория никогда не расходилась с практикой. И достижения отцов Дома Соломона в научных и технических изысканиях, их помощников и учеников всегда имели сугубо практическую цель: что-то изменить к лучшему в жизни самих продвинутых островитян. А также стать долгосрочным заделом для будущих поколений, которым суждено жить и делать свои поразительные открытия на благословенном острове, который задуман и описан автором «Новой Атлантиды» как идеальное место для развития научных инициатив.

Важен и тезис Бэкона о том, что для развития науки нужна хорошая школа и соответствующая ей база для проведения опытов . Этот вывод нашел себе подтверждение достаточно быстро и не утратил своего значения до сих пор, потому что оказался аксиомой.

Если сравнивать утопические рассуждения Бэкона о будущем с тем, что предлагали его современники Мор и Кампанелла, то очевидно , что «Новая Атлантида» есть проект, который без прекраснодушия и пафоса осуществим повсеместно. Так сказать, имел и тогда, и потом вполне реальное продолжение, что и произошло на всех континентах планеты за прошедшие четыреста лет после выхода посмертного издания этой книги Бэкона. Она стала простым и ясным руководством к действию в деле пропаганды открытий в разных областях знания, прежде всего, в естественных науках. И в сопоставлении с «Утопией» или «Городом Солнца» в основе своей выражала явный позитивный посыл без каких-либо издержек при материализации сказанного Бэконом.

Логично, что именно «Новая Атлантида» завершает триптих первоначальных книг утопического содержания, став на перспективу руководством к действию. И не утратила подобного значения до сих пор, поскольку в ней высказывались предложения четкие, востребованные и по сути своей – креативные в контексте научной деятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: