Франсуа Гизо, биография, история жизни, факты.

Франсуа Гизо: жизнь и творчество

Франсуа Гизо (1787-1874) – один из выдающихся французских историков эпохи Реставрации, видный представитель либеральной мысли первых десятилетий 19 в., активный политический деятель. Трудно однозначно ответить на вопрос, что доминировало в Гизо – качества политика или историка. Скорее всего, Гизо – политик дополнял Гизо – историка и наоборот.

История интересовала его потому, что он пытался понять перспективу развития человеческого общества. В историю цивилизации он всматривался не как бесстрастный исследователь, а как политик, пытавшийся найти ответ на чрезвычайно актуальный для того времени вопрос: как достичь «свободного правления» и в чем его суть.

Франсуа Пьер Гийом Гизо родился на юге Франции, в городе Ниме, 4 октября 1787 года, в буржуазной протестантской семье. Возможно, именно протестанскому воспитанию обязан Гизо созданием своей исторической концепции – убежденности в целесообразности всего хода истории, взаимозависимости и взаимообусловленности исторических эпох и, как следствие, признанию закономерностей исторического развития.

Отец Гизо – адвокат по профессии – в апреле 1794 года погиб на эшафоте за участие в революционных событиях на стороне федералистов. В 1798 году его вдова с детьми переехала в Женеву, где Гизо и получил образование. Особое внимание будущий историк уделял изучению иностранных языков и риторики, в университете он прослушал курсы по словесности, юриспруденции, философии. Впоследствии Гизо назвал Женеву своей «интеллектуальной колыбелью».

В Швейцарии собралась многочисленная французская эмиграция, центром которой было имение мадам де Сталь замок Коппет. Гизо лишь несколько раз посетил ее дом, но сумел познакомиться со многими представителями французской либеральной мысли. Однако общество эмигрантов Гизо мало удовлетворяло, его манил Париж, куда он отправляется в сентябре 1805 года, не имея ни средств, ни знакомств. Он поступает домашним учителем и секретарем в семью Стапфера (министр наук и искусств Гельветической республики). Вечера, которые устраивал Стапфер, собирали лучших представителей интеллигенции Франции, на одном из них Гизо познакомился с писательницей Полиной Мелан, ставшей впоследствии его женой. Связи семьи Мелан с правительственными кругами открыли Гизо дорогу в политическую деятельность.

В 1811 году Гизо получил место мелкого чиновника в министерстве иностранных дел, а в 1812 году Ройе-Коллар – видный политический и государственный деятель, адвокат, профессор философии – предложил Гизо место преподавателя истории в Сорбонне. На это предложение Гизо воскликнул: «Историю? Но я же не знаю ее!» и получил ответ: «Ничего, вы узнаете ее в процессе преподавания». Гизо начал усердно заниматься. В итоге, к 1830 году он сделался одним из самых уважаемых профессоров Сорбонны, аудитории во время его лекций были полны, студентов потрясала эрудиция преподавателя, свободное знание греческого, латинского и четырех европейских языков. Гизо оперировал огромным количеством фактов и документов. Все современники отмечали ораторский талант Гизо, однако подчеркивали, что этот талант сочетается у него с некоторым высокомерием: Гизо как бы поучал, говорил не на равных со слушателями.

Несмотря на успехи в науке, Гизо мечтал о политической карьере. Он примкнул к наиболее умеренному крылу либеральной оппозиции, которую представляли конституционалисты-роялисты – «доктринеры». Группа доктринеров была малочисленной, их количество никогда не превышало 10 человек. Первоначально главой этого направления был Ройе-Коллар, но с середины 20-х годов его лидером стал Гизо. Он являлся и теоретиком группы, написал огромное количество брошюр: «О представительном правлении и современном положении Франции», «О заговорах и политической правосудии», «О средствах правительства и оппозиции в современных условиях Франции» и мн. др.

Доктринеры выдвинули тезис об исторической правомерности Французской революции, ее прогрессивности с точки зрения тех принципов, которые она утверждала, и брали под защиту рожденный ею бессословный гражданский строй. Их воззрения были связаны с верой в исторический прогресс, в основе которого лежит развитие личности, ее культурный рост, расширение ее прав и свобод. Они проповедовали идею того, что революция- стадия вековой эволюции, ведущей к установлению общества более совершенного, нежели предыдущее.

Политические размышления. Поиск мер, которые обеспечили бы Франции стабильность, привели локтринеров к идее легитимной монархии. Сохранение династии Бурбонов, считал Гизо, стало бы спасением Франции, пережившей революцию. Гизо верил в необходимость сохранить идеалы 1789 года, отделить их от революции и соотнести с королевской властью. Гизо защищал Хартию 1814 года, поскольку в ней были заложены основные принципы нового общества во Франции и закреплены результаты революции. Гизо ратовал за улучшение отношений между монархией и народом путем укрепления во Франции конституционно-правового порядка.

В апреле 1814 года Гизо становится генеральным секретарем министерства внутренних дел. Находясь на этом посту он участвует в подготовке проекта закона о свободе печати и реформы народного образования.

Возвращение Наполеона заставило Гизо оставить государственную службу и покинуть Париж.

Середина 20-х-середина 40-х гг. стали временем активной литературной деятельности Гизо, когда им были написаны такие работы, как: «О смертной каре по политическим мотивам», «История представительного правления», «Опыт истории Франции», «История английской революции», «Курс новой истории» (в 6 т.), «История цивилизации в Европе», «История цивилизации во Франции» и др. В 1824 году доктринеры во главе с Гизо основали газету «Глоб», в 1827 году Гизо стал руководителем еще одного периодического издания – «Ревю Францез». Статьи этого журнала были посвящены проблемам истории, философии, литературы и одновременно, как замечал сам Гизо, проникнуты духом политики.

Рассуждая о смертной казни по политическим мотивам, он не отвергает эту меру полностью, однако, называет ее чрезвычайно опасной для правительства часто к ней прибегающего.

Идеальным общественным устройством Гизо считал представительное правление, в основе которого лежит разделение властей, выборность и публичность действий. Крайние политические течения в обществе способна, по мнению Гизо, примирить только сильная королевская власть. Поэтому для Франции, считал Гизо, главное заключается в том, чтобы король смог подняться над политическими страстями и найти в себе силы не становиться на чью-либо сторону. Когда же король увлекся политической борьбой, Гизо перешел в оппозицию к режиму Реставрации.

Читайте также:
Лев Никола́евич Толсто́й - отзывы, мнение, рейтинг

Гизо много работал над историей Английской революции 17 в., сравнивал ее с революцией во Франции.

Значение «Истории цивилизации в Европе» и «Истории цивилизации во Франции» заключается прежде всего в стремлении подойти к пониманию закономерностей исторического развития, в проникновении в диалектику развития исторических эпох. Гизо доказывает то, что общество никогда не распадается раньше, чем в его среде не возникает новое. Само понятие «цивилизация» означало для Гизо прежде всего идею непрерывного прогресса и нравственного совершенствования самого человека.

В 1827 году, в период правления Карла X (1824-1830), Гизо основал общество «На Бога надейся, а сам не плошай», в состав которого вошли члены школы доктринеров. Общество активно вело работу по подготовке выборов в палату депутатов, его цель состояла в том, чтобы конституционными методами добиться победы либералов на выборах. В результате уже в 1827 году либералы получили относительное большинство мест в палате депутатов.

Революцию 1830 года Гизо воспринял довольно противоречиво. Политический режим, рожденный революцией, считал он, плод не закона и разума, а страстей и политических интриг. Поэтому главную задачу он видел в преодолении революционного духа и восстановлении свободы и порядка во Франции. Вину за революцию он возлагал на Карла X и его окружение, которые изменили Хартии 1814 года.

Деятельность Гизо в 30-е гг. была многогранна. В январе 1830 года он был избран в палату депутатов, в ноябре возглавил министерство внутренних дел (занимался разработкой Хартии 1830 года), с 1832 по 1837 год был министром образования (разработал реформу народного образования, в основу которой положил принцип расширения его социальной базы и доступного начального образования для всех), с 1839 по 1840 год являлся послом Франции в Англии, с 1840 года был министром иностранных дел и фактическим главой правительства, а с 1847 года вплоть до революции 1848 года был премьер-министром. С началом революции Луи Филипп дает отставку Гизо, который, испугавшись размаха народных выступлений в Париже, бежит в Англию.

После революции Гизо вернулся во Францию и в 1849 году выдвинул свою кандидатуру на выборах в Законодательное собрание, но потерпел неудачу. Больше в политику он не возвращался, предпочитая заниматься литературной деятельностью. Умер Гизо 12 октября 1874 года в Валь-Рише.

Использованная литература:

Гизо Ф. История цивилизации в Европе. СПб., 1892

Федосова Е.Н. Франсуа Гизо: историк и государственный деятель/Новая и новейшая история. 1997. №2. С.57-68.

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА – РЕФЕРАТЫ – Франсуа Гизо: жизнь и творчество

Франсуа Гизо. Жизнь и творчество

Франсуа Гизо (1787-1874) – один из выдающихся французских историков эпохи Реставрации, видный представитель либеральной мысли первых десятилетий 19 в., активный политический деятель. Трудно однозначно ответить на вопрос, что доминировало в Гизо – качества политика или историка. Скорее всего, Гизо – политик дополнял Гизо – историка и наоборот.

История интересовала его потому, что он пытался понять перспективу развития человеческого общества. В историю цивилизации он всматривался не как бесстрастный исследователь, а как политик, пытавшийся найти ответ на чрезвычайно актуальный для того времени вопрос: как достичь «свободного правления» и в чем его суть.

Франсуа Пьер Гийом Гизо родился на юге Франции, в городе Ниме, 4 октября 1787 года, в буржуазной протестантской семье. Возможно, именно протестанскому воспитанию обязан Гизо созданием своей исторической концепции – убежденности в целесообразности всего хода истории, взаимозависимости и взаимообусловленности исторических эпох и, как следствие, признанию закономерностей исторического развития.

Отец Гизо – адвокат по профессии – в апреле 1794 года погиб на эшафоте за участие в революционных событиях на стороне федералистов. В 1798 году его вдова с детьми переехала в Женеву, где Гизо и получил образование. Особое внимание будущий историк уделял изучению иностранных языков и риторики, в университете он прослушал курсы по словесности, юриспруденции, философии. Впоследствии Гизо назвал Женеву своей «интеллектуальной колыбелью».

В Швейцарии собралась многочисленная французская эмиграция, центром которой было имение мадам де Сталь замок Коппет. Гизо лишь несколько раз посетил ее дом, но сумел познакомиться со многими представителями французской либеральной мысли. Однако общество эмигрантов Гизо мало удовлетворяло, его манил Париж, куда он отправляется в сентябре 1805 года, не имея ни средств, ни знакомств. Он поступает домашним учителем и секретарем в семью Стапфера (министр наук и искусств Гельветической республики). Вечера, которые устраивал Стапфер, собирали лучших представителей интеллигенции Франции, на одном из них Гизо познакомился с писательницей Полиной Мелан, ставшей впоследствии его женой. Связи семьи Мелан с правительственными кругами открыли Гизо дорогу в политическую деятельность.

В 1811 году Гизо получил место мелкого чиновника в министерстве иностранных дел, а в 1812 году Ройе-Коллар – видный политический и государственный деятель, адвокат, профессор философии – предложил Гизо место преподавателя истории в Сорбонне. На это предложение Гизо воскликнул: «Историю? Но я же не знаю ее!» и получил ответ: «Ничего, вы узнаете ее в процессе преподавания». Гизо начал усердно заниматься. В итоге, к 1830 году он сделался одним из самых уважаемых профессоров Сорбонны, аудитории во время его лекций были полны, студентов потрясала эрудиция преподавателя, свободное знание греческого, латинского и четырех европейских языков. Гизо оперировал огромным количеством фактов и документов. Все современники отмечали ораторский талант Гизо, однако подчеркивали, что этот талант сочетается у него с некоторым высокомерием: Гизо как бы поучал, говорил не на равных со слушателями.

Несмотря на успехи в науке, Гизо мечтал о политической карьере. Он примкнул к наиболее умеренному крылу либеральной оппозиции, которую представляли конституционалисты-роялисты – «доктринеры». Группа доктринеров была малочисленной, их количество никогда не превышало 10 человек. Первоначально главой этого направления был Ройе-Коллар, но с середины 20-х годов его лидером стал Гизо. Он являлся и теоретиком группы, написал огромное количество брошюр: «О представительном правлении и современном положении Франции», «О заговорах и политической правосудии», «О средствах правительства и оппозиции в современных условиях Франции» и мн. др.

Читайте также:
Жюль Верн, биография, творчество, история жизни

Доктринеры выдвинули тезис об исторической правомерности Французской революции, ее прогрессивности с точки зрения тех принципов, которые она утверждала, и брали под защиту рожденный ею бессословный гражданский строй. Их воззрения были связаны с верой в исторический прогресс, в основе которого лежит развитие личности, ее культурный рост, расширение ее прав и свобод. Они проповедовали идею того, что революция- стадия вековой эволюции, ведущей к установлению общества более совершенного, нежели предыдущее.

Политические размышления. Поиск мер, которые обеспечили бы Франции стабильность, привели локтринеров к идее легитимной монархии. Сохранение династии Бурбонов, считал Гизо, стало бы спасением Франции, пережившей революцию. Гизо верил в необходимость сохранить идеалы 1789 года, отделить их от революции и соотнести с королевской властью. Гизо защищал Хартию 1814 года, поскольку в ней были заложены основные принципы нового общества во Франции и закреплены результаты революции. Гизо ратовал за улучшение отношений между монархией и народом путем укрепления во Франции конституционно-правового порядка.

В апреле 1814 года Гизо становится генеральным секретарем министерства внутренних дел. Находясь на этом посту он участвует в подготовке проекта закона о свободе печати и реформы народного образования.

Возвращение Наполеона заставило Гизо оставить государственную службу и покинуть Париж.

Середина 20-х-середина 40-х гг. стали временем активной литературной деятельности Гизо, когда им были написаны такие работы, как: «О смертной каре по политическим мотивам», «История представительного правления», «Опыт истории Франции», «История английской революции», «Курс новой истории» (в 6 т.), «История цивилизации в Европе», «История цивилизации во Франции» и др. В 1824 году доктринеры во главе с Гизо основали газету «Глоб», в 1827 году Гизо стал руководителем еще одного периодического издания – «Ревю Францез». Статьи этого журнала были посвящены проблемам истории, философии, литературы и одновременно, как замечал сам Гизо, проникнуты духом политики.

Рассуждая о смертной казни по политическим мотивам, он не отвергает эту меру полностью, однако, называет ее чрезвычайно опасной для правительства часто к ней прибегающего.

Идеальным общественным устройством Гизо считал представительное правление, в основе которого лежит разделение властей, выборность и публичность действий. Крайние политические течения в обществе способна, по мнению Гизо, примирить только сильная королевская власть. Поэтому для Франции, считал Гизо, главное заключается в том, чтобы король смог подняться над политическими страстями и найти в себе силы не становиться на чью-либо сторону. Когда же король увлекся политической борьбой, Гизо перешел в оппозицию к режиму Реставрации.

Гизо много работал над историей Английской революции 17 в., сравнивал ее с революцией во Франции.

Значение «Истории цивилизации в Европе» и «Истории цивилизации во Франции» заключается прежде всего в стремлении подойти к пониманию закономерностей исторического развития, в проникновении в диалектику развития исторических эпох. Гизо доказывает то, что общество никогда не распадается раньше, чем в его среде не возникает новое. Само понятие «цивилизация» означало для Гизо прежде всего идею непрерывного прогресса и нравственного совершенствования самого человека.

В 1827 году, в период правления Карла X (1824-1830), Гизо основал общество «На Бога надейся, а сам не плошай», в состав которого вошли члены школы доктринеров. Общество активно вело работу по подготовке выборов в палату депутатов, его цель состояла в том, чтобы конституционными методами добиться победы либералов на выборах. В результате уже в 1827 году либералы получили относительное большинство мест в палате депутатов.

Революцию 1830 года Гизо воспринял довольно противоречиво. Политический режим, рожденный революцией, считал он, плод не закона и разума, а страстей и политических интриг. Поэтому главную задачу он видел в преодолении революционного духа и восстановлении свободы и порядка во Франции. Вину за революцию он возлагал на Карла X и его окружение, которые изменили Хартии 1814 года.

Деятельность Гизо в 30-е гг. была многогранна. В январе 1830 года он был избран в палату депутатов, в ноябре возглавил министерство внутренних дел (занимался разработкой Хартии 1830 года), с 1832 по 1837 год был министром образования (разработал реформу народного образования, в основу которой положил принцип расширения его социальной базы и доступного начального образования для всех), с 1839 по 1840 год являлся послом Франции в Англии, с 1840 года был министром иностранных дел и фактическим главой правительства, а с 1847 года вплоть до революции 1848 года был премьер-министром. С началом революции Луи Филипп дает отставку Гизо, который, испугавшись размаха народных выступлений в Париже, бежит в Англию.

После революции Гизо вернулся во Францию и в 1849 году выдвинул свою кандидатуру на выборах в Законодательное собрание, но потерпел неудачу. Больше в политику он не возвращался, предпочитая заниматься литературной деятельностью. Умер Гизо 12 октября 1874 года в Валь-Рише.

Использованная литература:

Гизо Ф. История цивилизации в Европе. СПб., 1892

Федосова Е.Н. Франсуа Гизо: историк и государственный деятель/Новая и новейшая история. 1997. №2. С.57-68.

Франсуа Гизо

Биография писателя

Франсуа Пьер Гийом Гизо — французский историк, критик, политический и государственный деятель.

Франсуа Гизо родился в Ниме в протестантской буржуазной семье. Его родители были тайно обвенчаны протестантским священником. 8 апреля 1794 года его отец был гильотинирован, обвиненный в федерализме, в разгар революционного террора. Мать, женщина принципиальная, либеральная и принявшая учение Ж.-Ж. Руссо, увезла мальчика в Женеву, и там, в эмиграции, он получил хорошее образование. Мадам Гизо была типичной гугеноткой XVIII века, глубоко верующая, непоколебимая в своих принципах, хорошо понимающая свои обязанности. Она сформировала характер своего сына, и разделила с ним все превратности его жизни. В период могущества своего сына, она, всегда в трауре по своему мужу, была с его друзьями. В момент его изгнания, мать последовала за ним в Лондон, там и умерла в глубокой старости.

Читайте также:
Джордж Оруэлл, биография, история жизни, факты.

В 1812 году Гизо женится на писательнице Полин де Мёлан. Полин — аристократка по происхождению, была вынуждена зарабатывать на жизнь литературным трудом. Когда она заболела, Франсуа Гизо писал за неё статьи. Эта дружба переросла в любовь, несмотря на то, что Полин была старше на 14 лет. От этого брака родится сын, которого тоже звали Франсуа (1819—1837), однако первая жена Гизо умерла рано, в 1827 году. Будучи вдовцом, он женится в 1828 году на племяннице своей первой жены Элизе Диллон, также писательнице. От этого брака будет трое детей : две дочери Генриетта и Полина, затем сын Гийом (1833) . Вторая супруга Гизо умирает вскоре после рождения сына. На протяжении последующих десятилетий спутницей жизни Гизо была княгиня Ливен, хотя официально они отношения не оформляли.

В 1832 году Гизо назначается в новом кабинете министром образования. Под его руководством число начальных школ во Франции достигло 23 тысяч за 15 лет.
В 1836 году Франсуа Пьер Гийом Гизо вошел в кабинет министров Луи Моле, но в 1837 году, вместе с своими друзьями, вышел из кабинета и несколько времени спустя примкнул к большой коалиции, образовавшейся против Моле из всех оттенков оппозиции.
В 1840 году, уже в новом кабинете министров, Гизо возглавляет министерство иностранных дел, но фактически становится лидером правительства.

Участвовать в политической жизни Франсуа Гизо начинает, дождавшись Реставрации. Между 1826 и 1830 годами он публикует несколько больших работ по истории Франции и Англии. В январе 1830 года он избран депутатом Лизье, и подписывает обращение 221 против политики Карла X. Он был за конституционную монархию, защищал Луи-Филиппа, которого приводит на трон Июльская Революция. Благодаря этим событиям Гизо попадает в правительство, сначала как министр Внутренних Дел (1830), затем, как министр образования (народного просвещения) 1832—1836. В качестве министра народного просвещения, он полностью пересматривает политику государства в этом вопросе. В этот же период он находится в постоянной оппозиции к Тьеру. Отставка Тьера, слишком воинственного для главы правительства, приводит к назначению маршала Сульта официальным главой правительства, но именно Гизо является в этот период настоящим руководителем кабинета министров 1840—1847.

Гизо становится премьер-министром в 1847 году, хоть и на короткий срок, но он собирает вокруг себя консервативную партию, стараясь удержать равновесие между демократизацией общества и возвратом к революции.

Английское общество, несмотря на протесты некоторых политиков, приняло с распростертыми объятиями Франсуа Гизо (после отставки). Ему была оказана честь как послу короля 8 лет назад. Ему предлагали существенное денежное содержание, от которого он отказался. Также он не принял место профессора в Оксфорде. Он оставался в Англии примерно год, и посвятил это время изучению истории. Он опубликовал два дополнительных тома об английской революции, в 1854 году Историю Английской Республики и Кромвеля (1649—1658). Также он перевел большое количество произведений Шекспира.

Гизо пережил падение монархии и правительства, которым он служил 26 лет. Он мгновенно перешел из состояния крупного государственного деятеля европейского уровня в состояние философа, наблюдающего за человеческой суетой. Он отдавал себе отчет в том, что отставка была безвозвратной, но никаких жалоб на неудовлетворенные амбиции от него никто никогда не слышал.
Больше всего времени он проводил в бывшем старинном аббатстве, теперь принадлежавшем его семье, в Валь-Рише, около Лизье в Нормандии. Он был отцом большого семейства. Обе его дочери вышли замуж за братьев из голландской семьи Де Витт, так подходящих мировоззрению французских гугенотов. Один из зятьев руководил поместьем. Благодаря этому, Гизо посвятил свои последние годы писательскому творчеству с неиссякаемой энергией. Он оставался гордым, независимым, простым борцом до конца своей жизни. Может быть годы отставки были самыми счастливыми и светлыми в его жизни.

До 1874 года, года его смерти, он вел научную деятельность. Говорят, он мирно умер, перед смертью читая наизусть стихи Корнеля и тексты Святого Писания.

Франсуа Гизо, биография, история жизни, факты.

Франсуа Гизо: Политическая биография

Светлой памяти моего Учителя, Ирины Аркадьевны Никитиной, посвящаю

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Ж. В. Петрунина, доктор исторических наук, профессор кафедры «История и архивоведение» ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

А. А. Орлов, доктор исторических наук, профессор кафедры новой и новейшей истории МИГУ

«Гизо? – Обогащайтесь!» – примерно так на вопрос об этом политике могла бы ответить читающая публика, более или менее знакомая с историей Франции. Действительно, имя Франсуа Пьера Гийома Гизо (1787–1874), историка, социолога и государственного деятеля, теоретика и практика режима представительного правления, предвестника идей европейской интеграции и мирного сосуществования государств с различным общественно-политическим строем, на протяжении долгого времени было незаслуженно забыто. Конечно, как историк Гизо был известен, и его исторические труды по истории цивилизации во Франции, истории Английской революции середины XVII века были известны и популярны в России (вспомним пушкинского графа Нулина, который привез «из чужих краев» среди прочего «ужасную книжку Гизота») и не потеряли значимости и по сей день. Однако, как политик, Гизо был непопулярен как среди своих современников, так и среди исследователей. Вплоть до недавнего времени его воспринимали как ультраконсерватора, душителя реформ, способствовавшего режиму коррупции, в целом как министра, политика которого привела Францию к очередному революционному взрыву.

Даже современники, симпатизировавшие Гизо, описывали его как весьма мрачного, надменного и саркастичного человека, сравнивая его за манеру выступлений и внешний облик с Жаном Кальвином. Например, литературно-политический журнал «La Revue des deux mondes» («Обозрение двух миров»), занимавший лояльную позицию по отношению к правительству короля Луи Филиппа, в 1834 г., публикуя статью о Гизо, писал: «Если бы вам довелось побывать на одном из заседаний французской палаты депутатов, вы увидели бы на скамье министров человека с бледными и впалыми щеками, глаза которого, глубоко ввалившиеся, кажутся огнями, сокрытыми на дне пещеры. Одна рука его обыкновенно засунута под жилет и судорожными своими движениями напоминает игрока, который при лопающемся счастье потихоньку дерет когтями свою грудь. Его протяженная, но тем не менее резкая речь, и пилит, и рубит; голос глухой и почти могильный усугубляет печальное выражение физиономии; и когда он прибегает к сарказму, что, правда сказать, редко случается, насмешка в его устах всегда имеет что-то ужасное»[1].

Читайте также:
Виктор Анатольевич Шендерович - отзывы, мнение, рейтинг

Франсуа Гизо является одной из ключевых фигур политической жизни Франции времен Реставрации и Июльской монархии. Он был первооткрывателем в различных областях научного знания – таких, как педагогика, конституционное право, история и социология. Однако вплоть до конца прошлого столетия он не был широко известен как глубокий политический мыслитель[2]. Причины этого забвения заключались не только в том, что неудачи Гизо как политического деятеля дискредитировали его как мыслителя, но также в том, что после утверждения Республики и расцвета парламентской демократии во Франции его политическая философия рассматривалась либо как нежизнеспособная, либо как порочная. Негативное отношение к политической философии Гизо было связано и с общими оценками эпохи Реставрации и Июльской монархии как переходного этапа между войнами, революциями и империями, когда не было достигнуто важных позитивных результатов, а напротив, зрели причины для очередного революционного взрыва. Между тем именно в эти годы стали появляться наброски современных политических институтов Франции. Именно тогда были сформулированы политические правила и традиции, пережившие режим Июльской монархии. Как отмечал видный французский исследователь Рене Ремой, «парламентаризм, который Франция практикует до сих пор, своими корнями уходит в конституционную монархию»[3].

Возрождение научного интереса к изучению интеллектуального наследия Франсуа Гизо началось с работы видного французского историка Пьера Розанваллона «Момент Гизо»[4], опубликованной в Париже в 1985 г. За год до этого Розанваллоном была издана «История цивилизации в Европе» с авторским предисловием и введением. Розанваллон справедливо отмечал, что почти в столетнем «карантине» оказался не только Гизо, но и многие другие философы и публицисты первой половины XIX в., в основном представители либеральной или либерально-консервативной политической мысли. По мнению историка, современный интерес к либерализму начала XIX века связан с определенным кризисом политической культуры, стремившейся «забыть Июль». Розанваллон справедливо рассматривает эпоху Реставрации и Июльской монархии как важный этап в процессе модернизации Франции, укрепления основ либерализма, ставшего доминирующей идеологией индустриального общества. Для него Гизо является неким проводником, изучая политическое наследие которого можно понять развитие либеральной политической культуры во Франции в XIX в.[5] С именем П. Розанваллона связан отказ от традиционного противопоставления Гизо – либерального теоретика периода Реставрации и Гизо – консервативного практика Июльской монархии, а также отказ от тенденции фрагментировать деятельность Гизо как либерального оппозиционера, теоретика парламентаризма, реакционного министра, догматичного протестанта.

В 1987 г., к двухсотлетию со дня рождения Гизо, во Франции был создан фонд «Гизо – Валь-Рише» по названию нормандского поместья Гизо, где он провел многие годы своей жизни. Результатом работы конференции стал коллективный труд «Гизо и политическая культура его времени». В центре внимания специалистов, собравшихся в Валь-Рише, целое созвездие проблем: Гизо и Французская революция, его отношение к идеям Просвещения, история Английской революции, политическая философия Гизо, его внешняя политика, Гизо и религиозные проблемы того времени; последняя часть статей посвящена философии истории Гизо. Гизо – это историк, социолог и политик одновременно, для него характерна тесная связь мысли и действия. Поэтому в сборнике исследуются как взгляды, так и государственная деятельность Гизо. По словам Марины Валенсиз, автора введения, политика Гизо в сфере образования, его позиция по вопросу о реформе избирательного права, его внешнеполитическая деятельность являются примерами осуществления принципов доктринеров на практике. Как отмечал в предисловии к этому сборнику видный французский историк Д. Рише, Гизо, как и многие из его современников, совершил две карьеры одновременно: политическую и литературную, но неудача первой затмила блеск второй. После Революции 1848 г. в забвении оказался не только политолог эпохи Реставрации, но и крупный специалист по истории Франции и Англии[6]. По словам Рише, пришлось ждать конца XX столетия, чтобы Гизо стал восприниматься как один из значительных политических деятелей и глубоких политических мыслителей Франции XIX в. Как отметила М. Валенсиз, Гизо воплотил в себе рождение и гибель конституционной монархии – режима, пытавшегося покончить с эпохой революции и являющегося водоразделом между Империей и Второй Республикой. По словам исследовательницы, деятельность Гизо, одновременно научная и политическая, является попыткой примирить современную Францию с ее историей. Для Гизо исторические штудии и политические размышления являются двумя сторонами одной медали: основать режим представительного правления, сочетавшего бы в себе идеи порядка и свободы. Гизо, побежденный как политик, надолго был забыт как историк, – делает вывод М. Валенсиз[7].

Гизо Франсуа Пьер Гильом

Гизо (Guizot), Франсуа Пьер Гильом, знаменитый французский историк и политический деятель; родился в 1787 г. в Ниме, старинном гугенотском гнезде, в буржуазной семье; родители его были кальвинисты. Отец его пал одной из последних жертв гильотины (1794), и мать увезла Гизо в Женеву, где он и получил первоначальное образование. В 1805 г. он явился в Париж, в 1812 г. женился на писательнице Полине Мелан и вскоре после того получил кафедру истории в Faculty des Lettres. В качестве писателя дебютировал уже раньше («De l’état des beaux arts en France et du Salon de 1810», 1811; «Vie des poètes français du siècle de Louis XIV», 1813; «Annales de l’éducation», 1811—15, 6 тт.). Под влиянием связей жены с роялистами получила направление первоначально и политическая деятельность Гизо. В 1814 г. он получил место генерального секретаря в министерстве внутренних дел, попал в цензурную комиссию и запятнал свое имя участием в выработке реакционного закона о печати. После 100 дней он перешел генеральным секретарем в министерстве юстиции, а вскоре был назначен членом государственного совета и генеральным директором коммунального и департаментского управления. В это время он вместе с Деказом, Ройе Колларом и др. политическими друзьями образовал партию т. н. «доктринеров» (см.), поклонников английских конституционных порядков. Падение министра Деказа повлекло за собой и отставку Гизо, вернувшегося к профессуре в том же Faculté des Lettres. Из читанных им там в 1820—22 гг. лекций составилась его «Histoire des origines dugouvernement représentatif» (изд. в 1851 г.). Его политические убеждения за это время несколько изменились; он резко критиковал реакционную политику министерства Виллеля, за что поплатился кафедрой (1824). Лишь в 1828 г. она была возвращена ему более либеральным министерством Мартиньяка. Однако, он не прекратил своей оппозиции и сделался деятельным членом (впоследствии президентом) общества «Aide-toi et le ciel t’aidera», основанного в целях содействия свободе выборов, крайне стесненной во время реставрации. Наряду с политической деятельностью Гизо обнаружил огромную литературную производительность. К этой эпохе относятся его лучшие произведения: «Cours d’histoire moderne» (1828—1830, 6 тт.), в которые входят «Histoire de la civilisation en France» и служащая введением к ней «Histoire de la civilisation en Europe», затем — «Histoire de la révolution d’Angleterre» (I часть — «Histoire de Charles I», 1828). Кроме того он издавал громадные собрания материалов («Collection des mémoires relatifs а l’histoire de France», 31 тт., 1823 и след.; «Collection des mémoires relatifs à l’histoire de la révolution d’Angleterre», 26 тт., 1823 и след.), издал знаменитую книгу Мабли «Observations sur l’histoire de France», прибавив к ней четвертую часть: «Essai sur l’histoire de France» (1824) и др. В январе 1830 г. Гизо вступил в палату депутатов и примкнул к центру, но настоящая политическая деятельность началась для него с июльской революции. Им был составлен один из протестов против июльских ордонансов. 30 июля он сделался временным министром народного просвещения, а Луи Филипп назначил его в августе того же года министром внутренних дел, но, по несогласиям с Лаффитом, Гизо в ноябре вышел вместе с другими доктринерами из состава кабинета; в 1832 г. он взял портфель министра народного просвещения в кабинете Сульта. Франция обязана ему улучшением состояния начальных школ (закон 28 июня 1833) и восстановлением уничтоженной Наполеоном Académie des sciences morales et politiques. Гизо оставался министром народного просвещения, до апреля 1837 г., а в 1839 он в союзе с Тьером и Одилоном Барро провалил министерство Моле. Гизо отправили послом в Лондон, но уже в октябре 1840 г., после отставки Тьера, он вступил в кабинет Сульта, как министр иностранных дел, вскоре приобрел в нем руководящую роль, а с 1847 г., когда Сульт удалился, сделался официальным главой последнего министерства Луи Филлиппа. Политика Гизо была та же, что и политика Моле, на которую он так сильно нападал: ей управляли личные симпатии короля. Министерство Гизо стояло на страже интересов буржуазии. На Гизо и его политику (ср. Фратрия — история) в значительной степени падает вина в том растлении французского общества, на которое жалуются наиболее наблюдательные из современников (Герцен, Токвиль). Поглощенный заботами о сохранении порядка, Гизо проглядел зарождение могучей демократической оппозиции. Прямолинейному теоретику не были понятны живые общественные движения; он верил в спасительность своей системы и не отступал для поддержания ее даже перед подкупами. Февральская революция была для него тем более тяжким возмездием, что он ее совершенно не ожидал. Он бежал в Лондон, вернулся в 1849 г., но после coup d’Etat 2 декабря 1851 г. вновь удалился в Лондон. Вернувшись вторично, он уже занимался, главным образом, литературой и мало принимал участия в политике. Умер в 1874 г.

Читайте также:
Фридрих Гёльдерлин, биография, история жизни, факты.

Ф. Гизо (1787—1874). С портрета, писанного П. Бодри (1828—1886). С разрешения Ад. Браун и К о в Париже.

Из сочинений Гизо еще следует упомянуть: составленное по поручению правительства Соединенных Штатов введение к «Vie, correspondance et écrits de Washington» (6 тт., 1839—40), «Monk» (1851), «Ol. Cromwell» (1854, 2 тт.), «Rich. Cromwell» (1856) — все три продолжение «Истории английской революции», «Mémoires pour servir à l’histoire de mon temps» (1858—67), в которых меткость исторических выводов не искупает узости политических взглядов и не знающего пределов самовосхваления. Посредственный политический деятель, Гизо создал эпоху в развитии европейской историографии. Господствовавшая в начале столетия романтическая школа видела центр тяжести исторического исследования в явлениях, отражающих народный дух, рассматривала эти явления односторонне (например, феодализм был для нее воплощением германского народного духа) и оставляла в тени раскрытие целесообразных изменений в народной жизни. Если романтическая школа стояла в связи с реакционными течениями начала века, то сменившее ее направление нашло точку опоры в либерализме 30-х—40-х годов, возникшем в связи с вопросом о парламентской реформе. Отсюда его интерес к истории Англии и к исследованию форм представительного правления. Новые задачи меняли методологические точки зрения: у романтической школы главным вопросом был вопрос о народной психологии, у ее преемницы — вопрос об остове учреждений, об идеях, направляющих процесс, о сцеплении и взаимодействии истории, явлений. Гизо принадлежит видное место в ряду сторонников второго направления. В «Истории цивилизации во Франции» и в «Зачатках представительного правления» он подошел к феодализму не как к течению, интересному с точки зрения германской национальной психологии, а как к великому процессу, тесно связанному с происхождением представительских учреждений. В «Истории английской революции» он дает подробный очерк завершения парламентских форм. «История цивилизации в Европе» — ряд блестящих, ярких картин, в каждой из которых выступает как из мрамора изваянное то или иное руководящее явление. Гизо был редкий мастер схватывать самую сущность, сокровеннейший смысл исторического процесса или исторического института. Несмотря на значительную устарелость, его исследования ценны и до сих пор. См. о Гизо биографии Crozals (1893) и Bardoux (1894).

Читайте также:
Александр Грибоедов, биография, история жизни, книги

ОЧЕРК ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФРАНСУА ГИЗО

ОЧЕРК ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФРАНСУА ГИЗО

Франсуа Пьер Гильом Гизо, государственный человек и знаменитый писатель Франции, член Парижской академии наук, родился в Ниме 4 октября 1787 года. Он принадлежал к благородному протестантскому семейству, сильно пострадавшему как от религиозных гонений прежнего режима, так и от ужасов революции. Его отец, выдающийся адвокат, погиб на эшафоте 8 апреля 1794 года. Вдова его с юным сыном, Франсуа Гизо, бежала в Женеву, где этот последний столь же страстно, как и успешно, предался изучению языков и литературы. В 1805 году он сдал в Париже экзамен и поступил учителем в дом бывшего швейцарского министра Штапфера. Введенный в дом Сюарда, он познакомился с литературными деятелями того времени, в том числе и с Полиною Мелан, работавшею тогда в «Публицисте». Во время ее продолжительной болезни Гизо исполнял бескорыстно ее работу; чувство благодарности вызвало в писательнице чувство любви, и она, несмотря на значительную разницу в летах, согласилась стать его женою. Это было в 1812 году. Она была старше Гизо на четырнадцать лет. Ее связи с представителями партии роялистов открыли Гизо, в то время еще скромному кабинетному труженику, доступ к политической карьере. В это время он напечатал «Новый словарь французских синонимов» – прекрасная компиляция – лучшее из всех других сочинений по этому предмету; «О состоянии искусства во Франции»; «Жизнеописания поэтов эпохи Людовика XIV». В 1812 году труды Гизо получили щедрую награду: Фонтан назначил Гизо адъюнктом по кафедре истории в Сорбонне.

После падения империи Гизо по рекомендации Ройе-Коллара получил место секретаря при министре внутренних дел, аббате Монтескиу. Его редакции принадлежит закон о печати 21 октября; вслед за тем он был назначен членом цензурного комитета. Вследствие расстроенного здоровья он временно должен был прекратить все свои занятия и предпринял путешествие за границу. Говорят, что он имел свидание с Людовиком XVIII, которому жаловался на происки ультрароялистов. Возвратившись во Францию при реставрации Бурбонов, Гизо был назначен генеральным секретарем Министерства юстиции Барбе-Марбоа, который после неудачной борьбы с белыми отказался от должности 10 мая 1816 года. Выйдя вместе с Барбе из состава министерства, Гизо вскоре, а именно в августе 1816 года, получил место директора генеральной администрации департаментов и общин. Будучи по политическим убеждениям своим конституционным роялистом, он напечатал программу своей партии под заглавием «О представительном правлении и современном состоянии Франции» (1816). С того времени и возникла, по инициативе Ройе-Коллара и Гизо, школа доктринеров, которая доказывала возможность совмещения полной свободы со строгим общественным порядком. Школа эта пользовалась огромным влиянием до самого падения конституционной монархии.

Гизо вторично вышел из министерства вместе с Деказом, вследствие дела об убийстве герцога Беррийского; он снова вступил на поприще литературы и профессорской деятельности. В это время им обнародованы следующие политические сочинения: «О заговорах и политическом правосудии» (1821 г., 2-е изд.) и «Способы управления и оппозиции при современном состоянии Франции» (1821). Благодаря этому последнему сочинению, имевшему политический характер и вызвавшему ожесточенные нападки против министерства Виллеля, Гизо лишился всех занимаемых им должностей; его курс истории был остановлен в 1825 году. Это время самой кипучей литературной деятельности Гизо. Он напечатал «Историю представительного правления» (18211822); «О смертной казни в политических делах» (1822); в этой книге он, не отвергая смертной казни, доказывает крайнюю опасность для правительства слишком часто прибегать к этой ужасной мере; «Опыт истории Франции» (1823); «Собрание мемуаров, относящихся к английской революции» (26 томов; первый появился в 1823 году) – перевод с английского под редакцией Гизо; «Собрание мемуаров, относящихся к истории Франции» (31 том, первый – в 1823); «История английской революции» (1827–1828).

В то же время Гизо редактировал «Прогрессивную энциклопедию» и основал в 1828 году журнал «Revue francaise». Политическая деятельность его в этот период времени выражалась в ревностных трудах по обществу, носившему девиз: «Помоги сам себе, Бог тебе поможет»; целью этого общества было охранение свободы выборов.

1 августа 1827 года умерла первая жена Гизо, столь пламенно любившая своего мужа, что в угоду ему на смертном одре приняла протестантизм. Она также написала несколько выдающихся сочинений о воспитании, морали и несколько детских книжек. Год спустя Гизо вступил во второй брак с Элизою Диллон, племянницею его жены, которая при жизни сама предвидела и подготовила этот брак. Вторая жена Гизо, умершая в 1833 году, также написала несколько сочинений по беллетристике и этике.

Примирительное министерство Мартиньяна вернуло Гизо кафедру в Сорбонне и предоставило ему место в Государственном совете (1828). Это время величайшей популярности Гизо. Вместе с Кузеном и Вильеменом, Гизо составляет тот знаменитый триумвират, которому Франция обязана громадными успехами в деле просвещения. Профессорской деятельности Гизо мы обязаны появлением в печати самых распространенных исторических сочинений его: «Курс новой истории» (6 томов, 1828–1830); «История цивилизации в Европе» (1845, 5-е изд. ) и «История цивилизации во Франции» (1845, 5-е изд.).

Читайте также:
Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин ( Johann Christian Friedrich Hölderli) - отзывы, мнение, рейтинг

В это время он становится оппозиционным депутатом палаты и горячо полемизирует с министерством Полиньяка.

Когда вспыхнула революция 1830 года, Гизо, прибывший в Ним 26 июля, изъявил согласие редактировать протест депутатов, «преданных Его Величеству и Его Августейшей династии». 28 июля он участвовал в доме Лафитта на общем собрании своих единомышленников, организовал «муниципальную комиссию» и был избран министром общественного просвещения. Несколько дней спустя, он произвел ревизию всего Министерства внутренних дел и обновил весь личный состав его. Он участвовал также в пересмотре хартии и потребовал, чтобы возраст избирательной правоспособности был понижен до 25 лет. Будучи членом кабинета Лафитта, Гизо разошелся с ним во взглядах и подал в отставку. 11 октября 1832 года он вместе с Тьером и Брольи организовал новый кабинет, который держался не менее четырех лет. В качестве министра народного просвещения, Гизо как в совете, так и в палате имел большое влияние и содействовал репрессивной политике. С другой стороны, начальное образование во Франции обязано ему своею прочною постановкою.

Министерство 11 октября наконец пало (22 февраля 1836). Гизо после полугодового удаления от дел, снова принял из рук Моле министерский портфель. В то же время, с выходом в отставку Гаспарена, стал вакантным и портфель министра внутренних дел; Гизо и Тьер явились претендентами, причем ясно обнаружилось их соперничество. Гизо уступил, упрочив, однако, портфель министра иностранных дел за своим сотоварищем по школе доктринеров, Брольи. К несчастью, министерство Моле, установившись окончательно 15 апреля 1837 года, исключило из своего состава как Гизо, так и Брольи. Гизо бросился в оппозицию и стал одним из наиболее деятельных противников представителей власти, упрекая их именно за то, что они сами подрывают ее. Он встал в ряды своих вчерашних противников, что вызвало в «Journal des D?bats» следующие колкие слова, направленные по его адресу: «Быть может, вы заслужите когда-нибудь наше удивление; но нашего уважения вы не заслужите никогда!» Ройе-Коллар также отвернулся от Гизо, громко протестуя против такой тактики.

15 декабря 1840 года совершилась церемония возвращения останков императора по декрету Тьера. Вскоре, в апреле следующего года, происходят серьезные беспорядки, вызванные выборною агитациею, в Тулузе, в Лиле, в Клермоне. В 1842 году Гизо поручается организация нового кабинета, который хоть сколько-нибудь умиротворил бы господствующие партии.

Но и этому кабинету не посчастливилось. Внешние и внутренние дела Франции настолько запутались и осложнились, что Гизо не удалось долго удержать за собою в палате большинство. Падение его было неизбежно. Все органы печати относились к нему очень враждебно; официозные газеты, созданные им, «Globe» и «l’Epoqe», не могли продержаться, несмотря на щедрую правительственную субсидию. Гизо ожесточился; он стал относиться с полным презрением к оппозиции; он стал гордиться своею популярностью.

Результат не замедлил обнаружиться. Обсуждение ответного адреса на тронную речь, в которой кабинет Гизо упрекал палату за то, что она руководится «слепыми или враждебными страстями», подняло целую бурю. На 22 февраля созывается большой банкет реформистов 12-го округа. Министерство не разрешает его. На улицах Парижа происходит столкновение. Национальная гвардия появляется только для того, чтобы присутствовать при торжестве бунтовщиков и присоединиться к ним. Толпа негодует против Гизо.

23 марта он, наконец, подает в отставку; но поздно: его преемники не могли исправить дело и за падением кабинета Гизо следует падение всей монархии.

В то время как Временное правительство намеревалось возбудить против Гизо и его сотоварищей политический процесс, он удаляется в Англию. Верховный суд объявляет его вне закона. В изгнании Гизо снова берется за перо. Он пишет свою брошюру «Демократия во Франции» (1849) и статьи «Отчего английская революция имела успех?» (1850), «Наши разочарования и надежды» (1852), «Бельгия в 1857 г.» и многие другие. Во всех этих брошюрах и статьях содержатся обвинения против республики и оправдания прежнего монархического строя.

Как оратор и как лектор, Гизо всегда производил на аудиторию глубокое впечатление своим пламенным красноречием и в то же время своею авторитетностью. В палате он произносил порою громовые речи, как, например, речь 11 августа 1831 года против «республиканской партии, этой мертвой головы всего того, что жило во Франции с 1789 по 1830 год, этого отвратительного чудовища, которое дерзает выставлять напоказ свое безобразие».

Догматичностью и авторитетностью, порою малоубедительными, отличаются и все сочинения Гизо. Как историк, он больше внушает свои взгляды, чем доказывает их. Исторические сочинения его принадлежат, однако, к лучшим произведениям этого замечательно плодовитого писателя. Вышеприведенными заглавиями мы далеко не исчерпали всей массы написанных им исторических книг, брошюр и статей. Их такое множество, что один перечень занял бы несколько страниц. Сочинения Гизо подвергались самой разносторонней критике, которой тем не менее не удалось установить определенный взгляд на них и высказать свой окончательный приговор.

На самом же деле, с точки зрения современной исторической науки, Гизо не историк, но публицист. Ему не достает строгой объективности; всюду проглядывают его предвзятые идеи и принципы, навеянные духом того бурного времени, которое переживала Франция в тридцатых и сороковых годах. Тем не менее ширина взгляда, необыкновенно удачная группировка фактов и уменье освещать их придают историческим трудам Гизо глубокий интерес.

Предлежащее сочинение, вместе с его «Историей английской революции», несомненно лучшее из всех исторических сочинений Гизо.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г. А. ПОТЕМКИНА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г. А. ПОТЕМКИНА 1739, 30 (или 13) сентября — рождение Григория Александровича Потемкина.Между 1750 и 1754 — покинул родное село Чижово под Смоленском.1755, 26 апреля — поступил в Благородную гимназию при Московском университете.1757 — окончил

Читайте также:
Виктор Мари Гюго (Victor Marie Hugo) - отзывы, мнение, рейтинг

Даты жизни и деятельности Чжэн Xэ

Даты жизни и деятельности Чжэн Xэ 1371:Рождение Чжэн Хэ. Место рождения город Куньян в Юньнани.1381:Вступление минских войск в Юньнань.1382:Смерть отца Чжэн Хэ. Завоевание Юньнани минскими войсками. Разорение Куньяна.Восьмидесятые годы: Чжэн Хэ попадает ко двору принца Чжу-ди,

Е.К.Фёдоров. Даты жизни и деятельности

Е.К.Фёдоров. Даты жизни и деятельности Родился 10 апреля 1910 г. в городе Бендеры 1927?окончил школу в Нижнем Новгороде1928–1932?студент отделения геофизики физического факультета Ленинградского государственного университета1932–1933 участник экспедиции Арктического

7. ХО ГА И: ОЧЕРК ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7. ХО ГА И: ОЧЕРК ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Как известно, огромную роль в создании северокорейского государства и в его истории в 40-50-е годы сыграли многочисленные советские корейцы, которые были направлены в Северную Корею после Освобождения советскими властями. Среди этих

Самуил Вермель КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ МЕЖДУ ЕВРЕЯМИ В РОССИИ [574]

Самуил Вермель КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ МЕЖДУ ЕВРЕЯМИ В РОССИИ[574] Общество для распространения просвещения между евреями в России прожило 50 лет. Много прожито, еще более пережито еврейским

Очерк 2 К оценке деятельности Александра Невского

Очерк 2 К оценке деятельности Александра Невского Фигура князя Александра Ярославича (1221–1263), получившего у потомков прозвище «Невский» за победу над шведами на берегу Невы 15 июля 1240 г., всегда была в русском историческом сознании, выражаясь современным сленгом,

Ф.И. ТЮТЧЕВ ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ф.И. ТЮТЧЕВ ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23 ноября 1803 года. Село Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. В семье дворянина Ивана Николаевича Тютчева и его жены Екатерины Львовны, урожденной Толстой, родился сын Федор.5 июня 1806 года. Москва. Рождение сестры

КРАТКИЙ ОЧЕРК ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАФА М. Н. МУРАВЬЕВА.

КРАТКИЙ ОЧЕРК ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАФА М. Н. МУРАВЬЕВА. СОСТАВИЛ АР. ТУРЦЕВИЧ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВИЛЕНСКОЙ 1-Й ГИМНАЗИИ.ИЗДАНИЕ ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННОГО КОМИТЕТА ПО СООРУЖЕНИЮ ПАМЯТНИКА ГРАФУ М. Н. МУРАВЬЕВУ.ВИЛЬНА. 1898.ДОЗВОЛЕНО ЦЕНЗУРОЮ 27 ОКТЯБРЯ 1898 ГОДА. ВИЛЬНА.Глава IВремя

Даты жизни и деятельности В. И. Ленина

Даты жизни и деятельности В. И. Ленина (1870–1894 годы)1870Апрель, 10 (22). В Симбирске (ныне Ульяновск) родился Владимир Ильич Ульянов (Ленин).1879Август, 16 (28). Ленин принят в первый класс Симбирской классической гимназии.1886Январь, 12 (24). Смерть отца Ленина – Ильи Николаевича

Франсуа Гизо, биография, история жизни, факты.

Гизо (Guizot) Франсуа (1787-1874). Французский историк; с 1847 г. – глава правительства, свергнутого революцией 1848 г. Один из создателей буржуазной теории классовой борьбы. Однако отрицал классовую природу буржуазного государства, враждебно относился к борьбе народных масс.

Гизо (Guizot) Франсуа-Пьер-Гийом (4 октября 1787, Ним — 12 сентября 1874, Париж) — французский политический деятель, историк, в области политической философии — представитель школы доктринариев, по своей ориентации близкой к либерализму. Автор ряда работ по политической философии: «О правлении во Франции, начиная с эпохи Реставрации и современных министерств» (Du gouvernement de la France depuis la Restauration et de ministere actuel, 1820), «О средствах правления и об оппозиции в современной Франции» (Des moyens de gouvernement et d’opposition dans l’etat actuel de la France, 1821), «О смертной казни как политической проблеме» (De la peine de mort en matiere politique, 1822), а также крупных исторических сочинений: «История английской революции» (1826—27, рус. пер. т. 1—3. СПб., I860), «История цивилизации во Франции» (т. 1—5, 1829—32, рус. пер. т. 1—4. М., 1877—81), «История цивилизации в Европе» (1828, рус. пер. СПб., 1891), «История представительного правления» (в 5 т.) и др. Член Французской академии (1836) и Академии моральных и политических наук.

В центре социально-философских размышлений Гизо — соотношение власти и общества. Настаивая на четком разграничении и взаимозависимости этих сфер общественной жизни, Гизо считает, что власть не существует вне общества или над обществом: «средства правления» сосредоточены в самом обществе и не могут быть отделены от него. Общество — это мир жизни и разума, главным является здесь движение человеческого духа, поэтому принцип суверенитета власти должен быть заменен принципом суверенитета Разума. Цивилизация — важнейшее понятие исторической концепции Гизо — характеризуется им как синтез социального и морального развития человечества. В европейской цивилизации он отмечает два основных момента: образование национальных государств (прогресс централизации и принцип единства) и освобождение человеческого духа (прогресс свободы и принцип равенства).

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А – Д, с. 522-523.

Гизо (Guizot), Франсуа Пьер Гийом (4.X.1787 – 12.IX.1874) – буржуазный историк и политический деятель Франции. Выдвинулся в годы Реставрации. Принадлежа к партии конституционалистов- роялистов, Гизо отстаивал союз буржуазии и дворянства под эгидой Бурбонов для борьбы с опасностью новой революции. В связи с усилившейся в 1820 году феодальной реакцией Гизо был лишен административных постов (член Госудсратвенного совета и директора департаментской и общинной администрации), окончательно перешел на преподавательскую работу в Сорбонну. Историческая концепция Гизо этого периода изложена в книге «О правительстве во Франции после Реставрации и о современном министерстве» (“Du gouvernement de la France depuis la Restauration et du ministère actuel”, 1820). История Франции изображается Гизо как история борьбы между завоевателями Галлии – германцами и их потомком – дворянством, с одной стороны, и порабощенными ими галло-римлянами и их потомком – третьим сословием, с другой. Французская революция 18 века рассматривается как решающая битва между дворянством и третьим сословием. В работе Гизо нашли отражение идеи классовой борьбы Сен-Симона, приспособленные к политическим интересам буржуазии, но, учитывая опыт французской революции 18 века, Гизо ратовал за компромисс буржуазии и дворянства в годы Реставрации. Либерально-монархические взгляды Гизо были признаны правительством опасными, и Гизо в 1822 году был лишен кафедры. В последующий период буржуазная теория классовой борьбы Гизо пережила существенную эволюцию. В «Этюдах по истории Франции» (“Essais sur l’histoire de France. “, 1823) почвой для формирования классов Гизо считает уже не завоевание, а дифференциацию земельной собственности, в дальнейшем в «Истории английской революции» (“Histoire de la Révolution d’Angleterre. “, v. 1-2, 1826-27, полное изд. v. 1-6, 1854-56) – отношения собственности вообще. В «Истории цивилизации в Европе» (“Histoire générale de la civilisation en Europe”, 3 éd., 1839, рус. пер. 1891), в «Истории цивилизации во Франции» (“Histoire de la civilisation en France”, 2 éd., v. 1-4, 1940, рус. пер., т. 1-4, 1877-81) и др. Гизо подчеркивает историческую роль буржуазии как решающего фактора в борьбе с феодализмом. В противоположность старому тезису о единстве третьего сословия, Гизо теперь доказывает раскол третьего сословия на борющиеся между собой классы. Эти сочинения послужили Гизо историческим обоснованием его старой идеи о том, что политическая задача французской буржуазии в годы Реставрации состояла в новом завоевании власти, но не с помощью новой революции, а путем соглашения с дворянством, в противном случае государству грозит народная революция. Идя на политической и идейные уступки реставрированному дворянству, Гизо пересматривает свое отношение к германо-романской проблеме: он отрицает борьбу германских и романских начал во французской истории. Во время революции 1830 года Гизо, ставший к тому времени членом палаты депутатов, примкнул к захватившей власть Орлеанской династии. После революции Гизо занимал посты министра внутренних дел (1830), просвещения (1832-1836, 1836-1837), иностранных дел (1840-1847) и премьер-министра (1847-1848). С 1840 года фактически руководил всей политикой Июльской монархии. Опасаясь выступления масс и падения Июльского режима, Гизо избегал войны с Англией. Борьбе с революцией была подчинена и вся внутренняя политика Гизо; беспощадно подавлялось рабочее движение, в январе 1845 года К. Маркс был выслан из Франции. Революция 1848 года, заставившая Гизо бежать в Англию, была крушением его политической программы, а Июньское восстание пролетариата – крушением всей его исторической концепции. В сочинении «О демократии во Франции» (“De la démocratie en France”, Brux., 1849) Гизо окончательно отказался от теории классовой борьбы, призывал ко всеобщему классовому миру, непременным условием которого должен явиться разгром революции. Отказ от прежней исторической концепции наглядно сказался на последних томах «Истории английской революции» (1854-56, рус. пер. 1868). В 1-м томе этого труда, написанного до революции 1848 года, Гизо защищал английскую буржуазную революцию 17 века, оправдывал казнь Карла I; в последующих томах решительно осуждал революцию, противопоставляя ей так называемую Славную революцию 1688-1689 годов, а казнь короля считал бессмысленной жестокостью. К. Маркс и Ф. Энгельс оценили эволюцию взглядов Гизо на английскую революцию как упадок буржуазной исторической науки (см. Соч., 2 изд., т. 7, с. 218-23).

Читайте также:
Уильям Шекспир, биография, творчество, история жизни

Наряду с О. Тьерри, Ф. Минье и А. Тьером Гизо вошел в историографию как один из создателей буржуазной теории классовой борьбы, являющейся идейной вершиной буржуазной исторической мысли и имеющей в то же время классово ограниченный характер. Сводя основу классовых различий лишь к имущественным отношениям, она не ставила вопроса о подлинном происхождении собственности, в классовых отношениях отказывалась видеть отношения эксплуатации, враждебно относилась к борьбе народных масс, отрицала классовую природу и враждебность буржуазного государства народных массам.

Историческая концепция Гизо в ее первоначальной форме (теория борьбы завоевателей и завоеванных) оказала сильное влияние на историческую науку во многих странах, в том числе и в России. Представитель «теории официальной народности» М. П. Погодин считал, что в основе западноевропейской истории лежит завоевание, создавшее почву для социальных конфликтов, приведших к революции. Этому противопоставлялся исторический путь России – мирное призвание варягов, исключавшее социальную борьбу, а следовательно, и причину для революции. Близкими к этому были взгляды славянофилов, однако их историческая теория отличалась от официальной концепции отрицательным отношением к крепостному праву. Влияние идей Гизо носили теории западноевропейской истории у многих историков либерально-буржуазных направления. Эти историки (Н. А. Полевой, С. М. Соловьев, Н. И. Костомаров, Н. П. Павлов-Сильванский, а также Т. Н. Грановский, М. С. Куторга, М. М. Стасюлевич, Н. А. Осокин) не противопоставляли историю России истории Запада, находя в них общие черты. Исторической концепцией Гизо интересовались русские революционные демократы. В. Г. Белинский в теории завоевания ценил антифеодальный характер, подчеркивая интерес Гизо к социальным проблемам. А. И. Герцен положительными сторонами исторической концепции Гизо считал признание классовой борьбы, как проявления общественных противоположностей, признание зависимости политических учреждений от социально-экономической жизни общества. Он указывал на эволюцию взглядов Гизо, связанную с эволюцией французской буржуазии, и в связи с революцией 1848 года дал характеристику Гизо как контрреволюционного политического деятеля. Н. Г. Чернышевский указывал на антифеодальный характер ранней концепции Гизо, на его теорию классовой борьбы, на интерес к экономическому фактору, но решительно критиковал Гизо за непоследовательность в вопросе революции, за отказ от теории классовой борьбы, за ненависть к народным массам. Г. В. Плеханов подходил к теории Гизо с марксистских позиций, однако он недооценил ее враждебности борьбе народных масс.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА – ДВИН. 1963.

Литература: Маркс К., Клас. борьба во Франции с 1848 по 1850 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1955; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же; его же, Гражд. война во Франции, там же; Маркс К. и Энгельс Ф., (рецензии) Гизо. “Почему удалась англ. революция? Рассуждение об истории англ. революции”, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956, гл. 2; Герцен А. И., Письма из Франции и Италии, Собр. соч., т.5, М., 1955; его же. Былое и думы, ч. 5, там же, т. 10, М., 1956; Алпатов М. Д., Политич идеи франц. бурж. историографии XIX в., М.-Л., 1949; Рейзов Б. Г., Франц. романтич. историография (1815-1830), Л., 1956.

Читайте также:
Абрахам «Брем» Стокер - отзывы, мнение, рейтинг

Гизо, Франсуа (1787-1874) – французский государственный деятель, учёный и дипломат, один из первых буржуазных историков, исходивших в своих исследованиях из анализа общественных отношений и борьбы классов. Во время реставрации Бурбонов был вначале их сторонником, занимал различные посты в министерствах и читал лекции в Сорбонне; в 20-х годах перешёл в оппозицию. В 1830 году был избран в палату депутатов; во время июльской революции был сторонником установления власти Луи Филиппа Орлеанского. Он возглавил образовавшуюся тогда “партию сопротивления”, которая противилась всякой дальнейшей реформе конституции и расширению избирательного права. Брошенный им впоследствии лозунг: “Обогащайтесь!” уже тогда стал путеводной нитью его политики, для осуществления которой он знал лишь один путь – “покой”, т. е. консервацию существующего и недопущение какого-либо движения. Этот путь Гизо избрал и в своей внешней политике. В феврале 1840 года Гизо в качестве посла был направлен в Лондон главой правительства маршалом Сультом, боявшимся его интриг, и на этом посту оставался при кабинете Тьера (. ), всегдашнего соперника Гизо. То были тяжёлые месяцы дипломатической борьбы с Англией (в связи с египетским кризисом 1839 года, см.), приведшей к исключению Франции из европейского “концерта”. Роль Гизо в Лондоне была двусмысленной: передавая по директивам Тьера его воинственные ноты, Гизо в то же время частным образом давал понять, что Франция не склонна к активным действиям. Когда же в конце октября 1840 Тьер, пугавший короля своим воинственным задором, получил отставку, на пост министра иностранных дел в новом кабинете Сульта был призван апостол “покоя” – Гизо. Он и взял курс на “умиротворение”, отказавшись от политики поддержки египетского паши Мухаммеда Али, которому Франция раньше “покровительствовала”, без труда выторговал у Англии закрытие проливов для России и формальное аннулирование одиозного пакта 15. VII 1840 (см. Лондонская конвенция 1840 года). Это не помешало ему много лет спустя говорить Киселёву, русскому послу в Париже, намекая на недовольство в России в связи с отменой Ункяр-Искелесийского договора (. ): “Ваша основная ошибка, что вы, ради изоляции Франции и ослабления правительства Луи Филиппа, отказались от своей традиционной политики, заключавшейся в том, чтобы вести свои дела в Турции самостоятельно, без постороннего участия, без согласования с кем бы то ни было. Вы сами перенесли это дело в Лондон и договором от 15. VII 1840 года превратили его своими собственными руками в общее дело”. Это был лицемерный упрёк, потому что Франция с самого начала выражала недовольство Ункяр-Искелесийским договором, в 1841 года настояла на закрытии проливов и в 1854 году выступила против России, не желая допустить её “вести самостоятельно свои дела в Турции”. В дальнейшем внешняя политика Гизо была направлена к тому, чтобы не нарушать осложнениями с Англией спокойного хода “обогащения” французской буржуазии. Так, Гизо поспешно отказался от задуманного плана вовлечения Бельгии во французскую орбиту путём таможенного объединения её с Францией, стоило только Англии устами Роберта Пиля заявить громкий протест. Эта политика уступок Англии унижала национальное достоинство Франции и вызывала резкое общественное недовольство. Наиболее скандальный характер эта политика Г. приобрела в “деле Притчарда” в 1844 году, когда, уступая грубым угрозам Англии, Франция отказалась от аннексии о. Таити и согласилась компенсировать английского консула Притчарда, игравшего в этом деле провокационную роль. Упорное стремление Гизо ценой национального унижения сохранить мир с Англией создало ему репутацию “иностранного министра по делам Франции”, как иронически называли его в одном памфлете. Впрочем, однажды Гизо добился успеха в соперничестве с Англией: в деле брака сына короля, герцога Монпансье, с младшей сестрой испанской королевы Изабеллы, против чего яростно боролась Англия, считавшая опасной династическую связь Франции с Испанией. Но этот успех сильно ухудшил отношения с Англией, и, таким образом, несмотря на все унижения Франции, Гизо не удалось обеспечить с ней дружбу. Чтобы избежать изоляции, которая уже привела Францию к кризису 1840 года, он стал искать иной опоры в международной политике. Будучи реакционным политиком, Гизо пытался установить сотрудничество Франции прежде всего с реакционными государствами Европы. Сближение с царской Россией исключалось вследствие непримиримо враждебного отношения Николая I к Луи Филиппу: с 1841 года в Париж не назначали русского посла. Зато нетрудно оказалось найти общий язык с Меттернихом; со второй половины 40-х годов Гизо установил самые дружеские отношения с венским кабинетом; он фактически санкционировал присоединение Австрией в 1846 году вольного города Кракова, ограничившись лишь робким протестом; в 1847 году Гизо и Меттерних пытались вмешаться в гражданскую войну в Швейцарии на стороне реакционного Зондербунда. Гизо также оказывал помощь римскому папе, снабжая его оружием, и потворствовал Австрии в её борьбе против итальянского национально-освободительного движения. В первый же день февральской революции 1848 года Гизо бежал в Англию и с тех пор уже больше не появлялся на политической сцене.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Далее читайте:

Сочинения:

Meditationes sur l’essence de la religion chretienne. P., 1864 (рус. пер.: 1864);

Meditation sur l’&at actuel de la religion chretienne. P., 1865.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: