Фома Аквинский – отзывы, мнение, рейтинг

10 фактов о Фоме Аквинском

Четыре мнемонических правила, пять доказательств того, что Бог есть, задачи теологии, превосходство устной речи над письменной, причины, по которым деятельность доминиканцев имеет смысл, и другие важные открытия, а также факты биографии Сицилийского Быка

1. О происхождении и невыгодном родстве

Фома Аквинский (или Аквинат; 1225–1274) был сыном графа Ландольфо д’Аквино и племянником графа Томмазо д’Ачерра, великого юстициария Сицилийского королевства (то есть первого из королевских советников, ведающего судом и финансами), а также троюродным братом Фридриха II Штауфена. Родство с императором, который, стремясь подчинить своему влиянию всю Италию, постоянно боролся с римскими папами, не могло не сослужить дурную службу молодому богослову — несмотря на открытый и даже демонстративный конфликт Аквината с семьей и на то, что он вступил в верный папству орден доминиканцев. В 1277 году часть тезисов Фомы была осуждена епископом Парижа и церковью — видимо, в основном по политическим причинам. Впоследствии эти тезисы стали общепринятыми.

2. О школьном прозвище

Фома Аквинский отличался высоким ростом, грузностью и неповоротливостью. Считается также, что ему была присуща кротость, чрезмерная даже для монашеского смирения. Во время дискуссий, которые проводил его наставник, теолог и доминиканец Альберт Великий, Фома высказывался редко, и другие студенты посмеивались над ним, называя Сицилийским Быком (хотя родом он был из Неаполя, а не с Сицилии). Альберту Великому приписывается пророческая реплика, якобы произнесенная, чтобы усмирить дразнивших Фому студентов: «Вы называете его быком? Говорю вам, этот бык взревет так громко, что рев его оглушит мир».

Посмертно Аквинат был удостоен множества других, более лестных прозвищ: его называют «ангельским наставником», «всеобщим наставником» и «князем философов».

3. О мнемонических приемах

Ранние биографы Фомы Аквинского утверждают, что он обладал изумительной памятью. Еще в школьные годы он запоминал все, что говорил учитель, а позже, в Кельне, развивал свою память под руководством того же Альберта Великого. Собрание изречений отцов церкви о четырех Евангелиях, подготовленное им для папы Урбана, было составлено из того, что он запомнил, просматривая, но не переписывая рукописи в различных монастырях. Его память, по мнению современников, обладала такой силой и цепкостью, что в ней сохранялось все, что ему доводилось прочитать.

Память для Фомы Аквинского, как и для Альберта Великого, была частью добродетели благоразумия, которую следовало пестовать и развивать. Для этого Фома сформулировал ряд мнемонических правил, которые описал в комментарии к трактату Аристотеля «О памяти и припоминании» и в «Сумме теологии»:

— Способность к запоминанию расположена в «чувствительной» части души и связана с телом. Поэтому «чувственные вещи более доступны человеческому познанию». Знания, не связанные «с какими-либо телесными подобиями», легко забываются. Поэтому следует искать «символы, присущие тем вещам, которые нужно запомнить. Они не должны быть слишком известными, поскольку нас более интересуют непривычные вещи, они более глубоко и четко запечатлеваются в душе. Следуя этому, необходимо придумать подобия и образы» Summa Theologiae, II, II, quaestio XLVIII, De partibus Prudentiae. .

— Память подконтрольна рассудку, поэтому второй мнемонический принцип Фомы — «расположить вещи [в памяти] в определенном порядке, чтобы, припомнив одну какую-то черту, можно было бы легко перейти к следующей».

— Память связана с вниманием, поэтому нужно «испытывать привязанность к тому, что нужно запомнить, ведь то, что сильно запечатлелось в душе, не так легко из нее ускользает».

— И наконец, последнее правило — регулярно размышлять о том, что нужно запомнить.

4. О взаимоотношении теологии и философии

Аквинат выделял три типа мудрости, каждый из которых наделен своим «светом истины»: мудрость Благодати, богословскую мудрость (мудрость откровения, использующую разум) и метафизическую мудрость (мудрость разума, постигающую сущность бытия). Исходя из этого, он полагал, что предметом науки являются «истины разума», а предметом теологии — «истины откровения».

Философия, используя свои рациональные методы познания, способна изучать свойства окружающего мира. Догматы веры, доказанные с помощью рационализированных философских доводов (например, догмат о бытии Бога), становятся более понятными человеку и тем самым укрепляют его в вере. И в этом смысле научно-философское знание является серьезной опорой в обосновании христианского вероучения и опровержении критики веры.

Но многие догматы (например, идея о тварности мира, концепции первородного греха, воплощения Христа, воскресения из мертвых, неизбежности Страшного суда и т. п.) не поддаются рациональному обоснованию, поскольку в них отражены сверхъестественные, чудесные качества Бога. Человеческий разум не способен постичь божественный замысел в полном объеме, поэтому истинное, высшее знание науке неподвластно. Бог — это удел сверхразумного познания и, следовательно, предмет теологии.

Впрочем, для Фомы между философией и теологией нет противоречия (как нет его и между «истинами разума» и «истинами откровения»), поскольку философия и познание мира приводят человека к истинам веры. Поэтому, в представлении Фомы Аквинского, изучая вещи и явления природы, истинный ученый прав лишь тогда, когда раскрывает зависимость природы от Бога, когда показывает, как в природе воплощается божественный замысел.

Святой Фома Аквинский. Фреска Фра Бартоломео. 1512 год © Museo di San Marco dell’Angelico

5. Об Аристотеле

Альберт Великий, учитель Фомы Аквинского, был автором первого написанного в Западной Европе комментария к «Никомаховой этике» Аристотеля. Именно он ввел в обиход католического богословия сочинения Аристотеля, до того известные на Западе преимущественно в изложении арабского философа Аверроэса. Альберт показал отсутствие противоречий между учением Аристотеля и христианством.

Благодаря этому Фома Аквинский получил возможность христианизировать античную философию, в первую очередь — труды Аристотеля: стремясь к синтезу веры и знания, он дополнил вероучительные догматы и религиозно-философские умозрения христианства социально-теоретической и научной рефлексией, опирающейся на логику и метафизику Аристотеля.

Фома не был единственным богословом, пытавшимся апеллировать к трудам Аристотеля. Это же делал, например, его современник Сигер Брабантский. Однако аристотелизм Сигера считали «аверроистским», сохранившим некоторые идеи, привнесенные в труды Аристотеля его арабскими и иудейскими переводчиками и интерпретаторами. «Христианский аристотелизм» Фомы, опиравшийся на «чистое» учение древнегреческого философа, не противоречащее христианству, победил — а Сигер Брабантский за свои убеждения был предан суду инквизиции и убит.

Читайте также:
Пьер Абеляр (Pierre Abеlard/Abailard) - отзывы, мнение, рейтинг

6. О разговорном жанре

Отвечая на вопрос, почему Христос проповедовал, но не записывал постулаты своего учения, Фома Аквинский заметил: «Христос, обращаясь к сердцам, ставил слово выше писания» Summa Theologiae, III, quaestio XXXII, articulus 4. . Этот принцип был вообще популярен в XIII веке: даже система схоластического университетского преподавания строилась на quaestio disputata, дискуссии по заданной проблеме. Большую часть своих произведений Аквинат написал в жанре «суммы» — диалога, состоящего из вопросов и ответов, который казался ему наиболее доступным для студентов-теологов. «Сумма теологии», например, — трактат, написанный им в Риме, Париже и Неаполе между 1265 и 1273 годом, — состоит из глав-артикулов, в заглавие которых вынесен спорный вопрос. К каждому Фома приводит несколько аргументов, дающих разные, порой противоположные ответы, а в конце сообщает контраргументы и правильное, с его точки зрения, решение.

7. Доказательства бытия Божия

В первой части «Суммы теологии» Аквинат обосновывает необходимость теологии как науки со своей целью, предметом и методом исследования. Предметом ее он полагает первопричину и предельную цель всего сущего, то есть Бога. Именно поэтому трактат начинается с пяти доказательств бытия Божия. Именно благодаря им в первую очередь известна «Сумма теологии», несмотря на то, что из 3 500 листов, которые занимает этот трактат, существованию Бога посвящены всего полтора.

Первое доказательство бытия Божия опирается на аристотелевское понимание движения. Фома утверждает, что «все, что движется, должно быть движимо чем-то иным» Здесь и далее: Summa Theologiae, I, quaestio II, De Deo, an Deus sit. . Попытка представить себе ряд объектов, каждый из которых заставляет двигаться предыдущий, но и сам при этом приводим в движение следующим, уводит в бесконечность. Попытка это вообразить неизбежно должна привести нас к пониманию того, что был некий перводвигатель, «который не движим ничем, а под ним все разумеют Бога».

Второе доказательство немного напоминает первое и также опирается на Аристотеля, в этот раз — на его учение о четырех причинах. По Аристотелю, у всего сущего должна быть действующая (или порождающая) причина, то, с чего начинается существование вещи. Поскольку ничто не может произвести самое себя, должна быть некая первопричина, начало всех начал. Это и есть Бог.

Третье доказательство бытия Божия — доказательство «от необходимости и случайности». Фома поясняет, что среди сущностей есть такие, которые могут как быть, так и не быть, то есть их существование случайно. Есть и необходимые сущности. «Но все необходимое либо имеет причину своей необходимости в чем-либо еще, либо нет. Однако невозможно, чтобы [ряд] необходимых [сущих], имеющих причину своей необходимости [в чем-то еще], уходил в бесконечность». Следовательно, есть некая сущность, необходимая сама по себе. Эта необходимая сущность может быть только Богом.

Четвертое доказательство «исходит из степеней [совершенств], обнаруживаемых в вещах. Среди вещей обнаруживаются более и менее благие, истинные, благородные и так далее». Однако о степени благости, истинности и благородства можно судить только в сравнении с чем-то «наиболее истинным, наилучшим и благороднейшим». Этими свойствами обладает Бог.

В пятом доказательстве Аквинат вновь опирается на учение Аристотеля о причинах. Исходя из аристотелевского определения целесообразности, Фома констатирует, что все предметы бытия направлены в своем существовании к какой-то цели. При этом «они достигают цели не случайно, но намеренно». Поскольку сами предметы «лишены разумения», следовательно, «существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к [своей] цели. И таковое мы называем Богом».

8. Об общественном строе

Вслед за Аристотелем, развивавшим эти вопросы в «Политике», Фома Аквинский размышлял о природе и характере единоличной власти правителя. Он сопоставлял царскую власть с другими формами правления и, в соответствии с традициями христианской политической мысли, однозначно высказывался в пользу монархии. С его точки зрения, монархия — самая справедливая форма правления, безусловно превосходящая аристократию (власть лучших) и политию (власть большинства в интересах общего блага).

Самым надежным видом монархии Фома считал выборную, а не наследственную, поскольку выборность способна предотвратить превращение правителя в тирана. Теолог полагал, что некое множество людей (вероятно, он имел в виду епископов и часть светской знати, участвующих в избрании светских государей, в первую очередь императора Священной Римской империи и папы римского) должно иметь законную возможность не только наделять короля властью над собой, но и лишать его этой власти, если она начнет приобретать черты тирании. С точки зрения Фомы Аквинского, это «множество» должно иметь право лишить правителя власти, даже если оно «ранее подчинило себя ему навечно», потому что дурной правитель «выходит за пределы» своей должности, тем самым нарушая условия первоначального договора. Эта мысль Фомы Аквинского впоследствии легла в основу концепции «общественного договора», очень значимой в Новое время.

Еще один способ борьбы с тиранией, который предложил Аквинат, позволяет понять, на чьей стороне он был в конфликте между империей и папством: против бесчинств тирана, полагал он, может помочь вмешательство кого-то, стоящего выше этого правителя, — что легко могло истолковываться современниками как одобрение вмешательства папы в дела «плохих» светских правителей.

9. Об индульгенциях

Фома Аквинский разрешил ряд сомнений, связанных с практикой дарования (и покупки) индульгенций. Он разделял концепцию «сокровищницы церкви» — некоего «избыточного» запаса добродетелей, пополняемого Иисусом Христом, Девой Марией и святыми, из которого могут черпать остальные христиане. Этой «сокровищницей» может распоряжаться папа римский, выпуская особые, юридические по своей природе акты — индульгенции. Индульгенции действуют только потому, что святость одних членов христианского сообщества перевешивает греховность других.

Читайте также:
Николай Бердяев - отзывы, мнение, рейтинг

10. О доминиканской миссии и проповедничестве

Хотя доминиканский орден был основан святым Домиником в 1214 году, еще до рождения Аквината, именно Фома сформулировал положения, ставшие обоснованием их деятельности. В «Сумме против язычников» теолог писал, что путь к спасению открыт для каждого, а роль миссионера заключается в том, чтобы дать конкретному человеку необходимое для его спасения знание. Спастись может даже дикий язычник (чья душа стремится к благу), если миссионеру удастся донести до него спасительную божественную правду.

Святой Фома Аквинский и его 5 доказательств существования Бога

Святой Фома Аквинский и его 5 доказательств существования Бога

28 января Католическая церковь отмечает день памяти святого Фомы Аквинского (иначе Фомы Аквината, Томаса Аквината). Он признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, соединившим христианское вероучение с идеями Аристотеля.

Основной принцип философии Фомы Аквинского — гармония веры и разума. Он попытался рационально доказать существование Бога и отклонить возражения против истин веры.

Учение Фомы Аквинского было признано «единственно истинной философией католицизма». Оно оказало значительное влияние на духовную жизнь современного западного общества.

Фома Аквинский — покровитель римско-католических школ, колледжей, университет ов, академий, апологетов, философов, богословов и продавцов книг.

Католики молятся святому Фоме о сохранении целомудрия, достижении успеха в учёбе, а также с просьбой сохранить во время шторма и молнии.

Советник Людовика IX

Святой Фома Аквинский родился 25 января 1225 года. Начальное образование получил в монастырской школе, по окончании которой поступил в Неапольский университет. В 19 лет Фома вступил в орден доминиканцев. Затем его послали в Рим, чтобы отправить дальше учиться в Кёльн и Париж.

В 1252 святой Фома впервые стал преподавать в доминиканском монастыре Сент-Жак. Вернувшись в Париж в 1269 году, философ стал советником самого короля Людовика IX.

Фома Аквинский должен был принять участие во Всеобщем лионском Соборе, созванном для объединения греческой и римской церквей, но заболел по пути в Лион. Он умер в Цистерсианском аббатстве, недалеко от Рима. Мощи святого находятся в доминиканском монастыре в Тулузе.

Идеи и взгляды Фомы Аквинского

Святой Фома Аквинский известен своими философскими трудами, которые вошли в основу католического учения.

Одними из основных его произведений являются два обширных трактата в жанре суммы, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

Он строил все свои сочинения в виде вопросов и ответов, которые всегда представляют мнения возражающих, и старался показать то, что верно в каждом подходе.

Фоме Аквинскому удалось соединить идеи Блаженного Августина и философию Аристотеля.

Не прибегая к учению Церкви, философ на основании доводов разума и логики вывел доказательства бытия Бога.

Пояс Фомы Аквинского

Существует легенда, что однажды во время трапезы в монастыре Фома Аквинский услышал голос, сказавший ему: «Здесь, в монастыре, все насыщены, но в Италии паства Моя голодает». Фома решил, что ему пора уехать из монастыря.

Семья Фомы противилась его решению быть доминиканцем. Его братья даже пошли на подлость, чтобы лишить Фому целомудрия. Святой стал молиться, и ему было видение. Ангел препоясал его поясом как символом вечного целомудрия, которое Бог ему даровал. Пояс и по сей день хранится в женском монастыре Шьери в Пьемонте.

Согласно легенде, Господь спросил святого Фому в конце его жизни, какую награду он хотел бы получить за свои труды. Фома ответил: «Только Тебя, Господи!».

5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.

3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.

Как говорил Фома Аквинский

Любить кого-либо — то же самое, что желать этому человеку добра.

Мы должны искренне любить других ради их собственного блага, а не ради нашего.

Знание — настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра, — приобретай сегодня.

Наш долг — ненавидеть в грешнике его грех, но любить самого грешника за то, что он — человек, способный на благо.

Человеку не следует считать свои богатства своей собственностью, но он должен относиться к ним, как к общему имуществу, чтобы без колебаний распределять их между теми, кто нуждается в помощи.

Счастливому человеку нужны друзья и не для того, чтобы извлекать из них пользу, ибо он и сам преуспевает, и не для того, чтобы восторгаться ими, ибо он владеет совершенными восторгами добродетельной жизни, но, собственно для того, чтобы творить добрые дела для этих друзей.

Читайте также:
Конфуций, биография, история жизни, факты.

Фома Аквинский, прочитанный заново. Стефан Свежавски – отзыв

Начало знакомства с философией Фомы Аквинского.

На пути своего интереса мыслями св. Фомы, я решил начать с разведки его философии. Его мысли и идеи укоренены в средневековье. Куда нам без контекста и понимания умонастроений эпохи не проникнуть. Нужны проводники которые провели нас к истокам мышления и выработки основных идей.

Первым таким проводником была прекрасная Элеонора Стамп и ее книга «Аквинат». Она как будто берет за руку своего читателя и проводит по основным терминам и философским замыслам. Далее я выбрал небольшую книгу Стафана Свежавски

Чтобы писать о книге автора, нужно вспомнить его биографию. И тут я столкнулся с проблемой потому, что его биографии не удалось найти, а в книге упоминается мало. Стефан Свежавски имел отношение к Украины, поскольку получил высшее образование во Львове. Был учеником известного Этьена Жильсона, а также научным руководителем, а впоследствии и другом Иоанна Павла II.

Данную книгу стоит воспринимать как серию этюдов о Фоме Аквинском. Это не монография и не апология философских и религиозных взглядов святого Фомы. Сначала это был цикл лекций для монахинь монастыря в Ласке. Монахини посвятили свою жизнь служению и ухода за больными, особенно за слепыми. Но кроме привычных дел, они должны были получить мощную интеллектуальную подготовку.

Основные идеи:

Если Платон не доверял чувствам, а говорил о верховенстве интеллектуального созерцания, то Аквинат следует за Аристотелем, и чувственные восприятия занимают у него важное место. Благодаря чувствам (1) мы можем ощущать запахи и ароматы, прикасаться к предметам, чувствовать их на вкус. Следующий этап – это пассивная память (2) в которой сохранено наши ощущения. Это наш сейф впечатлений. Здесь сохранены наши путешествия, мелодии любимых песен, галерея увиденного, ароматы цветов или любимого кофе, весь наш опыт, который и создает нашу личность. Последний этап – это активная память (3). Она не сохраняет впечатление и ощущение. Она пользуется пассивной памятью для напоминания и мышления.

Воля и разум:

С течением времени в средневековье благодаря философии Августина появляется проблема свободы воли. Аквинат усматривает в этом взаимосвязь ума и свободы воли. И производит четыре ключевые элементы нашего мышления и принятия решений:

  1. Intentio. Намерение или направленность мышления. Это наш основной лейтмотив действий. Во всех важных действиях и решениях работает эта взаимосвязь ума и воли.
  2. Consilium. Благоразумие является важным элементом в принятии решений, где воля и разум взаимодействуют с практическим умом.
  3. Consensus. Является третьим этапом. Согласие и договоренность является актом воли, амбивалентным ума.
  4. Electio. Три этапа приводят нас к последнему этапу, к свободному выбору. Когда свобода воли предопределяет весь наш выбор.

Книга Свежавски прекрасно написана и легко читается. Но Свежавски допускается ошибки в своем понимании Фомы Аквинского. Аквинат оказывал чувственному восприятию большого веса, но это лишь первый этап в его мышлении. Свежавски с этого делает вывод, что Фома является эмпирическим философом. Но это не так, в чем ошибся Свежавски?

Он много раз упоминает эмпиризм Фомы. Очевидно, что опыт в Фомы – это не только чувственные данности. Аквинат не редуцирует эпистемологический опыт чувственного. Опыт такого существа как человек – это чувственные данности + деятельность интеллекта. Мы не отданы на откуп внешним впечатлением, мы их трансформируем в предметы познания. Наш опыт – это опыт интеллектуальной существа, активно преобразует мир, чьё бытие определено специфическими способами пребывания в мире.

Вот слова Баумейстра из его книги о Фоме:

«Осмелюсь утверждать, что эпистемология Фомы – это не эмпиризм. Из того факта, что опыт (в частности – чувственный опыт) является важным условием познания, не следует, что перед нами пример эмпиризма. Понятно, что нужно различать эмпиризм и теорию опыта. Эмпиризм – это специфическая теория опыта (редукционная теория опыта). Если же употреблять термин «апостериоризм» для обозначения специфики определенной эпистемологии, то и здесь мы ничего не достигаем. Более того, мы рискуем неправильно истолковать теорию познания св. Фомы. Апостериоризм, в случае Аквината, может указывать лишь на то, что все наши познания начинается с опыта. Однако не все познания приходят из опыта. Итак, как эмпиризм, так и апостериоризм нельзя считать свойствами Аквинатовой эпистемологии. Было бы ошибочным описывать с помощью этих терминов его теорию познания ».

Итоги:

Эта книга прекрасно подойдет таким новичкам как я, которые только начинают свое знакомство с Аквинатом. Книга может служить вступлением в его философию, в ней почти нет тяжелых терминов и осмотра главных концепций. Это скорее этюды, короткие очерки о философии св. ФомЫ. Был один смешной момент, когда Свежавски рассказывал о любви Платона в диалоге «Пир». Где жрицу Диотиму, одну из двух учительниц Сократа, он принял за ангела Диотима, посланника небес. Книга понравилась и была замечательной разведкой перед чтением таких титанов как Жильсон.

Фома Аквинский – отзывы, мнение, рейтинг

30 октября 2021 в 14:02 — Андрей Рыбак
Кибердед КИБЕРДЕД — цифровая гигиена, блокчейн и молитва 00:00:00 Мышка летела. Павел Пиковский 00:04:10 Маткульт-привет! 00:04:36 Суть всех вопросов Савватеева 00:04:48 Фонтаны . читать далее »

30 октября 2021 в 04:36 — Андрей Рыбак
Сергий Алиев на могиле старца Иосифа Исихаста Сергий Алиев – В этот раз “отсидеться” не получится “В этот раз все будет намного страшнее!” На ютуб-канале “Народное Содружество”, вышло видео, которое . читать далее »

29 октября 2021 в 15:44 — Андрей Бузик
Народ БАМа. Как живет сегодня последняя из великих советских строек? Сегодня в «Редакции» премьера большого фильма про БАМ. БАМ — это Байкало-Амурская Магистраль, последняя из великих строек . читать далее »

Читайте также:
Аврелий Августин, биография, история жизни, факты.

29 октября 2021 в 14:25 — Андрей Бузик
Преподобный Макарий Великий а) Решимость есть исходная точка. Надо назначить ей цель, чтоб труды её были не бесплодны. В чем же цель? В том, чтоб достигнуть обновления естества благодатью Святого . читать далее »

29 октября 2021 в 09:58 — Андрей Рыбак
Лествица Небесная Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон Новый . читать далее »

28 октября 2021 в 09:44 — Андрей Рыбак
Ангел Хранитель Явление святого. Пророк Илия о чипировании и антихристе . “Правителя подменят . ” читать далее »

27 октября 2021 в 21:57 — Андрей Рыбак
Кандидат физико-математических наук Ирина Мухина Верхние этажи пирамиды глобальной власти. Как всё устроено. Ирина Мухина Как связаны между собой верхние этажи пирамиды мировой власти: GAFAM, . читать далее »

26 октября 2021 в 16:51 — Андрей Бузик
История Христианства в Абхазии Документальное кино о двухтысячелетней истории христианства в Абхазии. По благословению председателя совета Священной Митрополии Абхазии архимандрита Дорофея (Дбар) и . читать далее »

25 октября 2021 в 16:19 — Андрей Бузик
23 октября, отмечался Международный день снежного барса. Начало новому празднику положил Всемирный форум по сохранению снежного барса, состоявшийся в октябре 2013 года в Бишкеке. В этот день в . читать далее »

22 октября 2021 в 16:21 — Андрей Бузик
Преподобный Амвросий Оптинский 10 / 23 октября, Русская Православная Церковь воспоминает преп. Амвросия Оптинского – новопрославленного святого, иеросхимонаха, третьего по счёту старца . читать далее »

Парусный спорт

29 октября в Санта-Крус-де-Ла-Пальма (Канарские острова) стартовал второй трансатлантический этап одиночной парусной регаты Mini Transat EuroChef 2021, в которой участвует российская яхтсменка, . читать далее »

Велоспорт

28 октября стартовал Кубок России по BMX-рейсу в Саранске. В первый день соревнований определились победители в гонке на время у мужчин и женщин, ими стали Егор Тоянов (Москва) и Светлана Адмакина . читать далее »

30 октября 2021 в 12:00 — Владимир Лучит
*** Земля – отвеку наша мудрая наставница и мать, и нам до срока с ней нас связывающей не перерезать пуповины. – Ведь даже души просветлённые из горних сфер, чтоб продолжать учиться и расти, и те . читать далее »

29 октября 2021 в 17:52 — Андрей Рыбак
Катасонов Валентин Юрьевич Открытый заговор: какой Дивный новый мир для нас приготовлен Доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов о том, какое будущее для нас запланировали элиты. читать далее »

29 октября 2021 в 15:02 — Андрей Бузик
17 октября по старому стилю / 30 октября по новому стилю суббота Седмица 19-я по Пятидесятнице. Глас 1. Поста нет. Прор. Осии (820 г. до Р. Х.). Прмч. Андрея Критского (767). Прп. Антония . читать далее »

29 октября 2021 в 12:33 — Вацлав
Все знают, что ни мусульмане, ни иудеи не едят свинину, но знаете ли вы почему? Более того, даже не все христиане знают о подобном запрете в Библии. А причина этого запрета весьма . читать далее »

28 октября 2021 в 15:43 — Андрей Бузик
В нашем представлении супруга иерея – это образец православной женщины. Она должна быть скромной, многодетной, послушной, прилежно вести домашнее хозяйство, петь и читать на клиросе, во всем помогать . читать далее »

27 октября 2021 в 23:17 — Андрей Рыбак
протопресвитер Андрей Алешин Куда пропали старцы? Жертвы для ада. Протопресвитер кпц Андрей Алешин читать далее »

26 октября 2021 в 22:30 — Андрей Рыбак
«Цифровая зона» – глава СПЧ вслед за Михалковым обозначил ключевые риски в идее Гейтса Сергей Кургинян: пропагандисты вакцинации готовят новый 1937 год или смену власти в России? читать далее »

25 октября 2021 в 19:08 — Андрей Рыбак
Игорь Шнуренко Суверенитет и чрезвычайное положение читать далее »

24 октября 2021 в 20:55 — Андрей Рыбак
Симеон Афонский (Иеромонах Симон ) слева. В горах Абхазии Свобода Истины и лживая “церковность” книжников Продолжаем разговор с афонским старцем на тему Догмата о Церкви. Религия страшится . читать далее »

20 октября 2021 в 22:32 — Андрей Рыбак
Вы зачем издеваетесь над людьми? – реакция Лукашенко на вакцинацию и штрафы за отсутствие масок Вот так батя! Ко мне никто никогда не приходил в намордниках! Слова благоразумного человека Александра . читать далее »

Альпинизм

Крис Петраускас и Тейлор Салливан открыли новый ледовый маршрут Stringing up the Lights в канадских Скалистых горах. Здесь в разгаре сезон предзимнего ледолазания, когда мощные штормы способствуют . читать далее »

Парусный спорт

В минувшие выходные в Севастополе победой команды MST завершился первый этап Зимнего кубка Ассоциации. Акватория Севастополя показала все свои возможности: от ласкового ветра с теплым солнцем до . читать далее »

30 октября 2021 в 09:40 — Андрей Рыбак
Морпехи и голуби Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон Новый . читать далее »

29 октября 2021 в 16:37 — Андрей Рыбак
как выглядит антенна 5g Исследуем вредность излучений. Помогают инженеры Что такое электромагнитное, радио и СВЧ излучение? Насколько оно опасно для здоровья людей? Есть ли опасность от вышек . читать далее »

29 октября 2021 в 14:31 — Андрей Рыбак
фантастический советский фильм “День Гнева”. Фантастический советский фильм – “День Гнева”. «День Гнева»! Редкий для кинопоказа фильм! Фильм – пророчество! Фантастика недаром в Советском Союзе . читать далее »

Читайте также:
Сокра́т - отзывы, мнение, рейтинг

29 октября 2021 в 10:23 — Андрей Рыбак
иеромонах Симон (Безкровный) или Симеон Афонский Духовные тайны афонских старцев Суровые обличения старца Симеона Афонского направлены от сердца – к сердцу. Поэтому хоть и не весело – но не . читать далее »

28 октября 2021 в 14:45 — Андрей Рыбак
Загадочный Кетск В тайге обнаружен пропавший 400 лет назад русский острог. Загадочный Кетск, город на одноименной реке был построен в начале 17 века и был передовой крепостью Русского государства . читать далее »

27 октября 2021 в 22:22 — Андрей Рыбак
Схиигумен Гавриил Виноградов-Лакербая САТАНА ВЫШЕЛ ОБОЛЬЩАТЬ НАРОДЫ. Кавказский скит Валаама. Скит Владимирской иконы Божией Матери. читать далее »

26 октября 2021 в 18:42 — Андрей Рыбак
протоиерей Кирилл Копейкин ФИЗИКИ И КЛИРИКИ. ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ И ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ Во втором выпуске программы «Физики и клирики» продолжаем изучать, почему наука и теология так тесно связаны и в чем . читать далее »

25 октября 2021 в 16:37 — Андрей Бузик
Преподобный Симеон Новый Богослов Есть три образа внимания и молитвы, коими душа возвышается и преуспевает, или низвергается и гибнет. Кто эти три образа употребляет в свое время и как следует, тот . читать далее »

24 октября 2021 в 15:45 — Андрей Бузик
Десница Иоанна Крестителя Десница Иоанна Крестителя, часть мощей (правой руки) святого пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя Празднования 7 января (перенесение святыни из Антиохии в . читать далее »

18 октября 2021 в 23:39 — Андрей Рыбак
Инцидент с чехами во время сдачи на краповый берет Инцидент с чехами во время сдачи на краповый берет читать далее »

Скалолазание

В октябре 2021 года список заслуженных мастеров спорта России по скалолазанию пополнился новой фамилией. Теперь это почетное спортивное звание носят 18 человек. Дмитрий Тимофеев (Пермский край) в . читать далее »

Скалолазание

Американский скалолаз Джонатан Сигрист повторил один из сложнейших маршрутов мира “Lapsus” категории 9b. Джонатан уже пробовал пройти этот маршрут в 2020 году. Однако, через неделю работы на скале . читать далее »

Фома Аквинский – отзывы, мнение, рейтинг

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Профиль
  • Избранное

Фома Аквинский

От ja_va
(Ян Валентинович)

С появлением в Европе новых философских теорий, привнесенных из не-христианских учений, естественным образом возник вопрос: могут ли модели языческих греков, мусульман и иудеев быть адаптированы в христианское учение, или же от них следует по возможности отгородиться?
Именно это стало тем вопросом 13 века, исторический ответ на который дал в своих работах Фома Аквинский

Фома появился на свет примерно в 1224 или 1225 году, в Италии, в благородной семье – его отцом был граф Аквинский. Закончив школьное обучение в четырнадцать лет он был послан родителями в Университет Неаполя, в то время как раз захлестнутый волной аристотелианизма, ставшего важной частью программы обучения.

Вопреки воле родителей, юный Фома оказался под влиянием недавно возникшего монашеского ордена Доминиканцев, к которому и примкнул около 1244 года.

Впоследствии он изучал теологию в Университете Парижа, и жил попеременно то в Париже, то в Италии, вплоть до своей смерти в 1274 году, через год после того, как он прекратил свою работу по причине мистического ведения.
Изначально работы Фомы были встречены без особого радушия, но постепенно они настолько захватили умы католиков, что стали считаться официальной доктриной церкви, и в 1323 году Фома Аквинский был провозглашён святым.

Эффект Аристотеля

Как упоминалось уже в прошлый раз, на протяжении 12 и 13 веков в Западной Европе оказалось возвращено из забвения и введено в оборот полное собрание работ Аристотеля. Это имело эффект разорвавшейся бомбы.

В то время, как многие не могли не согласиться, что аргументы древнегреческого философа имеют необычайную силу, ряд высказанных им мыслей значительно противоречил официальной церковной доктрине, сложившейся, как мы помним, на основании Платона и неоплатонических учений.

Среди прочего из работ Аристотеля можно было сделать заключение, что мир не был «создан», а существовал вечно, и души людей не отправлялись по окончании жизни в рай или ад, а заканчивали на этом свое существование. Не трудно понять, почему подобные идеи не встречали среди отцов церкви особого радушия.

И в то же время очевидно, что философия Аристотеля лучше отражала дух времени, чем устаревшие и оторванные от реальности платонические рассуждения о потусторонней жизни. Европейцы больше передвигались по свету, интересовались наукой и искусством, и, главное, создавали уже центры научной и культурной жизни под названием «университетов».

Фома и Аристотель

Вопреки позиции отцов церкви, Фома Аквинский был одним из тех революционно настроенных молодых бунтарей, кто не видел проблемы в адаптации Аристотеля в религиозную доктрину. Как следствие он стал одним из главных создателей новой философско-теологической теории, основанной на работах древнегреческого философа.

Фома считал, что интеграция Аристотеля в христианскую доктрину давала возможность по-новому взглянуть на роль человека в культуре, науке и политической жизни, одновременно соответствующий непререкаемому авторитету Писания и требованиям разума.

В то же время нужно понимать, что, оставаясь христианским теологом, Фома не считал возможным принять всю философию Аристотеля целиком, как она есть, а находил необходимым обработать и домыслить некоторые, наиболее неудобные ее аспекты.

Сферы веры и разума

Следует вспомнить, что, согласно доминировавшей на тот момент в христианской теологии позиции Блаженного Августина

– Первородный грех существенно повредил человеческую способность суждения
– Разуму необходимо было принять на себя божью благодать дабы восстановить возможность своего полного функционирования
– Религиозная вера являлась обязательным условием любого философского исследования, и философия как таковая должна была знать свое место в качестве служанки «королевы наук», теологии.

Читайте также:
Джон Локк - отзывы, мнение, рейтинг

В то же время позиция Фомы Аквинского от этого существенно отличалась. С его точки зрения,

– Первородный грех не затронул наши мыслительные способности, его последствия касаются лишь аспектов нашей моральной жизни.
– Разум в состоянии самостоятельно передвигаться и достигать некоторых успехов по крайней мере в отдельных областях человеческой деятельности, давая нам знания, не являющиеся вопросами веры
– Единственная вера, наличие которой необходимо для поисков философских истин это вера в способность человеческого интеллекта, и разумную организацию вселенной.

Разделение сфер веры и философии.

И теология, и философское познание играют свою собственную, особую роль в жизни человека:

– Теология дает нам знания посредством религиозной веры и откровений священного писания
– Философское познание дает нам знания посредством естественных способностей, данных каждому человеку от природы.

Таким образом сферы человеческого познания могут быть разделены следующим образом:

1. Истины, данные нам в священном писании и познаваемые на основании религиозного верования
2. Истины, доступные нам от самой природы и познаваемые посредством разума и опыта.

Грубо эта идея может быть выражена на следующей картинке, где слева находится Бог, а справа – Мир

Линия А – В представляет собой христианские учения, основанные на вере, и доступные только посредством изучения священного писания. К ним Фома относит Троицу, Воплощение, Первородный Грех, создание мира во времени, религиозные таинства и Страшный Суд.

Линия С – D представляет собой знание, основанное на органах чувств и самоочевидных принципах философского познания (таких, как принципы логики, открытые Аристотелем).

Линия В – С, находящаяся посредине, представляет собой перехлест двух предыдущих сфер, то есть такую сферу, в которой вера оказывается познаваема с помощью разума. Истины, находящиеся в этой сфере, могут быть доступны как через священное писание, так и методом рассуждения. К ним относятся существование Бога, его основные атрибуты, существование души, ее бессмертие, и определенные естественные законы морали.

Соответственно, мы можем отделить две различных сферы внутри самой теологии:

1. Тайная, или сверхъестественная теология (линия А – В на картинке)
2. Естественная, или не основанная на священном писании теология (линия В – С)

Естественная теология – это философская дисциплина, ставящая своей целью доказательства нашего знания о Боге основанные на естественном разуме и опыте самого человека.

Сумма Теологии – работа Фомы в формате естественной теологии (линия В – С), написанная с использованием диалектической техники и на основе интеллектуального подхода. Метод, использованный Фомой, основан на схоластическом подходе, и включает в себя пять ступеней:

1. Вопрос – ставится определенный опрос, ответ на который будет дан в конце
2. Возражения – приводятся различные неверные мнения по данному вопросу.
3. «С другой стороны» – дается ряд авторитетных мнений, подтверждающих (хотя и не всегда) собственное мнение автора
4. Автор высказывает свою собственную точку зрения и приводит аргументы в его защиту
5. Автор дает отдельные ответы по каждому из неверных мнений, высказанных в пункте (2)

Познание: следуя Аристотелю

В отличии от теологов-платонистов, Фома следует эпистемологии основанной на эмпирическом подходе Аристотеля. Следовательно, он отрицает любое «врожденное» знание. В то же время человеческий интеллект способен знать многое, чего не дают нам органы чувств. Однако виной тому не «врожденное знание», а сама структура человеческого интеллекта.

Так же вслед за Аристотелем, Фома является умеренным реалистом в отношении универсалий (см. предыдущую лекцию), то есть он верит, что универсалии реальны, но не существуют вне отдельных объектов, а заключены «внутри» них.

Материальный мир

Для Фомы, как и для Аристотеля, естественный мир – это собрание отдельных субстанций. Каждая материальная субстанция может быт понята с учетом двух принципов:

1. Субстанциональная форма – универсальный аспект объекта, или то, что есть общего между всеми членами данного рода.
2. Первичная материя – фундаментальная материя, сохраняющаяся неизменной при любых субстанциональных изменениях.

Иерархия вселенной

Опять же следуя Аристотелю, Фома различает:

Актуальность – или форму, и
Потенциальность – или первичную материю.

Великая цепь бытия идет от неорганических субстанций внизу пирамиды до Бога на ее вершине. Поскольку Бог совершенен, он единственный полностью актуализирован, поскольку несовершенство означает не что иное, чем наличие неактуализированных потенций.
Все же другие существа находятся где-то между чистой потенцией (материей) и полной актуализацией (Богом).

Сущность и бытие

Сущность – это то, чем является объект, или его словарное определение.

Однако нужно разделять два понятия:

1. Сущность объекта и
2. Его бытие

Для всего смертного, сущность есть нечто отличающееся от бытия.

Это различие, однако, не существует для Бога. Для него сущность равнозначна бытию, ибо его бытие и есть его сущность.
Так же нужно иметь ввиду, что, в отличие от Августина, для которого сущность была выше бытия, для Фомы бытие свыше сущности.

Пять доказательств бытия Бога

Доказательства бытия Бога у Фомы Аквинского – это пять аргументов, изложенных им в Сумме Теологии (1.2.3)

Общий формат этих доказательств построен по схеме:

1. Если у мира есть некое свойство Х, то Бог существует
2. У мира есть свойство Х
3. Следовательно, Бог существует

Первые три аргумента Фомы принято называть разновидностями «космологического» доказательства. Это:

1. Доказательство через движение и изменение, которые имеют место в мире – следовательно, у мира должен был быть некий Первый Двигатель (доказательство основано на понятиях потенциальности и актуальности, и впервые изложено еще Аристотелем в Метафизике). Это и есть Бог.

Читайте также:
Артур Шопенгауэр, биография, история жизни, факты.

2. Доказательство через производящую причину – у всего должна быть причина. Но у каждой причины тоже должна быть причина. Однако, это не может быть замкнутый круг – где-то должна быть первопричина, которая самодостаточна, то есть не требует для себя иных причин. В противном случае цепь причин окажется «подвешенной в воздухе». При этом нужно иметь ввиду, что первая причина не обязательно должна находиться во времени – она может воздействовать на всю цепь событий единовременно, как бы «со стороны». Это и есть Бог.

3. Доказательство через возможность и необходимость – в мире, где все существует согласно возможности (может существовать, а может и не существовать) должно находиться нечто, существующее «по необходимости», само не завися ни от чего иного. Его необходимое существование становится причиной существования всего остального. Это и есть Бог.

Следующий аргумент – доказательство от совершенства, основанный на философии Платона:

4. Доказательство от степеней совершенства – Фома, вместе с платонистами, полагает, что то, что имеет наибольшую ценность, так же имеет и наибольшую реальность. Поскольку само существование разных степеней ценности подразумевает наличие абсолютного источника ценности (совершенства), должно быть совершенное существо, ценность которого абсолютна. Это Бог.

Наконец аргумент, основанный на организации, или целевой причине:

5. Доказательство основанное на целевой причине – в целом природа слепа и неразумна, и в то же время мы можем наблюдать в ней порядок и стремление к какому-то разумному результату. Но не существующий результат не может притягивать к себе что-либо. Только в том случае, если этот результат существует и наличествует в уме разумного творца, направляющего процесс, можем мы найти объяснение существованию хорошо организованной системы. Таким образом, заключает Фома, «существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к [своей] цели. И таковое мы называем Богом (Ergo est aliquid intelligens, a quo omnes res naturales ordinatur ad finem, et hoc dicimus Deus).»

Четыре закона

В философии Фомы Аквинского обнаруживается прямая связь между его этическими и моральными понятиями, и его метафизикой. В отличии от волюнтаристов (о которых в следующей лекции), Фома считает, что законы морали основаны не на воле божьей, а являются выражением его интеллекта, корни которого в самой сущности Бога.

Поскольку сущность Бога не случайна, не случайны и законы морали. Законы Божьи выражаются четырьмя разными способами:

1. Вечный закон – некий рациональный порядок, установленный творцом вселенной для всех его созданий (в том числе закон тяготения и т.д.). Все объекты подчинены вечному закону, но лишь люди в состоянии различать моральные аспекты законов божьих и в состоянии им подчиниться либо не подчиниться по своему выбору

2. Естественный закон – закон, доступный человеческому разуму, который управляет моральным поведением человека. Этот закон управляет нами по стольку, поскольку мы являемся природными и общественными существами. В основе своей он ведет к модели описанной Аристотелем, и включающей мудрость, смелость, умеренность и их баланс, справедливость.

3. Божий закон – дан нам в Священном Писании. Этот закон указывает путь к вечному блаженству.

4. Человеческий закон – устанавливается правителями. Его легитимная сфера – область юстиции и отношений меж людьми. Дабы являться легитимным, человеческий закон должен быть основан на Вечном законе.

Политическая философия и эффект Фомы Аквинского

Вопросы политической теории вновь стали актуальны для философов с приходом в Европу работ Аристотеля, в частности его Политики (см. лекцию о Политике Аристотеля).

Кроме того, вопросы сути государства, его законов, политических прав и обязанностей назрели по мере увеличения стабильности общества, и его развития.

С точки зрения Фомы, общественное объединение естественно для человека и не нуждается в обосновании. Здесь он продолжает греческую линию, прочерченную Платоном и Аристотелем, и отвергает позицию Бл. Августина, для которого, как мы помним, государство было необходимым злом.
В то же время, хотя само по себе государство как таковое не нуждается в обосновании, каждая конкретная форма государственного правления и каждый конкретный властитель должны иметь обоснование.

В идеальном государстве, считает Фома, должен быть один правитель, чья власть сбалансирована другими органами управления, и все они избраны волей народа.

Отвержение дуализма Платона

Фома Аквинский решительно отвергает утверждение Платона, что материальный мир – это лишь тень реального мира, и таким образом не является подлинным. Материальная сфера не отделена от сферы духовного, поскольку вся эта цепь замыкается на своем создателе – Боге. Таким образом он не видел в теле темницу души. С его точки зрения тело важно для получения (эмпирического) знания, и именно тело делает из нас уникальных индивидов.

Подготовка основании для развития науки

При этом для Фомы люди – не только духовные существа, но и часть природы. Уделив природе и материальному бытию больший вес, чем она имела в трудах Платона и неоплатоников, Фома Аквинский подготовил более благотворные основания для науки, политической теории, юриспруденции и искусства в сравнении с теми, какие имелись во времена Бл. Августина

Фома Аквинский

Фото Все

Видео Все

ФИЛОСОФИЯ ЗА 5 МИНУТ | Фома Аквинский

Политическая теология у Фомы Аквинского – Александр Марей

Фома Аквинский. Великие философы

Фома Аквинский — биография

Фома Аквинский – итальянский теолог и философ, основавший томизм, член ордена доминиканцев. Католическая церковь канонизировала его как святого.

Фома Аквинский не был кабинетным ученым, известный католический богослов предпочитал путешествия и переезды, тишина монастырской кельи его угнетала. Его биография сродни судьбе героя романа «Имя розы» У.Эко, такого же философа-монаха. Ему одному удалось связать аристотелевскую философию и христианскую веру, именно он систематизировал ортодоксальную схоластику и сформулировал пять доказательств того, что Бог существует.

Детство

Родился Томас Аквинат 25 января (предположительно) 1225 года в Италии, в замке Рокказекка, близ города Аквино. Отца звали граф Ландольф Аквинский, он был рыцарем при дворе короля Рожера II. Мама Теодора принадлежала к древнему неаполитанскому роду, она занималась воспитанием детей, которых в семье было семеро. Томас (Фома) родился последним, седьмым ребенком.

Читайте также:
Сократ, биография, история жизни, факты.

Старших сыновей родители отправили постигать премудрости военного дела, а вот для Томаса уготовили другую участь. Родной брат отца – Синибальд, настоятель бенедиктинского монастыря Монтекассино, забрал пятилетнего мальчика к себе, где он и начал свое обучение. В 1239-м Фома поступил в Неаполитанский университет, где оказался в окружении выдающихся философов того времени – Аристотеля, еврейского богослова Маймонида, арабского философа Аверроэса, который оказал большое влияние на формирование теологического мировоззрения юноши.

Портрет Фомы Аквинского в молодости

В возрасте девятнадцати лет Фома принимает решение вступить в ряды католического Ордена братьев-проповедников, однако его родные были категорически против этого. Члены Ордена понимали, что мать будет пытаться вмешаться в судьбу сына, поэтому решили спрятать молодого монаха в Риме. По дороге туда Фому «отбили» старшие братья и привезли домой.

Становление

На протяжении двух лет родители держали сына взаперти, пытаясь добиться от него отказа от вступления в монашеский Орден. Братья даже пытались совратить его, воспользовавшись услугами проститутки. Они специально привели ее в место заточения Фомы, чтобы разрушить данный им обет безбрачия. Но монах и не думал сдаваться, он отбивался от нее с помощью горящего полена.

Эту сцену запечатлел на своем полотне художник Диего Веласкес, которое он назвал «Искушение святого Фомы Аквинского». Живописец изобразил изможденного Томаса в монашеском одеянии, которого поддерживает Ангел. Второй Ангел находится у него за спиной, и позади всех стоит женщина, удивленными глазами наблюдающая за происходящим. У ног Фомы лежит орудие защиты – обугленная деревяшка.

Картина Диего Веласкес «Искушение святого Фомы Аквинского»

Данный когда-то обет безбрачия Фома не нарушил до самого конца, поэтому его личная жизнь (в привычном понимании этого значения) не сложилась. Он не был женат, и не оставил после себя наследников.

Мама философа поняла, что заточением не добьется от сына желаемого результата, поэтому в 1244-м сама организовала ему побег. Томас оказывается в Неаполе, а спустя некоторое время перебирается в Рим. Именно там состоялось знакомство Фомы и генерального магистра Ордена – Иоганна фон Вильдесхаузена, после чего молодой человек наконец-то вступил в эту монашескую организацию.

В 1245 году Фома Аквинский стал студентом Парижского университета, где учился у теолога Альберта Великого. Фома обладал очень грузной фигурой и отличался неимоверной покорностью, которая даже для монаха была излишней. За это сокурсники придумали ему прозвище – Сицилийский Бык. После того, как Альберт Великий услышал это прозвище, он сказал, что когда-нибудь идеи этого немого быка взревут с такой силой, что мир будет оглушен. Его слова оказались пророческими.

В 1248 году Фома Аквинский переезжает в Кёльн, и сам становится преподавателем. Он учит студентов Ветхому Завету. Спустя четыре года он возвращается в столицу Франции, становится магистром богословия. В 1256 году занимает должность регента в Парижском университете.

Римско-католическая церковь до сих пор помнит о вкладе Фомы в ее историю. В 1261-м по просьбе Папы Урбана IV, Томас написал три гимна для празднования дня Тела и Крови Христовых. Фома выполнил просьбу Папы, он сочинил «Tantum ergo», «Pange lingua», «Panis angelicus», которые звучат под церковными сводами и сейчас, спустя много веков.

В 1265-м новый Папа Римский Климент IV тоже вспомнил о Фоме Аквинском, он предложил ему стать богословом.

В 1272-м Томас бросил занимаемую в Парижском университете должность регента и поселился в Неаполе. Он стал народным проповедником. По существующей легенде, годом позже Фома служил утреннюю мессу в часовне Святого Николая в неапольском доминиканском монастыре, и на него нашло божье благословение. Мыслитель услышал, что к нему обращается Христос, который сказал, что Фома очень хорошо его описал, и спросил, какую награду он хотел бы получить за свои труды. Ошеломленный богослов ответил, что ему ничего не нужно, кроме Господа.

В декабре 1273-го случилось новое просветление. Фома как раз вел проповедь и вдруг был поражен длительным экстазом. До этого он решил бросить работу над самым крупным своим трудом «Сумма теологии», однако немного отдохнув, он с новыми силами принялся за работу. Однако этот трактат так и остался незавершенным.

В это время Папа Григорий Х решил созвать Второй Лионский собор, с целью примирения двух церквей – православной и греко-католической. На этом созыве должен был присутствовать и Фома Аквинский.

Путь мыслителя лежал через римскую Аппиеву дорогу, и в это время ему на голову свалилась ветка дерева. Монах получил серьезную травму и заболел.

Лечили Фому в Монтекассино. Вскоре он поправил здоровье и снова отправился в путь. Однако в дороге снова почувствовал недомогание, и остановился в аббатстве Фоссанова.

Смерть

На протяжении нескольких дней от него не отходили монахи, но спасти философа им не удалось. Смерть наступила 7 марта 1274 года, он по привычке сидел за столом, писал свои комментарии к произведению «Песнь песней Соломона».

18 июля 1323 года по распоряжению Папы Иоанна XXII, мыслитель был причислен к лику святых, с тех пор 7 марта начали почитать как День святого Фомы Аквинского. Однако после 1969-го этот праздник перенесли на 28 января. Гроб с останками философа переносили несколько раз. В начале 1369-го его перевезли в церковь при Якобинском монастыре Тулузы, в 1789-1974-м годах доставили в Базилик Святого Сатурнина Тулузского, а потом снова вернули на первоначальное место, где они находятся до сих пор.

Читайте также:
Джордж Беркли, биография, история жизни, факты.

Философия и идеи

Томас не считал себя философом, он говорил, что они язычники, отрицающие истину и христианскую мудрость. Фома считал философов прислужниками теологии, потому что божье откровение важнее, чем разум. Однако его нелестное мнение не касалось Аристотеля, которому он преклонялся, и это хорошо видно из его схоластических теорий.

Аквинский воспользовался четырьмя ступенями аристотелевской истины – опытом, искусством, знанием и мудростью, и на основе их вывел свои. Фома говорил, что мудрость содержит в себе знания о Всевышнем, поэтому она находится над всеми ступенями. И вообще, он выделил мудрость трех типов – благодать, богословская(вера), метафизическая(разум).

Точно так же, как и Аристотель, Фома определял душу, как самостоятельную субстанцию, существующую в качестве отражения человеческих желаний и деяний – добрых или злых. Душа служит для того, чтобы после смерти человека найти упокоение в соединении с Богом.

Поэтому, по мнению Аквинского, каждый человек разумный должен прожить праведную жизнь, только так после смерти его ждет соединение с Создателем. Идея Фомы Аквинского полностью соответствует философии христианства, которую исповедовал в свое время Августин Блаженный.

Для познания мира человеку дан разум, интеллект и ум. Разум нужен для формулировки выводов и суждений, с помощью интеллекта человек имеет способность к анализу внешних явлений, а понятие ум включает в себя все духовные компоненты личности человека. Фома Аквинский полагал, что именно познанием человек разумный отличается от других живых существ растительного и животного мира.

Чтобы познать божественное начало, человек может воспользоваться тремя инструментами – разумом, откровением и интуицией. Именно поэтому Аквинского считают первым теологом, который применил рациональный способ, чтобы познать высшее просветление. В самом большом своем труде – «Сумма теологии», он говорит о существовании пяти доказательств того, что Бог существует.

Первым доказательством мыслитель считал движение. Он говорил, что движение одних предметов вызвано движением других, а другие двигались после воздействия третьих, и так до бесконечности. Но первое движение все же пошло от Бога.

Вторым доказательством Фома приводил производящую силу. Это доказательство, равно как и предыдущее, гласит, что именно Бог был первопричиной появления всего произведенного в мире.

На третьем месте доказательств существования Бога Фома Аквинский расположил необходимость. Любая вещь может быть в потенциальном и реальном использовании, но при этом вещи не могут находиться в потенции. Нужен соответствующий фактор, с помощью которого можно сменить состояние вещей, перевести их из потенциального в актуальное состояние. Этим фактором Аквинский и называл Бога.

Четвертое доказательство мыслитель видел в степени бытия. Людям свойственно сравнивать все окружающее их с чем-то идеальным, и этим идеалом Фома называл Бога.

Пятым доказательством бытия Бога Фома называл целевую причину. Все живые существа должны действовать целесообразно, поэтому нужен кто-то, кто будет ставить определенную цель. И снова эту роль мыслитель отводил Богу.

Известны рассуждения Фомы Аквинского о государственном устройстве. Он говорил, что лучшая форма правления – монархия. Короля он видел наместником Господа на земле, он должен править в соответствии с интересами всех классов общества, не выделяя одних и не унижая других. Сам государь должен быть в подчинении духовенства, иначе говоря, у гласа божьего.

Мыслитель был первым, кто разделил сущность и существование, и это рассуждение стало основой католицизма. По мнению Томаса, сущность – это «чистая идея», суть вещи или явления, наделенного определенными характеристиками. А вот существованием он называл факт того, что эта вещь или явление находится в мире. И существует эта вещь исключительно из божьего одобрения.

Идеи Фомы Аквинского и его трактат под названием «Сумма теологии» дали начало развитию учения томизма. Философия Томаса считается официальной идеологией католицизма.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Факты биографии и философии Фомы Аквинского

Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.

Биографические факты

Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.

Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.

Основные труды Фомы Аквинского — «Сумма теологии» и «Сумма философии». Также философ известен рецензиями на трактаты Аристотеля и Боэция. Он написал 12 церковных книг и «Книгу о притчах».

Основы философского учения

Фома разграничивал понятия «философия» и «теология». Философия изучает вопросы, доступные разуму, и затрагивает только те сферы познания, которые относятся к человеческому бытию. Но возможности философии ограничены, познавать Бога человек может только через теологию.

Читайте также:
Томас Гоббс, биография, история жизни, факты.

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Виды бытия

Жизнь человека или любого другого существа подтверждает факт его бытия. Возможность жить важнее истинной сути, поскольку такую возможность предоставляет только Бог. Всякая субстанция зависит от божественного желания, а мир — это совокупность всех субстанций.

Существование может быть 2 видов:

  • самостоятельное;
  • зависимое.

Истинное бытие — Бог. Все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии. Чем сложнее природа существа, тем выше его положение и тем больше свободы действия.

Сочетание формы и материи

Материя — субстрат, не имеющий формы. Появление формы создает предмет, наделяет его физическими качествами. Единство материи и формы являет собой сущность. Духовные существа имеют сложную сущность. У них нет физических тел, они существуют без участия материи. Человек создан из формы и материи, но он также имеет сущность, которой его наделил Бог.

Поскольку материя однообразна, все созданные из нее существа могли бы быть одинаковой формы и стать неразличимыми. Но, по желанию Бога, форма не определяет существо. Индивидуализация предмета формируется его личностными качествами.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Виды познания

В концепции Фомы Аквинского было 2 вида интеллекта:

  • пассивный — нужен для накопления чувственных образов, в процессе мышления участия не принимает;
  • активный — отделен от чувственного восприятия, формирует понятия.

Чтобы познать истину, нужно обладать высокой духовностью. Человек должен неустанно развивать свою душу, наделять ее новым опытом.

Есть 3 вида познания:

  1. разум — наделяет человека способностью формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;
  2. интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;
  3. ум — совокупность всех духовных компонентов человека.

Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.

Этика

Фома считал, что Бог является абсолютным благом. Стремящийся к благу человек руководствуется заповедями и не допускает зла в свою душу. Но Бог не принуждает человека руководствоваться только добрыми намерениями. Он наделяет людей свободой воли: возможностью выбирать между добром и злом.

Человек, познавший свою суть, стремится к благу. Верит в Бога и главенство его замысла. Такой индивид преисполнен надежды и любви. Его стремления всегда благоразумны. Он миролюбив, смиренен, но в то же время храбр.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Доказательства бытия Бога

Отвечая на вопрос о существовании Бога, Фома приводит 5 доказательств Его непосредственного влияния на окружающий мир.

Движение

Все природные процессы — результат движения. Плоды не созреют, пока на дереве не появятся цветы. Каждое движение подчиняется предыдущему, и не может начаться, пока оно не закончится. Первым движением было появление Бога.

Производящая причина

Каждое действие происходит в результате предыдущего. Человек не может знать, какой была первоначальная причина действия. Допустимо предположить, что ей стал Бог.

Необходимость

Некоторые вещи существуют временно, разрушаются и появляются вновь. Но части вещей необходимо существовать постоянно. Они создают возможность для появления и жизни других существ.

Степени бытия

Все вещи и всех живых существ можно разделить на несколько ступеней, в соответствии с их стремлениями и уровнем развития. Значит, должно существовать нечто совершенное, занимающее верхнюю ступень иерархии.

Всякое действие имеет цель. Это возможно только в том случае, если индивида направляет кто-то свыше. Из этого следует, что высший разум существует.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: