Фома Аквинский, биография, история жизни, факты.

Фома Аквинский – биография

Краткая информация

  • Наследник традиции
  • Естественный разум
  • Служанка теологии
  • Пять доказательств бытия Бога
  • Ангельский доктор

К XII веку Западная Европа уже оправилась от фрустрации, вызванной падением Рима и великим переселением народов. Росли города, развивались ремесла и искусства, усиливалась церковь и короли. Генуэзская и Венецианская республики успешно торговали не только с Византийской империей, но и со всем мусульманским Востоком. Крестовые походы открыли для европейских народов богатую и утонченную культуру арабов. Правоту христианства не удалось доказать силой меча, поэтому диспуты развернулись среди ученых мужей. Католическая церковь с удивлением обнаружила, что арабских мудрецов не убеждают цитаты из Святого Писания, а раввины плевались, заслышав об Иисусе Христе. Обосновать и защитить свое кредо европейские богословы могли только с рациональных позиций. Нужен был новый Аристотель. Им стал Фома Аквинский.

Наследник традиции

Он родился в большой семье графа Андольфа Аквинского 25 января 1225 года. Второй сын французского короля не мог рассчитывать на земельный надел при господстве принципа примогенитуры, то есть, когда все получает первенец. Фома был седьмым ребенком, и участь его была предопределена – духовная карьера. При его родовитости он мог стать аббатом, епископом и даже папой. Родители уже присмотрели для него местечко настоятеля бенедиктинского монастыря Монтекассино, расположенного как раз неподалеку от родового замка Рокказекка.

Но юноша всем сердцем полюбил теологию и вообще ученость. Учеными монахами в то время были доминиканцы. К ним он и собирается примкнуть после окончания университета в Неаполе. Но что такое орден св. Доминика в то время? Незначительное и небогатое сообщество ученых мужей, исследующих Писание и шелестящих пожелтевшими свитками. То было время чудовищного невежества, когда образованный человек в умах простонародья считался чуть ли не слугой сатаны. Церковь воздействовала на паству сфабрикованными чудесами и внешним величием. Таким был Бенедиктинский монашеский орден, куда родственники хотели запихнуть способного к наукам Фому.

Они схватили его на пути в Сорбонну (Париж). Фому держали несколько лет в заточении, надеясь, что он сломается и уступит воле родителей. К нему даже подсылали жрицу любви, в надежде, что он соблазнится и станет «обычным» монахом. Фома оказался крепким орешком и не уступил, а девку просто выгнал из своей кельи. Только теперь поняли родственники, что Фома настроен серьезно. Он не будет молиться за их грешные души, но добровольно подвергнет себя искушению знаниями. Освобожденный от кандалов семейного долга, юноша едет в Париж, где становится учеником Альберта Великого.

Потребность в способных богословах была огромной. Вместе с учителем Фома перемещается в Кельнский университет, а затем обосновывается в доминиканском монастыре св. Иакова в Париже. Доминиканцы по достоинству оценили способности брата Фомы, назначив его преподавателем в Парижском университете. Здесь Аквинат начинает писать свои богословские труды. Нельзя сказать, что он занялся сочинительством от скуки. Античные авторы и переводы арабских писателей манили его сокровенными знаниями, хотя и противоречили католическому мировосприятию.

Естественный разум

Аристотель уже проникал под своды монашеских келий. Церковь вынуждена была смириться с этим языческим мудрецом, ибо он собрал самые лучшие языческие мысли и воплотил их в своих трудах. Кроме того, на Аристотеля ссылались оппоненты католиков – мусульмане и иудеи. Кстати сказать, Византийское православие уже утратило миссионерский пыл, закрывшись в собственной «башне из слоновой кости». Страны, ставшие восприемниками Византийской традиции, унаследовали высокомерное отношение к инакомыслящим. Но католицизм стремился убедить в своей правоте неверных, и ему позарез нужны были светские аргументы.

Фома понял, что для диспута нужна нейтральная площадка, где бы представители разных вероисповеданий чувствовали себя как дома. Такой площадкой стала сфера рационального мышления, где господствует логика и человеческий опыт. Европейская философия выходила из плотной опеки богословия, чтобы стать понятной для всех. Фома Аквинский разрушил дуализм мышления раннего средневековья, основанный на учении Августина Блаженного о двух сферах бытия. В таком мире человек принадлежал или Богу или сатане, но не принадлежал самому себе. Соответственно, в человеке могла действовать либо божественная, либо дьявольская воля. Теперь же человеческий разум получал право на жизнь, чтобы впоследствии стать двигателем прогресса и источником новых идей.

Некоторые свои работы Фома писал для конкретных диспутов с арабами и иудеями, которые имели место в Испании. Напомним, что эта страна в то время была частью исламского мира, где процветали науки, искусства и ремесла. Христиане и иудеи-сефарды здесь свободно исповедовали свою веру, вступая в религиозную полемику между собой и с учеными муллами. Католики выглядели более чем скромно на фоне образованных раввинов и арабских мудрецов. Фома Аквинский начинает исправлять эту ситуацию.

Служанка теологии

Фома не подвергает сомнению истинность божественных знаний, данных в священном писании. Однако до него грехом считалось простая попытка обосновать с помощью разума сакральную истину. Верующим предлагалось принимать без рассуждений божественные откровения, не задумываясь о смысле. Аквинат всегда был верным чадом матери-церкви, однако он понимал, что одной веры недостаточно. Христианин должен знать, во что он верит, и уметь объяснить свою веру представителю других конфессий. Помощницей теологии Фома назначает философию. Не подрывая основ доктрины, она призвана доходчиво объяснить ее положения.

Таким образом, возникает богословская мудрость, которая лишь отражает свет истинного знания, выраженного в откровении. Напомним, что откровением является то, что высшая сила сама открывает человеку о себе и о мире. Мудрость богословия доходчиво объясняет откровение, не противореча ему. Все вещи этого мира существуют по воле Бога, сотворившего их. Именно поэтому их существование, то есть, выполнение предначертанной Богом задачи, важнее, чем сущность, то есть, внутренняя природа. Подлинное бытие присуще лишь Богу. Сотворенная им вселенная отражает величие, могущество и милость Всевышнего. Так учит католическая церковь.

Читайте также:
Эдмунд Гуссерль - отзывы, мнение, рейтинг

Как философия подчинена откровению свыше, так и телесность не имеет самодостаточного значения, подчиняясь бессмертной душе. Тело и душа индивидуальны, а их соединение формирует личность человека. Душа есть только у потомка Адама. Она делает его выше других тварей; она же налагает на него ответственность за свои поступки. Познание окружающего мира и самопознание – свойства души. Но главное достоинство человека, делающего его подобным Творцу – свобода выбора между добром и злом. Господь не может заставить человека жить по законам, им данным, как это происходит с животными и растениями. Но душа по природе своей христианка, поэтому она может расслышать голос свыше и добровольно прийти к Богу. Впрочем, и дьявол не в силах заставить человека, но только совратить, посулив земные блага. Итак, человек – не безвольное существо. Он – не поле битвы, где Бог и дьявол борется за его душу.

Пять доказательств бытия Бога

Они были изложены с рациональных позиций и дополняли католическую доктрину:

  • Перводвигатель. Очевидно, что движение всякой вещи происходит в результате внешнего толчка. Ничто не может быть одновременно движимым и движущим. Поэтому, даже если мы найдем тот первый предмет, который «толкнул» все остальные, нам предстоит выяснить, что же толкнуло его самого.
  • Первопричина. Наука может объяснить физические законы и провести инвентаризацию вселенной, но она не в состоянии сформулировать смысл жизни. Причины и цель всего существующего мы находим за пределами материального мира – в сфере нематериального бытия. Не существует такой вещи, которая бы была причиной самое себя.
  • Необходимость. Все сущее имеет определенный жизненный цикл, однажды появившись в этом мире, чтобы когда-нибудь исчезнуть. Это значит, что все, что мы воспринимаем как сущее, когда-то было не сущим, но появилось в силу необходимости. Нет такой материальной вещи, которая бы являла необходимость для себя самое, а значит, необходимость лежит за пределами материального мира.
  • Степени бытия. В процессе познания мы сравниваем отдельные предметы с другими, более или менее совершенными. Постигая бытие, мы всегда будем его сравнивать с неким другим бытием, которое не просто совершеннее нашего бытия, но представляет собой идеал совершенства, пусть и недостижимый в материальном мире.
  • Целевая причина. Если четыре предыдущих аргумента доказывали наличие инобытия, то данный аргумент указывает на существование именно христианского Бога. Целесообразность всего сущего подразумевает бытие Того, кто эту цель полагает.

Ангельский доктор

Doctor Angelicus, систематизатор ортодоксальной схоластики, Doctor Universalis, князь философов – Ватикан не скупится на эпитеты для человека, заложившего основы современной доктрины католической церкви. В 1323 году Фома Аквинский канонизирован, а в 1879 году папа Лев XIII признает его наиболее авторитетным теологом католичества.

Философия, допущенная Аквинатом в служанки богословия, превратилась в царицу. Его метод рационального обоснования явлений стал основой для дальнейшего развития знаний и способствовал становлению научной картины мира. Доказательства бытия Бога, предложенные Фомой, и по сей день вызывают интерес и горячие споры. Сегодня, когда конфликт между наукой и христианством разгорается с новой силой, учение «ангельского доктора» о гармонии между верой и разумом, продолжают быть актуальными. Истина одна, но путь к ней можно найти как через откровение, так и с помощью научных инструментов.

10 фактов о Фоме Аквинском

Четыре мнемонических правила, пять доказательств того, что Бог есть, задачи теологии, превосходство устной речи над письменной, причины, по которым деятельность доминиканцев имеет смысл, и другие важные открытия, а также факты биографии Сицилийского Быка

1. О происхождении и невыгодном родстве

Фома Аквинский (или Аквинат; 1225–1274) был сыном графа Ландольфо д’Аквино и племянником графа Томмазо д’Ачерра, великого юстициария Сицилийского королевства (то есть первого из королевских советников, ведающего судом и финансами), а также троюродным братом Фридриха II Штауфена. Родство с императором, который, стремясь подчинить своему влиянию всю Италию, постоянно боролся с римскими папами, не могло не сослужить дурную службу молодому богослову — несмотря на открытый и даже демонстративный конфликт Аквината с семьей и на то, что он вступил в верный папству орден доминиканцев. В 1277 году часть тезисов Фомы была осуждена епископом Парижа и церковью — видимо, в основном по политическим причинам. Впоследствии эти тезисы стали общепринятыми.

2. О школьном прозвище

Фома Аквинский отличался высоким ростом, грузностью и неповоротливостью. Считается также, что ему была присуща кротость, чрезмерная даже для монашеского смирения. Во время дискуссий, которые проводил его наставник, теолог и доминиканец Альберт Великий, Фома высказывался редко, и другие студенты посмеивались над ним, называя Сицилийским Быком (хотя родом он был из Неаполя, а не с Сицилии). Альберту Великому приписывается пророческая реплика, якобы произнесенная, чтобы усмирить дразнивших Фому студентов: «Вы называете его быком? Говорю вам, этот бык взревет так громко, что рев его оглушит мир».

Посмертно Аквинат был удостоен множества других, более лестных прозвищ: его называют «ангельским наставником», «всеобщим наставником» и «князем философов».

3. О мнемонических приемах

Ранние биографы Фомы Аквинского утверждают, что он обладал изумительной памятью. Еще в школьные годы он запоминал все, что говорил учитель, а позже, в Кельне, развивал свою память под руководством того же Альберта Великого. Собрание изречений отцов церкви о четырех Евангелиях, подготовленное им для папы Урбана, было составлено из того, что он запомнил, просматривая, но не переписывая рукописи в различных монастырях. Его память, по мнению современников, обладала такой силой и цепкостью, что в ней сохранялось все, что ему доводилось прочитать.

Читайте также:
Парменид - отзывы, мнение, рейтинг

Память для Фомы Аквинского, как и для Альберта Великого, была частью добродетели благоразумия, которую следовало пестовать и развивать. Для этого Фома сформулировал ряд мнемонических правил, которые описал в комментарии к трактату Аристотеля «О памяти и припоминании» и в «Сумме теологии»:

— Способность к запоминанию расположена в «чувствительной» части души и связана с телом. Поэтому «чувственные вещи более доступны человеческому познанию». Знания, не связанные «с какими-либо телесными подобиями», легко забываются. Поэтому следует искать «символы, присущие тем вещам, которые нужно запомнить. Они не должны быть слишком известными, поскольку нас более интересуют непривычные вещи, они более глубоко и четко запечатлеваются в душе. Следуя этому, необходимо придумать подобия и образы» Summa Theologiae, II, II, quaestio XLVIII, De partibus Prudentiae. .

— Память подконтрольна рассудку, поэтому второй мнемонический принцип Фомы — «расположить вещи [в памяти] в определенном порядке, чтобы, припомнив одну какую-то черту, можно было бы легко перейти к следующей».

— Память связана с вниманием, поэтому нужно «испытывать привязанность к тому, что нужно запомнить, ведь то, что сильно запечатлелось в душе, не так легко из нее ускользает».

— И наконец, последнее правило — регулярно размышлять о том, что нужно запомнить.

4. О взаимоотношении теологии и философии

Аквинат выделял три типа мудрости, каждый из которых наделен своим «светом истины»: мудрость Благодати, богословскую мудрость (мудрость откровения, использующую разум) и метафизическую мудрость (мудрость разума, постигающую сущность бытия). Исходя из этого, он полагал, что предметом науки являются «истины разума», а предметом теологии — «истины откровения».

Философия, используя свои рациональные методы познания, способна изучать свойства окружающего мира. Догматы веры, доказанные с помощью рационализированных философских доводов (например, догмат о бытии Бога), становятся более понятными человеку и тем самым укрепляют его в вере. И в этом смысле научно-философское знание является серьезной опорой в обосновании христианского вероучения и опровержении критики веры.

Но многие догматы (например, идея о тварности мира, концепции первородного греха, воплощения Христа, воскресения из мертвых, неизбежности Страшного суда и т. п.) не поддаются рациональному обоснованию, поскольку в них отражены сверхъестественные, чудесные качества Бога. Человеческий разум не способен постичь божественный замысел в полном объеме, поэтому истинное, высшее знание науке неподвластно. Бог — это удел сверхразумного познания и, следовательно, предмет теологии.

Впрочем, для Фомы между философией и теологией нет противоречия (как нет его и между «истинами разума» и «истинами откровения»), поскольку философия и познание мира приводят человека к истинам веры. Поэтому, в представлении Фомы Аквинского, изучая вещи и явления природы, истинный ученый прав лишь тогда, когда раскрывает зависимость природы от Бога, когда показывает, как в природе воплощается божественный замысел.

Святой Фома Аквинский. Фреска Фра Бартоломео. 1512 год © Museo di San Marco dell’Angelico

5. Об Аристотеле

Альберт Великий, учитель Фомы Аквинского, был автором первого написанного в Западной Европе комментария к «Никомаховой этике» Аристотеля. Именно он ввел в обиход католического богословия сочинения Аристотеля, до того известные на Западе преимущественно в изложении арабского философа Аверроэса. Альберт показал отсутствие противоречий между учением Аристотеля и христианством.

Благодаря этому Фома Аквинский получил возможность христианизировать античную философию, в первую очередь — труды Аристотеля: стремясь к синтезу веры и знания, он дополнил вероучительные догматы и религиозно-философские умозрения христианства социально-теоретической и научной рефлексией, опирающейся на логику и метафизику Аристотеля.

Фома не был единственным богословом, пытавшимся апеллировать к трудам Аристотеля. Это же делал, например, его современник Сигер Брабантский. Однако аристотелизм Сигера считали «аверроистским», сохранившим некоторые идеи, привнесенные в труды Аристотеля его арабскими и иудейскими переводчиками и интерпретаторами. «Христианский аристотелизм» Фомы, опиравшийся на «чистое» учение древнегреческого философа, не противоречащее христианству, победил — а Сигер Брабантский за свои убеждения был предан суду инквизиции и убит.

6. О разговорном жанре

Отвечая на вопрос, почему Христос проповедовал, но не записывал постулаты своего учения, Фома Аквинский заметил: «Христос, обращаясь к сердцам, ставил слово выше писания» Summa Theologiae, III, quaestio XXXII, articulus 4. . Этот принцип был вообще популярен в XIII веке: даже система схоластического университетского преподавания строилась на quaestio disputata, дискуссии по заданной проблеме. Большую часть своих произведений Аквинат написал в жанре «суммы» — диалога, состоящего из вопросов и ответов, который казался ему наиболее доступным для студентов-теологов. «Сумма теологии», например, — трактат, написанный им в Риме, Париже и Неаполе между 1265 и 1273 годом, — состоит из глав-артикулов, в заглавие которых вынесен спорный вопрос. К каждому Фома приводит несколько аргументов, дающих разные, порой противоположные ответы, а в конце сообщает контраргументы и правильное, с его точки зрения, решение.

7. Доказательства бытия Божия

В первой части «Суммы теологии» Аквинат обосновывает необходимость теологии как науки со своей целью, предметом и методом исследования. Предметом ее он полагает первопричину и предельную цель всего сущего, то есть Бога. Именно поэтому трактат начинается с пяти доказательств бытия Божия. Именно благодаря им в первую очередь известна «Сумма теологии», несмотря на то, что из 3 500 листов, которые занимает этот трактат, существованию Бога посвящены всего полтора.

Первое доказательство бытия Божия опирается на аристотелевское понимание движения. Фома утверждает, что «все, что движется, должно быть движимо чем-то иным» Здесь и далее: Summa Theologiae, I, quaestio II, De Deo, an Deus sit. . Попытка представить себе ряд объектов, каждый из которых заставляет двигаться предыдущий, но и сам при этом приводим в движение следующим, уводит в бесконечность. Попытка это вообразить неизбежно должна привести нас к пониманию того, что был некий перводвигатель, «который не движим ничем, а под ним все разумеют Бога».

Читайте также:
Николай Бердяев, биография, история жизни, факты.

Второе доказательство немного напоминает первое и также опирается на Аристотеля, в этот раз — на его учение о четырех причинах. По Аристотелю, у всего сущего должна быть действующая (или порождающая) причина, то, с чего начинается существование вещи. Поскольку ничто не может произвести самое себя, должна быть некая первопричина, начало всех начал. Это и есть Бог.

Третье доказательство бытия Божия — доказательство «от необходимости и случайности». Фома поясняет, что среди сущностей есть такие, которые могут как быть, так и не быть, то есть их существование случайно. Есть и необходимые сущности. «Но все необходимое либо имеет причину своей необходимости в чем-либо еще, либо нет. Однако невозможно, чтобы [ряд] необходимых [сущих], имеющих причину своей необходимости [в чем-то еще], уходил в бесконечность». Следовательно, есть некая сущность, необходимая сама по себе. Эта необходимая сущность может быть только Богом.

Четвертое доказательство «исходит из степеней [совершенств], обнаруживаемых в вещах. Среди вещей обнаруживаются более и менее благие, истинные, благородные и так далее». Однако о степени благости, истинности и благородства можно судить только в сравнении с чем-то «наиболее истинным, наилучшим и благороднейшим». Этими свойствами обладает Бог.

В пятом доказательстве Аквинат вновь опирается на учение Аристотеля о причинах. Исходя из аристотелевского определения целесообразности, Фома констатирует, что все предметы бытия направлены в своем существовании к какой-то цели. При этом «они достигают цели не случайно, но намеренно». Поскольку сами предметы «лишены разумения», следовательно, «существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к [своей] цели. И таковое мы называем Богом».

8. Об общественном строе

Вслед за Аристотелем, развивавшим эти вопросы в «Политике», Фома Аквинский размышлял о природе и характере единоличной власти правителя. Он сопоставлял царскую власть с другими формами правления и, в соответствии с традициями христианской политической мысли, однозначно высказывался в пользу монархии. С его точки зрения, монархия — самая справедливая форма правления, безусловно превосходящая аристократию (власть лучших) и политию (власть большинства в интересах общего блага).

Самым надежным видом монархии Фома считал выборную, а не наследственную, поскольку выборность способна предотвратить превращение правителя в тирана. Теолог полагал, что некое множество людей (вероятно, он имел в виду епископов и часть светской знати, участвующих в избрании светских государей, в первую очередь императора Священной Римской империи и папы римского) должно иметь законную возможность не только наделять короля властью над собой, но и лишать его этой власти, если она начнет приобретать черты тирании. С точки зрения Фомы Аквинского, это «множество» должно иметь право лишить правителя власти, даже если оно «ранее подчинило себя ему навечно», потому что дурной правитель «выходит за пределы» своей должности, тем самым нарушая условия первоначального договора. Эта мысль Фомы Аквинского впоследствии легла в основу концепции «общественного договора», очень значимой в Новое время.

Еще один способ борьбы с тиранией, который предложил Аквинат, позволяет понять, на чьей стороне он был в конфликте между империей и папством: против бесчинств тирана, полагал он, может помочь вмешательство кого-то, стоящего выше этого правителя, — что легко могло истолковываться современниками как одобрение вмешательства папы в дела «плохих» светских правителей.

9. Об индульгенциях

Фома Аквинский разрешил ряд сомнений, связанных с практикой дарования (и покупки) индульгенций. Он разделял концепцию «сокровищницы церкви» — некоего «избыточного» запаса добродетелей, пополняемого Иисусом Христом, Девой Марией и святыми, из которого могут черпать остальные христиане. Этой «сокровищницей» может распоряжаться папа римский, выпуская особые, юридические по своей природе акты — индульгенции. Индульгенции действуют только потому, что святость одних членов христианского сообщества перевешивает греховность других.

10. О доминиканской миссии и проповедничестве

Хотя доминиканский орден был основан святым Домиником в 1214 году, еще до рождения Аквината, именно Фома сформулировал положения, ставшие обоснованием их деятельности. В «Сумме против язычников» теолог писал, что путь к спасению открыт для каждого, а роль миссионера заключается в том, чтобы дать конкретному человеку необходимое для его спасения знание. Спастись может даже дикий язычник (чья душа стремится к благу), если миссионеру удастся донести до него спасительную божественную правду.

Фома Аквинский

Фото Все

Видео Все

ФИЛОСОФИЯ ЗА 5 МИНУТ | Фома Аквинский

Политическая теология у Фомы Аквинского – Александр Марей

Фома Аквинский. Великие философы

Фома Аквинский — биография

Фома Аквинский – итальянский теолог и философ, основавший томизм, член ордена доминиканцев. Католическая церковь канонизировала его как святого.

Фома Аквинский не был кабинетным ученым, известный католический богослов предпочитал путешествия и переезды, тишина монастырской кельи его угнетала. Его биография сродни судьбе героя романа «Имя розы» У.Эко, такого же философа-монаха. Ему одному удалось связать аристотелевскую философию и христианскую веру, именно он систематизировал ортодоксальную схоластику и сформулировал пять доказательств того, что Бог существует.

Детство

Родился Томас Аквинат 25 января (предположительно) 1225 года в Италии, в замке Рокказекка, близ города Аквино. Отца звали граф Ландольф Аквинский, он был рыцарем при дворе короля Рожера II. Мама Теодора принадлежала к древнему неаполитанскому роду, она занималась воспитанием детей, которых в семье было семеро. Томас (Фома) родился последним, седьмым ребенком.

Старших сыновей родители отправили постигать премудрости военного дела, а вот для Томаса уготовили другую участь. Родной брат отца – Синибальд, настоятель бенедиктинского монастыря Монтекассино, забрал пятилетнего мальчика к себе, где он и начал свое обучение. В 1239-м Фома поступил в Неаполитанский университет, где оказался в окружении выдающихся философов того времени – Аристотеля, еврейского богослова Маймонида, арабского философа Аверроэса, который оказал большое влияние на формирование теологического мировоззрения юноши.

Читайте также:
Дэвид Юм (David Hume) - отзывы, мнение, рейтинг

Портрет Фомы Аквинского в молодости

В возрасте девятнадцати лет Фома принимает решение вступить в ряды католического Ордена братьев-проповедников, однако его родные были категорически против этого. Члены Ордена понимали, что мать будет пытаться вмешаться в судьбу сына, поэтому решили спрятать молодого монаха в Риме. По дороге туда Фому «отбили» старшие братья и привезли домой.

Становление

На протяжении двух лет родители держали сына взаперти, пытаясь добиться от него отказа от вступления в монашеский Орден. Братья даже пытались совратить его, воспользовавшись услугами проститутки. Они специально привели ее в место заточения Фомы, чтобы разрушить данный им обет безбрачия. Но монах и не думал сдаваться, он отбивался от нее с помощью горящего полена.

Эту сцену запечатлел на своем полотне художник Диего Веласкес, которое он назвал «Искушение святого Фомы Аквинского». Живописец изобразил изможденного Томаса в монашеском одеянии, которого поддерживает Ангел. Второй Ангел находится у него за спиной, и позади всех стоит женщина, удивленными глазами наблюдающая за происходящим. У ног Фомы лежит орудие защиты – обугленная деревяшка.

Картина Диего Веласкес «Искушение святого Фомы Аквинского»

Данный когда-то обет безбрачия Фома не нарушил до самого конца, поэтому его личная жизнь (в привычном понимании этого значения) не сложилась. Он не был женат, и не оставил после себя наследников.

Мама философа поняла, что заточением не добьется от сына желаемого результата, поэтому в 1244-м сама организовала ему побег. Томас оказывается в Неаполе, а спустя некоторое время перебирается в Рим. Именно там состоялось знакомство Фомы и генерального магистра Ордена – Иоганна фон Вильдесхаузена, после чего молодой человек наконец-то вступил в эту монашескую организацию.

В 1245 году Фома Аквинский стал студентом Парижского университета, где учился у теолога Альберта Великого. Фома обладал очень грузной фигурой и отличался неимоверной покорностью, которая даже для монаха была излишней. За это сокурсники придумали ему прозвище – Сицилийский Бык. После того, как Альберт Великий услышал это прозвище, он сказал, что когда-нибудь идеи этого немого быка взревут с такой силой, что мир будет оглушен. Его слова оказались пророческими.

В 1248 году Фома Аквинский переезжает в Кёльн, и сам становится преподавателем. Он учит студентов Ветхому Завету. Спустя четыре года он возвращается в столицу Франции, становится магистром богословия. В 1256 году занимает должность регента в Парижском университете.

Римско-католическая церковь до сих пор помнит о вкладе Фомы в ее историю. В 1261-м по просьбе Папы Урбана IV, Томас написал три гимна для празднования дня Тела и Крови Христовых. Фома выполнил просьбу Папы, он сочинил «Tantum ergo», «Pange lingua», «Panis angelicus», которые звучат под церковными сводами и сейчас, спустя много веков.

В 1265-м новый Папа Римский Климент IV тоже вспомнил о Фоме Аквинском, он предложил ему стать богословом.

В 1272-м Томас бросил занимаемую в Парижском университете должность регента и поселился в Неаполе. Он стал народным проповедником. По существующей легенде, годом позже Фома служил утреннюю мессу в часовне Святого Николая в неапольском доминиканском монастыре, и на него нашло божье благословение. Мыслитель услышал, что к нему обращается Христос, который сказал, что Фома очень хорошо его описал, и спросил, какую награду он хотел бы получить за свои труды. Ошеломленный богослов ответил, что ему ничего не нужно, кроме Господа.

В декабре 1273-го случилось новое просветление. Фома как раз вел проповедь и вдруг был поражен длительным экстазом. До этого он решил бросить работу над самым крупным своим трудом «Сумма теологии», однако немного отдохнув, он с новыми силами принялся за работу. Однако этот трактат так и остался незавершенным.

В это время Папа Григорий Х решил созвать Второй Лионский собор, с целью примирения двух церквей – православной и греко-католической. На этом созыве должен был присутствовать и Фома Аквинский.

Путь мыслителя лежал через римскую Аппиеву дорогу, и в это время ему на голову свалилась ветка дерева. Монах получил серьезную травму и заболел.

Лечили Фому в Монтекассино. Вскоре он поправил здоровье и снова отправился в путь. Однако в дороге снова почувствовал недомогание, и остановился в аббатстве Фоссанова.

Смерть

На протяжении нескольких дней от него не отходили монахи, но спасти философа им не удалось. Смерть наступила 7 марта 1274 года, он по привычке сидел за столом, писал свои комментарии к произведению «Песнь песней Соломона».

18 июля 1323 года по распоряжению Папы Иоанна XXII, мыслитель был причислен к лику святых, с тех пор 7 марта начали почитать как День святого Фомы Аквинского. Однако после 1969-го этот праздник перенесли на 28 января. Гроб с останками философа переносили несколько раз. В начале 1369-го его перевезли в церковь при Якобинском монастыре Тулузы, в 1789-1974-м годах доставили в Базилик Святого Сатурнина Тулузского, а потом снова вернули на первоначальное место, где они находятся до сих пор.

Философия и идеи

Томас не считал себя философом, он говорил, что они язычники, отрицающие истину и христианскую мудрость. Фома считал философов прислужниками теологии, потому что божье откровение важнее, чем разум. Однако его нелестное мнение не касалось Аристотеля, которому он преклонялся, и это хорошо видно из его схоластических теорий.

Аквинский воспользовался четырьмя ступенями аристотелевской истины – опытом, искусством, знанием и мудростью, и на основе их вывел свои. Фома говорил, что мудрость содержит в себе знания о Всевышнем, поэтому она находится над всеми ступенями. И вообще, он выделил мудрость трех типов – благодать, богословская(вера), метафизическая(разум).

Читайте также:
Томас Гоббс, биография, история жизни, факты.

Точно так же, как и Аристотель, Фома определял душу, как самостоятельную субстанцию, существующую в качестве отражения человеческих желаний и деяний – добрых или злых. Душа служит для того, чтобы после смерти человека найти упокоение в соединении с Богом.

Поэтому, по мнению Аквинского, каждый человек разумный должен прожить праведную жизнь, только так после смерти его ждет соединение с Создателем. Идея Фомы Аквинского полностью соответствует философии христианства, которую исповедовал в свое время Августин Блаженный.

Для познания мира человеку дан разум, интеллект и ум. Разум нужен для формулировки выводов и суждений, с помощью интеллекта человек имеет способность к анализу внешних явлений, а понятие ум включает в себя все духовные компоненты личности человека. Фома Аквинский полагал, что именно познанием человек разумный отличается от других живых существ растительного и животного мира.

Чтобы познать божественное начало, человек может воспользоваться тремя инструментами – разумом, откровением и интуицией. Именно поэтому Аквинского считают первым теологом, который применил рациональный способ, чтобы познать высшее просветление. В самом большом своем труде – «Сумма теологии», он говорит о существовании пяти доказательств того, что Бог существует.

Первым доказательством мыслитель считал движение. Он говорил, что движение одних предметов вызвано движением других, а другие двигались после воздействия третьих, и так до бесконечности. Но первое движение все же пошло от Бога.

Вторым доказательством Фома приводил производящую силу. Это доказательство, равно как и предыдущее, гласит, что именно Бог был первопричиной появления всего произведенного в мире.

На третьем месте доказательств существования Бога Фома Аквинский расположил необходимость. Любая вещь может быть в потенциальном и реальном использовании, но при этом вещи не могут находиться в потенции. Нужен соответствующий фактор, с помощью которого можно сменить состояние вещей, перевести их из потенциального в актуальное состояние. Этим фактором Аквинский и называл Бога.

Четвертое доказательство мыслитель видел в степени бытия. Людям свойственно сравнивать все окружающее их с чем-то идеальным, и этим идеалом Фома называл Бога.

Пятым доказательством бытия Бога Фома называл целевую причину. Все живые существа должны действовать целесообразно, поэтому нужен кто-то, кто будет ставить определенную цель. И снова эту роль мыслитель отводил Богу.

Известны рассуждения Фомы Аквинского о государственном устройстве. Он говорил, что лучшая форма правления – монархия. Короля он видел наместником Господа на земле, он должен править в соответствии с интересами всех классов общества, не выделяя одних и не унижая других. Сам государь должен быть в подчинении духовенства, иначе говоря, у гласа божьего.

Мыслитель был первым, кто разделил сущность и существование, и это рассуждение стало основой католицизма. По мнению Томаса, сущность – это «чистая идея», суть вещи или явления, наделенного определенными характеристиками. А вот существованием он называл факт того, что эта вещь или явление находится в мире. И существует эта вещь исключительно из божьего одобрения.

Идеи Фомы Аквинского и его трактат под названием «Сумма теологии» дали начало развитию учения томизма. Философия Томаса считается официальной идеологией католицизма.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Фома Аквинский

Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат; 1225-1274) – итальянский философ и теолог, причислен к лику святых католической церковью. Систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель Церкви, основоположник томизма и член ордена доминиканцев.

С 1879 г. считается самым авторитетным католическим религиозным философом, которому удалось связать христианское вероучение (в частности, взгляды Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал знаменитые 5 доказательств бытия Бога.

В биографии Фомы Аквинского есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Аквинского.

Биография Фомы Аквинского

Фома Аквинский появился на свет примерно в 1225 году в итальянском городе Аквино. Он рос и воспитывался в семье графа Ландольфа Аквинского и его супруги Теодоры, которая происходила из богатой неаполитанской династии. Кроме Фомы у его родителей родилось еще шестеро детей.

Глава семейства хотел, чтобы Фома стал аббатом в бенедиктинском монастыре. Когда мальчику едва исполнилось 5 лет родители отдали его в монастырь, где он пробыл около 9 лет.

Когда Аквинскому было примерно 14 лет он поступил в университет Неаполя. Именно здесь он начал тесно общаться с доминиканцами, вследствие чего решил вступить в ряды доминиканского ордена. Однако, когда родители узнали об этом, они запретили ему это сделать.

Родные братья даже поместили Фому на 2 года в крепость, чтобы он «образумился». Согласно одной версии, братья пытались искусить его приведя к нему проститутку, чтобы с ее помощью разрушить обет безбрачия.

В итоге Аквинский якобы защищался от нее горячим поленом, сумев сохранить нравственную чистоту. Этот случай из биографии мыслителя изображен на картине Веласкеса «Искушение святого Фомы Аквинского».

Выйдя на свободу юноша все же постригся в монахи Доминиканского ордена, после чего уехал в Парижский университет. Здесь он учился у известного философа и теолога Альберта Великого.

Картина Веласкеса. «Искушение святого Фомы Аквинского»

Любопытно, что обет безбрачия мужчина смог сохранить до конца своих дней, вследствие чего у него никогда не было детей. Фома был очень набожным человеком, проявляющим интерес к схоластике – средневековой философии, представляющей собой синтез католического богословия и логики Аристотеля.

В 1248-1250 гг. Аквинский обучался в Кельнском университете, куда отправился вслед за своим наставником. По причине грузности и покорности, однокурсники дразнили Фому «Сицилийским быком». Однако в ответ на издевки, Альберт Великий однажды произнес: «Вы называете его немым быком, но его идеи однажды взревут так громко, что оглушат мир».

Читайте также:
Аврелий Августин Иппонийский (Aurelius Augustinus Hipponensis) - отзывы, мнение, рейтинг

В 1252 г. монах вернулся в доминиканскую обитель Св. Иакова в Париже, а через 4 года ему доверили преподавать теологию в Парижском университете. Именно тогда он написал свои первые работы: «О сущности и существовании», «О началах природы» и «Комментарий к „Сентенциям“».

В 1259 г. Папа римский Урбан IV вызвал Фому Аквинского в Рим. На протяжении последующих десяти лет он преподавал богословие в Италии, продолжая писать новые труды.

Монах пользовался большим авторитетом, в связи с чем долго занимал пост советника по богословским вопросам при папской курии. В конце 1260-х он возвратился в Париж. В 1272 г., оставив должность регента Парижского университета, Фома обосновался в Неаполе, где выступал с проповедями перед простыми людьми.

Согласно одному преданию, в 1273 г. Аквинский получил видение – по окончании утренней мессы ему якобы послышался голос Иисуса Христа: «Ты хорошо описал меня, какую награду ты хочешь за свой труд?». На это мыслитель ответил: «Ничего, кроме тебя, Господь».

В это время здоровье Фомы оставляло желать лучшего. Он был настолько слаб, что ему пришлось оставить преподавательскую и писательскую деятельность.

Философия и идеи

Фома Аквинский никогда не называл себя философом, поскольку считал, что это мешает постичь истину. Он называл философию «служанкой богословия». Тем не менее, он находился под большим влиянием идей Аристотеля и неоплатоников.

За свою жизнь Аквинский написал множество философско-богословских сочинений. Он был автором ряда стихотворных работ для богослужения, комментариев к нескольким библейским книгам и трактатам по алхимии. Его перу принадлежат 2 крупных труда – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

В этих работах Фоме удалось охватить широкий спектр тем. Взяв за основу 4 ступени познания истины Аристотеля – опыт, искусство, знание и мудрость, он разработал собственные.

Аквинский писал, что мудрость представляет собой знание о Боге, являясь наивысшей ступенью. При этом он выделял 3 вида мудрости: благодати, богословскую (вера) и метафизическую (разум). Как и Аристотель, он описывал душу, как отдельную субстанцию, которая после смерти восходит к Богу.

Однако, чтобы душа человека соединилась с Творцом, ему следует вести праведную жизнь. Индивид узнает мир посредством разума, интеллекта и ума. С помощью первого человек может рассуждать и делать выводы, второе позволяет анализировать внешние образы явлений, а третье представляет собой целостность духовных компонентов человека.

Познание отделяет людей от животных и других живых существ. Для постижения божественного начала следует использовать 3 инструмента – разум, откровение и интуицию. В «Суммах теологии» он представил 5 доказательств существования Бога:

  1. Движение. Движение всех предметов во Вселенной когда-то было вызвано движением других предметов, а те – третьих. Первопричиной движения является Бог.
  2. Производящая сила. Доказательство имеет схожесть с предыдущим и подразумевает, что первопричиной всего произведенного является – Творец.
  3. Необходимость. Любой предмет подразумевает потенциальное и реальное использование, при этом все предметы не могут находиться в потенции. Нужен фактор, способствующий переходу вещей из потенциального в актуальное состояние, в котором вещь необходима. Данный фактор есть Бог.
  4. Степень бытия. Люди сравнивают вещи и явления с совершенным нечто. Под этим совершенным и подразумевается Всевышний.
  5. Целевая причина. Деятельность живых существ должна иметь смысл, а значит, нужен фактор, задающий смысл всему в мире – Бог.

Кроме религии, Фома Аквинский уделял большое внимание политике и праву. Наилучшей формой правления он называл монархию. Земной правитель, подобно Господу, должен заботиться о благосостоянии своих поданных, относясь ко всем одинаково.

При этом, король должен на забывать о том, что ему следует слушаться духовенства, то есть гласа божьего. Аквинский был первым, кто разделил – сущность и существование. Позднее данное разделение ляжет в основу католицизма.

Под сущностью мыслитель подразумевал «чистую идею», то есть смысл явления или вещи. Факт существования вещи или явления – доказательство ее существования. На то, чтобы любая вещь существовала, нужно одобрение Всевышнего.

Идеи Аквинского привели к возникновению томизма – ведущего направления в католической мысли. Оно помогает обрести веру с помощью задействования разума.

Смерть

Фома Аквинский умер 7 марта 1274 г. в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион. По дороге на собор он серьезно заболел. Монахи ухаживали за ним несколько дней, но спасти его так и не смогли.

На момент смерти ему было 49 лет. Летом 1323 г. папа Иоанн XXII причислил Фому Аквинского к лику святых.

Фото Фомы Аквинского

Фома Аквинский слышит голос Иисуса Христа

Фома Аквинский

Биография

Фома Аквинский – наиболее авторитетный католический религиозный философ, сумевший связать христианские вероучения с разумом и логикой. Биография теолога оказалась коротка, но насыщена – мудрыми мыслями, основополагающими трактатами (например, «Суммы теологии»), божественными откровениями, чудесами. Главное достижение итальянского мыслителя – формулирование 5 доказательств существования бога.

Судьба

Фома Аквинский, или Фома (Томас) Аквинат, родился предположительно 25 января 1225 года в итальянском городе Аквино (территория современной Лацио), в замке Рокказекка. Отец Ландольф Аквинский служил рыцарем при короле Рожере II, а Теодора, мать-неаполитанка, воспитывала семерых детей.

Портрет Фомы Аквинского

Пока старшие сыновья осваивали военное дело, родители избрали для Томаса путь Синибальда, брата Ландольфа, который служил настоятелем в бенедиктинском монастыре Монтекассино. В 5 лет мальчик оказался в церковной обители, в 1239 году — в Неаполитанском университете. Здесь Фома Аквинский познакомился с Аристотелем, еврейским богословом Маймонидом, западно-арабским философом Аверроэсом, чьи взгляды повлияли на теологические учения итальянца.

В 19 лет молодой философ решил присоединиться к католическому Ордену братьев-проповедников. Семья Фомы Аквинского была против этой идеи. Чтобы избежать вмешательства Теодоры в судьбу сына, члены Ордена попытались укрыть мыслителя в Риме, но по пути его схватили родные братья.

Читайте также:
Дэвид Юм, биография, история жизни, факты.

Фома Аквинский

Родители, пытаясь заставить сына отказаться от присоединения к монашескому Ордену, 2 года продержали его в заточении. Говорят, что однажды братья привели в «тюрьму» публичную женщину, чтобы та разрушила обет безбрачия. Фома Аквинский защищался от нее горячим поленом.

Победа молодого человека над соблазном запечатлена в портрете Диего Веласкеса «Искушение святого Фомы Аквинского». На полотне изображен изнеможенный, облаченный в монашеское одеяние Томас, которого обнимает ангел. Еще один посланник небес стоит позади, а из-за его плеча выглядывает удивленная женщина. На полу, у ног мыслителя, валяется обугленное полено.

Картина Диего Веласкеса «Искушение святого Фомы Аквинского»

Обет безбрачия философ хранил до самой смерти, личной жизни в распространенном ее значении Фома Аквинский предпочитал схоластику. Жены и детей у него не было.

Понимая, что труды не приносят результатов, в 1244 году Теодора организовала побег Томаса сначала в Неаполь, затем в Рим, где философ встретился с Иоганном фон Вильдесхаузеном, генеральным магистром Ордена, и вошел в ряды монашеской организации.

Иоганн фон Вильдесхаузен

В 1245 году молодой человек поступил в Парижский университет, его наставником стал теолог Альберт Великий. Из-за грузности и покорности, слишком строгой даже для монаха, сокурсники дразнили Фому Аквинского Сицилийским Быком. В ответ на насмешки Альберт Великий произнес пророческую цитату:

«Вы называете его немым быком, но его идеи однажды взревут так громко, что оглушат мир».

Вслед за учителем 3 года спустя Томас уехал в Кёльн, где разъяснял студентам законы Ветхого Завета. В 1252 году вернулся в Париж, чтобы получить степень магистра богословия. За заслуги перед учением через 4 года философу предложили стать регентом Парижского университета, в 1268-м Томас снова занял эту должность.

Фома Аквинский оставил отпечаток в истории римско-католической церкви: в 1261 году Папа Урбан IV поручил философу сочинить гимны для нового праздника Тела и Крови Христовых. «Pange lingua», «Tantum ergo» и «Panis angelicus» исполняются и сегодня.

Фома Аквинский слышит голос Иисуса Христа

В 1265 году церковь снова обратилась к Томасу за помощью: следующий Римский Папа Климент IV предложил итальянцу место богослова.

В 1272 году, покинув пост регента Парижского университета, Фома Аквинский переехал в Неаполь, где проповедовал для народа. А год спустя мыслителя настигло божье просветление. Легенда гласит, что после утренней мессы в доминиканском монастыре Неаполя, в часовне Святого Николая, Томас услышал голос Христа:

«Ты хорошо описал меня, Томас. Какую награду ты хочешь за свой труд?».

Еще одно просветление имело место в декабре 1273 года, когда во время проповеди Фому Аквинского поразил длительный экстаз. Он отказался продолжать крупнейшее свое произведение, позже получившее название «Сумма теологии». После отдыха в мыслителе снова проснулась жажда писать, но завершить трактат ему так и не удалось.

Папа Григорий X объявил о созыве Второго Лионского собора, главной целью которого было примирение римско-католической и православной церквей. На встречу пригласили и Фому Аквинского. По пути, катаясь на ослике по римской Аппиевой дороге, мужчина ударился головой о ветку упавшего дерева и серьезно заболел.

Гробница Фомы Аквинского

Философа доставили в Монтекассино на лечение. Восстановив здоровье, Томас пустился в дорогу, но снова занемог. Его приютили в аббатстве Фоссанова. Монахи ухаживали за ним несколько дней. Фома Аквинский умер 7 марта 1274 года за столом — он комментировал «Песнь песней Соломона».

Спустя 50 лет, 18 июля 1323 года, папа Иоанн XXII провозгласил Фому Аквинского святым, а 7 марта окрестил в римском праздничном календаре Днем святого Фомы Аквинского. После 1969 года дата сместилась на 28 января. Останки философа неоднократно переносили: в январе 1369 года — в церковь Якобинского монастыря в Тулузе, с 1789 по 1974 годы они хранились в Базилике Святого Сатурнина Тулузского, затем возвращены в церковь Якобинского монастыря, где остаются по сей день.

Философия и идеи

Фома Аквинский никогда не относил себя к философам, считая их язычниками, которые «отрицают истину и мудрость христианского откровения». Он также считал, что философия прислуживает теологии, поскольку божье откровение важнее разума. Несмотря на нелестные выражения, Томас почитал Аристотеля, что нашло отражение в его схоластических теориях.

Теолог Фома Аквинский

Взяв за основу 4 ступени познания истины Аристотеля — опыт, искусство, знание и мудрость, Фома Аквинский определил свои. Он писал, что мудрость есть знание о Боге, то есть выше всяких ступеней. Мыслитель пошел дальше и выделил 3 типа мудрости: благодати, богословскую (мудрость веры) и метафизическую (мудрость разума).

Подобно Аристотелю, Фома Аквинский считал душу самостоятельной субстанцией, которая существует соответственно с желаниями человеческими, является отражением добрых и злых деяний. Душа человеку дана, чтобы после смерти соединиться с Господом.

Фома Аквинский на кафедре

Поэтому, говорит мыслитель, разумный гражданин стремится жить праведно, чтобы по ту сторону мира соединиться с Создателем. В этом Томас повторяет идеи прародителя идеи христианской философии Аврелия Августина, или Августина Блаженного.

Человек познает мир разумом, интеллектом и умом. Благодаря первому формулируются суждения и выводы, второе помогает анализировать внешние образы явлений, а третье представляет собой совокупность духовных компонентов человека. В целом познание – то, что, по мнению Фомы Аквинского, отделяет индивида от животных, растений, божественных существ.

Фома Аквинский

Для познания божественного начала также существуют 3 инструмента – разум, откровение и интуиция. Таким образом, Фома Аквинский был одним из первых теологов, признающих возможность постижения высшего просветления рациональным способом. Более того: в крупнейшей работе «Сумма теологии» мыслитель привел 5 доказательств бытия Бога.

  • Первое – движение. Движение всех динамичных предметов в мире когда-либо было спровоцировано движением других предметов, а те – третьих предметов. Однако первопричиной движения стал Бог.
  • Второе – производящая сила. Доказательство сходно с предыдущим и подразумевает, что первопричиной всего, когда-либо произведенного на свет, является Бог.
  • Третье – необходимость. Каждая вещь подразумевает потенциальное и реальное использование, однако все вещи не могут быть в потенции. Необходим фактор, способствующий переводу вещей из потенциального в актуальное состояние, в котором вещь необходима. Этот фактор есть Бог.
  • Четвертое – степень бытия. Люди сравнивают предметы и явления с идеальным нечто. Это идеальное и есть Бог.
  • Пятое – целевая причина. Деятельность живых существ должна быть целесообразной, значит, необходим фактор, задающий цель для всего, что есть в мире. И этот фактор – Бог.
Читайте также:
Платон - отзывы, мнение, рейтинг

Помимо религии, Фома Аквинский рассуждал о государстве. Оптимальной формой политического устройства философ считал монархию. Король – аналог Бога на земле, который обязан учитывать интересы и нужды всех слоев общества, не отдавая предпочтение отдельным кастам. При этом воля государя обязана подчиняться духовенству, то есть гласу божьему.

Статуя Фомы Аквинского

Томас первым провел черту между сущностью и существованием. Впоследствии это разделение легло в основу католичества. Сущностью Фома Аквинский назвал «чистую идею», то есть суть явления или вещи, совокупность характеристик. Факт нахождения вещи или явления в мире есть доказательство ее существования. На то, чтобы та или иная вещь существовала, необходимо божье одобрение.

На идеях мыслителя и его религиозном трактате «Сумма теологии» построено учение, получившее название томизм, или фомизм. Оно говорит не столько о догматах веры, сколько о способах принятия веры посредством разума. Однако высшей оценкой философии Фомы Аквинского является принятие ее как официальной идеологии католицизма.

Цитаты

Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, – процентами на него.

Счастливому человеку нужны друзья, и не для того, чтобы извлекать из них пользу, ибо он сам преуспевает, и не для того, чтобы восторгаться ими, ибо он владеет совершенными восторгами добродетельной жизни, но собственно для того, чтобы творить добрые дела для друзей.

Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.

Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал.

12 фактов о Фоме Аквинском

1.Фома Аквинат (прозван по месту рождения близ селения Аквино) — едва ли не самая значимая фигура западноевропейской религиозной и философской мысли средних веков. Неординарность этого религиозного философа заключается в том, что он поставил на службу Церкви основы древнегреческой философии: труды Платона, Аристотеля, неоплатонизм – плоды «нехристианской», языческой культуры. Его труды – это синергия светской философии и христианского вероучения. Фома Аквинский – крупнейший компилятор и систематизатор человеческих познаний.

2.Интересно, что когда Фома, будучи студентом университета Неаполя, принял решение вступить в монашеских орден доминиканцев, то был отправлен своими братьями в крепость Сан-Джовани. В заточении он провёл два года.

3.Когда заходит речь о философии Фомы Аквинского, то главной его заслугой единодушно называют формулировку пяти логических доказательств бытия Божия. О провёл четкую линию между верой и знанием, более того, светские принципы философии Аристотеля использовал в создании того, что вполне можно назвать религиозной наукой. Сейчас более употребляемы другие термины: богословие, теология. Религиозные знания он превратил в науку, потому, что наука это и есть система знаний. Фома оставил после себя множество трудов, многие из которых не потеряли актуальности и в наше время.

4.Существует легенда о том, как Фоме во время монастырской трапезы было явление свыше. Небесный голос сказал ему, что монастыре уже все насыщены, но в Италии паства Божия голодает. После этого начинается самый плодотворный этап жизни схоластика.

5.Свои значимые свои труды он называл Суммы, то есть своды логически упорядоченных трактатов. «Суммы теологии», «Суммы против язычников».

6.Совершенно естественно, что философские воззрения Фомы имели множество противников среди костного духовенства. Главным образом против Фомы восстали монах францисканского ордена. Пережив многочисленные нападки, Фома Аквинский признаётся непререкаемым авторитетом Церкви, которая сделала его труды свои учением.

7.Выражаясь современным языком, он ломал психологические устои того времени посредством принципов христианского вероучения.

8.Создав систему ортодоксальной схоластики, Фома для своего времени явился без преувеличения революционером духовной жизни. Дело в том, что Церковь в 12- 14 столетиях практически полностью владела разумом европейцев, подчинив себе образовательный процесс во всех существовавших тогда учебных заведениях и выхолостив из секулярных знаний практически всё, что противоречило церковным взглядам на мир той эпохи. В то время люди жили представлениями диктатур. Свободное слово не просто не существовало, оно даже не рождалось в умах.

9.И вот в таких жестких идеологических рамках Фома заявляет о том, что каждый индивидуум может проявлять свободу мысли. Более того, он изменяет сам образ мыслей.

10.Что в этом оригинального, скажем мы? Оригинальное в том, что, быть может, полет человеческой мысли, приведший к невероятным научным открытиям и техническим достижениям последних двух столетий, изменивший планету и человеческое сознание был обусловлен прогрессивными мыслями великого Фомы.

11.В течение нескольких веков бессмертные труды философа являлись достоянием узко-конфессиональных кругов. Лишь в 19 веке его учение начинает привлекать внимание светской публики. Безусловно, любой просвещённый человек, не зависимо от своих религиозных воззрений, найдет в философии Фомы много интересного и полезного.

12.Главная заслуга Фомы Аквинского – призыв думать и верить. Менталитет меняет людей.

Фома Аквинский

Фома Аквинский (Фома Аквинат) был одним из выдающихся европейских мыслителей, философом и богословом. Он получил известность благодаря тому, что сформулировал основные принципы томизма и систематизировал средневековую схоластику.

Читайте также:
Джон Локк, биография, история жизни, факты.

Детство и юность

Родился философ в 1225 году в семье обеспеченного феодала. Его отцом был граф Ландольф Аквинский, который приходился троюродным братом императору. Фома был седьмым ребенком в семье, и его участь была предопределена с рождения — ему предстояло получить сан священника, в то время как старшие братья философа строили военную карьеру.

Фоме пророчили успешное будущее и должность аббата бенедиктинской обители — такой сан уже занимал дядя мальчика в одном из монастырей. Так как молодой человек происходил из знатного рода, он мог в будущем даже стать Папой. С детства Фома воспитывался у дяди, при монастыре ордена бенедиктинцев.

В детстве Фома отличался высоким ростом, был грузным и неповоротливым мальчиком. Он был кротким и сдержанным, поэтому ему часто доставалось от сверстников. В юные годы другие студенты называли парня «сицилийским быком». Учитель Фомы, чтобы остудить пыл смеющихся студентов, сказал, что однажды этот бык взревет так громко, что его голос оглушит мир, и был прав.

Важно! Учения Фомы получили широкое распространение по всему миру. Впоследствии его стали называть всеобщим наставником и князем философов.

Образование

Аквинат обладал необычайно хорошей памятью, слова учителей он запоминал дословно. Позже он только совершенствовал свои навыки. К примеру, Фома составил сборник изречений отцов церкви о Евангелии. Когда молодой человек работал над этой темой, он пересмотрел множество источников.

При этом Фома не делал записей, а просто запоминал нужную информацию. Его память была настолько цепкой, что философ запоминал все, что ему довелось прочесть.

Интересно! Сам философ объяснял этот феномен тем, что он упорно работал над собой. По его словам, память подвластна разуму, поэтому следует располагать нужную информацию по частям в правильной последовательности. Тогда, вспомнив один фрагмент, разум сам подсказывает следующий.

Второй способ развить хорошую память — интересоваться тем, что ты делаешь. И конечно, стоит чаще обдумывать и повторять полученные знания. Фома прошел обучение сначала в Парижском, а затем в Кельнском университете.

В Париже он был одним из лучших учеников Альберта Великого. После Фома стал преподавателем теологии и написал свои первые философские труды. Античные труды манили его ум, хоть и противоречили общепринятым католическим истинам. Так Фома согласился на добровольное искушение знанием.

Вступление в орден доминиканцев

Во время обучения юноша пристрастился к науке. Несмотря на то, что доминиканцы были немногочисленным орденом, большинство монахов были очень образованными людьми. В средние века быть образованным человеком было даже опасно, таких людей обвиняли в ереси и называли слугами сатаны.

Бенедиктинский орден, куда хотели устроить Фому родители, поражал внешним величием, но не ставил своей целью познание истины и донесение ее до простых людей. Фома же считал такую жизнь бесполезной, поэтому он бежал из дома и присоединился к ордену доминиканцев.

Старшие братья похитили Фому по приказу родителей и привезли его в родовое поместье, где молодой человек просидел взаперти 2 года, прежде чем ему удалось сбежать. Во время заточения к нему даже подсылали блудниц, чтобы они совратили монаха, но он был непоколебим. Родители хотели, чтобы молодой человек одумался и отказался от служения науке, но не смогли добиться желаемого.

Преподавательская деятельность

По окончании обучения Фому призвали в Рим, где известный богослов стал советником при Папе Римском. Здесь же он читал лекции учащимся студиума. Аквинат занимался активной преподавательской деятельностью, вел лекции сразу по нескольким предметам, посвященным разным направлениям философии.

После 10 лет, прожитых в Риме, Фома вернулся во Францию, где взялся за популяризацию трудов Аристотеля, продолжая преподавать, но теперь уже во французском университете.

После того, как доминиканский орден основал университет в Неаполе, Фома вернулся туда в качестве магистра. Вести лекции там Аквинат смог недолго — из-за проблем со здоровьем ему пришлось оставить преподавательскую деятельность.

Еще о выдающихся церковных деятелях:

Последние дни жизни философа

Папа Григорий Х попросил мыслителя поучаствовать в переговорах между католической и православной церковью. Мудрый богослов мог бы поспособствовать примирению церквей после раскола 1054 года. С этой целью Фома отправился в Лион, но не смог туда добраться. В дороге Фома Аквинский почувствовал себя плохо и остановился для отдыха в одном из римских монастырей. Там Аквинат и окончил свой земной путь.

Томизм

Учение Аквината впоследствии было названо томизмом. Решением Папы Римского томизм был объявлен официальной идеологией католиков.

Философ проводил дефиницию между философским и теологическим учением. Философия изучает вопросы, связанные с бытием человека и объясняет проблемы, доступные пониманию и человеческому сознанию.

Важно! В этом заключается ограниченность философского учения, познать Бога человек может только с помощью теологии.

Схоластика — раздел теологии, религиозное философское направление, направленное на научное обоснование веры. Схоласты доносили до слушателя смысл многих церковных догматов и христианских утверждений, не доступных широкому кругу верующих.

До Фомы Аквинского попытки рационально обосновать сакральные истины считались большим грехом. Божественные откровения нужно было принимать безусловно, не задумываясь о смысле. Аквинат считал, что одной веры, без рассуждений, не достаточно.

Томизм был призван доходчиво объяснить христианское вероучение, не опровергая его истинность. Таким образом возникла богословская мудрость, которая отражала свет истинного знания так, как сотворенная Вселенная отражает величие и мудрость Всевышнего.

Основные принципы томизма

Исходя из античного учения и христианских догматов, Фома выделил пять доказательств существования Бога:

  1. Перводвигатель. По мнению Аквината, все происходящее в мире происходит после толчка извне, все что движется, приходит в движение по воле Бога.
  2. Первопричина. Не существует такого события, которое было бы причиной самого себя, следовательно, за этим стоят высшие силы.
  3. Необходимость. Все, что мы считаем сущим, было создано с какой-то целью, с какой-то необходимостью. Эта необходимость лежит в нематериальной сфере.
  4. Степени бытия. Человечество стремится с каждым шагом к лучшей, новой степени бытия, отличной от предыдущей. Все сущее находится в стадии совершенствования, а высшее совершенство — это Творец.
  5. Целевая причина подразумевает существование того, кто полагает эту цель. Философ утверждал, что все в мире имеет цель и движется к ней.
Читайте также:
Джордж Беркли, биография, история жизни, факты.

В своем учении Фома Аквинский определял и принципы, которым подчиняется все сущее. Основные принципы бытия, согласно Аквинату:

  • Все существующее на земле состоит из материи и идеи;
  • Сущее есть не что иное, как единство материи и идеи;
  • Идея — это основа, а материя — лишь форма;
  • Идея существует в Божественном замысле, в собственной форме и в восприятии человека.

Важно! Многие церковные истины, такие как воскресение Христа, не поддаются рациональному объяснению, так как свидетельствуют о сверхъестественных качествах Бога.

Самые известные труды

Аквинат написал 12 церковных книг и книгу о притчах. Самыми популярными трудами стали «Сумма теологии» и «Сумма философии».

Труд «Сумма теологии» приобрел большую известность в кругах философов и богословов. Сейчас он считается классическим произведением богословия Средневековой Европы. Именно в нем философ обосновал пять доказательств бытия Бога. Кроме того, книга отвечает на многие религиозные вопросы того времени.

«Сумму философии» так же называют «Суммой против язычников». Эта книга была адресована христианским миссионерам, которые пытались убедить язычников в необходимости принять христианство. Основной идеей книги является убеждение о необходимости борьбы за душу каждого язычника. Книга состоит из четырех разделов.

Первый раздел содержит рассуждения о монотеизме, второй — о божественном провидении. В третьем разделе рассматривается сотворение мира, в четвертом — излагаются основные догматы христианства.

Трактат «О правлении государей» был основан на переосмысленной философии Аристотеля, в ней раскрывается суть человека, как члена общества. Малоизвестное произведение «О Единстве разума против аверроистов» также посвящено осмыслению философии античного мыслителя.

Размышления о человеке и обществе

Немало внимания мыслитель уделил и рассуждениям о человеческой душе.

Так же, как схоластика зависит от высших откровений, тело подчиняется бессмертной душе. Душа формирует личность, налагает на человека ответственность за поступки, а единение души и тела составляет человеческую природу.

Важно! Главная особенность человеческой души, делающая ее подобной Творцу — свобода выбора между светом и тьмой, добром и злом. Человек — не безвольное существо, не поле битвы, на котором Бог и дьявол борются за его душу.

Сама душа по своей природе христианка, поэтому она слышит голос Бога и отвечает на Его зов. Дьявол не может силой заставить человека отступить от Всевышнего, но может совратить, обманом столкнуть с пути. По мнению мыслителя, главный выбор в своей жизни человек делает сам.

Аквинат немало говорил и об общественном устройстве. По его мнению, нравственная суть человека — единственный источник права. Законы философ разделял на человеческие и божественные. Человеческие законы регулируют жизнь общества, а божественные — ведут к достижению блаженства после смерти.

Идеальное государственное устройство Аквинат видел в симбиозе церковной и светской власти, при условии главенства первой.

Популяризация трудов Аристотеля

Несмотря на то, что Аристотель был язычником, Церковь воспринимала его учения не враждебно, ведь в своих трудах он собрал лучшие мысли того времени. Кроме того, на Аристотеля ссылались оппоненты католиков — иудеи и мусульмане, а значит, католикам нужны были доводы для аргументированного спора.

Ранее во Франции пользовались трудами античного мыслителя, переведенными с арабского. Фома доказал, что этот перевод содержит много неточностей и искажает суть мысли философа, ему удалось добиться запрета издания трудов Аристотеля в этом переводе.

Труды Аристотеля во многом стали основой философской мысли Аквината. Он не только досконально изучил мысли античного философа, но и смог адаптировать их относительно христианского мировоззрения.

Аристотель считал, что есть 4 ступени познания истины — искусство, знание, опыт и мудрость. Фома ставил мудрость наивысшей ступенью, так как считал ее единственным способом Божественного познания.

Мудрость, в свою очередь, Фома разбивал на три этапа: мудрость благодати, мудрость богословская и метафизическая. Метафизическая мудрость относится к философии и помогает познать сущность бытия, а богословская мудрость помогает поверить в Бога.

Аристотель утверждал, что факт бытия подтверждает жизнь любого человека или другого живого существа. Фома же говорил, что возможность жить предоставляет только Бог.

Важно! Таким образом, бытие может быть самостоятельным и зависимым. Самостоятельное и истинное бытие присуще только Богу, все остальное зависит от Его воли и подчиняется Ему.

Достижения философской мысли Фомы Аквинского

Итогами деятельности Фомы Аквинского стали:

  • Доказательства существования Бога;
  • Систематизация схоластики;
  • Разделение понятия эссенции и экзистенции;
  • Доказательство господства идеи над материей, следовательно, божественного над сущим;
  • Разделение философии и теологии;
  • Доказательство истинности ряда утверждений теологии и схоластики;
  • Создание нового философского учения — томизма.

Важно! Под эссенцией подразумевается чистая идея, то есть замысел Господень, а под экзистенцией — сам факт бытия.

Благодаря трудам Фомы Аквинского, философия перестала быть служанкой богословия. Рациональное объяснение религиозных истин изменило привычную картину мироздания и обусловило научный подход к христианскому вероучению. Философские знания сделали христианство более понятным для простого человека, и тем самым укрепили его в вере.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: