Эдмунд Гуссерль – отзывы, мнение, рейтинг

Гуссерль Эдмунд. Книги онлайн

Эдмунд Гуссерль (нем. Edmund Husserl, 8 апреля 1859, Просснице, Моравия — 27 апреля 1938, Фрайбург) — немецкий философ, основатель феноменологии.

Происходил из еврейской семьи. Учился в Берлине у математика Вейерштрасса и в Вене у психолога и философа Брентано. В 1886 г. Гуссерль принимает протестантское вероисповедание; в 1887 г. женится и преподаёт в университете в Галле. Его первые публикации были посвящены проблемам основания математикиНесмотря на враждебность, которой окружил его нацистский режим, Гуссерль не эмигрировал.

Он умер во Фрайбурге в 1938 г. от плеврита.

Книги (11)

Соавтор: Разеев Д.Н.

Настоящая книга посвящена одному из влиятельнейших философских течений в XX веке – феноменологии.

Автор не стремится изложить историю возникновения феноменологии и проследить ее дальнейшее развитие, но предпринимает попытку раскрыть суть феноменологического мышления.

Как приложение впервые на русском языке публикуется лекционный курс основателя феноменологии Э.Гуссерля, прочитанный им в 1910 году в Геттингене, а также рукописные материалы, связанные с подготовкой и переработкой данного цикла лекций.

Ключевая работа основателя феноменологии — одного из ведущих направлений современной мысли, подвергающего анализу непосредственные данности сознания — представляет собой подробное введение в феноменологическую проблематику.

В книге обосновывается понимание феноменологии как чистой науки, философского метода и мыслительной установки. Традиционные философские вопросы о восприятии и переживании, о сознании и мышлении, о разуме и действительности разворачиваются оригинальным образом.

С немецкой обстоятельностью Гуссерль разбирает особенности феноменологической редукции, учения о ноэме и ноэзисе, позиции трансцендентального идеализма.

Лекции «Идея феноменологии» отражают переломный момент в творчестве Э.Гуссерля, знаменующийся переходом от дескриптивной психологии к эйдетической феноменологии.

В них Гуссерль впервые приступает к детальной разработке метода феноменологической редукции, а также основополагающей идеи конституции предметов в сознании.

Текст снабжен полновесным научным аппаратом – вступительной статьей, содержательным научным Комментарием и терминологическим словарем.

Феноменология – одна из главных философских инноваций XX в. «Прорыв феноменологии» как философского направления произошел в 1900-1901 гг. и был связан с публикацией двух томов «Логических исследований» Эдмунда Гуссерля.

Помещенные в настоящем издании работы не претендуют на полное и систематически связанное представление феноменологии Гуссерля. Однако они дают возможность познакомиться со всеми периодами его феноменологического творчества. Работы упорядочены хронологически и являются воспроизведением уже существующих публикаций, рассеянных, однако, по самым разным изданиям (некоторые из них в настоящее время труднодоступны).

В произведении «Картезианские медитации» Гуссерль предпринимает попытку систематизации феноменологии в форме неокартезианства и отчасти, в пятой медитации, — лейбницианства.

Методическое сомнение Декарта заменяется строгим проведением феноменологической редукции, которая должна открыть сферу трансцендентальной субъективности как бесконечного поля конститутивной работы, т. е. установления смысла любого рода предметности. Чтобы отвергнуть обвинения в солипсизме, в пятой медитации Гуссерль предпринимает попытку описания структуры опыта Чужого, т. е. конституирования выходящего за пределы собственной сферы сознания того или иного Я.

Предпринимается попытка определить конститутивные основы различных общностей монад: от пары до человечества. Различного рода сообщества рассматриваются как источники конституирования смысла объективного мира и объективного познания.

В переводе на русский язык “Картезианские размышления” полностью публикуются впервые. Это большой подарок русскоязычному читателю, которому с Гуссерлем, как говорится, не повезло. Из крупных, важных для развития феноменологии произведений Гуссерля целиком переведены только первый том “Логических исследований”, “Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени” и “Философия как строгая наука”. Прочие переводы – это либо небольшие статьи и доклады, либо отдельные фрагменты крупных работ.

На этом фоне выход в свет перевода “Картезианских размышлений”, одного из основных произведений позднего периода эволюции гуссерлевской феноменологии, – явление в высшей степени отрадное.

Читайте также:
Пьер Абеляр, биография, история жизни, факты.

“Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология” – последняя большая работа Гуссерля. Главная рукопись датируется 1935-1936 гг. Над проблемной областью “Кризиса” Гуссерль работал с 1934 по 1937 г.

Внешним поводом к началу работы над сочинением было приглашение Wiener Kulturbund (Венского культурного союза) выступить с докладом, который Гуссерль прочел в Вене 7 мая 1935 г. и, следуя единодушному желанию публики, повторил 10 мая.

«Логические исследования» Эдмунда Гуссерля являются отправной точкой феноменологического движения.

Первый том этого труда «Пролегомены к чистой логике» посвящен критике господствовавших на рубеже XIX-XX вв. направлений в теории познания. Главной болезнью философии своего времени Гуссерль называет психологизм – современные ему проекты психологического обоснования логико-математического и философского знания.

На примере ведущих логических учений второй половины XIX в. он доказывает, что психологическое и в целом эмпирическое обоснование науки упускает качественное различие между эмпирическим и идеальным познанием, игнорирует особый статус логико-математических законов, ведет к релятивизму в теории познания.

Оригинальная рукопись относится к 1936 г. Ее машинописная распечатка, сделанная Эугеном Финком, не была озаглавлена.

Финк опубликовал и ее обработанный вариант в Revue internationale de Philosophic (no. 2, 15 января 1939, с. 203-25), под заголовком «Вопрос о возникновении геометрии как интенционально-историческая проблема». С этих пор именно в таком виде этот текст читался и цитировался. Его история, по крайней мере, придала ему уже некоторое право на самостоятельность.

Собрание сочинений. Том Ι. Феноменология внутреннего сознания времени.

Публикуемые в первом томе «Русской Гуссерлианы» «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени» – одна из самых трудных работ Гуссерля, но в то же время, как это ни парадоксально, одна из самых доступных для непредвзятого читателя.

Это объясняется как раз тем, что Гуссерль апеллирует к внутреннему опыту своих слушателей, а затем – читателей, предлагая проверить и перепроверить проведенный анализ сознания времени. Гуссерлевский анализ феноменологии внутреннего сознания времени дает чрезвычайно богатый материал для конкретного исследования многообразных способов осуществления рефлексии. В этом смысле публикуемые «Лекции. » трудно переоценить.

В книгу вошла одна из ключевых работ немецкого философа, основателя феноменологии, являющегося одной из наиболее значительных фигур в философии XX века, Эдмунда Гуссерля, “Философия как строгая наука”.

Немецкий философ Эдмунд Гуссерль: биография и фото

Годы жизни философа Эдмунда Гуссерля – 1859 – 1938. Основатель философского направления под названием феноменология. Внёс немалый вклад в развитие немецкой психологии, и распространил её в других странах. Разносторонне развитая личность.

Начало деятельности Эдмунда Гуссерля как философа

Рождённый 8 апреля в обычной еврейской семье мальчик изначально начал развивать свои математические способности. Его отец занимался продажей шляпок. Эдмунд Гуссерль был вторым в семье среди остальных детей. Посещал реальное училище, после перешёл учиться в гимназию. Со временем под влиянием некоторых личностей понял своё истинное предназначение и занялся изучением философии. Его первые работы были посвящены математике, затем появлялись труды, относящиеся к философии.

На путь философа его подтолкнул Массарик. Общаясь не только с философами, но и с психологами, Эдмунд Гуссерль начинает заниматься изучением психологических феноменов. И внедрять их в философию, тем самым открывая новое и донося собственные мысли в массы.

На становление Эдмунда Гуссерля как философа повлияли следующие учёные и их труды: Юм, Кант, Лейбниц, Декарт и многое другие. Смешивая психологические знания и философские, он раскрывал всему миру нечто новое, неизведанное до сих пор.

Основные даты из жизни великого философа

  • В 1876-1878 году в университете Лейпцига занимался изучением астрономии, физики, математики.
  • В 1882 году защитил диссертацию «К теории вариационного исчисления».
  • В 1884-1886, приходя на лекции, которые проводил Бретано, понял, что должен заниматься философией, а не математикой.
  • Преподавательская деятельность философа длилась с 1887 по 1928 годы. С 1887 по 1901 годы преподавал в университете Галле, с 1901 по 1916 – в университете Гёттингена, и 1916-1928 годы – в университете Фрайбурга, где возглавил кафедру Риккерта.
  • Последующие годы был изолирован и отстранён от деятельности преподавателя.
Читайте также:
Платон - отзывы, мнение, рейтинг

После смерти был найден архив Гуссерля. Он насчитывал более 40 000 листов неизданных рукописей. Впоследствии он был тайно перевезен в Бельгию. Там основали специальный архив, в котором хранили рукописи. Полное их опубликование проводится в собрании сочинений учёного.

Философия арифметики – первый труд философа

Создавая и разрабатывая труд «Философия арифметики», Гуссерль соединил в одно целое математику и психологию. Обе науки очень нравились Эдмунду, но это привело к определённым трудностям при написании и толковании. Если разобраться, то в какой-то степени Эдмунд Гуссерль, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, является основоположником гештальтпсихологии, так как в последней главе своей работы он описывал процесс “мгновенного схватывания” (например, когда человек видит сразу много объектов в общем, а не отдельно каждый).

Основные труды Гуссерля

Первые труды, как уже упоминалось ранее, были посвящены математике и логике, так как изначально основное направление учёного было как раз математическим. Самые значимые работы философа:

  • «Философия арифметики», вышедшая в 1891 году.
  • «Логические исследования» публиковались в 1900 году, и дополнение вышло в 1901. Именно эта работа стала основополагающей для нового направления в науке под названием феноменология.

В дальнейшем Эдмунд Гуссерль книги и труды посвятил философской науке, и в частности отрасли феноменологии. Эти труды были опубликованы:

  • «Философия как строгая наука» (1911 год). Гуссерль занимался преподавательской деятельностью в Гёттингене и имел на своей стороне множество единомышленников.
  • «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии», труд вышел в 1913 году.

В дальнейшем публикуется труд, отредактированный лучшим учеником Гуссерля – Мартином Хайдеггером. Он называется «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени». Опубликование его произошло в 1928 году.

Затем один за другим вышли следующие труды учёного:

  • «Формальная и трансцендентальная логика», которая была напечатана в 1929 году.
  • «Картезианские размышления». Были опубликованы на французском языке в 1931 году.
  • «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», которая вышла в 2 частях в 1936 году. Полное издание произошло уже после смерти учёного в 1954 году.

Многие работы философа переведены на русский язык.

Последние годы жизни Гуссерля

Дальнейшая судьба философа складывалась следующим образом. Приход к власти нацистов способствовал тому, что Гуссерль как еврей был освобождён от преподавательской деятельности. Ему было запрещено заниматься философской деятельностью и участвовать в различных конгрессах. Но несмотря ни на что немецкий философ Эдмунд Гуссерль, биография которого свидетельствует о большом трудолюбии, не уехал из Фрайбурга. Оставшись один, так как дети уехали из города, он умер от плеврита.

Его ученикам и овдовевшей супруге оказал помощь Герман Лео Ван Бред, благодаря его стараниям вдова осталась на свободе и уехала из города, а труды учёного были спасены от конфискации и возможного уничтожения.

Эдмунд Гуссерль: феноменология философа

Основная тематика многих трудов философа – это феноменология. Это учение о феноменах, которые воспринимаются сознанием, как возникновение смысловых образов предметов и действий. Переход к идеализму нового типа. Все началось со слов «назад, к самим вещам», своеобразное противопоставление присущему в то время возврату к философии Гегеля или Канта и др. Феноменология Гуссерля – это обращение к опыту познающего сознания. То есть это возврат человеческой мысли к тому, что было до появления всех теорий и направлений. А именно к осознанию и пониманию того, что чувствует, видит и осязает человек во время изучения мира.

Читайте также:
Сокра́т - отзывы, мнение, рейтинг

Гуссерль предлагал вернуться к пониманию мира, когда структура ещё только создаётся, и мир не наполнен ненужными связями и объектами понимания мира, именно так, полгал он, может открыться истинный смысл.

Мир – это не что-то осязаемое, это всего лишь феномен сознания, который представляет собой основу всех дальнейших действий. Душевная жизнь не подлежит никакому анализу. Это как организм, который можно рассматривать внешне сколько угодно, но для того чтобы понять сущность, нужно будет вернуться к истокам. К тому, с чего все начиналось.

Феноменология положит начало прямой философской интуиции и совместно с ней породит такую науку, которая получит ответы на все вопросы, не прибегая к анализам и доказательствам.

Феноменологический метод позволяет постичь суть вещей, а не то, что вещь вообще собой представляет.

Эдмунд Гуссерль: основные идеи философии

За основу в своих работах Гуссерль брал именно принцип созерцательности. Очевидное в его философии являлось важнейшим принципом. То есть то, что изучается, должно быть на виду, не скрыто ничем, оно не должно требовать применения никаких научных знаний при непосредственном изучении.

Большая роль отводилась именно чувственному созерцанию, то есть это восприятие человеком всего, что его окружает. Основой его философии является не только созерцание реальных объектов, но и созерцание сущности.

Философия – это наука, которая в качестве основного постулата использует идею единства всего сущего, и объясняет с его помощью все основные понятия.

Феноменология действует при помощи редукции. Понятие феноменологической редукции – это освобождение сознания от наивности при взгляде на окружающий мир. То есть происходит отключение от реального мира, и затем при помощи трансцендентальной редукции осуществляется переход к чистому сознанию.

Фундаментальное свойство сознания – это способность быть направленным на объект. Это может быть не только реальный объект, но некая сущность или какое-либо значение. Таким образом и проявляются различия между реальным и интенциональным в сознании (ноэзис и ноэма). Ноэзис – это направленность и придание смысла, а ноэма – сам смысл.

При тщательном изучении феноменологической редукции раскрываются составляющие смысла (ноэмы). То есть то, из чего он состоит, и его взаимосвязь с сознанием.

По аналогии восприятия себя и другого объекта идёт процесс причисления себя к тому же миру, в котором живут те, с кем себя сравнивает субъект, приписывая при этом собственные свойства и ощущения объекту сравнения.

Вся философия учёного опирается на теорию познания. И все его труды исследования пронизаны проблематикой гносеологии.

Идеал строгой науки

В своих трудах и исследованиях Эдмунд Гуссерль, фото которого вы видите в статье, стремился придерживаться идеала строгой науки. Он считал, что философия должна быть идеальна во всех исследованиях и трактовках. Издавна философия стремится к тому, чтобы быть рациональной, но вместе с тем старается она быть мудрой и глубокомысленной. Как считал Эдмунд Гуссерль, философия должна раскрывать ценности, которые неподвластны времени и всем изменениям, происходящим в мире.

Философия Гуссерля

Основные цели и методы философии Гуссерль раскрывал в своём труде «Логические исследования». В нем он определяет также и объект исследования – это, в его понимании, знание и познания в науке. А целью философии является построение науки о науке.

Читайте также:
Карл Маркс, биография, история жизни, причины известности

Гуссерль в своих исследованиях придерживался того, чтобы исключить из сознания догмы и теоретические знания, вернуться к самым истокам. К тому, с чего все начиналось, к философии без навязанных идей. Недостаточно просто знать о том, что происходит с вещами или что происходило с ними. Важно знать о сути вещи. Это он и пытался привнести в свои труды.

Эдмунд Гуссерль, немецкий философ, призывал всех к отказу от каких-либо установок, принятых в обществе. Есть только предмет без какой-либо смысловой привязки. Необходимо только откинуть все ненужное, чтобы понять истинную суть. Например, нельзя судить о религии только по тому, что делается, и во что верят люди, необходимо разобраться в том, что представляет собой религиозность в общем смысле этого слова. То есть понять, с чего именно все начинается и как происходит.

Невозможно кратко описывать суть философии Гуссерля, так как для точного понимания всех нюансов и тонкостей требуется детальное изучение его трудов. Основа его философии – это обращение к истокам, корням, то есть самому началу.

Феноменология в его трудах появляется не сразу, но после первого провозглашения идеи она присутствует во всех его последующих трудах.

Формирование философских взглядов Гуссерля

Множество философов и учёных, находящихся рядом с Гуссерлем, оказали непосредственное влияние на формирование его философских взглядов. Но все же основными были двое, это Больцано и Бретано.

От одного из них он взял понятие интенциональности, а другой повлиял на него тем, что критиковал психологизм. Взяв за основу их суждения, Гуссерль старался освободить философию от психологического наслоения. И объяснять смысл вещей, отбрасывая в сторону убеждения.

Что хотел внести в науку Гуссерль

В своих исследованиях философ нередко упоминал о недостатках философии как науки, он пытался сделать её совершенной. Ввести такие методы изучения и способы воздействия, которые бы доводили до совершенства.

Он считал, что необходимо менять существующие критерии, давая миру более новые и актуальные на данный момент. Все, что было раньше, неизбежно устаревает и приходит в негодность.

Он стремился объединить все человечество посредством становления философии как строгой науки.

Радикальность в его трудах – это попытка дойти до истины, при этом убирая в сторону все то, что нужно было принимать на веру.

Общая оценка феноменологической философии Гуссерля

Введённый философом метод феноменологии позволил науке разнообразить собственные методы исследования сознания, чем расширил область исследования данного объекта.

Интенциональность в сочетании с феноменальностью предотвращают постоянное противостояние сознания и мира. Это происходит потому, что преодолевается схема субъект-объект.

Неоценим вклад, который внес в философскую науку Эдмунд Гуссерль. Феноменология Гуссерля до сих пор вызывает интерес у учёных, хоть сейчас уже и нет последователей этого учения. Внимание до сих пор приковано к многочисленным трудам философа. Его феноменологическое учение позволило расширить возможности философии как науки.

Вместо послесловия

Сам Гуссерль писал: «Истинный философ не может быть не свободным». И вся его жизнь прошла в соответствии с данным принципом. Его волевые качества и были для многих учеников той основой, из-за которой они готовы были идти за учителем и поддерживать его мысли и учения.

Эдмунд Гуссерль — интересные факты из жизни и биографии

Гу̀ссерль Эдмунд Густав Альбрехт – полное имя немецкого философа, родившегося в 1859 году в Проснице, Моравии и скончавшийся в 1938 году во Фрайбурге, Германии. Гуссерль является основоположником философской школы феноменологии.

Читайте также:
Пьер Абеляр (Pierre Abеlard/Abailard) - отзывы, мнение, рейтинг

В университетах занимался исследованиями в сфере математики, физики и астрономии в Вене, Берлине и Лейпциге. С 1886 года принял лютеранство. Пережил воздействие средневековых мыслей схоластики и неокантианства. До 1929 года являлся профессором в таких городах, как Галла, Гёттинген и Фрейбург.

Заключительные года своей жизни Гуссерль испытывал подавленность в связи с завоеванием правительства нацистами. Омрачал жизнь философа и тот факт, что главный преемник Мартин Хайдеггер примкнул к Гитлеру и последовал его идее.

В скором времени, после кончины Гуссерля его рукописи (42 тыс. листов) и библиотеку получилось перенести в Лувен. В настоящее время в этом городе находится архив Эдмунда Гуссерля. 8 томов «Гуссерлианы» в период оккупации Бельгии смогли расшифровать группа еврейских учёных, а через время подготовить их к публикации.

Всю жизнь философ старался обратить философию в строгую самостоятельную науку, изучающую предпосылки концепции постижения и формальной логики с помощью интенсивного вторжения рассудку в единую суть явлений внешнего мира и анализа способностей трансцедентальной взаимосвязи между внешним миром и внутренними психическими процессами. Впоследствии феноменология Гуссерля стала одним из самых значимых ключей экзистенциализма.

Стремление к наукам

Гуссерль обучался с начала в Берлинском, а затем в Венском университетах, вёл активную подготовку, чтобы стать математиком, но, однажды попав в класс философа и психолога Ф.Брентано, осознал свою суть.

Взаимодействие с Брентано, а потом и со Штупмфом, двумя психологами, было главной стимуляцией к изучению мыслительных процессов. Эдмунд обязан Брентано важным определением интенции (ориентированности рассудка).

Первая книга – первые трудности

Философ считал, что основную проблему он сумел установить в своей первой книге под названием «Философия арифметики», изданную в 1891 году. В данной работе Гуссерль соединил два ключевых направления, свойственных ему – математику и формальную логику.

Однако, возникшие трудности вынудили философа совершить единое изучение структуры и своеобразной деятельности «осознанного опыта». В заключительной части книги он оценивал моментальное «схватывание» и сопоставлял его на примере шеренги солдат и стаи птиц.

Логические исследования

Самой известной работой Эдмунда Гуссерля считается «Логические исследования». Книга была издана в 1901 году. Гуссерль называл её своеобразной расчисткой дороги к феноменологии.

Первый том включает в себя уверенную оценку периода идеи психологизма или мнения, в соответствии с которым основные определения логики формируются в определениях психологии.

В заключающей главе показана идеология внешней логики, освобождённой от психологии. Философ был убеждён в бессмысленности отнесения области чистой логики или внешнего мышления к другой науке.

Второй том включают 6 исследований значимости опыта. Заинтересованность к свойственным конфигурациям привела философа к исследованию категориальной интуиции.

Идеи феноменологии

В 1907 году Эдмунд Гуссерль посвятил себя лекциям об идее феноменологии. Они были подготовлены и опубликованы уже после смерти философа.

Главной мыслью была трансформация к новейшему идеализму. Данной миссии помогал представленный Эдмундом способ феноменологической редукции. Методичный отказ от различных высказываний и верований считается важным заблаговременным шажком в процедуре отделения степени восприятия и пребывания абсолютной причинности философии. Именно в этот период философ пришёл к выводу, что феноменология — это сущность и сущностные связи.

Отношение к натурализму

В трудах Гуссерля ясно показано его сопротивление натурализму. Это хорошо прослеживается в его очерке «Философия как строгая наука», изданная в 1911 году.

Это противоборство было одним из более эффективных мотивов. Описательная дисциплина об эксперименте, которая рассматривалась исключительно рефлективно, обязана была отдать философии радикальное основание, освобождённое от любых предпосылок.

Ежегодник

В 1912 году Гуссерль стал главным редактором «Ежегодника философии и феноменологических исследований», созданного в том же году. Выпускался журнал вплоть до 1930 года, в структуру редколлегии были ключены О.Беккер, М.Хайдеггер, А.Пфендер, А.Райнах.

Читайте также:
Карл Генрих Маркс - отзывы, мнение, рейтинг

В третьем выпуске журнала Гуссерль принимает решение напечатать свою первую книгу «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии».

Последователи Гуссерля

Многочисленные прежние студенты Гуссерля расширяли феноменологию в разных направленностях. К примеру, М.Шелер ощущал заинтересованность в вере и создавал свою собственную теорию феноменологии.

А М.Хайдеггер, один из основоположников экзистенциализма, вначале был истинным приверженцем мысли Гуссерля, а затем сменив свой вектор мысли и сделал фундаментальный разбор феноменологии. Впоследствии Гуссерль дал жесткую рецензию концепции бывшего ученика.

Поздняя философия

В своей поздней философии Эдмунд потерял множество одарённых последователей, которые не желали принимать его чистый идеализм. Но это практически никак не повлияло на самого Гуссерля. Он не потерял ни грамма энтузиазма и трудоспособности.

Часто он саркастически именовал себя «истинным начинателем», который надеется быть удостоенным стать философом.

После этой потери Гуссерль отыскал в себе силы дать ответы на множественные предъявления в солипсизме.

Информационный Вкус

Философские, социальные, психологические аспекты

Философские идеи Эдмунда Гуссерля

«Смысл является, или строится в пространстве сознания, он является феноменом сознания, результатом познавательной деятельности.»Эдмунд Гуссерль.

Классическая немецкая философия, заняла важное место в истории человечества благодаря таким большим философам как Гегель Кант Л. Фейербах и других, в том числе основной вклад в развитие немецкого идеализму сделал Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль. Он является отцом феномологии, был учеником Франца Брентано и Карла Стампф.

Он был уникальным мыслителем, без которого сложно представить любой направление современной философии или науки. Это человек, который внесла неоценимый произведение в развитие философского мышления, Гуссерль ввел неограниченное количество новых терминов, мыслитель который произносил новые требования к философии, он в течение всей своей жизни пытался сделать более он может. В свое время он утверждал, что любой философ, любой мыслитель должен быть готов к тому, чтобы отказаться от всего этого, что он сейчас делает и начать все с начала.

Он является достаточно интересной личностью, которая должна собственное мнение. Свое мнение он отстаивал в достаточно сложный довоенное время. Гуссерль умер в 1938 году на 79 году жизни, через год началась война. Но несмотря на это творческое и философское наследие Гуссерля которое осталось после его смерти невероятное, оно превышает 11 000 страниц. Это не напечатаны пометки, записи, статьи, объемные мысли которые не нашли своего официального места на бумаге.

Один известный журналист бравший интервью у Гуссерля спросил:
— Скажите пожалуйста, чем для вас является феномология?
Он говорил, что:
— Феномология — это я и Мартин Хайдеггер.

Он достаточно высоко ценил своего ученика, он возлагал на него большие надежды. Благодаря этому маленькому и неприметном аспиранту архив Гуссерля был спасен. Все наработки были перевезены в неприметный город Лувен, основав в том месте «памятник» культурной творчества Гуссерля.

С началом 1929 года, Гуссерль был лишен права на выражение собственного мнения, публикации книг, статей, не имел права выступать в общественных местах, он не имел права работать по своей специальности.

Все творчество Гуссерля, мысленно можно разделить на 3 периода. Один из них, характеризуется эмпирико-позитивистским направлением, представленный работой «Философия арифметики», направленный на раскрытие психологических оснований логики и математики. Основой второго этапа является «Логические исследования» (1901) — глобальный разрыв психологии с эмпиризмом, освещаются основные категории феномологии. «Трансцендентальный», является третий период творчества Гуссерля он охватывает наибольшую часть его наследия, плодом этого периода является «в идеях к чистой« феномологии »(1913).

Читайте также:
Джордж Беркли (George Berkeley) - отзывы, мнение, рейтинг

Гуссерль неоднократно подчеркивал, что всю свою жизнь он посвятил только одной проблеме «основе человеческих знаний». Опираясь на философские взгляды Архимеда, Гуссерль хотел найти свою точку опоры в этом мире, глобально повлиять на человечество. В своих трудах он имел целью построить философию как строгую науку, а саму науку он рассматривает как социально-культурный феномен.

По его мнению наука всегда укрепляться аргументами, теории, системностью, доказательствами которые есть обоснованные и равные для всех, научная мысль в первую очередь не должно быть противоречивой, не иметь внутренних конфликтов. Должны существовать общепринятые логические законы, которые играют большое значение в обществе. Также существовали такие два понятия как реальные науки, описывающие реальные события и идеальные науки которые основывается на чистой логике.

По мнению Гуссерля, одной из главных характеристик человечества является узнавание мира, акты познания разделяются на субъективные и объективные.

Феномология это описание субъективных актов нашего подсознания, это способность что-то обдумывать обосновывать и делать выводы, одним словом это «рефлексия» способность субъекта реагировать на раздражители в социальном, физическом и материальном смысле. Феномология противостоит которой теории, она должна быть основой быть либо теории она является независимой.

Основной мыслью философии Гуссерля является выработка нового метода, суть которого «Назад к вещам». Чтобы понять, что такое вещи можно только с помощью описания феноменов, то есть явлений, которые возникают в нашем сознании после закладки в памяти моментов бытия. Каждое событие имеет свою структуру, анализ которой показывает, что структура расширяется индивидуально связывая особые компоненты. По мнению Гуссерля, феномологичний метод помогает понять сущность вещей, а не факты. Основные задачи феномологичнои психологии является систематическое изучение типов и форм переживаний, а также описание их структур и постижения душевной жизни. Феномология реализуется с помощью метода редукции, в основе чего заложено познания субъекта не как эмпирического, а как трансцендентального выходя за пределы эмпирической сознания.

Гуссерль, вводит понятие «идеция», способность к непосредственному рассмотрению объективно — идеальных языковых выражений. Взглянув на этот срок через призму феномологии, можно сказать, что это наука о способе постижения мира через чистое сознание. Мир по мнению Гуссерля, конструируется сознанием. Гуссерль понимает философию как метод приведения ума к осознанию своих возможностей. Феномологична философия строится на анализе и прояснении феноменов сознания, черпая из них знания.

Немаловажную тему о восприятии Гуссерль описал в учении «жизненном мире», ее содержание можно определить как действительность которая воспринимается не как какая-то вещь, а смысловая картина осознанного. Восприятие обычно связано с потенциалом уже пережитого, опыта, знания. В соответствии с ними человек ориентируется в похожей ситуации, оценивает, различает и сравнивает ее.

Варианты феномологии различаются, по основанию описания фундаментального круга «человек — сознание -бытье». Для Э. Гуссерля она является естественной установкой, жизненный мир и субъективность.

Феноменология Эдмунда Гуссерля

Эдмунд Гуссерль (1859—1938) считается основателем феноменологии как философского течения. Философские взгляды Э. Гуссерля формировались под влиянием крупнейших философов XIX в., а именно Бернардо Больцано (1781 – 1848) и Франца Брентано (1838 – 1917). Б. Больцано критиковал психологизм, полагая, что истины могут существовать независимо от того, выражены они или нет. В дальнейшем Гуссерль стремился очистить познавательный процесс от наслоений психологизма.

Брентано подал Гуссерлю идею интенциональности, которая «есть то, что позволяет типизировать психологические феномены». Интенциональность в феноменологии понимается как направленность сознания на предмет, свойство переживать.

Идеи Э. Гуссерля были изложены в следующих работах: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Трансцендентальная логика и формальная логика» (1921), «Картезианские размышления» (1931) и др.

Читайте также:
Аврелий Августин Иппонийский (Aurelius Augustinus Hipponensis) - отзывы, мнение, рейтинг

Особенность философии Э. Гуссерля – выработка нового метода, суть которого в лозунге «Назад к вещам!». Вместо предметов, ценностей, целей, вспомогательных средств, мы рассматриваем тот субъективный опыт, в котором они «являются». Эти «явления» суть феномены, которые по своей природе должны быть «сознанием-о» их объектов, независимо от того, реальны ли сами объекты или нет. Таким образом, понять, что такое вещи можно лишь через описание «феноменов», т.е. явлений, «которые предстают сознанию после осуществления «эпохе», т.е. после заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей».

Наше универсальное «эпохе» заключает мир в скобки, т.е. исключает мир (который просто здесь есть), из поля субъекта, представляющего на его месте определенным образом переживаемый-воспринимаемый-вспоминаемый-выражаемый в суждении-мыслимый-оцениваемый и пр. мир как таковой, «заключенный в скобки мир»

Всякий феномен имеет свою собственную интенциональную структуру, анализ которой показывает, что она есть постоянно расширяющаяся система индивидуально интенциональных и интенционально связанных компонентов.

По мнению Э. Гуссерля, феноменологический метод помогает постичь сущность вещей, а не факты. Феноменологический анализ вникает в определенное состояние с точки зрения его сущности.

«Предмет феноменологиицарство чистых истин, априорных смыслов – как актуальных, так и возможных, как реализовавшихся в языке, так и мыслимых». Гуссерль определяет феноменологию как «первую философию», т.е. науку о чистых принципах сознания и знания, универсальное учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сферы их приложения. Познание – поток сознания, внутренне организованный и целостный, относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности.

Универсальная задача феноменологической психологии состоит в систематическом изучении типов и форм интенциональных переживаний, а также в редукции их структур к первичным интенциям и таким образом в изучении природы психического, а также постижении душевной жизни.

Феноменология реализуется с помощью метода редукции (эпохе), после чего достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, т.е. выходящего за пределы эмпирического мира.

Гуссерль вводит понятие «идеация», т.е. способность к непосредственному усмотрению объективно-идеальной основы языковых выражений. Допущение возможности исследований этой способности в рамках феноменологии превращает ее в науку о способе постижения мира через анализ «чистого сознания». Так как сознание, субъективность нельзя взять в скобки, оно и выступает основанием всякой реальности. Мир, по мнению Гуссерля, конструируется сознанием.

Чтобы преодолеть кризис европейских наук и недостатки прежней философии, необходимо «привести латентный (скрытый) разум к самопознанию своих возможностей и тем самым прояснить возможность метафизики как истинную возможность – таков единственный путь действительного осуществления метафизики или универсальной философии». Приведение разума к познанию своих возможностей и раскрытие возможностей мудрости осуществляется для Гуссерля с помощью философии. К правильному пониманию рациональности приводит феноменологическая философия, которая строится на анализе и прояснении феноменов сознания и черпает из них подлинное знание, которое призвано сложиться в философию как строгую науку, объединяющую все человечество.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Феноменология в контексте философского учения Эдмунда Гуссерля

Феномен и феноменология в учениях Гуссерля

Рис. – Э. Гуссерль – (1859–1938)

Эдмунд Гуссерль был немецким философов, а также основателем течения феноменология. Феноменологию принято считать одним из передовых течений в философском учении прошлого столетия. Буквально феноменология есть учение о феноменах, а Эдмунд Гуссерль, о котором мы говорим в данной статье, находился у самих истоков феноменологии.

Читайте также:
Томас Гоббс, биография, история жизни, факты.

Феноменом называют явление, постигаемое в чувственном опыте.

Гуссерль считал, что феноменом можно назвать любой появляющийся в сознании смысл того или иного предмета. Для выявления чистого сознания, нужно отчистить его от таких «примесей» как натурализм, психологизм, платонизм. Гуссерль видел своей задачей сформировать универсальную науку (универсальную философию и универсальную онтологию), которая могла бы относится к «всеобъемлющему единству сущего», будучи строго обоснованной. Таковой должна была стать феноменология.

Философская концепция Гуссерля

Данная концепция немецкого философа была сформирована посредством влияния главных философов и мыслителей XIX столетия. Особенная роль была отведена взглядам Бернарда Больцано и Франца Брентано. Первый, то есть Больцано критиковал психологизм и считал, что истины существуют независимо от того, являются они выраженными либо нет. Это дало возможность Гуссерлю освободить познавательный процесс от давления психологизма.

В свою очередь, Брентано придерживался мнения, что интенциональность «есть то, что дает возможность психологические феномены делить на типы». Из данной концепции Гуссерлем была перенята идея интенциональности, которую в феноменологии принято считать направленностью сознания на предмет.

Свои оригинальные мысли и взгляды Гуссерлем были представлены в произведениях:

  • «Логические исследования» 1901 год.
  • «Философия как строгая наука» 1911 год.
  • «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» 1913 год. «Трансцендентальная логика и формальная логика» 1921 год.
  • «Картезианские размышления» 1931 год.
  • «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» 1954 год.

Особенностью философии Гуссерля стоит назвать то, что она состоит из качественно нового метода, сущность которого заключалась в короткой фразе: «Назад к вещам!».

Для того, чтобы осознать, что из себя представляют вещи, так, как о них думал Гуссерль, стоит обратиться к характеристике «феноменов», явлений, «которые предстают сознанию после осуществления эпохи, то есть после заключения в скобки нагих философских воззрений и убеждений, которые имеют связь с нашей естественной установкой, самым прямым образом навязывающей нам веру в существование мира вещей».

Если обратиться к феноменологическому методу, по мнению Гуссерль, будет достаточно реально постичь сущность вещи, но не факт. Феноменолог не будет заинтересован в какой-либо нравственной норме, он будет заинтересован вопросом, почему она является нормой. Предметом феноменологии стоит считать область чистых истин, общих смыслов.

Гуссерль обозначал феноменологии в качестве «первой философии», то есть науки о чистых принципах сознания, универсального учения о методах. Познание полагается как поток сознания, являющийся внутреннеорганизованным и целостным, однако, не находящимся в зависимости от определенных психических актов и от субъекта познания.

Феноменологический метод ориентирован, по мнению Гуссерля, на то, чтобы трансформировать философию в строгую науку, теорию научного познания, которая сможет гарантировать доскональное и точное представление о «жизненном мире». В связи с тем, что старое философское учение не было в состоянии обеспечить глубинный уровень знания, на основе которого человек сумел бы благополучно развиваться, то новая философия и новый метод дают возможность достигнуть этих глубинных знаний.

Недостаток старой философии является причиной, с точки зрения Гуссерля, кризиса в науке стран Европы, свидетельством чего может стать его работа «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология».

Эдмунд Гуссерль (Докучаев Илья Игоревич)

ISBN: 978-5-02-039597-8

EAN: 9785020395978

Книги: Деятели науки

ID: 1807895

Описание

Видео обзоры (3)

Фалев Е. В. – Философия первой половины 20 века – Философия Э. Гуссерля

Великие философы. Эдмунд Гуссерль

Феноменология Эдмунда Гуссерля

Философия Э. Гуссерля. Ч. 1.

«Само собой разумеющееся» в феноменологии – Георгий Чернавин

Характеристики (6)

Параметр Значение
Автор(ы) Докучаев Илья Игоревич
Переплет Мягкий
Издатель Наука
Год издания 2017
Кол-во страниц 283
Серия Мыслители прошлого
Читайте также:
Ансельм Кентерберийский, биография, история жизни

Цены на Яндекс.Маркет

Сравнить цены (4)

Как купить или где мы находимся +

«СкидкаГИД» — это сервис сравнения цен в магазинах, кэшбэк сервис и помощь в выборе товаров, посредством подборки видео обзоров, отзывов и сравнения товаров. Большинство магазинов, представленных на сайте, осуществляют доставку по России, поэтому выгодно пользоваться онлайн заказом на сайте этого магазина (доставляются ли заказы в ваш регион, можно узнать на сайте выбраного магазина). Чтобы купить выбранный товар, необходимо кликнуть кнопку «купить» на против выбранного магазина и продолжить покупку на сайте этого магазина. Чтобы получить кэшбэк выполните теже действия предварительно зарегистрировавшись.

Цена от 186 руб до 264 руб в 4 магазинах

Минимальные сроки доставки. Промокод 10%: cmp24

Бесплатная доставка от 2 499 ₽

Кэшбэк сервис СкидкаГИД

Купить в соседних городах

  • Балашиха
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Жуковский
  • Зеленоград
  • Коломна
  • Королёв
  • Красногорск
  • Люберцы
  • Мытищи
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Октябрьский
  • Орехово-Зуево
  • Подольск
  • Пушкино
  • Раменское
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Троицк
  • Химки
  • Щербинка
  • Щёлково
  • Электросталь

Сервисы для г.Москва

заказать доставку

Компания Предложение
Papa John’s

В меню ресторанов «Папа Джонс» представлено более 20 видов пиццы, а также разнообразные закуски, салаты, десерты и напитки.
skidkagid15 -Скидка 15% при заказе от 1199 руб.

Страхователь – физические и юридические лица Страховое возмещение – до 500 тыс. руб. (на каждого пострадавшего) Доставка полиса для жителей Москвы – бесплатно

Страхование без осмотра автомобиля и похода в офис. Скидки (КБМ) на ОСАГО за безаварийную езду

Быстро. Вы оформляете полис без очередей и походов в офис, он сразу приходит на электронную почту после расчета и оплаты.

Бесплатная доставка. В наличии только свежие и качественные продукты по выгодным ценам. Высокий уровень сервиса сборки и доставки заказов. Доставка осуществляется по Москве и МО; Санкт-Петербургу и ЛО

«Утконос» – лидер в области интернет-торговли продуктами питания и сопутствующими товарами.

General Food – фудтех компания, занимающаяся производством и доставкой здорового питания на весь день (или рациона на 6 дней) в Москве.

Мы готовим и привозим вам домой ежедневный рацион правильного питания, разложенный по коробочкам, по доступной цене.

Купить в кредит (7)

заявка на карту

Компания Предложение
Кредитная карта Альфа-Банк

Беспроцентный период – до 100 дней. Выпуск кредитной карты – бесплатно

Сумма кредита – до 300 000 рублей. Беспроцентный период – до 55 дней!

До 12 месяцев – период рассрочки на покупки у партнеров; 0% – процент на покупки в рассрочку; Бесплатно – оформление и обслуживание карты; 40 000 магазинов партнеров.

До 10% на остаток по счету; Бесплатное снятие наличных в любом банкомате мира; Cashback до 30% за покупки по спецпредложениям; Для граждан любых стран.

Кредит наличными в Совкомбанк: Сумма кредита – от 5 000 до 100 000 рублей; Срок кредита – 12 месяцев; Процентная ставка – от 12% годовых; Возраст – от 35 до 85 лет.

ЛокоБанк Потребительские Кредиты: Кредит до 5 000 000 рублей; Ставка от 9,4%; Срок до 7 лет;

КРЕДИТ НАЛИЧНЫМИ. ВКЛАД “Отличный старт”. КРЕДИТНАЯ КАРТА “ДОРОЖНАЯ”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: