Эдмунд Гуссерль, биография, история жизни, факты.

Немецкий философ Эдмунд Гуссерль: биография и фото

Годы жизни философа Эдмунда Гуссерля – 1859 – 1938. Основатель философского направления под названием феноменология. Внёс немалый вклад в развитие немецкой психологии, и распространил её в других странах. Разносторонне развитая личность.

Начало деятельности Эдмунда Гуссерля как философа

Рождённый 8 апреля в обычной еврейской семье мальчик изначально начал развивать свои математические способности. Его отец занимался продажей шляпок. Эдмунд Гуссерль был вторым в семье среди остальных детей. Посещал реальное училище, после перешёл учиться в гимназию. Со временем под влиянием некоторых личностей понял своё истинное предназначение и занялся изучением философии. Его первые работы были посвящены математике, затем появлялись труды, относящиеся к философии.

На путь философа его подтолкнул Массарик. Общаясь не только с философами, но и с психологами, Эдмунд Гуссерль начинает заниматься изучением психологических феноменов. И внедрять их в философию, тем самым открывая новое и донося собственные мысли в массы.

На становление Эдмунда Гуссерля как философа повлияли следующие учёные и их труды: Юм, Кант, Лейбниц, Декарт и многое другие. Смешивая психологические знания и философские, он раскрывал всему миру нечто новое, неизведанное до сих пор.

Основные даты из жизни великого философа

  • В 1876-1878 году в университете Лейпцига занимался изучением астрономии, физики, математики.
  • В 1882 году защитил диссертацию «К теории вариационного исчисления».
  • В 1884-1886, приходя на лекции, которые проводил Бретано, понял, что должен заниматься философией, а не математикой.
  • Преподавательская деятельность философа длилась с 1887 по 1928 годы. С 1887 по 1901 годы преподавал в университете Галле, с 1901 по 1916 – в университете Гёттингена, и 1916-1928 годы – в университете Фрайбурга, где возглавил кафедру Риккерта.
  • Последующие годы был изолирован и отстранён от деятельности преподавателя.

После смерти был найден архив Гуссерля. Он насчитывал более 40 000 листов неизданных рукописей. Впоследствии он был тайно перевезен в Бельгию. Там основали специальный архив, в котором хранили рукописи. Полное их опубликование проводится в собрании сочинений учёного.

Философия арифметики – первый труд философа

Создавая и разрабатывая труд «Философия арифметики», Гуссерль соединил в одно целое математику и психологию. Обе науки очень нравились Эдмунду, но это привело к определённым трудностям при написании и толковании. Если разобраться, то в какой-то степени Эдмунд Гуссерль, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, является основоположником гештальтпсихологии, так как в последней главе своей работы он описывал процесс “мгновенного схватывания” (например, когда человек видит сразу много объектов в общем, а не отдельно каждый).

Основные труды Гуссерля

Первые труды, как уже упоминалось ранее, были посвящены математике и логике, так как изначально основное направление учёного было как раз математическим. Самые значимые работы философа:

  • «Философия арифметики», вышедшая в 1891 году.
  • «Логические исследования» публиковались в 1900 году, и дополнение вышло в 1901. Именно эта работа стала основополагающей для нового направления в науке под названием феноменология.

В дальнейшем Эдмунд Гуссерль книги и труды посвятил философской науке, и в частности отрасли феноменологии. Эти труды были опубликованы:

  • «Философия как строгая наука» (1911 год). Гуссерль занимался преподавательской деятельностью в Гёттингене и имел на своей стороне множество единомышленников.
  • «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии», труд вышел в 1913 году.

В дальнейшем публикуется труд, отредактированный лучшим учеником Гуссерля – Мартином Хайдеггером. Он называется «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени». Опубликование его произошло в 1928 году.

Затем один за другим вышли следующие труды учёного:

  • «Формальная и трансцендентальная логика», которая была напечатана в 1929 году.
  • «Картезианские размышления». Были опубликованы на французском языке в 1931 году.
  • «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», которая вышла в 2 частях в 1936 году. Полное издание произошло уже после смерти учёного в 1954 году.

Многие работы философа переведены на русский язык.

Последние годы жизни Гуссерля

Дальнейшая судьба философа складывалась следующим образом. Приход к власти нацистов способствовал тому, что Гуссерль как еврей был освобождён от преподавательской деятельности. Ему было запрещено заниматься философской деятельностью и участвовать в различных конгрессах. Но несмотря ни на что немецкий философ Эдмунд Гуссерль, биография которого свидетельствует о большом трудолюбии, не уехал из Фрайбурга. Оставшись один, так как дети уехали из города, он умер от плеврита.

Его ученикам и овдовевшей супруге оказал помощь Герман Лео Ван Бред, благодаря его стараниям вдова осталась на свободе и уехала из города, а труды учёного были спасены от конфискации и возможного уничтожения.

Эдмунд Гуссерль: феноменология философа

Основная тематика многих трудов философа – это феноменология. Это учение о феноменах, которые воспринимаются сознанием, как возникновение смысловых образов предметов и действий. Переход к идеализму нового типа. Все началось со слов «назад, к самим вещам», своеобразное противопоставление присущему в то время возврату к философии Гегеля или Канта и др. Феноменология Гуссерля – это обращение к опыту познающего сознания. То есть это возврат человеческой мысли к тому, что было до появления всех теорий и направлений. А именно к осознанию и пониманию того, что чувствует, видит и осязает человек во время изучения мира.

Гуссерль предлагал вернуться к пониманию мира, когда структура ещё только создаётся, и мир не наполнен ненужными связями и объектами понимания мира, именно так, полгал он, может открыться истинный смысл.

Мир – это не что-то осязаемое, это всего лишь феномен сознания, который представляет собой основу всех дальнейших действий. Душевная жизнь не подлежит никакому анализу. Это как организм, который можно рассматривать внешне сколько угодно, но для того чтобы понять сущность, нужно будет вернуться к истокам. К тому, с чего все начиналось.

Читайте также:
Артур Шопенгауэр, биография, история жизни, факты.

Феноменология положит начало прямой философской интуиции и совместно с ней породит такую науку, которая получит ответы на все вопросы, не прибегая к анализам и доказательствам.

Феноменологический метод позволяет постичь суть вещей, а не то, что вещь вообще собой представляет.

Эдмунд Гуссерль: основные идеи философии

За основу в своих работах Гуссерль брал именно принцип созерцательности. Очевидное в его философии являлось важнейшим принципом. То есть то, что изучается, должно быть на виду, не скрыто ничем, оно не должно требовать применения никаких научных знаний при непосредственном изучении.

Большая роль отводилась именно чувственному созерцанию, то есть это восприятие человеком всего, что его окружает. Основой его философии является не только созерцание реальных объектов, но и созерцание сущности.

Философия – это наука, которая в качестве основного постулата использует идею единства всего сущего, и объясняет с его помощью все основные понятия.

Феноменология действует при помощи редукции. Понятие феноменологической редукции – это освобождение сознания от наивности при взгляде на окружающий мир. То есть происходит отключение от реального мира, и затем при помощи трансцендентальной редукции осуществляется переход к чистому сознанию.

Фундаментальное свойство сознания – это способность быть направленным на объект. Это может быть не только реальный объект, но некая сущность или какое-либо значение. Таким образом и проявляются различия между реальным и интенциональным в сознании (ноэзис и ноэма). Ноэзис – это направленность и придание смысла, а ноэма – сам смысл.

При тщательном изучении феноменологической редукции раскрываются составляющие смысла (ноэмы). То есть то, из чего он состоит, и его взаимосвязь с сознанием.

По аналогии восприятия себя и другого объекта идёт процесс причисления себя к тому же миру, в котором живут те, с кем себя сравнивает субъект, приписывая при этом собственные свойства и ощущения объекту сравнения.

Вся философия учёного опирается на теорию познания. И все его труды исследования пронизаны проблематикой гносеологии.

Идеал строгой науки

В своих трудах и исследованиях Эдмунд Гуссерль, фото которого вы видите в статье, стремился придерживаться идеала строгой науки. Он считал, что философия должна быть идеальна во всех исследованиях и трактовках. Издавна философия стремится к тому, чтобы быть рациональной, но вместе с тем старается она быть мудрой и глубокомысленной. Как считал Эдмунд Гуссерль, философия должна раскрывать ценности, которые неподвластны времени и всем изменениям, происходящим в мире.

Философия Гуссерля

Основные цели и методы философии Гуссерль раскрывал в своём труде «Логические исследования». В нем он определяет также и объект исследования – это, в его понимании, знание и познания в науке. А целью философии является построение науки о науке.

Гуссерль в своих исследованиях придерживался того, чтобы исключить из сознания догмы и теоретические знания, вернуться к самым истокам. К тому, с чего все начиналось, к философии без навязанных идей. Недостаточно просто знать о том, что происходит с вещами или что происходило с ними. Важно знать о сути вещи. Это он и пытался привнести в свои труды.

Эдмунд Гуссерль, немецкий философ, призывал всех к отказу от каких-либо установок, принятых в обществе. Есть только предмет без какой-либо смысловой привязки. Необходимо только откинуть все ненужное, чтобы понять истинную суть. Например, нельзя судить о религии только по тому, что делается, и во что верят люди, необходимо разобраться в том, что представляет собой религиозность в общем смысле этого слова. То есть понять, с чего именно все начинается и как происходит.

Невозможно кратко описывать суть философии Гуссерля, так как для точного понимания всех нюансов и тонкостей требуется детальное изучение его трудов. Основа его философии – это обращение к истокам, корням, то есть самому началу.

Феноменология в его трудах появляется не сразу, но после первого провозглашения идеи она присутствует во всех его последующих трудах.

Формирование философских взглядов Гуссерля

Множество философов и учёных, находящихся рядом с Гуссерлем, оказали непосредственное влияние на формирование его философских взглядов. Но все же основными были двое, это Больцано и Бретано.

От одного из них он взял понятие интенциональности, а другой повлиял на него тем, что критиковал психологизм. Взяв за основу их суждения, Гуссерль старался освободить философию от психологического наслоения. И объяснять смысл вещей, отбрасывая в сторону убеждения.

Что хотел внести в науку Гуссерль

В своих исследованиях философ нередко упоминал о недостатках философии как науки, он пытался сделать её совершенной. Ввести такие методы изучения и способы воздействия, которые бы доводили до совершенства.

Он считал, что необходимо менять существующие критерии, давая миру более новые и актуальные на данный момент. Все, что было раньше, неизбежно устаревает и приходит в негодность.

Он стремился объединить все человечество посредством становления философии как строгой науки.

Радикальность в его трудах – это попытка дойти до истины, при этом убирая в сторону все то, что нужно было принимать на веру.

Общая оценка феноменологической философии Гуссерля

Введённый философом метод феноменологии позволил науке разнообразить собственные методы исследования сознания, чем расширил область исследования данного объекта.

Интенциональность в сочетании с феноменальностью предотвращают постоянное противостояние сознания и мира. Это происходит потому, что преодолевается схема субъект-объект.

Неоценим вклад, который внес в философскую науку Эдмунд Гуссерль. Феноменология Гуссерля до сих пор вызывает интерес у учёных, хоть сейчас уже и нет последователей этого учения. Внимание до сих пор приковано к многочисленным трудам философа. Его феноменологическое учение позволило расширить возможности философии как науки.

Вместо послесловия

Сам Гуссерль писал: «Истинный философ не может быть не свободным». И вся его жизнь прошла в соответствии с данным принципом. Его волевые качества и были для многих учеников той основой, из-за которой они готовы были идти за учителем и поддерживать его мысли и учения.

Читайте также:
Бенедикт Спиноза - отзывы, мнение, рейтинг

Эдмунд Гуссерль – биография

Краткая информация

  • Биография
  • За пределами нашей ограниченности
  • Конец западного логоса
  • Lebenswelt

Он собирался стать математиком, но испугался. Мир вокруг него стал настолько рациональным и препарируемым, что однажды и человек должен был превратиться из исследователя в объект исследования. Явление роботов, превосходящих человека по быстроте операций и по интеллекту, еще не наступило, но сама наука с ее методом уже работала как машина. Гуссерлю «посчастливилось» жить в утилитарном Третьем Рейхе, где народ превратился в население, отсортированное по расовому принципу. При этом низшие человеческие особи приравнивались к скотине, над которой можно проводить чудовищные медицинские эксперименты, извлекать кожу для торшеров и жир для мыльной промышленности. Феномена человеческой личности больше не существовало, но с этим не согласился Эдмунд Гуссерль.

Биография

Семейство чешского еврея Адольфа Абрахама Гуссерля не бедствовало. Торговля дамскими шляпками приносила стабильный доход, что позволило отцу философа в 1855 году организовать мануфактуру. Эдмунд был вторым из четырех детей в этой благочестивой семье, говорившей на идиш. Отец не жалел денег на образование сына. Эдмунд окончил реальное училище в Вене, затем поступил в государственную гимназию в городе Ольмюце. В 1876 году он начал учебу в одном из лучших университетов Германии – Лейпцигском. Обширна сфера его интересов, но по-настоящему он полюбил математику, которую продолжил изучать в Берлинском и Венском университетах. В Вене в 1882 году Эдмунд защитил диссертацию на тему «К теории вариационного исчисления», после чего с чистой математикой было покончено.

Учителем Гуссерля по философии станет Франс Брентано, который откроет для него смысл интенциональности и подвигнет к созданию собственного учения. В своей первой публикации «Философия арифметики» Гуссерль еще занимается проблемами математики, но в «Логических исследованиях» он уже подступает к своей главной теме – феноменологии. В 1886 году умирает отец философа, и теперь можно стать настоящим немцем. Гуссерль принимает протестантизм, затем женится и устраивается преподавателем в Галльском университете (Саксония-Анхальт).

В 1911 году он публикует программную статью «Философия как чистая наука», а в 1913-м – первый том «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии». Молох Первой Мировой пожирает его младшего сына, а старшего делает инвалидом. Утешение Гуссерль находит в размышлениях, преподавании и общении с коллегами, среди которых Шелер, Райнах, Пфендер. В 1916 году он занял кафедру во Фрайбургском университете, где он преподавал до 1928 года. До сих пор остается загадкой, какую роль в судьбе Гуссерля сыграл самый способный его ученик Мартин Хайдеггер, ставший убежденным нацистом. Хайдеггер сменяет учителя на фрайбургской кафедре, а в 1933 году становится ректором этого университета.

При Гитлере Гуссерля снимают с должностей и запрещают участвовать в философских конгрессах. Травля сопровождает философа до конца его дней, книги его сжигаются, а детей вынуждают бежать в США. Но почему Гуссерль остался? Почему обрек себя на одиночество среди зигующих антисемитов? С другой стороны, Гуссерля не упрятали в концлагерь и позволили писать. Его книги сжигались, но библиотека и все рукописи сохранились. Ему дали спокойно умереть во Фрайбурге, а вдове и ученикам было позволено выехать. Тайну такой снисходительности еще предстоит раскрыть. Возможно, здесь свою роль сыграл и Мартин Хайдеггер.

За пределами нашей ограниченности

Уже в первой своей работе (Философия арифметики) он выражает сомнение в позитивистской мудрости «самой точной из наук». Имея дело с количественными отношениями, математика рискует оказаться безжалостным палачом качественного разнообразия. В «Логических исследованиях» он критикует психологизм логики, согласно которому наше мышление базируется на навыках восприятия нашими органами чувств. Гуссерль отказывается видеть реальность с позиции «собственной колокольни», предлагая выйти за пределы утилитарных представлений. Для этого нужен трансцендентный субъект, то есть, такой, вышедший из скорлупы обыденности наблюдатель, который может услышать то, что хочет сказать наблюдаемый им предмет. «Назад к вещам», провозглашает философ. Никаких предубеждений и научных концепций. Чистая онтология пережитого должна служить нам ориентиром.

Физики и биологи повинуются своим принципам, но философия должна иметь собственную научную строгость и не обслуживать другие науки. Необходимо восстановить утраченную ценность бытия и смысл, данный нам свыше. Философия как наука в силе и вправе постулировать интер-субъективность как ту единственную предпосылку, способную заменить все другие абстрактные построения нашего разума. Великий Гете научил Гуссерля удивляться проявлениям бытия, не вскакивая каждый раз в поисках линейки или весов. Простое созерцание предметов, хорошо знакомое эллинам, подчас приводит к великим научным открытиям.

Феноменология Гуссерля призвана вычленить и обосновать логические категории и законы чистой теории познания. Изучение феноменов – это изучение законов перцепции, то есть, того, КАК весь окружающий мир заходит в нашу голову, становясь частью нашего интеллектуального и чувственного багажа. Гуссерль возрождает античное понятие «эпохе», которым пользовались скептики. Ничего не принимать и ничего не отрицать – философу следует научиться сдерживать свое «мнение», чтобы снова обрести мир, сверкающий новыми красками. Достоверность научных гипотез и религиозные убеждения не должны принимать участие в чуде субъективизма.

Субъективно-объективная модель познания западной философии вначале отменила, за ненадобностью, гипотезу Бога, а ко времени Гуссерля под сомнение был взят даже субъект. Пытаясь разгадать тайну человека наука препарировала человеческий организм, но так и не нашла место базирования души. Но душа как раз и подразумевалась главным «актором», когда речь шла о субъекте, то есть, о некоем центре познания.

Читайте также:
Платон - отзывы, мнение, рейтинг

Постулат Декарта «мыслю, значит, существую» вызывает серьезные сомнения в том, а что же на самом деле в нас мыслит? И уж тем большие сомнения вызывает реальность окружающего мира, о котором мыслит этот субъект (спиритуализм и солипсизм). Со времен схоластики мысль Запада привыкла иметь дело с концептом, который, в отличие от реальности окружающего мира, всегда сохраняет неподвижность и твердость абстрактных законов. Но и законы эти за последние столетия столь радикально меняются, что на них невозможно опереться. Таким образом, феноменология утверждает, что единственно реальным, достойным осмысления явлением есть наше сознание. На нем сосредотачивает Гуссерль и его последователи свое пристальное внимание.

Конец западного логоса

Западноевропейский логос проделал изумительный пируэт, выпрыгнув из хаоса античной мифологии, пролетев через средневековое богословие и философию Нового времени, и, наконец, достиг своей кульминации в феноменологии. Так считает профессор А.Г.Дугин, который долгое время занимался Хайдеггером, а значит, и Гуссерлем. Подходя к концу этого пути, Франс Брентано, учитель Гуссерля, вычленяет интенциональность, как процесс, предшествующий действию логических операций. Интенциональность – это свойство высшей физиологии человека, отвечающее за узнавание. Брентано указывает на то, что в аристотелевской логике этот этап мышления проскакивается, а между тем без него никакое мышление невозможно. Если мы не соотнесем зримый нами предмет с чем-то, уже присутствующем в нашем опыте, мы просто не заметим этот предмет. Так это происходит у дикарей.

На конце интенционального луча сосредоточены все наши представления об этом предмете, и только теперь начинается работа логики. У нее только одна задача – убедиться, соответствует ли этот существующий вне нас предмет тому представлению, с которым луч нашего намерения (интенции) подошел к пределам этого предмета. Таким образом, логика соотносит объективную реальность предмета с нашим субъективным о нем представлением. Брентано называет этот процесс конституированием трансцендентной реальности предмета. Гуссерль подхватывает эту идею, присваивая двум процессам названия, соответственно: ноэзис (интенциональное мышления) и дианоя (собственно, логическое мышление). Он вводит еще один древнегреческий термин – ноэма – то, что является содержанием нашего интенционального акта, которым и оперирует подавляющее большинство обычных людей, погруженных в свой маленький, пищеварительный мир.

Lebenswelt

Поздний Гуссерль называет эту сферу ноэтического мышления Lebenswelt – жизненный мир. Lebenswelt – это наша матрица, в которой все люди пребывают большую часть времени, а некоторые из них способны выйти за пределы галлюцинации. Но не дуализм мышления интересует феноменологию Гуссерля, но жизненный мир. Как рыцарь Тевтонского ордена, он хочет ворваться в наивный мир дикарей, чтобы структурировать его, но мир этот – тот самый Lebenswelt, который наполняет глубины человеческой психики. Чтобы сделать сферу рационального подлинно рациональной. Но сфера подсознания (жизненного мира) настолько огромна, что Гуссерль теряется. Кроме того, жизненный мир способен быть агрессивным, имитируя рациональное мышление. Безумие гитлеровского рейха большинством соотечественников философа воспринимается как норма. Но страшнее всего то, убеждается Гуссерль, что точно такие пласты «непродуманного идиотизма» (по выражению Дугина) таит в себе любая другая европейская нация, готовая, при случае, погрузиться во мрак средневекового невежества.

Эдмунд Гуссерль — интересные факты из жизни и биографии

Гу̀ссерль Эдмунд Густав Альбрехт – полное имя немецкого философа, родившегося в 1859 году в Проснице, Моравии и скончавшийся в 1938 году во Фрайбурге, Германии. Гуссерль является основоположником философской школы феноменологии.

В университетах занимался исследованиями в сфере математики, физики и астрономии в Вене, Берлине и Лейпциге. С 1886 года принял лютеранство. Пережил воздействие средневековых мыслей схоластики и неокантианства. До 1929 года являлся профессором в таких городах, как Галла, Гёттинген и Фрейбург.

Заключительные года своей жизни Гуссерль испытывал подавленность в связи с завоеванием правительства нацистами. Омрачал жизнь философа и тот факт, что главный преемник Мартин Хайдеггер примкнул к Гитлеру и последовал его идее.

В скором времени, после кончины Гуссерля его рукописи (42 тыс. листов) и библиотеку получилось перенести в Лувен. В настоящее время в этом городе находится архив Эдмунда Гуссерля. 8 томов «Гуссерлианы» в период оккупации Бельгии смогли расшифровать группа еврейских учёных, а через время подготовить их к публикации.

Всю жизнь философ старался обратить философию в строгую самостоятельную науку, изучающую предпосылки концепции постижения и формальной логики с помощью интенсивного вторжения рассудку в единую суть явлений внешнего мира и анализа способностей трансцедентальной взаимосвязи между внешним миром и внутренними психическими процессами. Впоследствии феноменология Гуссерля стала одним из самых значимых ключей экзистенциализма.

Стремление к наукам

Гуссерль обучался с начала в Берлинском, а затем в Венском университетах, вёл активную подготовку, чтобы стать математиком, но, однажды попав в класс философа и психолога Ф.Брентано, осознал свою суть.

Взаимодействие с Брентано, а потом и со Штупмфом, двумя психологами, было главной стимуляцией к изучению мыслительных процессов. Эдмунд обязан Брентано важным определением интенции (ориентированности рассудка).

Первая книга – первые трудности

Философ считал, что основную проблему он сумел установить в своей первой книге под названием «Философия арифметики», изданную в 1891 году. В данной работе Гуссерль соединил два ключевых направления, свойственных ему – математику и формальную логику.

Однако, возникшие трудности вынудили философа совершить единое изучение структуры и своеобразной деятельности «осознанного опыта». В заключительной части книги он оценивал моментальное «схватывание» и сопоставлял его на примере шеренги солдат и стаи птиц.

Логические исследования

Самой известной работой Эдмунда Гуссерля считается «Логические исследования». Книга была издана в 1901 году. Гуссерль называл её своеобразной расчисткой дороги к феноменологии.

Первый том включает в себя уверенную оценку периода идеи психологизма или мнения, в соответствии с которым основные определения логики формируются в определениях психологии.

Читайте также:
Георг Вильгельм Фридрих Гегель, биография

В заключающей главе показана идеология внешней логики, освобождённой от психологии. Философ был убеждён в бессмысленности отнесения области чистой логики или внешнего мышления к другой науке.

Второй том включают 6 исследований значимости опыта. Заинтересованность к свойственным конфигурациям привела философа к исследованию категориальной интуиции.

Идеи феноменологии

В 1907 году Эдмунд Гуссерль посвятил себя лекциям об идее феноменологии. Они были подготовлены и опубликованы уже после смерти философа.

Главной мыслью была трансформация к новейшему идеализму. Данной миссии помогал представленный Эдмундом способ феноменологической редукции. Методичный отказ от различных высказываний и верований считается важным заблаговременным шажком в процедуре отделения степени восприятия и пребывания абсолютной причинности философии. Именно в этот период философ пришёл к выводу, что феноменология — это сущность и сущностные связи.

Отношение к натурализму

В трудах Гуссерля ясно показано его сопротивление натурализму. Это хорошо прослеживается в его очерке «Философия как строгая наука», изданная в 1911 году.

Это противоборство было одним из более эффективных мотивов. Описательная дисциплина об эксперименте, которая рассматривалась исключительно рефлективно, обязана была отдать философии радикальное основание, освобождённое от любых предпосылок.

Ежегодник

В 1912 году Гуссерль стал главным редактором «Ежегодника философии и феноменологических исследований», созданного в том же году. Выпускался журнал вплоть до 1930 года, в структуру редколлегии были ключены О.Беккер, М.Хайдеггер, А.Пфендер, А.Райнах.

В третьем выпуске журнала Гуссерль принимает решение напечатать свою первую книгу «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии».

Последователи Гуссерля

Многочисленные прежние студенты Гуссерля расширяли феноменологию в разных направленностях. К примеру, М.Шелер ощущал заинтересованность в вере и создавал свою собственную теорию феноменологии.

А М.Хайдеггер, один из основоположников экзистенциализма, вначале был истинным приверженцем мысли Гуссерля, а затем сменив свой вектор мысли и сделал фундаментальный разбор феноменологии. Впоследствии Гуссерль дал жесткую рецензию концепции бывшего ученика.

Поздняя философия

В своей поздней философии Эдмунд потерял множество одарённых последователей, которые не желали принимать его чистый идеализм. Но это практически никак не повлияло на самого Гуссерля. Он не потерял ни грамма энтузиазма и трудоспособности.

Часто он саркастически именовал себя «истинным начинателем», который надеется быть удостоенным стать философом.

После этой потери Гуссерль отыскал в себе силы дать ответы на множественные предъявления в солипсизме.

Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль— немецкий философ, основатель феноменологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эдмунд Гуссерль – один из значительных немецких философов начала XX века, основатель феноменологического подхода.

Биография Эдмунда Гуссерля

Эдмунд Гуссерль родился 8 апреля 1859 года в Простееве на территории Моравии (Австрия). Его отец происходил из чешских евреев и занимался торговлей шляпками. Гуссерль был вторым ребёнком из четырех. Основным языком, принятым в его семье, был идиш. Отец Гуссерля По данной теме мы уже выполнили реферат открытие Эпохэ Гуссерель подробнее был успешным коммерсантом и на доходы от магазина, смог открыть мануфактуру. Он уделял много внимания образованию собственных детей.

Эдмунд Гуссерль получил качественное образование. Сначала он закончил реальное училище в Вене, затем гимназию в Ольмюце, а после поступил в один из престижнейших университетов Германии – Лейпциский. Гуссерль интересовался в первую очередь естественными науками, а наибольшей страстью для него стала математика, изучение которой он продолжил в Берлинском и Венском университетах. В 1882 году Эдмунд защищает диссертацию «К теории вариационного исчисления», после которой он отходит от чисто математических изысканий в область философии.

Гуссерль знакомится с философией еще в студенческие годы, под руководством Ф. Паульсена, однако серьезный интерес к ней у него возникает уже под влиянием Ф. Брентано и К. Штумпфа, которые не только вовлекают Гуссерля в мир философии и знакомят с новейшими идеями из области психологии, но также подталкивают к созданию собственного учения.

В 1886 году умирает отец Гуссерля, что позволяет ему перейти в протестантизм и обеспечить себе дорогу в ряды немецкой профессуры. Также Гуссерль женится, после чего находит преподавательскую работу в университете в Гале. В начале века выходят его первые философские работы, которые получают широкое одобрение. Гуссерль обзаводится друзьями и единомышленниками в Гёттингене и Мюнхене в лице Райнаха, Пфендера, Шелера. В 1916 году он занимает кафедру во Фрайбургском университете, у него появляются собственные ученики в их числе М. Хайдеггер По данной теме мы уже выполнили эссе Мартин Хайдеггер Отрешенность подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

После прихода к власти нацистов жизнь Гуссерля начинает стремительно катиться под откос. Его сначала увольняют с должности, а затем полностью отстраняют от преподавательской работы. Ему запрещается принимать участие в научных и философских конференциях, его труды запрещены к печати. Семья Гуссерля эмигрирует в США, однако сам он остается в Германии, где умирает в полном одиночестве в 1938 году от плеврита.

Весьма спорным является вопрос о роли Хайдеггера в судьбе Гуссерля. В 1933 году Хайдеггер становится ректором университета, вступает в НСДАП и лично принимает решения, по ограничению деятельности своего учителя. В тоже время Гуссерль не был репрессирован, а его прежние труды не изымались из библиотек и не уничтожались, кроме того ему был предоставлена возможность для эмиграции. Спасением творческого наследия Гуссерля занимался Г. Бред, которые уже после его смерти вывез неопубликованные работы в Швейцарию.

Основные труды Эдмунда Гуссерля:

  • «Философия арифметики»,
  • «Логические исследования»,
  • «Философия как строгая наука»,
  • « Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии По данной теме мы уже выполнили реферат Любовь как философское этическое понятие подробнее »,
  • «Картезианские размышления» и т.д.

Феноменология Гуссерля

Девятнадцатый век, на трудах мыслителей которого, формировались философские воззрения Гуссерля, был веком кризиса для философии. Многие идеи и истины, которые на протяжении Нового времени, средневековья, античности, считались незыблемыми основаниями философского знания, рассыпались в прах и превращались в миражи, под напором нового европейского мышления, вооруженного передовыми достижениями науки и логики. На протяжении всего столетия одно за другим появляются философские течения стремящиеся «очистить» философию от ложного и иллюзорного знания, сделать ее «точной» наукой. Не чужды данные идеи и самому Гуссерлю. Однако в отличии от предшественников, которые в качестве образца выбирали какие-либо области научного знания – естественные науки, математику, или зарождающуюся во второй половине века психологию, Гуссерль стремится очистить философию изнутри.

Читайте также:
Парменид, биография, история жизни, факты

Он отвергает релятивистские позиции и психологизм, согласно которым знание, получаемое личностью всегда зависимо от ее субъективных качеств, а истина становится понятием относительным. Напротив, Гуссерль утверждает субъективизм исследователя в качестве единственно возможной реальности и истины в этом мире. Главными основаниями феноменологии Гуссерля становятся:

  • приведение в философии в соответствие с идеалом строгой науки,
  • ее очищение от случайных и умозрительных положений,
  • установление для философа требований радикальной автономии и ответственности,
  • утверждения чуда субъективности.

Субъективность в феноменологии Гуссерля категориально отличается от субъективности психологизма. Ее сущность состоит в том, что мир, с позиции Гуссерля, начинается с самого субъекта. Лишь он дан сознанию изначально для понимания, и лишь в нем сознание может быть уверено. Встречая других людей и сопоставляя их с собой, сознание на основании схожести становится способно приписать им тоже свойства субъективности что и себе, а пространство в котором они сосуществуют осознать в качестве объективной реальности. Таким образом именно субъект становится точкой отсчета во всей философской системе Гуссерля ее главным критерием и мерилом.

При этом субъект, т.е. философ, при познании мира должен избегать всякой субъективности в традиционном понимании данного слова. Его взгляд на мир не должен искажаться ни научными доказательствами, ни религиозными убеждениями, философ должен принимать мир таким, какой он есть, в его очевидности, что требует от него строгой автономности и накладывает огромную ответственность.

Целью философии является строгое описание мира, которое возможно лишь через процесс восприятия внешних феноменов, которые проникают в субъекта путем созерцания. Таким образом, философия – это описание процесса восприятия феноменов, т.е. феноменология.

Теория познания

Гносеология была центральным местом феноменологии. Ее главным методом Гуссерль называл созерцание, а критерием очевидность. Настоящее познание понималось им как без предпосылочное, т.е. перед самим актом созерцания не должно быть предположений или теорий.

Восприятия становятся для философа основой всей познавательной деятельности субъекта, от них сознание отталкивается в своем мышлении, как более позднем и зависимом процессе. Из всех продуктов восприятия наиболее ценными Гуссерль считал ощущения, в силу их максимальной очевидности.

Гуссерль отмечал интенциональность человеческого сознания, т.е. его направленность на какой-либо внешний, внутренний или идеальный объект. В этом акте философ выделял две стороны – ноэзис и ноэму.

Ноэзис – это акт направленности сознания на предмет. Ноэма – это трансцендентный смысл, вкладываемый в предмет, и сам акт его восприятия.

ГУССЕРЛЬ, ЭДМУНД

ГУССЕРЛЬ, ЭДМУНД (Husserl, Edmund) (1859–1938), немецкий философ, основатель феноменологии как философского движения. Благодаря преподавательской деятельности и многочисленным работам оказал значительное влияние на философию в Германии и многих других странах, в частности на возникновение и развитие экзистенциализма.

Гуссерль родился 8 апреля 1859 в Проснице (Моравия). Учился в Берлинском и Венском университетах, готовился стать математиком, но Т.Масарик привел его в классы философа и психолога Ф.Брентано. Общение с Брентано, а затем с психологом К.Штумпфом стимулировало его интерес к исследованию мыслительных процессов. Гуссерль обязан Брентано важнейшим понятием интенции (направленности сознания: сознание есть всегда сознание «чего-то»). Впоследствии Гуссерль заявлял, что Брентано не удалось увидеть действительных проблем «интенциональности», связанных с основаниями знания и конституированием структур опыта. Среди тех, кто повлиял на Гуссерля в ранний период, – У.Джемс, английские эмпирики (главным образом Дж.С.Милль), а также Г.В.Лейбниц. Кантовская теория познания оказала влияние на Гуссерля в более поздний период его философского развития.

Гуссерль полагал, что главную задачу он определил уже в первой книге – Философия арифметики (Philosophie der Arithmetik: Psychologische und logische Untersuchungen, 1891). Два основных предмета его интереса, математика и формальная логика, с одной стороны, и психология – с другой, впервые соединились в этой работе. Трудности, с которыми он столкнулся (некоторые из них были выявлены Г.Фреге в критическом анализе этой книги), заставили Гуссерля предпринять общее исследование строения и специфической активности «осознанного опыта». В последней главе он рассматривал мгновенное «схватывание» таких характерных форм, как шеренга солдат или стая птиц. Таким образом, Гуссерля можно считать предтечей гештальт-психологии.

Хотя через все работы Гуссерля проходят одни и те же идеи, его взгляды претерпели значительные изменения. Можно выделить четыре основные группы работ: 1) период увлечения «психологизмом»; 2) феноменология, первоначально именуемая «дескриптивной психологией», или феноменология в узком смысле; и 3) трансцендентальная феноменология, впервые изложенная в 1913, однако задуманная несколькими годами ранее. Работы, опубликованные в поздний период жизни Гуссерля и после его смерти, составляют четвертую группу.

Логические исследования (Logische Untersuchungen, 1900–1901; в русском издании – Логические исследования, т. 1. СПб, 1909) – наиболее известная работа Гуссерля, рассматривалась им самим как «расчистка пути» для феноменологии. В первом томе, озаглавленном Пролегомены к чистой логике, дана решительная критика в то время влиятельной концепции «психологизма», или взгляда, согласно которому основополагающие понятия и принципы логики определяются в терминах психологии. В последней главе, «Идея чистой логики», представлена философия формальной логики, эмансипированная от психологии. Гуссерль настаивает на бессмысленности отнесения сферы чистой логики, или формального мышления, к психологии. Второй том составляют шесть исследований значения и структуры опыта. Прежний интерес к характерным формам опыта привел Гуссерля к изучению «категориальной интуиции».

Читайте также:
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше - отзывы, мнение, рейтинг

Для следующего периода, начало которому было положено лекциями Идея феноменологии (Die Idee der Phänomenologie, лекции 1907, опубл. посмертно) и исторически связано с трудом Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии (Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, 1913; русское издание – М., 1994), решающее значение имел осуществленный Гуссерлем переход к новому типу идеализма. Этой цели служил предложенный им метод феноменологической «редукции». Эпохэ (epoche), или методическое воздержание от любых суждений и верований, является необходимым предварительным шагом в процедуре выделения поля восприятий как таковых и нахождения «абсолютного» основания для философии. Стало ясно, что феноменология ищет не что иное, как сущности и сущностные отношения.

В работах Гуссерля рельефно представлена его оппозиция натурализму, что видно, в частности, по его эссе Философия как строгая наука (Philosophie als strenge Wissenschaft, 1911; русское издание – Логос, кн. 1, 1911). Это противостояние было для него одним из наиболее действенных мотивов. Дескриптивная наука об опыте, рассматриваемая чисто рефлексивно или «трансцендентально», должна была дать философии «радикальное» начало, свободное от каких-либо предпосылок. Программа «конститутивной» феноменологии, развернутая в последующих томах его Идей (опубл. посмертно), а также в других трудах, имела целью создание новой идеалистической философии.

Гуссерлевский гений особенно поражает в двух областях: в философии логики и дескриптивном анализе процессов сознания, включая опыт сознания времени. Исследования по логике включают работы зрелого периода: Опыт и суждение (Erfahrung und Urteil, 1939) и Формальная и трансцендентальная логика (Formale und transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen Vernunft, 1929). Бесспорного признания заслуживает исследование сознания времени в Лекциях о феноменологии внутреннего сознания времени (Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstsein, 1928), а также ряде работ разных лет. В Картезианских медитациях (Méditations cartésiennes, 1931) дано детальное изложение проблемы переживания и познания сознания других людей.

Многие бывшие студенты и коллеги Гуссерля разрабатывали феноменологию в альтернативных направлениях. Так, М.Шелер испытывал интерес к религии и соответственно строил свою концепцию феноменологии. М.Хайдеггер, один из основателей экзистенциализма, вначале был почтительным и восприимчивым учеником Гуссерля. Затем он предпринял основательную ревизию феноменологии, основываясь на понятиях «бытия» и «существования». Уверенный в безграничном потенциале своей «конститутивной» феноменологии, дополненной понятием «пред-данного жизненного мира», Гуссерль подверг критике теорию Хайдеггера. Покинутый своими «арийскими» учениками, Гуссерль тяжело переносил нездоровье последних лет жизни. Завершила поздний период его работа Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (Die Krisis der Europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie, 1936, опубл. в 1954), в которой Гуссерль предложил известное понятие жизненного мира (Lebenswelt).

Умер Гуссерль во Фрайбурге-им-Брайсгау 26 апреля 1938. После него осталось около 11 000 страниц неизданных трудов и заметок. К счастью, они были сохранены и перевезены в Лёвен (Бельгия), где в настоящее время продолжается начатая в 1950 работа по их редакционной подготовке и изданию (серия «Гуссерлиана» – «Husserliana»).

Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль — немецкий философ, основатель феноменологии

Феноменология — это философский метод или система, предложенная Эдмундом Густавом Гуссерлем в его монументальном труде «Логические исследования», который он опубликовал в трех томах с 1900 по 1913 год. Термин феноменология использовался в философских кругах с 1700 года. В то время это означало абстрагирование сознания и опыта от их реальных интенсионных составляющих и их обсуждение в рамках философии. Она также обозначила исторические исследования в области самосознания, от первичных органов чувств до рационального мышления. Тем не менее, именно Гуссерль дал ему форму, которую он имеет сегодня. Он определил феноменологию как философский метод изучения эссенций и акт введения этих эссенций в ткань повседневного опыта. Он рассматривал это как трансцендентальную философию, касающуюся только того, что остается после редукции. Он назвал это сокращение словом «эпос», что означает заключение в скобки мнений или приостановку судебных решений. «Возвращаясь к теме» был девизом Гуссерля, когда он говорил о любой философской или научной теме. Возвращаясь к сюжетам, Гуссерль рассматривал введение в каждый философский сюжет, как целостную его часть, такого сокращения, которое утверждает существование мира до того, как начинается размышление. Он представлял феноменологию как метод достижения живого опыта в том виде, в котором он происходит во времени и пространстве; это попытка описать опыт непосредственно в том виде, в котором он происходит, не останавливаясь при этом на определении его происхождения и объяснении его причин. Для выполнения этой задачи Гуссерль предложил понятие эпоса: при полной смене позиции философ переходит от самих вещей к их значениям, или, иными словами, от реальности воплощенных значений — ядра науки — к реальности значений, как они непосредственно переживаются окружающим миром. Позже другие западные философы определили и переопределили феноменологию, чтобы она соответствовала их собственным идеям.

Феноменология — это философия сознания. Гуссерль предполагал, что сознание всегда направлено на что-то, и что оно несет в себе идеал. Предметная область, которую изучает феноменология, является новой областью и поэтому не имеет непоследовательно сформированного категориального аппарата философии. Это, и только это, сложность понимания проблем, поднятых Э. Гуссерлем. Гуссерль и его последователи разгадали.

Предмет феноменологии

Феноменология — это философия сознания. Совсем недавно, в 1997 г., отмечалась двадцатая годовщина созыва первой Международной конференции феноменологов. Первые шаги феноменологической философии связаны с именем Э. Гуссерля — математика, логика, философа — и выросли непосредственно из Психологического объединения в Мюнхене, которое действовало в самом начале 20 века. По примеру Мюнхена в Гёттингене было основано Философское общество. В 1910-12 годах Гуссерль заложил основы истории феноменологии, а с 1939 года Гусерлиана — полное собрание его сочинений с комментариями — начал появляться в Бельгии, куда были вывезены его важнейшие рукописи, и был создан Архив Гуссерля .
Сразу же следует отметить, что предметная область, которую изучает феноменология, является новой областью и поэтому не имеет непоследовательно сформированного категориального аппарата философии. Это, и только это, сложность понимания проблем, поднятых Э. Гуссерлем. Гуссерль и его последователи разгадали. Но вопрос в нашем сознании, знаем ли мы, что такое наше сознание, можем ли мы понять (или нет?) другого человека, наделенного тем же самым сознанием; и если мы не понимаем другого человека, то что именно мы не понимаем, что мы не можем осознать своим сознанием, и, наконец, можем ли мы им воспользоваться.

Читайте также:
Томас Гоббс - отзывы, мнение, рейтинг

Феноменологический анализ «предполагает… полное исключение всех предположений, детерминаций и убеждений» относительно объективности субъекта, поскольку «феноменологические данные — это постижение времени», и поэтому «феноменологический анализ не может обнаружить даже малейшей точки объективного времени», поскольку «то, что испытано». Теперь, принимая это как таковое, не является точкой объективного времени, и т.д. Объективное пространство, объективное время, а вместе с ними и объективный мир актуальных вещей и процессов — все это трансценденции». Порядок вещей и взаимосвязи между ними, обнаруженные в собственном опыте и не обнаруженные в самом объективном мире, не являются объективным порядком. Захват и удержание объекта сознанием, согласно Гуссерлю, не означает захвата объективности, не означает захвата объективной реальности. «Объективность принадлежит «опыту» и, более того, единству опыта, законам природных отношений, данным в опыте. Феноменологически говоря: объективность складывается как раз не в «первичном» содержании, а в свойствах захвата и в законах, относящихся к сущности этих свойств».
Первая актуальная феноменологическая работа Гуссерля, двухтомные «Исследования в логике», была написана в 1900-1901 г.г. Гуссерль приходит к выводу, что его стремление искать конечные основы, т.е. психологические основы науки (арифметики), потерпело неудачу, и предлагает острую критику психологизма в логике. Свои первые «психологические» эксперименты он описывает как «детскую наивность», страдающую от недостатка философских знаний.

Уже здесь возникает различие, которое до сих пор относилось к арифметическому материалу — материалу числа — со следующими аспектами:

  • Понятие «число в себе» или знак,
  • Понятие «число» или мысль о предмете (=мыслительное содержание),
  • Сознание понятия «число» или значение (=смыслительное).

Если в конце XIX века Гуссерль выделял «вещь в себе» как особый предмет бытия и сознания, то необходимость различать а) содержание понятия (предметное содержание мышления) и б) сознание этого содержания (смысл=сенс) была четко признана Гуссерлем.

Концепция «ноэма» и доктрина феноменологической редукции

В своей первой работе «Философия арифметики» Гуссерль исследует процесс формирования понятия числа (способ формирования понятия числа). В логических исследованиях, с другой стороны, Гуссерль анализирует содержание понятия числа и утверждает, что объектом научного интереса ученого является не вещь в себе, а понятие вещи в себе как единство смысла и смысла. Иными словами, ученый задается вопросом не об объекте объективной реальности как таковом, а о понятии этого объекта, о содержании, которое существует в концепции субъекта этого понятия. Именно здесь, в Логических Исследованиях, Гуссерль очерчивает принципиальную позицию очищения научного исследования от всякого рода неявных предположений, тех предположений, которые носят метафизический характер.
Чтобы прийти к неопровержимым основам знания, Гуссерль стремится сделать предмет науки эпистемологически нейтральным, феноменологически очищенным — это принцип феноменологического отношения, феноменологической редукции. (Здесь становится ясно влияние Р. Декарта и старшего современника, Р. Авенариуса, на Гуссерля).
Чтобы приблизиться к пониманию феноменологической редукции, необходимо вспомнить термины логики, с которыми оперирует Гуссерль. Но разграничение между логическим смыслом и логическим смыслом проводится Х. Фреге уже после появления «Логических исследований» и вдохновляется именно этой работой Гуссерля.

Фредж активно следил за публикациями Гуссерля.
«Смысл предмета» в понимании Гуссерля, т.е. как «смысл предмета», — это «ноем» (от греч. «noema» — «мысль»), т.е. содержание мысли об объекте, или, иными словами, содержание мысли об объекте.

Один и тот же объект, например, «лошадь», может иметь разные, даже противоположные значения (знаки) в разных высказываниях:

  • Конь — Пегас, крылатый конь, который вместе со своим братом Хризауром родился из туловища Горгоны Медузы после того, как Персей отрубил ей голову;
  • Лошадь — это еще и старая лошадь, или просто кляча, о которой поет песня: «А теперь мы молча плачем на асфальте… мы с тобой оба повесили головы…».

Различные значения встречаются не только в таких распространенных терминах, как «лошадь».

Например, единственный термин «Пегас» также может иметь различные значения:

  • Пегас — лошадь поэтов, потому что он мог ударить одним копытом по источнику на Геликоне, обители муз;
  • Пегас — это лошадь, которая приносит гром и молнию Зевсу, на Олимп.

«Знак» — это материальный объект, который представляет свойства или отношения другого объекта, неизвестного по своей природе. С помощью знака или системы знаков можно изобразить отёк (смысл, значение). Например, Q, W, R, F — знаки английского алфавита, @ — обязательный знак электронного массива (e-mail), (c) — знак авторского права. Кроме того, знак — это способ существования ноума и может проявляться в различных формах — в виде знака-образа (карта, фотография, рентгеновский снимок), в виде знака-знака (дым — признак огня, температура — признак болезни), в виде знака-символа (горный козёл — символ города Самары, дерево с великолепной кроной — символ ROU-URO, чаша со змеёй — символ медицины).

История жизни Эдмунда Гуссерля

Эдмунд Гуссерль родился 8 апреля 1859 года в городе Простейов в Моравии, Австрия. Его отец был чешским евреем по происхождению и торговцем шляпками. Гуссерль был вторым ребенком из четырех. Основным языком в его семье был идиш. Отец Гуссерля был успешным купцом и смог открыть мануфактуру с доходами от своего бизнеса. Он придавал большое значение воспитанию собственных детей.

Читайте также:
Аврелий Августин Иппонийский (Aurelius Augustinus Hipponensis) - отзывы, мнение, рейтинг

Эдмунд Гуссерль получил хорошее образование. Сначала он окончил практическую школу в Вене, затем гимназию в Ольмуце, а затем поступил в один из самых престижных университетов Германии — Лейпциг. Гуссерль интересовался в основном естественными науками, его самой большой страстью была математика, которую он продолжал изучать в Берлине и Вене. В 1882 г. Эдмунд завершил защиту диссертации «О теории расчета вариаций», после чего оставил чисто математические исследования в пользу философии.

Гуссерль познакомился с философией еще будучи студентом при Полсене, но серьезный интерес к ней он проявил под влиянием Ф. Брентано и К. Штумпфа, которые не только втянули Гуссерля в мир философии и познакомили его с новейшими идеями в области психологии, но и побудили его к созданию собственной доктрины.

В 1886 году умирает отец Гуссерля, что позволило ему обратиться в протестантство и закрепиться в рядах немецкого профессора. Гуссерль также женится, после чего получает должность преподавателя в университете Галле. В начале века появляются и хорошо принимаются его первые философские труды. В Гёттингене и Мюнхене Хюссерль нашел друзей и сотрудников в виде Райнах, Пфендер и Шелер. В 1916 году он поступил на кафедру во Фрайбургский университет и приобрел собственных студентов, в том числе и М. Хайдеггера.

После захвата власти нацистами жизнь Гуссерля начала стремительно сокращаться. Сначала его уволили с должности, а затем полностью отстранили от преподавания. Ему было запрещено посещать научные и философские конференции, а его работы — публиковаться. Семья Гуссерловых эмигрировала в США, а сам он остался в Германии, где в 1938 году умер в одиночестве от плеврита.

Вопрос о роли Хайдеггера в судьбе Гуссерля весьма спорен. В 1933 году Хайдеггер стал ректором университета, вступил в фашистскую партию и лично принял решение об ограничении своего учителя. В то же время Гуссерль не был подавлен, его ранние произведения не были изъяты из библиотек или уничтожены, и ему было разрешено эмигрировать. Н

Основные произведения Эдмунда Гуссерля:

  • «Философия арифметики»,
  • «Изучение логики»,
  • «Философия как строгая наука»,
  • «Идеи о чистой феноменологии и феноменологической философии»,
  • «Картезианские размышления» и т. д.

Учение о феноменах Гуссерля

XIX век, на творчестве которого строились философские взгляды Гуссерля, стал для философии эпохой кризиса. Многие идеи и истины, которые считались прочными основами философского знания в позднем современном, средневековом и древнем периодах, рухнули в пыль и были превращены в миражи новой европейской мыслью, вооруженной достижениями науки и логики. На протяжении всего века одно философское движение за другим возникало, стремясь «очистить» философию от ложных и иллюзорных знаний и превратить ее в «точную» науку. Сам Гуссерль не чужд был этим идеям. Но в отличие от своих предшественников, которые взяли за образец любую область науки — естествознание, математику или психологию, появившуюся во второй половине века, Гуссерль стремился очистить философию изнутри.

Он отверг релятивистские позиции и психологизм, согласно которым достигаемое знание всегда зависит от собственных субъективных качеств, а истина становится относительным понятием. Напротив, Гуссерл утверждает субъективизм исследователя как единственно возможную реальность и истину в этом мире.

Важнейшими основами феноменологии Гуссерла становятся:

  • Согласование философии с идеалом строгой науки,
  • Его очистка от случайных и спекулятивных заявлений,
  • Заложить для философа требование радикальной автономии и ответственности,
  • Утверждение чуда субъективности.

Субъективность в феноменологии Гуссерля категорически отличается от субъективности психолога. Его суть в том, что, по мнению Гуссерля, мир начинается с самого предмета. Только оно изначально дано сознанию для понимания, и только в нем сознание может быть защищено. Когда сознание сталкивается с другими людьми и сравнивает их с самим собой, оно становится способным, на основе сходства, приписывать им те же качества субъективности, что и самому себе, и воспринимать пространство, в котором они сосуществуют, как объективную реальность. Таким образом, именно субъект становится главным критерием и мерилом Гуссерля во всей его философской системе.

Субъект, т.е. философ, при познании мира должен избегать всякой субъективности в традиционном смысле этого слова. Его взгляды на мир не должны быть затушеваны научными доказательствами или религиозными убеждениями; философ должен принять мир таким, какой он есть, в своем самосознании, которое требует от него строгой автономии и налагает на него большую ответственность.

Цель философии — строгое описание мира, которое возможно только через процесс восприятия внешних явлений, пронизывающих субъект через созерцание. Философия, таким образом, представляет собой описание процесса восприятия явлений, то есть феноменологии.

Теория знаний

Гносеология занимала центральное место в феноменологии. Гуссерль рассматривал созерцание как основной метод, а очевидность — как критерий. Реальное знание понималось им как отсутствие предположений, то есть до самого акта созерцания не должно быть никаких предположений или теорий.

Восприятие становится для философа основой всей познавательной деятельности субъекта; сознание отталкивается от них в своем мышлении как более поздний и зависимый процесс. Из всех продуктов восприятия Гуссерль считал сенсацию наиболее ценной, потому что она наиболее очевидна.

Гуссерл установил преднамеренность человеческого сознания, то есть его ориентацию на внешний, внутренний или идеальный объект. В этом акте философ выделил две стороны — шум и отек.

Ноэзис — это акт направления сознания к объекту.

Ноэма — это трансцендентальное чувство, вложенное в объект и сам акт его восприятия.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте также:
Готфрид Вильгельм Лейбниц - отзывы, мнение, рейтинг

Читайте дополнительные лекции:

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Эдмунд Гуссерль, биография, история жизни, факты.

Эдмунд Гу́ссерль (нем. Edmund Husser). Родился 8 апреля 1859, Просниц, Моравия (Австрия). Дата смерти – 26 апреля 1938, Фрайбург-в-Брайсгау. Немецкий философ, основатель феноменологии.

Биография
Происходил из еврейской семьи. В 1876 году поступил в Лейпцигский университет, где начал изучать астрономию, математику, физику и философию; в 1878 году перешёл в Берлинский университет, где продолжил изучать математику у Л. Кронекера и К. Вейерштрасса, а также философию у Ф. Паульсена. В 1881 году изучал математику в Вене. 8 октября 1882 года защитил в Венском университете у Лео Кёнигсбергера диссертацию «К теории вариационного исчисления» и стал заниматься философией у Франца Брентано. В 1886 году Гуссерль вместе с невестой принимает протестантское вероисповедание, в 1887 году оформляют брак, после чего Гуссерль устраивается преподавать в университете в Галле.

Его первые публикации были посвящены проблемам оснований математики («Философия арифметики», 1891) и логике («Логические исследования» I, 1900; II, 1901). «Логические исследования» становятся первой книгой нового направления философии, открытого Гуссерлем — феноменологии.

Начиная с 1901 года он встречает в Гёттингене и Мюнхене доброжелательную атмосферу и своих первых единомышленников (Райнах, Шелер, Пфендер). Именно в этот период он публикует программную статью в «Логосе» — «Философия как строгая наука» (1911) и первый том «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913).

В 1916 году он получает кафедру во Фрайбургском университете, которую до него занимал Риккерт.

Мартин Хайдеггер, самый способный ученик Гуссерля, редактирует его «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени» (1928). Затем последовательно выходят в свет «Формальная и трансцендентальная логика» (1929), «Картезианские размышления» (на французском, 1931), части I и II работы «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936, полный текст рукописи был издан посмертно, в 1954 году).
После прихода к власти нацистов Гуссерль был на некоторое время уволен как еврей, согласно земельному закону Бадена; окончательно он был освобождён с должности только после принятия «Нюрнбергских законов», лишивших евреев гражданства. Хайдеггер весной 1933 года был избран ректором университета и вскоре вступил в НСДАП; вопрос о его личной причастности к травле Гуссерля и об их взаимоотношениях в этот период вызывает много споров. Гуссерлю было запрещено участвовать в философских конгрессах 1933 и 1937 годов как официально, так и частным образом; его старые книги не изымались из библиотек, но издание новых было невозможно. Несмотря на враждебность, которой окружил его нацистский режим, Гуссерль не эмигрировал (его дети выехали в США). Он умер во Фрайбурге в 1938 году от плеврита почти в полном одиночестве. Бельгийский монах-францисканец, аспирант Высшего института философии Германн Лео Ван Бреда, опасаясь гитлеровского антисемитизма, перевез в Лувен библиотеку и неизданные работы Гуссерля, а также помог выехать из Германии вдове и ученикам философа. Если бы не вмешательство Ван Бреды, вдове Гуссерля грозила бы депортация в концлагерь, а его архиву — конфискация и гибель. Так в Лувене был основан Гуссерль-Архив — центр изучения наследия Гуссерля, существующий до сих пор.

Разобранный архив Эдмунда Гуссерля в Лувене насчитывает сорок тысяч неизданных листов (частично стенограммы), которые публикуются в полном собрании сочинений — Гуссерлиане.

Доминанты мышления
Философская эволюция Гуссерля, несмотря на страстную его преданность одной идее (а может быть, именно благодаря этому), претерпела целый ряд метаморфоз. Однако неизменным оставалась приверженность следующему:

идеал строгой науки;
освобождение философии от случайных предпосылок;
радикальная автономия и ответственность философствующего;
«чудо» субъективности.

Гуссерль апеллирует к философии, способной, по его мысли, восстановить утраченную связь с глубочайшими человеческими заботами. Он не удовлетворяется строгостью логических и дедуктивных наук и усматривает главную причину кризиса науки, а также европейского человечества, в неумении и нежелании современной ему науки обращаться к проблемам ценности и смысла. Радикальная строгость, которая при этом подразумевается, есть попытка дойти до «корней», или «начал», всего знания, избегая всего сомнительного и принимаемого на веру. Решившемуся на такое предстояло глубокое понимание своей ответственности. Эту ответственность невозможно перепоручить кому бы то ни было. Тем самым она потребовала полной научной и моральной автономии исследователя.

Как писал Гуссерль, «истинный философ не может не быть свободным: сущностная природа философии состоит в её крайне радикальной автономии». Отсюда и внимание к субъективности, к неустранимому и фундаментальному миру сознания, понимающего собственное бытие и бытие других. Жизнь и научная деятельность Гуссерля полностью соответствовали самым строгим требованиям автономии личности, критицизма мысли и ответственности перед эпохой. Эти сильные качества импонировали многим ученикам, в плодотворном сотрудничестве которых и сложилось феноменологическое движение. Все ученики сохраняли неизменное уважение к тому, кому они были обязаны началом своего мышления, хотя никто из них долго за Гуссерлем не следовал.

Основы философии
1. Философия Гуссерля сосредоточена на гносеологической проблематике.
2. Основой познания для Гуссерля является очевидность (непосредственное созерцание); критерий очевидности в познании Гуссерль называет «принципом всех принципов». Иными словами, гносеологическое исследование должно быть беспредпосылочным, то есть должно основываться только на очевидно усматриваемом, отказываясь от всяких предварительных теорий.
2.1. Привилегированное место в составе сознания отводится чувственным созерцаниям (восприятиям, представлениям и т. д.) как основополагающему элементу, лежащему в основе всех остальных переживаний сознания (ценностных, волевых и пр.). При этом «основополагающим», «праисконным» опытом является восприятие; другие чувственные созерцания — его модификации.
2.2. Очевидность присуща не только созерцанию реально существующих вещей в чувственном опыте, но и созерцанию сущностей (идеация). Таким образом, постулируется бытие и возможность непосредственного созерцания (идеации) идеальных объектов — сущностей, значений.
3. Философия трактуется как феноменология — строгая наука, относящаяся к «всеобъемлющему единству сущего», которая должна стать обоснованием всякого научного знания. Феноменология — дескриптивная наука, которая (на основе принципа очевидности и феноменологических редукций) исследует и приводит в систему априорное в сознании, задавая тем самым основные понятия наукам.
4. Инструментом феноменологии являются феноменологические редукции. Феноменолого-психологическая и эйдетическая редукции позволяют осуществить «выключение» реального мира, данного в естественной установке, и перейти к сосредоточению на самих переживаниях сознания; затем трансцендентальная редукция осуществляет переход от сознания эмпирического субъекта к чистому сознанию (то есть очищенному от всякой, в том числе психической, реальности переживаний).
4.1. Феноменологическая рефлексия обнаруживает, что фундаментальным свойством сознания является интенциональность, то есть свойство его актов быть «сознанием о», сознанием чего-то — а именно интенционального предмета (который может быть не только реальным — вещью или психическим актом в реальном пространственно-временно́м мире, но и идеальным — сущностью, значением). Таким образом, выступает основополагающее различение реального и интенционального содержания сознания (в установке трансцендентальной редукции — ноэзиса и ноэмы). Ноэзис — акт направленности на предмет, придания смысла предмету; ноэма — сам этот смысл, указывающий на трансцендентное по отношению к акту бытие (предмет, реальный или идеальный). Говорить же о бытии (о трансцендентном) помимо его явленности в сознании (ноэме) абсурдно.
4.2. Отталкиваясь от интенциональной природы сознания, более детальные исследования в установке феноменологической редукции раскрывают структуру ноэмы, а также обнаруживают чистое «Я». В составе ноэмы выделяются: 1) материя (ядро, предметный смысл); 2) качество (характеристика); 3) подразумеваемый (интендированный) предмет. В трансцендентальной установке общая структура субъекта принимает вид: Чистое «Я» / Ноэзис / Ноэма.
5. Благодаря аналогизирующему восприятию для субъекта появляется Другой (то есть отличный от «меня» субъект). Рассуждая в перспективе первого лица, можно сказать, что, по Гуссерлю, первоначально мне в опыте дано лишь одно «живое тело» (психо-физическое единство, тело в сочетании с субъективностью) — моё собственное. Обнаруживая другое тело, подобное моему, я по аналогии с собой приписываю ему и свойство быть психо-физическим «живым телом», то есть субъектом. Вслед за этим и «мой окружающий мир» оказывается общим для меня и Другого объективным (интерсубъективным) миром.
Эволюция идей
Основная статья: Этапы развития философии Гуссерля
В развитии взглядов Гуссерля принято различать «дофеноменологический» этап и три периода феноменологического этапа:

Читайте также:
Пьер Абеляр (Pierre Abеlard/Abailard) - отзывы, мнение, рейтинг

1. Дескриптивная феноменология. Первая и центральная работа этого периода — «Логические исследования» (1900—1901). Гуссерль отходит от принципов психологизма, свойственных его более ранней «Философии арифметики» (1891); критике психологизма посвящён первый том «Логических исследований». Во втором томе закладываются основы феноменологии: на основе понятий «идеации» и «интенциональности» исследуются содержания и структуры сознания, освобождённые от власти психологии и рассматриваемые как чистые сущности.

2. Трансцендентальная феноменология. Этот период открывается опубликованием в 1913 году «Идей I». В философию Гуссерля входит концепция феноменологических редукций, причём совершенно новой является идея трансцендентальной редукции, приводящей к чистому (абсолютному) сознанию. Гуссерль также принимает существование «чистого Я», которое он отрицал в «Логических исследованиях». Многие ученики не приняли эти новые идеи Гуссерля.

3. Генетическая феноменология. Основное произведение этого периода — «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936; полностью опубл. в 1954). Здесь феноменология совершает поворот к проблематике «жизненного мира». В забвении «жизненных нужд» человека, самоустранении от вопросов ценности и смысла Гуссерль усматривает кризис европейской науки.

Эволюция философских взглядов Гуссерля на этапе феноменологии интерпретируется по-разному. Существует подход, прослеживающий во втором её периоде влияние неокантианства, а в третьем — историзма. Другой подход, наиболее распространённый сегодня, предлагает смотреть на этапы развития феноменологии как на последовательные шаги, переводящие её на всё более глубокие уровни рассмотрения.

Принцип очевидности (беспредпосылочности)
В основание познания Гуссерль, вслед за Декартом, кладёт очевидность. Критерий очевидности в познании Гуссерль называет «принципом всех принципов».

Очевидность — это «схватывание самого сущего или так-сущего в модусе „оно само“ при полной достоверности его бытия, исключающей, таким образом, всякое сомнение». Очевидным является всякое непосредственное созерцание, то есть не только, например, восприятие вещей в чувственном опыте, но и созерцание сущностей («непосредственное „видение“ — не просто чувственное, постигающее опытным путем смотрение, но видение вообще как сознание, дающее из первоисточника (каким бы такое созерцание ни было)»).

Очевидность — основа познания, «последний авторитет в вопросах познания», первый методический принцип, критерий действительности чего-либо. «Никакая мыслимая теория не может заставить нас усомниться в принципе всех принципов: любое дающее из самого первоисточника созерцание есть правовой источник познания…».

Следует «строго воздерживаться от любых теорий; то есть предварительных мнений какого бы то ни было вида» и исходить только из того, что с очевидностью дано в опыте. «Теоретико-познавательное исследование… должно… удовлетворять принципу беспредпосылочности. Если это размышление о смысле познания должно иметь в качестве результата не простое мнение, но… основанное на очевидности знание, тогда это размышление, как чистая сущностная интуиция, должно осуществляться на основе мышления и познания как переживаний, данных в качестве определенных примеров».

Гуссерль выделяет следующие виды подтверждения действительного бытия вещи (то есть очевидности)

непосредственная / опосредованная очевидность: при первой предмет присутствует вживе (в первозданном ви́дении — восприятии), при второй он имеется в виду (это

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: