Джордж Беркли (George Berkeley) – отзывы, мнение, рейтинг

Джордж Беркли – ирландский «отец идеализма»

Тринити-колледж в Дублине наравне с Дублинским университетом считается старейшим и самым престижным учебным заведением Ирландии. Именно его посещал юноша Джордж Беркли, родившийся в 1685 году на юге острова, недалеко от города Килкенни. В возрасте 20 лет он уже стал бакалавром, а вскоре, оставшись там преподавать, вообще получил степень магистра.

Беркли был образован всесторонне и далеко не сразу его внимание привлекла философия: первые свои работы он посвятил математике и физике. Так, например, в XVIII веке широко обсуждался его труд «Эссе к новой теории видения», в котором он рассматривает вопросы зрения, осязания и визуального расстояния. Сейчас его работа составляет основу теории оптики.

Только после 1710 года Беркли увлекся разными методами познания: тогда он написал «Трактат о принципах человеческого знания», в котором утверждал, что за пределами человеческого разума ничего не существует. Тогда-то ученый и почувствовал на себе шквал критики: ведущие философы того времени — такие, например, как Сэмюел Кларк или Уильям Уистон — просто смеялись над ним, называя его принципы ложными.

Неизвестно, по какой причине — возможно, из-за начавшейся травли в научном сообществе — Беркли отправился в грандиозный тур по Европе: вплоть до 1720 он объездил её вдоль и поперек, при этом больше всего времени посвятив изучению Апеннинского полуострова и итальянских городов.

Неожиданно философу досталась большая сумма денег: по совершенно необъяснимым причинам возлюбленная писателя Джонатана Свифта «Ванесса» — настоящее имя Эстер Ваномри — завещала практически все своё состояние именно Беркли, с которым была едва знакома. Сам Свифт проявил благородство и не стал оспаривать решение Ванессы, впрочем, по оценкам современников, из-за неразберихи львиную долю денег женщины присвоило себе государство.

Полученные деньги Беркли инвестировал в свой диковатый, на первый взгляд, проект: ученый задумал открыть специальный колледж на Бермудских островах, в котором готовили бы миссионеров для работы в британских колониях. Они, по плану, должны были обращать язычников Северной Америки в христианство. Аристократы и даже британский парламент идею поддержали: так Беркли отправился в Америку, где ему, к слову, предложили очень скромную зарплату — порядка 100 фунтов стерлингов в год. В столь дальнее путешествие Беркли пустился не один, поскольку в 1728 году он успел жениться на Энн Форстер — дочери важного ирландского чиновника.

Между тем, жить на Бермудских островах сам Беркли пока не планировал: он посилился в районе Ньюпорта, на восточном побережье Северной Америки, где купил плантацию. Все его мысли были заняты обустройством идеального города, который потенциально должен был появиться на островах. Для этого, естественно, нужны были колоссальные вложения, которые британские власти все обещали сделать. Тем не менее, все ограничилось лишь обещаниями — до дела так и не дошло. Впрочем, пребывание Беркли в Северной Америке не прошло бесследно: помимо того, что у него появилось четверо детей, философ также приобрел верного ученика — Сэмюэля Джонсона. Он впоследствии по завету Беркли откроет колледж, из которого вырастет известный во всем мире Колумбийский университет. А вот город, в котором он расположен, так и назвали — Беркли.

Как бы то ни было, разочарованный Беркли вынужден был вернуться из Северной Америки в Лондон: там он занимался благотворительностью — помогал открывать больницы и даже принял участие в создании детского дома. В 1734 году Беркли получил должность епископа Клойнского по названию ирландского города Клойн. Там он написал свою самую популярную книгу: она была посвящена вовсе не философии, а тайным лечебным свойствам смолы. Спустя сто лет интеллектуалы, конечно, охотнее покупали книги с размышлениями Беркли, однако современникам по душе пришлось его абсолютно утилитарное сочинение о медицине. Умер выдающийся философ в Оксфорде в 1752 году: он поехал туда, чтобы контролировать обучение сына.

В историю философии Беркли вошел в качестве одного из наиболее ярких представителей субъективного идеализма. Он, в частности, активно критиковал учение Исаака Ньютона и говорил о существовании только духовного бытия. «Странным образом среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум», — писал Беркли. За эти идеи Владимир Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» называл его одним из основоположников «буржуазной философии».

Цитаты и афоризмы епископа Беркли:

«В погоне за истиной мы должны остерегаться того, что нас вводят в заблуждение термины, которые мы неправильно понимаем»

«Абстрактные термины (какими бы полезными они ни были в споре) нужно отбросить при размышлении, поскольку разум должен быть сосредоточен на частном и конкретном, то есть на самих вещах»

«Мы должны думать с учёными, а говорить с простонародьем»

«Если дерево падает в лесу, но рядом нет никого, кто мог бы услышать это, издает ли оно звук?»

«Немногие думают, но все хотят иметь своё мнение»

«Тот, кто говорит, что честного человека не существует, можете быть уверены — сам мошенник»

«Я скорее был бы устрицей, нежели человеком. Самым глупым и бессмысленным из животных»

«Быть — значит быть воспринятым»

«Философы знают, что ничего не знают. Это и есть вершина и завершение человеческого познания»

«Толпа остается при своих заблуждениях и при всем том ухищряется устраивать свои жизненные делишки»

«Все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра»

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Величайший мыслитель Запада

Мало кто знает, что все великие философы были идеалистами. Материалисты – это отбросы философского сообщества. Величайшим из Великих философов и по сей день остаётся Джодж Беркли. Теперь о нём.

Беркли Джордж

Родился: 1685, Томастон, близ Килкенни, Ирландия.

Умер: 1753, Оксфорд, Англия.

Главные сочинения: «Опыт новой теории зрения» (1709), «Трактат о началах человеческого знания» (1710), «Три диалога Гиласа и Филонуса» (1703).

Главные идеи

Быть — значит быть воспринимаемым. (Физический объект существует только тогда, когда он воспринимается с помощью чувств.)

Физические объекты суть комплексы идей (ощущений).

Поскольку никакая идея, или никакое ощущение, не существует вне ума, постольку вне ума не существует никаких физических объектов.

Первичные качества (твердость, протяженность, форма, движение) столь же субъективны, как и вторичные качества (цвет, звук, запах, вкус и ткань).

Единственный вид субстанции — это духовная субстанция, а именно то, что воспринимает и мыслит.

Бог — причина единообразия природы и ее непрерывного существования, когда она не воспринимается никаким конечным умом; Бог порождает в воспринимающем субъекте идеи, образующие внешний мир.

Джордж Беркли известен как самый остроумный в истории поборник философского идеализма — воззрения, согласно которому не существует ничего, кроме Бога, конечных духов и идей. Мир, нас, по нашему мнению, окружающий, физическая вселенная, существовавшая якобы задолго до того, как на свет появились воспринимающие ее существа, есть, согласно Беркли, чисто умозрительная конструкция.

Читайте также:
Пьер Абеляр, биография, история жизни, факты.

Аргумент в защиту этой теории продвигается шаг за шагом от посылки, гласящей, что мир, который мы знаем — мир деревьев, гор, книг и букв на странице, — есть , к выводу, согласно которому все, что мы знаем при столкновении с этими объектами, — это связанные с ними ощущения, тогда как сами объекты есть не что иное, как пучок ошушений, или, по словам Беркли, «чувственных качеств», таких, как форма, твердость, гладкость и так далее. Эти качества существуют только в уме, поэтому «материальные» объекты, называемые нами сегодня «физическими объектами», существуют только в уме. Таким образом, для каждой физической вещи быть , существовать, означает быть воспринимаемой .

Беркли развил и подробно обосновал эту интригующую теорию в «Трактате о началах человеческого знания» и в «Диалогах Гиласа и Филонуса» после того, как, занявшись изучением зрения, убедился в том, что восприятие пространственных особенностей вещей — их очертания, величина и движения — целиком и полностью обусловлено фундаментальным опытом, который обеспечивается зрением и осязанием. Эти качества (твердость, протяженность, форма, движение) воспринимаются не непосредственно , но опосредованно , или по соотнесению с определенными зрительными и осязательными ощущениями. Анализ ситуации обучения показывает, заключал Беркли, что «первичные» качества, являющиеся, по утверждению Локка, объективными, столь же субъективны, как и «вторичные» качества — например, цвет и осязательность, которые определяют наше знание о пространственных качествах.

Беркли обучался в школе Килкенни и в дублинском Тринити-Колледже. Он заинтересовался философией и в частности проблемой восприятия и его объектов — проблемой, с которой его познакомили труды Локка и Декарта. В 1707 году он становится сотрудником Тринити-Колледжа, а немного спустя — англиканским священником. Сочинение по теории зрения было опубликовано в 1709 году, когда ему было двадцать четыре года. Две других попытки завоевать признание своей основной теории, по которой материальные вещи должны восприниматься, чтобы существовать, и существуют только в уме — «Трактат о началах человеческого знания» и «Диалоги Гиласа и Филонуса», — увидели свет в течение четырех следующих лет. Таким образом, к двадцати восьми годам важнейшие его философские труды были уже написаны.

Позднее Беркли был представлен ко двору своим кузеном лордом Беркли; он становится старшим лектором Тринити-Колледжа, а затем деканом Дерри. Беркли задумывает основать колледж на Бермудах; получив дозволение Георга I, он женится на Анне Форстер и в 1728 году прибывает в Род-Айленд и обосновывается в Ньюпорте. Однако в 1731 году, когда деньги, обещанные Англией для колледжа на Бермудах, не поступили, Беркли вместе с женой возвращается в Англию.

В 1734 году он назначается епископом Клойна и следующие двадцать лет посвящает улучшению социальных условий в своем диоцезе. Последней его опубликованной книгой был «Сейрис: цепь философских размышлений и исследований относительно достоинств дегтярной настойки и многого другого» (1744). Дегтярная настойка, полученная из сосновой смолы, расхваливалась Беркли как настоящая панацея; что же до «многого другого», упоминаемого в заглавии, то сюда относились такие предметы, как исследование Троицы, свободы воли, пространства и времени, сущности Бога.

Несмотря на свою эксцентричность Беркли был ответственным мыслителем и блестящим писателем. «Трактат о началах. » развивает тонко построенный аргумент в защиту его центральной теории, а «Диалоги» дают живое и яркое изложение воззрений материализма (их выразитель — Гилас) и метафизический идеализм или имматериализм Беркли (отстаиваемый Филонусом).

Хотя Беркли удалось убедить лишь немногих читателей, и очень немногие философы, жившие в его время или позже, сделались его восторженными последователями, его репутация остается высокой, так как он убедительно обосновал тезис о том, что эмпирическое знание опирается на чувственный опыт и что не существует рационального способа пойти дальше этого опыта. Разумеется, сам Беркли пытался пойти дальше этого опыта, доказывая, что Бог — это причина ощущений-идей, однако в этом начинании он оказался не более удачлив, чем его оппоненты-материалисты в обосновании своей метафизической позиции. По иронии судьбы, несмотря на философский и литературный гений Беркли, победа в этом споре досталась скептицизму (против которого были заострены критические доводы Беркли) в лице его завершителя — Юма: придав чувственному опыту фундаментальное значение, Беркли создал эмпирическую философию, которой смог воспользоваться скептицизм.

«Трактат о началах человеческого знания»

Берклиевский «Трактат о началах человеческого знания» посвящен как опровержению суждения о том, что существуют «абстрактные идеи», и доказательству тезиса, по которому « esse est percipi » (« быть — значит быть воспринимаемым »). Две эти идеи, конечно, взаимосвязаны: если всякое познание зависит от ощущений, тогда никакое знание не может быть почерпнуто из идей, считаемых совершенно абстрактными и лишенных чувственного содержания.

Во введении к «Трактату» Беркли доказывает, что основополагающей причиной трудностей и заблуждений в философии является представление о существовании абстрактных идей. Предполагалось, что ряд единичных вещей обладают некоторым общим свойством, лежащим в основе абстрактной идеи. Беркли указывает, что он отрицает существование не «общих» идей, но только « абстрактных общих идей». Он утверждает, что слово приобретает общее значение, становясь знаком нескольких единичных идей, а не абстрактной идеи.

Причиной ошибочного мнения о существовании абстрактных идей является, на взгляд Беркли, язык. Не будь языка с его терминами общего значения, тогда никому бы и в голову не пришло считать, будто имеются абстрактные идеи. Однако языковая рефлексия способна показать каждому, кто честно смотрит в глаза фактам, что общий термин служит знаком нескольких единичных предметов, а не общего им всем абстрактного свойства.

Читайте также:
Эдмунд Гуссерль - отзывы, мнение, рейтинг

Основной текст «Трактата» начинается с утверждения Беркли о том, что « объекты человеческого знания» суть либо «идеи, в действительности отпечатывающиеся в чувствах, либо идеи, которые воспринимаются благодаря обращению к претерпеваниям и действиям ума, либо, наконец, идеи, образуемые при помощи памяти и воображения». Таким образом, он с самого же начала подчеркивает центральный пункт своего учения: ум знает только «идеи» и потому не может познавать мир материальных объектов вне идей.

В словоупотреблении Беркли термин «идея» включает то, что мы назвали бы ощущениями, как, например, в предложении: «Благодаря зрению у меня имеются идеи света и цветов. » или: «Обоняние снабжает меня запахами, вкус — вкусовыми ощущениями, а слух доводит звуки до моего разума. » Наконец, он без обиняков заявляет, что группы таких идей, поставляемых чувствами, «начинают обозначаться одним именем, и в силу этого представляться чем-то одним». И он приводит ясный пример: «Определенный цвет, вкус, запах, фигура и консистенция, неразрывно связанные в наблюдении, объявляются отдельной вещью, обозначаемой именем “яблоко”. » Другие примеры сочетаний ощущений-идей, образующих то, что он называет «чувственными вещами», — это камень, дерево и книга.

Затем Беркли провозглашает, что наряду с чувственными вещами существует и то, что их воспринимает, то, что обладает волей, воображением и памятью: «я называю это “умом”, “духом”, “душой” или “я”».

После этого, указав на то, что никто не думает, будто мысли, страсти или продукты воображения существуют «без» (вне) мышления, он доказывает, что то же относится к ощущениям и образуемым ими объектам: чувственные вещи существуют только в уме и не могут существовать нигде больше. «Их esse есть percipi , — пишет он, — и невозможно, чтобы они имели существование вне умов или мыслящих вещей, которые их воспринимают».

Беркли допускает, что люди обычно верят в то, что такие объекты, как дома, горы и реки существуют и не будучи воспринимаемыми, — но, настаивает он, такое представление внутренне противоречиво. Такие объекты, как дома и горы, суть «вещи, воспринимаемые нами чувственно», а поскольку единственный объект чувственного восприятия — это ощущения («наши собственные идеи») и поскольку ощущения, уж конечно, не могут существовать, небудучи воспринимаемыми , постольку мы впадаем в противоречие, говоря, например, что дом, представляющий собой набор ощущений, а стало быть, не способный существовать невоспринимаемым, может существовать невоспринимаемым.

Далее автор доказывает, что поскольку бытие чувственной вещи заключается в ее воспринимаемости , а воспринимают только духи (умы), не существует никакой другой субстанции, кроме [субстанции] духовной , или воспринимающей».

Кроме того, продолжает Беркли, идеи не могут быть копиями или подобиями, объектов, существующих якобы независимо от восприятия, ибо «идея не может быть подобна ничему, кроме идеи».

Он отвергает Локково различение между первичными качествами (протяженность, фигура, движение, плотность и т.д.) и качествами вторичными (чувственные качества — цвета, вкусовые ощущения и т.д.). Поскольку идеи таких свойств, как протяженность и плотность, — это идеи, образованные из идей-ощущений, доказывает Беркли, чтобы существовать, эти вторичные свойства, подобно другим чувственным качествам, должны быть воспринимаемыми: ни первичные, ни так называемые вторичные качества не могут существовать вне ума.

Хотя Беркли доказывает, что идея материальной субстанции (объектов, существующих независимо от восприятия) противоречива, он вынужден потратить некоторое время на то, чтобы показать, что, даже если бы такая субстанция, не имеющая никакого отношения к какому бы то ни было уму или духу, и существовала, мы никогда не смогли бы познать эту субстанцию именно в силу ее независимости. В этом случае ее существование никак не повлияло бы на ситуацию. Этот довод, а также бессмысленность постулирования подобной субстанции, придают законченность полемике против материалистов. (Здесь аргументация Беркли приобретает выраженный прагматистский характер, предвосхищая философский метод Уильяма Джемса.)

Затем Беркли останавливается на идее духа; точнее говоря, он доказывает, что идея духа невозможна, ибо дух не похож на ощущения-объекты, он является не пучком идей, но «деятелем» — тем, что воспринимает, совершает акты воли, помнит и т.д. Сам дух не воспринимаем, настаивает Беркли; он познается только по делам, которые он производит.

Заключив, что мы не можем познать даже самих себя, а уж тем более другие духи иначе как «по их действиям или по идеям, которые они в нас вызывают», Беркли приступает к доказательству того, что произведения природы (сами идеи) были бы необъяснимы без допущения, что существует некий дух, отличный от человеческого и являющийся их причиной. Чудеса природы делают очевидным чудеса духа, их осуществляющего; упорядоченность и правильность природы, ее гармония и красоты свидетельствуют о духе, признаваемом «единым, вечным, бесконечно мудрым, благим и совершенным. ». В итоге Беркли приходит к выводу о том, что «Бог познается столь же достоверно и непосредственно, как любой другой ум или дух, сколь угодно отличный от нас».

Приписав непрерывность природы и само ее существование Богу, который наделяет конечные духи способностью обладать идеями, образующими для них вещи этого мира, Беркли доводит до логического предела свою аргументацию в пользу имматериализма, противоположного материализму.

Именно эта характерная черта философии Беркли приобрела всеобщую известность благодаря знаменитому лимерику Рональда Нокса:

«Нет, — вдруг грохнуло слово
в тиши, —
Ваши доводы нехороши.
Неужели сей пень
Тут как тут целый день,
Даже если вокруг ни души?»

Сэр, мне странен сей переполох:
Аргумент этот вовсе не плох.
Чтоб стоял этот пень
Тут как тут целый день,
Наблюдает Ваш искренне,
Бог.

«Три диалога Гиласа и Филонуса»

Обнаружив, что его «Трактат» не убеждает философов-современников, — на самом деле он был в основном проигнорирован: над ним не столько размышляли, сколько потешались, — Беркли написал «Диалоги» в надежде на то, что обмен мнениями в живом споре окажется более эффективным, нежели ученый трактат, и сможет придать большую ясность и убедительность как его отрицательному тезису (против абстрактных идей и материализма), так и тезису положительному (существуют только идеи и воспринимающие их духи; чтобы существовать , идеи должны восприниматься).

Читайте также:
Дэвид Юм (David Hume) - отзывы, мнение, рейтинг

Основная аргументация в «Диалоге» сохранена, однако она излагается гораздо более увлекательным образом по ходу фиктивного диалога между Гиласом (буквально, материалистом) и Филонусом (буквально, любителем разума, имматериалистом). Последний, ясное дело, выступает выразителем взглядов Беркли.

Из чередования вопросов и ответов вырастает аргумент Филонуса, который ниже приводится в виде последовательного доказательства:

1. Чувственные вещи (объекты чувств) — это такие вещи, как яблоки, предметы из дерева, огонь, камни, железо, буквы на странице и т.д.
2. Мы знаем вещи этого рода, или чувственные вещи.
3. Все, что нами познается, воспринимаемо чувствами.
4. Все, воспринимаемое чувствами, воспринимается непосредственно (т.е. без помощи разума).
5. Все непосредственно воспринимаемое (цвета, звуки, боль, запахи) — это чувственные качества.
6. Чувственные качества (такие, как голубизна, жар, горечь) суть ощущения.
7. Ощущения суть идеи («отпечатывающиеся в чувствах»).
8. Идеи находятся только в уме.
9. Все, что находится в уме, воспринимается. Следовательно:
Вывод: чувственные вещи воспринимаются.

Нужно отметить, что из этого доказательства следует, что яблоки, огонь, деревья, камни, горы, — те объекты, которые мы постигаем при помощи чувств, — воспринимаются , то есть они не просто воспринимаемы , но действительно схватываются чувственным опытом воспринимающего. Этот радикальный вывод содержится и в «Трактате», и в «Диалоге».

Полагая, что он говорит о материальных (физических) объектах, существующих, по его убеждению, независимо от чувственного восприятия,Гилас находит возможным согласиться с положениями 1—5. Мы действительно познаем яблоки, деревья и т.д., приобретая информацию об их чувственных качествах (свойствах, характеристиках), таких, как краснота, сладкость, гладкость и т.д.

Но премудрый Филонус спрашивает Гиласа, правда ли, что жар огня, несомненно являющийся чувственным качеством, иногда причиняет «весьма мучительную боль», когда некто кладет руку в огонь.
И Гилас соглашается, что жар огня порой причиняет весьма мучительную боль.

Однако, указывает Филонус, энергично развивая свой аргумент, боль — это ощущение исключительно в уме: чтобы быть , боль должна восприниматься (ощущаться).

Следовательно, причиняя мучительную боль, жар тоже находится исключительно в уме: жар, как и любая боль, может быть (существовать) только тогда, когда он известен как ощущение.

После этого он вынуждает Гиласа допустить, что то, что истинно относительно некоторых ощущений, истинно относительно их всех: чтобы быть, они должны быть в восприятии .

Гиласу не остается ничего другого, кроме как принять следующий вывод: материальные, физические объекты этого мира, вещи, знакомые нам из опыта, суть ощущения, и поэтому, чтобы быть , они должны находиться в восприятии .

Хотя «Диалоги» весьма пространны и образуют целую книгу, их центральная мысль отражена в сводке, приведенной выше. (Впрочем, они заслуживают того, чтобы их прочитали целиком: это позволит как уточнить аргументацию, так и сполна оценить философскую изобретательность и проницательность их автора.)

Библиография

Berkeley, G., Principles, Dialogues, and Philosophical Correspondence , ed.by C. M. Turbayne, The Library of Liberal Arts, Indianapolis, New York, and Kansas City: Bobbs-Merrill, 1965.
Беркли, Дж., Сочинения, М., 1978.
Блонский, П.П., Учение Беркли о реальности, К., [1907].
Богомолов, А.С., Критика субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли, М., 1959.
Быховский, Б.Э., Дж. Беркли, М., 1970.
Нарский, И.С., Западноевропейская философия XVIII века, М., 1973, гл. 2.
Кузнецов, В.Н., Мееровский, Б.В., Грязнов, А.Ф., Западноевропейская философия XVIII в., М., 1986, разд. 1, гл. 6.
Dancy, J., Berkeley: An Introduction , Oxford and New York: Blackwell, 1987.
Foster J., Robinson, H., Essays on Berkeley: A Trecentennial Celebration , Oxford: Clarendon Press. 1985.
Gaustad, E.S., George Berkeley in America , New Haven and London: Yale University Press, 1979.
McGreal, I.P., Analyzing Philosophical Arguments , San Francisco: Chandler, 1967.
Pitcher, G., Berkeley , London, Henley, and Boston: Routledge & Kegan Paul, 1977.
Urmson, J.O., Berkeley , Oxford and New York: Oxford University Press, 1982.

Джордж Беркли – ирландский «отец идеализма»

Практически столетие с момента смерти епископа Джорджа Беркли его идеи вызывали разве что насмешку. Многие были убеждены – философ, мол, был не в своём уме, а его труды не стоят внимания. Как выяснилось позже, Беркли просто значительно опередил своё время: его наследие усвоили и признали лишь на рубеже XIX-XX веков. Цитировать его вдруг стали самые известные философы того времени: среди них был, например, и Владимир Ленин.

Тринити-колледж в Дублине наравне с Дублинским университетом считается старейшим и самым престижным учебным заведением Ирландии. Именно его посещал юноша Джордж Беркли, родившийся в 1685 году на юге острова, недалеко от города Килкенни. В возрасте 20 лет он уже стал бакалавром, а вскоре, оставшись там преподавать, вообще получил степень магистра.

Беркли был образован всесторонне и далеко не сразу его внимание привлекла философия: первые свои работы он посвятил математике и физике. Так, например, в XVIII веке широко обсуждался его труд «Эссе к новой теории видения», в котором он рассматривает вопросы зрения, осязания и визуального расстояния. Сейчас его работа составляет основу теории оптики.

Только после 1710 года Беркли увлекся разными методами познания: тогда он написал «Трактат о принципах человеческого знания», в котором утверждал, что за пределами человеческого разума ничего не существует. Тогда-то ученый и почувствовал на себе шквал критики: ведущие философы того времени — такие, например, как Сэмюел Кларк или Уильям Уистон — просто смеялись над ним, называя его принципы ложными.

Неизвестно, по какой причине — возможно, из-за начавшейся травли в научном сообществе — Беркли отправился в грандиозный тур по Европе: вплоть до 1720 он объездил её вдоль и поперек, при этом больше всего времени посвятив изучению Апеннинского полуострова и итальянских городов. Впрочем, затем Беркли вернулся в родные пенаты: он вновь стал преподавать в стенах Тринити-колледжа.

Неожиданно философу досталась большая сумма денег: по совершенно необъяснимым причинам возлюбленная писателя Джонатана Свифта «Ванесса» — настоящее имя Эстер Ваномри — завещала практически все своё состояние именно Беркли, с которым была едва знакома. Сам Свифт проявил благородство и не стал оспаривать решение Ванессы, впрочем, по оценкам современников, из-за неразберихи львиную долю денег женщины присвоило себе государство.

Читайте также:
Конфуций, биография, история жизни, факты.

Полученные деньги Беркли инвестировал в свой диковатый, на первый взгляд, проект: ученый задумал открыть специальный колледж на Бермудских островах, в котором готовили бы миссионеров для работы в британских колониях. Они, по плану, должны были обращать язычников Северной Америки в христианство. Аристократы и даже британский парламент идею поддержали: так Беркли отправился в Америку, где ему, к слову, предложили очень скромную зарплату — порядка 100 фунтов стерлингов в год. В столь дальнее путешествие Беркли пустился не один, поскольку в 1728 году он успел жениться на Энн Форстер — дочери важного ирландского чиновника.

Между тем, жить на Бермудских островах сам Беркли пока не планировал: он посилился в районе Ньюпорта, на восточном побережье Северной Америки, где купил плантацию. Все его мысли были заняты обустройством идеального города, который потенциально должен был появиться на островах. Для этого, естественно, нужны были колоссальные вложения, которые британские власти все обещали сделать. Тем не менее, все ограничилось лишь обещаниями — до дела так и не дошло. Впрочем, пребывание Беркли в Северной Америке не прошло бесследно: помимо того, что у него появилось четверо детей, философ также приобрел верного ученика — Сэмюэля Джонсона. Он впоследствии по завету Беркли откроет колледж, из которого вырастет известный во всем мире Колумбийский университет. А вот город, в котором он расположен, так и назвали — Беркли.

Как бы то ни было, разочарованный Беркли вынужден был вернуться из Северной Америки в Лондон: там он занимался благотворительностью — помогал открывать больницы и даже принял участие в создании детского дома. В 1734 году Беркли получил должность епископа Клойнского по названию ирландского города Клойн. Там он написал свою самую популярную книгу: она была посвящена вовсе не философии, а тайным лечебным свойствам смолы. Спустя сто лет интеллектуалы, конечно, охотнее покупали книги с размышлениями Беркли, однако современникам по душе пришлось его абсолютно утилитарное сочинение о медицине. Умер выдающийся философ в Оксфорде в 1752 году: он поехал туда, чтобы контролировать обучение сына.

В историю философии Беркли вошел в качестве одного из наиболее ярких представителей субъективного идеализма. Он, в частности, активно критиковал учение Исаака Ньютона и говорил о существовании только духовного бытия. «Странным образом среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум», — писал Беркли. За эти идеи Владимир Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» называл его одним из основоположников «буржуазной философии».

Цитаты и афоризмы епископа Беркли:

«В погоне за истиной мы должны остерегаться того, что нас вводят в заблуждение термины, которые мы неправильно понимаем»

«Абстрактные термины (какими бы полезными они ни были в споре) нужно отбросить при размышлении, поскольку разум должен быть сосредоточен на частном и конкретном, то есть на самих вещах»

«Мы должны думать с учёными, а говорить с простонародьем»

«Если дерево падает в лесу, но рядом нет никого, кто мог бы услышать это, издает ли оно звук?»

«Немногие думают, но все хотят иметь своё мнение»

«Тот, кто говорит, что честного человека не существует, можете быть уверены — сам мошенник»

«Я скорее был бы устрицей, нежели человеком. Самым глупым и бессмысленным из животных»

«Быть — значит быть воспринятым»

«Философы знают, что ничего не знают. Это и есть вершина и завершение человеческого познания»

«Толпа остается при своих заблуждениях и при всем том ухищряется устраивать свои жизненные делишки»

«Все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра»

Джордж Беркли (George Berkeley) – отзывы, мнение, рейтинг

Джордж Беркли – английский философ, известный как субъективный идеалист, внесший значительный вклад в теорию познания. С 1737 по 1752 был епископом. Первым дал определение материи и впервые употребил термины «материализм» и «идеализм».

Основные работы Беркли

  • «О принципах человеческого знания»
  • «Три разговора между Гиласом и Филонусом»
  • «Опыт новой теории зрения»

Цели и задачи философа по Беркли

По своим убеждениям Беркли был консерватором, призывал ирландцев к лояльности Англии и выступал категорически против любого рода революций и мятежей. Главным идейным противником для него был материализм, из его современников ярко представленный у Дж.Локка. Беркли хорошо понимал всю опасность материализма как теоретического фундамента революционного вольнодумства и атеизма. (В качестве своих оппонентов он называет еще и скептиков, эпикурейцев, «гоббистов», а также фаталистов и «идолопоклонников разных форм»; критикуется, правда тоже без указания имени, теория абсолютного пространства И. Ньютона).

Собственную задачу он видел в защите христианства и критике атеизма – в особенности материализма как его методологической основы. На первом месте для него стояло обоснование идеализма. Для этого английскому философу нужно было доказать невозможность существования материи. Здесь он действует через теорию познания.

Учение Беркли о познании

Суть развивавшейся Беркли теории можно выразить в словах: «Существовать – значит быть воспринимаемым» (esse est percipi). Иными словами, он отождествляет свойства внешних предметов с ощущениями этих свойств; в этом смысле все вещи – ничто иное как «комплексы ощущений».

По мысли философа, если какая-либо вещь перестаёт восприниматься человеком, то её могут продолжать воспринимать другие люди. Если же вещь вообще не воспринимается никем из людей, то она продолжает своё существование в Божественном сознании.

Таким образом, Беркли доказывал, что единственно доступное человеку знание – это знание своих собственных ощущений и образованных от них представлений; знать же абстракции вроде «материи» он не может, поскольку она никак не воздействует на его чувства. Абстракции попросту невозможны. Помимо ощущений, нам доступны лишь тесно связанные с воспринимаемым предметом его мысленные «образы» (их Беркли также называл идеями).

Так в словосочетании «запах розы» мы не можем отделить идею запаха от его конкретного носителя (розы), то есть мы не можем понюхать запах, как таковой, запах вообще. Ошибка возникает, когда мы принимаем слова за нечто существующее на самом деле. Иными словами, понятие «запах как таковой» или «красота сама по себе» воспринять непосредственно мы не можем. То есть, по Беркли, слова ничего не означают, кроме конкретного индивидуального предмета. Слово – это не более чем знак идеи, соответствующей конкретному предмету.

Читайте также:
Фридрих Ницше, биография, история жизни, творчество

Мои восприятия «внешнего» мира зависят от меня самого, но то, что именно я воспринимаю (день или ночь, солнце или звезды и луну, дома, горы, лес, реки или море, вообще законы природы), от меня не зависит. Все это непосредственно зависит от Творца, который сотворил всё: в том числе и самого меня. Иными словами, хотя мои ощущения и субъективны, но воспринимаемое, если можно так выразиться, «объективно» в том смысле, что от меня не зависит.

Согласно Беркли, все качества предмета (твердость и мягкость, цвет, вкус, теплота, форма и т.п.) существуют лишь в духе, которым они воспринимаются. Мы можем воспринимать: 1) идеи, действительно воспринятые чувствами; 2) идеи, образованные от наблюдения эмоций и действий ума; 3) идеи, образованные при помощи памяти и воображения; и, наконец, 4) идеи, образованные через соединение, разделение или сочетание того, что было воспринято одним из первых трех способов.

Встает вопрос, а можем ли мы воспринимать сами человеческие души и Божественный Дух? Идеи предметов могут быть нами восприняты именно потому, что сами они пассивны. Напротив, духи – это активные существа, и в силу этого восприняты быть не могут. Душа или Дух не воспринимаем потому, что воспринимает всё сам и мыслит.

По-видимому, философ касается здесь проблемы познаваемости собственного я. Как я, будучи субъектом, активным существом, и созерцая все сам, могу познать свое я, которое в этом случае как бы становится для меня «объектом» не переставая при этом созерцать, не теряя свою субъективность?

Критерии истины по Беркли

  • яркость (либо, наоборот, тусклость) ощущений
  • одновременность и приблизительная одинаковость восприятий у многих людей
  • преимущественная согласованность ощущений
  • при этом истинна не всякая взаимосогласованность знаний, а та, которая более проста, обозрима и удобна для усвоения

«Анти-материализм» Беркли

Согласно Беркли, материальная субстанция – не более чем абстракция. Абстракции же, по его убеждению, существовать не могут. Стало быть, не существует и понятия материи как субстанции (то есть того, что лежит в основе всего), как нет и самой материи. Абстракции не могут быть непосредственно восприняты в наших ощущениях, их нет. Абстракция – это пустой звук, слово, которое в реальности не означает ничего. Материи не существует именно потому, что невозможны абстракции, как таковые. Более того, уже само это понятие вредно и противоречиво. Тем самым, по его мнению, по материализму наносился сокрушительный удар.

Стоит заметить, что философ вовсе не оспаривает существования предметов окружающего мира. Всё то, что мы можем познать посредством чувств либо размышления, существует на самом деле – но тесно связано с сознанием – моим, других людей либо Божественным. Он отрицает лишь существование материальной субстанции, позволяющей атеисту обосновать свое безбожие. Существование же духовной субстанции (Бога) он признает. Более того, ни о каком существовании вне этой связи с духом – моим, а чаще Божественным – не может быть даже речи.

Смысл и значение философии Джорджа Беркли

Указывая на зависимость мира от наших ощущений, Беркли утверждает, что «по ту сторону» ощущений и впечатлений мы знать ничего не можем. А, говоря о связи воспринимаемого мира с сознанием и отрицая материю, он проводит идею неразрывности внутренней духовной связи и «взаимопронизанности» всех компонентов мира, их взаимной «открытости» друг другу и человеческому сознанию.

Что особенно важно, своей концепцией ощущения, всего познания Беркли привлек внимание к проблеме активности человеческого сознания уже на уровне чувственности.

Джордж Беркли: биография, мысли, вклад и работы

Содержание:

  • биография
  • Ранние годы и публикации
  • Путешествие по Европе и возвращение в Ирландию
  • Приключения в Америке
  • Годы в качестве епископа Клойна
  • Смерть
  • Думал
  • Эмпиризм
  • Имматериализм или идеализм
  • Взносы
  • Аргументы из теории относительности
  • Новая теория зрения
  • Философия физики
  • Пьесы
  • Очерк новой теории зрения
  • Трактат о принципах человеческого знания
  • От Моту
  • Сирис
  • Ссылки

Джордж Беркли (1685–1753) был ирландским епископом, философом и ученым, наиболее известным своей эмпирической идеалистической философией и одним из величайших философов раннего Нового времени.

Более того, он был известен как один из самых ярких критиков своих предшественников; особенно от Декарта, Мальбранша и Локка. Он был известным метафизиком, защищавшим идеализм; то есть все (кроме духовного) существует в той мере, в какой оно может быть воспринято чувствами.

Его наиболее изученные работы, Трактат о принципах человеческого знания Y Очерк новой теории зрения, также как и От Моту Y Сирис, это были сочинения с множеством аргументов, которые приводили в восторг современных философов того времени.

С другой стороны, он вызвал большой интерес к различным предметам, таким как религия, психология зрения, математика, медицина, мораль, экономика и физика. Хотя его первые читатели не смогли понять его работы, спустя годы он повлиял на мышление шотландца Дэвида Юма и немца Иммануила Канта.

биография

Ранние годы и публикации

Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года в графстве Килкенни, Ирландия. Он был старшим сыном Уильяма Беркли, кадета из благородной семьи Беркли. Нет четких записей о том, кем была его мать.

После нескольких лет обучения в колледже Килкенни он поступил в Тринити-колледж в Дублине в возрасте 15 лет. Позже, в том же учреждении, в 1702 году он был избран академиком; Он получил степень бакалавра в 1704 году и получил степень магистра в 1707 году.

В том же году Беркли вошел в мир философии, начав делать философские аннотации, также называемые «философскими комментариями». Они предоставили богатую документацию о ранней эволюции Беркли как философа.

«Философские тетради Беркли» предоставили читателям возможность проследить рост идеалистической философии до критических откликов Декарта, Локка, Гоббса и других.

В 1709 году он опубликовал свою первую крупную работу по математике, в которой Беркли исследовал визуальное расстояние, величину, положение и проблемы зрения и осязания. Хотя это эссе вызвало ряд противоречий, его выводы в настоящее время принимаются как часть теории оптики.

Год спустя он опубликовал Трактат о принципах человеческого знания а в 1713 г. Три диалога между Гиласом и Филонусом.

Путешествие по Европе и возвращение в Ирландию

Год спустя Беркли посетил Англию и был принят в круг Аддисона, Поупа и Стила. Между 1714 и 1720 годами он прервал свои академические усилия, совершив обширные поездки в Европу.

Читайте также:
Георг Вильгельм Фридрих Гегель, биография

Завершая свое путешествие по Старому континенту в качестве наставника для молодого человека, Беркли сочинил От Моту; фрагмент, в котором он развил свои взгляды на философию науки и сформулировал инструменталистский подход к ньютоновской динамике.

После гастролей ирландец вернулся на родину и возобновил работу в Тринити-колледже. Параллельно с этим в 1721 году он принял священный сан в Ирландской церкви, получив докторскую степень по богословию; на самом деле он провел несколько конференций по этой теме.

В 1724 году он ушел из Тринити, когда его назначили деканом Дерри. Именно в это время Беркли начал обдумывать свой план создания университета на Бермудских островах, поэтому в следующем году он начал свой проект по обучению служителей и миссионеров в колонии.

Приключения в Америке

Получив письмо и обещания о финансировании от британского парламента, Беркли отправился в Америку в 1728 году в сопровождении своей жены Анны Форстер, талантливой и образованной женщины, которая придерживалась философии своего мужа до дня его смерти.

Они провели три года в Ньюпорте, Род-Айленд (США), где купили плантацию в Мидлтауне. Есть сведения, что несколько американских университетов, особенно Йельского университета, получили пользу от визита в Беркли.

Находясь в Америке, Беркли написал пьесу под названием Алсифрон; работа, направленная против «свободных мыслителей», которых он считал врагами устоявшегося англиканства.

Находясь в Ньюпорте, он составил план идеального города, который планировал построить на Бермудских островах. Он остался на плантации, ожидая обещанных денег; Однако политическая поддержка рухнула, из-за чего они были вынуждены вернуться в Великобританию в 1731 году.

У Джорджа Беркли и Энн было шестеро детей, из которых выжило только четверо: Генри, Джордж, Уильям и Джулия; двое других детей умерли в младенчестве.

Годы в качестве епископа Клойна

В 1734 году Беркли был рукоположен в епископа Клойна, Дублина, и наконец завершил создание своей новой библиотеки. К тому же его епископат прошел без происшествий.

Затем, в 1737 году, он занял место в ирландской палате лордов, а год спустя опубликовал труд под названием Речь к властям и властям, который осудил Бластеры; клуб Hellfire в Дублине (в настоящее время в руинах).

Штаб-квартира Клойна была домом для поклонения и социальным центром во время эпидемии. В 1944 году он опубликовал свою работу под названием Сирис, серия философских размышлений и трактат о лечебных свойствах дегтярной воды.

В августе 1752 года Джордж назначил своего брата Роберта Беркли генеральным викарием; позже он снял дом в Холиуэлле со своей женой и двумя из их детей (Джорджем и Джулией), где он проживал до своей смерти.

Смерть

14 января 1753 г. он скончался и был похоронен в часовне Церкви Христовой.

Думал

Эмпиризм

Эмпиризм объясняет, что знание происходит из опыта, то есть все, что человек может знать, исходит из чувственного опыта. Беркли придерживается той же позиции эмпиризма, только с некоторыми различиями в некоторых аргументах.

В этом смысле ирландский философ отрицает существование материальных субстанций и говорит, что существование субстанций зависит от восприятия.

Для Беркли все, что можно воспринять с помощью любого чувства (цвет, твердость, запах и т. Д.), Является «идеей» или ощущением, которое не может существовать без восприятия.

Беркли в нескольких своих работах объяснил такой аргумент несколькими примерами: деревья и книги – это просто собрания «идей» и, как таковые, они не могут существовать без «идеи» в уме.

Хотя некоторые идеи эмпиризма совпадали с основной идеей Беркли, в которой он утверждает, что знание приходит из чувственного опыта, для него существует разделение между физическим миром и ментальным миром.

Беркли утверждал, что причина ощущений не явно вызвана физической материей; в противном случае существование дерева – это совокупность идей, связанных с человеческим разумом. Если ума нет, дерева не существует.

Имматериализм или идеализм

Имматериализм, также называемый идеализмом (название, которое было присвоено позже), состоит из новой метафизической версии, утверждающей, что реальность, которую люди могут познать, в основе своей ментальна, то есть нематериальна.

Беркли был тем, кто возродил идеализм в Европе восемнадцатого века, используя скептические аргументы против материализма.

Согласно идеалистической точке зрения, сознание существует раньше и является предварительным условием материального существования; то есть сознание создает и определяет материал, а не наоборот.

Идеализм считает, что сознание и разум являются источником материального мира, и его главная цель – объяснить существующий мир в соответствии с этими принципами.

Согласно Беркли, материалисты вынуждены признать, что объекты, которые реально наблюдаются и к которым прикасаются, существуют лишь прерывисто, что они возникают, когда их воспринимают, и переходят в ничто, когда они больше не воспринимаются. В этом смысле Беркли уважал и понимал материалистические принципы, но не принимал их.

Взносы

Аргументы из теории относительности

В предыдущие годы Локк определил два основных столпа: различие между первичными и вторичными качествами и материалистическую позицию. В этом смысле Локк пришел к выводу, что объект можно определить по его первичным и вторичным качествам.

В противном случае Джордж Беркли утверждает на примере, что размер не является качеством объекта, потому что он зависит от расстояния между наблюдателем и объектом или от размера наблюдателя.

Если учесть, что объект имеет в глазах наблюдателей разный размер, то размер не является качеством объекта. Позже он утверждал, что ни вторичные, ни первичные качества не принадлежат объекту.

Новая теория зрения

Беркли выдвинул несколько аргументов против классиков оптики, утверждая, что пространство нельзя увидеть напрямую, а его форму нельзя вывести логически, используя законы оптики.

Беркли объясняет свою теорию на примере: расстояние воспринимается косвенно так же, как косвенно воспринимается стыд человека. Глядя на смущенного человека, мы делаем вывод, что он смущен, глядя на его покрасневшее лицо.

Таким образом, из опыта известно, что красное лицо указывает на стыд, поскольку их научили связывать эти две вещи. Беркли утверждает, что визуальные подсказки от объекта могут использоваться только для косвенного суждения, потому что зритель учится связывать визуальные подсказки с тактильными ощущениями.

Читайте также:
Дэвид Юм, биография, история жизни, факты.

Философия физики

От самых ранних работ Беркли до своих последних он проявлял большую приверженность науке. Он утверждал, что силы гравитации, по определению Исаака Ньютона, состоят из «скрытых качеств», которые ничего не выражают ясно.

Беркли утверждал, что те, кто постулировал «что-то неизвестное в теле, также неизвестно, что они называют« принципом движения », также неизвестно».

Беркли отмечает, что если физики подтверждают ряд правил, которые нельзя проверить на опыте; или, например, если они относятся к «душе» или «бестелесной вещи», то это не относится к физике.

Таким образом, он пришел к выводу, что эти силы выходят за рамки какого-либо эмпирического наблюдения и не могут быть частью настоящей науки; следовательно, он предложил свою теорию знаков как средство объяснения движения и материи без ссылки на «скрытые качества» силы и гравитации.

Пьесы

Очерк новой теории зрения

Беркли опубликовал это эссе в 1709 году, став одной из его самых важных ранних работ. В этом эссе, посвященном новой теории зрения, ему удалось изучить, во-первых, пространственное восприятие, визуальное расстояние, величину, положение и проблемы зрения и осязания.

После нескольких анализов, воплощенных в работе, он пришел к выводу, что настоящие объекты зрения не существуют или существуют вне разума, хотя правда в том, что они осязаемы.

Беркли прокомментировал в своей книге, что он хотел учесть восприятие расстояния, размера и положения объектов с помощью того же принципа линий и углов, чтобы его можно было использовать для вычислений.

Роль Бога имеет большое значение для этой работы; для Беркли теория была разработана как функция Бога, поскольку зрение, видимые объекты, а также аргументы визуального языка зависят от Него. Беркли, исходя из своих убеждений, опирался на христианский теизм.

Трактат о принципах человеческого знания

Эта работа, опубликованная в 1710 году, считается одной из самых важных работ Джорджа Беркли; в нем он делится эссе Локка о человеческом понимании и трактатом Юма о природе.

Беркли удалось ввести в сознание все объекты чувств, в том числе материальные; в этом смысле он отвергал материальную субстанцию, материальные причины и абстрактные идеи.

С другой стороны, он определил духовную субстанцию, объяснил возражения против своей теории и объяснил теологические и эпистемологические последствия.

От Моту

Принцип и причина сообщения движений или просто От Моту, это критическое эссе Джорджа Беркли, опубликованное в 1721 году.

Беркли отверг пространство, время и абсолютное движение теорий Исаака Ньютона, что было подходом к его имматериализму. Благодаря этой работе в 20 веке он заслужил титул «предшественник физиков Эрнста Маха и Альберта Эйнштейна».

Сирис

Сирис так называлась последняя работа ирландского философа Джорджа Беркли, опубликованная в 1744 году. Термин «Сирис» происходит от греческого значения «цепь»; книга полна ряда философских размышлений, в которых она представляет восходящую цепочку мыслей, проходящую через всю систему существ.

Кроме того, работа состоит из трактата о лечебных свойствах дегтярной воды, тайне Троицы и повествования о нематериализме.

Беркли, будучи епископом, использовал эту книгу как средство прощания со своими читателями. Вот почему он хотел отразить все свои мысли и убеждения, затронув множество вопросов, которые привлекали его внимание на протяжении всей его жизни: благотворительность, научные исследования, древняя мудрость и христианство.

Джордж Беркли (George Berkeley) – отзывы, мнение, рейтинг

Наконец-то нашел время для продолжения лекций.

Итак,
Лекция 19:
Джорж Беркли

(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Джордж Беркли, самый выдающийся философ, которого дала миру Ирландия, появился на свет недалеко от городка Килкенни 12 марта 1685 года.
В возрасте 15 лет Джордж поступил в Тринити колледж (Колледж Св. Троицы) в Дублине, где ознакомился с философией Декарта, Мальбранша и Локка, а также с работами Исаака Ньютона и других ведущих ученых того времени.

В 1710 году Беркли был посвящен в сан священника Англиканской церкви.

Попутешествовав по миру, Беркли пришел к выводу, что культура Европы находится в состоянии упадка, но новый дух зарождается в то же время в Америке. Так появилась идея основания колледжа, в котором могли бы получать образование дети английских поселенцев и местных аборигенов – индейцев.

Однако, после трех лет, проведенных в Америке в попытках основания такого колледжа, Беркли вернулся на родину ни с чем – правительственные гранты от Британской короны так и не были получены.

В 1734 году Беркли получает сан эпископа Клойна. Последние годы своей жизни он проводит рекламируя медицинские выгоды дегтярной настойки, о преимуществах которой узнал от американских индейцев.

Джордж Беркли скончался 14 января 1753 года, находясь в это время в Оксфорде, где получал образование его сын. Он захоронен в часовне колледжа Церкви Христовой университета Оксфорда.

Борьба со скептицизмом и неверием

Наиболее известная работа Беркли, «Трактат о принципах человеческого знания», написана в 1710 году. Ее основной тезис заключается в том, что причины заблуждений в науке связаны с метафизическими предпосылками, основание которых находится в физике Ньютона. Хотя сам Ньютон неоднократно подчеркивал, что не желает пускаться в гипотетические рассуждения о возможных «причинах» вещей, многие из его последователей занялись именно этим. С точки зрения Беркли, такие спекуляции вели к скептицизму и неверию.
Беркли не видел проблем собственно с наукой по стольку, поскольку она ограничивалась описанием закономерностей наблюдаемых нами в опыте, но не считал допустимым выход науки за пределы наблюдений и ее погружения в мутные воды метафизических рассуждений.
Корни скептицизма Беркли видел в эпистемологии (теории познания) разработанной Джоном Локком.

Критика абстрактных идей

Согласно точке зрения Локка абстрактные идеи формируются следующим образом: мы обобщаем свой опыт касательно, к примеру, множества отдельных собак, и абстрагируем от них некие общие качества. Таким образом мы получаем абстрактную идею «собаки», также именуемую «общей идеей».

Беркли, однако, категорически с этим не согласен. Для него идея, даже самая «общая», всегда оказывается конкретным, отдельным мысленным представлением. Мы не в состоянии думать о «собаке» или о «животном», не имея при этом в уме образа конкретной собаки или конкретного животного.

Читайте также:
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше - отзывы, мнение, рейтинг

Как об этом пишет сам Беркли,

«Обладают ли другие люди такой чудесной способностью образовывать абстрактные идеи, о том они сами могут лучше всего сказать. Что касается меня, то я должен сознаться, что не имею ее. Я действительно нахожу в себе способность воображать или представлять себе идеи единичных, воспринятых мной вещей и разнообразно сочетать и делить их. Я могу вообразить человека с двумя головами или верхние части человека, соединенные с телом лошади. Я могу рассматривать руку, глаз, нос сами по себе отвлеченно или отдельно от прочих частей тела. Но какие бы руку или глаз я ни воображал, они должны иметь определенные образ и цвет. Равным образом идея человека, которую я составляю, должна быть идеей белого, или черного, или краснокожего, прямого или сгорбленного, высокого, низкого или среднего роста человека. Я не в состоянии каким бы то ни было усилием мысли образовать вышеописанную абстрактную идею.»

(Джордж Беркли, Сочинения. Москва, издательство «Мысль», 1978г., с.157)

Пример с яблоком

В не меньшей степени Беркли возражает против понятия «субстанции», как его изложил в своей работе Локк. Напомню, что для Локка «субстанция» в буквальном смысле слова означает «стоящее под чем-нибудь» или «поддерживающее» (Т.1, 2.23.2, стр. 346)

Так, субстанция яблока, например, это некий субстрат, в котором существуют и из которого проистекают качества, дающие нам ощущения красноты, округлости, и сочности этого плода.

Субстанция может быть познаваема только опосредованно, поскольку для нас она, согласно Локку, «что-то, не знаю что» и «предполагаемый, но неизвестный носитель тех качеств, которые мы считаем существующими» (там же).

Беркли атакует понятие «субстанции» как основу материальных качеств предмета ощущения исходя из определения Локка. С его точки зрения, такое определение бессмысленно и необоснованно. Если мы задумаемся, то признаем, что у нас нет оснований предполагать наличие некой «субстанции», являющейся «не известно чем».

Описывая яблоко, например, мы назовем такие качества, как округлость, красный цвет, твердость, сладость. Но все эти качества являются разновидностями ощущений, или чувств. В результате можно сделать вывод, что само понятие «яблока» состоит из набора идей, полученных при посредстве ощущений и, таким образом, существует лишь для нашего сознания.
При этом перечислив качества яблока, полученные при посредстве ощущений, мы не назовем никакой «субстанции».

Материи не существует!

Если мы уберем все ощущаемые качества яблока, то в результате получим нечто, не имеющее формы, цвета, запаха, вкуса или фактуры, иными словами – ничто!

Из этого следует достаточно очевидный вывод: наши чувства не вызваны неким «подлинным» яблоком, стоящим за полученными в результате ощущениями. Наши чувства это и есть подлинное яблоко!

Проблема в данном случае заключается в нашей вере в то, что существует некая «материя», независимая от нас и сама по себе не ощущаемая, но «вызывающая» все наши ощущения.

Хотя сам Беркли называл себя «имматериалистом», наиболее точное наименование его позиции это идеализм.
Идеализм это утверждение, что существуют только два вида реальных вещей:

2. Идеи, которые он воспринимает

Знаменитая формула Беркли esse est percipi – «существовать это быть воспринимаемым»
С точки зрения Беркли, идеи – это визуальные картинки или чувственные ощущения непосредственно представленные нашему уму в качестве либо отчетливых чувств, либо менее отчетливых представлений исходящих из памяти или из воображения. Таким образом когда Беркли говорит, что «у нас есть идея огня» он не имеет ввиду концепцию или лингвистическое определение огня. Он имеет ввиду наше ощущение или воспоминание жара и яркого, желто-красного света.

Наивный реализм

В своей работе «Три разговора между Гиласом и Филонусом», опубликованной три года спустя, в 1713 году, Беркли устами Гиласа выдвигает позицию «наивного реализма».

Наивный реализм – вера в то, что те качества предметов, которые мы чувственно воспринимаем, являются их реальными качествами во внешнем мире.

Для Беркли вопрос соответствия наших идей о предметах их реальным качествам упирается в сделанное Локком, как и многими другими учеными и философами того периода (например Декартом, Галилео), различение между так называемыми «первичными» и «вторичными» качествами предметов.
Напомню, что, согласно Локку, «первичные качества» это такие качества как плотнось, протяженность, форма, движение или покой, и число.

Первичные качества, с точки зрения Локка, являются единственными подлинными качествами этого мира, и они не отделимы от самих предметов.
Вторичные качества представляют собой силы, посредством которых первичные качества вызывают в нас различные ощущения; такие, как цвета, звуки, вкусы и т. д. На деле вторичные качества не играют никакой роли в самих вещах и не представляют собой их реальных атрибутов.
Устами Филонуса Беркли разумно поднимает вопрос: но каким же образом мы в состоянии разделить «первичные» и «вторичные» качества предметов? Ведь и те, и другие всегда проявляются для нас совместно, и воспринимаются нашим сознанием в качестве единого целого!

Репрезентативная теория восприятия

Гилас упоминает так же теорию Локка, согласно которой некоторые наши идеи являются копиями, или представлениями (репрезентациями) предметов внешнего мира. Схожим образом в искусстве картина является копией, или репрезентацией, дающей представление о реальном объекте, послужившим моделью для художника.

Но, возражает Филонус, все, что мы видим на картине – комбинация красок и фигур! Единственная причина, по которой эти краски и фигуры складываются для нас в изображение подлинного объекта это то, что мы уже ознакомились с самим этим объектом посредством ощущений в реальной жизни.

Но согласно репрезентативной теории восприятия мы соотносим одну идею (опыт) с другой непосредственным образом, не имея доступа к некоей «внешней реальности». И сравнить между собой мы можем только две идеи, или две картины, два отражения реальности, но не саму реальность!

Метафизика Беркли: Реальность как мысли и идеи. Существование внешнего мира.

Часто в отношении Беркли совершают ту ошибку, что понимают его как «отрицающего внешний мир». На самом деле, это не совсем так, или даже совсем не так. По словам самого епископа

Читайте также:
Джордж Беркли, биография, история жизни, факты.

«принимая вышеизложенные принципы, мы не теряем ни одной вещи в природе. Все, что мы видим, осязаем, слышим или так или иначе воспринимаем или мыслим, останется столь же достоверным и реальным, каким оно когда-либо было»

(там же, ст. 186)
Беркли не намерен отрицать существование мира в целом, или какой-либо его части. Он лишь анализирует то, что мы понимаем под словом «существование»:

«Когда я говорю, что стол, на котором я пишу, существует, то это значит, что я вижу и ощущаю его; и если б я вышел из своей комнаты, то сказал бы, что стол существует, понимая под этим, что, если бы я был в своей комнате, то я мог бы воспринимать его, или же что такой-либо другой дух действительно воспринимает его.»

(там же, ст. 172)

Беркли ставит перед нами вопрос: что вызывает наши идеи? Он выдвигает три варианта ответа на него:

1. Одна идея могла бы вызвать другую. Но ведь идеи пассивны, и не могут вызывать что-либо к существованию!

2. Материальная субстанция (лимона, к примеру) вызывает одновременно и идею желтизны и идею кислоты в нашем уме (вариант Локка). Но, возражает Беркли, уже доказано, что идея «субстанции» не имеет для себя никакого основания!

3. «остается, стало быть, признать, что причина идей есть бестелесная деятельная субстанция, или дух» (там же, ст. 183)

Эта субстанция, согласно Беркли – сам Бог!

В самом деле, – спрашивает епископ – какой смысл был Богу создавать целый мир, чтобы тот передавал нам какие-то необходимые идеи о себе? Не проще ли было бы всемогущему существу закачивать идеи о мире непосредственно нам в голову, минуя все промежуточные этапы?

Беркли не ставил своей целью подвергать сомнению науку. Его цель – избавиться от неудобных метафизических спекуляций, с нею связанных. Система, которую описал в своих работах философ не противоречит законам природы или научным теориям, их описывающим. По его собственным словам,

«нет ни одного явления, объяснимого этим предположением (что материя существует), которое (явление) не могло бы быть объяснено без него»
(там же, ст. 193)

Законы природы, согласно теории Беркли, это всего лишь описания предсказуемых путей, согласно которым одни идеи следуют за другими (фактически это теория Локка!). То, что мы называем «причиной» на деле является не более, чем знаком. «Следствие» же – то, что знак собой обозначает.

Такое описание природы, как регулярной последовательности вполне соответствует современной теории, которой придерживаются многие философы науки.

Подвергая сомнению Ньютона

В своей философии природы Беркли смело ставил под сомнение одни из наиболее основополагающих концепций современной ему физики Ньютона. Так, согласно теории Ньютона пространство и время абсолютны, и являются частью фундаментального устройства вселенной. Так же абсолютно движение.

Беркли, однако, возражает, что «пространство», как и «время» – не более, чем абстракции, и эти термины не относятся ни к чему самостоятельно существующему. Это не более, чем относительные элементы восприятия. Так, термин «пространство» обозначает наше восприятие движения и соотношения между телами. Мы не в состоянии представить себе пространства без участия каких-либо тел и их движения. «Время» же обозначает собой лишь последовательность наших идей в сознании.

В отношении движения Беркли говорит, что не находит

«будто движение может быть иным, кроме относительного; так что для представления движения следует представить по меньшей мере два тела, расстояние между которыми или относительно положения которых изменяется.»
(там же, ст. 223)

Эти мысли вне всяких сомнений можно считать ранней формулировкой идей Альберта Эйнштейна, гениального физика нового времени, который уже в 20-м веке сформулировал теорию относительности времени, пространства и движения.

Проблемы философии Беркли

Одной из первых проблем, на которую указали читатели после публикации первой версии его работы в 1710 году, является проблема «духовной субстанции», или «идеи Бога». В самом деле, если строго следовать эмпиризму Беркли, то на основании чего мы можем сложить идею Бога, которого никогда не видим и не слышим, то есть не имеем к нему никакого доступа с помощью органов чувств?

Ответ Беркли, добавленный в более позднем издании «Принципов» 1734 года, таков: мы не можем иметь идею Бога, но можем иметь о нем «понятие» (там же, ст. 183). Понятие Бога в этом смысле сравнимо с тем понятием, которое мы все имеем о собственном «я», или о деятельности собственного сознания – хотя она не доступна органам наших чувств таким образом каким, например, ему доступен сахар (мы не «ощущаем его вкус», например), но у нас имеется некое непосредственное понимание мыслительного процесса, который в нем происходит. Мы знаем, что думаем, хотим или любим, не «видя» и не «слыша» этого таким путем, каким видим и слышим привходящие извне цвета или звуки. Именно таким образом устанавливается «понятие» собственного сознания. Таким же образом, говорит нам Беркли, мы можем с высокой долей вероятности по аналогии принять для себя существование других сознающих духов. Увеличив и усилив такое понятие наш ум в состоянии добраться и до самого совершенного ума, которым является Бог.

Однако, на этом проблемы философии Беркли не кончаются. Дело в том, что последовательное ее применение оставляет нам для принятия лишь три варианта:

1. Солипсизм, или теорию, что единственной реальностью является наш собственный ум. Беркли, как мы видели, этот вариант отрицает.

2. Репрезентативный реализм, согласно которому наши идеи – копии, или репрезентации идей Бога. Тут возможно две вариации. Согласно одной из них, это несовершенные копии, не вполне отвечающие тем идеям, которые имеет сам Бог.

Таким образом, Бог передает нам искаженную версию реальности, которую имеет в своем сознании. Если принять эту версию, то мы оказываемся отброшены к тем же ущербным позициям, на которых находится философия Локка. Закономерно встает вопрос – если реальный мир (идеальный мир Бога) отличается от наблюдаемого нами, то чем же такая искаженная картина мира лучше, чем несовершенная картина у Локка? Мы точно так же не имеем доступа к реальности, и точно так же ошибаемся относительно действительности, «как она есть».

Читайте также:
Иммануи́л Кант - отзывы, мнение, рейтинг

3. Пантеизм. Если мы попытаемся избежать проблем предыдущих двух вариантов, и примем теорию, согласно которой наши идеи о мире неотличимы от идей самого Бога, то должны будем признать, что, таким образом, ум Бога и наш ум являются одним целым. Хотя это имело бы философский смысл, но для Беркли, как убежденного христианина, такой вариант не может быть допустим по теологическим причинам.
Теории Беркли вызвали достаточно бурную реакцию, и стали одним из оснований для работ знаменитого шотландского скептика Юма, а так же великого Канта, о которых – позднее.

Джордж Беркли (1685—1753)

Основатель субъективного идеализма Джордж Беркли родился в английской дворянской семье. Был старшим из семи детей у родителей. Наукой и искусством рано, с 11 лет начал интересоваться, в 24 года он произведен в сан священнослужителя.

Его произведения: «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три разговора между Гилосом и Филонусом»(трактат в защиту своей философии), «Алсифрон, или мелкий философ» (критика деизма), «Аналитик, или Рассуждение, адресованное неверующему математику» (против ньютоновского анализа бесконечно малых величин), «Сейрос» (с греч. «цепь»).

Беркли решил выступить (причем резко), против материализма, нанести удар по исходному понятию всех видов материализма — «материя».

Он писал: «Бог мне свидетель, что я был все время и остаюсь при полном убеждении в не существовании материи. ибо нет разумного основания верить в ее существование». А во что же тогда верит Беркли, что же тогда существует?

По мнению епископа Беркли, существуют наши ощущения, наши восприятия. У нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой. Мы воспринимаем только отдельные вещи, и каждое из этих восприятий является суммой отдельных ощущений, или же по термину Беркли, «идей», т. е. познание человеком мира состоит в описании различных комбинаций ощущений (идей), например, идей вкусов, запахов, цветов конкретных вещей, температурных, осязательных и многих других ощущений. Т. е. мы воспринимаем наши собственные идеи, ощущения. В мире не существует ничего, кроме наших ощущений, идей, и не воспринимается ничего, кроме идей. Он под идеей подразумевал любую ощущаемую или воображаемую вещь. Верил в существование врожденных идей, т. е. идей сотворенных вместе с нами.

Беркли писал: «Не может быть никакого рассуждения о вещах, о которых у нас нет идей», еще раз подчеркну, что идею он понимал как ощущаемую, воображаемую вещь. Беркли приводил такой пример: «Если я с рождения сижу на дне моря и мне бросают сухие куски сахара, которые, дойдя до дна, превращаются в мокрую кашицу, то как я могу выйти из этих условий и знать о не мокром сахаре?!», и добавляет: «Роза не пахнет, если ее никто не нюхает».

Как полагает философ, наш ум способен образовать общую идею о вещи, но не о материи, ибо идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей, сверх того, что может дать чувственное восприятие. «Быть» значит быть в восприятиях, быть воспринимаемым, ибо предметы, вещи, воспринимаемые нами — существуют реально, а критерием их реальности являются наши ощущения. Отсюда его известная формула: Esse est percipi — «Быть — значит быть воспринимаемым».

Беркли убежден, что «идеи» не могут быть копиями или подобиями вещей. «Идеи могут быть сходны только с идеями».

Таким образом, материалистическому сенсуализму Локка Беркли противопоставляет идеалистический сенсуализм.

Для сравнительного анализа философии Локка и Беркли не лишним будет подробнее поговорить, в чем конкретно не соглашался Беркли с Локком.

  • 1. Вы помните, что философия Локка исходила из того, что источником ощущений является внешний мир, существующий независимо от сознания. Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт учения Локка, и как уже было сказано, объявляет ощущения (идеи) единственной воспринимаемой субъектом реальностью.
  • 2. Беркли против метода Локка, т. е. против абстракции, так как, по мнению Беркли, абстрактная идея невозможна, она абсурдна, внутренне противоречива, мы не можем ни воспринимать, ни воображать подобную идею.
  • 3. Беркли выступает также против учения о первичных и вторичных качествах материи, утверждая, что все идеи существуют только в душе.

Отвергая материализм и отстаивая принципы субъективного идеализма, Беркли старается избежать солипсизма (с лат. solus — один, единственный, ipse — сам) — это крайняя форма субъективного идеализма, которая признает существование человека (субъекта) и его сознания, а объективный мир, в том числе и люди, существуют лишь в сознании субъекта.

В философии Беркли происходит соединение субъективного идеализма с объективным идеализмом.

Дело в том, что, как мы уже говорили, существование «идеи» в объективной реальности Беркли отрицает, они существуют лишь в нашей мысли.

Тут Беркли сталкивается с неизбежным вопросом: откуда появляются эти «идеи» в нашей мысли? И здесь он вынужден творящую силу приписать богу, допустить существование творца всего сущего.

Ответ Беркли на этот вопрос и является соединяющим звеном субъективного идеализма с объективным. Для тех, кто забыл: объективный идеализм опирается на признание существования абсолютного духовного принципа — Бога.

Таким образом, Беркли подходит к выводу, что «мир оказывается не моим представлением, а результатом одной верховной причины». Бог создает и законы природы и те критерии, которые дают возможность отличить «более реальные» идеи от менее реальных идей. Это направление к объектив ному идеализму дальше в творчестве Беркли постепенно усиливается. Более того, философия Беркли, по оценкам некоторых критиков, подобно схоластике была служанкой богословия, «апологией христианской религии». «Бог был его первой мыслью, точкой опоры всей его «богоодержимой философии» — писал Лаке о Беркли. Философская система Беркли была изначально задумана как модернистский вестибюль, ведущий в храм божий — писали о нем другие критики.

В решении вопроса о пространстве и времени Беркли противостоит теории Ньютона. Если Ньютон их характеризует как абсолютные, то Беркли пространство считает лишь специфическим упорядочением определенных чувственных восприятий, а время — выражением их взаимной последовательности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: