Джордж Беркли, биография, история жизни, факты.

БЕРКЛИ: биография жизнь идеи философия: ДЖОРДЖ БЕРКЛИ


Читай биографию философа: кратко о жизни, основных идеях, учениях, философии
ДЖОРДЖ БЕРКЛИ
(1685–1753)

Английский философ; епископ в Клойне (Ирландия). В “Трактате о началах человеческого знания” (1710) утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятий и мышления; бытие вещей состоит в их воспринимаемости. Учение Беркли – один из источников эмпириокритицизма, прагматизма, неопозитивизма.

Джордж родился 12 марта 1685 года на юге Ирландии в Килкрине, неподалеку от Килкенни. Он был старшим из семи детей в семье мелкопоместного дворянина Уильяма Беркли.

Когда в Англии вспыхнула “Славная революция”, закончившаяся в 1689 году свержением Якова II, Джорджу минуло три года. К власти пришла буржуазия. Попытка реставрации Яковом II феодальной монархии закончилась провалом после поражения на реке Войн в Ирландии в 1690 году. Ирландское население подверглось репрессиям. В стране начался голод, эпидемии, разразились восстания.

На одиннадцатом году жизни Джордж начал учебу в Килкенни, в той самой школе, где ранее учился великий сатирик Джонатан Свифт, ставший впоследствии его другом. В пятнадцать лет Джордж стал студентом Тринити-колледжа в Дублине.

В 1704 году Беркли получил первую ученую степень бакалавра искусств, а через три года – звание fellow (научного сотрудника) и начал преподавать в колледже. В том же году были опубликованы анонимно его первые научные произведения – два трактата по математике. Два года спустя Беркли получил первый сан священнослужителя.

В 1707 году Беркли начал вести философские тетради, в которые на протяжении двух лет заносил свои мысли и критические соображения, день за днем формулируя по мере их созревания основоположения своего нового философского учения. Этот философский дневник молодого Беркли, позволяющий проникнуть в сокровенный ход его мыслей и стремлений, был обнаружен и впервые опубликован в 1871 году А. К. Фрейзером.

Философские тетради Беркли заключают 888 заметок, помеченных автором, очевидно, для систематизации материалов при последующем их использовании, буквенными символами: S – для заметок о духе и душе, М – для материи, Е – для существования, Т – для времени и т. д. Из этих тетрадей видно, что Беркли был уже в то время знаком не только с традиционными теологическими и философскими догмами, но и с учениями Декарта, Мальбранша, Бэкона, Гоббса, Гассенди и Локка. Философское учение Локка входило в программу обучения, хотя Питер Браун (впоследствии епископ Коркский), возглавлявший колледж, в собственных работах подвергал резкой критике материалистические воззрения Локка и Толанда. В1709 году вышла в свет первая работа Беркли, предвещающая его философское учение – “Новая теория зрения”, она была посвящена не столько оптике, сколько психологии восприятия и вплотную подводила к его отчетливо намеченной в философских тетрадях гносеологии, но еще последовательно не формулировала ее, как бы останавливаясь на полпути.

Уже в следующем году 25-летний Беркли издает “Трактат о началах человеческого знания”, где высказывает свои философские взгляды, новую философскую концепцию, вошедшую в историю философии под названием берклианства. “Трактат” – главное философское произведение ирландского мыслителя. Разбросанные в философских тетрадях размышления приведены здесь в целостную систему. Собственно говоря, это была лишь первая часть “Трактата”. Вторая часть, рассматривавшая вопросы психологии и этики, была написана и безвозвратно утеряна Беркли во время его путешествия, а третья часть, задуманная как натурфилософия, так никогда и не была написана. Поражает необычайная разносторонность интересов Беркли. Философия и математика, физика и медицина, экономика и психология, политика и геология – всем этим отраслям знания он уделял внимание, по всем высказывал свое суждение. Он владел греческим, латинским, древнееврейским, французским языками и с большим литературным мастерством писал на родном языке.

Неверие, по его глубокому убеждению, было источником всех зол на земле. Главной задачей философии Беркли видел в борьбе против материализма. Об этом можно судить хотя бы по подзаголовкам его важнейших работ: “Трактат”, “в котором исследуются главные причины заблуждения и трудности наук, а также основания скептицизма, атеизма и безверия”; “Три диалога между Гиласом и Филонусом” (1713) – “в опровержение скептиков и атеистов”; “Алсифрон” (1732) – “апология христианской религии против так называемых свободомыслящих”; “Аналитик” (1734) – “рассуждение, адресованное неверующему математику”.

Но Беркли понимал, что необходимы новые средства овладения умами современников, соответствующие новому уровню науки и культуры, новому буржуазному строю общественного бытия и сознания.

Он был настолько радикален в разрыве со старыми методами религиозной апологетики, что взгляды его показались стародумам парадоксальными и были встречены не только неодобрительно, но с явным озлоблением и даже нескрываемым презрением. “Знакомый врач, – писал Беркли его друг Джон Персиваль (впоследствии герцог Эгмонтский) по получении посвященного ему “Трактата”, – характеризуя вашу личность, уверял меня, что вы, наверное, сумасшедший и нуждаетесь в лечении. А один епископ жалеет вас из-за того, что тщеславное желание придумать что-нибудь новое побудило вас предпринять такую затею”.

В ожесточенную полемику с Беркли включились не только те, против кого он боролся, но и те, чьи интересы по существу совпадали с его собственными.

С 1713 года начались странствования Беркли. После поездки в Лондон он в качестве капеллана лорда Петерборо, чрезвычайного посла при дворе сицилийского короля, отправился в Италию. По дороге он пробыл месяц в Париже, где встретился с Николаем Мальбраншем – философом, шедшим к теоцентризму параллельным берклианскому, хотя и иным, путем. С произведениями Мальбранша Беркли познакомился еще в студенческие годы. После этой встречи распространилась легенда, будто встреча с Беркли привела Мальбранша в такое возбуждение, что он вскоре умер.

Читайте также:
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше - отзывы, мнение, рейтинг

На следующий год Беркли вернулся после долгого путешествия на родину, а в 1716 году снова отправился в Италию, на этот раз в качестве гувернера сына Эша, епископа Клоферского (оттуда он вернулся в Лондон в 1721 году). Посланный им на конкурс во Французскую королевскую академию написанный по-латыни трактат “О движениях” не получил искомой премии. Основным содержанием трактата была идеалистическая критика понятия физической причинности.

Но странствия на этом для Беркли не закончились. Его тянуло за океан, туда, где, покоряя и уничтожая туземное население, Британская империя утверждала свое колониальное владычество. Его влекло в очень далекую в то время Америку.

В расцвете лет Беркли одолела жажда миссионерской деятельности. Он мечтал об организации на Бермудских островах колледжа для подготовки миссионеров из сыновей английских колонизаторов, а также из местного индейского населения. Почему англиканская церковь отстает в этом отношении от католической? А приезжие миссионеры не могут оказать такого влияния, как туземцы?

Беркли не только мечтал Он проявил огромную энергию и настойчивость в разработке и осуществлении своего “Проекта лучшего обеспечения церквей в наших зарубежных владениях и обращения диких американцев в христианство при посредстве колледжа, который следует организовать на Летних островах, иначе называемых островами Бермуды”.

Несколько лет продолжалась упорная борьба Беркли и его друзей за утверждение проекта парламентом и королем. Пришлось преодолеть “серьезную оппозицию, диктуемую различными интересами и мотивами” (письмо Т Прайору от 12 мая 1726 года). Наконец проект был санкционирован и на построение колледжа на Бермудах была утверждена правительственная субсидия в 20 000 фунтов. Тем временем были собраны с той же целью добровольные пожертвования, позволившие отправиться в желанный путь. Помогли также деньги, неожиданно полученные Беркли по завещанию Эстер ван Омри, покинутой подруги Свифта, “Ванессы”, с которой Беркли никогда не встречался.

Незадолго до своего отъезда сорокатрехлетний Беркли женился на Анне Форстер “Я избрал ее, – писал он Персивалю 3 сентября 1728 года, – за ее умственные достоинства и за ее стихийное влечение к книгам”. Свадебным подарком, преподнесенным Беркли Анне, была прялка. Семейная жизнь их оказалась счастливой. “Как все мыслители, – пишет биограф Беркли, – он ценил блаженство одиночества”, наслаждаясь семейным уютом. Как и в семье его отца, у Беркли было семеро детей, к которым он относился с большой любовью и заботой.

В сентябре 1728 года Беркли с женой и несколькими друзьями, наняв 250-тонное судно и нагрузив его бесчисленными книгами, отправились в дальний путь, но не на Бермудские острова, а на Род-Айленд. Четыре месяца спустя, в конце января 1729 года, Беркли сошел на берег Род-Айленда в Нью-Порте. “Это – господин среднего роста, приятной, привлекательной и импонирующей внешности”, – писала на следующий день местная газета.

Почти три года прожил Беркли обособленной, замкнутой жизнью в доме, построенном на купленной им ферме в предместье этого городка, отстоявшего около 70 миль от Бостона, в тщетном ожидании ассигнованных правительством средств на постройку колледжа. Из-за политических интриг и столкновения противоречивых интересов ассигнования все откладывались. Уединение изредка нарушалось встречами с местной “элитой”.

В 1730 году было организовано Литературно-философское общество. В Нью-Порте было около пяти тысяч жителей, в подавляющем большинстве белых (около 650 негров и 250 индейцев). В последствии, вернувшись в Лондон, Беркли в одной из своих проповедей рассказывал о том, что среди белых на острове преобладают сектанты, что индейцы гибнут от оспы и вырождаются от пьянства, что негры, будучи рабами, считаются недостойными крещения.

Безотрадная картина. А денег на постройку колледжа все нет и нет. Так и не дождавшись, не достигнув поставленной цели, Беркли отправляется осенью 1731 года в обратный путь в Лондон. “Его пребывание в Америке было трагичной потерей времени. Он ничего не делал, и ждал, ждал в надежде на обещанные ассигнования”.

Находясь в Америке, Беркли обрел, однако, своего первого ученика и последователя Сэмюеля Джонсона, впоследствии президента Королевского колледжа, занятия в котором велись по планам, намеченным Беркли в письме к Джонсону. Этот колледж послужил основой будущего Колумбийского университета. Свой труд “Elementa philosophica” (1752) Джонсон посвятил своему учителю А учеником самого Джонсона был Джонатан Эдварде – самый влиятельный американский теолог и философ-идеалист первой половины XVIII века, утвердивший в этой стране берклианскую линию в философии.

В память о неосуществленных замыслах ирландского философа-миссионера его имя носит американский приморский город, где расположен Калифорнийский университет. Не трудно представить, какое чувство горечи и разочарования испытывал Беркли, возвращаясь из-за океана. Мечта оказалась несбыточной Беркли не был тщеславен, не гонялся за славой, карьерой и богатством. “Он – абсолютный философ в том, что касается денег, титулов и властолюбия”, – писал о нем Свифт. Беркли верил в свое дело.

Сразу же после приезда в Лондон Беркли публикует свою наиболее пространную работу “Алсифрон”, написанную в форме диалогов в томительные годы род-айлендского уединения. “Алсифрон” отстаивает христианское вероучение и религиозную мораль от свободомыслящих, обрушиваясь на их этические учения.

Читайте также:
Арту́р Шопенга́уэр - отзывы, мнение, рейтинг

“Предписания и изречения неба, – проповедует Беркли, – несравненно более доступны народу и более пригодны для блага общества, чем рассуждения философов, и мы в соответствии с этим ни в одной стране не находим, чтобы естественная или рациональная религия, как таковая, стала народной и национальной религией”. Этот довод в высшей степени характерен для консервативного склада ума. “Так есть, стало быть, так должно быть”.

За “Алсифроном” последовало полемическое сочинение против критиков первой работы Беркли – “Новой теории зрения” и философско-математическое произведение “Аналитик”, в котором борьба в обычном для Беркли направлении ведется на математической арене.

“Это произведение, – гласит подзаголовок, – в котором исследуется, являются ли предмет, принципы и выводы современного анализа более отчетливо понятыми или более достоверно доказанными, чем религиозные таинства и верования”.

Поворотным пунктом в биографии Беркли, определившим весь его дальнейший образ жизни, было посвящение его в мае 1734 года в духовный сан епископа Клойнского Сорокадевятилетний Беркли вернулся в Ирландию и поселился в небольшом южном местечке Клойн, в двадцати милях от Корка. В этой бедной, отсталой епархии он провел восемнадцать лет, практически всю свою дальнейшую жизнь.

“Я, – писал Беркли 8 марта 1751 года Прайору, – стал человеком, чуждым политических развлечений визитов и всего того, что в свете называют наслаждениями”. “Вечер своей жизни, – писал он за год до смерти (письмо к Джорвейсу от 6 апреля 1752 году), – я предпочел провести в спокойном уединении. Прежде меня забавляли честолюбивые проекты, интриги и политические столкновения, теперь же они представляются мне пустым, мимолетным видением”.

Последним произведением Беркли, очень странным и тем не менее приобретшим популярность и переведенным на французский, немецкий, голландский и португальский языки, был изданный в 1744 году “Сейрис” (от древнегреческого – цепь) – “цепь философских размышлений и исследований”. Его содержание – причудливая смесь терапии, философии и мистики. Своим успехам “Сейрис” обязан главным образом пропаганде раствора дегтярной воды как панацеи от всех болезней.

Применение дегтярной воды как лечебного средства Беркли наблюдал у американских индейцев и испытал на себе. Рецепты Беркли были широко разрекламированы. Для фармацевтов разных стран они оказались безусловно полезными. По поводу дискуссии о дегтярной воде, возникшей в медицинской прессе, его преосвященство сложил даже шутливое стихотворение, начинающееся словами “Пить или не пить вот в чем вопрос”.

В той же работе мы находим такую версию философского идеализма, совместимость которой с прежними философскими принципами Беркли и поныне вызывает оживленные споры среди историков философии. Связующим звеном между медициной и философией служит в “Сейрисе” алхимия и магия – учение об “огненном начале”, исходящем из “мировой души”. Нельзя не согласиться с тем, что “Сейрис” – “одна из самых причудливых книг, когда-либо написанных философом”.

В августе 1752 года епископ Клойнский покинул свою епархию и переехал в Оксфорд, где поступил в университет его второй сын Джордж. Пребывание в Оксфорде продолжалось недолго 14 января 1753 года совершенно неожиданно, сидя за чайным столом в кругу своей семьи, когда дочь наливала отцу чашку чая, шестидесятивосьмилетний Джордж Беркли мгновенно скончался от апоплексии. В своем завещании, написанном незадолго до смерти, он выразил желание, чтобы его похороны не были пышными и дорогостоящими (“не дороже 20 фунтов”) и чтобы тело его было погребено не ранее пяти дней после его кончины. Воззрения Беркли критиковались во все времена и со всех сторон представителями различных философских направлений.

* * *
Вы читали биографию философа, в которой описана жизнь, основные идеи философского учения мыслителя. Эту биографическую статью можно использовать в качестве доклада (реферата, сочинения или конспекта)
Если же вас интересуют биографии и идеи других философов, то внимательно читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого знаменитого философа (мыслителя, мудреца).
В основном же, наш сайт посвящён философу Фридриху Ницше (его мыслям, идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано, поэтому, трудно понять одного философа, совсем не читая всех остальных.
Истоки философской мысли следует искать в древности.
Философия Нового времени возникла благодаря разрыву со схоластикой. Символы этого разрыва – Бэкон и Декарт. Властители дум новой эпохи – Спиноза, Локк, Беркли, Юм.
В XVIII веке появилось идейное, а также философское и научное направление – “Просвещение”. Гоббс, Локк, Монтескье, Вольтер, Дидро и другие выдающиеся просветители выступали за общественный договор между народом и государством ради обеспечения права на безопасность, свободу, благосостояние и счастье. Представители немецкой классики – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах – впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX – век философов и революционеров. Появились мыслители, которые не только объясняли мир, но и желали изменить его. Например – Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты – Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон. Шопенгауэр и Ницше являются основоположниками нигилизма, философии отрицания, которая имела много последователей и продолжателей. Наконец в XX веке среди всех течений мировой мысли можно выделить экзистенциализм – Хайдеггер, Ясперс, Сартр. Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора.
Русская философия, по мнению Бердяева, начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе представитель русской философии Вл. Соловьев. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее почитаемый на Западе из русских философов – Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
.
© Copyright: Ницше и другие философы

Читайте также:
Аврелий Августин Иппонийский (Aurelius Augustinus Hipponensis) - отзывы, мнение, рейтинг

Читать онлайн биографии философов, факты жизни великих мыслителей, основные идеи и философские учения.

Биография Джорджа Беркли

Джордж Беркли – философ, известный, прежде всего, своей эмпирическими и идеалистическими взглядами.

Детство и ранние годы

Сын англичанина Уильяма Беркли, Джордж появился на свет в Ирландии. Несмотря на корни своего отца, мальчик считал себя ирландцем.

В 1696 г. Беркли-младший поступает в Колледж Килкенни. Позже он учится в Тринити-колледже в Дублине, где в 1704 г. защищает учёную степень бакалавра гуманитарных наук. С этим колледжем, хотя и с перерывами, Джордж будет связан до 1724 г.

В 1707 г. он получает степень магистра гуманитарных наук и становится младшим членом преподавательского состава. В 1710 г. Беркли принимает духовный сан священника Англиканской церкви. В 1717 г., став доктором философии, он становится старшим преподавателем колледжа.

Философская деятельность

Уже во время пребывания в Тринити-колледже, Беркли печатает свои первые труды. Первая книга, «Опыт новой теории зрения», выходит в свет в 1709 г. В этой работе, вызвавшей в то время бурю споров и обсуждений, автор касается вопросов дальности видимости, её характеристики, проблем зрения и осязания и т.д.

В 1710 г. Беркли издаёт «Трактат о принципах человеческого знания». В этой книге автор предпринимает попытки опровергнуть выдвинутые Джоном Локком суждения о природе человеческого восприятия.

Его следующая книга, «Пассивное повиновение», имевшая дело с вопросами морали и политической философии, вышла в 1712 г.

В 1713 г. был издан знаменитый труд Беркли «Три диалога Гила и Филония», в которой философ рассуждает о теории относительности восприятия и понимании реальности наблюдателем.

В 1721 г. выходит в свет научный очерк Беркли «О движении», в котором он отрицает теорию абсолютности пространства, времени и движения, выдвинутую учёным сэром Исааком Ньютоном.

В 1721 г. Беркли получает степень доктора богословия, приняв духовный сан священника Церкви Ирландии, и читает лекции по богословию и еврейскому языку и культуре в Тринити-колледже в Дублине. В этом же году, он возглавляет диоцез Дромор, а в 1724 г. и диоцез Дерри.

В 1734 г. Беркли становится епископом Клонийским, где и прослужит до тех пор, пока не отойдёт от дел.

В 1744 г. он пишет труд на тему пользы древесной смолы и её применения, получивший название «Сейрис, или Цепь философских рассуждений и исследований на тему пользы дегтярной воды», вслед за которой, в 1752 г., увидела свет книга «Дальнейшие размышления о дегтярной воде».

Основные труды

Самой важной работой Беркли являются его «Три диалога Гила и Филония» (1713 г.), в которых поднимаются вопросы относительности восприятия, постижимости реальности и феноменализма. Метафизические взгляды автора в данной работе передаются посредством диалога между двумя персонажами, Гилом и Филонием.

Научный очерк о природе движения, носящий название «О движении» (1721 г.), опровергает целый ряд представлений сэра Исаака Ньютона о пространстве, времени и движении. Например, Беркли оспаривает утверждение Ньютона о том, что движение есть понятие абстрактное, независимое от пространства и времени.

В 1732 г. был издан диалог «Алкифрон», в котором действие происходит в виде разговора четырёх вольнодумцев Алкифрона, Лисикла, Евфранона и Крито.

Одной из последних работ Беркли была книга «Сейрис, или Цепь философских рассуждений и исследований на тему пользы дегтярной воды» (1744 г.). В ней автор описывает целый ряд медицинских применений дёгтя, а также рассуждает на отвлечённые темы науки, философии и богословия.

Личная жизнь

В 1728 г. Джордж Беркли берёт в жёны Анну Форстер, дочь верховного судьи Суда общих тяжб Ирландии. В семье родилось семеро детей, но лишь трое из них дожили до взрослых лет.

Беркли принимает активное участие в гуманитарной деятельности, помогая брошенным детям Лондона. Он становится одним из первых управителей Воспитательного дома, основанного Королевской грамотой 1739 г.

Беркли был человеком весёлым, дружелюбным и добродушным, которого любили все, кто его знал. В 1752 г. он отходит от дел, и остаток своих дней проведёт со своим сыном.

Умер Беркли в возрасте 67 лет.

Интересные факты

От имени этого великого философа получил своё название город Беркли в штате Калифорния, США.

Философия Беркли оказала влияние на взгляды многих современных мыслителей, Иммануила Канта и Дэвида Юма в их числе.

Джордж Беркли – ирландский «отец идеализма»

Практически столетие с момента смерти епископа Джорджа Беркли его идеи вызывали разве что насмешку. Многие были убеждены – философ, мол, был не в своём уме, а его труды не стоят внимания. Как выяснилось позже, Беркли просто значительно опередил своё время: его наследие усвоили и признали лишь на рубеже XIX-XX веков. Цитировать его вдруг стали самые известные философы того времени: среди них был, например, и Владимир Ленин.

Тринити-колледж в Дублине наравне с Дублинским университетом считается старейшим и самым престижным учебным заведением Ирландии. Именно его посещал юноша Джордж Беркли, родившийся в 1685 году на юге острова, недалеко от города Килкенни. В возрасте 20 лет он уже стал бакалавром, а вскоре, оставшись там преподавать, вообще получил степень магистра.

Читайте также:
Джон Локк - отзывы, мнение, рейтинг

Беркли был образован всесторонне и далеко не сразу его внимание привлекла философия: первые свои работы он посвятил математике и физике. Так, например, в XVIII веке широко обсуждался его труд «Эссе к новой теории видения», в котором он рассматривает вопросы зрения, осязания и визуального расстояния. Сейчас его работа составляет основу теории оптики.

Только после 1710 года Беркли увлекся разными методами познания: тогда он написал «Трактат о принципах человеческого знания», в котором утверждал, что за пределами человеческого разума ничего не существует. Тогда-то ученый и почувствовал на себе шквал критики: ведущие философы того времени — такие, например, как Сэмюел Кларк или Уильям Уистон — просто смеялись над ним, называя его принципы ложными.

Неизвестно, по какой причине — возможно, из-за начавшейся травли в научном сообществе — Беркли отправился в грандиозный тур по Европе: вплоть до 1720 он объездил её вдоль и поперек, при этом больше всего времени посвятив изучению Апеннинского полуострова и итальянских городов. Впрочем, затем Беркли вернулся в родные пенаты: он вновь стал преподавать в стенах Тринити-колледжа.

Неожиданно философу досталась большая сумма денег: по совершенно необъяснимым причинам возлюбленная писателя Джонатана Свифта «Ванесса» — настоящее имя Эстер Ваномри — завещала практически все своё состояние именно Беркли, с которым была едва знакома. Сам Свифт проявил благородство и не стал оспаривать решение Ванессы, впрочем, по оценкам современников, из-за неразберихи львиную долю денег женщины присвоило себе государство.

Полученные деньги Беркли инвестировал в свой диковатый, на первый взгляд, проект: ученый задумал открыть специальный колледж на Бермудских островах, в котором готовили бы миссионеров для работы в британских колониях. Они, по плану, должны были обращать язычников Северной Америки в христианство. Аристократы и даже британский парламент идею поддержали: так Беркли отправился в Америку, где ему, к слову, предложили очень скромную зарплату — порядка 100 фунтов стерлингов в год. В столь дальнее путешествие Беркли пустился не один, поскольку в 1728 году он успел жениться на Энн Форстер — дочери важного ирландского чиновника.

Между тем, жить на Бермудских островах сам Беркли пока не планировал: он посилился в районе Ньюпорта, на восточном побережье Северной Америки, где купил плантацию. Все его мысли были заняты обустройством идеального города, который потенциально должен был появиться на островах. Для этого, естественно, нужны были колоссальные вложения, которые британские власти все обещали сделать. Тем не менее, все ограничилось лишь обещаниями — до дела так и не дошло. Впрочем, пребывание Беркли в Северной Америке не прошло бесследно: помимо того, что у него появилось четверо детей, философ также приобрел верного ученика — Сэмюэля Джонсона. Он впоследствии по завету Беркли откроет колледж, из которого вырастет известный во всем мире Колумбийский университет. А вот город, в котором он расположен, так и назвали — Беркли.

Как бы то ни было, разочарованный Беркли вынужден был вернуться из Северной Америки в Лондон: там он занимался благотворительностью — помогал открывать больницы и даже принял участие в создании детского дома. В 1734 году Беркли получил должность епископа Клойнского по названию ирландского города Клойн. Там он написал свою самую популярную книгу: она была посвящена вовсе не философии, а тайным лечебным свойствам смолы. Спустя сто лет интеллектуалы, конечно, охотнее покупали книги с размышлениями Беркли, однако современникам по душе пришлось его абсолютно утилитарное сочинение о медицине. Умер выдающийся философ в Оксфорде в 1752 году: он поехал туда, чтобы контролировать обучение сына.

В историю философии Беркли вошел в качестве одного из наиболее ярких представителей субъективного идеализма. Он, в частности, активно критиковал учение Исаака Ньютона и говорил о существовании только духовного бытия. «Странным образом среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум», — писал Беркли. За эти идеи Владимир Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» называл его одним из основоположников «буржуазной философии».

Цитаты и афоризмы епископа Беркли:

«В погоне за истиной мы должны остерегаться того, что нас вводят в заблуждение термины, которые мы неправильно понимаем»

«Абстрактные термины (какими бы полезными они ни были в споре) нужно отбросить при размышлении, поскольку разум должен быть сосредоточен на частном и конкретном, то есть на самих вещах»

«Мы должны думать с учёными, а говорить с простонародьем»

«Если дерево падает в лесу, но рядом нет никого, кто мог бы услышать это, издает ли оно звук?»

«Немногие думают, но все хотят иметь своё мнение»

«Тот, кто говорит, что честного человека не существует, можете быть уверены — сам мошенник»

«Я скорее был бы устрицей, нежели человеком. Самым глупым и бессмысленным из животных»

«Быть — значит быть воспринятым»

«Философы знают, что ничего не знают. Это и есть вершина и завершение человеческого познания»

«Толпа остается при своих заблуждениях и при всем том ухищряется устраивать свои жизненные делишки»

«Все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра»

Джордж Беркли – биография

Краткая информация

  • Детство
  • Философия Беркли
  • Континентальные взгляды в философии
  • Работы, которые нельзя не отметить
  • Значение Беркли в философии
  • Личная жизнь
Читайте также:
Георг Вильгельм Фридрих Гегель, биография

Детство

Джордж Беркли родился в интеллигентной семье, в небольшом поместье на юге Ирландии, его отец был дворянином. Здесь же он провел все детство, а в возрасте пятнадцати лет стал учеником колледжа в Килкенни, после чего успешно сдал вступительные экзамены в Тринити-колледж. С учебой проблем не возникало, и уже в 1704 году он получил степень бакалавра искусств. Через некоторое время молодой специалист и сам стал преподавать в родном колледже. Он искренне любил свою работу, а студентам нравилась легкая, понятная подача материала Беркли, еще недавно самого бывшего студентом. Спустя три года, Беркли анонимно опубликовал свои первые работы по математике, которая наряду с философией и языками была ему очень интересна.

В 1713 году Беркли переехал в Лондон на постоянное место жительства. В это же время в свет стали выходить его первые работы. Благодаря им, а также своему острому уму и легкому нраву, о нем заговорила лондонская элита, признав талант молодого мыслителя.

В этом же году Беркли отправляется в путешествие, основной целью которого являлась миссионерская миссия. За 4 года он побывал во Франции, Италии, Северной Америке, однако главная его цель так и не была реализована – ввиду отсутствия финансирования, Беркли пришлось вернуться на родину.

Философия Беркли

Еще будучи студентом, Беркли сделал для себя вывод, что естественные науки являются основополагающими. Своей целью он видел создание собственной, абсолютно новой философской системы, которая бы смогла остановить стремительный рост количества приверженцев материальных взглядов. С 1707 года Беркли вел дневник, в котором регулярно делал записи и пометки – именно так и создавалась его система философских взглядов.

Первым серьезным трудом Беркли стал анализ и критика сенсуалистического учения Локка. Отличительной чертой локковской и берклианской системы, исходившей из одних эмпирических предпосылок, были разные выводы. Отличался и тип самой системы – у Локка она была реалистической, у Беркли – идеалистической. Разным были взгляд на качества тех или иных предметов. Локк выделял первичные (длина, вес и т.д.) и вторичные, которые напрямую зависели от первых. Беркли же был твердо уверен – абсолютно все качества являются вторичными. Исходя из его суждений, первичные качества по Локку не могут быть объективными, ввиду их индивидуального восприятия каждым отдельным человеком. Так, в соответствии с берклианской философской системой, существование вторичных и первичных качеств обусловлено исключительно нашим восприятием.

Различными являются и представления о материи. Локк утверждал, что познается она путем абстракции, Беркли же был уверен, что это не возможно, как и понятие «абстрактной идеи» в общем. Здесь, так же как и с качествами предмета, конечный «результат» зависит от человека, воспринимающего материю – именно сознание рисует точное впечатление и образ, никакой общей идеи. Глядя на квадрат, считал Беркли, человек видит квадрат, а не какую-нибудь абстрактную форму. Исходя из его размышлений, абстрактная идея – не более чем обман слов.

Континентальные взгляды в философии

В разрезе своего представления о существующем вокруг мире, Джордж Беркли в результате долгой исследовательской работы, выдвинул немало интересных суждений. Одно из них звучит примерно так: Бог – единственная сила, способствующая зарождению в человеческой душе какого-либо чувства. Все что человек видит и слышит, открывая глаза, не зависит от его желания, и он не способен выбирать между «видением» и «не видением». Следовательно, есть другая, сила, которая и производит в душе человека все ощущения.

Труды Беркли детально изучаются по сегодняшний день, а некоторым исследователям удается выдвинуть довольно нестандартные теории. Так, бытует мнение (не подтвержденное, но имеющее прав на существование), что философские взгляды Беркли формировались на основании теории Мальбранша. Если верить данному суждению, выходит, что взгляды Джорджа Беркли очень схожи со взглядами представителей картезианской философской школы, в то время как эмпиризм в его учениях отсутствует.

Работы, которые нельзя не отметить

Мыслителем было создано множество работ, которые внесли огромный вклад в развитие философии, но его отдельные труды заслуживают особого внимания. Например, произведение «Сейрис», в котором Беркли, умело сочетая философию, терапию и мистику, рассуждает о целительных свойствах дегтярной воды. Труд, выпущенный в 1744 году, стал последней работой мыслителя. Или «Алкифон», написанный в Америке, в котором идет речь о «свободомыслящих». «Три диалога Гиласа и Филонуса» — еще одна очень интересная работа, в которой Беркли затрагивает вопрос относительности метафезического восприятия окружающего мира .

Значение Беркли в философии

Суждения Беркли во все времена воспринимались довольно эмоционально, причем реагировали на них представители многих философских направлений. Его солипсическая установка давала много поводов для размышлений, и как следствие была отличной почвой для опровержений. Однако не меньше было у ученого и сторонников, количество которых не уменьшается по сей день.

Основная идея мыслителя – формирование образов вследствие душевного осязания предметов – была затронута во всех его работах. Иными словами, любой предмет, подлежащий восприятию, воспринимается изначально душой.

В период активной деятельности Беркли мир переживал переход от картезианской и локковской философии к кардинально противоположной философии Юма и Канта. Значение философии Джорджа Беркли в общей копилке развития и становления науки сложно переоценить. Он первым обосновал положение мира как совокупности индивидуальных образов и представлений в сознании субъекта.

Личная жизнь

Несмотря на столь серьезные труды философа, он отличался веселым нравом и дружелюбностью.

Читайте также:
Сократ, биография, история жизни, факты.

Женой Беркли стала Анна Форстер. Девушка была из довольно обеспеченной семьи, а ее отец был верховным судьей в Ирландии. В браке у пары родилось семь детей, но четверо из них погибли еще будучи совсем маленькими – таковы особенности тогдашнего времени.

В свое время Беркли, получив неплохое наследство от дальнего родственника, выступил с предложением построить миссионерскую школу на Бермудских островах. Изначально такая инициатива пришлась по душе правительству – обращение язычников в христиан было заманчивой перспективой. Однако, когда уже было практически все оговорено, а Беркли отправился на острова для начала работ, правительство оставило эту затею, перестав финансировать проект и ему пришлось вернуться.

Кроме всего прочего, Беркли также носил сан епископа Клойнского на родине, в Ирландии.

Джордж Беркли: биография, мысли, вклад и работы

Содержание:

  • биография
  • Ранние годы и публикации
  • Путешествие по Европе и возвращение в Ирландию
  • Приключения в Америке
  • Годы в качестве епископа Клойна
  • Смерть
  • Думал
  • Эмпиризм
  • Имматериализм или идеализм
  • Взносы
  • Аргументы из теории относительности
  • Новая теория зрения
  • Философия физики
  • Пьесы
  • Очерк новой теории зрения
  • Трактат о принципах человеческого знания
  • От Моту
  • Сирис
  • Ссылки

Джордж Беркли (1685–1753) был ирландским епископом, философом и ученым, наиболее известным своей эмпирической идеалистической философией и одним из величайших философов раннего Нового времени.

Более того, он был известен как один из самых ярких критиков своих предшественников; особенно от Декарта, Мальбранша и Локка. Он был известным метафизиком, защищавшим идеализм; то есть все (кроме духовного) существует в той мере, в какой оно может быть воспринято чувствами.

Его наиболее изученные работы, Трактат о принципах человеческого знания Y Очерк новой теории зрения, также как и От Моту Y Сирис, это были сочинения с множеством аргументов, которые приводили в восторг современных философов того времени.

С другой стороны, он вызвал большой интерес к различным предметам, таким как религия, психология зрения, математика, медицина, мораль, экономика и физика. Хотя его первые читатели не смогли понять его работы, спустя годы он повлиял на мышление шотландца Дэвида Юма и немца Иммануила Канта.

биография

Ранние годы и публикации

Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года в графстве Килкенни, Ирландия. Он был старшим сыном Уильяма Беркли, кадета из благородной семьи Беркли. Нет четких записей о том, кем была его мать.

После нескольких лет обучения в колледже Килкенни он поступил в Тринити-колледж в Дублине в возрасте 15 лет. Позже, в том же учреждении, в 1702 году он был избран академиком; Он получил степень бакалавра в 1704 году и получил степень магистра в 1707 году.

В том же году Беркли вошел в мир философии, начав делать философские аннотации, также называемые «философскими комментариями». Они предоставили богатую документацию о ранней эволюции Беркли как философа.

«Философские тетради Беркли» предоставили читателям возможность проследить рост идеалистической философии до критических откликов Декарта, Локка, Гоббса и других.

В 1709 году он опубликовал свою первую крупную работу по математике, в которой Беркли исследовал визуальное расстояние, величину, положение и проблемы зрения и осязания. Хотя это эссе вызвало ряд противоречий, его выводы в настоящее время принимаются как часть теории оптики.

Год спустя он опубликовал Трактат о принципах человеческого знания а в 1713 г. Три диалога между Гиласом и Филонусом.

Путешествие по Европе и возвращение в Ирландию

Год спустя Беркли посетил Англию и был принят в круг Аддисона, Поупа и Стила. Между 1714 и 1720 годами он прервал свои академические усилия, совершив обширные поездки в Европу.

Завершая свое путешествие по Старому континенту в качестве наставника для молодого человека, Беркли сочинил От Моту; фрагмент, в котором он развил свои взгляды на философию науки и сформулировал инструменталистский подход к ньютоновской динамике.

После гастролей ирландец вернулся на родину и возобновил работу в Тринити-колледже. Параллельно с этим в 1721 году он принял священный сан в Ирландской церкви, получив докторскую степень по богословию; на самом деле он провел несколько конференций по этой теме.

В 1724 году он ушел из Тринити, когда его назначили деканом Дерри. Именно в это время Беркли начал обдумывать свой план создания университета на Бермудских островах, поэтому в следующем году он начал свой проект по обучению служителей и миссионеров в колонии.

Приключения в Америке

Получив письмо и обещания о финансировании от британского парламента, Беркли отправился в Америку в 1728 году в сопровождении своей жены Анны Форстер, талантливой и образованной женщины, которая придерживалась философии своего мужа до дня его смерти.

Они провели три года в Ньюпорте, Род-Айленд (США), где купили плантацию в Мидлтауне. Есть сведения, что несколько американских университетов, особенно Йельского университета, получили пользу от визита в Беркли.

Находясь в Америке, Беркли написал пьесу под названием Алсифрон; работа, направленная против «свободных мыслителей», которых он считал врагами устоявшегося англиканства.

Находясь в Ньюпорте, он составил план идеального города, который планировал построить на Бермудских островах. Он остался на плантации, ожидая обещанных денег; Однако политическая поддержка рухнула, из-за чего они были вынуждены вернуться в Великобританию в 1731 году.

У Джорджа Беркли и Энн было шестеро детей, из которых выжило только четверо: Генри, Джордж, Уильям и Джулия; двое других детей умерли в младенчестве.

Читайте также:
Бенедикт Спиноза, биография, история жизни, факты.

Годы в качестве епископа Клойна

В 1734 году Беркли был рукоположен в епископа Клойна, Дублина, и наконец завершил создание своей новой библиотеки. К тому же его епископат прошел без происшествий.

Затем, в 1737 году, он занял место в ирландской палате лордов, а год спустя опубликовал труд под названием Речь к властям и властям, который осудил Бластеры; клуб Hellfire в Дублине (в настоящее время в руинах).

Штаб-квартира Клойна была домом для поклонения и социальным центром во время эпидемии. В 1944 году он опубликовал свою работу под названием Сирис, серия философских размышлений и трактат о лечебных свойствах дегтярной воды.

В августе 1752 года Джордж назначил своего брата Роберта Беркли генеральным викарием; позже он снял дом в Холиуэлле со своей женой и двумя из их детей (Джорджем и Джулией), где он проживал до своей смерти.

Смерть

14 января 1753 г. он скончался и был похоронен в часовне Церкви Христовой.

Думал

Эмпиризм

Эмпиризм объясняет, что знание происходит из опыта, то есть все, что человек может знать, исходит из чувственного опыта. Беркли придерживается той же позиции эмпиризма, только с некоторыми различиями в некоторых аргументах.

В этом смысле ирландский философ отрицает существование материальных субстанций и говорит, что существование субстанций зависит от восприятия.

Для Беркли все, что можно воспринять с помощью любого чувства (цвет, твердость, запах и т. Д.), Является «идеей» или ощущением, которое не может существовать без восприятия.

Беркли в нескольких своих работах объяснил такой аргумент несколькими примерами: деревья и книги – это просто собрания «идей» и, как таковые, они не могут существовать без «идеи» в уме.

Хотя некоторые идеи эмпиризма совпадали с основной идеей Беркли, в которой он утверждает, что знание приходит из чувственного опыта, для него существует разделение между физическим миром и ментальным миром.

Беркли утверждал, что причина ощущений не явно вызвана физической материей; в противном случае существование дерева – это совокупность идей, связанных с человеческим разумом. Если ума нет, дерева не существует.

Имматериализм или идеализм

Имматериализм, также называемый идеализмом (название, которое было присвоено позже), состоит из новой метафизической версии, утверждающей, что реальность, которую люди могут познать, в основе своей ментальна, то есть нематериальна.

Беркли был тем, кто возродил идеализм в Европе восемнадцатого века, используя скептические аргументы против материализма.

Согласно идеалистической точке зрения, сознание существует раньше и является предварительным условием материального существования; то есть сознание создает и определяет материал, а не наоборот.

Идеализм считает, что сознание и разум являются источником материального мира, и его главная цель – объяснить существующий мир в соответствии с этими принципами.

Согласно Беркли, материалисты вынуждены признать, что объекты, которые реально наблюдаются и к которым прикасаются, существуют лишь прерывисто, что они возникают, когда их воспринимают, и переходят в ничто, когда они больше не воспринимаются. В этом смысле Беркли уважал и понимал материалистические принципы, но не принимал их.

Взносы

Аргументы из теории относительности

В предыдущие годы Локк определил два основных столпа: различие между первичными и вторичными качествами и материалистическую позицию. В этом смысле Локк пришел к выводу, что объект можно определить по его первичным и вторичным качествам.

В противном случае Джордж Беркли утверждает на примере, что размер не является качеством объекта, потому что он зависит от расстояния между наблюдателем и объектом или от размера наблюдателя.

Если учесть, что объект имеет в глазах наблюдателей разный размер, то размер не является качеством объекта. Позже он утверждал, что ни вторичные, ни первичные качества не принадлежат объекту.

Новая теория зрения

Беркли выдвинул несколько аргументов против классиков оптики, утверждая, что пространство нельзя увидеть напрямую, а его форму нельзя вывести логически, используя законы оптики.

Беркли объясняет свою теорию на примере: расстояние воспринимается косвенно так же, как косвенно воспринимается стыд человека. Глядя на смущенного человека, мы делаем вывод, что он смущен, глядя на его покрасневшее лицо.

Таким образом, из опыта известно, что красное лицо указывает на стыд, поскольку их научили связывать эти две вещи. Беркли утверждает, что визуальные подсказки от объекта могут использоваться только для косвенного суждения, потому что зритель учится связывать визуальные подсказки с тактильными ощущениями.

Философия физики

От самых ранних работ Беркли до своих последних он проявлял большую приверженность науке. Он утверждал, что силы гравитации, по определению Исаака Ньютона, состоят из «скрытых качеств», которые ничего не выражают ясно.

Беркли утверждал, что те, кто постулировал «что-то неизвестное в теле, также неизвестно, что они называют« принципом движения », также неизвестно».

Беркли отмечает, что если физики подтверждают ряд правил, которые нельзя проверить на опыте; или, например, если они относятся к «душе» или «бестелесной вещи», то это не относится к физике.

Таким образом, он пришел к выводу, что эти силы выходят за рамки какого-либо эмпирического наблюдения и не могут быть частью настоящей науки; следовательно, он предложил свою теорию знаков как средство объяснения движения и материи без ссылки на «скрытые качества» силы и гравитации.

Пьесы

Очерк новой теории зрения

Беркли опубликовал это эссе в 1709 году, став одной из его самых важных ранних работ. В этом эссе, посвященном новой теории зрения, ему удалось изучить, во-первых, пространственное восприятие, визуальное расстояние, величину, положение и проблемы зрения и осязания.

Читайте также:
Ханс-Георг Гадамер (Hans-Georg Gadamer) - отзывы, мнение, рейтинг

После нескольких анализов, воплощенных в работе, он пришел к выводу, что настоящие объекты зрения не существуют или существуют вне разума, хотя правда в том, что они осязаемы.

Беркли прокомментировал в своей книге, что он хотел учесть восприятие расстояния, размера и положения объектов с помощью того же принципа линий и углов, чтобы его можно было использовать для вычислений.

Роль Бога имеет большое значение для этой работы; для Беркли теория была разработана как функция Бога, поскольку зрение, видимые объекты, а также аргументы визуального языка зависят от Него. Беркли, исходя из своих убеждений, опирался на христианский теизм.

Трактат о принципах человеческого знания

Эта работа, опубликованная в 1710 году, считается одной из самых важных работ Джорджа Беркли; в нем он делится эссе Локка о человеческом понимании и трактатом Юма о природе.

Беркли удалось ввести в сознание все объекты чувств, в том числе материальные; в этом смысле он отвергал материальную субстанцию, материальные причины и абстрактные идеи.

С другой стороны, он определил духовную субстанцию, объяснил возражения против своей теории и объяснил теологические и эпистемологические последствия.

От Моту

Принцип и причина сообщения движений или просто От Моту, это критическое эссе Джорджа Беркли, опубликованное в 1721 году.

Беркли отверг пространство, время и абсолютное движение теорий Исаака Ньютона, что было подходом к его имматериализму. Благодаря этой работе в 20 веке он заслужил титул «предшественник физиков Эрнста Маха и Альберта Эйнштейна».

Сирис

Сирис так называлась последняя работа ирландского философа Джорджа Беркли, опубликованная в 1744 году. Термин «Сирис» происходит от греческого значения «цепь»; книга полна ряда философских размышлений, в которых она представляет восходящую цепочку мыслей, проходящую через всю систему существ.

Кроме того, работа состоит из трактата о лечебных свойствах дегтярной воды, тайне Троицы и повествования о нематериализме.

Беркли, будучи епископом, использовал эту книгу как средство прощания со своими читателями. Вот почему он хотел отразить все свои мысли и убеждения, затронув множество вопросов, которые привлекали его внимание на протяжении всей его жизни: благотворительность, научные исследования, древняя мудрость и христианство.

Беркли Джордж – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.

Беркли (Berkeley) Джордж (1685-1753), английский философ; епископ в Клойне (Ирландия). В «Трактате о началах человеческого знания» (1710) утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятий и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости. Субъективно-идеалистическое учение Беркли — один из источников эмпириокритицизма, прагматизма, неопозитивизма.

Беркли (Berkeley) Джордж (12 марта 1685, близ Килкенни, Ирландия — 14 января 1753, Оксфорд), английский философ и религиозный деятель.

В Дублине. Ранние работы

Родился в семье английских переселенцев. В 1700 Беркли поступил в Тринити-колледж в Дублине. Здесь он испытал сильное влияние идей Дж. Локка и возненавидел схоластику. В 1707 начал преподавать в том же колледже. 1707 год можно считать и началом его философской деятельности. Беркли делает многочисленные (порядка 900 фрагментов) черновые наброски, впоследствии опубликованные под названием «Философские заметки». В этих набросках Беркли, в частности, разрабатывает теорию существования, изложенную в «Трактате о принципах человеческого знания» — самой известной работе Беркли (1710). За год «Трактата» он опубликовал еще один влиятельный труд — «Опыт новой теории зрения». В этом сочинении Беркли выдвигает парадоксальный на первый взгляд тезис — существо, лишенное осязания, не смогло бы судить о реальных расстояниях между вещами. Осязание выступает, по Беркли, учителем зрения. По итогам этой работы создавалось впечатление, что именно осязание выводит человека за пределы сферы его субъективных ощущений. В «Трактате о принципах человеческого знания» Беркли, однако, субъективизирует и осязание. На основе этой работы многие судили о Беркли как о философе солипсистского толка. На деле он, однако, допускал не только собственное существование, но и существование других духов, в том числе Бога. Он проясняет свою позицию в «Трех разговорах между Гиласом и Филонусом» (1713). Уточняющий характер имеет и небольшой латинский конкурсный трактат «О движении» (1721). Беркли задумывал также продолжить публикацию «Трактата о принципах человеческого знания», и уже написал вторую, психологическую или этическую часть, но утерял ее во время одной из поездок.

Епископ в Клойне. «Сейрис» и другие зрелые труды

Философская деятельность составляла лишь часть занятий Беркли. Еще в 1709 году он стал англиканским священником, сделав в дальнейшем успешную карьеру в этой области. Кроме того, Беркли часто путешествовал. В 1713 он побывал в Лондоне, где познакомился с Дж. Свифтом. В 1713-14 и 1716-20 гг. он жил во Франции и Италии, а в 1728 году, после возвращения к преподавательской деятельности в Дублине, отправился в миссионерскую поездку в Америку, где собирался открыть колледж на Бермудских островах. Беркли обосновался в Ньюпорте (Род—Айленд), но из-за трудностей с финансированием в 1732 вернулся на родину, где вскоре получил епископский сан в Клойне. Во время пребывания в Америке он написал работу «Алкифрон, или мелкий философ», направленную против «свободомыслящих» и опубликованную в 1732. Беркли вступал в полемику и по другим вопросам, в частности, отстаивая свои натурфилософские и математические взгляды. В 1744 в Клойне Беркли пишет и публикует трактат «Сейрис», главной целью которого была реклама чудодейственных медицинских свойств «дегтярной настойки», о которой Беркли узнал во время пребывания в Америке, а потом опробовал на себе. Помимо рассуждений о настойке (продолженных Беркли в 1752 в «Дальнейших мыслях о дегтярной настойке») в этой работе содержится немало философских идей, обнаруживающих значительные изменения в общей атмосфере философствования Беркли. Если в ранних работах Беркли аналитичен и демонстрирует удивительную логическую изобретательность, то в «Сейрисе» он обрушивает на читателя горы имен и терминов, обнаруживая широкую эрудицию и добропорядочную приверженность традициям. Показательно в этой связи и увлечение Беркли в поздний период его деятельности риторическими вопросами. Этот литературный прием обращает на себя внимание уже в «Аналитике, или рассуждении, адресованном неверующему математику» (1734). А в 1735 — 1737 гг. Беркли издал работу, целиком состоящую из таких вопросов (в основном на экономические и политические темы, всегда интересовавшие его) — «Вопрошатель, содержащий ряд вопросов, предлагаемых на всеобщее обозрение». Последние полгода жизни, удалившись от дел, Беркли провел с семьей в Оксфорде, куда он переехал, чтобы наблюдать за обучением сына.

Читайте также:
Платон, биография, история жизни, факты.

Репрезентативная теория абстракции

Теоретической основой многих ключевых теорий Беркли является его учение об абстракции, изложенное во введении к «Трактату о принципах человеческого знания». Беркли считает ошибочной локковскую теорию абстракции, согласно которой общие идеи, возникающие через отвлечение от случайных свойств вещей, имеют самостоятельное существование в человеческом уме. Он полагает, что нельзя представить себе человека вообще, треугольник вообще и т. д. Представляются всегда конкретные, единичные вещи. Это не значит, что Беркли отвергает возможность абстрагирования как таковую. Человеческому уму вполне по силам разделение некоторых качеств, скажем, абстрагирование от запаха вещи при сохранении ее зрительного образа. Не отрицает он и общие идеи. Беркли отказывает в существовании только общим абстрактным идеям. В действительности, всякая общая идея, к примеру, идея «фрукта вообще» есть не что иное, как представление какого-то конкретного фрукта, которое, однако, интересует ум не само по себе, а в его репрезентативной функции, в качестве представителя целого класса объектов. Других отличий, кроме изменения точки зрения, между единичной и общей идеей нет. Репрезентативная теория абстракции используется Беркли для критики ряда важнейших понятий традиционной метафизики. Он убежден, что неправильное понимание природы общих идей может приводить к созданию фиктивных понятий, таких как понятие материи, а также к попыткам разделить неразделимое, к примеру, восприятие и существование. Подобные попытки могут оказаться успешными лишь на вербальном уровне. И Беркли полагает, что естественный язык иногда сам подталкивает философов к ошибочным выводам.

«Быть — значит восприниматься»

Одним из самых важных приложений репрезентативной теории абстракции является учение о нераздельности существования и восприятия. Беркли выражает его краткой формулой «esse есть percipi», т. е. «быть — значит восприниматься». Истинность этой формулы, по мнению Беркли, едва ли не самоочевидна. В самом деле, представляя любой чувственный объект, мы одновременно представляем самих себя, представляющих этот объект. Субъект нельзя отмыслить от объекта. Это и значит, что объекты имеют лишь соотносительное существование, зависят от воспринимающего духа. Однако Беркли все же не решается объявить это положение безусловной аксиомой, по-видимому, из-за того, что оно, как кажется, противоречит здравому смыслу, согласно которому предметы чувств существуют независимо от восприятия. И хотя Беркли не считает, что его философия не сочетается со здравым смыслом, он, тем не менее, выдвигает дополнительные доказательства своего основного тезиса. Одна из линий его аргументации состоит в усилении традиционной позиции новоевропейской философии, согласно которой ряд чувственных качеств, такие как цвет, запах, вкус и т. п., в том виде, в каком мы знаем их, субъективны. Обычно это доказывалось ссылкой на то, что один и тот же предмет может казаться разным людям неодинаковым. Скажем, вино одному человеку может показаться сладким, другому — кислым. Поскольку оно не может быть одновременно и кислым, и сладким, приходится допустить, что сладость, кислота, да и вообще любой вкус существует не в вещи, а в восприятии субъекта. Беркли распространяет этот сам по себе небезупречный аргумент (что, он, кстати говоря, чувствовал) на так называемые «первичные качества», протяжение и плотность, которые, как обычно считалось, и конституируют мир материальных, независимых от сознания объектов. К примеру, один и тот же предмет, замечает Беркли, может казаться имеющим разную форму, и, следуя логике доказательства субъективности вышеупомянутых «вторичных качеств» — цвета, запаха и т. д., для недопущения противоречий приходится признавать, что форма и протяжение в целом субъективны. То же самое можно продемонстрировать и относительно плотности. Если так, то все качества, составляющие то, что в обыденном словоупотреблении называется материей, зависят от субъекта и, стало быть, существуют только в его восприятии, что и требовалось доказать. Другая линия доказательства того же тезиса состояла у Беркли в том, что он предлагал читателю попытаться представить свойства предполагаемой материальной субстанции. Трудно спорить, что предметами непосредственного сознания являются не сами вещи, а их ментальные отпечатки, «идеи». Эти идеи существуют в духе, который является их носителем, субстанцией. Но мы предполагаем, что эти идеи более или менее адекватно отображают материальные вещи. Однако Беркли резонно замечает, что идеи могут быть похожи только на идеи. Значит, предполагаемая материальная субстанция должна оказаться носителем идей. Но носитель идей — это дух, а не материя. Поэтому Беркли считает, что понятие материи противоречиво и уверенно заявляет об опровержении материализма. В мире могут существовать только духи и их восприятия. Восприятия не могут быть отделены от духа. Для того, чтобы существовать, они должны актуально, а не потенциально восприниматься. Четкое разъяснение этого момента, сделанное Беркли в «Трех разговорах между Гиласом и Филонусом», сняло двусмысленность, остававшуюся в «Трактате», где могло показаться, что формула «быть — значит восприниматься» имеет тот смысл, что все, что существует, лишь в принципе может быть объектом восприятия. При такой «слабой» интерпретации Беркли не смог бы использовать свой главный принцип для широкомасштабных философских и теологических обобщений, которые он производит в «Трех разговорах».

Читайте также:
Иммануи́л Кант - отзывы, мнение, рейтинг

Джордж Беркли биография философа кратко

Джордж Беркли – философ, известный, прежде всего, своей эмпирическими и идеалистическими взглядами.

Детство и ранние годы

Сын англичанина Уильяма Беркли, Джордж появился на свет в Ирландии. Несмотря на корни своего отца, мальчик считал себя ирландцем.

В 1696 г. Беркли-младший поступает в Колледж Килкенни. Позже он учится в Тринити-колледже в Дублине, где в 1704 г. защищает учёную степень бакалавра гуманитарных наук. С этим колледжем, хотя и с перерывами, Джордж будет связан до 1724 г.

В 1707 г. он получает степень магистра гуманитарных наук и становится младшим членом преподавательского состава. В 1710 г. Беркли принимает духовный сан священника Англиканской церкви. В 1717 г., став доктором философии, он становится старшим преподавателем колледжа.

Философская деятельность

Уже во время пребывания в Тринити-колледже, Беркли печатает свои первые труды. Первая книга, «Опыт новой теории зрения», выходит в свет в 1709 г. В этой работе, вызвавшей в то время бурю споров и обсуждений, автор касается вопросов дальности видимости, её характеристики, проблем зрения и осязания и т.д.

В 1710 г. Беркли издаёт «Трактат о принципах человеческого знания». В этой книге автор предпринимает попытки опровергнуть выдвинутые Джоном Локком суждения о природе человеческого восприятия.

Его следующая книга, «Пассивное повиновение», имевшая дело с вопросами морали и политической философии, вышла в 1712 г.

В 1713 г. был издан знаменитый труд Беркли «Три диалога Гила и Филония», в которой философ рассуждает о теории относительности восприятия и понимании реальности наблюдателем.

В 1721 г. выходит в свет научный очерк Беркли «О движении», в котором он отрицает теорию абсолютности пространства, времени и движения, выдвинутую учёным сэром Исааком Ньютоном.

В 1721 г. Беркли получает степень доктора богословия, приняв духовный сан священника Церкви Ирландии, и читает лекции по богословию и еврейскому языку и культуре в Тринити-колледже в Дублине. В этом же году, он возглавляет диоцез Дромор, а в 1724 г. и диоцез Дерри.

В 1734 г. Беркли становится епископом Клонийским, где и прослужит до тех пор, пока не отойдёт от дел.

В 1744 г. он пишет труд на тему пользы древесной смолы и её применения, получивший название «Сейрис, или Цепь философских рассуждений и исследований на тему пользы дегтярной воды», вслед за которой, в 1752 г., увидела свет книга «Дальнейшие размышления о дегтярной воде».

Основные труды

Самой важной работой Беркли являются его «Три диалога Гила и Филония» (1713 г.), в которых поднимаются вопросы относительности восприятия, постижимости реальности и феноменализма. Метафизические взгляды автора в данной работе передаются посредством диалога между двумя персонажами, Гилом и Филонием.

Научный очерк о природе движения, носящий название «О движении» (1721 г.), опровергает целый ряд представлений сэра Исаака Ньютона о пространстве, времени и движении. Например, Беркли оспаривает утверждение Ньютона о том, что движение есть понятие абстрактное, независимое от пространства и времени.

В 1732 г. был издан диалог «Алкифрон», в котором действие происходит в виде разговора четырёх вольнодумцев Алкифрона, Лисикла, Евфранона и Крито.

Одной из последних работ Беркли была книга «Сейрис, или Цепь философских рассуждений и исследований на тему пользы дегтярной воды» (1744 г.). В ней автор описывает целый ряд медицинских применений дёгтя, а также рассуждает на отвлечённые темы науки, философии и богословия.

Личная жизнь

В 1728 г. Джордж Беркли берёт в жёны Анну Форстер, дочь верховного судьи Суда общих тяжб Ирландии. В семье родилось семеро детей, но лишь трое из них дожили до взрослых лет.

Беркли принимает активное участие в гуманитарной деятельности, помогая брошенным детям Лондона. Он становится одним из первых управителей Воспитательного дома, основанного Королевской грамотой 1739 г.

Беркли был человеком весёлым, дружелюбным и добродушным, которого любили все, кто его знал. В 1752 г. он отходит от дел, и остаток своих дней проведёт со своим сыном.

Умер Беркли в возрасте 67 лет.

Интересные факты

От имени этого великого философа получил своё название город Беркли в штате Калифорния, США.

Философия Беркли оказала влияние на взгляды многих современных мыслителей, Иммануила Канта и Дэвида Юма в их числе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: