Джордж Бе́рнард Шо́у – отзывы, мнение, рейтинг

Второй после Шекспира. Почему нужно прочесть Бернарда Шоу

Пожалуй, в России далеко не все читали пьесы «Дом, где разбиваются сердца», «Цезарь и Клеопатра», «Пигмалион» и другие произведения Джорджа Бернарда Шоу, хотя автора ещё при жизни назвали «вторым драматургом английского театра после Уильяма Шекспира». Более того, он единственный в мире человек, удостоенный одновременно «Оскара» и Нобелевской премии. АиФ.ru рассказывает, что нужно знать об ирландце, который навсегда вошёл в историю английской литературы.

Не такой, как все

С самого детства Шоу отличался от своих сверстников — сатирик на всё имел собственное мнение. Особенное недовольство у него вызывала традиционная система образования. Всю жизнь драматург считал школу самым вредным этапом своего обучения: «Мне в голову не приходило готовить уроки или говорить правду этому всеобщему врагу и палачу — учителю». С самых юных лет он больше времени старался уделять чтению.

Насилие над собой долго продолжаться не могло: Шоу «сбежал из классической школы», когда ему «угрожали занятия Гомером». В возрасте 15 лет драматург начал работать клерком, а сам усиленно занимался в библиотеках. Будущий нобелевский лауреат никогда не сомневался, что дело его жизни — литература. Долгие годы он осаждал редакции, работал музыкальным критиком, литературным рецензентом, театральным обозревателем.

Ещё в юности Шоу написал несколько романов, которые сперва отвергли все английские издательства. С пьесами великого драматурга тоже было не всё гладко. Одна из них — «Профессия миссис Уоррен», впервые поставленная в 1902 году, была запрещена цензурой; другая — «Поживём — увидим» 1895 года — после нескольких репетиций была отклонена; а третью — «Оружие и человек», написанную в 1894 году, вообще никто не понял.

Но упорства автору было не занимать, он продолжал работать в собственном стиле, исключительном для драматургов викторианской эпохи. В каждом своём произведении Шоу поднимал моральные, политические или экономические проблемы, нещадно критиковал пороки английского общества и их быт, включая даже институт брака. А своим главным оружием писатель избрал смех: «Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду».

Не нужно «Нобеля»

Всего Шоу создал более 60 пьес, несколько романов, критических произведений, эссе, и некоторые ещё при жизни автора стали особенно популярны. Среди них пьеса «Дом, где разбиваются сердца», которую Шоу назвал «фантазией в русской манере на английские темы», и «Пигмалион», написанная специально для английской актрисы Стеллы Патрик Кэмпбелл. Почти через 20 лет Шоу вернётся к этому произведению, чтобы в соавторстве с Иэн Дерлимпл, Сесил Льюис, В. П. Липскомб написать по нему киносценарий.

Экранизация пьесы «Пигмалион», в которой Шоу показал, что люди из разных социальных классов отличаются только внешне, во многих странах пользовалась большим успехом и в 1938 году получила премию «Оскар» за лучший сценарий.

В 1925 году заслуги Шоу признал Нобелевский комитет, он присудил писателю одну из наиболее престижных международных премий с формулировкой «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Узнав об этом, сатирик пошутил: «Очевидно, премию мне присудили в благодарность за то, что я облегчил в 1925 году положение всего мира, ничего не опубликовав в этот год». Поблагодарив шведскую академию за признание, он заявил, что отказывается от денег, которые полагаются лауреату. Писатель был уверен, что они, как «спасательный круг, брошенный пловцу, который уже благополучно добрался до берега».

Информация об эксцентричном поступке драматурга вызвала неоднозначную реакцию, многие стали писать Шоу письма с просьбой отдать деньги им, раз уж настолько богат. Но и здесь автор «Пигмалиона» не растерялся, в одной из газет он опубликовал один ответ всем, кто просил у него денег: «Я сейчас отрабатываю двойственное выражение лица. Оно у меня должно выражать бесконечную душевную щедрость и в то же время — зверскую готовность на всё, лишь бы не спасать никого из американцев от разорения, высылая почтой пятьсот долларов. Изобретение динамита ещё можно простить Альфреду Нобелю, но только враг человеческий мог изобрести Нобелевскую премию!»

Почётный гражданин

Шоу много путешествовал, в том числе в 1931 году он посетил СССР, где состоялась его личная встреча с Иосифом Сталиным. Возвращаясь из Советского Союза домой, он заявил: «Я уезжаю из государства надежды и возвращаюсь в наши западные страны — страны отчаяния… Для меня, старого человека, составляет глубокое утешение, сходя в могилу, знать, что мировая цивилизация будет спасена… Здесь, в России, я убедился, что новая коммунистическая система способна вывести человечество из современного кризиса и спасти его от полной анархии и гибели».

Шоу всегда активно занимался политикой. А когда к власти пришла лейбористская партия, для которой он сделал очень многое, драматургу в знак благодарности предложили дворянство и титул пэра, но он от всего отказался. Лишь в 90-летнем возрасте Шоу всё же согласился стать почётным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где провёл свои молодые годы.

Читайте также:
Фридрих Гёльдерлин, биография, история жизни, факты.

Интересные факты и случаи из жизни английского драматурга Джорджа Бернарда Шоу

Джордж Бернард Шоу прослыл среди современников если и не мудрецом, то человеком потрясающе острого ума и языка, похожего на лезвие бритвы. Diletant. media рассказывает интересные факты и случаи из жизни саркастичного писателя.

Шоу Джордж Бернард ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный — после Шекспира — драматург, писавший на английском языке. Единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»)и премии «Оскара» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»). Писатель отказался от денежной части Нобелевской премии по литературе (однако принял медаль лауреата).

Как-то раз Шоу был приглашен в один богатый дом. Не успел он войти в гостиную, как дочь хозяина дома села за рояль и принялась играть какую-то салонную пьеску.

— Вы, кажется, любите музыку? — спросил его хозяин дома.

— Конечно, — ответил Шоу, — но пусть это не мешает вашей дочери музицировать.

Выдающийся драматург увлекался боксом и даже выступал на состязаниях

Мало кому известно, что выдающийся английский драматург Бернард Шоу увлекался боксом и даже выступал на состязаниях.

— Сколько вы хотели бы зарабатывать, чтобы считать себя счастливым? — спросили однажды у Бернарда Шоу.

— Ровно столько, сколько я зарабатываю по мнению моих соседей, — ответил он.

Драматург часто любил сам вести машину, забирая руль у личного шофера. Однажды, когда он вел машину по очень неровной и извилистой дороге со многими поворотами, у него неожиданно возникла тема для новой пьесы.

— Что вы думаете о моей идее? — спросил возбужденный Шоу шофера, который сидел рядом, и с юношеским азартом стал развивать перед ним сюжетные хитросплетения задуманного им произведения.

Неожиданно шофер вырвал у восторженного Шоу руль.

— Что вы делаете? — воскликнул от неожиданности писатель.

— Извините, сэр, — ответил шофер, — но у вас получается такое прекрасное произведение, что я не хочу позволить вам помереть раньше, чем вы его напишете.

Шоу часто любил сам вести машину, забирая руль у личного шофера

Один писатель пригласил Бернарда Шоу на премьеру своей новой комедии. Когда они прибыли в театр, контролер согласился пропустить только автора пьесы, а Бернарда Шоу ни за что не пропускал.

Писатели попали в зал только после вмешательства администратора. Шоу смотрел пьесу с большим вниманием, но ничем не проявлял своего отношения к ней. Когда, наконец, занавес опустился, он вышел из зала, разыскал контролера, который не хотел его пропустить, вручил ему фунт стерлингов и сказал:

— Прошу прощения! Я убедился: относительно меня у вас были наилучшие намерения.

На вопрос о том, какие 5 книг вы бы взяли с собой на необитаемый остров, драматург ответил, что взял бы 5 книг с чистыми страницами. Эту концепцию в 1974 году воплотило американское издательство Harmony Books, выпустив книгу под названием «Книга Ничто», которая состояла исключительно из 192 пустых страниц. Она нашла своего покупателя, и впоследствии издательство не раз переиздавало эту книгу.

— Скажите, как вам удается каждую минуту придумывать остроумные и мудрые фразы? — спросили Бернарда Шоу.

— Это чрезвычайно просто, — ответил он.

— Когда мне в голову приходит какая-нибудь глупая мысль, я тотчас говорю совершенно противоположное.

Драматург отозвался довольно критически о живописи в присутствии одного художника.

— Почему вы разрешаете себе быть таким непримиримым? -вознегодовал художник. — Ведь вы же, сэр, не написали в жизни ни одной картины!

— Что верно, то верно, — спокойно согласился с ним писатель.

— Однако я могу же высказать свое мнение об омлете, хотя не снес в своей жизни ни одного яйца.

У вас такой вид, что можно подумать, будто Англия голодает

Шоу встретился с очень толстым джентльменом. Взглянув на худого Шоу, толстяк сказал:

— У вас такой вид, что можно подумать, будто Англия голодает.

— А посмотрев на вас, — ответил Шоу, — можно подумать, что вы являетесь причиною этого голода.

Писатель был вегетарианцем и дожил до 94 лет. В 70 лет на вопрос «как вы себя чувствуете?» он ответил: «Прекрасно, только мне докучают врачи, утверждая, что я умру, если не буду есть мясо». В 90 лет на тот же вопрос он отвечал: «Прекрасно, больше меня никто не беспокоит: те врачи, которые меня пугали, что я не смогу прожить без мяса, уже умерли».

Умер Шоу 2 ноября 1950 года. По его желанию тело его было сожжено без всяких обрядов, а прах смешан с прахом жены и рассыпан в его любимом саду.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также:
Чак Паланик, биография, история жизни, творчество

Джордж Бе́рнард Шо́у – отзывы, мнение, рейтинг

В этот день в 1964 году на экраны вышел чудесный музыкальный фильм Джорджа Кьюкора “Моя прекрасная леди” с неподражаемыми Одри Хепбёрн и Рексом Харрисоном в главных ролях, снятый на основе пьесы Джорджа Бернарда Шоу «Пигмалион» и одноимённого мюзикла Фредерика Лоу.

Думаю, свою версию истории про Галатею или “вариации на тему” ставит каждый мало-мальски уважающий себя театр, но сейчас я предлагаю вам посмотреть, как пошутили на эту тему две очаровательные артистки – Татьяна Догилева и Екатерина Семёнова.

Фрагмент концерта Екатерины Семеновой “Десять трудных дорог. Десять лет на сцене”. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv

Бернард Шоу

Дереккөз / Источник:
Перфилов В. А. Жизнь Владимира Ильича Ленина: вопросы и ответы.

Золотые цитаты Джорджа Бернарда Шоу

Джордж Бернард Шоу — один из двух людей в истории (второй — Боб Дилан), удостоенный и Нобелевской премии в области литературы (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»), и премии «Оскар» (1939, за сценарий фильма «Пигмалион»).

Выдающийся критик своего времени и самый прославленный — после Шекспира — драматург, писавший на английском языке.

При получении Нобелевской премии Шоу с присущим ему остроумием назвал это событие «знаком благодарности за то облегчение, которое он доставил миру, ничего не напечатав в этом году».

Известнейший мастер сарказма Джордж Бернард Шоу слыл виртуозным острословом и большим любителем жизни во всех ее проявлениях.

Он прожил 94 года.

Все скидки и промокоды в одном месте

Вы там как, готовы к осенним распродажам? Чтобы не пропустить самые интересные и выгодные предложения, подпишитесь на полезный телеграм-канал Пикабу со скидками. Да, Пикабу не только для отдыха и мемов, но и для экономных покупок!

В «Пикабу Скидки» вы найдете актуальные предложения:

• доставки еды (KFC, Delivery Club, «Папа Джонс»);

• книги («Читай-город», «Литрес», Storytel);

• услуги и сервисы («Делимобиль», Boxberry, «Достависта»);

• маркетплейсы и гипермаркеты (Ozon, «Ашан», «Яндекс.Маркет»);

• одежда и обувь (Adidas, ASOS, Tom Tailor)

• бытовая техника и электроника («М.Видео», «Связной», re:Store);

• товары для дома (IKEA, «Леруа Мерлен», Askona);

• косметика и парфюмерия («Л’Этуаль», «Иль де Ботэ», Krasotka Pro);

• товары для детей («Детский мир», MyToys, Mothercare);

• образование («Нетология», GeekBrains, SkillFactory);

• аптеки и здоровье ( Linzi.ru , iHerb, интернет-аптека 36,6);

• и еще куча-куча всего.

Бернард Шоу: о Сталине, советских людях, литературе и о том, кому Шекспир посвящал свои стихи

Сегодня – 165 лет со дня рождения Нобелевского лауреата (правда, от получения премии он отказался), британского писателя и драматурга ирландского происхождения, великолепного Джорджа Бернарда Шоу (1856-1950).

Шоу стал одним из двух людей в истории (второй – Боб Дилан), удостоенным и Нобелевской премии в области литературы, и премии «Оскар», и остаётся самым прославленным – после Шекспира – драматургом, писавшим на английском языке.

«Оскара» Шоу получил в 1939 году за сценарий фильма «Пигмалион», а вот формулировка “нобелевки” радует своей “краткостью”: «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Трудно не согласиться))

Во время визита в СССР в 1931 Бернард Шоу встречался с Иосифом Сталиным, после чего в интервью в Берлине дал высокую оценку вождю: “Сталин — очень приятный человек и действительно руководитель рабочего класса… Сталин — гигант, а все западные деятели — пигмеи”. К слову, Шоу поддерживал и нашу страну, и политическую систему сталинизма.

Не менее оптимистично драматург отозвался и о советских людях: “В России нет парламента или другой ерунды в этом роде. Русские не так глупы, как мы; им было бы даже трудно представить, что могут быть дураки, подобные нам. Разумеется, и государственные люди советской России имеют не только огромное моральное превосходство над нашими, но и значительное умственное превосходство”. В 1933 году Шоу выступил с речью в Метрополитен Опера, в которой призвал США признать СССР, что вскоре и произошло: 16 ноября 1933 года были установлены дипломатические отношения СССР с США.

Наследие Бернарда Шоу – богато и крайне интересно. А мы, следуя нашей традиции, посмотрим телеспектакль по его пьесе “Смуглая леди сонетов”: остроумная историческая комедия раскрывает тайну загадочной красавицы, которой Шекспир посвящал свои легендарные стихи.

Афоризмы Бернарда Шоу

Великий ирландец. Блестящий ум современности. Джордж Бернард Шоу (1856 – 1950) – писатель и мыслитель, самый прославленный — после Шекспира — драматург, писавший на английском языке.

Перед первым представлением «Пигмалиона» Шоу написал Уинстону Черчиллю: «Вот два билета на премьеру моей новой пьесы – один для Вас, другой для Вашего друга, если, конечно, он у Вас есть».
Черчилль ответил: «Сожалею, что не могу быть на премьере, но буду рад увидеть второе представление, если, конечно, оно когда-нибудь состоится».

Читайте также:
Бертран Артур Уильям Рассел (Bertrand Arthur William Russell) - отзывы, мнение, рейтинг

Шоу сильно страдал от головной боли. Когда после очередного приступа его познакомили с Нансеном, Шоу огорошил знаменитого полярного исследователя вопросом: не случалось ли тому обнаружить где-нибудь лекарство от головной боли?
– Нет, – отвечал удивленный Нансен.
– А вы пытались его отыскать?
– Нет.
– Это мне нравится! – воскликнул Шоу. – Вы потратили жизнь на то, чтобы открыть Северный полюс, который каждому из нас так же необходим, как хвост, и вам даже не пришло в голову открыть лекарство от головной боли, о котором весь мир мечтает, как о манне небесной.

Рождество – это время года, когда мы должны покупать вещи, которые никому не нужны, и дарить их людям, которые нам не нравятся.

Независимые лейбористы попросили Шоу написать поздравление для их специальной рождественской открытки. Шоу написал следующее:
«Не унывайте, товарищи, все мы ненавидим Рождество, но оно бывает только раз в год и длится недолго».

Любой человек старше сорока – негодяй.

Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.

Армия – школа скверная, так как война бывает не каждый день, а военные делают вид, будто их работа постоянная.

Алкоголь очень полезен. Он всегда помогает – если не больным, то врачу.

Алкоголь – это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием жизнь.

Алкоголь помогает парламенту решать в одиннадцать часов вечера такие дела, каких ни один человек в здравом уме не смог бы разрешить и в одиннадцать утра.

Демократия – это когда власти уже не назначаются безнравственным меньшинством, а выбираются безграмотным большинством.

Не знаю, почему те, кто верит в результаты выборов, считают себя менее легковерными, чем те, кто верит в ангелов?

Демократия существует не только ради избавления людей от слишком дурного управления, но и ради избавления их от слишком хорошего управления. Деспотичный Толстой, вероятно, причинил бы русским гораздо больше страданий, чем Петр Великий.

(из письма Льву Толстому)
Разве нужно изгонять юмор и смех? Если даже мир – одна из божьих шуток, почему бы нам не попытаться превратить плохую шутку в хорошую?

Лев Толстой о Бернарде Шоу: “У него больше мозгов, чем следует”.

Мир состоит из бездельников, которые хотят иметь деньги, не работая, и придурков, которые готовы работать, не богатея.

Человек – единственное животное, которое оценивает свое богатство по количеству своих паразитов и степени их прожорливости.

Я никогда не прошу того, что могу купить.

Одолжив пять фунтов у знакомого и не имея возможности расплатиться, я тем самым продаю его за пять фунтов, а это невыгодно.

Когда мне приходится выручать людей из затруднительного финансового положения, ненависть, которую я к ним испытываю, может сравниться лишь с ненавистью, которую они питают ко мне.

Я уверен, что если бы пришлось выбирать: жить там, где детский гам не прекращается ни на минуту, или же там, где он никогда не слышен, то все нормальные и здоровые люди предпочли бы непрекращающийся шум непрекращающейся тишине.

Тому, кто верит в образование, уголовное право и спорт, не хватает только собственности, чтобы стать совершеннейшим современным джентльменом.

Человек, утверждающий, что он знает женщин, – не джентльмен.

Не делай другим то, что ты хотел бы, чтобы они делали для тебя. У вас могут быть разные вкусы.

Не люби ближнего, как самого себя. Это наглость, если ты собой доволен, и оскорбление, если недоволен.
Низшие не возвышаются до морали, высшие до нее не снисходят.

Мужчины всегда думают, что будут безжалостны к своим врагам, но, когда доходит до дела, оказывается, что истинно дурные люди так же редки, как истинно хорошие.

Люди старого уклада думают, что у человека может существовать душа без денег. Они думают, что чем меньше у тебя денег, тем больше души. А молодежь в наше время иного мнения. Душа, видите ли, очень дорого обходится. Содержать ее стоит гораздо дороже, чем, скажем, автомобиль.

Англичанин убежден, что он исполняет нравственный долг, когда он всего лишь терпит неудобства.

Американцы потому самый нравственный народ на свете, что они, когда не работают, бывают до того пьяны, что не слышат голоса искусителя.

Я никогда не сопротивляюсь искушению, поскольку я обнаружил, что то, что мне вредно, не искушает меня.

Самопожертвование дает нам возможность жертвовать другими без угрызений совести.

Если вы начинаете с самопожертвования ради тех, кого любите, то закончите ненавистью к тем, кому принесли себя в жертву.

Самый большой грех по отношению к ближнему – не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности.

Как утверждает Г. Дж. Уэллс, одну книгу может написать каждый – книгу своей жизни. А я добавлю: каждый может написать одну пьесу – пьесу, где он сводит счеты со своей женой.

В любви всегда один целует, а другой лишь подставляет щеку.

Читайте также:
Иван Пущин, биография, творчество, история жизни

Думающие женщины – это те, о которых не думают.

Красота через три дня становится столь же скучна, как и добродетель.

Моя тетка наставляла меня: «Помни, что наименее уродливая сестра считается фамильной красавицей».

Идеальной любовью может быть только любовь по переписке. Моя переписка с Эллен Терри была вполне удавшимся романом. Ей успели надоесть пять мужей, но со мной она не соскучилась.

Ухаживание на бумаге – самое приятное из всех видов ухаживаний, потому что оно может длиться без конца.

Лучше пусть женщина возмущается, чем скучает.

Любви с первого взгляда можно доверять примерно так же, как диагнозу с первого прикосновения руки.

Непостоянство женщин, в которых я был влюблен, искупалось разве что адским постоянством женщин, влюбленных в меня.

Танцы – перпендикулярное выражение горизонтальных желаний.

Простой человек не хотел бы прожить жизнь гения; он скорее предпочел бы прожить, как домашняя собачонка, если бы пришлось выбирать только из этих двух возможностей.

Мир не был бы сотворен, если б его творец думал, как бы не причинить какого-либо беспокойства. Творить жизнь – и значит творить беспокойства. Есть только один способ избежать беспокойства: убивать.

Научитесь искусству убедительно говорить «нет». Это самое необходимое на свете умение; жизнь ваша будет сплошной мукой до тех пор, пока вы не сумеете выдавать такой ответ без малейшей запинки самым категорическим тоном, совершенно не считаясь ни с чувствами, ни с влиятельным положением просителя.

Научиться законам жизни значит испытать целый ряд унижений – все равно как обучаться катанию на коньках. Единственный выход – смеяться над собою вместе с зеваками.

Не удовольствия заставляют ценить жизнь; жизнь заставляет ценить удовольствия.

Вечные каникулы – хорошее определение ада.

Ад вымощен музыкантами-любителями.

Одиночество – великая вещь, но не тогда, когда ты один.

Золотое правило гласит, что нет золотых правил.

Газета не знает различий между велосипедной аварией и катастрофой цивилизации.

Непристойность можно отыскать в любой книге, за исключением телефонной.

Цензура в конце концов приходит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, которые никто не читает.

Истинный художник скорее допустит, чтобы его жена голодала, дети ходили босыми, семидесятилетняя мать гнула спину ради его пропитания, чем станет заниматься чем-нибудь, кроме своего искусства.

Я заметил: едва какой-нибудь тип лица, появившись в живописи, начинает вызывать восхищение как образец прекрасного, он сейчас же распространяется и в жизни. Сегодняшние Беатриче и Франчески картинных галерей, которым поэты посвящают стихи, озаглавленные «Моей возлюбленной», завтра оживают в типе лица горничных и официанток.

Картина, которую хвалят больше чем десять процентов публики, подлежит сожжению.

Когда я беседовал с Анатолем Франсом, он спросил меня, кем я себя считаю.
– Гением, как и вас, – не моргнув глазом ответил я.
Однако ему с его французской благопристойностью мои слова показались столь нескромными, что он поспешил возразить:
– Что ж, и шлюха имеет право говорить, что торгует удовольствиями.
Я не обиделся, ведь все художники зарабатывают себе на жизнь тем, что торгуют удовольствиями, а не философствуют и пророчествуют.

Многие поклонники Моцарта не выносят, когда им говорят, что их герой отнюдь не был основателем династии. Но вершин искусства достигают последние в роде, а не первые. Почти каждый может что-то начать; трудно закончить начатое – создать нечто такое, что уже нельзя превзойти.
В 1991 году всем станет ясно, что Вагнер завершил музыку XIX столетия, или Бетховенскую школу, но отнюдь не был зачинателем музыки ХХ века; точно так же самые совершенные произведения Моцарта – это последнее слово XVIII столетия, а не первое XIX.

Я стал литератором потому, что автор редко встречается со своими клиентами и не должен прилично одеваться.

Нобелевская премия – это спасательный круг, который бросают пловцу, когда тот уже благополучно достиг берега.

Берегись человека, не ответившего на твой удар: он никогда не простит тебе и не позволит простить себя.

Больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не касается.

Если человек решил убить тигра, это зовется спортом; а если тигр решил убить человека, это зовется кровожадностью.

Если уж вы решили оскорбить ближнего, то лучше не делать этого наполовину.

Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от намерения вас повесить.

Человек без адреса подозрителен, человек с двумя адресами – тем более.

Дурак, сделав глупость, потом оправдывается, что это было его долгом.

Каждый человек имеет право на собственное мнение – при условии, что оно совпадает с нашим.

Люди устают от всего на свете, и особенно быстро от того, что им больше всего нравится.

Иные считают, что чем выше стоите вы на социальной лестнице, тем меньше вам разрешается быть искренним, а вполне искренни только бродяги и подонки общества. Это ошибка. Бродяги часто бывают бесстыдны, но искренни – никогда.

Недоверчивость – мудрость дурака.

Читайте также:
Александр Сергеевич Пушкин - биография, личная жизнь, фото, видео

Скажи ему, что на небе 978301246569987 звезд, – и он поверит. Но скажи ему, что эта скамейка только что выкрашена, – и он непременно потрогает пальцем.

Мудрость людей измеряется не их опытом, а их способностью к опыту.

Дайте суеверному человеку науку, и он превратит ее в суеверие.

Наука всегда оказывается не права. Она не в состоянии решить ни одного вопроса, не поставив при этом десятка новых.

Если мой сосед бьет свою жену ежедневно, а я – никогда, то в свете статистики мы оба бьем свою жену через день.

Если умыть кошку, она, многие говорят, никогда больше не станет умываться сама. Человек никогда не научится тому, чему его учат.

Учебник можно определить как книгу, непригодную для чтения.

Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.

Нет большего несчастья для нации, чем националистическое движение, являющееся ответом на подавление нации. Покоренные народы не участвуют во всемирном прогрессе, ибо озабочены лишь тем, как избавиться от своего национализма, добившись национального освобождения.

Старики – народ опасный: им нет дела до того, что может произойти с миром.

История нас учит, что она нас ничему не учит. Это не я сказал – Гегель.

Экзамен хорошего воспитания мужчины и женщины – их поведение во время ссоры. Всякий может вести себя прилично, когда все идет гладко.

Единственный способ что-то узнать – это что-то делать.

То обстоятельство, что верующий счастливее скептика, имеет не большее значение, чем то, что пьяный счастливее трезвого.

Театр играет не менее важную роль, чем церковь в Средние века, и гораздо более важную, чем церковь в наше время. Театр – это то место, которое объединяет людей. Театральная преемственность, от Эсхила до меня, столь же неуклонна и священна, как и более молодая по времени христианская традиция передачи апостольской благодати.

Мало кто мыслит больше чем два или три раза в год; я стал всемирно известен благодаря тому, что мыслю раз или два раза в неделю.

Человек может взобраться на самую высокую вершину; но долго там оставаться он не может.

Мы любим не те города, где родились, а те, что завоевали. Наполеон не отвернулся от Парижа, чтобы предаваться воспоминаниям об Аяччо, а Екатерина не перенесла столицу своей империи из Санкт-Петербурга в Штеттин.

Постарайся получить то, что любишь, иначе придется полюбить то, что получил.

Мученичество – это единственный способ прославиться, не обладая никакими талантами.

(из телевыступления в день своего 90-летия)
Теперь, когда я уже больше не великий человек, а всего-навсего старый маразматик, я могу судить, что это за штука – быть великим. Уверяю вас, что все удовольствие от этого занятия получаете именно вы – люди, которые меня чествуют, развлекаются этим; мне же достается вся тяжелая работа, мне досаждают просьбами об интервью или приглашениями на обед, и я от всего этого едва жив.

Есть у меня одно странное свойство: если ко мне обращается итальянец или француз, я почему-то бегло отвечаю ему по-немецки, хотя при любых других обстоятельствах язык этот мне не давался.

Я не способен выучить иностранные языки. Я очень старался, но убедился только, что людям средних способностей требуется меньше времени на изучение санскрита, чем мне на покупку немецкого словаря.

Эллинисты – привилегированная публика. Очень немногие из них знают греческий, и никто из них не знает ничего, кроме греческого, но авторитет их незыблем.

Курящие и некурящие не могут быть одинаково свободны в одном купе.

Молчание – наиболее совершенная форма выражения презрения.

Мужества не существует, есть только гордость.

Если вы однажды скажете правду, вам уже никогда не поверят, сколько бы вы потом ни лгали.

Лучше никогда, чем поздно.

«…Вы не должны думать, что значение Ленина, величайшее значение Ленина – дело прошлого, потому что Ленин умер. Мы должны смотреть в будущее. Каково же его значение для будущего? Так вот, значение это заключается в следующем. Если эксперимент, который предпринял Ленин, который он возглавил и представителем которого он для нас является, – если этот эксперимент в области общественного устройства не удастся, тогда цивилизация потерпит крах…
Вот в чем для нас значение Ленина.
Если будущее будет таким, каким его предвидел Ленин, тогда мы все можем улыбаться и смотреть в будущее без страха. Однако, если эксперимент будет сорван и кончится неудачей, если мир будет упорствовать в сохранении капиталистического развития, тогда я должен с большой грустью проститься с вами, мои друзья…»

Вторую половину своей жизни Шоу прожил в деревушке Эйот-Сент-Лоренс. Когда его спросили, почему он выбрал этот ничем не примечательный уголок Англии, он повел спрашивающего на кладбище и показал надгробный камень, на котором было начертано:
«Джейн Эверли. Родилась в 1815 году. Умерла в 1895 году. Ее жизнь была коротка».

Читайте также:
Николай Григорьевич Шарифулин - биография, личная жизнь, фото, видео

– Если о женщине, прожившей здесь восемьдесят лет, можно было сказать, что ее жизнь коротка, то этот климат как раз то, что мне нужно.

Джордж Бернард Шоу скончался в возрасте 94 лет. До конца дней писатель сохранял работоспособность и ясность ума.

Джордж Бернард Шоу

Фото Все

Видео Все

Бернард Шоу. “Святая Иоанна” / Библейский сюжет / Телеканал Культура

Бернард Шоу / Bernard Shaw. Гении и злодеи.

Бернард Шоу. Часть I (1976)

Бернард Шоу — биография

Бернард Шоу – прославленный ирландский драматург, романист, самый известный литературный деятель Ирландии. В 1925 году получил Нобелевскую премию в области литературы. В 1939 году награжден «Оскаром» за сценарий к картине «Пигмалион».

До того, как стать блистательным, неповторимым и мудрым знатоком человеческой природы, Бернард Шоу прошел трудный путь. Он шестьдесят раз получал отказ в разных издательствах, ему говорили, чтобы он занялся другим делом и не отнимал время у занятых людей, но Шоу упорно стремился к своей цели, и все же стал литератором, да еще каким! Именно он создал театральный жанр, получивший название драма-дискуссия. В его произведениях идет борьба враждебных идеологий, автор анализирует социально-этические проблемы.

Детство

Родился Джордж Бернард Шоу 26 июля 1856 года в ирландской столице – городе Дублине. Отца будущего драматурга звали Джон Шоу, он занимался торговлей зерном, но к моменту рождения сына полностью разорился и стал сильно выпивать. Мама – Люсинда Шоу, профессиональная певица. У Бернарда было две сестры – Люсинда Франсес, ставшая впоследствии театральной актрисой и Элинор Агнес, которая скончалась в двадцать лет от туберкулеза.

Вначале мальчик учился в дублинском колледже Уэсли, в одиннадцать лет продолжил обучение в протестантской школе. Преподаватели этого учебного заведения не очень стремились научить детей точным наукам, на первом плане было духовное развитие учеников. В этой школе часто применяли физические наказания детей, в виде порки розгами. По мнению пастырей, от этого детям была только польза.

Бернард Шоу в молодости

Бернард просто ненавидел школу, как, впрочем, и систему образования. Учиться он не хотел, поэтому показывал плохие результаты, и считался самым худшим учеником класса. Зато он очень любил читать, мог сидеть за книгой до бесконечности. Мальчик ждал, когда наконец-то закончатся эти уроки, чтобы пойти в библиотеку, где для него открывался целый мир.

В пятнадцатилетнем возрасте парень бросил школу, и с помощью друзей отца устроился на работу. Его трудовая биография началась с должности клерка в конторе по продаже недвижимости. Спустя год способного паренька перевели кассиром, и у него появилось больше свободного времени, которое он посвящал любимому занятию. Работа не доставляла Бернарду особого удовольствия, больше всего ему не нравилось собирать деньги с бедняков за жилье. Этот непростой период его жизни нашел отражение в пьесе «Дом вдовца».

В 1872 году родители Шоу расстались. Мать с дочерьми бросила спивающегося отца, и переселилась в Лондон. Шестнадцатилетний Бернард остался в Дублине с отцом, продолжая трудиться в той же конторе. Через четыре года молодой человек перебрался в Лондон к матери, нашел работу в столичной газете и принялся за самообразование.

Творчество

Сразу после приезда в столицу Великобритании, Шоу много времени проводил в музеях и библиотеках, он пытался заполнить пробелы своего образования. Мама зарабатывала уроками пения, Бернард увлекся общественно-политическими проблемами.

Бернард Шоу

В 1884-м будущий драматург стал членом Фабианского общества, получившего свое название от имени Фабия – известного римского полководца. Медлительность, осторожность и умение ждать – эти три черты характера Фабия помогли ему победить врагов. Фабианцы придерживались основной идеи, которая гласила, что единственно возможным путем развития страны является социализм. Но при этом никаких революций и переворотов, Великобритания должна прийти к нему постепенно.

В те же годы Бернард Шоу встретил писателя Арчера, и результатом этого знакомства было решение Шоу попробовать свои силы в журналистской профессии. Вначале он нашел работу внештатного корреспондента, потом на протяжении шести лет занимал должность музыкального критика в издании London World. Следующие три года выпускал колонку в журнале «Сатердей ривью», в которой освещал вопросы, связанные с театром.

Параллельно с работой журналиста, Бернард принялся за написание романов. Однако в то время не нашлось ни одного издательства, которое согласилось бы их напечатать. В 1879-1883-м годах он стал автором пяти романов, а из печати первый вышел только через три года, в 1886-м. По мнению критиков, спустя годы анализирующих ранние произведения автора, его романы отличались своеобразными чертами, ставшими стилем писателя – это краткость в описании ситуаций и диалоги, наполненные парадоксами.

Бернард Шоу в творческом процессе

В те годы кумиром Бернарда Шоу стал норвежский писатель Генрик Ибсен. В 1891-м Шоу опубликовал книгу под названием «Квинтэссенция ибсенизма», в которой коснулся основных характеристик произведений драматурга из Скандинавии. В театрах того времени шли в основном пьесы Уильяма Шекспира, иногда разбавляемые малозначимыми комедиями и мелодрамами. Шоу утверждал, что именно Ибсен внес новое направление в европейскую драматургию, он сумел вскрыть острые конфликты и дискуссии персонажей.

Читайте также:
Уильям Шекспир - отзывы, мнение, рейтинг

Пьесы Ибсена так вдохновили Бернарда, что в 1885-м году он пишет свою первую «неприятную пьесу» — «Дом вдовца». Критики считают, что именно это произведение стало началом творческой биографии писателя-драматурга Шоу. Он сумел стать родоначальником новой европейской драмы, отличавшейся злободневностью, остротой, в которой упор делается на диалоги и конфликты, а не на активные действия персонажей.

Писатель Бернард Шоу

Вслед за первой пьесой Бернард написал еще две – «Волокита» и «Профессия миссис Уоррен», неприкрытая злободневность, правдивость и едкая сатира которых повергла в шок чопорных англичан. Ключевой персонаж «Профессии миссис Уоррен» — проститутка, которая живет за счет древнейшего ремесла и даже не собирается его бросать.

Прямая противоположность главной героине пьесы – ее родная дочь. Как только она узнала, чем мать зарабатывает на хлеб, бросает ее и стремится найти себе честный источник доходов. Эта пьеса драматурга демонстрирует реформаторскую направленность его творчества, в котором есть место для абсолютно новых тем в литературе, острых и злободневных, социальных и политических. Этот новый для чопорной Англии жанр получил название реалистическая драма. В пьесах Шоу присутствует сатира и юмор, отчего они становятся невероятно притягательными и простыми в изложении.

Подняв волну негодования и отрицания, «неприятные пьесы» драматурга сменились целой серией «приятных пьес» — «Избранник судьбы», «Оружие и человек», «Кандида», «Поживем – увидим».

В конце 19-го, начале 20-го веков Шоу, как человек, обладающий полностью сформированным мировоззрением, пишет произведения, ставшие шедеврами на все времена – «Цезарь и Клеопатра», «Майор Барбара», «Пигмалион», «Человек и сверхчеловек».

По емкости, сложности и многогранности пьесе «Пигмалион» трудно найти равных. Множество критиков и литераторов занимались ее изучением, выпустили невероятное количество книг и монографий. Центральные герои пьесы – бедная продавщица цветов Элиза Дулитл и ее поклонник – благородный, состоятельный светский джентльмен Хигинс. Он решил, что у него получится превратить цветочницу в даму из высшего света, как когда-то Пигмалион превратил кусок мрамора в прекрасную Галатею.

Первое издание книги Бернарда Шоу «Пигмалион»

Элиза удивительным образом преобразуется, проявляя лучшие качества своей души – благородство, доброту, отзывчивость. Два джентльмена в шутку заключают спор между собой, даже не подозревая, что для Элизы он может стать настоящей трагедией, потому что они не сумели разглядеть всю красоту ее души.

Бернард Шоу делает заметки

Еще одно знаковое произведение Бернарда Шоу – пьеса «Дом, где разбиваются сердца», которую он написал вскоре после окончания Первой мировой войны. Драматург чуть ли не прямым тестом обвинял английских интеллигентов и верхушку общества в том, что Англия, как и вся Европа пережили ужасы войны, разруху и смерть. Литературные критики сумели разглядеть в этом произведении влияние на Шоу творчества Чехова и Ибсена. В этой сатирической драме присутствует символизм, гротеск, аллегории.

После этой войны Шоу понял, что идеи социализма ему импонируют все больше. До самой своей смерти драматург прославлял социалистическую Россию, считал, что она пример для всех развитых стран. Он говорил, что СССР идет единственно верным и правильным путем. К концу жизни Шоу полностью принял идеи режима Сталина, он даже побывал в Советском Союзе в 1931-м.

Бернард Шоу пришел к выводу, что только благодаря диктатору можно добиться порядка в стране и обществе. Но после того, как лидером нацистов стал Гитлер, писатель понял, что был не прав.

В 1923-м драматург выпустил пьесу «Святая Иоанна», которую поклонники и критики назвали одной из лучших в его творческой биографии. Героиня повествования – Жанна д’Арк, ее жизнь, подвиги и мученическая смерть. Произведения автора, вышедшие следом за этой пьесой – «На мели», «Горько, но правда», «Женева», «Миллионерша», при жизни драматурга так и остались невостребованными.

Все свои произведения автор условно относил к трем категориям – приятным, неприятным и для пуритан. Неприятные пьесы отражали тот ужасный социальный строй, который существовал в те времена в Англии. Цель приятных пьес – развлечение зрителя. Произведения для пуритан должны были показать отношение самого драматурга к официальной лжеморали.

Свое мнение по поводу этих пьес Шоу выразил в предисловии к сборнику 1901 года. Он сказал, что не считает себя ханжой, и абсолютно не боится изображать в своих произведениях чувства, но он категорически против того, чтобы все события и действия героев происходили исключительно по любовным мотивам. Если следовать этому принципу, утверждал Бернард, то храбрость, доброта и великодушие проявляются только тогда, когда человек влюблен.

Произведения Бернарда Шоу приобрели большую популярность после его смерти. Их можно увидеть на многих мировых театральных подмостках, они остаются актуальными и сейчас. По некоторым из них сняты художественные картины. Пример тому, лента «Миллионерша», основой которой стала одноименная пьеса Шоу. Картина прошла с большим успехом, роли в ней достались Ю.Борисовой, В.Этушу, В.Осеневу, Ю.Яковлеву.

Читайте также:
Катерина Ленгольд - отзывы, мнение, рейтинг

Личная жизнь

Свою будущую жену Шарлотту Пейн-Таунзенд Бернард встретил в Фабианском обществе. Она была родом из богатой семьи, но молодой человек совершенно не интересовался ее миллионами. Влюбленные поженились в 1898-м.

Бернард Шоу с женой Шарлоттой Пейн-Таунзен

Шоу был равнодушен к деньгам, поэтому, когда в 1925-м ему присудили Нобелевскую премию по литературе, то отказался ее получать. Деньги получил посол из Англии Артур Дафф. Спустя некоторое время всю сумму вложили в учреждение литературного фонда для переводчиков.

Личная жизнь писателя сложилась хорошо, об этом свидетельствует тот факт, что супруги были вместе на протяжении 45-ти лет, пока Шарлотта не умерла. Естественно, что в каждом браке между супругами случаются разногласия, не стали исключением и Бернард с женой. Иногда они ссорились, но ненадолго. Детей у писателя нет.

Ходили слухи, что Музой Бернарда Шоу была популярная актриса Стелла Патрик Кэмпбелл, что именно для нее он создал свою пьесу «Пигмалион» с очаровательной Элизой Дулитл.

Смерть

Вся вторая половина жизни Бернарда Шоу прошла в Хартфордшире, в уютном двухэтажном доме, который буквально утопал в зелени. Супруги поселились в нем в 1906 году, и Шоу прожил там до самой кончины в 1950-м.

К концу жизни великий писатель постепенно терял своих близких людей. В 1940-м не стало его любимой Стеллы, которую называли его негласной возлюбленной. Их чувства были взаимными. Спустя три года, в 1943-м скончалась верная супруга Шарлотта. Несколько последних месяцев перед смертью Бернард уже не поднимался с постели. Сознание не покидало его ни на минуту, писатель мужественно смотрел в глаза смерти. Шоу умер 2 ноября 1950 года от почечной недостаточности. Ему было 94 года. Писатель оставил завещание, согласно которому его после смерти кремировали, и развеяли прах вместе с прахом любимой Шарлотты.

Достаточно долго Бернард Шоу был непризнан, и его творчество оставалось в тени. Многие издатели отказывались его печатать. Однако, несмотря на все препятствия, он добился своего, и из никому неизвестного автора превратился в одного из самых популярных драматургов не только в Англии, но и во всем мире. Шоу понимал, что только движение по правильному пути, выбранному однажды, приведет к реализации планов и стремлений. Именно этот лейтмотив звучит практически во всех произведениях прославленного автора, ставшего еще при жизни классиком драматургии.

Избранные произведения

  • Андрокл и лев
  • Аннаянска, сумасбродная великая княжна
  • Великая Екатерина
  • Великолепный Бэшвил, или Невознаграждённое постоянство
  • Воскресный день среди холмов Суррея
  • Врач перед дилеммой
  • Вступление в брак
  • Горько, но правда
  • Дон Жуан объясняет
  • Дом, где разбиваются сердца
  • Другой остров Джона Булля
  • Женева
  • Золотые дни доброго короля Карла
  • Император и девочка
  • Инка Перусалемский
  • Интерлюдия в театре
  • Как он лгал её мужу
  • Лечение музыкой
  • Майор Барбара
  • Миллиарды Байанта
  • Миллионерша
  • На мели
  • Назад к Мафусаилу
  • Неравный брак
  • Новая игра — воздушный футбол
  • Новое окончание „Цимбелина“
  • О’Флаэрти, кавалер ордена Виктории
  • Огастес выполняет свой долг
  • Охваченные страстью
  • Первая пьеса Фанни
  • Пигмалион
  • Почему она не пожелала
  • Притчи о далеком будущем
  • Простачок с нежданных островов
  • Разоблачение Бланко Поснета
  • Сватовство по-деревенски
  • Святая Иоанна
  • Серенада
  • Смуглая леди сонетов
  • Тайна костюмерной
  • Тележка с яблоками
  • Человек и сверхчеловек
  • Чудесная месть
  • Шекс против Шо
  • Шестеро из Кале
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Несколько малоизвестных фактов о жизни Бернарда Шоу

В 70 лет на вопрос:
— Как вы себя чувствуете? — убеждённый вегетарианец Джордж Бернард Шоу отвечал:
— Замечательно! Правда мне постоянно докучают врачи, утверждая, что без мяса я скоро загнусь!
В 90 по-прежнему бодрый писатель, отвечая на тот же вопрос, констатировал:
— Превосходно! Теперь меня никто не тревожит: все врачи, предрекавшие мою скорую смерть без мяса, уже умерли!

Впрочем, на приглашение посетить торжественный вегетарианский обед Шоу отвечал отказом, объясняя:

— Мысль о двух тысячах людей, одновременно грызущих сельдерей, приводит меня в ужас.

Не соглашался он и на использование его имени как примера того, сколь благотворные результаты дает отказ от мясной пищи.

— Вегетарианцев миллионы, а Бернард Шоу — один, — отвечал он.

В 1898 когда Шоу лежал со сломанной ногой, друзья, знакомые и врачи наперебой убеждали его отказаться от вегетарианства — иначе, дескать, он погубит себя.

Его приятельница—миллионерша Шарлотта Пейн-Таунсенд, навестив своего эксцентричного друга, пришла в ужас и даже наняла доктора, чтобы он попробовал запугать драматурга.

— Если вы не будете есть английские бифштексы с кровью, попрощаетесь с ногой, — заявил нанятый Шарлоттой авторитетный эскулап.
— Лучше я потеряю ногу, чем съем кусок трупа, — отбивался Шоу. — Зато представьте, профессор, какую удивительную похоронную процессию мы с вами устроим.

— В таком случае, мистер Шоу, остаётся единственный выход, — возмущению Шарлотты не было предела. — Вам придётся переехать в мой дом, где я сама буду за вами ухаживать. Иначе вы не выздоровеете никогда.

Читайте также:
Дейл Карнеги, биография, история жизни, факты.

— Должен вам заметить, что, к моему огромному сожалению, жизнь под одной крышей с одиноким мужчиной губительна для репутации зеленоглазых девиц. Даже когда им от роду сорок лет и они слывут социалистками. И хотя я не самый добропорядочный джентльмен, но все же не позволю своей лучшей подруге уронить себя в глазах общества. Так что если вы действительно хотите водворить меня в ваш дом в лечебных целях, предварительно нам следует, как минимум, пожениться.

Они поженились 1 июня 1898 года без церковного обряда и, вполне довольные друг другом, отбыли в Питфорд лечить ногу Джорджа. В первые же полгода супружеской жизни неугомонный муж Шарлотты успел сломать запястье, разбиться, упав с велосипеда, на котором он катался с одной здоровой ногой, растянуть сухожилие и вывихнуть лодыжку.


Бернард Шоу изображает из себя роденовского Мыслителя, 1906 год

В 1931 году его давние приятели, леди и лорд Астор, уговорили писателя посетить Россию. Шоу в советской стране понравилось решительно все: и полностью деклассированное общество, и люди, ходившие по улицам в простой и демократичной одежде, и русские пустые щи, которые ему, вегетарианцу, представлялись едва ли не самой здоровой едой. Что касается каши, то после поездки Шоу заявил, что это блюдо вообще умеют готовить только в России. Он встретился с Крупской и Сталиным и нашел первую весьма симпатичной особой, имеющей дар внушать детям безотчетную любовь, а второго — не похожим на диктатора, поскольку в отличие от подавляющего большинства диктаторов Сталин обладал чувством юмора.

Возвращаясь из Советского Союза домой, он заявил: «Я уезжаю из государства надежды и возвращаюсь в наши западные страны — страны отчаяния. Для меня, старого человека, составляет глубокое утешение, сходя в могилу, знать, что мировая цивилизация будет спасена. Здесь, в России, я убедился, что новая коммунистическая система способна вывести человечество из современного кризиса и спасти его от полной анархии и гибели».

Между тем у себя на родине сам Шоу постепенно превращался в ходячую юмористическую энциклопедию. Его беспрерывно цитировали, он становился живым классиком. И чувствовал себя все более одиноким. Его жизнь вошла в ту фазу, когда круг общения становится иным не потому, что изменились симпатии и интересы, а потому, что те, кто еще так недавно его составлял, покидали этот мир один за другим. Умерли друзья Уильям Моррис и Уильям Арчер, с которыми Шоу связывала почти сорокалетняя дружба. Умерла сестра Люси. Зимой 1935 года он подхватил грипп и, благополучно выздоровев, сетовал: «Не успел вовремя умереть? Пропустил психологический момент».

В 1925 году ему присудили Нобелевскую премию по литературе. Верный себе, Шоу заявил, что это всего лишь «знак благодарности за то облегчение, которое он доставил миру, ничего не напечатав в текущем году». Как и следовало ожидать, от денег он отказался. Но, даже вооруженный своей хваленой проницательностью, Джи-Би-Эс не в состоянии был предположить, что последует за его отказом. Сотни писем с предложением отдать часть, как видно, не нужных ему денег различным имярекам, испытывающим по тем или иным причинам материальные затруднения, грудами скапливались в почтовом ящике Шоу.

«Альфреду Нобелю еще можно простить изобретение динамита, — ехидничал по этому поводу седовласый ирландец. — Но только враг рода человеческого мог изобрести Нобелевскую премию».

После того, как Шарлотта, жена Бернарда Шоу, умерла, друзья беспокоились за него и постарались окружить заботой. Но Шоу, казалось, вовсе не нуждался в этом. Он не изображал убитого горем супруга, откровенно признаваясь, что после «сорока годков любви и преданности» свобода может оказаться совсем недурным приобретением.

Отказавшись от предложения леди Астор пожить у нее в Кливдене, благодушно заметил: «Вы же хотите, чтобы я пожил в покое. А у вас там будет, по крайней мере, человек тридцать, по большей части женщины. Что ни говори, а сейчас в Англии вряд ли найдешь лучшего жениха, чем я. Нет, уж лучше посижу дома».

Поздней осенью сорок третьего года высокого седобородого старика в светлом пальто частенько видели бродившим по лондонским улицам. Вернувшись в Эйот, он завел себе огромного персидского кота, который ходил за ним по пятам и спал у Шоу на коленях. На вопрос друзей, не скучает ли он в одиночестве, Джордж отвечал: «Я скучаю только по себе. По тому, каким я был».

Джордж Бернард Шоу скончался 2 ноября 1950 года в возрасте 94 лет. Некролог, который опубликовали по этому поводу газеты, был написан заранее — Шоу с энтузиазмом отредактировал его за несколько лет до своей смерти.

Фото на превью: Бернард Шоу купается в море в свой 93-й день рождения, источник фото: globallookpress.com

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также:
Дейл Брекенридж Карнеги (Dale Breckenridge Carnegie) - отзывы, мнение, рейтинг

«Все, что можно купить за деньги, уже дешево»: 25 жизненных наблюдений Джорджа Бернарда Шоу

Драматург и романист Джордж Бернард Шоу — выдающийся критик, человек потрясающе острого ума и языка, похожего на лезвие бритвы…

В 1925 году, когда ему присудили Нобелевскую премию по литературе, Шоу заявил, что это всего лишь «знак благодарности за то облегчение, которое он доставил миру, ничего не напечатав в текущем году». Драматург отказался от денежной премии, после чего его буквально завалили письмами с предложениями отдать деньги другим людям, если они ему не нужны. Шоу по этому поводу ехидно заметил: «Альфреду Нобелю еще можно простить изобретение динамита. Но только враг рода человеческого мог изобрести Нобелевскую премию».

После смерти жены Шарлотты, писатель не изображал убитого горем вдовца, объясняя, что после «сорока годков любви и преданности» свобода может оказаться совсем недурным приобретением.

А еще он был вегетарианцем. В 70 лет на вопрос «Как вы себя чувствуете?», он ответил: «Прекрасно, только мне докучают врачи, утверждая, что я умру, если не буду есть мясо».

В 90 лет на тот же вопрос он отвечал: «Прекрасно, больше меня никто не беспокоит: те врачи, которые меня пугали, что я не смогу прожить без мяса, уже умерли».

Джордж Бернард Шоу прожил 94 года. Некролог, который опубликовали газеты, был написан заранее — Шоу с энтузиазмом отредактировал его за несколько лет до своей смерти.

Он умел очень точно сочетать юмор и глубокие жизненные наблюдения. И вот лишь небольшая часть его высказываний, подтверждающих это:

Расстояние ничего не портит. Разница в возрасте ничего не портит. Мнение родителей ничего не портит. Всё портят люди. Сами.

Как же ты меркантилен, мой друг. Запомни: всё, что можно купить за деньги — уже дёшево!

Ты можешь быть бесконечно прав, но какой в том толк, если женщина твоя плачет?

У оптимистов сбываются мечты. У пессимистов — кошмары.

Вопрос «А что подумают люди?» — должен стоять на самом последнем месте. По сути всем все равно. Жизнь то — твоя.

Перед тем как излить душу, убедитесь что «сосуд» не протекает!

Мир настолько сгнил, что даже влюбиться в кого-то — это самый большой риск, который мы можем себе позволить. Нас сжимает изнутри от вероятности, что это окажется не взаимно или агрессивно воспринято. Люди разучились любить, миром правят потребительские отношения.

Чем старше и мудрее человек, тем меньше ему хочется выяснять отношения. Хочется просто встать, пожелать всего хорошего и уйти.

Не спеши помогать тем, кто не просил тебя об этом. Не лезь с советами к тем, кто их не спрашивал. Цени себя, свое слово, свои мысли.

Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди.

Честность и верность — это дорогой подарок, которого от дешевых людей не стоит ожидать.

Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от намерения вас повесить.

Лучше жить со строптивой женщиной, чем со скучной. Таких, правда, иногда душат, зато никогда не бросают.

Единственный, кто поступал разумно, был мой портной. Он снимал с меня мерку заново каждый раз, когда видел меня, в то время как все остальные подходили ко мне со старыми мерками, ожидая, что я им буду соответствовать.

Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств. Я не верю в силу обстоятельств. В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужные ему условия и, если не находит, создаёт их сам.

Дружба между мужчиной и женщиной — это отношения либо бывших любовников, либо будущих.

Постарайтесь получить то, что любите, иначе придется полюбить то, что получили.

Только дурак может праздновать годы приближения смерти.

Ты должен осознать, что люди имеют право мыслить не так, как мыслишь ты, и не делать того, чего ты от них ожидаешь. Они, вероятно, любят тебя, но их любовь может проявляться не так, как ты хочешь.

Любите мужчин. Им очень нужна ваша любовь. Даже если они в этом никогда не признаются. За каждым великим мужчиной всегда есть женщина, которая в него верила. И любила по-настоящему.

Бойтесь людей, чей Бог на небе.

Молчание — самое совершенное выражение презрения.

Больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не касается.

Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других.

2 процента людей — думает, 3 процента — думает, что они думают, а 95 процентов людей лучше умрут, чем будут думать.

Новое видео:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: