Джоан Роулинг – отзывы, мнение, рейтинг

Дж. К. Роулинг

Отзывы об авторе

В детстве Дж.К.Роулинг была для меня писательницей, которая написала замечательную историю о Гарри Поттере, но недавно я был поражен, узнав, что основную идею о любимце миллионов детей по всему миру Джоан Роулинг продумала практически до мелочей буквально за несколько часов – в поезде из Англии в Шотландию, в последующем лишь незначительно изменяя некоторые детали. Для меня продумать такой шедевр за такой короткий срок – признак гениальности.

Благодарен Джоан Роулинг за свое детство, в котором был Мальчик который выжил, и за детство моих детей, в которых он тоже, несомненно, будет.

В детстве Дж.К.Роулинг была для меня писательницей, которая написала замечательную историю о Гарри Поттере, но недавно я был поражен, узнав, что основную идею о любимце миллионов детей по всему миру Джоан Роулинг продумала практически до мелочей буквально за несколько часов – в поезде из Англии в Шотландию, в последующем лишь незначительно изменяя некоторые детали. Для меня продумать такой шедевр за такой короткий срок – признак гениальности.

Благодарен Джоан Роулинг за свое детство, в котором был Мальчик который выжил, и за детство моих детей, в которых он тоже, несомненно, будет.

Джоан роулинг потрясающая писательница. Несмотря на все невзгоды в жизни она подарила нам замечательную историю о мальчике -волшебнике. Я восхищаюсь этой талантливой женщиной.

Джоан роулинг потрясающая писательница. Несмотря на все невзгоды в жизни она подарила нам замечательную историю о мальчике -волшебнике. Я восхищаюсь этой талантливой женщиной.

Д.К.Роулинг-потрясающая женщина! Я благодарна ей за прекрасную истории о мальчике который выжил.

Д.К.Роулинг-потрясающая женщина! Я благодарна ей за прекрасную истории о мальчике который выжил.

Сказочница, подарившая возможность приоткрыть дверь в мир детства. Замечательные книги с живым и эмоциональным языком, перечитывались не один раз.

Сказочница, подарившая возможность приоткрыть дверь в мир детства. Замечательные книги с живым и эмоциональным языком, перечитывались не один раз.

Удивительный, талантливый человек, подаривший детям и взрослым целый новый мир. Читала её книги уже во взрослом возрасте, т.к. мы с автором ровесники, но радовалась каждой новой книге как ребёнок. Прочла и её детективы. Так же получила массу удовольствия. Надеюсь на продолжение. Спасибо, Джоан.

Удивительный, талантливый человек, подаривший детям и взрослым целый новый мир. Читала её книги уже во взрослом возрасте, т.к. мы с автором ровесники, но радовалась каждой новой книге как ребёнок. Прочла и её детективы. Так же получила массу удовольствия. Надеюсь на продолжение. Спасибо, Джоан.

Здравствуйте. Читала книги Дж.К.Роулинг по мере выхода, была ровестницей книжных персонажей. Перевод был Росмэн. До сих пор лежит на полке стройненьким рядом. Прекрасные воспоминания и эмоции. Всем знакомым с детьми советую читать, при достижении лет 10-11. Но… Какими бы хорошими не были книги, все может испортить перевод, перевод Марии Спивак. От всей души и сердце кричу вам, не покупайте, не читайте эти прекраснейшие книги в переводе этой жинщины. Дж.К.Роулинг – сказочная писательница, ее книги пропитаны волшебством, дружбой, любовью и горечью утраты.

Найдите перевод Росмэн… Пожалуйста. Всего хорошего.

Как мир разлюбил Джоан Роулинг и почему дело не только в ее твитах о менструации

Кто не мечтал получить сову из Хогвартса, тот не жил. С момента выхода «Гарри Поттера и Философского камня» в 1997-м волшебный мир стал общим наваждением. С каждой книгой росла серьезность происходящего. Из сказки «Гарри Поттер» превратился в роман воспитания, превозносящий силу любви и показывающий ужас дискриминации. Чтение серии в самом деле помогает стать толерантнее — это доказано. Джоан Роулинг любили так же, как и созданный ею мир: ее называли мамой Ро, и для многих она и правда стала материнской фигурой, доброй и принимающей. Сегодня те же поклонники сравнивают Роулинг с Амбридж и Волдемортом, а Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и Эдди Рэдмейн публично ее критикуют. Сотрудники издательства Hachette UK, где должна была выйти новая книга Роулинг, отказываются с ней работать (но книга, кажется, все равно выйдет).

Поводом для всего этого стал один твит. В месяц прайда в своем аккаунте Роулинг репостнула статью с фразой «люди, которые менструируют» в заголовке и сопроводила это саркастичной подписью: «Уверена, у нас было какое-то слово для таких людей. Кто-нибудь, помогите мне». Далее она добавила несколько искаженных вариантов слова «женщина», будто пытаясь вспомнить, как это слово звучит на самом деле. За этим последовал взрыв: комментарий посчитали трансфобным. Не исправили ситуацию и следующие твиты, в которых Роулинг обозначила, что в отказе от концепции пола видит стирание самой женской идентичности, хотя транслюдей уважает и любит.

Читайте также:
Александр Сергеевич Пушкин - биография, личная жизнь, фото, видео

Феминизм с оговорками

Для многих из них книги Роулинг в детском и подростковом возрасте были спасением. В них воспевались любовь и принятие, равенство для всех и возможность быть другим, не чувствуя себя чужим. И мисгендеринг Роулинг оказался предательством: «Когда я росла, осознавая себя трансперсоной, ваши книги были для меня возможностью сбежать от реальности… Это решение поддержать людей, которые меня ненавидят, ранит. Это доводит до слез. Почему. Почему?» — таких комментариев было немало.

Позже свои взгляды Роулинг еще раз обозначила в объемном эссе. В нем же она поделилась историей семейного насилия из своего прошлого, которая во многом повлияла на ее становление, это произошло, по словам писательницы, в том месте и в то время, когда она была уязвима, и мужчина этим воспользовался. «Я верю в то, что большинство транслюдей не просто не представляют ни для кого никакой угрозы, но и находятся под угрозой в большей степени, — писала она. — Я хочу, чтобы трансженщины были в безопасности. Но в то же время я не хочу, чтобы биологические женщины оказывались в меньшей безопасности. Когда вы открываете двери туалетов или раздевалок для каждого мужчины, который считает или чувствует себя женщиной, — а подтверждающие гендер сертификаты выдаются без хирургического или гормонального вмешательства, — вы открываете дверь для любого мужчины, который пожелает зайти внутрь. Это простая правда». Ярлык TERF, — трансэксклюзивной феминистки, который прикрепился к ее имени и ассоциируется со схожими с этим взглядами, Роулинг назвала мизогинным клеймом, которое используют, чтобы заставить женщину замолчать.

Это не первый раз, когда Роулинг обвиняют в трансфобии. Это часть системы ее взглядов, которую она демонстрировала не раз, поддерживая в соцсетях радикальных феминисток. Более того, взгляды писательницы нашли отражение и в ее работах, рассказывает журналистка и трансженщина Кейтлин Бернс. Не в «Гарри Поттере» — в «Шелкопряде» из серии про сыщика Корморана Страйка. Одна из героинь, Пиппа, пытается напасть на Страйка, но он ее обезоруживает. Проверив ее ID и заметив кадык, он понимает, что она трансженщина, и, когда она пытается сбежать, обещает отправить ее за решетку: «Это совсем не будет для тебя весело, Пиппа. Не сейчас, когда ты еще не сделала себе операцию», — намекая на то, что Пиппа отправится в мужскую тюрьму.

Вряд ли этот скандал стихнет скоро, слишком уж вразрез со многим, что заявляла в своих книгах Роулинг, идут для читателей такие взгляды. Но недовольство писательницей началось не с обвинений в трансфобии. В последнее время почти все послания от поклонников «Гарри Поттера» к его создательнице начинаются с призывов «Остановись!». От их политических или социальных взглядов это не зависит — Роулинг, кажется, успела не угодить всем. Для кого-то она стала показательной SJW, «воительницей за социальную справедливость», которая в попытках защитить и спасти всех угнетенных переходит границы здравого смысла. Для кого-то — типичной fake woke, чьи старания добавить вселенной Гарри Поттера разнообразия существуют лишь для того, чтобы прикрыть тылы. Для кого-то — TERF. Ну а для кого-то — алчной предпринимательницей, которая так хочет денег, что не замечает, как рушит собственную историю.

Притянутое разнообразие

В середине 1990-х, когда вышла первая книга о «мальчике, который выжил», вопросы diversity — расового, гендерного и так далее разнообразия — всерьез не обсуждались. Герои и героини были белыми, стройными и гетеросексуальными, а другие если и появлялись, то на вторых ролях и в качестве комических персонажей или антагонистов. «Гарри Поттер» в этом смысле был продуктом своего времени. Сейчас сложно этого не заметить. Скажем, рефреном в описании Дурслей шли упоминания их непривлекательности и полноты: связка «толстый = плохой» и сравнения Дадли со свиньями не смущали читателей. Даже сегодня разговоры о фэтфобии в «Гарри Поттере» так и не вышли за пределы блогов. А вот счета за расизм в книгах Роулинг выставляли. Опустим момент с домовыми эльфами, которым просто нравилось прислуживать, и насмешки над кампанией Гермионы по их освобождению. Займемся математикой: НЕбелых персонажей в книгах можно пересчитать по пальцам. Сестры Патил, Дин Томас, Кингсли Бруствер и Чжоу Чанг, с которой был связан один из первых скандалов. Имя первой азиатской героини Роулинг собрала из корейских фамилий, показав, что даже не утруждала себя ресерчем. Негетеросексуальных персонажей в серии тоже не было. До 2007 года.

Читайте также:
Иван Иванович Пущин - отзывы, мнение, рейтинг

Прошло несколько месяцев с выхода «Гарри Поттера и Даров смерти», последней книги серии. Джоан Роулинг неожиданно объявила, что Дамблдор, который еще том назад умер, гей. Кто-то разозлился: зачем портить сказку такими подробностями? Кто-то обрадовался: здорово увидеть в любимой истории репрезентацию ЛГБТ+. Кто-то недоумевал: почему в самой серии книг об этом не было ни слова? Даже в последней части, где Дамблдор наконец поделился с Гарри какой-то историей своей жизни? Так что, когда начались съемки «Фантастических тварей», многие надеялись увидеть историю любви, изменившую жизнь будущего директора. А получили в итоге одну строчку из уст Дамблдора: «Мы были больше чем братья». И новые подробности от самой Роулинг в интервью после выхода «Преступлений Гриндевальда»: «Их отношения были очень глубокими, страстными. Это были любовные отношения». Кому-то и это показалось чересчур, а кто-то пришел в ярость из-за квирбейтинга — попытки привлечь ЛГБТ+ обещанием репрезентации, которая оказывается просто маркетинговым приемом.

Другой скандал произошел в 2015-м, когда начали готовить постановку пьесы «Гарри Поттер и Проклятое дитя». Роль Гермионы досталась темнокожей актрисе Номе Думезвени. Части поклонников изменения показались попыткой угодить социальным настроениям. Часть обрадовалась: почему бы не исправить ошибки и не сделать каст более разнообразным? А потом Джоан Роулинг написала в Twitter: «Карие глаза, вьющиеся волосы, очень умная. Белая кожа никогда не упоминалась», сделав вид, что и не задумывала Гермиону белой. Фанаты быстро нашли цитаты из книг писательницы, опровергающие эти слова, — а заодно напомнили, что в кастинге фильмов она сама принимала участие и называла Эмму Уотсон идеальным воплощением героини.

Переписать историю и не угодить всем

Поклонников разозлило то, как Джоан Роулинг задним числом переписывала свой мир, чтобы сделать его более инклюзивным, хотя все помнили — он таким не был. Шутки не заставили себя ждать: «У нас был очень приятный ланч с моей давней подругой Джоан Роулинг. А потом она вдруг объявила, что я все это время был геем! Все посетители ресторана поднялись и начали аплодировать. Какая отважная писательница!» «Никто, абсолютно никто: … Джоан Роулинг: Волдеморт был чернокожим геем в депрессии». Тем более что эти попытки двигаться в сторону разнообразия, переписывая историю, были совершенно нечуткими. Как, например, когда Роулинг объявила, что 20 лет скрывала, что Нагайна, змея Волдеморта, была человеком. По словам писательницы, эта идея пришла к ней из индонезийского мифа (правда, на поверку он оказался индийским). А сыграла Нагайну-человека актриса из Южной Кореи, что многие зрители посчитали оскорблением — подтверждением того, что все азиаты «на одно лицо».

Иногда новые подробности рушили прежнюю, уже сложившуюся историю. Так вышло с «Проклятым дитя», написанным не Роулинг, но признанным ей каноном. Все целиком оно было посвящено путешествиям во времени, от манипуляций с которым Роулинг раз и навсегда отказалась, разрушив маховики времени. А сама история с дочерью Волдеморта превратила «Дитя» в не самый складный фанфик. Противоречат канону и многие детали «Фантастических тварей». Недовольство стратегией Роулинг добавлять новые бессмысленные детали достигло пика, когда на официальном сайте волшебной вселенной Pottermore появился рассказ об отношениях магов с сантехникой. «В Хогвартсе не всегда были ванные комнаты. Прежде чем позаимствовать у маглов сантехнические системы в XVIII веке, волшебники испражнялись прямо там, где стояли, а потом удаляли улики», — зачем.

Пример Роулинг, пожалуй, уникален. Сложно представить историю, которую любили бы так же массово, как «Гарри Поттера». Любили настолько сильно, что даже на проблематичные в 2020 году вещи были готовы закрыть глаза. На этой книге многие не просто выросли: фантастический мир волшебников был для многих безопасным пространством. Но из-за действий самой Роулинг, которая, опережая обвинения в устаревании взглядов, принялась переписывать уже созданное, вместо того, чтобы добавлять новых героев и истории, у многих возникло чувство обмана. Чувство, что «Гарри Поттер» — инструмент для зарабатывания денег. Что писательница пытается усидеть на двух стульях. Сложно убедить всех в том, что поддерживаешь сообщество, исключая из него букву Т. Сложно говорить о diversity, не прописывая полноценных, самостоятельных персонажей из меньшинств. Сложно убеждать в силе любви, если свои сообщения строишь на страхе. Даже с точки зрения маркетинга.

Рейтинг книг о Гарри Поттере: от худшей к лучшей

Все книги о Гарри Поттере хороши и читаются взапой, и все же мы попросили специалиста по английской литературе Николая Эппле выстроить семь частей в порядке их улучшения, сопроводив свой выбор комментариями

«Гарри Поттер» не только книга, но и феномен массовой культуры, так что подобные рейтинги не редкость: в многочисленных интернет-голосованиях, как правило, лидирует пятая книга, затем следуют третья и седьмая. Послед­ние места, как правило, занимают вторая и четвертая книги. Этот исключи­тельно авторский рейтинг составлен с учетом результатов как многочислен­ных голосований, так и собственноручно проведенного опроса. Конечно, части семитомной саги трудно воспринимать по отдельности — слишком силен единый сюжет и общий замысел. И все же у каждой из них свое обаяние, особенности, достоинства и недостатки.

Читайте также:
Николай Григорьевич Шарифулин - отзывы, мнение, рейтинг
Хронология

Книги о Гарри Поттере выходили в следующем порядке:

1997 — «Гарри Поттер и философский камень»
1998 — «Гарри Поттер и Тайная комната»
1999 — «Гарри Поттер и узник Азкабана»
2000 — «Гарри Поттер и Кубок огня»
2003 — «Гарри Поттер и Орден Феникса»
2005 — «Гарри Поттер и Принц-полукровка»
2007 — «Гарри Поттер и Дары Смерти»

7 «Гарри Поттер и Тайная комната»

Вторая книга о Гарри Поттере оказалась в невыгодном положении по вполне объективным причинам: она вышла после яркого начала («Философский камень») и перед выдающимся «Узником Азкабана», а также оказалась отчасти заслонена удачным и очень близким к тексту фильмом. За странным чудовищем Волдемортом из «Философского камня» начинает вырисовываться личность — блестящий ученик Хогвартса Том Риддл, с которым Гарри чувствует все большую близость. Вместе с тем здесь только намечены мотивы, которые будут развиты в следующих частях: чувства к Гарри маленькой Джинни и юмор близнецов Уизли, к середине эпопеи достигающий диккенсовских высот. В отличие от всех остальных книг, последовательно расширяющих и углубляющих волшебный мир «Гарри Поттера», вторая — не более чем добротное продолжение первой.

Впрочем, и тут есть свои жемчужины. Например, линия Добби, симпатизирую­щего Гарри и одновременно вредящего ему, прекрасный сатирический образ Гилдероя Локхарта или замечание Артура Уизли относительно дневника Тома Риддла «Не доверяй ничему, что способно самостоятельно мыслить, если не пони­маешь, как именно оно рассуждает» В переводе Марины Литвиновой: «Как можно идти на поводу у того, кого совсем не знаешь!» . Или изящный лимерик в прозе, вложенный в уста Рона:

«Папа говорит, есть даже книги, которые Министерство конфискует. Одна, например, выжигала людям глаза. Были еще „Сонеты колдуна“, прочитаешь их и будешь до смерти говорить в рифму В оригинале — „in limericks“. . А у одной старой ведьмы в Бате Отсылка к классическому лимерику из сборника „The History of Sixteen Wonderful Old Women“ 1821 года: „There was an Old woman of Bath, // And she was as thin as a Lath, // She was brown as a berry, // With a Nose like a Cherry; // This skinny Old Woman of Bath“ (в вольном авторском переводе: „Престарелая леди из Бата // Худосочна была и горбата // И красна, как свекла, // С носом, как у орла, // Та худая старуха из Бата“). нашли знаешь какую книгу — откроешь ее, да так и будешь всю жизнь читать. Ходишь — читаешь, ешь — читаешь. И все приходится делать одной рукой, в книга».

6 «Гарри Поттер и Кубок огня»

Расширение вселенной «Гарри Поттера», начавшееся в «Узнике Азкабана» (третья часть), продолжается. Собственно, до целого мира. Оказывается, что Хогвартс — не единственная школа волшебников, в мире есть и другие, и их представители съезжаются на Турнир трех волшебников. Если сага в целом — это роман взросления, то четвертая книга отвечает за тему пубертата. Именно здесь происходит первая серьезная ссора Гарри и Рона и отчетливо прописы­ваются любовные линии, достигающие апогея в сцене Святочного бала.

Книге, однако, явно не хватает сюжетной цельности, так выгодно отличающей предыдущую, третью часть. «Кубок огня» открывается впечатляющей сценой в доме отца Риддла, а затем не менее впечатляющей картиной нападения Пожирателей смерти на зрителей чемпионата мира по квиддичу, и заверша­ется сценой гибели Седрика Диггори, возрождения Волдеморта и первого реального противостояния между ним и Гарри. Но между этими вершинами помещается слишком напоминающее киноаттракцион повествование о пери­петиях турнира, представленного как не очень убедительный способ заманить Гарри в ловушку.

5 «Гарри Поттер и философский камень»

В отличие от других частей эту книгу можно воспринимать как обаятельную детскую сказку о маленьких волшебниках, а не первую серию мегасериала или роман воспитания. И в этом ее очарование. Первый издатель «Философ­ского камня» Барри Каннингем известен как человек, ответивший согласием Роу­линг, до того получившей 12 отказов. Куда менее известно, что Каннингем уволился из «Блумсбери», даже не дождавшись выхода «Философского камня» из печати, чтобы открыть собственное детское издательство. Он знал, что Роулинг задумала многотомную эпопею, но понравилась ему самая первая, милая книжка о маленьком Гарри и его друзьях — детская сказка, напоминающая книги Роальда Даля.

Читайте также:
Анна Ахматова, биография, история жизни, творчество

Самое сильное в первой книге — ощущение волшебства, проглядывающего сквозь обыденную реальность среднестатистического английского предместья. Особенно это чувствуется в самом начале, когда старик с длинной бородой заводит разговор с кошкой, стерегущей окна одного из домов на Тисовой улице.

4 «Гарри Поттер и »

Как и вторая часть, во многом эта книга, шестая по счету, переходная: она в тени пятой, резко отличающейся от предыдущих сложностью, и финальной седьмой, в которой развязываются все узлы и раскрывается масштабный замысел.

Это попадание в тень незаслуженное, но неизбежное, если учесть количество частей. Именно здесь впервые раскрывается образ Волдеморта (тут надо отдать должное автору, так долго удерживающейся от рассказа об одном из ключевых героев). В «Принце-полукровке» Роулинг продолжает нагнетать саспенс. Казалось бы, читатель уже почти все знает о Волдеморте и его сложно удивить, но тема крестражей открывает новые, доселе неведомые и действительно жуткие глубины зла. Не менее трудно еще больше развить образ Дамблдора — но Роулинг удается и это.

В то же время предпоследняя книга позволяет судить о линиях и персонажах, которые автору не удаются. К ним относится образ Джинни: героиня, претен­дующая на место возлюбленной главного героя, к сожалению, не дотягивает до стандартов, заданных самим автором. Линия романа Рона и Гермионы более удачна с точки зрения сюжета (соединить главного героя и главную героиню было бы слишком примитивно), но убедительной она не получается.

3 «Гарри Поттер и Орден Феникса»

Самая толстая книга серии писалась дольше и труднее всех остальных. Удиви­тельным образом она часто лидирует как в списках лучших книг о Гарри Поттере, так и в списке худших, и, кажется, это не случайно.

Именно здесь происходит переход от детской литературы ко вполне взрослой психологической прозе. Ее достоинства и недостатки — это достоинства и недостатки книги, существующей в двух системах координат, детской и взрослой.

По числу ярких образов эта книга, вероятно, лидирует. Именно тут Роулинг выводит на сцену Луну Лавгуд, совершенно английский образ чудака, который в условиях сходящего с ума мира оказывается оплотом здравомыслия, или садистку Долорес Амбридж, а Северус Снейп из классического злодея превра­щается в одного из самых впечатляющих героев. Отдельного романа достойна любовная линия Люпина и Тонкс, молодой девушки из хорошей семьи, влюбленной в нищего, немолодого и неблестящего человека, страдающего от стыдного тайного изъяна (вполне традиционный мотив викторианских романов).

Очень сложной оказывается линия Гарри. Это больше не перечисление штам­пов, связанных с подростковым периодом, как в «Кубке огня», но действитель­но серьезные личностные испытания. Гарри чувствует и сильно переживает непонятное отдаление Дамблдора, а старая тема странной близости с Волде­мортом обретает новую, гораздо более психологически глубокую разработку. По мере усиления Темного лорда растет взаимопроникновение их сознаний, и вот даже друзья смотрят на Гарри с опаской. Наконец, проверке на прочность подвергается и образ отца, который, как узнает Гарри, под­смотрев «худшее воспоминание Снейпа», вел себя как злой и неумный подросток.

«Орден Феникса» — самая социально заостренная книга, и здесь, возможно, Роулинг ближе всего к Диккенсу, с которым ее часто сравнивают После «Ордена Феникса» совсем не удиви­телен успех романа Роулинг «Случайная вакансия» — остросоциального высказы­вания о современной Британии. . Главные достоинства «Ордена Феникса» не фантазия, фантастика и сюжет (затяну­тость — главный недостаток пятой книги), а характеры и нравы. Лучше всего запоминается атмосфера неотвратимо сгущающегося мрака, зла не фантасти­ческого, но реального и «банального». Образ Амбридж, действующей не «огнем и мечом», но маскирующей свою кровожадность суконно-нейтральными бюро­кратическими формулами, может конкурировать с лучшими образцами английской литературы нравов вроде «Ярмарки тщеславия» Теккерея и одно­временно отсылает к авторитарным режимам XX века. Торжество неправды и несправедливости, уныло-прозаических, а вовсе не сказочно-романтических, выступающих в обличье «порядка», когда хочется кричать от безнадежности, описано очень реалистично. Квинтэссенция этого ощущения — сцена нака­зания Гарри в кабинете Амбридж.

На фоне этого сгущающегося зла все ярче силы добра, раззадориваемые все новыми запретами. Вместо окончательно скурвившихся госструктур на борьбу встают ветераны и студенческое подполье, причем чудаки и растяпы оказы­ваются среди лучших бойцов. И выход Волдеморта на сцену в самом конце книги, и смерть дорогого человека только закрепляют ощущение грандиозного саспенса перед решающими событиями.

2 «Гарри Поттер и узник Азкабана»

В третьей части мир детской сказки вдруг раздвигается, становясь глубже и сложнее. Персонажи, на протяжении всей книги казавшиеся злодеями, оказываются героями, а домашняя крыса — убийцей, предателем и слугой Темного лорда. Граница между добром и злом иллюзорна: один из самых симпатичных и безусловно положительных персонажей, профессор Люпин, оказывается оборотнем, в некоторых ситуациях опасным для окружающих, а охраняющие государственную тюрьму Азкабан, то есть служащие добру, дементоры — безусловным злом.

Читайте также:
Лев Толстой , биография, история жизни, книги

Еще серьезнее открытие, что магия на самом деле это вовсе не умение раз­махивать палочкой, а способность заглянуть в себя, и сила волшебника напря­мую зависит от силы личности. Это становится понятно, когда Люпин учит Гарри вызывать патронуса. В сюжете появляется новый временной пласт: история предыдущего поколения учеников Хогвартса, Джеймса и его друзей и врагов, — полноценная часть повествования, неожиданно яркая и насыщенная.

Небезукоризненность сюжета с маховиком времени — едва ли не единствен­ный случай, когда Роулинг открыто признала допущенные огрехи, — иску­пается поразительно глубокой метафорой взросления, эпизодом, в котором Гарри, пытаясь выследить призрак отца, прогнавшего дементоров, обнаружи­вает на его месте самого себя.

«Узник Азкабана» — идеальное сочетание блестяще закрученного сюжета, когда до самого конца автор водит читателя за нос, прекрасной и многослой­ной разработки характеров и глубокого морального посыла.

1 «Гарри Поттер и Дары Смерти»

Не просто последняя часть саги о Гарри Поттере, но ее вершина. Строго говоря, это несколько книг в одной: линия собственно Даров Смерти, «подлинная история» Дамблдора и поразительное преображение Северуса Снейпа из злодея в романтического и готического героя. Каждая из этих нитей могла бы соста­вить сюжет отдельной книги (неудивительно, что из седьмой части получи­лось целых два фильма — слишком противится плотность материала сокра­щениям или купюрам, обычным при экранизациях).

«Дары Смерти» не притворяются детской литературой: вместе с героем взрос­леет читатель, и теперь он уже имеет дело с полноценным взрослым произве­дением, ставящим серьезные философские, нравственные и религиозные вопросы. Гарри сталкивается уже не с подростковым кризисом самоиденти­фикации, но с полноценным мировоззренческим кризисом. Если раньше проверке на прочность подвергались его воспоминания об отце или моральная стойкость, сейчас на кону оказывается доверие к Дамблдору, его главному авторитету. Гарри нужно сделать выбор между жизнью и смертью, узнав, что человек, которому он был предан всю жизнь, — опасный властолюбец и цинич­ный манипулятор, с самого начала задумавший принести Гарри в жертву.

Напряженнейшие последние главы — отдельный шедевр. Возвращение Гарри, Рона и Гермионы в Хогвартс, бегство Снейпа, его убийство в Визжащей хижине, последний взгляд Снейпа и знакомство Гарри с его историей, самопожерт­вование Гарри, беседа с Дамблдором в призрачном месте, похожем на вокзал , и, наконец, финальный поединок с Волдемортом — все эти события выстроены так, что читатель не успевает перевести дыхание.

Недостатки книги — обратная сторона ее достоинств. Она захватывает слишком много сюжетных узлов, завязавшихся в предыдущих книгах, чтобы развязать или разрубить их за раз. Иногда это получается невероятно эффект­но — как в случае со Снейпом или смертью и воскресением Гарри, а иногда очень топорно — как с романами Гарри и Джинни, Гермионы и Рона.

Анализ «Дурной крови»

Выход пятого по счету детективного романа Роберта Гэлбрейта (псевдоним более всего известной как автор саги о Гарри Поттере Джоан Роулинг), сопровождает острая англоязычная критика и в адрес книги, и — в ее собственный. Причина способна удивить, так как даже сами темы трансгендера и трансфобии известны не каждому читателю русского перевода детектива.

Cancel Роулинг

Иван Вырыпаев в ответ на нашумевшую статью Константина Богомолова о западном мире пишет, что выше любых конституций там стоят четыре основных права человека: «право на Жизнь, право на получение Знания, право на сексуальную ориентацию и свободу своего мнения». Как заметил Богомолов, порой соседи слева на карте сильно перегибают палку с этими правами. По сути, «право на свободу своего мнения» превратилось в авторитарную систему, где все обязаны подчинятся законам новой этики. Несогласные сразу попадают под гребенку «cancel culture» – понятие нового времени относится в основном к знаменитостям, чья карьера рухнула в одночасье из-за расистских, гомофобных или мизогиничных высказываний, даже если это твит 2011 года, не имеющий отношение к нынешнему мнению звезды.

Именно это случилось с Кевином Хартом, американским комиком, которому пришлось отказаться от ведения церемонии «Оскар» в 2019 году из-за старых гомофобных твитов. То же произошло с Джонни Деппом, который потерял роль главного злодея в популярной серии фильмов «Фантастические твари» из-за домашнего насилия над Эмбер Херд (хотя появившиеся в последствии детали показывают, что бывшая жена актера вполне может посоревноваться с ним за статус главного злодея). Одной из последних жертв cancel culture стала Джоан Роулинг, любимая всеми за серию книг про Гарри Поттера (и «Фантастические твари», кстати, тоже ее проект).

Читайте также:
Джеймс Тёрбер, биография, история жизни, творчество

В прошлом году репутацию писательницы раздавила диктатура мнений. Комментарии Роулинг о том, что месячные могут быть только у женщин, а двери дамских комнат должны быть открыты только для дам, общественность сочла трансфобными и крайне оскорбительными. Центр Кеннеди забрал у Джоан Роулинг награду за защиту прав человека (тех самых, в числе которых свобода мнения), а интернет обрушился шквалом ненависти на «транс-исключающую радикальную феминистку».

Писательница отвергла такой статус и в июне опубликовала на своем сайте длинное эссе, где рассказала, что как жертве сексуального домогательства ей бы было некомфортно впускать любого мужчину, объявившего, что он женщина, в дамскую уборную. Репутацию Роулинг эссе восстановило лишь частично, но зато было номинировано BBC на премию Russel Prize за лучшую технику письма.

Шерлок Холмс с нотками Гарри Поттера

Во всем этом супе конфликтных перипетий в сентябре появляется новый ингредиент – «Дурная кровь». Еще до официального выхода детектива Роберта Гэлбрейта (псевдоним Роулинг), книга стала вещественным доказательством вины для критиков новеллистки. Колумнисту The Telegraph Джейку Керриджу была предоставлена возможность прочитать роман заранее, и он сразу нашел в ней трансфобные элементы (об этом чуть позже). Не раздумывая, журналисты, которые, по-видимому, даже не читали книгу, стали сродни эху повторять обвинения. Итог следующий: в англоязычном интернет-пространстве положительных рецензий от силы две-три. При том, многие либо вовсе обошли сюжет стороной, либо решили, что в связи с текущими столкновениям его следует назвать несостоявшимся: так cancel culture точно не грозит.

«Дурная кровь» стала пятым детективным романом Гэлбрейта/Роулинг в серии популярных книг про Страйка – с 2017 когда по книгам также снимают вполне достойный сериал. По сюжету первого романа «Зов Кукушки», Страйк, бывший военный с протезированный ногой, открывает частное детективное агентство, куда судьбоносным образом попадает молодая Робин Эллакот. Пара постепенно сближается и вместе раскрывает преступления. В методе взаимодействия при расследованиях невооруженным глазом виден неизменный лейтмотив «Шерлок – Ватсон». Сюжет детективных романов часто оказывается таким, но у Роулинг получается обернуть шаблонную фабулу в уникальную обертку – в креативной моще автора «Гарри Поттера» можно не сомневаться.

Прелесть романам, во-первых, предают отношения главных героев. Обремененная тяжелым прошлом красавица Робин и слегка унылый британский богатырь Страйк в каждой новой книге стремятся стать чем-то большим, чем просто коллегами. Как известно, волнительное предвкушение всегда приятнее самого события. Отношения пары затягивают своей неопределенностью: Роулинг могла бы вечно заманивать читателей любовной историей, но никогда не выполнить негласное обещание хэппи-энда. Критиков у нее, бесспорно, появилось бы в разы больше, но это не сделало бы книги хуже. Нагнетание любовной развязки только делает полу-дружеские, полу-деловые отношения героев более оригинальными.

Гиперреалистичные романы с малой толикой поэтичности сейчас заполняют полки книжных магазинов – видимо современному диджитал-сознанию так проще. Тренд на документалистику не обходит стороной и серию книг про Страйка: прямой рассказ о событиях дополнен предельной детализацией. Российским читателям особенно интересно смотреть реалити-шоу про жизнь среднестатистического лондонца. Из правдоподобной картины мира выбиваются только кейсы детективного агентства – каждый год-два обязательно приходиться разгадывать невероятно замысловатую загадку и всегда с чересчур неожиданным концом. Хотя порой стремление к непредсказуемой развязке рождает сомнительную логику финалов, Роулинг восполняет пробелы в последовательной фабуле вниманием к деталям.

Дурная книга?

«Дурная кровь», как считают критики, выбивается из общей картины. The Seattle Times назвал ее «глубоким разочарованием», а процесс чтения «крайне неприятным опытом». Мойра Макдоналд, автор нелестной рецензии, даже заявила, что ей стало абсолютно плевать на любимых ранее персонажей после «Дурной крови». Другие критики были слегка лояльней, но общий консенсус выглядит примерно так: последняя книга Гэлбрейта медленнее предыдущих и менее остросюжетна, а концовка плоская и неудовлетворительная.

Роман и вправду затянут: распластавшись на девятистах страницах, он почти в два раза больше первой книгу серии «Зов Кукушки». На счет остросюжетности критики тоже от части правы. Для сыщиков это было первым «холодным делом»: врач Марго Бамборо, судьбу которой Страйк и Робин должны раскрыть, пропала еще 40 лет назад. Превратившись в серию отнюдь не монотонных допросов выживших свидетелей и подозреваемых, книга лишь больше соответствует своему гиперреалистичному статусу. Какие бы романтические представление не сформировались у большинства читателей, детективная работа зачастую не похожа на череду эпичных приключений сродни «Властелину колец». Раньше Роулинг грешила фантасмагорическими элементами, но в «Дурной крови» они сохранились, пожалуй, только в развязке.

Читайте также:
Иван Пущин, биография, творчество, история жизни

Чертой новой книги стала астрология, да и вообще эзотерика. Гэлбрейт каждый раз проводит читателя по новым коридорам чего-нибудь такого диковинного. Мир лондонских селебрити, изнанка английского парламента, веер психических отклонений и специфичные фетиши – все выходили на сцену в прошлых романах. Такие «фишки» устанавливают еще более прочную связь с реальностью, ставят Робин и Страйка в контекст современной повестки. Это уже не обычные криминальные истории, написанные исключительно для любителей тайн, а более фундаментальные художественные эссе на узкие, но волнующие темы. В данном случае, как следует относиться к эзотерике и какой она может быть? И темы эти у Гэлбрейта, что видно, всегда неизбитые – отсюда занимательность книг.

Общественно-политический дискурс также поддерживается за счет диалогов героев о независимости Шотландии, истинном английским патриотизме и равноправии. Особенно важным для самой Роулинг был феминистский дискурс – по книге это видно. Философские размышления немного хромают, но зато отсылки к античной мифологии, так любимой писательницей, изящны, хоть и немногочисленны. Ну, хорошо, а обоснованно ли англоязычные СМИ обвиняют Роулинг в наличии в романе трансфобных элементах?

Один из подозреваемых, серийный убийца за решеткой Деннис Крид, действительно несколько раз переодевался в женщин, но только чтобы без труда заманивать жертв в ловушку – притягивать за уши несуществующий подтекст не следует. Автор самой первой рецензии в The Telegraph поспешил с выводами о наличии в книге трансфобного элемента на том основании, что переодевшийся человек — не хороший, а серийный убийца. Получается представление трансгендеров в плохом свете!

Но и журналисты, которые прочли книгу и увидели, что действительно в ней нет никаких трансгендеров, написали, что все равно неуместно включать хоть и небольшой элемент сюжета с переодеванием в женщин, когда все критикуют за это Роулинг.

«Дурная кровь» вообще скрылась за конфликтами с ее автором до такой степени, что некоторые критики забыли упомянуть сюжет в рецензии. На популярность романа это, кстати, не повлияло: 64 тысячи экземпляров было продано в Англии в первую неделю, что сделало ее самой продаваемой книгой года в стране. Возможно, эти люди были волной поклонников, немного разочарованных в писательнице, но умеющих разделять творчество автора и самого человека.

Женщина, которая выжила: Джоан К. Роулинг исполнилось 55 лет

В последние месяцы англичанка, создавшая главный роман-воспитание рубежа XX и XXI веков, обороняется от критики, которая преследует ее за многолетнее стремление «подкорректировать» уже вышедшую и зачитанную до дыр сказку, добавив ей инклюзивности, и за ошибочную тактику в коммуникации с меньшинствами. Будто писательница зачем-то старается переписать прошлое. Так ли это на самом деле?

В многочисленных интервью Джоан К. Роулинг своими воспоминаниями о детстве последовательно разрушала сложившийся в 2000-х стереотип о себе как успешной и беззаботной писательнице. Многие поклонники и многие скептики на момент, когда книги о Гарри Поттере начали превращаться в фильмы и собирать огромную кассу, не подозревали, какой путь Джо прошла, прежде чем добраться в мир волшебников и заработать миллиардное состояние.

Ее личная история взросления и становления как писателя широко известна в фанатском сообществе и среди всех заинтересованных опосредованно. Папа хотел мальчишек, а воспитывать ему пришлось двух девчонок — Джоан и Диану, которые рано узнали, насколько болезненные чувства доставляет понимание, что тебе не оправдать ожиданий самых любимых людей, как бы ты ни старался.

Школьные годы Джо провела в деревне неподалеку от городка Чепстоу в Уэльсе. В той местности стоял лес, куда Роулинг часто наведывалась. Сказочное место — пугающее на первый взгляд, но совсем не страшное. Позднее, в книгах о Гарри Поттере, детские воспоминания о лесных прогулках стали Запретным лесом за избушкой Рубеуса Хагрида.

Роулинг любила сочинять и фантазировать, свои истории рассказывала младшей сестре, которая просила продолжений. Из-за выдуманных Мистера Кролика и Мисс Пчелы случился разлад в семье, первое домашнее насилие — моральное, помутившее рассудок Джо. Отец запретил ей заниматься «писаниной», что вылилось в кошмары, бессонницу и истерики. Только школьному психологу удалось переубедить родителей Роулинг и вернуть девочке возможность сочинять рассказы. Спустя много лет Джоан поняла, что писательский дар — единственно важный и верный вектор в ее жизни.

В университетские годы Роулинг считала себя неудачницей: не поступила в Оксфорд, пришлось изучать классическую литературу и французский язык в Эксетерском университете. Преподаватели никогда особенно не выделяли студентку. Получив диплом, Джо некоторое время проработала секретарем-переводчиком в правозащитной организации Amnesty International в Лондоне, потом, перебравшись в Манчестер, устроилась в торговую палату. Пока она ненавидела себя, работу и свою жизнь, ее мать Энн Роулинг медленно умирала от рассеянного склероза.

Читайте также:
Михаил Булгаков, биография, факты, произведения

Джоан Роулинг получила почетную степень доктора литературы в Сент-Эндрюсском университете (Шотландия)

Смерть матери в 1990 году, когда Гарри Поттер уже делал первые шаги по одинокой квартире в Лондоне, стала огромным потрясением для Джоан. Обретавший осязаемые черты роман вдруг превратился для автора в возможность вернуться в детство, преодолеть свои травмы и извлечь урок.

Не «Орден Феникса» поднимался из пепла, а «Философский камень». Свой первый роман Джоан начала создавать еще в Португалии, где работала учителем английского и впервые вышла замуж. Супруг оказался абьюзером и скандалистом, отвлекал Джо от ее мира на бумаге, выступал с придирками по каждому поводу. Как рассказала Роулинг, на шестом месяце беременности между супругами произошла страшная ссора, в результате которой рождение Джессики оказалось под угрозой. После появления дочери на свет случился развод; Джо вернулась в Лондон с ребенком на руках и без работы — но с депрессией и нежеланием жить, едва не ставшим реальностью. Лишь в своей дочери и истории о волшебнике Роулинг нашла спасение. Именно Хогвартс вытянул писательницу из клинической депрессии.

То, с каким усердием Роулинг продумывала образы своих героев, прописывала их характеры, даты рождения, факты биографии, внешность и привычки, наводит подозрение на маниакальность автора. Подобные догадки небезосновательны: многочисленные персонажи «Поттерианы» — родом из детства Роулинг. Все до одного, кроме ручной сипухи. Директор школы, где она училась, Альфред Данн, стал прототипом Альбуса Дамблдора. Имя одного из героев Джо стащила из церковной книги учета, куда послушники ставили свои подписи. Оно до сих пор числится в этой книге вместе с именами Джоан и Дианы, которые в церкви убирали за £1 в день.

Сам Гарри Поттер — мальчик, который родился 31 июля 1980 года и выжил, — изначально был задуман как девочка. Рыжая смышленая сирота в больших круглых очках, умеющая постоять за себя: именно такую маленькую незнакомку Джо повстречала в Португалии. Но чем глубже она всматривалась в свою героиню, тем отчетливее понимала, что ее необходимо «разделить». Решение тоже пришло из детских лет: Джо толком не разрешали быть девочкой, и мальчиком она стать тоже не могла. Зато Гарри и Гермиона получили возможность существовать полноценно и по отдельности.

В общей сложности Роулинг провела с «Поттерианой» 20 лет, а всего за пять из них прошла путь от живущей на социальное пособие до мультимиллионерши. В 2004 году журнал Forbes назвал Джоан Роулинг первым человеком, который стал долларовым миллиардером с помощью написания книг. Последний роман из цикла о волшебнике Роулинг отдала в печать в 2007 году (21 июля, в первый день продаж седьмой части цикла, в мире было раскуплено 11 млн копий) и зареклась возвращаться в Хогвартс. Впрочем, это обещание самой себе не спасло ее от постоянных размышлений о судьбе любимых героев.

Изжить такое наследие из своей жизни у Роулинг не получится никогда, она и не пытается, но продолжает рассказывать другие истории. Опубликовано три детективных романа о частном сыщике Корморане Страйке, социальная драма «Случайная вакансия» (все получили экранизации), в Сети глава за главой появляется политическая сказка «Икабог». Писательские богатства Роулинг распределяет во благо — через фонды, которые помогают людям с рассеянным склерозом, неблагополучным семьям и матерям-одиночкам.

Но наступает 2020-й, и этих усилий и деяний миру оказывается недостаточно.

Джоан Роулинг неоднократно предъявляли претензии в пренебрежении проблемами меньшинств и даже в дискриминации оных. В итоге всего один твит сорвал крышку с котла, наполненного кипучим гневом ЛГБТК+ сообщества.

В июне Джоан поделилась статьей с фразой «люди, которые менструируют» в заголовке и сопроводила это саркастичной подписью: «Уверена, у нас было какое-то слово для таких людей. Кто-нибудь, помогите мне». И добавила несколько искаженных вариантов слова «женщина», театрально пытаясь напомнить себе, как оно звучит на самом деле. Казавшийся остроумным комментарий посчитали трансфобным; Роулинг уже не спасли дальнейшие твиты, в которых она утверждала, что уважает транслюдей. В одночасье писательница в глазах поклонников встала в один ряд с самыми неприглядными героями книг о Гарри Поттере — Долорес Амбридж и Волан-де-Мортом. Актеры Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и Эдди Рэдмейн раскритиковали писательницу, сотрудники издательства Hachette UK, где должна выйти новая книга Роулинг, объявили ей бойкот.

Читайте также:
Ганс Христиан Андерсен - отзывы, мнение, рейтинг

Скандал вряд ли утихнет быстро, хотя Роулинг отчаянно защищается. В объемном эссе, вышедшем в ответ на нападки, писательница поделилась историей семейного насилия, повлиявшей на ее становление, и объяснила свою позицию в отношении транслюдей. Она напомнила всем, что у нее есть благотворительный фонд, который помогает женщинам и детям в Шотландии, поддерживает проекты помощи женщинам, пережившим домашнее и сексуальное насилие.

Ярлык TERF — трансэксклюзивной феминистки, которым ее наградили хейтеры, — Джоан назвала мизогинным клеймом, с помощью которого женщин заставляют замолчать.

Молчать писательница не собирается, демонстративно игнорируя теперь не транслюдей и представителей ЛГБТК+, а хейтеров: она вплотную занялась поддержкой меньшинств и активно публикует информацию об их проблемах в своем твиттере.

«Мне чрезвычайно повезло. Я не жертва, я выживший. Я рассказываю о своем прошлом, потому что, как и у любого человека на этой планете, у меня сложная предыстория, она формирует мои страхи, мои интересы и мое мнение. Я никогда не забываю об этом, когда создаю вымышленного персонажа, и, конечно же, никогда не забываю об этом, когда дело касается трансперсон. Все, о чем я прошу, все, чего я хочу, чтобы подобное сочувствие, подобное понимание распространялось на миллионы женщин, единственное преступление которых состоит в желании, чтобы их интересы были услышаны — без угроз и насилия».

Почему в нашей стране так любят книги Джоан Роулинг

Ко Всемирному дню Гарри Поттера, который ежегодно празднуется 2 мая, крупнейший книжный сервис по подписке MyBook провел опрос среди пользователей и выяснил, как они относятся к знаменитой серии романов Джоан Роулинг. Более 92% респондентов указали, что читали хотя бы одну книгу о мальчике-волшебнике, а более 61% из них признались, что волшебная история повлияла на их мировоззрение и становление как личностей. Самая популярная книга серии — «Гарри Поттер и философский камень», с ней знакомы более 97% опрошенных, среди героев безусловный лидер — Гермиона Грейнджер, за нее свои голоса отдали больше половины респондентов.

Читайте на Еве
  • Литература
  • Книги
  • Джоан Роулинг
  • Гарри Поттер

Несмотря на то что с момента выхода первого романа о Гарри Поттере прошло больше 20 лет, он ежегодно входит в топ-100 самых читаемых произведений крупнейшего книжного сервиса по подписке MyBook. Интерес к культовой серии Джоан Роулинг подтверждают и данные опроса, проведенного сервисом специально ко Всемирному дню Гарри Поттера, который ежегодно отмечается 2 мая , в день, когда состоялась легендарная битва за Хогвартс, и закончилась Вторая магическая война.

Оказалось, что более 92% респондентов читали хотя бы одну книгу о мальчике-волшебнике. При этом более 61% из них могут с уверенностью сказать, что Гарри Поттер повлиял на их мировоззрение. Учитывая, что более 46% респондентов находятся в возрасте от 20 до 30 лет, можно утверждать, что книги Роулинг повлияли на становление целого поколения — поколения Y, согласно теории Нейла Хоува и Вильяма Штрауса.

Самая читаемая книга о мальчике-волшебнике — первый роман Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень», его хотя бы раз открывали 97% респондентов, следом идет вторая часть — «Гарри Поттер и Тайная комната», затем третья и так далее в порядке убывания. Таким образом, каждую последующую часть опрошенные читали меньше, чем предыдущую.

Самым любимым романом из серии был назван «Гарри Поттер и узник Азкабана», на втором месте — «Гарри Поттер и философский камень», замыкает тройку лидеров — «Гарри Поттер и Принц-полукровка». При этом 32% опрошенных не смогли выбрать любимую книгу и признались, что им понравились все части.

Большинство респондентов отметили, что ценят книги прежде всего за атмосферу магии и волшебства . Также им импонирует, что Джоан Роулинг уделила особое внимание дружбе и взаимовыручке героев, детально описала сказочный мир, в котором живут персонажи, и придумала захватывающий сюжет.

Что касается героев, то большинству импонирует вовсе не Гарри Поттер, он только на втором месте. Лидером рейтинга стала смелая и очень умная Гермиона Грейнджер , за нее свой голос отдали 54% опрошенных, тогда как за Гарри — 48%. Следом за ними идут Северус Снегг (37%), Сириус Блэк (26,9%), Добби (25%), Минерва Макгонагалл (23,9 %), Альбус Дамблдор (23,5 %), Рон Уизли (21,9 %) и Букля (19,2%). Замыкают десятку лидеров Полумна Лавгуд и Римус Люпин, за них проголосовал одинаковый процент респондентов — 17,3%.

Интересно, что больше половины опрошенных (68%) хотели бы, чтобы Распределяющая шляпа отправила их на Гриффиндор — факультет в Школе Чародейства и Волшебства Хогвартс, на котором учились главные герои истории: Гарри, Рон и Гермиона. Только 16% опрошенных хотели бы стать студентами Когтеврана, а 11% — Слизерина. Самым невостребованным факультетом оказался Пуффендуй, учиться на этом факультете мечтают только 5%.

Читайте также:
Иоганн Вольфганг Гёте, биография, история жизни

✳️ Топ самых популярных заклинаний из книг о Гарри Поттере возглавляет заклятие «Репаро» , благодаря которому в волшебном мире можно было починить любой сломанный предмет.

✳️ На втором месте расположилось заклинание «Экспекто патронум» , вызывающее Патронуса — магическую сущность, которая служит защитой от дементоров.

✳️ Третье место досталось «Вингардиум левиоса» — заклятию Левитации.

✳️ Следом идут «Люмус» , заклинание освещения, которое зажигает огонь на конце палочки, и знаменитая «Алахамора» , благодаря которой можно открыть любой замок.

Джоан Роулинг обвиняют (опять) в трансфобии и расизме после ее высказывания в твиттере. За писательницу заступились феминистки

Джоан Роулинг раскритиковали после ее недавнего твита. Создательницу Гарри Поттера обвиняют в трансфобии (нетерпимость к трансгендерам) и расизме.

Все началось с того, что писательницу возмутило выражение в статье Devex под названием «Мнение: после пандемии Covid-19 нужно создать более справедливый мир для людей, которые менструируют».

«Люди, которые менструируют. Я уверена, что для обозначения этих людей уже есть какое-то слово. Кто-нибудь, помогите мне. Жинщины? Жайнщины? Жунщщ?», — написала Роулинг.

Термин «люди, которые менструируют» относится к женщинам и некоторым небинарным людям. Кроме того, это выражение используется, чтобы не оскорбить трансгендеров, поскольку у транс-мужчин бывают менструации, а у транс-женщин их нет.

В итоге твит писательницы возмутил многих людей и теперь ее обвиняют в трансфобии. И это не первый случай. В декабре прошлого года общественность возмутило то, что Роулинг поддержала женщину, уволенную с работы за заявление о том, что трансженщина не является женщиной.

Чуть позже Роулинг уточнила свою точку зрения. «Если биологического пола не существует, то однополой любви тоже нет. Если пола не существует, то вся реальность, в которой живут женщины, стирается. Я знаю многих транс-людей и люблю их, но размытие концепции биологического пола отбирает у многих людей возможность осмысленно обсуждать свою жизнь. Я говорю правду, а не пытаюсь кого-то оскорбить», — подчеркнула Роулинг.

Писательница также заявила , что вышла бы на протест за права меньшинств, если трансгендеров будут притеснять. «Женщины вроде меня сочувствовали транс-людям десятилетиями, а также испытывали чувство родства, потому что они, как и женщины, уязвимы и страдают от мужского насилия. Поэтому идея о том, что женщины «ненавидят» транс-людей лишь потому что считают, что биологический пол существует — это вздор», — добавила она.

Часть интернет-пользователей заявила , что Роулинг их разочаровала. По их мнению, она лишь скрывается за феминизмом, чтобы тайно продвигать дискриминационные идеи вроде трансфобии.

Вслед за утверждениями о трансфобии писательницу начали обвинять в расизме и антисемитизме, вспомнив фабулу «Гарри Поттера». Интернет-пользователи решили высказать свои мысли по поводу того, что им всегда казалось спорным. Так одна из пользовательниц отметила , что сам факт того, что она придумала имя Чжоу Чанг оскорбителен, так как существует расистское прозвище Чинг Чонг.

«Джоан Роулинг создала персонажа азиатского происхождения по имени Чжоу Чанг и поместила ее на факультет для ботанов, единственный ирландский персонаж постоянно что-то взрывает (отсылка к Ирландской республиканской армии), гоблины — это воплощение антисемитских стереотипов», — говорит @dianelyssa.

При этом за писательницу заступились фанаты, среди которых также есть феминистки и представители сексуальных меньшинств, много поддерживающих комментариев от русскоязычных пользователей.

«Роулинг — смелая женщина, которая написала, что она относится к радфем и написала очевидные вещи, о которых мы все говорим и за которые мы все боремся. Ни одна тварь не имеет права говорить, что «вот она богатая, превилегии, терф, бла-бла». Черт, вы понимаете, что Ро писала свое», — пишет @slytherinsshine.

«У меня наверное очень непопулярное и не вписывающееся в «современность» мнение, но я ненавижу, когда женщин называют «people with periods», people who menstruate». Идите в задницу. Я не хочу, чтобы у меня отбирали мою индивидуальность. Я ассоциирую себя как женщину”, — говорит @aimei_sin.

«Pоулинг говорит правду, за которую ее атаковали тысячи. Роулинг обращает внимание на лесбиянок, про которых все давно забыли. И ее травят. Ее травят за это. Наш прогресивний мир все так же сильно, абсолютно, всепоглощающе ненавидит женщин» отметила @Nana_Azaliya.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: