Джеймс Браун, биография, творчество, история жизни

Джеймс Браун

Биография

Джеймс Браун – американский певец стилей соул и фанк, считающийся одним из величайших музыкантов эпохи рок-н-ролла, а также входящий в сотню самых влиятельных фигур в поп-музыке XX века. У него было множество прозвищ – от Крестного отца соула до Мистера Динамита. Даже не самые большие любители музыки прекрасно знают его популярный хит «I Got You (I Feel Good)», который стал визитной карточкой Джеймса Брауна.

Певец Джеймс Браун

Он родился в бедной семье, в американском штате Южная Каролина, но детство мальчика прошло в другом месте. В раннем возрасте его передали на воспитание тетушке, которая была владелицей публичного дома в городе Атланта, штат Джорджия.

Еще подростком Джеймс вышел на кривую дорожку – он подворовывал в местных магазинчиках, затем занялся более серьёзными преступлениями и в итоге угодил за решетку в возрасте 16-ти лет за совершение грабежа.

Джеймс Браун

Весьма необычно, но именно в тюрьме Браун начал постигать основы музыки, исполняя известные хиты под аккомпанемент… стиральной доски. Выйдя на свободу, молодой человек попытался найти себя в мире спорта – бейсболе или боксе, но вскоре был приглашен в музыкальный коллектив «The Famous Flames», так как эту группу организовывал продюсер, который видел выступление Джеймса в тюрьме. Ансамбль колесил по южным штатам и распевал, как и многие аналогичные коллективы, смесь госпела и ритм-энд-блюза.

Музыка

Почти 10 лет Джеймс Браун был известен только среди негритянской аудитории южных штатов. Но уже тогда он сумел выделиться из сотен конкурентов, так как зажигательные ритмы артиста и нестандартные выкрики со сцены придавали его выступлениям неповторимую динамичность и создавали атмосферу «африканизированности».

Певец Джеймс Браун

Первой записанной Брауном песней стала «Please Please Please», которая считается пионером в стиле «соул». Позднее вышла полноформатная пластинка с тем же названием. С годами Джеймс только наращивал обороты и на своих концертах отдавался так, что, уходя за кулисы, нередко падал в обморок от изнеможения.

В середине 60-х для певца настала его персональная золотая пора. Сначала на полках магазинов появилась его баллада «It’s a Man’s, Man’s, Man’s World», а вскоре свет узнал заводную песню «I Got You (I Feel Good)», до сих пор не потерявшую своей привлекательности. В тот же период Браун получил статуэтку «Грэмми» за композицию «Papa’s Got a Brand New Bag».

Вообще, нужно заметить, что Джеймс Браун за карьеру целых 99 раз попадал в самый популярный хит-парад мира «Billboard Hot 100», но, как ни удивительно, так ни разу и не достиг первого места в этом чарте.

В начале 70-х годов, выпустив танцевальный хит «Sex Machine», певец начинает экспериментировать со стилями. Многие музыкальные критики считают именно Джеймса Брауна отцом не только соул-музыки, но и такого популярного жанра, как фанк. Более того, внимательно вслушиваясь в композиции 60-70-х годов, большинство из них уверены, что без этого артиста не было бы и современного хип-хопа.

Позднее Браун начал политизировать свои песни. В его репертуаре все чаще звучат композиции, подобные «Say It Loud – I’m Black and I’m Proud», что переводится как «Громко скажи – я черный и горжусь этим». Тогда же Джеймс смещает акцент гастролей в сторону африканских государств. В 1986 году, при создании зала славы рок-н-ролла Джеймс Браун был объявлен одной из неотъемлемых фигур того периода.

Фильмы

Еще в 1965 году Джеймс Браун дебютировал в игровом кино в кинокомедии «Лыжная вечеринка». Больше появляться на съемочной площадке он стал в 70-х и 80-х годах и в основном в юмористических картинах – «Финкс», «Братья Блюз», «Доктор Детройт» и многих других. Также на его счету роль рок-музыканта в спортивной драме «Рокки 4» с Сильвестром Сталлоне в главной роли.

Джеймс Браун в фильме «Рокки 4»

Всего на счету певца и актера более 80-ти художественных и документальных фильмов, правда, в большинстве из них он играет самого себя, настоящего. Зато ему удалось посотрудничать в кадре с такими звездами, как Дэвид Боуи, Гари Олдман, Джеки Чан и многими другими.

Личная жизнь

Первый раз Джеймс Браун женился на давней подруге Вильме Уоррен, с которой прожил 10 лет жизни. Но и после развода они сохранили тесное общение, и певец считал первую жену одним из своих самых ближайших друзей.

Джеймс Браун и Адриана Родригез

Второй брак с Диди Дженкинс продлился примерно столько же. А вот с третьей женой, Адрианой Родригез, Браун жил вплоть до ее смерти в 1996 году и именно эти отношения считались самыми скандальными в его жизни, так как в полицию неоднократно поступали жалобы на бытовое насилие.

Последняя супруга великого певца Томи Рэй Хайни появилась в его жизни спустя год после похорон Адрианы. Она была бэк-вокалисткой на его концертах, и впоследствии у них завязались отношения.

Джеймс Браун и его жена Томи Рэй Хайни

Церемония бракосочетания состоялась 23 декабря 2002 года и была признана действительной, но после смерти Джеймса другие родственники стали оспаривать законность этого брака, так как к моменту свадьбы развод Томи с первым супругом из-за бюрократической системы не успел войти в силу.

Читайте также:
Фиде́ль Алеха́ндро Ка́стро Рус - отзывы, мнение, рейтинг

У Джеймса Брауна было множество детей от разных женщин. Сам он признавал девятерых – 5-х сыновей и 4-х дочерей. Еще трое сумели установить его отцовство с помощью ДНК-экспертизы гораздо позднее.

Смерть

Последние годы Джеймс Браун проживал в своем вращающемся доме в Бич-Айленд, Южная Каролина. Он страдал диабетом, а также перенес рак простаты.

Памятник Джеймсу Брауну

Скончался артист во время празднования католического Рождества 2006-года. Причиной смерти стала давно мучившая его пневмония. Прощание с легендарным певцом было публичным, на церемонии присутствовали Майкл Джексон, Мадонна и другие звезды поп-музыки. Кстати, в тот год церемонию «Грэмми» посвятили памяти Джеймса Брауна.

Из-за постоянных судебных разбирательств в кругу семьи певца, его прах так и не был упокоен надлежащим образом. Лишь спустя полгода тело захоронили, так сказать, на временной основе и это место не установлено. Ожидается, что крестный отец соул-музыки найдет окончательное последнее пристанище, когда его родственники сумеют договориться между собой.

В 2014 году американский кинорежиссёр Тейт Тейлор выпустил биографический фильм о музыканте, под названием «Джеймс Браун: Путь наверх». А в штате Джорджия был установлен памятник певцу в полный рост.

Месяц афроамериканской музыки. Джеймс Браун

В честь Месяца афроамериканской музыки, официально объявленного в США в 1979 году, «Голос Америки» продолжает серию публикаций о легендарных музыкантах-афроамериканцах. В прошлом году мы рассказывали о музыкантах, оказавших огромное влияние на развитие джаза, соула, госпела, хип-хопа и рок-н-ролла. В 2021 мы начинаем цикл публикаций с рассказа об основателе фанка и «Крестном отце соула» Джеймсе Брауне.

1950-60-е годы стали для афроамериканской музыки временем экспериментов. Джазмены нащупывали почву для нового звучания, экспериментируя с различными форматами джаза (подробнее об этом мы рассказывали в биографии Майлза Дэвиса), а блюзмены и кантри-исполнители пытались соединить «белые» и «черные» жанры в то, что впоследствии станет рок-н-роллом.

Однако одному из музыкантов удалось повлиять едва ли не на каждый жанр, ассоциируемый с афроамериканской культурой. Им стал Джеймс Браун, оказавший влияние не только на жанры соул, фанк и ритм-н-блюз в целом, но и оставивший след в госпеле, диско и даже в хип-хопе.

Джеймс Браун

В мае 1933 года в семье, жившей в крошечной лачуге в городке Барнвелл, Южная Каролина, родился Джозеф Джеймс Браун-младший – будущая знаменитость и легенда американской музыкальной сцены. Возможно, сегодня мы бы и слушали хиты авторства Джозефа Брауна, если бы при рождении его первое и второе имена – Джо и Джеймс – не оказались перепутаны местами.

Детство Брауна прошло в ужасающей нищете. Семья переезжала с места на место, жила у родственников и даже какое-то время проживала в борделе, которым владела тётя будущего музыканта. Его родители вскоре разошлись; мать Джеймса, Сьюзи, обвиняла своего супруга в домашнем насилии и ушла из семьи, когда Брауну было всего четыре года.

Мальчик занимался случайными подработками: мыл машины, собирал хлопок, а свободное время посвящал занятиям боксу. К счастью для музыкального мира, он также обращал внимание и на музыку. Научившись играть на гитаре, фортепиано и губной гармонике, он выступал перед военными конвоями, следовавшими на фронт мимо дома его тёти. Однако достаточного дохода музыка не приносила.

В подростковом возрасте он был приговорен к восьми годам тюрьмы за грабеж, однако за решеткой не терял времени даром. «Музыкальная шкатулка» – под таким прозвищем он был известен перед заключенными, которые неоднократно слышали его выступления (с четырьмя из них он даже создал нечто вроде госпел-квартета).

Во время одного из бейсбольных матчей в тюрьме он познакомился с Бобби Бёрдом – человеком, который оставался верным другом и партнером по сцене Брауна на протяжении всего его творческого пути.

В 1952 году, при поручительстве семьи Бёрда, Браун вышел из тюрьмы. Пытаясь найти свое место в мире после освобождения, Браун – при поддержке все того же Бёрда – продолжил заниматься музыкой. В начале он исполнял госпел вместе с сестрой Бёрда Сарой, а впоследствии присоединился к группе самого Бобби.

«Услышав, как девушки кричат названия таких групп, как The Midnighters Хэнка Балларда, мы подумали “Вот, вот такого мы и хотим!” – вспоминал Бобби Бёрд. – Мы были разносторонними музыкантами. Я мог играть Джо Тёрнера [. ], а Джеймс мог исполнять Вайнони Харриса и Роя Брауна».

Эти имена, упомянутые Бёрдом, отсылают нас к важным личностям в мире джамп-блюза. Этот поджанр, насыщенный духовыми инструментами, являлся более быстрой и танцевальной вариацией традиционного блюза, для которого, в свою очередь, было характерно более размеренное и задушевное звучание.

Считается, что именно из джамп-блюза и вышел жанр ритм-н-блюз, а впоследствии, наполнившись нехарактерными для блюза гитарными риффами и танцевальной резкостью звучания, – появился рок-н-ролл.

От «Госпела звездного света» до «Знаменитых огней»

Именно в это время – в середине 1950-х, когда рок-н-ролл только начинал свое победоносное шествие по американским танцполам – перед Брауном и Бёрдом стояла негласная задача попасть в тренды американской сцены.

Читайте также:
Генри Форд - отзывы, мнение, рейтинг

Эта сцена менялась стремительно: афроамериканские музыканты, массово переселявшиеся в города, осваивали новые методы звучания – микрофоны, усилители, электрогитары. Они, в свою очередь, и задавали ритм новой афроамериканской музыке: быстрый, танцевальный, коммерческий и развлекательный.

На этой волне Бёрд и Браун решили разнообразить свой репертуар в соответствии с модой. К их изначальному проекту – а-капелла группе Gospel Starlighters («Госпел звездного света») – добавилась группа The Avons, которая исполняла более подходящий для массовой аудитории зажигательный ритм-н-блюз. Долго эта группа не просуществовала: чтобы избежать путаницы с другими одноименными коллективами, музыканты переименовали себя в The Toccoa Band (Токкоа – название одного из городов в Джорджии, где некоторое время жил Браун).

Однако наступающий рок-н-ролл не дал прижиться и этому названию. В 1955 году музыканты увидели выступление легендарного (но тогда еще малоизвестного) Литл Ричарда, одного из первопроходцев рок-н-ролла.

Вдохновившись его драйвом, Браун и Бёрд решили отказаться от госпела и сосредоточиться на более энергичном ритм-н-блюзе. Они сменили название на The Flames («Огни»), а Клинт Брэнтли, агент Литл Ричарда, посоветовал им метить выше и сразу добавить к названию эпитет Famous («Знаменитые»).

Таким образом, Джеймс Браун и The Famous Flames окончательно порвали с миром госпела, чтобы к 1955 году целиком погрузиться в энергичный, эпатажный и бурно развивающийся мир ритм-н-блюза и модных танцевальных ритмов. И своим же первым хитом им удалось найти в этом мире свое место.

Please, Please, Please

В 1956 году, при поддержке все того же Клинта Брэнтли, The Famous Flame выпустили свой дебютный и главный хит под незамысловатым названием Please, Please, Please. Имя песни подсказали три слова, написанные на салфетке все тем же Литл Ричардом (говорили, что Браун повсюду носил эту салфетку с собой).

Копии песни преодолели рекордный для группы рубеж в миллион копий и стали самой узнаваемой композицией The Famous Flames.

Правда, успех Please, Please, Please не был очевиден с самого начала. Первым, кто обратил на него внимание, стал знаменитый продюсер Ральф Басс, который раскрыл потенциал ни одного десятка будущих звезд ритм-н-блюза.

«Я не знал ничего об этой группе, и даже не знал имя вокалиста, – вспоминал Басс. – Но я знал, что должен заполучить эту песню». Он отвез запись Сиду Нейтану – главе лейбла King Records. С этого лейбла начинали путь ритм-н-блюз музыканты, которых Браун и его «Знаменитые огни» считали кумирами (например, вышеупомянутые Хэнк Баллард и Рой Браун), но Please, Please, Please вызвал у владельца лейбла лишь раздражение.

Нейтан сомневался, что сдержанная Please, Please, Please сможет найти свое место в наступающей, полной агрессивного звучания, волне рок-н-ролла. В ней внимание публики уже было приковано к Чаку Берри, начинающему Элвису Пресли и все тому же Литл Ричарду, взорвавшему танцполы своим хитом Tutti Frutti.

Но опасения Нейтана оказались напрасны: песня смогла сделать «Знаменитыми огни» и в самом деле знаменитыми. Развить успех им не удалось: в течение двух лет их песни так и не смогли занять чарты, что привело к распаду группы. Браун прекратил сотрудничество с Клинтом Брэдли, а также с предыдущим составом «Знаменитых огней». Браун сохранил название группы, но теперь на афишах на первом месте стояло его имя: James Brown and The Famous Flames.

«Мистер Динамит»

В 1958 году Браун смог вернуть себе доверие как слушателей, так и руководства лейбла, выпустив один из своих хитов Try Me. Названием этой лиричной соул-композиции (как вариант перевода – «испытай» или «попробуй меня») Браун будто приглашал публику дать ему еще один шанс. И этот шанс оправдался: после Try Me на свет появляются хиты (Do the) Mashed Potatoes и Think.

После этого музыканты записывают еще ряд мелодичных соул-баллад – Baby You’re Right и I Don’t Mind (кавер на эту песню впоследствии стал одним из хитов британской группы The Who, чей вокалист Роджер Долтри был поклонником творчества Брауна).

В этот период (начало 1960-х) Браун стал формировать свой узнаваемый стиль поведения на сцене, который привлекал зрителей не меньшей (а, возможно, и больше) самих песен.

Посмотрите на его выступление с песней Night Train в 1961 году. По-театральному позёрские и невероятно экспрессивные движения музыканта на сцене создавали яркий запоминающийся образ. Браун не ограничивался какими-то одними коронными движениями (как например, Чак Берри с его «утиной походкой»), а использовал весь спектр эмоций, движений и свое особое чувство ритма.

Бобби Бёрд, вновь вернувшийся в группу Брауна, вспоминал: «В эти моменты он начинал вопить, кричать и танцевать так, что все вокруг просто взрывалось. Он хотел превзойти Литл Ричарда. И фанаты кричали “Мы хотим Ричарда!”. Но к концу выступления они уже выкрикивали имя Джеймса Брауна».

Его маниакальная тяга к драйву, к постоянному движению на сцене стала основой для одного из его прозвищ – Mr. Dynamite («Мистер Динамит»). Его энергичность влияла не только на его поведение на сцене, но и на стиль работы: благодаря чрезвычайной работоспособности и, по воспоминанию музыкантов, требовательности к коллегам, он запомнился под самопровозглашенным именем «Самый трудолюбивый человек в шоу-бизнесе».

Читайте также:
Наполеон Бонапарт, биография, история жизни, причины известности

Эти качества привели Брауна и его команду к важной вехе во всей американской музыке, ознаменованной появлением нового жанра.

Рождение фанка

«Это хит!», – воскликнул Браун во время записи Papa’s Got a Brand New Bag в 1965 году. Заводная песня, которая быстро прижилась на танцполах, ознаменовала собой переход к новому звучанию. Это был фанк – переработанная версия традиционного ритм-н-блюза, быстрая, в чем-то хулиганская и при этом невероятно танцевальная.

Для фанка был характерен особый ритм – сбивчивый, напористый и при этом неоднородный. Благодаря сильно синкопированному (т.е. со смещенным ритмическим ударением) ритму, фанк звучал нервно, отрывисто и не позволял слушателю заскучать.

В привычном ритм-н-блюзе выделяются слабые доли (вторая и четвертая), тогда как Браун настаивал, чтобы акцент приходился на первую (и отчасти на третью) сильные доли. Получалось хаотичное, взвинченное звучание, которое дополнялось мощными отрывистыми духовыми и, что не менее важно, специфичным вокалом.

Послушайте один из самых узнаваемых хитов Брауна – I Got You (I Feel Good), который вышел сразу же после успеха Papa Got a Brand New Bag. Истошный крик Брауна в конце припева стал чуть ли не визитной карточкой исполнителя и характерным примером неровного, обрывистого вокала фанк-музыкантов.

Фанк Брауна заметно выделялся на фоне жанров, из которых он вышел. От традиционного соула и ритм-н-блюза от отличался более резким, дерзким и сексуальным звучанием, которое куда лучше подходило для танцполов (и сближало его с рок-н-роллом).

Фактически, Джеймс Браун создал некую «утяжеленную» версию соула, разбавленную характерной («булькающей») бас-гитарой и специфичным ритмом.

Фанк окончательно закрепился на американской сцене в лице Джеймса Брауна с 1967 года, когда на свет появились полноценные и общепризнанные фанк-хиты – такие, как например композиция Cold Sweat.

В этот же период на свет появляется и один из его главных хитов – It’s a Man’s Man’s Man’s World.

«Я черный, и я горжусь этим»

Формирование музыкального стиля Брауна пришлось на бурное время в американском обществе. Война во Вьетнаме, эпоха хиппи, подъем социально-политических движений и, в частности, борьба афроамериканцев за свои права.

1968 стал тяжелым годом для Брауна: на самом пике его карьеры ушли из жизни глава King Records Сид Нейтан, один из музыкантов группы Литл Вилли Джон и его давний продюсер, ментор и наставник Бен Барт. Но помимо них трагедия коснулась всей страны и особенно афроамериканцев – был убит Мартин Лютер Кинг.

На волне движения афроамериканцев за свои права общественность ждала активных заявлений от музыкантов, чьи голоса они считали важным для движения. Такой личностью была, например, Арета Франклин (о чьей дружбе с Мартином Лютером Кингом мы рассказывали ранее); не менее важной личностью считался и ее коллега по соул-сцене Джеймс Браун.

Однако он не оправдал ожиданий толпы, разъяренной убийством Кинга и войной во Вьетнаме. Вскоре после гибели Кинга Браун выступил по телевидению и радио с призывом к единению в обществе; позже он был приглашен в Белый дом на ужин к президенту Линдону Джонсону.

Для активистов подобный шаг был сродни предательству. Ситуацию ухудшало и то, что Браун неоднократно выступал в поддержку американских военных за рубежом, что раздражало значительную часть общества, уставшую от Вьетнама.

Браун вряд ли отстаивал какие-то определенные убеждения. Вполне возможно, что он – как человек эмоций, известный своим бурным и непостоянным характером – действовал исходя из конкретной ситуации, в угоду общественного спокойствия (или, возможно, собственной выгоды).

Однако афроамериканцы хотели услышать голос Брауна – и в конце концов они его услышали. В августе 1968 Браун записал песню Say It Loud – I’m Black And I’m Proud («Скажи громко – я черный, и я горжусь этим»).

«Сейчас мы требуем возможности поступать по-своему, – поет Браун. – Мы устали биться головой об стену и работать на кого-то». Песня мгновенно взлетела на вершины чартов и стала первым фанк-гимном движения афроамериканцев за свои права.

Крестный отец соула

К 1970-м Браун подошел в качестве обладателя прозвища «Крестный отец соула». Состав его группы (за исключением все того же Бобби Бёрта) неоднократно менялся: кто-то уходил из-за финансовых вопросов, кто-то – менял коллективы, а кто-то – не выдерживал бешеной работоспособности Брауна. На тот момент группа Брауна уже была известна под лаконичным названием The J.B.’s.

Вплоть до конца 1970-х Брауну удавалось записывать успешные альбомы (одним из главных хитов того времени стала танцевальная композиция Sex Machine), однако созданный им же жанр стали подхватывать новые исполнители, вызывавшие интерес у публики.

Во второй половине 1970-х, после выхода хитов Get Up Off That Thing и Body Heat, карьера Брауна пошла на спад. Иронично, но одной из причин стал созданный им же фанк, из которого родился новый жанр. Появившаяся музыка диско казалось не такой дикой и грубой, как фанк Брауна, но при этом – достаточно яркой, танцевальной и развлекательной, чтобы покорить танцполы фактически по всему миру.

Читайте также:
Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо - отзывы, мнение, рейтинг

Эпоха диско положило конец господству фанка и, несмотря на редкие хиты (It’s Too Funky In Here), Брауну так и не удалось вернуться на прежние позиции в чартах. В 1980-х угасающая карьера Брауна осложнилась к тому же и многочисленными скандалами.

Его обвиняли в хранении наркотиков и оружия, сексуальных домогательствах, а также в нападении на полицейского, после которого три года провел за решеткой. Хорошей репутации Брауна не способствовала и его личная жизнь: он был женат четыре раза, а его дети – Ямма и Дэрил – впоследствии издали мемуары, в которых рассказали о случаях домашнего насилия.

После выхода из тюрьмы Браун хоть и собирал полные залы, но все же окончательно превратился из «Мистера Динамита» в почетного патриарха некогда бурлящей фанк-сцены.

Однако имя Брауна продолжало быть на слуху у не только тех, кто ностальгировал по временам старого доброго фанка, но и у молодежи. За это – сам того не зная – оказался ответственен и сам создатель фанка.

Дело в том, что в 1970-х Браун сменил свой резкий вокальный стиль на нечто похожее на речитатив – то, что впоследствии подхватили первые рэперы и хип-хоп исполнители. Пионерам жанра пришлись по душе мелодия и ненавязчивый ритм его более поздних композиций, что сделало его песни настоящим сокровищем для диджеев и авторов первых хип-хоп хитов.

Так, песня Funky Drummer была признана одной из самых сэмплируемых композиций в мире, а сам жанр фанк – одним из прародителей хип-хопа.

Несмотря на отсутствие новых хитов, вплоть до смерти в 2006 году, Браун оставался живой легендой, а для многих музыкантов – образцом для подражания. Он оказал значительное влияние на таких идолов поп-культуры, как Принс, Мик Джаггер и Майкл Джексон, который и называл Брауна своим кумиром. Но самое главное – без Брауна, возможно, не было бы тысяч других музыкантов, которые нашли себя в появившихся благодаря ему жанрах.

Без Джеймса Брауна не было бы фанка, который в свою очередь повлиял на развитие поп- и рок-музыки конца XX века.

Без Брауна, возможно, мир мог не узнать о жанре диско, оставившем огромный след не только в музыке, но и в культуре.

Наконец, без Брауна и его фанка мир мог остаться без хип-хопа, который сегодня является одним из ведущих музыкальных жанров.

Джеймс Браун, таким образом, не просто создал из ритм-н-блюза отдельный жанр, а, без всякого сомнения, дал толчок к развитию всей американской сцены.

Джеймс Браун. Сильнейший среди людей

Джеймс Браун начал свою карьеру с вооруженного ограбления и едва не закончил ее шестилетним тюремным сроком за избиение жены, размахивание пистолетом в публичном месте и попытку скрыться от полиции; в эти рамки уложилась жизнь азартная, веселая и эффектная. Разумеется, теперь, когда звезды хип-хопа просто обязаны иметь по несколько сроков, подвиги Брауна выглядят скромно. Но не следует забывать, что без Джеймса Брауна не было бы и хип-хопа, равно как еще дюжины стилей, по сию пору уверенно возглавляющих хит-парады.

Перечислять регалии Брауна — дело скучное: все они выписаны на афишах его концертов метровыми буквами. «Соул-брат номер один», «изобретатель соула», «крестный отец фанка» — ни Браун, ни критика сильных слов не боялись. Прелесть этого парада тщеславия, впрочем, в том, что в случае с Брауном он не выглядит чем-то искусственным, как это сплошь и рядом бывает с другими рокерами. Он действительно превратил соул в фанк, кто ж спорит, однако после был благополучно забыт, как забыты десятки разного рода изобретателей; и то, что теперь о нем говорят исключительно в превосходных степенях — достижение не столько музыкального, сколько чисто физического толка. Смысл в том, что Джеймс Браун был до самой последней, почти мифической степени земным существом — такого не отменишь просто так, его слишком много, чтобы взять да отменить.

Рожденный нищим, учившийся на бандита, но вовремя взятый на поруки исполнителем госпелов Бобби Бердом, Браун имел все шансы никогда не добиться успеха: в 50-х годах на поприще ритм-энд-блюза подвизалось примерно столько же черных артистов, сколько в 90-х на поп-сцене ошивалось крашеных девиц с единственным хитом, замешанном на том же ритм-энд-блюзе, от которого к тому моменту остались уже едва различимые ухом ошметки. Однако Браун, в отличие от сотен конкурентов, носил в себе исключительные резервы энергии, упрямства и решительности. Тут, наверно, следовало бы поставить еще и слово «талант», но фокус в том, что Браун с помощью перечисленных качеств обошел на дистанции значительно более талантливых коллег по цеху. И здесь крайне характерным кажется тот факт, что межрасовой своей славы он впервые добился с концертным альбомом, «Live At The Apollo» 1963 года. Брауна нужно было не просто слушать: его надо было слышать во всей его сиюминутной нечеловеческой силе, которая всегда теряется на студийных записях.

С того момента Браун строил себе памятник: он имел бешеный нрав, от которого страдали его музыканты, но который приносил отличные плоды при живых выступлениях, и феерическую выносливость, вовсе не нужную при стандартной песенной куплетно-припевной схеме. Эти два качества, сложившись, родили самую безумную музыку на свете: тот самый фанк, несколько простейших гармонических и мелодических ходов, поставленных на синкопированную основу, где мотором были бесконечно вращающий одну и ту же фигуру бас и тяжело ухающая ударная установка; все это длилось, пока у исполнителей хватало сил, а самым сильным среди исполнителей был Джеймс Браун: так что, как видите, дело именно в витальности, а не в таланте.

Читайте также:
Фидель Кастро, биография, история жизни, причины известности

После хитов середины 60-х «Papa’s Got A Brand New Bag» и «Cold Sweat» Браун стал королем; спустя 10 лет его накрыла волна диско, и Браун стал никем: к концу 70-х не было лейбла, который решился бы его записывать. Парадоксальным образом именно в это время изобретенный Брауном стиль звучал повсеместно: его приемы определяли образ фьюжна, на них держалось диско, на них поднялась волна дэнс-попа, техно и прочей пластиковой музыки. И только хип-хоп, также порожденный фанком, отплатил своему отцу честной монетой: засэмплированнный в массе композиций, Браун вдруг снова сделался актуален. В 90-е он мог почивать на лаврах, но опять взялся за старое: писал пластинки и выходил на сцену, и вертелся на ней как дервиш, и падал фирменным образом с размаху на колени; а ведь было ему уже под семьдесят. За два года до смерти у него диагностировали рак, но он и рак перестоял. Он казался вечным и еще в прошлом году обещал натворить такого, чего мир не видел. Однако его угомонила обычная простуда, и Джеймс Браун скончался в первые часы Рождественского утра 2006 года в возрасте 73-х лет. И теперь уж точно стал Триждывеличайшим.

Но сколько бы эпитетов к нему ни присобачили, все они будут блестящей шелухой, закрывающий от взгляда единственный верный факт: музыке эпохи рок-н-ролла требовался человек нечеловеческой выносливости, и он пришел. И стал главной фигурой в этой музыке, потому что, как сказано было в другом месте и по другому поводу, талант — это 10% вдохновения и 90% упорства.

По части упорства Джеймсу Брауну не было равных. А значит, и по таланту, в конце концов.

Артем Рондарев
Опубликовано в журнале FUZZ №3/2007

Джеймс Браун — биография, личная жизнь, фото, дискография, причина смерти и последние новости

Джеймс Браун: биография

Джеймс Браун — американский певец стилей соул и фанк, считающийся одним из величайших музыкантов эпохи рок-н-ролла, а также входящий в сотню самых влиятельных фигур в поп-музыке XX века. У него было множество прозвищ – от Крестного отца соула до Мистера Динамита. Даже не самые большие любители музыки прекрасно знают его популярный хит «I Got You (I Feel Good)», который стал визитной карточкой Джеймса Брауна.

Певец Джеймс Браун

Он родился в бедной семье, в американском штате Южная Каролина, но детство мальчика прошло в другом месте. В раннем возрасте его передали на воспитание тетушке, которая была владелицей публичного дома в городе Атланта, штат Джорджия.

Еще подростком Джеймс вышел на кривую дорожку – он подворовывал в местных магазинчиках, затем занялся более серьёзными преступлениями и в итоге угодил за решетку в возрасте 16-ти лет за совершение грабежа.

Джеймс Браун

Весьма необычно, но именно в тюрьме Браун начал постигать основы музыки, исполняя известные хиты под аккомпанемент… стиральной доски. Выйдя на свободу, молодой человек попытался найти себя в мире спорта – бейсболе или боксе, но вскоре был приглашен в музыкальный коллектив «The Famous Flames», так как эту группу организовывал продюсер, который видел выступление Джеймса в тюрьме. Ансамбль колесил по южным штатам и распевал, как и многие аналогичные коллективы, смесь госпела и ритм-энд-блюза.

Музыка

Почти 10 лет Джеймс Браун был известен только среди негритянской аудитории южных штатов. Но уже тогда он сумел выделиться из сотен конкурентов, так как зажигательные ритмы артиста и нестандартные выкрики со сцены придавали его выступлениям неповторимую динамичность и создавали атмосферу «африканизированности».

Певец Джеймс Браун

Первой записанной Брауном песней стала «Please Please Please», которая считается пионером в стиле «соул». Позднее вышла полноформатная пластинка с тем же названием. С годами Джеймс только наращивал обороты и на своих концертах отдавался так, что, уходя за кулисы, нередко падал в обморок от изнеможения.

В середине 60-х для певца настала его персональная золотая пора. Сначала на полках магазинов появилась его баллада «It’s a Man’s, Man’s, Man’s World», а вскоре свет узнал заводную песню «I Got You (I Feel Good)», до сих пор не потерявшую своей привлекательности. В тот же период Браун получил статуэтку «Грэмми» за композицию «Papa’s Got a Brand New Bag».

Вообще, нужно заметить, что Джеймс Браун за карьеру целых 99 раз попадал в самый популярный хит-парад мира «Billboard Hot 100», но, как ни удивительно, так ни разу и не достиг первого места в этом чарте.

Читайте также:
Моханда́с Карамча́нд «Маха́тма» Га́нди - отзывы, мнение, рейтинг

В начале 70-х годов, выпустив танцевальный хит «Sex Machine», певец начинает экспериментировать со стилями. Многие музыкальные критики считают именно Джеймса Брауна отцом не только соул-музыки, но и такого популярного жанра, как фанк. Более того, внимательно вслушиваясь в композиции 60-70-х годов, большинство из них уверены, что без этого артиста не было бы и современного хип-хопа.

Джеймс Браун на сцене

Позднее Браун начал политизировать свои песни. В его репертуаре все чаще звучат композиции, подобные «Say It Loud — I’m Black and I’m Proud», что переводится как «Громко скажи – я черный и горжусь этим». Тогда же Джеймс смещает акцент гастролей в сторону африканских государств. В 1986 году, при создании зала славы рок-н-ролла Джеймс Браун был объявлен одной из неотъемлемых фигур того периода.

Фильмы

Еще в 1965 году Джеймс Браун дебютировал в игровом кино в кинокомедии «Лыжная вечеринка». Больше появляться на съемочной площадке он стал в 70-х и 80-х годах и в основном в юмористических картинах – «Финкс», «Братья Блюз», «Доктор Детройт» и многих других. Также на его счету роль рок-музыканта в спортивной драме «Рокки 4» с Сильвестром Сталлоне в главной роли.

Джеймс Браун в фильме «Рокки 4»

Всего на счету певца и актера более 80-ти художественных и документальных фильмов, правда, в большинстве из них о
н играет самого себя, настоящего. Зато ему удалось посотрудничать в кадре с такими звездами, как Дэвид Боуи, Гари Олдман, Джеки Чан и многими другими.

Личная жизнь

Первый раз Джеймс Браун женился на давней подруге Вильме Уоррен, с которой прожил 10 лет жизни. Но и после развода они сохранили тесное общение, и певец считал первую жену одним из своих самых ближайших друзей.

Джеймс Браун и Адриана Родригез

Второй брак с Диди Дженкинс продлился примерно столько же. А вот с третьей женой, Адрианой Родригез, Браун жил вплоть до ее смерти в 1996 году и именно эти отношения считались самыми скандальными в его жизни, так как в полицию неоднократно поступали жалобы на бытовое насилие.

Последняя супруга великого певца Томи Рэй Хайни появилась в его жизни спустя год после похорон Адрианы. Она была бэк-вокалисткой на его концертах, и впоследствии у них завязались отношения.

Джеймс Браун и его жена Томи Рэй Хайни

Церемония бракосочетания состоялась 23 декабря 2002 года и была признана действительной, но после смерти Джеймса другие родственники стали оспаривать законность этого брака, так как к моменту свадьбы развод Томи с первым супругом из-за бюрократической системы не успел войти в силу.

У Джеймса Брауна было множество детей от разных женщин. Сам он признавал девятерых – 5-х сыновей и 4-х дочерей. Еще трое сумели установить его отцовство с помощью ДНК-экспертизы гораздо позднее.

Смерть

Последние годы Джеймс Браун проживал в своем вращающемся доме в Бич-Айленд, Южная Каролина. Он страдал диабетом, а также перенес рак простаты.

Памятник Джеймсу Брауну

Скончался артист во время празднования католического Рождества 2006-года. Причиной смерти стала давно мучившая его пневмония. Прощание с легендарным певцом было публичным, на церемонии присутствовали Майкл Джексон, Мадонна и другие звезды поп-музыки. Кстати, в тот год церемонию «Грэмми» посвятили памяти Джеймса Брауна.

Из-за постоянных судебных разбирательств в кругу семьи певца, его прах так и не был упокоен надлежащим образом. Лишь спустя полгода тело захоронили, так сказать, на временной основе и это место не установлено. Ожидается, что крестный отец соул-музыки найдет окончательное последнее пристанище, когда его родственники сумеют договориться между собой.

В 2014 году американский кинорежиссёр Тейт Тейлор выпустил биографический фильм о музыканте, под названием «Джеймс Браун: Путь наверх». А в штате Джорджия был установлен памятник певцу в полный рост.

Джеймс Браун

  • Актер, Музыкант
  • Дата и место рождения: 3 мая 1933 (73 года), Барнвелл, Южная Каролина, США
  • Дата смерти: 25 декабря 2006

Участвовал 4

  • Братья Блюз
  • Симпсоны 5 Сезон
  • Рокки 4
  • Мистер Динамит: Восхождение Джеймса Брауна

Его коллеги по цеху

  • Сильвестр Сталлоне
  • Стивен Спилберг
  • Чарльз Нэпьер
  • Кэрри Фишер
  • Дэн Эйкройд
  • Джули Кавнер
  • Линдон Джонсон
  • Джеймс Вудс
  • Ярдли Смит
  • Майкл Джексон

Видео

Американский легендарный соул-музыкант, один из десяти великих представителей эпохи рок-н-ролла по версии издания «Rolling Stone».

Джеймс Браун (James Joseph Brown Jr.) родился весной 1933 года в окрестностях штата Южная Каролина, но затем перебрался в Атланту, штат Джорджия. Этот будущий музыкант имел неблагополучное, нищее детство, и когда ему исполнилось шестнадцать лет, он оказался в камере заключения за участие в ограблении.

Джеймс Браун был приговорен к восьми годам лишения свободы, и уже вскоре все сокамерники знали о том, что этот парень умеет делать музыку из чего угодно, даже если под рукой у него только стиральная доска.

Творческий путь Джеймса Брауна / James Brown

В 1954 году Джеймса Брауна пригласили в состав группы «The Famous Flames», которая исполняла госпел и ритм-энд-блюз на южных территориях Соединенных Штатов. Среди афроамериканской публики он был звездой, но к всемирному признанию музыкант шел целых пятнадцать лет.

Читайте также:
Ма́о Цзэду́н - отзывы, мнение, рейтинг

Джеймс Браун восхищался Литл Ричардом, и его композиция «Please Please Please» в 1956 году стала первопроходцем в стиле «соул». Она имела невероятный успех, и в середине 1960-х годов весь свет Америки собирался, чтобы увидеть выступления Джеймса Брауна вживую. Он выкладывался настолько, что за кулисами буквально падал с ног – там его всегда ждала бригада скорой медицинской помощи.

В 1967 году на свет появилась «Cold Sweat», первый музыкальный проект Джеймса Брауна в стиле фанк. Поэтому этого музыканта считают основателем фанка, как такового, и популярного в 2000-х годах хип-хопа.

Джеймс Браун любил выступать в странах африканского континента, а в 1970 году его композиция «Say It Loud — I’m Black and I’m Proud» наделала много шума. Однако она была представлена в качестве ответа на давление общества: в СМИ особенно подробно освещались преступления, связанные с «черным» населением, убийство Мартина Лютера-Кинга младшего и другие острые вопросы.

«Say It Loud — I’m Black and I’m Proud» стал своеобразным гимном движения за гражданские права афроамериканцев. Некоторые историки считают, что эта композиция буквально навела порядок в их рядах – раньше с этой задачей не могли справиться даже видные общественные деятели. В 1986 году Джеймс Браун писал в своей автобиографии:

Вскоре «фанк» превратился в «диско», и Джеймс Браун остался не у дел со своими старомодными ритмами. Джеймс Браун стал культом в мире музыки – его имя присутствует в зале славы рок-н-ролла.

В 1988 году его обвинили в нападении на представителя службы порядка, и приговорили к трем годам тюремного заключения. В 1991 году появился слух, что легендарный музыкант ушел из жизни, и группа «L.A. Style» выпустила сингл «James Brown Is Dead». Уже вскоре эта фраза стала нарицательной, а сам Джеймс Браун получил премию Грэмми за выдающийся вклад в развитие музыкальной сферы.

Личная жизнь Джеймса Брауна / James Brown

Его имя не раз появлялось на страницах газет в связи с нападениями на супругу и детей в 1990-х годах. Музыкант был трижды женат: Вельма Уоррен (1953 – 1969), Диди Дженкинс (1970 – 1981), Эдриэнн Луис Родригез (1950 – 1996). У Джеймса Брауна родились пять сыновей и четыре дочери.

В 2001 году Джеймс Браун начал встречаться с Томи Рэй Хайни. Они даже оформили свои отношения, однако вскоре разгорелся скандал. Новоиспеченная супруга скрыла от музыканта свой брак с уроженцем Бангладеша, который по ее словам был сплошной фикцией ради гражданства США. Однако тот брак не был аннулирован, и по законам штата церемония нового бракосочетания была признана недействительной. В 2004 году Джеймс Браун окончательно расстался со своей пассией.

Однако последующие вслед за этим юридические дела, связанные с наследством, стали черным пятном в уже законченной биографии Джеймса Брауна: его последняя супруга Томи Рэй Хайни и девять детей никак не могли договориться о разделе имущества.

Браун, Джеймс

Джеймс Джозеф Браун мл.

певец, автор песен, гитарист, пианист, перкуссионист, танцор, лидер группы, продюсер звукозаписи

Джеймс Джо́зеф Бра́ун мл. (англ. James Joseph Brown Jr. , 3 мая 1933 — 25 декабря 2006) — американский певец, признанный одной из самых влиятельных фигур в поп-музыке XX века. «Крестный отец соула», «мистер Please Please Please» и «мистер Динамит», как он сам себя называл. Работал в таких жанрах, как госпел, ритм-энд-блюз, фанк. В 2004 году журнал Rolling Stone поставил его на седьмое место в списке величайших музыкантов эпохи рок-н-ролла.

Содержание

Биография

Тернистая дорога к славе

Джеймс Браун родился в Южной Каролине, однако большую часть жизни провёл в Атланте, штат Джорджия, и умер он там же. Вырос в нищете, зарабатывал на жизнь мелкими кражами, в 16 лет был приговорен к восьми годам заключения за участие в грабеже. Во время отсидки стал выступать для других заключённых, используя стиральную доску и прочие приспособления. По выходе на свободу пытался найти свое призвание в бейсболе и боксе. По приглашению продюсера, видевшего его выступление в тюрьме, в 1954 году записался в музыкальный коллектив The Famous Flames и вскоре стал его лидером. Базировалась она в Джорджии и выступала, в основном, на Юге США, исполняя некую смесь из госпелз и ритм-энд-блюза.

До 1963 творчество Брауна было мало известно за пределами южных штатов США, хотя для «цветной» аудитории он был звездой номер один. Своими импровизированными ритмичными выкриками и зажигательным стилем танца он, по словам одного из биографов, «африканизировал» тогдашний довольно чопорный ритм-энд-блюз. Неслучайно своим кумиром Браун считал одного из наиболее радикальных первопроходцев рок-н-ролла — Литл Ричарда. Выпущенный Брауном в 1956 году сингл «Please Please Please» был первой ласточкой того эмоционального, глубоко прочувствованного подхода к исполнению, который впоследствии получил название «соул», он сразу же вошел в ритм-энд-блюзовые чарты, и только в США эта пластинка разошлась более чем миллионным тиражом (она же дала Джеймсу Брауну одно из его прозвищ).

Золотое время в музыкальной карьере Брауна пришлось на середину 1960-х, когда его популярность перешагнула пределы Джорджии и соседних штатов. Экстравагантный исполнитель неутомимо выступал с концертами по всей стране. Его кредо было следующим: «Выступай дольше и покажи зрителям больше, чем то на что они рассчитывают, покупая билеты». На концертах он выкладывался до такой степени, что за кулисами падал на пол от нервного истощения и ему приходилось делать инъекции глюкозы.

Читайте также:
Адо́льф Ги́тлер - отзывы, мнение, рейтинг

Пик музыкальной карьеры

В 1965 году на полки музыкальных магазинов поступили наиболее успешные синглы Брауна, включая пронзительную балладу «It’s a Man’s, Man’s, Man’s World». В том же году певец написал и впервые исполнил песню, ставшую его визитной карточкой во всем мире, — «I Got You (I Feel Good)», а его новаторская композиция «Papa’s Got a Brand New Bag» была удостоена премии «Грэмми». В общей сложности хиты Брауна отметились в Billboard Hot 100 девяносто девять раз — но ни разу не дошли до первого места. На волне коммерческого успеха музыкант начал скупать радиостанции и основал несколько новых лейблов.

Принято считать, что именно Брауну принадлежат первые композиции в стиле фанк, однако историки музыки спорят, какая из них была наиболее ранней. Пальму первенства принято отдавать песне «Cold Sweat», записанной в 1967 году. В этот период исполнитель уходит от мелодии и напева в сторону акцентированного речитатива (ключевой элемент рэпа). Неслучайно самые ранние композиции в стиле хип-хоп зачастую были выстроены на семплировании фанк-хитов Брауна, в особенности его ранней работы «Funky Drummer» (1965). Можно без преувеличения сказать, что без Брауна не было бы ни фанка, ни хип-хопа.

После крупного танцевального хита 1970 года «Sex Machine» Браун разворачивает своё творчество в сторону менее динамичных ритмов. Его преемниками в качестве королей фанка становятся Слай Стоун и Джордж Клинтон. Брауновское творчество 1970-х ориентировано преимущественно на афроамериканскую аудиторию; в репертуаре преобладают песни вроде «Say It Loud — I’m Black and I’m Proud» (буквально: «Скажи это громко — Я чёрный и горжусь этим»). Артист много выступает за пределами США, включая Заир и прочие африканские страны.

Преклонные годы

Со временем основанный Брауном фанк эволюционировал в бескомпромиссно танцевальный стиль «диско», который покорил весь мир своими зажигательными ритмами в конце 1970-х. В новых условиях пластинки «крёстного отца фанка» перестают пользоваться спросом у молодежи. Браун всё больше воспринимается как культовая фигура в истории музыки, а не участник актуального музыкального процесса. Он появляется с камео во многих голливудских фильмах, а в 1986-ом году, при создании зала славы рок-н-ролла, объявляется одним из его отцов-основателей.

Последующие три года (1988—91) легендарный музыкант, по иронии судьбы и благодаря своему крайне взрывному характеру, вновь провёл за решеткой, на этот раз по обвинению в нападении на полицейского. В 1991 г. в прессе прошёл слух о смерти Брауна, в связи с чем команда L.A. Style выпустила песню «James Brown Is Dead» (буквально — «Джеймс Браун мёртв!»). В ответ появились записи с названиями «Джеймс Браун жив!» и «Кто такой этот Джеймс Браун?». На следующий год Брауну была присуждена премия «Грэмми» за выдающийся вклад в развитие музыки.

В 2000 году он был введен в национальный Зал славы композиторов.

В течение 1990-х имя Брауна периодически всплывало в прессе в связи с неприятностями в личной жизни. Четырежды он задерживался по обвинению в нанесении побоев супруге и домашним, а в 2000 г. попал в суд за нападение с ножом на электрика. В следующем году Браун женился (в четвертый раз) на молодой певице, однако его дети от прежних браков поспешили назвать этот союз недействительным, фактически обвинив отца в двоежёнстве. В 2005 г. власти Атланты установили памятник Джеймсу Брауну.

73-летний музыкант умер от пневмонии в Рождество 2006-ого года. Прощание с ним проходило при большом стечении народа, включая таких звезд, как Майкл Джексон, а следующая за тем церемония «Грэмми» была посвящена памяти великого музыканта [1] . Между тем смерть Брауна обострила споры за наследство между его последней супругой и детьми от предыдущих браков. В связи с разногласиями относительно места захоронения тело Брауна не было предано земле вплоть до 10 марта. Захоронение состоялось негласно, в неустановленном месте и на временной основе. Предполагается, что Браун будет перезахоронен после того, как будут улажены споры между его родственниками.

Дискография

Студийные альбомы

Сборники

Концертные альбомы

  • Live at the Apollo
  • Pure Dynamite! Live at the Royal
  • The James Brown Show
  • Live at the Garden
  • Live at the Apollo, Volume II
  • Sex Machine
  • Revolution of the Mind: Live at the Apollo, Volume III
  • Hot on the One
  • James Brown and Friends: Soul Session Live
  • Love Power Peace
  • Live at the Apollo 1995
  • Say It Live & Loud: Live in Dallas 08.26.68

Ссылки

  • Браун, Джеймс (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Браун, Джеймс (англ.) на сайте Discogs
  • Браун, Джеймс (англ.) на сайте Allmusic
  • SuperFan Club (англ.)
  • Sussman, M. (producer). (2006, December 25). Arts: Классический соул от Джеймса Брауна (мультимедийная презентация). The New York Times. 9 января 2007 г.
  • Слайд шоу: Джеймс Браун в разные годы (2006, 25 декабря). The New York Times. 9 января, 2007.
  • Lethem, J. (2006, June 12). Being James Brown (Быть Джеймсом Брауном).Журнал “Роллинг стоун” (Rolling Stone Magazine). 14 января 2007 года.
  • Rolling Stone (журнал) аудио интервью с Jonatan Lethem о Джеймсе Брауне и его музыке.Rolling Stone Magazine. Retrieved January 9, 2007.
  • Sullivan JamesThe Hardest Working Man: How James Brown Saved the Soul of America. — New York: Gotham Books, 2008. — ISBN 978-1-59240-390-5
  1. Grammy performances look forward and back.Billboard Magazine.Hasty, J. Retrieved February 12, 2007.
Читайте также:
Мартин Лютер Кинг, биография, история жизни, причины известности

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Гучко, Марк
  • Дикция

Полезное

Смотреть что такое “Браун, Джеймс” в других словарях:

БРАУН Джеймс — (полн. Джеймс Джозеф Браун младший; James Joseph Brown, Jr.) (3 мая 1933, Барнуэлл, Калифорния 25 декабря 2006, Атланта), американский соул (см. СОУЛ) певец негритянского происхождения, родоначальник ряда исполнительских стилей в эстрадной музыке … Энциклопедический словарь

Браун Джеймс — Джеймс Браун Выступление в 2001 году. Полное имя Джеймс Джозеф Браун мл. Дата рождения 3 мая 1933 Место рождения Барнуэлл, Южная Каролина, США … Википедия

Браун, Джеймс (епископ Шрусбери) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Браун. Джеймс Браун James Brown … Википедия

Браун, Гордон — Джеймс Гордон Браун James Gordon Brown … Википедия

Браун — (англ. Brown, нем. Braun карий, коричневый): Содержание 1 Персоналии 1.1 А … Википедия

Браун, Сильвия — Сильвия Браун Sylvia Browne Имя при рождении: Sylvia Celeste Shoemaker Род деятельности: Медиум, гипнотерапевт, писатель Дата рождения … Википедия

Джеймс Браун — Выступление в 2001 году. Полное имя Джеймс Джозеф Браун мл. Дата рождения 3 мая 1933 Место рождения Барнуэлл, Южная Каролина, США … Википедия

Джеймс Гордон — Комиссар Гордон История публикаций Издатель DC Comics Дебют Detective Comics #27 (май 1939) Авт … Википедия

Джеймс Юэлл Браун Стюарт — Джеймс Юэлл Браун (Джеб) Стюарт James Ewell Brown (J.E.B.) Stuart Американский военный, кавалерист, генерал майор армии Конфедеративных Штатов Америки Дата рожде … Википедия

Джеймс Поузи — James Posey Джеймс Поузи в игре за Нью Орлеан Хорнетс Позиция: Лёгкий форвард Рост: 203 см Вес … Википедия

JAMES BROWN

Его называли “Soul Brother Number One”, “Godfather Of Soul”, “Hardest Working Man In Show Business”, “Mr. Dynamite”, и все эти титулы он заслужил по праву. Немного найдется чернокожих артистов, которые бы оказали такое мощное влияние на развитие современной музыки как Джеймс Браун. Именно с его подачи произошла эволюция ритм-энд-блюза и госпела в соул, а затем в фанк. В более позднее время творчество этого артиста взяли на вооружение исполнители хип-хопа, активно использовавшие его сэмплы. Также стоит отметить, что Браун очутился в первой десятке исполнителей, введенных в “Зал Славы Рок-н-Ролла”. Джеймс родился в Южной Каролине 3 мая 1933 года. Детство мальчика выдалось далеко не безоблачным. Родители, прозябавшие в нищете, вскоре после рождения сына разошлись, и, одно время пожив с отцом, Джеймс был отдан на попечение тетки. Предоставленный по сути дела самому себе, маленький Браун лично добывал средства на пропитание. Он собирал хлопок, подавал мячи для гольфа, мыл машины и посуду, но иногда ему удавалось подработать пением и танцами (например, как это было в 1946-м в составе “Cremona Trio”).

Не обошлось и без криминала, и в конце 40-х Браун угодил за решетку по обвинению в вооруженном ограблении. В колонии для малолеток он организовал госпел-квартет, одно из выступлений которого через тюремные ворота увидел Бобби Бёрд. Этот музыкант помог Джеймсу досрочно освободиться, и Браун по выходу присоединился к его вокальной команде. Поначалу ансамбль специализировался на госпелах, но после того как парни увидели выступления “Hank Ballard & The Midnighters”, “Billy Ward And His Dominoes” и Литтл Ричарда, они решили свернуть на ритм-энд-блюзовую дорожку. В середине 50-х Бёрд и Браун переименовали свой проект в “The Famous Flames” и начали работать в новом направлении. Первый сингл “Please, Please, Please”, выпущенный фирмой “King Records”, стал большим ритм-энд-блюзовым хитом, приземлившимся на 5-й позиции соответствующих чартов. К сожалению, в последующие два года Брауну не удавалось повторить успех, и лейбл чуть было не разорвал контракт. Ситуацию спасла баллада “Try Me”, возглавившая R&B-список и оказавшаяся первым из 17 брауновских чарттопперов, и с этого момента Джеймс стал настоящей звездой. В начале 60-х Браун сделал много удачных записей, однако их популярность ограничивалась пока только южными штатами.

Общенациональное признание пришло к артисту в 1963 году, когда на свет появился концертник “Live At The Apollo”, запечатлевший незаурядную живую энергетику артиста и закрепивший за Брауном прозвище “Mr. Dynamite”. Диск был выпущен против воли “King Records”, посчитавшей данную запись бесперспективной, и тем не менее занял вторую строчку в альбомных чартах “Billboard”. Кстати, между Джеймсом и лейблом и раньше случались недопонимания, но вскоре они обострились до предела. В итоге Браун на год был лишен возможности выпускать пластинки, однако потом контракт был пересмотрен, и артист получил творческую свободу. Когда сделку перезаключили, в свет вышел сингл “Papa’s Got A Brand New Bag”, оказавшийся первым попаданием в горячую десятку и принесший исполнителю первую “Грэмми”. Если в начале 60-х в музыке Джеймса часто присутствовали латинские и джазовые элементы, то под конец десятилетия он стал продвигаться к фанку. Из наиболее интересных номеров того периода можно назвать “Out Of Sight”, “I Got You (I Feel Good)”, “Cold Sweat”, “I Got The Feelin'”, “Mother Popcorn”, “There Was A Time”. Стоить отметить, что во второй половине 60-х вокальная подача Джеймса отдалилась от чистого пения и приобрела характер ритмической декламации, что в некоторой мере послужило прообразом современного рэпа. В 1966-м команда Брауна нанесла триумфальный визит в Париж и Лондон, после чего Европа стала для нее вторым домом. Вернувшись в Америку, Джеймс несколько дней подряд устраивал аншлаги на площадке “Madison Square Garden”, а также появился в прайм-тайм на “The Ed Sullivan Show”.

Читайте также:
Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо - отзывы, мнение, рейтинг

Между тем сопровождающая группа постоянно увеличивалась в размерах и в итоге приблизилась к статусу оркестра, но амбиции Брауна тоже росли, и вскоре он прикупил себе парочку радиостанций (“WJBE” и “WRDW”). В то время Джеймс мог исполнять как весьма жесткий фанк (например, “I Don’t Want Nobody To Give Me Nothing”), так и записывать пластинки с балладами, джазовыми номерами и переделками старых хитов (как это произошло на альбомах “Gettin’ Down To It” и “Soul On Top”). Тем не менее у Брауна была серьезная конкуренция в лице “Sly & The Family Stone” и “Isley Brothers”, а весной 1970-го он получил сильный удар, когда от него ушли практически все музыканты, с которыми артист работал долгое время. В ответ Джеймс набрал новый сопровождающий состав, получивший название “The J.B.’s”. Его композиции стали более ритмичными, что несколько отдалило белую аудиторию, однако еще несколько лет музыкант (с новым контрактом от “Polydor”) продолжал бомбардировать чарты такими хитами как “Get Up (I Feel Like Being A) Sex Machine”, “Make It Funky”, “Hot Pants”, “Get On The Good Foot”, “The Payback”.

И все же критики все чаще обвиняли Брауна в самоповторах, а в 1972-м артист вызвал неудовольствие слушателей, поддержав на выборах Ричарда Никсона. Решение ввязаться в политику обернулось серией концертных бойкотов и потерей части чернокожих фанатов, а также итоговым падением домашней популярности. К счастью для музыканта, его творчество оставалось востребованным в Европе, и он легко устраивал аншлаги на престижных площадках Лондона, Парижа и Лозанны. Впрочем, бороться за место под солнцем становилось все труднее, и в 1975-м с выходом сингла “Funky President” для Джеймса закончилась белая полоса коммерческого успеха. В середине 70-х артист столкнулся с дилеммой, поскольку его творчество было слишком грубым для накатившей волны диско, и в то же время оно оставалось недостаточно жестким и фриковым для поклонников “Parliament”-“Funkadelic”. К сожалению, вместо того чтобы оставаться законодателем мод, Джей Би начал следовать трендам, а в 1979-м после долгих лет автономного плавания пошел на сотрудничество с внешним продюсером. И хотя записанный под началом Брэда Шапиро диск “The Original Disco Man” принес хит “It’s Too Funky In Here”, это нельзя было назвать настоящим камбэком. Два следующих альбома потерпели чартовое фиаско, а в 1981-м истек срок контракта с “Polydor”. И хотя в связи с этим студийно-гастрольная деятельность пошла на убыль, Браун оставался в поле зрения широкой публики благодаря появлению в фильмах “The Blues Brothers”, “Doctor Detroit”, “Rocky IV”, “Miami Vice”.

В середине 80-х Джеймс сумел вернуться в горячую десятку с синглом “Living In America” (с альбома “Gravity”) и одновременно очутился в “Зале Славы Рок-н-Ролла”. Восстановление большого интереса к творчеству Брауна подхлестнуло зарождение хип-хопа, но на сей раз дальнейшему развитию карьеры помешали проблемы криминального характера. Сначала Джеймс оказался привлечен к ответственности за избиение жены, а затем угодил в тюрьму за то, что угрожал кому-то пистолетом и пытался уйти от полицейской погони. Отсидев пару лет, Браун вернулся к работе, однако его последующие альбомы не имели особого успеха. Куда большим спросом пользовалось его классическое наследие, в течение 90-х подвергнутое переизданию на CD и активно растаскиваемое на сэмплы. Также поддерживали популярность Брауна его непрекращающиеся концерты, которые по-прежнему проходили на ура и закономерно оправдывали титул “The Hardest Working Man In Show Business”. К сожалению, в начале нового тысячелетия у музыканта все чаще стали возникать проблемы со здоровьем. В середине 2006-го Джеймс провел свой последний тур (“Seven Decades Of Funk World Tour”), а 25 декабря того же года крестного отца музыки соул не стало.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: