Дженис Джоплин, биография, история жизни, творчество

Дженис Джоплин

Биография

Дженис Джоплин – американская рок-певица, считается лучшей белой исполнительницей блюза и одной из величайших вокалисток в истории рок-музыки.

Она родилась в штате Техас и воспитывалась в атмосфере классической музыки и интеллектуальных книг. Ее отец Сет работал в торговой компании, но дома зачитывался книгами Данте и слушал классические оперы. Мама Дороти посвятила жизнь воспитанию детей, хотя ей в молодости неоднократно предлагали начать профессиональную певческую карьеру.

Дженис Джоплин

Дженис к школьному возрасту была не по годам интеллектуально развита, из-за чего у нее регулярно случались конфликты с одноклассниками. Еще больше усугубило отношение сверстников к ней то обстоятельство, что Джоплин имела анти-расистские взгляды, что в то время было чем-то экстраординарным.

Рано проявилось и творческое начало девочки. Сначала она увлеклась живописью и часто рисовала картины на библейские сюжеты. Позднее Дженис вошла в полуподпольный кружок молодёжи, который изучал современную литературу, блюз- и фолк-музыку, радикальные виды искусства. Именно там девушка начала впервые петь.

Дженис Джоплин в детстве

В 1960 году Дженис Джоплин поступила в университет Ламар в Техасе, в котором отучилась только 3 года и в итоге бросила занятия ради того, чтобы всецело уйти в музыкальную среду. Кстати, с первых дней в университете об эпатажной девушке стала идти молва.

А как иначе, если она приходила на лекции в джинсах, что по тем временам шокировало людей? Более того, Дженис частенько ходила по улицам босиком и везде носила с собой струнный инструмент цитру. Как написала о ней студенческая газета:

Музыка

Петь на сцене она начала еще в вузе, демонстрируя слушателям удивительный вокал с тремя полноформатными октавами. Первой песней, которую Дженис Джоплин записала в студии, был блюз «What Good Can Drinking Do». Позднее при поддержке друзей выпустила пластинку «The Typewriter Tape».

Певица Дженис Джоплин

Переехав в Калифорнию, певица выступала в многочисленных клубах и барах. Пела она чаще всего собственные композиции – «Trouble In Mind», «Kansas City Blues», «Long Black Train Blues» и другие. В 1966 году Джоплин вошла в состав группы «Big Brother and the Holding Company». Дарование новой вокалистки, а также её харизма вывели группу в число лидеров американской сцены, а сама Дженис впервые поняла, что такое купаться в лучах восхищения.

С группой Дженис Джоплин записала два альбома, второй из которых, «Cheap Thrills», считается одной из лучших пластинок 60-х годов. Но на пике популярности певица покидает коллектив, так как хочет развиваться в творческом плане.

Затем были группы «Kozmic Blues Band» и «Full Tilt Boogie Band». Но как бы не назывались коллективы, всем было понятно, что зрители идут на концерт Дженис Джоплин. Для мировой общественности она находилась на такой же недосягаемой высоте, как Тина Тернер и группа «Rolling Stones».

Дженис Джоплин и Тина Тернер

Дженис Джоплин была первой белой певицей, которая вела себя на сцене настолько раскрепощенно. Она полностью погружалась в ту музыку, которую исполняла, и отключалась от реального мира.

Также до нее только чернокожие исполнители блюза позволяли своему вокалу жить собственной жизнью. Выступления Джоплин были не просто экспрессивны, а по-настоящему агрессивны. Как сказал кто-то из коллег певицы – концерты Дженис напоминают боксерский поединок.

За свою жизнь Дженис Джоплин успела записать не так много студийных альбомов, но вошла в историю как легенда рок-музыки поколения битников и хиппи. Последней работой в студии была пластинка «Pearl», вышедшая уже посмертно.

Также позднее были изданы записи живых выступлений «In Concert» и сборник «Janis». Туда попали много ранее неизданных песен, в том числе проникновенные и лиричные композиции «Mercedes Benz» и «Me and Bobby McGee».

Личная жизнь

Несмотря на свою открытость и подчеркнутую сексуальность на сцене, а также наличие множества любовников, Дженис Джоплин всегда чувствовала себя одинокой. Среди мужчин, с которыми у певицы были близкие отношения, хорошо известны легендарные музыканты Джимми Хендрикс и Кантри Джо Макдональд, вокалист «The Doors» Джим Моррисон, а также кантри-певец Крис Кристофферсон.

Дженис Джоплин с Джимми Хендриксом и Джимом Моррисоном

Многие знакомые Дженис утверждали, что у нее иногда были периоды чрезмерной любвеобильности, когда Джоплин даже становилась би-сексуальной. Одной из ее более-менее постоянных «подруг» была Пегги Кассерта.

Последним возлюбленным Джоплин был местный дебошир Сет Морган, за которого она даже планировала выйти замуж.

Смерть

Дженис Джоплин скончалась 4 октября 1970 года в номере лос-анджелеского отеля «Лэндмарк Мотор». Она уже много лет принимала наркотики разной степени тяжести, в том числе и очищенный героин, который и был обнаружен в ее крови при вскрытии.

По официальной информации, певица скончалась от непредумышленной передозировки наркотиков. Но долгое время среди общественности муссировались слухи о самоубийстве, так как молодая женщина, несмотря на всемирную славу и вроде бы налаживающуюся личную жизнь, была глубоко несчастной и чувствовала себя одинокой и вымотанной.

Также некоторое время рассматривалась версия убийства из-за того, что в номере наркотики обнаружены не были. Кроме того, номер Джоплин был неестественно для нее аккуратно прибран.

Останки рок-музыкантши были кремированы, после чего ее прах рассеяли над водами Тихого океана вдоль калифорнийского побережья. Последней записью голоса Дженис Джоплин было ее аудио поздравление другой легенде рок-музыки – Джону Леннону. Кассета была доставлена адресату уже после того, как певица ушла из жизни.

Читайте также:
Мия Бойко - фото

Джоплин Дженис история, биографии

Джоплин Дженис(19.01.1943 – 4.10.1970) Она была первой леди рока, но вряд ли этот факт станет козырем в руках феминисток, как некогда первые женщины-космонавты или президенты. Ее голос скребет барабанные перепонки, но эти ссадины остаются там навсегда. Было бы неправдой говорить о ней в прошедшем времени, ибо виртуальная Сеть переполнена ее портретами и биографиями.
Автор: Игорь Бритвин
Источник информации: “Дженис Джоплин: свобода и плен”, журнал “Ах. ” No.8, август 2000.

Как гласит легенда, богини Судьбы плетут нити человеческих жизней до тех пор, пока нить не обрывается. Если так, то в момент появления на свет Дженис Джоплин в руках у мойры оказался бикфордов шнур.

Это произошло 19 января 1943 года в нефтепромышленном городке Порт-Артур, штат Техас. Дженис Лин была первым ребенком в семье Сета и Дороти Джоплин. Отец работал на консервном заводе, а мать была секретаршей в бизнес-колледже. Для будущей королевы блюза ее семья была слишком зажиточной, а детство чересчур безоблачным. Как известно, для того чтобы хорошо петь блюз, нужно было быть черным и бедным.

Поначалу маленькая Дженис вызывала у взрослых сюсюканья и восторги, обычные по отношению к детям ее возраста. Причем восторгались не только ее детским обаянием, но и несомненными художественными способностями. Сохранившиеся рисунки свидетельствуют о том, что Дженис вполне могла бы стать художником.

Но прошло несколько лет, внешность стала меняться, и в один прекрасный момент она поняла, что больше не вызывает умиления: проблемы с кожей, невыразительные черты лица и полнота превратили ее в гадкого утенка. На девочку в одночасье обрушились язвительные насмешки одноклассников, которые будут продолжаться до самого окончания школы. Городок был настолько мал, что в нем не было никакой возможности спрятаться. За пределами школьных стен ждали все те же издевки из тех же уст. Некогда общительная Дженис навсегда замкнулась в себе. Она стала ненавидеть зеркала, страшно комплексовать по поводу собственной внешности. И все же эти обстоятельства начали формировать личность, которую весь мир знает под именем Дженис Джоплин.

По словам ее младшей сестры Лауры, Дженис с детства любила не только рисовать, но и петь. Быть может, этот дар достался ей в наследство от матери, которая имела неплохое сопрано и даже пела на любительской сцене. Однако Дженис предпочитала петь в уединении, стесняясь своих агрессивно настроенных одноклассников.

Лишь поступив в Thomas Jefferson High School, Дженис по-настоящему занялась музыкой. Там у нее появились новые друзья, вместе с которыми она совершала весьма популярные среди молодежи поездки по границе Техаса и Луизианы с многочисленными остановками в ночных клубах, полных табачного дыма и подлинного блюза. Главное достоинство Луизианы заключалось в том, что там алкогольный возрастной ценз составлял всего 18 лет, тогда как в Техасе – 21. Поэтому первая встреча с блюзом была изрядно приправлена виски. Именно в это время Дженис впервые познакомили с творчеством знаменитой исполнительницы блюзов Бесси Смит. И она заразилась блюзом и философией битников, провозглашавших вслед за своими гуру Керуаком и Гинсбергом примерно следующее: да, мир несовершенен, но никто не в силах его изменить, так что давайте сегодня веселиться и оттягиваться по полной программе! К моменту окончания колледжа она твердо решила стать певицей и ушла из дома.

Подрабатывая пением в техасских кантри и вестерн-клубах, Дженис скопила нужную сумму на автобус до Калифорнии. Нельзя сказать, что, уехав из дома и путешествуя в поисках случайного заработка, она сразу нашла большое число единомышленников. Это были ранние 60-е, и слово хиппи еще мало кто слышал. Так что для этих мест Дженис была своего рода пионером движения хиппи, которое, как известно, не встречало большой поддержки у истеблишмента. Так, несколько особо злых парней из техасского университета, в который Дженис поступила изучать искусство, наградили ее титулом “самого уродливого парня в кампусе”. И все же, не без помощи песен Джоплин, дух детей цветов уже проник даже на консервативный американский Юг.

Однажды Дженис заметил будущий верный друг и продюсер Чет Хелмз и предложил ей присоединиться к сан-францисской группе Big Brother And The Holding Company. Сан-Франциско в смысле психоделической культуры был уже к тому времени достаточно продвинутым городом. И Дженис, войдя в состав группы, моментально принимает решение вступить в местную общину хиппи. Big Brother вместе с новой вокалисткой произвели впечатление на руководство Columbia Records, и в 1967 году вышел их первый альбом, сразу занявший верхние строчки в хит-парадах. Дженис Джоплин стала приобретать статус национальной знаменитости.

В эти годы она осознала, что прыщи на лице, склонность к полноте и прочие физические недостатки вовсе не мешают ей пользоваться успехом у лиц обоего пола. Бешеный темперамент и возрастающая слава культовой певицы создавали вокруг нее сильнейшее магнитное поле. Если же личный магнетизм не срабатывал, она занимала активную позицию, то есть попросту покупала понравившегося парня. Эта тактика создала ей громкую славу коллекционерки молоденьких мальчиков. Похоже, наряду с алкоголем и героином, это была еще одна разновидность допинга.

Читайте также:
Майкл Джексон, биография, история жизни, творчество

Среди ее любовников было много знаменитых личностей. Кратковременный роман связывал ее с гитаристом Джимми Хендриксом. Не избежала она и знаковой встречи с солистом Doors Джимом Моррисоном, но говорят, что после той ночи они разошлись крайне недовольные друг другом.

Вся эта жизнь вполне устраивала Дженис: критики пели осанну, поклонники бились в экстазе. Жизнь была прекрасна, особенно после очередной дозы: Но проходит несколько лет, и певица принимает решение начать сольную карьеру и расстается с Big Brother.

Появляется новая группа Kozmic Blues, звучание которой сильно отличается от Big Brother. Kozmic Blues прохладно принимают в Штатах, но очень хорошо – в Европе. В эти годы Дженис впервые ощущает обратную сторону своей славы. Она начинает беспокоиться по поводу того имиджа, который создала ей пресса. Ей кажется, что образ заводной, сгорающей на сцене белой блюз-певицы, наркоманки и гедонистки слишком дешев для нее. Похоже, она устала от девиза “Хочешь – делай”, по которому жила все эти годы. В ее интервью все чаще и чаще проскальзывают разочарование и усталость. Теперь она говорит об опасностях героина для молодых людей.

Но публика ждет все того же напряжения связок и нервов, а этот тонус нужно поддерживать. И Дженис оказывается пленницей собственных допингов: секса, наркотиков и алкоголя – того, что еще недавно казалось ей свободой. Ей все труднее управлять ситуацией, к тому же судьба преподносит удар за ударом. Ее жених Сет Морган попал в аварию. Мотоцикл был искорежен, и, хотя сам Морган выжил, для Дженис это происшествие все равно осталось моральной катастрофой, потому как вместе с ее женихом в той поездке была другая девушка.

Несмотря на очевидные разрушительные последствия регулярного приема зелья, певица по-прежнему свято верила в то, что именно героин помогает ей сохранить рабочую форму на репетициях и концертах. Тем не менее ей удается почти завершить работу над своим последним альбомом Pearl – “Жемчужина”. Такое прозвище дал Дженис один из близких друзей. Этому альбому будет суждено стать лебединой песней, и, как утверждают биографы и ценители, Дженис вовсе не нужно было умирать, чтобы раскрутить Pearl. Но судьба распорядилась иначе.

4 октября 1970 года тело Дженис Лин Джоплин было найдено в Landmark Motor Hotel в Голливуде. Она умерла в 27 лет от передозировки героина. В тот вечер Дженис решила принять очередную порцию, чтобы успешно закончить работу, но, как назло, ее постоянного дилера не было в городе, и она купила дозу у незнакомого торговца, чей наркотик был в несколько раз сильнее. В результате в тот день кроме Джоплин скончались еще несколько его клиентов.

Друзья и коллеги в один голос опровергают версию о самоубийстве, пусть и неосознанном. Дженис была королевой блюза, который, несмотря на грустные тексты и специфические блюзовые ноты, редко поется в миноре. Это очень точно характеризует ее оптимистичный стиль жизни. Но как ни сопротивлялась певица, ей все же пришлось до конца сыграть написанный для нее журналистами сценарий. Финал полностью вписался в классическую схему жизни психоделических идолов.

И все же есть в судьбе певицы некая загадка, не дающая покоя биографам и сценаристам. О ее жизни уже были сделаны три фильма – два документальных и один художественный, но тем не менее Голливуд запустил в производство еще одну киноверсию, в которой роль ближайшего друга и продюсера певицы сыграет Рой Шайдер, а саму Дженис – Лаура Теодоре. И хотя кажется, что Голливуд с его слезной патетикой и Дженис Джоплин – вещи несовместимые, с каким-то удивительным упорством американский кинобизнес продолжает воскрешать идолов “веселых 60-х”.

Не случайно именно сейчас, когда толерантные 90-е набрали полную силу, сменив практичные 80-е, происходит определенная ревизия философии хиппи. Полузабытые имена вновь обретают магическую силу, и вот уже тинейджеры с придыханием произносят имена Энди Уорхолла и Боба Марли. Любопытно, что этот интерес скорее “платонический”: толпы длинноволосых обкуренных молодых людей уже не тусуются в лесопарковых зонах, но их культура живет, прорастая сквозь урбанистический асфальт в самых неожиданных местах. Образ хиппи то и дело появляется на парижских подиумах, заставляя вовсе не бедных дам носить феньки и пончо. Медитация и восточные целительские практики прочно оккупировали дорогие косметические салоны. Наркотики, конечно, тоже никуда не делись, хотя в общем-то уже никто не связывает их с идеологией 60-х. Гораздо больше поэтики экстази в рэйв-техно-хаус-клубах и дискотеках. Здесь-то и выясняется, что за тесемками и пестрыми накидками детей цветов стояло нечто более глубокое, чем просто фетиш.

Нам как-то неловко осознавать, что сама идея терпимости к многообразию жизни рождалась в психоделическом угаре. Сейчас эти идеи бытуют в ином антураже. Их излагают в торжественных речах на приемах и политических форумах. И мало кто из одержимого толерантностью истеблишмента помнит о туманном прошлом этой идеи. Так или иначе, но все чаще и чаще из окон фешенебельных гостиниц и дорогих иномарок можно услышать песни несвятой троицы 60-х: Джима Моррисона, Джимми Хендрикса и Дженис Джоплин.

«О лайфе без кайфа» или… посвящение Дженис

«Sometimes-times-times-times…» Невозможно точно определить момент, когда эта музыка тихонько входит в тебя и, как инопланетный захватчик из футуристического фильма-катастрофы, цепко захватывает. «Sometimes-times-times-times…» – я беру управление тобой в свои руки.… И ты внезапно чувствуешь, что этот хриплый жарко-сексуальный полушёпот-полустон околдовывает тебя и пробирает до костей… Дженис, больше всего ты любила в этой жизни кайф, в этом – вся твоя жизнь. От поклонников, известности, от вселенской славы, наконец, от трепещущёй удачи в руках, от скорости на «порше»… О, это непостижимая гармония… «Sometimes-times-times-times…» Тебя мог спасти вовремя пойманный кайф любви, но, видимо, не судьба… “No, no, no, don’t you cry”.

Читайте также:
Хайрам «Хэнк» Кинг Уильямс (Hiram King «Hank» Williams) - отзывы, мнение, рейтинг

Биография Дженис Джоплин

Джанис Джоплин родилась 19 января 1943 года. В 1966 году в Сан-Франциско она встретилась с группой “Big Brother And The Holding Company”, в которой и нача- ла свою карьеру певицы. Ее хриплый, с надрывом голос и предельно откровенное пение никого не оставляло равнодушным: “Cheap Thrills”, пластинка 1968 года, сразу же была продана миллионным тиражом. Молодежь ходила не столько на концерты группы, сколько именно “на Джанис”. Популярность позволила певице начать выступать сольно, но концерты отнимали столько сил, что после каждого из них она восстанавливала их только с помощью наркотиков. Постепенно это вошло в привычку, и 4 октября 1970 года Джанис Джоплин умерла от чрезмерной дозы героина.

Американская певица из Техаса Джанис Джоплин родилась 19 января 1943 года в городе Порт-Артуре. Название пусть вас не смущает, поскольку в Соединенных Штатах есть также города Одесса, Санкт-Петербург и Москва, только, может быть, размером поменьше. На техасских просторах детство Джанис проходило в достатке, но в некотором одиночестве. Ее любимой музыкой были записи блюзовой певицы Бесси Смит и потому не удивительно, что в начале 1960-х годов она начала свои первые выступления с оркестром, исполнявшим блюзы и country-music.

В 1964 году Джанис Джоплин ненадолго становится студенткой Техасского университета, однако вскоре вновь она уезжает в Сан-Франциско и начинает петь с популярным танцевальным оркестром “Big Brother And The Holding Company”, а вскоре оркестр и певица записывают на фирме Mainstream Records свою первую пластинку.

Звезда Джанис начала подниматься с выступлений ее вместе с оркестром на Монтеррейском фестивале в 1967 году – том самом фестивале, который сделал известными Джими Хендрикса и Отиса Реддинга. Печальным совпадением, однако, стало и то, что все три быстро взошедшие звезды через несколько лет при различных обстоятельствах погибли.

Известность Джанис быстро увеличивалась, и в январе 1968 года она подписывает контракт с известным импрессарио Альбертом Гроссманом. Оркестр “Big Brother” и Джанис Джоплин записывают пластинку “Cheap Thrills” (“Дешевое удовольствие”), который уже в сентябре 1968 года расходится тиражом более миллиона экземпляров. Однако уже к концу года становится очевидно, что певица и оркестр находятся на разных уровнях популярности, и как следствие безжалостного капиталистического закона спроса и потребления, сотрудничество Джанис Джоплин с оркестром заканчивается.

Многие критики считают, что, возможно, восхождение Джанис на музыкальном небосклоне было чересчур головокружительным. Количество пластинок, записанных ею, например, совсем не соответствовало ее популярности. Таким образом, Джанис пришлось как бы оправдывать свою известность, обосновывать свою высокую репутацию. Джанис, и ранее отличавшаяся несколько буйным характером, стала жить лихорадочно, истерически, каждый день в ее жизни казался буквально последним. С вновь собранным оркестром Джанис приступает к записи новой пластинки “Pearl” (“Жемчуг”) – это было ее прозвище среди музыкантов. 11 песен новой пластинки были уже записаны и вдруг утром 4 октября 1970 года Джанис Джоплин была найдена мертвой в своем номере гостиницы в Голливуде.

Дженис Джоплин в детстве

Причина смерти – большая доза героина.

Пластинка “Pearl” вышла посмертно — в нее вошло все, то что успели записать, и то, что было не совсем доделано. В 1974 году из документальных лент был составлен фильм “Janis”. Вскоре появились две книги – биографии Джанис Джоплин, одна из них “Buried Alive” (“Погребенная заживо”), была ее подругой и сотрудницей Мирой Фридман, другую книгу “Going Down With Janis” (“Опускаясь вместе с Джанис”), написала Пегги Касерта.

История жизни Дженис Джоплин

Джоплин родилась в мелкобуржуазной семье в консервативном провинциальном техасском городишке и с детства страдала от неприятия окружающей ее действительности. Уже в детстве проявился ее художественный дар: любила читать и рисовать, но эти ее увлечения не очень-то поощрялись. Она была толстой и некрасивой, а лицо всегда было покрыто прыщами. В школе ей дали кличку “свинья”, в колледже торжественно присудили титул “самая страшная девушка в колледже“. Чтобы защититься, она до конца своих дней старалась производить впечатление человека, которому на все наплевать, который много пьет, употребляет наркотики и вообще наслаждается жизнью. И вот Джанис открыла для себя блюз. Начала с того, что попыталась имитировать стиль Бесси Смит. Выступала в кафе и ресторанах около своего родного Порта Артура бесплатно или за угощение ужином.

Уехав из Порт Артура, стала выступать солисткой в рок-группе “Биг Бразерз” из Сан-Франциско. Виртуозное выступление Джанис на первом поп-фестивале в Монтерее совпало с успехом второго альбома группы “Биг Бразерз”, который на зывался “Дешевое возбуждение”. Джанис получила широчайшую известность, а для многих любителей рок-музыки стала просто культовой фигурой. Она открыто употребляла алкоголь и наркотики и даже настаивала на том, чтобы одна из фирм, производящая алкогольные напитки, подарила ей шубу за то, что она ежедневно бесплатно рекламирует их продукцию. Любители рок-музыки просто обожали ее.

Читайте также:
Бо Диддли, биография, история жизни, творчество

Когда Джанис была в зените славы, она призналась друзьям, что мечтает о тихой семейной жизни. Ее умоляли не злоупотреблять наркотиками, но она ответила: “Все равно я никогда не доживу до 30 лет”. Во время работы над своим третьим альбомом в 1970 году она в своем номере гостиницы “Лэндмарк” в Голливуде вколола себе большую дозу необычно чистого героина. На следующее утро ее нашли мертвой. Джанис было 27 лет.

В 18 лет она совершила свою первую поездку в Сан-Франциско, которую запомнила на всю жизнь. Там она попыталась вести тот богемный образ жизни, о котором мечтала с детства. Начала жить с мужчиной, но скоро ему надоела, и он выбросил ее на улицу, хотя она и умоляла его не делать этого. Джанис дала себе слово никогда больше не выпрашивать любви у мужчин.

Она чувствовала себя опустошенной и разбитой. Страдая от безденежья, решила заняться проституцией и предлагала себя за 5 долларов. Но была просто уничтожена тем, что потенциальные клиенты либо не обращали на нее никакого внимания, либо откровенно смеялись, глядя на нее. В конце концов, она вернулась в Порт Артур зализывать раны. Позже она сказала об этом периоде своей жизни: “Я могла тогда переспать с кем или даже с чем угодно. Я так и делала. Я спала, сосала, лизала, целовала, курила, кололась и влюблялась...”

В 1966 году группа “Биг Бразерз” прислала к ней из Сан-Франциско своего представителя, чтобы он уговорил Джанис стать их вокалисткой. Уговорил ее он не очень быстро: для этого ему пришлось с ней переспать. Позже она доставляла огромное удовольствие слушателям, рассказывая о том, как с ней “переспали, чтобы сделать ее членом рок-группы”. Ее постоянные яркие и откровенные рассказы о своей интимной жизни вообще стали отличительной чертой Джоплин. Несмотря на то, что ее интересы, в основном, были гетеросексуаль¬ными, Джанис часто наслаждалась сексом и с женщинами, а иногда любила заниматься групповым сексом с подругами и с мужчинами, которых она для этого находила прямо на улице.Для удовлетворения своих сексуальных потребностей она предпочитала “молоденьких и хорошеньких 16-летних мальчиков“.

Насмешки по поводу ее внешности, которые Джанис пришлось перенести в юности, так повлияли на нее, что даже став звездой рок-музыки, она никогда не забывала о них, считая себя слишком уродливой, чтобы привлекать мужчин, хотя ее сексуальность во время выступлений на сцене влияла на мужчин так же, как, скажем, выступления Джими Хендрикса или Мика Джагтера на женщин. Как-то раз кому-то из своего окружения Джанис даже пожаловалась: “Я такая звезда, а со мной даже и переспать никто не хочет“. С ней, конечно, спали и немало, но редко это проделывал один и тот же мужчина несколько раз подряд.

Дженис Джоплин с Джимми Хендриксом и Джимом Моррисоном

Однажды, после длительной железнодорожной поездки Джоплин пожаловалась, что в поезде было 365 мужчин, а она переспала только с 65 из них. Джоплин всегда страшно боялась отказа. Если у нее была интимная близость с мужчиной, она в любом случае притворялась, что переживает сильный оргазм, поскольку считала, что если у нее его нет, то это только ее вина. Она никогда не пыталась приблизить к себе своих партнеров, которых выбирала сама и которые не отвечали ей отказом, поскольку боялась, что связь с ней будет лишь предлогом для получения каких-то финансовых выгод.

У Джанис было и несколько серьезных связей с мужчинами. Так, например, она влюбилась в Криса Кристофферсона, американского музыканта и актера. Возник даже романтический любовный треугольник, когда в Криса влюбилась и одна из постоянных сексуальных партнерш Джанис. У нее также был серьезный любовный роман с певцом Катри Джо Мак Дональдом, который продолжался 4 месяца. Джо называл Джанис “хорошенькой и очень женственной“.

Джанис Джоплин однажды провозгласила: “Моя музыка не для того, чтобы пробуждать в вас желание бунтовать! Моя музыка для того, чтобы пробуждать в вас лишь одно желание — заниматься сексом!

ГероиниДженис Джоплин: Легенда блюза и её бегство от одиночества

Простая девчонка из Техаса, ставшая легендой музыки

  • 24 мая 2016
  • 21348
  • 6

Текст: Алиса Таёжная

В ЧЕТВЕРГ НАЧИНАЕТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ДОКУМЕНТАЛЬНоГО КИНО О МУЗЫКЕ И КУЛЬТУРЕ BEAT FILM FESTIVAL. В числе прочих покажут фильм «Дженис: Маленькая девочка грустит» о судьбе рок-иконы Дженис Джоплин. Четыре альбома, три группы и смерть в роковые 27 лет. Хотя зависимость певицы от алкоголя и наркотиков обсуждают уже несколько десятилетий, приблизиться к личной истории Дженис удавалось мало кому: вместо этого имя Джоплин стало нарицательным, олицетворяя бунтарей 60-х. Алиса Таёжная рассказывает, что стоит за этим образом.

↑ Трейлер документального фильма
«Дженис: Маленькая девочка грустит»

Джоплин умерла от случайной передозировки героином осенью 1970 года — в ту же ночь ещё несколько человек скончались от большой дозы неожиданно чистого наркотика, который привезли в Лос-Анджелес. Её последний альбом, названный «Жемчужина» по имени альтер эго певицы Pearl, ещё три месяца после смерти Джоплин держался на первом месте чарта Billboard. Спустя почти полвека её записи продолжают успешно продаваться: трагичная концовка, как это часто бывает, добавила спроса её неоспоримым достижениям. Несколько десятков песен с рвущимся в небо голосом — всё, что осталось как послание поколения умных и смелых женщин из второй половины 60-х.

Читайте также:
Анна Герман - фото

«Женщины — в проигравших, а мужчины словно всегда выходят победителями», — споёт Дженис и не раз скажет об этом журналистам в ответ на частый вопрос о статусе единственной женщины-рок-звезды. Всему поколению битников и последовавших за ними хиппи было непросто, однако сегодня очевидно, насколько маскулинной была культура беспечных ездоков и диких сердцем музыкантов. «I don’t give a fuck» принималось на ура от парней, но совсем иначе воспринималось из уст девушки. Из писателей того времени нам остались сотни мужских имён, и единицы — женских: можно было прослыть талантливым балбесом, но никому не хотелось жить с клеймом шлюхи, которое часто сопровождало самостоятельную жизнь девушки в субкультурных кругах. Именно поэтому кататься на машинах с парнями в другой штат, ночевать вместе, играть в группе, где ты единственная девушка, могли с чистым сердцем только те, кому было не привыкать к плохой репутации.

Первая группа Дженис Джоплин, Big Brother and the Holding Company, была мальчишеской бандой, в которой Дженис была своей в доску. Им были одинаково чужды как агрессивное мужланство, так и девичьи всхлипы странствующих фанаток. Выступая в барах Сан-Франциско, Дженис выглядела как бездомная кошка, готовая выпустить коготки: колючая и дёрганая. Именно первая группа, в которой она чувствовала себя уместной, стала её поддержкой и причиной впечатляющего выступления на фестивале в Монтерее в 1967 году — после него Дженис стали носить на руках. А как было не носить? Юная, в золотом комбинезоне, поющая, как дикая птица, танцующая и кричащая блюз, выжимавшая себя на публику — она была белая, но не Нико, не Грейс Слик и не Марианна Фэйтфулл. Сердца пламенный мотор.

«Почему так мало девушек делают то, что делаешь ты?» — спросит ведущий вечернего американского телешоу Дик Кэветт свою гостью Дженис Джоплин, которая явно нравится ему своей взбалмошной манерой, привычкой шутить про всё на свете и широкой улыбкой. «Мало кому из них приходит в голову углубиться в музыку, а не просто парить по верхам», — говорит Дженис с растрёпанными волосами, явно не заготовленными ответами, в расслабленной позе, в которую садятся соседки, зашедшие на чай.

Юная, в золотом комбинезоне, поющая, как дикая птица, и кричащая блюз, она выжимала себя на публику

В её непосредственности есть работа на публику: вот я, простая девочка из Техаса, говорю что думаю. Дженис всегда улыбается, когда слышит в ответ на реплики «обычной девчонки» одобрение и аплодисменты. Но ещё больше в этой позе личного отношения: певица выбирала быть собой, не извиняясь за свою внешность, свои вкусы и мнения. Джоплин была живым доказательством тому, что талантливая женщина, на которую нельзя не обращать внимания, — это не обязательно каноническая красавица с голливудской улыбкой, эксплуатирующая свою внешность и сексуальную привлекательность.

«Вот моя кровь, вот то, что я пою — что я могу ещё?» — каждым своим вскриком и всполохом говорит Дженис. Будут ли это чужие песни «Summertime» или «Bobbie McGee», мы услышим в них не просто певицу и интерпретатора, а живого человека с настойчивыми просьбами о любви и безусловном принятии. Останься, не уходи, проведи этот вечер со мной, проведи всю жизнь со мной, я очень жду тебя. Вопль, в том смысле, в каком это слово употребляли битники, рёв в пустоту и надежда сбежать от одиночества, о котором Джоплин говорила почти в каждом интервью, могут перепахать любого, включившего её песни на полную громкость. О бунтарстве принято говорить как о нарциссической игре, но в случае с Дженис речь совершенно точно идёт об уязвимом, встревоженном и растерянном человеке, которого хотели слышать на стадионах, но избегали в собственном доме.

В известном фильме о рок-н-ролльных временах «Почти знаменит», снятом по реальной подростковой истории режиссёра, есть классическая фраза старшей сестры, пререкающейся с мамой из-за любой мелочи — от свидания с парнем до возможности послушать пластику Simon & Garfunkel. «I’m a „Yes“ person and you are trying to raise us in a „No“ environment», — скажет она матери и с окончанием школы с облегчением унесётся ко взрослой жизни, забыв о родительском доме как о страшном сне. Что-то похожее Дженис могла бы сказать своим родителям, с которыми не находила понимания с подросткового возраста.

Конец 50-х и начало 60-х в расистском и сексистском Техасе — не фунт изюма: девочкам лучше веселиться с девочками, после уроков — домой, никакой «негритянской музыки» и сомнительных компаний. Мама Дженис надеялась, что её дочка станет школьной учительницей и выйдет замуж за славного парня. В какой-то момент певица даже попытается реализовать этот несвойственный себе сценарий: обручится с парнем в костюме и при дипломате, соберёт волосы в высокую причёску и назначит дату свадьбы. Дома воцарится мир, но ненадолго: жених просто исчезнет с радаров, так что никакой свадьбы не будет. Джоплин вернётся в Сан-Франциско — город, где она много выступает, общается с единомышленниками и сидит на спидах, опасно похудев до 40 килограммов. Тогда друзья скинулись на билет для Дженис в Техас, но от рехаба с родителями быстро захотелось унестись обратно: Сан-Франциско — это прерванная жизнь на сцене и среди своих, а Техас — фермерский ад.

Читайте также:
Мадди Уотерс, биография, история жизни, факты.

В ранние четырнадцать Дженис с «лишним» весом и акне стала именем нарицательным для своей школы. В то время унестись подальше от провинциальных садистов можно было только на машине приятелей в Луизиану — за блюзом, «барами для чернокожих» и разговорами о свободе. Фраза о том, что блюз — это «когда хорошему человеку плохо», моментально запала ей в душу. За эти поездки её обзывали «nigger lover» и за ней закрепилась репутация отчаявшейся и доступной девчонки, готовой переспать с каждым, потому что она «слишком страшная», хотя, конечно же, в этих слухах не было и доли правды.

Жить в эпоху Мэрилин Монро — испытание для любой женщины с внешностью, далёкой от кукольной. После Монро будут Твигги и Джейн Биркин — уже другие, но такие же недосягаемые стандарты красоты для техасской девочки с крупными чертами лица, непослушными волосами и немодельной фигурой. Дженис одной из первых отказалась носить лифчик в колледже и стала для окружающих той «страшной феминисткой», страшилки про которых бытуют до сих пор. Когда школьные времена уже, казалось бы, прошли и жизнь началась с чистого листа, в университете Остина одно из студенческих братств выбрало Джоплин «самым страшным парнем на кампусе». Друг детства скажет потом на камеру, что такой раздавленной не видел Дженис никогда.

За несколько месяцев до смерти Джоплин решит навестить семью в Порт-Артуре, где её встретит всё то же самое: бывшие одноклассники, которым до лампочки клёши, перья и песни Дженис, и родители, считающие, что дочкины ножки пошли не по той дорожке. «Своими насмешками они выжили меня из школы, из города и даже из штата», — шутит Дженис в интервью, нервно посмеиваясь. Журналисты чувствуют дрожание голоса и моментально реагируют: «А на выпускной вы ходили?» «Меня не приглашали», — отвечает Джоплин и начинает нервно дёргать головой. В истории кумиров было много триумфальных поездок звёзд к себе домой — взять тех же Элвиса или Джеймса Дина. Но приезд Дженис в Порт-Артур был не долгожданным пришествием секс-символа, а внезапным возвращением белой вороны, той странной девочки, с которой никто не хотел сближаться. Дома как не было, так и нет, и значит — возвращаться некуда.

«Я занимаюсь любовью с 27 тысячами человек на концерте, а потом возвращаюсь в свое одиночество», — реальность, в которой певица жила почти всё время турне и записей. У всех были пары, но Дженис, несмотря на несколько непродолжительных романов, обычно ночевала одна. Что она может рассказать об отношениях? «Мужчины всегда обещают больше, чем готовы дать». «Love is a losing game», — как споёт десятилетия спустя так же быстро закончившая жизнь Эми Уайнхаус. «Не хочу спать одна» и вечный наговор «baby, baby, baby» сочится из половины её песен о жизни наедине с собой, где чужое проявление привязанности и заботы — единственный свет, ради которого стоит ждать нового дня.

Janis Joplin (Дженис Джоплин): Биография певицы

Дженис Джоплин — популярная американская рок-исполнительница. Дженис по заслуге считают одной из лучших белых певиц блюза, а также величайшей рок-певицей прошлого столетия.

Дженис Джоплин родилась 19 января 1943 года на территории Техаса. Родители старались с раннего детства воспитывать дочь в классических традициях. Дженис много читала, а также обучалась игре на музыкальных инструментах.

Папа будущей звезды работал в торговой компании, а мама посвятила свою жизнь воспитанию детей. Дженис вспоминала о том, что в их доме часто звучала классика, блюз и голос мамы, читавшей для всей семьи произведения классиков.

Дженис была одной из самых развитых детей в своём классе. Из-за этого она очень страдала. Джоплин выделялась на фоне своих сверстников, а они не стеснялись в выражениях и часто унижали достоинство девушки.

Предвзятое отношение сверстников было вызвано ещё и тем, что Джоплин имела антирасистские взгляды. В тот период времени о значении слово «гуманность» знали немного.

Творческое начало проявилось со вступлением в 1-й класс. Джоплин занялась живописью. Она рисовала картины на библейские мотивы. Позднее Дженис вошла в полуподпольный кружок молодёжи, где изучали современную литературу, блюз- и фолк-музыку, а также радикальные виды искусства. Именно в эти года Джоплин начала петь и заниматься вокалом.

В начале 1960-х годов Дженис Джоплин стала студенткой престижного университета Ламар в Техасе. Девушка отдала учёбе три года, но так и не окончила учебное заведение. Спустя три года она поняла, что хочет реализовать себя в качестве певицы. Кстати, и в университете о Дженис Джоплин ходили «грязные» слухи.

В начале 1960-х годов мало кто себе мог позволить носить обтягивающие джинсы. Вызывающий вид Джоплин шокировал не только преподавателей, но и студентов. Более того Дженис частенько ходила на босую ногу, а сзади неё «волочилась» гитара. Однажды в студенческой газете о девушке написали следующее:

«Как Дженис Джоплин смеет быть не похожей на студентов?».

Дженис — свободная птица. По признанию девушки, её мало волновало то, что о ней говорят. «Мы приходим в этот мир всего лишь раз. Так почему же не наслаждаться жизнью так, как ты этого хочешь?». Джоплин не тяготило то, что она осталась без высшего образования, её не волновали заметки в газете, она была рождена, чтобы творить.

Читайте также:
Джерри Ли Льюис, биография, история жизни, песни

Творческий путь и музыка Дженис Джоплин

На сцену Дженис Джоплин вышла ещё во время обучения в университете. Девушка поразила публику божественным вокалом с тремя полноформатными октавами.

Первой композицией, которую Дженис Джоплин записала в студии, был блюз What Good Can Drinking Do. Немного позже певица при поддержке друзей записала дебютный альбом The Typewriter Tape.

Немного позже певица переехала в Калифорнию. Здесь для Дженис открылись первые перспективы — она выступала в местных барах и клубах. Зачастую Джоплин исполняла песни собственного сочинения. Особенно публике понравились треки: Trouble in Mind, Kansas City Blues, Long Black Train Blues.

В середине 1960-х годов Джоплин стала частью коллектива Big Brother and the Holding Company. Именно за счёт Дженис коллектив вышел на новый уровень. С приходом первой популярности певица наконец-то поняла выражение «купаться в лучах славы».

С вышеупомянутым коллективом Дженис Джоплин записала несколько сборников. Второй альбом считают лучшим сборником середины 1960-х годов, поэтому пластинка Cheap Thrills обязательна к прослушиванию поклонников Дженис Джоплин.

Несмотря на востребованность группы, Дженис приняла решение покинуть группу Big Brother and the Holding Company. Девушка захотела развивать себя как сольная певица.

Однако с сольной карьерой не сложилось. Вскоре Джоплин побывала в коллективе Kozmic Blues Band, а немного позже в группе Full Tilt Boogie Band.

Как бы не назывались группы, зрители шли на концерт только с одной целью — посмотреть на Дженис Джоплин. Для мировой общественности певица была на такой же недосягаемой высоте, как Тина Тёрнер и коллектив Rolling Stones.

Дженис Джоплин — первая певица середины 1960-х начала 1970-х гг., которая на сцене вела себя очень раскрепощённо и дерзко. В своих интервью певица говорила о том, что когда она поёт, то полностью отключается от реального мира.

До неё только темнокожие исполнители блюза позволяли своему вокалу «жить собственной жизнью, не запертому в определённые рамки». Подача музыки Дженис была не только мощной, но и иногда агрессивной. Один из коллег певицы сказал о том, что её выступления напоминают боксёрский поединок. Во время выступления Джоплин можно было сказать одно — это и есть настоящая музыка, жизнь, драйв.

Janis Joplin (Дженис Джоплин): Биография певицы

За свою творческую жизнь исполнительница записала немного студийных альбомов. Несмотря на это, Дженис Джоплин успела войти в историю, как легенда рок-музыки поколения битников и хиппи. Последним альбомом певицы стал Pearl, который вышел уже посмертно.

После смерти легендарной певицы были выпущены и другие работы. Например, записи живых выступлений In Concert и сборник Janis. В последнюю пластинку вошли неизданные работы Дженис, в том числе и лирические композиции Mercedes Benz и Me and Bobby McGee.

Личная жизнь Дженис Джоплин

Нельзя сказать, что у Дженис Джоплин были проблемы с личной жизнью. Раскрепощённая девушка всегда была в центре внимания. Несмотря на это, легендарная певица всегда чувствовала себя одиноко.

Среди мужчин, с которыми у певицы случились тёплые отношения, были популярные музыканты. Например, Джимми Хендрикс и Кантри Джо Макдональд, вокалист группы The Doors Джим Моррисон, а также кантри-певец Крис Кристофферсон.

Знакомые утверждали, что у Джоплин был период, когда она открыла в себе второе «Я». Дело в том, что Дженис сказала о том, что является бисексуалкой. Среди подружек знаменитости оказалась Пегги Касерта.

Последним молодым человеком Джоплин был местный дебошир Сет Морган. Говорили о том, что знаменитость собиралась за него замуж. Но, к сожалению, жизнь распорядилась таким образом, что Дженис так и не побывала замужем.

Janis Joplin (Дженис Джоплин): Биография певицы

Смерть Дженис Джоплин

Дженис Джоплин ушла из жизни 4 октября 1970 года. Дело в том, что девушка уже продолжительное время принимала тяжёлые наркотики, в том числе очищенный героин. Именно его и обнаружили медики при вскрытии.

Если верить официальной информации, то звезда ушла с жизни от ненамеренной передозировки наркотиками. Однако поклонники склонны не верить официальной информации. Говорили о том, что Дженис страдала от глубокой депрессии и одиночества, что и привело к такому исходу.

Кроме того, некоторое время следователи рассматривали версию убийства из-за того, что в номере не было обнаружено запрещённых наркотических препаратов. Номер Джоплин в день смерти был убран до идеальной чистоты, а певица никогда не отличалась значительной чистоплотностью.

Тело Дженис Джоплин было кремировано. Прах звезды был рассеян над водами Тихого океана вдоль Калифорнийского побережья.

Дженис Джоплин

СОБСТВЕННЫЙ ПЛЕН ДЖЕНИС ДЖОПЛИН

Дженис Джоплин была первой леди рока, но вряд ли этот факт станет козырем в руках феминисток, как некогда первая женщина-космонавт или президент. Ее голос скребет барабанные перепонки, но эти ссадины остаются там навсегда. И вообще странно говорить о ней в прошедшем времени, потому что виртуальная сеть переполнена ее портретами и биографиями.

Читайте также:
Арета Франклин, биография, творчество, история жизни

Гадкий утенок

Как гласит легенда, мойры, богини Судьбы, плетут кружево человеческих жизней, пока нить не обрывается. Если это так, то в момент появления на свет Дженис Джоплин в руках у мойры оказался бикфордов шнур… Это произошло 19 января 1943 года в нефтепромышленном городке Порт-Артур штата Техас. Дженис Лин была первым ребенком в семье Сета и Дороти Джоплин. Отец работал на консервном заводе, а мать – в бизнес-колледже. Для будущей королевы блюза ее семья была слишком зажиточной, а детство чересчур безоблачным. Как известно, чтобы хорошо петь блюз, нужно быть черным и бедным.

Поначалу маленькая Дженис вызывала у взрослых сюсюканья и восторги, обычные по отношению к детям ее возраста. Причем восторгались не только ее детским обаянием, но и несомненными художественными способностями. Сохранившиеся рисунки свидетельствуют о том, что Дженис вполне могла бы стать художником.

Но прошло несколько лет, внешность стала меняться, и в один прекрасный момент она поняла, что больше не вызывает умиления: проблемы с кожей, невыразительные черты лица и полнота превратили ее в гадкого утенка. На девочку в одночасье обрушились язвительные насмешки одноклассников, которые продолжались до самого окончания школы.

Городок Порт-Артур настолько мал, что в нем не было никакой возможности спрятаться. За пределами школьных стен ждали все те же издевки из тех же уст. Некогда общительная Дженис навсегда замкнулась в себе. Она стала ненавидеть зеркала, страшно комплексовать по поводу внешности. И вот эти обстоятельства начали формировать личность, которую весь мир знает под именем Дженис Джоплин.

Дело жизни

По словам ее младшей сестры Лауры, Дженис с детства любила не только рисовать, но и петь. Быть может, этот дар достался ей в наследство от матери, которая имела неплохое сопрано, она даже участвовала в любительских спектаклях. Однако Дженис предпочитала петь в уединении, стесняясь своих агрессивно настроенных одноклассников.

Лишь поступив в высшую школу, Дженис по-настоящему занялась музыкой. Там у нее появились новые друзья, вместе с которыми она совершала весьма популярные среди молодежи поездки по границе Техаса и Луизианы с многочисленными остановками в ночных клубах, полных табачного дыма и подлинного блюза. Главное достоинство Луизианы заключалось в том, что там алкогольный возрастной ценз составлял всего 18 лет, тогда как в Техасе – 21. Поэтому первая встреча с блюзом была изрядно приправлена виски.

Именно в это время Дженис впервые познакомили с творчеством знаменитой исполнительницы Бесси Смит. И она заразилась блюзом… К моменту окончания колледжа она твердо решила стать певицей и ушла из дома.

Путь к славе Дженис Джоплин

Подрабатывая пением в техасских кантри и вестерн-клубах, Дженис скопила нужную сумму на автобус до Калифорнии. Нельзя сказать, что, уехав из дома и путешествуя в поисках случайного заработка, она сразу нашла много единомышленников. Это были ранние 1960-е, и слово хиппи еще мало кто слышал. Так что для этих мест Дженис была своего рода пионером движения хиппи, которое, как известно, не встречало большой поддержки.

Несколько особо злых парней из техасского университета, в который Дженис поступила изучать искусство, наградили ее титулом «самого уродливого парня». И все же, не без помощи песен Джоплин, дух детей цветов уже проникал даже на консервативный американский Юг…

Однажды Дженис заметил Чет Хелмз, будущий верный друг и продюсер, и предложил ей присоединиться к сан-францисской группе Big Brother And The Holding Company. Сан-Франциско в культурном отношении был уже к тому времени достаточно продвинутым городом. И Дженис, войдя в состав группы, моментально принимает решение вступить в местную общину хиппи. Big Brother вместе с новой вокалисткой произвели впечатление на руководство Columbia Records, и в 1967 году вышел их первый альбом, который очень быстро пробрался на верхние строчки в хит-парадах, а Дженис Джоплин приобрела статус национальной знаменитости.

Жизненные допинги Дженис Джоплин

В эти годы она осознала, что прыщи на лице, склонность к полноте и прочие физические недостатки вовсе не мешают ей пользоваться успехом у лиц мужского пола. Бешеный темперамент и возрастающая слава культовой певицы создавали вокруг нее сильнейшее магнитное поле. Похоже, наряду с алкоголем и героином, это была еще одна разновидность допинга.

Среди ее любовников было много знаменитых личностей. Кратковременный роман связывал ее с гитаристом Джимми Хендриксом. Не избежала она и знаковой встречи с солистом The Doors Джимом Моррисоном… Все это вполне устраивало Дженис: критики слагали дифирамбы, поклонники бились в экстазе. Жизнь была прекрасна, особенно после очередной дозы.

Но прошло несколько лет, и певица все-таки решилась расстаться с Big Brother. Появляется новая группа Kozmic Blues, звучание которой сильно отличается от предыдущей. Kozmic Blues прохладно принимают в Штатах, но очень тепло – в Европе. В эти годы Дженис впервые ощущает обратную сторону своей славы, она начинает беспокоиться по поводу того имиджа, который создала ей пресса.

Неудача Дженис Джоплин в смене имиджа

Ей кажется, что образ заводной, сгорающей на сцене белой блюз-певицы, слишком дешев для нее. Похоже, она устала от девиза «Хочешь – делай», с которым жила все эти годы. В ее интервью все чаще проскальзывают разочарование и усталость. Теперь она заговаривает об опасностях героина для молодых людей. Но публика ждет все того же напряжения связок и нервов, а этот тонус нужно поддерживать. И Дженис оказывается пленницей собственных допингов: секса, наркотиков и алкоголя – того, что еще недавно казалось ей свободой.

Читайте также:
Вильям Робинсон младший - отзывы, мнение, рейтинг

Становится все труднее управлять ситуацией, к тому же судьба преподносит удар за ударом. Ее жених Сет Морган попал в аварию. Мотоцикл был искорежен, и, хотя сам Морган выжил, для Дженис это происшествие все равно стало моральной катастрофой, потому что вместе с ее женихом в той поездке была другая девушка…

Несмотря на очевидные разрушительные последствия регулярного приема наркотиков, ей удается почти завершить альбом «Жемчужина». Такое прозвище дал Дженис один из близких друзей. Этому альбому будет суждено стать лебединой песней, при этом, как утверждают биографы и ценители, Дженис вовсе не нужно было умирать, чтобы раскрутить его. Но судьба распорядилась иначе.

Убийственная доза

4 октября 1970 года тело Дженис Лин Джоплин нашли в голливудском отеле. В тот вечер Дженис решила принять очередную порцию, чтобы успешно закончить работу, но, как назло, ее постоянного дилера не было в городе, и она купила дозу у незнакомого торговца, чей наркотик оказался в несколько раз сильнее. В тот день, кроме Джоплин, скончались еще несколько его клиентов.

Она умерла в 27 лет от передозировки героина, и поэтому попала в печально известный «Клуб 27». Друзья и коллеги в один голос опровергают версию о самоубийстве, пусть и неосознанном. Дженис была королевой блюза, который, несмотря на грустные тексты и специфические ноты, редко поется в миноре. Это очень точно характеризует ее оптимистичный стиль жизни. Но как ни сопротивлялась певица, ей все же пришлось до конца сыграть написанный для нее журналистами сценарий. Финал полностью вписался в классическую схему жизни такого рода кумиров.

И все же есть в судьбе певицы некая загадка, не дающая покоя биографам и сценаристам. О ее жизни сняты три фильма – два документальных и один художественный, но, тем не менее, Голливуд выпустил еще одну киноверсию. В ней роль ближайшего друга и продюсера певицы играет Рой Шайдер, а саму Дженис – Лаура Теодоре. И хотя кажется, что Голливуд с его слезной патетикой и Дженис Джоплин – вещи несовместимые, с каким-то удивительным упорством американский кинобизнес продолжает воскрешать музыкальных идолов 60-х.

ФАКТЫ

Сразу после смерти Дженис Джоплин журнал Rolling Stone посвятил ее памяти специальный выпуск. «Она выбрала для гибели самое лучшее время. Есть люди, которые способны жить только на взлете, и Дженис была как раз такой девчонкой-ракетой… Если предположить, что у человека есть возможность расписывать сценарий своей жизни, то, я бы сказал, у нее получился хороший сценарий, с правильным концом», – писал гитарист Grateful Dead Джерри Гарсия.

Известие о смерти Дженис Джоплин явилось для всех, кто участвовал в работе над пластинкой, страшным ударом. Альбом был почти завершен, и Ротшильд оказался перед дилеммой: довести работу до конца самостоятельно, или издать пластинку как незаконченный документ. Клайв Дэвис доверил продюсеру право на окончательное решение. Тот в конечном итоге решил закончить альбом, эту свою работу посвятив памяти певицы. Песню Ника Гравенитеса «Buried Alive In The Blues», к которой Дженис Джоплин так и не успела записать вокальную партию, было решено включить в альбом инструментальным треком.

Выпущенный в 1971 году альбом «Pearl», по мнению большинства критиков, стал самой сбалансированной и органичной работой Дженис Джоплин. Он отразил ее возросшее вокальное мастерство, соединив в отточенных аранжировках прежнюю эмоциональность и эффективную сдержанность. 27 февраля 1971 года альбом возглавил Billboard 200 и продержался на вершине 9 недель.

Дженис Джоплин: болезнь гигантского американского одиночества

Если и есть в ней этот цинизм, то он скрыт слишком глубоко под чрезвычайно привлекательной, но опасной наивностью, которая граничит с недопустимым отсутствием уверенности в себе. (Пол Нелсон, журнал Rolling Stone)

19 января 2018 года исполняется ровно 75 лет со Дня рождения белой девочки в блюзе – Дженис Джоплин (Janis Joplin). По сей день она остается одной из величайших рок-исполнительниц, оставляя своим резким голосом шрамы на все новых и новых сердцах.

Преданным фанатам известна печальная история детства Дженис Джоплин. Выросшая в Порт-Артуре в Техасе она совершенно не поддерживала консервативное южное мировоззрение. Ее свободный нрав и стремление к истинной жизни никак не вмещались в пределы закостенелого города. Но если эту проблему она смогла решить, просто уехав как можно дальше, то другая догоняла ее всю жизнь. Неуверенность. Яркая, пылающая на сцене Дженис всю жизнь была неуверенной в себе. И за причиной этого снова следует вернуться в детство певицы.

В школьные годы Дженис жестоко высмеивали за внешность и непохожесть на других. Жестокость сверстников навсегда заставила певицу невзлюбить собственное лицо и сомневаться в себе совершенно по любому поводу. «Они насмешками изгнали меня: из класса, из города, из штата», — позднее сказала Дженис в телепрограмме Дика Каветта. Даже когда она вернулась в город спустя много лет, с кучей концертов за плечами и толпой фанатов по всей стране, Порт-Артур воспринял ее как все ту же белую ворону.

Читайте также:
Джерри Ли Льюис, биография, история жизни, песни

Радостью для уже подросшей Дженис Джоплин стали вылазки в Луизиану, где в ночных клубах звуки блюза смешивались с сигаретным дымом и вкусом виски. Дерзкая, полная стремления к новому она влюбилась в музыку, которая появляется, «когда хорошему человеку плохо». Там же, в Луизиане, состоялся ее дебют в качестве блюз-исполнительницы, переросший в постоянные выступления в барах – ради самих выступлений или совершенно нелишнего заработка.

К моменту поступления в Техасский университет, Дженис всем своим видом показывала свое отношение к этому миру и приверженность к культуре хиппи и битников. Университетская газета не оставила ее без внимания, написав под заголовком «Она смеет быть непохожей»: «Она ходит босиком, когда вздумается, приходит в класс в Levi’s, потому что так удобнее, и носит с собой повсюду цитру на случай, если вдруг захочется что-то спеть: тогда инструмент пригодится. Её зовут Дженис Джоплин». Это было в 1962 году. Летом того же года Дженис все более активно стала выступать на публике и всерьез увлеклась легкими наркотиками и сильным спиртным. В 1963-м Джоплин порвала со студенчеством, после того как парни из газеты наградили ее титулом «Самого страшного парня кампуса».

Профессиональный творческий путь Дженис Джоплин начался, когда ее заметил Чет Хелмз, будущий верный друг и продюсер, и предложил ей присоединиться к сан-францисской группе Big Brother And The Holding Company. Поворотным моментом для группы и самой Дженис стало выступление на фестивале в Монтерее. Эпизод с Big Brother And The Holding Company стал центральным в классическом документальном фильме режиссера Д.А. Пенебейкера «Monterey Pop». Уже через полгода группа совершила первое турне по Восточному побережью, собирая восторженные рецензии и толпы обливающихся слезами фанатов.

Через несколько лет Дженис Джоплин стала настоящей иконой, полностью затмив собственную группу. Становилось понятно, что если она хочет развиваться, то должна покинуть коллектив и двигаться дальше. Новая группа Джоплин Kozmic Blues Band была встречена американской публикой прохладно, а вот Европа с радостью приняла новое звучание. Но и этот коллектив просуществовал недолго. Дженис не хватало дружественной атмосферы, общей цели, что всегда присутствовало в Big Brother And The Holding Company. Профессиональные музыканты играли отдельно друг от друга, не вступая в симбиоз. А Джоплин отчаянно нуждалась именно в таких семейных отношениях в коллективе.

В марте 1970 года Дженис Джоплин возглавила новую группу – Full Tilt Boogie Band. Казалось, начиналась жизнь, которой так не хватало певице. Она вновь могла петь то, что хочет, не задумываясь о графике, не подстегиваемая сроками. Ее прежде бесконтрольный голос стал подвластен ей самой, позволяя в новом альбоме раскрыть себя совершенно с новой стороны. Но все закончилось резко и печально. Наверное, иначе и быть не могло. Дженис была осторожна с наркотиками, но в ту ночь она купила героин в 10 раз сильнее обычного, и привычная доза стала смертельной. Было это предумышленное самоубийство, глупая случайность, или же кто-то убил Дженис Джоплин, до сих пор остается загадкой. Но, так или иначе, певица стала четвертой в печально известном «Клубе 27».

Последними записями Дженис Джоплин стали песня «Mercedes Benz» и аудиопоздравление Джону Леннону с днём рождения. В день смерти Дженис должна была записывать голос для композиции Ника Гравенитеса «Buried Alive In The Blues» («Заживо похороненная в блюзе»).

Позже Дж. Маркс, рецензент New York Times, после выхода посмертного альбома Pearl напишет: «Дженис Джоплин вернула новому поколению старый символ, став окончательным воплощением нашего ощущения трагедии; понятием, которым можно измерять уровень боли. Мы избрали её на роль типичного лузера, и она охотно и точно вписалась в неё. Она ни разу не разочаровала нас — ни в трагичности своей смерти, ни в ироничном блеске своего последнего альбома, названного «Жемчужина» — под этим прозвищем знали её некоторые близкие ей люди. Но для меня в заголовке альбома просматривается иной смысл. Постоянное болезненное раздражение — вот что рождает жемчуг, эту болезнь устрицы. Гюстав Флобер говорил, что художник — болезнь общества. Дженис была болезнью гигантского американского одиночества. Она — подлинная жемчужина».

Дженис Джоплин – любимая публикой и ненавидимая собой. Она всю жизнь тонула в одиночестве, не находя того, кто бы мог подать руку и вытащить. К 27 она резко начинает переосмыслять себя и прежние идеалы: «Свобода — всего лишь ещё одного слово, которое значит, что терять уже нечего», – услышат фанаты голос с посмертного альбома. Так что быть Дженис Джоплин – это «заниматься любовью с 27 000 человек, а потом идти домой в одиночестве»; это засыпать в тишине, это сохранить внутри себя ребенка, который просто не способен жить среди всего этого безумия.

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: