Дже́нис Лин Джо́плин – отзывы, мнение, рейтинг

ГероиниДженис Джоплин: Легенда блюза и её бегство от одиночества

Простая девчонка из Техаса, ставшая легендой музыки

  • 24 мая 2016
  • 21349
  • 6

Текст: Алиса Таёжная

В ЧЕТВЕРГ НАЧИНАЕТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ДОКУМЕНТАЛЬНоГО КИНО О МУЗЫКЕ И КУЛЬТУРЕ BEAT FILM FESTIVAL. В числе прочих покажут фильм «Дженис: Маленькая девочка грустит» о судьбе рок-иконы Дженис Джоплин. Четыре альбома, три группы и смерть в роковые 27 лет. Хотя зависимость певицы от алкоголя и наркотиков обсуждают уже несколько десятилетий, приблизиться к личной истории Дженис удавалось мало кому: вместо этого имя Джоплин стало нарицательным, олицетворяя бунтарей 60-х. Алиса Таёжная рассказывает, что стоит за этим образом.

↑ Трейлер документального фильма
«Дженис: Маленькая девочка грустит»

Джоплин умерла от случайной передозировки героином осенью 1970 года — в ту же ночь ещё несколько человек скончались от большой дозы неожиданно чистого наркотика, который привезли в Лос-Анджелес. Её последний альбом, названный «Жемчужина» по имени альтер эго певицы Pearl, ещё три месяца после смерти Джоплин держался на первом месте чарта Billboard. Спустя почти полвека её записи продолжают успешно продаваться: трагичная концовка, как это часто бывает, добавила спроса её неоспоримым достижениям. Несколько десятков песен с рвущимся в небо голосом — всё, что осталось как послание поколения умных и смелых женщин из второй половины 60-х.

«Женщины — в проигравших, а мужчины словно всегда выходят победителями», — споёт Дженис и не раз скажет об этом журналистам в ответ на частый вопрос о статусе единственной женщины-рок-звезды. Всему поколению битников и последовавших за ними хиппи было непросто, однако сегодня очевидно, насколько маскулинной была культура беспечных ездоков и диких сердцем музыкантов. «I don’t give a fuck» принималось на ура от парней, но совсем иначе воспринималось из уст девушки. Из писателей того времени нам остались сотни мужских имён, и единицы — женских: можно было прослыть талантливым балбесом, но никому не хотелось жить с клеймом шлюхи, которое часто сопровождало самостоятельную жизнь девушки в субкультурных кругах. Именно поэтому кататься на машинах с парнями в другой штат, ночевать вместе, играть в группе, где ты единственная девушка, могли с чистым сердцем только те, кому было не привыкать к плохой репутации.

Первая группа Дженис Джоплин, Big Brother and the Holding Company, была мальчишеской бандой, в которой Дженис была своей в доску. Им были одинаково чужды как агрессивное мужланство, так и девичьи всхлипы странствующих фанаток. Выступая в барах Сан-Франциско, Дженис выглядела как бездомная кошка, готовая выпустить коготки: колючая и дёрганая. Именно первая группа, в которой она чувствовала себя уместной, стала её поддержкой и причиной впечатляющего выступления на фестивале в Монтерее в 1967 году — после него Дженис стали носить на руках. А как было не носить? Юная, в золотом комбинезоне, поющая, как дикая птица, танцующая и кричащая блюз, выжимавшая себя на публику — она была белая, но не Нико, не Грейс Слик и не Марианна Фэйтфулл. Сердца пламенный мотор.

«Почему так мало девушек делают то, что делаешь ты?» — спросит ведущий вечернего американского телешоу Дик Кэветт свою гостью Дженис Джоплин, которая явно нравится ему своей взбалмошной манерой, привычкой шутить про всё на свете и широкой улыбкой. «Мало кому из них приходит в голову углубиться в музыку, а не просто парить по верхам», — говорит Дженис с растрёпанными волосами, явно не заготовленными ответами, в расслабленной позе, в которую садятся соседки, зашедшие на чай.

Юная, в золотом комбинезоне, поющая, как дикая птица, и кричащая блюз, она выжимала себя на публику

В её непосредственности есть работа на публику: вот я, простая девочка из Техаса, говорю что думаю. Дженис всегда улыбается, когда слышит в ответ на реплики «обычной девчонки» одобрение и аплодисменты. Но ещё больше в этой позе личного отношения: певица выбирала быть собой, не извиняясь за свою внешность, свои вкусы и мнения. Джоплин была живым доказательством тому, что талантливая женщина, на которую нельзя не обращать внимания, — это не обязательно каноническая красавица с голливудской улыбкой, эксплуатирующая свою внешность и сексуальную привлекательность.

«Вот моя кровь, вот то, что я пою — что я могу ещё?» — каждым своим вскриком и всполохом говорит Дженис. Будут ли это чужие песни «Summertime» или «Bobbie McGee», мы услышим в них не просто певицу и интерпретатора, а живого человека с настойчивыми просьбами о любви и безусловном принятии. Останься, не уходи, проведи этот вечер со мной, проведи всю жизнь со мной, я очень жду тебя. Вопль, в том смысле, в каком это слово употребляли битники, рёв в пустоту и надежда сбежать от одиночества, о котором Джоплин говорила почти в каждом интервью, могут перепахать любого, включившего её песни на полную громкость. О бунтарстве принято говорить как о нарциссической игре, но в случае с Дженис речь совершенно точно идёт об уязвимом, встревоженном и растерянном человеке, которого хотели слышать на стадионах, но избегали в собственном доме.

В известном фильме о рок-н-ролльных временах «Почти знаменит», снятом по реальной подростковой истории режиссёра, есть классическая фраза старшей сестры, пререкающейся с мамой из-за любой мелочи — от свидания с парнем до возможности послушать пластику Simon & Garfunkel. «I’m a „Yes“ person and you are trying to raise us in a „No“ environment», — скажет она матери и с окончанием школы с облегчением унесётся ко взрослой жизни, забыв о родительском доме как о страшном сне. Что-то похожее Дженис могла бы сказать своим родителям, с которыми не находила понимания с подросткового возраста.

Читайте также:
Сенчина Людмила Петровна - биография, личная жизнь, фото, видео

Конец 50-х и начало 60-х в расистском и сексистском Техасе — не фунт изюма: девочкам лучше веселиться с девочками, после уроков — домой, никакой «негритянской музыки» и сомнительных компаний. Мама Дженис надеялась, что её дочка станет школьной учительницей и выйдет замуж за славного парня. В какой-то момент певица даже попытается реализовать этот несвойственный себе сценарий: обручится с парнем в костюме и при дипломате, соберёт волосы в высокую причёску и назначит дату свадьбы. Дома воцарится мир, но ненадолго: жених просто исчезнет с радаров, так что никакой свадьбы не будет. Джоплин вернётся в Сан-Франциско — город, где она много выступает, общается с единомышленниками и сидит на спидах, опасно похудев до 40 килограммов. Тогда друзья скинулись на билет для Дженис в Техас, но от рехаба с родителями быстро захотелось унестись обратно: Сан-Франциско — это прерванная жизнь на сцене и среди своих, а Техас — фермерский ад.

В ранние четырнадцать Дженис с «лишним» весом и акне стала именем нарицательным для своей школы. В то время унестись подальше от провинциальных садистов можно было только на машине приятелей в Луизиану — за блюзом, «барами для чернокожих» и разговорами о свободе. Фраза о том, что блюз — это «когда хорошему человеку плохо», моментально запала ей в душу. За эти поездки её обзывали «nigger lover» и за ней закрепилась репутация отчаявшейся и доступной девчонки, готовой переспать с каждым, потому что она «слишком страшная», хотя, конечно же, в этих слухах не было и доли правды.

Жить в эпоху Мэрилин Монро — испытание для любой женщины с внешностью, далёкой от кукольной. После Монро будут Твигги и Джейн Биркин — уже другие, но такие же недосягаемые стандарты красоты для техасской девочки с крупными чертами лица, непослушными волосами и немодельной фигурой. Дженис одной из первых отказалась носить лифчик в колледже и стала для окружающих той «страшной феминисткой», страшилки про которых бытуют до сих пор. Когда школьные времена уже, казалось бы, прошли и жизнь началась с чистого листа, в университете Остина одно из студенческих братств выбрало Джоплин «самым страшным парнем на кампусе». Друг детства скажет потом на камеру, что такой раздавленной не видел Дженис никогда.

За несколько месяцев до смерти Джоплин решит навестить семью в Порт-Артуре, где её встретит всё то же самое: бывшие одноклассники, которым до лампочки клёши, перья и песни Дженис, и родители, считающие, что дочкины ножки пошли не по той дорожке. «Своими насмешками они выжили меня из школы, из города и даже из штата», — шутит Дженис в интервью, нервно посмеиваясь. Журналисты чувствуют дрожание голоса и моментально реагируют: «А на выпускной вы ходили?» «Меня не приглашали», — отвечает Джоплин и начинает нервно дёргать головой. В истории кумиров было много триумфальных поездок звёзд к себе домой — взять тех же Элвиса или Джеймса Дина. Но приезд Дженис в Порт-Артур был не долгожданным пришествием секс-символа, а внезапным возвращением белой вороны, той странной девочки, с которой никто не хотел сближаться. Дома как не было, так и нет, и значит — возвращаться некуда.

«Я занимаюсь любовью с 27 тысячами человек на концерте, а потом возвращаюсь в свое одиночество», — реальность, в которой певица жила почти всё время турне и записей. У всех были пары, но Дженис, несмотря на несколько непродолжительных романов, обычно ночевала одна. Что она может рассказать об отношениях? «Мужчины всегда обещают больше, чем готовы дать». «Love is a losing game», — как споёт десятилетия спустя так же быстро закончившая жизнь Эми Уайнхаус. «Не хочу спать одна» и вечный наговор «baby, baby, baby» сочится из половины её песен о жизни наедине с собой, где чужое проявление привязанности и заботы — единственный свет, ради которого стоит ждать нового дня.

Жизнь Дженис Джоплин

Janis JOPLIN : История

Дженис Лин Джоплин (Janis Lyn Joplin) родилась 19 января 1943 года. И ушла из жизни 27-летней, навсегда погрузившись в наркотический сон 4 октября 1970 года. Между этими датами пролегла мятежная и триумфальная жизнь, освещенная огромным талантом – талантом потрясать людей, вызывать в них бурю эмоций неподражаемым исполнением блюза и рок-н-ролла. Фантастический эффект, учитывая, что все, что имелось в ее распоряжении, – это бунтарская душа, свободолюбие и скрипучий, жесткий, царапающий перепонки голос. И ничего от поп-дивы.

Детские годы Дженис Джоплин прошли в провинциальном южном городке Порт Артуре, штат Техас, жившем за счет нефтяного промысла. Ее родители, Сет и Дороти Джоплин (Seth & Dorothy Joplin), интересовались литературой и искусством, хотя культурная жизнь Порт Артура особой активностью не отличалась. Дженис с детства проявляла бунтарские наклонности. Первый раскол с окружающими произошел в 50-е, когда в Штатах обострилась расовая дискриминация. Униженное положение чернокожих сограждан возмущало ее отзывчивое сердце. За всю свою короткую жизнь Дженис так и не удалось оправдать ожидания консервативного истэблишмента. В старшей школе она нашла единомышленников среди своих одноклассников, которые увлекались поэзией битников и нетрадиционными видами искусства. Именно тогда она по-настоящему открыла для себя музыку. В то время как ее новые друзья слушали фольк и джаз, девушка отдавала предпочтение блюзу и в своих первых вокальных опытах подражала Бесси Смит (Bessie Smith). Казалось, она была просто создана для этого медлительного, чувственного стиля. Первыми ее слушателями, кроме друзей, становятся посетители баров и кофеен техасской провинции. Она исполняет блюз и фольк, выступая с разными музыкантами. Аккомпанирует ей в том числе и будущий гитарист группы Jefferson Airplane Йорма Каконен (Jorma Kaukonen). Ранние аудиозаписи Дженис, опубликованные только после ее смерти, – убедительное доказательство того, что, начав с подражания Беccи Смит и другим блюзовым певицам, она искала себя и пыталась создавать собственный вокальный стиль.

Читайте также:
Мария Максакова - биография, личная жизнь, фото, видео

Ей часто приходилось наведываться в уголки, облюбованные битниками. Путешествуя автостопом, она добиралась даже до Нью-Йорка. Поступив в Техасский университет, Дженис обосновалась в Остине. Примерной студентки из нее не получилось. Она была очень способной, очевидно талантливой, не в пример большинству сокурсников. Но, однажды пристрастившись к алкоголю, а затем и втянувшись в эксперименты с наркотиками, особенно со “спидом”, уже не могла остановиться. Так жили битники, так жила вся молодежь вокруг, так жила она. На какое-то время Дженис прерывает учебу и возвращается домой, чтобы разобраться, чего же ей больше всего хочется в жизни. Музыка манит и пугает одновременно, потому что прочно ассоциируется с наркотиками. Тем не менее, когда старый друг Чет Хелмс (Chet Helms) зовет ее в Сан-Франциско попробовать себя в качестве вокалистки новосозданной команды, она долго не раздумывает. Так, в 1966 году Дженис Джоплин вливается в музыкальную коммуну Сан-Франциско, населенную сплошными детьми цветов, и проходит прослушивание в группу Big Brother and the Holding Company, игравшую мрачную психоделию.

Вместе с музыкантами Big Brother она вдоль и поперек изъездила калифорнийское побережье, причем поначалу ей даже не доверяли лидирующих вокальных партий. Исполнявшийся “Большим братом” очень своеобразный психоделический рок вызывал массовый энтузиазм молодежи. Группе удалось подписать контракт со скромным лейблом Mainstream Records, который абсолютно не занимался их промоушеном, но помог записать дебютный альбом и выпустить два сингла, “Blindman” и “All Is Loneliness”. С таким багажом было не стыдно выходить на большую сцену. Лето 1967 года, знаменитое “лето любви”, застает Big Brother and the Holding Company во главе с Дженис Джоплин на площадке международного фестиваля The Monterey International Pop Festival. Собственный материал Big Brother никогда не произвел бы такого сильного впечатления на слушателей, как кавер-весия песни Big Mama Thornton “Ball and Chain”, которая превратила Дженис в звезду фестиваля. Ее исполнение “Ball and Chain” осталось жить на видеопленке, как память об одном из самых удачных живых выступлений Джоплин.

Дальнейшие события завертелись с головокружительной скоростью. Команду взял на заметку один из самых влиятельных менеджеров 60-х Альберт Гроссман (Albert Grossman). Его стараниями Big Brother добились контракта на публикацию трех альбомов с Columbia Records, которые перекупили права на группу у Mainstream Records. Дебют на новом лейбле “Cheap Thrills” вышел уже в августе 1968 года, поднялся на первые позиции чартов и вскоре стал золотым. Вниманием публики завладели хиты “Piece of My Heart” и абсолютно нестандартная кавер-версия “Summertime” Гершвина. Концерты группы собирали теперь тысячи людей, они выступали в больших залах и за гораздо более интересные деньги. Фигура Дженис окончательно выходит на первый план. Даже на афишах организаторы концертов пишут: “Janis Joplin with Big Brother and the Holding Company”. Минусы славы не заставили себя долго ждать. Жизнь ускорилась и усложнилась, усилился прессинг на музыкантов, стремительно росли и их доходы. Наркотики в команде не переводились. Это был самый простой и действенный способ расслабиться. Однако долго так продолжаться не могло. Отношения музыкантов с искусственными возбудителями начинают выходить из-под контроля, даже на концерты они порой являются под кайфом. Напряжение в группе растет. Наконец, под Рождество 1968 года Дженис Джоплин отыграла последний концерт вместе с Big Brother. И официально распрощалась с ними.

Она ушла с твердым намерением действовать дальше. Вскоре Джоплин собрала собственную команду, делавшую упор на блюз, и в сентябре 1969 года опубликовала новый альбом, фактически свой сольный дебют, “I Got Dem ‘Ol Kozmic Blues Again, Mama!”. Из бывших коллег по Big Brother с Джоплин играл гитарист Сэм Эндрю (Sam Andrew), саунд обогатился духовой секцией, и в целом новая группа звучала более уверенно и сыгранно. Рецензии в американских изданиях носили неоднозначный характер, зато в Европе запись приветствовали с огромным энтузиазмом. В каталоге певицы появился первый сольный хит, горячая мелодия “Try (Just a Little Bit Harder)”.

Между тем Дженис погружалась в наркотическую пропасть. Выпивка и героин позволяли не думать, а в небольших дозах будоражили воображение. Беспорядочная личная жизнь, случайные связи с любовниками обоего пола – все это только усугубляло ситуацию. Но наступил момент, когда певица взялась за голову. Наркотики получили отставку. Она собрала уже третью группу Full Tilt Boogie Band, в которую пригласила гораздо более профессиональных музыкантов. Артистка чувствовала, что только сейчас нашла тот самый единственный стиль, к которому шла несколько лет. Исполняя этот уникальный “белый” блюз, она была по-настоящему счастлива. Второй сольный диск “Pearl” создавался под опекой продюсера Пола Ротшильда (Paul Rothchild). Повзрослевшая на глазах Дженис Джоплин, казалось, комфортно чувствовала себя в любом стиле, неповторимо исполняя блюз, хард-рок, соул и фольк-рок.

Читайте также:
Вильям Робинсон младший - отзывы, мнение, рейтинг

Напряженная работа над альбомом стоила больших нервов. Дженис снова начала расслабляться с помощью наркотиков. Однажды ей в руки попала слишком большая доза героина. На утро ее бездыханное тело обнаружили в номере одной из голливудских гостиниц, в котором она отдыхала после концерта.

Альбом с символичным названием “Pearl” (“Жемчужина”) вышел посмертно. Гибель 27-летней восходящей звезды придала релизу сенсационный характер. “Жемчужина” взлетела на вершину американского хит-парада. Сокрушительными хитами стали песни “Mercedes Benz”, “Get It While You Can” и, конечно же, “Me and Bobby McGee”, лидер американского хит-парада и “фирменная” песня Джоплин, которая традиционно ассоциируется с ее именем.

За тридцать лет сотни новых вспыхнувших звезд не затмили хриплый мятежный голос из далеких 60-х. Альбомы Дженис Джоплин становились золотыми, платиновыми и мультиплатиновыми. Ее сборник лучших хитов на много недель обосновался в американском Тор 40. Много раз переиздавались малоизвестные, неопубликованные и даже любительские записи. Огромный отклик меломанов вызвал бокс-сет “Janis” (1975). В 1973 году о певице сняли подробный документальный фильм, в 70-е – 2000-е годы создавались многочисленные телепередачи и телефильмы, появились и две солидные экранизации ее биографии. За последние несколько лет библиография, посвященная Дженис Джоплин, пополнилась двумя примечательными новинками. Воспоминаниями о Дженис поделилась ее младшая сестра Лаура (Laura). В ее книге “Love, Janis” приводятся письма начинающей певицы, отправленные из хипповской коммуны Лос-Анджелеса сестре и родителям в Техас. Вторая биография артистки создавалась при поддержке ее семьи и включает более 50 фотографий, стихи Дженис, письма родителям и воспоминания близкого друга Джона Кука (John Cooke).

19 января 2003 года Дженис Джоплин исполнилось бы 60 лет. Не доживя целых 33 лет до этого юбилея и оставив после себя всего четыре студийных альбома, Джоплин навсегда осталась самой яркой рок-певицей 60-х и одной из наиболее харизматичных фигур в истории рок-н-ролла.

Дже́нис Лин Джо́плин – отзывы, мнение, рейтинг

Она была первой леди рока. Её голос надрывал сердце, а жизнь была короткой, яркой, бурной и очень трагической. Милая, нежная, безрассудная и одинокая Дженис Джоплин начала свою карьеру 55 лет назад.

Именно она в свое время провозгласила: “Моя музыка для того, чтобы пробуждать в вас лишь одно желание — заниматься сексом!”. И она же произнесла: “Я занимаюсь сексом с 25000 слушателей на концерте. А домой иду одна”.

Дженис Лин Джоплин родилась в 1943 году в нефтепромышленном городке Порт-Артур в штате Техас. Семья была благополучной, а раннее детство Дженис достаточно безоблачным. Маленькой она была прехорошенькой, и взрослые активно ей восторгались. Но малышка всегда предпочитала дружить с мальчиками и бесстрашно высказывала своё мнение – недопустимые по меркам 50-х гг. вольности со стороны американской девочки.

А потом Дженис сильно растолстела, её гладкая прежде кожа покрылась акне, а черты лица стали грубыми и невыразительными. Позже её страсть к наркотикам и алкоголю временами добавляла одутловатости к её и так изменившимся чертам.

Одноклассники дразнили е` и обзывали “свиньей”. Обрастая комплексами, она полюбила петь, ибо если что и оставалось от её “былой красоты” – так это хороший голос, что достался от матери, когда-то выступавшей на любительской сцене. Этот голос связывал её невидимой нитью с миром чистым и лёгким, без унижения и боли. Он гармонизировал её жизнь, примиряя с несовершенством этого мира.

Не была она, между прочим, уродцем и “свиньёй”. Фотографии и видео показывают неуверенную в себе девушку, с детской тёплой улыбкой, открытыми и нежными глазами, готовую любить до конца, до донышка. Ну, и выпивать до донышка тоже. Но это уже от нехватки любви. Просто косному обществу редко удаётся признать красивым то, что кажется ему чуждым. Первобытное мышление и в ХХ веке никуда не девалось.

Подросток защищается протестом, бунтами и эпатажем. С учётом того, что Джоплин прожила всего 27 лет, этот подростковый бунт продолжался и всю её недолгую молодость.

Так, юная Дженис бросилась – и это в очень косном Техасе – выступать в защиту чернокожих, носить брюки и рубашки, материться и выпивать.

Начинавшая петь в барах девушка каталась в соседнюю Луизиану, где возрастной ценз на алкоголь, в отличие от Техаса, был ниже и составлял 18 лет. Алкоголь снимает комплексы, увеличивая наутро чувство вины. Зато на этот период от заката до рассвета селит ощущение собственной свободы, вседозволенности и красоты. Прибежище одиноких и недолюбленных детей “успешной” цивилизации.

Потому что, даже учась в университете, Джоплин умудрилась заслужить звание “самой уродливой девушки в кампусе”. Вряд ли это было так. Просто отчаянно стремившаяся доказать всем, что ей общественное мнение по барабану, она уже тогда была настоящей хиппи, не вписывающейся в каноны старого американского райка, ещё более косного, чем иной фундаментальный религиозный мирок где-нибудь в глубинках Ближнего Востока. Что ей, чёрт возьми, на этом фоне оставалось делать, кроме как усвоить и популяризировать постулаты своих гуру Керуака и Гинсберга: пусть мир несовершенен, но никто не в силах его изменить, так что будем сегодня веселиться по полной программе?!

Читайте также:
Бо Диддли (Bo Diddley), наст. имя Эллас Ота Бэйтс - отзывы, мнение, рейтинг

Она сбежала в Сан-Франциско. Где уличные концерты сменял арест за мелкую магазинную кражу, запои до диагноза “почечная инфекция” заменили мескалин, ЛСД и секонал.

Весной 1962 года она записала первую песню “What Good Can Drinking Do”. И познала унижения несчастной любви. Как это бывает с недолюбленными, не умеющими постоять за себя девочками, пережить достойно это она не смогла. И пустилась во все тяжкие. Если до этого в её жизни уже прочно поселились наркотики и рок-н-ролл, то теперь пришло время третьей составляющей хипповской жизни. “Я спала, сосала, лизала, целовала, курила, кололась и влюблялась”, – рассказывала потом Джоплин.

Ужаснувшись самой себе, она даже попыталась исправиться. В родном Порт-Артуре нашла жениха – он был фармацевтом в облике приличного господина в костюме и галстуке. И, в отличие от хиппи, всё-таки стриг волосы. Но и он туда же – просто не явился на свадьбу.

Неизвестно, что бы с ней стало, если б не ребята из группы Big Brother & The Holding Company, которые уговорили Джоплин вернуться в Сан-Франциско и стать их вокалисткой. Группа блистательно выступила на знаменитом рок-фестивале в Монтерее в 1967 году. Их первый альбом сразу занял верхние строчки в хит-парадах, а Дженис Джоплин уверенно шла к статусу национальной знаменитости. Её трогательность, непосредственность, нарочитая смелость и внутренняя чистота детства как нельзя кстати пришлись ко двору царству хиппи.

На фестивале в Монтерее, она встретилась с Джимми Хендриксом.

Они провели ночь, потом встретились несколько раз, но через месяц расстались. Джоплин не очень понравилась манера Хендрикса просто-напросто. лупить своих партнерш. То, что осталось у Джоплин от связи с Хендриксом, – это первый опыт употребления героина. Который почти никогда не бывает последним.

Свои комплексы она пыталась скрыть за яркими, публичными и веселыми рассказами о своих сексуальных приключениях и победах. Например, после длительной железнодорожной поездки Джоплин сообщила общественности, что в поезде было 365 мужчин, а ей удалось переспать лишь с 65 из них. Тем не менее, имелись и серьезные связи. Например, серьезный любовный роман с певцом кантри Джо Мак Дональдом продолжался аж 4 месяца.

Но она была безумно талантлива и любима публикой. И в сентябре 1968 года группа выпустила новый альбом “Cheap Trills” – считающийся лучшим альбомом группы.

Но Дженис рассталась с “Big Brother” и начала сольную карьеру, создав новую группу Kozmic Blues, поначалу прохладно принятую в США и очень горячо – в Европе. Группа выпустила успешный альбом “I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama!”, а в августе 1969 года приняла участие в знаменитом рок-фестивале в Вудстоке. Потом Джоплин создала новую группу “Full Tilt Boogie Band”, с которой активно начала работать над новым альбомом.

В самом конце 60-х в ней начало что-то меняться. Она устала от своего имиджа. Но оказалась его заложницей: публика привыкла видеть её такой, какой Джоплин привыкла себя представлять. Отступать было куда. Но не к кому.

Публика получила своё право на идола. Идол не имеет права меняться. Образ недолюбленной девочки, раскрывающей в себе неземные возможности благодаря сексу, наркотикам и рок-н-роллу был значительно ближе публике, жаждущей также просто получить эту волшебную палочку. Хиппи и их предводительница уравнивались страданиями, зависимостями и одиночеством Дженис. Хиппи чувствовали себя ею. И неважно, что хиппи были Дженис минус её талант. Им казалось, достаточно ничего не делать, только добавить немножко этой адской смеси из секса, наркотиков и рок-н-ролла, и у них тоже получится оказаться на небесах. Счастливая Дженис была им нафиг не нужна.

Но тогда же Дженис объявила о желании обрести, наконец, семейное гнёздышко. Сет Морган был дилером и познакомился с ней, поставляя ей кокаин – но какое это имело значение? И Морган не торопился жениться. Параллельно Джек Николсон пригласил её сниматься в кино. Но она пропустила все занятия по актёрскому мастерству, влюбившись в Сета.

А потом Морган попал в аварию на мотоцикле. Но не это их разлучило – он выжил. Просто в поездке с её женихом находилась другая девушка.

Дженис выпустила последний альбом Pearl – “Жемчужина”, названный так по прозвищу, данному, вопреки всем её прежним прозвищам, кем-то из друзей. А она и была жемчужиной, эй, вы, подлинные моральные уроды из её школы и университета!

4 октября 1970 года тело Дженис Джоплин было найдено в Landmark Motor Hotel в Голливуде. Она лежала на ковре лицом вниз – не рассчитала дозу. Впрочем, это лишь одна из версий. Официально это не было самоубийством. Но как ещё можно назвать методичное уничтожение себя, медленное, но неизменное? Под чутким руководством “любящей” публики, начиная с одноклассников.

Она вступила в “клуб 27-летних”, музыкантов и поэтов, покинувших так измучивший, но и так много давший им этот мир в возрасте 27 лет. В нём уже был Джимми Хендрикс. Позже к “клубу” присоединятся Моррисон, Кобейн, Уайнхаус.

Читайте также:
Рой Ке́лтон О́рбисон - отзывы, мнение, рейтинг

Медленное разрушение себя это ещё и методичная атака обстоятельствами, миром и обществом. Местом и временем, окружавшими человека, “не справившегося с управлением”. Дженис чуть-чуть не хватило любви. Которой, в общем-то, всегда не хватает. Как не хватает хрипловатого и прекрасного голоса юной и нежной Дженис. Недолюбленной девочки с Дикого Запада. Жемчужины рок-н-ролла.

Сегодня Дженис Джоплин исполнилось бы 78 лет

Лонгрид, фото, музыка и факты внутри

Коротко для тех, кто не знает, о ком идет речь:

Дженис Джоплин – американская певица, белая блюзовая вокалистка 1960-х годов, член “Клуба 27”.

Она не была такой, как ее сверстники

Джоплин родилась 19 января 1943 года в городке Порт-Артур, штат Техас. Её вера в десегрегацию отделила Дженис от одноклассников, и они часто дразнили её за это. В результате Джоплин часто пропускала занятия, посещая только те, что ей были нужны для получения высшего образования. Её гордая позиция в отношении сегрегации была связана с любовью к блюзу, особенно она любила культовых певцов Билли Холидей и Бесси Смит.
В средней школе она часто носила мужские рубашки с колготками и короткие юбки. В старшей школе Джоплин была известна как девушка, любившая выпить. В 1963 году Джоплин была жестоко признана «Самым уродливым человеком в кампусе» Техасского университета в Остине, где она изучала искусство. Это, вместе с желанием стать музыкантом, побудило её покинуть родной штат Техас и отправиться в Сан-Франциско.

Плохие привычки

Еще до того, как стать известной, Джоплин заработала репутацию наркомана. В Сан-Франциско она была известна тем, что употребляла “спиды”, героин и алкоголь. Однажды, Дженис пыталась покончить с этим и начать новую жизнь. Она даже покинула Сан-Франциско и отправилась домой в Техас, чтобы попытаться вернуть свою жизнь в нормальное русло. Дженис изо всех сил пыталась вести более традиционный образ жизни – даже одевалась консервативно и собирала волосы в пучок – но это было недолгим.

Ей нужна была группа

Соблазн музыкальной сцены был слишком силен для Джоплин, и в 1966 году она вернулась в Сан-Франциско и присоединилась к группе Big Brother and the Holding Company, которые играли психоделический рок. Кстати, Дженис должна была выйти замуж в том году, но отменила свадьбу, чтобы присоединиться к группе. Выступление группы на Монтерейском поп-фестивале 1967 года принесло им восторженные отзывы, а их альбом 1968 года «Cheap Thrills» стал огромным хитом.

Ей было лучше одной

Джоплин и другие участники группы не могли поладить: она часто пила алкоголь прямо на сцене, имела мощный вокал и была крутым фронтменом, что привлекало к ней наибольшее внимание. Сама певица чувствовала, что группа сдерживает её талант. В конечном итоге, она решила начать сольную карьеру. Последнее ее выступление с Big Brother and the Holding Company было в декабре 1968 года.

Однажды она разбила бутылку о голову Джима Моррисона

Джоплин и Джим Моррисон (фронтмен группы the Doors) вместе любили выпить. На вечеринке, устроенной продюсером Полом Ротшильдом, Джоплин отвергла ухаживания Моррисона, но он продолжал настаивать, пока Джоплин не ударила его по голове бутылкой Southern Comfort (кстати, это был её любимый бренд виски). Согласно биографии «Break On Through: The Life and Death of Jim Morrison», написанной Джеймсом Риорданом, несмотря на то, что Моррисон получил по голове, он продолжал восхищаться Джоплин: «Какая великая женщина! Она потрясающая! “.

Она выступала с Тиной Тёрнер

Джоплин была большим поклонником Тины Тёрнер. Казалось, это чувство было взаимным: 27 ноября 1969 года Джоплин присоединилась к Тине на сцене в Мэдисон-Сквер-Гарден для импровизированного дуэта.

Она так и не узнала, что стала успешной

Первый сольный альбом Джоплин «I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama!», выпущенный в 1969 году, не имел большого успеха. Фактически, настоящий сольный успех пришел только после её смерти, когда вышел посмертный альбом «Pearl». Джоплин всё еще работала над ним перед своей смертью. Продюсеру Полу Ротшильду пришлось закончить проект без неё.

При всей своей незавершенности (или, может быть, как раз из-за нее) «Pearl» остается драгоценным камнем в короткой и яркой карьере настоящего оригинала

Она не стеснялась быть обнажённой

Когда фотограф Боб Зайдеманн спросил Джоплин, будет ли она позировать для него топлес, чтобы заявить об идеализме культуры хиппи, она сказала, что предпочла бы позировать полностью обнажённой.
Фотография была опубликована в 1972 году, через два года после её смерти. Джоплин не стеснялась демонстрировать своё тело публике. По словам промоутера концертного зала Civic Arena в Питтсбурге, Джоплин опоздала на сцену, потому что занималась сексом в своей гримерной. Когда она появилась на сцене в прозрачной юбке под светом софитов, было ясно, что на ней нет нижнего белья.

Она купила надгробие для Бесси Смит

Главным кумиром Джоплин была Бесси Смит, также известная как «Императрица блюза». Дженис говорила друзьям, что считает себя реинкарнацией Смит. Джоплин пришла в ярость, когда узнала, что Смит была похоронена в безымянной могиле в Пенсильвании после её смерти в автомобильной катастрофе в возрасте 43 лет. Она и Хуанита Грин, дочь одного из работников Смит, заплатили за надгробие для Бесси с эпитафией «Величайший блюзовый певец в мире никогда не перестанет петь».

Читайте также:
Отис Реддинг, биография, история жизни, карьера

Однажды Дженис была арестована в своей гримёрной

Во время концерта 1969 года Тампе, Флорида, когда толпа вела себя особо шумно, полицейские вышли на сцену и попросили Джоплин помочь им навести порядок. Но у Дженис были другие мысли на этот счет, и вместо того, чтобы помогать, она выкрикивала непристойности в адрес полиции. В конце концов, толпа утихла, а Дженис закончила выступление, но её арестовали в гримерке и попросили провести ночь в тюрьме. К счастью для Джоплин, обвинения в конечном итоге были сняты, когда судья решил, что она пользуется своей свободой слова.

Её психоделический Porsche был продан за 1,76 миллиона долларов

В 2015 году Porsche 365, купленный Доплин 1968 году, побил все рекорды, когда был продан на аукционе за 1,76 миллиона долларов. Это была самая высокая цена, когда-либо уплаченная за любой Porsche 356 на аукционе. Он был полностью расписан яркими рисунками с птицами, бабочками, глазами, пейзажами, грибами и черепами.

Она была одним из первых членов «Клуба 27»

За три недели до смерти Джоплин в возрасте 27 лет от передозировки, скончался другой 27-летний музыкант – Джими Хендрикс. С тех пор многие другие знаменитости умерли в том же возрасте, что привело к тому, что появился «Клуб 27». В 1971 году Джим Моррисон умер в возрасте 27 лет в своей французской квартире. Среди других членов этого клуба – фронтмен Nirvana Курт Кобейн, британская певица Эми Уайнхаус, художник Жан-Мишель Баския и другие.

Она отказалась быть в документальном фильме о Вудстоке

Когда Джоплин и ее, назовем так, бэк-группа Kozmic Blues Band приехали в Вудсток в 1969 году, они просидели за кулисами почти 10 часов. Сообщается, что большую часть этого времени Джоплин была под кайфом, а когда группа, наконец, вышла на сцену, Дженис была вялой и помятой. Позже она сказала, что недовольна своим выступлением, и потребовала исключить его из документального фильма о фестивале.

Она писала родителям всю свою жизнь

Кинорежиссер Эми Берг использовала письма, которые Джоплин писала родителям, в качестве основного исходного материала для своего фильма о певице «Little Girl Blue». Это свидетельствовало о постоянном желании Джоплин произвести впечатление на своих родителей, которые поддерживали её, несмотря на беспокойство по поводу употребления наркотиков.

Она выступала в Великобритании

Первые сольные концерты Джоплин не получили хороших откликов в США, но ситуация улучшилась, когда она и Kozmic Blues Band приехали в Европу. После концертов в Германии и Швеции Джоплин дала свой единственный сольный концерт в Великобритании 21 апреля 1969 года в Королевском Альберт-холле.

Она подписала завещание всего за несколько дней до смерти

1 октября 1970 года Джоплин посетила поверенного Роберта Гордона, чтобы подписать завещание. Джоплин умерла через три дня после этого: 4 октября 1970 года она была найдена мёртвой в номере 105 отеля Landmark в Лос-Анджелесе. Её смерть наступила от передозировки героином.
В своем завещании она оставила друзьям и семье 2500 долларов на поминальную вечеринку, которая состоялась 26 октября в The Lion’s Share в Сан Ансельмо, Калифорния. Джоплин была кремирована, а её прах был развеян с самолета над Тихим океаном и вдоль пляжа Стинсон в Северной Калифорнии.

Сестра Джоплин написала её биографию

Сестра Джоплин Лора написала биографию певицы «Love, Janis», которая была опубликована в 1992 году. В 2013 году Джоплин была удостоена звезды на Голливудской Аллее Славы; Лора и её брат Майкл присутствовали на церемонии.

8 любопытных историй про Дженис Джоплин

Дженис Джоплин часто называют королевой рок-н-ролла и главной звездой поколения хиппи. Также уроженку Техаса считают величайшей рок-вокалисткой в истории, одной из лучших певиц всех времен. Однако награды, регалии, заслуги перед рок-культурой – это лишь малая часть биографии этой потрясающей личности, которая прожила совсем мало, но успела очень много. Следующие занимательные факты помогут ближе познакомиться с рок-звездой.

Ведущее место в списках “Клуба 27”, неофициального объединения звездных музыкантов, скончавшихся в двадцать семь лет – это финальный аккорд захватывающей биографии артистки. До печальной развязки нам запомнились следующие драматические, забавные, курьезные, анекдотические ситуации, вошедшие в анналы рок-истории.

Голый перфоманс

Несмотря на скептическое отношение к своей внешности и фигуре, как положено крутой рокерше, на сцене Джоплин испытывала экстаз пополам с эйфорией, которые часто сопровождались раздеванием, швырянием в толпу деталей своего туалета. Или артистка могла сразу выходить на сцену в полуголом облике, как это однажды произошло на питтсбургском концерте. Певица задерживалась в гримерке, публика начинала негодовать, менеджер побежал узнать, в чем проблема, и застал рокершу в разгаре полового акта. Долг зовет – спохватилась рок-певица, побежала к фанатам, надев лишь рубашку, позабыв про остальной туалет. Питтсбургские зрители ещё долго обсуждали эпический голый перфоманс.

Завещание на вечеринку

Смерть певицы считается несчастным случаем, хотя у поклонников теории заговора имеются собственные версии – от убийства наркодилерами до суицида. Это слухи. Зато изменение завещания за два дня до гибели – установленный факт. Второго октября Джен внесла изменения, касающиеся распределения состояния между родственниками, друзьями, приятелями, выделив также сумму $2500, на которую все желающие могли бы помянуть покойницу. Этот пункт содержал следующее пояснение : “Пусть друзья оторвутся после моей смерти”. Друзья-приятели отрывались в баре “Lion’s Share”, Сан-Ансельмо, что в 30 км от Сан-Франциско. Это был один из любимейших баров умершей звезды.

Читайте также:
Смоки Робинсон, биография, история жизни, творчество

Хорошая ученица

С малых лет девочка отличалась своенравным характером, непоседливостью, непокорностью, дерзостью, хотя плохое поведение совершенно не сказывалось на школьной учебе — с первого класса хорошая ученица получала только высшие оценки. Особенно школьнице давались гуманитарные дисциплины, в которых девочка выделялась среди сверстников, демонстрируя выдающиеся успехи. Любовь к книгам отличница сохранит на всю жизнь.

Любовь к Билли Холлидей и Бесси Смит

У Дженис Джоплин было много музыкальных интересов и примеров для подражания, однако настоящих кумиров только двое — Билли Холлидей, афро-американская икона джаза, и Бесси Смит, культовая исполнительница блюза. Молодая рок-н-рольщица иногда говорила, что хочет стать первой белой афро-американкой, как её идолы-артистки. Автобиография Холлидей «Lady sings the Blues» была настольной книгой молодой звезды, которая редко расставалась с любимым фолиантом. Ирония судьбы заключается в том, что биографии знаменитых артисток в финальной фазе совпали почти полностью : неудачи на любовном фронте, проблемы с алкоголем, злоупотребление наркотиками, в конце смерть от передозировки.

Со Смит рокершу роднит увлечение блюзом, который послужил для Джен ключевым инструментом для создания собственного музыкального стиля. Бесси умерла ещё до рождения рок-н-рольщицы, что позволило ей считать себя реинкарнацией усопшей певицы. Узнав, что родственники Смит сэкономили на похоронах, рок-звезда пришла в негодование, сразу же заказав надгробный камень на могилу своей блюз-фаворитки. Она же составила эпитафию для надгробия : “Величайшая исполнительница блюза никогда не перестанет петь”.

Самый уродливый мужик университета

Дети бывают злобными, агрессивными, жестокими. Студенты часто устраивают пранки, розыгрыши. Джен постоянно доставалось в школе от задир и столь же часто в университете от пранкеров. Она никогда не славилась красотой и, скорее, была дурнушкой, от чего страдала с детских лет. Но самый большой удар по девичьей самооценке нанесло студенческое братство Техасского университета, которое устроило шуточное голосование, дав Джоплин титул “самого уродливого мужика на весь универ”. Девица всегда отличалась независимым характером, сильной натурой, крепким характером, но подобные нападки были крайне неприятны, горьки, очень больно ранили. В итоге студентка бросила универ после первого курса, чтобы не испытывать постоянный негатив со стороны сверстников.

Знаменитый конфликт с Джимом Моррисоном

Лидер “The Doors” восхищался молодой техасской рокершей, неоднократно выражал желание поработать вместе. Продюсер Пол Ротшильд решил устроить вечеринку, чтобы познакомить двух суперзвезд рок-н-ролла. По замыслу предприимчивого музыкального дельца, Джим и Дженис, которые очень любили алкоголь, должны были вместе напиться, подружиться, договориться о будущем сотрудничестве. Вместо этого произошел конфликт, ссора, драка, после которой на совместной работе был поставлен крест. Джен была тихой пьяницей, зато Моррисон часто-густо становился агрессивным, буйным, неконтролируемым. Его поведение стало настолько хамским и неприятным, что рокерша схватили первое, что попало под руку, врезав наглецу по голове. В руке оказалась бутылка ликера Southern Comfort, а пьяный Джим улетел в нокаут. Несмотря на конфуз, Моррисон обиды не держал, в будущем ещё не раз пытаясь наладить связь с бойкой девицей, но та наотрез отказалась встречаться.

Арест за матерщину

Не следует думать, что стриптиз во время выступления проходил безнаказанно. Подобные выходки быстро прерывались вмешательством полиции, выдворявшей разбушевавшегося артиста со сцены и доставляла в ближайшее отделение. Так закончилось выступление Моррисона в Майями в 1969-го. Когда спустя несколько месяцев во Флориду приехала Дженис Джоплин, публика предвкушала на её концерте нечто похожее. Зал рвал, метал, достиг такой степени кипения, что организаторы вынуждены были включить свет и успокоить безумную толпу. На сцену вышли полицейские, которые пытались утихомирить фанатов, что не понравилось уже рок-певице, которой не по кайфу было делить арену с копами. Острая на язык дамочка осыпала представителей закона отборной матерщиной, за что была арестована. Правда, это произошло уже в гримерке, а концерт буйной дамочке позволили закончить. Оскорбление полиции обернулось в итоге лишь ночью за решеткой — на следующий день суд отпустил певицу согласно праву на свободу слова.

Дженис Джоплин и бессмертный клуб 27

Наркотики стали постоянным спутником с молодых лет. Однажды доктор сообщил певице, что при таком образе жизни она вряд ли доживет до 24. В свой двадцать четвертый день рождения Дженис была безумно счастлива и горда доказать неправоту противного врача, однако медицинский прогноз все-таки сбылся, только с небольшим опозданием. До рокового 1970-го рок-н-рольщица несколько раз попадала в реабилитационные клиники, успешно восстанавливала здоровье, однако в последний год её состояние резко ухудшилось. Есть свидетельства, что каждый день наркоманка тратила по сотне долларов на героин, совершенно не желала слушать друзей, которые убеждали женщину пройти очередной реабилитационный курс. 4 октября 1970-го падение завершилось передозировкой, смертью и вхождением в печально знаменитое музыкальное сообщество, состоящее из 27-летних артистов – Кобейн, Моррисон, Хендрикс, Уайнхаус, Роберт Джонсон, Брайан Джонс и другие гениальные рок-звезды.

Джоплин Дженис история, биографии

Джоплин Дженис(19.01.1943 – 4.10.1970) Она была первой леди рока, но вряд ли этот факт станет козырем в руках феминисток, как некогда первые женщины-космонавты или президенты. Ее голос скребет барабанные перепонки, но эти ссадины остаются там навсегда. Было бы неправдой говорить о ней в прошедшем времени, ибо виртуальная Сеть переполнена ее портретами и биографиями.
Автор: Игорь Бритвин
Источник информации: “Дженис Джоплин: свобода и плен”, журнал “Ах. ” No.8, август 2000.

Читайте также:
Бо Диддли, биография, история жизни, творчество

Как гласит легенда, богини Судьбы плетут нити человеческих жизней до тех пор, пока нить не обрывается. Если так, то в момент появления на свет Дженис Джоплин в руках у мойры оказался бикфордов шнур.

Это произошло 19 января 1943 года в нефтепромышленном городке Порт-Артур, штат Техас. Дженис Лин была первым ребенком в семье Сета и Дороти Джоплин. Отец работал на консервном заводе, а мать была секретаршей в бизнес-колледже. Для будущей королевы блюза ее семья была слишком зажиточной, а детство чересчур безоблачным. Как известно, для того чтобы хорошо петь блюз, нужно было быть черным и бедным.

Поначалу маленькая Дженис вызывала у взрослых сюсюканья и восторги, обычные по отношению к детям ее возраста. Причем восторгались не только ее детским обаянием, но и несомненными художественными способностями. Сохранившиеся рисунки свидетельствуют о том, что Дженис вполне могла бы стать художником.

Но прошло несколько лет, внешность стала меняться, и в один прекрасный момент она поняла, что больше не вызывает умиления: проблемы с кожей, невыразительные черты лица и полнота превратили ее в гадкого утенка. На девочку в одночасье обрушились язвительные насмешки одноклассников, которые будут продолжаться до самого окончания школы. Городок был настолько мал, что в нем не было никакой возможности спрятаться. За пределами школьных стен ждали все те же издевки из тех же уст. Некогда общительная Дженис навсегда замкнулась в себе. Она стала ненавидеть зеркала, страшно комплексовать по поводу собственной внешности. И все же эти обстоятельства начали формировать личность, которую весь мир знает под именем Дженис Джоплин.

По словам ее младшей сестры Лауры, Дженис с детства любила не только рисовать, но и петь. Быть может, этот дар достался ей в наследство от матери, которая имела неплохое сопрано и даже пела на любительской сцене. Однако Дженис предпочитала петь в уединении, стесняясь своих агрессивно настроенных одноклассников.

Лишь поступив в Thomas Jefferson High School, Дженис по-настоящему занялась музыкой. Там у нее появились новые друзья, вместе с которыми она совершала весьма популярные среди молодежи поездки по границе Техаса и Луизианы с многочисленными остановками в ночных клубах, полных табачного дыма и подлинного блюза. Главное достоинство Луизианы заключалось в том, что там алкогольный возрастной ценз составлял всего 18 лет, тогда как в Техасе – 21. Поэтому первая встреча с блюзом была изрядно приправлена виски. Именно в это время Дженис впервые познакомили с творчеством знаменитой исполнительницы блюзов Бесси Смит. И она заразилась блюзом и философией битников, провозглашавших вслед за своими гуру Керуаком и Гинсбергом примерно следующее: да, мир несовершенен, но никто не в силах его изменить, так что давайте сегодня веселиться и оттягиваться по полной программе! К моменту окончания колледжа она твердо решила стать певицей и ушла из дома.

Подрабатывая пением в техасских кантри и вестерн-клубах, Дженис скопила нужную сумму на автобус до Калифорнии. Нельзя сказать, что, уехав из дома и путешествуя в поисках случайного заработка, она сразу нашла большое число единомышленников. Это были ранние 60-е, и слово хиппи еще мало кто слышал. Так что для этих мест Дженис была своего рода пионером движения хиппи, которое, как известно, не встречало большой поддержки у истеблишмента. Так, несколько особо злых парней из техасского университета, в который Дженис поступила изучать искусство, наградили ее титулом “самого уродливого парня в кампусе”. И все же, не без помощи песен Джоплин, дух детей цветов уже проник даже на консервативный американский Юг.

Однажды Дженис заметил будущий верный друг и продюсер Чет Хелмз и предложил ей присоединиться к сан-францисской группе Big Brother And The Holding Company. Сан-Франциско в смысле психоделической культуры был уже к тому времени достаточно продвинутым городом. И Дженис, войдя в состав группы, моментально принимает решение вступить в местную общину хиппи. Big Brother вместе с новой вокалисткой произвели впечатление на руководство Columbia Records, и в 1967 году вышел их первый альбом, сразу занявший верхние строчки в хит-парадах. Дженис Джоплин стала приобретать статус национальной знаменитости.

В эти годы она осознала, что прыщи на лице, склонность к полноте и прочие физические недостатки вовсе не мешают ей пользоваться успехом у лиц обоего пола. Бешеный темперамент и возрастающая слава культовой певицы создавали вокруг нее сильнейшее магнитное поле. Если же личный магнетизм не срабатывал, она занимала активную позицию, то есть попросту покупала понравившегося парня. Эта тактика создала ей громкую славу коллекционерки молоденьких мальчиков. Похоже, наряду с алкоголем и героином, это была еще одна разновидность допинга.

Среди ее любовников было много знаменитых личностей. Кратковременный роман связывал ее с гитаристом Джимми Хендриксом. Не избежала она и знаковой встречи с солистом Doors Джимом Моррисоном, но говорят, что после той ночи они разошлись крайне недовольные друг другом.

Читайте также:
Мадонна Луиза Чикконе - отзывы, мнение, рейтинг

Вся эта жизнь вполне устраивала Дженис: критики пели осанну, поклонники бились в экстазе. Жизнь была прекрасна, особенно после очередной дозы: Но проходит несколько лет, и певица принимает решение начать сольную карьеру и расстается с Big Brother.

Появляется новая группа Kozmic Blues, звучание которой сильно отличается от Big Brother. Kozmic Blues прохладно принимают в Штатах, но очень хорошо – в Европе. В эти годы Дженис впервые ощущает обратную сторону своей славы. Она начинает беспокоиться по поводу того имиджа, который создала ей пресса. Ей кажется, что образ заводной, сгорающей на сцене белой блюз-певицы, наркоманки и гедонистки слишком дешев для нее. Похоже, она устала от девиза “Хочешь – делай”, по которому жила все эти годы. В ее интервью все чаще и чаще проскальзывают разочарование и усталость. Теперь она говорит об опасностях героина для молодых людей.

Но публика ждет все того же напряжения связок и нервов, а этот тонус нужно поддерживать. И Дженис оказывается пленницей собственных допингов: секса, наркотиков и алкоголя – того, что еще недавно казалось ей свободой. Ей все труднее управлять ситуацией, к тому же судьба преподносит удар за ударом. Ее жених Сет Морган попал в аварию. Мотоцикл был искорежен, и, хотя сам Морган выжил, для Дженис это происшествие все равно осталось моральной катастрофой, потому как вместе с ее женихом в той поездке была другая девушка.

Несмотря на очевидные разрушительные последствия регулярного приема зелья, певица по-прежнему свято верила в то, что именно героин помогает ей сохранить рабочую форму на репетициях и концертах. Тем не менее ей удается почти завершить работу над своим последним альбомом Pearl – “Жемчужина”. Такое прозвище дал Дженис один из близких друзей. Этому альбому будет суждено стать лебединой песней, и, как утверждают биографы и ценители, Дженис вовсе не нужно было умирать, чтобы раскрутить Pearl. Но судьба распорядилась иначе.

4 октября 1970 года тело Дженис Лин Джоплин было найдено в Landmark Motor Hotel в Голливуде. Она умерла в 27 лет от передозировки героина. В тот вечер Дженис решила принять очередную порцию, чтобы успешно закончить работу, но, как назло, ее постоянного дилера не было в городе, и она купила дозу у незнакомого торговца, чей наркотик был в несколько раз сильнее. В результате в тот день кроме Джоплин скончались еще несколько его клиентов.

Друзья и коллеги в один голос опровергают версию о самоубийстве, пусть и неосознанном. Дженис была королевой блюза, который, несмотря на грустные тексты и специфические блюзовые ноты, редко поется в миноре. Это очень точно характеризует ее оптимистичный стиль жизни. Но как ни сопротивлялась певица, ей все же пришлось до конца сыграть написанный для нее журналистами сценарий. Финал полностью вписался в классическую схему жизни психоделических идолов.

И все же есть в судьбе певицы некая загадка, не дающая покоя биографам и сценаристам. О ее жизни уже были сделаны три фильма – два документальных и один художественный, но тем не менее Голливуд запустил в производство еще одну киноверсию, в которой роль ближайшего друга и продюсера певицы сыграет Рой Шайдер, а саму Дженис – Лаура Теодоре. И хотя кажется, что Голливуд с его слезной патетикой и Дженис Джоплин – вещи несовместимые, с каким-то удивительным упорством американский кинобизнес продолжает воскрешать идолов “веселых 60-х”.

Не случайно именно сейчас, когда толерантные 90-е набрали полную силу, сменив практичные 80-е, происходит определенная ревизия философии хиппи. Полузабытые имена вновь обретают магическую силу, и вот уже тинейджеры с придыханием произносят имена Энди Уорхолла и Боба Марли. Любопытно, что этот интерес скорее “платонический”: толпы длинноволосых обкуренных молодых людей уже не тусуются в лесопарковых зонах, но их культура живет, прорастая сквозь урбанистический асфальт в самых неожиданных местах. Образ хиппи то и дело появляется на парижских подиумах, заставляя вовсе не бедных дам носить феньки и пончо. Медитация и восточные целительские практики прочно оккупировали дорогие косметические салоны. Наркотики, конечно, тоже никуда не делись, хотя в общем-то уже никто не связывает их с идеологией 60-х. Гораздо больше поэтики экстази в рэйв-техно-хаус-клубах и дискотеках. Здесь-то и выясняется, что за тесемками и пестрыми накидками детей цветов стояло нечто более глубокое, чем просто фетиш.

Нам как-то неловко осознавать, что сама идея терпимости к многообразию жизни рождалась в психоделическом угаре. Сейчас эти идеи бытуют в ином антураже. Их излагают в торжественных речах на приемах и политических форумах. И мало кто из одержимого толерантностью истеблишмента помнит о туманном прошлом этой идеи. Так или иначе, но все чаще и чаще из окон фешенебельных гостиниц и дорогих иномарок можно услышать песни несвятой троицы 60-х: Джима Моррисона, Джимми Хендрикса и Дженис Джоплин.

«О лайфе без кайфа» или… посвящение Дженис

«Sometimes-times-times-times…» Невозможно точно определить момент, когда эта музыка тихонько входит в тебя и, как инопланетный захватчик из футуристического фильма-катастрофы, цепко захватывает. «Sometimes-times-times-times…» – я беру управление тобой в свои руки.… И ты внезапно чувствуешь, что этот хриплый жарко-сексуальный полушёпот-полустон околдовывает тебя и пробирает до костей… Дженис, больше всего ты любила в этой жизни кайф, в этом – вся твоя жизнь. От поклонников, известности, от вселенской славы, наконец, от трепещущёй удачи в руках, от скорости на «порше»… О, это непостижимая гармония… «Sometimes-times-times-times…» Тебя мог спасти вовремя пойманный кайф любви, но, видимо, не судьба… “No, no, no, don’t you cry”.

Читайте также:
Биография: Алексей Фомин

Жемчужина блюза, Дженис Джоплин (19 января 1943 — 4 октября 1970)

Дженис Джоплин родилась 19 января 1943 года в нефтепромышленном городке Порт-Артур штата Техас. Поначалу маленькая Дженис вызывала у взрослых сюсюканья и восторги, обычные по отношению к детям ее возраста. Причем восторгались не только ее детским обаянием, но и несомненными художественными способностями. Но прошло несколько лет, внешность стала меняться, и в один прекрасный момент она поняла, что больше не вызывает умиления: проблемы с кожей, невыразительные черты лица и полнота превратили ее в гадкого утенка.

Она стала ненавидеть зеркала, страшно комплексовать по поводу внешности. И вот эти обстоятельства начали формировать личность, которую весь мир знает под именем Дженис Джоплин. Лишь поступив в высшую школу, Дженис по-настоящему занялась музыкой. Там у нее появились новые друзья, вместе с которыми она совершала весьма популярные среди молодежи поездки по границе Техаса и Луизианы с многочисленными остановками в ночных клубах, полных табачного дыма и подлинного блюза.

Однажды Дженис заметил Чет Хелмз, будущий верный друг и продюсер, и предложил ей присоединиться к сан-францисской группе Big Brother And The Holding Company. Big Brother вместе с новой вокалисткой произвели впечатление на руководство Columbia Records, и в 1967 году вышел их первый альбом, который очень быстро пробрался на верхние строчки в хит-парадах, а Дженис Джоплин приобрела статус национальной знаменитости.

В эти годы она осознала, что прыщи на лице, склонность к полноте и прочие физические недостатки вовсе не мешают ей пользоваться успехом у лиц мужского пола. Бешеный темперамент и возрастающая слава культовой певицы создавали вокруг нее сильнейшее магнитное поле. Похоже, наряду с алкоголем и героином, это была еще одна разновидность допинга.

Среди ее любовников было много знаменитых личностей. Кратковременный роман связывал ее с гитаристом Джимми Хендриксом. Не избежала она и знаковой встречи с солистом The Doors Джимом Моррисоном… Все это вполне устраивало Дженис: критики слагали дифирамбы, поклонники бились в экстазе. Жизнь была прекрасна, особенно после очередной дозы.

Но прошло несколько лет, и певица все-таки решилась расстаться с Big Brother. Появляется новая группа Kozmic Blues, звучание которой сильно отличается от предыдущей. Kozmic Blues прохладно принимают в Штатах, но очень тепло – в Европе. В эти годы Дженис впервые ощущает обратную сторону своей славы, она начинает беспокоиться по поводу того имиджа, который создала ей пресса.
Похоже, она устала от девиза “Хочешь – делай”, с которым жила все эти годы. Теперь она заговаривает об опасностях героина для молодых людей. Но публика ждет все того же напряжения связок и нервов, а этот тонус нужно поддерживать. И Дженис оказывается пленницей собственных допингов: секса, наркотиков и алкоголя – того, что еще недавно казалось ей свободой.

Несмотря на очевидные разрушительные последствия регулярного приема наркотиков, ей удается почти завершить альбом “Жемчужина”. Такое прозвище дал Дженис один из близких друзей. Этому альбому будет суждено стать лебединой песней, при этом, как утверждают биографы и ценители, Дженис вовсе не нужно было умирать, чтобы раскрутить его. Но судьба распорядилась иначе.

4 октября 1970 года тело Дженис Лин Джоплин нашли в голливудском отеле. В тот вечер Дженис решила принять очередную порцию, чтобы успешно закончить работу, но, как назло, ее постоянного дилера не было в городе, и она купила дозу у незнакомого торговца, чей наркотик оказался в несколько раз сильнее. В тот день, кроме Джоплин, скончались еще несколько его клиентов.

Она умерла в 27 лет от передозировки героина, и поэтому попала в печально известный «Клуб 27». Друзья и коллеги в один голос опровергают версию о самоубийстве, пусть и неосознанном. Дженис была королевой блюза, который, несмотря на грустные тексты и специфические ноты, редко поется в миноре. Это очень точно характеризует ее оптимистичный стиль жизни. Но как ни сопротивлялась певица, ей все же пришлось до конца сыграть написанный для нее журналистами сценарий.

Сразу после смерти Дженис Джоплин журнал Rolling Stone посвятил ее памяти специальный выпуск. «Она выбрала для гибели самое лучшее время. Есть люди, которые способны жить только на взлете, и Дженис была как раз такой девчонкой-ракетой… Если предположить, что у человека есть возможность расписывать сценарий своей жизни, то, я бы сказал, у нее получился хороший сценарий, с правильным концом», – писал гитарист Grateful Dead Джерри Гарсия.

Выпущенный в 1971 году альбом «Pearl», по мнению большинства критиков, стал самой сбалансированной и органичной работой Дженис Джоплин. Он отразил ее возросшее вокальное мастерство, соединив в отточенных аранжировках прежнюю эмоциональность и эффективную сдержанность. 27 февраля 1971 года альбом возглавил Billboard 200 и продержался на вершине 9 недель.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: