Дэвид Юм, биография, история жизни, факты.

Дэвид Юм – биография, новости, личная жизнь

Дэвид Юм

Дэвид (Давид) Юм (David Hume). Родился 26 апреля (7 мая) 1711 года в Эдинбурге – умер 25 августа 1776 года в Эдинбурге. Шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, предшественник второго позитивизма (эмпириокритицизма, махизма), экономист и историк, публицист, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения.

Дэвид Юм родился 26 апреля (7 мая) 1711 года в семье небогатого дворянина, занимавшегося юридической практикой, владельца небольшого поместья. Юм посещал Эдинбургский университет, где получил хорошее юридическое образование. Работал в дипломатических миссиях Англии в Европе. Уже в юности проявлял особый интерес к философии и литературе. После посещения Бристоля с коммерческой целью, почувствовав неудачу, он отправился в 1734 года во Францию.

Юм начал философскую деятельность в 1738 году, опубликовав первые две части «Трактата о человеческой природе», где он попытался определить основные принципы человеческого знания. Юм рассматривает вопросы об определении достоверности какого-либо знания и убежденности в нем. Юм считал, что знание основано на опыте, которое состоит из восприятий (впечатления, то есть человеческие ощущения, аффекты, эмоции). Под идеями разумеются слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении.

Через год вышла третья часть трактата. Первая часть была посвящена человеческому познанию. Потом он доработал эти идеи и опубликовал в отдельной работе «Исследовании о человеческом познании».

С 1741 по 1742 год Юм опубликовал свою книгу «Моральные и политические очерки (эссе)». Книга была посвящена политическим и политико-экономическим темам и принесла автору известность. В 50-х годах Юм занимался писанием истории Англии, хотя этим пробудил к себе ненависть со стороны англичан, шотландцев, ирландцев, церковников, патриотов и многих других. Но после выхода второго тома «Истории Англии» в 1756 году, общественное мнение резко изменилось и при появлении следующих томов, издание нашло значительную публику и не только в Англии но и на континенте.

В 1763 году, после окончания войны между Англией и Францией, Юм в качестве секретаря британского посольства при Версальском дворе был приглашен в столицу Франции, где он получил признание за свой труд по истории Англии. Критику Юма в адрес религиозных фанатиков одобрили Вольтер и Гельвеций. Однако похвала со стороны других философов проявлялась из-за их интенсивной переписки с Юмом, ибо их интересы и взгляды во многом сходились. Особенное впечатление на Гельвеция, Тюрго и других просветителей произвела «Естественная история религии» вышедшая в 1757 году в сборнике «Четыре диссертации».

В 1769 году Юм создал в Эдинбурге Философское общество, где он выступал в качестве секретаря. В данный кружок входили: Адам Фергюсон, Адам Смит, Александр Монро, Уильям Каллен, Джосеф Блэк, Хьюдж Блейр и другие.

Незадолго до смерти Юм написал «Автобиографию». В ней он описывал себя как кроткого, открытого, общительного и веселого человека, имевшего слабость к литературной славе, которая, правда, «никогда не ожесточала моего характера, несмотря на все частые неудачи».

Юм скончался в августе 1776 года в возрасте 65 лет.

Философия Дэвида Юма:

Историки философии в основном сходятся на том, что философия Юма носит характер радикального или умеренного скептицизма.

Большое влияние на Юма оказали идеи эмпиристов Джона Локка и Джорджа Беркли, а также Пьера Бейля, Исаака Ньютона, Сэмюэла Кларка, Фрэнсиса Хатчесона и Джозефа Батлера. Однако на Юма повлияли также и рационалисты: Декарт, Лейбниц и др.

Юм считал, что наше познание начинается с опыта. Однако Юм не отрицал возможности априорного (здесь – внеопытного) познания, примером которого является, с его точки зрения, математика, несмотря на то, что все идеи, по его мнению, имеют опытное происхождение – от впечатлений. Опыт состоит из впечатлений, впечатления делятся на внутренние (аффекты или эмоции) и внешние (восприятия или ощущения). Идеи (воспоминания памяти и образы воображения) суть “бледные копии” впечатлений. Всё состоит из впечатлений – то есть, впечатления (и идеи как их производные) суть то, что составляет содержание нашего внутреннего мира, если угодно – души или сознания (в рамках своей оригинальной теории познания Юм подвергнет сомнению существование двух последних в субстанциональном плане). После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы:

Читайте также:
Платон - отзывы, мнение, рейтинг

1.Восприятия – это образы объективных предметов.
2.Мир – это комплекс ощущений восприятия.
3.Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом.

Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна. Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем, что за ней. Значит, вопрос о том, каков источник ощущения – принципиально не разрешимый вопрос. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

В 1876 году Томас Генри Хаксли ввёл термин агностицизм для обозначения такой позиции. Иногда создаётся ложное впечатление, что Юм утверждает абсолютную невозможность познания, но это не совсем так. Содержание сознания мы знаем, значит мир в сознании известен. То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления. Такое направление носит название феноменализма. На этой основе построено большинство теорий современной западной философии, утверждающих неразрешимость основного вопроса философии. Причинно-следственные связи в теории Юма – это результат нашей привычки. А человек – это пучок восприятий.

Основу нравственности Юм видел в нравственном чувстве, однако он отрицал свободу воли, считая, что все наши поступки обусловлены аффектами.

Иммануил Кант писал, что Юм не был понят. Существует точка зрения, что его идеи в сфере философии права только начинают осознаваться в полной мере в XXI столетии.

Дэвид Юм: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Дэвид Юм: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Дэвид Ливингстон: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Дэвид Гамильтон: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Философия Дэвида Юма предполагала построение всесторонней науки о человеке. Природа людей разделялась ученым на познание, мораль и аффекты.

В поисках призвания

Биография будущего деятеля началась в 1711 году. На свет ребенок появился 26 апреля (7 мая) в Эдинбурге в семье преуспевающего адвоката. Родители растили еще его старших брата и сестру, Джона и Кэтрин.

Воспитанием детей мать серьезно занялась после ухода мужа из жизни. С 12 лет Дэвид получал образование в университете Эдинбурга. Он изучал юриспруденцию и древнегреческий язык. Однако через три года подросток понял, что кроме литературы и философии его не интересует ни одна дисциплина. В 1726 он оставил обучение.

Увлечение нравственной составляющей человеческой природы привело Юма к выводам о том, что одними размышлениями моно добиться перерождения человека к лучшему. Мозговые штурмы настолько увлекли юношу, что в итоге он полностью отрешился от любых дел и утратил интерес к реальности.

Поняв, что зашел в тупик, Дэвид решил радикально поменять вид деятельности. Он отправился в Бристоль в 1734, затем во Франции учился в школе Ла-Флеш.

Как мыслителя Дэвида представил его ранний труд «Трактат о человеческой природе». Однако предлагаемых молодым ученым изменений его современники не оценили. Частично произведение было опубликовано в 1739-1740. После возвращения на родину Юм продолжил трудиться над сочинением «Опыты, нравственные и политические». Умеренный интерес вызвала публикация двух частей этого сочинения 1741-1744.

Новая концепция

В 1745 Дэвид приступил к деятельности репетитора и наставника маркиза Аннанделя. Обучить чему-либо страдающего психическим заболеванием юношу оказалось невозможно. После неудачного опыта Юм решил отправился искать призвание в военной службе. В 1746 он в экспедиции Артура Сент-Клера стал секретарем и личным помощником организатора. Все ранее написанные труды молодой человек критически просмотрел после возвращения. Не избежал переделки и «Трактат о человеческой природе».

В пятидесятых Юм увлекся созданием книги об истории Англии. Первый том, опубликованный в 1756 был принят негативно. Однако вскоре гнев сменило одобрение. Всего вышло 6 томов, позднее два из них переиздал сам Юм. Автора избрали хранителем Адвокатской библиотеки.

Завершение в 1763 Семилетней войны между Францией и Англией принесло Дэвиду пост секретаря в британском посольстве. В Париже он оставался до 1766. На родину он вернулся, чтобы помочь переехать в Англию и Жан-Жаку Руссо. В 1767 философ принимал участие в решении государственных вопросов. На должности он оставался меньше года.

Читайте также:
Ансельм Кентерберийский - отзывы, мнение, рейтинг

В 1768 уже состоявшимся преуспевающим человеком Дэвид вернулся в Эдинбург. Им создано Философское общество, в котором основатель выполнял роль секретаря. В 1776 была опубликована автобиография. Сам автор не скрывал стремления к славе, но описывал себя и как человека открытого и дружелюбного.

Скончался ученый в 1776 году, 25 августа. О его личной жизни ничего неизвестно. В созданном им в 1742 труде «О многоженстве и разводах» есть небольшое упоминание о том, что философ был женат. Но никаких более точных сведений нет.

Предлагаемая им философская концепция дождалась оценки гораздо позже. По учению Юма, человек – центр философии. Остальные науки должны базироваться именно на философии. Поэтому их фундаментом является концепция, предлагаемая данной дисциплиной. По мнению автора в любом случае вернулся к своей базе должны и астрономия, и математика, и физика.

Основные тезисы

По Юму, наука о человеке базируется на опыте и наблюдении. Начинать изучение познания необходимо с его достоверности и обоснования опыта. Науку о человеческой природе, называемую предметом философии, ученый ставил гораздо выше, чем другие дисциплины. Только способностью объяснения философией величия разума он объяснял научный прогресс.

Исследование человеческих аффектов начинается затем, и лишь потом осуществляется переход к добродетели морали. В природе людей философ видел различные признаки. Он выделял возможность нахождения пищи в науке. Человека Юм именовал общественным существом, признавая необходимость людского потенциала в близких по духу человеку областях.

В выводах знаменитого философа указано, что природой предусмотрен смешанный образ жизни, без увлечения отдельными склонностями. Только при такой организации возможно сохранение способностей к другим видам творчества. В первую очередь философское познание подразумевает исследование познавательных возможностей. За ним следует эстетическая составляющая и замыкает список принцип морали.

Главные постулаты

Единственным источником знаний по Юму остается опыт. Однако отнес его философ к восприятию, исключив из него внешний мир. На восприятиях, идеях и впечатлениях, основано познание.

Ученый выделал в познании принцип ассоциации. Чувства регулировали сходство и смежность, а причинность требовала испытания эмпиризмом. Причинная связь – представление о соединенных в пространстве и времени объектах.

В людской природе заложена общественность. Без общества жить невозможно, поэтому так необходима семья. В свою очередь она ведет к возникновению общественных связей.

Философия Юма дала базу всей европейской философии. Дальнейшее развитие науки подтвердило опасения ученого по абсолютизации любых выводов. Разумные сомнения и скептицизм особенно важны в поисках истины.

Юм Дэвид – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.

ЮМ Дэвид (1711-76), шотландский философ, историк, экономист. В “Трактате о человеческой природе” (1739-40) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке “впечатлений”, причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма – один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.

ЮМ (Hume) Дэвид (26 апреля 1711, Эдинбург – 25 августа 1776, там же), шотландский философ и историк. Оказал решающее воздействие на возникновение в 19 в. традиции позитивизма, а в 20 в. – на развитие аналитической философии.

Учился в Эдинбургском университете, затем работал клерком в торговой фирме. В 1734-36 находился во Франции, где подготовил свой главный труд – “Трактат о человеческой природе” (первые две книги вышли в 1739, третья в 1740). Вопреки ожиданиям автора, “Трактат” не вызвал интереса у широкой публики, однако опубликованные в 1741-42 эссе на различные темы уже имели успех. Попытки сделать академическую карьеру окончились неудачей из-за противодействия представителей Церкви Шотландии, видевших в нем опасного скептика и даже атеиста. В 1748 выходит “Исследование о человеческом познании”, в 1751 “Исследование о принципах морали” – переработанные и сокращенные варианты первой и третьей книг “Трактата”. Приблизительно в это же время написаны “Диалоги о естественной религии”, опубликованные посмертно в 1779; в 1752 Юм издает эссе на экономические темы.

Читайте также:
Аврелий Августин, биография, история жизни, факты.

Работа в качестве библиотекаря Эдинбургского общества адвокатов дала Юму возможность собрать богатый фактический материал для восьмитомной “Истории Англии” (1754-62). В 1757 была опубликована “Естественная история религии”. Участие в 1763-66 в дипломатической миссии в Париже в качестве личного секретаря британского посла позволило Юму познакомиться с французскими просветителями, у которых он встретил горячий прием (некоторые из них ошибочно принимали его за атеиста). В 1767-68 Юм был помощником государственного секретаря. Автобиографическое эссе Юма “Моя жизнь” было издано через год после его смерти его другом Адамом Смитом.

Учение об опыте

В “Трактате” и в “Исследованиях” Юм говорит о необходимости совершенствования “моральной философии” как универсальной науки о человеке, которой, в отличие от “естественной философии” (естествознания), еще предстоит стать подлинно эмпирической наукой.

В духе сенсуализма источником знания Юм считает опыт, складывающийся из “восприятий” (perceptions), которые Юм разделяет на “впечатления” и “идеи”. Впечатления отличаются яркостью и живостью, они – исходные элементы чувственного опыта; Юм делит их на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Идеи суть копии впечатлений, уступающие им по степени яркости и живости. Идеи разделяются на простые, происходящие из конкретных впечатлений и им соответствующие, и сложные (модусы, субстанции и отношения). Психологический механизм связи восприятий Юм усматривает в принципе ассоциации (непознаваемом по существу), благодаря которому из простых идей образуются сложные. Юм подробно анализирует три типа ассоциации идей: по сходству, по смежности в пространстве и во времени и, наконец, наиболее распространенный тип – по причинности.

Юм предлагал отказаться от идеи субстанции, считая ее фикцией воображения. Восприняв аргументацию Джорджа Беркли против материальной субстанции, Юм шел дальше, подвергая критике также и понятие духовной субстанции. Такой же фикцией выступает для Юма создаваемое воображением тождество личности, понимаемой им как “связка или пучок. различных восприятий”.

Вслед за Беркли он заменяет абстрактные понятия конкретными идеями-представлениями, скопированными с ярких чувственных впечатлений, и подчеркивает при этом сигнальную роль языка, способного вызвать нужную идею. Принятое со времен Джона Локка разделение первичных и вторичных качеств Юм считает лишенным смысла, полагая, что все качества имеют чувственно-субъективный характер.

В центре теоретической философии Юма – анализ проблемы причинности, т. е. необходимой связи между двумя событиями, которую Юм считает недоказуемой: каузальные и логические связи не совпадают, действие не содержится в причине, не похоже на нее и невыводимо из нее. Основанием причинности не может быть и опыт, так как мы не наблюдаем связь причины и действия, а имеем лишь впечатления совместного появления двух событий. Ожидание того, что будущая последовательность событий будет похожа на прошлую (например, солнце завтра взойдет), основывается исключительно на вере, источником которой является привычка. Привычное соединение впечатлений и идей, сопровождающееся особым чувством обязательности, и создает, по Юму, идею необходимой связи причины и действия. Таким образом, “необходимость есть нечто существующее в уме, а не в объектах. “. Анализ проблемы причинности Юма оказал влияние на возникновение “критической философии” Канта.

Аффекты. “Симпатия”

Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания.

Подчеркивая важнейшую роль чувственности в морали, Юм стоял на позиции этического антиинтеллектуализма, для него характерно также неприятие религиозного обоснования нравственности. Он подчеркивал, что многие философы-моралисты не объясняют переход в рассуждениях от сущего к должному. В целом, по Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. В его учении утилитаризм сочетается с альтруизмом.

В “Естественной истории религии” Юм показывал укоренность религиозных представлений в особенностях “природы человека”. Он считал, что монотеизм не был ранней религией человечества. Заботы о житейских делах, надежды и страхи, а отнюдь не простое и незаинтересованное созерцание природы явились, согласно Юму, источником религиозных представлений. Положительно относился он и к известной гипотезе, что прототипом богов древних религий были реальные люди, ставшие благодаря своим особым достоинствам предметом восхищения народа. В знаменитой главе “О чудесах”, включенной в “Исследование о человеческом познании”, он доказывал, что описания всевозможных чудес противоречат свидетельством чувств и здравого смысла. Критическая аргументация Юма была призвана показать не невозможность чудес как таковых, а невозможность разумной веры в чудеса, представляющие собой нарушения законов природы. Свою позицию он, как и деисты, называл “естественной религией”, в основе которой лежит допущение непознаваемой высшей причины.

Читайте также:
Парменид, биография, история жизни, факты

Дэвид Юм – биография

Краткая информация

  • Детство
  • Юношество и первые работы
  • Более поздняя деятельность
  • Философия Юма

Детство

Дэвид Юм родился в довольно обеспеченной и уважаемой семье. Его отец был небезызвестным адвокатом, имевшим в распоряжении небольшое семейное поместье, а мать являлась дочерью главы судейской коллегии сэра Дэвида Фальконе. У мальчика были старшие брат Джон и сестра Кэтрин.

После смерти главы семейства, мать вплотную занялась образованием детей, делая основной упор на религию. В 12 лет Дэвид стал посещать занятия в Эдинбургском университете, где обучался основам юриспруденции и штудировал древнегреческий язык. Поручившись в университете три года, в 1726 году Юм покинул высшее заведение, предварительно согласовав решение с семьей. Уже в это время его привлекала литература и философия, а позже он не раз говорил, что любая наука для него, корме философии и чтения, была совершенно неинтересна.

Юм с раненного возраста много размышлял, а главной темой его мозговых штурмов была нравственность человека. Он искренне полагал, что одних таких размышлений вполне достаточно для перерождения нравственной природы человека. Юноша регулярно углублялся в свои размышления, что в скорм времени привело к ухудшению его психологического здоровья. Спустя некоторое времени Юм стал наблюдать за собой вялость, инертность и абсолютную отрешенность от дела, которое еще совсем недавно приносило столько удовольствия.

Тогда Дэвид, не найдя других путей решения, выбирает кардинальную смену рода деятельности и жизни в целом. В 1734 он оправился в Бристоль, но через некоторое время покинул его и обосновался на три года во Франции, два из которых провел в школе Ла-Флеш.

Юношество и первые работы

Написанный им в то время «Трактат о человеческой природе» в полной мере раскрывает человечеству Юма как мыслителя. Но, к сожалению, тогдашний читатель не был готов к восприятию Юмовских реалий. Части этого произведения были опубликованы в 1739 и 1740 годах. Сокращенное изложение вышеупомянутого трактата также осталось незамеченным. Тогда молодой человек возвратился в родные пенаты, где с новой силой начал работу над «Опытами, нравственными и политическими». Две части, выпущенные им в 1741-4-х годах, были встречены также без восторга, но с умеренным интересом.

В 1745 году Дэвид Юм впервые попробовал себя в качестве наставника и репетира по совместительству. В роли ученика выступил маркиз Аннендель – юноша с психическими отклонениями, обучать которого каким-либо наукам совершенно не представлялось возможным. Дэвид, проживавший в особняке ученика, то и дело стыкался с агрессией дяди маркиза, который, в конечном счете, спустя год, отказался платить ему обусловленное жалование. В итоге Юм все же получил честно заработанные средства, однако это было гораздо позже, после долгого судебного разбирательства.

Более поздняя деятельность

После не слишком удачной попытки передачи своих знаний маркизу, Юм решил испытать удачу в другой, — военной сфере. В 1746-ом он без лишних раздумий отправился в экспедицию с Артуром Сент-Клером в роли его личного помощника и секретаря. Пребывая заграницей, он анализировал и пересматривал свои работы, в том числе и «Трактат о человеческой природе». Переизданное творение снова не вызвало ожидаемого эффекта. Впрочем, как и несколько последующих его работ.

1950-е годы Юм был поглощен написанием истории Англии. Волна негодования, прокатившаяся после выхода первого тома в 1756 году, вскоре сменилась милостью. Более того, дальнейшие тома издания нашли отклики в сердцах не только англичан, но и других жителей континента. Всего было напечатано шесть томов, два из которых позже были переизданы самим Дэвидом. В 1752 году Дэвид Юм был избран хранителем Адвокатской библиотеки, и практически в то же время провалился на выборах в университет Глазго.

Читайте также:
Фома Аквинский - отзывы, мнение, рейтинг

После окончания так называемой Семилетней войны между Англией и Францией в 1763 году, Юм был приглашен на должность секретаря британского посольства. Он отправился в Париж, где проживал до 1766 года, ведя размеренный, даже немного светский образ жизни. После Юм вернулся на родину – в Англию, куда в скором времени помог перебраться Жану Жаку Руссо. Последнему было любезно предложено убежище самим Георгом III.

Однако искреннее желание помочь было расценено страдавшим от паранойи Руссо как ловушка, и вскоре мир узнал о неком «заговоре» Юма и парижских философов. Руссо тут же принялся рассылать письма, содержащие сведения о заговоре по всей Европе. Дэвиду же пришлось защищаться, и, в свойственной ему манере, он опубликовал «Краткое и истинное объяснение спора между г-ном Юмом и г-ном Руссо» (1766г.). Вскоре Руссо бежал из Англии. В 1767 году Юм стал заниматься государственными делами, решая вопросы относительно отдельных те6рритрий, однако продержался на должности чуть менее года.

В 1768 году философ вернулся в Эдинбург. На то время он уже был довольно состоятельным – его годовой доход исчислялся тысячами фунтов. Не теряя времени, он создал Философское общество, где определил для себя довольно скромную роль – роль секретаря. Жизнь текла своим чередом, до того момента, пока здоровье Юма не стало резко ухудшаться. В 1775 году проявились первые симптомы – на первый взгляд совершенно безобидные. Тогда же он отправился в Лондон, где, по его мнению, находились лучшие врачи. Однако поездка не помогла определиться с диагнозом. Прожив еще чуть больше года, Дэвид Юм скончался в своем доме на Сент-Дэвид-стрит.

Незадолго до кончины, Дэвид Юм опубликовал автобиографию, в которой он описал себя как открытого, честного и дружелюбного человека. При этом он не скрывал своей слабости к «литературной славе», которая, несмотря на все неудачи, все же не ожесточила его характер.

Философия Юма

Центром философского учения шотландского философа является человек. Абсолютно все науки, исходя из его суждений, должны опираться на философию, а потому них философская концепция человека является фундаментальной. Он считал, что любая наука, быть то математика или астрономия, в любом случае зависят от науки о человеке и все равно возвращаются к ней.

Отдельного внимания заслуживает структура одной из самых значительных работ мыслителя – упомянутого выше «Трактата о природе человека». Начинается, он, как и полагается, с теории и познавательных составляющих. Юм считал, что в основе науки о человеке лежит наблюдение и опыт, и первым делом стоит обратиться к изучению человеческого познания, обоснованию опыта, и убедиться в достоверности познания. Далее необходимо исследовать человеческие аффекты, и лишь после обратиться к морали и добродетели. В природу человека Юм включал разные признаки, среди которых особенно подчеркивал возможность человека находить «пищу» в науке, называя человека существом разумным, общественным и признавая необходимость реализации потенциала в сферах, близких каждому по духу. В своем заключении Дэвид Юм говорил, что природа предусмотрела для человека смешанный образ жизни, предостерегая его, таким образом, от чрезмерного увлечения отдельной склонностью. Только в таком случае удается исключить возможность утраты способностей к другим занятиям.

Дэвид Юм, биография, история жизни, факты.

Дэвид Юм: философия, биография, факты и видео

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Дэвид Юм: философия, биография, факты и видео» — краткая биография, видео с лекцией по философии Юма. Статья будет полезна студентам.

Шотландский философ, социолог, историк и экономист Дэвид Юм появился на свет 7 мая 1711 года в Эдинбурге в богатой аристократической семье. По настоянию своих родителей он поступил изучать юриспруденцию, но довольно быстро забросил учебу, понимая, что юридические науки его особо не привлекают.

Спустя некоторое время, происходит неудачная попытка заняться коммерцией. Позже он полностью посвятил свою жизнь исследованиям в области философии.

В 1734 году Юм отправился во Францию. Увлеченный идеями французских энциклопедистов, он три года усердно трудится над своей первой трехтомной работой «Трактат о человеческой природе…». Работа не получила должного одобрения и Юм вернулся в родительский дом.

Читайте также:
Георг Вильгельм Фридрих Гегель, биография

Дэвид Юм (1711-1776)

Его методологию можно представить словом «скептицизм», но не в смысле «недоверия», а в смысле отказа от чрезмерной веры в видимость, традиции, власти, институты. Для этого отрицания есть трезвая и честная причина — думать самостоятельно.

А это значит — он не отказывается от самоутверждения. Иногда это может привести к «разумному эгоизму», который, однако, является более безопасным советником в жизни, чем «сентиментальный альтруизм».

И жизненный путь философа показывает, что он всегда утверждал свои права и действовал самонадеянно: когда «Трактат …» столкнулся с постоянным непониманием традиционно образованной аудитории, Юм не отказался от своего видения философии, но решил утвердиться в качестве мыслителя другими более понятными средствами: эссе.

До 1768 г. Дэвид Юм работал в должности помощника госсекретаря по вопросам северных территорий. Затем он ушел в отставку и возвратился на родину достаточно обеспеченным человеком. Здесь он создает общество философов, куда вошли: А. Фергюсон, А. Смит, А. Монро, Дж. Блэк, Х. Блейр и др.

В конце жизни Юм написал «Автобиографию», где описал себя как общительного человека, но имеющего некоторую слабость к славе литератора. В 1775 г. у Юма появились симптомы болезни кишечника. Он скончался от онкологического заболевания 25 августа 1776 г. Ему было 65 лет.

На своей могиле Юм завещал сделать краткую надпись: «Дэвид Юм. Родился 7 мая 1711 г., умер… ». «Предоставляю потомству, — писал он, — добавить остальное».

На фото: автор статьи у памятника Дэвиду Юму в Эдинбурге, Шотландия

В этом видео более подробная информация о жизни и философии Юма по теме: «Дэвид Юм: философия»↓ (на сайте)

Дэвид Юм: философия

Формы изменились, но цель остается, дополненная решающим условием: личное самоутверждение — самораскрытие разума.

Первая часть его эссе «Моральное и политическое эссе» тепло приветствуется научным обществом. Он был назначен библиотекарем в Эдинбургском юридическом колледже, где начал писать свою «Историю Англии».

Книга была опубликована по частям в период 1754 -1762 годов, некоторые из частей были встречены полным неодобрением со стороны представителей либеральной буржуазии.

Юм ставил задачу ввести метод экспериментального анализа в гуманитарные науки. Он пытается освободить моральную философию от любых спекуляций. Ключевыми аспектами его этики являются следующие пункты:

  • Моральные различия возникают из-за чувства одобрения или неодобрения с точки зрения боли или удовольствия.
  • Чувство лежит в основе того, что мы воспринимаем как «хорошее» или «плохое», «добродетель» или «порок».
  • В принципе, разум имеет теоретический характер.
  • Чувства и страсти преобладают в построении морального суждения : «разум — раб страстей».
  • Мораль основывается на добродетелях, обязанностях и всеобщих естественных чувствах (благодарность, доброжелательность и симпатия).
  • Правосудие — это искусственная добродетель, вытекающая из нашего отражения и желания удовлетворить наши естественные склонности.

Видео: «Дэвид Юм: философия»

Интересная лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна↓(смотрите на сайте).

ДАМЫ-ГОСПОДА

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Дэвид Юм: философия, биография, факты и видео

😉 Приветствую постоянных и новых читателей! В статье “Дэвид Юм: философия, биография, факты и видео” – о жизни известного шотландского философа. Видео с лекциями по философии Юма. Статья будет полезна студентам.

Дэвид Юм: биография

Шотландский философ, социолог, историк и экономист Дэвид Юм появился на свет 7 мая 1711 года в Эдинбурге в богатой аристократической семье. По настоянию своих родителей он поступил изучать юриспруденцию. Дэвид довольно быстро забросил учебу, понимая, что юридические науки его особо не привлекают.

Спустя некоторое время, происходит неудачная попытка заняться коммерцией. Позже он полностью посвятил свою жизнь исследованиям в области философии.

В 1734 году Юм отправился во Францию. Увлеченный идеями французских энциклопедистов, он три года усердно трудится над своей первой трехтомной работой “Трактат о человеческой природе…”. Работа не получила должного одобрения и Юм вернулся в родительский дом.

Дэвид Юм (1711-1776)

Его методологию можно представить словом “скептицизм”, но не в смысле “недоверия”, а в смысле отказа от чрезмерной веры в видимость, традиции, власти, институты. Для этого отрицания есть трезвая и честная причина – думать самостоятельно.

Читайте также:
Карл Маркс, биография, история жизни, причины известности

А это значит – он не отказывается от самоутверждения. Иногда это может привести к “разумному эгоизму”, который, однако, является более безопасным советником в жизни, чем “сентиментальный альтруизм”. Жизненный путь философа показывает, что он всегда утверждал свои права и действовал самонадеянно.

Когда “Трактат …” столкнулся с постоянным непониманием традиционно образованной аудитории, Юм не отказался от своего видения философии. Он решил утвердиться в качестве мыслителя другими более понятными средствами: эссе.

Последние годы жизни

До 1768 г. Дэвид Юм работал в должности помощника госсекретаря по вопросам северных территорий. Затем он ушел в отставку и возвратился на родину достаточно обеспеченным человеком. Здесь он создает общество философов, куда вошли: А. Фергюсон, А. Смит, А. Монро, Дж. Блэк, Х. Блейр и др.

В конце жизни Юм написал “Автобиографию”. Там он описал себя как общительного человека, но имеющего некоторую слабость к славе литератора. В 1775 г. у Юма появились симптомы болезни кишечника. Он скончался от онкологического заболевания 25 августа 1776 г. Ему было 65 лет.

На своей могиле Юм завещал сделать краткую надпись: “Дэвид Юм. Родился 7 мая 1711 г., умер… “. “Предоставляю потомству, – писал он, — добавить остальное”.

Философия Дэвида Юма

Формы изменились, но цель остается, дополненная решающим условием: личное самоутверждение – самораскрытие разума.

Первая часть его эссе “Моральное и политическое эссе” тепло приветствуется научным обществом. Он был назначен библиотекарем в Эдинбургском юридическом колледже, где начал писать свою “Историю Англии”.

Книга была опубликована по частям в период 1754 -1762 годов. Некоторые из частей были встречены полным неодобрением со стороны представителей либеральной буржуазии.

Юм ставил задачу ввести метод экспериментального анализа в гуманитарные науки. Он пытается освободить моральную философию от любых спекуляций. Ключевыми аспектами его этики являются следующие пункты:

  • моральные различия возникают из-за чувства одобрения или неодобрения с точки зрения боли или удовольствия;
  • чувство лежит в основе того, что мы воспринимаем как “хорошее” или “плохое”, “добродетель” или “порок”;
  • в принципе, разум имеет теоретический характер;
  • чувства и страсти преобладают в построении морального суждения: “разум – раб страстей”;
  • мораль основывается на добродетелях, обязанностях и всеобщих естественных чувствах (благодарность, доброжелательность и симпатия);
  • правосудие – это искусственная добродетель, вытекающая из нашего отражения и желания удовлетворить наши естественные склонности.

Тема лекции: “Дэвид Юм: философия”

Интересная лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна↓

Дорогие читатели, если вам понравилась статья “Дэвид Юм: философия, биография”, поделитесь в социальных сетях. До новых встреч! Заходите, впереди много интересного!

213,Дэвид Юм: кратко

Давид Юм – выдающийся английский философ-эмпирик. Основной задачей философии считал всестороннее изучение человека с позиции эмпиризма. Он видел в философии руководство для практической деятельности. Юм развил учение об опыте как потоке впечатлений.

Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Философии Юма присущи идеи сомнения и скептицизма.

Одно из центральных мест в его философии занимает проблема причинности.

Торговля

Пробовал себя Юм и в качестве торгового деятеля. В 1734 году у мыслителя появились проблемы со здоровьем, и им было принято решение переехать в Бристоль. Здесь он попытался устроиться конторщиком в дом торговли. Но, проработав там некоторое время, понял, что эта профессия абсолютно ему не подходит. Тяга к философии ещё больше укрепилась.

Детство

Дэвид Юм родился в довольно обеспеченной и уважаемой семье. Его отец был небезызвестным адвокатом, имевшим в распоряжении небольшое семейное поместье, а мать являлась дочерью главы судейской коллегии сэра Дэвида Фальконе. У мальчика были старшие брат Джон и сестра Кэтрин.

После смерти главы семейства, мать вплотную занялась образованием детей, делая основной упор на религию. В 12 лет Дэвид стал посещать занятия в Эдинбургском университете, где обучался основам юриспруденции и штудировал древнегреческий язык. Поручившись в университете три года, в 1726 году Юм покинул высшее заведение, предварительно согласовав решение с семьей. Уже в это время его привлекала литература и философия, а позже он не раз говорил, что любая наука для него, корме философии и чтения, была совершенно неинтересна.

Читайте также:
Джон Локк - отзывы, мнение, рейтинг

Юм с раненного возраста много размышлял, а главной темой его мозговых штурмов была нравственность человека. Он искренне полагал, что одних таких размышлений вполне достаточно для перерождения нравственной природы человека. Юноша регулярно углублялся в свои размышления, что в скорм времени привело к ухудшению его психологического здоровья. Спустя некоторое времени Юм стал наблюдать за собой вялость, инертность и абсолютную отрешенность от дела, которое еще совсем недавно приносило столько удовольствия.

Тогда Дэвид, не найдя других путей решения, выбирает кардинальную смену рода деятельности и жизни в целом. В 1734 он оправился в Бристоль, но через некоторое время покинул его и обосновался на три года во Франции, два из которых провел в школе Ла-Флеш.

Первые плоды писательской деятельности

После первых продуктивных работ Юм отправился в путешествие по Европе, параллельно готовя к выходу новое произведение. Вернувшись в Эдинбурге, писатель стал библиотекарем в университете. Проводя каждый день среди обширного количества книг, Дэвид Юм написал “Историю Англии до революции 1688 года”.

Из-за рассказа истории Англии Юм нажил себе врагов в виде шотландцев и ирландцев. Но после выхода нескольких других томов истории, публика поменяла свое отношение к автору и признала его произведения.

Юношество и первые работы

Написанный им в то время «Трактат о человеческой природе» в полной мере раскрывает человечеству Юма как мыслителя. Но, к сожалению, тогдашний читатель не был готов к восприятию Юмовских реалий. Части этого произведения были опубликованы в 1739 и 1740 годах. Сокращенное изложение вышеупомянутого трактата также осталось незамеченным. Тогда молодой человек возвратился в родные пенаты, где с новой силой начал работу над «Опытами, нравственными и политическими». Две части, выпущенные им в 1741-4-х годах, были встречены также без восторга, но с умеренным интересом.

В 1745 году Дэвид Юм впервые попробовал себя в качестве наставника и репетира по совместительству. В роли ученика выступил маркиз Аннендель – юноша с психическими отклонениями, обучать которого каким-либо наукам совершенно не представлялось возможным. Дэвид, проживавший в особняке ученика, то и дело стыкался с агрессией дяди маркиза, который, в конечном счете, спустя год, отказался платить ему обусловленное жалование. В итоге Юм все же получил честно заработанные средства, однако это было гораздо позже, после долгого судебного разбирательства.

Работа

После окончания войны между Францией и Англией Юм был приглашён во Францию в качестве секретаря, где получил признание за свою работу по историческим события Англии. Взгляды Дэвид разделились известными философами, например, Вальтером. Известно, что Юм вёл переписку с известными личностями того времени.

Приятельские отношения с Ж. Руссо постепенно потерпели крах, и бывшие товарищи превратились во врагов. Руссо выдвинул обвинения Юму, что тот виновен в его неудачном переезде в Англию. Через время Руссо отправлял письма с обвинениями по многим европейским странам. Из-за этого конфликта Дэвид издал “Краткое и истинное объяснение спора между Юмом и Руссо”. После чего обидчик уехал из Англии.

В 1769 году Юм организовал философское общество в родном городе, где выступил в роли секретаря. В тематической кружке состояли: Адам Смит, Александр Монро, Адам Фергюсон.

В течение всей деятельности Дэвид написал собственную автобиографию, где представил себя как открытого и веселого человека, любившего литературу.

Из-за своего скептического отношения к религии Юм не могу получить должность преподавателя, хотя всегда к этому стремился. Ему хотелось преподавать в родном городе.

Более поздняя деятельность

После не слишком удачной попытки передачи своих знаний маркизу, Юм решил испытать удачу в другой, — военной сфере. В 1746-ом он без лишних раздумий отправился в экспедицию с Артуром Сент-Клером в роли его личного помощника и секретаря. Пребывая заграницей, он анализировал и пересматривал свои работы, в том числе и «Трактат о человеческой природе». Переизданное творение снова не вызвало ожидаемого эффекта. Впрочем, как и несколько последующих его работ.

1950-е годы Юм был поглощен написанием истории Англии. Волна негодования, прокатившаяся после выхода первого тома в 1756 году, вскоре сменилась милостью. Более того, дальнейшие тома издания нашли отклики в сердцах не только англичан, но и других жителей континента. Всего было напечатано шесть томов, два из которых позже были переизданы самим Дэвидом. В 1752 году Дэвид Юм был избран хранителем Адвокатской библиотеки, и практически в то же время провалился на выборах в университет Глазго.

Читайте также:
Джон Локк, биография, история жизни, факты.

После окончания так называемой Семилетней войны между Англией и Францией в 1763 году, Юм был приглашен на должность секретаря британского посольства. Он отправился в Париж, где проживал до 1766 года, ведя размеренный, даже немного светский образ жизни. После Юм вернулся на родину – в Англию, куда в скором времени помог перебраться Жану Жаку Руссо. Последнему было любезно предложено убежище самим Георгом III.

Однако искреннее желание помочь было расценено страдавшим от паранойи Руссо как ловушка, и вскоре мир узнал о неком «заговоре» Юма и парижских философов. Руссо тут же принялся рассылать письма, содержащие сведения о заговоре по всей Европе. Дэвиду же пришлось защищаться, и, в свойственной ему манере, он опубликовал «Краткое и истинное объяснение спора между г-ном Юмом и г-ном Руссо» (1766г.). Вскоре Руссо бежал из Англии. В 1767 году Юм стал заниматься государственными делами, решая вопросы относительно отдельных те6рритрий, однако продержался на должности чуть менее года.

Философия Юма

В ходе долгих исследований было принято решение, что взгляды и философия Юма носит радикальный характер. Свои идеи и взгляды Дэвид черпал из деятельности Сэмюэла Кларка, Исаака Ньютона, Джона Локка. Определенное воздействие на мировоззрение Дэвид оказали и рационалисты, например, Декарт.

Идеи произведений Юма были основаны на том, что все человеческое познание начинается с опыта. Но философ не исключал вероятности внеопытного познания. Например, такой, по его взглядам, являлась математика.

В 1768 году философ вернулся в Эдинбург. На то время он уже был довольно состоятельным – его годовой доход исчислялся тысячами фунтов. Не теряя времени, он создал Философское общество, где определил для себя довольно скромную роль – роль секретаря. Жизнь текла своим чередом, до того момента, пока здоровье Юма не стало резко ухудшаться. В 1775 году проявились первые симптомы – на первый взгляд совершенно безобидные. Тогда же он отправился в Лондон, где, по его мнению, находились лучшие врачи. Однако поездка не помогла определиться с диагнозом. Прожив еще чуть больше года, Дэвид Юм скончался в своем доме на Сент-Дэвид-стрит.

Незадолго до кончины, Дэвид Юм опубликовал автобиографию, в которой он описал себя как открытого, честного и дружелюбного человека. При этом он не скрывал своей слабости к «литературной славе», которая, несмотря на все неудачи, все же не ожесточила его характер.

Последние годы

В 1769 году Юм ушёл с должности государственного секретаря и вернулся в Эдинбург. Он был весьма состоятельным и известным человеком к этому времени. Свою деятельность он продолжил в родном городе, где встречался с другими известными мыслителями.

За всю жизнь Юм написал 49 произведений. В последние годы писатель работал над произведением “Диалоги о естественной религии”, идея которого возникла ещё много лет назад. Но так и не решил опубликовать работу при жизни.

В 1775 году Юм начал испытывать проблемы со здоровьем. С каждым днем состояние философа ухудшалось. В итоге оказалось, что он болен раком кишечника. Болезнь была неизлечимой и смертельной. Через некоторое время Юм скончался в собственном доме. По некотором данным, последние дни своей жизни он провел за чтением книг, острыми высказываниями о религиозной деятельности и рассуждения и о загробном мире.

После захоронения мыслителя могилу его охраняли на протяжении недели, чтобы избежать осквернения религиозными людьми.

Философия Юма

Центром философского учения шотландского философа является человек. Абсолютно все науки, исходя из его суждений, должны опираться на философию, а потому них философская концепция человека является фундаментальной. Он считал, что любая наука, быть то математика или астрономия, в любом случае зависят от науки о человеке и все равно возвращаются к ней.

Отдельного внимания заслуживает структура одной из самых значительных работ мыслителя – упомянутого выше «Трактата о природе человека». Начинается, он, как и полагается, с теории и познавательных составляющих. Юм считал, что в основе науки о человеке лежит наблюдение и опыт, и первым делом стоит обратиться к изучению человеческого познания, обоснованию опыта, и убедиться в достоверности познания. Далее необходимо исследовать человеческие аффекты, и лишь после обратиться к морали и добродетели. В природу человека Юм включал разные признаки, среди которых особенно подчеркивал возможность человека находить «пищу» в науке, называя человека существом разумным, общественным и признавая необходимость реализации потенциала в сферах, близких каждому по духу. В своем заключении Дэвид Юм говорил, что природа предусмотрела для человека смешанный образ жизни, предостерегая его, таким образом, от чрезмерного увлечения отдельной склонностью. Только в таком случае удается исключить возможность утраты способностей к другим занятиям.

Читайте также:
Томас Гоббс - отзывы, мнение, рейтинг

Давид Юм о происхождении государства

Происхождение государства Юм связывал, во-первых, с необходимостью организованно защищаться или нападать в условиях военных столкновений с другими обществами. Во-вторых, с осознанием выгоды от наличия более прочных и упорядоченных социальных связей.

Юм предлагает такое понимание социального развития. На первой его ступени складывается семейно-общественное состояние, в котором действуют определенные нормы морали, но нет органов принуждения, нет государства. Второй его ступенью является общественно-государственное состояние. Оно возникает в результате «увеличения богатств и владений», которое вызывало столкновения и войны с соседями, что в свою очередь придало военным вождям особо важную роль и значение.

Правительственная власть возникает из института военных вождей и с самого начала приобретает монархические черты. Правительство, по мнению Юма, появляется как инструмент социальной справедливости, орган порядка и гражданской дисциплины. Оно гарантирует неприкосновенность собственности, упорядоченную передачу ее на основе взаимного согласия и исполнение своих обязательств.

Лучшей формой правления государством Юм считал конституционную монархию. При абсолютной монархии, рассуждает он, неизбежны тирания и обнищание нации, а республика ведет к постоянной нестабильности общества. Соединение наследственной королевской власти с узкими прерогативами и буржуазно-дворянского представительства – это, по взглядам Юма, лучшая форма политического управления, которую он определяет как середину между крайностями (монархией и республикой) и как соединение деспотизма и либерализма, но с «преобладанием либерализма».

Специфика эмпиризма Юма. Значение его философии

Юм в своей философии показал, что знание, основанное на опыте, остается всего лишь вероятностным и никогда не может претендовать на необходимость и общезначимость. Эмпирическое знание истинно лишь в границах прежнего опыта, и нет никаких гарантий, что будущий опыт не опровергнет его. Всякое знание, по Юму, может быть лишь вероятностным, но не достоверным, а видимость его объективности и необходимости есть следствие привычки и веры в неизменность опыта.

«Нужно сознаться, – писал Юм, – что природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов».

Общий итог философии Юма можно определить как скептицизм относительно возможности объективного познания мира, раскрытия его законов.

Философия Юма имела большое влияние на дальнейшее развитие европейской философии. Выдающийся немецкий философ Иммануил Кант со всей серьезностью воспринял многие из выводов Юма. Например, что весь материал знания мы получаем из опыта и что методы эмпирического познания не в состоянии обеспечить его объективность и необходимость и тем самым обосновать возможность теоретических наук и философии. Кант задался целью ответить на вопросы: почему вообще существует наука? как она может производить такое мощное и действенное знание? как возможно всеобщее и необходимое знание?

На скептицизме Юма основывались идеи Огюста Конта о задачах науки, которые связаны лишь с описанием явлений, а не их объяснением, а также ряд других позитивистских выводов.

С другой стороны, дальнейшее развитие науки и философии подтвердило опасения Юма относительно абсолютизации любых философских заключений. И, если выйти за рамки абсолютизаций самого Юма, то ясно, насколько важен разумный скептицизм и разумное сомнение для достижения истины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: