Чарльз Эдвард Андерсон (Чак) Берри (Charles Edward Anderson “Chuck” Berry) – отзывы, мнение, рейтинг

Чарльз Эдвард Андерсон (Чак) Берри (Charles Edward Anderson “Chuck” Berry) – отзывы, мнение, рейтинг

1. Факт. Образование

Мало кто знает, но знаменитый музыкант имел дипломы парикмахера и косметолога. При том, что он совмещал учебу на парикмахера с полным рабочим днем на автомобилестроительном заводе. Вскоре доход от нескольких работ позволил Чаку приобрести небольшой кирпичный дом из трех комнат.

2. Миф. Дебютный сингл

Никому не известный Чак Берри услышал по радио известную песню «Ida Red». На ее основе он создал трек «Ida Mae», не долго думая над названием. Владелец студии звукозаписи предложил переименовать композицию. Решение пришло неожиданно при взгляде на подоконник, где лежала тушь компании Maybelline. Чтобы не было проблем с известной маркой, они поменяли несколько букв. Так Чак Берри записал первый трек «Maybellene». Он принес ему невероятный успех: тираж – более миллиона проданных копий, первые строчки хит-парадов.

3. Факт. «Утиная» походка

В 1956 году на концерте в Нью-Йорке Чак Берри впервые представил «утиную походку» широкой публике. Зрители оценили, и Чак продолжил делать это снова и снова. С тех пор «утиная походка» сильно полюбилась зрителям и стала элементом сценического поведения гитаристов. Самым знаменитым последователем duckwalk является Ангус Янг — лидер-гитарист AC/DC.

4.Миф. Первая встреча с лучшим другом

Есть несколько версий истории первой встречи Кита Ричардса с его кумиром Чаком Берри. По версии музыканта The Rolling Stones, он получил удар кулаком за то, что без спроса зашел в гримерку и взял в руки легендарную гитару Чака Берри. А по словам другого музыканта из этой группы, Рона Вуда, Чак принял Кита за надоедливого фаната и ударил его с разворота. Но, несмотря на это, они стали лучшими друзьями.

5. Факт. Полёт в космос

В 1977 году в космос из США были отправлены два межпланетных зонда «Вояджер». К его бортам были прикреплены специальные носители с информацией о жизни на планете Земля. В необычный плейлист с приветствиями на разных языках и звуками природы вошел и хит 1950-х годов «Johnny B. Goode».

6. Факт. Саундтреки

Большинству песня «Johny B. Goode» запомнилась в исполнении Марти МакФлая. В конце первого фильма трилогии «Назад в будущее» герой Майкла Дж. Фокса – Марти МакФлай – играет «Johnny B Goode» на школьном концерте. На самом же деле, вместо актера ее спел Марк Кэмпбелл под аккомпанемент Тима Мея.
Но «Johnny B. Goode» – не единственная композиция Чака Берри, прозвучавшая на киноэкранах. В фильме Квентина Тарантино «Криминальное Чтиво» Винсент Вега (Джон Траволта) и Мия Уоллес (Ума Турман) отплясывают твист под звуки другого хита – «You Never Can Tell».Уме Турман не нравилась композиция. Но реакция Квентина Тарантино была однозначной.


7. Факт. Криминальное чтиво Чака Берри

Чак Берри постоянно имел проблемы с законом. В его послужном списке кража, неуплата налогов, прилюдные перепалки. В общей сложности он должен был провести за решеткой почти 16 лет, но всегда выходил раньше срока. При этом Чак ни на день не переставал заниматься музыкой. Благодаря ему, например, в тюрьме Канзаса появился музыкальный квартет.

8. Миф. Двойное дно

Чак Берри, несмотря на свой образ, был очень непростым человеком. Когда Джон Леннон вытащил на сцену Чака Берри, мастер обошелся с ним невежливо, ткнув его пальцем в грудь. Публика была ошарашена таким нескромным обращением с их кумиром. В другой раз Чак Берри записывался с Китом Ричардсом. А после предъявил ему счет за аренду инструментов, работу инженеров и за каждую минуту своего времени.

9. Цифра. Гастроли в России

Чак Берри посещал Россию 4 раза. На концерте в Петербурге в 2013-ом году Чак Берри предложил зрителям заменить его у микрофона. Две девушки из первого ряда исполнили «Sweet Little Sixteen». А потом на сцену попал парень, который исполнил «Johnny B. Goode». Последнее попурри группа доигрывала уже без Чака Берри. Гитарную партию исполнял его сын. А отец рок-н-ролла в это время сидел на краю сцены и оставлял автографы.

10. Факт. Последний альбом

В новый альбом Чака Берри будут включены абсолютно новые, оригинальные композиции. Мастер посвятил этот альбом своей жене Тодди. В записи альбома участвовали дети Чака – Чарльз Берри младший (гитара) и Ингрид Берри (гармоника). А также участники его коллектива, долгое время выступавшего с ним в знаменитом Блюберри Хилле. Этот альбом стал бы первой пластинкой исполнителя за последние почти 40 лет.

Чарльз Эдвард Андерсон (Чак) Берри (Charles Edward Anderson “Chuck” Berry) – отзывы, мнение, рейтинг

Чак Берри (Chuck Berry; полное имя — Чарльз Эдвард Андерсон Берри; род. 18 октября 1926, Сент-Луис, Миссури) — американский певец, гитарист, автор песен. Один из родоначальников рок-н-ролла.

Дискография студийных альбомов:
1957 After School Session
1958 One Dozen Berrys
1959 Chuck Berry Is on Top
1960 Rockin’ at the Hops
1961 New Juke Box Hits
1963 Chuck Berry on Stage
1964 Two Great Guitars (with Bo Diddley)
1964 St. Louis to Liverpool
1965 Chuck Berry in London
1966 Fresh Berry’s
1967 Chuck Berry’s Golden Hits
1967 Chuck Berry in Memphis
1968 From St. Louie to Frisco
1969 Concerto in B. Goode
1970 Back Home
1971 San Francisco Dues
1972 The London Chuck Berry Sessions
1973 Bio
1975 Chuck Berry
1979 Rock It

Читайте также:
Юлия Викторовна Началова - отзывы, мнение, рейтинг

Чак начал заниматься музыкой в детстве, в пятнадцать лет научился играть на гитаре. Но этот период был омрачен трехлетним пребыванием в исправительной колонии для малолетних преступников за вооруженное ограбление. После освобождения Берри был разнорабочим (в нескольких местах), а по вечерам играл в барах Сент-Луиса. Воодушевленный гитаристом Карлом Хоганом (Carl Hogan) из TYMPANY FIVE Луи Джордана (Louis Jordan) и Чарли Крисченом (Charlie Christian), Берри продолжал повышать свое мастерство и с этой целью купил магнитофон для записи набросков композиций.

В следующем году он присоединился к Джонни Джонсону (Johnnie Johnson; фортепиано) и Эбби Харди (Ebby Hardy; барабан). Через несколько месяцев трио стало популярным. Они играли смесь ритм-энд-блюза, кантри/хиллбилли и стандартов, в частности, исполняемых Натом Кингом Коулом (Nat King Cole), в стиле которого Берри смоделировал свой вокал. Гитарист также создал и возглавил свою собственную группу, CHUCK BERRY COMBO, изменив свое имя, чтобы не смущать отца.

В 1955, случайно оказавшись в Чикаго, Берри встретился с Мадди Уотерсом (Muddy Waters), который посоветовал молодому певцу записаться в Chess. Демо-записи оригинальной песни Чака Ida Mae было достаточно, чтобы заключить контракт с фирмой, и композиция, переименованная в Maybellene, стала его дебютным синглом. Этот сингл возглавил чарты ритм-энд-блюза и занял пятое место в американском хит-параде. Успех был немного омрачен тайным соглашением с издателем, по которому Берри должен был делить авторские права с Рассом Фрэтто (Russ Fratto) и диск-жокеем Аланом Фридом (Alan Frid) за раскрутку мелодии на радио. Эта ситуация оставалась нерешенной вплоть до 1986.

Следующие хиты Берри — Thirty Days и No Money Down — пользовались успехом, но только третья запись была по — настоящему продуктивной, включив классические Roll Over Beethoven, Too Much Monkey Business и Brown-Eyed Handsome Man. Синглы Берри, названия которых читаются как словарь по истории поп-музыки — School Days (первая в ритм-энд-блюзовых чартах), Reelin” And Rockin”, Rock N Roll Music (1957), Sweet Little Sixteen, Johnny B. Goode (1958), Back In The USA, Let It Rock (1959), Bye Bye Johnny (1960) — составляют лишь небольшую часть выдающихся произведений, записанных им в этот плодотворный период. Берри, как и другие музыканты этого периода, использовал одновременно элементы кантри и ритм-энд-блюза, но его острая, пикантная лирика, которую четкая дикция певца делала еще более ясной, открыла новое направление в этом жанре. Такое, ни с чем не сравнимое исполнение не только определило рок-н-ролл как стиль, но и стало основной моделью для последующих поколений. И BEATLES, и ROLLING STONES считали, что они в долгу перед Берри. BEATLES записали две его композиции, одна из которых, Roll Over Beethoven, вошла в американские чарты.

ROLLING STONES использовали его Come On — он стал их дебютным синглом, Little Queenie, You Can”t Catch Me и Around And Around, а также песни, написанные не Берри, но подражающие его манере исполнения. В интерпретациях песен Route 66, Down The Road Apiece и Confessin” The Blues, в целом соответствующих оригиналу, ритмичные и динамичные вариации гитариста Кейта Ричардса исполнены в стиле Берри. Группа BEACH BOYS переписала Sweet Little Sixteen как Surfin’ USA, продав свой первый миллион записей, в то время, как другие группы дрались за то, чтобы записать его песни.

В период с 1955 по 1960 17 композиций Берри входили в двадцатку лучших песен ритм-энд-блюза. Он появлялся в фильмах «Go Johnny Go», «Rock, Rock, Rock» и «Jazz On A Summer”s Day», последний из которых был о выступлении артиста на джаз-фестивале в Ньюпорте в 1958, где он ошеломил аудиторию своей, ставшей знаменитой, «утиной походкой». Однако его личная и профессиональная репутация была подорвана 28 октября 1961, когда он был осужден за «перевоз несовершеннолетней девушки через границу штата в аморальных целях». Берри провел 20 месяцев в тюрьме, из которой вышел в октябре 1963, тогда, когда Memphis Tennessee, записанная в 1958, впервые попала в десятку лучших хитов Великобритании. В это время он записал несколько знаменитых композиций, в том числе Nadine, No Particular Place To Go, You Never Can Tell и Promised Land, каждая из которых снова вошла в тридцатку лучших песен.

Однако успех вскоре стал ослабевать, и в 1966 Берри решил поправить дела, сменив студию Chess на Mercury. Но следующий альбом Olden Hits был перезаписью старого материала, а попытки приобрести современный образ в Live At Fillmore Auditorium (записанном с группой STEVE MILLER BAND) и Concerto In B Goode не имели успеха. Он вернулся к Chess в 1969 и восстановил свою репутацию мощным Tulane. Альбомы Back Home и San Francisco Dues содержали хорошо подобранный материал, а на концертах он показывал свой новый облик. Выступление в 1972 на фестивале в Манчестере не только дало Берри половину песен для альбома London Sessions, но и самый известный его хит My Ding-A-Ling — мягко-непристойный сингл, впервые записанный Дейвом Бартоломью. Хит возглавил чарты США и Великобритании, что было парадоксом на фоне его гораздо лучших, но коммерчески менее успешных, композиций. Это был его последний значительный хит, и, несмотря на то, что в дальнейшем он делал и новые записи, включая альбом Rock It, Берри все больше ограничивался ремиксами. Он приобрел репутацию жесткого бизнесмена и безразличного исполнителя, выступающего в сопровождении непостоянной группы, с которой отказывался репетировать. В кругах рок-исполнителей ходили слухи о том, что Берри не говорит заранее своей группе, с какой песней он собирается выступить. В течение многих лет Берри настаивал на предварительной выплате своего гонорара (обычно наличными), а на бис исполнял песни только после переговоров о дополнительной оплате.

Читайте также:
Элвис Костелло (Elvis Costello), настоящее имя Деклан Патрик Макманус - отзывы, мнение, рейтинг

В 1979 Берри был осужден за неуплату налогов. После освобождения он предпринял мировое турне, но в последующее десятилетие им не было записано ни одной новой песни. В 1986 артист отпраздновал свое 60-летие гала-концертами в Сент-Луисе и Нью-Йорке. На последнем присутствовал Кейт Ричардс, хотя отношения между ними были натянутые, о чем стало известно из «Hail! Hail! Rock N Roll» — документального обзора карьеры Берри. 1990-е годы начались у певца со споров и нарушения приличий в центре Berry Park, что вновь подорвало его репутацию. Однако нельзя недооценивать огромный вклад Чака Берри в развитие популярной музыки.

Ни слова о Бетховене: 15 знаменитых песен Чака Берри

Илья Маршак

Чарльз Эдвард Андерсон Берри появился на свет в многодетной семье среднего достатка. Его отец был подрядчиком и диаконом баптистской церкви, а мать – директором школы. Музыкой Чак увлёкся ещё в раннем детстве – свой первый концерт он дал, когда ему было 15 лет.

В 1944 году, ещё учась в школе, Берри и два его друга, пользуясь сломанным пистолетом, ограбили три магазина и угнали машину, за что были осуждены на 10 лет лишения свободы. В заключении Чак организовал музыкальный квартет, а в 1947 году был освобождён досрочно. Год спустя музыкант женился и устроился рабочим на автомобилестроительный завод, позже став косметологом (!).

В начале пятидесятых Берри начал играть в клубах Сент-Луиса с различными местными группами, исполнявшими кантри и блюз. В 1953 году он сформировал собственный коллектив – Johnnie Johnson Trio. В мае 1955 года, по совету Мадди Уотерса, Чак вышел на Леонарда Чесса, владельца блюзового лейбла Chess Records. Вскоре в студии фирмы была записана песня “Maybellene”, сочетавшая в себе напор ритм-энд-блюза и стилистику кантри. Сингл был распродан тиражом более миллиона экземпляров и занял 1-е место в американском ритм-энд-блюзовом хит-параде, позже добравшись до пятой строчки в главном национальном хит-параде США.

Окончательно нашедший свой стиль, Берри стал выпускать хит-синглы, ставшие впоследствии классикой рок-музыки. Как автор он сильно выделялся среди фигур раннего рок-н-ролла: тексты его песен были своего рода небольшими историями, полными неожиданных оборотов и иронии. С 1958 года стали выходить и долгоиграющие пластинки певца; помимо рок-н-ролла, они также включали блюзовые композиции.

В самом конце 1959 года Берри оказался вовлечённым в судебное разбирательство, связанное с бывшей гардеробщицей одного из клубов, промышлявшей проституцией. В результате музыкант был оштрафован на 5000 долларов и приговорён к пяти годам тюремного заключения. На свободу он вышел три года спустя. Ненадолго прерванная карьера неожиданно взяла реванш в лице “британского вторжения” середины шестидесятых. Кавер-версии песен Берри делали почти все новые британские группы, включая The Beatles, The Rolling Stones, The Kinks, The Animals и The Yardbirds.

Воодушевившись народной любовью, Чак записал ещё несколько альбомов классического рок-н-ролла, а в 1966 году перешёл на Mercury Records, разнообразив свою музыку элементами психоделии. В семидесятые Берри вернулся на Chess Records и записал несколько успешных альбомов и синглов. В 1979 году музыкант окончательно переключился на концертную деятельность, изъездив с гастролями весь мир. В 1986 году Чак Берри был введен в национальный Зал славы композиторов, а в 2004 – занял пятое место в рейтинге 50 величайших исполнителей всех времён по версии журнала Rolling Stone.

В настоящее время певец еженедельно выступает по средам в своём клубе “Blueberry Hill” в Сент-Луисе и эпизодически выезжает в турне. На 20 октября 2013 года запланировано выступление музыканта в “Известия Hall”.

Читайте также:
Рой Ке́лтон О́рбисон - отзывы, мнение, рейтинг

“Вечёрка” предлагает вашему вниманию подборку знаменитых композиций великого рок-н-ролльщика.

Downbound Train (сингл, 1955)

[OBJ Chuck Berry – Downbound Train]

School Days (из альбома “After School Session”, 1957)

[OBJ Chuck Berry – School Days]

Brown Eyed Handsome Man (из альбома “After School Session”, 1957)

[OBJ Chuck Berry feat. Keith Richards & Robert Cray – Brown Eyed Handsome Man]

Sweet Little Sixteen (из альбома “One Dozen Berrys”, 1958)

[OBJ Chuck Berry – Sweet Little Sixteen]

Rock And Roll Music (из альбома “One Dozen Berrys”, 1958)

[OBJ Chuck Berry – Rock And Roll Music]

Reelin’ and Rockin’ (из альбома “One Dozen Berrys”, 1958)

[OBJ Chuck Berry – Reelin’ and Rockin’]

Carol (из альбома “Chuck Berry Is on Top”, 1959)

[OBJ Chuck Berry – Carol]

Maybellene (из альбома “Chuck Berry Is on Top”, 1959)

[OBJ Chuck Berry – Maybellene]

Johnny B. Goode (из альбома “Chuck Berry Is on Top”, 1959)

[OBJ Chuck Berry – Johnny B. Goode]

Roll Over Beethoven (из альбома “Chuck Berry Is on Top”, 1959)

[OBJ Chuck Berry – Roll Over Beethoven]

Little Queenie (из альбома “Chuck Berry Is on Top”, 1959)

[OBJ Chuck Berry – Little Queenie]

Around and Around (из альбома “Chuck Berry Is on Top”, 1959)

[OBJ Chuck Berry – Around and Around]

Back In The U.S.A. (сингл, 1959)

[OBJ Chuck Berry – Back In The U.S.A.]

Let It Rock (из альбома “Rockin’ at the Hops”, 1960)

[OBJ Chuck Berry – Let It Rock]

You Never Can Tell (из альбома “St. Louis to Liverpool”, 1964)

[OBJ Chuck Berry – You Never Can Tell]

Легенда рок-н-ролла: каким мир запомнит Чака Берри

Элвис Пресли подарил рок-н-роллу чувственность и эротизм, но именно Чак Берри заложил основу нового музыкального направления и стиля жизни. Он же — задолго до появления Боба Дилана — внес социальный подтекст в популярную музыку. «В 50-е, когда все пели «О, детка, я люблю тебя», у Берри были хорошие и интеллигентные стихи», — заметил однажды Джон Леннон.

Sweet Little Sixteen Чака Берри — одна из первых песен о фанатах рок-н-ролла, невинная ода молодым девушкам, которых позже будут называть группиз. Roll Over Beethoven и Rock and Roll Music — это настоящие гимны рок-музыке, причем последний перепели практически все, от The Beatles до Manic Street Preachers. Back in the U.S.A. — трибьют чернокожего человека своей стране (причем Берри чествовал Америку в то время, когда его легко могли не обслужить в придорожных забегаловках и кафе, которые он воспевал).

Johnny B. Goode — история о деревенском парнише-гитаристе, чья мама говорит ему, что он станет звездой. Это, пожалуй, самая известная песня Берри и одно из самых восхитительных творений в истории музыки. На ее создание музыканта вдохновил Джонни Джонсон, пианист, который работал над многими хитами Чака. Но Johnny B. Goode легко может быть песней о самом Берри, о Пресли и о многих других. Коммерческий расчет сделал ее универсальной: в первоначальном варианте текста Берри хотел назвать Джонни «цветным мальчиком», но, чтобы попасть в ротацию на радио, заменил слово «цветной» на «деревенский».

Джонни Би Гуд мог быть только гитаристом. Это инструмент рок-н-ролла, это позывной Чака Берри, за которым последовало не одно поколение музыкантов, от Кита Ричардса из The Rolling Stones, Джорджа Харрисона из The Beatles и Брюса Спрингстина до Пита Таунсенда из The Who.

Чарльз Эдвард Андерсон Берри родился в Сент-Луисе 18 октября 1926 года. В детстве он частенько ходил на полусогнутых, что позволяло ему легко соскользнуть при случае под стол, — эта привычка уже в зрелые годы трансформировалась в его знаменитую «утиную походку». Его мать, как и мать Джонни Би Гуда, говорила ему, что он станет знаменитым.

Берри начал свою музыкальную карьеру в 15 лет, когда впервые вышел на сцену школы, чтобы сыграть собственную версию Confessin’ the Blues Джея МакШенна. Он никогда не забудет оваций, которые тогда получил. «Успех того выступления долгое время вдохновлял меня, помогал мне в программировании песен и даже в их подаче аудитории. Я наблюдал за реакцией зрителей на разные жесты и выбирал песни, которые бы постоянно их стимулировали», — писал Берри в своей автобиографии.

Потом у него начались проблемы с законом. В 1944 году поездка Берри с друзьями в Канзас-Сити обернулась тремя вооруженными ограблениями и угоном машины. Музыкант отбыл три года (из десяти) в исправительном учреждении.

Спустя год после освобождения Берри встретил свою будущую жену Теметту Саггс, которая оставалась с ним до конца его жизни, несмотря на то, что музыкант не раз публично оступался. Затем Берри начал репетировать с местными группами, к 50-м годам освоил шестиструнную электронную гитару и начал делать первые сырые записи на катушечный магнитофон.

Читайте также:
Владимир Георгиевич Мигуля - отзывы, мнение, рейтинг

В новогоднюю ночь 1952 года ему позвонил Джонсон и предложил заменить на концерте в The Cosmopolitan Club в Ист-Сент-Луисе (штат Иллинойс) заболевшего саксофониста в его группе Sir John Trio. Это был первый коммерческий концерт Чака, на котором он заработал четыре доллара.

Под влиянием Луи Джордана (американский джазмен и саксофонист. — Esquire), блюзового гитариста Ти-Боун Уокера и джазмена Чарли Крисчена, а также на волне популярности стиля кантри Берри в 1955 году подписывает контракт с Chess Records в Чикаго. Первая его запись Maybellene — переработанная версия американской народной песни Ida Red — вошла в десятку национальных поп-чартов, что было редким достижением для чернокожего артиста в то время.

Затем последовало еще несколько хитов, включая Roll Over Beethoven, School Day и Sweet Little Sixteen, а также другие песни: Too Much Monkey Business, Nadine, No Particular Place To Go, Almost Grown и колоритная My Ding-A-Ling, которая возглавила чарты в 1972 году.

Берри также отметился в нескольких фильмах своей знаменитой «утиной походкой». В 1987 году Кит Ричардс спродюсировал документальный фильм Hail! Hail! Rock ‘n’ Roll о концерте в честь 60-летия Чака Берри в Сент-Луисе. В нем приняли участие сам Ричардс, Эрик Клэптон, Литтл Ричард и Джерри Ли Льюис.

Песни Берри перепели многие кантри-, поп- и рок-артисты, включая The Beatles (Roll Over Beethoven), Эммилу Харрис (You Never Can Tell), Бака Оуэнса (Johnny B. Goode) и AC/DC (School Days). Первый сингл The Rolling Stones был кавером на Come On, группа также перепела Around and Around, Let it Rock и другие песни. Гитарные риффы Берри появляются в бесчисленном количестве песен, от хищной роллинговской Brown Sugar до Peaceful Easy Feeling — кантри-рок-баллады от Eagles.

Некоторые артисты обращались с творчеством Берри слишком вольно. Например, The Beach Boys заимствовали мелодию из Sweet Little Sixteen в своей Surfin’ U.S.A., вообще не указав авторство Берри. Песня Джона Леннона Come Together оказалась очень похожей на песню You Can’t Catch Me — в итоге это привело к судебному иску от издателя Чака Берри Морриса Леви. Разногласия удалось разрешить вне суда: Леннон согласился записать и включить You Can’t Catch Me в свой шестой студийный альбом Rock ‘n’ Roll.

Самого Берри тоже обвиняли в краже песен. В 2000 году Джонни Джонсон подал на него в суд, требуя отчислений, которые якобы полагались ему как соавтору в течение 20-летней совместной работы. Два года спустя иск был отклонен. Среди тех, кто считал Джонсона обманутым, был Кит Ричардс. В своих мемуарах «Жизнь» он писал, что многие песни Берри были записаны в нотах, больше подходящих для пианино (Джонсон был пианистом. — Esquire).

Берри был неравнодушен к деньгам. Он владел клубом в Сент-Луисе и небольшим развлекательным центром Berry Park, который включал дом, бассейн в форме гитары, ресторан, коттеджи и концертный зал. Он отказался от постоянной команды, предпочитая работать с местными музыкантами, которые готовы были играть за небольшие деньги. Среди аккомпаниаторов Берри когда-то был Брюс Спрингстин.

Карьера Берри едва не завершилась в 60-е, когда его обвинили в нарушении закона Манна (так называемый «Закон о перевозке белых рабов», был принят для борьбы с проституцией. — Esquire). Присяжные (все были белыми) признали его виновным, но обвинения были сняты после того, как судья сделал расистские комментарии. В 1961-м Берри все-таки приговорили к трем годам тюрьмы, из которых он отсидел полтора. На свободе музыкант продолжил записываться, его наследие должным образом почтили The Beatles и The Rolling Stones, но время настоящих хитов было уже позади.

В 1979 году Берри получил четыре месяца тюрьмы за уклонение от уплаты налогов. Потом на него подали в суд его сотрудницы, обвиняя его в установке тайных камер наблюдения в женских уборных его собственного клуба. Дело разрешилось в 1994 году, после того как Берри выплатил им $1,3 млн.

«Кажется, я делаю большую ошибку раз в 15 лет», — вспоминал Берри в своих мемуарах.

Оригиал статьи опубликован в американском Esquire.

Чарльз Эдвард Андерсон (Чак) Берри (Charles Edward Anderson “Chuck” Berry) – отзывы, мнение, рейтинг

Его гитара звенела как колокольчик. Чак Берри – автор “Johnny B. Goode” и изобретатель звука рок-н-рольной гитары.

Если у рок-н-ролла есть имя, то это имя Чак Берри. Сыгранные им фразы стали звонкими ходовыми монетами, которые гитаристы по всему миру до сих пор щедро раздают публике. Простая красота его музыки и стихов вдохновила многие группы, начиная от Rolling Stones и далее. Однако, благодаря толпам подражателей, Берри почти превратился в намалеванного идола, которого все знают, но мало кто способен оценить по-настоящему. Чак Берри – это гораздо больше, чем “утиная походка” и “Johnny B. Goode.”

Читайте также:
Джон Уи́нстон Ле́ннон - отзывы, мнение, рейтинг

ИСТОРИЯ И ВЛИЯНИЯ

Как и герои его песен, Чарльз Эдвард Андерсон Берри имеет самое обыкновенное происхождение. Он родился в 1926 г. в Сент-Луисе, штат Миссури, в религиозной семье со строгими правилами, играл во дворе с ровесниками и пел госпелы в баптистской церкви. В возрасте 15 лет он впервые взял в руки четырехструнную тенор-гитару и быстро научился играть “трехаккордный” блюз. Вскоре с помощью самоучителя и случайных уроков от местных гитаристов Берри выучил достаточно аккордов, чтобы подбирать большинство песен, слышимых им по радио.
“Благополучная” жизнь Берри внезапно закончилась в 1944 г., когда он за участие в серии вооруженных грабежей в компании сверстников был приговорен к трем годам заключения. Выйдя на свободу, Берри женился, устроился работать на заводской конвейер – словом, вернулся к нормальной жизни. В этот период стали формироваться его музыкальные амбиции. Он снова начал заниматься на гитаре и в 1951 г. сменил свой четырехструнный инструмент на полноценную шестиструнную электрогитару. Помимо самоучителей и уроков, Берри также учился, слушая записи “серьезных” гитаристов, таких, как джазмен Чарли Кристиан, звезда блюза Ти-Боун Уокер и гитарист джамп-блюзового ансамбля Луи Джордона Карл Хоган.
В 1952 г., уже в зрелом возрасте 26 лет, Берри наконец впервые вышел на публику в качестве певца и гитариста группы из трех участников, исполнявшей самый разный репертуар, от простых чикагских блюзов Мадди Уотерса, кумира Чака, до “клаб-блюза” западного побережья Америки, исполнявшегося Нэтом “Кинг” Коулом, и карибских мотивов Гарри Белафонте. Прирожденный шоумэн, Берри мог удивить темнокожую публику, иногда включая в репертуар, помимо блюзов, вещи в стиле кантри, хилбилли, а также баллады. При этом он сознательно старался адаптировать манеру исполнения и дикцию под конкретный стиль и аудиторию любого цвета кожи. Вскоре он возглавил популярную инструментальную группу пианиста Джонни Джонсона, с которой дал аншлаговый концерт в элитном клубе “Cosmopolitan”. Это новое трио также исполняло исключительно чужие вещи, при этом Берри развлекал публику, сочиняя на ходу смешные стишки. К 1955 г. Берри был одним из лучших на клубной сцене Сент-Луиса, вместе с опытным Айком Тернером и молодым дарованием Альбертом Кингом. Несмотря на определенный успех в музыке, Берри по-прежнему работал полный рабочий день, чтобы обеспечить жену и детей.
Берри понимал, что если он хочет зарабатывать на жизнь исключительно музыкой, он должен выпускать диски. В Сент-Луисе такой возможности не было, и в мае 1955 г. Берри отправился в Чикаго на выходные, где попал на выступление Мадди Уотерса в одном из клубов. В перерыве Чак подошел к Мадди и спросил, как бы ему сделать запись на студии. Уотерс направил его к Леонарду Чессу, одному из владельцев “Chess Records”, ведущего блюзового лейбла в Чикаго. Деловой подход Берри произвел впечатление на Чесса, который согласился прослушать его демо-запись через неделю. Чак промолчал о том, что у него нет никакой демо-записи – Берри, которого впоследствии назовут “поэтом рок-н-ролла”, никогда ранее не писал своих песен. Вернувшись домой, Чак быстро скомпоновал несколько текстов и аранжировки, записал все это со своим трио на семидесятидевятидолларовый магнитофон, и, когда через неделю он снова приехал к Чессу в Чикаго, за пазухой у него уже было четыре песни – медленный блюз “Wee Wee Hours” и три вещицы с примесью кантри – “You Can’t Catch Me,” “Thirty Days” и “Ida Red”. Чессу понравилась последняя из них, которая затем была переименована в “Maybellene.”
Сделав запись, Берри вернулся домой к своей обычной жизни. Хотя контракт с “Chess” был многообещающим, поначалу он ничего не принес. В Сент-Луисе Берри продолжал работать плотником, выступал в клубах, а также учился на парикмахера. Однако уже в июле его жизнь навсегда изменилась, когда “Maybellene” (с “Wee Wee Hours” на второй стороне) стала национальным хитом, заняв пятое место в поп-чартах. Этому успеху прямым образом содействовал влиятельнейший диск-жокей Алан Фрид – человек, которому приписывают изобретение слова “рок-н-ролл”. Со стороны Фрида это не было альтруизмом – “Chess”, не посоветовавшись с Берри, сделала Фрида соавтором песни, с правом на соответствующий куш авторского гонорара. Берри учился шоу-бизнесу на своем же опыте, но в то же время, посыпавшиеся приглашения и гонорары позволили ему оставить курсы парикмахеров.
В течение нескольких лет после успеха “Maybellene” записываемые Чаком песни о жизни и любви подростков почти постоянно присутствовали в горячей сотне хит-парадов. Один за другим следовали хиты “Roll Over Beethoven,” “School Days,” “Rock and Roll Music,” “Sweet Little Sixteen,” “Johnny B. Goode,” “Carol,” “Back in the USA” и другие песни. Став широко востребованным как гастролирующий артист, Берри уволил менеджера и сам занялся организаторскими делами. Он также избавился от своей аккомпанирующей группы, начав работать соло – нагрянув в очередной город с концертом, он нанимал случайную группу (утверждая при этом, что такие группы ничуть не хуже его собственной), и после выступления вылетал из города со всем гонораром в кармане. Берри появился на экране в нескольких подростковых фильмах, таких как “Rock, Rock, Rock” и “Go, Johnny, Go” и принял участие в гастролях с молодыми звездами Бадди Холли и Джерри Ли Льюисом. В родном Сент-Луисе он стал скупать недвижимость, открыл ночной клуб и построил Берри-парк для семейного отдыха. К концу 50-х его дела шли превосходно.
Коммерческий успех Берри, равно как и успех Пресли, объясняется тем, что они смогли перешагнуть через непреодолимый на вид барьер между музыкальной культурой черного и белого населения, взяв от каждой самое привлекательное. Но далеко не все видели в этом положительный результат. Для некоторых людей, особенно в южных штатах, чернокожий исполнитель, поющий о подростковой любви под ритм кантри и хилбилли, был символом аморальности. Хотя рок-н-ролл и смешал расы в единое музыкальное целое, дискриминация до сих пор являлась суровой реальностью и Чак оказался жертвой своей популярности. В 1961 г. после судебного процесса, насквозь пропитанного духом расизма, Берри был снова приговорен к тюремному заключению за то, что “вывез несовершеннолетнюю за границы штата в аморальных целях”.
Вместе со свободой Берри лишился возможности выступать и записываться, но не сочинять песни. В течение следующих года и четырех месяцев он придумал “No Particular Place to Go,” “Nadine,” “Promised Land” и другие вещи. Выйдя на волю в 1963 г., он без больших потерь возобновил свою карьеру. В 1966 г. Берри подписал контракт с “Mercury Records”, таким образом положив конец “золотому десятилетию” с “Chess”, но хотя теперь он получал более крупные гонорары, все это было в основном благодаря его старым хитам. Ко времени воссоединения с “Chess” волшебство полностью развеялось. Единственным значительным результатом повторного союза был новый хит 1972 года “My Ding-a-Ling,” единственная запись Берри, достигшая ©1 в чартах, но имевшая недолгий успех. В конце 70-х Берри снова оказался в тюрьме, на этот раз за неуплату налогов.
Несмотря на перерывы в записях и гастролях, влияние Чака Берри на следующие поколения рок-музыкантов от “Битлз” и “Роллинг стоунз” до Брюса Спрингстина было столь велико, что его личность выдержала проверку временем. В 1986 году его имя было внесено одновременно в Зал Славы Рок-н-ролла и поэтов-композиторов, а запись “Johnny B. Goode” была послана за пределы Солнечной системы на космическом корабле “Вояджер” как образец творения человеческого духа. В 1987 г. Берри выпустил свою автобиографию, и целое созвездие рок-музыкантов приняло участие в фильме “Hail, Hail, Rock and Roll” как дань уважения его музыке. Последнее десятилетие было относительно спокойным для Берри, но его музыка по-прежнему громко и отчетливо говорит за него.

Читайте также:
Даниил Вячеславович Милохин - отзывы, мнение, рейтинг

СТИЛЬ И ПРИЕМЫ ИГРЫ

Чак Берри не изобрел рок-н-ролла, но он, несомненно, внес свой вклад в его развитие. Подобно Элвису, он смешивал блюз с кантри, создавая новый музыкальный стиль, который был уже не белым или черным, а просто американским.
Отличным примером такого смешения является “Maybellene”. Берри играет кантри-ритм, как в ПРИМЕРЕ 1, а Вилли Диксон “шлепает” по струнам контрабаса. Приблизительно то же самое можно услышать на ранних записях Пресли. То, что вещи Чака Берри попадали в хит-парад в номинацию “ритм-энд-блюз”, а вещи Элвиса – в раздел “кантри”, больше имеет отношение к цвету кожи их исполнителей, чем к самой музыке.
На ряде записей, в частности “Johnny B. Goode,” рок-н-рольная, полная драйва гитара Берри играет соло или ритм прямыми восьмыми, в то время как ритм-секция исполняет пунктирный свингующий ритм, что создает невероятный эффект. Надо отметить, что большинство исполнителей, делавших кавер-версии песен Берри, пренебрегали таким сочетанием, и в их интерпретациях ритм-секция играет синхронно с гитарой. Помимо рок-н-рольных вещей, которыми Берри знаменит в первую очередь, он также записывал песни с латиноамериканскими ритмами (“Havana Moon”, “Brown Eyed Handsome Man”) и баллады (“Wee Wee Hours”, “Deep Feeling”), а в песне “Memphis” улавливается ритм наподобие будущего регги. Подобно Бо Дидли, тоже записывавшемуся на “Chess”, Берри приходилось преодолевать закрепившиеся за ним стилевые стереотипы, что он делал, воспринимая и творчески перерабатывая идеи других исполнителей.

ГИТАРА И ОБОРУДОВАНИЕ

С начала работы на профессиональной сцене Чак Берри всем другим гитарам предпочитал “Гибсоны”. Одним из его ранних инструментов был Les Paul Custom с двумя датчиками P-90. Параллельно Берри играл на Super 400, имеющим полый корпус и вышеупомянутые датчики, а также на ES-150T, гитаре с более тонким полым корпусом и парой хамбакеров. Позже он переключился на ES-355, полуакустическую гитару также с двумя хамбакерами. Что до усилителей, то на протяжении почти всей своей карьеры Берри использовал то, что попадалось под руку, когда он собирался где-нибудь играть, что вполне соответствует его оригинальной и так много значащей для рок-н-ролла личности.

Читайте также:
Нил Янг, биография, история жизни, творчество

Интересные факты

  • У Чака Берри были не раз крупные проблемы с законом. Первый раз он был арестован за угон машины в подростковом возрасте. Затем громкий скандал 1959 года (см. выше), который почти погубил карьеру певца (Берри в итоге отсидел 3 года в тюрьме). В 1979 году против Берри было заведено новое уголовное дело за неуплату налогов. Приговор: 4 месяца тюрьмы и 1000 часов общественно-принудительных работ. В 1990 году разразился более неприличный скандал: на Берри подали в суд несколько женщин, обвинявших певца в установке тайных камер наблюдения в женских уборных его собственного клуба. Дело было решено не доводить до судебного разбирательства (предположительно Берри выплатил 1,2 млн долларов истцам).
  • Существует байка, что Берри было достаточно брать с собой на гастроли свой «Gibson», — аккомпанирующий ансамбль, знакомый с его песнями, по его убеждению он мог найти в любом городе, где играл. Кроме того, набранные им музыканты зачастую не получали программы выступления, так как предполагалось, что они должны сами определять, какую песню начинает играть Берри. Среди аккомпаниаторов Берри одно время был Брюс Спрингстин.
  • Песня The Beatles «Back In The USSR» (1968) была одновременно пародией на песню Берри «Back In The USA» (1959) и пастишем на стиль The Beach Boys, успех карьеры которых, в свою очередь, был обязан их синглу «Surfin’ USA» (1962), целиком снятую с «Sweet Little Sixteen» Берри (1958; изменены лишь слова).
  • В фильме «Назад в будущее» по сценарию главный герой Марти Макфлай исполняет на балу «Johnny B. Goode». В это время солист группы Марвин Берри звонит кузену Чаку и даёт послушать выступление, давая тем самым идею звука самому Берри.

Чак Берри (Chuck Berry) – биография, новости, личная жизнь

Чак Берри (Chuck Berry)

Чарльз Эдвард Андерсон (Чак) Берри (Charles Edward Anderson “Chuck” Berry). Родился 18 октября 1926 года в Сент-Луис (США) – 18 марта 2017 года Сент-Чарльз, (США). Американский рок-музыкант‚ певец, гитарист, автор песен.

Чак Берри родился 18 октября 1926 года в городе Сент-Луис.

Отец – Генри Берри, был подрядчиком и диаконом баптистской церкви.

Мать – Марта Берри, директор школы.

С детства увлекался музыкой. Он дал свой первый концерт в 1941 году, когда ещё учился в школе.

В 1944 году, ещё учась в школе, Берри с двумя друзьями, пользуясь сломанным пистолетом, ограбил в Канзасе три магазина и угнал машину, за что все трое были признаны виновными в вооружённом ограблении и осуждены на 10 лет лишения свободы.

В заключении Чак продолжал заниматься музыкой: он организовал музыкальный квартет. Его освободили досрочно, когда ему был 21 год.

С началом семейной жизни он устраивается на заработки в Сент-Луис — там он подрабатывал рабочим на автомобилестроительном заводе, позже устроился косметологом в Poro College of Cosmetology. На заработанные деньги семья купила небольшой трехкомнатный кирпичный дом на Уиттиер-стрит.

В начале 1950-х годов, для дополнительного заработка, Берри начал играть в клубах Сент-Луиса с различными местными группами. Именно в одном из них он стал исполнять кантри, окрашенное блюзовыми приёмами. Также учился игре на гитаре у своего друга Айра Харриса. Это новаторское смешение стилей (каждому из которых была присуща своя аудитория, разделённая по расовому признаку) принесло ему местную известность.

Чака Берри в молодости

В 1953 году Берри сформировал Johnnie Johnson Trio, с которого и началось сотрудничество Берри с Джонни Джонсоном. Несмотря на то, что коллектив играл в основном блюзовые баллады, многие критики причисляли их стилистику к кантри.

В мае 1955 года Берри, по совету Мадди Уотерса, вышел на Леонарда Чесса, владельца блюзового лейбла Chess Records. Тот заинтересовался гитаристом, причём именно его экспериментами с кантри, нежели его блюзом, к удивлению самого Берри. 21 мая в студии фирмы был записан первый сингл Чака Берри, «Maybellene», сочетавший напор ритм-энд-блюза и стилистику кантри. Сингл был распродан тиражом более миллиона экземпляров и занял 1-е место в американском хит-параде в категории ритм-энд-блюза, а в сентябре добрался до 5-й строчки в главном национальном хит-параде США.

Нашедший окончательно свой стиль, Берри стал выпускать один за другим хит-синглы, ставшие классикой рок-музыки: «Thirty Days» (1955), «Roll Over Beethoven» (1956), «Brown Eyed Handsome Man» (1956), «Rock and Roll Music» (1957), «Sweet Little Sixteen» (1958), «Johnny B. Goode» (1958) и другие.

Chuck Berry – Johnny B. Goode

Берри как автор выделялся среди фигур раннего рок-н-ролла: тексты его песен были своего рода небольшими историями, полными неожиданных оборотов и иронии, не зря он был наречён «поэтом рок-н-ролла».

Читайте также:
Мадди Уотерс, наст. имя Маккинли Морганфилд (Muddy Waters - McKinley Morganfield) - отзывы, мнение, рейтинг

С 1958 года стали выходить и долгоиграющие пластинки певца. Помимо рок-н-ролла, они включали также блюзовые композиции, нередко инструментальные. Берри активно гастролировал и принял участие в съёмках двух рок-н-ролльных художественных фильмов — «Рок, рок, рок» (1956) и «Давай, Джонни, давай!» (1959).

В самом конце 1959 года Берри оказался вовлечённым в судебное разбирательство, связанное с бывшей гардеробщицей его сент-луисского клуба, которая занималась проституцией. В результате судебного разбирательства Берри был оштрафован на 5000 долларов и приговорён к 5 годам тюремного заключения. Он был освобожден досрочно, проведя в тюрьме три года.

Пока Берри пребывал в заключении, на Chess Records, тем не менее, выходили пластинки музыканта. В 1960 году вышел «Rockin’ at the Hops», через год был выпущен «New Juke-Box Hits».

Прерванная карьера Берри неожиданно взяла реванш в лице «британского вторжения» середины 1960-х годов. Кавер-версии песен Берри делали почти все новые британские группы, включая The Beatles, The Rolling Stones, The Kinks, The Animals, The Yardbirds и прочих.

Берри также вернулся к классическому рок-н-ролльному стилю и записал в 1964—1965 годах несколько альбомов и 7 синглов, два из которых вошли в двадцатку национального хит-парада США («No Particular Place To Go» и «You Never Can Tell». Последняя песня приобрела вторую жизнь благодаря сцене фильма «Криминальное чтиво»). Также записал сингл «Nadine».

Chuck Berry & Keith Richards – Nadine

В мае 1964 года он совершил успешный тур по Великобритании. Между 1966 и 1969 годами Берри выпустил пять альбомов на лейбле Mercury, в том числе его первый концертный альбом «Концерт в аудитории Fillmore», в котором он был поддержан группой Стива Миллера. Он также сыграл несколько концертов в Северной Америке.

В 1966 году певец перешёл на Mercury Records. Именно в это время в творчестве Берри появились новые нюансы: певец привнёс элементы психоделии в свои выступления. На новом лейбле музыкант перезаписал свои хиты и выпустил два альбома с новым материалом — «From St. Louie to Frisco» (1968) и «Concerto in B. Goode» (1969). Оба они не принесли коммерческого успеха, равно как и синглы с них. Работа на Mercury Records не была успешным периодом.

В 1970 году Берри вернулся на Chess Records и записал несколько новых альбомов: «Back Home» (1970), «San Francisco Dues» (1971), «The London Chuck Berry Sessions» (1972), «Bio» (1973). Также было выпущено несколько синглов, один из которых — «My Ding-A-Ling» (1972) — парадоксальным образом впервые принёс Чаку Берри 1-е место в национальном хит-параде США, несмотря на то, что это была полушуточная концертная кавер-версия. В 1974 году Берри ушёл с лейбла.

Выпустив ещё три студийных альбома в 1974, 1975 и 1979 годах, Берри окончательно переключился на концертную деятельность, изъездив с гастролями весь мир (в Россию Берри приезжал несколько раз).

В 1979 году против Берри было заведено уголовное дело за неуплату налогов. В итоге суд приговорил Берри к 4 месяцам тюрьмы и 1000 часов общественно-принудительных работ.

В 1986 году он был введён в национальный Зал славы композиторов.

В 1990 году разразился скандал: на Берри подали в суд несколько женщин, обвинявших певца в установке тайных камер наблюдения в женских уборных его собственного клуба. Дело было решено не доводить до судебного разбирательства (предположительно Берри выплатил 1,2 млн долларов истцам).

C 1996 по 2014 год певец еженедельно выступал по средам в своём клубе «Blueberry Hill» в Сент-Луисе и эпизодически выезжал в турне, в том числе в рамках прощального мирового турне музыкант дал три концерта в Москве.

На свой 90-летний юбилей Берри анонсировал новый альбом Chuck, готовящийся к выходу в 2017 году. Это первый альбом музыканта со времен Rock It, выпущенного в 1979.

Всего у Берри вышел 51 сингл (единственное 1-е место занял «My Ding-A-Ling») и 20 студийных альбомов, подавляющее большинство которых не попало в хит-парады.

Умер 18 марта 2017 года в американском городе Сент-Чарльз. Музыкант потерял сознание в своем доме. Полиция округа Сент-Чарльз прибыла на место, но несмотря на все попытки врачей, вернуть Берри к жизни не удалось. Смерть зафиксировали в 13:26 по местному времени.

Многие известные музыканты, в том числе Ринго Старр, Мик Джаггер, Брайан Уилсон и другие, выразили соболезнования по поводу смерти Чака.

25 июня 2019 года The New York Times Magazineruen назвал Чака Берри среди сотен исполнителей, чей материал, как сообщается, был уничтожен во время пожара в Universal Studios Hollywoodruen 2008 года.

Рост Чака Берри: 184 сантиметра.

Личная жизнь Чака Берри:

28 октября 1948 года Берри женился на Теметте «Тодди» Саггс, а 6 октября 1950 года у них родилась дочь Дарлин Ингрид Берри.

Дети: Алоха Берри.

Дискография Чака Берри:

1957 – After School
1958 – One Dozen Berrys
1959 – Chuck Berry Is on Top
1960 – Rockin’ at the Hops
1961 – New Juke Box Hits
1963 – Chuck Berry on Stage
1964 – Two Great Guitars
1964 – St. Louis to Liverpool
1965 – Chuck Berry in London
1966 – Fresh Berry’s
1967 – Chuck Berry’s Golden Hits
1967 – Chuck Berry in Memphis
1968 – From St. Louie to Frisco
1969 – Concerto in B. Goode
1970 – Back Home
1971 – San Francisco Dues
1972 – The London Chuck Berry Sessions
1973 – Bio
1975 – Chuck Berry
1979 – Rock It
2017 – Chuck

Читайте также:
Сэм Кук - отзывы, мнение, рейтинг

Сборники Чака Берри:

1962 – Chuck Berry Twist
1964 – Chuck Berry’s Greatest Hits
1967 – Chuck Berry’s Golden Decade
1973 – Chuck Berry’s Golden Decade, Volume 2
1974 – Chuck Berry’s Golden Decade, Volume 3
1982 – The Great Twenty-Eight
1988 – The Chess Box

Синглы Чака Берри:

1955 – Maybellene
1955 – Thirty Days
1956 – No Money Down
1956 – Roll Over Beethoven
1956 – Brown Eyed Handsome Man
1956 – You Can’t Catch Me
1957 – School Days
1957 – Oh Baby Doll
1957 – Rock and Roll Music
1958 – Sweet Little Sixteen
1958 – Johnny B. Goode
1958 – Beautiful Delilah
1958 – Carol
1958 – Sweet Little Rock and Roller
1958 – Run Randolph Run
1959 – Anthony Boy
1959 – Almost Grown
1959 – Back in the USA
1959 – Broken Arrow
1959 – Too Pooped to Pop
1960 – Bye Bye Johnny
1960 – I Got to Find My Baby
1960 – Jaguar and Thunderbird
1961 – I’m Talking About You
1961 – Go Go Go
1963 – Diplome For Two
1963 – Memphis
1964 – Nadine
1964 – No Particular Place to Go
1964 – Chuck’s Beat
1964 – You Never Can Tell
1964 – Little Marie
1964 – Promised Land
1964 – Dear Dad
1965 – Welcome Pretty Baby
1966 – Lonely School Days
1966 – Help to Your Jive
1966 – Neighbour Neighbour
1966 – Don’t Call on Me
1966 – Charlena
1966 – Club Nitty Gritty
1967 – Back to Memphis
1968 – Feelin’ It
1969 – Louie to Frisco
1969 – It’s Too Dark in There
1970 – Tulane
1972 – My Ding-A-Ling
1973 – Reelin’ And Rockin’
1973 – Bio
1975 – Baby What You Want Me To Do
1979 – Oh What a Thrill

последнее обновление информации: 23.01.2021

Берри Ч.

Чарльз Эдвард Андерсон Берри

гитарист, певец, композитор

Чак Бе́рри (англ. Chuck Berry ; полное имя — Чарльз Э́двард А́ндерсон Бе́рри; 18 октября 1926) — американский певец, гитарист, автор песен. Один из родоначальников рок-н-ролла.

Содержание

Биография

1926—1955

Чак Берри родился в многодетной негритянской семье среднего класса (отец был подрядчиком и диаконом баптистской церкви, мать — директором школы) и с детства увлекался музыкой. После окончания школы, в течение 10 лет, выступал по клубам, играя блюзы. Именно в одном из них, в Сент-Луисе, он стал исполнять кантри, окрашенное блюзовыми приёмами. Это новаторское смешение стилей (каждому из которых была присуща своя аудитория, разделённая по расовому признаку) принесло ему местную известность. В мае 1955 года Берри, по совету Мадди Уотерса, вышел на Леонарда Чесса, владельца блюзового лейбла Chess Records. Тот заинтересовался гитаристом, причём именно его экспериментами с кантри, нежели его блюзом, к удивлению самого Берри. 21 мая в студии фирмы был записан первый сингл Чака Берри, «Maybellene», сочетавший напор ритм-энд-блюза и стилистику кантри. Сингл занял 1-е место в американском хит-параде категории ритм-энд-блюза.

1955—1963

Нашедший окончательно свой стиль, Берри стал выпускать один за другим хит-синглы, ставшие классикой рок-музыки: «Thirty Days» (1955), «Roll Over Beethoven» (1956), «Brown Eyed Handsome Man» (1956), «Rock’n’Roll Music» (1957), «Sweet Little Sixteen» (1958), «Johnny B. Goode» (1958) и другие. Берри как автор выделялся среди фигур раннего рок-н-ролла: тексты его песен были своего рода небольшими историями, полными неожиданных оборотов и иронии, не зря он был наречён «поэтом рок-н-ролла». С 1958 года стали выходить и долгоиграющие пластинки певца; в них основное место занимали блюзы. Берри активно гастролировал и также принял участие в съёмках двух рок-н-ролльных художественых фильмов — «Rock, Rock, Rock» (1956) и «Go, Johnny, Go» (1959).

В самом конце 1959 года, Берри оказался вовлечённым в судебное разбирательство, связанное с бывшей гардеробщицей его сент-луисского клуба, которая занималась проституцией. В результате судебного разбирательства Берри был оштрафован на 5000 долларов и приговорён к 5 годам тюремного заключения. Он был освобожден досрочно, тем не менее, проведя в тюрьме три года.

Читайте также:
Сумишевский Ярослав Александрович - отзывы, мнение, рейтинг

1963—1975

Прерванная карьера Берри неожиданно взяла реванш в лице «британского вторжения» середины 1960-х гг. Кавер-версии песен Берри делали почти все новые британские группы, включая The Beatles, The Rolling Stones, The Kinks, The Animals, The Yardbirds и проч. На этой волне Берри вновь стал записывать рок-н-ролл, записав такие известные композиции как «No Particular Place To Go», «You Never Can Tell» (эта песня приобрела вторую жизнь благодаря сцене фильма «Криминальное чтиво») и «Promised Land». После чего, в 1966 году, певец перешёл на Mercury Records, на котором перезаписал свои хиты и выпустил несколько новых альбомов. Переход на новый лейбл ознаменовал новые нюансы в творчестве Берри: певец привнёс элементы психоделии в свои выступления. В 1970 году Берри вернулся на Chess, но опять покинул лейбл через пять лет. В этот период он выпустил несколько синглов, один из которых — «My Ding-A-Ling» (1972) — парадоксальным образом впервые принёс Чаку Берри 1-е место в национальном хит-параде США, несмотря на то, что это была полушуточная концертная кавер-версия.

С момента ухода с Chess, Берри окончательно переключился на концертную деятельность, изъездив с гастролями весь мир (в Россию Берри приезжал несколько раз). Певец до сих пор еженедельно выступает по средам в своём клубе «Blueberry Hill» в Сент-Луисе и эпизодически выезжает в турне.

Интересные факты

  • У Чака Берри были не раз крупные проблемы с законом. Первый раз он был арестован за угон машины в подростковом возрасте. Затем громкий скандал 1959 года (см. выше), который почти погубил карьеру певца (Берри в итоге отсидел 3 года в тюрьме). В 1979 году против Берри было заведено новое уголовное дело за неуплату налогов. Приговор: 4 месяца тюрьмы и 1000 часов общественно-принудительных работ. В 1990 году разразился более неприличный скандал: на Берри подали в суд несколько женщин, обвинявших певца в установке тайных камер наблюдения в женских уборных его собственного клуба. Дело было решено не доводить до судебного разбирательства (предположительно Берри выплатил 1,2 млн долларов истцам).
  • Существует байка, что Берри было достаточно брать с собой на гастроли свой «Брюс Спрингстин.
  • Песня The Beatles «Back In The USSR» (1968) была одновременно пародией на песню Берри «Back In The USA» (1959) и пастишем на стиль The Beach Boys, успех карьеры которых, в свою очередь, был обязан их синглу «Surfin’ USA» (1962), целиком снятую с «Sweet Little Sixteen» Берри (1958; изменены лишь слова).
  • В фильме «Назад в будущее» по сценарию главный герой Марти Макфлай исполняет на балу «Johnny B. Goode». В это время солист группы Марвин Берри звонит кузену Чаку и даёт послушать выступление, давая тем самым идею звука самому Берри.

Дискография

Синглы

Указаны только оригинальные американские синглы (переиздания исключены).

Год Название
1955 Maybellene / Wee Wee Hours
1955 Thirty Days / Together
1955 No Money Down / Down Bound Train
1956 Roll Over Beethoven / Drifting Heart
1956 Brown Eyed Handsome Man / Too Much Monkey Business
1956 You Can’t Catch Me / Havana Moon
1957 School Day / Deep Feeling
1957 Oh Baby Doll / Lajaunda
1957 Rock And Roll Music / Blue Feeling
1958 Sweet Little Sixteen / Reelin’ and Rockin’
1958 Johnny B. Goode / Around And Around
1958 Beautiful Delilah / Vacation Time
1958 Carol / Hey Pedro
1958 Sweet Little Rock And Roller / Jo Jo Gunne
1958 Merry Christmas Baby / Run Rudolph Run
1959 Anthony Boy
1959 Almost Grown / Little Queenie
1959 Back In The USA / Memphis, Tennessee
1959 Broken Arrow
1960 Too Pooped To Pop / Let It Rock
1960 Bye Bye Johnny / Worried Life Blues
1960 I Got To Find My Baby / Mad Lad
1960 Jaguar and Thunderbird / Our Little Rendezvous
1961 Come On / Go Go Go
1963 Diploma For Two
1964 Nadine (Is It You?) / Orangutang
1964 No Particular Place To Go / You Two
1964 You Never Can Tell / Brenda Lee
1964 Little Marie / Go, Bobby Soxer
1964 Promised Land / The Things I Used To Do
1965 Dear Dad / Lonely School Days
1965 It Wasn’t Me / Welcome Back Pretty Baby
1966 Ramona Say Yes
1967 Laugh and Cry
1967 Back to Memphis
1967 Feelin’ It
1967 Back In The USA / Roll Over Beethoven
1968 Louie to Frisco / Ma Dear
1969 Good Looking Woman
1970 Tulane
1972 My Ding-A-Ling (live) / Let’s Boogie
1972 Reelin’ and Rockin’ (live) / Johnny B. Goode
1973 Bio
1975 Shake, Rattle And Roll
1979 California

Альбомы

Указаны только американские официальные студийные и концертные альбомы; сборники исключены.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: