Богда́н Сильве́стрович Сту́пка – отзывы, мнение, рейтинг

Тонкокожий человек. Памяти Богдана Ступки

27 августа исполнилось бы 80 лет со дня рождения великого украинца, советского и украинского актера театра и кино, экс-министра культуры Украины Богдана Ступки. Предлагаем вашему вниманию главу о нем из книги заслуженного журналиста Украины Семена Случевского “ОТОВСЮДУ ОБО ВСЕМ”.

27 августа исполнилось бы 90 лет со дня рождения великого украинца, советского и украинского актера театра и кино Богдана Ступки.

Вряд ли кого-нибудь удивлю, сказав, что Богдан Сильвестрович Ступка — талантливейший актер, доказавший и на сцене, и на экране, что ему под силу убедить зрителя: любой его герой, не важно, положительный или отрицательный, трагический или комический — правдоподобен до боли. Этому герою сочувствуешь, любишь или ненавидишь его, но, главное, искренне сопереживаешь.

Будь всегда в курсе событий вместе с телеграм-каналом Быстрый Фокус.

Со Ступкой было интересно общаться, нас познакомила моя жена, которая много с ним работала на съемочной площадке. Он приглашал нас на свои спектакли, я показывал ему свои фильмы. Богдан был неравнодушен к футболу, мог толково, пусть и на любительском уровне разобрать игру.

Это он первый ошарашил меня: “Неплохо бы было снять игровой фильм о Лобановском. Я бы с удовольствием его сыграл бы”. Заметив в моих глазах дичайшее удивление, Богдан лукаво усмехнулся: “Что, я не похож на него? Ничего, я бы нашел внутреннюю схожесть, и ты бы поверил!”. Теперь я точно верю в это.

У меня есть своя история знакомства и общения со Ступкой. Впервые о Сильвестровиче довелось написать в самом конце 1990 — начале 1991 года, в дни, когда по всем швам трещал Советский Союз. Но тогда о “гибели империи” особенно не задумывался. На всех парах мы с Алексеем Габриловичем в Москве завершали сценарий и начинали снимать двухсерийку “Дворы нашего детства” — продолжение “Цирка…”, “Футбола…” и “Кино нашего детства”.

Однажды один из героев картины — приятель Габриловича еще со школьной поры — тогдашний главный редактор газеты “Экран и сцена” Александр Авдеенко неожиданно спросил меня:

— Ты ведь киевлянин? А с Богданом Ступкой знаком?

— Неважно. А ты его театральные работы видел?

— Хорошо. Тебе позвонит мой заместитель Борис Берман. Помоги нам.

Для тех, кто не знает, что такое “Экран и сцена”. Замечательное высокопрофессиональное издание, приложение к “органу” ЦК КПСС “Советская культура”, родившееся в годы перестройки и, конечно, умершее в пору “дикого” накопления капитала. С Борей мы до того были хорошо знакомы как киношники: он критик, я сценарист.

Берман позвонил: “Выручай, у Ступки, говорят, юбилей на носу. Напиши статью о его Тевье. Здесь, в Москве, многие хвалят, но лично мало кто видел”. В то время не было ни Википедии, ни самого интернета на “одной шестой” — точно. “Потому проверять, когда у Ступки юбилей и слать письма, сам понимаешь, уйдет туча времени, а вдруг прозеваем”. Тогда и я не знал, что у Богдана юбилей будет дольше, чем через полгода — в августе, но постарался написать вовсе не “датское”.

“Тонкокожий” (“Экран и сцена” №8 (60), 21 февраля 1991 года).

“Позади него светились бесчисленные звезды на темном-темном небе. Млечный путь. Бездна. Вселенная. Вечность.

Перед ним догорали свечи: первая — маленькая, следующая — больше, дальше — еще больше, еще, еще… Свечи заворачивались в какую-то бессмысленную спираль, и спираль эта обрывалась. Голгофа?

Его Тевье нес свой крест на эту Голгофу (если вообще возможно, чтобы еврей нес крест). “Котыв свого воза”. Его Тевье безмерно устал катить свой воз, но будет делать это до последнего вздоха.

Его Тевье талантлив любить. Он любит своих дочерей, свою изведенную хлопотами и печалями жену Голду, любит свою клячу и буренку, любит своих земляков — и плотника Степана, и непутевого Менахема-Мендла, он любит все сущее и живое.

Его Тевье способен лукавить. Он лукавит с урядником, с мясником, с женой. Но в лукавстве своем чист и наивен.

Его Тевье может негодовать, быть яростным, неистовым. Но его Тевье не может ненавидеть.

Его Тевье страдает. Страдает за детей, за соседей, за род людской.

Его Тевье общается с Богом. Ибо не может не общаться. В этом он и счастлив, и страдает, и тверд. В этом его Тевье мудр. Мудрый оттого, что интеллигентный. Как интеллигентны его же украинский крестьянин Мыкола Задорожный из “Украденного счастья”. Как русский дядя Ваня. Интеллигентны не по Краткому курсу ВКП (б) — “…прослойка, служащая делу рабочего класса и трудового крестьянства…”, а как личности, острее других чувствующие чужую боль и прежде других готовые на жертву.

Эти образы интеллигентны в силу того, что интеллигентен он сам – их создатель, прекрасный украинский актер Богдан Ступка. Тонкокожий человек”.

Казалось бы, “по-людски” на этом месте пристойно поставить точку. Но у киношников есть свои традиции — это когда после похорон на поминках сначала все течет степенно, а потом начинают вспоминать веселое. Богдан Сильвестрович был абсолютно раблезианский человек, потому и эта новая история только придаст теплый лучик его Памяти. Думаю, Лариса, Остап, все близкие поймут меня и не обидятся.

После выхода той статьи прошло несколько лет. Середина “лихих” 90-х. В нашей с женой московской квартире раздался телефонный звонок. Звонил Богдан. Моя жена — киноактриса Оксана Григорович-Барская — много с ним снималась. Богдан сообщил ей, что приехал в Москву на премьеру нового фильма, в котором у него роль, пригласил в Дом Кино.

Мы приехали, Оксана нас познакомила уже очно. Сильвестрыч, пожимая руку, хитро сощурился, и тут же вопрос в лоб, причем с первого слова на “ты”: “Ты обо мне писал “Тонкокожий”? — Я”, — не выдавая искреннего удивления, что он еще помнит, прошло ведь года четыре…

Читайте также:
Леонид Кравчук, биография, история жизни, причины известности

После ресторана Дома Кино мы втроем, как принято, начали “водить козу”: сначала к нам домой на метро “Аэропорт”, потом его провожали в гостиницу “Минск”. Но и там не угомонились. Примерно часа в 4 утра Богдан возле забегаловки у Белорусского вокзала закричал: “Хочу пива (это после шампанского, виски и водки, хотя количественно, честно, все было “без зверства”) и заесть баварскими колбасками из палатки”. Сказал он “чисто по-московски” палатки. Там слово “киоск” к генделыкам не прижилось. Подошли.

Вдруг нас обгоняет пара сопляков с криком: “Пропустите без очереди студентов Олега Павловича Табакова”. Мы, ухмыляясь, пропустили. Оксана ехидно спрашивает мальцов: “Ребята, а какие у вас оценки по истории советского театра?”

В ответ МХАТовская пауза. Она их “душит” дальше: “Вы что, не узнали народного артиста СССР? Придется утром позвонить Табакову!”. Они в шоке! Неожиданно из киоска высовывается толстая, абсолютно “кустодиевская” продавщица и орет на них: “Вы, в самом деле, не узнали, козлы! Он же генерала КГБ играл (шефа КГБ Семичастного в фильме “Серые волки”), только вчера по телику крутили”. Юные дарования и вовсе притихли.

И тут среди безмолвия тихий, чуть с обидой голос Богдана: “Вообще-то у меня еще роли были… Я и Дона Хуана играл, и Артуро Уи, и Иешуа, и Тевье”.

От редакции: за Богдана Сильвестровича Ступку можно проголосовать в рейтинге “100 современников, которые изменили Украину” по версии читателей журнала “Фокус”. Голосование продолжается и открыто для всех желающих.

Почему отрицательные герои были любимым амплуа одного из самых талантливых актёров советского кино: Богдан Ступка

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Не многим народным артистам СССР выпадала честь быть признанными и почитаемыми во всем мире. Украинскому актёру Богдану Сильвестровичу Ступке в этом заслуженно повезло – он был одним из тех, кого американские кинокритики ставили в один ряд с такими знаменитостями как Де Ниро, Аль Пачино и Энтони Хопкинс. Он действительно был неподражаем в театре, великолепен в кинематографе, безупречен в озвучивании и хорош даже в рекламе. Он был счастлив в любви и своей семье. Ему удавалось всё то, что было им задумано. Не смог он победить лишь болезнь, подкосившую его жизненные силы.

Его называют человеком-эпохой, ставшим символом советского кино. По его ролям можно изучать историю и познавать Украину. На его счету множество ролей, начиная от шекспировского короля Лира и, заканчивая Мастером Булгакова. Он – гениальный и самобытный артист, обладающий даром перевоплощения, выдающийся деятель культуры, незаурядный талант, искренность которого сделала его любимцем публики. За свою жизнь Богдан Сильвестрович сыграл свыше ста ролей в кинофильмах, а также создал более сотни персонажей на сцене театра, проявив себя актёром, которому были подвластны любые образы.

За свою длительную кинокарьеру Ступка был удостоен 15-ти наград и призов, включая «Нику» и три «Золотых орла». А в 2004 году Европейская киноакадемия номинировала актера на главную премию.

Был Ступка членом и Союза кинематографистов Украины, и Европейской киноакадемии, академиком Украинской и Российской академии кинематографических искусств, и министром культуры и искусства Украины, и президентом нескольких кинофестивалей. До самого последнего своего дня он оставался художественным руководителем Театра им. И. Франко. А, что уж говорить о множестве государственных наград и премий. Уже при жизни актера признали национальным героем Украины, а в рейтинге великих украинцев имя Богдана Ступки стоит на 47-м месте. А это, поверьте, также говорит о многом.

Перелистывая страницы биографии великого актера

Богдан Ступка родился в августе 1941 года в небольшом селе в окрестностях Львова. По окончании войны, в 1948-м, семья перебралась во Львов. С малолетства будущий актер буквально впитывал атмосферу театральных подмостков, так как все свое детство провел за кулисами. Его отец – Сильвестр Дмитриевич Ступка был хористом Львовского оперного театра, там же солировал его родной дядя по матери, тетя работала главным концертмейстером. Подрастая за кулисами театра, он увидел многих выдающихся певцов послевоенного времени, в частности Ивана Козловского и Сергея Лемешева. Такая творческая атмосфера никак не могла не наложить свой отпечаток на формирование у юного Богдана актерских способностей.

Однако, окончив школу, юноша решил получить вовсе не актерскую профессию. Он подал документы в политехнический институт на химический факультет. Провалив экзамены, работал слесарем в мастерской, фотографом при астрономической лаборатории. А еще подрабатывал конферансье в молодежном джазовом ансамбле «Медикус». И однажды, убедившись, что публика хорошо воспринимает его выступления, Ступка понял, что от судьбы не уйти, и, наконец-то, твердо решил стать актером.

Богдан Сильвестрович поступил в драматическую студию при Львовском драмтеатре и уже в 1961 вошел в состав актерской труппы. Почти 17 лет, вплоть до 1978-го, он выходил на сцену этого театра. А переехав в столицу, он продолжал работать уже на сцене Киевского академического театра имени Ивана Франко, которому отдал более 30 лет своей жизни.

Семья – надежный тыл актера

Забегая наперед, хотелось бы сказать, что со своей супругой Ларисой Корниенко Богдан Ступка прожил в мире и согласии около 45 лет. Именно она была, единственной любовью всей его жизни, надежным тылом, вдохновительницей и хранительницей их домашнего очага. Эта удивительная пара воспитала династию украинских актеров – сына Остапа и внука Дмитрия Ступку.

Лариса Семёновна Корниенко родилась и выросла в Баку. Окончив Хореографическое училище, 21-летней девушкой она приехала работать в Львовский оперный театр. Во Львове и состоялась встреча начинающей балерины и 22-летнено начинающего актёра городского Драматического театра имени Заньковецкой. Через четыре года молодые люди зарегистрировали свой брак и родили своего единственного сына Остапа.

Читайте также:
Наталья Холоденко - биография, личная жизнь, фото, видео

Семья жила дружно, разделяя на двоих и радости, и горести. Домашние хлопоты, разумеется, легли на плечи Ларисы, которая умудрялась совмещать работу в театре с заботами о семье, при этом, везде успевая. В их доме никогда не было излишеств ни в быте, ни в еде. Ступка никогда не привередничал, он целиком доверял вкусу и выбору своей жены – начиная с одежды и заканчивая выбором поездки в отпуск. А сам глава семейства играл на сцене по два десятка спектаклей в месяц, нередко уезжал на съемки.

Давая интервью, актер так оценивал свои семейные отношения: “Жена говорит: -Да, с тобой жить тяжело. Но как только я посмотрю спектакль, где ты выходишь на сцену, то опять влюбляюсь и все прощаю!” Вот она сила искусства! Другие меняют женщин как перчатки, а я вцепился в одну – и живу. Ее мудрость позволила нам прожить так долго, вместе более сорока лет. И считаю, что мне повезло!”

Невзирая на большую занятость, Богдан Сильвестрович считал, что в жизни человека нет ничего важнее семьи, поэтому не раз утверждал, что его главное наследство – вовсе не роли. Самое важное, что он оставит после себя – это новое поколение талантливых артистов. Своих сына и внуков, которые пошли по его стопам, он учил быть не только актерами, а в первую очередь – людьми. А когда семья пополнялась внуками, он любил шутить, что клан Ступок разрастается.

Богдан Ступка и кино

Актером кино Ступка стал в 29 лет, дебютировав в киноленте “Белая птица с черной отметиной” Юрия Ильенко, роль в которой актер получил благодаря скандальной ситуации. Сценарий к фильму писали совместно режиссер Ильенко и актер Иван Миколайчук, который и должен был войти в образ украинского националиста Ореста Звонаря. Но тут неожиданно цензура запретила Миколайчуку играть эту роль. На то время артист был достаточно знаменит и Советские власти подозревая актера в “национализме”, решили во избежание популяризации того самого “национализма” не провоцировать зрителя. Таким образом, роль отдали малоизвестному театральному актеру Богдану Ступке.

Так потом и повелось. Вначале кинокарьеры Ступке практически всегда доставались отрицательные роли. Впрочем, именно такие роли и импонировали ему самому. Он не раз отмечал, говоря о персонажах партработников и прочих наигранных положительных героев: “. равняться на такого “неживого” человека было нереально, потому что не вызывал ни симпатии, ни уважения – ничего из-за этой правильности непробиваемой. Я потому всегда хотел играть отрицательных героев, потому как в отрицательных была какая-то правда, в них была жизнь.”

После роли Ореста Звонаря в драме «Белая птица с чёрной отметиной» Богдан Ступка стал затребованным актёром, которого довольно часто стали приглашать в “большое кино”. Сейчас, просматривая современные фильмы с участием Богдана Ступки трудно поверить, что первая роль в кино далась ему весьма трудно. Как позже рассказывал сам Ступка, ему было очень сложно переключиться с театрального актера на киноперсонажа: “Я говорил очень громко, как в театре, и мне постоянно режиссер повторял: “Не кричи так, говори тише” . Сложности возникали и с эмоциями. В театре Богдан Ступка привык показывать эмоции преувеличенно, в то время как перед камерами надо было играть более сдержанно и естественно. Однако и с этим вскоре справился великий актер.

В его фильмографии можно увидеть картины самых разнообразных жанров. Так в возрасте 67 лет Ступка решился сняться в эротической мелодраме “Сафо”, где сыграл роль российского археолога, который с дочкой приехал на греческий остров Лесбос.

Однако в наибольшей степени актер проявился в историческом жанре. Вот небольшой перечень исторических фигур, которых сыграл актер: гетман Иван Брюховецкий (“Черная рада”), Иван Мазепа (“Молитва за гетмана Мазепу”), Богдан Хмельницкий (“Огнем и мечом”), а также Чингисхан (“Тайна Чингисхана”). Однако, для многих он остался могущественным и сильным Тарасом Бульбой в потрясающем фильме Владимира Бортко “Тарас Бульба” (2009), где Ступка сыграл главную роль.

Подробнее об этой исторической эпопее читайте в следующем обзоре.

Богдан Ступка и политика

В 1999 году Богдан Сильвестрович оказался в большой политике, став Министром культуры Украины. Однако, возглавлял министерство не совсем не долго. Спустя два года, он покинул этот пост. После его смерти в Минкульте Украины заявили, что история отечественного театра и кино разделилась на две эпохи: до и после Ступки.

Как признавался сам актер, эта должность была ему в тягость, так как понял, что политика — это самая грязная игра, овладевшая умами человечества. Поэтому Ступка решил вернуться в театр. В 2001 году стал художественным руководителем Национального академического драмтеатра имени Ивана Франко, и более 10 лет оставался на этом посту.

Родовая связь

У актера была сильная связь с его матерью. Именно к ее мудрым советам он прислушивался на протяжении всей своей жизни. Они с ней даже рождены были в один день – 27 августа. Перед своей кончиной, когда он почувствовал, что жизненные силы покидают его, сказал, что хочет умереть именно в тот день, когда умерла его мать – 23 июля. До этой даты Ступка не дотянул всего лишь сутки.

Жизнь Богдана Сильвестровича оборвалась за месяц до его 71 годовщины в столичной клинике «Феофания» от сердечного приступа, где он уже длительное время боролся с онкологией.

Легенда кино и театра – Богдан Ступка был человеком счастливым не от большой своей популярности, а от того, что всю жизнь занимался любимым делом и получил за это всеобщее признание и славу. Он называл себя “Актер Актерыч” и любил, когда на съемочной площадке к нему обращались Бодя, Ступочка или Сильвестр Сталоновый. Достаточно назвать его имя сейчас – и все, даже люди далекие от искусства, знают о ком идет речь. Так было и при жизни великого Мастера.

Читайте также:
Лина Костенко, биография, история жизни, причины известности, творчество

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Гений Богдан Ступка

Для меня, белгородского российского отрока, фильм «Белая птица с черной отметиной», снятый украинскими кинематографистами, стал в начале 1970-х ярчайшим художественным событием. И трагичное содержание «западенского» сюжета было в новизну, и способ осмысления мира. Это я потом узнал, что снял его Юрий Ильенко, один из учеников Сергея Параджанова и адептов так называемого поэтического кино, но тогда, конечно, меня потрясли актеры, молодые, превосходные Иван Миколайчук, Лариса Кадочникова (та самая, из параджановских «Теней забытых предков») и, разумеется, очень впечатливший дебютант Богдан Ступка в роли Ореста Звонаря, одного из братьев, оуновца.

Тема больная, западноукраинская, но тогда мало кто мог предвидеть, что совсем скоро, через полтора-два десятка лет многие «мытци» свихнутся на националистической теме, станут пускать ксенофобскую пену. Что-то им, видимо, недодала Советская власть, увешавшая их всех регалиями и наградами, – что тому же Ю. Ильенко (а сын его Андрий и вовсе станет одним из лидеров пресловутой нацистской «Свободы»), что К. Степанкову, народному артисту СССР (1977), который тоже, когда дозволят и укажут, свихнется на антисоветской-антирусской почве вместе с супругой А. Роговцевой, также народной артисткой СССР (1978). Тяжёлая болезнь забрала в 1987 г. 46-летнего гениального Миколайчука (а вы знаете, что он по рождению был Николайчук?) и ему не привелось жить в помрачённые времена вылившейся вдруг украинской ненависти к русскому брату.

Наше сегодняшнее воспоминание – про Богдана Ступку. Про выдающегося актера, сыгравшего много ролей, – одна ярче другой, и, как казалось, старавшегося выдерживать в своей биографии человеколюбивую линию поведения. Творческая биография Богдана Ступки насчитывает около ста тридцати фильмов и сериалов и полусотни ролей в театре, которые неизменно пользовались огромным успехом у зрителей.

Мне привелось встретить Богдана Сильвестровича лишь однажды, в 1997 году, в Фонде культуры Украины в Киеве, где он как член жюри участвовал в конкурсе «Новые имена Украины», а моя дочь-харьковчанка была соискателем как юный пианист (кстати, стала лауреатом позже, как 15-летний русский поэт, тогда еще такое было возможно, поскольку возглавлял Фонд и конкурс поэт Борис Олийнык, и до начала 2000-х на Украине времена были еще относительно «вегетарианские»).

В 1999 – 2001 гг. Б. Ступка будет служить министром культуры Украины в правительстве В. Ющенко, при президенте Л. Кучме, который русских младенцев не ел, но книгу пафосную «Украина – не Россия» спроворил, чем сделал свой вклад в недоброе дело, да еще и накануне «оранжевого» переворота.

Богдан Ступка был заслуженно признан всеми и везде: лауреат Государственной премии СССР (1980), народный артист СССР (1991), Герой Украины (2011). Звание героя он удостоился за год до кончины, которая случилась 22 июля 2012 года. Отпевали прославленного актёра, скончавшегося от болезни, в храме униатов, грекокатолической церкви святого Николая Мирликийского на Аскольдовой могиле в Киеве, похоронили на Байковом кладбище, где покоятся многие знаменитости.

За свою кинокарьеру Ступка был удостоен полутора десятков наград и призов, включая престижные Российской Федерации – «Нику» и три «Золотых орла». Роль старика Блинова в сильной военной драме «Свои» (2004 г., режиссёр Д. Месхиев) принесла актёру большой успех, Европейская киноакадемия выдвинула его на получение своей знаменитой премии.

В 2004 году, кроме картины «Свои», вторым кассовым российским фильмом с участием Б. Ступки стала драматическая кинолента «Водитель для Веры» Павла Чухрая, которая была награждена «Золотой розой» – главным призом фестиваля «Кинотавр», и большим рядом призов разных фестивалей за лучшие роли и музыку (Эдуард Артемьев). Создать трагический образ советского генерала Серова помогли Ступке прекрасные партнеры – российские актёры Алёна Бабенко, Игорь Петренко, Андрей Панин.

Считают, что европейскую славу Ступки закрепил образ Константы в ленте польского классика К. Занусси «Сердце на ладони».

Если вспоминать ещё какие-то работы Ступки в советском кинематографе, то отметим яркую и убедительную роль малоросса Чепурного в 1985 г. в блистательной экранизации пьесы Горького «Дети солнца», снятой Леонидом Пчёлкиным на телевидении. Убедительность этой роли тем более ценна, что Ступка играл в мощном актёрском ансамбле, который составили Иннокентий Смоктуновский, Алла Демидова, Евгения Симонова, Александр Лазарев, Наталья Гундарева и другие звёзды. По воле автора пьесы персонаж Ступки кончает жизнь самоубийством, словно осуществив решение рассказанного им же анекдота: «Чтобы поддержать честь нации». Малороссийская горьковская метафора саркастически воплотится в жизнь в новейшие времена Украины – периодов «майданов», которые есть не что иное, как «украинское харакири».

Был и широкоформатный художественный фильм Самвела Гаспарова «Забудьте слово „смерть“» (1979 г.), где Ступка сыграл роль комиссара Ивана Острового, направленного в 1929-м в ГубЧК для уничтожения банды батьки Кикотя. Смертей в фильме было очень много, неожиданно для советского зрителя; кажется, погибли все действующие лица с обеих сторон Гражданской войны, выжил только герой Ступки.

Справочники рассказывают, что Богдан Ступка родился в начале Великой Отечественной войны, 27 августа 1941 года, в поселке Куликов (ныне Жолковского района Львовской области Украины). Когда мальчику было семь лет, семья переехала во Львов, где и прошли детство и юность будущего актёра. Отец был певчим хора Львовского оперного театра, там же солировал дядя, а тетя работала концертмейстером.

Не поступив в политехнический институт, Богдан некоторое время был учеником слесаря, затем фотографом в астрономической лаборатории (лаборантом-вычислителем на переменных звездах). Был ведущим в джаз-ансамбле «Медикус».

В 1961 г. он окончил студию при Львовском украинском драматическом театре им. М. К. Заньковецкой. В 1963–1965 гг. учился на заочном отделении филфака Львовского государственного университета им. И. Франко.

Читайте также:
Гео́ргий Русла́нович Гонга́дзе - отзывы, мнение, рейтинг

В труппе львовского театра актер проработал семнадцать лет. В 1963 г. был призван в армию, и все три года совмещал службу с профессиональной деятельностью (работал конферансье и чтецом) в Ансамбле песни и пляски Прикарпатского военного округа. В 1967 г. был принят в Союз театральных деятелей Украины.

С 1978 года – актёр Киевского драматического театра им. И. Франко. К 1984 году окончил Киевский институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого по специальности «театроведение». С 2001 года до последних дней был художественным руководителем театра им. И. Франко.

В новейшие времена, в 1999 г., Богдан Ступка снялся в исторической драме «Огнём и мечом» польского кинорежиссера Ежи Гофмана, где исполнил роль украинского гетмана Богдана Хмельницкого.

Душа актёрская широка, привелось Ступке сыграть и гетмана Ивана Мазепу в скандально-тенденциозном антирусском болезненном и злобном фильме Ю. Ильенко «Молитва о гетмане Мазепе» (2001).

Роль в патологическом фильме режиссера Киры Муратовой «Два в одном» (2007), как некоторые уверяют, «позволила кинокритикам поставить Ступку в один ряд с такими всемирными знаменитостями как Хопкинс, Пачино и Де Ниро». Картина, в которой актёр сыграл отца-насильника, была показана на Берлинском кинофестивале. В фильме снялись также любимица одесситки Муратовой Рената Литвинова, Александр Баширов, Наталья Бузько, Жан Даниэль.

Ярчайшей ролью Б. Ступки стал образ Тараса Бульбы в фильме 2009 года режиссера В. Бортко. В этой ленте в роли Вертихвоста снялся Остап Ступка, народный артист Украины, сын Богдана Сильвестровича (кстати, Остап и Дмитрий Ступка играют в театре им. И. Франко, которым много лет руководил их отец и дед). В роли супруги Бульбы задействована Ада Роговцева, которая, несмотря на свою ненависть к России, часто появляется в российских телесериалах и кино. Съёмки фильма «Тарас Бульба» велись в России (на киностудии «Ленфильм») и на Украине (остров Хортица в Запорожье, Крым, Каменец-Подольский, Киев, Хотин и др.), в Польше (Вроцлав).

В новейшей Украине фильм «Тарас Бульба» запрещён. И понятно почему.


Следует сказать также, что Ступка – как всегда ярко – сыграл Петра Дементьевича Полетаева, мастера новочеркасского завода, в российском сериале «Однажды в Ростове» (2012) режиссера К. Худякова. К фильму справедливо предъявляют претензии в антисоветской тенденциозности, он снят по сценарию Елены Райской, допустившей, мягко говоря, «вольности» в изображении событий в СССР начала 1960-х.

Был и такой факт: в кантате композитора Е. Станковича «Панихида по умершим от голода» Б. Ступка исполнил стихи Дмытра Павлычко, написанные как будто под диктовку Ющенко или Тягныбока: «Не забудьте вы, як мы помыралы по вине Москвы». Так и хотелось при прослушивании (а это были кадры документального фильма о композиторе) воскликнуть: «Богдан Сильвестрович! Ну как можно!»

С 2006 по 2010 год Б. Ступка был художественным руководителем актёрского курса в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого. Трижды удостаивался знаменитой «Киевской пекторали», а также в разные годы награждался орденами «За заслуги», Почета, Дружбы и дважды Ярослава Мудрого.

Богдан Сильвестрович был Почётным гражданином Киева, а также членом Украинской академии искусств, Российской киноакадемии «Ника», Европейской киноакадемии. С 1992 года – членом комитета по Государственным премиям Украины им. Т. Шевченко при Кабмине Украины. С 2001 года – президентом Киевского международного кинофестиваля «Молодость», а с 2009-го – президентом Киевского международного кинофестиваля.

Сообщалось, что в 2008 году, на 67-й день рождения Богдана Ступки, работники частной Андрушёвской астрономической обсерватории, находящейся на Житомирщине, назвали в честь любимого актера астероид, который открыли в ночь на 27 августа.

Богда́н Сильве́стрович Сту́пка – отзывы, мнение, рейтинг

МЫ В СОЦСЕТЯХ:

  • СВЕЖИЙ НОМЕР
  • ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ
    • Богема
    • Семейные новости
    • Любимцы
    • От нашего стола
    • Нежный возраст
    • Все чудеса света
    • Только для взрослых
    • Родня
    • На что жалуетесь
    • Так не бывает
    • Мелочи жизни
    • Небо и земля
    • Жизнь и кошелёк
    • Любовь, измена
    • Проверено временем
    • В лучах славы
  • РАЗВЛЕЧЕНИЯ
    • Весёлая семейка
    • Детский лепет
    • Тесты
  • ГОРОСКОП
  • ОБСУЖДЕНИЕ
  • РЕДАКЦИЯ
    • Подписчикам
    • Распространителям
    • Реклама
    • Контакты
  • АВТОРЫ
Богдан Ступка: Ну неплохо я играл, неплохо
10.06.2021 14:47

Богдан ходил на корты Политехнического института. Однажды туда же пришёл немолодой полный человек, предложил сыграть. Сначала мужчина выиграл три-четыре сета, а потом Ступка начал подавать кручёные мячи, и толстяк не успевал добегать… Когда же Богдан пришёл сдавать вступительные экзамены, председателем экзаменационной комиссии оказался его спарринг-партнёр, который с удовольствием завалил абитуриента.

Танцуй, танцуй

После роли робота Механтропа на Ступку посыпались самые разнообразные предложения от режиссёров. Сразу, с первого своего сезона, он стал востребованным актёром – играл в «костюмных» и современных пьесах эпизодические и главные роли.
Начинала складываться и личная жизнь: друг Ступки, композитор Богдан Яновский, познакомил его с очаровательной балериной Ларисой Корниенко. Девушка только что вернулась во Львов после окончания Бакинского хореографического училища и начинала работать в оперном театре. Ступка и Лариса стали встречаться, но в 1963-м Богдана призвали в армию.

Свадьба как пожар

В 1964-м Богдан и Лариса сыграли свадьбу, через три года родился сын Остап.

Больше снимать не будут

Интересно, что на роль Ореста Звонаря, которую сыграл Ступка, первоначально был приглашён Иван Миколайчук. Но когда худсовет студии посмотрел материал картины, общее мнение было таким – отрицательную роль главаря бандеровцев должен играть вот этот длинный черноволосый парень с колючими глазами…

«Орёл» похудел

Богдан Сильвестрович признавался, что характёр Тараса ему не близок, он не принимал его максимализма, жестокости: «По-человечески я не мог понять Тараса, и в этом было главное препятствие в работе над ролью. Я не смог бы его простить, поскольку убить своё дитя – для меня за гранью добра и зла. К тому же у Гоголя Бульба весит двадцать пудов, то есть триста двадцать килограммов. А во мне в пять раз меньше! Но режиссёр Бортко убедил меня, что волшебная сила искусства может решить даже эту проблему. «Наверное, он был прав», – подумал я, держа в руках «Золотого орла» за эту роль на церемонии на «Мосфильме». Кстати, не только Тарас Бульба, но и «Золотой орёл» «похудел». Когда в 2005-м я получил своего первого «Орла» за картину «Водитель для Веры», тот был намного тяжелее по весу, хотя таких же размеров».

Ясным соколом

Отважный поступок Ступки запомнился Яновскому на всю жизнь и оставил ощущение уверенности, что с таким другом можно идти в атаку, что он всегда прикроет твою спину.

Дело в шляпе

А внук Дима ещё студентом сыграл в гоголевской «Женитьбе». Учился в театральном на курсе, где дед был мастером. В театре играет Ромео. В российской ленте «Мы из будущего – 2» Дима сыграл одну из главных ролей.

Умер Богдан Ступка

Скончался выдающийся актер Богдан Сильвестрович Ступка.

Богдану Ступке – актеру и министру

. “Жил Александр Герцевич,
. Еврейский музыкант. ”
. О. Мандельштам

Жил-был Богдан Сильвестрович,
Актерская душа.
Шекспира он заверчивал,
Украйною дыша.

Сводил с ума он зрителей,
На сцене был он бог!
Но, призван во властители,
Он отказать не смог.

Да Вы, Богдан Сильвестрович,
Всегда и так – король!
Зачем вам министерствовать,
Играть чужую роль?

Никак ее не выстроишь,
Сюжет – хреновей нет.
Зачем, Богдан Сильвестрович,
Вы влипли в этот бред?

Спасать культуру истую?
Быть призванным на пир?
Ваш Тевель открестился бы,
И ужаснулся Лир!

Давно, Богдан Сильвестрович,
На улице темно.
Царит Культур-Секвестрович,
Плодя свое порно.

Да чем тут поспешествуешь,
Вас кинет эта рать!
. Ах, как, Богдан Сильвестрович,
Помочь вам поиграть?!

Слушать как песню – здесь:
http://www.chitalnya.ru/work/69668/
Это стихотворение было написано в марте 2000 года. С ним связана любопытная история.

Когда в начале 2000 года Ступку назначили министром культуры Украины, я был первым журналистом, которому он согласился дать подробное интервью (наше знакомство с Богданом Сильвестровичем давнее и доброе). Позадавал я свои вопросы, записал ответы, а под конец вручил ему листок с приведенным выше стихотворением. Он прочитал, хмыкнул и говорит:
– Приходите, Анатолий, сегодня во Дворец “Украина”! Вот вам контрамарка.

Вечером в “Украине” было столпотворение – вручали премию “Человек года”. Весь бомонд, президент, правительство. Наконец, объявили, что Богдану Ступке вручается приз как лучшему актеру страны. Новоиспеченный министр и лауреат вышел к микрофону, хитро прищурился. Достал из кармана очки (я потом на снимке с изумлением увидел – это были пластмассовые очки для пенсионеров за 6 гривен). Из другого кармана – листик. И прочел вот это самое стихотворение, с неподдельным сарказмом по отношению к самому себе и к той пафосной церемонии, в которой участвовал. На весь зал с бомондом, на кучу телекамер, которые транслировали действо на всю страну.

Здесь нюанс еще и в том, что вся акция велась исключительно на украинском языке, и мое стихотворение оказалось единственным текстом, прозвучавшем на русском.

Это был гениальный жест.

Но на этом история не заканчивается. Через год я беру у Ступки другое интервью, посвященное его уходу с поста министра. Мы разговариваем в его директорском кабинете в театре. Под конец в комнату начал набиваться народ – актеры и сотрудники театра, и Ступка говорит: знакомьтесь, это тот журналист, который написал: “Зачем, Богдан Сильвестрович, Вы влипли в этот бред?”!

– А знаете, Анатолий, что на следующий день был прием у Кучмы, и он попросил меня снова прочитать эти стихи?
Потом президент подошел ко мне с шампанским и переспросил: “Так зачем, Богдан Сильвестрович, вы влипли в этот бред, дорогой министр?”

Народ в кабинете Ступки грохнул со смеху. И вдруг на его директорском столе раздалась музыка, и пустилась в пляс тряпичная кукла в форме еврея-хасида. Американская штучка, безучастно и неприметно стоявшая на столе, среагировала на громкие звуки и теперь танцевала среди бумаг. Оказывается, еще до начала нашего разговора этот неутомимый лицедей зарядил музыкальную мину и предвкушал момент, когда она сработает.

Богдан Ступка в роли царя Эдипа. Фото автора.

Комментарии:

Это вы не в теме.
Можно подумать, что викинги и варяги путешествовали по морям и рекам на колесницах с запряжёнными слонами . :)))
Вот вам справка из Википедии:
Монголоиды
Основная статья: Монголоидная раса
Изначально населяли Восточную Евразию, сформировались на территории современной Монголии. Внешность отражает приспособление к условиям пустынь (пустыня Гоби — одна из самых больших по площади пустынь мира; находится в Монголии и северном Китае, территорию которых в основном населяют монголоиды). Главная черта — защита глаз от повышенной инсоляции, пыли, холода и т. д. Для этого служит узкий разрез век, дополнительная складка — эпикантус, тёмная радужка, густые ресницы, выступающие скулы с подушками жира, длинные (если не стричь) прямые и черные волосы. Выделяют две контрастирующие группы: северную (массивные, высокие, светлокожие, с крупным лицом и низким сводом черепа) и южную (грацильные, невысокие, смуглые, небольшое лицо и высокий лоб). Этот контраст вызван действием фактора инфантилизации в перенаселенных южных регионах. Молодая раса — около 12 тысяч лет.

А ваша арийская теория целиком списана у нацистов, которые в свою очередь домыслили её в угоду собственного представления о расовом превосходстве ариев.

Получается, господин Сергей Скопинов, вы нацист .

12 000 лет назад монголоиды образовались и стали доминировать на всём пространстве Великой Степи Евразии. Следов господства европеидов 8 000 лет назад нигде на территории Великой степи никому пока найти не удалось. Иначе в генах кочевых племён и во вторичных расовых признаках сохранились бы следы европеоидов, так называемых вам ариев .

Глупый вы человек.
Адольф Гитлер считал себя потомком ариев .

Последний малый ледниковый период был в 14-19-ых веках нашей эры. Никаких сколько-либо достоверных сведений о похолоданиях 8 000 лет назад современная наука не знает.
Бронзовый век существовал на Земле в период с 3500-го года до 1100-го года до нашей эры, когда уже монголоидная раса вполне сформировалась.
Степи причерноморья до Урала сегодня и прежде были заселены европеидами. Никто с этим не спорил.
Аркаим очень спорный памятник, которые многие археологи считают вообще каким-то культовым местом, вроде СтоунХэдж-а.
Но точнее вы тут цитируете псевдонаучные утверждения, такого толка:

“Образ Аркаима активно эксплуатируется в псевдонаучных и эзотерических писаниях, особенно националистического толка. Аркаим называют «местом силы», «прародиной» славян, «ариев» или индоевропейцев, «колыбелью человеческой цивилизации», название города связывается с именем Йимы, вследствие чего поселение объявляется ни много ни мало как родиной Заратуштры. Уровень развития аркаимской «цивилизации» в подобных публикациях обычно предстает значительно завышенным по сравнению с реальными данными. Одним из активных пропагандистов подобных взглядов является известный сатирик Михаил Задорнов, выпустивший в соавторстве с писателем Сергеем Алексеевым и режиссером Александром Волковым псевдодокументальный фильм «Аркаим: стоящий у солнца»”.

Великая степь, о которой пишу я и где доминировали монголоиды последние 10 000 лет в одиночестве, расположена на территории от Тихого океана до Урала, отделённая от Запада Каспием, пустынями, горами. Только Аттила и Чингисхан прорвали эти естественные преграды, населив Европу своими племенами .

Анатолий, спасибо за интересный рассказ о выдающемся актёре и министре культуры Украины.

ЕЖЕДНЕВНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА “УТРО.RU”
“Скончался актер Богдан Ступка”

Украина лишилась одного из выдающихся деятелей искусства

22 июля, 12:21 | Тимур РАХИМОВ

Известный украинский актер Богдан Ступка скончался на 71-м году жизни. Об этом сообщили в администрации президента Украины, передает УНИАН.
“Скончался для меня не только замечательный человек, которого я очень любил как человека, скончался герой, скончался Тарас Бульба, скончались еще десятки персонажей, которые были на экране”, – рассказал режиссер Владимир Бортко в интервью РСН.

“Богдан Сильвестрович всегда был в центре съемочной группы. С нами – молодыми актерами – он делился своим опытом. Даже если ему было больно, он продолжал не только играть, но и жить с улыбкой на лице, рассказывал анекдоты, чтобы как-то подбодрить нас”, – цитирует РИА “Новости” актера Игоря Петренко.

“Четыре года назад, снимая “Птицу-Гоголь”, я позвонил Богдану Сильвестровичу в Киев и спросил: “Не могли бы вы с Лией Ахеджаковой показать в кадре, что значит быть старосветскими помещиками?” “Да с удовольствием!” – ответил он. И как же они самозабвенно купались в этих образах, кормя друг друга воображаемыми варениками! Как мечтали еще сыграть вместе – ведь всегда кажется, что у хороших людей в запасе вечность”, – рассказал телеведущий Леонид Парфенов.

Как уточнила советник президента Анна Герман, Ступка умер сегодня около 06:00 по местному времени (07:00 мск) в Киеве. Президент Украины Виктор Янукович поручил премьер-министру Николаю Азарову создать комиссию для организации похорон выдающегося актера. Она уже сформирована, ее возглавил министр культуры Михаил Кулиняк. По предварительной информации, похороны назначены на 24 июля.

“Богдан Сильвестрович жаловался на здоровье еще когда мы снимались вместе в “Тарасе Бульбе”. Его тогда прямо с площадки увезли на операцию в Германию. В нашем последнем разговоре он говорил, что его ужасно мучает давление. Не могу поверить, что такого человека больше нет с нами”, – цитирует Lifenews.Ru актера Петра Зайченко.

“В январе у отца обнаружили рак кости. Он не любил жаловаться, поэтому об этом мало кто знал. Все эти месяцы болезнь быстро прогрессировала, и вот несколько дней назад ему стало совсем плохо”, – сообщил журналистам сын Богдана Ступки Остап.

Соболезнования в связи с кончиной Ступки выразили президент Украины Виктор Янукович, премьер-министр Николай Азаров, президент России Владимир Путин и спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Поклонники таланта Ступки несут цветы к мемориальной доске, установленной в театре имени Ивана Франко в Киеве.

Богдан Сильвестрович Ступка родился в августе 1941 г. в Львовской области. После войны его семья переехала во Львов, где Ступка попытался поступить в институт, но не прошел по результатам экзаменов. После этого будущий актер перепробовал несколько профессий, был учеником слесаря, фотографом и музыкантом. Затем Ступка поступил в студию Львовского академического украинского драматического театра и закончил ее в 1961 году.

Богдан Сильвестрович Ступка

Фото Все

Видео Все

Богдан Ступка – великие слова.

Встречи на Моховой. Богдан Ступка

Богдан Ступка — биография

Богдан Ступка— советский актер, сыгравший более сотни ролей в кино, бывший министр культуры Украины и руководитель Киевского драматического театра им.Франко. Хотя Ступка в основном снимался украинских кинолентах, он широко известен за пределами родной страны благодаря ролям Тараса Бульбы, Богдана Хмельницкого, гетьмана Мазепы.

Его карьера началась во Львове, хотя в юности Ступка не планировал посвящать свою жизнь театру и кино, где он в совокупности сыграл более 150 ролей. Человек до последних дней своей жизни, остававшийся верным профессии и своей семье.

Ранние годы. Как все начиналось

Богдан Ступка родился спустя пару месяцев после начала Великой Отечественной войны 27 августа 1941 года в маленьком городке Львовской области на Буковине. В нем смешались украинская, польская и русская кровь. В его семье почти все были музыкантами. Отец был знаменитым в УССР хористом. Дядя тоже пел, а тетя работала концертмейстером. Творческая профессия отца во многом повлияла на детство Богдана. С ранних лет он был частым гостем на концертах, в доме всегда собирались музыканты, певцы, актеры.

На фото Богдан Ступка в молодости

Хотя мир искусства поражал маленького Богдана, он еще в средней школе решил посвятить себя вполне обыденной профессии. После переезда семьи во Львов, Богдан активно готовился к поступлению в местный политехнический ВУЗ, но что-то пошло не так и будущий актер провалил вступительные экзамены.

В поисках своего места в жизни он перепробовал несколько совершенно разных профессий: работал подмастерьем у слесаря, фотографом в обсерватории и конферансье в джазовом ансамбле «Медикус».

Его выступления имели огромный успех у публики. Каждый раз зал встречал молодого Богдана Ступку бурными овациями и это натолкнуло его на мысли об актерской карьере.

Он подал документы в студию драмы, открытую при Львовском театре им. Заньковецкой и поступил с первого раза. В 1961 году Богдан получил диплом с отличием и стал членом труппы главного театра Львова. Так зажглась одна из самых ярких звезд украинского кинематографа. Она пройдет полный круг по небосклону и даже после смерти оставит на нем сияющий след. Спустя два года молодого актера забирают в армию. Даже здесь он нашел способ оттачивать свои актерские таланты и стал чтецом и конферансье в Ансамбле песни и пляски.

Театр

Вернувшись из армии домой, молодой актер вплоть до 1978 года оставался в составе труппы театра Заньковецкой. За эти годы он принял участие в десяти постановках. Сначала молодому актеру доверяли только эпизодические роли. Он сыграл Дон Хуана в спектакле «С любовью не шутят» по юмористической пьесе Педро Кальдерона, Чарльза Говарда в постановке «Четвертый» по военной пьесе Константина Симонова. Незадолго до ухода Богдана Ступки из Львовского театра, он получил значимую для любого актера роль короля Ричарда в пьесе Шекспира «Ричард III». Начинающий актер с блеском отыграл спектакль и окончательно утвердился в драматическом амплуа. Его талант был высоко оценен зрителями и критиками.

Богдан Ступка в театре

В 1978 году Богдану Ступке поступает соблазнительное предложение продолжить свою карьеру в Киеве. Решив двигаться дальше и искать свое место на большой столичной сцене, он соглашается. В этом же году актер официально становится членом труппы Киевского драматического театра им.Франко.

Тогда Богдан Ступка еще не знал, что спустя долгих 20 лет он станет его руководителем. Не теряя времени зря, он решает повысить свою квалификацию и поступает в Киевский институт театрального искусства им. Карпенко-Карого, который с блеском заканчивает в 1984 году. В Киевском театре им. Франко Ступка сумеет полностью раскрыть свой драматический талант. Он исполнит роль Ивана Войницкого в постановке «Дяди Вани» по Чехову, Иешуа га-Ноцри в спектакле «Мастер и Маргарита» по Булгакову, Тевье в постановке «Тевье-Теваль» по пьесе Горина «Поминальная молитва», Кобзаря в постановке классического произведения Тараса Шевченко «Песни по Кобзарю», Короля Лира в спектакле по одноименному произведению Шекспира, Царя Эдипа в одноименной трагедии Софокла.

Одними из последних театральных ролей Богдана Ступки станет роль Треплева в «Чайке» по Чехову и пожилого Мефистофеля в постановке «Легенды про Мефистофеля» по мотивам произведений Шписа, Марло и Гейсельбрехта. С 1999 и по 2001 год Богдан Ступка занимал должность Министра Культуры Украины. Сразу же после того, как он покинул этот пост, актер стал руководителем Киевского драматического театра. Он оставался на этой должности до самой смерти.

Самые значимые фильмы в карьере Богдана Ступки

Далеко не каждому актеру открываются широкие двери в мир кино сразу же после первой роли, но Ступка стал исключением. Он получает роль Ореста Звонаря — члена Украинской повстанческой армии в драме «Белая птица с черной отметиной». В центре сюжета обычная многодетная семья из Западной Украины, которая всеми правдами пытается выжить в голодные 30-е годы.

Каждый из детей найдет свою дорогу в жизни, но главный драматический конфликт, который приведет к убийству, разовьется между двумя братьями: коммунистом Петром и бандеровцем Орестом. Многие критики считают эту роль Богдана Ступки одной из самых значимых в ранние годы его кинокарьеры. Хотя актер сыграл отрицательного персонажа, он сумел обнажить свой драматический талант настолько, что зрители после просмотра говорили только об Оресте и том сильном впечатлении, которое этот персонаж на них произвел. Кинокартина была отмечена Золотой медалью на Московском Кинофестивале и премией Кинофестиваля в Сорренто (Италия) «Серебряные Сирены».

За всю свою карьеру в кино, Ступка удостаивался более 15 наград, среди которых есть несколько «Золотых орлов» и «Ника». Он снялся в более 100 кинокартинах. Для российского зрителя этого актера «открыл» его коллега по цеху, знаменитый исполнитель роли генерала Жукова в эпопее «Освобождение», еще одна яркая звезда на небосводе советского кино — Михаил Ульянов. Он видел игру молодого актера в «Белой птице с черной каймой» и пригласил его на съемки в фильме «Самый последний день», который стал первым и последним опытом для Ульянова в качестве режиссера.

В дальнейшем Ступка снимался как у украинских, так и у российских режиссеров. Он отметился в таких картинах, как «Дети солнца», «Даниил — князь Галицкий», «Николай Вавилов», «Кремлевские тайны шестнадцатого века». После развала СССР Ступка снимается преимущественно в Киеве. Он исполняет роль ведущего в сериале «Тарас Шевченко. Завещание», Богдана Хмельницкого в «Огнем и мечом», гетьмана Брюховецкого в «Черной раде», Ивана Мазепы в «Молитве о гетьмане Мазепе».

Богдан Ступка в фильме «Тарас Бульба»

Для молодого поколения россиян, актер запомнился ролью Сергея Серова — отца Веры в фильме «Водитель для Веры», в котором он сыграл вместе со своими молодыми коллегами Аленой Бабенко и Игорем Петренко. Одной из самых значимых ролей Ступки стала роль Тараса Бульбы в экранизации одноименной повести Николая Гоголя. Ступка блестяще справился с задачей и снова обнажил грани своего драматического таланта, как и в своей первой роли Ореста Звонаря. И хотя персонажи диаметрально противоположны по характерам, обе эти роли привели Ступку к тому самому «моменту триумфа», когда не имеет значения, какого героя сыграл актер, потому что он сумел зацепить зрителя настолько, что затмил собой даже других талантливых актеров в этом проекте.

Личная жизнь

Богдан Ступка отличался постоянством не только в своей театральной карьере, но и в личной жизни. До самой смерти он оставался верен одному театру и одной женщине. Его жена Лариса Ступка в прошлом была балериной, окончила Бакинское хореографическое училище. В семье родился только один сын — Остап, который решил повторить успех отца и тоже пошел в актеры. Сейчас он более известен, как талантливый телеведущий.

Богдан Ступка с женой Ларисой Ступкиной

У Остапа и его первой жены родился сын, тоже ставший актером. Вторая жена подарила ему дочь и второго сына. Первый внук назвал свою маленькую дочку (уже правнучку Богдана Ступки) в честь дедушки Богданой. Актер ценил тепло семейного очага, поэтому последние четыре года своей жизни снимался все реже, а от театральной сцены и вовсе отказался. Вместе с женой они отпраздновали золотой юбилей — 50 лет совместной жизни.

Последние годы

Свою театральную карьеру актер завершил еще в 2008 году, но он продолжал активно сниматься в кино. Родной киевский театр не забыл своего верного руководителя и в 2011 году на его сцене прошел пышный юбилейный вечер в честь 70-летия со дня рождения Богдана Ступки.

Первым тревожным звоночком стал неожиданный обморок пожилого актера прямо во время съемок. Ступка прошел обследование и врачи обнаружили у него рак мочевого пузыря. Была проведена срочная операция в Германии, но она продлила жизнь Богдана Ступки всего на два года.

Актер стойко боролся с болезнью, повторно ездил в Германию, снова ложился под скальпель, но так и не смог получить у судьбы шанс выздороветь. Параллельно он продолжал сниматься в кино. Богдан Ступка до последних дней не смог отказаться от любимой работы. Накануне своей смерти он провел семейный вечер дома, в окружении родных и близких людей.

Могила Богдана Ступки

22 июля 2012 года Богдан Ступка умер в одной из больниц Киева от сердечной недостаточности, которая была вызвана злокачественной опухолью. Эта невосполнимая потеря для украинского кинематографа, отозвалась болью в сердцах зрителей, многие из которых пришли попрощаться в его родной театр им. Франко.

Избранная фильмография

  • 1970 — Мир хижинам — война дворцам
  • 1972 — Самый последний день
  • 1977 — Солдаты свободы
  • 1979 — Забудьте слово «смерть»
  • 1980 — От Буга до Вислы
  • 1985 — Дети солнца
  • 1986 — Счастлив, кто любил…
  • 1989 — Каменная душа
  • 1990 — Николай Вавилов
  • 1991 — Кремлёвские тайны шестнадцатого века
  • 1993 — Четыре листа фанеры
  • 1993 — Западня
  • 1995 — Одинокий игрок
  • 2001 — Молитва о гетмане Мазепе
  • 2004 — Водитель для Веры
  • 2006 — Сонька Золотая Ручка
  • 2006 — Два в одном
  • 2008 — Сафо
  • 2008 — Куплю друга
  • 2009 — Тарас Бульба
  • 2009 — Отторжение
  • 2010 — Платон Ангел
  • 2010 — Шантрапа
  • 2012 — Однажды в Ростове
  • 2015 — 12 месяцев. Новая сказка
Ссылки
  • Полная фильмография
  • Богдан Ступка — в последнем интервью: «Герои нашего времени — мелкие люди, которые все время кому-то нашептывают»
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Богдан Ступка: «В человеке только тело ветшает, а душа остается молодой»

22 июля 2012 16:13

Умер Богдан Ступка. Не стало лучшегоТараса Бульбы

Сердце актера остановилось на 71-м году жизни

Почему-то именно образ Тараса Бульбы приходит первым, когда вспоминаешь великого актера Богдана Ступку, хотя в его биографии – десятки ролей от дон Жуана до генерального секретаря Леонида Брежнева. Кстати, гетмана Мазепу, заклятого врага Тараса Бульбы, он тоже играл, да не один раз. Но это я оцениваю с точки зрения зрителя, а для друзей и коллег Богдан Ступка был просто Боня. Представьте себе, что министр культуры Украины (Ступка занимал эту должность в течение трех лет), худрук театра им.Ивана Франко, одним словом, государственный человек, о себе мог сказать: «Отчество у меня сложное – Сильвестрович, поэтому не нужно официоза, называйте меня Боня».

В августе 2011 года, накануне 70-летия великий артист дал интервью нашей газете:

– Богдан Сильвестрович, есть так и не сыгранная роль? Та, о которой мечтаете до сих пор?

– Я никогда не мечтаю о ролях. Знаю артистов, которые годами мечтают о роли. Потом они ее получают и проваливают. Ведь прежде всего режиссер должен увидеть в тебе то, что он задумал. И он вытаскивает эту роль у тебя изнутри. А ты потом удивляешься, как ты мог все это сыграть и сделать так хорошо… Хотя, знаете, я мечтаю сейчас о любой роли без слов. Я уже так накричался и наговорился за свою карьеру, что хочется немного помолчать.

– А как же роль Тараса Бульбы? В одном из интервью вы говорили, что мечтали сыграть его.

– Я никогда не хотел сыграть Тараса Бульбу и тем более никогда не отождествлял себя с ним. Шутка ли – 16 пудов веса, как написал Гоголь. По моим подсчетам, это около 320 килограммов. Человек не то что на лошадь садиться не может, он даже не ходит, а только лежит и кормится из чужих рук. С таким мнением я на Тараса и пришел. Ну а пришел потому, что интересно было! Это же Гоголь… А вдруг получится!

– Часто приходилось отказываться от ролей и потом жалеть об этом?

– Я от многих ролей отказывался, но потом никогда не жалел. Когда мне неинтересно, когда нет судьбы у героя, зачем сниматься в таком фильме? Просто быть шкафом? Нет уж! Но бывало наоборот: не хотел играть, соглашался – и потом не жалел.

К примеру, в фильме Киры Муратовой “Два в одном”, где я сыграл роль Андрея Андреевича… Я поначалу был в ужасе от моего персонажа – монстр какой-то! Но потом разглядел в нем неимоверное одиночество стареющего человека.

Молодежь, конечно, этого не поймет. Нужно жизнь прожить. Ведь старость – редкая гадость. Господу Богу все хорошо удалось – и рождение человека, и юность, и зрелость. А вот старость – нет. Идешь по улице – а ноги подкашиваются. И думаешь: еще недавно бегал, куда все делось? Ведь в человеке только тело ветшает, а душа остается молодой.

– Если вы о себе, Богдан Сильвестрович, то совершенно напрасно! На недавней премьере фильма “Огни притона” в Одессе в зале шептались: какой сексуальный Ступка. Да вы просто секс-символ украинского кино!

– Да ладно. Кто это придумал. Ну, в общем, спасибо на добром слове.

– Про что будет следующий фильм, в котором вы сниметесь?

– Сейчас я занят исключительно гастролями. Играть в фильмах я планирую осенью. Это будут исторические и современные картины.

– Не задумывались ли вы когда-либо стать режиссером?

– Нет, никогда. Для этого нужно иметь талант. А у меня режиссерского таланта нет. Я не хочу пополнить когорту бездарных театральных и кинорежиссеров – их и без меня больше, чем талантливых.

– Есть ли шанс на лучшее будущее у отечественного кино и киноиндустрии?

– Всегда есть шанс. Были бы идеи хорошие. А идеи должны подтверждаться финансами. Тогда может что-то получиться.

– Для каждого времени существовали свои герои. Какой, по-вашему, герой нужен социуму в настоящее время?

– А зачем нам герои? Вы хотите на кого-то равняться? Сейчас герои не принц Датский, а Розенкранц и Гильденстерн. Это мелкие люди, которые все время кому-то нашептывают. Это мелюзга такая, которая заполонила весь мир. Вот это герои нашего времени.

В советские времена – оборотная сторона: на экране царила сплошная голубизна – слащавые герои с голубыми глазами. Секретарь обкома – с голубыми глазами, ходит словно бы на ходулях – неживой такой человек, который все правильно делает. Такого ведь не бывает! И равняться на такого неживого человека было нереально, потому что он не вызывал ни симпатии, ни уважения – ничего из-за этой своей правильности непробиваемой. Я поэтому всегда хотел играть отрицательных героев, потому что в отрицательных была какая-то правда, в них была жизнь (далее).

«ЗНАНИЕ, ЧТО БОГДАН РЯДОМ, ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИВАЛО»

Когда мы сообщили актрисе Лие Ахеджаковой, что Богдан Ступка умер, она разрыдалась. «Не может этого быть!», – так прореагировала эмоциональная Лия Меджидовна. Они давно дружили, играли вместе в спектакле, Богдан Ступка, когда бывал в Москве, частенько приезжал в гости к актрисе на дачу во Внуково. Поэтому, как старинный друг, она знала, что Ступке сделали сложнейшую операцию в Германии, а не так давно он перенес обширный инфаркт, но украинские врачи делают все, чтобы спасти актера. Поэтому известие о его смерти восприняла как удар под дых, потерю, с которой трудно смириться. Богдан Ступка дружил не только с Ахеджаковой, но и со многими российскими актерами.

Богдана Ступки не стало

. Знаменитый актер России и Украины скончался на 71 году жизни

А в Киев у Богдана Сильвестрович не просто друзья, с которыми вместе играли на сцене, а коллеги, которые почти родственники. С народной артисткой СССР Адой Роговцевой Богдан Ступка играл, когда был еще начинающим артистом, в телеспектакле «Каменный властелин». Он – в роли Дон Жуана, она – донны Анны.

– Мы были с ним душевно близки, – призналась нам Ада Николаевна. – Он умер в день смерти моего мужа (Константин Степанков, народный артист СССР – ред.), с которыми очень дружил. Мой сын Костя (сын Ады Роговцевой умер 1 июля этого года- ред.) много лет назад записывался с Богданом в радиоспектакле «Старик и море». Остап Ступка – сын Богдана – мой студент. Так что нас связывают тонкие нити, хотя мы и не часто виделись. Но сознание, что живешь в одном городе, что Богдан рядом очень поддерживало. Мы могли рассказать друг другу очень сокровенные вещи. У него было потрясающее чувство юмора, где Богдан, там веселье.

В Киеве в театре им. Ивана Франко невозможно было пройти мимо его кабинета. Зайдешь к нему, на донышко нальет немного коньячку и начинается разговор.

Примерно год назад на фестивале в Одессе он мне рассказал про операцию, которую ему сделали в Германии. Сказал, что, кажется, выскочил из своей болезни (Богдану Ступке делали онкологическую операцию – ред.), мы с ним крепко поцеловались и благословили друг друга на дальнейшую жизнь.

«ОН НИКОГО НЕ ХОТЕЛ ПОДВОДИТЬ»

Одной из последних работ для Богдана Ступки стала роль простого рабочего в криминальной саге Константина Худякова «Однажды в Ростове».

Летом 2010 года съемки сериала были сорваны – у актера случился сердечный приступ прямо на съемочной площадке. Богдан Ступка, едва войдя в кадр, потерял сознание.

Бригада кардиореанимации потом рассказывала, что придя в себя, Богдан Сильвестрович первым делом забеспокоился о работе и коллегах.

– Даже будучи без сознания, он как в бреду повторял: «Сейчас, сейчас, подождите, я выйду в кадр!» – поделились с «КП» медики. – А когда очнулся в больнице, то категорически заявил, что отказывается от госпитализации. Дескать, на болезни у него сейчас времени нет (далее).

По словам медиков, 68-летнему актеру требовался как минимум хороший отдых. Но он не хотел подводить коллег и работал на износ.

В прошлом году он с размахом отметил свое 70-летие на сцене Национального академического драматического театра им. Ивана Франко в окружении друзей и близких. Одна из его самых знаменитых ролей в современном отечественном кинематографе – роль Тараса Бульбы в одноименной кинокартине, снятой по роману Гоголя.

Константин ХУДЯКОВ: «Добро, которое распространял Богдан Ступка, не подлежит измерению!

– Боня умер! – был сражен печальной новостью режиссер Константин Худяков, который снимал Богдана Ступку в его последнем телефильме «Однажды в Ростове». – Хотя я не смел к нему так обращаться, но он меня об этом просил. Последний раз Богдан Сильвестрович звонил в мае, когда наша картина «Однажды в Ростове» шла на Украине. Он лежал в больнице с обширным инфарктом, а ему обрывали телефон, говорили хорошие слова о фильме. Он хотел разделить со мной радость, сказать что фильм идет с успехом.

Он мужественно доснялся после того, как ему сделали сложную операцию в Германии. Он играет отца главной героини, мастера на заводе, который по сюжету картины погибает. За пределами съемочной площадки был очень жизнелюбивый и безмерно порядочный человек. Есть артисты, которые блестяще владеют профессией, но эта профессия не сопрягается с жизнью. Только лицедейство. Но редко случаются такие совпадения, когда профессия и есть жизнь. Так было у Богдана Ступки. Он мог отвлечься на работу министра и худрука театра, но я не представляю его в другой профессии, кроме актерской. В этом смысле он – последний из могикан. А уж добро, которое он распространял, не подлежит измерению. «Был на приеме у Януковича и выбил три квартиры для своих артистов», – делился он радостью. Его снова звали на должность министра культуры, но он отказался.

В съемочной группе его обожали. Он был точный, исполнительный, очень послушный и, как ни странно, сомневающийся артист – при его-то колоссальном опыте и таланте. Считал, что актер должен всегда смотреться в зеркало, которое называется режиссер, хотя мало кто сегодня владеет актерской профессией так, как владел ею Богдан Ступка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Богдан Ступка – от генсека до гетмана. Знаковые кинороли юбиляра

Славу Богдану Ступке принесла роль националиста

О ФИЛЬМЕ «ТАРАС БУЛЬБА»

Режиссер Владимир Бортко – о своем фильме «Тарас Бульба»: У гоголевских козаков была психология самураев!

Картина давно готова, но ее выход на экраны решили приурочить к 200-летию со дня рождения Николая Гоголя. Наша беседа с 63-летним режиссером ленты Владимиром Бортко («Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита») состоялась в разгар работы над фильмом.

– Как вы решили сцену убийства Тарасом Бульбой своего сына? Ведь даже Ступка сознался, что не понимает поступка своего героя.

– Здесь нужно было хорошенько подумать. Бульба совершает не убийство Андрия, он судит своего сына. У Гоголя написано: «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» В этой сцене он смотрит ему в глаза: «Стой и не шевелись!» И убьет его из ружья. А что в это время делает Андрий? Ничего.

Это фатум. Если бы жизнь повторилась еще раз, он все сделал бы точно так же. А сейчас пришла расплата за его роковую любовь. У Андрия прямая линия к смерти. Поэтому он не прячется и не уклоняется. У Гоголя есть ремарка: отец убил сына, а тот упал, как срезанный колос. Соратники ему говорят: «Давай похороним!», а тот: «Нет, будут у него еще плакальщицы и похоронщики. На коня! Вперед!» Сложнейшая история! И как ее снять, сразу и не угадаешь. (читать далее).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Актер Петр Зайченко: «Богдан Ступка болел последние годы, но скрывал это»

Имя актера Богдана Ступка известно каждому. Он снялся в таких фильмах, как «Белая птица с черной отметиной», «От Буга до Вислы», «Водитель для Веры», «Тарас Бульба», «Вчера закончилась война» и в каждом из них создал запоминающиеся, сильные роли.

В воскресенье, 22 июля, актер умер в киевской клинике «Феофания». Причиной смерти стало онкологическое заболевание. Чуть больше года назад у него обнаружили рак, но, несмотря на лечение, в том числе и в клиниках Германии, спасти его не удалось. Прощание с актером состоится в понедельник, а похоронят его 24 июля на кладбище в центре Киева.

В Волгограде о нем вспоминает актер Петр Зайченко, для него весть о смерти товарища стала тяжелым ударом. (далее)

Владимир Бортко: “Тарас Бульба” – русский фильм”

Анна ВЕЛИГЖАНИНА

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: