Боб Марли, биография, история жизни, причины известности, творчество

Боб Марли

Биография

Боб Марли – знаменитый композитор, неординарный музыкант, легендарный исполнитель песен в стиле регги. Его песни любят и знают наизусть все поклонники этого музыкального направления. Марли стал своеобразным родоначальником этого музыкального жанра, и сейчас, на протяжении многих лет после своей смерти, он остается самым популярным и известным в мире исполнителем таких песен.

Его образ как музыканта – мужчины с длинными дредами, обязательно в «растаманской» шапке, с неизменной широкой улыбкой на лице и с гитарой в руках – стал олицетворением регги как оно есть.

Боб Марли в детстве

Боб родом с Ямайки. Родился в семье работящего европейца-военного, прибывшего с материка, и юной коренной жительницы острова. Маленький Марли практически не виделся с папой, ведь он постоянно был на заданиях и много работал. Отец Боба умер, когда ребенку исполнилось 10 лет.

Мальчик учился в обычной местной школе, после её завершения стал работать разнорабочим. В подростковом возрасте Боб влился в субкультуру руд-боев, ставящую во главу угла агрессивность и романтизировавшую криминал. Внешние отличительные признаки у таких молодых людей – обязательно короткая стрижка или обритая голова, подогнанные по фигуре вещи из костюмной ткани.

Боб Марли в молодости

Музыкальная составляющая у этого движения также была в наличии – молодежь этой волны «отрывалась» на дискотеках под ска (направление ямайской музыки). Именно в этой субкультуре и в этом возрасте юный Боб начинает пробовать себя в музыке и пытается раскрыть и развить свой творческий потенциал.

Музыка

Первые музыкальные эксперименты Боб Марли ставил самостоятельно, однако они не были слишком успешными. В молодости он стал участником музыкального коллектива, с которым достиг первого признания. Его группа “The Wailers”, созданная вместе с друзьями и единомышленниками, прошла долгий путь и много раз преобразовывалась, меняя состав и позиционирование на музыкальной арене, но в итоге принесла своим создателям сначала национальную, а затем и мировую известность.

Боб Марли и “The Wailers”

Боб выпускал синглы и альбомы сначала в составе группы, а затем трансформировал ее в собственный авторский проект «Боб Марли и The Wailers». Вместе они проехались с гастролями по всем Соединенным Штатам Америки, а затем и по остальным странам мира (в Европе, Африке, Азии).

В СССР Марли стал популярен уже на закате своей жизни – песни свободолюбивого необычного певца, ставшего голосом целого поколения у себя на родине, все же прошли через «железный занавес» и произвели неизгладимое впечатление на жителей Союза.

Боб Марли на сцене

Творчество Марли и его группы получает признание среди музыкальных критиков – их альбомы и синглы получают награды, а Марли неоднократно становится обладателем звания «Лучший певец».

Песни Марли объединяли самых разных людей – и жителей неблагополучных районов городов Ямайки, и «золотую молодежь». Своим творчеством он дарил людям надежду на лучшее, веру и всепрощающую и всеобъемлющую любовь.

Его культовая песня “One love’’ превратилась в неутвержденный национальный гимн жителей Ямайки, она буквально объединила политиков и группировки, которые превратили во времена Марли Ямайку в поле боя за свои интересы. Эту песню он написал после того, как на него самого было совершено покушение – в него целенаправленно стреляли.

Марли выступал на сцене и радовал своим творчеством поклонников до самой смерти.

Смерть

В последние годы жизни Боб страдал от злокачественного заболевания – опухоли на пальце ноги, которая появилась в результате травмы во время игры в любимейшую игру певца – футбол. Композитор отказался «разбирать себя на части» и ампутировать охваченный болезнью палец, ведь он, как настоящий растаман, должен был умереть «целым». В итоге длительной упорной борьбы с раком певец проиграл – он умирает прямо во время гастрольного тура, так и не успев вернуться на родину.

Боб Марли любил футбол

Последние месяцы жизни певца были крайне тяжелыми – прописанное лечение имело серьезные последствия в виде выпадения волос и ослабления иммунитета. Ирония судьбы заключается в том, что лидер афро-американцев Марли фактически умер от заболевания, которое характерно для населения со светлой кожей. Марли был подвержен заболеванию в связи с тем, что отец у него был белокожим.

Личная жизнь

Футбол действительно занимал особое место в сердце певца. Любовь к этому спорту у Боба была настолько огромна, что пункт об обязательном доступе к футбольному полю и мячу в любое время был прописан в его райдере. И он действительно был хорош в этом виде спорта: играя на позиции опорника в центре поля, он буквально «приклеивал» мяч к своим ногам, никто и ничто не могли отобрать у Марли мяч. У него было много лет практики – любовь, даже страсть, к этому спорту у Марли появилась в далеком детстве.

Боб Марли с женой Ритой

Всю жизнь с Марли рука об руку прошла его жена Рита, которая работала у Боба на подпевке в начале его карьеры. Совсем молодой еще Боб однажды встретил на улице девушку, которая шла и пела с друзьями. Ее талант и внешность привлекли двадцатилетнего Боба, и он стал за ней ухаживать. Закрутился бурный роман, молодые влюбленные решили пожениться.

В начале карьеры Боба пара жила в любви и согласии, однако с приходом невероятной популярности муж стал все реже бывать дома и все чаще заводить случайные романы.

Боб Марли с женой и детьми

У Риты и Боба Марли была большая и дружная семья – жена подарила певцу сыновей и дочерей. Все дети – а их у четы Марли целых четверо – в настоящее время так или иначе связаны с музыкой и другими видами творчества. Всего же у Марли одиннадцать детей, не считая одного приемного сына.

Рита проявила героические черты, зачастую воспитывая и родных детей, и отпрысков Марли от интрижек с другими женщинами. По словам Риты, в начале отношений Боб был заботливым и любящим примерным мужем, однако с течением времени он стал изменять законной жене. В свое оправдание он говорил, что он хочет много детей и просто не желает утруждать Риту многочисленными беременностями. Кстати, свою самую популярную песню «Нет, женщина, не плачь» Марли посвятил именно своей единственной законной жене. Женщина признается, что, хоть ее отношения с Бобом можно назвать нормальными с большим трудом, она простила бывшего мужа и хранит о нем нежнейшую память.

Многочисленные дети Марли отдают дань таланту отца, продолжая его дело. Они выступают, поют, создают авторские музыкальные проекты или занимаются другими творческими профессиями. Иными словами, они все стараются оставить след в истории и сделать этот мир немного лучше.

Дети и внуки Боба Марли

Не так давно в одном из глянцевых журналов США вышел номер с фотографией на обложке, которая собрала в одном кадре всех детей и внуков Марли. Снимок стал очень популярным в социальных сетях, он разлетелся по просторам Интернета. Это стало встречей десятилетия для потомков Марли.

Наследие

Существует ряд конкретных сфер жизни и общих образов, которые навсегда будут ассоциироваться исключительно с Бобом Марли. Например, именно его именем миллионы подростков и студентов оправдывают свое желание покурить легкие наркотические травы. Ведь сам Марли откровенно признавал, что он это делает регулярно. Он мог позволить себе даже выйти на сцену, держа в губах «косяк».

Читайте также:
Ре́джиналд Ке́ннет Дуа́й; Сэр Э́лтон Хе́ркьюлиз Джон - отзывы, мнение, рейтинг

Боб Марли

Неоценима роль, которую сыграл Марли в распространении растафарианства. Его песни последователи этой веры расхватали на цитаты, а самого певца считали посланником их истинной веры. Огромно влияние Марли на развитие философии панафриканизма среди определенной категории людей. Его вклад невероятен, он стал послом этой идеи и своими действиями и творчеством действительно изменил ход истории. За это он был награжден несколькими премиями и наградами.

Боб Марли в последние годы

Несмотря на то, что умер Марли в прошлом веке, его творчество и жизненная философия обретают все новых и новых поклонников до сих пор. Его фото печатаются на вещах масс-маркета и на вещах, входящих в коллекции первых линий мировых модных брендов. Влюбленных в песни Марли много и в современном Голливуде – певицы Рианна и Бейонсе, актриса Элиза Тейлор и многие другие.
Высказывания Боба Марли стали крылатыми фразами и выражениями, а его последние слова – о том, что невозможно купить жизнь за монету – стали афоризмом.

История жизни Боба Марли

Жители Ямайки говорили о Бобе Марли:

«У меня не хватает слов, чтобы рассказать, сколько хорошего Боб Марли сделал для Ямайки и для всего мира. Об этом может рассказать только всевышний»

«Боб Марли был, несомненно, королем регги»

«Он научил нас всему, что мы знаем»

«Боб… он повлиял на всех нас»

Когда Бобу Марли исполнилось пять лет, мать Седелла увезла его в Кингстон, с надеждой на то, что жизнь там будет благополучнее. Они жили вместе с семьей Ливингстон, и Боб подружился с их сыном Банни (Bunny Livingston). Мальчики увлеклись музыкой, осваивали новые ритмы. Музыка позволяла друзьям забыть о насилии и нищете, царивших в Кингстоне. Вскоре Боб, благодаря своей чуткости, понял, что ему удается через песни и музыку выражать чужие страхи и заботы. В своих песнях он рассказывал притчи — это были послания веры и своего рода предупреждения. Его песни часто восхваляли растафарианскую веру, но еще чаще они рассказывали о радостях, бедах и мечтах всего человечества — Боб считал всех людей братьями, в независимости от их цвета кожи.

Отец Боба жил в этом доме, здесь он встречался с женщинами. Он был белым, англичанином. Он следил за демобилизованными солдатами и людьми, которые работали на их поле и в горах. Его любили, он был приятным человеком.

Стико, друг Марли, показывает дом Боба: «Он жил здесь когда ему было 16-17 лет. Он родился в этом доме и прожил здесь несколько лет перед тем как переехать в Кингстон». Боб ел только из традиционной ямайской посуды (калабах), спал на узкой кровати. Боб не был похож на других музыкантов города, в отличие от них он знал о жизни за пределами города. Люди, которые провели жизнь в городских стенах, не знали о времени и о природе того, что знал Боб. В этом было его преимущество над всеми остальными музыкантами. В районе Тренчтаун по-прежнему царит музыка, именно поэтому Тренчтаун так вдохновлял Боба на написание музыки. Здесь люди живут музыкой, дышат ею.

«Боб был особенным, а все особенное всегда кажется странным. Он стал частью Тренчтауна, он вдохновляет нас добиваться лучшего. Боб показал людям Тренчтауна, что есть лучшая жизнь. Благодаря его песням мир узнал, что здесь живут неплохие люди, Боб воспел нас, жителей трущоб, показал, что в трущобах есть что-то хорошее. Мы гордимся Бобом» — говорят жители Тренчтауна.

Из Тренчтауна Боб переселился в Булл-Бей, Кингстон (Bull Bay, Kingston), здесь он познакомился с Гэби, который помог Бобу освоиться здесь. Сначала Марли жил в Кол-Корнел, на холме, затем переехал в другой дом, где позже поселился с Джадемор. Боб, Джадемор и Банни жили здесь. Они дружили с одним парнем по имени Джон Марке.

Зигги Марли: «Мой отец повлиял на жителей Ямайки больше, чем кто-либо другой. Его влияние было и в самой музыке, и в жизни. Отец показал нам тот свет, к которому нужно стремиться. Он призывал нас не сходить с этого пути. И мы все больше убеждаемся в том, насколько он был прав. Мы решили пойти по стопам отца. Когда мы нашли сумму денег, достаточную для того чтобы купить необходимое оборудование для записи музыки, мы отремонтировали студию, где записывался мой отец и начали работать там. В этой студии особенная атмосфера, хорошая энергетика».

Детство Боба было совершенно обычным, что нельзя сказать об его увлечением музыкой и желание дарить с ее помощью надежду людям. Боб захотел записывать свою музыку, поэтому он бросил учиться на сварщика и собрал свою первую группу «Руд Бойз» («Rude Boys»), которая позже сменила название на «The Wailers».

В 16 лет Бобу наконец удалось воплотить свою давнюю мечту — он записал свой первый сингл под названием «Judge Not» (1962). Вскоре к ним с Банни присоединился Питер Тош (Peter Tosh) — так складывался состав группы «The Wailers». В переводе название группы означает «плакальщики», говорят, что при рождении все члены команды плакали. Их первая песня «Simmer Down» («успокойся») мгновенно стала хитом номер один на Ямайке. Ранние композиции «The Wailers» были записаны в популярном тогда танцевальном стиле «ска», но постепенно группа перешла к спокойному, насыщенному басами звуку регги.

Седелла Марли, мать Боба Марли: «Боб был первопроходцем, он открыл путь другим. Это трудно объяснить, но мне всегда кажется, что он рядом с нами. Душу невозможно потрогать руками, ее можно только почувствовать. Я всегда ощущаю его присутствие рядом. Ведь он сейчас здесь».

В 1866 году все участники группы обратились в растафарианство. Они пели о бедственном положении угнетенных жителей Ямайки, пытавшихся покинуть трущобы. А песня «Exodus» («Исход») была призывом для всех униженных покинуть ямайский «Вавилон» и вернуться на священную землю в Эфиопию.

В 1966 году Ямайку посетил Хайле Селассие (Haile Selassie). Для ямайцев это означало, что сбылось пророчество основателя культа растафари, Маркуса Гарви (Marcus Garvey), который предсказал прибытие чернокожего царя. Боб, как многие другие, считал Селассие новым спасителем. После визита Селассие на Ямайку, влияние религии растафари начало стремительно расти. Боб и старейшина культа верили, что Спаситель обязательно придет, но под другим именем. Он верил, что западные религии глубоко заблуждаются, ожидая искупителя под именем Иисус.

Зигги Марли: «Боб был отличным отцом и наставником. Он не столько учил на словах, сколько подавал пример своими действиями. Дети быстро учатся, особенно у своих родителей. Мы учились, наблюдая за отцом, впитывая все, что происходит вокруг него. Он учил нас верить в то, что мы делаем, быть твердыми в своих убеждениях, не позволять никому себя запугивать. Он учил нас всегда иметь чувство достоинства, самоуважения. Музыка окружала нас все время, я слышал ее всегда, сколько себя помню — можно сказать, что это было нечто врожденное».

В 1972 году Крис Блэквелл (Chris Blackwell), владелец компании «Island Records», подписал контракт с «The Wailers». И уже в следующем году вышел альбом «Catch a Fire», который принес группе всемирное признание. Впервые в истории регги, группа записывалась на профессиональном оборудовании. До того как группа подписала контракт со студией, регги-песни звучали только в дешевых альбомах-сборниках.
Крис Блэквелл: «Я думаю, это вечная музыка — она никогда не умрет, как Моцарт, который уже четыре столетия оказывает на людей такое влияние».

Патрик Нельсон (друг Боба Марли): «Он всегда будет звездой. Он был из тех, чье предназначение — рассказать людям нечто важное».

Эдвард Сэага (Edward Seaga), бывший премьер-министр Ямайки: «Я считаю Боба величайшей звездой третьего мира. Он был не просто певцом с Ямайки, его музыка принадлежит всем. Он поведал всему миру о жизни третьего мира и прославил музыку Ямайки».

Патрик Нельсон: «Боба считают пророком. Я считаю его посланником Бога. Он верил, что Бог живет в каждом из нас, поэтому мы никогда не бываем одиноки. И мы должны помнить о том, что придет судный день и придется отвечать за все поступки. Думаю, что если бы он этого не понимал, то не был бы самим собой».

Седелла Марли: «Боба ничто не интересовало кроме музыки — она была его жизнью, главной музыкой для него было регги. Это был его способ сказать всем людям, что нужно жить в мире, что они должны объединиться. Он пел о том, как хорошо будет жить в мире, где все люди — братья, где царит гармония и мир, ведь миром правит любовь».

Зигги Марли: «Он научил нас всему что мы знаем — он научил нас петь, играть, мы идем по его стопам. Все в нашей семье музыканты — и наша бабушка, и дяди и тети».

Тони Калдер (Tony Calder, музыкальный менеджер, работал с «The Rolling Stones»): «Что мне нравилось в Бобе так это его вкус в отношении жещин. Как все растафариане, он считал женщин людьми второго сорта, но я часто видел его в окружении потрясающе красивых женщин. По законам растафари, он имел много детей от разных женщин, и все его подруги были очень красивыми».

Деннис Боувелл (Dennis Bovell): «Во многих странах подобные отношения не поощряются, но если считать что каждый ребенок — это благословение свыше, то Боба несомненно благословил Бог».

Патрик Нельсон: «Думаю, от мужчин требуют слишком многого, Боб просто любил женщин».

Банни Мелоди (Bunny Melody): «Да, он очень любил женщин. На Ямайке нет ничего странного в том, что у мужчины есть дети от разных женщин, а уж если вы великий музыкант как Боб Марли, перед вами открывается больше возможностей».

Боба считали мистиком и пророком, на него стали обращать внимание политики. Когда премьер-министр Ямайки Майкл Мэнли предложил предоставить Бобу сцену для бесплатного концерта, тот согласился. Остров разрывали политические конфликты. Шла гражданская война, и представители различных групп хотели использовать Боба в своих интересах. 25 ноября 1976 года кто-то пробрался в особняк Боба и начал стрельбу. Среди пострадавших был сам Боб, его жена Рита и его менеджер Дон Тейлор (Don Taylor).

Патрик Нельсон: «Каждая политическая партия пыталась переманить его на свою сторону, но он был ни на чьей стороне, а это им не нравилось и они решили припугнуть его».

Натти Ребел, философ растафарианского учения (Nattie Rebel): «Для того, чтобы стать президентом Ямайки или политиком, нужно быть преступником».

Деннис Боувелл: «Думаю, Боб отказался бы от высокой должности в политике, но при этом он мог бы быть великим политическим советником».

Патрик Нельсон: «Если бы он попал в парламент, все бы изменилось к лучшему, но быть политиком очень опасно. На Ямайке политика — это борьба не на жизнь, а на смерть, поэтому и приходится быть эгоистом».

Натти Ребел: «Человек, который выступал против власти, не мог сам стать политиком. Боб скорее был революционером, он возглавлял движение растафари, и мог разговаривать с народом посредством музыки. На Ямайке был только один телевизионный канал. Большинство людей слушали радио или покупали газеты, хотя не каждый мог себе это позволить. Музыка была самым доступным способом сообщать людям что-то важное, поэтому мы, музыканты регги, поем о тех вещах, которые важны для общества — в этом мы похожи на политиков. Боб пел об идеях растафарианства. Для него не было ничего важнее этого».

Интервью с Бобом Марли:

— «Боб, как вы относитесь к тому, что вас считают влиятельной политической фигурой?»

— «Я просто стараюсь нести идеи мира. Ни один конфликт нельзя решить с помощью войн. Убийства не решают ни одной конфликтной ситуации, я считаю что мир — это лучшее из всех решений. Ведь это духовные вещи».

— «Вам не кажется, что для того чтобы изменить общество, нужно изменить закон. В стране неблагоприятные экономические условия — высокая безработица…»

— «Мы хотим изменить не только наш остров, но и весь мир».

— «Растафарианство, столько распространенное на Ямайке, не приветствуется в Канаде и США — оно ассоциируется с наркотиками, распространением марихуаны и преступностью».

Бывший премьер-министр Ямайки Майкл Менли:

«Боб Марли — очень значительная фигура в мире музыки — такие люди рождаются раз в десятилетие, может даже реже, такие люди как он благодаря своей энергии, гениальности, могут превратить местную музыку в явление международного значения. Боб не обладал чертами характера, необходимыми политику, и не состоял в какой бы то ни было политической партии. Но он был рупором народа — своими песнями он рассказывал о нищете и лишениях. Когда Боб стал миллионером, многие задумались — а не станет ли он петь коммерческую музыку или пойдет на другую тропу, но ничего не изменилось. Теперь он пел не только о Тренчтауне, но и о Зимбабве, но вопросы которые он затрагивал, оставались прежними».

Деннис Боувелл: «Боб умел зарабатывать деньги, у него всегда они были. Его благосостояние начало расти когда он стал известным музыкантом, не знаю, пользовался ли он своим богатством…»

Банни Мелоди: «Он был добрым, у него было много друзей, думаю деньги не изменили его… Он писал о самом очевидном, доступном. Его песни были как поговорки, он просто складывал вместе простые вещи».

Как растафарианин он не верил в медицину, особенно западную, он никогда не ходил к врачам. Когда у него нашли рак на ноге, он отказался лечиться. Для Боба тело было храмом — он считал, что если господь решил что тебе пора покинуть этот мир — ты должен готовиться к уходу. Он выбрал альтернативный метод лечения — его положили в клинику, где ему прописали особые микстуры, диету, лечение травами, но было слишком поздно. Многие говорили что это был заговор, и Боба убили намеренно, но это не так. Он знал, что его время пришло. Лечение в клинике только помогло ему спокойно подготовиться к уходу в другой мир. Он умер от рака в возрасте 36 лет.

Катафалк с его телом в сопровождении машин проехал 100 км к северу от Кингстона. Тысячи людей выстроились на улице, чтобы посмотреть на это. Безусловно, это были самые пышные похороны среди ямайских певцов. Из огромных динамиков звучала его музыка. На похоронах присутствовали оба премьер-министра Ямайки, а обсуждение вопросов госбюджета было отложено на несколько дней в связи со смертью национального героя. Музыка Марли была бунтарской, и вряд ли бы его удивили волнения, возникшие на его похоронах. Само прощание с телом певца прошло по растафарианскому обряду. Прощальную речь читал премьер-министр Ямайки, Майкл Менли. Сам Менли раньше был музыкальным продюсером, ему была близка жизнь и творчество Боба. В речи он перечислил наиболее известные песни Боба и рассказал, о чем пел Боб. На похоронах выступили различные музыканты, в том числе Рита Марли, жена Боба. Затем в непосредственной близости от гроба отца танцевали двое сыновей Боба Марли. Тело Боба Марли было похоронено в усыпальнице на севере Ямайки.

Статья составлена на основе фильма «Viasat History: Bob Marley»

Биография Боба Марли

Боб Марли (1945-1981) – знаменитый музыкант и вокалист, гитарист и композитор из Ямайки. Самый известный исполнитель музыки в стиле регги. Благодаря Бобу Марли, этот музыкальный стиль стал очень популярным в мире далеко за пределами Ямайки.

Детство и юность

В 1944 году в северной части Ямайки существовала маленькая деревенька под названием Найн-Майлс. Проживавшая там чернокожая молодая девушка по имени Седелла Букер вышла замуж за белого моряка европейца Норвала Марли. Капитану было 50 лет, раньше он служил офицером в военно-морских силах Великобритании, а потом в качестве рулевого его прикомандировали в британский Вест-индийский полк, дальше последовала служба управляющим на плантации Ямайки. А в феврале 1945 года Седелла родила сына, ей на тот момент было 18 лет, мальчика назвали Роберт Неста Марли.

Но вскоре на Норвала стала давить предыдущая семья, он покинул молодую жену и только что родившегося сына. Потом он навещал их совсем редко, хотя материально всегда помогал, насколько для него это было возможным. Боб видел своего отца всего два раза. Когда мальчику было 10 лет, Норвал Марли умер.

В ямайских деревнях все жители мечтали о столице Кингстоне, им казалось, что этот город открывает для людей кучу возможностей и перспектив. Поэтому провинциалы огромными потоками ехали в столицу, хотя работы там было совсем не много. В скором времени иллюзии разрушались, но люди в деревни всё равно возвращаться не хотели. Так в западной части Кингстона разрослись трущобы, из которых Тренчтаун пользовался особенно дурной славой. Именно здесь оказался Боб Марли со своей матерью, будучи ещё подростком.

Тут он познакомился с таким же бедным мальчишкой из трущоб, Невиллом Ливингстоном, его прозвище было Банни. Вместе они стали делать свои первые робкие шаги в мир музыки. Ребята слушали американское радио, особенно им нравилась новоорлеанская радиостанция, которая передавала новые музыкальные композиции Кертиса Мэйфилда, Рея Чарльза, Брука Бентона, Фэтса Домино. Интересна была мальчишкам также музыка чернокожих исполнителей, пользовавшихся на острове невероятной популярностью.

Обучение в школе Боб не закончил и пошёл подрабатывать сварщиком в сварочные мастерские. Но в жизни у него было только одно увлечение и стремление – музыка. В совершенствовании музыкальных навыков ему помогал ямайский певец Джо Хиггс, проживавший в том же районе Тренчтаун. Он бесплатно давал мальчишкам уроки вокала. На одном из таких занятий парни познакомились с Питером Макинтошем, позже он стал известен всему миру как Питер Тош.

Начало музыкального пути

В 1962 год Боба прослушал местный антрепренер Лесли Конг. Вокал юноши его впечатлил, и на студии он записал с ним несколько композиций. Сингл «Judge Not» стал дебютным в музыкальной творческой карьере певца Боба Марли, он написал его в соавторстве с Джо Хиггсом.

В следующем году всё тот же Джо Хиггс помог Бобу в создании вокальной группы под названием «The Wailers», в состав которой входили:

  • Питер Тош – вокалист, клавишник и гитарист;
  • Беверли Кельсо – бэк-вокал;
  • Банни Ливингстон – вокал, перкуссия;
  • Черри Грин – бэк-вокал;
  • Джуниор Брейтвэйт – вокал.

Сам Боб Марли выступал в качестве гитариста и вокалиста. Алвин Паттерсон, барабанщик, стал наставником группы и помогал ей развиваться. Он помог ребятам пробиться к продюсеру из Кингстона Клементу Додду. Клемент послушал их музыкальные композиции, остался весьма доволен и согласился на запись.

На улицах Кингстона зазвучала новая танцевальная зажигательная музыка, в её основе лежали традиции Ямайки, но резко выраженный горячий ритм и звонкий бит напоминали новоорлеанский ритм – энд-блюз.

Перед самым 1964 годом у группы вышел первый сингл «Simmer Down», и уже в январе он занял вершину ямайского хит-парада, продержавшись на первых строчках около двух месяцев. Песня стала сенсацией и разошлась 80-тысячным тиражом.

С этого времени группа стала постоянно записываться на студии, но со временем немного начал меняться стиль их музыки. Тексты всё больше затрагивали уличную жизнь трущобных районов Кингстона. Ямайская музыка жёстко стала на уличные позиции.

В следующие два года группа выпустила около 30-ти песен, многие из которых имели невероятный успех, к примеру, «Rude Boy».

На ямайской сцене группа заняла крепкие позиции, но внутри начались разногласия. В 1965 году коллектив покинуло три человека, а в следующем году он распался совсем.

К этому времени мама Боба снова вышла замуж и уехала в Америку. Она скопила достаточную сумму денег, чтобы выслать сыну деньги на билет до Соединённых Штатов.

Седелле хотелось, чтобы он переехал к ней поближе и начал здесь новую жизнь. После распада группы Марли Боб уехал к матери, какое-то время проработал на американском автомобильном заводе подсобным рабочим. Но пробыл Боб в Америке совсем недолго, через 8 месяцев он вернулся на Ямайку и воссоздал свою группу.

Зрелое творчество

В жизни Боба Марли наступил определяющий период. К этому времени на Ямайке очень сильно распространилось движение растаманов, Марли тоже постепенно втягивался в это, и его музыка стала полным отображением новой веры и идей. Песни всё больше затрагивали проблемы духовного и социального плана.

Воссозданный коллектив пел песни разного жанра, но за пределами Ямайки популярность пока не приходила.

В 1971 году Боб с друзьями открыл фирму записи грампластинок, но ничего хорошего из этого не получилось. Однако в конце года Марли повезло, он заключил контракт с певцом из Америки Джонни Нэшем и сочинил ему две композиции, которые стали хитами. Джонни пригласил Боба сопроводить его в поездке по Швеции, Марли не отказался и уехал. Наконец, в Европе он заключил контракт с компанией CBS, и группа Боба Марли выпустила сборник песен «Catch a Fire», сделавший их знаменитыми за пределами родного острова.

Популярность коллектива «The Wailers» росла, в 1973 году у них был гастрольный тур по Великобритании и Соединённым Штатам Америки.

Весь 1974 год в жизни Боба был насыщен работой над новым альбомом, он очень много времени проводил на студиях.

Но в скорости Питер Тош и Банни Ливингстон приняли решение о начале сольных выступлений и ушли из коллектива. Их место заняло трио темнокожих женщин, а группу назвали «Bob Marley & The Wailers». Одна из вокалисток, Рита, супруга Боба.

Обновлённый женский коллектив отправился в большой тур по Северной и Южной Америке, Европе и Африке.

Середина 70-х годов ознаменовалась тем, что Марли со своей группой был признан мировым лидером в музыкальном стиле регги, их альбомы занимали высокие позиции в хит-парадах, а песни, которые одновременно выражали «бунт, любовь и веру», были очень популярными среди интеллектуалов.

Когда группа возвращалась после гастрольных туров домой, их встречали как самых величайших звёзд Ямайки. Вместе с музыкальной мировой известностью Боба Марли рос его политический авторитет в стране.

В течение почти всего 1977 года Боб жил и работал в Лондоне, он трудился над новым альбомом «Exodus». Три композиции с этой пластинки впоследствии стали бестселлерами.

В 1978 году Марли был приглашён в Нью-Йорк, где ему вручили Медаль Мира. В этом же году он впервые побывал в Эфиопии и Кении. В 1979 году увидел свет новый альбом Боба «Survival».

Он был посвящён солидарности стран Африки в их борьбе за независимость.

В 1980 году группу Боба Марли пригласили в Зимбабве на празднование независимости. Вышел следующий альбом «Uprising», который моментально стал хитом. Группа отправилась в большое турне по Европе, которым побила все имеющиеся пики популярности на континенте. Самый большой в истории существования группы концерт они дали в этом году в Милане, присутствовало 100 000 зрителей.

Надежды и планы были грандиозными, но болезнь Боба не позволила им осуществиться.

Личная жизнь

В 1965 году, незадолго до того, как уехать к матери в Америку, Боб познакомился с девушкой Ритой Андерсон. Завязались любовные отношения, а 10 февраля в 1966 году молодые люди сыграли свадьбу.

Прожив несколько месяцев с музыкантом, девушка тоже начала сольную карьеру. Когда Рита вышла замуж за Боба, у неё уже была дочь от другого мужчины, Марли девочку удочерил. Совместных детей у них четверо – сын и три дочери.

У Боба Марли всего 11 детей, шестеро из них рождены вне брачных связей, во время его гастрольных туров и поездок у музыканта было много отношений на стороне.

Болезнь и смерть

Марли обожал футбол. Во время любительской игры в Лондоне он повредил палец на ноге, но поначалу особого внимания этой травме не придавал.

Когда палец стал беспокоить сильно и Марли обратился в клинику, врачи признали у него меланому – злокачественную опухоль большого пальца ноги. Бобу предложили ампутировать ногу, он не захотел. Просто сказал, что как же он потом будет играть в футбол и выступать на сцене, ведь он должен быть пластичным. Кроме этого, его растаманская вера не допускала, чтобы «человека разбирали на части», в их понятии тело должно до конца жизни оставаться единым целым.

В 1980 году, после успешного европейского тура из Германии, Боб отправился с группой дальше на гастроли в Америку. Прошло два концерта, а потом на утренней пробежке в парке музыкант потерял сознание. Турне прервали, Боб улетел в Мюнхен к знаменитому медику в области онкологии Йозефу Иссельсу. Ему провели лечение и курсы химиотерапии, восемь месяцев он пробыл в Баварской клинике, но всё безрезультатно. У него стали выпадать знаменитые спутанные локоны волос – дреды, пришлось их срезать. Рак в своей самой опасной форме стал поражать всё тело Боба.

В начале мая 1981 года Марли покрестился в православной Кингстонской церкви в Эфиопии, взяв имя Берхане Селассие.

Он очень хотел перед смертью последний раз увидеть Ямайку, однако перелёт из Германии не получился. Состояние здоровья Марли ухудшилось, самолёт вынужденно приземлился в штате Флорида, где в больнице 11 мая 1981 года Боб умер.

Он успел сказать своему сыну важные, последние и настоящие слова: «Деньги никогда не могут купить жизнь».

Тело Боба Марли перевезли на место его рождения, где 21 мая 1981 года прошли похороны. Его захоронили в мавзолее. В склепе рядом с ним лежат Библия и гитара, футбольный мяч с пучком марихуаны и кольцо, подаренное эфиопским принцем, которое он никогда не снимал.

Великие человеческие заслуги требуют таких же великих мировых наград:

Год Награда
1978 Получение медали «третьего мира» от ООН.
1981 Получение ордена «За заслуги», за вклад в историю Ямайки.
1994 Добавление в зал славы рок-н-ролла.
1999 Альбом «Exodus» признан альбомом века.
2001 Получение звезд на Аллее Славы в Голливуде.
2001 Посмертное награждение премией Грэмми.
2004 В списке «100 величайших артистов всех времён и народов» Боб Марли занял 11-ю строку по версии журнала «Rolling Stone».

Песня «One Love» по опросу ВВС названа лучшей песней тысячелетия, а сам Боб Марли – величайшим лириком всех времён и народов.

Боб Марли биография. Музыкант, гитарист, вокалист, композитор

Ямайский певец, музыкант и автор песен Боб Марли служил мировым послом музыки регги и продал более 20 миллионов пластинок за свою карьеру.

Кто такой Боб Марли?

В 1963 году Боб Марли и его друзья основали The Wailing Wailers. Большой прорыв The Wailers произошел в 1972 году, когда они заключили контракт с Island Records. За свою карьеру Марли продал более 20 миллионов пластинок, что сделало его первой международной суперзвездой, вышедшей из так называемого Третьего мира.

Ранняя жизнь

Роберт Неста Марли (Боб Марли) родился 6 февраля 1945 года в деревне Найн-Майлс, Ямайка. Марли представил миру музыку регги и по сей день остается одним из самых любимых исполнителей этого жанра. Сын чернокожей матери-подростка и гораздо более старшего, позже отсутствовавшего белого отца, он провел свои ранние годы в Сент-Луисе.

Один из его друзей детства был Банни Вейлер. Учась в одной школе, они оба разделяли любовь к музыке. Банни вдохновил Марли научиться играть на гитаре. Позже отец Банни и мать Марли связались, и все они некоторое время жили вместе в Кингстоне, согласно книге Кристофера Джона Фарли «Before the Legend: The Rise of Bob Marley».

Приехав в Кингстон в конце 1950-х годов, Марли жил в Тренч-Тауне, одном из самых бедных районов города. Он боролся в бедности, но находил вдохновение в музыке вокруг себя. Тренч-Таун имел ряд успешных местных исполнителей и считался Мотауном Ямайки. Звуки из Соединенных Штатов также доносились по радио и через музыкальные автоматы. Марли нравились такие артисты, как Рэй Чарльз, Элвис Пресли, Фэтс Домино и Дрифтеры.
Марли и Банни посвящали много времени музыке. Под руководством Джо Хиггса, Марли работал над улучшением своих певческих способностей. Он познакомился с другим учеником Хиггса, Питером Макинтошем (позже Питером Тошем), который сыграл важную роль в карьере Марли.

«The Wailers»

Местному продюсеру Лесли Конгу понравился вокал Марли, и он записал несколько синглов, первым из которых был «Judge Not», выпущенный в 1962 году. Хотя он не преуспел как сольный исполнитель, Марли нашел некоторый успех, объединив усилия со своими друзьями. В 1963 году Марли, Банни и Макинтош создали группу «Wailing Wailers». Их первый сингл, «Simmer Down», поднялся на вершину ямайских чартов в январе 1964 года. К этому времени в группу также вошли Джуниор Брейтуэйт, Беверли Келсо и Черри Смит.

Группа стала довольно популярной на Ямайке, но у них были трудности с финансами. Брейтвейт, Келсо и Смит покинули группу. Остальные члены на некоторое время разошлись. Марли уехал в Соединенные Штаты, где теперь жила его мать. Однако перед отъездом он женился на Рите Андерсон 10 февраля 1966 года.
Через восемь месяцев Марли вернулся на Ямайку. Он воссоединился с Ливингстоном и Макинтошем, чтобы сформировать «The Wailers». Примерно в это же время Марли изучал свою духовную сторону и развивал растущий интерес к растафарианскому движению. Как религиозное, так и политическое, растафарианское движение началось на Ямайке в 1930-х годах и черпало свои убеждения из многих источников, включая ямайского националиста Маркуса Гарви, Ветхий Завет и их африканское наследие и культуру.
В конце 1960-х годов Марли работал с поп-певцом Джонни Нэшем. Нэш стал мировым хитом с песней Марли «Stir It Up». The Wailers также работали с продюсером Ли Перри в эту эпоху; некоторые из их успешных совместных песен были «Trench Town Rock», «Soul Rebel» и «Four Hundred Years».»

В 1970 году The Wailers добавили двух новых участников: басиста Астона Барретта и его брата, барабанщика Карлтона Барретта. В следующем году Марли работал над саундтреком к фильму в Швеции вместе с Джонни Нэшем.

Большой прорыв

The Wailers получили свой большой прорыв в 1972 году, когда они заключили контракт с Island Records, основанной Крисом Блэкуэллом. Впервые группа отправилась в студию, чтобы записать полноценный альбом. Результатом стал получивший признание критиков «Catch a Fire». Чтобы поддержать запись, the Wailers гастролировали по Великобритании и Соединенным Штатам в 1973 году, выступая в качестве вступительного акта как для Брюса Спрингстина, так и для Sly & the Family Stone. В том же году группа выпустила свой второй полноценный альбом «Burnin» с хитом «I Shot the Sheriff». Легенда рока Эрик Клэптон выпустил кавер-версию этой песни в 1974 году, и она стала хитом № 1 в Соединенных Штатах.

Перед выпуском своего следующего альбома, «Natty Dread» 1975 года, двое из трех оригинальных Wailers покинули группу; Макинтош и Банни решили продолжить сольную карьеру как Питер Тош и Банни Уэйлер соответственно. «Natty Dread» отразил некоторые политические трения на Ямайке между Народной национальной партией и Ямайской лейбористской партией. Из-за этих конфликтов иногда вспыхивало насилие. «Rebel Music (3 O’clock Road Block)» была вдохновлена собственным опытом Марли, когда его остановили армейцы поздно вечером перед национальными выборами 1972 года, а «Revolution» была истолкована многими как одобрение Марли ПНП.

В своем следующем туре the Wailers выступали с I-Threes, женской группой, в которую входили Марсия Гриффитс, Джуди Моуэтт и жена Марли, Рита. Теперь группа под названием Bob Marley & The Wailers активно гастролировала и способствовала росту популярности регги за рубежом. В Великобритании в 1975 году они набрали свой первый Топ-40 хитов с песней «No Woman, No Cry.»

Уже будучи звездой, которой восхищались на его родной Ямайке, Марли был на пути к тому, чтобы стать международной музыкальной иконой. В 1976 году он попал в американские музыкальные чарты с альбомом «Rastaman Vibration». Один трек выделяется как выражение его преданности своей вере и его интереса к политическим переменам: «War». Текст песни был взят из речи Хайле Селассие, эфиопского императора 20-го века, который рассматривается как тип духовного лидера растафарианского движения. Боевой клич за свободу от угнетения, песня обсуждает новую Африку, без расовой иерархии, навязанной колониальным правлением.

Политика и покушение на убийство

Вернувшись на Ямайку, Марли по-прежнему считался сторонником Народной национальной партии. А его влияние на родине рассматривалось как угроза соперникам ПНП. Это могло привести к покушению на Марли в 1976 году. Группа вооруженных людей напала на Марли и группу, когда они репетировали в ночь на 3 декабря 1976 года, за два дня до запланированного концерта в Национальном парке героев Кингстона. Одна пуля попала Марли в грудь и бицепс, а другая-в голову его жены Риты. К счастью, Марли не были серьезно ранены, но менеджеру Дону Тейлору повезло меньше. Тейлор был вынужден перенести операцию, чтобы спасти свою жизнь. Несмотря на нападение и после долгих раздумий, Марли все же играл на шоу. Мотивы нападения так и не были раскрыты, и Марли бежал из страны на следующий день после концерта.

Живя в Лондоне, Англия, Марли начал работать над альбомом «Exodus», который вышел в 1977 году. Заглавный трек проводит аналогию между библейской историей Моисея и израильтян, покидающих изгнание, и его собственной ситуацией. В песне также говорится о возвращении в Африку. Концепция африканцев и потомков африканцев, возвращающихся на родину, может быть связана с работой Гарви. Выпущенный как сингл, «Exodus» стал хитом в Великобритании, как и «Waiting in Vain» и «Jamming», и весь альбом оставался в британских чартах более года. Сегодня «Exodus» считается одним из лучших альбомов, когда-либо сделанных.

В 1977 году у Марли случился приступ паники. В июле того же года он обратился за медицинской помощью по поводу пальца ноги, который он повредил ранее в том же году. Обнаружив раковые клетки в пальце ноги, врачи предложили ампутацию. Однако Марли отказался от операции, поскольку его религиозные убеждения запрещали ампутацию.

«Redemption Song»

Работая над «Exodus», Марли и the Wailers записали песни, которые позже были выпущены на альбоме «Kaya» (1978). С любовью в качестве темы, работа включала в себя два хита: «Satisfy My Soul» и «Is This Love». Также в 1978 году Марли вернулся на Ямайку, чтобы выступить со своим концертом One Love Peace, где он заставил премьер-министра Майкла Мэнли из PNP и лидера оппозиции Эдварда Сигу из JLP пожать друг другу руки на сцене.

В том же году Марли совершил свою первую поездку в Африку и посетил Кению и Эфиопию—особенно важную для него страну, поскольку она считается духовной родиной растафарианцев. Возможно, вдохновленный его путешествиями, его следующий альбом, «Survival» (1979), был воспринят как призыв к большему единству и прекращению угнетения на африканском континенте. В 1980 году Bob Marley & The Wailers сыграли официальную церемонию независимости новой нации Зимбабве.
Огромный международный успех, «Uprising» (1980) включало в себя «Could You Be Loved» и «Redemption Song» Известная своей поэтической лирикой и социальной и политической значимостью, урезанная, звучащая в народе «Redemption Song» была иллюстрацией таланта Марли как автора песен. Одна строчка из песни гласит: «Освободитесь от ментального рабства; никто, кроме нас самих, не может освободить наши умы».

В турне в поддержку альбома Bob Marley & The Wailers путешествовали по всей Европе, выступая перед большими толпами. Они также планировали серию концертов в Соединенных Штатах, но группа сыграет там только три концерта — два в Мэдисон — сквер-Гарден в Нью-Йорке и одно выступление в театре Стэнли в Питтсбурге, штат Пенсильвания, — прежде чем Марли заболеет. Рак, обнаруженный ранее в пальце ноги, распространился по всему телу.

Смерть и мемориал

Путешествуя по Европе, Марли прошел нетрадиционное лечение в Германии и впоследствии смог бороться с раком в течение нескольких месяцев. Однако вскоре стало ясно, что жить Марли осталось недолго, и музыкант решил в последний раз вернуться на свою любимую Ямайку. К сожалению, ему не удалось завершить путешествие, и он умер в Майами, штат Флорида, 11 мая 1981 года.

Незадолго до смерти Марли получил от правительства Ямайки орден «За заслуги». Он также был награжден медалью мира от Организации Объединенных Наций в 1980 году. Обожаемый народом Ямайки, Марли получил прощание героя. Более 30 000 человек отдали дань уважения музыканту во время его поминальной службы, проходившей на Национальной арене в Кингстоне, Ямайка. На церемонии пели Рита Марли, Марсия Гриффитс, Джуди Моуэтт и The Wailers.

Наследие

За свою жизнь Марли добился нескольких великих достижений, в том числе стал мировым послом регги—музыки, был введен в Зал славы рок-н-ролла в 1994 году и продал более 20 миллионов пластинок, что сделало его первой международной суперзвездой, вышедшей из так называемого Третьего мира.

Спустя десятилетия после его смерти музыка Марли остается широко известной. Его музыкальное наследие также продолжилось через его семью и давних коллег по группе; Рита продолжает выступать с I-Threes, the Wailers и некоторыми детьми Марли. (Марли, как сообщается, был отцом девяти детей, хотя сообщения разнятся.) Сыновья Марли, Дэвид «Зигги» и Стивен, а также дочери Седелла и Шарон (дочь Риты от предыдущих отношений, которая была усыновлена Марли) играли в течение многих лет как Ziggy Marley & the Melody Makers, а позже выступали как the Melody Makers. (У Зигги и Стивена тоже были сольные успехи.) Сыновья Дэмиан «Гун младший» Ки-Мани и Джулиан также являются талантливыми записывающими артистами. Другие дети Марли занимаются семейным бизнесом, в том числе звукозаписывающим лейблом Tuff Gong, основанным Марли в середине 1960-х годов.

В январе 2018 года основатель Island Records Крис Блэкуэлл продал большую часть своих прав на каталог Marley компании Primary Wave Music Publishing, известной своими брендинговыми и маркетинговыми кампаниями для бизнеса «the icons and legends». Основатель Primary Wave Ларри Местел сказал: «Нет ни одной щели в мире, где Боб Марли не был бы богом».

Приверженность Марли борьбе с угнетением также продолжается через организацию, которая была создана в его память семьей Марли: Фонд Боба Марли посвящен оказанию помощи людям и организациям в развивающихся странах.

Боб Марли

Фото Все

Видео Все

Документальное кино Легенды ретро Боб Марли

Интервью: Боб Марли – Как оно есть [русская озвучка]

Истории в деталях – Боб Марли (Bob Marley)

Боб Марли — биография

Боб Марли – известный ямайский музыкант, вокалист, гитарист, композитор. Самый известный исполнитель в стиле регги.

На его похоронах звучала музыка, его собственная музыка, плавная, немного печальная и до боли знакомая всем, кто пришел проводить его в последний путь. Ямайка хоронила своего пророка – Боба Марли. Земляки считали его национальным героем, голосом их родной Ямайки и голосом того времени. Не каждый музыкант мог похвастаться тем, что боролся с расовой дискриминацией. Не каждому удалось основать собственный музыкальный стиль. А Марли смог. Именно он придумал петь в жанре регги, который не канул в лету после его смерти, а продолжает успешно развиваться, привлекая все большее число поклонников во всем мире.

Детство

Родился Роберт Неста Марли (полное имя музыканта) 6 февраля 1945 года в небольшой деревушке Найн-Малс (Ямайка). Он не был чистокровным ямайцем. Его отец европеец, офицер из Ливерпуля Нормал Марли, которого на далекую Ямайку занесла Вторая мировая война. Мама будущего музыканта – Седелла Букер, жительница этого острова. На момент их встречи отцу было 60 лет, матери всего 18. Они собирались прожить вместе всю жизнь, но от судьбы не уйдешь. Он получил приказ вернуться в Великобританию, но один, без жены и сына, потому что чернокожим нужно жить там, где их родина. Нормал не мог ослушаться, покинул остров, но до конца своих дней помогал семье. Боб видел отца всего два раза в жизни. В 1955 году Нормал умер, сыну на тот момент исполнилось всего десять лет.

Боб Марли в детстве

Спустя несколько лет мать с сыном переехали в столицу Ямайки – Кингстон. Поселились в районе Тренчтаун, настоящих трущобах, с бедностью, воровством, антисанитарией и насилием. Боб окончил местную школу, выучился на сварщика и начал свою трудовую биографию по этой специальности. Но его мало интересовала сварка, настоящее призвание парня оказалось в музыке. Еще будучи подростком, он стал приверженцем субкультуры руд-боев, которые проявляли агрессивность и идеализировали криминал. Молодые люди имели примечательную внешность, которая выделяла их на фоне остальных – бритая голова или короткая стрижка, сшитые вещи из костюмной ткани, облегающие фигуру.

Даже музыку они предпочитали особенную, на дискотеках звучала обычно ска – разновидность ямайской музыки. Именно в те годы Боб сделал первые шаги на музыкальном поприще, занимался развитием своего творческого потенциала. Но не один, а с новым товарищем Невиллом Ливингстоном по прозвищу Банни, с которым познакомился вскоре после переезда в Тренчтаун. Они слушали американское радио, отдавая предпочтение новоорлеанской радиостанции, в эфире которой звучали песни Рея Чарльза, Кертиса Мэйфилда, Фэтса Домино, Брука Бентона. Мальчишки с интересом слушали музыку чернокожих певцов, имевших среди островитян невероятную популярность.

Боб Марли в юности

Свои музыкальные навыки Марли совершенствовал с помощью ямайского певца Джо Хиггса, жившего в том же Тренчтауне. Он учил мальчишек вокалу, причем абсолютно бесплатно. Во время оного из таких занятий состоялось знакомство друзей и Питера Макинтоша, прославившегося в мире, как Питер Тош.

Музыка

Вначале Марли экспериментировал с музыкальными направлениями в одиночку, но они не очень удались. Он дебютировал с синглом «Judge Not», который написал вместе с соавтором Джо Хиггсом. Первое признание пришло к нему в составе музыкальной группы «The Wailers», которую он создал со своими единомышленниками. Боб Марли выполнял обязанности вокалиста и гитариста. Коллектив работал много лет, за это время несколько раз видоизменялся, обновляя состав и музыкальные направления. Итогом стала не только национальная популярность, но и мировая слава.

Боб участвовал в выпуске альбомов и синглов сразу с коллективом, а потом решил развиваться с авторским проектом, получившим название «Боб Марли и Tne Wailers». Они организовывали гастрольные туры на всей территории США, а потом покорили практически все континенты – Африку, Европу, Азию.

В Советском Союзе о Марли узнали спустя некоторое время. Своеобразный и неповторимый певец, который представлял собой целое поколение борцов за свободу своей родины, сумел преодолеть «железный занавес». Его песни мгновенно стали популярными у советских слушателей.

Музыкальные критики поют дифирамбы Марли и его коллективу, практически каждый альбом коллектива отмечен престижной наградой. Сам Боб много раз побеждал в номинации «Лучший певец».

Боб Марли на концерте

Песни Боба Марли сумели объединить даже тех, кто всю жизнь считал себя непримиримыми врагами. Его любили и жители трущоб, и «золотая молодежь». Его творчество – это надежда на лучшую жизнь, он вселял веру в то, что в мире восторжествует всеобъемлющая и всепрощающая любовь.

Самая известная композиция в творчестве Боба Марли – «One Love», которая стала неофициальным национальным гимном Ямайки. Эта песня объединила преступные группировки и политиков, которые в те годы «дерибанили» Ямайку, борясь за свой кусок пирога. Эта песня появилась после того, как сам музыкант чуть не погиб от целенаправленных выстрелов в него. Он получил две пули, но не сдался, продолжал писать и петь свои песни.

Марли продолжал свою творческую деятельность до самой смерти, появляясь перед публикой в своем традиционном сценическом образе – длинные дреды, «растаманская» шапка, гитара и улыбка во все лицо. Именно так у многих ассоциируется стиль регги, в котором работал музыкант.

Личная жизнь

Боб встретил свою будущую жену в Тренчтауне в 1966 году. Очаровательная кубинка Альфарита Андерсон сумела покорить сердце музыканта прямо на улице. Девушка шла со своими друзьями и пела. Роман был бурным и недолгим, они поженились спустя год. Рита – обладательница замечательного голоса, ее взяли бэк-вокалисткой в коллектив супруга.

Свадьба Боба Марли с Ритой Андерсон

В самом начале семейная жизнь супругов складывалась счастливо, пока Боб не приобрел невероятную популярность. Поклонницы не давали ему прохода, музыкант отвечал взаимностью. Постепенно он отдалился от дома, у него появились связи на стороне. Личная жизнь певца превратилась в один нескончаемый бурный роман.

Боб Марли с женой Ритой Андерсон

Рита родила Бобу четверых детей, и все они стали творческими людьми, связали свою биографию с музыкой. Многочисленные интрижки на стороне тоже заканчивались рождением детей, поэтому всего у Марли одиннадцать родных наследников и один приемный сын.

Боб Марли с женой и детьми

Рита действительно героическая женщина, она занималась воспитанием не только своих детишек, но и растила незаконнорожденных отпрысков мужа. В интервью журналистам она говорила, что в начале их семейной жизни Боб любил ее и заботился о детях, но спустя некоторое время начались измены. Как-то раз он даже сказал, что мечтает о куче детишек, но не хочет, чтобы Рита утруждалась бесконечными беременностями и поэтому ищет любовь на стороне. Одна из самых популярных композиций Марли под названием «Нет, женщина, не плачь», посвящена именно Рите, первой и единственной законной супруге. Рита говорит, что не держит зла на мужа, и вспоминает о нем исключительно с нежностью, хотя их отношения никак не назовешь нормальными.

Все дети известного музыканта пытаются продолжать его дело. Кто-то стал певцом, кто-то автором авторских музыкальных проектов, но всех их объединяет любовь к музыке. Они пытаются внести свой вклад в историю, и сделать так, чтобы в этом мире стало хоть немножко светлее.

Один американский глянцевый журнал сумел собрать вместе всех наследников Боба Марли – детей и внуков, и запечатлеть их на фото. Снимок появился на обложке издания и приобрел невероятную популярность в соцсетях. Его мгновенно растиражировали в Сети.

Смерть

Последние несколько лет перед смертью Марли боролся со злокачественным заболеванием, опухолью на большом пальце ноги. Она образовалась после травмы, которую музыкант получил на футболе. Он любил эту игру не меньше, чем музыку и женщин. Боб был фанатом футбола, не просто болельщиком, а активным игроком. Перед тем, как отправиться на гастроли, он в райдере указывал одно обязательное условие – доступ к футбольному полю в любое время суток. Боб был прекрасным игроком, он чувствовал себя на поле очень легко и уверенно. Если уж мяч попадал к нему, то никакая сила в мире не могла его забрать, он буквально «приклеивался» к ногам певца. Сказалась многолетняя практика – страсть к футболу возникла у Боба с раннего детства.

Похороны Боба Марли

Доктора настаивали на ампутации, но музыкант категорически отказался от операции. Он был настоящим растаманом, и ни одна часть его тела не должна была отсутствовать на момент смерти. Медики так и не смогли уговорить его на ампутацию пальца, певец продолжает мучительную борьбу с недугом, и проигрывает ее. Он умер 11 мая 1981 года, прямо на гастролях, не успев отработать все концерты и вернуться домой.

Особенно тяжело было в последние месяцы перед смертью. Марли принимал курс лечения, которое привело к выпадению волос и значительному снижению иммунитета. Весь парадокс в том, что известный чернокожий умер от болезни, которая поражает в основном людей с белой кожей. А все потому, что ямайцем он был лишь на половину. Отец известного музыканта – европеец.

Наследие

Есть конкретные сферы жизни, которые навечно связаны с именем известного музыканта. Многие подростки и студенты в своем желании выкурить сигаретку из наркотических трав, приводят в пример именно Марли. Сам певец никогда не отрицал, что курить «травку» постоянно, он даже на сцене иногда появлялся с «косяком» в зубах.

Боб был ярым приверженцем растафарианства, и старался донести эту веру многим. Последователи этого религиозного направления разобрали песни музыканта на цитаты, а его возвели в ранг посланника. Кроме этого, Марли внес неоценимую роль в развитие панафриканизма. В нем видели посла этой идеи, его творчество и действия привели к изменению хода истории. За этот вклад Марли получил несколько премий и наград.

Боб Марли в культуре растафарианства

Хоть Марли умер почти сорок лет назад, его творческое наследие продолжает жить. Жизненная философия певца находит отклик в душах новых поклонников. Фотографии Марли зачастую используют для украшения одежды, как широкого потребления, так и мировых брендов. Песни незабвенного Марли до сих пор любят голливудские звезды – Бейонсе, Рианна, Элиза Тейлор.

Высказывания музыканта давно превратились в крылатые фразы и афоризмы, и их можно услышать где угодно. Последнее, что сказал Марли перед смертью своему сыну Зигги, были слова «деньги не могут купить жизнь».

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Боб Марли (Bob Marley) | биография

Боб Марли родился 6 февраля 1945 года на севере Ямайки в городке Пэриш. Его настоящее имя Роберт Неста Марли. При рождении его назвали Неста Роберт Марли, но в паспортном столе из-за ошибки сотрудника имена поменялись местами.

Его пятидесятилетний отец, Норвал Марли, по происхождению европеец, служил офицером морского флота Великобритании, затем работал управляющим на одной из плантаций Ямайки. Там он познакомился с будущей матерью Боба, 17-летней ямайской девушкой Седеллой Букер.


Дом в котором Боб Марли провел свои юные годы

Вскоре после рождения Боба, Норвал под давлением своей предыдущей семьи покинул Седеллу. Семьи в традиционном понимании у Боба не было — отец появлялся редко, хотя и оказывал финансовую помощь. Когда Бобу Марли исполняется 10 лет. Норвал умер.


Родители Боба Марли

В конце шестидесятых Боб Марли вместе со своей матерью с матерью в поисках лучшей жизни покидает Пэриш и переезжает в столицу Ямайки, город Кингстон. В те годы в на Ямайке в поисках работы многие переезжали в Кингстон. После скорого разочарования в столице, многие перебирались в трущобы. Наиболее известным бедным районом является Тренчтаун.

Как и все другие Марли и его мать в конце концов обосновались в Тренчтауне. Там у Боба появляется друг Невилл Ливингстон по прозвищу Бани. Денег катастрофически нехватало. Боб решает бросить школу, и устраивается работать сварщиком.

Все свободное время ребята проводят, слушая радио. Именно посредством радио у Боба появилось желание стать певцом. Поэтому он начинает практиковаться в пении, посещая бесплатные уроки известного ямайского музыканта Джо Хиггса. На уроках он знакомится с Питером Макинтошем, другим амбициозным молодым человеком.


Боб Марли и Джо Хиггс

В 1962 году Боба Марли заметил Лесли Конг, у которого была собственная студия звукозаписи. Конга впечатлил его вокал, и он предложил Бобу и его друзьям попробовать записаться у него на студии. Так в 19 лет Боб Марли дебютировал с синглом под названием “Judge Not”, который написал вместе с Джо Хиггсом.


Банни и Тош (слева)

Затем появились другие песни – “Terror” и “One Cup of Coffee”, которые не привлекли большого внимания, зато утверждают мысль Боба Марли стать певцом. В это время он решает создать группу вместе с Банни и Питером.

Через год в 1963 не без помощи Хиггса Боб Марли, Бани, Питер Макинтош — собирают группу, назвав ее «The Wailing Wailers» («Причитающие плакальщики»). В этом не было иронии – ведь традиции плача сильны в негритянской культуре. В группу, помимо них, вошли, Джуниор Брейтуэйт, Черри Грин и Беверли Келсо. Музыкальным директором группы стал ее бас-гитарист Астон Баррет.

Первый же сингл группы «Simmer Down» (1964) возглавил хит-парад Ямайки и разошёлся тиражом более чем 80 тысяч экземпляров. Альбом записывался в «Studio One». Это было настоящим прорывом. Очень быстро группа «The Wailers» набирает популярность и становится знаменитой на Ямайке. После головокружительного успеха «The Wailing Wailers» начали постоянно записываться у Коксона Додда в его студии, ища новые темы для своих песен, одной из которых стала тема уличного руд боя.

Через некоторое время группа записывает в студии «Studio One» сингл «I’m Still Waiting». Несмотря на популярность группы, денег на всех участников не хватало. В 1965 году The Wailers сократили состав до трио (группу покидают Джуниор Брэитвэйт, Беверли Келсо и Черри Смит). А в 1966 году группа распадается.


Боб Марли и Рита Андерсон (слева)

10 февраля 1966 года Боб Марли женится на Рите Андерсон. В это же время мать Боба Марли выходит замуж второй раз и переезжает в Соединенные Штаты, где скопила денег для сына на авиабилеты, что бы он прилетел к ней. Она хотела, что бы он начал новую жизнь в новой стране. В надежде на лучшую жизнь в 21 год Боб переезжает в США к матери. Но пребывание Боба в США было недолгим. Некоторое время он работал грузчиком, официантом, затем подсобным рабочим на автомобильном заводе. А через 8 месяцев возвращается на Ямайку. Пока Боб Марли был в Америке, Ямайку посещает император Хайле Селасие воплощение Всемогущего Джа — бога растафариан. Это способствовало бурному развитию движения раста.


Хайле Селасие (слева)

Во время этого бума, Марли вновь обосновывается в Кингстоне. Боб все больше начинает верить в религию раста, отражая в новых песнях свои убеждения.

Вместе с друзьями Боб Марли вновь образует группу, и дает ей новое название – «The Wailers». И включает в нее женское вокальное трио. Его жена, Рита, тоже начинает петь в этом коллективе.

В 1970 году Боб Марли пытается заключить контракты с некоторыми звукозаписывающими фирмами. Но эти попытки были безуспешны, так как музыкант не был известен за пределами Ямайки.

В 1971 году музыканты организовали собственную фирму грамзаписи «Tuff Gong», но и это предприятие успеха не имело.


Джонни Нэш (слева)

В 1971 году на растафарианской религиозной церемонии старейшина Мортимо Планно знакомит Боба Марли с американским певцом Джони Нэшем. Это знакомство играет важную роль в жизни Боба. В конце 1971 года под руководством Джонни Нэша группа записывает две песни «Stir It Up» и «Guava Jelly» ставшие хитами. На Ямайке к Бобу ничаниет приходить известность. Он становится голосом движения растаманов, набиравших в то время популярность.

Летом 1971 года Боб Марли принимает приглашение Джони Нэша сопровождать его в Швейцарию, где американский певец дал несколько концертов. В Европе, Боб подписывает контракт с компанией CBS, принадлежавшей Нэшу.

Весной 1972 года весь коллектив «The Wailers» приезжает в Лондон с целью продвижения сингла “Reggae on Broadway”, который принадлежал CBS, но в конечном итоге они оказываются в бедственном положении.

В отчаянном шаге, Боб Марли отправляется прямиком в английское отделение «Island Records» и попросит помощи у её основателя и владельца Криса Блэквелла.


Крис Блэквелл

Блэквэл уже знал Боба Марли и знал его репутацию на Ямайке и предлагает «The Wailers» уникальный на тот момент контракт для ямайских исполнителей, им дают 4000 долларов на запись своего первого альбома.

В 1972 году «The Wailers» выпускают дебютный альбом «Catch A Fire», ставший их первой продукцией, которая вышла за пределы Ямайки. Этот альбом был тепло встречен публикой. И был первым шагом на пути к мировой известности.


Альбом — Catch A Fire

Также в развитии популярности музыкантам помог Эрик Клэптон, который включил в свой альбом композицию The Wailers «I Shot The Sheriff», ставшую международным хитом.

В 1973 году группа предприняла гастроли по США. Вскоре Тош и Ливингстон покинули группу, начав сольную карьеру.


Альбом — Natty Dread

В 1975 году группа «The Wailers» выпускает свой новый альбом «Natty Dread». Композиция «No Woman, No Cry» из этого альбома имела огромную популярность. Альбом «Natty Dread» добивается ошеломляющего успеха. Входит в Британский топ-40 и топ-100 Америки. Популярность группы и Боба Марли в частности растет. Боб Марли успешно выступает на лондонской сцене Lyceum Ballroom.

В 1976 году группе «The Wailers»присуждается звание лучшей группы по итогам опроса журнала «Rolling Stone». Они становятся признанными лидерами регги, успешно гастролируют по всему миру.

Альбом «Rastaman Vibration», который выходит в 1976 году, взломал все чарты. Основными песнями альбома были Crazy Baldhead”, “Johnny Was”, а также “War”, стихи для которой были взяты из выступлений Хайле Селассие.

На Ямайке же Боб Марли становится настоящей культовой фигурой, его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого.

В 1976 году на Боба Марли, поневоле оказавшегося втянутым в местную политику, было совершено покушение. Несмотря на тяжёлую рану, концерт не был отменен. На вопрос почему он решил не отменять концерт Марли ответил:

«Безумцы, пытающиеся сделать наш мир хуже, никогда не отдыхают, как-же я могу. Осветите тьму!»


Боб Марли обожал играть в футбол

Этот концерт был последним появлением Боба Марли на Ямайке в течении года. После концерта Боб Марли уезжает жить в Лондон, где в начале 1977 году он записывает новый альбом – «Exodus».

В июле 1977 года у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги. Он отказывается от ампутации, по причине религиозных убеждений:

«Раста не приемлет ампутации. Я не допускаю, чтобы человека разбирали на запчасти».

В 1978 году Боб Марли был удостоен Медали Мира, учреждённой ООН.

4 мая 1980 года Боб Марли крестился в Эфиопской православной церкви в Кингстоне и взял имя Берхане Селласие (на амхарском языке — Свет Святой Троицы). Затем он был награждён Ямайским Орденом Почёта.

В этом же 1980 году правительство освобожденного Зимбабве приглашает The Wailers на церемонию празднования Дня независимости — таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира.

Через некоторое время здоровье Боба Марли начинает стремительно ухудшаться.

Боб Марли проходит курс лечения в Мюнхене у специалиста по раковым заболеваниям Йозефа Иссельса (Josef Issels), но попытки лечения не увенчались успехом. В результате болезни у Марли начинают выпадать дреды, и их приходится состричь.

Почувствовав близкую смерть, Боб захотел вернуться на родину, но из-за состояния здоровья перелёт из Германии пришлось прервать в Майами. В понедельник 11 мая 1981 года Боб Марли умирает в больнице Майами, в возрасте 36 лет. Последними словами, сказанными им были:

«Деньги не могут купить жизнь».

Боб Марли был похоронен на Ямайке. День похорон был объявлен днём национального траура. Тело великого музыканта Ямайки было упокоено в мавзолее. Похороны проходили по всем традициям растафарианства. В склепе рядом с ним покоятся гитара «Gibson Les Paul», футбольный мяч, пучок марихуаны, Библия и кольцо, которое он носил постоянно (подарок эфиопского принца, старшего сына Хайле Селассие I).


То самое кольцо на руке Боба

Боб Марли был и остаётся выдающимся музыкантом современности. За свою непродолжительную жизнь он добился очень много: снискал мировую известность, создал особый стиль музыки, стал символом борьбы за равноправие рас.

В 2012 году на экранах появился документальный фильм «Марли».

Цитаты Боба Марли

“У меня есть только одна мечта, чтобы все люди жили в мире”.
“Я верю что можно излечить расизм, зло и ненависть — музыкой”.
“Сам я никто. Все что есть у меня – это Бог”.
“В каждом из нас есть Бог, поэтому мы не одиноки”.
“Освободите свой разум от гнева и проснитесь к жизни”.

  • Любопытно
  • Когда-то, ещё не влившись в течение регги, совсем молодой Боб Марли был руд-боем. Руд-бои люди подчеркивающие свое презрение к опасностям.
  • Боба Марли нельзя назвать примерным семьянином. И в семейных отношениях с Ритой у Боба Марли было не все гладко. В первые годы их совместной жизни, Боб Марли много работал, из-за чего он редко виделся с Ритой. Когда к нему пришла популярность, Марли постоянно гастролировал, а Рита с детьми оставалась дома.

Дети Боба и Риты Марли

23 ноября 1964 года родилась самая младшая Шэрон. Боб Марли не был ее биологическим отцом, он принял дочь Риты от предыдущих отношений, и растил ее как свою собственную. Являлась участником группы Ziggy Marley & The Melody Makers.


Шэрон (слева), Седелла (справа)

23 августа 1967 года родилась Седелла (названная в честь матери Баба, их первый общий биологический ребенок. Начинала карьеру в оставе группы Ziggy Marley & The Melody Makers, а так же является генеральным директором Tuff Gong International. Кроме того является автором детских книг, а также актрисой и дизайнером одежды).

17 октября 1968 появился на свет Дэвид «Зигги» тарший сын Боба и фронтмен Ziggy Marley & The Melody Makers. Пятикратный победитель Грэмми, Зигги начал сольную карьеру в 2003 году. Также является борцом за легализацию марихуаны.


Дэвид (слева), Стивен (справа)

20 апреля 1972 года родился Стивен. Является четвертым членом группы Ziggy Marley & The Melody Makers. Певец, автор песен и продюсер.

В 1974 году родилась девочка Стефани. Является директором Фонда Боба Марли, музея Боба Марли, Tuff Gong International, Tuff Gong Records, URGE и Фонда Риты Марли.

Боб является отцом по меньшей мере 12 детей, рожденных от разных женщин:


Стефани (слева), Роберт (справа)

Роберт Марли – его мама Пэт Уильямс. Робби жил с Бобом и Ритой. Занимается трюковой ездой на мотоцикле).

Рохан Марли – его мама Джанет Хант была подругой Боба. Профессионально играл в футбол в Канаде. Также является соучредителем корпорации Marley Coffee.


Рохан (слева), Карен (справа)

Карен Марли – мама подруга Боба Джанет Боуэн.

Джулиан Марли – мать Люси Паундер. Занимается музыкой


Джулиан (слева), Каймани (справа)

Каймани Марли – мать чемпионка мира по настольному теннису Анита Белнейвис. Занимается актерским мастерством.


Дамиан (слева), Боб и Синди Брэйкспир (справа)

Дамиан Марли — мать — Синди Брэйкспир, обладательница титула «Мисс Мира 76». Певец в стиле регги.

До сих пор есть люди, которые утверждают, что они дети Боба.

Кому интересно почитайте, не судите строго.^_^ Все же Боб Марли. Биография.

Всякому, кто слушает музыку Марли, следует сразу иметь в виду, что понять ее без хотя бы беглого ознакомления с историей растафарианского движения невозможно (краткая история растафарианства в конце рассказа); нельзя воспринимать ее как простую часть поп-культуры и слушать духовные гимны – а именно таковыми является большинство песен Марли – в отрыве от его мистического опыта, чьим продуктом они были. Проще говоря, человек, знакомящийся с песнями Марли без их контекста, рискует в лучшем случае воспринять певца как очередного политического анархиста в ряду бунтующей молодежи 60-х – тогда как он был в первую очередь духовным лидером и визионером, равных которому и сегодня рок-н-ролл не знает.
Многие пытались объяснить обаяние творчества Марли простой констатацией его талантливости. Но, думается, разгадка лежит несколько в иной плоскости: Марли имел редкий дар адекватного воспроизведения не личной, но универсальной истины, каковую дает только религия, поразительным образом балансируя между сочинением “церковных гимнов” и следованием чисто эстетическим канонам. Его музыка абсолютно земная, но не светская: он был тем самым медиумом, что разъясняет вечные законы доступным языком. И именно в этом постоянном присутствии вечности в его творчестве – его сила и обаяние.
Кроме того, он был награжден еще и удивительным пластико-ритмическим даром: умением ставить слова на свои места. Попробуйте послушать песню “War” с диска “Rastaman Vibrations” – со слуха невозможно уловить, что он исполняет прозаический текст. Этот абсолютный слух и позволял ему исполнять любые сочинения – как чужие, так и свои, – что называется, единственно возможным способом; любые последующие попытки кавер-версий натыкаются на полную исчерпанность интерпретаций.
История поп-культуры, а быть может, и современная история вообще не знает больше случаев, когда бы человек при жизни имел славу, подобную славе Боба Марли, – не по количеству поклонников, а по серьезности отношения. Легенда целого народа, личность государственного масштаба и живой пророк – и не в фигуральном смысле, как, скажем, Джим Моррисон, – а в прямом: таким был Боб Марли. И остается по сей день. Почести, возданные ему после смерти, сравнимы с королевскими; влияние, которое он имел на умы и души при жизни, – почти библейское. Притом что жизнь его была коротка и не богата на события, которые традиционно вызывают интерес – профессиональные скандалы и любовные похождения. Скорее она была подобна мистическому подвигу – хотя и со своими особенностями, обусловленными географией, историей и религиозной философией.
Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в маленьком городе на севере Ямайки. Матерью его была черная восемнадцатилетняя Седелла Букер, отцом – белый пятидесятилетний моряк Норвал Марли. Семьи в традиционном понимании у мальчика не было – отец появлялся редко, хотя и помогал матери деньгами.
В начале шестидесятых мать с сыном переехали в столицу Ямайки – Кингстон и, как и многие им подобные, осели в Тренчтауне. Здесь подрастающий Боб обзавелся друзьями, такими же отпрысками неимущих семей; вместе они проводили время, слушая радио, которое поставляло на Ямайку народившийся рок-н-ролл. Марли бросил школу и устроился на работу в сварочную мастерскую, а все свободное время распевал песенки, тренируя голосовые связки. В этом ему помог знаменитый в Кингстоне певец Джо Хиггс, давший ему несколько уроков вокала на заднем дворе дома.
В 1962 году Боб и его друзья, Банни Ливингстон и Питер Тош, попали на прослушивание к местной антрепренерше Лесли Конг, которая записала с ними в студии несколько треков. На следующий год Боб собрал из друзей группу и назвал ее “The Wailing Wailers” (“Причитающие плакальщики”). В этом не было никакой иронии – традиции плача сильны в любой негритянской культуре.
То было время популярности ска, ямайской разновидности новоорлеанского ритм-энд-блюза, и огромных акустических систем, расставленных по улицам Кингстона (адепты регги утверждают, что именно такой способ уличного музицирования привел к появлению рейвов). Марли с товарищами, исполнявшие модную музыку, были быстро замечены и в течение последующих пяти лет стали островной знаменитостью.
1966 год был определяющим в судьбе Марли. Он женился, побывал в Америке, где жила вновь вышедшая замуж его мать, и, составив себе впечатление о Вавилоне, каковым считали Америку растаманы, вернулся в Кингстон, где за полгода до него побы- вал его императорское величество Хайле Селассие I, воплощение Всемогущего Джа – бога растафариан. Движение растаманов в этот момент здесь было на подъеме. И Марли стал его голосом. Так появилось регги.
Вплоть до начала 70-х The Wailers за пределами Ямайки были практически неизвестны. После неудачных попыток заключить контракт с рядом фирм Марли очутился на пороге знаменитого ныне Island Recrordz. Основатель студии, Крис Блэквелл, изначально ориентировался на распространение музыки Ямайки и, осев в 1962 году в Лондоне, популяризировал в Старом Свете ска, рок-стеди и регги, а впоследствии и родоначальников прог-рока Jethro Tull и King Crimson. Хорошо зная о славе Марли на родине, Блэквелл предложил ему немыслимый в истории групп, играющих регги, контракт: его поставили в равные условия с рок-группами.
Первая пластинка Марли на Island, “Catch a fire”, немедленно установила новые стандарты в поп-музыке: газеты писали о явлении нового, совершенно ни на кого не похожего стиля, нового ритма и мелодии в сочетании с необычной, религиозно-протестантской тематикой песни. С этого момента группа Марли обретает интернациональную известность. В 1973 году приглашенные выступать на разогреве у Sly & The Family Stone, группа ?1 среди исполнителей черной американской музыки, The Wailers были вскоре выброшены из тура, поскольку публика принимала их теплее, чем хедлайнеров.
В последующие три года Марли стал настоящей звездой, и его песни сделались гимнами борцов за расовое равноправие. О том, что его слова имели совершенно реальный политический вес, говорит инцидент, произошедший в Кингстоне 5 декабря 1976 года.
В это время в городе шла настоящая война в гетто, а Марли, чей авторитет здесь был непререкаем, решил дать бесплатный концерт, чтобы призвать жителей к миру. Правительство же приурочило к концерту выборы в парламент, назначенные двумя неделями позже.
Накануне концерта в дом Марли ворвались несколько человек и открыли стрельбу. Марли и трое членов его группы были ранены, тем не менее концерт не был отменен, а только сокращен: Марли вышел на сцену и спел несколько песен.
В последующие четыре года Марли жил попеременно в Англии и Америке: впрочем, как правило, он находился в турах. Группа часто бывала в Африке: в 1980 году правительство освобожденного Зимбабве пригласило The Wailers на церемонию празднования Дня независимости – таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира. Двумя годами ранее премьер-министр Ямайки и лидер местной оппозиции посетили его концерт; в том же году ООН вручила ему медаль мира.
В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось – еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако

лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.
День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом “За заслуги”, правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное – он оставил после себя послание-призыв “освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни”. И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: