Блез Паскаль – отзывы, мнение, рейтинг

Рецензии на книгу «Мысли» Блез Паскаль

Бог для математиков

Не из снобизма (честное слово!), а из любознательности прочел “Мысли” Блеза Паскаля. Всегда были интересны психические феномены, связанные с эффектом озарения и откровения. Паскаль стоит в ряду людей, переживших явление, которое он посчитал прикосновением Божиим.

Кто такой Паскаль? Французский ученый Блез Паскаль сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии. Работы по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятностей. Ученый сконструировал (1641, по другим сведениям –1642) суммирующую машину — один из первых калькуляторов в мире, получивший название “паскалина”. Он один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон (Закон Паскаля: давление на поверхность жидкости, производимое внешними силами, передается жидкостью одинаково во всех направлениях). На законе Паскаля основано действие гидравлических прессов и других гидростатических машин. Именем Паскаля названы единица измерения давления и язык программирования.

Явно научный склад мышления не помешал Паскалю стать адептом религии. Впрочем, направление к которому он примкнул (янсенизм), официальной католической церковью считалось и считается ересью. До конца дней ученый не мог забыть ноябрьский вечер 1654 года, когда неожиданно пережил откровение в виде сошедшего с неба огня. Пергамент с загадочной записью об этом (т. н. “Мемориал Паскаля”) он зашил за подкладку камзола и всегда носил при себе. Обнаружен артефакт был лишь после смерти Паскаля. Вот его текст (англ.):

The year of grace 1654,

Monday, 23 November, feast of St. Clement, pope and martyr, and others in the martyrology.
Vigil of St. Chrysogonus, martyr, and others.
From about half past ten at night until about half past midnight,

GOD of Abraham, GOD of Isaac, GOD of Jacob not of the philosophers and of the learned. Certitude. Certitude. Feeling. Joy. Peace. GOD of Jesus Christ. My God and your God. Your GOD will be my God. Forgetfulness of the world and of everything, except GOD. He is only found by the ways taught in the Gospel. Grandeur of the human soul. Righteous Father, the world has not known you, but I have known you. Joy, joy, joy, tears of joy.

I have departed from him: They have forsaken me, the fount of living water. My God, will you leave me? Let me not be separated from him forever. This is eternal life, that they know you, the one true God, and the one that you sent, Jesus Christ. Jesus Christ. Jesus Christ. I left him; I fled him, renounced, crucified. Let me never be separated from him. He is only kept securely by the ways taught in the Gospel: Renunciation, total and sweet. Complete submission to Jesus Christ and to my director. Eternally in joy for a day’s exercise on the earth. May I not forget your words. Amen.

В общем, понять что-либо в том, что в виде откровения получил Блез Паскаль, из этого текста невозможно. Ясно одно — он уверовал в Бога. Любопытно сравнить духовный опыт Паскаля с опытом других людей, переживших Божественное вмешательство на себе. Например, апостола Павла, пророка Мухаммеда, Иоанна Богослова или практически нашего с вами современника — американского писателя-фантаста Филипа Дика. Все они оставили после себя более или менее обширные письменные работы, некоторые пополнили копилку духовных текстов человечества, а некоторые даже легли в основу мировых религий. Объяснять Божественное откровение, посещающее отдельные личности лишь некими эндогенными факторами: мол, Савла (впоследствии ап. Павел) на пути в Дамаск хватил тепловой удар, а Пророк страдал шизофренией, а у Иоанна на Патмосе приключился онейроид, Ф. Дик же слишком злоупотреблял (все же не стоит) амфетамином и заработал себе паранойю, видимо, не следует. Интересны последствия этого: тексты, легшие в основу Евангелий, Коран, Апокалипсис etc. В случае же Дика с его “Экзегезой” следует отметить, что иногда откровение Божье воспринимается человеком-реципиентом искаженно, в перепутанном виде, как тот сломанный и перекрученный обруч из рассказа Конан Дойла “Обряд дома Месгрейвов”, в котором только глаз сыщика Шерлока Холмса был способен опознать сокровище — древнюю корону английских королей.

Свои “Мысли” Паскаль записал уже ПОСЛЕ пережитого им психического феномена, но следов этого в тексте практически нет, математик ревностно хранил свою духовную тайну. “Мысли” — это не откровение, а скорее написанный прекрасным языком сборник блестящих философских афоризмов. Плод великолепного ума, конечно. Не знаю, можно ли уверовать в Бога по прочтении данной работы Паскаля, но не исключено, что этот трактат может понравиться людям, которые находятся с математикой на дружеской ноге, например, программистам. Самая известная из максим Паскаля, конечно, про “мыслящий тростник”. Вот она полностью:

спойлер”Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него опол­чилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды. Но пусть бы даже его уничтожила Вселенная, — человек все равно возвышеннее своей погубительницы, ибо сознает, что расстается с жизнью и что он слабее Вселенной, а она ничего не сознает. Итак, все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, отнюдь не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить благопристойно, в этом — основа нравственности.”свернуть

Читайте также:
Джонас Эдвард Солк (Jonas Edward Salk) - отзывы, мнение, рейтинг

Известно и т. н. “пари Паскаля”, оно содержится именно в этом его тексте. Вот оно:

спойлерЕсли вкратце, то суть его в том, что если Бог есть и вы соблюдаете требования христианской религии, то ваш выигрыш огромен — жизнь вечная в раю и непопадание в ад, если же Бога нет, то вы практически ничего не теряете, кроме небольших затраченных средств и времени на исполнение религиозных обрядов. свернуть

Так и в Бога уверовать можно. Теперь для равновесия надо Докинза почитать. Впрочем, он пишет, что наука и религия несовместимы. А как же Паскаль? Шах и мат, Докинз!

Блез Паскаль — рецензии на книги

Сортировка

16 января 2020 г. 18:19

5 Бог для математиков

Не из снобизма (честное слово!), а из любознательности прочел “Мысли” Блеза Паскаля. Всегда были интересны психические феномены, связанные с эффектом озарения и откровения. Паскаль стоит в ряду людей, переживших явление, которое он посчитал прикосновением Божиим.

Кто такой Паскаль? Французский ученый Блез Паскаль сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии. Работы по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятностей. Ученый сконструировал (1641, по другим сведениям –1642) суммирующую машину — один из первых калькуляторов в мире, получивший название “паскалина”. Он один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон (Закон Паскаля: давление на поверхность жидкости, производимое внешними силами, передается жидкостью одинаково во всех направлениях). На…

25 января 2015 г. 11:30

Достоинство отчаяния

«Год 1654. Понедельник, 23 ноября, день святого Климента, папы и мученика. Накануне Дня Св. Хрисогона мученика. С 10.30 вечера до 12.30 ночи. Огонь. Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не философов и ученых. Веруй, веруй, почувствуй Радость и Мир. Бога Иисуса Христа Мой Бог и твой». Наконец-то! Долгожданный голос в «вечном безмолвии бесконечных пространств»! Но вдруг – обман, иллюзия, игра беспокойного разума? Как избавиться от сомнений? Как обрести веру?

Хотя «Мысли» занимают важное место в «библиотеке западной культуры», мало кто воспринимает Паскаля-мистика серьёзно. Потомки запомнили лишь «мыслящий тростник» и нелепое «пари Паскаля», над которым так удобно иронизировать. Ну, а поиски бога – ведь это всего лишь поиски, Паскаль ничего не доказал и никого не убедил. Даже…

31 декабря 2017 г. 09:44

Паскаль – еще один мыслитель, настолько придавленный тяжестью вопроса о будущей жизни, что это начисто лишает его способности рассуждать о жизни этой. Я, конечно, утрирую, но и от фактов никуда не денешься. Как только Паскаль пришел к мыслям о Боге, ни о чем другом он уже думать не желает. Слава Богу к этим мыслям он пришел уже после того, как достиг весьма видных результатов в научной деятельности – это с одной стороны, ну и с другой – когда человек настроен на мышление, все равно этот настрой, хочет он того или нет, уводит его от Бога, а потому и какие-то интересные мысли Паскаль все равно высказывает. Лучшее же высказывание Паскаля-философа следующее:

Человек, очевидно, создан, чтобы мыслить. В этом все его достоинство и вся его ценность; и весь его долг состоит в том, чтобы мыслить…

5 декабря 2013 г. 00:46

Так и хочется разобрать на цитаты всю книгу. Она состоит из двух частей. В первой анализируется состояние человека без Бога, а во второй- человека, обретшего Бога. Паскаль разделяет людей на три категории:

к первой относятся те, что обрели Бога и служат Ему; ко второй- те, что, не обретя, ищут Его; к третьей- те, что существуют, не обретя и не утруждая себя поисками. Первые разумны и счастливы, третьи безумны и несчастны, те, что посередине,- несчастны и разумны.

Одной из главных мыслей книги является размышление о человеческом ничтожестве и осознании им этого, что связано с природой падшего человека. Люди ищут счастье и покой, но его невозможно обрести вне Бога.

Человек ощущает какое-то смутное и бессильное томление по утраченному блаженству, неотрывному от первоначальной его…

Эксперт Экспертович Экспертов

22 мая 2012 г. 18:04

это очень нелепо сейчас будет: “рецензия на “Мысли” Паскаля”.никакая, конечно, не рецензия.так, комментаришка.

приступая к чтению, я ставила себе цель расширить кругозор, повысить эрудицию, пополнить список любимых цытат:)но на таком безличном подходе продержалась недолго.если тебе промывают мозг, какая разница, 300 лет назад это сделали или вчера?в общем, даже меня, унылого меланхолика и моралфага, после трехсотого повторения “тщета, ничтожество, нравственность”, начало конкретно подташнивать.захотелось от души погрешить, забыться в суете и развлечениях и не думать о себе и о душе. а может, на это и был расчет?))

Читайте также:
Жак Фреско (Jacque Fresco) - отзывы, мнение, рейтинг

28 мая 2020 г. 17:38

Духовное развитие меня интересует давно. Начинал я с различных буддийских и индусских верований и практик: мантры, йога, медитации. Через какое-то время, я понял, что мне не утолить жажду познать истину, понять Бога, разобраться в своем мировоззрение и духовных ценностях. Не смотря на склонность все рационализировать, что-то в душе моей тянулось к метафизическому и трансцендентальному. Все равно существовала экзистенциальная пустота. Кто я? Зачем я здесь? В чем смысл жизни? Как возникла вся эта сложная Вселенная?

Восточные учения были сосредоточены на колесе сансары, карме, постоянных реинкарнациях и поиске сатори (просветления). Я никогда так и не смог поверить в эти реинкарнации, которые стали популярны даже на западе. Перевоплощения лишь нарушает принцип бритвы Оккама и ничего толком…

10 января 2014 г. 01:31

У Паскаля не лучшая репутация в кругах знакомых мне философов. То, что я слышал о нём перед прочтением, кратко ужималось в одно слово – “религиозный”. Все последствия этой характеристики я сознавал, но всё таки рискнул обратиться к творчеству сего загадочного мужа просвещенческой эпохи. Этому во много поспособствовало название моей любимейшей итальянской post-rock группы port-royal, позаимствованное из названия монастыря, в котором провёл последние годы несравненный Блез. Однако, не отвлекаемся, переходим к достаточно краткой рецензии на сабж. Первые пять глав я был в восторге! Не то, что бы я соглашался с каждой высказанной мыслью, далеко нет (особенно в той части про одеяния врачей и судей), но моё удовлетворение поднятыми темами не знало границ. Наиболее важные вопросы современности…

3 ноября 2017 г. 23:11

3.5 Что есть “сокровенность”,г-н Паскаль?

О единодушии Паскаля и Декарта. Блез Паскаль (родился в 1623 году.), в разделе «Жалкое состояние человека» гл.2 пишет следующее ,странно созвучное мыслям Декарта:- Все несчастье людей происходит от того, что они не умеют спокойно сидеть в своей комнате. Какие странности… Декарт (родился в 1598 году), в вопросе о счастье утверждает похожую странность:- “Выступаю в маске»… Среди его записей можем прочесть такую: – «хорошо прожил тот, кто хорошо скрывался». И ,предваряя все МЫСЛИ Паскаля о религии, так и не выяснил: – Что имеет ввиду Паскаль, объявляя ложной всякую религию не говорящую , что «Бог-СОКРОВЕНЕН»?

11 апреля 2021 г. 14:18

Блез Паскаль один из тех авторов , которого любит цитировать Патриарх Кирилл и многие священнослужители. Прочитав в начале книги два биографических очерка ( сестры и племянницы), я очередной раз убеждаюсь, что за каждым талантливым ребёнком стоит талантливый родитель. Отец Блеза сумел вовремя понять своего сына и его недюжие умственные способности. Б.Паскаль стремиться щедро поделиться с людьми своими прозрениями в разных областях знаний. Мыслей мудрых и точных у него много, но запомнить и проанализировать все ,конечно, трудно. И если вы хотите чтобы вас убедили в существовании Бога и правильности христианства, то прочтите «Мысли» Паскаля. Читая их порой открываешь в религии то, что раньше не замечал или не понимал, или не встречал веских аргументов. Некоторые высказывания – это…

13 февраля 2013 г. 23:59

Сколь пусто сердце человеческое и сколь, вместе с тем, преисполнено оно грязи.

1 октября 2017 г. 17:42

3.5 Я доказал, что можно знать о существоании чего-нибудь, не зная его природы

Против равнодушия атеистов

…Не нужно иметь особенно возвышенную душу, чтобы понять, что в здешней жизни не может быть полного и действительного удовлетворения; что все наши удовольствия-одна суета, а бедствия – бесконечны; что смерть неминуемо поставит нас перед перспективой ИЛИ быть навеки уничтоженными, или навеки несчастными… Поразмыслив, нужно сказать, что в этой жизни нет иного БЛАГА, кроме надежды на ЖИЗНЬ БУДУЩУЮ; человек тем счастливее, чем ближе к ней. Для того, кто уверен в ожидающей его ВЕЧНОСТИ, нет больше несчастья…

Атеисты-нелепые существа Сомневающийся…если он при этом спокоен и доволен, хвалится и тщеславится этим, даже находит предмет гордости в таком состоянии – я решительно теряюсь, как назвать такое нелепое существо.…Неверующие только ради моды должны чувствовать…

Пари Паскаля и Аргумент Благодарности

Блез Паскаль (1623-1662), при всей краткости своей жизни, несмотря на свои тяжкие болезни и страдания, был и является одним из самых ярких и разносторонних мыслителей Запада вообще и своего века гениев в частности. Виднейший физик и математик, изобретатель первого компьютера, оригинальный философ, блистательный литератор, мощный христианский мыслитель, апологет и подвижник — это все о нем. О нем написано множество книг и статей. Его глубокое влияние на русскую мысль показано в книге Б. Н. Тарасова «Мыслящий тростник. Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей», изданной в 2009 году.

В этом эссе мы коснемся лишь одной из его идей, запечатленной на листах и листочках, заполнявшихся им в 1657-1659 годах, которые должны были составить задуманную «Апологию христианства», но, в силу утяжелявшейся болезни, так и остались разрозненными фрагментами ненаписанной книги; их посмертное издание вышло под названием «Мысли господина Паскаля о религии и некоторых иных предметах». А именно, поговорим о т.н. пари Паскаля — наверное, наиболее известной апологетической идее этого труда.

Читайте также:
Галилео Галилей - отзывы, мнение, рейтинг

«Люди пренебрегают верой; им не­навистна и страшна мысль, что, может статься, в ней содержится истина.»

Таков диагноз Паскаля: люди живут вне веры, вне религии и боятся, что совершают тем самым громадную ошибку; здесь коренится и их ненависть к религии. Что же мешает принять христианскую веру? Заблуждения разума и порочная воля, отвечает Паскаль. Отсюда и рецепт лечения:

«Дабы исцелить их от неверия, первым делом докажите, что вера ничуть не противоречит ра­зуму, более того, что она достохвальна, и таким пу­тем внушите уважение к ней; затем, показав, что она заслуживает любви, посейте в добродетельные сердца надежду на ее истинность и, наконец, докажите, что она и есть истинная вера.»

«Мысли» и есть наброски реализации этого многоступенчатого плана. Первая ступень — уровень здравого смысла, заботы о себе: правильно понятая, эта забота не оттолкнет от Бога, но поможет приближению к Нему. Именно этому уровню и принадлежит его пари.

Положим, что нельзя ни доказать, ни опровергнуть существование Бога — начинает размышление Паскаль. Но мы должны жить, должны принимать решения, которые зависят от того, верим мы в Бога или нет. А раз так, то мы не можем увернуться от ответа, мы обречены на него. Как жить — так, как будто Бог есть, или так, будто его нет? Джордан Питерсон, видный современный интеллектуал, именно так и отвечает на вопрос, верит ли он в Бога — я стремлюсь жить так, как будто Бог есть. А можно жить так, будто Бога нет, или, что практически то же самое, будто какой-то бог может и есть, но ему до нас нет никакого дела. А раз этот выбор по существу дела неизбежен, то стоит обдумать ситуацию и сделать его осмысленным. Какие вообще тут возможности? — спрашивает Паскаль. Если Церковь учит о Боге верно, то жизнь в согласии с ее учением есть путь к спасению души, к вечной жизни. Жизнь же безбожная, напротив, есть путь к вечной гибели. Цена ошибки в этом случае бесконечна. Если же никакой посмертной жизни нет, то ошибочным оказалось бы религиозное представление. Цена, однако же, такой ошибки была бы не так уж велика, и в любом случае ничтожна по сравнению с бесконечной ценой ошибки в первой ситуации. А коли так, заключает Паскаль, надо ставить на Бога, жить как будто Он есть — бесконечный выигрыш или проигрыш в первой ситуации решает дело.

Таков, в общих чертах, вероятностный аргумент Паскаля касательно веры в Бога, его знаменитое пари. Критика этого аргумента высказывалась с разных сторон. Некоторые религиозные люди видели здесь профанацию веры, сведение ее к расчету типа азартной игры. Но такая критика несправедлива: тут речь у Паскаля идет лишь о подходе к вере, а не об утверждении ее, о первой ступени его плана, о чем он недвусмысленно пишет. Указывалось также, что подобным образом можно убеждать в любой религии, где есть воздаяние и даже в любом суеверии. Разумеется, если брать пари Паскаля как абстрактную логическую структуру, в отрыве от иных аргументов бытия Бога и значения Христа, то так оно и получалось бы. Пари имеет смысл лишь в контексте имеющихся аргументов, теистических вообще и христианских в частности, как дополнительное, усиливающее их соображение, как оно в его «Мыслях» и присутствует.

Убеждая в безошибочности пари, Паскаль, однако же, пишет, что религиозную веру невозможно обрести волевым решением, даже если и согласишься, что это было бы разумным выбором в условии неизвестности. Стремясь оказать дальнейшее содействие, он предлагает рецепт постепенного перехода к вере тем, кто принял аргумент пари: жить согласно религиозным правилам, то есть молиться, соблюдать посты, не пропускать службы и проповеди, исповедоваться и причащаться, а также заниматься благотворительностью. И тогда со временем вера будет в вас прорастать и укрепляться — таков совет Паскаля тем, кто хотел бы поверить в Бога, но не знает как.

Думаю, что Паскаль прав; при должной настойчивости следования совету, вера придет. От себя я бы прибавил, что людям интеллектуального склада полезно вдобавок обдумать те аргументы Разумного Замысла, что имеются в распоряжении человечества сегодня, обратив внимание, что аргументы эти не только не ослабли со времен Паскаля, но радикально усилились, как я пытался показать в своих предыдущих выступлениях.

А как же проблема зла, без обсуждения которой не обходится теперь ни единый аргумент бытия Бога? Что об этом говорит Паскаль? Разве не обрушивают природные и рукотворные катастрофы всякий тезис о всеблагом и всемогущем Создателе? Паскаль ничего об этом не говорит. Возможно, таинственный ответ, данный Иову, или сознание падшести человека и всего мира вместе с ним представлялись ему достаточными для снятия вопроса; но может быть, Паскаль просто не успел об этом написать в своих черновиках, как знать?

Читайте также:
Ибн Сина, биография, история жизни, творчество

Преодолевая этот пробел «Мыслей», предложу такую модификацию пари Паскаля, что неразрывно соединена сразу и с его советом, и с проблемой зла:

За свое появление в этом мире надо благодарить Создателя, исходя из того, что Он есть, и что Он — наш Небесный Отец, ибо лучше, и много лучше, воздавать благодарность отсутствующему, чем быть неблагодарным тому, кому мы обязаны всем.

Мне могут возразить, что были и есть такие несчастные, что предпочли бы никогда не рождаться, чем жить так, как они живут. Пусть так, но я обращаюсь не к этим несчастным людям, кого Бог утешит в свой час, а к тем, для кого великая ценность мира и своего появления в нем несомненна, при всех несчастиях, выпавших на их долю, и при всей трагичности человеческого удела вообще.

Иван Карамазов возвращал билет в грядущий рай, не соглашаясь на эту будущую гармонию, обретенную ценой невинных страданий. Вопрос, который Иван упускал: а какова альтернатива? Если бы Бог внял протесту Ивана и решил создать новый мир, удержав в нем все доброе, что только возможно, но только не ценой невинных страданий, то каким был бы тот мир? Какого рода существа его бы населяли? Были бы там вообще возможны те, кто мыслит, а не просто следует заложенным программам? Положим, никто не страдает невинно. А раз так, то всякое страдание стало бы явным знаком вины самого страдающего. Злое стало бы очевидным; от обремененных страданиями злодеев отшатывались бы как от зачумленных. Все стали бы жить по правилам, наступил бы сущий рай — неотличимый, правда, от хорошо настроенного автомата. Что ж, этого ты хотел, Иван Карамазов? А если нет, если от такой перспективы тебя затошнило, то не значит ли оно, что не протест, но благодарность ты должен выразить Создателю, попустившему невинные слезы?

Судя по всему, Иван Карамазов был склонен признать аргументы Разумного Замысла. Ныне, как уже было сказано, их сила выросла в гигантской степени. Несмотря на это, есть немало людей, которых не оставляют сомнения — не упущено ли чего в такой аргументации. Уверенность, что подобного не случилось, рациональным образом недостижима, но для аргумента благодарности достаточна уже аргументированная возможность Разумного Замысла, которую на почве разума отрицать нельзя. А раз так, то следует благодарить Автора Вселенной уже ради самой благодарности, чтобы потом, если придется стоять перед Его престолом, не проваливаться от нестерпимого стыда. Как же Его благодарить? — спросят меня. Можно это делать по-разному; для начала — хотя бы просто словами. Лучшая же благодарность, наверное — доверие Создателю как Небесному Отцу и, повторю совет Паскаля, стремление жить так, как будто Бог есть, и Он — ваш Небесный Отец, даже если доказательств тому, по-вашему, и недостает. Может быть, однако, это и к лучшему, что недостает? Ведь иначе о доверии и речи бы ни шло.

Блез Паскаль: ученый, доказавший существование Бога через математику

Блез Паскаль: ученый, доказавший существование Бога через математику

Мистики бывают с уклоном либо в оккультизм, либо в философию.

К последним относится французский математик, физик и классик литературы Блез Паскаль.

Над философией Паскаль слегка посмеивался, что, правда, не помешало ему войти в историю европейской мысли.

Размышления этого глубокого ума актуальны и сегодня.

Не менее любопытна и биография Паскаля.

Правда, Паскаль критически относился к европейской философии своего времени.

Отсюда и его афоризм: “Смеяться над философией — значит истинно философствовать”.

Блез Паскаль (Blaise Pascal) родился во французской провинции Овернь (Auvergne), где его отец Этьен (Étienne) купил себе должность президента податной палаты, иначе говоря налогового управления.

В покупке должностей во Франции XVII века не видели ничего зазорного — это было обычной практикой.

Позже семья перебралась в Париж, где отец был постоянным членом кружка математиков и физиков, из которого впоследствии была образована Парижская академия наук.

К тому времени мальчик стал наполовину сиротой: через два года после появления на свет Блеза мать родила девочку и скончалась.

Другая сестра Жильберта (Gilberte) была тремя годами старше него и позднее стала первым биографом своего удивительного брата.

Паскаль был вундеркиндом и от усиленных занятий страдало и без того его слабое здоровье.

В 12 лет он без помощи учителя и к удивлению своего отца, выдающегося математика своего времени, проработал геометрию до 32-й теоремы Эвклида.

Здоровье пошло на поправку и Паскаль сократил свои занятия до двух часов в день.

Он стал вести, как тогда говорили, рассеянный образ жизни — посещал театры, балы, светские салоны.

Однако это не помешало юноше, не достигшему еще 17 лет, опубликовать свою работу по геометрии, изумившую самого Декарта.

Читайте также:
Ольга Ивановна Шишова - отзывы, мнение, рейтинг

Уже через год юноша изобрел первую счетную машину — roue Pascale или Pascaline — “колесо Паскаля”.

Вычислительное устройство потребовалось его отцу, занимавшему в тот момент должность интенданта Нормандии, для того, чтобы быстрее покончить с утомительными расчетами налогов и податей. +

Далее последовали открытия, о которых из учебника физики знает любой школьник.

Биографы Паскаля отмечали, что он был близок к открытию теории бесконечно малых, то есть дифференциального и интегрального исчисления.

Однако кроме науки, юношу увлекала философия.

Безотрадное впечатление на его впечатлительную натуру произвел холодный скептицизм “Опытов” Монтеня.

“Сердце открывает Бога, а вовсе не разум”,

— напишет позже Паскаль.

Некоторые его современники видели в обращении столь светлого ума к религии “одержимость” и “галлюцинации”, которые “преследовали” Паскаля.

Некий аббат свидетельствовал, Блез “воображал, что видит со своей левой стороны бездну.

Он постоянно ставил по левую руку стул, чтобы успокоить самого себя”.

Преподобный просто не знал, что однажды карета с Паскалем едва не сорвалась в пропасть и он чудом остался жив.

Но мог ли человек, написавший апологию христианской религии “Мысли” (Pensées), где ясными и неопровержимыми доводами старался показать безбожникам всю пагубность их воззрений, быть “припадочным малым”?

Блез Паскаль — представитель французского сословия судейских и чиновников, называемого “дворянством мантии”, по воспоминаниям его сестры Жильберты, “не раз бывал при Дворе, и опытные царедворцы замечали, что он усвоил вид и манеры придворного с такой легкостью, будто воспитывался там от рождения”.

В провинции Пуату Паскаль приударял за одной образованной девицей, писавшей стихи и получившей прозвище “Сафо”.

Более серьезные чувства он пережил по отношению к сестре губернатора этой провинции.

Этот период жизни брата, “употребленный наихудшим образом”, по ее словам, не был отмечен пороками, “а все же то был мирской дух, весьма отличный от евангельского”.

На свет появился простой и изящный аргумент, известный как “пари Паскаля” — Pari de Pascal.

Он вполне годился для последователей салонного атеизма, но облек он его в форму любимой математики.

Решить при помощи теории вероятности дилемму, на что совершить жизненную ставку — на Бога и религию или безбожие?

Половина шансов — за существование Бога, половина — за отсутствие.

При ставке на Бога, человек ничего не теряет (ноль), а выигрывает все бесконечность будущей жизни, блаженство, бессмертие.

При ставке на атеизм мы не можем ничего потерять, обращаясь в прах, в ничто, но и приобрести тоже ничего не можем, так как “ничто”, “ноль” не является приобретением.

Получается, что лучше сделать ставку на существование Бога, чем на атеизм — глупо рисковать конечными величинами, если можно приобрести бесконечные.”

Лично для самого Паскаля не существовало никакого пари, — отмечал русский философ Борис Петрович Вышеславцев.

— Для него вопрос был решен через религиозно-мистическое переживание, через “логику сердца”.

Но обо всем этом нельзя говорить в салонах”.

В тридцать лет Паскаль оставил свет и мирские привязанности.

“Его ум и сердце были так устроены, что он не мог иначе”, — свидетельствовала в мемуарах Жильберта.

В своем добровольном затворничестве Блез поставил перед собой несколько правил, которым неукоснительно следовал.

Он сам стелил себе постель, обедал в кухне, старался обходится без слуг.

Ел то количество пищи, которое определил необходимым для желудка, но не для аппетита.

Из комнаты убрал все занавеси, покрывала и обивку.

После ужасного приступа колик он лишился сна, но сила его духа была такова, что Паскаль продолжал сам вставать, не желая, чтобы ему прислуживали.

Его желанием было умереть в обществе бедных.

Блез Паскаль скончался 19 августа 1662 года, в час утра, в возрасте 39 лет и двух месяцев.

Блез Паскаль

Борис Дружинин
«Квантик» №5 и №6, 2015

Во многих странах испокон веков существует традиция помещать на денежных знаках портреты великих соотечественников. В 1969 году во Франции была выпущена в обращение купюра достоинством 500 франков с портретом Блеза Паскаля. О нём и поговорим.

Это письмо получилось таким длинным потому, что у меня не было времени написать его короче.

Свободу слову!

Блез Паскаль (1623–1662)

В XVI веке по Франции ходили «Письма к провинциалу», посвящённые обсуждению сложных богословских вопросов. Письма вызывали гнев и недовольство властей, потому что в них критиковалась позиция ордена иезуитов. Этот орден, с благословения папы римского, оказывал огромное влияние на правителей большинства европейских стран, не исключая Франции. Иезуиты были в ярости, но даже с помощью властей ничего не могли поделать, так как автор скрывался за псевдонимом Луи де Монтальт. Следователей, охотившихся за автором писем, контролировал сам канцлер Сегье, и не подозревавший, что он лично знаком с тем, кого так упорно ищет. Автором был Блез Паскаль.

«Делались попытки показать иезуитов отвратительными, — писал Вольтер через много лет, — Паскаль сделал гораздо больше: он показал их смешными». При жизни Блеза Паскаля его авторство так и не установили.

Читайте также:
Галилео Галилей, биография, история жизни, факты

А письма замечательные. Большинство знатоков сходится во мнении, что написаны они безукоризненным французским языком. В России «Письма к провинциалу» также пользовались большой популярностью, многие именно по ним учились французскому языку. Всего Блез Паскаль написал 18 писем.

Геометрия по Паскалю

Вы заметили, что здесь фамилия Паскаль встречается обязательно вместе с именем? Это не случайно. В честь Блеза Паскаля названа единица измерения давления, во Франции ежегодно присуждается премия его имени за достижения в науке, университет в Клермон-Ферране носит имя Блеза Паскаля, в школах изучают язык программирования Pascal, а на Луне есть кратер с таким же именем.

В математике мы встречаем теорему Паскаля, арифметический треугольник Паскаля, улитку Паскаля. Стоп! Блез Паскаль не имеет к ней отношения.

Теорема Паскаля. Пусть точки A, B, C, A1, B1, C1 лежат на одной окружности. Тогда точки пересечения прямых AB1 и A1B, BC1 и B1C, AC1 и A1C лежат на одной прямой. Если точки на окружности лежат в порядке A, C1, B, A1, C, B1, то теорему Паскаля можно сформулировать короче: если шестиугольник вписан в окружность, то точки пересечения трёх пар продолжений противоположных сторон лежат на одной прямой

Плоскую кривую под названием «улитка Паскаля» изучил и ввёл в геометрию Этьен Паскаль, отец нашего героя. Когда Блезу исполнилось двенадцать лет, он уговорил отца рассказать ему про геометрию. Если бы знал Этьен Паскаль, какого джинна выпустил он на свободу!

Треугольник Паскаля, приведены первые 10 строк. Очередная строчка получается так: по краям ставят единицы и под каждой парой соседних чисел предыдущей строки записывают их сумму

Юный Паскаль всё свободное время изучал геометрию. Нет, он изучал её не по учебникам. Блез сам находил закономерности в треугольниках, окружностях и других фигурах, и сам же доказывал их истинность. Однажды отец с удивлением обнаружил, что сын самостоятельно сформулировал и доказал, что углы любого треугольника в сумме составляют столько же, сколько два угла квадрата. А ведь это не что иное, как 32-е предложение первой книги Евклида — теорема о сумме внутренних углов треугольника!

Улитка Паскаля — траектория точки обода, закреплённого на круге, который катится по кругу того же радиуса

Эта история многих вводит в заблуждение. Они почему-то считают, что раз юный Блез доказал 32-е предложение, то он вывел и доказал все предыдущие предложения. Вряд ли, но это дела не меняет. Блез Паскаль увлёкся наукой на всю оставшуюся, к сожалению короткую, жизнь.

Коварный кардинал Ришелье

Справедливость должна быть сильной, а сила должна быть справедливой.

Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье (1585–1642). Первый министр Франции (1624–1642).

Мы с вами живём в кайнозойской эре. Длится она уже около 65 миллионов лет, так что свидетелей её рождения не осталось. А моему поколению повезло, мы стали свидетелями рождения эры космической. Но ошибается тот, кто думает, что в ХХ веке зародилась и эра вычислительной техники. Случилось это намного раньше, и причастен к этому, пусть косвенно, не кто иной, как сам кардинал Ришелье, тот самый, о котором писал Дюма в «Трёх мушкетерах».

Человек выдающегося ума и редкого коварства, кардинал Ришелье умел любую неблагоприятную ситуацию обратить на пользу себе и, надо честно признаться, на пользу Франции. Проводя одну из таких хитрых комбинаций, кардинал, сам того не ведая, поспособствовал созданию вполне надёжного счётного устройства.

А случилось вот что. Этьен Паскаль получал доход от правительственных ценных бумаг, то есть жил на ренту. Но в 1638 году из-за трудностей Тридцатилетней войны канцлер Сегье выплату этого дохода прекратил. Недовольные рантье, а среди них и Этьен Паскаль, устроили протестное выступление у дома Сегье. Наиболее активных бунтовщиков посадили в Бастилию, а Этьен спасся бегством в глухую провинцию.

Но случилась беда — заболела оспой дочь Жаклин. Она осталась лечиться в Париже, и отец, несмотря на опасность заразиться, навещал её. Выздоровев, Жаклин приняла участие в спектакле, на котором присутствовал сам Ришелье. Кардинал был восхищён игрой юной актрисы, и она, воспользовавшись благоприятным моментом, попросила за отца.

И вот оно — коварство кардинала: он простил Этьена Паскаля ради дочери и, более того, назначил в Руан на должность интенданта провинции. Теперь бывший главарь смутьянов волей-неволей проводил политику кардинала.

Пьер Сегье (1588–1672). Канцлер Франции (1650–1651, 1652–1656), член Французской академии

Считать так считать

По должности интендант провинции ведает всеми хозяйственными делами при губернаторе, так что у Этьена Паскаля появилось очень много счётной работы. Ему помогал в этом сын Блез. Это сейчас, с компьютерных высот (где тоже случаются ошибки), можно с усмешкой посматривать на «бедных счётчиков, перелопачивающих горы чисел вручную». А в те времена, четыре века назад, умеющий разделить одно целое число на другое, считался если не гением, то по крайней мере необыкновенно умным человеком.

Лучшие книги те, о которых читатели думают, что они могли бы написать их сами.

И семнадцатилетний Блез Паскаль задумал сотворить механическое устройство, «позволяющее освободить ум от арифметических расчётов». Половина всего дела — проект конструкции механизма — много времени не заняла. А вот другая половина — воплощение проекта в жизнь — потребовала целых пять лет напряжённой работы. После тщательно продуманных испытаний и проверок машина демонстрируется в Париже. Сам канцлер Сегье одобряет работу и выделяет Блезу Паскалю королевскую привилегию на производство и продажу подобных машин. Всего Блез Паскаль изготовил около пятидесяти своих арифмометров, один из которых он подарил шведской королеве Кристине.

Читайте также:
Паулу Фрейре - отзывы, мнение, рейтинг

Вычислительная машина Паскаля. Экземпляр, изготовленный в 1642 году. Фото: David Monniaux, Викимедиа

Увы, наша жизнь устроена так, что если за кем-то закрепится слава «первого», то обязательно найдётся ещё кто-то, сделавший то же самое раньше. Пожалуй, самый яркий пример — это открытие Америки. Общепризнанно, что Америку открыл Христофор Колумб. Но за 500 лет до него там уже побывал викинг Лейф Счастливый, и даже основал поселения. А его, по-видимому, на столетие опередил норвежец Гуннбьёрн (900 г.).

Будем же учиться хорошо мыслить — вот основной принцип морали.

Конечно, огромный континент и арифметическая машинка — масштабы несравнимые, но судьба у них общая. За двадцать лет до Блеза Паскаля немецкий учёный Шиккард уже построил нечто похожее. Но его машинка умела только складывать и вычитать, а арифмометр Блеза Паскаля производил четыре действия над пятизначными числами!

Так что обладатели нынешних сверхмощных компьютеров при случае могут возложить цветы на могилу коварного кардинала.

Пустота

Когда воду качают насосом, вода сама поднимается вслед за поршнем, не позволяя образоваться пустому пространству между поршнем и поверхностью воды. В древности Аристотель объяснял это тем, что «природа не терпит пустоты».

Давление воздуха, удерживающее ртуть на такой высоте, называется давлением в одну атмосферу

Но однажды случилось невероятное. При строительстве большого фонтана во Флоренции вода, как ей и положено, послушно поднималась за поршнем насоса, но на высоте около 10 метров вдруг заупрямилась и остановилась. Строители обратились за разъяснениями к самому Галилею. Того занимали другие проблемы, и он отшутился, сказав, что начиная с такой высоты природа перестаёт бояться пустоты.

Шутки шутками, но Галилей предположил, что высота подъёма жидкости зависит от её плотности: во сколько раз плотность жидкости больше, во столько раз высота подъёма меньше. Он поручил своим ученикам Торричелли и Вивиани разобраться в этом непонятном явлении. Чтобы не возиться с длинными стеклянными трубками, ученики стали использовать вместо воды ртуть. В результате их исследований на свет появился гениально простой опыт, который каждый мог если не повторить, то увидеть, как это делает кто-то другой. Практически во всех школьных учебниках есть описание и изображение этого опыта. Запаянная с одного конца метровая стеклянная трубка полностью заполняется ртутью. Открытый конец трубки зажимается пальцем, трубка переворачивается и погружается в сосуд с ртутью. Потом палец убирается. И что же? Уровень ртути в трубке понизится и остановится на высоте 2,5 фута (760 мм) над поверхностью ртути в сосуде.

Уровень воды в трубке в 13,6 раза выше уровня ртути, и именно во столько же раз плотность воды меньше плотности ртути — замечательное подтверждение предположения Галилея. Торричелли сделал вывод, что в трубке над ртутью ничего нет (знаменитая «торричеллиева пустота»). А что ртуть не выливается, так ей не позволяет это сделать давление атмосферного воздуха.

Иллюстрация опыта Паскаля

Но какое отношение имеет ко всему этому Блез Паскаль? Самое прямое: ведь не случайно единица измерения давления носит его имя. А такой чести удостаиваются немногие.

В те далёкие времена радио и телевидение ещё не придумали, а об интернете и говорить нечего, так что до Руана сведения об удивительных опытах итальянцев с пустотой дошли не сразу. Конечно же, Блез Паскаль заинтересовался «торричеллиевой пустотой». Он повторил опыты итальянцев и получил те же результаты. К радости жителей Руана, он проводил свои опыты прямо на улице на виду у всех.

Но только повторением Блез Паскаль не ограничился. Он проверил зависимость высоты столба жидкости от её плотности. В ход пошли различные масла, сахарные и соляные растворы, плотность которых можно менять, добавляя новые порции сахара или соли. Особенно понравились руанцам опыты с многочисленными сортами вин, которыми так славится Франция. Представляете, целая бочка вина, а над ней возвышается высоченная стеклянная трубка, тоже заполненная вином. Естественно, все с удовольствием помогали молодому Блезу Паскалю. Результаты опытов ещё раз блестяще подтвердили гениальное предположение Галилея.

А что же заполняет трубку над поверхностью ртути? Существовало мнение, что там находится некая субстанция, «не обладающая никакими свойствами». Прямо как в сказке — пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Блез Паскаль решительно заявляет: раз эта материя не обладает никакими свойствами и её нельзя обнаружить, то её попросту нет. И кто с этим не согласен, пусть сумеет доказать её присутствие * .

Читайте также:
Иван Владимирович Мичурин - отзывы, мнение, рейтинг

В 1647 году Блез Паскаль опубликовал трактат, где описал опыты с «торричеллиевой пустотой» и объяснил их результаты.

Не так-то просто понять, а тем более повторить современный физический эксперимент. А вот Блез Паскаль мог бы и в наши дни легко показать ту самую «пустоту» и научить всех желающих получать её самим. Возьмите пластиковый шприц (без иглы), наполните водой и выпустите излишки воздуха. Заткните шприц пальцем и с силой оттяните поршень. Из воды начнёт испаряться растворённый в ней воздух. Уберите палец и выпустите этот воздух. Повторите процедуру несколько раз. Вскоре большая часть растворённого воздуха испарится и, оттянув поршень в очередной раз, вы получите над водой практически пустоту.

Не только сама истина даёт уверенность, но и одно искание её даёт покой.

И случай, бог изобретатель.

Блез Паскаль (скульптурный портрет, 1781, Париж, Лувр). Паскаль занят изучением циклоиды, вычерченной на листке, который он держит в руке; у ног разбросаны листки его «Мыслей» и лежит открытая книга его «Писем провинциалу». Работа знаменитого скульптора Огюстена Пажу, скульптура была предназначена для короля Людовика XVI

В те времена люди часто играли в кости. И вот перед Блезом Паскалем поставили такую задачу: «сколько раз требуется бросить сразу две игральные кости, чтобы вероятность того, что хотя бы один раз на обоих кубиках выпадут две шестёрки, превысила вероятность того, что две шестёрки не выпадут ни разу?» Дело в том, что при подсчёте разными способами получались разные же ответы, из-за чего даже сложилось мнение о «непостоянстве математики».

Блез Паскаль блестяще справился с этой задачей и принялся рассматривать другие, в частности задачу о разделе ставок. И дело здесь не в условии задачи, оно излишне громоздкое, а в том, что в то время никто другой не смог даже грамотно её сформулировать. Естественно, никто не смог и понять решение, предложенное Блезом Паскалем.

Хотя это не совсем так. Нашёлся в Европе один человек, понявший и по достоинству оценивший идеи Блеза Паскаля, — Пьер Ферма (тот самый, который сформулировал «великую теорему Ферма»).

Задачу о ставках Ферма решил иначе, чем Паскаль, и между ними возникли некоторые разногласия. Но после обмена письмами они пришли к согласию.

«Наше взаимопонимание полностью восстановлено, — пишет Блез Паскаль. — Я вижу, что истина одна и в Тулузе, и в Париже».

Они продолжили обмениваться письмами, и в конце концов из этой переписки родилась теория вероятностей.

Ни один раздел физики не может обойтись без теории вероятностей, основы которой заложил Блез Паскаль. Никогда и ничего невозможно измерить абсолютно точно. Также нельзя абсолютно точно предсказать поведение отдельных частиц и целых механизмов. Всё — и результаты экспериментов, и предсказанные модели поведения — носит вероятностный характер.

Большое пассажирское спасибо

Каких-нибудь полтора века назад всё, что находилось в Москве за Бульварным кольцом, считалось окраиной. Такой маленькой была Москва в сравнении с нынешней. Но топать пешком из конца в конец всё равно было весьма утомительно.

В Европе встречались города и побольше. Правда, вовсю работали извозчики, но поди дождись их где-нибудь на отдалённой окраине.

И осенью 1661 года Блез Паскаль предложил герцогу де Роанне организовать дешёвый и доступный способ передвижения в многоместных каретах по строго определённым маршрутам. Идея всем понравилась, и 18 марта 1662 года в Париже открылся первый маршрут общественного транспорта, получившего название омнибус (в переводе с латыни — «для всех»).

Само собой понятное и очевидное не следует определять: определение лишь затемнит его.

Так что, читая книжку в метро или покачиваясь в трамвае, мы должны с благодарностью вспоминать Блеза Паскаля.

Слева: «Мемориал» Паскаля. В ночь с 23 на 24 ноября 1654 года Паскаль записал свои мысли о науке и вере на кусочек пергамента, который впредь всегда носил с собой. Он продолжал писать о религии в «Мыслях». Справа: эпитафия Паскалю. Церковь Сент-Этьен-дю-Мон, Париж

К сожалению, Блез Паскаль не отличался крепким здоровьем, часто болел и умер, не дожив до 40 лет. Он родился 19 июня 1623 года, а умер 19 августа 1662 года.

* На самом деле над столбом жидкости есть её пары: совсем незначительное количество для ртути, но заметное для воды.

Формула жизни Паскаля

Имя Паскаля носят единица измерения давления, язык программирования и способ расположения биномиальных коэффициентов в таблицу

Бездумно произносимая многими фраза “привычка – вторая натура”, на самом деле изречение Блеза Паскаля, но обрезанное так, что утеряло предписываемый ему смысл. На самом деле, учёный поделился мнением: “Привычка – вторая натура, которая разрушает первую”.

Как только ни величают этого гения – философ, полемист, моралист, мистик, математик, физик, механик, писатель, реформатор литературного языка, изобретатель, основатель гидравлики и вычислительной техники. Имя Паскаля носят единица измерения давления, язык программирования и способ расположения биномиальных коэффициентов в таблицу — треугольник Паскаля. А ведь он и дожил-то всего до 39 лет, причём, последние восемь лет нельзя назвать жизнью, это было болезненное абстрагированное от мира существование. А начал писать исследовательские трактаты Блез Паскаль в 12 лет, активно занимаясь наукой лишь до 24 лет…

Читайте также:
Чарлз Роберт Дарвин - отзывы, мнение, рейтинг

Он родился вторым ребёнком в семье очень образованного юриста и математика Этьена Паскаля – королевского советника, представителя короля в прoвинции, крупнейшего откупщика. Отец тоже принёс пользу прогрессу, его открытие мы знаем под названием “улитка Паскаля”, это формула расчета кривой четвёртого порядка. Мать Блеза умерла после неудачных третьих родов, отец больше не женился и все душевные силы отдал на воспитание двух дочерей и Блеза.

Сын Этьена был настолько слаб здоровьем, что отец запретил ему занятия любимой геометрией, полагая: нагрузки убьют ребёнка. Но Блез, лишённый учебников, называя прямую палкой, а круг колесом, самостоятельно доказал первые теоремы Евклида, рисуя “палки” и “колёса” на полу в детской. Когда смышлёный мальчуган доказал тридцать вторую теорему о сумме углов треугольника в 180 градусов, отец предоставил сыну книги по математике. А ещё он рассказывал сыну о порохе, грозе с её электричеством, об увеличительных стеклах и других диковинах. Этьен развивал в Блезе ум и аналитику, но не память на готовые постулаты.

В 12 лет Блез написал трактат: куда девается звук, если к фарфоровой тарелке после удара по ней приложить палец. А в 16 он уже доказал теорему Паскаля, написал трактат о конических сечениях. В 18 лет юный Паскаль изобрёл прародительницу калькулятора – счётную машину, арифмометр. Таких у него было около пятидесяти моделей. С этого времени Блеза Паскаля, по нынешним мрекам, тинейджера, уже признавали великим математиком. Дело было так. Его отец был вынужден вести много сложнейших подсчётов методом “в столбик”. И сын изобрёл для него суммирующую машину, которую в 1642 году по его чертежам построил местный часовщик. Машинку назвали паскалиной, за него Блез получил королевскую премию. А пользоваться паскалиной отказывались ещё двести лет – из солидарности, она лишала работы многих счетоводов.

Первоначальную идею арифмометра Блез взял из описания античного таксометра, машины для подсчёта расстояния. В его паскалине колеса вращались только в одну сторону, это позволяло выполнять сложение чисел механически: колёсиками выставляли на указателе первое слагаемое, затем крутили колёсики до значения следующего слагаемого, как результат получали сумму. Можно было и вычитать на такой машинке, но с помощью небольшого устного подсчёта. А делить и умножать паскалина не умела. Этьен Паскаль вложил все свои деньги в мастерскую, которая произвела сотни таких машинок, но дело, как уже знаем, не пошло. И Паскаль-старший остался единственным пользователем вычислительной машины XVII века.

А Паскаль-младший занялся опытами по гидростатике, увлёкшись опытами Торричелли, где применялась трубка, наполненная ртутью. Торричелли, в общем, не пришёл ни к какому выводу по итогам своих опытов. Блез дознался: в сообщающихся сосудах уровни подъёма жидкостей всегда стоят на одном уровне и это не зависит от рода веществава. То есть, давление внутри жидкостей всегда одинаково. Так был открыт знакомый всем из школьной программы по физике один из фундаментальных законов гидростатики, позже названный законом Паскаля.

Блеза разбил паралич в 24 года, парень стал с трудом передвигаться на костылях. Он продолжал отдаваться науке, но расшатанные нервы, спазмы горла, сильные головные боли и другие физические страдания переломили его мироощущение. Как многие люди в отчаяньи, он целиком отдался религии, вымаливая божье прощение за тяжкое наказание. На какое-то время Блез отрезвел от этого дурмана, возобновил переписку со знаменитым математиком Ферма, сошёлся с хитроумным игроком кавалером де Мере, который натолкнул Паскаля на концепцию в области теории вероятностей. Учёный успел, наблюдая за трудом руанских землекопов, изобрести тачку и роспуски – повозку, удлиняющуюся в зависимости от длины перевозимого груза.

Но в 1651 году его настигла душевная трагедия – не стало любимого отца. Его надежды на женитьбу не оправдались. В довершение к сердечным мукам – телесный недуг: его экипаж упал на мосту, лошади с которого слетели, а пассажира кареты обнаружили в обмороке. С этого периода ко всем хворям Блеза добавились галлюцинации. Во время просветления учёный в 1662 году организовал для бедных омнибусное движение в Париже. Это – начало истории общественного транспорта. Были пущены общедоступные кареты, прозванные “за 5 су”. Повозки ходили по фиксированным маршрутам в регулярном режиме.

Но подавленное настроение привело его в новомодную тогда янсенистскую общину Пор-Рояля. Тогда он и начал активно философствовать, морализировать и полемизировать. Последние восемь лет, как считают исследователи его биографии, Паскаль избегал людей, одевался во власяницу с гвоздями, а занимался единственно чтением священного писания и молитвами. Блез Паскаль понял истину: время не проходит, проходим мы. Он умер в 1662 году от рака желудка, его похоронили в приходской церкви Парижа Сен-Этьен-дю-Мон. (с)

Читайте также:
Николай Коперник, биография, история жизни, факты.

Как изменить мнение собеседника: Блез Паскаль об искусстве убеждения

Философ, изобретатель и математик Блез Паскаль рассказывает, в чём заключается искусство убеждения и зачем нужно вставать на место другого человека.

Доводы, до которых человек додумался сам, обыч­но кажутся ему куда более убедительными, нежели те, что пришли в голову другим.

Если бы не было «эффекта обратного действия«- странного психологического феномена, характеризующегося нашей склонностью к самодовольству и превозношению своей точки зрения — переубеждение собеседника не было бы такой непозволительной роскошью. Можно даже сказать, что изменение убеждений — как наших собственных, так и убеждений других людей — является одной из самых сложных психологических задач.

Но задолго до того, как психологи и маркетологи взялись за эту проблему, французский физик, философ, изобретатель и математик и Блез Паскаль (19 июня 1623-19 августа 1662) интуитивно нащупал механизм, который является ключом к великой тайне убеждения: Паскаль увидел, что самый верный путь переубедить собеседника в чём бы то ни было, лежит не в плоскости попыток задеть человека за живое и указать на его явную ошибку, а проходит через чёрный ход его собственных идей.

В «Мыслях» — своём фундаментальном труде и безусловном шедевре, состоящим почти из тысячи фрагментов философских и богословских размышлений, — Паскаль рассматривает универсальную стратегию изменения мнения окружающих, которая в некотором смысле обнажает суть искусства убеждения:

Если хотите спорить не втуне и переубедить собеседника, прежде всего уясните себе, с какой сто­роны он подходит к предмету спора, ибо эту сторону он обычно видит правильно, затем признайте его пра­воту и тут же покажите, что при подходе с другой стороны правота сразу превратится в неправоту. Ваш собеседник охотно согласится с вами, ведь он не до­пустил никакой ошибки, просто чего-то не разглядел, а люди сердятся не на то, что не все успели разглядеть, а на то, что ошиблись, и объяснить это можно следу­ющим образом: человек по природному своему устрой­ству не способен увидеть предмет со всех сторон, но по той же самой своей природе все, что видит, — видит правильно, ибо свидетельства наших чувств неоспоримы.

В эпоху, когда психология существовала лишь на житейском уровне, а мир обходился без хитроумных теорий продаж, вроде концепции Дэниела Пинка, Паскаль отмечает:

Доводы, до которых человек додумался сам, обыч­но кажутся ему куда более убедительными, нежели те, что пришли в голову другим.

Философ рассматривает убеждение не как фактор управления, но как нечто, основанное в первую очередь на эмпатии — понимании контекста, в котором мыслит другой человек, и осознании страхов и опасений, которые лежат в основе его мыслей:

Красноречие … убеждает сладостью, не властью … Красноречие есть искусство говорить вещи таким образом, — (1) чтобы те, кому мы говорим, могли бы слушать их без боли и с удовольствием; (2) чтобы они чувствовали себя интересными, так как любовь к себе приводит человека к большей лояльности.

Оно (красноречие) состоит в соответствии, которое мы стремимся, с одной стороны, установить между разумом и сердцем тех, кому мы говорим что-то, и с другой стороны, между мыслями и выражениями, которые мы используем. Это предполагает, что мы хорошо изучили сердце человека, чтобы понимать все свои полномочия, и чтобы затем найти лишь пропорции, с которыми подойти к делу. Мы должны поставить себя на место тех, кто нас слушает, попытаться нашим собственным сердцем почувствовать дискурс, в котором находится другой человек, и проверить, можем ли мы убедить себя своими аргументами, сдастся ли слушатель, услышав их.

В конечном счёте, Паскаль говорит, что искусство убеждения с помощью красноречия — это не право на приукрашивание лжи, а возможность выделить красоту реальности и проявить себя:

[Красноречие] предполагает, что существенное следует со­четать с приятным. Но и приятное следует черпать в истинном, и только в истинном.

Красноречие — это живописное изображение мысли; поэтому, если, выразив мысль, оратор добавляет к ней еще какие-то черты, он создает уже не портрет, а картину.

Тонко, мудро, глубоко, благородно, немного романтично — как и всё в “Мыслях”, где Паскаль со страстью первооткрывателя исследует человеческий опыт, проблемы морали, интеллекта, интуиции и веры, а мы только и успеваем наблюдать, как его мысль мечется от истории к мифу, от реальности к воображению, от светскости к религии. И что греха таить — Паскаль действительно знает, в чём заключается искусство убеждения. Ему можно поверить на слово.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Источник: «How to Change Minds: Blaise Pascal on the Art of Persuasion»/BrainPickings.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: