Биография инвестора Алексея Тайчера

Алексей Тайчер — от железнодорожника до владельца бизнес-группы

Имя Алексея Тайчера долгое время связывали с железнодорожной отраслью, в которой он проработал более 20 лет, возглавляя крупные частные и государственные активы. Впрочем, за последние пару лет ему удалось построить многопрофильный холдинг в сфере транспорта, лизинга и горнодобывающей промышленности. Сегодня каждая из входящих в холдинг Тайчера компаний является лидером своего рынка.

Становление финансиста

Тайчер Алексей Роменович родился в Санкт-Петербурге в 1979 году. В 16 лет окончил физико-математическую гимназию и поступил в Петербурге на факультет экономики в университет путей сообщения. С третьего курса приступил к работе в транспортной ГК «Евросиб» — сперва на должности помощника финансового директора компании, а через пару лет — уже заместителем.

В 2000 году получил диплом о высшем образовании, который позже дополнил степенью MBA. Несмотря на достаточно юный возраст, к этому времени он уже занимал высокую управленческую должность. Впрочем, это не помешало ему принять новый вызов и уехать в Москву, где ему предложили руководящую должность в концерне «Союзвнештранс». В компании он работал с проблемными активами. Впоследствии антикризисное управление станет одним из основных его профилей, а навыки хорошего управленца будут не раз продемонстрированы на практике.

Карьера антикризисного менеджера

В 2005 году его пригласили на позицию советника первого вице-президента «Российских железных дорог». В монополии управленец вместе с командой реформаторов отвечал за выделение из состава РЖД операторского бизнеса. Также он участвовал в создании Целевой модели рынка грузовых ж/д перевозок (ЦМР) — ключевого проекта отрасли, который был согласован на уровне правительства РФ, за что впоследствии Тайчер получил благодарность от президента РЖД.

В РЖД он проявил себя как грамотный топ-менеджер, способный решать сложные задачи. Будучи заместителем генерального директора, отвечал за подготовку к приватизации ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК), несмотря на то что после экономического кризиса это казалось вдвойне сложной задачей. В 2011 году 75% акций ПГК за 125,5 млрд руб. приобрел бизнесмен Владимир Лисин, что даже на сегодняшний день считается рекордной приватизационной сделкой в транспортной сфере.

В 2015 году возглавил другой крупный актив госкорпорации — АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК), находившееся тогда в тяжелом финансовом состоянии. За три года ФГК превратилась в крупнейшего грузового железнодорожного оператора России.

Частный бизнес

Несмотря на достигнутые успехи в период работы в госкомпаниях, приоритетным направлением для него всегда являлся частный бизнес. Собственным большим проектом Тайчера стала железнодорожная компания «СГ-Транс», которой он руководил с 2012 по 2015 год. Бизнесмен приобрел оператора в 2012 году в партнерстве с АФК «Система» Владимира Евтушенкова (сегодня не входит в число акционеров) в результате приватизационного аукциона. Стоимость сделки составила 22 млрд руб., большую часть из которой профинансировал Газпромбанк. С учетом рыночной позиции «СГ-Транс» и низкой операционной эффективности компании заплаченная за актив сумма превзошла все оценки экспертов, которые сомневались в дальнейших перспективах «СГ-Транс».

В настоящее время «СГ-Транс» — один из ведущих операторов по перевозке нефтегазовых и нефтехимических грузов. Предприятие владеет десятком филиалов и ремонтно-испытательных комплексов подвижного состава. В 2021 году Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) присвоило «СГ-Транс» кредитный рейтинг А+(RU) с прогнозом «Стабильный» и назвало «СГ-Транс» крупнейшим перевозчиком сжиженных углеводородных газов.

Читайте также:
Ара Аршавирович Абрамян - отзывы, мнение, рейтинг

Многопрофильный бизнес: от лизинга до недвижимости

В 2019 году Тайчер приступил к формированию собственного инвестиционного холдинга. Вместе с партнерами он приобрел у негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние» лизинговую компанию ПАО «ТрансФин-М», реализовав сделку MBO — Management buyout. Сделка осуществлялась преимущественно на заемные средства и оказалась непростой для обеих сторон. НПФ на протяжении длительного времени безуспешно пытался продать «ТрансФин-М» и рисковал нарушить требование Центробанка о выходе из непрофильных активов, что являлось необходимым условием для прохождения стресс-тестов.

В результате НПФ «Благосостояние» поступило несколько офферов от банков, но только предложение команды Тайчера устроило фонд по цене и позволило выйти с хорошей прибылью. Некоторые эксперты считали, что «ТрансФин-М» продали по цене выше реальной рыночной стоимости.

Сейчас «ТрансФин-М» занимает 6-е место по объему лизингового портфеля, который на 1 июля 2021 года превышает 170 млрд рублей. Помимо железнодорожной техники, специализированного оборудования для горных работ, компания осуществляет лизинг морских судов, портового оборудования, коммерческой недвижимости. В 2020 году Министерство транспорта России включило «ТрансФин-М» в число системообразующих предприятий.

Также на базе активов группы ТФМ командой Тайчера была создана железнодорожная компания «Атлант». Впоследствии «ТрансФин-М» удалось привлечь партнера — госкорпорацию ВЭБ.РФ, которая приобрела 25% акций ООО «Атлант».

В настоящее время ООО «Атлант» — один из ведущих грузовых железнодорожных операторов. Собственный вагонный парк насчитывает свыше 60 тыс. единиц. По итогам первого полугодия 2021 года, согласно новости, опубликованной на портале «РЖД Партнер», предприятие вышло на второе место в стране по количеству крытых вагонов, а по данным «Infoline-Аналитика», входит также в топ по наиболее востребованному типу подвижного состава — полувагонам.

Но, пожалуй, наиболее динамично развивающаяся компания Алексея Тайчера и подконтрольной ему группы — «ТФМ-Спецтехника», оказывающая различные виды горных работ на открытых месторождениях. Всего за полтора года «ТФМ-Спецтехника» сформировала портфель заказов, превышающий 100 млрд руб., кратно увеличила объем специализированной техники (до 240 единиц) и количество площадок присутствия. Сейчас штат сотрудников «ТФМ-Спецтехника» насчитывает более тысячи человек, компания представлена в шести регионах страны и сотрудничает с крупнейшими горнодобывающими предприятиями: «Сибирский антрацит», «Удоканская медь», «Норильский никель», «Мечел», «Кузбассразрезуголь». Так, с 2020 года предприятие осуществляет разработку цинково-свинцового месторождения «Озерное» в Бурятии, считающегося одним из крупнейших в мире. По прогнозам экспертов, к 2022 году «ТФМ-Спецтехника» станет оператором №1 по объему услуг, оказываемых при освоении открытых горных месторождений.

За всеми предприятиями холдинга — собственная история трансформации. Но их объединяет то, что каждая компания является не просто лидером в своем сегменте, но и настоящим новатором. Так, в 2021 году «ТрансФин-М» совместно с «Российским аукционным домом» вывели на рынок новую услугу — лизинг коммерческой недвижимости. Как инвестор, он стремится развивать новые направления как в рамках группы ТФМ, так и за ее пределами. В числе перспективных: цифровой лизинг и проекты в сфере экологии. Заслуги Тайчера в сфере железнодорожных перевозок по достоинству оценены, он неоднократно отмечался отраслевыми наградами. А в 2020 году Минтранс наградил его знаком «Почетный железнодорожник». Также он входит в президиумы Союза операторов железнодорожного транспорта России и Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок. Активно занимается общественной деятельностью, является членом президиума Российского еврейского конгресса.

Читайте также:
Аристотель, биография, история жизни, факты.

Благотворительная деятельность

Компании группы ТФМ оказывают целевую помощь благотворительным организациям. Сотрудники группы принимают участие в социально значимых акциях. ТФМ поддерживает горнолыжный и велосипедный спорт в России и является спонсором ряда официальных соревнований, в их числе — Кубок наций по велосипедному спорту на треке.

В 2021 году под патронажем Алексея Тайчера создан Фонд поддержки и развития современного искусства MaxArt.

Алексей Тайчер — биография и активы владельца группы «ТФМ»

19-летним студентом он начал путь в большом бизнесе. Сегодня Тайчер — владелец крупного холдинга — весомого игрока на рынке логистики, грузоперевозок, финансового и операционного лизинга. Лизинговый портфель группы «ТФМ» — более 170 млрд рублей.

Талантливый менеджер

Алексей — коренной петербуржец, родился в 1979-м. Он окончил физико-математическую гимназию в 16 лет, после чего поступил в Петербургский госуниверситет путей сообщения . В 1998 году Тайчер уже занимал должность помощника финансового директора крупной многопрофильной фирмы, успешно совмещая учебу с работой. В 2000-м окончил университет и получил диплом экономиста, а в 2003-м — степень MBA, пройдя обучение в Петербургском международном институте менеджмента.

В 2003 году Тайчер переехал в Москву , где работал на руководящих постах в «Союзвнештрансе», занимаясь проблемными активами.

В 2005 году Тайчера пригласили советником первого вице-президента РЖД . В составе группы экспертов он разрабатывал целевую модель грузовых перевозок, ставшую основой реформирования рынка. Позже он участвовал в подготовке к приватизации «Первую грузовую компанию» — дочернего предприятия «Российских железных дорог» . В 2011-м 75% акций ПГК продали на аукционе за рекордные 125,5 млрд рублей. В период с 2015 по 2018 год под руководством Тайчера из состояния, близкого к банкротству, было выведено другое предприятие РЖД — АО «Федеральная грузовая компания» . За три года оно стало прибыльным и возглавило рейтинг российских грузовых операторов.

«СГ-Транс» — первый опыт инвестора

2012 год для Алексея Тайчера стал своего рода экзаменом на предпринимательскую зрелость. В партнерстве с Владимиром Евтушенковым ( АФК «Система» ), используя заемные средства, он приобретает компанию «СГ-Транс» , переживающую не лучшие времена. Сегодня это крупнейший на российском рынке перевозчик сжиженных углеводородных газов, которому присвоен кредитный рейтинг A+.ru со стабильным прогнозом (по информации агентства НКР). В распоряжении «СГ-Транс» — 10 филиалов.

Во главе группы «ТФМ»

В 2019 году Тайчер уже имел собственный бизнес, репутацию грамотного топ-менеджера и опыт инвестора. Так же, как и в 2012-м, воспользовавшись заемными деньгами, он приобретает в рамках MBO (Management buyout) ПАО «ТрансФин-М» . Основная доля в новой компании отошла Алексею как инвестору, а оставшаяся часть — менеджменту выкупаемого предприятия, как и предполагают сделки на условиях MBO. В течение года его команде удалось увеличить прибыль ПАО в два раза.

По итогам 2020 года «ТрансФин-М» занимает шестую строчку рэнкинга лизинговых компаний по объему портфеля, превышающего 170 млрд рублей. Предприятие Тайчера занимается лизингом специальной техники, воздушного и водного транспорта, портового и иного оборудования. Также является весомым игроком на рынке долговых обязательств — общая сумма выпущенных облигаций превышает 90 млрд рублей.

Читайте также:
Биография Зои Космодемьянской – советской легенды

ПАО «ТрансФин-М» стало основой для создания группы «ТФМ», в которой Тайчеру принадлежит 75% акций. В настоящее время в группу также входят:

  • ООО «Атлант» . Оператор грузовых вагонов, созданный при участии ВЭБ.РФ (25% в уставном капитале). Вагонопарк насчитывает свыше 60 тысяч единиц. По количеству крытых вагонов занимает второе место на рынке.
  • «ТФМ-Спецтехника» — оператор майнинговых работ полного цикла: от взрывных работ до содержания дорог и отвалов. Основной пакет заказов сформирован в течение 2020-2021 годов.
  • «ТФМ-Восток» оказывает услуги при разработке месторождений на Дальнем Востоке.

Всего компании многопрофильного холдинга «ТФМ» ведут разработку 10 месторождений в четырех регионах России , включая Сахалин , Кузбасс , Бурятию и Новосибирскую область . В ближайшем будущем география работ будет расширена. Деловые издания регулярно публикуют новости об инновационных направлениях деятельности и достижениях предприятий группы. Так, в 2021 году «ТрансФин-М» запустил новый на отечественном рынке продукт — лизинг коммерческой недвижимости.

Семья, увлечения, благотворительность

Алексей женат, у него четверо детей. Его хобби — мотоспорт, хоккей и велоспорт.

Предприятия группы помогают благотворительным организациям и социальным учреждениям.

Большое внимание уделяется и поддержке спорта — компании «ТФМ» выступают спонсорами различных соревнований. Помимо этого, «ТрансФин-М» является официальным партнером Российской федерации горнолыжного спорта.

Изображение Free-Photos с сайта Pixabay

Биография Алексея Тайчера – мажоритарного акционера группы «ТФМ»

Более двадцати лет он проработал в транспортной отрасли, пройдя путь от помощника финансового директора до руководителя крупнейших частных и государственных компаний. Сегодня он развивает собственный холдинг, предприятия которого широко известны на рынке транспорта, лизинга и в горнодобывающей отрасли.

Начало карьеры

Алексей Роменович родился 20 января 1979 года. В 16 лет был зачислен в Петербургский государственный университет путей сообщения. В 2000-м с отличием окончил вуз. Продолжил образование в Санкт-Петербургском международном институте менеджмента.

В большой бизнес пришел еще во время учебы в университете в возрасте 19 лет. Отправной точкой его карьеры стала должность помощника финансового директора АО «Евросиб». На тот момент крупный многопрофильный холдинг и ведущий железнодорожный оператор страны.

В 2003 году Тайчера пригласили в Концерн «Союзвнештранс». На новой должности он занимался антикризисной деятельностью, управляя проблемными активами предприятия.

Менеджер госкомпаний

В 2005-м Алексей Роменович становится советником первого вице-президента РЖД. Позже его привлекли в рабочую группу по разработке Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок в России. Разработанный документ послужил фундаментом для реформирования всей отрасли.

Позже Тайчер участвовал в подготовке к приватизации «дочки» РЖД – ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК). На аукционе, состоявшемся 28 октября 2011 года, 75% акций ПГК были проданы за 125,5 млрд рублей.

В 2015 году он возглавил другую дочернюю организацию РЖД – АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК), находившуюся на грани банкротства. Тайчеру удалось вывести предприятие в число крупнейших перевозчиков и сделать из него самую прибыльную бизнес-единицу холдинга: за три года ФГК выплатила госкорпорации 40 млрд рублей дивидендов.

Читайте также:
Дмитрий Юрьевич Пучков (Goblin) - отзывы, мнение, рейтинг

Группа «ТФМ»: основные направления

В 2012 году Тайчер в партнерстве с Владимиром Евтушенковым (основной акционер АФК «Система») приобрел компанию «СГ-Транс», сделку финансировал Газпромбанк. Новые собственники провели реструктуризацию предприятия и сконцентрировали усилия на грузовых перевозках и сервисных услугах. Позже, в 2016 году, АФК «Система» вышла из бизнеса, продав свою долю акций. Сегодня «СГ-Транс» является крупнейшим российским перевозчиком сжиженных углеводородных газов. Компания владеет 10 филиалами на территории России. 10 собственных ремонтно-испытательных комплексов позволяют единовременно обслуживать до 400 единиц подвижного состава. Согласно новости, которую передает агентство НКР, кредитный рейтинг предприятия в 2021 году составил A+.ru со стабильным прогнозом.

Следующим важным этапом в построении холдинга стало приобретение лизинговой компании «ТрансФин-М». На этот раз финансированием сделки занимался «ВТБ». Позже именно «ТрансФин-М» станет головным предприятием группы «ТФМ», в которой Тайчеру принадлежит 75%.

С приходом новых собственников в «ТрансФин-М» произошли кардинальные перемены. Компания избавилась от непрофильных активов и сосредоточилась на нескольких направлениях деятельности.

Сегодня организация успешно развивает лизинг водного и воздушного транспорта, специальной техники, оборудования и коммерческой недвижимости. Объем ее лизингового портфеля на 1 июля 2021 года превышал 170 млрд рублей, по этому показателю компания занимает шестую строчку в общероссийском рэнкинге, составленном агентством «Эксперт». В 2020 году компания была включена в перечень системообразующих предприятий транспортного комплекса России.

В 2019 году ПАО «ТрансФин-М» создало единого оператора грузовых вагонов ООО «Атлант», позже в капитал также вошел ВЭБ.РФ. За два года количество вагонов, находящихся в управлении компании, увеличилось в три с лишним раза – с 20 тысяч до 60,7 тысячи единиц. По объему грузовых перевозок в России ООО входит в топ-10 рейтинга аналитического агентства INFOLine. Клиентами «Атланта» являются более 300 грузоотправителей, в числе которых крупнейшие добывающие и перерабатывающие российские предприятия.

Еще компании холдинга Алексея Тайчера, «ТФМ-Спецтехника»и «ТФМ-Восток», предоставляют аутсорсинговые услуги при разработке открытых месторождений. В их активе свыше 240 единиц техники, которые добывают полезные ископаемые в различных регионах России. В ближайшие годы компания планирует увеличить парк спецтехники в четыре раза. Согласно экспертным прогнозам, что к 2022 году «ТФМ-Спецтехника» станет российским лидером в сфере оказания майнинговых услуг под ключ. Сейчас в компании трудятся свыше 1 000 человек.

Алексей Тайчер: биография руководителя и мажоритарного акционера группы ТФМ

Он создал холдинг, лидирующий в своем сегменте

Выпускник университета путей сообщения, обладатель диплома MBA создал инвестиционный холдинг, занимающий лидирующие позиции на российском рынке в технически и финансово емких сферах. Тайчер сумел продемонстрировать блестящие качества инвестора, антикризисного менеджера и финансиста.

Первые шаги в бизнесе

Алексей Тайчер — уроженец Петербурга из семьи железнодорожников. Он родился 20 января 1979 года. С юных лет проявлял талант в изучении точных наук и аттестат о среднем образовании получил как выпускник физико-математической гимназии. В 2000 году с красным дипломом окончил экономический факультет Петербургского государственного университета путей сообщения.

Карьера будущего владельца холдинга началась в 19 лет с должности помощника финансового директора группы компании «Евросиб». Именно здесь он на практике познакомился с особенностью многопрофильных структур и ведением смежных бизнесов.

Читайте также:
Дмитрий Юрьевич Пучков (Goblin) - видео

В 2003 году Алексей Тайчер получает степень MBA в области финансов, отучившись в международном институте менеджмента Санкт-Петербурга (IMISP).

С позиции заместителя финансового директора «Евросиба» молодой управленец переходит на руководящую должность в одну из старейших российских транспортно-экспедиторских компаний — в концерн «Союзвнештранс», находившийся в те годы не в лучшем финансовом положении. В ведении Алексея как антикризисного управленца были проблемные активы. «Союзвнештранс», как и «Евросиб», представлял собой холдинг, оказывающий услуги по перевозке, таможенному оформлению, консалтингу в области логистики и внешнеэкономической деятельности. Полученный опыт в дальнейшем Алексей Роменович использовал в организации собственного бизнеса, также связанного с оказанием транспортных услуг.

Антикризисный менеджмент

В 2005 году Тайчера как успешного управленца в транспортной сфере приглашают на позицию советника первого вице-президента РЖД и привлекают к разработке рабочей модели грузовых железнодорожных перевозок и реформированию корпорации.

С 2007 по 2012 год в статусе первого заместителя генерального директора он занимается управлением и подготовкой к приватизации дочернего предприятия РЖД — ОАО «Первая грузовая компания». В октябре 2011 года 75% минус 2 акции компании были проданы за 125,5 млрд рублей, что по курсу на тот момент составляло около 4,2 млрд долларов. Продажа «Первой грузовой компании» в частные руки стала крупнейшей приватизационной сделкой в транспортной сфере России.

В очередной раз талант антикризисного менеджера в государственном секторе экономики Алексей Тайчер проявил в период руководства крупнейшим дочерним предприятием в структуре РЖД — АО «Федеральная грузовая компания». Он не только вывел компанию из кризиса, но и сделал лидером грузовых железнодорожных перевозок. Через три года с момента назначения Тайчера генеральным директором «Федеральная грузовая компания» стала самой прибыльной бизнес-единицей в структуре РЖД и выплатила 40 млрд рублей головной корпорации в качестве дивидендов.

Создание холдинга

Биография предпринимателя могла бы сложиться иначе, если бы Алексей Тайчер выбрал продолжение успешной карьеры в качестве топ-менеджера госкорпорации. Но именно частный бизнес еще со времен учебы в университете занимал его больше всего. В 2012 году Тайчер в партнерстве с Владимиром Евтушенковым (АФК «Система») становится совладельцем компании «СГ-Транс» — крупнейшего перевозчика сжиженного газа в России. Предприятие выкупили за 22,77 млрд рублей, предоставленных инвесторам в качестве кредита одним из ведущих российских банков.

Следующим крупным активом будущего холдинга стало ПАО «Трансфин-М», приобретенное в 2019 году. Финансирование сделки осуществлялось также за счет заемных средств. Компания, занимавшаяся финансами и лизингом, относилась к непрофильным активам негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние» и подлежала продаже в соответствии с рекомендациями ЦБ РФ. Следует отметить, что на покупку «Трансфин-М» также претендовали известные в России бизнес-структуры, в числе которых были и банки с государственным участием. Но Тайчер и его партнеры предложили наиболее выгодные условия для НПФ “Благосостояние”, что позволило фонду пройти необходимые стресс-тесты.

Приобретенная компания стала ключевым предприятием группы ТФМ. В настоящее время «Трансфин-М» входит в число ведущих лизинговых российских компаний. Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», по итогам 2020 года предприятие заняло шестое место по размеру лизингового портфеля, который превышает 140 млрд рублей. В его собственности находится 21 судно различного вида, класса и назначения, а также портовое оборудование, спецтехника и железнодорожные вагоны.

Читайте также:
Илья Шувалов: биография путешественника и стоматолога из Омска

Группа ТФМ с приобретением «Трансфин-М» значительно усилила свои позиции на рынке железнодорожных перевозок, объединив ресурсы с госкорпорацией ВЭБ и создав компанию «Атлант» — единого оператора железнодорожных вагонов. Общий парк «Атланта» составляет свыше 60 тысяч единиц подвижного состава различного типа.

Лидирующие позиции на рынке занимают и другие подразделения группы, включая «ТФМ-спецтехника» и «ТФМ-Восток». Эти компании занимаются лизингом горнодобывающего оборудования, а также оказывают услуги по обслуживанию открытых месторождений — от буровзрывных работ и содержания дорог до рекультивации территорий.

В настоящее время Тайчер Алексей Роменович владеет 75% акций группы ТФМ.

Семья и благотворительная деятельность

Алексей Тайчер женат, воспитывает четверых детей. Он приверженец активных видов спорта, в числе которых хоккей, горные лыжи, велосипед и парусный спорт. Личные предпочтения отчасти сыграли свою роль в том, что группа ТФМ оказывает поддержку Федерации горнолыжного спорта России, являясь титульным спонсором национальной сборной. Помимо этого, регулярно спонсируются и соревнования по велосипедному спорту, в том числе «Кубок наций по велоспорту на треке»

Тайчер уделяет большое внимание различным социальным проектам. В 2021 году предприниматель выступил в роли соучредителя фонда поддержки молодых художников. Регулярно оказывает адресную помощь семьям, воспитывающим детей с тяжелыми заболеваниями.

Алексей Тайчер: топ-менеджер и бизнесмен. Биография владельца холдинга «ТФМ»

Первые шаги в бизнесе

Он родился в 1979 году в семье ленинградских железнодорожников. В 1995 году поступил в Петербургский государственный университет путей сообщения. Уже на третьем курсе совмещал работу с учебой. Его трудовая биография началась с должности помощника финансового директора ЗАО «Евросиб СПБ». Впоследствии он стал заместителем финансового директора компании.

В 2000-м получил красный диплом о высшем образовании, в 2003-м — диплом о присуждении степени Master of Business Administration (MBA) в области финансов.

Большой бизнес: топ-менеджер

В 2003 году Тайчер переезжает в Москву. После двух лет работы в ООО «Концерн Союзвнештранс» он получает приглашение стать советником вице-президента РЖД. Его также привлекают к разработке документа государственного значения — Целевой модели рынка (ЦМР) грузовых перевозок. Позже ЦМР получит одобрение на правительственном уровне и станет основой для трансформации важнейшего сегмента отечественной экономики. А самому Алексею Тайчеру будет объявлена благодарность от президента РЖД Владимира Якунина.

Начиная с 2007-го, в течение нескольких лет Алексей Роменович занимал руководящие должности в дочерних предприятиях РЖД. В ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) отвечал за развитие бизнеса и подготовку перевозчика к приватизации. В итоге 75% минус две акции ПГК были проданы за 125,5 млрд рублей. В АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) он выполнял роль антикризисного менеджера. В момент назначения Тайчера гендиректором ФГК стояла на краю банкротства. За три года предприятие стало лидером рынка и получило многомиллиардную прибыль — только на выплату дивидендов было направлено 40 млрд рублей.

Читайте также:
История успеха Алексея Васильевича Прокопенко

Большой бизнес: инвестор

2012 год во многом предопределил последующую биографию предпринимателя. Он консультировал финансовую корпорацию«Система» Владимира Евтушенкова на предмет приобретения АО «СГ-Транс». Тогда АФК «Система» считалась одной из крупнейших частных компаний России. Численность сотрудников, занятых на предприятиях финансовой группы, составляла 150 тысяч человек. АФК «Система» генерировала около 1% ВВП всей страны. В конце концов, АФК «Система» приобрела АО «СГ-Транс» в результате приватизационного аукциона, а Тайчер возглавил компанию, став впоследствии совладельцем железнодорожного оператора.

Алексею Тайчеру пришлось приложить немало средств и усилий, чтобы вывести «СГ-Транс» на новый уровень. Предприятие традиционно занималось закупкой, транспортировкой и продажей сжиженных углеводородных газов. В активе была даже собственная сеть автомобильных газозаправочных станций и топливных баз. Тайчером было принято решение о реструктуризации бизнеса. Основные усилия были сосредоточены на оказании транспортных услуг. В 2019 году предприятие начало перевозить и наливную химию.

АФК «Система» вышла из состава акционеров в 2016 году.

Сегодня «СГ-Транс» обладает устойчивым финансовым положением, что подтверждают новости рейтингового агентства НКР, согласно которым компании присвоен кредитный рейтинг А+.ru со «стабильным» прогнозом. В отчете агентства отмечается высокий уровень рентабельности и корпоративного управления, а также прозрачность акционеров. В числе благоприятных факторов также лидерство предприятия на российском рынке железнодорожных перевозок сжиженных углеводородных газов и наливной химии в танк-контейнерах.

Большой бизнес: стратег

В 2019 году Тайчер совместно с партнерами в рамках management buyout приобрел ПАО «ТрансФин-М». Сделка была профинансирована ВТБ и заключалась под залог активов. В дальнейшем это предприятие станет основой холдинга — группы «ТФМ», в котором Тайчер является мажоритарным акционером, владея 75% уставного капитала.

За год новая команда Алексея Тайчера серьезно реструктурировала бизнес. В частности, на основе имевшегося подвижного состава был создан оператор железнодорожных вагонов ООО «Атлант». В дальнейшем в капитал перевозчика с долей 25% вошла госкорпорация ВЭБ.РФ. Это было одно из самых обсуждаемых слияний на рынке железнодорожных перевозок того периода. Заголовки новостей деловых изданий были весьма красноречивы: «Атлант» расправил рельсы», «Время титанов» и т.п.

Сегодня «Атлант» уверенно занимает свое место среди крупнейших грузовых перевозчиков России. Более 60 тысяч вагонов перевозят ежегодно свыше 30 млн тонн грузов различного назначения. В марте 2021 года стороны увеличили уставной капитал перевозчика на 10 млрд рублей.

Успешно развивается и головное предприятие холдинга Алексея Тайчера. На начало второго полугодия 2021 года собственный капитал ПАО «ТрансФин-М» достиг 43,2 млрд рублей, а лизинговый портфель — превысил 170 млрд рублей. Парк активов увеличился до 300 единиц спецтехники, 24 судов различного класса и назначения, а также почти 50 тысяч вагонов различного типа.

Новый импульс получили дочерние предприятия, занимающиеся оказанием майнинговых услуг. В настоящее время их силами ведется разработка десяти крупных месторождений на территории Новосибирской области, Сахалина, Бурятии и других регионов страны.

Алексей Тайчер активно осваивает и новые направления бизнеса. Так, в 2021 году совместно с «Российским аукционным домом» дан старт программе лизинга коммерческой недвижимости. На очереди экологический и цифровой лизинг, проекты в области контейнерных перевозок и многое другое.

Читайте также:
Виктор Яковлев - биография

Алексей Тайчер и его бизнес-приоритеты

За годы работы он вывел из кризиса несколько компаний. В 2019 году стал совладельцем одной из крупнейших в России лизинговых компаний ПАО «ТрансФин-М» и в короткий срок построил инвестиционную группу, включающую в себя различные активы b&b сектора.

Образование и начало карьеры

Тайчер Алексей Роменович — родом из Ленинграда. Высшее образование получил в Петербургском госуниверситете путей сообщения. В 19 лет благодаря глубоким знаниям математики и экономики стал помощником финансового директора ЗАО «Евросиб СПБ», а позднее — его заместителем.

В 2000-м Алексей Тайчер окончил вуз с красным дипломом, а вскоре продолжил образование в Международном институте менеджмента.

После переехал в столицу и получил высокую должность в одной из старейших компаний на российском транспортно-экспедиторском рынке — «Союзвнештранс»: Тайчер занимался проблемными активами и антикризисным управлением.

Управленец на вес золота

Управленческий талант Алексея Тайчера не мог остаться без внимания:в 2005-м руководство РЖД предложило ему должность советника первого вице-президента корпорации. Позднее он станет одним из разработчиков целевой модели реформирования рынка грузоперевозок, что кардинально изменит все направление.

Также Тайчер сначала участвовал в создании, а потом в подготовке к приватизации дочернего предприятия «Российских железных дорог» — «Первой грузовой компании» (ПГК). В 2011 она была продана на аукционе за рекордные на тот момент для отрасли 175 млрд рублей.

К управленческому таланту Алексея Тайчера госкорпорация вновь обратится в 2015-м, предложив возглавить «Федеральную грузовую компанию» (ФГК), находившуюся на грани банкротства. И антикризисный менеджер вновь в сжатые сроки помог сделать предприятие успешным и доходным.

Больше вызовов и больше побед

Впрочем, какими бы ни были его достижения в госсекторе экономики, для Тайчера в приоритете всегда находился частный бизнес. Так, заручившись поддержкой партнера — «Акционерной финансовой корпорации „Система“» — он на заемные средства смог выкупить у государства АО «СГ-Транс» — железнодорожного оператора по транспортировке нефтегазовых и нефтехимических грузов.

В 2018 году Алексей Тайчер окончательно оставил государственную службу и вернулся к развитию собственного бизнеса.

Уже в 2019-м Тайчеру вместе с партнерами довелось стать совладельцем ПАО «Трансфин-М», ранее принадлежавшее НПФ «Благосостояние». За год до этого НПФ запустил процесс продажи своего крупнейшего актива «ТрансФин-М» для прохождения стресс-тестов Центробанка РФ. Однако реализовать эту задачу оказалось не так просто: предложения госбанков не устроили фонд по цене, а продавать актив по частям, как предлагали некоторые железнодорожные операторы, НПФ не согласилось, ведь в таком случае процесс продажи «ТрансФин-М» мог бы затянуться. В результате лучшее предложение сделал Тайчер Алексей и обошел весьма сильных конкурентов.

«Трансфин-М», специализирующийся на финансовом и операционном лизингах в сфере транспорта, спецтехники, портового оборудования, морских судов, благодаря Тайчеру стал одним из ключевых игроков на b&b рынке, а также вошел в перечень системообразующих предприятий транспортной отрасли. Появились и новые бизнес-направления — активно развивается лизинг коммерческий недвижимости. Совместно с госкорпорацией ВЭБ.РФ создан единый оператор железнодорожного подвижного состава — ООО «Атлант», который сейчас насчитывает около 60 тыс. вагонов и оказывает услуги более чем трем сотням клиентов.

Читайте также:
Сергей Виленский - отзывы, мнение, рейтинг

Среди других активов Алексея Тайчера — ООО «ТФМ-Спецтехника», которое из проблемного актива превратилось в успешное предприятие. Компания как сама оказывает комплексные горнодобывающие услуги на крупнейших месторождениях страны, так и предоставляет услуги лизингового финансирования специализированной горной техники.

Сейчас «ТФМ-Спецтехника» является ключевым предприятием в своей области по объему заказов и площадок, на которых работает компания. В 2020 году капитал «ТФМ-Спецтехника» увеличен на 1,5 млрд рублей. Всего за несколько лет в приобретение новой современной горнодобывающей техники «ТрансФин-М» инвестировал свыше 14 млрд рублей. Сейчас у «ТФМ-Спецтехника» около 250 единиц горной техники, в ближайшие несколько лет компания планирует увеличить объем спецтехники в 4 раза.

«Мы верим в этот сегмент бизнеса, и увеличение капитала компании “ТФМ-Спецтехника” — лучшее тому подтверждение», — комментирует Алексей Тайчер.

Благотворительность

Компании «ТрансФин-М» и «СГ-Транс» и не только взаимодействуют с благотворительными фондами, но и поддерживают горнолыжный и велосипедный спорт.

Сам Алексей Тайчер является соучредителем Фонда по развитию современного искусства и поддержки талантливых художников.

Алексей Тайчер: жизнь в движении

Тайчер Алексей Роменович — российский бизнесмен, инвестор, эффективный антикризисный менеджер. Построив карьеру и бизнес в сфере транспорта, он сосредоточился на новых направлениях: финансовый и операционный лизинг, майнинговый аутсорсинг. Созданная им группа вышла в лидеры b2b рынка. Подробная биография — в нашем материале.

Детство и образование

Алексей Тайчер родился в 1979 году в Ленинграде в семье железнодорожников.

В 16 лет Алексей Тайчер поступил на экономический факультет Петербургского госуниверситета путей сообщения. Будучи самым юным студентом на курсе, он через неделю после начала первого семестра сдал всю университетскую программу по информатике. Высшая математика также легко давалась студенту: большую часть знаний Тайчер получил еще за школьной партой, в остальном разобрался самостоятельно.

Второе высшее образование в сфере финансов он получил 2003 году в петербургском Международном институте менеджмента (IMISP), защитив степень

магистра экономического управления (Master of Business Administration).

Карьера: частное и государственное

Поняв, что учеба дается слишком просто, будущий бизнесмен решил устроиться на работу. Первым местом работы Алексея Тайчера в 1998 году стала частная компания «Евросиб», занимавшаяся грузовыми железнодорожными перевозками, автоторговлей, ритейлом, девелопментом. Начав карьеру в 19 лет с должности помощника финансового директора, способный студент уже через несколько лет занял пост заместителя финдиректора ГК «Евросиб». Работу приходилось совмещать с учебой, а учебный материал изучать без помощи преподавателей, но это не помешало Тайчеру окончить вуз с красным дипломом.

В 2003 году Тайчер переехал в Москву, где получил руководящую должность в транспортно-экспедиторском концерне «Союзвнештранс». Там он работал с проблемными активами и объектами недвижимости, проявил себя как эффективный антикризисный менеджер. Ему удалось реализовать несколько проектов в области логистики, «упаковать» их в готовый продукт и продать крупным игрокам рынка.

Новым и переломным этапом в карьере Алексея Тайчера стала работа в ОАО «РЖД». В 2005 году его пригласили в корпорацию на должность советника первого вице-президента. В это время ОАО «РЖД» приступило к выделению операторского бизнеса из состава монополии.

Читайте также:
Лосев Дмитрий Николаевич - отзывы, мнение, рейтинг

Имеющиеся у Тайчера опыт и знания легли в основу Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок. Тайчер принимал непосредственное участие в реформировании госкорпорации и создании на базе РЖД частного железнодорожного оператора — ОАО «Первая грузовая компания». Сейчас она является крупнейшим в России собственником грузовых железнодорожных вагонов.

До 2012 года Алексей Роменович занимал пост первого заместителя гендиректора ПГК. Занимался подготовкой компании к приватизации: в результате «Первую грузовую компанию» удалось продать за рекордные 175 миллиардов рублей. Этот проект считается крупнейшей приватизационной сделкой в истории России.

В 2015 году Тайчеру, который уже в течение нескольких лет занимался собственным бизнесом, предложили вновь вернуться в РЖД, чтобы вывести из кризиса главную дочернюю структуру монополии — «Федеральную грузовую компанию» (до 2012-го носила название «Вторая грузовая компания»). В то время ФГК балансировала на грани банкротства.

Под руководством Алексея Роменовича ФГК не просто удалось сделать прибыльной компанией, но и вывести на новые финансовые показатели: за 2015—2018 гг. она выплатила ОАО «РЖД» порядка 40 миллиардов рублей в виде дивидендов и стала лидером рынка в своей сфере.

Алексей Тайчер — один из немногих управленцев, кто добился успеха и в работе на государство, и в построении собственного бизнеса. Частный бизнес всегда представлял для него наибольший интерес: «В нем больше вызовов и ответственности»‎, — подчеркивает Тайчер.

Бизнесмен по духу

Бизнесменом Тайчер стал в 2012 году, когда совместно АФК «Система» Владимира Евтушенкова выкупил на кредитные средства железнодорожного оператора «СГ-Транс». С 2012-го по 2015-й Алексей Роменович возглавлял компанию в должности президента, а сейчас является ее совладельцем.

В 2019 году он с партнерами приобрел у НПФ «Благосостояние» компанию «ТрансФин-М», специализирующуюся на финансовом и операционном лизинге в сфере транспорта, портового оборудования, спецтехники и самолетов. В декабре того же года на рынке грузовых железнодорожных перевозок был сформирован новый игрок — ООО «Атлант». На 75% компания принадлежит «ТрансФин-М», остальные 25% — у госкорпорации ВЭБ.РФ, которая стала партнером «ТрансФин-М» по железнодорожному бизнесу.

На данный момент Алексей Роменович является председателем совета директоров группы ТФМ.

В состав группы ТФМ входят следующие активы:

  • ПАО «ТрансФин-М»: по результатам исследований рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2020 году заняла 6 место в рэнкинге лизинговых компаний по размеру лизингового портфеля.
  • ООО «ТФМ-Спецтехника» оказывает услуги майнингового аутсорсинга. Компания представлена в пяти регионах страны и работает на 9 месторождениях. По прогнозам экспертов, к 2022 году «ТФМ-Спецтехника» станет крупнейшим оператором в России по оказанию полного комплекса услуг при ведении открытых горных работ.
  • ООО «Атлант» владеет более 60 тысячами вагонов, что делает оператора одним из крупнейших собственников железнодорожного подвижного состава в РФ. Сейчас «Атлант» оказывает услуги по перевозке и предоставлению в аренду подвижного состава грузовладельцам из различных отраслей экономики: от нефтегазодобычи, металлургии и деревообработки до производства продовольственных товаров.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: