Бертран Артур Уильям Рассел (Bertrand Arthur William Russell) – отзывы, мнение, рейтинг

Бертран Рассел: идеи, которые навредили человечеству

Бертран Рассел — выдающийся философ-рационалист, признанный самым влиятельным логиком минувшего века, мастер английской прозы и борец за свободу слова и мысли. Он известен своей критикой западной цивилизации и несмотря на весь свой рационализм отрицал противопоставление разума и чувства, придерживаясь идеи эмотивизма. Это эссе написано в 1950 году и сконцентрировано на заблуждениях человечества, которые, по мнению Рассела, могут окончательно увести нас от подлинно гуманистических ценностей.

Все беды человека можно разделить на две группы: исходящие от окружающей среды и от других людей. В связи с прогрессом, достигнутым человечеством в науке и технологии, вторая группа стала занимать всё большую часть целого. Теперь именно человек — самый заклятый враг человека. Само собой, природа по-прежнему гарантирует нам конечность жизни, но с развитием медицины всё больше и больше людей будут проживать отведённый им срок в полной мере. Таким образом, можно смело утверждать, что в будущем причиной львиной доли человеческих бед будут глупость или злонамеренность (либо то и другое вместе).

Я полагаю, что беды, которые люди причиняют друг другу, а тем самым и самим себе, проистекают из губительных страстей, а не из мыслей или убеждений: пагубные идеи и принципы, как правило (хоть и не всегда), служат только покровом для страсти. При сжигании еретиков в Лиссабоне иногда случалось так, что некоторым из них, публично отрёкшимся от своих взглядов, даровали «милость»: быть задушенным прежде, чем оказаться в огне. Это приводило зрителей в такую ярость, что властям стоило огромного труда удержать толпу от линчевания и собственноручного сжигания покаявшегося. Зрелище корчащихся в муках жертв было одним из главных развлечений для простого люда, и он с нетерпением ждал этой возможности приукрасить своё бесцветное существование. Вне всякого сомнения, это удовольствие поспособствовало установлению веры в то, что сжигание еретиков было праведным актом.

То же самое относится и к войне: сильные и жестокие люди нередко получают удовольствие от войны, особенно если она заканчивается победой и не омрачается слишком большим количеством грабежей и изнасилований (в таком случае намного легче убедить людей в том, что войны справедливы). Однажды доктор Арнольд, персонаж книги «Школьные годы Тома Брауна» и уважаемый реформатор школьной системы Великобритании, столкнулся с несколькими чудаками, которые считали неправильным пороть детей. Читая его яростную реакцию на это мнение, неизбежно приходишь к выводу, что он получал удовольствие от порки — и не желал его лишаться.

Привести больше примеров в поддержку теории, что мнения, оправдывающие жестокость, коренятся в садистских побуждениях, не представило бы особого труда. Рассматривая представления былых времён, которые сегодня считаются абсурдными, мы обнаруживаем, что в девяти случаях из десяти они служили оправданием для причинения страданий. Взять, к примеру, медицинскую практику. Когда была изобретена анестезия, она воспринималась как зло и противоречие воле Господа. Безумие считалось следствием одержимости дьяволом, а изгонялись демоны путем причинения пациенту боли. Следуя этому представлению, сумасшедших годами подвергали систематическому и вполне сознательному жестокому насилию. Та же самая ситуация имела место и в области нравственного воспитания. Вера в исправительный эффект наказания настолько живуча во многом потому, что удовлетворяет наши садистские побуждения.

Несмотря на то, что страсти в большей степени, чем идеи, ответственны за беды в нашей жизни, убеждения — в особенности распространённые и укоренённые в организациях — существенно затрудняют желательные перемены в общественном мнении и оказывают пагубное воздействие на нейтрально настроенных людей. Именно поэтому имеет смысл рассмотреть пагубные системы убеждений.

Наиболее очевидный случай из прошлого — убеждения, которые можно назвать религиозными верованиями (или же суевериями, в зависимости от личных предубеждений). Когда-то считалось, что человеческие жертвы способны улучшить урожай — сначала по исключительно магическим причинам, а затем потому, что кровь жертв считалась угодной богам (которые, несомненно, были созданы по образу и подобию им поклонявшихся). В Ветхом Завете мы читаем, что религиозный долг состоит в полном истреблении порабощённых народов, а помилование даже их скота — нечестивость. Мрачные аскеты, которые воздерживались от всех чувственных удовольствий и жили в пустыне, отказывая себе в мясе, вине и обществе женщин, не обязаны были, тем не менее, воздерживаться от всех благ: в отличие от телесных наслаждений, умственные удовольствия считались возвышенными, и высокое место среди них занимало созерцание вечных мук, которым предстояло подвергнуться язычникам и еретикам. Аскетическое пренебрежение чувственными удовольствиями не способствовало развитию доброты и терпимости. Напротив, когда человек истязает самого себя, он чувствует, что это даёт ему право истязать остальных, и охотно принимает любую догму, которая утверждает это право.

Аскетическая форма жестокости не ограничивается, к сожалению, суровыми формами христианской догмы, которые ныне утратили большую долю прежней суровости. Мир породил новые угрожающие формы той же психологической предрасположенности. Прежде чем завладеть властью, нацисты вели суровый образ жизни, подразумевавший пренебрежение покоем и удовольствиями, и руководствовались верой в усердие и максимой Ницше о необходимости тяжкого труда. И даже после их прихода к власти новый лозунг «оружие вместо масла» по-прежнему подразумевал необходимость жертвы чувственными удовольствиями ради морального удовлетворения от предстоящей победы. Тот же образ мыслей можно найти среди убеждённых коммунистов, для которых роскошь — это зло, тяжкий труд — главная обязанность, а всеобщая бедность — средство для установления Золотого века.

Один из побочных эффектов важности, которую каждый из нас придает самому себе, — это наша склонность считать, будто окружающие руководствуются исключительно целью доставить нам радость или принести беду. Естественный ход событий, действительно, приносит людям то удачи, то несчастья. Но они не могут поверить, что это происходит по чистой случайности. С помощью различных мифов люди преуспели в истолковании множества своих бед, не жертвуя при этом чувством собственной важности. Но иногда беды обрушиваются и на благочестивых — что же мы должны думать тогда? Но даже в этом случае представление о том, что мы должны быть центром вселенной, по-прежнему не позволит нам признать, что беда случилась с нами без чьего-либо злого умысла, и, так как мы сами, предположительно, не виноваты, наша беда должна быть следствием чьей-то чужой враждебности. То есть — чьего-то желания навредить нам из чистой ненависти, а не из расчёта извлечь какую-то выгоду для себя.

Именно это состояние ума положило начало демонологии, а также вере в ведьмовство и чёрную магию. Ведьма — это женщина, которая вредит своим ближним исключительно из ненависти, а не из соображений выгоды. Вера в ведьмовство до середины XVII века предоставляла очень удобный выход для сладкого чувства ханжеской жестокости. Пролив свет на естественную причинно-следственную связь вещей, наука развеяла веру в магию, но не смогла полностью рассеять страх, который её породил. В наши дни те же эмоции находят выход в страхе перед другими народами — который, надо признать, не требует большого суеверия.

Читайте также:
Фридрих Гёльдерлин, биография, история жизни, факты.

Зависть — один из мощнейших источников ложных убеждений. В любом маленьком городке можно обнаружить, что его жители склонны преувеличивать доходы своих соседей — что позволяет осуждать их за скупость. Пресловутая женская зависть вошла в поговорку среди мужчин, но в любой крупной конторе вы найдёте точно такую же зависть среди служащих мужского пола.

Один из наиболее печальных результатов нашей склонности к зависти — порождённое ею абсолютно ложное представление об экономической выгоде, как персональной, так и национальной. Люди забыли, что наряду с возможным ущербом от конкурентов существует также выгода от покупателей и что покупателей становится больше, если повышается общий уровень благосостояния общества. Но зависть заставила людей сосредоточить своё внимание на конкурентах, полностью забыв о том аспекте благосостояния, который зависит от покупателей.

Вся философия экономического национализма основана на ложной вере в то, что экономическая выгода одной нации по необходимости противоречит выгоде другой. Эта ложная вера, порождающая межнациональную ненависть и вражду, становится причиной войн. А когда война уже разразилась, конфликт национальных интересов становится как нельзя более реальным.

Ещё одна страсть, порождающая губительные с политической точки зрения ложные убеждения, — это гордыня: национальная, расовая, половая, классовая или религиозная. Когда я был молод, Франция по-прежнему считалась традиционным врагом Англии, и я впитал как несомненную истину, что один англичанин может победить трёх французов. Когда Германия стала врагом, эта вера подверглась изменениям, и англичане перестали насмехаться над любовью французов к поеданию лягушек. Но несмотря на усилия правительства вряд ли англичане стали рассматривать французов как равных себе.

Расовая гордыня даже более губительна, чем национальная. Будучи в Китае, я был поражён тем, что образованные китайцы — возможно, наиболее цивилизованные люди из всех, кого мне посчастливилось знать. В то же время я встречал множество невежественных белых людей, которые презирали даже лучших из китайцев исключительно из-за их жёлтой кожи. Подобное отношение к индусам со стороны англичан, усугублённое их политической властью, было одной из главных причин трений, возникших в этой стране между британцами и образованными индусами. Подобные убеждения причиняют огромный вред, и одной из целей образования должно быть (но пока что не является) их искоренение. Только что речь шла о высокомерии, которое англичане позволяли себе во взаимоотношениях с жителями Индии, но и местная кастовая система, возникшая в результате многократных завоеваний со стороны «высших» рас с севера, — в той же степени достойна порицания, что и высокомерие белых.

Вера в превосходство мужского пола, которая ныне официально перестала существовать в Западных странах, — любопытный пример греха гордыни. Вряд ли когда-либо существовала иная причина верить во врождённое превосходство мужчин, кроме их мускулов. В былые дни мужское превосходство можно было легко продемонстрировать: если жена перечила своему мужу, он имел право избить её. Считалось, что из этого превосходства следуют и другие. Мужчины считались более рассудительными, более изобретательными, менее подверженными эмоциям, и так далее. Доминирование мужчин имело некоторые крайне печальные последствия. Оно превратило брак — наиболее интимный вид человеческих отношений — в отношения раба и господина вместо единства равных партнёров. Оно освободило мужчину от обязанности доставлять удовольствие женщине для того, чтобы заполучить её в качестве жены. Посредством изоляции, к которой были принуждены респектабельные женщины, оно сделало их скучными и безынтересными; единственные женщины, которые могли быть интересными, были изгоями общества. По причине блёклости респектабельных женщин наиболее образованные мужчины во многих странах становились гомосексуалистами. По причине отсутствия равенства в браке мужчины утвердились в своих властных привычках. Сейчас всему этому более-менее настал конец в цивилизованных странах, но пройдёт ещё немало времени, прежде чем мужчины и женщины смогут приспособить своё поведение к новому положению дел.

Другой быстро исчезающий тип превосходства — это классовое превосходство. Сглаживание классовых различий однако далеко от завершения: в Америке каждый придерживается мнения, что нет людей, стоящих выше него в социальном плане, поскольку все люди равны; но он отказывается признать, что нет никого ниже него. Со времён Джефферсона доктрина всеобщего равенства применяется только по направлению вверх, а не вниз.

Одно из самых любопытных и пагубных заблуждений, которому подвержены люди и нации, — это воображение себя особым инструментом божьей воли. Нам известно, что, когда израильтяне завоевывали Землю обетованную, именно они исполняли божий замысел, а не хетты, гиргашиты, амореи, ханаане, ферезеи, евеи или иевусеи. Позже «задним числом» обнаружилось, что Риму было предписано богами завоевать мир. Затем пришёл ислам с его фанатичной верой в то, что каждый воин, умирающий в битве за истинную веру, попадает в рай, намного более привлекательный, чем рай христиан. Приятно знать, что бог на твоей стороне, но это сбивает с толку, когда обнаруживаешь, что враг так же убеждён в обратном.

Большая часть великих зол, причинённых одними людьми другим, имели место из-за того, что люди были очень уверены в чём-то, что в действительности было ложным. Знать правду — более трудная задача, чем думает большинство людей. А действовать решительно и беспощадно с верой, что монополия на правду принадлежит твоей собственной стороне, — означает навлекать на себя беду. Рассуждения о том, что определённое зло в настоящем необходимо ради какой-то сомнительной выгоды в будущем, всегда должны восприниматься с подозрением, ведь как писал Шекспир: «Можно ль будущее взвесить?» Даже самые рассудительные люди могут глубоко заблуждаться, когда пытаются предсказывать на десять лет вперёд. Некоторым данная позиция может показаться безнравственной, но не будем забывать, что даже в Евангелии говорится: «Не заботьтесь о завтрашнем дне». Как в общественной, так и в частной жизни важнее всего — доброта и терпимость без претензий на сверхъестественную способность предсказывать будущее. Учитывая невозможность предсказания будущего и неограниченное количество возможных вариантов развития событий, вероятность того, что какое-либо из ожиданий сбудется, представляется крайне малой. Что бы вы ни предсказали через десять лет (если, конечно, это не касается восхода Солнца или чего-то подобного, не имеющего никакого отношения к человеческим взаимоотношениям), вы наверняка ошибётесь.

Мне могут возразить: как возможно государственное управление без допущения о том, что будущее можно в определённой мере спрогнозировать? Я признаю, что необходимо смотреть в будущее, и вовсе не утверждаю, что мы не можем ничего знать. Можно не сомневаться: если вы назовёте человека подлецом и мошенником, он возненавидит вас. Если вы скажете то же самое семидесяти миллионам людей, они также возненавидят вас. Можно с уверенностью сказать, что жестокая конкуренция не породит братских чувств между конкурирующими сторонами. Очень вероятно, что, если лидеры двух соседних стран, обладающих самыми современными вооружениями, занимаются взаимными оскорблениями, граждане обеих этих стран со временем придут в беспокойство, и одна сторона нападёт на другую из страха, что другая сделает это первой. Нетрудно предвидеть, что масштабная война в современном мире не принесёт повышения благосостояния даже среди победителей. Подобные общие места легко предсказать. Но трудно предусмотреть в подробностях долгосрочные последствия конкретной политики. Бисмарк блестяще выиграл три войны и объединил Германию. Долгосрочным следствием этой политики стали два сокрушительных поражения. Это произошло потому, что Бисмарк научил немцев быть безразличными к интересам всех других стран кроме самой Германии и породил агрессию, которая в итоге заставила мир объединиться против его преемников. Неумеренный эгоизм — личный или национальный — плохой помощник: он может принести успех только благодаря счастливой случайности, но, если он терпит крах, последствия оказываются печальными. Поэтому немногие люди решатся руководствоваться эгоизмом, не имея в качестве поддержки рационально объясняющей его теории — ведь только теория делает людей совершенно беспечными.

Читайте также:
Франсуа Пьер Гийом Гизо (François Pierre Guillaume Guizot) - отзывы, мнение, рейтинг

Переходя от нравственной к сугубо интеллектуальной стороне вопроса, мы должны спросить себя, что могут сделать общественные науки для установления законов причинности, которые помогут государственным деятелям в принятии политических решений. Нам теперь известны некоторые крайне важные вещи: например, как избежать экономического спада и масштабной безработицы вроде тех, которые постигли мир после войны. Теперь также общеизвестно, что только международное правительство способно предотвратить Третью мировую и что цивилизация вряд ли переживёт даже одну масштабную войну. Однако эти знания не проникли в широкие массы и не оказывают желаемого эффекта. Политики не умеют или не желают применять значительную часть открытий общественных наук. Некоторые винят в этой неудаче демократию, но мне кажется, что данная ситуация отчётливее всего проявляется в автократии.

Вера в демократию, как и любая другая вера, может доходить до фанатизма и становиться вредной. Демократу нет необходимости верить, что большинство всегда принимает мудрые решения; он должен попросту верить, что решение большинства, мудрое или нет, должно быть принято до тех пор, пока большинство не решит иначе. И верить в это он должен не исходя из наивного представления о мудрости простого человека, но потому что это самый деятельный способ заменить господство силы господством закона. Демократу также не обязательно верить, что демократия — лучшая из возможных систем для всех и каждого. Есть немало наций, которым не достаёт сдержанности и политического опыта, необходимых для успешной работы института парламента, и демократ, как бы он ни желал, чтобы они получили необходимую политическую подготовку, должен признать, что бессмысленно преждевременно навязывать им систему, которая наверняка будет обречена на провал. Как и везде, в политике не стоит оперировать абсолютными категориями: что хорошо в одной ситуации, может быть плохо в другой; что удовлетворяет политические устремления одной нации, может показаться совершенно неприемлемым для другой.

© Bertrand Arthur William Russell

Бертран Артур Уильям Рассел (Bertrand Arthur William Russell) – отзывы, мнение, рейтинг

Интересно провести сопоставление «демократизации смелости» и «демократизации творчества» в обществе:

«Помимо социальных изменений, призванных обеспечить безопасность, есть и другие, более прямые, средства уменьшения страха, а именно система, служащая воспитанию смелости. Смелость необходима в драке, поэтому люди давно разработали средства её увеличения с помощью воспитания и диеты: к примеру, полезным считалось поедать человеческую плоть.

Но военная доблесть оставалась привилегией господствующих каст: у спартанцев её должно было быть больше, чем у илотов, у британских офицеров – больше, чем у рядовых индийцев, у мужчин – больше, чем у женщин, и т. д. На протяжении веков она считалась исключительным правом аристократии.

Любое проявление смелости у представителей господствующей касты использовалось для увеличения бремени угнетённых, а следовательно, и для увеличения страха угнетателей. Причины жестокости поэтому сохранялись. Чтобы сделать людей более гуманными, смелость должна быть демократизирована.

В немалой степени это уже достигнуто, как показали последние события. Суфражистки продемонстрировали, что они столь же смелы, как самые храбрые мужчины; и это существенно повлияло на решение о предоставлении им избирательных прав.

На войне рядовому солдату нужно было столько же мужества, как капитану или лейтенанту, и гораздо больше, чем генералу; и поэтому после демобилизации поведение рядовых не отличалось услужливостью. Большевики, объявляющие себя лидерами пролетариата, – очень мужественные люди, что бы о них ни говорили; это доказывает их деятельность до революции.

В Японии, где совсем недавно только самураи обладали монополией на боевой дух, воинская повинность понудила к доблести всё мужское население.

Таким образом, во всех великих державах за последние 50 лет было много сделано, чтобы лишить аристократию монополии на смелость. Если бы этого сделано не было, демократия находилась бы сейчас в гораздо большей опасности».

Бертран Рассел, Почему я не христианин, М., «Политиздат», 1987 г., с. 89.

Дополнительные материалы

Изображения в статье

Бертран Артур Уильям Рассел, 3-й граф Рассел — британский философ, логик, математик и общественный деятель. Один из наиболее влиятельных логиков XX века / Public Domain

Постулаты познания по Бертрану Расселу

Данная статья относится к Категории: Научные парадигмы

Бертран Рассел, выпустил книгу: Человеческое познание. Его сфера и границы, в конце которой изложил постулаты познания:

«Трудность любой попытки обосновать общий принцип индукции состоит в том, что подобный принцип опирается на конкретные индуктивные рассуждения, которые в свою очередь зависят от него. […]

(а) «Постулат квазипостоянства»: «Если дано любое произвольное событие А, то очень часто случается, что в любое достаточно близкое время где-то поблизости, имеется событие, очень сходное с А». Этот постулат даёт основу для осмысленности понятия о материальном объекте.

(б) «Постулат независимых причинных линий»: «Часто можно построить последовательность событий – такую, что из одного или двух членов этой последовательности можно вывести нечто относящееся к другим её членам». Этот постулат позволяет нам отличать одну какую-либо вещь, например каплю воды в океане, от соседних вещей и связывать наши восприятия с внешними вещами или событиями, например наши впечатления от звезды с той звездой, к которой они относятся.

(в) «Постулат пространственно-временной непрерывности», который отрицает «действие на расстоянии» и служит основой для многих наших «выводов о ненаблюдаемых обстоятельствах как в науке, так и в повседневной жизни».

(г) «Структурный постулат»: «Когда какое-либо число структурно-сходных сложных событий располагается около центра в относительно небольшой области, обычно бывает так, что все эти события принадлежат к причинным линиям, имеющим начало в некотором событии, которое обладает той же самой структурой и расположено в центре рассматриваемой области».

(д) «Постулат аналогии»: «Если даны два класса событий А и В и если дано, что всегда, когда совместно наблюдаются А и В, есть основание полагать, что А является причиной В, то, если в некотором данном случае наблюдается А, но нет никакой возможности путем наблюдения установить, имеет ли место В, – то вероятно, что В имеет место; подобным же образом дело обстоит и в том случае, если наблюдается В, а наличие или отсутствие А нельзя наблюдать».

Читайте также:
Владимир Иванович Даль - отзывы, мнение, рейтинг

Этот постулат позволяет нам делать выводы о ненаблюдаемых объектах; он особенно полезен, поскольку позволяет нам сделать вывод о существовании сознания у других людей. Без этих принципов не были бы возможны ни универсальные высказывания, содержащие предсказание, ни не подтверждаемые примерами экзистенциальные высказывания, однако оба эти типа высказываний во многих случаях фактически известны и нужны для науки. Человек имеет изначальную «склонность» делать выводы, опирающиеся на подобные принципы, и все доступные проверке следствия, вытекающие из принятия этих принципов, «таковы, что опыт их подтверждает», но факты такого рода не могут «сделать эти принципы даже вероятными». Реальным основанием для принятия этих принципом является просто тот факт, что «они кажутся неизбежными для получения тех выводов, которые мы все принимаем».

Истиной не является только внутренняя связность, как это, по-видимому, предполагают гегельянцы и некоторые современные позитивисты; поиски истины никогда не являются просто словесными поисками, они никогда, о чем склонны забывать эти философы, не теряют связи с эмпирическими фактами. Истинные мнения нельзя отождествить с «мнениями, ведущими к успеху», поскольку сам успех едва ли можно определить без ссылки на познание и тем самым – хотя бы косвенно – на истину. Понятие истины явно шире понятия познания, и последнее следует определять в терминах первого, а не наоборот. «Истина есть свойство мнений и, как производное, свойство предложений, выражающих мнения. определенное отношение между мнением и одним или несколькими фактами, отличными от мнения». Данный термин может также применяться к тому, что «было бы истинным, если бы кто-нибудь его придерживался».

В общем отношение истинности является отношением соответствия, причём соответствие рассматривается как структурное сходство. Если вспомнить, учитывая принцип непрерывности, что причины структурно сходны со своими следствиями, то некоторое простое мнение, которое можно выразить в каком-то одном слове, можно назвать истинным, если это слово обусловлено тем, что оно означает. ««Это есть А» называется «истинным», когда оно обусловлено тем, что означает А». В других случаях эта формулировка более сложна, однако суть этого принципа одна и та же: «Всякое мнение, не являющееся простым импульсом к действию, есть по своей природе изображение, соединенное с чувством согласия или несогласия; в случае согласия оно «истинно», если есть факт, имеющий с изображением такое же сходство, какое имеет прототип с образом, в случае несогласия оно «истинно», если такого факта вот». Отношение прототипа к образу предполагает, что прототип сходен с образом, является его частичной причиной: с другой стороны, образ вызывает некоторые из тех воздействий, которые выбывает прототип. В таком случае истина есть соответствие мнения или возможного мнении факту – такое отношение, при котором мнение сходно с фактом, частично обусловлено фактом, вызывает те же воздействия, что и факт».

Томас Хилл, Современные теории познания, М., «Прогресс», 1965 г., с. 183-185.

Дополнительные материалы

Изображения в статье

Бертран Артур Уильям Рассел, 3-й граф Рассел — британский философ, логик, математик и общественный деятель. Один из наиболее влиятельных логиков XX века / Public Domain

Бертран Рассел
Bertrand Arthur William Russell

Британский математик. Философ. Логик. Общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1950 года. Известен своими работами в защиту пацифизма, атеизма, а также либерализма и левых политических течений. Внес неоценимый вклад в математическую логику, историю философии и теорию познания. Менее известны его труды по эстетике, педагогике и социологии. Считается одним из основателей британского неореализма, а также неопозитивизма, а также одним из наиболее влиятельных логиков XX века. Член Лондонского королевского общества.

Бертран Артур Уильям Рассел родился 18 мая 1872 года в городе Треллек, Великобритания. Мальчик воспитывался в доме бабушки, графини Рассел. Родители умерли, когда ребенку не исполнилось и пяти лет. После школы, в 1890 году поступил в колледж при Кембриджском университете, обучение в котором дало настоящий толчок для его развития в области философии.

В 1896 году Рассел издал свою первую значительную работу «Германская социал-демократия», где удивительно глубоко для относительно молодого философа рассматривал проблемы и пути развития левых идей. Эта и некоторые другие работы, сделали Бертрана известным ученым. Вскоре, он получил приглашение читать лекции в Лондонской школе экономики, что делал с неизменным успехом. Рассел прочитал также курс лекций в университетах США.

Рассел, в 1900 году участвовал во Всемирном философском конгрессе в Париже, где познакомился с рядом знаменитых ученых. Написанная в соавторстве с Альфредом Уайтхедом книга «Principia Mathematica» принесла ему международное признание. В 1908 году философ стал членом Королевского общества. В том же году вошел в фабианское общество.

Фабианцы считали социализм неизбежным результатом экономического развития, но признавали лишь эволюционный путь, выступали против революции. Рассел, однако, не разделяет полностью взгляды фабианцев, так как являлся противником государственного контроля общественного производства.

В годы Первой мировой войны ученый оказался вовлечен в круг сложных социально-политических проблем войны и мира, устройства государства и его управления. Пока Англия готовилась к войне, Рассел проникался идеями пацифизма, основой которого служили его социалистические убеждения. Бертран стал членом организации «Противодействие призыву на военную службу», что являлось весьма смелым поступком во время, когда в Англии только и говорили о «защите отечества».

За противодействие властям Рассела лишили места в Тринити-колледже, но больше всего Бертран расстраивался из-за ссор со многими друзьями, для которых в условиях военной угрозы для Великобритании пацифизм являлся неприемлем.

После провозглашения советской власти в России, Рассел в 1918 году писал, что это событие дает надежду на будущее процветание во всем мире. В составе лейбористской делегации 19 мая 1920 года отправился в Советскую Республику и пробыл там почти месяц. Рассел посетил Кремль, где встретился с Владимиром Лениным и более часа беседовал с ним. Во время этой поездки встретился также с Львом Троцким, Максимом Горьким и Александром Блоком.

В период развития тоталитарных режимов 1930-х годов, Рассел изо всех сил пытался предотвратить надвигающуюся военную катастрофу. Среди многочисленных книг, написанных в этот период, были «Свобода и организация, «Происхождение фашизма», «Какой путь ведет к миру?», «Власть: новый социальный анализ». Рассел активно боролся против фашизма и большевизма. В конце 1930-х годов философ уехал в США, где преподавал в Чикагском и Калифорнийском университетах. В 1931 году после смерти старшего брата унаследовал титул пэра и стал третьим графом Расселом.

Дед Бертрана, Джон Рассел, занимал должность Премьер-министра, и сам Бертран сменил своего деда на этом посту уже в 1931 году. Принимал активное участие в самых разных общественных и политических мероприятиях, являлся активистом в религиозной сфере.

Читайте также:
Александр Грибоедов - отзывы, мнение, рейтинг

В 1950 году Бертран Рассел стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы как один из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма.

Рассел написал немало работ на религиозную тему, в которых ярко и очень четко выразил все стороны и аспекты религиозной деятельности, высветил традиции и догмы религии, которых придерживались много веков. Его работы касались не только самой религии, но также и церкви и ее деятельности в общественной и политической жизни общества.

С 1963 года Рассел начал протестовать против американской агрессии во Вьетнаме. Вместе с Жаном Полем Сартром создал Международный трибунал по расследованию военных преступлений во Вьетнаме. С этого времени Запад, пытаясь уменьшить уважение простого народа к знаменитому антимилитаристу, санкционировал резкие выпады против Рассела.

Большое место в творчестве Рассела занимала критика религии и христианской церкви, в которых видел средство подавления человеческой личности. В атеистических кругах почитался как один из самых влиятельных атеистов. Выступал автором множества книг, посвященных защите атеизма. Одна из его известнейших работ: «Почему я не христианин». Также известен юмористический антирелигиозный рассказ «Кошмар богослова».

До конца своих дней Бертран терпит всяческие намеки и прямые утверждения, что он выжил из ума. Газета «Нью-Йорк таймс» даже печатает оскорбительную статью «Труп на лошади». Хотя уровень его общественной деятельности в последние годы жизни не менее, если не более, высокий, чем в молодости, полностью опровергает эти слухи.

Например, отметив 80-летие, он успевает выпустить более двух десятков книг, среди которых «Портреты по памяти», «Факт и вымысел». За год до смерти Рассел успел издать последний, третий том «Автобиографии», которая поныне считается одной из самый известных его работ, так как кроме биографических данных о жизни имеет элементы всей сложной эволюции взглядов. Прожив почти столетие, поначалу благодаря происхождению, Рассел с ранней молодости жил в эпицентре всех мировых событий, благодаря чему «Автобиография» стала поистине великим произведением.

Бертран Рассел умер 2 февраля 1970 года в британском городе Пенриндайдрайт.

Рассел, Бертран Артур Уильям

Рассел, Бертран Артур Уильям

Бертран Рассел
Дата и место рождения: 18 мая 1872
Треллек, Монмутшир, Уэльс
Дата и место смерти: 2 февраля 1970
[[Пенхриндейдрайт]], Уэльс
Школа/традиция: Аналитическая философия
Период: Философия XX века
Направление: Западная философия
Основные интересы: Эпистемология, Логика, Математика, Философия языка, Философия науки, Этика, Религия
Значительные идеи: Логический атомизм, теория дескрипций, Парадокс Рассела.
Оказавшие влияние: Лейбниц, Юм, Мур, Фреге, Уайтхед, Витгенштейн, Милл
Последователи: Ричард Докинз, Витгенштейн, Айер, Карнап, Гёдель, Поппер, Куайн, Хомский

Бе́ртран А́ртур Уи́льям Ра́ссел (англ. Bertrand Arthur William Russell, 3rd Earl Russell ; 18 мая 1872 — 2 февраля 1970) — английский математик, философ, и общественный деятель. Рассел проделал сложную философскую эволюцию, которую он сам определял как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. Создал концепцию «логического атомизма» и разработал теорию дескрипций. Рассел считал, что математика может быть выведена из логики.

Рассел — один из инициаторов Пагуошского движения, соавтор Манифеста Рассела-Эйнштейна. В 1963 создал «Фонд мира». Совместно с Жан-Полем Сартром организовал международный трибунал по расследованию военных преступлений США во Вьетнаме.

В 1950 получил Нобелевскую премию по литературе «…в знак признания разнообразных и значительных произведений, в которых он отстаивает гуманистические идеалы и свободу мысли».

Содержание

Биография

Бертран Артур Уильям Рассел родился в Треллеке (Уэльс) 18 мая 1872. Внук премьер-министра Джона Рассела, Бертран Рассел унаследовал титул лорда в 1931, избирался в парламент, и с 1944 принимал активное участие в палате лордов. Вместе с Б. Шоу и Г. Уэллсом был одним из первых членов социалистического Фабианского общества. Поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета в 1890. Впоследствии состоял членом Лондонского королевского общества, был избран членом совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, читал лекции по философии в целом ряде университетов и колледжей. Существенно важные результаты были получены Расселом в области символической логики и ее применения к философским и математическим проблемам.

Философия и математика

Профессор Рассел является автором множества работ в области математической логики. Важнейшая из них — «Принципы математики» (1910—1913) (в соавторстве с А. Уайтхедом) — доказывает соответствие принципов математики принципам логики и возможность определения основных понятий математики в терминах логики. Отмечалось, что вклад Рассела в математическую логику является наиболее значительным и фундаментальным со времен Аристотеля.

Рассел считал, что философию можно сделать наукой, выразив её основные построения в терминах логики. Этому был посвящен ряд его работ. Такому же детальному анализу была подвергнута и психология.

Книга Рассела «Проблемы философии» (1912) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Он также автор широко известной «Истории западной философии» (1945) — изложение основных философских концепций с античности и до времени написания работы.

Известен он и как популяризатор теории относительности Эйнштейна: «Азбука относительности» (1925). Вопросам языка и познания посвящена его обобщающая работа «Человеческое познание: его сфера и границы» (1948).

Взгляды

Рассел широко известен своими сочинениями и публичными лекциями на социальные и этические темы, а также своей общественной деятельностью. Он был убежден, что предложения, в которых утверждается желательность чего-либо как этической цели или внутренне значимого или конечного блага, суть выражения эмоций и поэтому не могут быть истинными либо ложными. Однако это не означает, что следует стремиться к преодолению этических чувств. Мотивом собственной деятельности Рассел считал стремление по возможности объединить и гармонизировать желания человеческих существ. Преследуя эту цель, он много писал на такие темы, как международные отношения, экономика, образование: «Перспективы индустриальной цивилизации» (1923), «Образование и благосостояние» (1926), «Брак и мораль» (1929); «Завоевание счастья» (1930), «Власть» (1938), «Власть и личность» (1949), «Пружины человеческой деятельности» (1952), «Воздействие науки на общество» (1952).

Рассел написал множество работ, посвященных религии и церкви, очертив те многовековые претензии к церковным институциям и религиозным догматам, которые не давали покоя многим мыслителям. Известна его лекция, позднее изданная отдельной брошюрой «Почему я не христианин».

Его аналитический ум позволял ему подчас очень точно характеризовать очевидные черты общественных, политических, религиозных течений. В сочетании с иронией и авторским талантом, это породило множество интервью, статей, эссе, выступлений. Работы «Происхождение фашизма», «О ценности скептицизма», «Свободомыслие и официальная пропаганда».

Либеральные и неортодоксальные взгляды Рассела привели к тому, что ему было запрещено преподавать в Сити-колледже в Нью-Йорке и — одно время — в Кембриджском университете в Англии.

Пацифизм, социализм, большевизм

Как убежденный пацифист, Рассел с 1914 стал участником, а затем и руководителем «Антимобилизационного комитета». Его взгляды тех лет нашли свое отражение в книге «Принципы социальной реконструкции» (1916). В 1918 за свою пацифистскую деятельность, за призывы к отказу от службы в армии, он был заключен в тюрьму сроком на шесть месяцев. В то же время в этой же тюрьме находился известный русский большевик Максим Литвинов.

Читайте также:
Дейл Брекенридж Карнеги (Dale Breckenridge Carnegie) - отзывы, мнение, рейтинг

В политическом отношении Рассел сочетал принципы либерализма, со своего рода доброжелательным, либертарианским социализмом, сходным с фабианским, но отличным от последнего. В этот период жизни Рассел был членом Либеральной партии и называл себя социалистом [1] .

В работе «Пути к свободе» (Roads to Freedom) (1917) Рассел определял социализм как утверждение общественной собственности на землю и капитал. В книге «In Praise of Idleness» (1935) он указывал, что определение социализма должно состоять из двух частей, политической и экономической. Экономическая часть предполагает сосредоточение в руках государства исключительной экономической власти. Политическая часть заключается в требовании демократического характера высшей политической власти.

Первоначально Рассел с надеждой отзывался о «коммунистическом эксперименте». В 1920 году Рассел посетил Советскую Россию, встречался с Лениным и Троцким. Итогом поездки и разочарований явилась книга «Практика и теория большевизма» (1920).

В этой книге Рассел отмечал, что большевизм не просто политическая доктрина, но еще и религия со своими догмами и священными писаниями. По его мнению, Ленин походил на религиозного фанатика и не любил свободу. В «Практике и теории большевизма» Рассел пишет:

Я приехал в Россию коммунистом, но общение с теми, у кого нет сомнений, тысячекратно усилило мои собственные сомнения — не в самом коммунизме, но в разумности столь безрассудной приверженности символу веры, что ради него люди готовы множить без конца невзгоды, страдания, нищету.

Тот, кто, подобно мне, считает свободный интеллект главным двигателем человеческого прогресса, не может не противостоять большевизму столь же фундаментально, как и римско-католической церкви.

В 1921 году Рассел посетил Китай и Японию.

В 1927 Рассел вместе со своей женой открыл собственную школу. Итоги этого эксперимента подведены в книге «Воспитание и общественный порядок» (1932).

В этике и политике Рассел придерживался позиции либерализма, высказывал отвращение к войне и насильственным, агрессивным методам в международной политике — в 1925 году он подписал «Манифест против воинской повинности».

В дальнейшем Рассел жёстко критиковал сталинский режим и методы государств провозглашающих марксизм и коммунизм. В 1934 он опубликовал статью «Почему я не коммунист» (Why I Am Not a Communist). Боролся против теорий, проповедующих поглощение личности государством, выступал против фашизма и большевизма («Происхождение фашизма» (1935), «Сцилла и Харибда, или Коммунизм и фашизм» (1939)).

Исходя из своих пацифистских убеждений приветствовал Мюнхенское соглашение 1938 года.

Частично пересмотрел свои взгляды с началом Второй мировой войны. Считая, что любая война является великим злом, он допустил возможность ситуации, когда она может быть меньшим из зол, имея при этом ввиду захват Гитлером Европы.

1950-60-е годы

В 1950-е и 1960-е годы Рассел стал все более активно участвовать в обсуждении вопросов международной жизни. Сразу после Второй мировой войны он настаивал на том, чтобы Запад использовал имевшуюся у него в то время монополию на ядерное оружие и принудил СССР к сотрудничеству в деле поддержания мира на планете. Однако развертывание холодной войны и распространение ядерного оружия убедили его в том, что человечество находится под угрозой уничтожения. «Лучше быть красным, чем мертвым», — так рассуждал теперь этот убежденный антикоммунист (см. «Надежды в изменяющемся мире» (1957), «Здравый смысл и ядерная война» (1960)).

Манифест Рассела-Эйнштейна привел к организации Пагуошского движения ученых. Рассел присоединяется к демонстрациям за запрещение ядерного оружия. После одной из таких демонстраций его заключили в тюрьму в Лондоне (в возрасте 89 лет), где он находился в течение недели.

В 1962 во время Карибского кризиса Рассел вел интенсивную переписку с Джоном Ф.Кеннеди и Н.С.Хрущевым, призывая к созыву конференции глав государств, которая бы позволила избежать ядерного конфликта. Эти письма, а также письма к главам других государств мирового сообщества были опубликованы в сборнике «Победа без оружия» (1963).

В последние годы жизни Рассел страстно боролся против интервенции США во Вьетнаме, в 1963 им был создан «Фонд мира Бертрана Рассела», в 1966 организован «Международный трибунал по военным преступлениям». Он также осудил вторжение СССР в Чехословакию в 1968.

Итоги жизни Рассел подводит в трехтомной «Автобиографии» (1967-1969).

Умер Рассел близ г. Пенриндайдрайта (Уэльс) 2 февраля 1970.

Рукописный архив Рассела находится в Университете Мак-Мастера (г. Гамильтон, Онтарио, Канада), где выпускается периодическое издание «Russel. The Journal of the Bertrand Russell Archives».

Цитаты

  • «Материя является не частью конечного материала мира, но просто удобным способом связывания событий воедино»
  • «Если бы бог и существовал, вряд ли он был бы столь тщеславен, чтобы обижаться на тех, кто сомневается в его существовании»
  • «Те, кто несчастлив, и те, кто плохо спит, привыкли этим гордиться»
  • «В каждой стране пропаганда контролируется государством и представляет собой то, что нравится государству. А что нравится государству, так это ваша готовность совершить убийство, когда вам прикажут»
  • “Невозможно понять, что означает слово “сыр”, если не обладать нелингвистическим знакомством с сыром”

Смотри также

  • Парадокс Рассела
  • Чайник Рассела
  • Теория типов

Русская библиография

Тексты Бертрана Рассела

  • Рассел Б. Воздействие науки на общество / Пер. с англ. В.Онышко. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1952.
  • Рассел Б. Здравый смысл и ядерная война = Common sense and nuclear warfare / Пер. с англ. В. М. Карзинкина. — М.: Изд-во иностранной литературы (ИЛ), 1959.
  • Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения / [Пер. с англ.; сост., авт. предисл. и примеч. А. А. Яковлев]. — М.: Политиздат, 1987.
  • Рассел Б. Практика и теория большевизма / [Авт. послесл. В. С. Марков; АН СССР, Науч. совет «История революций и социал. движений»]. — М.: Наука, 1991.
  • Рассел Б.История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней = History of western philosophy and its connection with political and social circumstances from the earliest times to the Present Day. В 3 кн. / Науч. ред. В. В. Целищев. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.
  • Рассел Б. Практика и теория большевизма: Избр. страницы / [Предисл., послесл. и примеч. Б. Гиленсона]. — М.: Панорама, 1998.
  • Рассел Б. Мудрость Запада: Ист. исслед. зап. философии в связи с обществ. и полит. обстоятельствами / Ред. П. Фулкес; [Вступ. ст. В. А. Малинина]. — М.: Республика, 1998.
  • Рассел Б. Философия логического атомизма. — Томск: Водолей, 1999.
  • Рассел Б. Искусство мыслить / Общ. ред., сост. и предисл. О. А. Назаровой; [пер. с англ. Козловой Е. Н. и др.] — М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 1999.
  • Рассел Б. Исследование значения и истины / Общ. науч. ред. и примеч. Е. Е. Ледникова. — М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 1999.
  • Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы: Статьи / [Пер. с англ. Н. В. Воробьева]. — М.: ТЕРРА — Кн. клуб: Республика, 2000.
  • Рассел Б.Автобиография (в сокращении) // “Иностранная литература”, 2000, № 12.
  • Рассел Б. Проблемы философии. — Новосибирск: Наука, 2001.
  • Рассел Б. Брак и мораль = Marriage and morals / [Пер. Ю. В. Дубровина]. — М.: Крафт +, 2004.
Читайте также:
Михаил Афанасьевич Булгаков - отзывы, мнение, рейтинг

О Бертране Расселе

  • Колесников А. С. Философия Бертрана Рассела / Науч. ред. Я. А. Слинин. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  • Розанова М. С. Современная философия и литература. Творчество Бертрана Рассела / Под ред. Б. Г. Соколова. — СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004.
  • Велембовская Ю. А.Ученый в борьбе против ядерной угрозы / Новая и новейшая история, № 6, 1999.

Примечания

  1. Bertrand Russell, «The Case for Socialism» (In Praise of Idleness, 1935)

Ссылки

  • Сайт «Общества Бертрана Рассела» (англ.)
  • Ссылки на имеющиеся в Интернете произведения Бертрана Рассела (англ.)
  • Сайт Центра Исследований Бертрана Рассела (англ.)
  • Сайт Архива Бертрана Рассела в университете Мак-Мастера (Канада) (англ.)

Полный список | (1901—1925) | (1926—1950) | (1951—1975) | (1976—2000) | (2001—2025)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Шлейер, Иоганн Мартин
  • ФИФА 100

Полезное

Смотреть что такое “Рассел, Бертран Артур Уильям” в других словарях:

Рассел Бертран Артур Уильям — Бертран Рассел Дата и место рождения: 18 мая … Википедия

РАССЕЛ Бертран Артур Уильям — (1872 1970) английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель, лорд. В политике придерживался позиции либерализма, выступал против теорий, проповедующих поглощение личности государством. Активный борец против фашизма и… … Политологический словарь-справочник

Рассел Бертран (Артур Уильям) — (Russell, Bert rand) (Arthur William) (1872 1970), известный англ, философ 20 в. Вместе с Джорджем Эдуардом Муром (1873 1958) Р. выступил против идеализма, занимавшего главенствующие позиции на рубеже веков, и возродил эмпирическую традицию… … Народы и культуры

Бертран Артур Уильям Рассел — Бертран Рассел Дата и место рождения: 18 мая … Википедия

Расселл, Бертран Артур Уильям — Бертран Рассел Дата и место рождения: 18 мая … Википедия

Рассел Бертран — Бертран Рассел Дата и место рождения: 18 мая … Википедия

Рассел, Бертран — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

РАССЕЛ Бертран — (Russell, Bertrand) БЕРТРАН РАССЕЛ (1872 1970), английский философ и математик, внесший значительный вклад в развитие математической логики. Бертран Артур Уильям Рассел родился в Треллеке (Уэльс) 18 мая 1872. Внук лорда Джона Рассела, 1 го графа… … Энциклопедия Кольера

Бертран, Рассел — Бертран Рассел Дата и место рождения: 18 мая … Википедия

Бертран Рассел — Дата и место рождения: 18 мая … Википедия

Рассел Бертран

(род. в 1872 г. — ум. в 1970 г.)

Английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель, в жизни которого было немало любовных увлечений.

Принято считать, что мыслители, логики, а также люди с математическим складом ума менее подвержены любовным страстям, чем люди, наделенные богатым художественным воображением. Если это и так, то Бертран Рассел был очевидным исключением из этого, пусть и спорного, наблюдения. Каким-то удивительным образом он мог сочетать громадную интеллектуальную деятельность с тем, что называют «простыми человеческими слабостями». В данном случае имеются в виду многочисленные чувственные проявления, которые сопровождали великого ученого на протяжении всей его почти столетней жизни. По вполне естественным причинам эту сторону активности Рассела затмила его уникальная научная деятельность, которая была всегда на виду у широкой общественности.

Впрочем, крупнейший философ, основоположник английского неореализма и неопозитивизма, автор двухтомной «Истории западной философии», выдающийся логик и математик, а также общественный деятель, Рассел был не лишен и литературных дарований. Подтверждение тому — Нобелевская премия по литературе, присужденная ему в 1950 г. за книгу «Брак и мораль». Пожалуй, главной в этой книге является идея о том, что самая важная вещь на свете — это любовь. Лишь она способна разбить непреодолимые преграды между отдельными людьми; без любви Вселенная была бы холодным, мрачным местом, сплошь населенным равнодушными друг к другу существами.

Тем интереснее проследить, как складывалась личная жизнь Рассела, оказавшаяся не менее богатой и насыщенной, чем жизнь в науке и литературе.

Бертран Артур Уильям Рассел родился 18 мая 1872 г. в старинной английской аристократической семье. Его отец, лорд Эмберли, был третьим сыном британского премьер-министра и лидера партии вигов Джона Рассела, которого отличали не только видное положение в обществе, но и глубокая образованность. Он был учеником и другом философа Д. Милля и автором философского труда «Анализ религиозной веры».

Расселы во все времена славились как поборники либеральных взглядов. Радикальным либералом был и отец Бертрана, особенно в вопросах войны и мира — предмете, который стал основным в политической деятельности будущего философа. Лорд Эмберли ближе, чем кто-либо другой в XIX в., подошел к позиции, которую в XX в. назвали пацифизмом. Он раньше других выдвинул идею о мировом правительстве, которую его сын активно проповедовал спустя 70 лет. Впрочем, наиболее страстной «либералкой» в семье была мать, леди Кэтрин, отстаивающая права женщин столь рьяно, что навлекла на себя гнев королевы Виктории.

Родителей Бертран лишился рано. Его и старшего брата воспитывала бабушка графиня Рассел, нанявшая для внуков швейцарских и немецких гувернеров. Братья учились в атмосфере, сочетавшей аристократическое уединение и свободомыслие. Опытные учителя, тщательно подобранная библиотека способствовали прекрасному образованию и обеспечивали досуг, необходимый для чтения и для размышлений.

В конце 1889 г. 17-летний Рассел был принят в Тринити-колледж при Кембриджском университете, где проучился по июнь 1894 г. Тогда же, в студенческие годы к Бертрану пришло и первое любовное увлечение. Его избранницей стала

15-летняя Элис Смит, которая жила в Филадельфии и воспитывалась в очень религиозной семье. Через два года молодые люди поженились, и 22-летний Бертран смог на практике ощутить всю прелесть плотской любви. Иного мнения придерживалась Элис, считавшая секс «Божьим наказанием» женщине, что, впрочем, не мешало обоим супругам верить в свободную любовь. В течение последующих пяти лет Бертран и Элис всеми способами стремились сохранить видимость семейного счастья. Оно было нарушено лишь однажды, когда Рассел влюбился в Эвелину, жену своего соавтора, видного математика А. Н. Уайтхеда. По-видимому, ничего серьезного между ними так и не произошло, но увлечение Бертрана весьма существенно отразилось на его представлении о роли женщины в жизни мужчины. Он вдруг понял, что не любит свою жену, о чем и поспешил ее уведомить. Позже он писал: «Я не хотел быть жестоким по отношению к Элис, но в те дни я считал, что в интимной жизни следует всегда говорить правду».

Читайте также:
Жюль Габриэль Верн - отзывы, мнение, рейтинг

Спустя два года Рассел окончательно понял, что семейная жизнь не удалась, хотя он прилагал некоторые усилия, чтобы восстановить прежние отношения. В своих воспоминаниях он признавался: «Примерно дважды в год я пытался восстановить наши сексуальные отношения, чтобы облегчить ее страдания, но она меня больше не привлекала, и эти попытки были безуспешными».

Новый этап в частной жизни молодого ученого начался со знакомства с леди Оттолин Моррел, которое состоялось в 1910 г. Она была женой члена парламента Филиппе Моррела и по описанию Рассела выглядела так: «высокая, с длинным тонким лицом и великолепными волосами». Вначале любовники тщательно скрывали свои отношения, чтобы не навредить политической карьере мужа Оттолин. Но тот вскоре обо всем узнал и, к своей чести, проявил полное понимание происшедшего. Рассел оставил Элис и встретился с ней только через двадцать лет, но уже как с «доброй знакомой».

Чувство к Оттолин явилось лишь началом бурных любовных приключений ученого. Серьезные романы перемежались легким флиртом, жены сменялись любовницами. И при этом, как ни странно, Расселу всегда удавалось избежать громких скандалов и разоблачений. Более того, в письмах к той же Оттолин, как и к другим женщинам, он не таясь описывал свои посторонние интимные связи, и — что еще более удивительно — получательницы этих писем совершенно спокойно относились к подобным откровениям.

Надо признать, что любовь к прекрасному полу сыграла огромную роль в судьбе самого Рассела. Официально он был женат четыре раза, но число его любовных привязанностей было намного больше. Так же страстно, как он отдавался занятиям наукой, философией, политикой, Рассел увлекался и женщинами. Во время бурных, но чаще всего непродолжительных романов он зачастую оставлял все свои дела.

Подобно другому великому мыслителю Гете, он искал вдохновения в любви, но так же быстро и охладевал к предмету страсти. Свободные взгляды на семью и брак, между прочим, нередко портили репутацию ученого. Позже публика задавалась каверзным вопросом: как может рассуждать о морали человек, женатый в четвертый раз?

В 1914 г. Рассел был приглашен в Америку для чтения лекций в крупнейших городах страны. В Чикаго его внимание привлекла обаятельная Хелен Дадли, дочь известного американского хирурга. После близкого общения импульсивный Рассел пригласил ее в гости к себе в Англию. Причем тут же сообщил о своем намерении Оттолин, прибавив сакраментальную фразу: «Дорогая, не думай, что это означает, будто я стал тебя меньше любить».

Хелен приглашение приняла, но ко времени ее приезда в туманный Альбион Рассел уже успел несколько поостыть в своих чувствах. К тому же у него был новый роман — с талантливой и красивой девушкой по имени Айрин Купер Уллис. Как обычно, этот роман и на сей раз был кратким, и даже разочаровал Бертрана, так и не понявшего, зачем он вообще увлекся доверчивой Айрин.

Но привычка на то и привычка, что не знает отступления. И в 1916 г. неугомонный любовник в очередной раз пал жертвой стрел Амура. Предметом его страсти стала леди Констанция Маллесон, актриса, выступавшая на сцене под псевдонимом Колетт О’Нил. Она была замужем за актером Майлзом Маллесоном. Но супруги придерживались свободных взглядов на любовь, что не препятствовало Расселу отдыхать вместе с Констанцией и ее мужем. Как всегда, о своих любовных отношениях Бертран не забывал уведомлять Оттолин, уверяя ее, что «чувства к Колетт нельзя даже назвать тенью моих чувств к тебе». Тем не менее эта дружба, а может, и любовь к Колетт длилась целых тридцать лет.

В 1920 г. Рассел в составе делегации лейбористской партии приехал в Россию, где встречался с Лениным, Троцким, Горьким и Блоком. Однако итог поездки — книга «Практика и теория большевизма» в целом была весьма критической по отношению к советскому режиму. Рассел не мог принять и оправдать насилие большевиков, подавление в стране свободы, нетерпимость к инакомыслию и тотальную централизацию власти. Такими методами, отмечал ученый, невозможно построить общество справедливости.

Война и те ужасы, которые она принесла людям, заставили Рассела усомниться в человеческой добродетели и навели на мысль о необходимости изменить психологию людей с помощью правильного воспитания и образования с детства. Как и всегда, он с энтузиазмом занялся написанием статей по этим проблемам.

Собственно, свои дети у Рассела появились поздно, когда ему уже исполнилось 50 лет. В 1921 г. Рассел после нескольких лет гражданского брака, наконец, женился на Доре Блэк, которая была его секретарем во время поездки в Россию. У них родилось двое детей — сын Джон и дочь Кэйт. Когда пришла пора отдавать детей в школу, Бертран и Дора решились на своеобразный эксперимент: изучив программы всех школ, они создали в 1927 г. свою собственную школу. Здесь сказался расселовский идеализм: он свято верил в чудодейственную силу просвещения, возводя в абсолют роль воспитания в формировании личности. Все эти проблемы послужили поводом к написанию целого ряд работ, посвященных вопросам семьи и брака, главная из которых — упомянутая выше книга «Брак и мораль», получившая международное признание.

В школе, основанной Расселом и Дорой, царила обстановка подлинного либерализма. Она же способствовала и сближению ученого с молодыми преподавательницами, что, вероятно, вполне отвечало духу свободной любви. Занятия не прерывались и тогда, когда Рассел снова получил приглашение читать лекции в Америке. Он уехал, предоставив Доре некоторую свободу, которой она не преминула воспользоваться. Дора завела роман с американским журналистом Гриффином Барри и даже родила от него двоих детей. Такое толкование свободной любви собственной женой явно не пришлось по нраву ее главному теоретику. Ведь в их брачном контракте было оговорено: «Если у жены родился ребенок от второго мужа, за этим должен последовать развод».

В любви Рассел всегда оставался личностью своеобразной. В этом смысле характерен его роман с 20-летней Джоан Фолуэлл, последовавший после развода с Дорой. При более близком общении с Джоан Рассел не без наивного прямодушия заявил ей: «Единственное, чего я боюсь, это то, что я могу тебя не удовлетворить сексуально, поскольку я уже не молод… Однако существуют способы, при помощи которых можно исправить этот недостаток». Спустя много лет Джоан честно призналась, что именно мужская слабость

Рассела и стала причиной разрыва их связи, длившейся около трех лет.

В 1936 г. Рассел женился на Патриции Спенсер, симпатичной воспитательнице его детей, которая была на 40 лет моложе своего знаменитого мужа. Вскоре у них родился сын Конрад, а в 1938 г. семья уехала в США, где Расселы прожили до 1944 г. Живя в США, Рассел читал лекции в различных американских университетах, и там же были написаны две фундаментальные работы — «Исследование значения и истины» и «История западной философии». В последнем труде философ выступил как мастер научно-популярного жанра: легкость и доступность «Истории западной философии» дали повод известному американскому философу У. Куайну сказать, обращаясь к студенческой аудитории: «Я думаю, что многие из нас выбрали свою профессию философа под воздействием книг Рассела».

Читайте также:
Эрнест Хемингуэй, биография, история жизни, творчество

Вернувшись на родину, Рассел с удивлением обнаружил, что отношение к нему резко изменилось в лучшую сторону. Его либерализм оказался созвучным общественному мнению англичан, которые в 1945 г. проголосовали за партию лейбористов. Ученого ожидало и широкое признание в научных кругах. Его вновь пригласили читать лекции в Тринити-колледже, он много выступал по радио, читал лекции радиослушателям Би-Би-Си, писал статьи и эссе.

В последующие годы Рассела не оставляла энергия активного борца с ядерной угрозой. Он состоял в переписке с лидерами СССР и США в период острейшего Карибского кризиса, был инициатором Кампании за ядерное разоружение, участником Движения за мир, протестовал против войны во Вьетнаме, написал множество статей и книг по проблемам войны и мира, одна из которых называлась «Здравый смысл и ядерная угроза».

Единственным светлым моментом на фоне мрачных событий тех лет, за которыми Рассел следил с неослабевающим вниманием, стало знакомство с американской писательницей Эдит Финг. В 1952 г. он развелся с Патрицией, которая полностью разочаровалась в семейной жизни, и сразу же женился на Эдит. Если считать, что Рассел всю жизнь искал женщину, которая была бы его единомышленницей, то можно утверждать, что на склоне лет ему действительно повезло. Эдит не меньше мужа была увлечена общественно-политическими проблемами, оказывала поддержку во всех его начинаниях. Вместе с мужем она участвовала в антивоенных демонстрациях и митингах, супруги часто путешествовали по Европе.

Последние годы жизни Рассел вместе с женой и внуками провел в Северном Уэльсе. Почти до самой смерти, которая наступила 2 февраля 1970 г., 98-летний ученый оставался энергичным и деятельным. Одним из последних его политических выступлений стало обращение к правительству СССР летом 1968 г. с требованием вывести войска с территории Чехословакии.

На склоне лет Бертрану Расселу, видимо, было о чем вспомнить. Редко встречаются личности, которые сумели столько сделать и столько перечувствовать. О таких людях обычно говорят «счастливый человек», ибо он смог отдать людям лучшее из того, что имел, и получить от жизни все, что может пожелать неутолимая и беспокойная человеческая душа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

БИЛЛ РАССЕЛ (родился в 1934 г.)

БИЛЛ РАССЕЛ (родился в 1934 г.) Игра в баскетбол была изобретена Джоном Нейсмитом еще в 1891 году, когда он подвесил несколько дырявых корзин из-под персиков в спортивном зале Ассоциации христианской молодежи в Спрингфилде, Массачусетс. Однако шестьдесят пять лет

РАССЕЛ ЧАРЛЗ

РАССЕЛ ЧАРЛЗ (род. в 1852 г. – ум. в 1916 г.) Проповедник. В молодости примкнул к адвентистам. Позже самостоятельные исследования Священного Писания привели его к разрыву с традиционными учениями. Автор труда «Исследования Писаний» (7 томов, 1886–1917). В 1881 г. образовал, а в 1884 г.

Рассел Бертран

Рассел Бертран (род. в 1872 г. — ум. в 1970 г.)Английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель, в жизни которого было немало любовных увлечений.Принято считать, что мыслители, логики, а также люди с математическим складом ума менее подвержены любовным

Глава 5.1. Бертран Дюгеклен. Рыцарь своей родины

Глава 5.1. Бертран Дюгеклен. Рыцарь своей родины Всё, что сейчас есть на Земле, когда-то было и когда-то будет ещё. Зулусская пословица К 1320 году Франция окончательно пала духом. Шёл двадцать шестой год войны против английских агрессоров. Войны страшно тяжёлой, кровавой, из

Стив Рассел и Spacewar!

Стив Рассел и Spacewar! Субкультура хакеров, как и одна из первых известных компьютерных игр Spacewar! появились вначале в “Клубе технического моделирования железных дорог” при Массачусетском технологическом институте. Он был основан слегка чокнутыми, помешанными на

Стив Рассел и Spacewar!

Стив Рассел и Spacewar! Субкультура хакеров, как и одна из первых известных компьютерных игр Spacewar! появились вначале в «Клубе технического моделирования железных дорог» при Массачусетском технологическом институте. Он был основан слегка чокнутыми, помешанными на

РАССЕЛ КРОУ: ГЛАДИАТОР-СЕРДЦЕЕД

РАССЕЛ КРОУ: ГЛАДИАТОР-СЕРДЦЕЕД Рассел (полное имя Рассел Ира) Кроу родился 7 апреля 1964 года в городе Веллингтон (Новая Зеландия), но четырехлетним вместе с семьей переехал в Австралию. Там его отец — норвежец Алекс Кроу — сумел заключить контракты на закупку и доставку

Б. РАССЕЛ ИЗ ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ «ИЗВЕСТИИ ЦИК СССР»

Б. РАССЕЛ ИЗ ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ «ИЗВЕСТИИ ЦИК СССР» Смерть Ленина лишает мир единственного, действительно великого человека, которого породила война. Можно полагать, что наш век войдет в историю веком Ленина и Эйнштейна, которым удалось завершить огромную работу синтеза,

Бертран Артур Уильям Рассел (Bertrand Arthur William Russell) – отзывы, мнение, рейтинг

Внук лорда Джона Рассела, автора Билля о реформах от 1832 года, Бертран Артур Уильям Рассел родился 18 мая 1872 года в Чипстоуне (Монматушир). Отец его умер, когда Бертрану было всего лишь три года. Либеральное воспитание получил от домашнего учителя. С 1890 года учился в Тринити-Колледже, Кембридж. Он еще подростком в доме деда читал произведения своего крестного отца — знаменитого Джона Стюарта Милля. Отсюда не только аристократическая манера знаменитого логика и философа двадцатого столетия, а и то универсальное мировоззрение, которым отличался Рассел в подходах к жизненным и научным интересам. Здесь и математика, которой была отдана почти вся уникальная за продолжительностью жизнь, и уже упоминавшаяся логика, которой ученый посвятил свои открытия — “парадокс Рассела”, и теория множеств, социология, политика, дипломатия, публицистика и общественно-политическая деятельность. За пацифистскую пропаганду во время Первой мировой войны был арестован. Б. Рассел один из основателей Пагуошского движения и соавтор “Манифеста Рассела — Эйнштейна”, которым было заложено начало борьбы против атомного оружия.

Неотъемлемую часть его жизни становила философия, где он выступил как оригинальный и полностью самобытный мыслитель. Но перед тем было непростое самоопределение пути, поиск аутентичной дороги к истине.

Б. Рассел пережил сложную эволюцию во взглядах на философские принципы бытия, познание, морали и т.п. Специалисты отмечают по крайней мере пять-шесть различных философских направлений, которыми проникался выдающийся ученый. Началом был платоновский вариант пифагорейства. Последнее, очевидно, вызванное тем, что как логик и математик, он искал глубинные начала базового мировоззрения, на которые можно было бы опереться в поисках истины относительно абстрактных сущностей, а Пифагор был первым среди античных мыслителей, кто органически в своем лице сочетал и математика, и философа. Возможно, это и было тем толчком юношеской философской любви, в которой молодой Рассел признался перед интеллектуальным миром.

Дальнейшие ступени развития самостоятельного мировоззрения неоднократно приводили Рассела к новым берегам мудрости. Но, как тот путешественник, останавливаясь на передышку, он направлялся дальше. Так этапом были пройдены: неогегельянство, снова платонизм, но на новом уровне, без пифагорейства, в конце концов, модный в десятых годах XX ст. англо-американский неореализм, благодаря которому судьба его свела с выдающимся математиком и логиком столетия А. Уайтхедом и философом Дж. Муром.

Читайте также:
Бернард Шоу, биография, история жизни, творчество

Начиная с двадцатых лет XX века, Б. Рассел находится в плену популярнейшего, возможно, к тому времени из направлений в философии — неопозитивизма. За характером и содержанием направление чрезвычайно близкое к научным интересам Рассела, как логика и математика.
Завершающим этапом философских поисков стал традиционный для любого британца эмпиризм. Правда, в кое-что нетрадиционной форме — скептицизма юмовского сорта.

Как видно уже из самого перечня философских школ, к которым склонялся Рассел, можно сделать вывод, что его как мыслителя рационалистического направления глубоко волновала проблема соотношения чувствительного и абстрактного в познании, достоверность теоретических истин, способность эмпирического опыта быть критерием истины. Под влиянием прежде всего неопозитивизма Рассел сначала признавал статус реальности только за “чувствительными данными”, тогда как понятия на манер “материя”, “дух” и др. он рассматривал не более чем абстрактные конструкции, которые базируются на основании чувствительного опыта. Позже, под влиянием идей Д. Юма, он припускал возможность существования “фактов”, то есть так называемых “сенсибилий”, которые обосновываются не только на данных ощущения, а и мышления. Однако объективность последних за Расселом основана не на доказательствах или ощущениях, а вере, — юмовский мотив расселовской гносеологии.

Свои сугубо оригинальные философские взгляды Рассел воплотил в концепции так называемого “логического атомизма” и ” логического анализа”. Под атомами в данном случае философ имел в виду не физические элементы, а заключительные результаты логического анализа. Они могут быть положены в основу математической конструкции мира в качестве аксиом или принципов теоретической картины. Вот почему Рассел рассматривал математику не только как науку о числах и величинах, а и о любом смысле, где можно установить логическую последовательность, связь и закономерность. В таком случае математика совпадает с логикой, но и логика при этом становится другой. Она изучает не формы мышления, а связи и отношения, которые существуют и в реальности, и в ментальных конструкциях. Отсюда идея логики — “логики отношений”, которая строится на принципах простых формальных элементов. Все эти проблемы и идеи Рассела нашли свое отображение в его совместном с Уайтхедом труде — “Принципы математики” — главном труде современной логистики.

Казалось бы, что все эти формально-математические и логические проблемы, которыми проникался Рассел, далеки от жизни. Но это совсем не так. Именно в жизненных проявлениях, которые по убеждению Рассела являются проявлениями связей, созданная им логика находит свое подтверждение. Характеризуя себя “английским вигом, который любит компромиссы”, он формулировал и правила жизненного поведения, то есть своеобразный императив: “действуй так, лишь бы вызвать скорее гармонизирующие, чем противодействующие страсти”. Это правило можно считать истинным для всего, на что распространяется человеческое влияние, — личное “я”, семью, город, страну и, даже, мир в целом. Но для достижения всего этого человек нуждается в воспитательном воздействии, которое обеспечивается правильным общественным порядком. Особенностью его общественно-политических взглядов были: непримиримость к насилию, агрессивному поведению, антигуманизму, отстаивание ценностей либеральной демократии.

Бертран Рассел получил Нобелевскую премию в 1950 году за “признание различных и значительных произведений, в которых он ведет борьбу за гуманные идеалы и свободу мысли”.

Как носитель больших просветительских идеалов, Рассел возлагал надежды на рациональные принципы человека, прежде всего его ум. Но, как истинный англичанин, о чем он напоминал неоднократно, не мог себе отказать в определенной дозе традиционно британского скептицизма, и свидетельством этого есть собственный автонекролог, написанный еще в 1937 году для газеты “Таймс”, который должен был появиться 1 июня 1962 года, где были такие слова: “Он был последним, кто пережил эпоху, которая исчезла”.

Однако Рассел явным образом поспешил. Свою “запланированную” смерть он пережил аж на восемь лет, когда ему шел девяносто восьмой год. Свой длинный жизненный путь Рассел закончил скептиком не только относительно жизни, а и всего того, чем занимался, — математикой, логикой, философией, политикой. Последние годы его прошли в стихии художественно-литературного творчества. Он удивлял мир своими короткими рассказами, эссе и более всего как читатель детективных романов. За его собственными словами, он спокойно засыпал только тогда, когда ему удавалось угадать детективное развитие сюжета и указать на преступника. Китай научил его мыслить большими масштабами и избегать искусительных приманок цивилизации. “В мороке последних лет, которые надвигаются, эта привычка сделала для меня мир легче, чтобы его терпеть”, — так завершил свои “счета” с жизнью великий мудрец, философ, гражданин, Бертран Рассел.

Умер Б. Рассел 2 февраля 1970 года в Пенридандаройт, Уэльс.

Бертран Рассел

Бертран Артур Уильям Рассел, 3-й граф Рассел (1872-1970) – британский философ, логик, математик, писатель, историк и общественный деятель. Пропагандист пацифизма и атеизма. Внес неоценимый вклад в математическую логику, историю философии и теорию познания.

Рассел считается одним из основоположников английского неореализма и неопозитивизма. В 1950 г. удостоился Нобелевской премии по литературе. Считается одним из ярчайших логиков 20-го века.

В биографии Рассела есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Бертрана Рассела.

Биография Рассела

Бертран Рассел появился на свет 18 мая 1872 года в уэльском графстве Монмаутшир. Он рос и воспитывался в аристократической семье Джона Рассела и Кэтрин Стэнли, принадлежавшей в старинному роду политиков и ученых.

Его отец был сыном премьер-министра Англии и предводителя партии вигов. Помимо Бертрана у его родителей родились мальчик Фрэнк и девочка Рэйчел.

Детство и юность

Многие родственники Бертрана отличались образованностью и высоким положением в обществе. Рассел-старший являлся одним из основателей пацифизма, теория которого сформировалась в 19 веке и стала популярной спустя несколько десятилетий. В будущем, мальчик станет ярым сторонников взглядов отца.

Мать Бертрана активно боролась за права женщин, чем навлекла на себя неприязнь со стороны королевы Виктории.

Интересен факт, что уже к 4 годам будущий философ стал круглым сиротой. Изначально от дифтерии умерла его мать, а через пару лет от бронхита скончался и его отец.

В результате, воспитанием детей занялась их бабушка графиня Рассел, которая придерживалась пуританских взглядов. Женщина делала все необходимое, чтобы обеспечить внуков достойным образованием.

Еще в раннем детстве у Бертрана проявился интерес к различным сферам естествознания. Мальчик уделял много времени чтению книг, а также увлекался математикой. Стоит заметить, что уже тогда он говорил набожной графине, что не верит в существование Творца.

Достигнув 17-летнего возраста Рассел успешно сдал экзамены в Тринити-колледж Кембриджа. Позже он получил степень бакалавра искусств.

Читайте также:
Брэм Стокер, биография, история жизни, произведения

В данный период биографии он заинтересовался работами Джона Локка и Дэвида Юма. Кроме этого он изучал экономические работы Карла Маркса.

Взгляды и философские труды

Став дипломированным специалистом Бертран Рассел был назначен дипломатом Великобритании вначале во Франции, а затем и в Германии. В 1986 г. из-под его пера вышла первая значительная работа «Германская социал-демократия», которая принесла ему большую известность.

По возвращении домой Расселу позволили выступить с лекциями по экономике в Лондоне, что сделало его еще более популярной личностью.

В 1900 г. он получил приглашение на Всемирный философский конгресс в Париже, где ему удалось познакомиться с учеными мирового уровня.

В 1908 г. Бертран вошел в состав Королевского общества – ведущей научной организации в Британии. Позже, в соавторстве с Уайтхедом он издал книгу «Principia Mathematica», которая принесла ему всемирное признание. Авторы заявляли, что философия трактует все естественные науки, а логика становится основой любого исследования.

Оба ученых придерживались мнения о том, что истину можно постичь только эмпирическим путем, то есть с помощью чувственного опыта. Рассел уделял большое внимание государственному устройству, критикуя капитализм.

Мужчина утверждал, что все сферы промышленности должны управляться рабочими людьми, а не предпринимателями и чиновниками. Любопытно, что силу государства он называл основной причиной всех несчастий на планете. В вопросах выборов он выступал за равноправие мужчин и женщин.

Накануне Первой мировой войны (1914-1918) Рассел проникся идеями пацифизма. Он входит в состав общества – «Противодействие призыву на военную службу», чем вызвал возмущение у действующей власти. Мужчина призывал соотечественников отказаться от службы в армии, за что был привлечен к суду.

Суд постановил взыскать с Бертрана штраф, конфисковать его библиотеку и лишить его возможности посещать Америку для чтения лекций. Тем не менее, он не отказался от своих убеждений, а за критические высказывания в 1918 г. на полгода оказался за решеткой.

В камере Рассел написал «Введение в математическую философию». До конца войны он продолжал вести антивоенную деятельность, активно пропагандируя свои идеи. Позже философ признался, что восхищается большевиками, чем вызвал еще большее недовольство у властей.

Рассел на радио ВВС

В 1920 г. Бертран Рассел отправляется в Россию, где гостит около одного месяца. Он лично общается с Лениным, Троцким, Горьким и Блоком. Кроме этого, ему предоставляют возможность выступить с лекцией в Петроградском математическом обществе.

В свободное время Рассел общался с простым народом и все больше разочаровывался в большевизме. Позже он начнет критиковать коммунизм, называя себя социалистом. При этом он заявлял, что в определенной мере мир все же нуждался в коммунизме.

Своими впечатлениями о поездке в Россию ученый поделился в книге «Большевизм и Запад». После этого он посетил Китай, вследствие чего была издана его новая работа под названием «Проблема Китая».

В период биографии 1924-1931 гг. Рассел выступал с лекциями в разных американских городах. Одновременно с этим он увлекся педагогикой. Мыслитель критиковал английскую систему воспитания, призывая развивать у детей творческий потенциал, а также избавляться от шовинизма и бюрократии.

В 1929 г. Бертран опубликовал книгу «Брак и мораль», за которую он получит Нобелевскую премию по литературе в 1950 г. Создание ядерного оружия сильно угнетало философа, который на протяжении всей жизни призывал людей к миру и гармонии с природой.

В середине 30-х годов Рассел уже открыто критиковал большевизм и фашизм, посвятив этой теме несколько трудов. Приближение Второй мировой войны заставляет его пересмотреть свои взгляды относительно пацифизма. После захвата Гитлером Польши, он окончательно отказывается он пацифизма.

Более того, Бертран Рассел призывал Англию и США к совместным военным действиям. В 1940 г. он стал профессором философии в Сити-колледже Нью-Йорка. Это вызвало возмущение у представителей духовенства, против которых он боролся и пропагандировал атеизм.

После окончания войны Рассел продолжил писать новые книги, выступать по радио и читать лекции студентам. В середине 50-х годов он был сторонником политики «холодной войны» поскольку считал, что она способна предотвратить Третью мировую войну.

В это время ученый критиковал СССР и даже считал необходимым заставить советское руководство подчиниться США под угрозой атомных бомбардировок. Однако после того, как в Советском Союзе появилась атомная бомба, он начал выступать за полный запрет ядерного оружия во всем мире.

Общественная деятельность

В ходе борьбы за мир Бертран Рассел призывал все человечество отказаться от ядерного оружия, поскольку в такой войне не будет победителей, а только проигравшие.

Декларация протеста Рассела-Эйнштейна привела к созданию Пагуошского движения ученых – движения выступающего за разоружение и предотвращение термоядерной войны. Деятельность британца сделала его одним из наиболее известных борцов за мир.

В разгар Карибского кризиса Рассел обратился к лидерам США и СССР – Джону Кеннеди и Никите Хрущеву, призвав их к необходимости мирных переговоров. Позже философ подверг критике ввод войск в Чехословакию, а также участие США в войне во Вьетнаме.

Личная жизнь

За годы личной биографии Бертран Рассел 4 раза был женат, а также имел немало любовниц. Его первой женой была Элис Смит, брак с которой оказался неудачным.

После этого у мужчины были непродолжительные романы с разными девушками, включая Оттолин Моррел, Хелен Дадли, Айрин Купер Уллис и Констанцию Маллесон. Второй раз Рассел отправился под венец с писательницей Дорой Блэк. В этом союзе у пары родились мальчик и девочка.

В скором времени супруги решили расстаться, поскольку мыслитель завел роман с юной Джоан Фолуэлл, продолжавшийся около 3-х лет. В 1936 г. он сделал предложение Патриции Спенсер – гувернантке своих детей, которая согласилась стать его женой. Интересен факт, что Бертран был на 38 лет старше своей избранницы.

Бертран Рассел и его третья жена Эдит Финг

Вскоре у молодоженов родился мальчик. Тем не менее, рождение сына не спасло этот брак. В 1952 г. мыслитель развелся с супругой, полюбив писательницу Эдит Финг.

Вместе они участвовали в митингах, путешествовали по разным странам и занимались антимилитаристской деятельностью.

Смерть

Бертран Рассел умер 2 февраля 1970 года в возрасте 97 лет. Причиной его смерти стал грипп. Он был похоронен в уэльском графстве Гуинет.

Сегодня труды британца пользуются огромной популярностью. В комментариях к мемориальному сборнику «Бертран Рассел – философ века» отмечалось, что вклад Рассела в математическую логику является наиболее значительным и фундаментальным со времен Аристотеля.

Фото Бертрана Рассела

Бертран Рассел и его первая жена Элис -Смит Бертран Рассел и его вторая жена Дора Блэк Рассел с учениками

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: