Бенедикт Спиноза – отзывы, мнение, рейтинг

Книги

Результаты поиска: 20

Бенедикт Спиноза. Трактаты

Опубликованный в серии “Из классического наследия” том избранных произведений Бенедикта Спинозы (1632 – 1677) включает два важнейших трактата, в которых изложены политические теории выдающегося мыслителя XVII в. Текст трактатов дается по изданиям: Б.Спиноза. Богословско-политический.

Бенедикт Спиноза. Сочинения в 2 томах. Том 2

Настоящее издание воспроизводит двухтомное собрание сочинений Спинозы 1957 года с новой вступительной статьей и комментариями. Оно включает в себя “Богословско-политический трактат”, “Этику” и другие известные произведения. Вслед за Декартом Спиноза принимает геометрию за.

Бенедикт Спиноза. Сочинения в двух томах. Том 1

Издание 1999 года. Сохранность очень хорошая.Настоящее издание воспроизводит двухтомное собрание сочинений Спинозы 1957 года с новой вступительной статей и комментариями. Оно включает в себя `Богословско – политический трактат`, `Этику` и другие известные произведения. Вслед за Декартом Спиноза.

Бенедикт Спиноза. Богословско-политический трактат

Издание выпущено в 1935 году Государственным антирелигиозным издательством. Твердый издательский переплет. Сохранность очень хорошая. Книга представляет собою классический труд Спинозы, в котором дается критика и анализ истории библейского текста, опровергается богословское учение об откровении, о.

Спиноза. Сочинения

В книгу вошли избранные произведения голландского философа XVII века Бенедикта Спинозы, не издававшиеся при жизни автора. Уже более трех столетий они вызывают неизменный интерес у широкого круга читателей.

Спиноза. Избранные произведения

Его философская система основывалась на идее абсолютного монотеизма, но по иронии судьбы он в представлении множества людей остается атеистом. Иудей по рождению, он впоследствии принял христианство, но как иудеи, так и христиане преследовали его, считая вольнодумцем. Один из величайших философов.

Этика

Бенедикт Спиноза один из ярчайших представителей философии Нового времени. Особое внимание он уделял такому разделу философии, как метафизика, изучающему природу мира и бытия. Ученый стремился на основе логических построений показать достижимость гармонии. Для этого, по его мнению, человек должен.

Я мыслю. Интеллект – это страсть

Рене Декарт и Бенедикт Спиноза – два величайших мыслителя Нового времени; про них говорили, что они освободили философию от оков средневековья и поставили вопросы, которые навсегда останутся главными. Декарт напрямую связывал существование человека со способностью к мышлению (“я мыслю.

Переписка Бенедикта де Спинозы. С приложением жизнеописания Спинозы И. Колеруса. Выпуск №114

Рекомендуется как специалистам — философам и историкам философии, так и всем заинтересованным читателям.

Переписка Бенедикта де Спинозы. С приложением жизнеописания Спинозы И. Колеруса. Выпуск № 114

Рекомендуется как специалистам – философам и историкам философии, так и всем заинтересованным читателям.

Бенедикт Спиноза – отзывы, мнение, рейтинг

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Лекция 16: Бенедикт Спиноза

Лекция 16:
Бенедикт Спиноза

(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Философия Спинозы принципиально интересна хотя бы уже тем, что на ее основе построен был впоследствии весь немецкий идеализм. Фактически, несмотря на частые упоминания «Бога», Спиноза является одним из первых философов-материалистов, поскольку, как не сложно заметить, «Бог» для него — это не антропоморфное существо, создатель мира, а сам мир, сама природа. Таким образом Спиноза, оттолкнувшись от философии Декарта, поднялся значительно выше его в своем понимании устройства Вселенной.

Барух (Бенедикт) Спиноза родился в Амстердаме, в 1632 году.

Его родители принадлежали к еврейской общине, бежавшей от насильственной христианизации в Испании и Португалии.

Серьезное изучение философии Спиноза начал в возрасте 20 лет, частным образом получая уроки от языческого преподавателя, знатока схоластицизма и новой, на тот момент, философии Декарта (см. предыдущую лекцию).

Вскоре после этого Спиноза оказался замечен в высказываниях, подвергавших сомнению вечность души и существование ангелов. Как результат, 27 июля 1656 года Спиноза был отлучен от еврейской общины, озабоченной сохранением хороших отношений с приютившими их христианами Голландии.

После своего отлучения Спиноза стал зарабатывать себе на жизнь шлифовкой линз, использовавшихся в микроскопах и телескопах – занятие, приносившее небольшой доход, и оставлявшее время для философии.

Ближе к концу своей короткой жизни, в 1673 году, Спиноза получил, наконец, приглашение стать профессором философии в университете Гейдельберга, однако счел нужным отказаться, опасаясь, что формальная позиция станет препятствием для его свободы мысли и слова, а также нарушит спокойный распорядок жизни.

В 1677 году, в возрасте 45 лет, Спиноза скончался от туберкулеза, вероятно существенно обостренного в результате вдыхания стекольной пыли.


Цель Спинозы: достижение свободы от пут

Основной задачей своих теоретических поисков Спиноза видел закладывание фундамента для этики. Предложенный им способ мышления должен был привести к новому взгляду на мир, который, в свою очередь, должен был привести к изменению поведения, которое, наконец, дало бы нам освобождение от пут.

Что такое «путы»?

Спиноза считает, что мы порабощены нашими эмоциями, и настолько связаны с тем, что любим и чего хотим, что эти вещи и вызываемые ими эмоции управляют нашей жизнью вместо нас самих.

Однако есть путь к освобождению, и путь этот лежит через интеллектуальную любовь к тому, что есть вечное и бесконечное, неизменяемое и цельное: Богу, или субстанции.

Геометрический метод Спинозы

Спиноза согласен с Галилео и Декартом в том, что ключом к структуре вселенной является математика. Эта идея нашла свое отражение и в его стиле изложения: для Спинозы, правильным философским методом является геометрический метод.

Читайте также:
Бенедикт Спиноза, биография, история жизни, факты.

Этика Спинозы, «доказанная в геометрическом порядке», в общей сложности содержит 259 доказательных утверждений.

Следуя порядку Евклида, Спиноза завершает каждое свое доказательство буквами Q.E.D. – quod erat demonstrandum, или «что и требовалось доказать».

Основания «Этики»

Спиноза считает, что единственный способ овладения концепцией это дать ей объяснение. Дать объяснение означает представить описание причины того, что объясняется.

«А является причиной Б», таким образом, означает «концепция А содержит в себе концепцию Б»

Ничто не может быть понято в изоляции. Каждое событие в мире не только связано с целым причинно-следственным образом, но также связано логически, как связаны друг с другом теоремы в математической системе.

Природа истины

1. Спиноза один из самых последовательных рационалистов современного периода: для него рациональное реально и реальное рационально.

2. Из методологических предпосылок Спинозы следует, что материя космоса связана из нитей логических необходимостей, и, таким образом, причинная связь мира соответствует логическому порядку его необходимых соотношений:

«В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы.»

(Бенедикт Спиноза, Сочинения в двух томах, С. Петербург, Наука: 1999, «Этика», Теорема 29, т.1, ст. 276. Далее все цитаты по этому изданию)

Все необходимо

События только кажутся случайными, на самом деле все в этом мире необходимо:

«Случайной же какая-либо вещь называется единственно по несовершенству нашего знания»
(т.1, ст. 279)

Если же мы не понимаем, что все необходимо, то это лишь «вследствие того, что для нас скрыт порядок причин» (там же).

Любая истина может быть продемонстрирована, хотя не всегда на уровне человеческого разума.

Три уровня восприятия

Все человеческие идеи подпадают под одну из трех категорий, перечисленных от самой примитивной и неадекватной, до наивысшей из доступных человеческому знанию:

1. Мнение, или представление – источник неадекватных идей и ложных представлений. Сюда входят как ошибочное мнение, так и восприятие, вызванное знаками, так и плоды нечеткого восприятия.

2. Разум (intellectus) – поднимается выше ненадежного опыта, исходящего от органов чувств; ищет скрытый от глаз фундамент причин, делающих нечто тем, что оно есть.

3. Интуиция – обобщенное понимание целого, составляемое на основе разума.

Различия в понимании субстанции

Аристотель под «субстанцией» понимал основную единицу реальности, такую, как Сократ, поскольку она может существовать отдельно от других единиц реальности в то время, как качества («лысый» или «бледный») отдельно от субстанций существовать не могут.

Декарт, с другой стороны, начинает с определения субстанции схожего с определением Спинозы, но далее переносит термин «субстанция» на многочисленные конечные объекты, такие, как «ум» или «тело».

Для Спинозы же есть лишь одна субстанция, и это Бог.

Что именно он понимает под «Богом»?

Определение 6:
«Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное (ens absolute infinitum), т. е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.»
(Т.1, стр. 253)

Доказательство существования Бога согласно Спинозе:

1. Концепция субстанции — это концепция чего-то самодостаточного, поскольку ей не нужно что-либо иное дабы быть из него образованной (Определение 3)

2. Если бы (а) субстанция имела причину, то (б) чтобы понять, что такое субстанция мы должны были бы знать эту причину (аксиома 4)

3. Но 2(б) противоречит определению в (1)

4. Следовательно, у субстанции нет причины

5. Согласно «определению 6», Бог — это субстанция

6. Следовательно, Бог не имеет причины, и, следовательно, Бог необходимо существует.

Пантеизм Спинозы

Бог не только необходимо существует, он является единственной субстанцией:

«Все, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемо.»
(Т.1, стр. 263)

Другими словами, Бог – это и есть все. Он имманентен, а не трансцендентен по отношению к миру, то есть не находится где-то отдельно от него, а составляет сам мир, является миром. Таким образом Бог включает в себя все в самом прямом смысле слова.

Эта позиция как правило именуется «пантеизмом» – теорией, которая идентифицирует Бога с природой.

Бог Спинозы не обладает ни интеллектом, ни волей. С точки зрения Спинозы, приписывать Богу такие атрибуты отвечает лишь нашей психологической потребности придумать Бога по своему образу и подобию:

«я думаю, что если бы треугольник имел дар слова, то он таким же образом сказал бы, что Бог в эминентном смысле треуголен, а круг сказал бы, что божественная природа эминентным образом кругла. И подобным образом любая вещь приписывала бы Богу свои собственные атрибуты и делала бы себя похожей на Бога, причем все остальное казалось бы ей безобразным.»
(Письмо 56, Бокселю. Т.2, стр. 507)


Является ли Спиноза атеистом или религиозным мистиком?

Из выводов Спинозы следует, что тем больше мы познаем мир вокруг нас, тем больше мы познаем Бога.

Но многим кажется, что если Бог – это «все», то концепция Бога становится пустой.

Можно ли считать позицию Спинозы «Бог — это природа» атеистической?

Не совсем. Скорее, это нечто промежуточное между атеизмом и верой в традиционного Бога религии.

Свобода и необходимость

«Бог действует единственно по законам своей природы и без чьего-либо принуждения.» (Теорема 17, т.1, стр. 267), и «один только Бог есть свободная причина» (Теорема 17, кор. 2, там же)

Читайте также:
Николай Бердяев - отзывы, мнение, рейтинг

то как это может быть, что

«Бог не действует по свободе воли.» (Теорема 32, кор. 1, т.1, стр. 278)?

Ответ Спинозы: Бог — это «свободная причина» поскольку его действия не принуждены и не определены ничем внешним по отношению к нему;

Однако Бог не действует по свободе воли, поскольку его действия определены его собственными законами и его собственной природой (Определение 7, т.1, стр. 253)

В то же время даже сам Бог не может избрать свою природу, поскольку она такова, какова она есть, и такой должна быть. Следовательно, Бог свободен от внешнего воздействия, но внутренне предопределен.

Иллюзия свободы воли

Согласно Спинозе, свобода воли — это иллюзия. Так же, как иллюзорна случайность, основой для которой является лишь недостаточное знание.
Все в этом мире следует из жесткой логической необходимости, и люди

«заблуждаются, считая себя свободными. Это мнение основывается только на том, что свои действия они сознают, причин же, которыми они определяются, не знают.»
(Часть 2, теорема 35, схолия. Т.1, стр. 316)

Решение проблемы разделения ума и тела: атрибут

Согласно определению Спинозы,

«Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность.»
(Определение 4, т.1, стр. 253)

Бог имеет бесконечное количество атрибутов, но только два из них известны нашему ограниченному рассудку: мысль и протяженность.

Решение проблемы дуализма Декарта (см. предыдущую лекцию), согласно Спинозе, может быть следующим: ум и тело это два аспекта одной и той же реальности!

Та же самая реальность может быть воспринимаема и именуема двумя разными способами: как атрибут мысли и как атрибут протяженности.
Таким образом, объект и его идея на самом деле являются одним и тем же.

Пример: роза в саду. С точки зрения Спинозы, сама роза — это модус Бога-природы, выраженный посредством его атрибута – протяженности.

В то же самое время роза может быть понята как атрибут мысли, или идея, находящаяся в уме самого Бога.

Если Бог всезнающ, то нет ничего в реальности розы, чего не будет в идее розы, находящейся у Бога. Таким образом объект и его идея идентичны, поскольку их качества совершенно одинаковы.


Этика Спинозы: как избавиться от пут?

Геометрический метод может быть применен не только к треугольникам, но и к людям:

«я … буду рассматривать человеческие действия и влечения точно так же, как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телах.»

(Часть третья, предисловие. Т.1, стр. 335)

Основной закон природы, с точки зрения Спинозы – само сохранение.

Он называет эту внутреннею силу «conatus», что означает «стремление».

Conatus

Conatus не ограничен сферой людей, но может быть обнаружен в природе.

Для не-живых организмов это инерция, а у людей это может быть:

1. Воля – если речь идет о стремлении одной только души
2. Влечение (appetitus) – когда речь идет о стремлении души и тела
3. Желание (cupiditas) – когда мы осознаем наличие такого стремления.
(Часть третья, теорема 9, схолия, т.1, стр. 343)

Ключ к счастью человека

Люди, в отличии от камней или деревьев, обладают самосознанием. По этой причине, они в состоянии определять сами себя. Соответственно, каждый из нас может достичь самореализации в той степени, в которой сможет выразить свою внутреннюю сущность.

Однако невозможно добиться самоопределения если стремишься к фальшивым целям в жизни, таким, как слава, богатство, телесное наслаждение – тем вещам, над которыми у нас нет контроля.

Ключ к счастью, соответственно, в ориентации на свой внутренний мир, и в освобождении себя от страстей.

Аффекты означают пассивность души

Душа действует посредством адекватных идей, или разума.

Душа испытывает воздействие посредством неадекватных идей, аффектов, на основании заблуждения будто события прошлого или будущего могли бы быть иными, чем они есть и будут.

Только рассудок дает нам адекватные идеи, свободные от эмоциональных оков.

Часть пятая, Теорема 3:

«Аффект, составляющий пассивное состояние, перестает быть им, как скоро мы образуем ясную и отчетливую идею его.»
(Т.1, стр. 455)

Свобода — это необходимость

В любой ситуации один из вариантов поведения является необходимым.
Отыщи, что именно таковым является. Убери все лишнее.
Осознай эту необходимость. Следуй ей.
Свобода — это осознанная необходимость.
(Этот тезис впоследствии будет развит Гегелем.)

Моральный релятивизм

С точки зрения Спинозы, термины «добро» и «зло» не применимы к природе.

Ничто не может быть злым или добрым само по себе; это всего лишь субъективные оценки, которые мы даем событиям, непосредственно затрагивающим наши собственные интересы.

«мы стремимся к чему-либо, желаем чего-нибудь, чувствуем влечение и хотим не вследствие того, что считаем это добром, а наоборот, мы потому считаем что-либо добром, что стремимся к нему, желаем, чувствуем к нему влечение и хотим его.»
(Часть третья, теорема 9, схолия. Т.1, стр. 343)

Эта позиция известна как моральный релятивизм, поскольку из нее следует что абсолютного стандарта моральных суждений не существует. Такие суждения всегда относительны, и разнятся для каждого индивида.

Sub specie aeternitatis (под формой вечности)

Дорога к счастью проходит в рассмотрении вещей «под некоторой формой вечности» (sub quadam aeternitatis specie)’ (Часть два, теорема 44, корр. 2)

Когда мы поднимемся от уровня неясного мышления и увидим себя как один из модусов всеобъемлющего рационального устройства, мы увидим и то, как стремление предохранить свое собственное бытие сливается с интересами других людей:

Читайте также:
Карл Генрих Маркс - отзывы, мнение, рейтинг

«люди, говорю я, не могут желать для сохранения своего существования ничего лучшего, как того, чтобы все, таким образом, во всем согласовались друг с другом, чтобы души и тела всех составляли как бы одну душу и одно тело, чтобы все вместе, насколько возможно, стремились сохранять свое существование и все вместе искали бы общеполезного для всех.»
(Часть четыре, теорема 18, схолия. Т.1, стр. 408)

Именно это утверждение Спинозы впоследствии произведет огромный эффект на немецких идеалистов, в частности Гегеля, и, посредством его работ – на Маркса и будущих марксистов.

Познавательная любовь к Богу (amor Dei intellectualis)

Когда мы, наконец, увидим все вещи как часть вечной, логичной и соединенной системы, в основе которой лежит Бог, мы достигнем высшей ступени познания.
Отсюда начинается то, что Спиноза называет «познавательной любовью к Богу».

«Познавательная любовь души к Богу есть самая любовь Бога, которой Бог любит самого себя, не поскольку он бесконечен, но поскольку он может выражаться в сущности человеческой души, рассматриваемой под формой вечности, т. е. познавательная любовь души к Богу составляет часть бесконечной любви, которой Бог любит самого себя.»
(Часть пятая, теорема 36, т.1, стр. 472)

Любовь Бога к себе, таким образом, является и его любовью к людям.
С другой стороны, любовь людей друг к другу является и любовью к Богу.

Бессмертия нет

Спиноза не допускает наличия существования души после смерти.
Однако, говорит он,

«Человеческая душа не может совершенно уничтожиться вместе с телом, но от нее остается нечто вечное.»
(Часть пятая, теорема 23, т.1, стр. 467)

Наше бессмертие – в человечестве как едином целом. В той степени, в которой мы являемся его частью, мы бессмертны. Это – единственная форма бессмертия души, которая существует.

Бенедикт Спиноза

В мире ничего сложного нет, ведь он геометричен и закономерен, поэтому мир легко поддается познанию. Нужно только применять геометрические методы, и все станет на свои места. Так считал известный философ и мыслитель из Нидерландов Бенедикт Спиноза. Его причисляют к пантеистической школе, поскольку он доказал, что природа является бесконечной и вечной субстанцией. И она отождествляется с Богом. Своими мыслями, идеями, размышлениями Спиноза делился с учениками и читателями, которые сейчас изучают его трактаты. Для студентов философских и гуманитарных факультетов изучение трудов Спинозы является обязательным. Не с первого раза можно понять, что имел в виду в своих высказываниях и афоризмах этот великий голландец еврейского происхождения. Сочинения наталкивают на глубокие размышления о природе, человеке, его действиях и закономерностях существования.

Бенедикт Барух (еврейское имя) Спиноза появился на свет в Амстердаме 24 ноября 1632 г. В то время город уже завоевал славу центра вольнодумства и толерантности в Европе. Отец будущего философа решился на переезд в Амстердам, чтобы убежать от жестокой португальской инквизиции. В XVII в. представители католической церкви всячески боролись с инакомыслием в своих рядах, преследуя всех противников христианской веры. Страдали и евреи, которых Португалия причисляла к народам, приносящим одни беды и проблемы.

Родители принадлежали к еврейской общине, регулярно ходили на собрания, проводившиеся в Амстердаме. Когда маленький Бенедикт подрос, его отдали в еврейскую школу.

Мальчик был у преподавателей на особом счету, поскольку его отец был довольно богатым купцом. Спинозу заставляли читать средневековых еврейских философов, комментарии к Талмуду и Ветхому Завету, учить древний язык своего народа. Учителя и община хотели, чтобы потом мальчик стал раввином и богословом. У Бенедикта были все предрасположенности к этому. Ему легко давалась учеба, он глубоко задумывался над работами философов-евреев, особенно над трудами Уриэля Акосту.

Огромный вклад в получение знаний внесло и то, что Барух посещал учебное заведение Франциска Ван ден Эдена. Знакомство здесь с античной историей, культурой, философией, литературой полностью изменило мировоззрение Спинозы. Он стал увлекаться изучением латинского языка, естествознанием, математикой. Любимым философом стал Рене Декарт, которого Бенедикт уважал за вольнодумство, свободомыслие, критическое отношение ко всему живому и неживому. Именно то, что Декарт подвергал все сомнению, особенно истины, которые считались общепринятыми, очень импонировало Спинозе. Ведь он получил еще одно подтверждение тому, что все надо проверять и делать логические заключения, основываясь на своих наблюдениях и знаниях.

Приверженность другим традициям и серьезное увлечение европейской философией обеспокоили ортодоксальных членов еврейской общины. Они требовали, чтобы Спиноза отрекся от новых идей и вернулся к истинной вере.

Раскол в отношениях непокорного молодого человека и руководителей общины стал заметен тогда, когда Бенедикт нашел и указал на противоречия между богословием евреев и Ветхим Заветом. Он стал подвергать сомнению догматы, которые касались следующих истин:

  • сотворение мира,
  • загробная жизнь,
  • божественность Священного Писания.

После угроз последовали уговоры и подкуп. Философу обещали, если он вернется обратно в иудаизм и отречется от еретического образа мышления, большую ежегодную пенсию. Спиноза отказался, за что поплатился. На него было организовано покушение.

Отец Бенедикта очень тяжело переживал поведение сына и его отход от еврейских канонов. Он надеялся, что со временем его наследник одумается и продолжит семейное дело. Так и случилось, но не по желанию самого Спинозы.

Читайте также:
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше - отзывы, мнение, рейтинг

Отец умер в 1654 г., завещав коммерцию и торговлю сыну. Тот несколько месяцев пытался руководить компанией отца, но понял, что лучше философии ничего нет. Он добровольно отказался от наследства и занялся дальнейшим изучением европейских философских трактатов, создавая и свои.

За этим последовало полное отлучение от иудаизма, изгнание из родной общины. Ее руководство пошло дальше. Оно приказало Спинозе навсегда покинуть Амстердам.

За пределы Нидерландов философ не выехал. Он просто сменил место жительства, выбрав не городскую местность, а сельскую. По мнению мыслителя, тут существовали идеальные условия для того, чтобы думать и развивать картезианскую философию. Чтобы как-то зарабатывать, Спиноза научился шлифовать оптические стекла, т. е. линзы. Это стало приносить ему хоть какой-то доход.

В свободное от работы время философ писал и преподавал своим единомышленникам. Их было немного, но все они с увлечением слушали учителя. Вскоре Спинозу воспринимали только как вольнодумца и атеиста, из-за чего к нему стала враждебно относиться протестантская церковь Голландии.

Из-за преследований священников Спиноза все время менял местожительство, пока не обосновался окончательно в Гааге.

Философ много писал и публиковал, но только одна работа вышла под его настоящим именем. Остальные трактаты Бенедикт издавал анонимно. Тем не менее авторство иногда удавалось установить, что делалось поводом для травли мыслителя.

До конца своих дней трудился над очередным трактатом, который был издан уже посмертно. Умер Спиноза от туберкулеза 21 февраля 1677 г. Ему было всего 44 года, из которых он почти двадцать лет страдал от болезни. Постоянное вдыхание пыли от шлифовки линз усугубило туберкулез, как и курение, которым постоянно увлекался философ.

Все имущество мыслителя распродали, последнюю работу опубликовали анонимно. Труды Спинозы были запрещены в Голландии на следующий год после смерти философа.

Для своих учеников мыслитель написал сочинение «О боге, человеке и его разуме». Этот трактат философ создавал в течение двух лет, закончив его к 1660 г. Спустя три года появился трактат под настоящим именем Спинозы, где были изложены тезисы картезианства.

Называлась эта работа «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом». Следующие работы выходили не так часто, как первые две. К остальным произведениям Бенедикта относятся:

  • «Богословско-политический трактат» (1670) – против власти иудеев и кальвинистских клерикалов. Говорил Спиноза о том, что философия свободна от религии, каждый человек может трактовать Библию так, как понимает ее. В этой же работе Спиноза поддержал республику как основу государственного строя.
  • «Этика, доказанная в геометрическом порядке» (1675).
  • «Политический трактат» (1677), продолжение предыдущего сочинения.

Повторное открытие работ Спинозы произошло в XVIII–XIX вв., когда европейская философия стала возрождаться под влиянием политических, социальных и экономических изменений на континенте.

Мыслитель был материалистом, его идеи стали предметом научного спора еще при жизни и продолжаются до этих пор. Нелегко пришлось Спинозе из-за преследований родной еврейской общины и церкви Голландии. Вольное мышление и желание все объяснять по-своему – характерные черты материализма философа. И «виноват» в этом не только Декарт.

Формирование и развитие учения Спинозы объясняются и другими причинами:

  • Политическая ситуация в Европе во второй половине 1650-х гг. В частности, в Германии прошла Реформация и Крестьянская война, а в самой Голландии – завершилась буржуазная революция. Она в Нидерландах переросла в борьбу против испанского засилья и феодализма. Аналогичная ситуация наблюдалась в Англии.
  • Активизировались национально-освободительные движения в Европе, в результате чего стали возникать на континенте первые республики.
  • Борьба капитализма и феодализма.
  • Превращение Голландии в великую морскую и колониальную державу, что сказалось на развитии науки, техники и знаний.
  • Развивались искусство, живопись, естественные науки.

В Нидерландах возникла классическая школа живописи, для которой был характерен реализм. Также Голландия превратилась в передовую страну по техническим и естественным наукам, что способствовало развитию научной мысли.

Страна привлекала людей разных вероисповеданий и профессий, что положительно влияло на просветительство, образование, науку, философию, математику.

Новая философия отражала тенденции общества, которое способствовало производству, капитализму, отделению церкви от государственных органов власти.

Таким образом, религия была оттеснена на второе место в идеологии и обществе. Этим и воспользовались многие философы того времени. Среди них был и Спиноза. Его материализм подкреплялся достижениями астрономов, математиков, физиков, химиков, механиков.

Философ был классическим представителем метафизики, которая совсем по-другому трактовала природу и общество. Спиноза, как Гоббс, Бруно и Локк, отошел от исторического подхода к изучению природных явлений и человека.

В трактатах философа четко прослеживается влияние Декарта (рационализм) и средневековый пантеизм Джордано Бруно. Длительное время изучал мыслитель философию Гоббса и Бэкона, что сказалось на увлечении геометрией. Спиноза обожал эту науку, считая ее совершенной. Четко прослеживается любовь к данной науке в трактате «Этика», которая построена на определениях, аксиомах, теоремах, доказательствах, выводах и примечаниях.

Основными тезисами материализма Спинозы являются следующие:

  • Бог и природа тождественны. Природа при этом единая и бесконечная субстанция, которая является причиной самой себя. Проявляется природа через модусы. У этой субстанции есть свойства, из которых человек может понять только протяженность и мышление.
  • Мир – это строгая и жестокая детерминистическая система, поэтому теологи постоянно нападали на философа.
  • Создал собственную концепцию последовательного рационализма. Он считал, что познание к человеку приходит через опыт беспорядочного характера, чувства и аналогии.
  • У человека могут возникнуть искаженные идеи, ведущие к ложным знаниям.
  • Рассудок порождает адекватные идеи и общие идеи. Так, считал Спиноза, возникало познание второго порядка.
  • Познавать суть вещей можно с помощью интуиции, которая не существует без рассудка. Такое сочетание обеспечивает получение истинного знания.
  • Нет свободы воли, поскольку тело человека обладает протяженностью, а душа мышлением. Эти модусы вынуждены подчиняться необходимости, что приводит к порабощению и рабству человека.
  • Человек поддается аффектам, которые являются страстями.
  • Получить полную свободу можно только через совместимость необходимости и свободы, которая противостоит любому виду насилия и принуждения. Стать свободным человек способен только тогда, когда станет интеллектуально ближе к Богу.
Читайте также:
Платон - отзывы, мнение, рейтинг

Спиноза ввел в оборот такое понятие, как «разумный индивид». Он способен любить на интеллектуальном уровне себя и других людей, соединяться с природой, Богом и миром. Воспитать человека способна только мораль, обеспечивающая целостность и позволяющая переносить проблемы стойко и спокойно.

Учение Спинозы использовали философы в последующие столетия. Свободомыслие, рационализм и критическое отношение к вещам способствовали развитию атеизма и естествознания. Популярность философского подхода объясняется и тем, что мыслитель отказался от родной веры и фактически от семьи ради занятия наукой и преподавания своих идей ученикам. Полемика, которую он вел на страницах своих научных трудов, считается классическим примером материализма. Практически в каждой работе Спиноза обращался к Декарту и использовал геометрические методы объяснения общества, природы, политического устройства.

Спиноза полагал, что причиняя вред миру, мы причиняем вред Богу; причиняя вред другому, мы причиняем вред себе

24 ноября 1632 года на свет появился нидерландский философ-рационалист, натуралист и один из главных представителей философии Нового Времени Бенедикт Спиноза.

Великий философ создал метафизическую систему, поразительную по своей красоте и великолепию, но тот факт, что она не основывалась ни на личном опыте, ни на окружавшей его реальности, поражает ещё больше. Гёте считал, что Спиноза поднялся на вершину мышления благодаря математической и древней раввинистической культуре.

При жизни к нему питали отвращение представители всех религиозных учений, а после смерти чернили и сжигали его работы, преследуя тех, кто их читал. Суть философии Спинозы — это его всеохватывающая система, соединяющая теократический мир средневековых незыблемых истин и зарождающееся учение о том, что только разуму под силу постичь истину. Он был убеждён в том, что весь мир представляет собой математическую систему и может быть до конца познан геометрическим способом. Эта математическая система, по его мнению, является воплощением Бога, или Природы. Она начинается с исходных допущений и при помощи геометрических доказательств выстраивается Вселенная, которая одновременно является Богом. Это классический образец пантеизма — учения, согласно которому Бог и Вселенная тождественны. Такие взгляды перекликаются с современной теорией, согласно которой наша планета рассматривается как один огромный организм или саморегулирующаяся система. Система Спинозы легла в основу холистской этики, сходной с той, которой придерживаются современные экологи. Причиняя вред миру, ты причиняешь вред Богу; причиняя вред другому, ты причиняешь вред себе.

Политическая теория Спинозы также во многом опережала свое время. Он полагал, что единственная цель государства заключается в защите интересов личности с тем, чтобы она могла свободно совершенствовать себя и свои взгляды, используя просвещенный разум. Своеобразная системность подхода Спинозы делает его философию неподвластной времени. Интересно, что все основные выводы его построения в целом согласуются с современной философской мыслью — как в науке, так и в политике. Как система, так и выводы из неё, обладают убедительной красотой, не имеющей себе равных в истории философии.

Барух (Бенедикт) де Спиноза родился в еврейской семье, предки которой были изгнаны из Португалии и поселились в Амстердаме. Его отец был удачливым купцом и имел довольно большой дом, мать умерла, когда ему было шесть лет. Начальное образование Спиноза получил в религиозной школе «Эц Хаим», где изучал иврит и Тору с комментариями Раши, Талмуд и раввинистическую литературу. Возникновение критических взглядов Спинозы на религию связано с влиянием бывшего иезуита Ван ден Эндена, под руководством которого Спиноза изучал латинский язык. Однако исследователи XIX-XX вв. склонны считать, что главным источником взглядов Спинозы были неортодоксальные воззрения, существовавшие в среде просвещенных членов еврейской общины Амстердама.

После смерти отца управление торговой фирмой перешло в его руки и брата Габриэля. В начале 1656 года еретические взгляды Спинозы, которые разделяли врач Хуан де Прадо и учитель Даниэль де Рибера, привлекли внимание общинного руководства. Спиноза подвергал, среди прочего, сомнению, что Моисей был автором Пятикнижия, и то, что Адам был первым человеком. Эти высказывания, его сближение с сектантами (коллегианты, течение в протестантизме) и фактический отход от иудаизма вскоре привели к обвинению его в ереси и исключению из еврейской общины (херем в 1656 году). Взяв себе новое имя — Бенедикт (латинский эквивалент имени Барух), он продал свою долю брату и уехал из Амстердама, поселившись в Рейнсбурге, где зарабатывал на жизнь шлифовкой линз. В 1663 году он написал «Принципы философии Рене Декарта» — единственную работу, вышедшую не анонимно. В этом труде излагается в геометрической форме и подвергается критике философия Декарта, оказавшая на него самого значительное влияние.

В 1670 году был напечатан анонимно его «Богословско-политический трактат», содержащий критику религиозной идеи откровения и защиту интеллектуальной, религиозной и политической свободы. Это нападение на религию вызвало сенсацию. Книга была запрещена, поэтому продавалась с фальшивыми титульными листами. Из-за постоянных нападок философ отказался от публикации трактата на голландском языке. В пространном письме одному из лидеров еврейской общины Амстердама, философ защищался от обвинений в атеизме. Он был первым мыслителем нового времени, который не принадлежал к какой-либо церкви или секте. «Этика» Спинозы была опубликована впервые в книге «Посмертные произведения» 1677 уже после его смерти.

Читайте также:
Карл Маркс, биография, история жизни, причины известности

На протяжении последних двадцати лет жизни философ страдал от чахотки, невольно усугубляя болезнь вдыханием при шлифовке оптических линз, а также курением — табак считался тогда лечебным средством. Исследования Спинозы намного опередили своё время, не вызвав отклика у современников, — евреи не читали сочинений «еретика», а христиане не были готовы к восприятию его идей.

Факт №1. Спиноза обожал пауков

Вне всепоглощающей работы у Спинозы было мало развлечений, однако те немногие, которые были отличались оригинальностью. По словам его раннего биографа, «он собирал пауков и устраивал между ними бои» или, используя увеличительное стекло, «поймав несколько мух, помещал их в паутину и наблюдал с великим удовольствием за следовавшей после этого борьбой, иногда громко смеясь». В письме к другу Спиноза заявил, что «каждый с восхищением и восторгом замечает в животных те самые черты, которые вызывают отвращение и презрение в человеке».

Факт№2. Он шлифовал линзы

В середине XVII века Спиноза взялся изучать ремесло шлифовки линз. Они использовались в микроскопах (потребность в которых испытывали торговцы бриллиантами), в морских подзорных трубах и в очках для чтения. После того, как Спиноза перестал преподавать, казалось, что ему не оставалось ничего другого, как шлифовать линзы до конца своих дней. Он стал крайне искусным мастером и изготовленные им линзы пользовались большим успехом. В XIX веке, когда спрос на сувениры, имевшие хоть какое-то отношение к знаменитостям, быстро рос, один амстердамский торговец антиквариатом по имени Корнелиус ван Халевейн продавал линзы, отшлифованные Спинозой, богатым еврейским торговцам, профессорам из Германии и другим коллекционерам. Эти линзы были не очень высокого качества, возможно, что ван Халевейн случайно обнаружил склад, доверху забитый линзами, над которыми Спиноза не закончил работу.

Факт №3. Спиноза был безумным храбрецом

В 1672 году Франция заявила о своих правах на Испанские Нидерланды (ныне Бельгия) и оккупировала Голландию. В последовавших за этим в Гааге беспорядках друг и покровитель Спинозы де Витт, входивший тогда в правительство, попал в руки толпы и был растерзан ею. Спиноза, узнав об этом, был взбешён. Он немедленно направился в свою комнату и изготовил плакат, на котором написал: «Подлые, подлые варвары!» Таково было его определение толпы, растерзавшей де Витта. Спиноза намеревался пройти по улицам и публично повесить свой плакат на стену рядом с местом, где произошло убийство. К счастью, этот безрассудно храбрый поступок был предотвращён: домовладелец узнал, что замышляет его постоялец, и запер его в комнате.
Ариэль Городецкий

СПИНОЗА
Бенедикт

Возраст: 388 лет

  • 1. Биография
  • 2. Образование
  • 3. Путь философа
  • 4. Философские взгляды
  • 5. Основные положения естественнонаучных теорий и др.

Биография

Биография

Бенедикт Спиноза (Benedictus de Spinoza) – великий нидерландец XVII века, представитель метафизического философского направления, смело поднимавший вопросы о Боге, месте человека в мире и человеческом счастье.

Спиноза появился на свет 24 ноября 1632 году в Амстердаме (Amsterdam).Его отец и мать были представителями еврейского народа, потомками изгнанных из Португалии племен и нашедших дом в столице Нидерландов (Nederland). Отца звали Михаэль (Габриэль Алварес) (Michael (Gabriel Alvarez), мать – Ханна Дебора де Спиноза (Hannah Deborah de Spinoza), у них было 5 детей.

Занимались родители торговлей экзотическими фруктами и были достаточно обеспеченными. При рождении будущий философ получил имя Барух (Baruch). Мать умерла, когда Баруху было 6 лет, и воспитание детей занимался отец. Спиноза учился в церковной еврейской школе, дополнительно изучает теории древнегреческого философа Аристотеля (Aristoteles), латинский язык.

Известно, что уже в юном возрасте он одинаково хорошо изъяснялся по-португальски, по-испански, по-нидерландски, по-французски, по-итальянски, мастерски владел ивритом. В семье говорили на ладинском языке.

Образование

В 1654 году умирает отец, и Спиноза вместе с братьями Исааком и Габриэлем (Isaac en Gabriel) продолжают его торговое дело.

Спиноза увлеченно занимается самообразованием, читая философские сочинения мыслителей разных национальностей:

Еврейские мыслители Авраам ибн Эзра (Abraham Ibn Ezra), Маймонид (Maimonides), Герсонид (Personid), Хасдай Крескас (Hasdai Crescas), Авраам Коген Эррера (Abraham Cohen Herrera);

Арабские ученые Аль-Фараби (Al-Farabi), Абу-Али-Ибн-Сина (Авиценна) (Abu Ali Ibn Sina (Avicenna), Аверроэс (Averroes) и др.

Такой широкий круг интересов, стремление разобраться в трудах неортодоксальных философов привел к отлучению Спинозы от иудаизма.

После этого он взял себе новое имя Бенедикт (Benedictus), братья выкупили его долю в отцовской фирме, уехал в маленький городок Оверкерк (Verkerk) неподалеку от Амстердама.

Однако движимый стремлением к познанию, Спиноза поступает в амстердамский колледж Ван дер Эдена (Van der Eden), чтобы учить латинский и древнегреческий, разобраться в философских взглядах европейских мыслителей, в научных трудах по проблемам естественных наук, берет уроки изобразительного искусства и приобретает навыки изготовления линз.

Он читает труды Томаса Гоббса (Thomas Hobbes), Рене Декарта (Rene Descartes), Пьера Гассенди (Pierre Gassendi), Никколо Макиавелли (Niccolò Machiavelli), интересуется идеями Джордано Бруно (Giordano Bruno).

Спиноза даже немного преподает литературный еврейский язык иврит.

Читайте также:
Ханс-Георг Гадамер (Hans-Georg Gadamer) - отзывы, мнение, рейтинг

Его философские взгляды привлекают единомышленников и учеников, он начинает представлять опасность для ортодоксальной церкви. В 1660 году его официально изгоняют из Амстердама, и он переселяется в сельскую местность под городом Лейден (Leiden).

Путь философа

Живет он безбедно, так как его кормит ремесло – изготовление оптических стекол методом шлифовки. Рейнсбург (Ransburg), где поселился Спиноза, был центром идеологии коллегиантов.

Именно здесь появляется его первый трактат с красивым названием «О Боге, человеке и его счастье» («Over God, de mens en zijn geluk»), потом объемный труд «Этика» («Ethiek») и книги, посвященные анализу философских взглядов Декарта.
Смелые взгляды Спинозы быстро распространяются в ученой среде, поэтому к нему часто приезжают слушатели из университета в Лейдене. Именно в этот период, в 1661 году, завязывается дружба и обмен письмами, продолжавшийся до конца жизни Спинозы, с Генри Ольденбургом (Henry Oldenburg), который возглавлял королевское научное общество в Лондоне.

С 1663 года Спиноза проживает в предместье Гааги (Den Haag), в Ворбюрге (Voorburg). Здесь он сдружился с Христианом Гюйгенсом (Christiaan Huygens), знатоком физических и математических наук, и специалистом в филологических науках, поэтом Иоганном Фоссом (Johann Voss).

В 1664 году был напечатан труд «Основы философии Декарта» («De algemene filosofie van Descartes») с указанием фамилии автора. Он больше не печатал книги под своей фамилией, скрываясь под инициалами, так его сочинения были запрещены к изданию.

В 1670 году выйдет анонимный труд «Теолого-политический трактат» («Theologisch-politiek traktaat»), где философ изложил свои атеистические взгляды. Не преследовали его только потому, что представитель государственной власти Ян де Витт (Jan de Witt) во многом разделял взгляды смелого мыслителя.

Тогда же Спиноза поселяется в Гааге, создает учебник «Еврейская грамматика» («Hebreeuwse grammatica»). Известного философа приглашали преподавать в университете в Гейдельберге (Heidelberg), но он отказался, объяснив, что так ему будет сложно сохранять верность своим взглядам и убеждениям.

Основополагающая книга «Этика» была завершена в 1675 году, но издать ее было невозможно, так как возглавлявшие государство представители рода де Витт были убиты в ходе антиправительственного мятежа, а у власти оказались лица, не поддерживавшие неортодоксально мыслящего Спинозу.

Скончался великий нидерландец в возрасте 44 лет в 1677 году от туберкулеза, которым болел более 20 лет.
Его похоронили на средства его друзей под плитами церкви Ньеве Керк (Nieve Kirk), а когда срок аренды места для захоронения истек, тело извлекли и, по одной из версий, просто выбросили, а по другой, более гуманной, перезахоронили в коллективной могиле. Личные вещи распроданы, а стол с рукописями был переправлен друзьям Спинозы в Амстердам, чтобы собрание трудов было издано посмертно. В своем завещании Спиноза просил опубликовать его труды в год смерти, что и было выполнено, правда, без указания имени автора: на обложке латинского издания стояли только первые буквы B. d. S. В 1678 году труды Спинозы были напечатаны на нидерландском языке и сразу же запрещены. На территории церкви Nieve Kirk есть памятная стела, установленная в память о великом вольнодумце.

Философские взгляды

Цель теории Спинозы – поиск путей к обретению человеком счастья, радости и внутренней гармонии.

Чтобы стать счастливым, человеку нужно разобраться в самом себе и в своем месте в мире, изучить законы бытия как первопричины.

В своих трудах Спиноза формулирует основные понятия, на которых основывает все аксиомы и теоремы:

Субстанция – единство всего, что существует само по себе, неделимое и бесконечное с точки зрения временной и пространственной; это мир вокруг человека, представляющий собой единство природы, Бога, духа (Бог при этом не имеет личностного начала, воли, ума, Бог – часть существующей субстанции, такой же, как человек, зверь, растение и др.);

Атрибут субстанции – сущностный смысл и реализация субстанции (например, Бог), два из них наиболее важные и неразрывно взаимосвязанные – мышление и протяжение; но ни один атрибут не оказывает воздействия на другие;

Протяжение – это главный признак тела, комплекс его физических свойств;

Мышление – один из атрибутов субстанции, причина всего в природе, признак всего сущего в мире – и одушевленного, и неживого;

Идея – определенное выражение мышления;

Причинность – постоянная и не изменяющаяся взаимообусловленность причин и следствий, в результате чего не могут существовать такие понятия, как случайность или свобода воли человека (а устремления человеческие существуют, потому что они необходимы);

Любовь к Богу – активное желание человека жить в гармонии с взаимосвязями всех вещей, которое делает человека счастливым;

Помощь Бога извне – соответствие и гармония между реальным миром вещей и устремлениями человека, которому не нужна помощь знания;

Помощь Бога изнутри – использование знания для приведения в гармонию взаимоотношений человека и окружающего мироздания;

Несчастье – отсутствие внешних и внутренних видов помощи Бога;

Аффекты – состояния тела и идей, побуждающие человека действовать (существует 3 аффекта – удовольствие, неудовольствие и желание).

Спиноза много размышляет о природе чувств, в частности, любви к человеку и в Богу. Взгляды Спинозы послужили развитием метафизической философии, обращающейся к проблемам первоначальной природы мира.

В теориях Спинозы объединились теоретические положение представителей нескольких философских и научных школ:

Стоицизм мыслителей античного мира;

Рационалистические взгляды еврейских ученых периода средневековья;

Основные положения естественнонаучных теорий и др.

Называя Спинозу философом барокко, имеют в виду его способность объединить признанные им рациональными идеи разных направлений в философии.

Читайте также:
Артур Шопенгауэр, биография, история жизни, факты.

Идеи Спинозы популярны, у них много поклонников. Например, его взгляды разделяли такие великие умы, как Иоганн Вольфганг Гете (Johann Wolfgang Goethe) и Альберт Эйнштейн (Albert Einstein). В Амстердаме и Гааге установлены памятники великому философу Бенедикту Спинозе.

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632–1677)

Обстоятельства жизни Спинозы, великого голландского мыслителя XVII в., непосредственно связаны с его философской позицией и отношением к официальной религии. Его воззрения стали основанием для преследований – как со стороны теологов, так и представителей наиболее реакционных слоев голландского общества. Он был одним из первых мыслителей Нового времени, включившихся в философский поиск решения проблемы существования мира, убежденный в возможности исчерпывающего его познания с помощью человеческого разума. Он пытался отыскать этические начала свободы и независимости личности, беспристрастного, объективного взгляда на жизнь.

На формирование философских взглядов Спинозы оказал сильное влияние Декарт, но он не принял его учение, критически преодолев дуализм Декарта. Во многом он испытал влияние пантеистических идей Дж. Бруно и социально-политических идей Т. Гоббса.

Основные работы Спинозы

  • «Этика»
  • «Богословско-политический трактат»
  • «Трактат об усовершенствовании разума»
  • «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим методом»
  • «Метафизические размышления»

Монизм Спинозы

Основные философские идеи Спинозы изложены в его главном труде – «Этике». В основу своей философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции «в форме пантеистического восприятия Мира и Бога». (Пантеизм – учение о единстве Бога и природы). Спиноза мыслит «субстанцию», «Бога» и «природу» как синонимы.

«Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться». Мир в целом есть единая субстанция, и источник развития находится в субстанции, т.е. в самом мире.

Субстанция, по Спинозе, вечна, бесконечна, едина (не может быть одновременно двух субстанций) и самостоятельна. Однако все эти определения суть свойства Бога, который не может рассматриваться отдельно от субстанции. Поэтому Бог в учении Спинозы и есть субстанция – единая, неделимая и бесконечная. Бог – это сама природа во всех ее проявлениях. Но самое важное здесь то, что Бог (субстанция) всегда является причиной самого себя (causa sui).

Субстанция постижима для человеческого разума. Она проявляет в окружающем нас мире двумя основными способами: через атрибуты и модусы. Поскольку атрибуты – это неотъемлемые свойства субстанции, то протяженность и мышление становятся у Спинозы неотъемлемыми свойствами всех явлений мира – как духовных, так и материальных. Понятно, что, в связи с этим возникает целый ряд вопросов. В частности, вопрос о том, как быть с неодушевленными предметами – разве можно говорить о мышлении как об их свойстве? При характеристике субстанции Спиноза не включил в число атрибутов движение. Движение у него – модус. Эта ситуация также нуждается в понимании. Модусы – конкретные проявления субстанции в конечных, единичных вещах. Модусы одновременно сами единичные вещи. Ни атрибуты, ни модусы не являются независимыми, самостоятельными началами – они всего лишь способы проявления единой субстанции.

«Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» – таким образом Спиноза выражает соотношения между миром вещей и содержанием сознания.

Спиноза рассматривает соотношение «природы творящей» (natura naturans) и природы сотворенной (natura naturata). Субстанция является природой творящей, а единичные вещи, характеризуемые как модусы, – природой сотворенной. Природа творящая – это причина, а природа сотворенная – следствие этой причины; при этом следствие не может существовать без порождающей его причины. Спиноза подчеркивает, что все имеет свою причину, и лишь субстанция имеет причину в самой себе. Все остальные вещи (модусы) имеют лишь внешнюю причину своего существования и развития. Согласно Спинозе, в мире не происходит ничего случайно. Поэтому все случайности в нашей жизни – это всего лишь видимость, «иллюзия воображения». Все события происходят с необратимостью и необходимостью, идущими от самой природы Бога. Всё в мире управляется абсолютной логической необходимостью. Не существует свободы воли в духовной сфере, также как случайностей в мире физическом. Так, согласно Спинозе, в мире господствует жесткий механистический детерминизм. Всё в Боге и от Бога, всё происходящее с нами уже произошло в Боге, а мы лишь включены в логическую цепь событий, составляющих картину нашей жизни. Такие рассуждения приводят к фатализму.

Теория познания Спинозы носит рационалистический характер. Если Бог есть единая субстанция, из которой происходят все вещи и понятия мира, то отдельно взятая человеческая душа является частью божественного атрибута мышления. Таким образом, познавая вещи, мы познаем самого Бога как причину этих вещей, Но для этого необходимо вооружиться подлинным способом познания.

Спиноза различает три основных рода человеческого познания:

  • Мнение и воображение. Это познание, получаемое нами из повседневного опыта, чувственного восприятия окружающего мира. Оно дает нам лишь общие смутные и неясные образы, безо всякой связи действующих причин и следствий. Оно фрагментарно и обрывочно, так что позволяет лишь сформулировать самые общие понятия о мире. Поэтому оно бесполезно для человека, ищущего истинное знание.
  • Рациональное познание. Это познание идет от рассудка (ratio) и являет собой чисто научный способ мышления. Он уже улавливает логическую взаимосвязь вещей и причин в мировом процессе, поэтому дает человеку возможность отличить подлинное от ложного и, следовательно, приблизится к истине, насколько это возможно.
  • Интуитивное познание. Это высшая форма познания, дающая возможность увидеть вещи, исходящие от самого Бога. Оно уже не опирается ни на какие формы, действующие в земном бытии, а проникает сразу в суть идей божественных атрибутов, в саму сущность вещей. Этот уровень мышления доступен лишь мудрецам, которым одним только и подвластно истинное знание.
Читайте также:
Джордж Беркли, биография, история жизни, факты.

Этика Спинозы

В природе все целесообразно и практично, всякая вещь находится на своем месте и соответствует своему назначению. Поэтому в мире физической природы нет, и не может быть места понятиям «хорошего» и «плохого», «доброго» и «злого». В самом деле, разве можно назвать, к примеру, тигра нехорошим животным, а крокодила – безобразным, несовершенным? Все это наши человеческие понятия, перенесенные на мир вещей. Но ни одна вещь, убежден Спиноза, сама по себе ни хороша, ни плоха – она всего лишь то, чем она является, и не более того. Что же касается «доброго» или «злого», то об этом человек судит с точки зрения собственной выгоды: «Я понимаю под хорошим то, что нам достоверно известно как полезное. Под плохим, наоборот – то, что, как нам достоверно известно, препятствует обладанию добром».

Человек – особая часть мира. Человек есть существо природное, говорит Спиноза, поэтому и рассматривать его надо с точки зрения Природы. Все страсти, которые порой нас обуревают, представляют собой обычные природные явления. Они не выводятся из сущности человека, а являются некими смутными влечениями, вызываемыми соответствующими идеями в сознании человека. Главная цель человека в обретении счастья, а для этого необходимо полное освобождение от страстей.

«Проясни свои мысли – и ты перестанешь быть рабом страстей», – такова главная идея Спинозы в борьбе человека против собственных пороков. Только в интеллектуально-духовном напряжении человек обретает истинное счастье, ибо он привыкает смотреть на все, происходящее в жизни, sub specie aeternitatis («с точки зрения вечности»), понимает глубинную взаимосвязь вещей и событий, воспринимая их в свете божественной необходимости.

Выдающейся заслугой Спинозы является исследование взаимосвязи свободы и необходимости. В понимании Спинозы, в субстанции (Боге) сливаются необходимость и свобода. Бог свободен, ибо все, что он совершает, исходит из его собственной необходимости. В природе господствует детерминизм, то есть необходимость. Человек – модус двух атрибутов. Свобода человека состоит в единстве разума и воли. Поэтому и размеры реальной свободы определяются ступенью разумного познания (разумом и знанием). Свобода и необходимость не противоположны друг другу, напротив, они обусловливают друг друга. Спиноза приходит к пониманию свободы как познанной необходимости. Противоположностью необходимости является не свобода, а произвол.

Спиноза о религии

Учение о происхождении, сущности и роли религии в общественной жизни Спиноза изложил в «Богословско-политическом трактате». Хотя во всей его философии господствует идея Бога, теологи обвиняли Спинозу в атеизме, поскольку Бог Спинозы не личностный Бог с волей и разумом, творящий мир по свободному выбору как нечто отличное от себя. Он выступает не действующей извне причиной, а «имманентной», и неотделим от вещей, исходящих от него.

Спиноза показал, что философия и религия принципиально различны. Если философия оперирует на уровне второго и особенно третьего рода познания истины (рассудок и разум), то религия действует исключительно в пределах первого рода (воображение, представление).

Целью философии является истина, а религия добивается только подчинения и повиновения. Философия опирается на доводы разума, а религия использует для послушания страх и суеверие. Спиноза является основоположником научной критики Библии.

Спиноза о государстве

Укрыться от преследований религиозного фанатизма и почувствовать себя в безопасности Спиноза мог только в свободном, веротерпимом и правовом обществе. Отсюда и главные мысли Спинозы о том, каким должно быть идеальное государство. В первую очередь, говорит Спиноза, каждый человек обладает набором естественных, неотъемлемых прав, лишившись которых, он, по существу, перестает быть человеком. Эти естественные права человека Спиноза сравнивал с определенными свойствами природных существ: «Под правом и строем природы я понимаю естественные правила, свойственные каждому существу. Например, рыбы по природе определены к плаванию, более крупные из них – к пожиранию более мелких. Следовательно, в качестве высшего закона выступает естественное право, предписывающее рыбам постоянно обитать в воде и более крупным особям питаться остальными. Люди же, также самой природой обреченные жить в постоянном страхе и вражде между собой, должны договариваться о приемлемых условиях общежития, т.е. заключать общественный договор. Итогом этого договора является создание государства, главная цель которого – обеспечение свобод и прав личности. Кроме того, Спиноза считал необходимым наличие в государстве религиозной и политической свобод.

Огромной исторической заслугой Спинозы является обоснование им тезиса о субстанциональном единстве мира в духе пантеизма. Центральная формула его онтологии – Бог, или субстанция, или природа.

Его воззрениям свойственны диалектические идеи относительно соотношения конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы. Глубокий смысл заключен в его выводе о свободе как познанной необходимости.

Спиноза был убежден в возможности достижения достоверного, исчерпывающего знания с помощью человеческого разума.

Высшую цель философии Спиноза видел в обретении человеком счастья, душевного мира и покоя. Девизом Спинозы стали слова: «не смеяться, не плакать, не отворачиваться, но понимать». Вместе с тем, философии Спинозы присущ, как мы отмечали, целый ряд неразрешимых в рамках его системы противоречий.

Читайте также:
Конфу́ций - отзывы, мнение, рейтинг

Бенедикт Спиноза

Бенедикт Спиноза (наст. имя Барух Спиноза; 1632-1677) – нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения, один из ярчайших философов Нового времени.

В биографии Спинозы есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Бенедикта Спинозы.

Биография Спинозы

Бенедикт Спиноза появился на свет 24 ноября 1632 года в Амстердаме. Он рос и воспитывался в семье, не имеющей ничего общего с научной деятельностью.

Его отец, Габриэль Алварес, был преуспевающим торговцем фруктов, а мать, Ханна Дебора де Спиноза, занималась домашним хозяйством и воспитанием пятерых детей.

Детство и юность

Первая трагедия в биографии Спинозы произошла еще в 6-летнем возрасте, когда не стало его матери. Женщина скончалась от прогрессирующего туберкулеза.

В детстве мальчик ходил в религиозную школу, в которой изучался иврит, еврейское богословие, ораторское искусство и прочие науки. Со временем он овладел латинским, испанским и португальским языками, а также немного говорил на французском и итальянском.

В то время Бенедикт Спиноза увлекался исследованием трудов античных, арабских и еврейских философов. После смерти отца в 1654 г. он вместе с родным братом Габриэлем продолжил развивать семейный бизнес. Тогда же он перенимает идеи местных протестантов, и по сути отказывается от учений иудаизма.

Это привело к тому, что Спинозу обвинили в ереси и отлучили от еврейской общины. После этого парень решил продать свою часть семейного дела брату. Стремясь к знаниям, он стал учеником частного иезуитского колледжа.

Здесь Бенедикт еще глубже увлекся греческой и средневековой философией, усовершенствовал свои познания в латыни, а также учился рисовать и шлифовать оптические стекла. Он настолько хорошо владел ивритом, что это позволило ему преподавать иврит ученикам.

Стоит заметить, что особенное влияние на мировоззрение Спинозы оказала философия Рене Декарта. В конце 1650-х годов он основал кружок мыслителей, который кардинально изменил его биографию.

По мнению властей, мужчина начал представлять угрозу благочестию и этике. В результате, за связь с протестантами и рационалистические взгляды, его изгнали из Амстердама.

Философия

Чтобы максимально обезопасить себя от общества и свободно заниматься философией, Бенедикт Спиноза обосновался на юге страны. Здесь он написал работу под названием «Трактат об усовершенствовании разума».

Позже мыслитель стал автором своего главного труда – «Этики», в котором была раскрыта основная концепция его философских взглядов. Спиноза выстраивал метафизику по аналогии с логикой, что привело к следующему:

  • задание алфавита (нахождение основополагающих понятий);
  • формулировка логических аксиом;
  • вывод любых теорем посредством логических выводов.

Подобная последовательность помогала прийти к верным выводам, в случае истинности аксиом. В последующих трудах Бенедикт продолжил развивать свои идеи, главной из которых стала концепция познания человеком собственной природы. Для этого также требовалось прибегать к логике и метафизике.

Под метафизикой Спиноза подразумевал бесконечную субстанцию, которая являлась причиной самой себя. В свою очередь под субстанцией подразумевается то, что «существует само по себе и представляется само через себя». Кроме этого субстанция – это и «природа», и «бог», а значит ее следует понимать, как все существующее.

Согласно воззрениям Бенедикта Спинозы, «Бог» не является личностью. Субстанция безмерна, неделима и вечна, а также выступает в качестве природы в общем понимании этого термина. Любая вещь (животное, дерево, вода, камень) представляет собой лишь какую-то частицу субстанции.

Как следствие «Этика» Спинозы породила учение о том, что Бог и природа существуют отдельно друг от друга. Субстанция вмещает в себе бесконечное количество атрибутов (того, что составляет ее сущность), но человеку известны только 2 из них – протяженность и мышление.

Идеал науки философ видел в математике (геометрии). Счастье заключается в познании и умиротворении, исходящем из созерцания Бога. Человек, чье тело наделено аффектами, способен достичь гармонии и стать счастливым, руководствуясь разумом, логикой, законами, желаниями и интуицией.

В 1670 г. Спиноза опубликовал «Теолого-политический трактат», где защищал свободу научно-критического исследования Библии и преданий. За смешение понятий из различных сфер знания, он подвергался критике со стороны современников и своих последователей.

Некоторые биографы и коллеги Бенедикта прослеживали в его взглядах симпатии к каббале и оккультизму. Тем не менее, мысли нидерландца имели большую популярность в Европе, включая Россию. Интересен факт, что в России издавали каждый его новый труд.

Личная жизнь

Согласно сохранившимся сведениям, Спинозу мало интересовала его личная жизнь. Считается, что он никогда не был женат и не имел детей. Он вел аскетический образ жизни, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз и получая материальную поддержку от друзей и единомышленников.

Смерть

Бенедикт Спиноза умер 21 февраля 1677 года в возрасте 44 лет. Причиной его смерти стал туберкулез, который его мучал последние 20 лет. Болезнь прогрессировала вследствие вдыхания пыли во время шлифовок оптических стекол и курения табака, который раньше считался лечебным средством.

Философа похоронили в общей могиле, а все его имущество и письма подверглось уничтожению. Чудом уцелевшие труды были опубликованы без имени автора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: