Бенедикт Спиноза, биография, история жизни, факты.

Бенедикт Спиноза

Биография

Голландский мыслитель Бенедикт Спиноза был ведущим философом VII века, который в эпоху Просвещения представлял западноевропейское течение натурализм. Вдохновленный идеями Рене Декарта, он использовал рациональный метод и сформулировал собственную точку зрения о познании, Боге и жизненном смысле.

Детство и юность

Бенедикт, или Барух, де Спиноза родился 24 ноября 1632 года в семье голландских евреев-сефардов, изгнанных из Португалии. Отец владел бизнесом по торговле фруктами, а мать помогала ему в лавке, занималась домашним хозяйством и следила за пятерыми детьми.

Следуя традициям религиозных предков, будущий философ ходил в специализированную школу, где, помимо общеобразовательных предметов, изучали Талмуд и иврит. Там наравне с раввинистической литературой он познакомился с трудами древних мыслителей, которые переводил и интерпретировал иудейский богослов Моисей Маймонид.

Вскоре под началом опытных педагогов Саула Мортейра и Менаше бен Исраэля Бенедикт овладел азами латыни и выучил португальский и испанский языки. Он начал интересоваться светскими произведениями, но это не помешало после смерти родителя по старому иудейскому обычаю читать траурную молитву кадиш.

Cercare il denaro, o qualunque altra cosa, nella misura sufficiente a sostenere vita e salute e a conformarci a quei.

Получив наследство, Спиноза отказался продолжать семейный бизнес и передал права собственности младшему брату и старшей сестре. Он познакомился с коллегиантами и вскоре был изгнан из еврейской общины, благодаря чему сумел продолжить образование в частном иезуитском колледже.

Юноша занимался углубленным изучением естествознания и философии, и больше других его интересовали работы, которые написал Рене Декарт. Зарабатывать на жизнь пришлось преподаванием иврита и шлифовкой оптических стекол, что дало возможность подготовить к печати первый анонимный научный трактат.

В конце 1650-х годов Спиноза возглавил кружок мыслителей, что в корне изменило его биографию и повлияло на последующую жизнь. Его признали угрозой благочестию и морали и принудительно выдворили из Амстердама за то, что он был связан с протестантами и открыто поддерживал рационализм.

Личная жизнь

Согласно фотокопиям сохранившихся документов, Спиноза не заботился о личной жизни, поэтому у него никогда не было ни жены, ни детей. Он вел одинокое существование в Рейнсбурге, Ворбюрге и Гааге, зарабатывая шлифовкой оптики и получая пожертвования от друзей.

Философия

Для того чтобы беспрепятственно заниматься философией, Бенедикт перебрался на юг Голландии и написал текст произведения «Трактат об усовершенствовании разума». Кроме этого, он начал работу над первой книгой знаменитой «Этики» и изучал труды членов Лондонского королевского научного общества.

Основной идеей сочинений этого времени стало познание человеком собственной природы, что привело автора к тщательному изучению логики и метафизики бытия. Это понятие ассоциировалось с бесконечной вселенской субстанцией, которая с любой точки зрения являлась причиной самой себя.

Противореча утверждениям Декарта, который был признанным рационалистом, изгнанный мыслитель наделил все сущее рядом атрибутивных свойств. Описание мышления и протяжения было расценено как вклад в психологию и применено на практике для характеристик физического тела, обладавшего душой.

Реальность мира философ определял, как и большинство натуралистов, этика которых изначально строилась на чисто природных способностях. Поэтому понятие «воля бога» он объяснял объективными причинами, наотрез отметая предположения о свободе воли и случайностях.

Всякое действие, внутреннее или внешнее, Бенедикт связывал с материальным миром, который существовал во вселенной, построенной «в соответствии с порядком вещей». Человек, чье тело наделено аффектами, мог достигнуть радости и гармонии, руководствуясь разумом, логикой, законами, желаниями и интуицией.

За смешение понятий из разных областей знания философа критиковали современники и последователи, а некоторые находили в «еретических» идеях признаки кабалы и оккультных наук. Но, несмотря на это, цитаты Спинозы распространились и со временем стали афоризмами, поскольку в России и странах Европы опубликовали каждый написанный труд.

Смерть

Причиной смерти Бенедикта Спинозы 21 февраля 1677 года стал туберкулез легких, который связывали с курением табака. Тело попало в общую могилу, имущество и письма подверглись уничтожению, а чудом уцелевшие философские трактаты издали без имени автора.

Бенедикт Спиноза – биография

Краткая информация

  • Беженцы из Португалии
  • Отлучение от веры предков
  • Amor dei intellectualis
  • Мыслящая материя Спинозы
  • Фантомный философ

С портрета на нас смотрит мечтательный юноша с восточными чертами лица. Его аскетизму позавидовал бы любой монах, а начитанности в священных книгах – ученый раввин. Барух-Бенедикт Спиноза принадлежал иудаизму и христианству, однако и те и другие отвергли его, не приняв революционности идей. Пытаясь дать вселенной разумное обоснование, он придумывал невероятные вещи. Направление его мысли не получило развития, однако философию Нового времени невозможно представить без оригинальных конструктов Бенедикта Спинозы.

Читайте также:
Конфу́ций - отзывы, мнение, рейтинг

Беженцы из Португалии

Новое время для евреев-сефардов началось с усиления деятельности инквизиции. Движение Реформации вызвало ответную реакцию католической церкви, которая принялась подчищать еретиков без всякого разбора. В отличие от внутри-христианских ересей, иудеи еще с римских времен пользовались свободой вероисповедания. Однако теперь все изменилось. Семья Спинозы бежит от инквизиции из Португалии в веротерпимую Голландию. Здесь родился Барух 24 ноября 1632 года четвертым ребенком от второго брака. Мальчик рано потерял мать, умершую в 1638 году от туберкулеза.

Отец Михаэль позаботился дать сыну приличное еврейское образование. В религиозной школе «Эц Хаим» Барух изучает не только иврит, Тору и Талмуд, но и знакомится с каббалистической мудростью. Как губка впитал живой ум мальчика лучшие идеи средневековой схоластики. Ему недостаточно читать и говорить на нидерландском, испанском и португальском языках. Изучив иврит, Барух осваивает латынь, итальянский и французский.

Помимо Маймонида, юноша знакомится с трудами Хасдая Крескаса и Авраама ибн Эзры, Авраама Когена Эрреры и Иегуды Абарбанеля, Аверроэса, Авиценны и аль-Фараби. Весь этот «самиздат» противоречил догмам католичества и иудаизма, но образованные люди читали для расширения кругозора и такую литературу. Не было и речи, чтобы проповедовать взгляды Хасдая Крескаса, который утверждал, что материя вечна, а творение было необходимо только для упорядочения этой материи. Следует напомнить, что по представлениям христиан и евреев Бог сотворил мир из пустоты.

Период безмятежной юности закончился в 1654 году, когда умер Михаэль Спиноза. Он завещал все деньги сыну Баруху. Эти монеты дали бы юноше независимость и возможность предаться наукам, но сводная сестра Ребекка подала иск, претендуя на часть наследства. Молодой Спиноза нанял лучших адвокатов и оспорил иск, после чего сообщил сестре, что она может забрать все себе, за исключением кровати с балдахином, которая нравилась ему самому. Со времен Сократа нищета лишь украшает философа, и Барух решил повторить жизненный путь великого мудреца. Любимую кровать пришлось разместить в жилище бывшего иезуита Афиниуса ван ден Энде.

Отлучение от веры предков

Еще до переезда в дом ван ден Энде Спинозу отлучают от иудейской общины Амстердама. Напуганные раввины дали понять церковному, то есть, католическому, начальству, что не имеют ничего общего со своим единоплеменником, посмевшим критиковать Библию, которая была общей святыней для иудеев и христиан. Не имея возможности сжечь еретика, как поступила инквизиция с Джордано Бруно, вожди еврейской диаспоры совершили замечательный ритуал отлучения, в котором Барух Спиноза даже не участвовал.

В июле 1656 года в синагоге протрубили в рог, погасили одну за другой свечи, после чего произнесли древнее проклятие: «По произволению ангелов и по приговору святых мы отлучаем, отделяем и придаем осуждению и проклятию Баруха. Да будет он проклят и днем и ночью. Да будет проклят, когда ложится и встает, да будет проклят и при выходе и при входе. Да сотрет Адонай имя его под небом и да предаст его злу, отделив от всех колен Израилевых, со всеми небесными проклятиями, написанными в книге законов. Никто не должен говорить с ним ни устно, ни письменно, ни оказывать ему какие-либо услуги и проживать с ним под одной крышей, и стоять от него ближе, чем на четыре локтя, ни читать ничего, им составленного или написанного».

Многое из того, что написал этот оригинальный философ, пока не находит подтверждения в научном мире, однако такая «рекомендация» не позволяет нам забыть о нем до сих пор. Изгнанный из иудаизма и освобожденный от беремени отцовского наследства, Барух берет себе новое имя – Бенедикт, которое так же, как и прежнее имя, означает «благословенный». С этим именем он и вошел в историю философии.

Amor dei intellectualis

В усадьбе ван ден Энде располагалась частная школа, где Спиноза работал преподавателем, одновременно совершенствуя свои знания в древних языках и математике. Бывший иезуит, поэт и драматург Афиниус ван ден Энде знакомит Баруха с современной философией, в том числе с Декартом. Механистический принцип устройства космоса очень понравился Спинозе. Ему вообще нравилось все, что имело разумное объяснение. Читая Джордано Бруно, он проигнорировал оккультные рассуждения итальянского мыслителя, но принял идею о бесконечной пантеистической вселенной. В жаркой печи его разума геометрия и теология переплелись в изумительный по красоте узор причин и следствий, объясняющий ход событий в истории мироздания.

Европа XVII века вскипала от вольнодумства. Реформация породила множество сект, которые так любил посещать Спиноза. Он сам создает вокруг себя нечто вроде секты, где проповедует пантеизм и геометрические принципы мироздания. Даже для веротерпимой Голландии это было слишком. Раввины Амстердама доносят на отлученного соплеменника властям, требуя изгнания его из города. Спиноза перебирается в деревеньку Рейнсбург неподалеку от Лейдена, где пишет «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», «Основы философии Декарта» и «Этику». Его имя уже известно в кругах теологов и философов. Член Лондонского королевского научного общества Генри Ольденбург посещает его здесь, несмотря на предостережение коллег.

Читайте также:
Готфрид Вильгельм Лейбниц, биография, история жизни.

После закрытия школы ван ден Энде философ снимает дешевые комнаты в различных городах Голландии, зарабатывая шлифовкой линз. По всей видимости, это ремесло он освоил еще до учительства в частной школе. Он отказывается занять кафедру философии в Гейдельбергском университете, предпочитая свободу. Доход от шлифовки и редкие издания его сочинений составляли сущие гроши, которых едва хватало на оплату жилья и скромное питание. Но Спинозу это не беспокоит. Он готов на любые жертвы ради интеллектуальной любви к Богу (amor dei intellectualis).

Поздние сочинения Спинозы написаны на латинском. Он словно стремится закрыться от простого читателя нагромождением формул и геометрических построений. Круг его знакомых все больше сужается, но среди них – Христиан Гюйгенс, Эренфрид фон Чингаус, Готфрид Лейбниц и уже упомянутый Генри Ольденбург. Робкая влюбленность в дочь Афиниуса ван ден Энде была единственной попыткой философа обрести семейное счастье. Он как будто предвидит краткость отпущенной ему жизни. Капитальный труд «Этика» Спиноза заканчивает до падения своего покровителя картезианца Яна де Витта, но опубликовать его не решается. Возможно, этот факт позволил философу умереть в своей постели, но тучи уже сгустились. После анонимно опубликованного «Теолого-политического трактата» о нем пошла слава безбожника.

Мыслящая материя Спинозы

Со времен Аристотеля сущность европейской философии составляет три темы исследования – косная материя, Бог и человек. Различные направления по-своему объясняли их взаимодействие, соотношение и свойства. Рене Декарт создал оригинальную модель мира, который живет по законам, запущенным некогда Богом. Так часовщик заводит часы, после чего уходит, предоставляя заведенный механизм самому себе. Совершенно очевиден дуализм Бога и сотворенной им вселенной. Они принадлежат к разным материальным субстанциям. Так же и человек, в котором косная материя управляется душой, или мыслящей субстанцией.

Спиноза принимает механический принцип, но не может согласиться с дуалистичностью материи Декарта. По всей видимости, она не могла объяснить всей полноты бытия, которую пытался охватить своим разумом бывший ученик еврейской школы. Его капитальный труд «Этика» включает теологические рассуждения, моральные принципы и все нагромождение законов материального мира. Познающая и непрестанно развивающаяся субстанция мира едина. Бог – уже не творец, но часть мироздания, точнее, признак (атрибут) этого мира. Таким образом, вселенная является единой, вечной и бесконечной субстанцией, имеющей атрибуты протяженности, то есть присутствия ее в пространстве и времени, и мышления.

Перед нами природа, которая изучает себя самое в различных своих проявлениях. Это саморазвитие мыслящей субстанции и есть ее божественность. Человек – часть эксперимента природы, поставленной ею над самое собой. В нем собран не только весь опыт предыдущих экспериментов, но и создан сложнейший механизм восприятия окружающей действительности. В человеке природа осмысленно познает самое себя.

Фантомный философ

Спиноза сделал все, чтобы круг его читателей был максимально узким. Его неудобочитаемые конструкции были понятны только специалистам. После его смерти Спинозу надолго забыли, неожиданно вспомнив лишь в конце XIX века. Идеей мыслящей материи заинтересовались эволюционисты и неортодоксальные физики. Мир стоял на пороге открытия релятивистского принципа и квантовой теории в физике. Волна и частица оказались различными свойствами единой материальной субстанции. Это не значит, что Спинозу стали читать больше, но его имя было у всех на слуху. Знаменитый Остап Бендер назвал трех философов в разговоре с Шурой Балагановым, и один из них – Спиноза.

В Голландии в честь Спинозы названа престижная научная премия, а в Гааге и Амстердаме поставлены ему памятники. Его творчество исследуется и комментируется; ему посвящают свои труды современные мыслители. В современной фантастической литературе его идея о мыслящей материи неожиданно нашла свое воплощение в повести Станислава Лема «Солярис». Возможно, будущие поколения научатся понимать Бенедикта Спинозу лучше, чем мы, увидев в себе мыслящий океан, самодостаточный и бесконечный.

Бенедикт Спиноза

Бенедикт Спиноза (наст. имя Барух Спиноза; 1632-1677) – нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения, один из ярчайших философов Нового времени.

В биографии Спинозы есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Читайте также:
Ханс-Георг Гадамер, биография, история жизни, факты.

Итак, перед вами краткая биография Бенедикта Спинозы.

Биография Спинозы

Бенедикт Спиноза появился на свет 24 ноября 1632 года в Амстердаме. Он рос и воспитывался в семье, не имеющей ничего общего с научной деятельностью.

Его отец, Габриэль Алварес, был преуспевающим торговцем фруктов, а мать, Ханна Дебора де Спиноза, занималась домашним хозяйством и воспитанием пятерых детей.

Детство и юность

Первая трагедия в биографии Спинозы произошла еще в 6-летнем возрасте, когда не стало его матери. Женщина скончалась от прогрессирующего туберкулеза.

В детстве мальчик ходил в религиозную школу, в которой изучался иврит, еврейское богословие, ораторское искусство и прочие науки. Со временем он овладел латинским, испанским и португальским языками, а также немного говорил на французском и итальянском.

В то время Бенедикт Спиноза увлекался исследованием трудов античных, арабских и еврейских философов. После смерти отца в 1654 г. он вместе с родным братом Габриэлем продолжил развивать семейный бизнес. Тогда же он перенимает идеи местных протестантов, и по сути отказывается от учений иудаизма.

Это привело к тому, что Спинозу обвинили в ереси и отлучили от еврейской общины. После этого парень решил продать свою часть семейного дела брату. Стремясь к знаниям, он стал учеником частного иезуитского колледжа.

Здесь Бенедикт еще глубже увлекся греческой и средневековой философией, усовершенствовал свои познания в латыни, а также учился рисовать и шлифовать оптические стекла. Он настолько хорошо владел ивритом, что это позволило ему преподавать иврит ученикам.

Стоит заметить, что особенное влияние на мировоззрение Спинозы оказала философия Рене Декарта. В конце 1650-х годов он основал кружок мыслителей, который кардинально изменил его биографию.

По мнению властей, мужчина начал представлять угрозу благочестию и этике. В результате, за связь с протестантами и рационалистические взгляды, его изгнали из Амстердама.

Философия

Чтобы максимально обезопасить себя от общества и свободно заниматься философией, Бенедикт Спиноза обосновался на юге страны. Здесь он написал работу под названием «Трактат об усовершенствовании разума».

Позже мыслитель стал автором своего главного труда – «Этики», в котором была раскрыта основная концепция его философских взглядов. Спиноза выстраивал метафизику по аналогии с логикой, что привело к следующему:

  • задание алфавита (нахождение основополагающих понятий);
  • формулировка логических аксиом;
  • вывод любых теорем посредством логических выводов.

Подобная последовательность помогала прийти к верным выводам, в случае истинности аксиом. В последующих трудах Бенедикт продолжил развивать свои идеи, главной из которых стала концепция познания человеком собственной природы. Для этого также требовалось прибегать к логике и метафизике.

Под метафизикой Спиноза подразумевал бесконечную субстанцию, которая являлась причиной самой себя. В свою очередь под субстанцией подразумевается то, что «существует само по себе и представляется само через себя». Кроме этого субстанция – это и «природа», и «бог», а значит ее следует понимать, как все существующее.

Согласно воззрениям Бенедикта Спинозы, «Бог» не является личностью. Субстанция безмерна, неделима и вечна, а также выступает в качестве природы в общем понимании этого термина. Любая вещь (животное, дерево, вода, камень) представляет собой лишь какую-то частицу субстанции.

Как следствие «Этика» Спинозы породила учение о том, что Бог и природа существуют отдельно друг от друга. Субстанция вмещает в себе бесконечное количество атрибутов (того, что составляет ее сущность), но человеку известны только 2 из них – протяженность и мышление.

Идеал науки философ видел в математике (геометрии). Счастье заключается в познании и умиротворении, исходящем из созерцания Бога. Человек, чье тело наделено аффектами, способен достичь гармонии и стать счастливым, руководствуясь разумом, логикой, законами, желаниями и интуицией.

В 1670 г. Спиноза опубликовал «Теолого-политический трактат», где защищал свободу научно-критического исследования Библии и преданий. За смешение понятий из различных сфер знания, он подвергался критике со стороны современников и своих последователей.

Некоторые биографы и коллеги Бенедикта прослеживали в его взглядах симпатии к каббале и оккультизму. Тем не менее, мысли нидерландца имели большую популярность в Европе, включая Россию. Интересен факт, что в России издавали каждый его новый труд.

Личная жизнь

Согласно сохранившимся сведениям, Спинозу мало интересовала его личная жизнь. Считается, что он никогда не был женат и не имел детей. Он вел аскетический образ жизни, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз и получая материальную поддержку от друзей и единомышленников.

Смерть

Бенедикт Спиноза умер 21 февраля 1677 года в возрасте 44 лет. Причиной его смерти стал туберкулез, который его мучал последние 20 лет. Болезнь прогрессировала вследствие вдыхания пыли во время шлифовок оптических стекол и курения табака, который раньше считался лечебным средством.

Читайте также:
Бенедикт Спиноза - отзывы, мнение, рейтинг

Философа похоронили в общей могиле, а все его имущество и письма подверглось уничтожению. Чудом уцелевшие труды были опубликованы без имени автора.

Бенедикт Спиноза

В мире ничего сложного нет, ведь он геометричен и закономерен, поэтому мир легко поддается познанию. Нужно только применять геометрические методы, и все станет на свои места. Так считал известный философ и мыслитель из Нидерландов Бенедикт Спиноза. Его причисляют к пантеистической школе, поскольку он доказал, что природа является бесконечной и вечной субстанцией. И она отождествляется с Богом. Своими мыслями, идеями, размышлениями Спиноза делился с учениками и читателями, которые сейчас изучают его трактаты. Для студентов философских и гуманитарных факультетов изучение трудов Спинозы является обязательным. Не с первого раза можно понять, что имел в виду в своих высказываниях и афоризмах этот великий голландец еврейского происхождения. Сочинения наталкивают на глубокие размышления о природе, человеке, его действиях и закономерностях существования.

Бенедикт Барух (еврейское имя) Спиноза появился на свет в Амстердаме 24 ноября 1632 г. В то время город уже завоевал славу центра вольнодумства и толерантности в Европе. Отец будущего философа решился на переезд в Амстердам, чтобы убежать от жестокой португальской инквизиции. В XVII в. представители католической церкви всячески боролись с инакомыслием в своих рядах, преследуя всех противников христианской веры. Страдали и евреи, которых Португалия причисляла к народам, приносящим одни беды и проблемы.

Родители принадлежали к еврейской общине, регулярно ходили на собрания, проводившиеся в Амстердаме. Когда маленький Бенедикт подрос, его отдали в еврейскую школу.

Мальчик был у преподавателей на особом счету, поскольку его отец был довольно богатым купцом. Спинозу заставляли читать средневековых еврейских философов, комментарии к Талмуду и Ветхому Завету, учить древний язык своего народа. Учителя и община хотели, чтобы потом мальчик стал раввином и богословом. У Бенедикта были все предрасположенности к этому. Ему легко давалась учеба, он глубоко задумывался над работами философов-евреев, особенно над трудами Уриэля Акосту.

Огромный вклад в получение знаний внесло и то, что Барух посещал учебное заведение Франциска Ван ден Эдена. Знакомство здесь с античной историей, культурой, философией, литературой полностью изменило мировоззрение Спинозы. Он стал увлекаться изучением латинского языка, естествознанием, математикой. Любимым философом стал Рене Декарт, которого Бенедикт уважал за вольнодумство, свободомыслие, критическое отношение ко всему живому и неживому. Именно то, что Декарт подвергал все сомнению, особенно истины, которые считались общепринятыми, очень импонировало Спинозе. Ведь он получил еще одно подтверждение тому, что все надо проверять и делать логические заключения, основываясь на своих наблюдениях и знаниях.

Приверженность другим традициям и серьезное увлечение европейской философией обеспокоили ортодоксальных членов еврейской общины. Они требовали, чтобы Спиноза отрекся от новых идей и вернулся к истинной вере.

Раскол в отношениях непокорного молодого человека и руководителей общины стал заметен тогда, когда Бенедикт нашел и указал на противоречия между богословием евреев и Ветхим Заветом. Он стал подвергать сомнению догматы, которые касались следующих истин:

  • сотворение мира,
  • загробная жизнь,
  • божественность Священного Писания.

После угроз последовали уговоры и подкуп. Философу обещали, если он вернется обратно в иудаизм и отречется от еретического образа мышления, большую ежегодную пенсию. Спиноза отказался, за что поплатился. На него было организовано покушение.

Отец Бенедикта очень тяжело переживал поведение сына и его отход от еврейских канонов. Он надеялся, что со временем его наследник одумается и продолжит семейное дело. Так и случилось, но не по желанию самого Спинозы.

Отец умер в 1654 г., завещав коммерцию и торговлю сыну. Тот несколько месяцев пытался руководить компанией отца, но понял, что лучше философии ничего нет. Он добровольно отказался от наследства и занялся дальнейшим изучением европейских философских трактатов, создавая и свои.

За этим последовало полное отлучение от иудаизма, изгнание из родной общины. Ее руководство пошло дальше. Оно приказало Спинозе навсегда покинуть Амстердам.

За пределы Нидерландов философ не выехал. Он просто сменил место жительства, выбрав не городскую местность, а сельскую. По мнению мыслителя, тут существовали идеальные условия для того, чтобы думать и развивать картезианскую философию. Чтобы как-то зарабатывать, Спиноза научился шлифовать оптические стекла, т. е. линзы. Это стало приносить ему хоть какой-то доход.

В свободное от работы время философ писал и преподавал своим единомышленникам. Их было немного, но все они с увлечением слушали учителя. Вскоре Спинозу воспринимали только как вольнодумца и атеиста, из-за чего к нему стала враждебно относиться протестантская церковь Голландии.

Читайте также:
Джон Локк - отзывы, мнение, рейтинг

Из-за преследований священников Спиноза все время менял местожительство, пока не обосновался окончательно в Гааге.

Философ много писал и публиковал, но только одна работа вышла под его настоящим именем. Остальные трактаты Бенедикт издавал анонимно. Тем не менее авторство иногда удавалось установить, что делалось поводом для травли мыслителя.

До конца своих дней трудился над очередным трактатом, который был издан уже посмертно. Умер Спиноза от туберкулеза 21 февраля 1677 г. Ему было всего 44 года, из которых он почти двадцать лет страдал от болезни. Постоянное вдыхание пыли от шлифовки линз усугубило туберкулез, как и курение, которым постоянно увлекался философ.

Все имущество мыслителя распродали, последнюю работу опубликовали анонимно. Труды Спинозы были запрещены в Голландии на следующий год после смерти философа.

Для своих учеников мыслитель написал сочинение «О боге, человеке и его разуме». Этот трактат философ создавал в течение двух лет, закончив его к 1660 г. Спустя три года появился трактат под настоящим именем Спинозы, где были изложены тезисы картезианства.

Называлась эта работа «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом». Следующие работы выходили не так часто, как первые две. К остальным произведениям Бенедикта относятся:

  • «Богословско-политический трактат» (1670) – против власти иудеев и кальвинистских клерикалов. Говорил Спиноза о том, что философия свободна от религии, каждый человек может трактовать Библию так, как понимает ее. В этой же работе Спиноза поддержал республику как основу государственного строя.
  • «Этика, доказанная в геометрическом порядке» (1675).
  • «Политический трактат» (1677), продолжение предыдущего сочинения.

Повторное открытие работ Спинозы произошло в XVIII–XIX вв., когда европейская философия стала возрождаться под влиянием политических, социальных и экономических изменений на континенте.

Мыслитель был материалистом, его идеи стали предметом научного спора еще при жизни и продолжаются до этих пор. Нелегко пришлось Спинозе из-за преследований родной еврейской общины и церкви Голландии. Вольное мышление и желание все объяснять по-своему – характерные черты материализма философа. И «виноват» в этом не только Декарт.

Формирование и развитие учения Спинозы объясняются и другими причинами:

  • Политическая ситуация в Европе во второй половине 1650-х гг. В частности, в Германии прошла Реформация и Крестьянская война, а в самой Голландии – завершилась буржуазная революция. Она в Нидерландах переросла в борьбу против испанского засилья и феодализма. Аналогичная ситуация наблюдалась в Англии.
  • Активизировались национально-освободительные движения в Европе, в результате чего стали возникать на континенте первые республики.
  • Борьба капитализма и феодализма.
  • Превращение Голландии в великую морскую и колониальную державу, что сказалось на развитии науки, техники и знаний.
  • Развивались искусство, живопись, естественные науки.

В Нидерландах возникла классическая школа живописи, для которой был характерен реализм. Также Голландия превратилась в передовую страну по техническим и естественным наукам, что способствовало развитию научной мысли.

Страна привлекала людей разных вероисповеданий и профессий, что положительно влияло на просветительство, образование, науку, философию, математику.

Новая философия отражала тенденции общества, которое способствовало производству, капитализму, отделению церкви от государственных органов власти.

Таким образом, религия была оттеснена на второе место в идеологии и обществе. Этим и воспользовались многие философы того времени. Среди них был и Спиноза. Его материализм подкреплялся достижениями астрономов, математиков, физиков, химиков, механиков.

Философ был классическим представителем метафизики, которая совсем по-другому трактовала природу и общество. Спиноза, как Гоббс, Бруно и Локк, отошел от исторического подхода к изучению природных явлений и человека.

В трактатах философа четко прослеживается влияние Декарта (рационализм) и средневековый пантеизм Джордано Бруно. Длительное время изучал мыслитель философию Гоббса и Бэкона, что сказалось на увлечении геометрией. Спиноза обожал эту науку, считая ее совершенной. Четко прослеживается любовь к данной науке в трактате «Этика», которая построена на определениях, аксиомах, теоремах, доказательствах, выводах и примечаниях.

Основными тезисами материализма Спинозы являются следующие:

  • Бог и природа тождественны. Природа при этом единая и бесконечная субстанция, которая является причиной самой себя. Проявляется природа через модусы. У этой субстанции есть свойства, из которых человек может понять только протяженность и мышление.
  • Мир – это строгая и жестокая детерминистическая система, поэтому теологи постоянно нападали на философа.
  • Создал собственную концепцию последовательного рационализма. Он считал, что познание к человеку приходит через опыт беспорядочного характера, чувства и аналогии.
  • У человека могут возникнуть искаженные идеи, ведущие к ложным знаниям.
  • Рассудок порождает адекватные идеи и общие идеи. Так, считал Спиноза, возникало познание второго порядка.
  • Познавать суть вещей можно с помощью интуиции, которая не существует без рассудка. Такое сочетание обеспечивает получение истинного знания.
  • Нет свободы воли, поскольку тело человека обладает протяженностью, а душа мышлением. Эти модусы вынуждены подчиняться необходимости, что приводит к порабощению и рабству человека.
  • Человек поддается аффектам, которые являются страстями.
  • Получить полную свободу можно только через совместимость необходимости и свободы, которая противостоит любому виду насилия и принуждения. Стать свободным человек способен только тогда, когда станет интеллектуально ближе к Богу.
Читайте также:
Платон, биография, история жизни, факты.

Спиноза ввел в оборот такое понятие, как «разумный индивид». Он способен любить на интеллектуальном уровне себя и других людей, соединяться с природой, Богом и миром. Воспитать человека способна только мораль, обеспечивающая целостность и позволяющая переносить проблемы стойко и спокойно.

Учение Спинозы использовали философы в последующие столетия. Свободомыслие, рационализм и критическое отношение к вещам способствовали развитию атеизма и естествознания. Популярность философского подхода объясняется и тем, что мыслитель отказался от родной веры и фактически от семьи ради занятия наукой и преподавания своих идей ученикам. Полемика, которую он вел на страницах своих научных трудов, считается классическим примером материализма. Практически в каждой работе Спиноза обращался к Декарту и использовал геометрические методы объяснения общества, природы, политического устройства.

Бенедикт Спиноза

Бенедикт Спиноза (Benedictus de Spinoza) – великий нидерландец XVII века, представитель метафизического философского направления, смело поднимавший вопросы о Боге, месте человека в мире и человеческом счастье.

Биография

Спиноза появился на свет 24 ноября 1632 году в Амстердаме (Amsterdam). Его отец и мать были представителями еврейского народа, потомками изгнанных из Португалии племен и нашедших дом в столице Нидерландов (Nederland). Отца звали Михаэль (Габриэль Алварес) (Michael (Gabriel Alvarez), мать – Ханна Дебора де Спиноза (Hannah Deborah de Spinoza), у них было 5 детей.

Занимались родители торговлей экзотическими фруктами и были достаточно обеспеченными. При рождении будущий философ получил имя Барух (Baruch). Мать умерла, когда Баруху было 6 лет, и воспитание детей занимался отец. Спиноза учился в церковной еврейской школе, дополнительно изучает теории древнегреческого философа Аристотеля (Aristoteles), латинский язык.

Известно, что уже в юном возрасте он одинаково хорошо изъяснялся по-португальски, по-испански, по-нидерландски, по-французски, по-итальянски, мастерски владел ивритом. В семье говорили на ладинском языке.

Образование

В 1654 году умирает отец, и Спиноза вместе с братьями Исааком и Габриэлем (Isaac en Gabriel) продолжают его торговое дело.

Спиноза увлеченно занимается самообразованием, читая философские сочинения мыслителей разных национальностей:

  • Еврейские мыслители Авраам ибн Эзра (Abraham Ibn Ezra), Маймонид (Maimonides), Герсонид (Personid), Хасдай Крескас (Hasdai Crescas), Авраам Коген Эррера (Abraham Cohen Herrera);
  • Арабские ученые Аль-Фараби (Al-Farabi), Абу-Али-Ибн-Сина (Авиценна) (Abu Ali Ibn Sina (Avicenna), Аверроэс (Averroes) и др.

Такой широкий круг интересов, стремление разобраться в трудах неортодоксальных философов привел к отлучению Спинозы от иудаизма.
После этого он взял себе новое имя Бенедикт (Benedictus), братья выкупили его долю в отцовской фирме, уехал в маленький городок Оверкерк (Verkerk) неподалеку от Амстердама.

Однако движимый стремлением к познанию, Спиноза поступает в амстердамский колледж Ван дер Эдена (Van der Eden), чтобы учить латинский и древнегреческий, разобраться в философских взглядах европейских мыслителей, в научных трудах по проблемам естественных наук, берет уроки изобразительного искусства и приобретает навыки изготовления линз.

Он читает труды Томаса Гоббса (Thomas Hobbes), Рене Декарта (Rene Descartes), Пьера Гассенди (Pierre Gassendi), Никколо Макиавелли (Niccolò Machiavelli), интересуется идеями Джордано Бруно (Giordano Bruno).

Спиноза даже немного преподает литературный еврейский язык иврит.

Его философские взгляды привлекают единомышленников и учеников, он начинает представлять опасность для ортодоксальной церкви. В 1660 году его официально изгоняют из Амстердама, и он переселяется в сельскую местность под городом Лейден (Leiden).

Путь философа

Живет он безбедно, так как его кормит ремесло – изготовление оптических стекол методом шлифовки. Рейнсбург (Ransburg), где поселился Спиноза, был центром идеологии коллегиантов.

Именно здесь появляется его первый трактат с красивым названием «О Боге, человеке и его счастье» («Over God, de mens en zijn geluk»), потом объемный труд «Этика» («Ethiek») и книги, посвященные анализу философских взглядов Декарта.

Смелые взгляды Спинозы быстро распространяются в ученой среде, поэтому к нему часто приезжают слушатели из университета в Лейдене. Именно в этот период, в 1661 году, завязывается дружба и обмен письмами, продолжавшийся до конца жизни Спинозы, с Генри Ольденбургом (Henry Oldenburg), который возглавлял королевское научное общество в Лондоне.

Читайте также:
Ханс-Георг Гадамер (Hans-Georg Gadamer) - отзывы, мнение, рейтинг

С 1663 года Спиноза проживает в предместье Гааги (Den Haag), в Ворбюрге (Voorburg). Здесь он сдружился с Христианом Гюйгенсом (Christiaan Huygens), знатоком физических и математических наук, и специалистом в филологических науках, поэтом Иоганном Фоссом (Johann Voss).

В 1664 году был напечатан труд «Основы философии Декарта» («De algemene filosofie van Descartes») с указанием фамилии автора. Он больше не печатал книги под своей фамилией, скрываясь под инициалами, так его сочинения были запрещены к изданию.

В 1670 году выйдет анонимный труд «Теолого-политический трактат» («Theologisch-politiek traktaat»), где философ изложил свои атеистические взгляды. Не преследовали его только потому, что представитель государственной власти Ян де Витт (Jan de Witt) во многом разделял взгляды смелого мыслителя.

Тогда же Спиноза поселяется в Гааге, создает учебник «Еврейская грамматика» («Hebreeuwse grammatica»). Известного философа приглашали преподавать в университете в Гейдельберге (Heidelberg), но он отказался, объяснив, что так ему будет сложно сохранять верность своим взглядам и убеждениям.

Основополагающая книга «Этика» была завершена в 1675 году, но издать ее было невозможно, так как возглавлявшие государство представители рода де Витт были убиты в ходе антиправительственного мятежа, а у власти оказались лица, не поддерживавшие неортодоксально мыслящего Спинозу.

Скончался великий нидерландец в возрасте 44 лет в 1677 году от туберкулеза, которым болел более 20 лет.

Его похоронили на средства его друзей под плитами церкви Ньеве Керк (Nieve Kirk), а когда срок аренды места для захоронения истек, тело извлекли и, по одной из версий, просто выбросили, а по другой, более гуманной, перезахоронили в коллективной могиле. Личные вещи распроданы, а стол с рукописями был переправлен друзьям Спинозы в Амстердам, чтобы собрание трудов было издано посмертно. В своем завещании Спиноза просил опубликовать его труды в год смерти, что и было выполнено, правда, без указания имени автора: на обложке латинского издания стояли только первые буквы B. d. S. В 1678 году труды Спинозы были напечатаны на нидерландском языке и сразу же запрещены. На территории церкви Nieve Kirk есть памятная стела, установленная в память о великом вольнодумце.

Философские взгляды

Цель теории Спинозы – поиск путей к обретению человеком счастья, радости и внутренней гармонии.

Чтобы стать счастливым, человеку нужно разобраться в самом себе и в своем месте в мире, изучить законы бытия как первопричины.

В своих трудах Спиноза формулирует основные понятия, на которых основывает все аксиомы и теоремы:

  • Субстанция – единство всего, что существует само по себе, неделимое и бесконечное с точки зрения временной и пространственной; это мир вокруг человека, представляющий собой единство природы, Бога, духа (Бог при этом не имеет личностного начала, воли, ума, Бог – часть существующей субстанции, такой же, как человек, зверь, растение и др.);
  • Атрибут субстанции – сущностный смысл и реализация субстанции (например, Бог), два из них наиболее важные и неразрывно взаимосвязанные – мышление и протяжение; но ни один атрибут не оказывает воздействия на другие;
  • Протяжение – это главный признак тела, комплекс его физических свойств;
  • Мышление – один из атрибутов субстанции, причина всего в природе, признак всего сущего в мире – и одушевленного, и неживого;
    идея – определенное выражение мышления;
  • Причинность – постоянная и не изменяющаяся взаимообусловленность причин и следствий, в результате чего не могут существовать такие понятия, как случайность или свобода воли человека (а устремления человеческие существуют, потому что они необходимы);
  • Любовь к Богу – активное желание человека жить в гармонии с взаимосвязями всех вещей, которое делает человека счастливым;
  • Помощь Бога извне – соответствие и гармония между реальным миром вещей и устремлениями человека, которому не нужна помощь знания;
  • Помощь Бога изнутри – использование знания для приведения в гармонию взаимоотношений человека и окружающего мироздания;
  • Несчастье – отсутствие внешних и внутренних видов помощи Бога;
  • Аффекты – состояния тела и идей, побуждающие человека действовать (существует 3 аффекта – удовольствие, неудовольствие и желание).

Спиноза много размышляет о природе чувств, в частности, любви к человеку и в Богу. Взгляды Спинозы послужили развитием метафизической философии, обращающейся к проблемам первоначальной природы мира.

В теориях Спинозы объединились теоретические положение представителей нескольких философских и научных школ:

  • Стоицизм мыслителей античного мира;
  • Рационалистические взгляды еврейских ученых периода средневековья;
  • Ренессансный гуманизм;
  • Основные положения естественнонаучных теорий и др.

Называя Спинозу философом барокко, имеют в виду его способность объединить признанные им рациональными идеи разных направлений в философии.

Идеи Спинозы популярны, у них много поклонников. Например, его взгляды разделяли такие великие умы, как Иоганн Вольфганг Гете (Johann Wolfgang Goethe) и Альберт Эйнштейн (Albert Einstein). В Амстердаме и Гааге установлены памятники великому философу Бенедикту Спинозе.

Читайте также:
Фридрих Ницше, биография, история жизни, творчество

Биография Бенедикта Спинозы

Бенедикт Спиноза – голландский философ еврейского происхождения.

Детство и ранние годы

Барух (Бенедикт) де Спиноза, второй сын Мигеля де Эспинозы и Аны Деборы, появился на свет в Амстердаме. Его отец был португальским евреем, торговавшим овечьей шерстью, чье купеческое дело процветало. Мать умерла, когда мальчику было всего шесть лет.

Юный Спиноза преуспевает в изучении языков: португальского, еврейского, испанского, голландского, французского и латинского. Начальное образование Спиноза, воспитанный в лучших еврейских традициях, получает в иешиве, усердно изучая каноны Корон Торы.

Мальчик учился как у учителей – сторонников традиционных взглядов, так и у прогрессивно мыслящих педагогов, а потому имел многогранное мышление. В школе Спиноза блистал талантами, имея все необходимые достоинства, чтобы в будущем стать раввином. Однако преждевременная, трагическая смерть старшего брата в 1650 г. вынуждает его оставить обучение и заняться семейным делом.

Научная деятельность

В 1653 г. Спиноза начинает изучение латинского языка под руководством Френсиса ван дер Енде – вольнодумца, открывшего перед мальчиком двери в новый мир схоластики и современной философии.

После смерти отца в 1654 г. Спиноза проводит одиннадцать месяцев в чтении кадиш – еврейской молитвы скорбящих. Он отказывается от наследства в пользу своей сестры Ребеки.

Какое-то время Спиноза занимается семейный делом по ввозу шерсти в Голландию, которое, однако, сталкивается со значительными финансовыми сложностями в период Первой англо-голландской войны. Стремясь отделаться от кредиторов, Спиноза объявляет себя лишённым наследства и отходит от дел.

После этого он наследует имение матери, и раз и навсегда посвящает себя философии и оптике.

Он берёт себе латинское имя, Бенедикт де Спиноза, и занимается учительством. Здесь начинается важный этап его жизни, поскольку именно в это время Спиноза, благодаря своим связям с антиклерикальной сектой ремонстрантов, знакомится с рационализмом.

Спиноза внимательно следит за тем, как ряд антицерковных групп восстаёт против общепринятых догм. Это новое направление философской мысли формирует его собственную идеологию, явившуюся причиной распрей между ним и властями, а также представителями традиционной философии.

Всё чаще он выступает против традиционализма, и в 1656 г., опасаясь, что за связь с ним еврейская община Амстердама может быть подвергнута гонениям, представители религиозной школы Талмуд-Торы накладывают запрет на просветительскую деятельность Спинозы за проповедование радикальной теологии.

Однако это известие не только не смутило философа, но и было воспринято им с большим облегчением, поскольку радикальные взгляды давно наводили его на мысль о необходимости отделения от конгрегации Талмуд-Торы.

Спиноза больше не посещает синагогу и, в конце концов, выражает чувство глубокого отвращения и антагонизма к иудаизму. Существует мнение, что позже он принёс «извинение» старейшинам этой церкви, в котором защищал свою позицию против ортодоксальной религии. Однако некоторые исследователи считают, что никаких извинений не было принесено вовсе.

Слухи о том, что, после изгнания из иудаистской церкви, Спиноза обратился в христианство, имеют под собой мало оснований, однако латинское имя он себе оставляет. Несмотря на то, что Спиноза имеет тесные связи с христианской общиной и даже живёт в коллегиальном поселении, крещение он так никогда и не примет, а потому становится первым светским евреем современной ему Европы.

Вслед за запретом и изгнанием из Амстердама, Спиноза некоторое время живёт в деревушке Удеркерк-аан-де-Амстел, однако вскоре возвращается обратно в город. Во время своего пребывания в Амстердаме, он берёт частные уроки философии и усердно изучает строение линз.

Где-то между 1660-1661 г.г. Спиноза навсегда покидает город и отправляется жить в Риджнсбург в общине Лейден. Именно здесь появятся самые значимые его труды.

В 1663 г. Спиноза пишет одну из основных работ всей своей жизни, «Трактат о Боге, человеке и его благополучии». Этот научный труд был стремлением донести миру свои взгляды на метафизику, эпистемологию и мораль.

В это же время он работает над написанием своей трактовки трудов Декарта «Основы философии», которую закончит всё в том же 1663 г. Это толкование станет единственной работой, вышедшей под его именем за всю его жизнь. В этом же году Спиноза перебирается в Воорбург.

Его встречи с различными учёными, философами и теологами, имевшие место в этом городе, лягут в основу нового труда «Этика». Чтобы заработать на жизнь, Спиноза трудится в мастерской по изготовлению линз.

Читайте также:
Николай Бердяев - отзывы, мнение, рейтинг

И в это же время он работает над своим трудом «Богословско-политический трактат» в защиту светских и конституционных властей, который будет издан анонимно в 1670 г. Скандальный труд вызвал бурю негодования в обществе и был официально запрещён в 1674 г.

В 1670 г. Спиноза переезжает в Гаагу. Здесь он работает над написанием «Политического трактата», а также ряда других работ, в том числе и «Трактата о радуге» и научных заметок «О вычислении вероятности». Помимо этого, Спиноза продолжает трудиться над работой на еврейском языке, а также берётся за голландский перевод Библии, который вскоре сам же уничтожит.

Свой шедевр «Этика» Спиноза закончит в 1676 г. В этой работе он безжалостно критикует традиционные верования и философские концепции Бога, человеческого существа, природы и Вселенной в целом. В пух и прах он разносит религиозные, богословские и моральные устои. Парадокс состоит в том, что именно в этом труде Спиноза провозглашает, что Бог есть мир, отождествляя Бога с природой.

Личная жизнь и наследие

После того, как Спиноза, приняв латинское имя, начинает преподавать в школе, у него впервые возникают романтические чувства к дочери учителя той же школы, Кларе. Однако любовь его была безответной, и вскоре девушка отвергает его ради человека более богатого и успешного.

В 1676 г. здоровье Спинозы пошатнулось, и, на протяжении года, состояние его будет лишь ухудшаться. 21 февраля 1677 г., вследствие болезни лёгких, приобретённой в процессе вредной работы в мастерской по шлифовке линз, сердце Спинозы остановилось. Похоронили его на церковном кладбище при Новой христианской церкви в Гааге.

Согласно его волеизъявлению, «Этика», наряду с другими его трудами, была издана посмертно в 1677 г. Труд всей его жизни, «Этика», состоял из пяти разделов: «О Боге», «Природа и истоки человеческой мысли», «Природа и начало эмоций», «Путы, сковывающие человека, или Сила эмоций» и «Сила понимания, или Свобода человека».

Интересные факты

Голландский философ Спиноза был радикальным мыслителем, чей посмертно изданный труд «Этика» произвёл революцию философской мысли и сделал его величайшим рационалистом XVII столетия.

3 интересных факта из биографии Бенедикта Спинозы

Ариэль Городецкий

Великий философ создал метафизическую систему, поразительную по своей красоте и великолепию, но тот факт, что она не основывалась ни на личном опыте, ни на окружавшей его реальности, поражает ещё больше. Гёте считал, что Спиноза поднялся на вершину мышления благодаря математической и древней раввинистической культуре.

При жизни к нему питали отвращение представители всех религиозных учений, а после смерти чернили и сжигали его работы, преследуя тех, кто их читал. Суть философии Спинозы – это его всеохватывающая система, соединяющая теократический мир средневековых незыблемых истин и зарождающееся учение о том, что только разуму под силу постичь истину. Он был убеждён в том, что весь мир представляет собой математическую систему и может быть до конца познан геометрическим способом. Эта математическая система, по его мнению, является воплощением Бога, или Природы. Она начинается с исходных допущений и при помощи геометрических доказательств выстраивается Вселенная, которая одновременно является Богом. Это классический образец пантеизма – учения, согласно которому Бог и Вселенная тождественны. Такие взгляды перекликаются с современной теорией, согласно которой наша планета рассматривается как один огромный организм или саморегулирующаяся система. Система Спинозы легла в основу холистской этики, сходной с той, которой придерживаются современные экологи. Причиняя вред миру, ты причиняешь вред Богу; причиняя вред другому, ты причиняешь вред себе.

Политическая теория Спинозы также во многом опережала свое время. Он полагал, что единственная цель государства заключается в защите интересов личности с тем, чтобы она могла свободно совершенствовать себя и свои взгляды, используя просвещенный разум. Своеобразная системность подхода Спинозы делает его философию неподвластной времени. Интересно, что все основные выводы его построения в целом согласуются с современной философской мыслью – как в науке, так и в политике. Как система, так и выводы из неё, обладают убедительной красотой, не имеющей себе равных в истории философии.

Барух (Бенедикт) де Спиноза родился 4 ноября 1632 года в еврейской семье, предки которой были изгнаны из Португалии и поселились в Амстердаме. Его отец был удачливым купцом и имел довольно большой дом, мать умерла, когда ему было шесть лет. Начальное образование Спиноза получил в религиозной школе «Эц Хаим», где изучал иврит и Тору с комментариями Раши, Талмуд и раввинистическую литературу. Возникновение критических взглядов Спинозы на религию связано с влиянием бывшего иезуита Ван ден Эндена, под руководством которого Спиноза изучал латинский язык. Однако исследователи XIX-XX вв. склонны считать, что главным источником взглядов Спинозы были неортодоксальные воззрения, существовавшие в среде просвещенных членов еврейской общины Амстердама.

Читайте также:
Фома Аквинский - отзывы, мнение, рейтинг

После смерти отца управление торговой фирмой перешло в его руки и брата Габриэля. В начале 1656 года еретические взгляды Спинозы, которые разделяли врач Хуан де Прадо и учитель Даниэль де Рибера, привлекли внимание общинного руководства. Спиноза подвергал, среди прочего, сомнению, что Моисей был автором Пятикнижия, и то, что Адам был первым человеком. Эти высказывания, его сближение с сектантами (коллегианты, течение в протестантизме) и фактический отход от иудаизма вскоре привели к обвинению его в ереси и исключению из еврейской общины (херем в 1656 году). Взяв себе новое имя – Бенедикт (латинский эквивалент имени Барух), он продал свою долю брату и уехал из Амстердама, поселившись в Рейнсбурге, где зарабатывал на жизнь шлифовкой линз. В 1663 году он написал “Принципы философии Рене Декарта” – единственную работу, вышедшую не анонимно. В этом труде излагается в геометрической форме и подвергается критике философия Декарта, оказавшая на него самого значительное влияние.

В 1670 году был напечатан анонимно его “Богословско-политический трактат”, содержащий критику религиозной идеи откровения и защиту интеллектуальной, религиозной и политической свободы. Это нападение на религию вызвало сенсацию. Книга была запрещена, поэтому продавалась с фальшивыми титульными листами. Из-за постоянных нападок философ отказался от публикации трактата на голландском языке. В пространном письме одному из лидеров еврейской общины Амстердама, философ защищался от обвинений в атеизме. Он был первым мыслителем нового времени, который не принадлежал к какой-либо церкви или секте. “Этика” Спинозы была опубликована впервые в книге “Посмертные произведения” 1677 уже после его смерти.

На протяжении последних двадцати лет жизни философ страдал от чахотки, невольно усугубляя болезнь вдыханием при шлифовке оптических линз, а также курением – табак считался тогда лечебным средством. Исследования Спинозы намного опередили своё время, не вызвав отклика у современников, – евреи не читали сочинений “еретика”, а христиане не были готовы к восприятию его идей.

“Вечерняя Москва” предлагает вашему вниманию три интересных факты из биографии великого философа:

1. Вне всепоглощающей работы у Спинозы было мало развлечений, однако те немногие, которые были отличались оригинальностью. По словам его раннего биографа, “он собирал пауков и устраивал между ними бои” или, используя увеличительное стекло, “поймав несколько мух, помещал их в паутину и наблюдал с великим удовольствием за следовавшей после этого борьбой, иногда громко смеясь”. В письме к другу Спиноза заявил, что “каждый с восхищением и восторгом замечает в животных те самые черты, которые вызывают отвращение и презрение в человеке”.

2. В середине XVII века Спиноза взялся изучать ремесло шлифовки линз. Они использовались в микроскопах (потребность в которых испытывали торговцы бриллиантами), в морских подзорных трубах и в очках для чтения. После того, как Спиноза перестал преподавать, казалось, что ему не оставалось ничего другого, как шлифовать линзы до конца своих дней. Он стал крайне искусным мастером и изготовленные им линзы пользовались большим успехом. В XIX веке, когда спрос на сувениры, имевшие хоть какое-то отношение к знаменитостям, быстро рос, один амстердамский торговец антиквариатом по имени Корнелиус ван Халевейн продавал линзы, отшлифованные Спинозой, богатым еврейским торговцам, профессорам из Германии и другим коллекционерам. Эти линзы были не очень высокого качества, возможно, что ван Халевейн случайно обнаружил склад, доверху забитый линзами, над которыми Спиноза не закончил работу.

3. В 1672 году Франция заявила о своих правах на Испанские Нидерланды (ныне Бельгия) и оккупировала Голландию. В последовавших за этим в Гааге беспорядках друг и покровитель Спинозы де Витт, входивший тогда в правительство, попал в руки толпы и был растерзан ею. Спиноза, узнав об этом, был взбешён. Он немедленно направился в свою комнату и изготовил плакат, на котором написал: “Подлые, подлые варвары!” Таково было его определение толпы, растерзавшей де Витта. Спиноза намеревался пройти по улицам и публично повесить свой плакат на стену рядом с местом, где произошло убийство. К счастью, этот безрассудно храбрый поступок был предотвращён: домовладелец узнал, что замышляет его постоялец, и запер его в комнате.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: