Айзек Азимов – отзывы, мнение, рейтинг

10 лучших книг Айзека Азимова

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Айзек Азимов признан классиком научной фантастики XX века. Еврей по национальности, русский по происхождению, американец по гражданству, писатель удостоен 20 наград международного уровня за лучшие произведения в разных номинациях. Азимов писал о роботах, полётах во времени и между планетами, рассуждал о границах Бытия и разума. Почти все романы автора экранизированы современными режиссёрами, что говорит об актуальности его историй в XXI веке.

Рейтинг лучших книг Айзека Азимова

Номинация место наименование произведения рейтинг
Рейтинг лучших книг Айзека Азимова 1 Я, робот (1950 г.) 4.9
2 Конец Вечности (1955 г.) 4.8
3 Основание (1951 г.) 4.8
4 Сами боги (1972 г.) 4.7
5 Профессия (1957 г.) 4.6
6 Обнаженное солнце (1956 г.) 4.5
7 Вторая Академия (1953 г.) 4.5
8 Роботы и Империя (1985 г.) 4.5
9 Двухсотлетний человек (1976 г.) 4.5
10 Последний вопрос (1956 г.) 4.4

Я, робот (1950 г.)

Автор книги: Айзек Азимов

Первая в рейтинге книга «Я, робот» – это сборник из 9 фантастических рассказов, написанных с 1940 по 1950 годы. Интересно, что название позаимствовано у другого автора – Эндо Биндера, причём мысль такого «плагиата» принадлежала не Азимову, а издателю книги.

Рассказы представлены отдельными историями, связанными воспоминаниями одного человека, доктора Сьюзена Келвина, давшего интервью в 2057 году. Он – штатный робопсихолог всемирной корпорации по созданию позитронных роботов. В рассказах красной нитью проходит одна идея, актуальная и на сегодняшний день – это поиск резонанса между законами программного обеспечения, компьютерных алгоритмов и человеческих факторов, взглядов и образа мыслей. В историях принимают участие учёные, инженеры, политики и возможные роботы в человеческом обличии, укрывающиеся от разоблачения, а действие происходит в начале XXI века на всех планетах Солнечной системы.

Когда закончилась мировая война во вселенной роботов в 1982 году, люди изобрели позитронный мозг и гипердвигатель, которые и положили начало колонизации Солнечной системы. Закон не разрешал использовать роботов на Земле, зато на спутниках, астероидах и звёздах они сполна себя оправдали.

В произведении впервые в мире сформированы 3 правила робототехники.

Конец Вечности (1955 г.)

Автор книги: Айзек Азимов

Второй в рейтинге роман «Конец Вечности», в котором речь идёт о Вечности и путешествиях в ней. Это первое в своём виде произведение научно-фантастического плана, ставшее классикой жанра.

Действие происходит в структуре «Вечность», которая контролирует реальность и время. В неё входят люди, так называемые «вечные», способные путешествовать между столетиями. Их задача – контроль и коррекция истории человечества. В центре внимания звезда «Немезида», звезда-спутник которой Эритро – единственный выход для человечества в преддверии угрожающей гибели. Однако при освоении звезды возникла проблема – людей поражает “эритроническая чума”.

В романе теряют привычную сущность время и положения обыденной, и даже научной жизни, Айзек Акимов используем много профессиональных терминов, значение некоторых на русский язык не переведено и на сегодняшний день утрачено. Предшествует истории «Конец Вечности» позже написанный роман «Сами Боги», который мы рассмотрим далее.

Основание (1951 г.)

Автор книги: Айзек Азимов

Бронза достаётся роману «Основание», ставшему первым в одноимённой трилогии. Действие разворачивается в Транторианской Империи, самой большой в Галактике. Учёный Гэри Селдон, используя математические и психоисторичексие методы, предсказывает падение Империи в течение нескольких столетий с вероятностью 92,5%, но такую информацию Комиссия Общественной Безопасности запрещает предавать огласке, опасаясь волнений и беспорядков, которые уже начинали проявляться. Столица Трантор погрязла в бюрократии и коррупции, оказавшись в сложной для маневрирования ситуации. Грядущий крах заключается в распаде Империи и возврату человечества к варварским временам, когда все достижения будут разворованы и утрачены, в частности инновационные технологии и ядерная энергия. Задача людей – собрать все ценности в Академии до момента падения Трантора.

Гэри Сэлдон ставит перед собой задачу минимизировать эффект от катастрофы, сократив время прогнозируемых варварских беспорядков с 30 000 лет до 1 000 лет и сберечь все великие знания в Энциклопедии. Найдена новая планета для жизни – Терминус, именно здесь учёный пытается сохранить все достижения человечества.

Сами боги (1972 г.)

Автор книги: Айзек Азимов

В фантастическом романе «Сами Боги» описан контакт человека с существами из параллельной вселенной, пол которых составляют эмоциональ, пестун и рационал, а законы физики их родной планеты отличаются от земных.

Землянам более не угрожает кризис отсутствия ресурсов – Фредерик Хэллем разработал электронный Насос, обеспечиваемый неисчерпаемой чистой энергией все нуждающиеся объекты планеты. Казалось бы, это открытие – дело случая, но за ним стоят те самые существа из другой вселенной, где гораздо сильнее ядерное взаимодействие, там возможно существование изотопов – источника энергии, нестабильной на Земле.

Роман состоит из двух частей: «Против глупости», где автор описал обмен Вольфрама-186 на Плутоний-186 радиохимиком Хэллем, случайно обнаружившим межвселенский процесс обмена материи (той самой перекачиваемой энергии). Создавший Насос и получивший порцию славы, он не продолжил работу с «детищем» – научное обоснование и реализацию за него делали другие люди. Но оппоненты учёного считают процесс перекачки энергии опасным для вселенной и связываются с «пралюдьми». Во второй части «… Сами Боги…» автор рассказывает об обществе «пралюдей». Это глубокий, интересный и разносторонний параллельный мир, с которым интересно познакомиться читателю-любителю фантастики. Третья часть «…Бороться бессильны?» повествует о колониях на Луне, их взаимодействиями со структурами Земли. Учёный Денисон предлагает выход – отправлять перекачиваемую энергию в другие Вселенные, чтобы не допустить гибель своей обители, для этого на Луне предлагается установить компенсирующие действие Насоса устройства.

Профессия (1957 г.)

Автор книги: Айзек Азимов

Айзек Азимов в романе «Профессия», опубликованном в середине XX века, частично предвидел будущее, описав процесс обучения уже без книг – теперь знания зашивали в мозг посредством специальных машин. Так восьмилетние дети в короткий срок осваивают письмо и чтение, а до 18 лет им просто незачем учиться – по достижении совершеннолетия они проходят тестирование на определение способностей, и в зависимости от этого происходит автоматический подбор профессии, и её запись в мозг. Через пару лет по прохождению Олимпиады происходит распределение студентов по рабочим местам, престижность которых напрямую зависит от количества полученных в соревновании баллов. Свободы выбора нет, но всех всё устраивает до тех пор, пока по результату олимпиады человеку не предопределяют его судьбу.

Читайте также:
Михаил Булгаков, биография, факты, произведения

Исключением из правил стал Джордж Плейтен, в школьные годы заинтересовавшийся программированием. Он пытается освоить дело сам, но в итоге проваливает профильный тест, не получает направление и отправляется в клинику для таких же «безпрофессиональных» людей. Пациенты центра не теряют надежды на «полезное» будущее и пытаются обучиться делу самостоятельно, используя книги. Спустя пару лет Плейтен сбегает из клиники, попадает на Олимпиаду, не осиливает её, но понимает: мир без выбора не так справедлив, он лишает человека развития, а в больнице для «слабоумных» собраны как раз не самые глупые люди. Они сохранили способность мыслить, учиться и делать открытия, двигая прогресс.

Обнаженное солнце (1956 г.)

Автор книги: Айзек Азимов

Следующий в рейтинге роман «Обнажённое солнце». На планете внешних миров Солярия происходит преступление, расследовать которое местные жители самостоятельно не могут. Для этого с Земли, с которой у жителей напряжённые отношения, приглашают опытного детектива Элайджу Бэйли – он вместе со знакомым роботом, коренным жителем Солярия, приступает к распутыванию нитей происшествия. Единственный свидетель убийства – робот, мозг которого перегорел от невозможности предотвратить случившееся, соответственно дать показаний он не может.

Образ жизни на планете изолированный – семьи живут в поместьях, общаются преимущественно с роботами – контакт с другими людьми, и даже родственниками становится для них испытанием, совершается только в случае крайней необходимости.

Как позже окажется, расследование – лишь предлог для вызова детектива, истинная причина – обнаружение возможного заговора, угрожающего человечеству. Сыщик одновременно с расследованием убийства находит возможные причины трагедии и предлагает выход.

Вторая Академия (1953 г.)

Автор книги: Айзек Азимов

Роман «Вторая Академия» – третья книга в цикле научной фантастики Азимова «Основание». Чтобы понять, о чём идёт речь в произведении, рекомендуем прочитать первые две книги, однако завершающая признана публикой как самая захватывающая и интригующая.

Империя Галактики разрушена, у власти остался только Союз Миров, во главе которого правитель-завоеватель с Периферии Мул, угрожающий Основанию. Он ставит цель расширить зону правления путём захвата новых галактических территорий. Планам не суждено сбыться из-за таинственной Второй Академии, находящейся на другой стороне Галактики, на самом её краю. Мул пытается найти её всеми силами.

За трилогию Айзек Азимов получил несколько литературных наград и премий – это действительно достойный внимания сборник, который оценят любители научной фантастики.

Роботы и Империя (1985 г.)

Автор книги: Айзек Азимов

Роман из позднего творчества А. Азимова «Роботы и Империя» является продолжением других произведений о роботах, действие происходит спустя несколько веков после смерти Элайджа Бэйли. Всё больше землян покидают родную обитель и заселяют другие колонизированные планеты, это неизбежно ведёт к конфликтам с жителями других Миров. Солирянка Глэдия Дельмар, с которой читатель познакомился ещё в «Обнажённом солнце», с Авроры отправляется на родную планету с миссией узнать, как обстоят дела – человеческая активность к тому моменту сошла на нет. Доктор Амадейро, желающий отомстить ненавистным землянам, пытается убить Глэдию, используя человекоподобных роботов с совершенным мозгом. Робот Оливо открывает новый нулевой закон робототехники «непричинение вреда человечеству».

В романе идёт борьба людей, роботов и влиятельных героев с других Миров за прекращение экспансии других планет в попытке расширить зону влияния землян в Галактике.

Двухсотлетний человек (1976 г.)

Автор книги: Айзек Азимов

«Двухсотлетний человек» – это первая в рейтинге повесть А. Азимова, посвящённая роботам. Семья Мартинов приобретает в качестве дворецкого робота NDR, которого по-домашнему называют Эндрю. Со временем оказалось, что машина имеет творческие способности – робот стал заниматься поделками из дерева. Хозяин снимает с Эндрю обязанности дворецкого и помогает реализовывать поделки, забирая половину выручки, вторая половина уходит на счёт робота. Инвестиции искусственный интеллект направляет на поддержание внешней оболочки, со временем он остаётся единственным непредсказуемым роботом на Земле.

Робот продолжает жить с потомками Мартинов, продолжая своё дело, а затем переключается на «очеловечивание» себе подобных машин, чтобы те могли есть, пить и думать, как люди. Он участвует в создании протезов, успешно продаёт их и становится признанным изобретателем.

Идея Эндрю – стать полноценным человеком, но юристы боятся признавать его таким из-за бессмертия. Тогда робот решается на операцию, которая приведёт к постепенному увяданию подобно старению «организма». До самого конца Эндрю думает о Маленькой мисс, дочери Сэра Мартина.

Последний вопрос (1956 г.)

Автор книги: Айзек Азимов

Завершает рейтинг любимый рассказ Айзека Азимова «Последний вопрос». Это короткое, но яркое произведение вмещает стремительный полёт мысли (или фантазии?) на миллионы лет вперёд до того момента, как Человечество должно прекратить существование. Автор прогоняет историю развития технологии и науки в поиске ответа на вопрос о том, как уменьшить энтропию (необратимое распыление энергии).

Рассказ «Последний вопрос» рекомендуем прочитать в первую очередь для знакомства с автором – произведение ломает границы человеческого восприятия для подготовки к полёту по просторам Галактик Вселенной, о которых пишет Айзек Азимов.

Отзывы на книги автора Айзек Азимов

Обожаю карманные книги. Возможно на полке они и не смотреться столь внушительно, как собрание сочинений “Сатыкова-щедрина” в десяти томах, но их всегда удобно брать с собой в дорогу: машину, поезд, самолет. Они не займут много места и не прибавят лишних килограммов к багажу, но зато обогатят ваш внутренний мир. В конце концов мы покупаем книги не из-за красивой обложки или кожаного переплёта, а из-за содержания. Произведения Айзека Азимов, бесспорно заслуживают прочтения. Конец вечности- я отношу к категории книг “почитать на досуге”, “помечтать о будущем”. Я думаю каждый из нас задумывался, как оно будет выглядеть, что будет потом. Айзек предоставляет своё виденье будущие, которое имеет права на существования. В отличие от главных героев мы не можем менять прошлое, что бы влиять на будущие, но мы можем изменять будущие, помня прошлое. Главные герои Харлан и его возлюбленная Нойс из не досягаемого будущего позавидовали бы нам. Роман интересный, сюжет динамичный, богатый лексикон в сочетании богатой фантазией Автора позволяют верить в вероятность данного будущего. Одно расстраивает, так же как и в произведениях Лавкрафта слабо прописные диалоги. Легче поверить в футуристический мир, чем в реальность персонажей.

Читайте также:
Джордж Оруэлл (George Orwell), настоящее имя Эрик Артур Блэр (Eric Arthur Blair) - отзывы, мнение, рейтинг

Переводил одну из частей этой книги. Поражает “всезнание” и кругозор автора. Сколько всего наваял! Мне любопытно было прочитать про замыслы Эндрю Джексона и его помощника Бюрена провести рокировку президентства, а также о войне Дексона с Банком США. Правда, позже “банкиры” всё же победили политиков :):):)
Полезное чтиво, очень много фактов, которые показывают, что всё уже в этом мире было и надо уметь видеть причины и следствия, которые преобразуются в одинаковые процессы. За 5 тысяч лет существования государства, т.е. “разделённого общества” ничего не изменилось. Помогает понять своё место вы этой цепочке и принять решение, что делать, чем заниматься и кем быть.

Огромное удовольствие и большая досада

Прекрасная книга, великолепно изложены факты американской истории. Бесспорно, Азимов гениален, и не только в литературе. Стиль книги передан в переводе очень хорошо, читается на одном дыхании.
И тем большую досаду вызывают опечатки, которыми книга просто изобилует. Сначала решил не обращать внимание, но честное слово, давно не встречал такого большого количества ошибок в тексте. В основном это конечно простые опечатки, например неправильно напечатан год или век, но согласитесь, предложения наподобие “В 1628 году он отправился в Виргинию, . , и в 1829 году вернулся в Англию. ” (стр.78, 2й абзац снизу) как-то не ожидаешь встретить в книге такого солидного издательства, как Эксмо. Собственно окончательно решение написать рецензию принял после обнаружения в описании Гражданской войны нового для меня словосочетания “западо-восток” (стр.638, 11 строка снизу). Это вроде бы все мелочи, но читать о том, что Виргиния оказывается в 1696 году граничила с Калифорнией (стр.143, 147), по меньшей мере странно (на самом деле по контексту имеется ввиду Каролина).
Однако есть еще несколько замечаний, относящихся все-таки к ошибкам перевода. Во-первых, царь Александр I в 1815 году основал все-таки не “Святой”, а “Священный союз” (стр.474), незначительная в общем-то ошибка для не-историка. Во-вторых, восьмой президент США Мартин Ван Бюрен происходит не из датской (стр.525, 1 абзац), а из голландской семьи (простая ошибка – английское Dutch переводится как “голландский”, а не как “датский”, хотя очень похоже). И наконец, в-третьих, резанул перевод названия представительного органа Виргинии “Совет бюргеров” (стр.74). Это замечание наверное не бесспорное, так как такое название видимо встречается в специальной литературе, но на мой взгляд, было бы уместнее обойтись без немецкой кальки английского слова “Burgesses” и перевести название на русский как “Совет горожан”. Простая логика – Burgesses имеет происхождение от французского Bourgeoisie (“буржуа”, от bourg – город), также немецкое “бюргер” от Burg — также город. “Совет буржуазии” тоже не очень походит, так как термин “буржуазия” очень широк, а в данном случае имеется ввиду именно совет жителей определенной области, так что наиболее близко по смыслу – горожане.
Хочется верить, что от замечаний издательство не отмахнется, и в дальнейшем подобные издания не вызовут столь противоречивых чувств у читателей.

Двухсотлетний человек

Иногда я все таки поражаюсь, как сильно отличаются экранизация и произведение. Приступая к чтению данного рассказа, в моей головое уже вертелась вся та история, что была представлена в фильме. Однако, при чтении и поняла, что они никак между собой не похожи, разве что небольшим кусочком.
Книга мне показалась куда интересней, чем вариант экранизации.
В книге рассказана история робота, который всю свою жизнь пытался добиться признания того, что он человек.
Кто бы мог подумать, что робот сможет сам что-то изобретать, одеваться, написать книгу, вырезать по дереву? Это очень необычно! Сама идея потрясающая, потому что представить такое не возможно. редставить, что робот это живое существо, способное самостоятельно мыслить и творить? Не каждому человеку это дано, а роботу и подавно.
Всю свою жизнь он сражался за то, чтобы его признали человеком и в конце концов он добился своего, только для этого ему пришлось стать смертным. Стоило ли оно того? На это мог бы ответить только герой книги.

история будущего

Фундаментальный цикл о будущем человечества. Отлично продуман, хорош в сюжетном плане, атмосферность на уровне. Встречаются неожиданные повороты в повествовании, а к концу проявляется и вовсе параноидально-остросюжетная линия. Сама картина будущего выписана здорово – распад галактической империи, все эти селдоновские кризисы, постоянное движение в будущее…
При этом первая трилогия выглядит абсолютно цельной, книги её выглядят не как цельные романы, а как части одной большой книги.
С другой стороны, кое-где недостаточно рельефны персонажи, да и в футурологическом плане вряд ли «Академия» на что-то претендует.
Но все-таки, оригинальная трилогия мастера фантастики заслуживает самой высшей оценки за подвижный, постоянно развивающийся сюжет, неожиданные ходы, и саму неповторимую атмосферу Галактики будущего.

Шедевр для упрямых

Скажу честно, начинается этот шедевр мировой фантастики достаточно нудно. Я знаю многих людей, которые не смогли осилить эту вещь дальше третьей страницы. Но мне стало любопытно, как автор сможет использовать эту придуманную им самим науку психоисторию. И продолжила читать.

Читайте также:
Жюль Верн, биография, творчество, история жизни

Следующий месяц я из рук не выпускала книги Азимова. Со второй книги мир “Академии” поглотил меня целиком и полностью. Стиль, поначалу казавшийся мне непомерно тяжёлым, со временем “приелся” и перестал мешать при чтении. Мастерство автора заслуживает уважения, так как, несмотря на специфическую обстоятельность при изложении грандиозных и не слишком событий, интерес не угасает.

Действие начинается на Тренторе – в центре Галактической Империи. В могуществе Империи не смеет сомневаться никто… Кроме Гэри Селдона, разработавшего науку «психоисторию», позволяющую предсказывать будущее на основе социальных данных. Его прогноз неутешителен: Империю ожидает неминуемый крах, в результате которого будут на многие века утрачены знания, искусство – человечество, фактически, окажется отброшено назад в развитии.

В этой книге идёт очень мощный упор на политику (большинство центральных персонажей если ещё не являются видными государственными деятелями, то очень часто в последствии ими становятся). Я бы даже сказала, этот аспект играет центральную роль на протяжении всего цикла – повествование сильно растянуто во времени (для того, чтобы показать деградацию Терминуса и Империи в целом).

В общем, для меня книга заслуживает твёрдой и непоколебимой “пятёрки”. Но, в силу её специфичности, она понравится лишь тем, кто одолеет первую часть. Советую иметь это ввиду.

15 лучших книг Айзека Азимова

*Обзор лучших по мнению редакции simplerule.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Книги фантастического жанра способны погрузить своего читателя в другую реальность, невероятный мир, придуманный автором, от писательского таланта которого зависит общее впечатление от произведения. Среди выдающихся фантастов особо выделяется Айзек Азимов, сделавший наибольший вклад в развитие ныне суперпопулярного жанра. Вместе с А. Кларком и Р. Хайнлайном он входит в тройку корифеев научно-фантастического сегмента англоязычной литературы.

Из под пера автора вышло более 500 произведений, среди которых наряду с фантастикой – детективы, научные труды по астрономии, генетике и истории. Бакалавр химии и профессор биохимии Айзек Азимов отдал должное литературоведению, зачастую общался с читателями, придумывал новые термины, занимался научными исследованиями и обосновывал важную роль фантастики в объединении человечества.

Читателей поражает мастерство писателя и виртуозное владение словом, создание целой системы миров и новых терминов, прочно вошедших в словарный запас современной литературы. Простых людей удивляет его всеобъемлющая деятельность – ведь он вошел в историю, как гениальный литератор, талантливый популяризатор научных знаний, ученый-исследователь, основатель Комитета скептических исследований, занимавшегося разоблачением ошибочных, но плотно укоренившихся постулатов псевдонауки.

Из большого количества гениальных произведений автора сложно выбрать самые удачные, однако наши специалисты, проанализировав мнение читателей, сделали небольшую подборку. Таким образом, мы составили рейтинг самых лучших книг Айзека Азимова, наиболее популярных среди современной аудитории.

Рейтинг лучших книг Айзека Азимова

Номинация Место Наименование Рейтинг
Рейтинг лучших книг Айзека Азимова 1 Конец Вечности 5.0
2 Основание 4.9
3 Я, робот 4.8
4 Приход ночи 4.7
5 Сами боги 4.6
6 Девять завтра 4.5
7 Обнаженное солнце 4.5
8 Профессия 4.5
9 Путь марсиан 4.4
10 Двухсотлетний человек 4.4
11 Камешек в небе 4.3
12 Вторая Академия 4.2
13 Роботы и Империя 4.1
14 Космические течения 4.0
15 Последний вопрос 4.0

Конец Вечности

В творчестве автора данное произведение считается самым лучшим. Сюжет относится не к привычным и традиционным для него космическим путешествиям, а к перемещению во времени. «Вечность» – не категория абстрактного летоисчисления, у которой нет ни старта ни финиша, а могущественная организация под одноименным названием, созданная через 7 столетий после нашего времени. Основание ее совпадает с открытиями в физике и математике, созданием темпорального генератора и протягиванием узкого поля для перемещения в будущее, где Солнце уже перестало быть желтым карликом и превратилось в сверхновую звезду.

Логичность текста состоит в извечном противостоянии захвативших власть и тех, кто имеет право на нее не по рождению, а по способностям. Сюжет захватывает и любовную линию, определяющую сценарий уничтожения мощной организации. От первого и до последнего абзаца читатель остается в напряжении из-за неожиданных сюжетных поворотов и прозрачно-понятной авторской речи. В СССР и России вышло несколько тиражей, продано более 1, 75 млн экземпляров.

Основание

Целая серия романов – три книги, к которым впоследствии прибавились еще одна. Присуждена премия Хьюго за лучшую серию всех времен в жанре фантастики. Читатели журнала «Локус» своим голосованием присудили грандиозной эпопее место в почетной десятке. Название цикла в разных переводах звучало, как «Академия», «Организация», «Фундамент», и это не случайно. Действие начинается в могущественной Империи, крах которой неминуем, несмотря на все могущество сверхдержавы. Математик, уверенный в неизбежности катастрофы, создает организацию для спасения и возрождения мировой цивилизации.

Цикл охватывает большой временной период, каждый роман держит читателя в напряжении. Для тех, кто знаком с творчеством Айзека Азимова, будет приятной неожиданностью увидеть логическое продолжение захватывающей истории в произведениях о галактической истории («Вселенная Основания») и в циклах об Империи Трантора. Уже после смерти автора его последователями были написаны приквелы – «Страхи Основания», «Триумф Основания» и «Основание и хаос».

Я, робот

Включает в себя сборник рассказов о роботах. Первое произведение было создано в 1939 году. Самым популярным по сей день остается рассказ «Хоровод», написанный автором в 1942 году. В нем были сформулированы негласные правила поведения искусственного интеллекта. Дальнейшему раскрытию этих постулатов служат остальные рассказы из книги, например, в «Зеркальном отражении» описываются катастрофические последствия их нарушения. Интересно, что рассказ из серии о детективе Элайдже Бейли и роботе органично вписался в данный цикл и воспринимается, как его неотъемлемая часть.

Уникальность этих коротких произведений, объединенных в одну серию, в парадоксальных ситуациях, оригинальной терминологии и переплетениях сюжета. Они лучше самого замысловатого детектива заставляют читателя следить за ходом авторской мысли. В совершенной по замыслу и по исполнению композиции нет ни слабых, ни случайных элементов. Эта книга принесла своему автору всемирную известность.

Приход ночи

В переводе на русский название звучит довольно загадочно и даже устрашающе – «И пала ночь…», «Смерть Солнца». Несмотря на то, что рассказ датируется 1941 годом, короткое шедевральное произведение все еще находится в списке лучших фантастических рассказов. Роман состоит из трех частей. В рассказе переплетаются цикличность существования цивилизаций, неизменность падения империй и возврат к варварству, религиозные культы, основанные на наблюдениях за небесными телами. Центральной фигурой выступает ученый, которому удается разгадать загадку планеты с 6 солнцами, но он не может убедить население планеты в правоте своих догадок.

Сами боги

Роман был создан в 1979 году. Он состоит из трех частей, каждая из которых является выдержкой из цитаты Шиллера «Против глупости сами боги бороться бессильны». В первой части рассказывается об ученом, пожинающем незаслуженные плоды славы, как автор чужого великого открытия – Электронного Насоса. С его помощью стал возможен обмен экологически чистой энергией, между паралюдьми (жителями другой вселенной) и землянами. Его неумелое использование ведет к неминуемой катастрофе, но, ни самозванец, ни те, кто отрыл ему секрет, не могут предотвратить катастрофу.

Во второй части описаны уникальные жители паравселенной – Мягкие и Жесткие. Особый интерес представляют Мягкий тип живых существ – они имеют изменчивую форму тела и состоят из трех частей (эмоциональ, пестун и рационал). Несмотря на то, что они могут существовать отдельно, мягкие единую триаду. Их миссия – размножение, создание новых триад, которые впоследствии служат Жестким. Основная мысль книги – противостояние Мягких тираническим рамкам, установленных Жесткими.

В третьей части описана колонизация Луны и устройства, созданные для предотвращения неминуемой катастрофы. Роман интересен художественным изложением гипотез о строении Вселенной, трансформациях материи, взаимодействия мыслящих существ, находящихся в противоположных измерениях. За ними явственно просматриваются изложенные проблемы человечества на общей планете.

Девять завтра

Сборник из девяти рассказов, неизменно выходящих под общим переплетом. Есть сведения, что в единый блок их объединил сам автор, по принципу единства общего смысла – в каждом из них рассказывается о ближайшем будущем. В книге подняты не только научные проблемы, но и общечеловеческие. В рецензиях неизменно упоминается способность автора держать читателя в постоянном напряжении, отточенность и завершенность каждого произведения.

Обнаженное солнце

Роман Айзека Азимова «Обнаженное солнце», опубликованный в конце 50-х, является продолжением произведения «Стальные пещеры». Он входит в цикл рассказов о детективе Элайдже Бейли и роботе Даниеле Оливо. Роман будет одинаково интересен как любителям детективов, так и поклонникам фантастики с космическим антуражем.

В основе произведения – расследование убийства человека на изолированной планете Солярия, где люди ведут хозяйство совместно с роботами-помощниками. За дело берется детектив Элайджа Бейли, которого специально вызвали с Земли, для разгадки загадочного преступления. Детектив совместно со своим старым знакомым, роботом Оливо, займутся расследованием, а также разрешением конфликтов между землянами и космонитами.

С. Лем был уверен, что Азимов позаимствовал основную мысль и персонажей у Герберта Уэллса. Однако, на наш взгляд, сходство лишь в извечном противоречии между власть предержащими и теми, у кого нет никаких благ – ни материальных, ни духовных.

Профессия

Научно-фантастическая повесть изначально была задумана, как самостоятельное произведение. Была впервые опубликована в конце 50-х в одном из литературных журналов. Впоследствии была включена в сборник «Девять завтра», как повествующая об одном из вариантов развития будущего человечества в сфере образования.

Особый интерес представляет описанный процесс мгновенного обучения мозга компьютером. А. Кларк впоследствии исследовал концепцию нейрокомпьютерного интерфейса. Однако акцент у Азимова состоит в необходимости определенных качеств в том, чтобы стать профессионалом в выбранной области. Он уверен, что простой записи с компьютера на мозговые нейроны, как на магнитную ленту недостаточно. Нужны способности принимать решения и стремление к улучшению профессиональных навыков – все то, что делает профессионала, независимо от способа усвоения знаний.

Путь марсиан

Встречается и под названием «Марсианский путь» (в зависимости от качества перевода). Есть два варианта поиска – авторский сборник, скомпонованный в середине 50-х или одноименная повесть. И то, и другое представляет несомненный интерес для современного читателя – прекрасный язык, волнующие, емкие, нетривиальные образы (нисколько не похожие на книги предшественников на эту тему).

Произведение повествует о жителях Марса, которые вынуждены использовать земные природные источники для дальнейшего существования. Из-за давления земных властей транспортировка воды с Земли становится все более затруднительной, что впоследствии может привести к гибели всей марсианской колонии.

Сам автор признался, что это одна из шедевральных повестей, написанная на волнующую земную тематику – преследование инакомыслящих, тотальное давление на население, хотя в какой-то степени это было и предвидение освоения космических объектов.

Двухсотлетний человек

Произведение затрагивает любимую автором тему роботов и вводит новую тенденцию – очеловечивание искусственного интеллекта. Получило премию Локуса, Небьюла и Хьюго за лучшую короткую повесть. Если учесть, что это объективная трехсторонняя оценка (от читателей, критиков и собратьев по профессии), рассказ заслуживает непременного прочтения.

В основе сюжета – робот Эндрю, который попал в семью Мартинов в качестве помощника по хозяйству. Вскоре становится заметно, что робот испытывает чувства, стремится к знаниям, познает науки, осваивает различные профессии. В итоге он захотел стать человеком, отстояв при этом права роботов.

Особенный интерес представляет не описание технологий будущего, а поднятие извечных проблем человечности, толерантности, свободы и рабства, необходимости борьбы за права любого угнетенного. Отсюда – и экранизация сюжета в конце ХХ века.

Камешек в небе

Давним поклонникам автора может быть известен, как «Осколок Вселенной». Данный роман – одна из составных частей трилогии о Галактической империи, но может рассматриваться и как самостоятельное, динамичное и логически обоснованное произведение. Конечно, более цельное впечатление об авторском замысле, остается после прочтения двух других книг – «Космические течения» и «Звезды как пыль».

В книге повествуется о далеком будущем, где в результате термоядерной войны, наша планета становится не пригодной для жизни и является всего лишь галькой в небе. Люди расселились по всей Галактике и находятся под тираническим гнетом планеты Трантор, контролирующей всю вселенную. Но земляне не сдаются и вступают в противоборство с устоявшейся системой.

В произведении были подняты интереснейшие темы – приключения, трансформации со временем в разговорном языке, перемещения из будущего, восстания и смертоносный вирус, созданный для воздействия на инопланетных жителей.

Вторая Академия

Альтернативные версии в русском переводе «Второй фонд» или «Второе основание». Третья часть эпопеи «Основание», читать которую следует по порядку, чтобы ощутить хронологию событий.

В центре сюжета безжалостный правитель Союза Миров – Мул. Он полностью подчинил себе всю Галактику и планирует дальше завоевывать новые территории, угрожая тем самым благосостоянию «Основанию». Для противоборства Мулу была создана Вторая Академия, состоящая из ученых-психологов. Они будут отчаянно бороться с тираном, а после с Первой Академией, которую составляют ученые-физики.

Роботы и Империя

Дата выхода в свет – середина 80-х годов. Это четвертый (заключительный) роман знаменитой серии о детективе Элайдже Бейли и роботе Даниеле Оливо. К моменту описанных в книге событий детектив уже два столетия, как умер, робот завещан солярианке Глэдии Дельмар, возлюбленной Бейли. Она, вместе с остальными космонитами, отчаянно пытается противостоять землянам, которые намерены подчинить себе все планеты Галактики.

Роман является своеобразным звеном, соединяющим данный цикл и эпопею об Академии.

Космические течения

Еще одна часть знаменитого цикла о Галактической империи, в который входят «Осколок Вселенной» (Камешек в небе) и «Звезды как пыль». Мнения критиков неоднозначны. Роман называли и первоклассным развлечением, и наименьшим усилием Азимова. Однако все признали неоспоримое превосходство этой части трилогии над любыми другими космическими сагами.

В центре рассказа две планеты – Сарк и Флориния. Рабочие-флориане находятся в полном подчинении у главенствующих сквайров, добывая для них особый вид хлопка. На планету прилетает исследователь с Земли, с целью изменить устоявшийся уклад. Однако его хватают и подвергают процедуре психозонда, что приводит к полной утрате памяти. В последующем землянин становится обычным рабочим на планете Флориния. Все бы ничего, но через годы его память начала частично восстанавливаться.

Последний вопрос

Второе название – «Последняя проблема», датируется серединой 50-х. Сам Азимов называл его своим любимым рассказом, и об этом есть несколько документальных свидетельств. Рассказ, который уместился на 10 страницах, был включен в сборник «Девять завтра». Начавшись с казалось бы обычного спора, он поднял проблемы религии, философии, времени и пространства, неминуемой или предотвратимой гибели Вселенной, будущего человечества. В рассказе усматривают краткое изложение концепции мировоззрения всемирно известного автора.

В приведенный рейтинг вошли самые известные, запоминающиеся и оригинальные произведения автора. Некоторые из них экранизированы, многие входят в отдельные циклы, формирующие «Историю будущего» – уникальный мир Айзека Азимова.

Внимание! Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Айзек Азимов рецензии на книги

Фантастический детектив, действие которого проходит в далеком будущем. К моменту начала повествования земляне не только успели освоить космос и не только абсолютно для всех естественно, что во Вселенной миллионы обитаемых планет, но что более важно – Земля в пух и прах продула этот космос и была, можно сказать, выгнана в самый низ межгалактической цивилизации. Более того, если этого мало – условия жизни на Земле уже неприемлемы. Приходиться жить под специальным куполом, чтобы не умирать от радиационного солнца и ядовитого воздуха.

Во времена, в которых развертывается история, на Земле нет уже никого, кто бывал бы на развитых планетах. Оттуда прилетают, а туда нашим – нельзя. Эту политику я не до конца понял – оказалось, что книга не первая в серии, видимо раньше автор этот момент разжевал уже.
Но вот приходит запрос с планеты Солярия – пришлите, будьте добры, вашего самого крутого сыщика Элайджу Бэйли. У них там впервые за многие-многие столетия произошло преступление, причем сразу, чтоб не расслаблялись – убийство. Полиции, естественно, на Солярии нет, вот и понадобился Бэйли. Потому что у него вселенская репутация.

По приезду вместе с главным героем читатель не только наблюдает за расследованием (весьма специфическим), но и погружается в столкновение двух культур. Жизнь на той планетке чем-то напоминает О дивный новый мир – сегрегация детей от родителей, само слово “дети”, как и любые слова описывающие физический контакт и чувства (“ласка”, “привязанность”, “поцелуй” и масса других) – слова ругательные и оскорбительные. И вообще евгеника там фактически основа мироздания.
На планете, по размерам чуть-чуть уступающей нашей, живет не более 20 тысяч людей. И огромное количество роботов. У каждого – огромное многогектарное поместье. Общение происходит исключительно по видеосвязи, а личный контакт, хоть и возможен, и никем не запрещен, но чисто психологически людям противен. В таких условиях возникает главный вопрос – а как же с такой поголовной психологией можно кого-то убить? Вот такая вот задачка.

В этом детективе есть пара любопытных особенностей:
1. Помощником Элайджи Бэйли становится человекоподобный робот. И он весьма полезен, в том числе и в применении дедуктивного метода. Терминатора в роли сержанта убойного отдела я еще не встречал.

2. Если жителям Солярии противно присутствие в одном помещении с живым человекома, тем более с землянином, то самого Бэйли дико бесят приставучие роботы.

3. Жители Солярии любят открытые пространства, свежий воздух, цветы, смотреть на закаты и рассветы. Для землянина Бэйли цветы – это что-то странное, пахнущее женскими духами; открытое пространство неоднократно вбрасывает его в обморок, а наличие “обнаженного солнца”, без затемняющего купола, воспринимается как нечто самоубийственное, хотя под конец книги – красивое.

4. Главная детективная проблема, как я сказал – чтобы убить человека нужно присутствовать рядом. У описанных действующих лиц вызывает паническую атаку уже сама идея встретиться с кем- то в одном помещении. Так как можно было совершить преступление? Еще более важный вопрос – а как вести расследование, когда обычный на наш взгляд вопрос (например, “когда вы в последний раз видели своего мужа”) вызывает у тех людей мысль, что их оскорбляют самым рьяным образом (“Видела? Да как вы смеете! Грязная скотина!”).

5. Следующая важная проблема – планета кишмя кишит роботами. А все они сконструированы по трем главным законам робототехники. Кто не в курсе – робот не может нанести человеку даже малейшего вреда и не может допустить, чтобы ему кто-то нанес вред, даже он сам себе. Что важнее всего – робот это не дрессированная собака, которая защищает именно хозяина. Любой робот защитит любого человека, с какой бы планеты тот ни был. Так как можно было убить жертву в присутствии этих машинок?

6. Еще один забавный момент планеты, хулиганский так сказать. У жителей Солярии, общающихся исключительно по видеофонам, нестандартное представление об элементарном понятии “видеть”. Женщина, порядочная и даже стыдливая, спокойно раздевается и принимает ванну обнаженная во время разговора по видеосвязи с чужим мужчиной. Аргументация добивает: “Но вы же не видите меня! Вас тут нет! Вы видите всего лишь цифровое изображение, а это не я”.

В общем книга у Айзека Азимова получилась недурственная. Про сам мир почитать было интересно. Детективная линия тоже хороша. Мне приятно, что я догадался как произошло преступление. Хитрая заковырка. Правда, совсем не допер кто убийца. Вообще не в ту степь пошел.
Единственная проблема: самого детектива, как жанра, маловато. Точнее он проходит от начала и до конца, причем даже дальше, чем официальное закрытие дела. Но автору приходилось очень-очень много отвлекаться на воссоздание картины инопланетного мира, да и на иллюстрации Земли будущего. Поэтому в процентном отношении мне сыщицкой работы не хватило.
Тем не менее очень достойно.

#убийственный (Тема 19. Преступление в будущем)

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

“Во времена, в которых развертывается история, на Земле нет уже никого, кто бывал бы на развитых планетах. Оттуда прилетают, а туда нашим – нельзя.” Это действительно в раннем рассказе объясняется. Космониты на развитых планетах проводили жёсткую расовую политику, считая себя лучше землян и закрыли тем доступ к новым технологиям. Потом у них была, кажется, экономическая блокада, а после началась война. Земля капитулировала, и вот уже по условиям капитуляции землянам нельзя покидать пределы солнечной системы.

@lanalana, про войну я не догадался, а насчет расовой дискриминации прям всю дорогу чувствовалось. Причем теория относительности в действии: землянин мусор по сравнению с космонитами, но и между ними ощущается градация по планетам. Затем на самой Солярии разное отношение из-за профессий. И это не говоря уже за роботом, которых вообще за людей так сказать не считают.

В общем, нормально Азимов закрутил. Я вообще не думал, что он подобное писал. Да, глубокое я ожидал, тем более читал у него Двухсотлетний человек. Но что дядя еще и на детективы покушался стало открытием.

Книга, о которой я, конечно же, неоднократно слышала, но очень долго боялась подступиться, оказалась восхитительна. Мне почему-то казалось, что если это научная фантастика (пугало слово научная), то она обязательно состоит из сложной терминологии, постоянно упоминаются законы физики, в которых я не разбираюсь, и вообще будет достаточно заумной. Я все же решилась на эту книгу только из-за того, что именно она прародитель трех законов робототехники, которые признаны во всем мире, а значит, книгу читали многие и в ней должно быть еще что-то. Это «что-то» вызвало мое любопытство, и в этот раз любопытство сыграло мне на руку, и я прочла замечательную книгу, а ведь могла пройти мимо из-за своих предубеждений.

Хочу сразу сказать, то чего я боялась, вообще не было. Книга не зациклена на науке, наоборот история ведется от имени робопсихолога и поднимает скорее вопросы этики и развития цивилизации. Каждый рассказ посвящен одному роботу, каждый раз это новая модель для временной линии рассказа, и естественно, как и со всеми новыми моделями случаются баги. Первые рассказы меня потрясли и впечатлили сильнее, там роботы, не смотря на свои не совершенные модели, были почти человечными. Я ничего не могла с собой поделать и воспринимала их как людей и испытывала к ним сочувствие. Больше всего я привязалась к первому роботу Робби, который не умел говорить, но могу думать. Робби работал няней и очень любил сказку о Золушке. Впечатлил и робот, который создал свою религию. Вообще, все роботы у автора получились трогательными и даже по-детски наивными, к ним тяжело было не привязаться, хотя, по сути, мы читаем про роботов с дефектами. Возможно, именно эти дефекты и делали их такими похожими на людей?

Что же касается научной части, то она не воспринималась вовсе, хоть мы не строим роботов и не бороздим просторы космоса, наши компьютеры опережают предположение автора. Да и как можно серьезно воспринимать науку в книге, где в 1996 есть роботы, но нет банального ПК, интернета и мобильной связи. Дальше больше, роботам дают данные для межгалактического проекта через перфокарты (и да, я хорошо представляю что это такое). В итоге научная часть просто не воспринималась моим мозгом, как что-то не существенное, и я просто читала замечательный роман о чувствах и переживаниях несовершенных роботов и страхах людей, которые их создают. Эта книга стоит того, чтоб ее читать, и в эмпатическом смысле она ни капли не устарела.

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

Фантастика совсем не мой жанр. Не люблю я её и по возможности стараюсь обходить стороной.

Безвыходных ситуаций не бывает – таков девиз этого произведения. В космический корабль врезался астероид, разнеся его на куски. В одном из уцелевших кусков остались три члена экипажа. Им повезло, они выжили. Их обломок вращается по орбите вокруг карликовой планеты Веста. Однако все не так радужно. Воды у них много, еды у них на неделю, с системой освещения дела обтоят хуже, а вот воздуха хватит только на 3 дня. Были и более мелкие проблемы, типа отсутствия отопления, двигателя и средств связи. Чтобы выжить им нужно приземлиться на Весту, но без двигателя это невозможно. Тогда одному из членов экипажа приходит в голову бредовая на первый взгляд идея и он пускается в авантюру.

В физике я полный профан, поэтому оценить техническую сторону рассказа мне сложно. В данном случае я могу оценить рассказ только абстрактной категорией “верю-не верю”. Я не поверила. Не последнюю роль в этом сыграли персонажи: два героя типа предмета мебели и герой-одиночка. Посмотрела библиографию Азимова, оказалось это его первый опубликованный рассказ. Что же, для дебюта наверное неплохо.

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

Данная книга всколыхнула во мне все самые теплые чувства.
Больше всего с самого начала тронул роман “Дуновение смерти”. Во многом потому, что я закончила химический факультет и все тонкие моменты, которые описывал Азимов, так сильно вызывали во мне воспоминания о временах учебы. Описание преподавателей, лабораторий, подходов, казалось бы век другой, страна другая, а мы до сих живем схоже. Даже проблемы те же про квантовою химию! Мой университет похоже застрял во временной яме, не иначе.

Азимов тут прекрасен как обычно тем, как вплетает свои научные знания в сюжет. Детектив, по моему мнению, из него не очень, все так же слегка наивно и по-детски. Но это не мешает наслаждаться романом, если ориентироваться на его сильные стороны.

Другие рассказы в этой книге так же хороши, “Профессия” лучшая придумка Азимова, актуальна и по сей день. Сочетание произведений, конечно, интересное и не поддается моей логике, но как сборная солянка, чтобы ознакомится с несколькими видами типичных сюжетов Азимова подойдет.

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

У меня не бывает неоправданных ожиданий от Азимова, когда я беру в руки его книгу я точно знаю, я получу массу удовольствия именно от того, что он пишет. “Как” – это все же переводчики, но не сомневаюсь, что и в оригинале “как” прекрасно. Но его именно “про что”, сама идея, зачем он вообще начал писать – всегда великолепно. Когда берешь в руки любую книгу Азимова, то ты точно знаешь, книга будет наполнена смыслом, красивым и достойным, и ты почувствуешь себя нормальным человеком читая про то великолепие, которое он создает. Он умеет красиво смеяться, он умеет красиво задумываться, он умеет красиво любить и рассказывает он о красивых людях и их поступках.

Трилогия Академия/Основание/Фонд (я сейчас говорю именно об основных трех книгах, о фундаменте откуда потом побежали различные повести) – шикарна! Я поняла какую допустила ошибку читая книги с большими перерывами, их надо было читать одну за другой, не потому что какие-то детали могут забыться, боже упаси, Азимов пишет так, что забыть что-то нельзя, ну или он напомнит забывшим, о чем он говорит, нет, важно другое, важна динамика книг. “Академия” – это момент осматривания, мы никуда не бежим, не торопимся, мы еще толком и цели-то не знаем, просто крутим головой чтобы осмотреться. Вся книга такая, само написание книги такое, сами поиски Первого Основания именно такие. “Основание и империя” – тут мы определили цель и начинаем движение к ней, все уже намного динамичнее происходит. Нет, это не монтаж ста кусков в секунду, чтобы мы вообще не поняли, что делает герой, это именно начало движения, которое перейдет в бег и при этом мы понимаем происходящее, автор не упускает ни кусочка информации. Он словно подрезает долгие планы. не знаю, как точнее объяснить. У нас сами герои становятся быстрее, они думают быстрее, принимают решения быстрее, сокращают свои фразы, не недоговаривают, а сокращается витиеватость фраз. Можно сказать – “Добро пожаловать”, а можно “Добро пожаловать, многоуважаемый сэр”. Вот Основание и Империя – это Добро пожаловать. А Второе Основание – это “Привет!”. Тут динамика происходящего увеличивается даже внутренне, не только от первой части ко второй, но и во второй от начала истории, до ее конца и замирает на финише, такой красивый выдох получается.

Азимов и в первой, и во второй части истории крутит и вертит читательскими догадками, как наперсточник. И если в первой части про Мула и его падение, ты интригу все же просчитываешь, понимаешь, что должно произойти: как, где кроется обман и для чего. Можно сказать, что автор и не скрывается, да автор на самом деле нигде ничего не скрывает, то вторая часть не дает возможности тебе выдохнуть и просчитать происходящее. Действия в поисках Второго Основания, в побеге, в самих догадках выстроено так, что ты вроде как являясь головой, вертишься за шеей, которой является автор. Я видела несколько моментов, когда автор давал возможность подумать и найти ответ и я была близка к понимаю интриги, к самой так сказать ее сути, я держала в руках отгадку, но повелась заданному темпу и все что было нажито непосильным трудом выпало из корявых ручек. Вот в этом беда желания знать, чем все кончится и не дать себе времени на подумать, а потом сидеть и жалиться, ну как так вышло. Ну, просто побежала со всеми, не покрутив головой и не посмотрев по сторонам.

Азимов умеет создавать интригу, но точно так же он дает тебе возможность все понять. Он как фокусник, он творит фокус перед тобой и только от тебя зависит сумеешь ли ты увидеть, как он это делает. Вторая часть про Аркадию — это как раз фокус, автор тебя готовил к нему, он рассказал, чем будет пользоваться и хлоп, совершил его перед тобой и если бы ты не падкий на зрелище, обратил внимание на составляющие, то ты был бы в восхищении от таланта человека еще больше, потому что это удивительно создавать из очевидного так, что получается “Вуаля!”.

Давайте, попробую, не раскрывая заранее всех карт, чтобы не лишить удовольствия от чтения и понимания таланта автора рассказать, что же в книге происходит. В первой части в “Поисках Мула” – происходит ровно то, что и написано и не стоит про это забывать читая. Мул, который одним своим существованием рушит выверенный план Селдона должен быть как-то ликвидирован и Второму Основанию приходится попотеть чтобы остановить этого мутанта не привлекая внимания, но все же, все же внимание привлечено и Первое техническое Основание начинает заниматься психологией и про это как раз рассказывается во второй части – “Поиск Основания”. Казалось бы, что такого в том, что Основание занялось психологией? А в том, что это тоже рушит план Селдона, а заодно это не просто изучение, а изучение, чтобы выявить людей из Второго Основания, потому что подумать только, они смогли справиться с Мулом, который контролировал миры силой своей мысли! А ведь никто не хочет, чтобы его контролировали, чтобы он был лишен своей воли, своих мыслей и выводов, вот и начинается поиск Основание и борьбы с ним, ну хоть шапочку из фольги на голову и все бы получилось у Первого Основания, если бы не “но”. Второе Основание тоже на месте не сидело и пыталось продумать и просчитать варианты и выходы из ситуаций и так как у них было больше опыта в этих делах и возможность подумать в отличие от первооснователей, то все произошло так, чтобы плану Селдона ничего не помешала, но надо сказать, что еще немного, еще чуть-чуть и неизвестно что было бы дальше, ведь просчитать одного человека, труднее, чем массу, это мы по Мулу очень хорошо поняли.

Великолепная книга. И даже не интригой, а именно зачем и что делалось, основная цель была хороша. Ради человечества. Ради всеобщего процветания, чтобы не случилось того загноения, которое произошло в Империи. Это не просто кто кого – это именно Ради Чего!)

Забыла добавить, я продолжила читать перевод Сергея Борисовича Барсова, во-первых, мне он в прошлый раз понравился, а во-вторых, так как есть имена людей, то мне не пришлось заново с ними знакомиться.

Айзек Азимов, рецензии на книги

Айзек Азимов (Isaac Asimov)

Легендарный американский писатель-фантаст, один из гениев XX века. Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях — от астрономии и генетики до истории и.

Прелюдия на 6 звезд

«Прелюдия к основанию» Айзек Азимов

Бралась я за книгу без каких-либо ожиданий, поскольку уже знакома с творчеством Азимова и мне попадались у него как интересные истории, так и не очень. Конечно с таким подходом нельзя сказать, что книга стала разочарованием. Она просто не зацепила и. Читать далее

Есть у “Вечности” конец, нет у вечности начала..

«Конец вечности» Айзек Азимов

Книга Азимова попала в списки желаемых к прочтению довольно давно, но некоторые отзывы, да и аннотация, как-то отпугивали, от них пахло какой-то глубокой философской работой, с максимумом размышлений и минимумом сюжета. К. Читать далее

  • 15
  • 8
То, что мы должны были прочитать еще в школе

С этой книгой ученого и писателя-фантаста Айзека Азимова мы отправляемся в путь от древних времен до конца двадцатого века, чтобы проследить пути зарождения естественных наук – биологии, ботаники, этологии, микробиологии, серологии, генетики и. Читать далее

  • 11
  • 8
Во Франции нечего делать: кто может гореть, те горят

Жанна д’Арк – единственная историческая личность в этой книге, о которой я имела хоть какое-то внятное представление. В остальном история Франции для меня – тёмный лес в окрестностях Азенкура, каша из Генрихов, Людовиков и Наполеонов. По правде. Читать далее

  • 17
  • 8
Велосипед. Всё изобретено до нас!

«Космический странник» Айзек Азимов

Итак, вы собрались написать увлекательную книгу. А сколько их написано до вас? Правильно! Много. И более того – сюжетов в мире всего тридцать шесть, о чём говорил Карло Гоцци, и детально расписал для публики Жорж Польти. Типажи? И их немного. Читать далее

  • 2

«Не пишется слитно: В наречиях незачем (в значении «бесцельно», например: незачем туда идти), нехотя; в предложных сочетаниях несмотря на, невзирая на; в вопросительной частице неужели. »

Как впервые влюбиться в 30+ и не уничтожить человечество

«Конец вечности» Айзек Азимов

Один из лично придуманных критериев интересности книги для меня – количество закладок. В бумажную книгу я леплю стикеры, в электронной просто жму на кнопочки. Читая это «захватывающее» произведение, я не поленилась нажать на «сохранить» целый один. Читать далее

  • 6
  • 3
Страна теней, где “может быть” играет в прятки с “если”

«Конец вечности» Айзек Азимов

Калейдоскоп. Реальность одновременно существующая и не существующая – чуть дрогнет рука у работающего над Изменением техника, и вот ты уже не ты, а такая альтернативная личность, что испугался бы. Только пугаться некому. Потому что того тебя никогда. Читать далее

  • 12
  • 4
Хижина робота Энди

Эта маленькая повесть Азимова – на самом деле большое явление в научной фантастике. Не случайно она завоевала все престижнейшие литературные премии, существующие для писателей-фантастов (ну хорошо, не все, а только в рамках англоязычной литературы. Читать далее

  • 18
  • 3
В сухом остатке это история о мировом правительстве

Простите, если кого-то смутил заголовок рецензии. Айзек Азимов написал гениальную сагу. Он утверждает, что все не просто предопределено, но и может быть спрогнозировано неким неприметным центром. И даже когда прогноз оказывается неверным, и все. Читать далее

  • 4
  • 2
Восторг детства, разочарование теперь

Я помню, как читал этот роман запоем. Как восхищался полотном длиной в сотни, тысячи лет. Сколь необычной мне казалась задумка. Скучные места я тогда, кажется, относил к своему возрасту, считая, что раз уж взялся за взрослую книгу, нечего. Читать далее

Автобиография Айзека Азимова

Только и разговоров что про «Дюну», ну, а я про другое. Посмотрел первые три серии «Основания» и полез проверить другую книгу Азимова, о которой мечтал 10 лет. И удача: на Авито нашел продавца и, бац, у меня на столе уникальный трёхтомник без ISBN: биография Азимова, написанная им самим же.

Мне очень интересно сформировать более точную карту (и развеять мифы типа «изюмова») и проследить, как формировалась картина мира и стиль мышления столь значимого фантаста, писателя, популяризатора науки и философа. А так же, что было за кулисами создания шедевров «Сами Боги», «Конец вечности», «Стальных пещер» и «Основания».

Кто уже прочитал его автобиографию — делитесь впечатлением в комментариях, а я только приступаю к прочтению и по ходу буду делиться интересными находками про жизнь и про творчество. (Какое было основание у «Основания»?) А пока что пара фактов про Азимова из открытых источников и несколько его полезных эссе про креативность и мышление.

Кстати, мои любимые произведения Азимова — «Приход ночи» и «Профессия». А ваши?

  • Фамилия «Азимов» происходит от “озимый хлеб” (а не «изюм»)
  • Законов робототехники не три, а четыре (отсчет с нулевого).
  • Азимов написал около 500 книг.
  • Илон Маск положил книгу Азимова «Основание» в бардачок Теслы и она полетела на орбиту.
  • Пол Кругман, нобелевский лауреат по экономике, вспоминает, что именно концепция психоистории Азимова вдохновила его изучать экономику.
  • Получил PhD в 28 лет.
  • Айзек Азимов описывал Марвина Минского как одного из двух людей, которые умнее, чем он сам; вторым, по его мнению, был Карл Саган.
  • В первые 40 лет писательской карьеры Азимов публиковал в среднем 1000 слов в день, в следующие 20 лет — по 1700 слов в день.
  • Азимов никогда не изучал русский язык.
  • Азимов боялся открытых пространств и мог работать только в комнатах без окон.

В этом селе в 1920 году родился Азимов.

В 1923 году родители Энн (Анна Рахиль) и Джек (Юда) Азимовы переехали в Америку. С маленьким Айзеком «в чемодане».

  • Автобиография получила награду Хьюго в номинации нехудожественное произведение (1994).
  • Так же Азимов получил Хьюги (премия от читателей) за научно-популярные статьи в 1963, за серию «Основание» в 1966, за повесть «Двухсотлетний человек» в 1977, за «Академия на краю гибели» в 1983. Небьюлы (премия от писателей): за роман «Сами боги» в 1972 и за за повесть «Двухсотлетний человек» в 1976.
  • Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном причисляют к «Большой тройке» писателей-фантастов.
  • Тремя любимыми рассказами Азимова были «Последний вопрос», «Двухсотлетний человек» и «Уродливый мальчуган».

  • Любимым романом был «Сами боги» («Это самое большое и эффектное из всего, когда-либо придуманного мною.»)
  • Опубликованный в 1941 году рассказ «Приход ночи» в 1968 году был объявлен лучшим фантастическим рассказом из когда-либо написанных.

  • Азимов говорил, что «настоящий автор» трёх законов робототехники — Джон В. Кэмпбелл, который сформулировал их в диалоге с Азимовым 23 декабря 1940 года.
  • В 1942 году Азимов работал на армейской судоверфи (химиком) вместе с Робертом Хайнлайном в Филадельфии.
  • Роберт Хайнлайн, Спраг ди Кэмп и Азимов (справа) на верфи в 1944.

    • Пентагон предлагал в 1959 году Айзеку Азимову поучаствовать в разработке американской противоракетной обороны (ПРО), но Азимов решил отказаться от этой работы, поскольку считал, что доступ к секретной информации ограничивает свободу самовыражения.
    • В 1960-е годы ФБР следило за Азимовым, потому что он написал уважительный отзыв про то, что СССР первыми построили атомную электростанцию. Слежка прекратилась в 1967 году.
    • Боролся с псевдонаукой, в 1970-е годы был одним из основателей Комитета скептических расследований.

  • В 1973 Азимов предложил свой вариант календаря с четырьмя сезонами (A-D) по 13 недель (91 день) каждый. 1 декабря было бы D-74. Ну и вдобавок один «лишний день».
  • В 1977 году у Азимова случился сердечный приступ, в 1983 на операции ему перелили зараженную ВИЧ кровь.
  • Место для будущего музея.

      В честь Азимова названы малая планета (5020) и кратер Asimov на Марсе.

    Айзек Азимов – отзывы, мнение, рейтинг

    Айзек Азимов родился в местечке Петровичи (!) под Смоленском. Вместе с семьей эмигрировал в США в 1923 г., гражданин США с 1928 года. Окончил химический факультет Колумбийского университета в 1939 году. В том же году дебютировал в “Amazing Stories” рассказом “Marooned off Vesta”. Работал преподавателем биохимии в Медицинской школе Бостонского университета; с 1979 года – профессор этого же университета.
    Азимов – один из известнейших писателей-фантастов, автор почти пятисот книг – как художественных, так и научных и научно-популярных. Его творчество отмечено пятью премиями “Хьюго” (1963, 1966, 1973, 1977, 1983), двумя премиями “Небьюла” (1972, 1976), а также многими другими призами и премиями.
    Именем Айзека Азимова назван один из популярнейших американских НФ-журналов – “Asimov”s Science Fiction and Fantasy”.

    Вот некоторая часть его библиографии)))

    Империя Трантора

    1 Галька в небе
    2 Звезды, как пыль
    3 Космические течения

    Позитронные роботы

    1 Стальные пещеры
    2 Обнаженное солнце
    3 Роботы утренней зари
    4 Роботы и Империя

    1 Прелюдия к Основанию
    2 На пути к Основанию
    3 Основание
    4 Основание и Империя
    5 Второе Основание
    6 Край Основания (Кризис Основания)
    7 Основание и Земля
    8 Ужас Основания
    9 Основание и Хаос
    10 Триумф Основания

    Лакки Старр – космический рейнджер

    1 Дэвид Старр, космический рейнджер
    2 Лакки Старр и океаны Венеры
    3 Лакки Старр и пираты астероидов
    4 Лакки Старр и луны Юпитера
    5 Лакки Старр и большое солнце Меркурия
    6 Лакки Старр и кольца Сатурна

    Норби (в соавторстве с Жаннет Азимовой)

    1 Норби, запутанный робот
    2 Другая тайна Норби
    3 Норби и потерянная принцесса

    Выход из положения
    Женская интуиция
    Зеркальное отражение
    Истинная любовь
    Как поймать кролика
    Как потерялся робот
    Лжец
    Логика
    Риск
    Робби
    Робот ЭЛ-76 попадает не туда
    Робот, который видел сны
    Улики
    Хоровод
    Я робот

    Конец вечности
    Немезида
    Сами боги
    Фантастическое путешествие
    Фантастическое путешествие II – Предназначение мозга

    Выборы
    Нашли!
    Профессия
    Путь марсиан
    Убийство в Эй-Би-Эй
    Чувство силы

    . и тогда ты позаботился о нем
    2430 год нашей эры

    В лучшем случае.

    В плену у Весты

    В четвертом поколении

    Вставьте шплинт А в гнездо Б.

    Выод из положения

    Глаза могут больше, чем видеть

    Гонка красной королевы

    Давайте не будем

    Детская повесть о приключения мальчика Джонатана Деродина и его друзей на планете Андерсон-2

    Дождик, дождик, перестань

    Здесь нет никого, кроме.

    Идеи умирают трудно

    Изолировано в тре измерения

    Инцидент на тресотлетии

    Как бы мы не вспомнили.

    Как заботлива пчела

    Как им было весело

    Как рыбы в воде

    Как это называется?

    Как это случилось

    Комната дарвинистски пари

    Ловушка для простаков

    Лучший друг мальчишки

    Маленький человек в туннеле

    Место, где много воды

    Мечты – личное дело каждого

    Мое имя пишется через “С”

    На Земле достаточно места

    На околосолнечной орбите

    Одна ночь песен

    Они не прилетят

    Оружие, слишком опасное для применения

    Открытие Уолтера Силса

    Паштет из гусиной печенки

    Подробности жизни Мультивака

    Полукровка на Венере

    Приговоренный к смерти

    Пять зелены лун

    Рождество на Ганимеде

    Такой прекрасный день

    Тиотимолин и космический век

    Тринадцатый день Рождества

    Через Солнечную сторону

    Черный мона пламени

    Что это за штука – любовь?

    Эндоронные свойства сверчистого тиотимолина

    Я в Марсопорте без Хильды

    Дискуссия. Рассказы Айзека Азимова.

    Уфф.. честное слово, оч сложно что либо написать. И наверное это получиться мое первое не совсем хорошее мнение.
    Ну вопервых, я люблю Азимова, читала не только ФиФ произведения но и исторические и науные. И всегдв мне очень нравился его легкий язык и впролне доступные идеи.
    А потом я прочитала два обсуждаемых рассказа.
    Для начала скажу что тема интересная, и кто только не писать про псевдонаучные открытия и вещества. Но у Уэлса и Конан-Дойла все описано было без попытки придать описанию правдивости.
    А от биохимика по образованию не ожидала. К слову, я сама биохимик. наверное каждый технарь по образованию сталкивался с тем что его просят что-то описать совершенно не сведущие в этой области люди и он, чтобы сделать описание более понятным сильно упрощает, даже иногда привирает, потому что не хочет загрузить человека ненужными терминами и понятиями. Но автор явно перегнул палку. То как он приподнес описания механизма реакций в печени, вызывает у меня судорожный спазм от того что ктото может в это поверить.

    Общее заключение – разочаровал меня автор и его рассказы. Не смотря на то что каждый может возразить, что это фантастика и все может быть я твердо скажу – любой фантастике есть предел.

    Не буду врать – никогда не любил и не уважал Азимова, и по прочтении этих рассказов уважать не начал. Много плохого говорить о двух маленьких рассказах не имеет смысла, потому буду краток:

    1) В отличие от большинства других произведений Азимова это “ненаучная” или по крайней мере “псевдонаучная” фантастика. Я тоже химик и могу понять негодование Буки, более того, полностью его разделяю. Помимо химии сомнение также вызывает возможность произведения ядерного синтеза (который требует немалой энергии) с помошью фермента.

    2) У меня вызывает сомнения цель написания данных рассказов. Они не выполняют ни прогностической, ни воспитательной функции. Познавательная ценность их также по понятной причине невелика. Остается только предположить что эти произведения писались (в лучшем случае) “от нечего делать, чтоб весело было” или (в худшем случае) ради коммерческого успеха.

    И мне рассказы не очень понравились. Никогда особенно не любила НФ, а тут уж слишком много подробностей, без которых можно было бы и обойтись. Невольно вспонился Толкин: “когда бы я думал не столько о возможных читателях, сколько о собственном удовольствии, в трилогии было бы куда больше эльфийских слов и выражений”. Так вот Азимов, видимо, думал о читателях меньше )) Я от химии сильно далека, поэтому мне было не просто неинтересно, а еще и утомительно читать.

    Но не могу согласиться с утверждением Аргументатора:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: