Аврелий Августин, биография, история жизни, факты.

Аврелий Августин – биография

Краткая информация

  • Рождение и детство
  • Юность
  • Более позднее время
  • Возвращение
  • Философия
  • Цитаты Аврелия Августина

Рождение и детство

Кто бы мог подумать, что появившись на свет в далеко не богатой семье, Августин Аврелий в скором времени станет одним из величайших теологов и философов своего времени известных и поныне. Его матерью была никто иная как сама Святая Моника — богочестивая христианка, сделавшая неоценимый вклад в развитие Августина. Отец же был мелким землевладельцем, исповедовавшим язычество, что так же во много повлияло на формирование сознания мыслителя.

В юные годы у Августина не было тяги к греческому языку, который считался едва ли ни основным предметом, изучаемым в школе. Мальчишка был пленён латинской литературой, и безмерно увлекался театром. Закончив школу в Тагасте, юный Августин продолжил своё обучение в соседнем культурном центре – в Мадавре.

Юность

В 370 году, в возрасте 16 лет, благодаря финансовой поддержке одного из самых богатых жителей Тагаста, Августин отправился обучаться риторике в славный город, сыгравший немалую роль в становлении Августина как философа — Карфаген.

Изначально, в Карфагене, изучение наук отошло для Августина на второй план. Проникшись духом культурного мегаполиса, Августин ходил в театр, посещал церкви и, конечно же, заводил знакомства с девушками. Можно сказать, что в этот период Августин вел довольно распутный образ жизни — забыв о своей основной цели пребывания в Карфагене, он предавался плотским утехам, легкомысленно бросаясь в объятия юных красавиц. Сам Августин, в более зрелом возрасте, будет оценивать своё поведение в юношеские годы со всей христианской строгостью, искренне раскаиваясь и коря себя за беспечность.

В 17 лет Августин впервые стал отцом. Неизвестная девушка, с которой он в дальнейшем прожил в гражданском браке 13 лет, родила ему сына, который был назван Адеодат (Данный Богом — A Deo Datus).

Спустя год после рождения сына Августин знакомится с творением великого Цицерона под названием «Гортензием». Этот труд пробуждает в нём тягу к духовности. С этого времени философия стала его страстью, а немного позже к его увлечениям добавилась и Библия.

Тем не менее, не смотря на постоянное изучение священной книги, в скором времени Августин вступил в популярное тогда религиозное течение — манихейство (псевдорелигия, объединяющая изначально христианско-гностические представления о мире, буддизм и зороастризм). Примерно в это же время Аврелий стал преподавать риторику в Тагасте и Карфагене. Он активно пропагандирует манихейство, занимается изучением манихейских сочинений, агитирует своих друзей и знакомых примкнуть к данной религии.

Более позднее время

На протяжении 9 лет Августин перебывал в духовном поиске, размышляя над вопросами веры. Так и не найдя ответы на них в манихейских аксиомах, в 383 году он постепенно отошел от данной религии. Отчасти, сомнения Августина в манихействе вызвало его знакомство с епископом манихеев Фавстом — довольно изощренным в разговорах проповедником, но абсолютно неосведомленным в грамматике, логике, риторике, философии и других свободных науках. На смену манихейству приходит увлечение философией академического скептицизма.

Примерно в это же время Августин принял решение отправиться на поиски должности учителя в Рим, но задержаться там больше чем на год он не смог. Немного позже он все же начал преподавательскую деятельность, только уже в Медиолане (современный Милан). Именно здесь, изучив работы Платона в переводе на латынь, Августин впервые знакомится с неоплатонизмом, который представляет Бога как бытие, неподвластное опытному познанию. После беседы с Амвросием Медиоланским, к Августину приходит понимание рациональности раннего христианства. Амвросий произвёл на Августина неизгладимое впечатление, навсегда оставшись для него величайшим учителем никейской ортодоксальности. В 387 г. в канун Пасхи, Августин и его сын Адеодат приняли крещение от митрополита Амвросия. Сейчас на месте крещения Августина, одного из величайших отцов церкви, возведён храм — легендарный Миланский кафедральный собор Дуомо. После крещения Августин был решительно настроен вернуться на родину и забрать с собой мать, однако по пути родную провинцию Нумидия, 56-летняя Моника скоропостижно скончалась в небольшом городке Остия, где и была похоронена.

388 год Августин полностью провёл в Риме. Здесь он коротал время за написанием первых двух книг своего трактата «О свободном решении». Ему было суждено воочию увидеть падение Капитолия. В это же время народ ринулся к захоронениям христианских великомучеников. Изучая обительскую жизнь, Августин нашёл в ней искомый «мир и покой» для развития мысли и обогащения духовности.

Возвращение

Дальнейшая жизнь Августина посвящена христианству, богослужению и церкви. По возвращению на родину Августин был определен священником в городе Гиппон, после стал епископом. Он занимался активной борьбой со всякого рода ересями, стал автором многочисленных работ посвященных христианской философии, в числе которых: «Исповедь», «О граде Божием», «О троице».

Читайте также:
Платон - отзывы, мнение, рейтинг

На деньги, оставшиеся от родителей, Августин возвел монастырь, который стал пристанищем для него самого и его немногочисленных друзей. В последние годы жизни Августин был полностью обращён в веру — всё свободное время он проводил придерживаясь поста и читая молитвы. Истинно христианскую жизнь он понимал, как жизнь в уединении — на расстоянии от внешнего мира.

Философия

Философия Августина Аврелия — это неординарная комбинация христианского религиозно-мифологического миропонимания с философским осознанием вопросов мироздания.В своих трудах Августин не раз упоминает о важности и пользе знания философии.

Работы Платона и неоплатоников стали базой философской теологии Августина. Именно такой философский строй в его представлении особенно точно и полно должен донести всем правильность христианского вероучения. Августин провел очень глубокую и кропотливую работу, основной целю которой было придание христианских «очертаний» платонизму и неоплатонизму. Для этого Августином были абсолютизированы те основы учений, которые соответствовали христианству, и отброшены те, которые были недопустимы. В конечном итоге, платонизм и неоплатонизм в течение долгого времени воспринимались европейскими философами в том разрезе, который был продемонстрирован великим мыслителем, а именно в христианизированной, неполной форме.

Бог является центром доктрины Августина. Базируя свою концепцию на неоплатонизме, Августин заявляет, что Бог — это нематериальный, всесильный и всевластный Абсолют, а выше него – ничего нет и быть не может. В то же время он отрицает неоплатоническую теорию, согласно которой Бог един с миром, так как он его излучает. Бог как создатель мира совершенно не зависит от природы или человека. Они же, в свою очередь, — целиком и полностью зависимы от него.

Не стало Августина Блаженного, как часто его называют современные философы, в возрасте 76 лет.

«Исповедь», написанная Августином в 43 года, является первой автобиографией в истории. Именно благодаря этому труду мы имеем представление о жизни и деяниях одного из известнейших отцов христианской церкви — блаженного Августина.

Аврелий Августин

Аврелий Августин Иппонийский, также известный, как Блаженный Августин – христианский богослов и философ, выдающийся проповедник, епископ Гиппонский и один из Отцов христианской церкви. Является святым у католической, православной и лютеранской церквей.

В биографии Аврелия Августина найдется множество интересных фактов, связанных с теологией и философией.

Итак, перед вами краткая биография Августина.

Биография Аврелия Августина

Аврелий Августин появился на свет 13 ноября 354 года в небольшом городке Тагаст (Римская империя).

Он рос и воспитывался в семье чиновника Патриция, который являлся мелким землевладельцем. Любопытно, что отец Августина придерживался язычества, тогда как мать, Моника, была набожной христианкой.

Мама делала все возможное, чтобы привить сыну христианство, а также дать ему хорошее образование. Она была очень добродетельной женщиной, стремящейся к праведной жизни.

Возможно именно благодаря этому ее муж Патриций, незадолго до смерти, принял христианство и крестился. Помимо Аврелия, в этой семье родилось еще двое детей.

Детство и юность

Будучи подростком Аврелий Августин увлекался латинской литературой. Окончив местную школу он отправился в Мадавру, чтобы продолжить обучение.

В этот период биографии Августин прочел знаменитую «Энеиду» за авторством Вергилия.

В скором времени благодаря Романину – другу семьи, ему удалось уехать в Карфаген, где он в течение 3-х лет обучался искусству риторики.

Святой Августин и Святая Моника

В 17-летнем возрасте Аврелий Августин начал ухаживать за молодой девушкой. Вскоре они стали сожительствовать вместе, однако официально их брак зарегистрирован не был.

Это объяснялось тем, что девушка принадлежала к более низкому сословию, поэтому не могла рассчитывать стать женой Августина. Тем не менее, пара прожила вместе около 13 лет. В этом союзе у них родился мальчик Адеодат.

Философия и творчество

За годы свей биографии Аврелий Августин опубликовал немало книг, в которых описывал собственные философские концепции и трактовки разных христианских учений.

Главными трудами Августина являются «Исповедь» и «О граде Божьем». Интересен факт, что к христианству философ пришел через манихейство, скептицизм и неоплатонизм.

На Аврелия оказало огромное впечатление учение о грехопадении и милости Божьей. Он выступал в защиту догмата о предопределении заявляя, что Бог изначально определил для человека блаженство или проклятие. Однако сделал это Творец по своему предвидению человеческой свободы выбора.

По Августину, весь материальный мир был сотворен Богом, включая человека. В своих работах мыслитель излагал основные цели и способы спасения от зла, что сделало его одним из ярчайших представителей патристики.

Аврелий Августин уделял большое внимание государственному устройству, доказывая превосходство теократии над светской властью.

Также мужчина разделял войны на справедливые и несправедливые. В результате, биографы Августина выделяют 3 главных этапа его творчества:

  1. Философские труды.
  2. Религиозно-церковные учения.
  3. Вопросы происхождении мира и проблемы эсхатологии.
Читайте также:
Парменид - отзывы, мнение, рейтинг

Рассуждая о времени, Августин приходит к выводу, что ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования, а только лишь настоящее. Это выражается в следующем:

  • прошлое представляет собой только воспоминание;
  • настоящее не что иное как – созерцание;
  • будущее – ожидание или надежда.

Философ оказал сильное влияние на догматическую сторону христианства. Он разрабатывал учение о Троице, в которой Святой Дух служит связующим началом между Отцом и Сыном, что находится в рамках католического вероучения и противоречит православному богословию.

Последние годы и смерть

Аврелий Августин принял крещение в 387 г. вместе с сыном Адеодатом. После этого он продал все свое имущество, а вырученные деньги раздал нищим.

В скором времени Августин вернулся в Африку, где основал монашескую общину. Затем мыслителя произвели в пресвитеры, а позже и в епископы. Согласно некоторым источникам, это произошло в 395 г.

Аврелий Августин скончался 28 августа 430 года в возрасте 75 лет. Он умер в ходе осады вандалами города Гиппона.

Впоследствии останки святого Августина выкупил король лангобардов по имени Лиутпранд, который распорядился захоронить их в церкви св. Петра.

Фото Аврелия Августина

Аврелий Августин преподает в Риме

блаженный Аврелий Августин

Проповеди и слова

Священное Писание Ветхого Завета

Священное Писание Нового Завета

Труды на иностранных языках

Епископ Иппонский, прославлен в чине блаженных, один из отцов Западной Церкви. Выдающийся богослов, христианский философ. Внёс большой вклад в развитие православного богословия, между тем некоторые его мысли встретили негативную оценку множества представителей Церкви.

Биография

Детские и юношеские годы. Молодость

Аврелий Августин появился на свет в 354 году, в нумидийском городе Тагасте (на севере Африки).

Отец Августина, язычник, входил в состав членов городского управления, имел во владении небольшое поместье. Мать Августина, Моника, благочестивая женщина, в отличие от мужа, исповедовала веру во Христа (впоследствии она была причислена Церковью к лику святых). Несмотря на традиционно второстепенное положение женщин того времени в обществе, влияние Моники на супруга и сына всё же имело успех (в конце концов муж, Патриций, крестился, пусть даже и незадолго до смерти).

Семья Августина хотя и не нищенствовала, но имела скромный достаток. Между тем, ограниченность средств не помешала родителям обеспечить сыну хорошее образование. Первоначально он проходил обучение в родном городе, затем, с 363 по 366 год, продолжил образование в Мадауре. Следующим местом учебы, куда он направился пятнадцатилетним юношей, стал Карфаген.

Здесь Августин обзавёлся знакомством со множеством сверстников. Причём, далеко не все из них вели целомудренную жизнь. Имея перед глазами негативные примеры, но не имея вполне сформировавшегося внутреннего нравственного стержня, Августин и сам приобщился к распутству.

В Карфагене он познакомился с одной женщиной, от которой впоследствии, в 372 году, у него родился ребенок. Сына назвали Адиодатом (в греческом варианте — Феодор). Впоследствии Августин не раз вспоминал о нём с отеческой любовью и нежностью.

Духовные искания

Некоторый перелом в мировоззрении и миросозерцании Августина произошёл, когда ему было девятнадцать лет. Тогда, на средства, присланные матерью, он приобрёл себе рукопись произведения Цицерона «Гортензий», в котором тот со свойственной ему убедительностью раскрывал значимость любомудрия как высочайшего блага. Это произведение оказало на Августина сильное психологическое воздействие, побудило всерьёз задуматься над смыслом жизни, в том числе собственной, сопоставить привычные ему мирские ценности с вечными.

В какой-то период Августин проникся симпатией к лжеучению манихеев, признававших два противоположных начала: доброе и злое. Чтение Священного Писания не вызывало в нём надлежащего благоговейного чувства. Да и уровень доверия Августина христианству был недостаточно высок (возможно, это было связано с языческими представлениями отца). Зато сочувствию манихейству способствовал тот внутренний разлад, который был свойственен ему в виду нравственной распущенности и который он внутренне ощущал: с одной стороны — душевное стремление к чему-то светлому и возвышенному, а с другой стороны — низменные плотские порывы. Чем не борьба двух начал, доброго и злого? Период увлечения Августина манихейством длился почти 10 лет, приблизительно с 373-го по 382 год.

Получив в Карфагене желаемое образование, Августин возвратился на малую родину, в Тагасту, и устроился там преподавателем грамматики. Однако некоторое время спустя он вновь перебрался в Карфаген. Здесь, помимо преподавательской деятельности, он всерьёз нагрузил себя теоретическими исследованиями в области естественных наук. Между тем, постигая основы астрономии, он изучал, например, и астрологию. Мать, искренне переживавшая за него, и переселившаяся в Карфаген, поближе к сыну, всё же надеялась, что однажды, с помощью Божьей, он обратится, отступит от вредных, греховных привычек и ложных идей.

Со временем у Августина стало возникать всё больше и больше вопросов, на которые манихейство не могло дать ему ясный утвердительный ответ. Однажды, когда в Карфаген прибыл епископ Фавст, пользовавшийся у манихеев уважением и авторитетом, Августин приступил к нему и засыпал неудобными вопросами. Выслушав, Фавст признался, что не в силах удовлетворить его любопытству. Тогда Августин испытал определенное разочарование в манихействе, хотя и оценил искренность манихействующего епископа.

Читайте также:
Ансельм Кентерберийский, биография, история жизни

В 383 году Августин отправился в Рим, а спустя некоторое время перебрался оттуда в Милан (Медиолан), где получил должность ритора. И как любознательному человеку, и как ритору, ему было интересно услышать проповеди знаменитого епископа Амвросия (Медиоланского). И он слушал. И это слушание не осталось бесплодным.

Обращение ко Христу

По мере того как Августин посещал воскресные богослужения, в чине оглашенного, он всё больше и больше увлекался красотой Православия. Из проповедей епископа Амвросия он вынес для себя, что христианское вероучение представляет куда более богатое и возвышенное знание, чем он мог предположить. И хотя прежняя развращённость давала о себе знать в виде греховных движений в душе, по Промыслу Божию он, шаг за шагом, приближался ко Христу.

Большое впечатление оказал на него таинственный случай. Однажды, размышляя о собственной греховности, пребывая в сокрушении духа, он, вдруг, услышал чей-то загадочный голос, словно бы детский, взывавший к нему нараспев: «Возьми и читай». Осмотревшись и не найдя, кто бы это мог произнести, Августин интерпретировал это воззвание как обращение свыше. Он понял, что объектом чтения должно было стать Священное Писание. В свою очередь это обращение напомнило ему о призвании Антония Великого, чьё житие, в своё время, произвело на него сильное впечатление. Августин тут же вернулся на место, где оставил Писание, и начал читать. Его внимание сосредоточилось на фразе, предостерегавшей от различных опасностей (пиршеств, пьянства, сладострастия, распутства, зависти, ссор, похоти вообще) и призывавшей облечься во Христа (Рим.13:13-14).

В 388 или 389 году Августин, наконец, принял Крещение. Это событие не могло не обрадовать его мать, ревностную христианку. Вскоре она почила о Господе.

Священнослужение

По смерти матери Августин, пробыв какое-то время в Италии, отправился в родной город Тагасту. От отца ему досталось наследство, но он, уже твердо определив для себя направление будущего пути, продал всё и пожертвовал вырученные деньги на нужды Церкви.

Вскоре Августин переселился в Иппон. К тому времени он успел стяжать некоторую известность как защитник христианства и богослов. В 391 году, епископ Валерий, по настоянию местной общины, рукоположил его во священника. С тех пор отец Августин стал его верным помощником в деле распространения веры, много проповедовал, занимался толкованием Священного Писания и борьбой с еретическими заблуждениями.

В 395 году, отец Августин был возведен в епископское достоинство, а после преставления епископа Валерия возглавил Иппонскую епархию и руководил ею вплоть до своей смерти.

За несколько лет до кончины блаженный Августин избрал себе в преемника Ираклия. 28 августа 430 года сердце архиерея, измождённого лихорадкой, остановилось, и он предстал пред Лицом Высшего Судьи.

Творческое наследие

За годы пастырской деятельности из-под пера блаженного Августина вышли десятки сочинений различного характера. В качестве церковного писателя он хорошо известен и как проповедник, и как догматист, и как полемист.

К сожалению не всё, связанное с творчеством этого автора, можно принимать без оговорок. Одним из наиболее оспариваемых направлений его авторской мысли служит представленное им в полемике с пелагианами учение о роли Божественной благодати в деле спасения. Возражая учению еретиков о возможности избавления человека от скверны греха практически собственными силами, блаженный отец справедливо отметил, что без содействия благодати это в принципе не выполнимо, однако, увлекшись жаром полемики, он настолько минимизировал роль самого человека, что в дальнейшем это дало почву и повод для формирования нового учения, представляющего крайность, противоположную пелагианству: учение о предопределении Божьем (согласно этому учению, спасается лишь тот, кого предопределил ко спасению Бог).

Другое спорное место в трудах Августина Иппонского связано с его воззрением о Святом Духе как о Духе Любви. В дальнейшей интерпретации эта точка зрения легла в основу учения Западной Церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (суть этого учения такова: Отец любит Сына и, значит, изводит Любовь, но и Сын любит Отца и, следовательно, тоже изводит Любовь; поскольку Любовь — это Святой Дух, постольку и получается, что Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына).

Между тем, блаженный Августин по праву почитается как один из наиболее выдающихся церковных писателей вселенского масштаба.

Из догматических трактатов до нас дошли такие его труды как О Троице, О граде Божьем, О Символе веры, Энхиридион, О 83-х различных вопросах в одной книге.

Читайте также:
Ханс-Георг Гадамер (Hans-Georg Gadamer) - отзывы, мнение, рейтинг

В качестве полемических сочинений известны: О свободе воли, О природе блага против манихеев, О благодати и свободном решении, Об упреке и благодати, О предопределении святых.

К числу пастырских поучений относят: Об обучении оглашаемых, Проповеди и поучения, Слово в день Петра и Павла, Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским и др.

Особая группа работ определяется экзегетической направленностью. Это: О книге Бытия буквально, О согласии евангелистов, Рассуждения на Евангелие от Иоанна, Толкование на Псалом 125-й, Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия и пр.

Канонизация

В русские Месяцесловы память блаженного (28 июня) была внесена в XIX в. из греч. «Синаксариста» Никодима Святогорца.

Августин Блаженный –философия, идеи и взгляды

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (Augustinus Sanctus) (354—430) — раннехристианский богослов и мыслитель, представитель зрелой патристики, явивший значительное влияние равно как в формирование христианского духовного канона, так и в развитие западной культуры в целом. Святой Августин — пожалуй, самый значительный христианский мыслитель вслед за апостолом Павлом.

Его память отмечается:

  • Русской православной церковью 15 (28) июня.
  • Католической церковью – 28 августа.

Содержание статьи об Августине Блаженном:

Биография Августина Блаженного

Августин Блаженный появился на свет в римской глубинке Нумидии (сегодня это территория Алжира) в семье некрупного землевладельца и идолопоклонника Патриция и христианки Моники. Под влиянием Моники супруг незадолго до смерти принял крещение и обратился к христианству.

У Августина был по крайней мере один брат или сестра, но он был единственным, кто получил образование, так как зачастую родителям приходилось занимать деньги, чтобы заплатить за обучение сына.

Вначале он учился в родном городе, затем отправился в Карфаген – величайший город Римской Африки. Августин Аврелий получил гуманитарное образование и преподавал риторику. Преподавать он начал в Карфагене и делал это на высочайшем уровне.

В то же время в Карфагене, он написал свою первую короткую философскую книгу, которая, к сожалению, не дошла до нас. В возрасте 28 лет беспокойный и честолюбивый Августин покинул Африку, чтобы сделать карьеру в Риме. Он преподавал там недолго, так как вскоре был назначен в качестве профессора риторики в Милан, который в то время являлся резиденцией императора и де-факто столицей Западной Римской Империи.

Он увлекался трудами Гортензия и Цицерона, а также был сторонником манихейства – религиозного учения, опиравшегося на специфическое понимание Библии. Утратил интерес к данному учению после встречи с его духовным лидером, который не смог ответить на его вопросы, касающиеся некоторых плоскостей понимания Библии и Бога.

Вскоре Августин Аврелий увлекся неоплатонизмом и особенно идеей Бога как нематериального трансцендентного Бытия. Интерес к богословию подогревался еще и тем, что в ходе анализа риторических аспектов различных проповедей, а в частности проповедей епископа Амвросия Медиоланского, Августин проникся христианским вероучением.

Ключевым моментом, склонившим Августина к принятию христианской Веры стало его знакомство с Посланием апостола Павла к Римлянам.

В 387 в возрасте тридцати двух лет Августин Аврелий принял крещение от руки Амвросия, тем самым присоединившись к религии своей матери.

Карьера Августина в Милане, однако, не заладилась. Крах карьеры Августина Аврелия в Милане был связан с усилением его религиозности. Все его труды, начиная с этого времени были проникнуты христианскими идеями. Через 2 года он оставил свою преподавательскую должность в Милане и вернулся в родной город с женой и сыном. Вскоре жена ушла от него к любовнику из низшего сословия. Через некоторое время умер его сын-подросток. Уход жены и смерть сына опустошили его, а потому Августин в возрасте 36 лет отправился в качестве младшего священника в Приморском городе Гиппон. Гиппон был торговым городом, небогатым и бескультурным. Вскоре он основал монашескую общину в Гиппоне, где в течение тридцати пяти последующих лет был епископом. Со временем небольшой монастырь превратился в уважаемую богословскую семинарию.

Августин Блаженный много полемизировал с манихейством, а также с донатизмом и пелагианством. Он часто участвовал в публичных диспутах, в которых отстаивал христианские каноны. Годы жизни Августина Блаженного после принятия им христианства считаются образцом христианского служения.

В православии Августин Аврелий признан блаженным, в католицизме — святым и Учителем Церкви.

Святой Августин Филипп де Шампань

Августин Блаженный считается автором устава, которым руководствуются некоторые монашеские ордены католической церкви. К примеру,

  • Орден каноников-обсервантов (августинцы-каноники)
  • Орден отшельников Святого Августина (августинские братья)
  • Ассумпционисты
  • Женские монашеские конгрегации августинок.

Книги его были широко распространены по всему Средиземноморью. Несмотря на свою известность, Августин умер в бедности. Однако, его прижизненная привычка каталогизировать и категоризировать свои книги привела к тому, что практически все его наследие дошло до нашего времени.

Читайте также:
Карл Генрих Маркс - отзывы, мнение, рейтинг

Труды Августина Блаженного.

Труды Августина Блаженного отличаются концентрацией идей. Даже если бы из его работ до нашего времени дошла только одна, мы все равно считали бы его величайшим христианским богословом. Тем более, что до нас дошли почти все его произведения. А это — более пяти миллионов слов. Августин Блаженный был настоящим мастером слова. Его тексты имеют редкую силу – они привлекали и вдохновляли его современников, но не меньшее влияние они имеют и на нас.

Его богословский стиль по образности уступает, вероятно, только самой Библии. Его труды и сегодня имеют высокую актуальность. Он обладал уникальный даром писать как на высоком теоретическом уровне для самых взыскательных читателей, так и творить огненные проповеди для менее искушенных читателей.

Литературное и богословское наследие Августина Блаженного велико. Оно включает как минимум 224 письма, около 500 проповедей, дохристианские и христианские произведения. К наиболее известным относятся следующие труды Августина Блаженного.

  • Исповедь,
  • О граде Божьем,
  • Против академиков (скептиков),
  • О жизни блаженной,
  • О порядке,
  • Монологи,
  • О бессмертии души,
  • О количестве души
  • Об учителе,
  • О музыке,
  • Об истинной религии,
  • О пользе веры,
  • О свободной воле,
  • Против Фавста,
  • О духе и букве.

Наиболее значительными произведениями Августина Блаженного являются “ Исповедь” (ок 400 г) и “О граде Божьем” (примерно 413—426гг).

Философия и учение Августина Блаженного

Если анализировать философские позиции Августина Блаженного, то можно охарактеризовать его как творца, который адаптировал существующие на тот момент философские традиции латинского мира к появившимися не так давно христианскими идеям. Он создал синтез христианской, римской и Платоновской традиции, тем самым определив дальнейшее развитие всей европейской философской традиции.

Идеи Августина Блаженного оказали весьма значимое влияние на формирование христианского богословского канона. Авторитет его личности в вопросах теологии и философии был тотальным — вплоть до томистской парадигмы. Традиция августинизма в рамках средневековой схоластики во многом определила философское развитие Европы еще на многие века. Таким образом, Августин Блаженный — один из основоположников догматической теологии.

Приведем один пример в поддержку данного аргумента.

В своем трактате “О Троице”, написанном в 399—419 гг, Августин Блаженный излагает тексты Священного Писания, на базе которых конституирован Никейский Символ веры. Трактовка Августином Блаженным проблемы Троицы следующая:

в основе соотношения Божественных ипостасей (сущности Троицы) лежит имманентный внутренний диалог самосозерцания и самопознания, общения и любви. Сущность Бога реализуется в процессе данного диалога.

Такая трактовка Троицы дала развитие эмоционально-психологической составляющей христианства. Для философии это стало зарождением традиций имманентизма и диалогизма.

Важнейшим моментом учения Августина Блаженного выступает также концепция соотношения веры и рационального знания. Вера, согласно Августину Блаженному, есть

исходное основание любого знания.

В поддержку этой концепции Августин говорит:

“… разве учитель будет стараться объяснить темные места у Вергилия, если прежде того не поверит в значительность Вергилия. Точно так же и читатель Святого Писаний должен уверовать в их авторитет прежде, чем научится их понимать”.

Основываясь на библейском утверждении

Августин Блаженный приводит в качестве основания этому презумпцию “верую, дабы понимать”. Эта идея стала программным каноном христианской ортодоксии по отношению к проблеме соотношения веры с рациональной критикой.

Полемические труды Августина Аврелия Блаженного, созданные как критика на манихейство и пелагианство, являются огромным шагом в развитии христианской экзегетической традиции, так как полемика сводится к толкованию фрагментов Библии.

Трактат Августина Блаженного “О Книге Бытия дословно”, написанный в 401—414 гг, считается шедевром экзегетической литературы. Трактат “О христианском учении” можно рассматривать как руководство к толкованию Библии.

В трактовке самой природы философского знания Августин Блаженный творил в русле римской традиции «прикладного» подхода к философии. Августин Блаженный создает концептуальную модель универсума, основой которой является учение о Боге как о “совершенном Бытии”.

Важным моментом в философии Августина Блаженного является идея возможности выведения бытия Бога как абсолютного из самодостоверности человеческого мышления. Августин Блаженный конституирует идею изначально сотворенных Богом “потенций”, в “надлежащее время” обретающих статус действительного бытия, т.е. “семенных логосов” как своего рода оплодотворяющих смыслов. Такой подход предвосхищает современную философию.

Взгляды Августина Блаженного.

Взгляды Августина Блаженного изложены на тысячах страниц. Он известен в христианской традиции как учитель благодати. Здесь интересен его взгляд на внешнюю и внутреннюю благодать. Августин Блаженный считает благодать необходимой для восстановления человеческой природы, которая была повреждена грехопадением. Исцеление человека и его воли, по мнению Августина Аврелия Блаженного, может исходить лишь от Христа.

Августин Блаженный считает, что спасение человека зависит лишь от действия Божьей благодати в человеческом сердце. Здесь богослов вводит свои знаменитые, основанные на утверждении свободы человеческой воли, категории неспособность согрешать и способность не согрешать.

Читайте также:
Ханс-Георг Гадамер, биография, история жизни, факты.

Интересны и взгляды Августина Блаженного на исторический процесс, концепция которого дана как учение о двух градах — земном и небесном. Град земной основан на любви к себе и персонифицируется в фигуре Каина. Град небесный основан на любви к Богу и персонифицирован в образе Авеля. История же рассматривается как процесс, целью которого является достижение “вечного мира в Боге”. Тогда “церковь воинствующая” превратится в “церковь торжествующую”.

Таким образом, взгляды Августина Блаженного основаны на евангельском понимании милосердной любви — высшей формы развития чувственного потенциала человека. Только такая любовь может придать смысл остальным проявлениям человека – языку и мышлению.

В то же время, Августин Блаженный отражает остроту и условности человеческого бытия, сосредоточенного на индивидуальном опыте человека. Его христианин стоит в одиночестве перед Богом, он заключен в тюрьму своего тела и душа его мучительно осознает это. Человек не знает себя, пока Бог не соизволит показать ему его сущность, и даже тогда нет уверенности в познании. Его взгляды на сексуальность и месте женщины в обществе тоже имеют корни в одиночестве и страхе человека перед отцом и Богом.

Влияние Августина Блаженного в Средние Века трудно переоценить. Тысячи его рукописей находилось в библиотеках Европы и Африки, в некоторых крупных библиотеках имелось по несколько сотен его книг, больше, чем какого-либо другого писателя.

Аврелий Августин Блаженный

Фото Все

Видео Все

БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН. АФИНСКАЯ ШКОЛА

БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН. “Исповедь”. Библейский сюжет

ФИЛОСОФИЯ ЗА 5 МИНУТ | Августин

Блаженный Августин — биография

Блаженный Августин является одним из самых известных и почитаемых святых среди христиан, биография которого крепко связана с религией и духовностью. На его мысли до сих пор опираются пасторы церкви, считая изречения угодника кладезем мудрости и образцом истиной веры.

Одно из величайших мировых литературных творений «Исповедь», созданная блаженным Августином, является перлом писательской и богословской мудрости. В ней автор находит ответы на вечные вопросы, которые мучают человечество на протяжении всего существования.

Детские годы

Древние источники подтверждают, что святой родился в 354 году, на 13 день ноября-месяца. Он осчастливил своим приходом в этот мир родителей, проживавших в Тагасте, который находился в северной части африканского континента. Сегодня эти территории принадлежат государству Алжир.

Патриций, отец новорожденного, не был простым человеком, он служил чиновником в местном муниципальном образовании. Патриций сочувствовал язычникам практически всю жизнь, но на исходе лет все же крестился.

Блаженный Августин

Мать же Августина, Моника, всем сердцем тяготела к христианскому учению. Девушка родила сына, когда ей было немногим больше 22 лет.

Мальчика нарекли именем Аврелий, что переводится, как «маленький император». Он не был единственным ребенком в семье, у Августина имелись сестра и брат.

О первой не осталось практически никаких упоминаний, а вот Навигий позже станет сподвижником учения своего знаменитого брата.

Отец всячески старался обеспечить своим отпрыскам достойное существование – он вкладывал большие усилия для того, чтобы они получили хорошее образование. Конечно, Патриций заботился и о себе, рассчитывая, что успешные сыновья сделают его старость безбедной.

Моника же больше радела о духовной стороне воспитания детей.

Школьные годы

Августин в учении более тяготел к латыни, а греческий язык, который навязывался ученикам, переносил, делая над собой невероятное усилие. Ему вообще претили рамки и правила, он с трудом смирялся со строгой дисциплиной заведения и необходимостью зубрить и заучивать некоторые предметы.

К подростковому периоду Аврелий заканчивает учебу в Мадарве, где впервые открывает для себя творчество Вергилия – «Энеиду». Друг семьи похлопотал за юношу, и того вскоре отправляют в Карфаген. Там Августин начнет постигать азы риторики и красноречия, в которых добьется потрясающих успехов.

Первая любовь

Личная жизнь богослова не сложилась, хотя он мог жениться дважды.
Сперва мать подобрала для него достойную партию. Но так как невеста была слишком юна и еще не достигла брачного возраста, Августин должен был ожидать 2 года, чтобы сочиться брачными узами с наречённой. Но этому не суждено было случиться, так как молодой человек полюбил другую девушку.

Эти отношения продлились более десятка лет, а плодом любви стал сын Адеодат. Но Августин не женился и на любимой женщине, в те годы подобное сожительство никак не порицалось обществом. Тем более, считается, что она происходила из более низкого сословия, чем сам Аврелий.

Но, после 13 лет совместной жизни, святой принимает решение оставить мать своего ребенка, так как он предпочел целиком посвятить себя аскетическим принципам и религии.

Принятие христианства и последние годы

В 387 году Августин принял крещение. Это произошло на праздник по случаю Пасхи. Аврелий крестился совместно со своим единственным наследником и близким другом. Далее богослов раздал все свое имущество в пользу нищих и возвратился в родные края.

Читайте также:
Николай Бердяев - отзывы, мнение, рейтинг

В Африке он основал общину монахов, а затем принял сан пресвитера. Около 395 года, по мнению историков, он был посвящен в епископы.

Земной путь философа подошел к завершению в середине 430 года. 28 августа его не стало. Гиппон – город в котором проживал блаженный Августин, окружили вандалы. Во время осады святой умер от быстротечной агрессивной болезни.

Работы философа

Историки выделяют в творчестве Аврелия 3 условных этапа:

  1. Труды философские.
  2. Труды религиозной и церковной тематик.
  3. Вопросы сотворения мира и проблематика эсхатологии.

За довольно долгую жизнь Августин оставил внушительное количество книг и трудов. «О Троице», «О граде Божьем», «Пересмотры» — вот названия немногих его работ, которые навсегда остались в истории, как источник афоризмов и непоколебимой веры в Творца.

Сохранившееся рукопись Блаженного Августина

В произведениях угодник рассуждал о Боге и человеке, о предназначении человеческого бытия. Он старался объяснить, каким именно должно являться государство, если оно хочет называться справедливым. Святой подчеркивал, что духовная власть намного превосходит светскую.

Память

Святого почитают католики, протестанты, православные и другие религиозные ответвления христианской церкви.

Статуя Августина Блаженного

Православные христиане помнят блаженного Августина, как святого, который может помочь в обретении мудрости и укреплении ослабшей веры. Ему возносят молитвы об усмирении похоти и блудных страстей, а также просят укрепить в религии маловерных.

Труды

  • О Граде Божьем
  • Творения
  • Об истинной религии
  • Теологические трактаты
  • Об обучении оглашаемых
  • О благодати и свободном произволении
  • Толкование на псалом 125
  • О предопределении святых Первая книга к Просперу и Иларию
  • Рассуждение в 4-й день празднеств
  • О свободе воли
  • О Троице
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Блаженный Аврелий Августин

Биография

Имя блаженного Аврелия Августина знакомо не только приверженцам православия, католицизма и лютеранства, но и тем, кто интересуется средневековой философией и ее догматикой. Созданная им в 43 года легендарная «Исповедь» по праву считается сокровищницей мировой литературы и кладезем мудрости — в ней представлены не только поиск ответов на вечные вопросы, но и первая в истории автобиография автора до достижения возраста Христа.

Судьба

Благодаря сохранившимся источникам известно, что Августин пришел в этот мир в 13-й ноябрьский день 354-го в Тагасте — населенном пункте, располагавшемся тогда на территории Северной Африки, а сейчас — Алжира. Отец Патриций, занимавший чиновничью должность в местном муниципалитете, всю сознательную жизнь тяготел к язычеству (и только перед смертью принял крещение), а мать Моника, родившая будущего знаменитого философа в 22 года, — к христианству.

Блаженный Аврелий Августин и его мать Моника. Художник Ари Шеффер / Лондонская национальная галерея

Кроме «маленького императора» (так в переводе звучит имя Аврелия), в семье было еще двое детей — о сестре Августина сведения не сохранились, а брат Навигий впоследствии примкнул к его учению. У каждого родителя имелись свои обязанности по воспитанию наследников: Моника отвечала за их духовное становление, а Патриций делал ставку на хорошее образование, ведь это позволило бы содержать отца с матерью в старости.

Что касается школы, то Августин на дух не переносил жесткую дисциплину и бесконечное заучивание тех или иных правил, поэтому и не любил навязываемого греческого языка, отдавая предпочтение латыни. Подростка, прошедшего обучение в Мадавре, где тот ознакомился с «Энеидой» Вергилия, не без содействия друга семьи отправили в Карфаген познавать тайны риторики.

Здесь молодой человек впервые влюбился — несмотря на 13-летние отношения, он так и не взял в жены избранницу, так как они, следуя современной шутке, «не сошлись сословиями». Впрочем, в те времена это не осуждалось, а считалось естественным. Вскоре у пары родился единственный сын, названный Адеодатом («Богом данный»).

То была не единственная женщина в судьбе философа. По некоторым данным, Моника присмотрела ему невесту в Медиолане, но Августин так и не женился — вступить в брак сразу помешал слишком юный возраст девушки. Требовалось ждать положенные 2 года, но за это время мужчина увлекся другой избранницей, но в итоге оставил обеих, впоследствии и вовсе поставив в авторитет правила аскетизма.

Икона блаженного Аврелия Августина / Legacy Icons

Аврелий Августин крестился на Пасху 387-го вместе с другом и сыном, затем раздал нажитое нуждающимся и вернулся в Африку. Поселившись в родном городе, организовал монашескую общину, оказался произведен в пресвитеры, а затем и в епископы — если верить источникам, это случилось около 395 года.

Земное житие философа и богослова окончилось на исходе лета 430-го, 28 августа, в Гиппоне. Причина смерти — быстротечная болезнь во время осады города вандалами.

Читайте также:
Карл Маркс, биография, история жизни, причины известности

Философия и творчество

После себя Аврелий оставил множество книг, среди них особенно выделяются, помимо упомянутой «Исповеди», масштабные сочинения «О граде Божьем», «О Троице», «О свободном решении», «Пересмотры», «Об истинной религии» и другие, многие цитаты из которых стали афоризмами. Например, «Чудо противоречит не законам природы, а лишь нашим представлениям о законах природы».

В них философ и проповедник излагал собственные взгляды и идеи на сотворение Богом всего сущего в мире, в том числе и человека, приводя главные цели и способы спастись от зла, что сделало Августина ярким представителем патристики.

Также размышлял он и о том, какими должны быть справедливое государство и его функции, доказывал превосходство духовной власти над светской, приводил аргументы в пользу международных договоров и делил войны на справедливые и несправедливые. Поэтому ученые выделяют три главных этапа творчества: первый — философские труды, второй — религиозно-церковные, третий — о происхождении мира и проблемы эсхатологии.

Блаженный Аврелий Августин преподает в Риме / Web Gallery of Art

Православные верующие обращаются к святому с молитвами для обретения мудрости и веры, преодоления блудной похоти и обращения маловерных. А что касается иконографии, то изображение лика святого можно увидеть в мозаике кафедрального собора Чефалу и Палатинской капеллы в Палермо и на фреске церкви Санта-Мария-Антиква в Риме.

Основатели учений в реальности: Августин

Первого из великих христианских философов Августина Аврелия католическая церковь называет Святым, а православная – Блаженным, но обе равно чтут память о нем: католики – 28 августа, а православные – 15 июня по юлианскому летосчислению. Епископ Гиппонский – один из Отцов церкви и автор гениальной “Исповеди” оказал влияние на направление западной философии.

Римский гражданин Аврелий Августин (Aurelius Augustinus) родился на территории современного Алжира. В день когда это произошло, 13 ноября 354 г., родной город будущего философа Тагаста располагался в Нумидии (историческая область в Северной Африке). Во времена Августина, в 4 веке, Африка была измученной налогами отсталой колонией. Свое родовое имя Аврелий семья Августина получила после того, как в 212 г. император Каракалла дал его предкам римское гражданство. Его отец, Патриций, принадлежал к классу свободных мелких землевладельцев средней руки. Он занимал должность decurio – чиновника местного муниципалитета и был язычником, а мать Моника – христианкой.

Основатели религий в реальной жизни: Будда

Родители Моники тоже были христианами. В 22 года она родила Августина, у которого были брат и сестра. О сестре ничего не известно, а брат Навигий позже появился в кругу последователей Августина в Кассициаке и Остии. Мать играла в семье главную роль и занималась религиозным воспитанием детей. В своей знаменитой “Исповеди” (Confessiones) Августин назовет влияние матери инструментом милости Божией в своей жизни. Однако в детстве он не был крещен, только оглашен, – в те времена в Африке опасались рано крестить детей, чтобы у них потом было меньше причин отпасть от веры. Многие принимали крещение лишь на смертном одре. Скорее всего Моника назвала сына Августином, что означает “маленький император”.

О жизни Августина мы знаем благодаря его “Исповеди”, которую он написал, когда ему было 43 года. Эта первая в истории автобиография охватывает первые 33 года жизни Августина.

Моника спокойно переносила измены Патриция и, как пишет Августин, “никогда по этому поводу не было у нее с мужем ссор”. Рачительный хозяин Патриций, о котором сын мало рассказал, был озабочен тем, чтобы дать детям хорошее образование. Только образованный мужчина мог обеспечить своих родителей в старости.

Августин ненавидел школьное обучение из-за дисциплины и зубрежки. Именно по этой причине он невзлюбил греческий язык, который на школьной скамье ему буквально вколачивали. В Римской империи того времени господствовали два языка: греческий и латынь. Любой желающий участвовать в интеллектуальной жизни или сделать карьеру в императорской администрации должен был знать греческий язык. Закончив обучение, Августин по доброй воле никогда не читал греческих книг.

Основатели религий в реальной жизни: Иисус

“Неприятие Августином греческого языка, – утверждает Тронд Берг Эриксен, – предупреждает о той пропасти, которая со временем разделила культурные традиции Восточной и Западной Римской империи и из-за которой они стали еще более разными. Августин – первый великий теолог Запада. До него большая часть христианских богословских трудов была написана по-гречески”.

В период поздней античности сочинения Августина “сыграли такую же важную роль при переложении греческих философов на латынь, как сочинения Цицерона при переводе понятий греческих философов в период поздней республики. Это не означает, что Августин был переводчиком, нет, он создал столь богатый богословский язык, что на долгое время сделал на Западе ненужным изучение греческих богословов”, – полагает Тронд Берг Эриксен.В 11 лет Августина отправили в школу в Мадавру, который был родным городом Апулея – одного из самых популярных писателей поздней античности. Там Августин прочитал “Энеиду” Вергилия, на которую потом часто ссылался не только потому, что эта поэма была многим хорошо знакома, но и потому что она считалась авторитетным изложением римской государственной идеологии и ранней истории Рима. Осенью 369 г. Августин вернулся из Мадавры под отчий кров.

Читайте также:
Иммануи́л Кант - отзывы, мнение, рейтинг

Основатели религий в реальной жизни: Мани

Один из богатейших жителей Тагасты снабдил Августина деньгами, чтобы тот продолжил свое образование в Карфагене. Впервые оказавшись вмегаполисе античного мира, юный провинциал с головой окунулся не столько в изучение наук, сколько предался всем видам искушения большого города. В этом крупнейшем культурном центре Африки Августин, по его признанию, хотел любить и быть любимым. Посещая театральные представления и церкви, он знакомился с девушками. Когда он завязал знакомство со своей сожительницей, Августин не упоминает. Нигде он не обмолвится как звали его конкубину. Эта девушка из бедной семьи родила ему сына Адеодата (A Deo Datus – Богом данный).Читая Цицерона, 17-летний Августин обнаружил призвание к философии и попал к гностикам-манихеям, людям, по его выражению, “слишком преданным плоти и болтливым”. В ту эпоху философия еще не стала “служанкой богословия”, и была также близка к религии, как и наука. Августин пытался читать и Библию, но ему претила жестокость Ветхого Завета и его грубый тон. Такое же отношение испытывал к Святому Писанию и молодой Иероним, будущий переводчик Библии на латынь. Августин искал эстетически ценного совета как спастись и не хотел “наклонять голову”.После дискуссии в 383 г. Августин вышел из общины манихеев. Он понял, истину,

которую не мог постичь разум манихеев, ему может предложить только христианская вера. Верить, скажет он позднее, это “мыслить с убеждением” – cum assensione cogitare. В вере нет ничего неразумного. Все знания состоят из того, до чего мы дошли сами или слышали от других. Более всего Августин стремился избежать противоречия между верой и знанием. Поэтому долгое время он считал, что посвящение в манихейство приведет его к новым и более глубоким знаниям. Однако человека, смыслом жизни которого было саморазвитие и рост личности, не удовлетворило то, что манихейство считало себя универсальным решением. Августин обратился к неоплатоникам и Плотину.

Во время своего пребывания в Карфагене Августин в течение десяти лет преподавал студентам риторику. Он увлекался астрологией, полагая, что она располагает знаниями о будущем. В зрелом возрасте он с жаром будет клеймить астрологов, которых тогда называли “математиками” – mathematici. В Карфагене будущий Отец Церкви познакомился с сыном и зятем богатого поэта Авзония и, вероятно, с будущим префектом Рима Симмахом, который выступил против закрытия алтаря богини Виктории в здании римского сената. То были последние выступления в защиту старой религии.

Через 13 лет совместной жизни Августин понял, что сожительница мешает его дальнейшей карьере и расстался с матерью своего сына. Осенью 384 г. Августин приехал в Милан – политическую столицу Западной империи. Здесь, изучая Плотина и его толкователей, Августин возвращается к вере своего детства. Именно в этом городе Августин и его 15-летний сын Адеодат на Пасху 387 г. принимают крещение от епископа Амвросия. Для Августина Амвросий навсегда стал великим учителем никейской ортодоксальности, а для епископа великий Августин оставался одним из многих оглашенных. Он ни разу не упомянул его имя в своих сочинениях. Осенью 387 г., перед самым отплытием в Африку, после девяти дней болезни умерла Моника.56-летняя мать Августина скончалась в приморском городе Остия и Августин весь 388 г. провел в Риме. Консул Аниций Басс в 410 г. вскоре после падения Рима и еще при жизни Августина поставил над ее могилой плиту, к которой в средневековье тянулись паломники. Позже о ней забыли и вновь обнаружили в 1945 г. возле церкви Сан-Ауреа, где дорога из Остии-Антики сворачивает на Рим. За год проведенный в Вечном городе августин написал две первые книги трактата “О свободном решении” – сочинение о свободе воли. Он своими глазами увидел как пал Капитолий, когда народ устремился к могилам христианских великомучеников. Здесь Августин изучал монастырскую жизнь, обнаружив в ней необходимый “мир и покой” для упражнения мысли и духовного созревания – exercitatio animi.На оставшиеся от отца деньги, в своем родовом имении в Тагасте, Августин создает домашний монастырь, где жил с немногими близкими друзьями, проводя время в постах, молитвах и занимаясь благотворительностью. Жить по-христиански он понимал как держаться от мира на дистанции. Он сам написал

Читайте также:
Сокра́т - отзывы, мнение, рейтинг

устав братства, насчитывавшего шестерых братьев. В 391 г. умер единственный сын Августина. Теперь у него не было никаких семейных обязательств. Почти против своей воли он был посвящен в пресвитеры епископом Валерием Гиппонским. Валерий был стариком, не знавшим пунического языка (семитский язык, похожий на иврит) и плохо говорившем на латыни. Августин, напротив, был великолепный оратор, владеющий обеими языками, и способный формулировать свои мысли как адвокат экстра-класса.Несмотря на нежелание быть пресвитером, на стремление к медитации в узком кругу единомышленников, в возрасте 42-х лет Августин вынужден был принять сан и возглавить общину христиан. Ее члены гордились своим учителем, потому что тот побеждал во всех спорах. Им было не важно, что именно он утверждал. У них была команда-победительница.

В монастырь Августина при епископской усадьбе подавали только вегетарианскую пищу и наложено вето на посещение женщин. Строго запрещалось сплетничать об отсутствующих. В Гиппоне Регии Августин питался вегетарианской пищей, но в поездках охотно ел мясо и с пониманием относился к любителям выпить вино. Августин был нетерпим только к тем, кто забирал у ближнего последнее и занимался ростовщичеством.Многие исследователи жизни и творчества Августина видят в его отношении к женщинам привычку, которую тот унаследовал от манихеев. Эта секта считала зачатие детей службой силам Зла. Манихеи отрицали как брак, так и сожительство. Но у неоплатоников и апостола Павла тоже можно найти немало нелицеприятных высказываний в отношении противоположного пола. Достаточно открыть любой первоисточник или ознакомиться с произведениями Василия Розанова.Кроме того, в Римской империи браки – в основном – заключались между равными по социальному положению людьми.

Мать Августина опасалась, что какая-нибудь простая женщина окажется колодками на ногах ее сына, стремящегося сделать карьеру. В том числе и по этой причине, 18-летний Августин не связал себя браком, а прожил в конкубинате (сожительстве) с матерью своего сына. Половая жизнь и брак в те времена имели меньше общего, нежели сейчас и им не придавалось такого значения. Целомудренный образ жизни означал отказ от чувственных наслаждений и дружба с единомышленниками стала в определенное время для Августина важнее секса с женщинами.Вдобавок неоплатоники активно использовали сексуальные метафоры для описания своих переживаний, так что метафизические объятия и соития с Богом внушали отвращения к физическим радостям.

Августин понимает: нельзя предаваться чувственному, будучи верным сверхчувственному. Отцы Церкви считали половую распущенность следствием грехопадения Адама и Евы. Жизнь отшельников становится подобием высшей формы человеческой жизни.И только став епископом в Гиппоне, Августин отказался от самых крайних проявлений аскетизма. Адам и Ева, по замыслу Бога, должны были положить начало размножению рода человеческого, писал в главном труде своей жизни De civitate Dei (“О граде Божьем”) Августин. Господь дал им половое влечение, дабы укрепить дружбу между ними. В книге “О супружеском благе” (De bono conjugali) Августин говорит о браке как о священном институте и поэтому считает развод возможным лишь в исключительных случаях. Иосиф и Мария, по его мнению, были супругами, хотя и не имели половых отношений.

Смысл половой жизни Августин видел только в дружбе и продолжении рода. Все варианты соития, которые исключали возможность произвести на свет потомство, объявлялись противоестественными.Император Валентиан III послал за Августином, чтобы тот возглавил вселенский собор в Эфесе, намеченный на 431 год. Когда посланец императора прибыл в Гиппон Регий, Августина уже не было в живых. В 430 г. его родной город осадили вторгшиеся из Испании вандалы. Во время осады Августин заболел и на десятый день болезни мирно скончался 28 августа. Странствия Августина продолжались и после его смерти.

Он завещал похоронить его в церкви Святого Стефана, где покоились останки некоторых первых христианских мучеников. Когда вандалы захватили Северную Африку, несколько африканских епископов вывезли его останки в церковь Святого Сатурнина в Кальяри на Сардинии. В 723 г. король лангобаров Лиутпранд выкупил мощи Августина у мусульман Сардинии и перевез их в Павию в базилику Святого Петра (Basilica di San Pietro in Ciel d’Oro), где в 1362 г. поставили роскошное надгробие Arca di S. Agostino.

Читайте самое интересное в рубрике “Религия”

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: