Артур Шопенгауэр, биография, история жизни, факты.

Артур Шопенгауэр

Биография

Крупнейший философ-иррационалист 19 века являлся крайне противоречивой натурой. Сторонник идей аскетизма ни в чем себя не ограничивал; будучи убежденным вегетарианцем – не помышлял о жизни без мяса; всем сердцем ненавидел женщин, но любил общество милых дам. По сей день это несоответствие между философией пессимизма и жадностью к наслаждениям жизни вызывает жаркие споры среди современников.

Одни видят в Шопенгауэре «мученика», пытающегося найти способ преодолеть трагизм жизни. Другие уверены, что маэстро являлся эгоистом, любящим гиперболизировать проблемы окружающей действительности, возводя их в ранг абсолюта. Но никто и не будет отрицать того, что мысли и наблюдения Артура оказали влияние на культуру философии, став отправной точкой для новых концепций.

Детство и юность

22 февраля 1788 в городе Данциг в зажиточной семье Шопенгауэров на свет появляется мальчик. Отец и мать дают имя младенцу Артур.

Генрих Флорис Шопенгауэр, отец Артура, потомственный купец, который гордился делом, доставшимся по наследству. Поддерживая репутацию семейства, он делал все возможное, чтобы бизнес процветал, и его жена с детьми ни в чем не нуждались. Генрих являлся не только грамотным коммерсантом, но и человеком богатой душевной организации.

Артур Шопенгауэр в юности

Люди, имевшие с ним дело, отмечали присущую ему принципиальность, неподкупность и справедливость, за что отец философа заслужил уважение в родном городе. В 38 лет Генрих берет в жены 18-летнюю Иоганну-Генриетту Трозинер. Чувств в этом союзе не было, был расчет. Пытливая и холодная Генриетта верила в то, что в этом браке ей придется беспокоиться лишь о том, какое платье надеть сегодня на бал. Генрих понимал, что не вечен, и ему нужны наследники.

Артур прожил в родном городе ровно пять лет. В 1793 году Данциг подвергся блокаде прусских войск и перестал быть вольным городком. Свободолюбивое семейство не хотело пресмыкаться перед захватчиками и в марте переселилось в Гамбург. На протяжении 12 лет Шопенгауэры не меняли места жительства. Генрих мечтал дать сыну достойное образование.

Артур Шопенгауэр в молодости

В 9 лет Шопенгауэр старший отправляет Артура во Францию к своему другу в Гавр. На протяжении двух лет мальчик обучается у лучших преподавателей города. Вернувшись домой, юный Шопенгауэр в совершенстве говорил на французском, а родной немецкий язык давался будущему философу с трудом. В 11 лет мальчик поступает в гимназию Рунге, где воспитывали исключительно детей коммерсантов. В этой школе кроме общепринятых предметов преподавали фехтование, рисование, игру на флейте и танцы.

В январе 1805 года по наставлению отца Артур поступает торговую контору коммерсанта и сенатора Иениша. Там мальчик понимает, что торговля – это не то, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Ко всему прочему, весной 1805 года погибает отец Артура. Генрих упал из окна чердака в водный канал и утонул. Злые языки поговаривали, что это было самоубийство. Назывались разные причины: одни утверждали, что Генрих предвидел скорое банкротство и не смирился с этой мыслью, вторые говорили, что дело в проблеме со здоровьем. Мальчик, любивший отца, тяжело переживал его смерть, и даже если бы одна из этих «причин» была правдивой – он никогда не смог бы это принять.

Портрет Артура Шопенгауэра

После смерти главы семейства, власть в доме перешла к Иоганне. Мать философа без зазрения совести окружить себя литераторами, художниками и политическими деятелями, открывает в Веймаре салон. Среди гостей женщины появлялись именитые персоны: Виланд, братья Шлегели, и даже сам Гетте. Пока Иоганна вела праздный образ жизни, Артур продолжал обучаться коммерческому делу. Обучался юноша до тех пор, пока новый друг Иоганны не убедил ее отдать сына в Геттингенский университет.

Медицинский факультет сразу привлек внимание Артура, но под влиянием преподавателя Г. Шульца юноша сфокусировался на философии, перейдя на соответствующий факультет В Геттингене Шопенгауэр пробыл с 1809 по 1811 года. В 1811 году Артур переезжает из Веймара в Берлин. Там жил философ Фихте,находящийся в тот момент на пике популярности. Юный Шопенгауэр посещал лекции, коллоквиумы и не раз вступал в конфронтацию с мэтром. Со временем уважение к Фихте испарилось, зато пришли пренебрежительное отношение и насмешка.

Памятник Артура Шопенгауэра

Артур с усердием изучает естественные науки: химию, астрономию, физику, зоологию, геогнозию. Юноша прослушал курс по скандинавской поэзии, изучал творчество писателей эпохи Возрождения, тяготел к средневековой философии. Только юриспруденция и богословие не привлекали студента. Сосуд остальных наук юному Артуру хотелось осушить полностью.

В 1813 году юный мыслитель должен был получить докторскую степень в Берлине. Но его планы подкорректировала военная обстановка. Над конструкцией сочинения «О четверояком корне закона достаточного основания» Артур работал на протяжении лета.

Читайте также:
Сокра́т - отзывы, мнение, рейтинг

В начале октября старания Шопенгауэра были оценены по достоинству: Иенский университет провозглашает Артура доктором философии.

Литература

«Мир как воля и представление» – Центральная работа Артура Шопенгауэра. В книге собраны воззрения мэтра относительно жизни, его видение воспитания, одиночества и долга. При написании этого произведения Шопенгауэр вдохновлялся работами Эпиктета и Канта. Мыслитель хочет донести до читателя мысль о том, что вне зависимости от внешних благ, внутренняя целостность человека и гармония с самим собой, а также физическое здоровье тела – единственной причина счастья.

Книги Артура Шопенгауэра

Книга «Эристика или искусство побеждать в спорах» написана в 19 веке, но именно сейчас она является крайне актуальной. В книге Шопенгауэр раскрывает секреты ведения беспроигрышных диспутов. Артур объясняет, как быть правым, даже если ты не прав. По мнению автора, для того, чтобы победить в споре, нужно правильно апеллировать фактами.

В книге «О ничтожестве и горестях жизни» Шопенгауэр пишет о том, что человечество находится в плену собственных желаний – с каждым днем потребности растут, ничто не в силах утолить наши страсти, каждый старый порыв рождает новый, более мощный.

Русское издание книги Артура Шопенгауэра

Книга «Метафизика половой любви». Публикуемые тексты знакомят читателя с этическими воззрениями Шопенгауэра. Здесь преобладает сущность половой любви, принятие самого факта смерти и смертности человека. Непоколебимая жажда жизни, сила инстинктов, проявления иллюзорности мира, которые представлены в сюжетах книги, где каждый читатель сможет найти себя.

Личная жизнь

Шопенгауэр не был привлекательным: Философ был низкого роста, узкоплеч и имел непропорционально большую голову, которая из-за размеров тела смотрелась комично.

Несмотря на отсутствие внешнего лоска, парень одевался изящно. У него было собственное видение моды. Даже в подборе одежды мужчина являлся неисправимым индивидуалистом. Но мизантроп остается мизантропом, даже будучи одетым с иголочки.

Артур Шопенгауэр так и не женился

Малообщительный юноша был чужд обществу и девушкам. Однако в редких беседах парень привлекал внимание не внешностью, а речами, которые, как литературный слог, были просты и точны.

Девушку, посеявшую в душе юного пессимиста зерно женоненавистничества, звали Каролина Джегерман. Шопенгауэр влюбился до беспамятства, решив создать семейный союз, навечно привязав красавицу к себе. Но возлюбленная оказалась не так проста: не захотев обременять себя узами брака, Каролина попросила юного философа оставить ее в покое. Артур не выяснял поэтапно, почему с ним так обошлись. Объяснение молнией пронеслось у него в голове: женщины по природе глупы и недалеки. Эти существа не способны строить будущее. Женщина – оплот греховности и порочности.

Каролина Джегерман

Молодой человек становился сексистом, но, несмотря на это прозрение, юноша проводил много времени в компании местных красавиц, флиртовал и, если повезет, предавался любовным утехам.

Каролина посеяла зерно, но корни проросли, когда в жизни Артура появилась знойная итальянка Тереза. Девушка была красива, богата и образована. Знакомство состоялось в 1822 году, в момент путешествия Шопенгауэра в Италию. Молодой человек был на седьмом небе от счастья и всерьез задумался о женитьбе. Один единственный эпизод разрушил планы философа: во время прогулки по городу влюбленные столкнулись с английским писателем лордом Байроном.

Артур Шопенгауэр с пуделем

Спутница при виде именитого донжуана расчувствовалась и упала в обморок. Артур побоялся, что в будущем столь впечатлительная дама с легкостью наставит рога и поспешно отказался от свиданий с легкомысленной девушкой.

В дальнейшем Шопенгауэр встречался исключительно с легкодоступными девицами: получал то, что было нужно, и бросал их. Каждый новый «роман» был местью итальянской красавице.

Через год Артур вернулся в Дрезден и сообщил во всеуслышание, что семейная жизнь не для него и с любовью к женщинам покончено.

Смерть

Шопенгауэр отличался феноменальным здоровьем. Никакая болезнь не могла с ним совладать. Поэтому учащенное “апрельское” сердцебиение 1860 года и легкий дискомфорт в области груди в тот момент не вызвали в философе и капли опасения.

Через четыре месяца, 21 сентября, врач нашел бездыханное тело Шопенгауэра: болезнь застала “врасплох”, когда мужчина пил кофе в гостиной. Пневмония легких стала посмертной спутницей философа.

Могила Артура Шопенгауэра

Тело не вскрывали, ибо при жизни Шопенгауэр в письменной форме отказался от этой процедуры. При погребении на голову был возложен лавровый венок. Останки маэстро пессимизма предали земле 26 сентября на местном кладбище во Франкфурте.

Читайте также:
Фридрих Ницше, биография, история жизни, творчество

Неприметная надгробная плита, увитая плющом, украшает последнее пристанище гения. Нет точки отсчета (даты рождения), нет точки невозврата (даты смерти). Только два слова высечены на той плите: Артур Шопенгауэр.

Цитаты

«Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать».

«Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством».

«Мир – это госпиталь для неизлечимо больных людей».

«Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние».

«Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так – все ночи напролет».

Артур Шопенгауэр – биография

Краткая информация

  • Страницы жизни
  • Болезнь или гениальность?
  • Эстетический мистицизм
  • Немощный зрячий на шее у здорового слепца
  • Мир после Шопенгауэра

Респектабельный гегельянский мир первой половины XIX столетия казался вечным и непоколебимым, но нашелся человек, который увидел задник этой декорации и показал его остальным. При жизни Артур Шопенгауэр был малоизвестен, а его капитальный труд «Мир как воля и представление» начал хорошо продаваться лишь за год до смерти. Его анализ человеческой мотивации стал откровением для Европы, раскрыв непостижимые глубины души.

Страницы жизни

Философ родился в семье образованного предпринимателя Генриха Флориса Шопенгауэра. Его мать была писательницей и держала салон. Отец дал Артуру отличное образование. До поступления в элитную гимназию для будущих коммерсантов он проводит 2 года в Гавре, а после ее окончания полгода обучается в Великобритании. Трудно сказать, был ли отец Артура человеком жизнерадостным, поскольку весной 1805 года он погибает или… Есть версия, что он покончил жизнь самоубийством.

Карьера торговца не интересна Артуру, но он пока сам не знает, чем заняться. Поступив на медицинский факультет Геттингенского университета, он вскоре перебирается на факультет философский. В философии он находит свое призвание. Чтобы слушать лекции лучших профессоров (Фихте и Шлеермахера), Шопенгауэр переезжает в Берлин. Его успехи таковы, что Йенский университет в 1812 году удостаивает его степени доктора философии.

Философ не мог не заметить опустошение, которое несли наполеоновские войны его стране, да и сама личность императора французов вызывала немалый интерес. Именно в нем мог он увидеть безудержную волю к власти, которую описал в своем главном сочинении. Впрочем, Шопенгауэр не считал нужным где-либо упоминать о Наполеоне. Получив должность приват-доцента в Берлинском университете, он преподает здесь до 1831 года. Здесь проявилась экстравагантность мыслителя, которая многое объясняет в его философии.

Соперничество с Гегелем, работавшим в том же Берлинском университете, приносило лишь неудобства. Задумав тягаться с коллегой, Шопенгауэр намеренно ставит часы своих лекций в одно и то же время с лекциями профессора Гегеля. Аудитория последнего была набита битком, а вот к мрачному пессимисту и холостяку приходили лишь единицы. Шопенгауэр зеленел от зависти и злости, и не скрывал презрительного отношения к популярному профессору. Впрочем, Гегель также не отличался великодушием и сделал все, чтобы выдавить собрата из университета.

Болезнь или гениальность?

В 1831 году в Берлине случилась эпидемия, и Шопенгауэр покидает столицу Пруссии, чтобы никогда сюда не вернуться. Во Франкфурте-на-Майне он будет писать свои сочинения, брюзжать на Гегеля, держать под подушкой пистолет и отказываться от элементарных жизненных благ. В общем, он проживет жизнь настоящего философа, без жены и детей, без призвания современников, предвидя собственную посмертную славу. В его характере была крайняя подозрительность и боязнь неведомых врагов. Современная психиатрия, возможно, вылечила бы Шопенгауэра, но тогда мы бы не получили великого философа, который в своих страхах увидел вечную трагедию человечества.

Он прятал предметы в тайники, боясь, что их украдут или обработают ядом. Он боялся болезней, себя и людей. Чтобы избавиться от гнетущих мыслей, Шопенгауэр отправляется путешествовать по Италии, но и здесь он не находит успокоения. Способный к языкам, он поглощает множество литературы до того, как ее переведут на немецкий. В буддизме философ ищет объяснение своих душевных терзаний. Утешение приносит лишь Платон и Иммануил Кант, чью философию он считал высочайшим проявлением человеческого гения.

Королевское норвежское научное общество присуждает ему премию за конкурсную работу «О свободе человеческой воли», а Рихард Вагнер посвящает ему свой оперный цикл «Кольцо Нибелунга». Питая недоверие к людям, он трогательно любит собак и, вообще, животных, одним из первых выступив за права «наших братьев меньших». Шопенгауэр словно знал о своей будущей славе, сказав однажды, что ему не важно, где его похоронят – все равно найдут. Он умер от пневмонии 21 сентября 1860 года во Франкфурте-на-Майне. На его могиле только два слова – Артур Шопенгауэр. Этого вполне достаточно.

Читайте также:
Николай Бердяев - отзывы, мнение, рейтинг

Эстетический мистицизм

Стремление к красоте заложено в нас природой. Но речь здесь идет не только о пассивном наслаждении природой и произведениями искусства. Шопенгауэр видит в художнике мятежную душу, для которого творчество – это спасение от гнетущих мыслей и страстей. Ему ли не знать, сколь приятно это освобождение, пусть кратковременное, которое он находил в писательской деятельности и путешествиях. Сила интеллекта? Что значит эта сила без интуитивных прозрений, которые приходят внезапно, но небеспричинно.

Мотивация является внутренним стержнем и причиной всех наших поступков, направленных к познанию окружающей действительности. Закон мотивации, наряду с законом причинности, законом достаточного основания познания и законом достаточного основания бытия, рассмотрен философом в своей докторской диссертации «О четверичном корне достаточного основания». Закон мотивации в связи с волением человека будет развит им в бессмертной книге «Мир как воля и представление».

Размышляя о человеке и его месте во вселенной, Шопенгауэр формулирует свое учение о мировой воле. В его схеме бытия она заменяет Бога. Ее он наделяет теми божественными качествами, которые считает уместными: бессознательность, потусторонность, единство и иррациональность. Любовь и ненависть, борьба природных стихий, жажда размножения и чувство голода – все это имеет причину в едином и вечном потоке воления. Шопенгауэр подробно останавливается на различных ступенях объективации мировой воли.

Механистический мир Декарта и Ньютона образует низшую ступень объективации мировой воли, что так созвучно «желающим» предметам физики Аристотеля. Косная материя имеет аналог влечения, образуя иерархию физических проявлений, от простейших молекул до многоклеточных и высших животных. Совершенно неожиданно философ вводит подобие платоновских идей, в соответствии с которыми и воплощается волевая энергия. Иначе не объяснить удивительную целесообразность организмов, точное назначение органов растений и животных, пользу инстинктов. Однако разумное устройство отдельных особей и видов вступает в бескомпромиссную борьбу за существование, порождая горести и страдания. Мировая воля распадается на множество индивидуальных кусочков.

Немощный зрячий на шее у здорового слепца

Не человечество, по Шопенгауэру, вмещает в себя мировую волю, но отдельные личности. Таким образом, в индивидуумах проявляется закон мотивации, выраженный в характере и привычках. Интеллект вторичен по отношению к психоматерии воления, объясняя в разумных терминах все, что предложит страсть. Философ не жалеет красок, чтобы показать, как часто наши эмоции управляют доводами разума. Оригинально понятый буддизм воплотился у Шопенгауэра в пессимистическом взгляде на мир людей. Страдающее человечество не в состоянии остановить иррациональную волю силой разума, потому что воля неизмеримо древнее. В этом сила и слабость человека. Любая попытка остановить поток воления приводит к безумию и смерти.

Шопенгауэр ярко описывает бесконечность страданий и иллюзорность наслаждений. Молодость, дающая здоровье и свободу, быстро проходит, оставляя после себя, как тайфун, горы разбитых черепков и безнадежность. История подобна калейдоскопу, в котором отдельные кусочки причудливо, но бессмысленно соединяются вновь и вновь. Шопенгауэр не верит ни в умственный, ни в нравственный прогресс, предлагая чисто буддистский рецепт – отрицание воли к жизни. Впрочем, он допускает сублимацию воли в творчестве науки, искусства и философии. Итак, человек – самое несчастное из всех существ, поскольку в нем пульс страсти и противоречие волений достигли наибольшей остроты и болезненности.

Воззрение философа на половую любовь вполне вписывается в его картину страдающего человечества. Неудержимый сексуальный инстинкт влечет мужчину в капкан бесконечных страданий, обнаруживающих себя в оковах брака. Последний он называет коварным изобретением женщин, вынуждающим мужчину на сублимацию низшего порядка. Женщина в глазах Шопенгауэра – главная виновница мирового зла, ибо через нее воля к жизни утверждается вновь и вновь. Отвергая ветхозаветную космогонию, он соглашается с мифом о грехопадении и необходимостью ограничения свободы для женщин.

Обскурантизм буддиста и женоненавистника не мешал философу быть тонким ценителем произведений искусства. Эстетическое наслаждение вошло у него в привычку с детства, о чем позаботилась мать Иоганна. В любом женоненавистнике прекрасно уживается презрение к человеческой самке с любовью к матери, которая для него существо особого рода. Желая ослабить действие назойливых фобий, Шопенгауэр много путешествует по Италии, наслаждаясь античными и средневековыми произведениями искусства. В его иерархии мировой воли они предстают красивыми символами. Так, например, архитектура и фонтаны отображают низшие ступени объективации воли в мире, а человеческий дух раскрывает свой смысл в поэзии, драме и трагедии. Но особое место в эстетической концепции Шопенгауэра занимает музыка, являясь «снимком самой воли». Смешное в искусстве в доступном для разума виде показывает мировую дисгармонию.

Читайте также:
Ханс-Георг Гадамер, биография, история жизни, факты.

Мир после Шопенгауэра

Он умел писать красиво, поэтому этого философа продолжают читать даже через полторы сотни лет после его кончины. Обладая болезненно высокой чувствительностью, он уловил глубинные токи новых идей и воплотил их в своем творчестве. Без него была бы невозможна великая литература XIX- XX веков, психоанализ Зигмунда Фрейда, философия Фридриха Ницше и научные открытия Альберта Эйнштейна. Буддизм и ведическая философия, своеобразно преломленные в его книгах, обогатили европейскую культуру и способствовали открытию духовного мира Индии.

Философ «мирового пессимизма» Артур Шопенгауэр.

Артур Шопенгауэр до сих пор остается одним из самых читаемых философов, а его фундаментальная и наиболее известная работа «Мир как воля и представление» заложила основы всего европейского индивидуализма. Его учениками считали себя Фридрих Ницше и Людвиг Витгенштейн. Шопенгауэр был прекрасным стилистом и умел держать внимание аудитории и читателей. Неудивительно, что он стал кумиром философски настроенных писателей, от Томаса Манна до Мишеля Уэльбека, а Лев Толстой называл его «гениальнейшим из людей».

Основоположник философии «мирового пессимизма», Артур Шопенгауэр родился в 1788 году, в эпоху Французской революции и зарождения национального сознания — обстоятельство как нельзя более важное для раздробленного германского государства. Семья будущего философа не являла собой образец благовоспитанной бюргерской четы: мать — Иоганна Шопенгауэр — была намного младше своего мужа Генриха, а потому вызывала у него патологическое чувство ревности, вплоть до того, что ей запрещалось покидать дом и принимать гостей. Когда родился Артур, Иоганна написала в своем дневнике: «Мне, как всякой молодой матери, нравится забавляться со своей «новой куклой». Так относилась эта новоиспеченная мать к своему ребенку, что, конечно же, не могло не отразиться на характере маленького Артура, который, вкупе с ревнивым супругом, стал помехой карьере Иоганны как поэтессы.

Мать философа, Иоганна Шопенгауэр.

Артур Шопенгауэр воспитывался в статусе наследника торгового дома своего отца, тот не вмешивался в его образование, виделся с ним редко, а через 16 лет после рождения сына покончил жизнь самоубийством. Иоганна Шопенгауэр, уже в роли вдовы, начинает вести активную светскую жизнь, становится хозяйкой литературного салона в Веймаре, где довольно близко общается с Гёте. Все эти обстоятельства приводят к тому, что юный Артур растет довольно замкнутым и устремленным в себя ребенком, полностью поглощенным своими мыслями и научными занятиями. Имея довольно серьезную сумму на банковском счету и живя на проценты, юный Шопенгауэр поступает в Геттингенский университет на врачебную специальность, но уже через два года переезжает в Берлин, где приступает к изучению философии. В 1813 году Шопенгауэр защищает докторскую диссертацию, а, получив необходимое академическое признание, приступает к написанию главного труда своей жизни — книги «Мир как воля и представление».

Первое издание знаменитого трактата Шопенгауэра проходит совершенно незамеченным, что немало уязвило самолюбие молодого и амбициозного философа. Артур решает попробовать себя в роли преподавателя и начинает читать лекции в Берлинском университете. Однако, и тут он не находит ожидаемой славы и признания. При выборе между семинарами Георга Гегеля — уже признанного тогда мыслителя, и лекциями заносчивого молодого доцента с мрачным взглядом на жизнь, понятно, на чьей стороне оказывались предпочтения слушателей.

Уже потом Шопенгауэр станет знаменит в кругу современников своим феноменальным злопамятством и пренебрежением к коллегам и соперникам. Своего заклятого врага на ниве философии, Гегеля, он именовал не иначе как «шарлатаном», а его стройную мировоззренческую систему считал «колоссальной мистификацией», «псевдофилософией, расслабляющей все умственные способности, ставящей на место подлинного мышления умопомрачительнейшую словесную чепуху». Стиль его едких высказываний в адрес своих идеологических оппонентов, как и рассуждения о жизни в целом, стали предметом подражания для многих поколений изощренных снобов и циников в области искусства и в сфере эстетики.

Уже при жизни у Шопенгауэра появились верные последователи, которых он в шутку называл «евангелистами» и «апостолами». После смерти учителя один из его поклонников, Юлий Фрауэнштедт, которому философ завещал свое творческое наследие, выпустил в свет собрание сочинений и опубликовал фрагменты рукописей Шопенгауэра. Так к нему постепенно пришла слава «новоизбранного кайзера немецкой философии».

Георг Фридрих Вильгельм Гегель.

Однако в 1818 году, потерпев фиаско как на почве науки, так и в педагогической практике, Шопенгауэр решает уехать в Италию, подальше от университетской суеты. Правда, мечты о славе не оставляют философа в покое — через год он возвращается в Берлин, чтобы снова попытать счастья на учительской стезе. Даже смерть своего главного противника, Гегеля, в 1831 году не сделала курс Шопенгауэра в университете популярнее, и тот навсегда порывает с педагогикой, а заодно и разочаровывается во всем мире.

Читайте также:
Николай Бердяев, биография, история жизни, факты.

Настоящая известность приходит к Шопенгауэру лишь после революционных событий 1848 — 1849 годов, под влиянием которых сильно меняется мировоззрение европейцев, а практичный и рассудочно-циничный взгляд на мир входит в моду. Этим не преминул воспользоваться немецкий философ: он решает издать сборник кратких афористических выражений и советов, которые пришлись по душе молодым людям второй половины XIX века. Вот наиболее характерные из них: «Здоровый нищий счастливее больного короля», «Не говори своему другу то, чего не должен знать твой враг», «Ценить высоко мнение людей будет для них слишком много чести» или «То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей».

Артур Шопенгауэр.

В самом конце своей жизни Шопенгауэр был окружен долгожданным почетом и всеобщей славой: в его дом совершались целые паломничества, а в университетах читались лекции, посвященные его философии. В 1854 году Вагнер посылает ему свою знаменитую тетралогию «Кольцо Нибелунгов» с автографом и теплой дарственной надписью. Однако в самом зените славы Шопенгауэр внезапно заболевает пневмонией и умирает 21 сентября 1860 года.

Внешность и манеры Шопенгауэра полностью отражали его мизантропию и пренебрежение к мнению окружающих. Одни находили в нем некоторое сходство с Бетховеном, другие утверждали, что его лицо напоминало Вольтера. Одевался он всегда чрезвычайно изящно, однако предпочитал старомодные костюмы начала XIX века, совершенно отказываясь от современных ему модных веяний. Малообщительный в молодости, а тем более после своих университетских неудач, Шопенгауэр был чужд обществу. Поселившись окончательно во Франкфурте-на-Майне, он старался держаться как можно дальше от местных интересов, мало общаясь с окружавшими его людьми. Он терпеть не мог не только светских, но и обыденных разговоров. Однако, когда ему приходилось произносить публичную речь, он никогда не говорил отвлеченными фразами: его разговор был так же прост, нагляден и точен, как и его литературный слог.

Артур Шопенгауэр в молодости.

Помимо мучительных отношений с матерью, немногочисленные любовные похождения Шопенгауэра тоже не принесли ему счастья. Он переживает тревожный роман с юной актрисой Каролиной Рихтер, но, как и отец, бесконечно мучается от ревности, что в итоге приводит к разрыву отношений. Переехав в Италию, Шопенгауэр пришел к мысли о том, что сексуальная страсть является «наиболее четко выраженным проявлением воли».

В Италии, где «единственный грех — не грешить», философ знакомится с богатой, знатной и прекрасной женщиной по имени Тереза (ее личность не была установлена биографами). Философ даже стал подумывать о мирной семейной жизни, но отказался от своих намерений сразу же, когда Тереза однажды на его глазах упала в обморок, увидев Байрона. Шопенгауэр позже смущенно записал: «Я боялся, что мне наставят рога». Так, философ решил навсегда оставить в стороне все попытки обрести семейное счастье и в свойственной себе язвительной манере утешился мыслью, что «жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить обязанности».

Артур Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ, один из крупнейших мыслителей иррационализма, мизантроп. Испытывал интерес к немецкому романтизму, увлекался мистикой, высоко отзывался о творчестве Иммануила Канта, а также ценил философские идеи буддизма.

Шопенгауэр считал существующий мир «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».

Шопенгауэр оказал значительное влияние на многих знаменитых мыслителей, в числе которых Фридрих Ницше, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Лев Толстой и других.

В биографии Шопенгауэра есть множество интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Артура Шопенгауэра.

Биография Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр появился на свет 22 февраля 1788 г. в городе Гданьск, который находился на территории Речи Посполитой. Он рос и воспитывался в состоятельной и образованной семье.

Отец мыслителя, Генрих Флорис, был купцом, посещавшим по торговым делам Англию и Францию, а также увлекался европейской культурой. Мать, Иоганна, была моложе своего супруга на 20 лет. Она занималась писательской деятельностью и владела литературным салоном.

Детство и юность

Когда Артуру было около 9 лет отец отвез его во Францию к своим друзьям. В этой стране мальчик пробыл 2 года. В это время с ним занимались лучшие педагоги.

Читайте также:
Пьер Абеляр, биография, история жизни, факты.

Артур Шопенгауэр в юности

В 1799 г. Шопенгауэр стал студентом частной гимназии Рунге, где проходили обучение дети высокопоставленных лиц. Кроме традиционных дисциплин здесь преподавали фехтование, рисование, а также учили музыке и танцам. Интересен факт, что к тому моменту биографии юноша уже свободно разговаривал на французском.

В 17-летнем возрасте Артур устроился в торговую компанию, расположенную в Гамбурге. Однако он сразу же понял, что торговля совершенно не его стихия.

В скором времени парень узнает о кончине своего отца, утонувшего в водном канале после падения из окна. Ходили слухи будто Шопенгауэр-старший совершил самоубийство по причине возможного банкротства и проблем со здоровьем.

Артур тяжело перенес смерть отца, долгое время оставаясь в унынии. В 1809 г. ему удалось поступить в Геттингенский университет на медицинское отделение. Позже студент решил перевестись на философский факультет.

В 1811 г. Шопенгауэр обосновался в Берлине, где часто слушал лекции философов Фихте и Шлейермахера. Изначально он с большим вниманием слушал идеи популярных мыслителей, но вскоре начал их не только критиковать, но и вступать в перепалку с лекторами.

В то время биографии Артур Шопенгауэр стал глубоко исследовать естественные науки, включая химию, астрономию, физику и зоологию. Он присутствовал на курсах по скандинавской поэзии, а также зачитывался трудами эпохи Возрождения и изучал средневековую философию.

Наиболее сложно Шопенгауэру давались право и богословие. Тем не менее, в 1812 г. Йенский университет заочно удостоил его звания доктора философии.

Литература

В 1819 г. Артур Шопенгауэр представил главный труд всей своей жизни – «Мир как воля и представление». В нем он подробно описал свое видение на смысл жизни, одиночество, воспитание детей и т.д.

При создании этой работы философ черпал вдохновение с творчестве Эпиктета и Канта. Автор стремился доказать читателю, что самым важным для человека является внутренняя целостность и гармония с самим собой. Также он утверждал, что физическое здоровье тела является единственной причиной для достижения счастья.

Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра

В 1831 г. Шопенгауэр издает книгу «Эристика или искусство побеждать в спорах», которая и сегодня не теряет своей популярности и практичности. Мыслитель рассказывает о приемах, помогающих выходить победителем в дискуссиях с собеседником или группой людей.

Интересен факт, что писатель доходчиво объясняет, как оказаться правым, даже если ты не прав. По его словам, победы в споре удастся достичь только при условии правильной подачи фактов.

В труде «О ничтожестве и горестях жизни» Артур повествует о том, что люди находятся в плену собственных желаний. С каждым годом их потребности растут, вследствие чего каждый предыдущий порыв приводит к новому, но у же более мощному.

Отдельного внимания заслуживает книга «Метафизика половой любви», где излагаются этические взгляды Шопенгауэра. Кроме половой любви, здесь рассматриваются темы, касающиеся смерти и ее восприятия.

Артур Шопенгауэр написал немало фундаментальных произведений, среди которых «О воле в природе», «Об основе морали» и «О свободе воли».

Личная жизнь

Шопенгауэр не обладал привлекательной внешностью. Он был невысокого роста, узкоплеч, а также имел непропорционально большую голову. По своей натуре он являлся мизантропом, не стремясь заводить беседы даже с противоположным полом.

Однако периодически Артур все же общался с девушками, которых он привлекал своими речами и мыслями. Более того, он иногда флиртовал с дамами и предавался любовным утехам.

Шопенгауэр так и остался старым холостяком. Ему были присущи свободолюбие, мнительность и пренебрежение простейшими жизненными благами. Он ставил на первое место здоровье, о чем упоминал в своих трудах.

Стоит заметить, что философ страдал крайней подозрительностью. Он мог заверить себя в том, что его хотят отравить, ограбить или убить, когда для этого не было обоснованных причин.

Шопенгауэр владел огромной библиотекой, насчитывающей более 1300 книг. И хотя он любил читать, он критически относился к чтению, так как чтец заимствовал чужие мысли, а не черпал идеи из своей головы.

Мужчина презрительно относился к «философам» и «ученым», которые то и дело занимаются только цитированием и исследованием трудов. Он пропагандировал самостоятельное мышление, поскольку только так человек мог развиваться как личность.

Шопенгауэр считал музыку высочайшим искусством и играл на флейте всю свою жизнь. Будучи полиглотом, он знал немецкий, итальянский, испанский, французский, английский, латинский и древнегреческий языки, а также был почитателем поэзии и литературы. Особенно он любил творчество Гете, Петрарки, Кальдерона и Шекспира.

Читайте также:
Томас Гоббс - отзывы, мнение, рейтинг

Смерть

Шопенгауэр отличался феноменальным здоровьем и почти никогда не болел. Поэтому, когда у него началось учащенное сердцебиение и легкий дискомфорт за грудиной, он не придал этому значение.

Артур Шопенгауэр умер 21 сентября 1860 г. от пневмонии в возрасте 72 лет. Он скончался у себя дома сидя на диване. Его тело не вскрывали, поскольку философ еще при жизни просил не делать этого.

Артур Шопенгауэр – краткая биография

Артур Шопенгауэр – великий философ из Германии. Он родился 22 февраля 1788 года. Взгляды мыслитель были весьма противоречивыми. Он считал себя вегитарианцем, но регулярно употреблял в пищу мясо. Заявлял о своей ненависти к женщинам, но любил проводить время в их обществе. До сегодняшнего дня взгляды и приоритеты великого деятеля обсуждаются и оспариваются всеми критиками.

Кто-то считает Шопенгауэра несчастным человеком, пытавшимся справиться со своими внутренними проблемами любыми способами. А кто-то считает философа эгоистом, любившего преувеличивать проблемы и категорически к ним относиться. Но никто не отрицает того факта, что деятельность мыслителя оставила отпечаток на мировой культуре и философии.

Юные годы

Артур Шопенгауэр родился в обеспеченной немецкой семье. Отец мальчика, Генрих Флорис, был купцом и владел собственным делом. Он пытался развивать бизнес всеми возможными путями, чтобы его семья ни в чем не нуждалась. Люди уважали отца Артура и отмечали, что тот являлся справедливым и пунктуальным человеком.

Со своей женой Генрих Флорис познакомился, когда той было 18 лет. Иоганна-Генриетта Трозинер, мать Артура, была холодной и расчетливой девушкой. Брак родителей был основан на взаимовыгоде. Генрих хотел потомков, а Иоганна-Генриетта желала обеспеченной жизни. Отец любил своего сына и хотел дать ему хорошее образование.

Маленький Артур обучался у самых востребованных преподавателей города. С ранних лет мальчик изучал французский язык, а с 11 лет поступил в гимназию для детей коммерсантов. Здесь он учился играть на флейте, рисовать и танцевать. После гимназии отец устроил сына в торговую контору, однако, Артур сразу понял, что не желает заниматься торговлей.

В 1805 году отец Артура погиб, утонув в водном канале. Некоторые утверждали, что Генрих совершил самоубийство, причиной которого стало банкротство. Юный Шопенгауэр болезненно переживал смерть отца и не хотел верить злым сплетням.

В это время власть в доме пришла к матери. Она самостоятельно распоряжалась средствами, открыла собственный салон и вела разгульный образ жизни.

Через некоторое время Артур поступил в Геттингенский университет на факультет философии. Проучившись 2 года, он переехал жить в Берлин, где активно посещал лекции философа Фихтэ. Сначала Шопенгауэр уважал знаменитого в то время деятеля, но позже стал пренебрежительно к нему относиться.

Артур являлся разносторонним человеком и активно изучал физику, астрономию, философию и скандинавскую поэзию. Только к богословию душа Шопенгауэра абсолютно не лежала. В 1813 году мыслителя оценили по достоинству и признали его доктором философии.

Произведения

Главная заслуга Шопенгауэра – работа “Мир как воля и представление”. Здесь он описал свои мысли, взгляды на жизнь, принципы воспитания и размышления об одиночестве. Вдохновение Артур черпал из работ Канта. Главная идея произведения – мысль о том, что человека счастливым может сделать только внутренняя гармония и понимание самого себя.

Работа “Эристика или искусство побеждать в спорах” получила широкое признание в 19 веке, популярна она и на сегодняшний день. В произведении Артур Шопенгауэр рассказал о правилах поведения в спорах, о том, как доказать всем свою правоту и убедить оппонента в собственном мнении.

В произведении “О ничтожестве и горестях жизни” Шопенгауэр рассказывает о человеческих порока и желаниях, которые увеличиваются и заполоняют разум с каждым новым днем.

Личная жизнь

Артур не отличался привлекательной внешностью, он имел невысокий рост и нескладное телосложение. Несмотря на это, Шопенгауэр любил одеваться изящно и сдержанно. Внимание девушек он завоевывал благодаря внутреннему содержанию и грамотной речи.

В один момент Артур влюбился в Каролину Джегерман, он хотел создать семью с девушкой и быть вместе до конца своих дней. Однако чувства были невзаимными, Каролина не желала вступать в брак и просила оставить её в покое. Категорический отказ нанёс мощный удар на сознание Артура. С этих времен он стал женоненавистником, считал женщин глупыми и порочными созданиями.

Но несмотря на свои взгляды, Шопенгауэр любил бывать в женском обществе и предаваться любовным утехам. Чаще всего мыслитель проводил время в компании легкодоступных женщин, а затем с лёгкостью с ними расставался. Артур открыто заявлял, что в брак он никогда не вступит и с женским полом в близких отношениях больше состоять не будет.

Читайте также:
Платон - отзывы, мнение, рейтинг

Смерть

Шопенгауэр имел хорошее здоровье, которое никогда его не подводило. Поэтому на боли в области грудной клетки философ не обращал никакого внимания. Через несколько месяцев мёртвого Артура нашли в собственной гостиной. Смерть мыслителя наступила во время распития кофе. Шопенгауэр был болен пневмонией, которая за долгое время приобрёла критическую форму и унесла жизнь великого деятеля.

Артур Шопенгауэр: интересные факты из жизни и биографии

Артур Шопенгауэр – немецкий философ, один из главных мировых идеологов пессимизма, считавший, что негативное начало не только свойственно миру, но и преобладает в нём. Он считал, что стать счастливым невозможно, потому что человек никогда не бывает доволен: желание, которое мы ещё не исполнили, нас расстраивает, желание же исполненное приводит человека к пресыщению. Тем не менее, он считал, что человеком движут не его интеллектуальные способности (похожей точки зрения придерживались многие его современники), а сила воли. Чтобы понять, что именно стало причиной таких взглядов, нужно подробно взглянуть на жизненный опыт философа и на то, что побудило его думать именно так.

Скоростное образование

Получая знания, Шопенгауэр посетил сразу несколько учреждений. Всё началось со школы в Гавре, куда мальчик был отдан в 9 лет. В 11 он уже был учеником частной гимназии в Гамбурге, наравне с детьми других успешных коммерсантов. Через 4 года он оказался на учёбе в Уимблдоне, потом посещал Веймарскую гимназию. Всё закончилось Гёттингентским университетом и переездом в Берлин, в котором Шопенгауэр получил научную степень в возрасте 24 года.

Сложные отношения с родителями

Несмотря на то, что богатый отец стал причиной хорошего образования для Артура, дальнейший его взгляд на жизнь заставляет задуматься, всё ли было гладко в их отношениях. В период обучения в Гавре, в котором мальчик провёл несколько лет, он почти не виделся с родителями, которые, в свою очередь, успели завести нового ребёнка – на этот раз девочку. Отец учёного погиб, когда тому было 17 лет, при невыясненных обстоятельствах, поэтому и научного успеха своего сына не увидел.

Отказ от брака

Возможно, именно вследствие несчастного детства Шопенгауэр так и не взял жены и не стал отцом детям. Он был убеждённым холостяком и считал, что заботиться нужно прежде всего о своём здоровье, а не о других людях. Это, впрочем, не мешало его увлечению собаками.

Заклятая вражда

Выпустив философский трактат, Шопенгауэр устроился на должность университетского преподавателя в Берлине, но провёл там всего 10 лет своей жизни. Причиной переезда во Франкфурт в 1831 официально стала вспышка холеры, хотя биографы предполагают, что дело было в Георге Гегеле, пользовавшемся тогда большей популярностью, нежели Шопенгауэр. Последний был так уверен в собственном величии, что специально проводил лекции в одно время со своим конкурентом, но победить в этом противостоянии ему не удалось.

Слепое поклонение

Одним из философов, значительно повлиявших на Шопенгауэра, был Иммануил Кант. Пытаясь добиться схожих результатов, философ копировал все привычки прославленного кумира… точнее, почти все. Рано вставать, например, он не любил, предпочитая остаться в постели до обеда.

Неприятие чужих мыслей

Несмотря на очевидное раболепие перед Кантом, Шопенгауэр критично отзывался о философах, чьё мировоззрение состояло исключительно из цитирования работ других учёных. Он полагал, что заимствование чужих мыслей плохо сказывается на рассудке и призывал своих читателей мыслить самостоятельно. Удивительно, что при этом в его личной библиотеке было больше 1300 книг.

Стремление к звёздной болезни

Шопенгауэру было очень важно, чтобы его вклад в философию был признан сообществом, но после случая с Гегелем, разумеется, это стало в несколько раз сложнее. Есть легенда, что время от времени он обращался к журналистам, чтобы те нашли упоминания его имени в различных изданиях. Так он хотел доказать самому себе, что он известен, и что люди о нём помнят.

Параноидальность

Чего боялся Шопенгауэр, неизвестно, но некоторые факты говорят о том, что у него могла быть развитая паранойя. Однажды в Вероне, покупая табак, он вдруг решил, что ему подсунули яд, и в спешке покинул город. Какое-то время он держал оружие под подушкой, а все ценные вещи спрятал в потайных местах по всему дому – боялся, что кто-то нападёт на его дом и ограбит.

Вынужденный аскетизм и мизантропия

Во Франкфурте он всех избегал, людей презирал и считался в городе мрачным и совершенно неприветливым. Зато к собакам философ относился очень положительно – настолько, что в его кабинете висело 16 гравюр разных пород. Сам он держал пуделя по имени «Душа мира» — Атма в переводе.

Читайте также:
Томас Гоббс, биография, история жизни, факты.

Биография Артура Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге (Гданьске), в семье коммерсанта. Родители ребенка желали, чтобы Артур стал коммерсантом и вначале он действительно занимался коммерческой деятельностью. Однако мировоззрение его менялось, а с ним менялись и интересы. В юношеские годы он много путешествовал по странам Западной Европы, и уже в это время складывались его пессимистическое мировоззрение и отрицательное отношение к революционным движениям.

Когда он посетил Леон, на него произвели потрясающее впечатление рассказы о тех зверствах, которые в этом городе в годы Великой французской революции учинил посланец Конвента Жозеф Фуше. Но не прошли мимо его взора унылые настроения народа в годы Реставрации во Франции и темные стороны фритредерского капитализма в Англии.

Родители Артура находились в состоянии глубокого внутреннего разлада между собой, что тяжело сказывалось на духовном самочувствии ребёнка. Затем отец Артура совсем разошелся с женой, а спустя два года, в 1805 году, покончил жизнь самоубийством. После смерти отца Шопенгауэр бросает коммерческую деятельность и разворачивает интеллектуальную деятельность. Его вдова и мать Артура Иоганна Шопенгауэр, была жизнерадостной и весёлой особой, привыкшей к жизни в обществе и занятой преимущественно собой. Неудивительно, что и у Артура началось с ней расхождение, а в 1814 г. произошел полный разрыв.

Но она была талантливой писательницей, вращалась в литературно-художественных кругах. Благодаря ней Артур смог освободиться от занятий коммерцией и обратиться к основательному изучению древних языков в гимназиях Готы и Веймара. Артур был обязан матери и тем, что в Веймаре она познакомила его с Гёте, Виландом, Фридрихом Шлегелем, Рейнгольдом и другими тогдашними знаменитостями. Общению с Гёте Шопенгауэр был в свою очередь обязан тем, что углубился в естественнонаучные изыскания и даже написал свой собственный трактат “О зрении и цветах (Farben)” (опубликован в 1816 году), не совпадающей по своей направленности с соответствующим сочинением самого Гёте.

В 1809 году Шопенгауэр поступил в Гёттингенский, а спустя два года перешел в столичный, Берлинский университет. Предметами его занятий были сперва медицина, а затем философия, которую в Гёттингене преподавал Готлиб Эрнст Шульце (Энесидем), а в Берлине – Фихте и Шлейермахер. Лекции, в общем, его внимания не привлекли. Его интерес вызвали только принцип фихтевского волюнтаризма и идеи работы Шеллинга о свободе воли, незадолго до этого вышедшей в свет.

Зато он сам с большим прилежанием изучает теорию вторичных качеств Локка, учение Платона об идеях и все построения Канта. И в эти годы и потом всю жизнь Шопенгауэр следит за успехами естественных наук. Написанную в Берлине докторскую диссертацию о законе достаточного основания он осенью 1813 года защитил в Йенском университете. Затем в течение четырех лет пишет в Дрездене свой главный философский труд “Мир как воля и представление”.

Раздражительный и злопамятный характер Шопенгауэра таил в себе всегдашний разлад между обуревавшими его страстями, житейской расчётливостью и увлечённостью философией, и этот разлад сказался на всей его карьере. Честолюбие и тщеславное стремление к известности долгие годы оставались у Шопенгауэра не удовлетворенными, и многие страницы его сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко отрицательных характеристик, которые он даёт своим соперникам или тем, которых он считал за таковых. Наиболее яростно стал нападать он на Гегеля, оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю шопенгауэровского мышления.

История жизни Артура Шопенгауэра

В 1813 году Шопенгауэр публикует диссертацию “О четверояком корне достаточного основания” (второе издание относится к 1847 году). В этой докторской диссертации не только выражена его методология, но и намечаются основные его мировоззренческие установки. По сути дела, его философская система в его голове в общих чертах уже сложилась, а в 1818 году он завершает её полное изложение в книге “Мир как воля и представление”.

Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра кисти Л. Руля

Это был год переезда Гегеля в Берлинский университет. Главный труд Шопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1818 году. Из 800 экземпляров изданной книги за полтора года было продано лишь сто экземпляров. Оставив для продажи 50 экземпляров, издатель превратил все остальное в макулатуру. Это был первый, основной, том всего сочинения. Впрочем, второй том, вероятно, в это время ещё не был задуман. Как и в случае с докторской диссертацией, публикация труда прошла совершенно незамеченной и специалистами и публикой, издатель потерпел убытки, и большая часть тиража попала в макулатуру. Неуспех книги стал чувствительным ударом по честолюбивым замыслам молодого философа.

Читайте также:
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше - отзывы, мнение, рейтинг

В этом же, 1819 году Шопенгауэр объявил свой курс в стенах Берлинского университета и в марте следующего года прочитал первую, пробную, лекцию. Успеха она также не принесла. Спустя пять лет была совершена новая попытка привлечь слушателей в стенах Берлинского университета. Университетский курс читался им с 1826 по 1832 год, но его посещало менее десятка слушателей.

Никто больше на этот курс не записался, студенты предпочитали слушать Гегеля, который также проводил лекции в университете, и время их проведения совпадало со временем проведения лекций Шопенгауэром. Шопенгауэр вполне преднамеренно поставил свои лекции в одно и то же время с лекциями Гегеля. Не помогло и молодому приват-доценту и то обстоятельство, что осенью 1831 года эпидемия холеры унесла жизнь Гегеля. Шопенгауэр покинул университет и вообще Берлин и никогда больше не возвращался к преподавательской деятельности. Вывод, который он сделал для себя, был им выражен в следующих написанных им в 1844 году широко известных словах:

А чтобы моя философия стала сама способна занять кафедру, нужно чтобы наступили совершенно иные времена“.
Слова эти оказались пророческими. А пока события жизни Шопенгауэра шли своим чередом: с лета 1833 году он окончательно поселился во Франкфурте-на-Майне и повёл жизнь одинокого холостяка, жизнь необщительную и почти затворническую, достаточно обеспеченную рентой после ликвидации дела его отца.

В 1836 году Норвежское королевское научное общество в Дронтгейме объявило конкурс на философскую работу. Шопенгауэр послал своё сочинение о свободе воли и получил премию. Это был первый проблеск грядущей известности, но участие в 1839 году в аналогичном конкурсе Датского научного общества в Копенгагене оказалось безуспешным. В следующем году Шопенгауэр напечатал обе конкурсные работы вместе под общим названием “Две основные проблемы этики”. Общественность этой публикацией не заинтересовалась.

В 1844 году удалось организовать второе издание “Мира как воли и представления”, на этот раз в составе двух томов. Второй том был дополнительным, он содержал пояснения и пространные комментарии к различным местам первого тома, проливавшие свет на многие детали ранее изложенной в первом томе философской, эстетической и этической системы.

Некоторые главы из второго тома в последствии приобрели большую известность, но в общем результат публикации был негативным – работа не привлекла к себе внимания со стороны читателей. Публика середины XIX века проявляла интерес к младогегельянству и к работам Фейербаха, но никак не к шопенгауэровской философии пессимизма. Всё это только увеличивало как мизантропию, так и негодующее отношение непризнанного мыслителя к университетским философам вообще и специально к учениям Гегеля и его последователей- младогегельянцев. С большой враждой он отнесся к революции 1848-1849 годов.

И только после того, как в 1851 году Шопенгауэр опубликовал двухтомное собрание очерков под названием “Parerga und Paralipomena”, что на русский язык можно перевести как “Дополнительные и ранее не опубликованные сочинения”, с включенными в первый том “Афоризмами житейской мудрости”, отношение читателей к автору стало меняться более заметно. Сыграло свою роль, что в “Афоризмах” мировоззрение Шопенгауэра получило преломление через тематику повседневных жизненных проблем современников (это привело и к тому, что далеко не все советы философа соответствовали его этическому кредо).

Но главное заключалось в ином: основные идеи Шопенгауэра упали теперь в обстановке послереволюционной политической реакции в Германии, на вполне благоприятную почву. “Иные времена”, о которых ранее мечтал философ, настали. Последнее десятилетие жизни философа охарактеризовалось растущей популярностью, появились и ученики. В 1854 году Рихард Вагнер прислал ему с посвящением экземпляр своей тетралогии “Кольцо Нибелунгов”, в немецких университетах стали читать лекции о его философской системе, его дом стал объектом паломничества.

Шопенгауэр с полным правом мог сказать “Закат моей жизни стал зарёй моей славы”. В 1859 году вышло третье издание “Мира как воли и представления”, а в следующем году – третье издание “Двух основных идей этики”. Но 21 сентября 1860 года автора этих работ не стало, Шопенгауэр скончался от пневмонии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: