Арту́р Шопенга́уэр – отзывы, мнение, рейтинг

Философ «мирового пессимизма» Артур Шопенгауэр.

Артур Шопенгауэр до сих пор остается одним из самых читаемых философов, а его фундаментальная и наиболее известная работа «Мир как воля и представление» заложила основы всего европейского индивидуализма. Его учениками считали себя Фридрих Ницше и Людвиг Витгенштейн. Шопенгауэр был прекрасным стилистом и умел держать внимание аудитории и читателей. Неудивительно, что он стал кумиром философски настроенных писателей, от Томаса Манна до Мишеля Уэльбека, а Лев Толстой называл его «гениальнейшим из людей».

Основоположник философии «мирового пессимизма», Артур Шопенгауэр родился в 1788 году, в эпоху Французской революции и зарождения национального сознания — обстоятельство как нельзя более важное для раздробленного германского государства. Семья будущего философа не являла собой образец благовоспитанной бюргерской четы: мать — Иоганна Шопенгауэр — была намного младше своего мужа Генриха, а потому вызывала у него патологическое чувство ревности, вплоть до того, что ей запрещалось покидать дом и принимать гостей. Когда родился Артур, Иоганна написала в своем дневнике: «Мне, как всякой молодой матери, нравится забавляться со своей «новой куклой». Так относилась эта новоиспеченная мать к своему ребенку, что, конечно же, не могло не отразиться на характере маленького Артура, который, вкупе с ревнивым супругом, стал помехой карьере Иоганны как поэтессы.

Мать философа, Иоганна Шопенгауэр.

Артур Шопенгауэр воспитывался в статусе наследника торгового дома своего отца, тот не вмешивался в его образование, виделся с ним редко, а через 16 лет после рождения сына покончил жизнь самоубийством. Иоганна Шопенгауэр, уже в роли вдовы, начинает вести активную светскую жизнь, становится хозяйкой литературного салона в Веймаре, где довольно близко общается с Гёте. Все эти обстоятельства приводят к тому, что юный Артур растет довольно замкнутым и устремленным в себя ребенком, полностью поглощенным своими мыслями и научными занятиями. Имея довольно серьезную сумму на банковском счету и живя на проценты, юный Шопенгауэр поступает в Геттингенский университет на врачебную специальность, но уже через два года переезжает в Берлин, где приступает к изучению философии. В 1813 году Шопенгауэр защищает докторскую диссертацию, а, получив необходимое академическое признание, приступает к написанию главного труда своей жизни — книги «Мир как воля и представление».

Первое издание знаменитого трактата Шопенгауэра проходит совершенно незамеченным, что немало уязвило самолюбие молодого и амбициозного философа. Артур решает попробовать себя в роли преподавателя и начинает читать лекции в Берлинском университете. Однако, и тут он не находит ожидаемой славы и признания. При выборе между семинарами Георга Гегеля — уже признанного тогда мыслителя, и лекциями заносчивого молодого доцента с мрачным взглядом на жизнь, понятно, на чьей стороне оказывались предпочтения слушателей.

Уже потом Шопенгауэр станет знаменит в кругу современников своим феноменальным злопамятством и пренебрежением к коллегам и соперникам. Своего заклятого врага на ниве философии, Гегеля, он именовал не иначе как «шарлатаном», а его стройную мировоззренческую систему считал «колоссальной мистификацией», «псевдофилософией, расслабляющей все умственные способности, ставящей на место подлинного мышления умопомрачительнейшую словесную чепуху». Стиль его едких высказываний в адрес своих идеологических оппонентов, как и рассуждения о жизни в целом, стали предметом подражания для многих поколений изощренных снобов и циников в области искусства и в сфере эстетики.

Уже при жизни у Шопенгауэра появились верные последователи, которых он в шутку называл «евангелистами» и «апостолами». После смерти учителя один из его поклонников, Юлий Фрауэнштедт, которому философ завещал свое творческое наследие, выпустил в свет собрание сочинений и опубликовал фрагменты рукописей Шопенгауэра. Так к нему постепенно пришла слава «новоизбранного кайзера немецкой философии».

Георг Фридрих Вильгельм Гегель.

Однако в 1818 году, потерпев фиаско как на почве науки, так и в педагогической практике, Шопенгауэр решает уехать в Италию, подальше от университетской суеты. Правда, мечты о славе не оставляют философа в покое — через год он возвращается в Берлин, чтобы снова попытать счастья на учительской стезе. Даже смерть своего главного противника, Гегеля, в 1831 году не сделала курс Шопенгауэра в университете популярнее, и тот навсегда порывает с педагогикой, а заодно и разочаровывается во всем мире.

Читайте также:
Джордж Беркли (George Berkeley) - отзывы, мнение, рейтинг

Настоящая известность приходит к Шопенгауэру лишь после революционных событий 1848 — 1849 годов, под влиянием которых сильно меняется мировоззрение европейцев, а практичный и рассудочно-циничный взгляд на мир входит в моду. Этим не преминул воспользоваться немецкий философ: он решает издать сборник кратких афористических выражений и советов, которые пришлись по душе молодым людям второй половины XIX века. Вот наиболее характерные из них: «Здоровый нищий счастливее больного короля», «Не говори своему другу то, чего не должен знать твой враг», «Ценить высоко мнение людей будет для них слишком много чести» или «То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей».

Артур Шопенгауэр.

В самом конце своей жизни Шопенгауэр был окружен долгожданным почетом и всеобщей славой: в его дом совершались целые паломничества, а в университетах читались лекции, посвященные его философии. В 1854 году Вагнер посылает ему свою знаменитую тетралогию «Кольцо Нибелунгов» с автографом и теплой дарственной надписью. Однако в самом зените славы Шопенгауэр внезапно заболевает пневмонией и умирает 21 сентября 1860 года.

Внешность и манеры Шопенгауэра полностью отражали его мизантропию и пренебрежение к мнению окружающих. Одни находили в нем некоторое сходство с Бетховеном, другие утверждали, что его лицо напоминало Вольтера. Одевался он всегда чрезвычайно изящно, однако предпочитал старомодные костюмы начала XIX века, совершенно отказываясь от современных ему модных веяний. Малообщительный в молодости, а тем более после своих университетских неудач, Шопенгауэр был чужд обществу. Поселившись окончательно во Франкфурте-на-Майне, он старался держаться как можно дальше от местных интересов, мало общаясь с окружавшими его людьми. Он терпеть не мог не только светских, но и обыденных разговоров. Однако, когда ему приходилось произносить публичную речь, он никогда не говорил отвлеченными фразами: его разговор был так же прост, нагляден и точен, как и его литературный слог.

Артур Шопенгауэр в молодости.

Помимо мучительных отношений с матерью, немногочисленные любовные похождения Шопенгауэра тоже не принесли ему счастья. Он переживает тревожный роман с юной актрисой Каролиной Рихтер, но, как и отец, бесконечно мучается от ревности, что в итоге приводит к разрыву отношений. Переехав в Италию, Шопенгауэр пришел к мысли о том, что сексуальная страсть является «наиболее четко выраженным проявлением воли».

В Италии, где «единственный грех — не грешить», философ знакомится с богатой, знатной и прекрасной женщиной по имени Тереза (ее личность не была установлена биографами). Философ даже стал подумывать о мирной семейной жизни, но отказался от своих намерений сразу же, когда Тереза однажды на его глазах упала в обморок, увидев Байрона. Шопенгауэр позже смущенно записал: «Я боялся, что мне наставят рога». Так, философ решил навсегда оставить в стороне все попытки обрести семейное счастье и в свойственной себе язвительной манере утешился мыслью, что «жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить обязанности».

Рецензии на книгу «Мир как воля и представление» Артур Шопенгауэр

Когда я начала читать эту книгу, поймала себя на мысли, что в голове у меня разворачивается примерно следующий диалог:

Я: Наконец-то я прочту главный философский труд Артура Шопенгауэра!
Ш: “. нет иного пути, как прочесть эту книгу два раза.
Я: Прочту два раза.
Ш: “Второе требование состоит в том, чтобы до этой книги было прочитано введение к ней, хотя оно и не находится в ней самой, а появилось пятью годами раньше, под заглавием «О четверояком корне закона достаточного основания. Философский трактат»“.
Я (углубляясь в трактат): Ну что ж, начну с него. А что дальше?
Ш: “. я опустил все то, что сказано в первой главе моего трактата «О зрении и цвете» и что иначе дословно было бы приведено здесь. Следовательно, здесь предполагается также знакомство и с этим прежним небольшим сочинением“.
Я (читаю): Так, “О зрении и цвете”. Что? Гёте с Ньютоном спорят о физике?! Гёте, ты же писатель, куда тебя понесло.
Ш: “. философия Канта — единственная, основательное знакомство с которой предполагается в настоящем изложении“.
Я: Понятно, сейчас почита.
Ш (перебивает): “Но если, кроме того, читатель провел еще некоторое время в школе божественного Платона, то он тем лучше будет подготовлен и восприимчив к моей речи. А если он испытал еще благодетельное воздействие Вед, если, говорю я, читатель сподобился еще посвящения в древнюю индийскую мудрость и чутко воспринял ее, то он наилучшим образом подготовлен слушать все то, что я поведаю ему“.
Я: У Платона я “Пир” читала. И ещё. если я индийскую кухню люблю, это считается?
Ш: “. первое — правильно, второе — нет“.
Я (открывая и тут же закрывая “Критику чистого разума”): Шопенгауэр, а, может, вы мне вкратце расскажете суть философии Канта?
Ш (грозно): “. в неисправимом заблуждении находится тот, кто воображает, будто можно изучить философию Канта по чужому изложению“.
Я: Намёк понят. Но всё же, вы ведь говорили, что в его трудах вы обнаружили, если можно так выразиться, ошибки!
Ш: “. напрасно бы мы стали искать кантовское учение где-нибудь в другом месте, кроме собственных произведений Канта; они же сплошь поучительны, даже там, где он заблуждается, даже там, где он не прав“.
Я (молча ушла читать Канта).

Читайте также:
Дэвид Юм (David Hume) - отзывы, мнение, рейтинг

Справедливости ради, замечу, что в данном случае знакомство с его философией оказалось нелишним.

У Шопенгауэра можно встретить и рассуждения о свободе воли, и мысли о жизни, смерти, в частности, самоубийстве, которое автор осуждает. Впрочем, другого выбора у Шопенгауэра тогда всё равно не было, потому что все наши поступки детерминированы обстоятельствами не любили в то время таких идей. И сейчас не любят. Страдания страданиями, а работать кому-то же надо?

Словом, Шопенгауэр говорит о том, что из нашего мира получился отменный ад. И это не пессимизм, это реализм. Нет, это даже оптимизм: ведь не просто “ад”, а ещё и “отменный”!

Впрочем, даже в “худшем из возможных миров” есть нечто прекрасное. Речь, безусловно, пойдёт о поэзии, изобразительном искусстве и музыке. Шопенгауэр ощущает, что “. ее воспроизведение мира должно быть очень интимным, бесконечно истинным и верным, ибо всякий мгновенно понимает ее”. И, конечно, нельзя забывать о красоте вообще (да разве о ней можно забыть?). Хотя на Шопенгауэра оказывали влияние идеи буддизма, в том числе и об отказе от желаний, поэтому, упоминая о человеческой, в частности, женской красоте, он говорит, что любоваться ею надо только с чисто эстетической точки зрения. И это грустно.

Являются ли наши желания причиной страдания? Скорее, невозможность их исполнения. Мне всё время почему-то вспоминается бородатый анекдот: от головной боли лучше всего помогает гильотина. Да, если отрубить голову, головная боль тоже пропадёт. Если перестать желать, человек перестанет страдать из-за несбывшихся мечтаний. Но это, кажется, слишком радикальный метод. Человеческая жизнь состоит из множества страданий по сути своей. Если бы боли, зла, мучений не существовало вообще, если бы они не были созданы, тогда человек был бы свободен от страданий.

Иногда стремление к исполнению своих желаний и удовольствие от них сравнивают, например, с наркоманией. И мне в связи с этим вспоминаются истории про “завязавших” наркоманов, которые считали, что уже освободились от зависимости. Но, допустим, в больнице они случайно увидели шприц, что-то перемкнуло в голове – бросились искать себе дозу. Если нечто вызывает такую сильную зависимость, то свободным может быть только тот, кто не пробовал. Тот, кто не испытывал желаний с рождения. Иначе это не свобода – просто побег, к сожалению. Мир несовершенен, а мы вынуждены выдумывать себе способы и методы стать счастливыми, хотя при других условиях могли бы просто ими быть.

Читайте также:
Ансельм Кентерберийский, биография, история жизни

Рецензия написана в рамках “ТТТ”. За совет благодарю Iris_sven4ik .

5 вещей, которым вас может научить Артур Шопенгауэр

Философия для многих является сугубо теоретической дисциплиной, которая мало применима в жизненных реалиях. Для того что бы прочесть, или, что еще более трудоемко, понять труды большинства философов требуется недюжинная смекалка, сила воли и интерес к предмету.

Сегодня мы выясним, чему может нас научить исключение из общего правила — труд выдающегося немецкого философа Артура Шопенгауэра, который может прочесть и понять без особого труда любой желающий, под названием «Афоризмы житейской мудрости».

1
Источник счастья — ваша личность

Артур утверждает, что все, чем обуславливается различие в судьбе людей, сводится к трем основным категориям

— Что такое человек (т.е. личность, здоровье сила, темперамент, ум и степени его развития)

— Что человек имеет (любое имущество имеющееся во владении)

— Что собой человек представляет для других членов общества.

И именно влияние первой категории на счастье человека, по мнению Шопенгауэра, по сравнению с преимуществами доставляемыми положением, рождением (хотя бы царственным), богатством и т.п. оказываются тем же, «чем оказывается театральный король по сравнению с настоящим».

Мир, в котором живет человек, зависит прежде всего от того как его данный человек понимает.
Так как все существующее и происходящее имеет место только в нашем сознании, то, на взгляд Шопенгауэра, именно эта категория играет важнейшую роль в жизни любого человека. Все наслаждения и роскошь, воспринятые сознанием глупца, кажутся жалкими и меркнут, по сравнению с человеком, который находит целые вселенные в самом себе.

2
Счастье — величина отрицательная

На взгляд Шопенгауэра, основной заповедью житейской мудрости, является понимание того факта, что всякое наслаждение, всякое счастье есть понятие отрицательное, страдание же — положительно.

Для аргументации автор приводит следующий тезис: если все тело человека здраво и невредимо, то при любом повреждении какого либо участка тела мы обращаем внимание именно на боль и лишаемся наслаждения доставляемого нам общим ощущением жизни. Всякое наслаждение состоит в уничтожении различных препятствий, стоящих на нашем пути, а поэтому длится недолго.
В итоге Шопенгауэр советует нам не унывать, и просто обращать внимание не на наслаждения и радости в жизни, а стремиться лишь избежать бесчисленных невзгод на своем пути.

3
Строить планы на будущее — удел дураков

Как считает светило немецкой философии XVIII века, заранее строить подробный план своей жизни — одна из величайших глупостей человечества. Причина такого суждения лежит в неизбежном оптическом обмане нашего существования. До определенного возраста нам кажется, что жизнь бесконечна, а если обернуться назад, дойдя до ее конца, — кажется невероятно короткой.

Однако далеко не всегда планирование приводит только к дурным последствиям, просто зачастую мы находим не то, что искали вначале. Никогда не знаешь к чему в итоге придешь. Можно сказать, в каком-то смысле каждый из нас уподобляется средневековым алхимикам — ищем Философский камень, а открываем вместо него порох, целебные средства и законы природы.

4
Если вы великий мыслитель — женщины вам не очень-то и нужны

Шопенгауэр, являясь убежденным мизантропом, считавшим, что мы живем в «наихудшем из возможных миров», посвятил всю свою жизнь лишь науке. Женщины же только пытались отвлечь его от этого увлекательного занятия, что философа необычайно злило.

Читайте также:
Бенедикт Спиноза, биография, история жизни, факты.

Артур утверждает, что «низкорослый, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только одурманенный половым влечением самец: вся его красота и кроется в этом влечении». Шопенгауэр с увлечением называет этот пол «неэстетичным», не восприимчивым, не имеющим истинной склонности ни к музыке, ни к поэзии. Да и в целом, любой представитель женского пола обязан кому то принадлежать (мужу, начальнику, родственникам, царю) иначе теряет смысл в существовании. Естественно, в современных реалиях этот посыл звучит так себе. Но можно трансформировать его в менее деструктивный: «меньше биопроблем, больше самоконтроля».

5
Трудись

Как физическая жизнь человека заключается в постоянном движении, так и духовная жизнь так же нуждается в постоянном занятии. «Наша жизнь — безостановочное движение», — утверждает Шопенгауэр. Если человек бездельничает, то очень скоро безделье перерастет в невыносимую скуку.

Так что не теряйте время на праздное прозябание, начинайте делать хоть что-нибудь, творите то, до чего дотягиваются руки — главное удовлетворить свою потребность и избежать убийственной скуки.
Наибольшее наслаждение от дела, по мнению Артура, человек получает в случае, если смастерил, изготовил что-либо, «будь то корзина или книга».

Наблюдать за тем как после стараний и усилий творение приобретает оконченный вид — это доставляет человеку непосредственное счастье. Трудиться, бороться с препятствиями — это такая же потребность для homo sapiens, как рыться в земле — для крота. Если нет повода к борьбе, человек от скуки и покоя начнет искать любые способы избавиться от этого невыносимого состояния (например, под влиянием свойств своей натуры — плести интриги, мошенничать или чего еще похуже).

Рецензии на книгу «Афоризмы житейской мудрости» Артур Шопенгауэр

Если ты не продвигаешь мысль, то и мысль не продвигает тебя.
-А зачем тебе продвигать себя? -могут спросить меня. -Чтобы продвигать следующие (другие) мысли, которые (с большей вероятностью) услышат.
“Афоризмы..” Шопенгауэра были опубликованы в двухтомнике «Parerga und Paralipomena» в 1841 и 1851 годах. Кант и Гёте подготовили (возникновение) Шопенгауэра, Шопенгауэр подготовил Ницше, вместе с Достоевским конечно, так что Достоевский с Шопенгауром оказались в середине (этого) “кольца”.
Эти трое последних осмелились свои смутно-парлептипные интуиции в почти чистом виде выплескивать на лист бумаги принципиально для всеобщего обозрения, иногда к тому же радикализируя их.
(Посему) приведу ниже несколько коротких цитат из рассматриваемой книги, почти без моих традиционных комментариев, ибо и так же всё понятно, что и как.
-“для счастья человеческой жизни самым существенным является то, что человек имеет в самом себе.”
-“любовь к одиночеству не может существовать в качестве исконной потребности, а возникает лишь благодаря опыту и размышлению, и возникает лишь благодаря опыту и размышлению”.
-“Чтобы пройти свой путь в мире, полезно взять с собой большой запас предусмотрительности и снисходительности: первая предохранит нас от убытков и потерь, вторая – от споров и ссор.”

Мой любимый философ. Читая его, я понимаю, что если бы писала философский трактат, то написала бы нечто подобное. Например, “О ничтожестве и горестях жизни” – готова подписаться под каждым словом. Почему-то Шопенгауэр ассоциируется у меня с доктором Хаусом – такой же умный, язвительный мизантроп с отличным чувством юмора (да-да, в своих работах Ш. нередко отпускает смешные замечания по-поводу работ своих коллег и их самих). “Афоризмы” – это в какой-то мере учебник жизни. Шопенгауэр излагает свои взгляды на то, что есть человек и что необходимо для его счастья.

Итак, для нашего счастья то, что мы такое, – наша личность – является первым и важнейшим условием, уже потому, что сохраняется всегда и при всех обстоятельствах; к тому же она, в противоположность благам двух других категорий, не зависит от превратностей судьбы и не может быть отнята у нас.

Вот откуда это: если хочешь быть счастливым, будь им:

Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав; это прекрасное качество немедленно же находит награду в самом себе. Кто весел, – тот всегда имеет причину быть таковым; причина эта – его веселый нрав. Ничто не способно в такой мере заменить любое другое благо, как это свойство.

Шопенгауэр предлагает следующие правила жизни:

Первой заповедью житейской мудрости я считаю мимоходом высказанное Аристотелем в Никомаховой этике (XII, 12) положение, которое в переводе можно формулировать следующим образом: «Мудрец должен искать не наслаждений, а отсутствия страданий»

Цени сегодняшний день:

Мы лучше ценили бы настоящее и больше наслаждались бы им, если бы в те хорошие дни, когда мы здоровы, сознавали, как во время болезни или в беде всякий час, когда мы не страдали и не терпели, казался нам бесконечно радостным, чем‑то вроде потерянного рая или встреченного друга. Но мы проживаем хорошие дни, не замечая их; лишь когда наступают тяжелые времена, мы жаждем вернуть их. Мы пропускаем с кислым лицом тысячи веселых, приятных часов, не наслаждаясь ими, чтобы потом, в дни горя, с тщетной грустью вздыхать по ним. Вместо этого следует по достоинству ценить сносное настоящее, хотя бы самое обыденное, которое обычно мы равнодушно пропускаем мимо себя и даже стараемся отбыть как можно скорее. Не надо забывать, что настоящее сейчас же отходит в область прошлого, где оно, освещенное сиянием вечности, сохраняется нашей памятью и когда эта последняя в тяжелый час снимает с него завесу, мы искренне будем сожалеть о его невозвратности.

Умный человек может быть счастлив в одиночестве, а человеку недалекому непременно нужно какое-либо общество, чтобы заполнить пустоту в душе:

Прежде всего любое общество неизбежно требует взаимного приспособления, уравнения и поэтому, чем общество больше – тем оно пошлее. Человек может быть всецело самим собою лишь пока он один; кто не любит одиночества – тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным. Принуждение – это неразлучный спутник любого общества, всегда требующего жертв тем более тяжелых, чем выше данная личность. Поэтому человек избегает, выносит или любит одиночество сообразно с тем, какова ценность его «я». В одиночестве ничтожный человек чувствует свою ничтожность, великий ум – свое величие, словом, каждый видит в себе то, что он есть на самом деле. Далее, чем совершенней создан природой человек, тем неизбежнее, тем полнее он одинок. Особенно для него благоприятно, если духовному одиночеству сопутствует и физическое, в противном случае частое общение будет мешать, даже вредить ему, похищать у него его «я», не дав ничего взамен.

Отсюда следует, что благо тому, кто рассчитывает только на себя и для кого его «я» – все. Цицерон говорит: «Счастливее всех тот, кто зависит только от себя и в себе одном видит всех (Paradox II). К тому же, чем выше человек значит для самого себя, тем меньше значат для него другие. Эта самоуверенность и удерживает достойных, внутренне богатых людей от общения с другими, общения, требующего стольких жертв, а тем паче препятствует им искать общества ценою самоотречения. Именно противоположное этому сознание делает заурядных людей такими общительными и приспособляющимися. Необходимо еще отметить, что все действительно ценное – не ценится людьми, а то, что ценится ими – на самом деле ничтожно. Замкнутая жизнь достойных, выдающихся людей служит доказательством и следствием этого. Ввиду сказанного достойный человек поступит чрезвычайно разумно, сократив в случае свои потребности ради того, чтобы сохранить или расширить свою свободу, и ограничить, с этой целью, свою личность, всегда стремящуюся к общению с людьми.
С другой стороны, людей делает общительными их неспособность переносить одиночество, – т. е. самих себя. Внутренняя пустота и отвращение к самим себе гонят их в общество, на чужбину или в путешествия. Их дух не имеет силы привести себя в движение и сил этих они ищут в вине, причем нередко становятся пьяницами. Поэтому же они постоянно нуждаются во внешних возбуждениях, притом в возбуждениях сильных, доставить которые могут однородные с ними существа. Без этого их дух поникает под собственною тяжестью и впадает в тяжелую летаргию .

Из сказанного следует, что любовь к одиночеству не есть непосредственное, врожденное влечение, а развивается косвенным путем, постепенно, по преимуществу в благородных людях, причем им приходится преодолеть при этом естественную склонность к общительности и бороться с нашептыванием Мефистофеля.
«Брось предаваться горьким бредням; Они – как коршун на груди твоей.
Почувствуешь себя ты в обществе последнем, Что человек ты меж других людей».
Одиночество – удел всех выдающихся умов: иногда оно тяготит их, но все они всегда избирают его, как наименьшее из двух зол

Не придавай большого значения чужим мнениям (золотые слова!):

Очевидно, ничто не способствует нашему счастью, строющемуся в большей части на спокойствии и удовлетворенности духа, более, чем ограничение, сокращение этого движущего элемента – внимания к чужим мнениям – до предписываемого благоразумием предела, составляющего, быть может, 1/50 настоящей его силы; надо вырвать из тела терзающий нас шип.

Никто не может видеть выше себя. Этим я хочу сказать, что человек может видеть в другом лишь столько, скольким он сам обладает, и понять другого он может лишь соразмерно с собственным умом. Если последний у него очень невелик, то даже величайшие духовные дары не окажут на него никакого действия, и в носителе их он подметит лишь одни низкие свойства, т. е. слабости и недостатки характера и темперамента. Для него этот человек только и будет состоять, что из недостатков; все его высшие духовные способности, так же не существуют для него как цвета для слепых. Любой ум останется незамеченным тем, кто сам его не имеет; всякое уважение к чему‑нибудь есть произведение достоинств ценимого, умноженных на сферу понимания ценителя. Так что, говоря с кем‑нибудь, всегда уравниваешь себя с ним, ибо те преимущества, какие мы имеем над ним – исчезают, и даже самое необходимое для такой беседы самоотречение остается совершенно непонятным. Если учесть как низки помыслы и умственные способности людей, насколько вообще большинство людей пошлы (gemein), то станет понятным, что немыслимо говорить с ними без того, чтобы на время беседы – по аналогии с распределением электричества – самому стать пошлым; лишь тогда мы уясним себе вполне истинный смысл и правдивость выражения sich gemein machen – становиться пошлым, но тогда будем уже избегать всякого общества, с которым приходится соприкасаться лишь на почве самых низких свойств нашей натуры. Нетрудно убедиться, что существует лишь один способ показать дураками и болванами свой ум: – не разговаривать с ними. Правда, что тогда многие окажутся в обществе в положении танцора, явившегося на бал, и нашедшего там лишь хромых – с кем тут танцевать?

Вежливость – это молчаливое соглашение игнорировать и не подчеркивать друг в друге моральную и умственную нищету, благодаря чему эти свойства к обоюдной выгоде несколько стушевываются.
Вежливость – это благоразумие; следовательно, невежливость – глупость; без нужды, из одной удали наживать себе ею врагов – это такое же безумие, как поджечь собственный дом.

Потрясающие слова, их следует взять на заметку каждому:

Не следует оспаривать чужих мнений: надо помнить, что, если бы мы захотели опровергнуть все абсурды, в какие люди верят, то на это не хватило бы и Мафусаилова века.
Следует воздерживаться в беседе от всяких критических, хотя бы и доброжелательных замечаний: обидеть человека – легко, исправить же его – трудно, если не невозможно.
Если бессмыслицы, какие нам приходится выслушивать в разговоре, начинают сердить нас, надо вообразить, что это разыгрывается комическая сцена между двумя дураками; это испытаннейшее средство.

А вот настоящий шедевр:
Лучше всего помещены те деньги, которые у нас украдены: ведь мы за них непосредственно приобрели благоразумие.

Вывод: Шопенгауэр замечателен. Жаль, я не родилась в XIX веке в Германии.
Интересно было бы пообщаться с Шопенгауэром). Но, судя по всему, он терпеть не мог женщин. Жаль.

Читайте также:
Фома Аквинский - отзывы, мнение, рейтинг

Связь русского МД с идеями Артура Шопенгауэра

Есть ли сфизь между идеями МД и Артуром Шопенгауером? Как по вашему мнению Шопенгауэр бы одобрял бы МД.

о да. этот женоненавистник отлично вписался бы в мд-шную тусовку

о да. этот женоненавистник отлично вписался бы в мд-шную тусовку

Он вообще то бап любил и потреблял по назначению, у него же есть о Половой Любви

Он вообще то бап любил и потреблял по назначению, у него же есть о Половой Любви

любить “баП” в плане их “потребления” (ваши цитаты) – это не есть уважение к женщине, и словами “потребление” и вы, и ваш собрат по разуму Шопенгауэр выдают своё женонеавистничество

любить “баП” в плане их “потребления” (ваши цитаты) – это не есть уважение к женщине, и словами “потребление” и вы, и ваш собрат по разуму Шопенгауэр выдают своё женонеавистничество

Уважают по делам их, а не основании продольной сладкой узкой щели между ножек

Уважают по делам их, а не основании продольной сладкой узкой щели между ножек

он говорил о том, что женщина ценна мужчине только лишь в силу его похоти. этого достаточно, чтобы сделать вывод о человеке, который видит не дальше своей ширинки

Артур бы одобрил такую движуху!

о да. этот женоненавистник отлично вписался бы в мд-шную тусовку

Женоненавистник! Переводится с женского языка на человеческий,как ужчина прозревший или понявший сущ(ч)ность женщин!

Да нет, Артур вполне уважаемый человек. Мысли его ясны, логичны, полезны и рекомендуемые для изучения и возможно более глубокого развития. В общем, он мне нравится.

не. Шопенгауэр был умный. А МДшники – тупые. Они бы не нашли общий язык. )

не. Шопенгауэр был умный. А МДшники – тупые. Они бы не нашли общий язык. )

О, хотела тоже самое написать)
Вряд ли современные мдшники смогли бы осилить его тексты, им бы что попроще , вроде видео на ютубе, где рассказывают какие все “бабы” Коварные и их используют. Философ с мировой известностью не столь примитивен))

Читайте также:
Готфрид Вильгельм Лейбниц - отзывы, мнение, рейтинг

МД – это ещё сказка о Золотой рыбке и стихи “чем меньше девушку мы любим, тем легче нравимся мы ей”.

О, хотела тоже самое написать)
Вряд ли современные мдшники смогли бы осилить его тексты, им бы что попроще , вроде видео на ютубе, где рассказывают какие все “бабы” Коварные и их используют. Философ с мировой известностью не столь примитивен))

Осилить не составляет никакого труда. Эссе «О женщинах» читается очень легко, написано простым языком. Другое дело, что Шопенгауэр был женоненавистником и мизантропом, поэтому созданный им крайне негативный образ женщины без всякого сомнения может найти отклик у тех, кто разделяет взгляды МД.

Какой ещё вжопенгауэр? Они итак друг друга бахают в анус.

О, хотела тоже самое написать)
Вряд ли современные мдшники смогли бы осилить его тексты, им бы что попроще , вроде видео на ютубе, где рассказывают какие все “бабы” Коварные и их используют. Философ с мировой известностью не столь примитивен))

Может МД-шники и не смогли бы, но вы не лучше, тем же миром мазаны. Попробуйте вот это осилить до конца, может тогда что-нибудь поймёте:https://www.youtube.com/watch?v=28aZPu4q5uw

Скорее с идеями Отто Вейнингера.

МД – это ещё сказка о Золотой рыбке и стихи “чем меньше девушку мы любим, тем легче нравимся мы ей”.

Служба доставки продуктов

Сегодня поздравьте своих тренеров

Деревянная посуда

Помогите вызвать человека

Предлагаю писать стихи

Какие сериалы и фильмы будем смотреть?

Какие у вас “пунктики”?

Сегодня поздравьте своих тренеров

Объясните смысл этих слов

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы, частично или полностью опубликованные с помощью сервиса Woman.ru. Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.

Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование владельцами сайта Woman.ru. Все материалы сайта Woman.ru, независимо от формы и даты размещения на сайте, могут быть использованы только с согласия владельцев сайта.

Читайте также:
Ансельм Кентерберийский, биография, история жизни

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс. Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.) на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2021 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Воронцева О. А.

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

20 пессимистичных, но очень точных мыслей Артура Шопенгауэра

Знаменитый мизантроп и женоненавистник, «философ пессимизма» Артур Шопенгауэр всем занятиям предпочитал чтение. Его библиотека насчитывала 1375 книг. «Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние…», – говорил он.

Произведённый Шопенгауэром метафизический анализ воли, его взгляды на человеческую мотивацию (именно он впервые употребил этот термин) и желания, афористичный стиль письма оказали влияние на многих известных мыслителей, включая Фридриха Ницше, Людвига Витгенштейна, Эрвина Шрёдингера, Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Льва Толстого и Хорхе Луиса Борхеса. Вот несколько мыслей философа, которого Лев Толстой называл «гениальнейшим из людей»

Самая дешевая гордость – это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться; ведь иначе он не стал бы обращаться к тому, что разделяется кроме него еще многими миллионами людей. Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего подметит ее недостатки. Но убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватает за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит; он готов с чувством умиления защищать все ее недостатки и глупости.

В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно, в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным пониманием того, что надо делать, сколько внутренним импульсом, который исходит из самой глубины нашего существа.

Читайте также:
Дэвид Юм (David Hume) - отзывы, мнение, рейтинг

Внутренняя пустота служит истинным источником скуки, вечно толкая субъекта в погоню за внешними возбуждениями с целью хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу.

Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.

Для нашего счастья то, что мы такое, — наша личность — является первым и важнейшим условием, уже потому, что сохраняется всегда и при всех обстоятельствах.

Искренно друзья только называют себя друзьями; враги же искренни и на деле; поэтому их хулу следует использовать в целях самопознания, так как мы принимаем горькое лекарство.

Для каждого человека ближний — зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.

Богатство подобно соленой воде, чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда. Это относится и к славе.

Никакие деньги не бывают помещены выгоднее, чем те, которые мы позволили отнять у себя обманным путем, ибо за них мы непосредственно приобретаем благоразумие.

Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат.

Мудрецы всех времён постоянно говорили одно и то же, а глупцы, всегда составлявшие огромнейшее большинство, постоянно одно и то же делали — как раз противоположное; так будет продолжаться и впредь.

Одним из существенных препятствий для развития рода человеческого следует считать то, что люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто громче всех говорит.

Мысли выдающихся умов не переносят фильтрации через ординарную голову.

Талант достигает цель, которую никто не может достичь; гений — ту, которую никто не может увидеть.

Кто не любит одиночества, не любит и свободы.

Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.

Разумно было бы почаще говорить себе: «изменить я этого не могу, остаётся извлекать из этого пользу».

Человек есть единственное животное, которое причиняет страдания другим без всякой дальнейшей цели кроме этой.

Читайте также:
Николай Бердяев, биография, история жизни, факты.

Нас делает счастливым и несчастным не то, каковы предметы в действительности, а то, во что мы их путем восприятия превращаем.

Чем мы являемся на самом деле, значит для нашего счастья гораздо больше, чем то, что мы имеем.

8 правил Артура Шопенгауэра, чтобы быть счастливыми

Немецкий философ Артур Шопенгауэр был самым настоящим пессимистом, но сформулировал ряд правил, которые помогают стать счастливыми. Он исходил из того, что счастье — это абсолютно субъективное чувство, иллюзия.

После смерти философа среди его заметок и личных вещей была обнаружена рукопись под названием «Искусство быть счастливым». Любопытно, что, несмотря на все пессимистические идеи, которые Шопенгауэр отстаивал в течение своей жизни, он разработал ряд правил, что могут помочь избежать страданий. Философ утверждал, что каждый человек может достичь этой иллюзии — состояния счастья. Для этого необходимо придерживаться определённых правил:

1. Первое правило Шопенгауэра: не сравнивайте, чтобы не завидовать

Первое правило гласит, что необходимо искоренить привычку сравнивать себя с другими, что нередко вызывает зависть. Согласно Шопенгауэру, зависть — очень негативная эмоция, которая крадёт радость и счастье у человека. Ему всегда и всего будет недоставать, он всем и всеми будет недоволен.

Зависть уводит нас в противоположную сторону от счастья — к печали. Кроме того, когда мы сравниваем себя с более успешными, красивыми и прочее, на наш взгляд, людьми, то начинаем сомневаться в себе, что ещё усугубляет ситуацию. Чтобы избежать этих страданий, Шопенгауэр настойчиво советовал не сравнивать. Каждый человек индивидуален, — и в этом его красота и великолепие. У всех своя ситуация и свои возможности. Поэтому исходить следует исключительно из этого, а не из того, как много кому удалось достичь в жизни.

2. Не переживайте из-за неудач

Ещё одно из правил счастья Шопенгауэра учит не принимать неудачи, вызванные нашими неправильными решениями, уж слишком близко к сердцу. Немецкий философ призывает всегда делать всё возможное, а о том, как сложиться дальше — не беспокоиться. Когда стараешься изо всех сил и сделал всё возможное, нет смысла расстраиваться из-за плохого результата: выше головы не прыгнешь.

Читайте также:
Бенедикт Спиноза, биография, история жизни, факты.

3. Доверяйте своему сердцу

Шопенгауэр писал о том, что все люди очень разные. Кто-то более творческий и креативный, кто-то — более прагматичен. Это означает, что некоторые более склонны к действию, а другие — к созерцанию.

Одним словом, третье правило счастья учит нас доверять своему сердцу, заниматься тем, что подсказывает душа. Но для того, чтобы быть собой, необходимо сначала познать себя.

4. Вы не должны ни от кого зависеть

Четвёртое правило счастья учит нас полагаться в жизни только на самих себя. Таким образом, избежим разочарований и не будем расстраиваться из-за поведения других людей. Мы не можем контролировать окружающих и чужие решения, а вот свои реакции на это — вполне.

Не позволяйте другим влиять на ваше настроение. Вы и только вы решаете быть счастливыми и радоваться жизни, несмотря ни на что, или ждать, что радость кто-то принесёт на блюдечке с синей каёмочкой.

5. Не переоценивайте свои желания

Не каждое наше желание может быть выполнено, поэтому не стоит ими уж так сильно увлекаться. Понимание того, что не всё будет складываться так, как того хотим, помогает избежать страданий и разочарований. Даже если что-то и не сбудется, принимайте это философски — значит это было не ваше.

Реально смотрите на свою ситуацию, чтобы не ставить нереальные цели и не страдать из-за того, что даже приблизиться к ним не смогли. Это не значит, что не нужно мечтать. Это просто означает, что мы должны учитывать свои возможности, а не строить воздушные замки.

6. Контролируйте свои ожидания

Мы должны научиться корректировать ожидания, точно так же, как и желания. Таким образом, сможем избежать завышенных ожиданий относительно людей или обстоятельств. Проще говоря, это правило напоминает о том, что на жизнь следует смотреть реалистично. Препятствия всегда были, есть и будут, поэтому необходимо думать о том, как их мудрее всего преодолеть, а не мечтать о том, чтобы всё было гладко.

7. Цените то, что у вас есть

Когда дело доходит до того, чтобы быть счастливыми, важно помнить, что счастье на самом деле купить невозможно. Подлинное счастье никак не связано с количеством денег или материальных благ. Как только поймёте это, как только перестанете сравнивать себя с другими и завидовать (как было отмечено в первом пункте), осознаете, что в жизни действительно важно.

Уделяйте больше времени семье, родным, тем, кого любите. Это самое ценное и дорогое в жизни, и это то, что делает нас по-настоящему счастливыми.

8. Живите настоящим

Последнее правило связано с тем, сколько времени мы тратим впустую, размышляя о будущем и сожалея о прошлом. Переживания о завтрашнем дне и сожаления о прошлых ошибках не имеют ни малейшего смысла, не говоря уже о том, что не сделают вас счастливее.

Кроме того, мы должны признать, что не можем изменить решения, которые принимали в прошлом.

Что касается будущего, то, когда вы всё время мечтаете о том, что должно произойти, и связываете с этим счастье, чувствуете себя неудовлетворёнными и несчастными в настоящем. Поэтому просто наслаждайтесь настоящим. Это всё, что у нас есть сегодня: прошлого уже нет, а будущее ещё не наступило.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: