Аре́та Луи́за Фра́нклин – отзывы, мнение, рейтинг

Жизнь Ареты Франклин: боевая подруга

Кто главная американская певица? Арета Франклин. Обладательница вороха «Грэмми», певица номер один по версии журнала Rolling Stone и первая женщина в «Зале славы рок-н-ролла» (1987). И вот чем хороши всякие американские награды, чарты, пьедесталы почета, аллеи звезд и прочее, так это тем, что они не конструируют иерархию, а отражают реальную народную любовь вкупе с «респектом и уважухой» коллег по цеху.

Арете Френклин (Aretha Franklin) на позапрошлой неделе исполнилось 75 (!), но ни у кого язык не повернется назвать ее «живой легендой»: реально великая, всеми любимая певица. Время от времени она выступает на различных пафосных мероприятиях вроде инаугурации президента Барака Обамы в 2009 году, и дает более или менее оптимистичные интервью. Кажется, что она всегда будет оставаться молодой, смешливой и задорной чувихой. Такой же, как и ее песни.

Из молодых да ранних

Арета Луиз Франклин родилась 25 марта 1942 года в Мемфисе, третьим ребенком Барбары и Кларенса Лавоэна Френклина. От предыдущих браков у родителей были еще дети, так что всего в их маленьком доме обитало двое взрослых и шестеро детей. Отец, которого все для краткости называли Си Эл, служил баптистским священником. Он же всячески приобщал Ариту к духовным песнопениям. С ранних лет она пела «госпел» в церкви, заодно выучилась играть и на фортепиано — по слуху.

Когда ее родители развелись, Арету взяла на воспитание бабушка Барбара, которая неожиданно умерла, когда будущей звезде исполнилось десять лет. В раннем подростковом возрасте Арета жила с отцом в Детройте, где пела на его службах, а Си Эл был в тех краях довольно известным и уважаемым религиозным деятелем. У них в доме часто бывали звезды музыки госпел, в том числе —легендарная певица Махалия Джексон. Арета, таким образом, с раннего детства профессионально занималась музыкой и вращалась в «правильных» кругах. Она готовила себя к карьере настоящей госпел-певицы и, вероятно, с легкостью достигла бы поставленной цели, если бы не одно, точнее два «но»: ее сыновья Кларенс и Эдвард. Она родила их в тринадцать и шестнадцать, соответственно. С таким бэкграундом исполнять духовную музыку невозможно.

Си Эл, впрочем, благословил дочь на карьеру обычной певицы. У него самого был контракт со студией звукозаписи, которая выпускала на пластинках проповеди Си Элла, причем столь своеобразный материал тоже был хитом в своем сегменте. Си Эл привел дочь за ручку в студию и попросил записать ее пение. Чудесный голос не только записали, но и выпустили на пластинке. Тут мамочка-малолетка родила второго — на госпел-карьере можно ставить крест.

Восемнадцать мне уже

Это было время коммерческого расцвета и всеамериканской популярности сугубо негритянских жанров — блюза, госпел и, конечно, соул. Актуальная фирма Motown, фабрика всех крутых соул-звезд, где даже Майкл Джексон маленький с кудрявой головой выпускался, предложила молодой певице контракт. Удивительное дело — она его отвергла, став единственной великой исполнительницей соул, не прошедшей коридоры Motown’а. Но дело в том, что у нее уже было другое предложение от Columbia Records, всеядного лейбла, который в разные годы выпускал все что угодно — от Федора Шаляпина до Майлса Девиса и так далее. С Аретой Франклин там произошла полная чепуха: ей велели петь откровенный легковесный, чужой эстрадный материал, совершенно игнорируя то, что она носитель настоящей блюз- и госпел-традиции. Арета, конечно, завоевала определенную известность и хорошую репутацию. Именно тогда ее стали называть «королевой соул», с оттенком того, что это все-таки пока что аванс.

В 1966 году, после определенной борьбы и препирательств, она уходит от Columbia и заключает контракт с лейблом Atlantic. Лучше ничего и нельзя было придумать: именно здесь началась та настоящая классическая Арета Франклин, которую все знают и любят.

Фирма Atlantic, основанная двумя турками-экспатами, братьями по имени Ахмет и Несухи Эртегун, вообще отличалась крайне гибким подходом к артистам и репертуару. Они, грубо говоря, ничего не придумывали, а позволяли музыкантам в студии быть самими собой, даже если это влетало в копеечку. Гитарист Эрик Клэптон, чьи пластинки в составе группы Cream выходили на «Атлантике», утверждал, что «Ахмет всегда знал, что именно я хочу делать и в каком направлении двигаться».

Читайте также:
Сумишевский Ярослав Александрович - отзывы, мнение, рейтинг

1966 год: Франклин подписывает контракт с Atlantic Records и ее продюсером Джерри Уэкслером

Тот же Клэптон в своей автобиографии отметил забавный момент о том, как происходили записи Ареты Франклин. «Однажды вечером (группа Cream тогда выступала в Штатах, — А.Б.) мне позвонил Ахмет и попросил зайти завтра в студию Atlantic, поскольку там будет кое-кто, с кем он хочет меня познакомить. Когда я пришел, то увидел в контрольной комнате Арету Франклин со всем ее семейством, сестрами и отцом. Присутствовали Ахмет и Несухи Эртегун [продюсер], Томми Дауд и как минимум пять гитаристов, включая, по-моему, Джо Саута, Джимми Джонсона и Бобби Уомака. Ритм играли Спунер Олдэм, Девид Худ и Роджер Хокинс. Все эти замечательные люди приехали из Масл Шоулз (город в Алабаме) и Мемфиса, дабы сыграть на новом готовящемся альбоме Ареты “Lady Soul”. Ахмет сказал мне: “Я хочу, чтоб ты пошел туда и сыграл в этой песне”, выгнал из студии всех гитаристов и запустил туда меня одного. Я занервничал: другие музыканты играли по нотам, разложенным на пюпитрах, а я нот не знаю… Арета вошла и запела песню “Good To Me As I Am To You”, я играл соло. Должен сказать, что запись этого альбома для Ахмета и Ареты, со всеми этими невероятными музыкантами, до сих пор — один из самых важных моментов моей жизни. А альбом “Lady Soul” удался на славу, как и многие последующие релизы Atlantic».

Госпожа Франклин с небольшой помощью друзей и родственников (к слову, бэк-вокалистками у нее служили родные сестры Ирма и Керолин, а с конца 80-х в ее концертном коллективе на гитаре играл сын Тед) нашла свою колею и стала настоящей «королевой соул» да и вообще одной из самых коммерчески успешных певиц на свете.

Разброд и шатания

Семья, коллектив, веселье и позитив — четыре слова, которые приходят на ум, когда знакомишься с биографией Ареты Франклин. У нее, собственно, и музыка такая: богатые многослойные аранжировки, «большой» голос, живой и яркий, как у счастливого ребенка, и бесконечно разнообразный репертуар — от, понятно, соул и госпел до рок-песен the Beatles и Саймона с Гарфанкелом, попсы и диско, в общем — лучшее чужое и качественное свое.

Арета Франклин с мужем актером Глинном Терменом и сыном Келфом

Нельзя сказать, что она удачно шла в ногу со временем. Иногда даже совсем неудачно — успешный сингл или дуэт не мог вытянуть средний альбом, или, наоборот, хороший диск не давал каких-то мегахитов. Иногда получали большой успех странные коллаборации, как, например, дуэтный сингл «Sisters Are Doin’ It for Themselves» с Энни Леннокс. Песня попала в поп-чарты и крутилась на MTV, но r&b-чарт, который Франклин возглавляла многие десятилетия, эту рок-песню «не признал».

Один из самых продаваемых госпел-альбомов в мире — ее «Amazing Grace» (1972). Оригинальную обложку с просечкой в виде креста даже в XXI веке можно было часто увидеть на полке в магазине. А вот более поздняя запись в стиле госпел «One Lord, One Faith, One Baptism» успеха не снискала.

Несколько хороших парней

Зато как бы случайные и ни к чему не обязывающие проекты становились заметными событиями. Например, роль нервной жены в культовом фильме «Братья Блюз». Или неожиданное выступление на церемонии «Грэмми» в 1998 году, где певица заменила не кого-нибудь, а самого Лучиано Паваротти, который не смог приехать из-за проблем со здоровьем. На этой пафосной сцене певица исполнила «Nessun Dorma». Великую и ужасно сложную арию из оперы «Турандот» Джакомо Пуччини Франклин подготовила буквально за полчаса.

1980 год: Кадр из фильма «Братья Блюз»

Читайте также:
Мадонна Луиза Чикконе - отзывы, мнение, рейтинг

За свою карьеру она сотрудничала с выдающимися авторами и продюсерами — Стиви Уандером, ныне покойным Лютером Вандроссом, Уитни Хьюстон (кстати, Хьюстон и Натали Коул когда-то всерьез рассматривались в качестве конкурентов Ареты Франклин), Элтоном Джоном и Джорджем Майклом. Вскоре после выхода в 1988 суперуспешного дуэта с Джорджем Майклом «I Knew You Were Waiting (For Me)», отмеченного «Грэмми», английского певца попросили что-то сказать про Арету Франклин. Майкл рассмеялся: «Она лучшая. Просто – лучшая. Вот и все!» Банально? Но на его месте вряд ли кто-то стал бы вдаваться в подробности.

«Королева соула»: кем была для Америки Арета Франклин

В американском Детройте 16 августа оборвалась жизнь Ареты Франклин — женщины, которую журнал Rolling Stone называл величайшей певицей в истории. Первой женщины, чье имя было включено в списки Зала славы рок-н-ролла. Обладательницы 18 наград «Грэмми», продавшей 75 миллионов копий своих альбомов.

Уникальный голос Ареты Франклин считается одним из самых красивых и энергетически сильных в истории музыки. Портал EG.RU вспоминает удивительную судьбу обладательницы фантастического голоса и фантастической души.

Из церкви — в студию

Арета Луиза Франклин появилась на свет 25 марта 1942 года в городе Мемфис, штат Теннесси. Этот музыкальный город, колыбель десятков талантов, через шесть лет станет родным домом для Элвиса Пресли. Но незадолго до этого семья Франклин собрала свой нехитрый скарб и отправилась в Детройт. Там ее отец проповедовал в баптистской церкви, а мама пела в церковном хоре. С госпелов, то есть религиозных песнопений, начала свой музыкальный путь и маленькая Арета.

Девочка рано освоила фортепиано, а в вокале выработала свой собственный стиль, в котором чувствовалось влияние и джаза, и соула, и рок-н-ролла, и ритм-энд-блюза. И все это она сделала к 14 годам! Это были 1940-е, годы поиска талантов, годы, когда звукозаписывающие компании рисковали и записывали всех, кто хоть как-то претендовал со своими данными на звание звезды в будущем. С Аретой они не прогадали. Тогда, в 14, она записала свой первый альбом Songs Of Faith и вскоре получила предложение о сотрудничестве от небольшой компании Motown. По совету отца она его отвергла — и не зря. Через четыре года Франклин поставила свою подпись под контрактом с крупнейшей в стране звукозаписывающей компанией Columbia.

Синглы, хит-парады, обложка Time

Первый сингл Ареты Today I Sing The Blues оказался в десятке лучших песен в категории R&B. Но в целом 1950-е прошли скучновато: редкие записи не долетали до вершин, а компания, между тем, хотела немного изменить ее стиль. В 1966 году девушка решила выбрать другой лейбл — Atlantic Records. Этот шаг оказался очень правильным, потому что эта компания помогла Арете еще больше раскрыть свой талант, предоставив столько свободы, сколько ей было нужно. Новый сингл I Never Loved A Man (The Way I Love You) с ходу взлетел на вершину и покорил девятую строчку в самом важном хит-параде поп-музыки Америки.

Песня Отиса Реддинга Respect, которую Арета Франклин переделала на свой вкус, принесла ей сразу две статуэтки «Грэмми» и стала настоящим гимном американских феминисток. Сама Арета тогда же стала правозащитницей и получила специальную награду из рук самого Мартина Лютера Кинга. Лицо темнокожей певицы появилось не абы где, а на обложке знаменитого журнала Time.

Ребенок — в 13, второй — в 14

Личная жизнь у Франклин началась довольно рано — своего старшего сына Кларенса она родила в 13, а второго, Эдварда, — в 14 лет. В те годы это не было нормой в среде афроамериканцев, но периодически случалось. В 19 певица выскочила замуж за Теда Уайта, вместе с которым активно писала песни и музыку. В 1964 году (через три года после свадьбы) у нее появился еще один сынишка, Тед Уайт — младший, более известный как Тедди Ричардс. Именно он пошел по стопам матери и, повзрослев, аккомпанировал ей на гитаре во время концертов.

С Уайтом-старшим певица рассталась в конце 1960-х. Она очень тяжело переживала свое одиночество и вскоре начала выпивать. Дошло до того, что пьяную звезду арестовали за нарушение общественного порядка. Франклин стала реже выбираться на гастроли из-за невесть откуда появившейся аэрофобии, а ее отношения с Atlantic Records совсем испортились.

Читайте также:
Э́лвис Аро́н- Пре́сли - отзывы, мнение, рейтинг

Впрочем, она продолжала творить и выступать на сцене. Нашлось время и для того, чтобы завести еще одного ребенка. Снова мальчик, уже четвертый по счету, — Кекалф Каннингэм. Его отцом стал концертный директор Ареты Кен Каннингэм.

Роль в фильме «Братья Блюз»

Появившийся на экранах в 1980 году фильм «Братья Блюз», где Арета сыграла роль хозяйки ресторана миссис Мерфи, буквально вдохнул в нее жизнь. Она заключила контракт со звукозаписывающей компанией Arista и впервые за шесть лет «родила» новый хит — Jump To It.

В 1980-х Арета активно записывала песни в дуэте с другими популярными исполнителями: Sisters Are Doin’ It For Themselves вместе с Энни Леннокс, Rolling Stones Jumpin’ Jack Flash при участии Кита Ричардса, I Knew You Were Waiting (For Me) с Джорджем Майклом, Through The Storm с Элтоном Джоном.

В 1987 году имя Ареты Франклин вошло в списки Зала славы рок-н-ролла, и это был небывалый успех, ведь ни одна женщина до нее такого признания не получала.

Арета Франклин и экс-президент США Джордж Буш — младший. Источник: REUTERS

Слезы Обамы

С годами голос певицы оставался таким же красивым. Потому именно ее в 2009 году пригласили спеть на церемонии инаугурации президента Барака Обамы. На церемонию Франклин приехала при параде — в сером пальто и шляпе с огромным бантом. На шляпу многие обратили даже больше внимания, чем на песню.

Арета Франклин на церемонии инаугурации президента США Барака Обамы. Источник: GLOBAL LOOK PRESS

Уход королевы

В 2011 году у Ареты Франклин обнаружили рак поджелудочной железы. Она перенесла операцию, и врачи постоянно внушали ей уверенность в том, что онкологию удалось победить. Но болезнь не ушла и периодически давала о себе знать. Из-за плохого самочувствия она не раз была вынуждена отменять свои концерты, но затем возвращалась на сцену. 13 августа стало известно, что певица при смерти. Навестить больную в ее доме в Детройте приезжали ее друзья, в том числе Стиви Уандер и Джесси Джексон. 16 августа в окружении членов своей семьи «королева соула» заснула навсегда.

Аре́та Луи́за Фра́нклин – отзывы, мнение, рейтинг

Аре́та Луи́за Фра́нклин

Аре́та Луи́за Фра́нклин (англ. Aretha Louise Franklin; 25 марта 1942, Мемфис, Теннесси) — американская певица в стилях ритм-энд-блюз, соул и госпел. Наибольшего успеха достигла во 2-й половине 1960-х и начале 1970-х гг. Благодаря исключительно гибкому и сильному вокалу её часто называют королевой соула (англ. The Queen Of Soul) или Леди Соул (англ. Lady Soul). В январе 1987 году она стала первой женщиной, чьё имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла. В ноябре 2008 году журнал Rolling Stone объявил её величайшей вокалисткой эпохи рок-н-ролла.
(Википедия)

Арета выросла в Детройте (штат Мичиган) в семье священника и вместе с сёстрами сызмальства пела в церковном хоре. Уже в 14 лет были сделаны первые записи её вокала. Молодым талантом заинтересовался детройтский лейбл «Motown», но благодаря хваткости агента Джона Хэммонда контракт она заключила с представляемой им компанией Columbia Records.

Период до 1966 года, когда Франклин записывалась на этом лейбле, считается временем упущенных возможностей. Её песни изредка попадали в чарты и среди тривиальности коммерчески ориентированных записей этого периода иногда проскальзывали нотки настоящего соула, но в целом ранние пластинки Франклин отличаются крайне неровным качеством. Очевидно отсутствие человека, который направлял бы талант певицы в определённое русло.

В конце 1966 года такой человек появился — это был продюсер Джерри Уэкслер. Ему удалось превратить отдельные ноты задушевного, «знойного» соула в самую основу исполнительской манеры Франклин. Певица переходит на лейбл Atlantic Records и становится его главной звездой. Для записи перевернувшего мир ритм-энд-блюза своей беспрецедентной эмоциональностью сингла «I Never Loved a Man (The Way I Love You)» он привёз её в Алабаму, где она записывалась с лучшими музыкантами американского Юга.

Читайте также:
Патти Смит, биография, история жизни, творчество

На 18 месяцев с начала 1967 до конца 1968 гг. приходится прорыв Ареты в поп-чартах: за это время десять её песен — и среди них такие жемчужины классического соула, как «Chain of Fools» и «(You Make Me Feel Like) A Natural Woman» — попадают в лучшую десятку Billboard Hot 100, а её страстная перепевка песни Отиса Реддинга «Respect» становится гимном феминистского движения и возглавляет национальный хит-парад продаж. В том же 1968 году Арете Франклин присуждают первую в её карьере премию «Грэмми».

Певица, сплавившая в своих записях соул с госпелом, становится лицом чёрной Америки, осознавшей свою силу в годы борьбы за гражданские права. Её резкий, уверенный вокал в сопровождении с новаторскими аранжировками был принят за эталон классического соула. В 1972 г она записала альбом чистого госпела, который продавался не хуже её ритм-энд-блюзовых пластинок. И хотя Арета Франклин в первую очередь прославлена как выдающаяся вокалистка, мало кто знает, что на многих записях она сама играет на клавишных.

Самой главной проблемой «королевы соула» был репертуар. В отсутствие постоянного автора песен ей приходилось перерабатывать под себя уже известные шлягеры других исполнителей — The Drifters («Spanish Harlem»), Дайон Уорвик («I Say a Little Prayer»), The Beatles, Simon & Garfunkel, Сэма Кука. Особо эмоциональная подача, свойственная Франклин, сделала многие записанные ею кавер-версии более успешными, чем те записи, на которых они были основаны.
(Википедия)
http://www.zvezdi.ru/catalog/f/franklin.html

Американская исполнительница соула Арета Франклин заявила, что временно прекращает концертную деятельность.

В связи с этим 66-летняя певица отменила свое выступление на фестивале New Orleans Jazz & Heritage Festival, который пройдет в мае-апреле 2009 года. В фестивале примут участие Этта Джеймс, Earth, Wind and Fire, Нил Янг, Джеймс Тэйлор, Bon Jovi.

По словам организатора New Orleans Jazz & Heritage Festival Квинта Дэвиса, он сделал предложение певице выступить на фестивале в 2010 году.
http://podrobnosti.ua/culture/2009/02/12/582355.html
“Королева соула” Арета Франклин возглавила рейтинг величайших исполнителей рок-эры. Соответствующий опрос, как сообщает Reuters, был проведен американским Rolling Stone среди 179 известных музыкантов, продюсеров, журналистов издания и других представителей шоу-бизнеса.
Второе место в списке занял “великий слепой” Рэй Чарльз, а замыкает тройку лидеров “король рок-н-ролла” Элвис Пресли. Как отмечает Reuters, из ныне живущих музыкантов в первую десятку помимо Ареты Франклин попали только Боб Дилан (7 место) и Стиви Уандер (9 место). Самым молодым участником рейтинга оказался Майкл Джексон (25 место), которому в 2008 году исполнилось 50 лет.
Первая десятка списка величайших исполнителей рок-эры выглядит следующим образом:
1.Арета Франклин
2.Рэй Чарльз
3.Элвис Пресли
4.Сэм Кук
5.Джон Леннон
6.Марвин Гей
7.Боб Дилан
8.Отис Реддинг
9.Стиви Уандер
10.Джеймс Браун
Полностью рейтинг будет опубликован в свежем номере Rolling Stone, который выходит 14 ноября. Среди прочих в составлении рейтинга приняли участие вокалист Led Zeppelin Роберт Плант, певица Мэри Джей Блайдж, лидер Metallica Джеймс Хетфилд, гитарист The Rolling Stones Кит Ричардс, Игги Поп и Джеймс Блант.
http://lenta.ru/news/2008/11/12/franklin/

Песня Отиса Рединга «Уважение» принесла Арете Франклин уважение в мире музыки, первую премию Грэмми и звание дивы. Как определяет понятие «дива» сама певица? «Дива… это что-то грандиозное, – говорит она. – Дива должна иметь потрясающий послужной список и обязательно заслужить репутацию человека, с которым тяжело работать».

В свое время Франклин сыграла в одноименном фильме о группе «Blues Brothers». Ее героиня – развязная официантка, жена гитариста группы. Но работа в кино скорее была исключением в карьере певицы. В основном последние сорок лет «королева соула» посвятила пению. «Я пела в Чикаго в театре «Ригал», – рассказывает она. – Это было время, когда основатель лейбла «Motown» Барри Горди только начинал работать в звукозаписи. В то время со мной выступали группы «The Contours», «The Marvelettes» и «The Temptations». Нам тогда было по 17 -18 лет, но мы все тогда хорошо срабатывались. Первис Спэн, который был в те годы продюсером наших шоу, носил гордое имя «Первис Спэн – Блюзмен».

Читайте также:
Хэнк Уильямс, биография, история жизни, факты.

В сериале «Гений: Арета» много BLM и ненависти ко всему белому, и выглядит это очень плохо

На экраны выходит третий сезон сериала «Гений».

National Geographic сделал один сезон про Эйнштейна, сезон про Пикассо, а теперь продюсеры решили поговорить о музыкальной индустрии. Выбор персонажа довольно неоднозначный — главной героиней сериала стала Арета Франклин, легенда соула. Получилось очень плохо.

О чем сериал?

Действие начинается в 1967 году. Арета Франклин пытается запустить свою карьеру, в этом ей помогает Тед — её муж. При этом сериал напичкан флешбеками из детства певицы. Вот белые жители Алабамы отбирают у девочки и её отца машину, а вот белый продавец не желает продавать им новый автомобиль. Поразительно, но в флэшбэках белые американцы представляют из себя просто порождение зла. Но это лишь начало. Чёрные, конечно, куда добрее — поют госпелы в протестантских церквях, говорят о силе своего народа, выгодно противопоставляют себя белым. Их страсть к жизни и желание добра мешают им жить в таком холодном и циничном мире.

Итак, героиня едет записывать хит, её сопровождает агент, он же — её муж. На студии начинаются диалоги, которые идеально олицетворяют сериал. Глядя на музыкантов, Арета Франклин удивляется.

Вы удивлены?
Да. Вы — белые…
Но вы просили музыкантов Уолсона Пикетта.
Но я не знала, что они белые.

Тут вступает муж певицы и заявляет: «Моя жена — ни кто попало!». Чувствуете угнетение? Бедную женщину вынуждают играть музыку вместе с белыми. Но Арета Франклин очень великая и великодушная, поэтому соглашается дать шанс этим бледнолицым музыкантишкам.

Кто украл время?

Обилие флэшбеков работает очень плохо. Непонятно, чем занимались гримёры — некоторые герои выглядят абсолютно одинаково что в 1967-м, что в конце 50-х. Впрочем, персонажи слишком мерзкие, чтобы обращать внимание на внешность. Отец главной героини — какой-то деревенский бабник, который подходит к женщинам походкой самца носорога, а женщины от этого в восторге. Сама героиня то борется за права женщин, то кричит, что ей нужен золотой альбом (500 тысяч проданных копий). Все вокруг — злые и истеричные. Учитывая всю картонность героев, хорошие поступки воспринимаются как какой-то обман. Конфликты персонажей иногда напоминают одну из серий «Стервочек», но никак не высокобюджетный проект National Geographic.

Постановка поражает

Процесс записи песен в сериале — инфаркт для музыкантов. Певица приезжает, садится за пианино и берёт микрофон, после чего просто начинает петь. Музыканты должны сразу подхватить — если что, они впервые в жизни находятся в одном помещении. Певице не нравится, она говорит, как лучше играть. Но не выходит — всё-таки белые музыканты не могут чувствовать так, как чёрная певица.

В какой-то момент Франклин начинает наигрывать мелодию из детства. Музыканты, конечно, в шоке — такой невероятной мелодии они никогда не слышали. И, конечно, они пытаются угадать, как нужно записывать эту мелодию, ведь они бессердечные ботаники. Не чувствуют они душевные порывы, не чувствуют.

После прослушивания мелодии процесс записи резко меняется, и у музыкантов получается всё! Теперь героиня может разговаривать с ними. Каждая её шутка вызывает взрыв смеха. Но сцены выстроены настолько плохо, что кажется, будто это массовка из «Уральских пельменей» выбежала на сцену. А муж, глядя на это, злится.

Все персонажи идиоты

Вот ещё эпизод, который вполне укладывается в логику сериала (в любую другую — нет). Один из музыкантов в шутку говорит певице: «Заберите меня играть в Нью-Йорк. Я готов полететь в вашем чемодане». Муж Ареты злится и начинается кричать на молодого музыканта, после чего требует выгнать его из студии. Вечером Франклин и её супруг ругаются из-за этой ситуации.

Читайте также:
Ре́джиналд Ке́ннет Дуа́й; Сэр Э́лтон Хе́ркьюлиз Джон - отзывы, мнение, рейтинг

«Я должен молчать, пока белые тебя унижают?» — вопрошает благоверный. Пришлось пересмотреть сцену несколько раз в поисках унижения, но его не было. «Тебе нравятся белые?» — добавляет он. Интонация прекрасная. Он как будто спрашивает: «Тебе что, нравится обнимать мёртвых кошек?».

Далее ещё один замечательный диалог. Человек со студии приезжает в отель к семейной паре и заявляет мужу Ареты: «Кто ты такой, чтобы выгонять моих музыкантов?». Угадать ответ довольно просто. Муж Ареты отвечает как взрослый человек: «Я для тебя просто ниггер?».

Повесточка?

Ненависть ко всему белому в сериале просто зашкаливает. Возникает ощущение, что если персонажи увидят коктейль «Белый русский», то сломают все стулья в баре. Постепенно ненависть к белым сменяется ненавистью к мужчинам. Они неверные, алчные, самовлюблённые. Бедная Арета постоянно должна бороться с ними. Объекты для злости постоянно меняются, но чёрная женщина — единственное святое в вселенной сериала. Конечно, борьба за права чёрных — важная часть американской истории, но речь идёт о художественном произведении, которое можно заменить табличкой «белые — дураки, чёрные — молодцы».

Несколько лет назад было объявлено, что третий сезон будет посвящён писательнице Мэри Шелли, автору романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». Продюсеры передумали и вовремя нашли более актуального персонажа — если бы сезон вышел в пик BLM, то успех был бы колоссальный. Так уж вышло, что, кроме повестки, в сериале нет ничего.

Очень дешёвый пафос

В подобных картинах всегда есть пафосные сцены, когда герой противопоставляет себя всему миру. В хороших фильмах такие моменты обыгрываются красиво, величественно. В «Гении» Арета Франклин с сигаретой выходит на крыльцо и говорит: «Все говорят, что мне ничего не светит. Но ко мне должен прийти успех. Просто должен!». После этого ей звонит продюсер и говорит, что она записала настоящий хит.

Для людей, плохо знающих историю американской музыки, многие моменты покажутся странными. Блюз, соул, госпел — специфичные жанры. Но сценаристы решили не давать никакого контекста к происходящему на экране. Какую музыку люди слушали в 1967 году? Кто был популярен? На кого равнялись? Почему соул так важен для чёрных? Возникает ощущение, что зритель и не должен про это думать — нужно переживать картонным персонажам. В сериале очень, очень много поют, и местами непонятно, почему Арета Франклин великая певица, а окружающие её люди не великие.

«Гений» — провал

Вы можете ничего не понимать в джазе, ничего не понимать в ударных инструментах, но фильм «Одержимость» вы поймёте. Там есть сложные персонажи, есть наглядная демонстрация сложности музыки. В третьем сезоне «Гения» музыка чёрных по умолчанию душевная, Арета Франклин самая лучшая в мире, а импровизация лучше заранее написанной мелодии — вы обязаны это принять, иначе смотреть не получится. Правда, причин для принятия таких истин нет.

КСТАТИ

Семья Ареты Франклин — сын и внучка — не участвовали в создании сериала. К ним на разу не обратились за все время создания байопика. Посмотрев творение National Geographic, родные певицы не на шутку рассердились и призвали общественность бойкотировать фильм.

Арета Франклин – Королева соула

О своей популярности всегда ироничная Арета Франклин говорит: «Люди, покупающие альбомы, знают, на что тратят деньги, и раз они купили мои – я это заслуживаю»

Арета Франклин (полное имя Арета Луиза Франклин) по праву названа журналом Rolling Stone в 2008 году самой выдающейся женщиной в истории вокала.

В то время, как другие певцы и певицы ее возраста давно ушли на покой, она полна энергии и по-прежнему популярна. Однажды она сказала: «Людей можно поделить на оставивших все хорошее в прошлом и тех, для кого самое лучшее – впереди. Я отношусь ко вторым!»

Королева соула Арета Франклин

Арета Франклин – биография, факты, фото

Детство

Будущая королева соула родилась в Мемфисе, штат Теннесси, 25 марта 1942 года. Отец Ареты был священником, он был популярен среди прихожан необыкновенно душевными проповедями; мама пела в стиле госпел (прим. автора – жанр христианской духовной музыки). Арета Франклин, выросшая в музыкальной семье, вместе с сестрами пела в хоре той церкви, где выступал с проповедями ее отец.

Читайте также:
Сем Кук, биография, история жизни, причины известности, творчество

Свобода взглядов, которой придерживались в семье Франклин (несмотря на религиозное воспитание детей), вылилась для Ареты в вынужденном воспитании двух детей в одиночестве, когда ей было всего 17 лет.

Арета Франклин в молодости

В 1959 году Арета Франклин оставляет детей родителям и отправляется покорять Нью-Йорк.

Покорение Нью-Йорка

Сильный, очень гибкий голос юной певицы понравился нескольким студиям, где Арета Франклин была на прослушивании, агент Columbia Records Джон Хэммонд уговорил ее заключить контракт именно с этой компанией. Уже первые записи Франклин под лейблом студии дали понять слушателям, что будущее певицы – в области соула, но на тот момент ее пение было «сырым», а качество отдельных песен хромало.

В 1966 году Джерри Уэкслер переманивает Арету в Atlantic Records, именно с этого года начинается фееричное шествие Ареты Франклин как звезды соула и ритм-энд-блюза. Песня I Never Loved a Man была названа жемчужиной классического соула и держалась в десятке хитов 10 лет.

Арета Франклин вырастила в одиночку двоих детей и обрела признание как певица

Мамины уроки пения не прошли зря. Госпел в связке с соулом дал ошеломляющий результат, люди плакали, слушая песни Ареты. Ресингл песни Respect (первый исполнитель – Отис Реддинг) в 1968 году возглавил список продаж и стал неофициальным гимном феминисток.

Сама Арета отозвалась об этом иронично:

«Я – катализатор движения феминисток? Ну раз так – неплохо!»

Награды Ареты Франклин

В том же году Арета Франклин получает первую премию «Грэмми», и этих премий, символизирующих общественное признание, на 2017 год у нее 20!

«Черное женское лицо Америки» – так стали называть Арету в других странах, ее популярность переросла масштабы США. В 1972 году она записала альбом Amazing Grace, в котором отказалась от любимого соул-стиля и спела все в госпел. Опасения, что альбом будет плохо продаваться, не оправдались, а успех подкрепило то, что Арета аккомпанировала сама себе во время записей на пианино.

Несмотря на оригинальный сильный голос, который, по словам ее поклонников, «обрушивал залы», у певицы была с самого начала карьеры большая проблема – отсутствие постоянного автора. Этим, наверное, объясняется снижение ее популярности в 70-е.

После спада в карьере Арета Франклин сумела вернуть себе успех

Возвращение к славе

Арета не сдалась и начала перерабатывать известные шлягеры Сэма Кука, «Битлз», «Роллинг Стоунз». Парадоксально, но ресинглы этих титанов музыки часто оказывались более интересными для слушателей, чем оригиналы.

В конце 1970-х – начале 80-х популярность Ареты Франклин снова пошла вниз. Отец Ареты в 80-м подвергся нападению грабителей, оказался парализованным и в результате скончался. Единственный успех певицы того периода – съемки в фильме The Blues Brothers.

В 1986 году Арета Франклин с триумфом возвращается в мир музыки: дуэт с Джорджем Майклом в песне I knew you were waiting for me занял первое место в британском хит-параде. Год спустя Зал славы рок-н-ролла торжественно объявил Арету Франклин первой женщиной, удостоенной чести быть в их списке.

Певица, кроме многочисленных «Грэмми», была удостоена таких наград, как почетная степень доктора Гарварда, аналогичная – Йельской. В 2005 году она была награждена Президентской медалью Свободы.

Арета Франклин в фильме Blues Brothers

На протяжении 1990-х Арета Франклин держалась в топе востребованных исполнителей за счет старых песен, в 1998 году она решилась на выпуск альбома A Rose is Still a Rose, который снова поднял ее популярность. Особенностью этого сборника стало то, что он был для танцующей публики, и некоторые синглы альбома вошли в десятку лучших по танцевальному рейтингу.

2009 год знаменателен для Ареты тем, что ее пригласили на инаугурацию президента Обамы. Всегда ироничная и острая на язык певица на вопрос, что ей запомнилось на церемонии, со смехом ответила: «Там было чертовски холодно!»

Читайте также:
Потап (Потапенко Алексей) - биография, личная жизнь, фото, видео

Арета не любит давать интервью и часто запрещает дословно записывать свои ответы на вопросы. Она резко высказывается о биографиях, написанных без ее согласия:

«Во всех этих дрянных книгах – сплошное вранье».

Арета Франклин, несмотря на солидный возраст (в 2017-м ей исполнилось 75 лет), прекрасно выглядит и полна творческих сил. По ее словам, титул королевы соула она носит по праву.

Арета Франклин продолжает выступать с концертами в свои 75 лет

«Люди, покупающие альбомы, знают, на что тратят деньги, и раз они купили мои – я это заслуживаю», – так она комментирует свою популярность.

Арета Франклин

Биография

Арета Луиза Франклин – американская певица, исполнявшая песни в стилях ритм-энд-блюз, соул и госпел. За мощный и гибкий вокал ее окрестили Королевой соула, или Леди Соул. В своем успехе она не уступила ни Фредди Меркьюри, ни Уитни Хьюстон: в 1987 году Арета стала первой женщиной, чье имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла, а в 2008 году журнал Rolling Stone назвал ее величайшей певицей в истории.

Детство и юность

Арета Франклин родилась 25 марта 1942 года в Мемфисе, штат Теннесси, в семье священника и медсестры. Ее отец Клеренс был прекрасным оратором, а мать Барбара – доброй и любящей женщиной, но отношения в семье не складывались. Родители Ареты постоянно ссорились, и в конечном итоге, когда девочке исполнилось шесть лет, развелись. Тогда семья Франклин жила в Детройте, штат Мичиган. Не желая оставаться в нелюбимом городе, Барбара бросила двух дочерей и троих сыновей на мужа и уехала в Нью-Йорк.

Певица Арета Франклин

В 10 лет у маленькой Ареты раскрылся талант к пению. Ее отец, заметив это, привел девочку в церковный хор. Еще не окрепший детский голос притягивал людей со всего города. Клеренс был мастером своего дела и читал проникновенные проповеди, но говорили, что жемчужина церкви The Bethel Baptist Church – Арета.

В 1956 году Франклин исполнила перед 4,5 тысячами прихожан молитву «Дорогой Господь». Тогда ей было 14 лет. Госпел удивил и поразил продюсера JVB Records, и он решил дать девочке возможность записать дебютный альбом. Он получил название Songs of Faith.

Арета Франклин в молодости

Пластинка была записана во время выступления церковного хора. В него вошли девять композиций. Позднее этот альбом неоднократно переиздавался. С этой записи карьера будущей суперзвезды должна была пойти в гору, но юная Арета принесла домой новость – она беременна. К 17 годам она уже воспитывала двух сыновей и ждала третьего. В 1959 году Франклин решила, что не обменяет талант на жизнь матери-одиночки. Она оставила детей на попечении отца и отправилась покорять Нью-Йорк.

Музыка

Переехав в «Большое яблоко», Арета Франклин сразу же взялась за дело – разослала демо-запись The Gospel Soul of Aretha Franklin (студийное переиздание Songs of Faith) в несколько компаний. В восторге от ее мощного голоса остались все лейблы, но предложения поступили только от трех. В итоге Арета сделала выбор в пользу Columbia Records, где работал Джон Хэммонд, продюсер, давший старт Бобу Дилану, Брюсу Спрингстину, Билли Холидей и другим.

Арета Франклин и Уитни Хьюстон

Выбор, как показало время, оказался не совсем удачным: да, Columbia Records выиграли право раскручивать молодую певицу, но они не знали, как правильно распорядиться ее талантом. Вместо того, чтобы позволить девочке самостоятельно выбрать стиль, продюсеры закрепили за ней статус поп-певицы.

В конечном итоге десять альбомов, записанных в период с 1960 по 1966 годы, музыкальные критики назвали сухими, а песни – выстраданными. Они не остались незамеченными в чартах, однако расходились скромным тиражом.

Арета Франклин в студии звукозаписи

Относительно популярной оказалась пластинка Unforgettable – трибьют, посвященный любимой певице Ареты Дине Вашингтон. Однажды в интервью Франклин отметила:

«Впервые я услышала Дину, когда была еще ребенком. Я никогда не встречала её лично, хотя она и мой отец были хорошими друзьями. Мне всегда хотелось записать что-нибудь в её честь. Я не пыталась имитировать ее неповторимую манеру, я всего лишь спела ее песни так, как их чувствовало мое сердце».

В 1966 году контракт с Columbia Records истек, и тогда продюсер лейбла Atlantic Records Джерри Уэкслер переманил Арету Франклин к себе. Благодаря его проницательности певица начала снова исполнять соул.

Читайте также:
Дженис Джоплин, биография, история жизни, творчество

Уэкслер возлагал большие надежды на юную звезду, планировал записать несколько блюзовых пластинок в студии Music Emporium. Насыщенный вокал Ареты предлагалось дополнить музыкой Эрика Клэптона, Дуэйна Оллмана и Кисси Хьюстона. Однако жизнь опять решила по-другому.

Песня Ареты Франклин «What I Did For Love»

Во время одной из студийных сессий тогдашний супруг Франклин и по совместительству ее менеджер Тед Уайт затеял пьяную драку с одним из музыкантов. Это заставило Уэкслера закрыть перед носом певицы дверь студии. Единственная композиция, которая была закончена — I Never Loved a Man (the Way I Love You).

Неожиданно для Ареты она стала хитом. Это убедило девушку во что бы то ни стало закончить альбом. В 1967 году пластинка была готова. Она поднялась на вторую строчку национального чарта и возглавила список лучших «черных» альбомов. Наконец, в биографии Королевы соула наметился прорыв.

Песня Ареты Франклин «I Say A Little Prayer»

С 1966 по 1970 год она выпустила еще десять пластинок, в том числе Lady Soul в 1968 году. После, в 2003 году журнал Rolling Stone поставил этот альбом на 84 место в списке «500 величайших альбомов всех времен».

Ярким хитом стала композиция Respect, первым исполнителем которой был Отис Реддинг. Песня стала неофициальным гимном феминистского движения, а сама Арета – лицом черных женщин. Также композиция принесла Франклин первые награды «Грэмми» – за лучшую запись и за лучший женский вокал в жанре ритм-н-блюз.

Арета Франклин и Рэй Чарльз

За этим всплеском популярности следует упадок, в 70-е имя Ареты Франклин все реже появляется в хит-парадах. К тому же в 1984 году умирает отец артистки, завершается бракоразводный процесс со вторым мужем Глинном Терменом, и она окончательно опускает руки.

Спасательным кругом становятся съемки в фильме «Братья Блюз» (The Blues Brothers), картине о мужчинах, которые возрождают старую блюз-группу, чтобы заработать денег на спасение приюта для сирот, где они когда-то выросли. Вместе с Аретой в кадре появляются Рэй Чарльз, Джеймс Браун и другие. Франклин показывает себя хорошей актрисой, и в 1998 году она снимается в продолжении «Братья Блюз 2000».

Арета Франклин и Джордж Майкл исполняют песню «I Knew You Were Waiting»

С течением времени Арета Франклин теряет интерес к сольным альбомам и создает творческие дуэты. Так, песня I Knew You Were Waiting, записанная в 1986 году вместе с Джорджем Майклом, поднимается на первую строчку Billboard Hot 100. После такого успеха певица записывает композиции с Кристиной Агилерой, Глорией Эстефан, Мэрайей Кэри, Фрэнком Синатрой и другими. Одновременно с этим она не перестает давать концерты, а видеозаписи с выступлений использует как клипы.

Личная жизнь

Личная жизнь у Ареты была богатой — она дважды выходила замуж. В 1961 году в возрасте 19 лет девушка связала себя узами брака с Тедом Уайтом. Они прожили вместе восемь лет. Затем артистка стала женой Глинна Турмана, в 1984 году распался и этот союз. Интересный факт: накануне 70-летия певица хотела выйти замуж в третий раз, но за месяц до события отменила свадьбу.

Кроме того, Франклин — мать четверых сыновей. В 14 лет она уже воспитывала двух детей — Кларенса и Эдварда. В 1964 году Арета родила супругу сына, мальчика назвали Тед Уайт-младший. Последний ребенок появился в 1970 году от менеджера Кена Каннингема. Ему дали имя Кекальф.

Смерть

В 2010 году Арете Франклин диагностировали рак, но певица продолжала выступать. В последний раз она исполнила свои нестареющие хиты на концерте в поддержку фонда Элтона Джона по борьбе со СПИДом в 2017 году.

Читайте также:
Сенчина Людмила Петровна - биография, личная жизнь, фото, видео

Арета Франклин скончалась в 2018 году

Одновременно с этим в Интернете появились фото истощенной Ареты — она похудела на 39 кг. Артистка была тяжело больна и заранее попрощалась со своими близкими. Врачи предрекали скорую кончину Королевы соула. Семья певицы просила молиться за нее, однако болезнь оказалась сильнее.

Арета Франклин умерла 16 августа 2018 года. Ей было 76 лет.

Королева музыки: 75 лет Арете Франклин

Лучшая певица в истории

В 2008 году Журнал Rolling Stone поставил Арету Франклин на первое место в списке лучших вокалистов всех времен. При этом в списке были не только женщины.

У Ареты есть практически все значимые музыкальные достижения: 18 премий «Грэмми» (при 44 номинациях!), именная звезда на голливудской Аллее славы. Кроме того, она стала первой женщиной, попавшей в Зал славы рок-н-ролла. В мире продано более 75 млн записей Франклин.

Арета Франклин пела на инаугурациях трех президентов США: Джимми Картера, Билла Клинтона и Барака Обамы. Последний от певицы просто без ума, и на ее выступлении на церемонии наград Центра Кеннеди в 2015 году особенно растрогался.

«Respect» стала гимном правозащитников и феминисток

Одна из самых известных песен Франклин, «Respect» («Уважение») первоначально исполнялась другой легендой соула — Отисом Реддингом. Однако именно интерпретация Франклин произвела фурор в музыкальном мире и со временем стала гимном всех тех, кто борется за свои права. Именно «Respect» принесла Арете первую в ее карьере «Грэмми».

В раннем детстве Арета самостоятельно научилась играть на фортепьяно. По слуху, без знания нот и сольфеджио. А вот навыки пения она перенимала у госпел-исполнителей в церкви своего отца, известного на всю страну проповедника. Именно там были впервые замечены выдающиеся вокальные данные будущей Королевы соула.

Все началось с церковного гимна

«Jesus, Be a Fence Around Me» («Иисус, будь моей защитой») стала первой песней, которую Франклин исполнила на публике. С подобным репертуаром маленькая Арета колесила по стране с отцом, проповедовавшим в разных городах. Его выступления пользовались невероятной популярностью: послушать их съезжались издалека. За это он получил прозвище «Человек с голосом на миллион долларов».

Родила сына в 14 лет

Впервые мамой Арета Франклин стала в 14 лет, а через два года на свет появился ее второй ребенок. Всего у Ареты четверо отпрысков — все сыновья.

Несмотря на то что основной репертуар Франклин — соул и R’n’B, вокальный талант позволяет ей исполнять произведения практически любых жанров. В 1998 году на церемонии «Грэмми» она спела арию «Nessun Dorma» из оперы «Турандот» Джакомо Пуччини.

Изначально выступать должен был великий Лучано Паваротти, однако он отказался в последний момент по причине болезни. Организаторы не успевали изменить программу вечера, в отчаянии предложили партию Франклин — и не ошиблись с выбором. Академики впоследствии назвали выступление Ареты «лучшей срочной заменой исполнителя в истории музыки».

Снималась в кино

В 1980 году Франклин сыграла небольшую роль официантки в фильме «Братья Блюз». Картина получилась удачной: собрала в мировом прокате больше $100 млн и множество положительных отзывов от зрителей и прессы. В 1998-м вышло продолжение — «Братья Блюз 2000». Правда, камео Королевы соула сиквелу не помогло: картина с треском провалилась в американском прокате, даже не отбив свой производственный бюджет.

Страх полетов был у певицы всегда, однако в 1982 году, после того как самолет с певицей на борту попал в зону сильной турбулентности, он перерос в настоящую фобию. С тех пор Франклин старается не летать и предпочитает путешествовать по стране на своем любимом автобусе.

В ее честь назвали астероид

Это случилось в 2014 году. Официальное название космического тела — 249516 Aretha.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: