Анна Павловна (Матвеевна) Павлова – отзывы, мнение, рейтинг

Тайна рождения Анны Павловой

Тайна рождения Анны Павловой

…Благодаря Анне Павловой у меня был период – довольно длительный, – когда я считал балет самым высоким искусством из всех присущих человечеству, абстрактным, как музыка, возбуждающим во мне ряд самых высоких и глубоких мыслей – поэтических, философских. Это шло через волнения, которые я получал от балета.

В. И. Немирович-Данченко[7]

Анна Павлова родилась тридцать первого января (двенадцатого февраля) 1881 года, в дачном посёлке Лигово, что под Петербургом. Известно, что незадолго до рождения дочери её мать, Любовь Фёдоровна[8], обвенчалась с отставным солдатом Преображенского полка Матвеем Павловым. Замужество было вынужденным и фиктивным. Они никогда не жили вместе, Анна не знала этого человека, никогда и ничего не писала о нем. Тем не менее, почти во всех энциклопедиях она так и значится Анна Матвеевна. Сама Анна Павлова не любила, когда ее так называли, взяв себе отчество по фамилии.

Дом в Лигове, в котором провела свои детские годы русская балерина Анна Павлова

Когда Анна начала выступать на сцене Мариинки, сын известного железнодорожного подрядчика и петербургского банкира Лазаря Полякова[9] заявил, будто бы она его сводная сестра. Это могло быть правдой, так как за год до рождения дочери Любовь Федоровна находилась в услужении у Поляковых, но потом вдруг внезапно исчезла и больше о ней там ничего не слышали. Скорее всего, Лазарь увез беременную любовницу с глаз долой, п4ообещав заботиться о ребенке в обмен на молчание. Или она сама ушла, получив некоторую оговоренную сумму отступного.

Перед вступительными экзаменами в хореографическом училище Любовь Федоровна предъявила следующий документ:

«1. Вероисповедания: православного.

2. Время рождения или возраст: сорок лет.

3. Род занятий: прачка.

4. Состоит или состояла в браке: состоит.

5. Находится при ней: дочь Анна.

Предъявительница сего Тверской губернии Вышневолоцкого уезда Осеченской волости деревни Бор солдатская жена Любовь Федоровна Павлова уволена в разные города и селения Российской империи от нижеписанного числа. Дан с приложением печати тысяча восемьсот девяносто восьмого года октября десятого дня. Волостной старшина М. Жуков».

Любовь Федоровна Павлова вместе с дочерью Анной

Для чего был необходим этот документ? Когда крестьянин попадал на военную службу, он переставал быть крепостным, и это касалось его жены и детей. Собственно поэтому обычно в армию отдавали холостяков и бобылей. Жены военных могли по личному выбору либо оставаться в родном селе крепостными, либо отправляться за мужем в полк. А далее солдатская жена проживала в выделенном ей помещении на территории казарм, помогая в хозяйственных нуждах. В случае, если армия выступала в поход, солдатские семьи ввиду отсутствия другого способа найти пропитание следовали за отцами семейств в полковом обозе. Бывали, правда, и исключения. Если женщина обладала какими-то умениями (к примеру, шила) и находила себе место прислуги за пределами полка, семья жила в съемном углу и имела более радужные перспективы на будущее. Именно для этого случая и придумали отпускное письменное разрешение. То есть, выйдя замуж за рядового, Любовь Федоровна была обязана проживать с ним, но имея на руках подобный документ, она жила там, где ей было разрешено, не нарушая при этом закон.

Разумеется, в императорское хореографическое училище не мог поступить незаконнорожденный ребенок, поэтому Анечкина мама постаралась и выйти замуж, и одновременно с тем обзавестись отпускным свидетельством. Очень предусмотрительно.

Лазарь Соломонович Поляков (1842–1914) – русский банкир, предполагаемый отец балерины Анны Павловой

Обычно, когда пишут о жизни Анны Павловой, особенно выделяют, будто бы ее биологический отец не принимал не малейшего участия в судьбе девочки: «Мать Анны Павловой служила горничной в доме Поляковых, хозяин обольстил ее, а когда она забеременела – выгнал из дома «за разврат», причем не дал ей ни копейки. Уже после рождения дочери Любовь Федоровна пришла с младенцем на руках к своему погубителю, надеясь, что он, будучи отцом нескольких законных детей, сжалится хотя бы над невинной малюткой. У Лазаря Полякова оказалось каменное сердце, и он отказался даже принять свою бывшую горничную. А Любовь Федоровна была слишком горда, и хотя она записала-таки дочь «Лазаревной», но больше никогда не обращалась к Полякову и с самых ранних лет внушала дочери презрение к ее недостойному отцу»[10]. Но тогда откуда у отставной служанки или бедной прачки, которой, согласно свидетельству дочери, всю жизнь работала мать Анны Павловой, собственный каменный двухэтажный дом на Николаевской улице, позже улице Льва Толстого в Лигово? Из автобиографии Анны Павловой: «Первое мое воспоминание – маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоем с матерью…»

«Мы были очень, очень бедны, – пишет в своей биографии Анна Павлова. – Но мама всегда ухитрялась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. Раз, когда мне было восемь лет, она объявила, что мы поедем в Мариинский театр. «Вот ты и увидишь волшебниц». Показывали «Спящую красавицу». До театра они, разумеется, добирались в экипаже. Собственно, на этом странности прачки не заканчиваются, но вернемся к тому, что писала сама о себе звезда русского балета. В частности Павлова отмечает, что она родилась недоношенной и слабенькой, так что первые несколько месяцев ее держали в вате. Вряд ли на жалование прачки можно было поднять такого хворобого ребенка, но припишем это обыкновенному чуду. А не деньгам банкира.

Читайте также:
Леонид Владимирович Огородников Биография

Вообще, еще в театральном училище Анна Павлова придумала себе подходящую биографию, которую заучила и рассказывала затем всякому, кто пожелал ее слушать. Об отце она, к примеру, говорила, что он был рядовым Семеновского полка, который умер молодым, когда ей самой едва исполнилось два года. Тем не менее в театральном архиве Санкт-Петербурга хранится документ, подтверждающий, что Матвей Павлович Павлов был женат на Любови Федоровне – матери Павловой. Документ был датирован 1899 годом. Это означает, что получивший его на руки Матвей Павлов был жив, когда Анне исполнилось восемнадцать лет. То ли Анна не знала, что ее «отец» не умер, то ли взяла грех на душу, «похоронив его при жизни». Тем не менее, должна же она была как-то объяснить окружающим, отчего мать и отец не живут вместе.

Мариинский театр в Санкт-Петербурге на старой открытке

По словам Анны Павловой, ее мать – глубоко религиозная женщина, всю жизнь проработала простой прачкой, жили они бедно, если не сказать нищенски, часто дома не было иной еды, кроме пустых щей, но зато все члены семьи, мама, бабушка и маленькая Нюрочка, очень сильно любили друг друга.

Относительно прачки и хронической нехватки денег тоже не все понятно, на самом деле Любовь Федоровна была не прачкой, а хозяйкой прачечной. Да и по поводу религиозности имеются вопросы, к примеру, отчего бы глубоко религиозной женщине отдавать дочь в танцовщицы? Все ведь знают, как будет в дальнейшем развиваться жизнь девочки. Все артистки балета так или иначе находились на содержании у любителей балета. То есть, существует немалая вероятность того, что у девочки никогда не будет нормальной семьи, детей. Зато дурная слава содержанки и любовницы прилепится на долгие годы. Хорошенькой балетной девочке не уберечься от докучливой заботы сорящих деньгами направо и налево толстосумов, а останется на всю жизнь в кордебалете… при ее амбициях легче в петлю залезть.

Карлотта Брианца и Павел Гердт в спектакле Мариинского театра «Спящая красавица». Постановка 1890 г.

Но даже если Нюрочка каким-то чудным образом сумеет обойти все соблазны, балет божество ревнивое – тут уж не до семьи и детей. Павлова всю жизнь называла себя монахиней от искусства. Тем не менее, Любовь Федоровна отчего-то полностью подчиняется железной воле восьмилетней дочери.

Вот как описывает свой первый визит в театр сама Анна:

«С первых же нот оркестра я притихла и вся затрепетала, впервые почувствовав над собой дыхание красоты. Во втором акте толпа мальчиков и девочек танцевала чудесный вальс. «Хотела бы ты так танцевать?» – с улыбкой спросила меня мама. «Нет, я хочу танцевать так, как та красивая дама, что изображает спящую красавицу».

Я люблю вспоминать этот первый вечер в театре, который решил мою участь».

«Мы не можем принять восьмилетнего ребенка, – сказал директор балетной школы, куда привела меня мама, измученная моей настойчивостью. – Приведите ее, когда ей исполнится десять лет».

В течение двух лет ожидания я изнервничалась, стала грустной и задумчивой, мучимая неотвязной мыслью о том, как бы мне поскорее сделаться балериной.

Поступить в Императорскую балетную школу – это все равно, что поступить в монастырь, такая там царит железная дисциплина. Из школы я вышла шестнадцати лет со званием первой танцовщицы. С тех пор я дослужилась до балерины. В России кроме меня только четыре танцовщицы имеют официальное право на этот титул».

«Нам же придется расстаться», – взывала к совести дочери заплаканная Любовь Федоровна.

«Если это необходимо, чтобы танцевать, тогда, значит, надо расстаться», – заранее смирилась с неизбежным Нюрочка.

Впрочем, на вступительном экзамене девочку ждало жестокое разочарование. Балет требует большой выносливости и физической силы, и хилую, вечно болеющую Павлову забраковали, как бы это сейчас сказали, по медицинским показаниям, предложив попробовать сдать экзамен еще раз через два года.

Напрасно Любовь Федоровна надеялась, что к десяти годам дочурка позабудет о своей мечте. Анна закалялась, пила парное молоко и все время танцевала. О том, как танцуют маленькие балерины, она узнала, часами простаивая под окнами Императорского театрального училища, расположенного на Театральной улице недалеко от Невского и Гостиного двора. Так что через два года, как и было запланировано, мама отвезла девочку на экзамены, и на этот раз дочь приняли.

Театральная улица (сейчас улица Зодчего Росси) на которой находилась Императорская балетная школа

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Карман Анны

Карман Анны Две женщины, одна значительно старше второй. Та, что моложе, достигла среднего возраста, у нее седина.Они встретились после войны. Со времени их последней встречи прошло восемь лет.Они встретились в одной из старых комнат, где теперь располагается какая-то

ГЛАВА 12 1928-1931 Смерть императрицы Марии Федоровны – Наши краденые вещи проданы в Берлине – Смерть великого князя Николая – Потеря нью-йоркских денег – Кальви – Рисую чудовищ – Матушкин переезд в Булонь – Племянница Биби – Письмо князя Козловского – Двуглавый орел – Смерть Анны Павловой – Похищен

ГЛАВА 12 1928-1931 Смерть императрицы Марии Федоровны – Наши краденые вещи проданы в Берлине – Смерть великого князя Николая – Потеря нью-йоркских денег – Кальви – Рисую чудовищ – Матушкин переезд в Булонь – Племянница Биби – Письмо князя Козловского – Двуглавый орел –

Читайте также:
Джордж Карлин, биография, история жизни, факты.

Тайна рождения

Тайна рождения В марте 1895 года по дороге на холм дорога из Брива в Туль медленно двигалась двуколка под серым брезентом, которую тянула худая лошадка. В немудреном экипаже возница – симпатичный черноусый брюнет лет сорока да три девчушки с грустными лицами. В глазах

Тайна рождения

Тайна рождения О рождении И.В. Сталина сложено немало легенд, и где в них шутка, а где чистая правда — сказать весьма сложно.В книге «Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография», лично им просмотренной и частично отредактированной, изданной в 1947 году, написано:«Сталин

Тайна рождения наследника престола

Тайна рождения наследника престола История, рассказанная мне о рождении наследника, до того фантастична, что верить ей действительно нелегко. Но я слышал ее от лиц, заслуживающих безусловного доверия. Известно, что в первые годы супружества у царицы рождались лишь

XIII. Муза Павловой не смолкает

XIII. Муза Павловой не смолкает Гении не создаются, гением надо родиться. А. Павлова Первая мировая война начиналась при всеобщем убеждении в том, что она не может продлиться более трех-четырех месяцев. Солдатам враждующих армий и их командирам военные специалисты давно

Основные даты жизни и деятельности А.П. Павловой

Основные даты жизни и деятельности А.П. Павловой 1881 год, 31 января (12.2) — Родилась Анна Павловна (Матвеевна) Павлова, в г. Петербурге.1891—1899 — Годы учения в Петербургском театральном училище. Ее учителя — А.А. Облаков, Е.О. Вазем, П.А. Гердт, Е.П. Соколова.1899 год — 11 апреля —

Терпсихора русской сцены (Эскиз к портрету Анны Павловой)

Терпсихора русской сцены (Эскиз к портрету Анны Павловой) Горе холодным художникам, цепляющимся за узкие правила своего искусства. Жан Жак Новерр. Серов. Анна Павлова.Анна Павлова родилась в страшной бедности, мать ее была прачкой, отец — отставной солдат, он умер, когда

Аркадий Белинков Судьба Анны Ахматовой, или победа Анны Ахматовой (Имея в виду будущее: «Крушение Виктора Шкловского»)

Аркадий Белинков Судьба Анны Ахматовой, или победа Анны Ахматовой (Имея в виду будущее: «Крушение Виктора Шкловского») Памяти Осипа Мандельштама, человека, поэта, посвящаю Действительность, разлагаясь, собирается у двух полюсов — у лирики и истории. Борис Пастернак

Тайна рождения наследника престола

Тайна рождения наследника престола История, рассказанная мне о рождении наследника, до того фантастична, что верить ей действительно нелегко. Но я слышал ее от лиц, заслуживающих безусловного доверия.Известно, что в первые годы супружества у царицы рождались лишь

Учителя Анны Павловой

Учителя Анны Павловой Анна Павлова обладала одним замечательным свойством, чрезвычайно редким у артистов вообще: никакой успех ее не опьянял. Она никогда не теряла присущей ей скромности, стремления к усовершенствованию и не только не обижалась на критические

Самостоятельное творчество Анны Павловой

Самостоятельное творчество Анны Павловой Я должна работать круглый год. У меня на руках труппа, распустить ее – значит уплатить всем неустойку. Это разрушит все, что я наработала за эти годы каторги. Если я не имею времени жить, то уж умирать я должна на ходу, на ногах. Анна

Партнеры Анны Павловой

Партнеры Анны Павловой Счастье встретил? Теперь ты за него в ответе. Александр Смир Первым партнером по сцене Анны Павловой, или, как принято называть в балетном мире, кавалером был, разумеется, Михаил Фокин. В первый раз вместе они танцевали в балете «Арлекинада», после

Глава 3. Век Анны

Глава 3. Век Анны Хроники жизни нашего рода, удивительные предания и трогательные подробности из жизни предков дошли до наших дней благодаря чудной памяти прапрабабушки Анны Николаевны Жуковской, которая к тому же была и неутомимой рассказчицей. Около ее старинного,

Анна Павловна Павлова

Фото Все

Видео Все

Анна Павлова. Больше, чем любовь

Анна Павлова. Первая исполнительница миниатюры “Умирающий лебедь”

Анна Павлова — биография

Анна Павлова – русская балерина, служила в Мариинском театре с 1906 по 1910 год. Признана величайшей балериной 20-го века. Высочайшим достижением Павловой считается миниатюра «Умирающий лебедь», повторить которую смогла только Майя Плисецкая.

Анна Павлова стала легендой еще при жизни. Она была самой высокооплачиваемой балериной того времени, ей старались подражать, она вызывала восторг, в ее честь устраивались королевские приемы, кондитеры давали своим тортам ее имя. Для нее писали стихи и прозу, ее изображали на портретах. По мнению балетного критика Андрея Левинсона, искусство Павловой рождалось и умирало вместе с ней, чтобы танцевать как она, нужно просто быть Павловой. Балерина прославила русский балет на весь мир, она сумела творчески переосмыслить уже известные партии, вдохнуть жизнь в едва не погибший классический балет.

Читайте также:
Леонид Владимирович Огородников - отзывы, мнение, рейтинг

Детство

Факт рождения балерины окутан тайной и полон загадок. Официальная запись гласит, что она родилась 12 февраля 1881 года в Преображенском военном госпитале города Петербурга. Ее отца звали Матвей Павлов, он был простым крестьянином, на тот момент проходил службу в Преображенском полку. Мама – Любовь Павлова, работала прачкой. Согласно второй версии, отцом Анны был банкир-еврей Лазарь Поляков, у которого ее мать некоторое время трудилась горничной. Отцовство он не признал, так как занимал высокое положение в обществе, а рождение дочери от прислуги могло подорвать его авторитет. Тем не менее, он разрешил записать девочке отчество «Лазаревна».

Анна Павлова в детстве

Анна родилась раньше срока, росла очень слабой и болезненной. Раннее детство Павловой прошло в Петербурге, а потом мама перевезла ее в село Лигово, где жила бабушка по линии отца. Свежий северный воздух закалил Анну, она окрепла, перестала так часто болеть. Мама начала брать ее с собой в Петербург.

Во время одного из таких приездов в город Аня оказалась в театре на балете «Спящая красавица». Рядом с ней в ложе были другие дети, которые рассеянно смотрели на происходящее на сцене. В отличие от них, Павлова не отводила глаз от артистов, наблюдала за каждым их движением, а когда спектакль закончился, заявила, что мечтает танцевать точно так же, как принцесса Аврора.

Мама внимательно выслушала дочь, присмотрелась к ее фигуре и решила, что параметры девочки соответствуют балетным. Она приняла решение отвести Анну в балетную школу, где как раз проходили вступительные экзамены. В этот раз Павловой не повезло, ее не взяли. Однако упорная девчонка и не думала отступать, делала новые попытки, пока в 1891-м не добилась своего.

Анна всегда стремилась быть первой, лучшей. А для этого не жалела ни сил, ни времени, тренировалась ежедневно по восемь часов. Вскоре ее пригласили выступить перед членами царской семьи, а через семь лет она вышла из стен Императорского театрального училища, получив диплом с отличием.

Балет

Творческая биография Анны Павловой началась в 1899 году, когда ее взяли в Мариинский театр. Вначале ей доверяли небольшие партии, зато она была задействована в нескольких постановках, которые ставил прославленный балетмейстер Мариус Петип. Самыми известными среди них были «Камарго» и «Тщетная предосторожность». Прошло немного времени, и имя молодой балерины появилось наряду с прочими артистками, исполнявшими па-де-труа и па-де-де в постановках «Пахита» и «Корсар». После этого ей присвоили звание «балерина», и у Павловой появилась постоянная сценическая пара.

Анна Павлова в начале пути

Партнером Павловой некоторое время был Михаил Фокин, который впоследствии стал хореографом. Теперь их сотрудничество заключалось в том, что Фокин ставил для Анны танцы, среди которых самыми значимыми получились «Умирающий лебедь» и «Виноградная лоза».

Эти танцы сделали Павлову невероятно популярной, и, начиная с 1908-го года, ее жизнь превратилась в сплошные разъезды. Она танцевала в «Клеопатре» и «Сильфиде», которые представили во Франции в «Русских сезонах», потом с тем же проектом посетила Бельгию, Германию, Англию и другие страны Европы. Художник Валентин Серов написал портрет Павловой, который впоследствии антрепренер Сергей Дягилев использовал как эмблему организованного им фестиваля.

В 1910-м Павлова оставила Мариинский театр, и работала исключительно на основе самостоятельных договоров, которые заключала перед каждым отдельным представлением. Балерина появилась в главной партии балета «Жизель», который поставили в Лондоне, потом на протяжении месяца выходила на сцену театра Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

Одновременно с гастрольной деятельностью Анна и танцор из Штатов Адольф Больм организовали свою труппу, которая через некоторое время представила публике балет «Привал кавалерии» Армсгеймера, «Волшебную флейту» Моцарта, и второй акт балета «Лебединое озеро» Чайковского.

Спустя некоторое время Анна начала выходить на сцену с собственными номерами, которые по художественной ценности можно было сравнить с шедеврами Фокина – «Танцем семи покрывал» и «Умирающим лебедем». Важно было и то, что сила искусства Павловой действовала вдохновляющее не только на коллег и почитателей балета, но и на людей, абсолютно далеких от мира искусства – кулинаров. Имя балерины было дано воздушному десерту, который состоял из безе в виде балетной пачки и свежих фруктов.

В 20-е годы прошлого века имя Анны Павловой и ее труппы узнали далеко за пределами европейских стран, благодаря стараниям русско-американского продюсера, который организовал им гастрольный тур по Штатам и выступления в экзотической Индии.

Анна Павлова на гастролях

Успех был невероятным, Павлова превратилась в живую легенду, которую ждали и приглашали все мировые государства. В 1922-1929-м годах балерина посетила Китай, Японию, Австралию, Египет, Новую Зеландию, танцевала на лучших сценах этих стран. Особое внимание Павлова уделяла танцевальным школам, которые посещала в каждой из своих поездок, и ставила собственную оценку мастерству студенток. Именно Анна помогла Тамаре Тумановой – прославленной балерине, актрисе, хореографу, попасть на большую сцену и прославиться вместе с труппой Русского балета в городе Монте-Карло.

Личная жизнь

В профессиональном плане Анна Павлова добилась невероятных высот, чего не скажешь о ее личной жизни. Балерина отказывалась от назойливых ухаживаний поклонников, не принимала от них никаких подарков. Она не хотела быть ни в чем зависимой ни от кого, тем более, не давала надежды на легкие отношения без всяких обязательств. Единственным человеком, которого Анна приблизила к себе, был состоятельный аристократ Виктор Дандре. Он принадлежал к дворянскому сословию, был очень образованным, увлекался искусством, сумел растопить сердце Павловой красивыми ухаживаниями.

Читайте также:
Анна Павлова, биография, история жизни, факты.

Анна Павлова и Виктор Дандре

Его положение в обществе было достаточно высоким, он служил статским советником, и не мог себе позволить серьезных отношений с балериной. Анна влюбилась в него, поэтому согласилась жить в съемной квартире, предоставленной Виктором. Она находилась в одном из центральных районов Петербурга, в ней был большой танцевальный зал. Взамен Дадре попросил сопровождать его во время общественных мероприятий.

Анна привязалась к Виктору, хотя прекрасно понимала, что в жены он ее не возьмет никогда. Павлова не нашла ничего лучше, как разорвать с ним связь, отказаться от роскоши, и упорхнуть на свободу из золотой клетки. Наступило одиночество, которое угнетало балерину неимоверно. Когда оно стало невыносимым, Анна встретила Михаила Фокина, поставившего для нее «Умирающего лебедя». Отчаявшаяся звезда получила новый импульс, она ожила, а Михаил стал ее близким другом, которых было не так и много.

Полностью восстановиться Павлова смогла только с помощью зарубежных гастролей. Именно в это время среди ее знакомых появляется Камиль Сен-Санс, французский композитор, и самый известный актер немого кинематографа – Чарли Чаплин. Между Анной и Чарли возник роман, который так и остался платоническим, а потом перерос в настоящую дружбу, растянувшуюся на много лет.

Анна Павлова и Чарли Чаплин

Когда имя Павловой стало известным во всем мире, а ее состояние позволяло постоянно жить за границей, она могла бы жить спокойно и счастливо. Но, личного счастья по-прежнему не было. Все чаще она вспоминала о Викторе Дандре, который остался в России.

До Анны дошли слухи, что Виктор находится в сложном материальном положении, что из-за неоплаченных долгов его посадили в тюрьму. Неприятности любимого человека вынудили Павлову отказаться от сотрудничества с бывшими коллегами, и заключить новый, очень перспективный контракт с иностранным агентством «Брафф».

После того, как нужная сумма была заработана, прима расплатилась по долгам Виктора, и выписала его к себе, в Париж. Дадре абсолютно не раздумывал, после первого же приглашения Анны он примчался к ней. Некоторые источники утверждают, что в 1911-м влюбленные тайно обвенчались.

Балерина стала владелицей роскошного имения в Британии, у нее появилась собственная труппа и камерный театр в Лондоне. Все домашние обязанности лежали на плечах Виктора, поэтому балерина не заботилась об устройстве быта, она погрузилась в свое творчество полностью.

Но время неумолимо не только над человеком, но и над его чувствами. Спустя некоторое время Анна поняла, что она больше не любит Виктора, он начал ее раздражать. Дома начались скандалы с истериками и битьем посуды. Дандре терпеливо относился к ее истерикам, он любил ее по-прежнему, и был невероятно благодарен за свое спасение из тюрьмы. Он не собирался бросать психически неустойчивую женщину, наоборот, взял на себя организационные вопросы, нанимал и увольнял артистов. Так они и жили до тех пор, пока в 1931-м Павлова неожиданно не скончалась.

Смерть

Получив мировую известность, Павлова затосковала по родине. Она мечтала когда-то вернуться в родной город и станцевать свои лучшие партии соотечественникам. Однако ее мечте не суждено было сбыться. В январе 1931-го балерина отправилась в гастрольную поездку в Гаагу. Она только вышла из поезда, и сразу поняла, что чувствует себя очень плохо. Прибыв в отель, Анна решила, что простудилась, а коллеги сказали, что в дороге поезд резко затормозил, и балерина пострадала при падении кофра.

Вызвали доктора, который и обнаружил, что легкие прославленной балерины наполнены жидкостью. Он предложил немедленную операцию, но ему не поверили. Дандре решил посоветоваться с другим специалистом, врачом который лечил королеву Нидерландов. Однако его вердикт оказался таким же – наличие жидкости в легких и необходимость скорейшей операции.

Доктора поставили балерине дренажную трубку, однако драгоценное время упустили. Анна впала в забытье, и когда пришла в себя, то не сказала ни слова, ее взгляд остановился на одно мгновение на сценическом костюме, в котором она танцевала своего Лебедя.

Похороны Анны Павловой

Анны Павловой не стало 23 января 1931 года. Причиной смерти стал плеврит. Многочисленные поклонники балерины никак не могли поверить в реальность этой новости, в то, что легендарный «Лебедь» больше никогда не станцует на сцене, и не подарит им радость встречи с настоящим русским балетом. С годами история смерти Павловой претерпела изменения, муж и лечащий доктор рассказали ее в совершенно другой трактовке, но, к сожалению, это уже не имело никакого значения.

Поклонники решили, что тело Павловой должно быть предано земле на знаменитом кладбище Пер-Лашез, где покоится не менее известная танцовщица Мария Тальони. Но Виктор пристально следил за тем, чтобы последняя воля его супруги была исполнена в точности. Павлова хотела, чтобы ее кремировали согласно древнеиндейского обряда.

Читайте также:
Джордж Денис Патрик Карлин (George Denis Patrick Carlin) - отзывы, мнение, рейтинг

Память

Смерть великой балерины стала утратой не только на ее родине, но и во всем мире. Прошло уже очень много лет со дня ее ухода в мир иной, а память о ней продолжает жить, ей посвящают свои танцы множество известных хореографов и танцоров.

Молдавский режиссер Эмиль Лотяну снял фильм-биографию о жизни Анны Павловой. Ей посвящены множество книг, авторами которых стали Андрей Соколов-Каминский и Вера Красовская.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Павлова Анна Павловна (Матвеевна)

«По-моему, истинная артистка должна жертвовать
собой своему искусству. Подобно монахине, она
не вправе вести жизнь,
желанную для большинства женщин. »

Анна Павлова в интервью журналу «Солнце России»

Русская балерина; при жизни была признана одна из величайших балерин XX века.

«Я буду танцевать, как Принцесса Аврора», – твёрдо заявила маме восьмилетняя девочка, возвращаясь домой после впервые в жизни увиденного спектакля в Мариинском театре. […] Загадку гения постарался разгадать, прекрасное мгновенье попытался остановить замечательный художник Валентин Серов, одним вдохновенным штрихом передав, навеки запечатлев воздушный и царственный павловский арабеск на плакате для первого Русского балетного сезона в Париже. «На танец я всегда пыталась накинуть воздушное покрывало поэзии», – говорила она о себе. И это ей удавалось в полной мере. Павлова обладала способностью превращать в золото всё, к чему прикасалась. Любая хореография в её исполнении становилась шедевром. Балерина была настолько индивидуальна, что не нуждалась в антураже. Она была одержима танцем. Им одним. Ей было все равно, где танцевать, лишь бы танцевать. Танцевать везде, танцевать там, где до нее о классическом балете и представления не имели».

Ерофеева-Литвинская Е., Анна Павлова, в Сб.: Русские богини: И страсть, и муки, и любовь / Сост. М. Гаевская, М., «Аст», 2005 г., с. 111-112.

В 1906 году Анна Павлова стала прима-балериной Мариинского театра.

С 1910 года она гастролировала по странам мира вместе со своей собственной труппой. Балетмейстер Михаил Фокин поставил несколько балетов специально для Анны Павловой и её труппы.

«Павлова искренне считала, что настоящая артистка должна пожертвовать всем ради искусства и не требовать от жизни тихих семейных радостей. И она жертвовала, не размениваясь на романы и увлечения. А на тихие радости изначально рассчитывать не приходилось . Какие уж тут радости, когда с детства и на всю жизнь избран каторжный труд – по двенадцать часов у станка, если спектакля нет, и по шесть – если есть, когда на гастролях иной раз нужно танцевать по четырнадцать номеров в день».

Ерофеева-Литвинская Е., Анна Павлова, в Сб.: Русские богини: И страсть, и муки, и любовь / Сост. М. Гаевская, М., «Аст», 2005 г., с. 116.

«Один из биографов приводит очень характерный психологический портрет балерины: «Анна Павлова говорила скороговоркой, сумбурно, бестолково, бессвязно, перескакивая с одной мысли на другую. В речах её сквозило нечто детское, чистое, не вяжущееся с реальной жизнью. Отношения её с Дандре (Гражданский муж и импрессарио – барон Виктор Дандре – Прим. И.Л. Викентьева) носили какой-то просто патологический характер. Обожая его, она обращалась с ним отвратительно, как капризный и больной ребёнок, ругала его, придиралась, доводила до слёз и отчаяния, потом сама приходила в истерику и валялась перед закрытой на ключ дверью его кабинета, умоляя впустить её. Добившись прощения, она начинала новую сцену. В таких припадках проходила вся её хрупкая жизнь. В ребяческий порядок мышления Павловой входили и суеверия. Она боялась грозы, встречи с попами и всяких других «примет».
Смена настроений у Анны Павловой, притом как будто беспричинная, приводила даже близких людей в недоумение. Порой она казалось простым, милым и добрым человеком, но через миг могла стать вздорной, капризной и невыносимой.
Её нервная подвижность была столь необыкновенной, что она моментально преображалась.
Но то, что являлось плюсом в артистической деятельности, было минусом в частной жизни.

Постоянной страстью Павловой являлось и непомерное честолюбие, которое с годами превратилось в нечто болезненное.
Мы снова встречаем типичную для артистки инфантильно-истерическую структуру личности, в которой на первый план выходят аффективные нарушения (лабильность эмоций, быстрая смена настроений, склонность к бурным аффективным реакциям). В мышлении Анны Павловой также преобладала «эмоциональная логика».

Шувалов А.В., Женская гениальность: история болезни, М., «Альпина нон-фикшн», 2012 г., с. 107-108.

Балерина И. Труханова в своих воспоминаниях писала, что Анна Павлова могла показать балетное движение, но, цитирую, «…объяснить его не была в состоянии». Более того: она стремилась никогда не повторяться. Она, например, при бисировании номера никогда не повторяла его так, как он был ею протанцован. Она на ходу импровизировала каждый раз по-новому…

По легенде последними словами балерины перед смертью были: «Приготовьте мой костюм лебедя!»

Павлова Анна Павловна

Коротко о персоне

Российская империя, г. Санкт-Петербург

Биография Анны Павловой

Павлова Анна Павловна – одна из величайших балерин ХХ века – появилась на свет 12 февраля 1881 г. в Петербурге. Её мать Любовь Фёдоровна была горничной у Лазаря Соломоновича Полякова – влиятельного еврейского банкира. Когда служанка понесла незаконного ребёнка коммерсанта, то, чтобы не навредить его репутации, девушку обвенчали с крестьянином Матвеем Павловичем Павловым, отставным солдатом Преображенского полка.

Читайте также:
Леонид Владимирович Огородников - отзывы, мнение, рейтинг

Девочка родилась раньше срока и в детстве имела слабое здоровье. Через несколько лет её официальный отец Павлов умер. Мать – хозяйка прачечной – и дочь жили в дачном посёлке Лигово под Петербургом в их собственном деревянном доме. Пребывание на природе и свежем воздухе оздоровило Анну, она стала реже болеть. Однажды Любовь Фёдоровна привела дочь в Мариинский театр на балет «Спящая красавица». Увидев представление, девочка поняла: она хочет стать балериной.

В Императорское театральное училище 8-летнюю девочку не взяли. Но она, изящная и воздушная, снова и снова проходила экзамены, и в 1891 г. её зачислили. Скоро одарённая ученица стала любимицей педагогов Екатерины Вазем и Александра Облакова. Не жалея себя, она тренировалась по 8 часов в день, стремясь быть лучшей. В эти годы за ней закрепилось имя «Павлова-2», чтобы не путать с балериной-однофамилицей, которую Анна скоро превзошла по мастерству и знаменитости.

В 1899 г. юная артистка окончила балетную школу со званием первой танцовщицы и была принята в Мариинский театр, где стала работать под руководством балетмейстера Мариуса Петипы. Павлова не танцевала в кордебалете – она сразу получила сольные партии. В сентябре 1899 г. она дебютировала в балетной постановке «Тщетная предосторожность», в которой исполнила па-де-труа. Затем были балеты «Жизель», «Спящая красавица», «Царь Кандавле», «Камарго» и др.

В 1902 г. она танцевала свою первую балеринскую партию, сыграв Никию в постановке «Баядерка». Балерине нравились не только классические, но и хара́ктерные танцы: уральская плясовая в «Коньке-Горбунке», панадерос в «Раймонде», фанданго в «Кармен». В балете «Египетские ночи» она исполнила танец с живой змеёй. В театре танцовщица работала с балетмейстерами Александром Горским и Михаилом Фокиным, которые помогли полнее раскрыть грани её необыкновенного таланта.

Артист балета Фёдор Лопухов говорил, что внешне Анна была похожа на еврейку, но имела русскую душу. Балерина была одарена необыкновенной лёгкостью – она словно порхала в воздухе. Её называли самим воплощением музы танца Терпсихоры. Выразительные движения, воздушность и элевации (парящие, продолжительные прыжки) вызывали восторг публики. Танцовщица и педагог Тамара Карсавина писала, что в танце казалось, будто плоти в Павловой не больше, чем в снежинке.

Один из её сценических партнёров Лаврентий Новиков вспоминал, что танцовщица обладала великим личным обаянием, и любая исполненная ею партия поражала зрителей. Артистка не делала ничего новаторского и сенсационного – она сама была сенсацией. В 1906 г. Анна Павлова получила звание балерины, которым были удостоены лишь несколько танцовщиц в России – среди них были Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская, Тамара Карсавина.

В 1907 г. в Мариинском театре артистка впервые исполнила миниатюру «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных», поставленную балетмейстером Михаилом Фокиным. Танец прославился под названием «Умирающий лебедь» и навсегда стал символом русского балета XX столетия. Миниатюра была визитной карточкой балерины – она исполнила её 4000 раз. Пресса писала о том, что танцовщица в нём подобна парящему над землёй облаку, она словно плывёт по сцене.

Композитор Шарль-Камиль Сен-Санс, сочинивший музыку для постановки, был восхищён исполнением и поражён трактовкой образа, ведь его пьеса написана в мажорной тональности, в ней лебедь не умирает. Но Павлова смогла превратить лебединую безмятежность в трагедию. Афишу к балету рисовал знаменитый портретист Валентин Серов. На её создание ушло 11 сеансов – балерине приходилось постоянно выполнять арабеск, чтобы художник смог запечатлеть это мимолётное движение.

В Париже в 1909 г. артистка участвовала в «Русских сезонах» Сергея Дягилева, эмблемой которого была выбрана афиша Серова. Павлова танцевала в балетах «Клеопатра», «Сильфиды» и «Павильон Армиды». Артист балета Сергей Григорьев писал, что в них она была воздушной и неземной – самим воплощением романтического балета. После первого сезона танцовщица получила степень командора Ордена Академических пальм. В 1911 г. в Лондоне она исполнила главную роль в «Жизели».

Затем Анна Павлова создала собственную труппу, имеющую обширный репертуар и плотный график выступлений. В 1909 г. балерина стала самостоятельно сочинять лирические миниатюры, которые по драматичности и художественной ценности не уступали шедеврам Михаила Фокина. Они выделились в её собственный жанр, названный театральным критиком Юрием Беляевым «хореографической мелодекламацией». Среди них «Стрекоза», «Ночь», «Калифорнийский мак», «Бабочка».

В 1913 г. артистка в последний раз танцевала в Мариинском театре, а после начала Первой мировой войны в 1914 г. она навсегда покинула Россию и стала жить в Лондоне. Гастрольные туры Анны Павловой на весь Мир прославили русский балет. Со своей труппой она посетила свыше 40 стран – она выступала в Германии, Швеции, США, Китае, Японии, Индии, Австралии, Новой Зеландии. Во многих государствах, посещённых танцовщицей, зрители впервые увидели балет.

Легендарная Анна Павлова была самой высокооплачиваемой балериной своего времени. Она задавала моду и вдохновляла поэтов, её увековечивали на портретах, в честь неё организовывались королевские приёмы, назывались сорта цветов, кондитерские изделия и самолёты. Балетный критик Андрей Левинсон отмечал, что искусство этой гениальной танцовщицы рождается и умирает вместе с ней, ведь, чтобы исполнять танцы, как Павлова, нужно быть самой Павловой.

Читайте также:
Леонид Владимирович Огородников Биография

Однако личная жизнь великой артистки не была гладкой. Она отвергала навязчивых поклонников, не принимала их подарки, не подавала надежды на лёгкие романы. В её жизни был лишь один мужчина – состоятельный дворянин, статский советник Виктор Дандре (1870 – 1944), с которым она познакомилась в 1904 г. Галантный, образованный, остроумный аристократ покорил сердце девушки. Он снял для неё роскошную квартиру с большим танцевальным залом, одаривал драгоценностями.

Но его высокое положение не позволяло жениться на дочери крестьянина и прачки, на балерине, к которой относились, как к доступным женщинам. Она сопровождала Дандре на светских мероприятиях, но понимала, что никогда не станет его женой. И гордая девушка рассталась с любимым. В период её мучительного одиночества Михаил Фокин поставил для неё танец «Умирающий лебедь». Работа над выступлением вдохнула в балерину новую жизнь, а сам хореограф стал её добрым другом.

Отвлечься от тяжелых переживаний помогли зарубежные гастроли. Её ждали новые страны, яркие впечатления, запоминающиеся выступления и… знакомство со звездой немого кино Чарли Чаплином. Они понравились друг другу, но их отношения так и остались платоническими. Крепкая дружба двух знаменитостей продолжалась долгие годы. Анна стала всемирно известной, её состояние возросло, у неё были миллионы поклонников, но при этом она была отчаянно одинокой.

Вдруг она узнала, что Виктор Дандре разорился и находится в долговой тюрьме. Чтобы помочь любимому, она заключила договор с агентством «Брафф», в соответствии с которым должна была выступать ежедневно по 2 раза. Контракт предполагал изнуряющий труд, но принёс ей большую выгоду. Вскоре она собрала нужную сумму и расплатилась с долгами Дандре, который, освободившись, выехал к ней за границу. По некоторым данным, в 1911 г. влюблённые тайно обвенчались в Париже.

Они стали жить в Великобритании. Балерина приобрела шикарное имение и собственный камерный театр. Но их совместная жизнь была непростой. Талантливая артистка была натурой эмоциональной, не умеющей сдерживать раздражение. На выступлениях было много волнений, а накопленный стресс выливался дома. В семье часто были скандалы, истерики, битьё посуды. Чтобы помочь Анне справляться с театром, Дандре сам взялся за решение организационных вопросов и стал импресарио.

В январе 1931 г. Анна Павлова репетировала в холодном помещении и простудилась, но не придала этому значения. Отправившись в гастрольный тур в Гаагу (Нидерланды) со своей балетной труппой, она почувствовала сильное недомогание. Врачи определили наличие жидкости в лёгких и рекомендовали срочно делать операцию. Но время уже было упущено, и женщина впала в забытье. Ненадолго придя в себя перед смертью, Павлова попросила: «Приготовьте мой костюм лебедя!».

23 января 1931 г. страшная утрата постигла балетный мир – ушла из жизни прославленная Анна Павлова, одна из лучших балерин XX столетия. Причиной смерти звёздной танцовщицы стал гнойный плеврит. Её тело кремировали, и урну с прахом установили в лондонском закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин. Спустя 13 лет, в 1944 г. рядом с ней встала урна с прахом её мужа Виктора Дандре, с которым они прожили вместе 20 лет.

Было очень интересно прочитать биографию этой великой балерины. Я довольно давно начала интересоваться балетом, потому что с детства часто ходила с родителями на различные концерты. Анна Павлова одна из самых выдающихся танцовщиц, таких сейчас наверно и нет, не в обиду современным балеринам. На её фото сразу видно всю её утонченность и аристократичную красоту, словно она рождена для сцены!

«Русский лебедь». Чем прославилась балерина Анна Павлова

12 февраля 1881 года в Петербурге родилась Анна Павлова – одна из величайших балерин эпохи. Ей восхищались, подражали, а билеты на постановки с ее участием раскупались за несколько часов. «Умирающий лебедь» в ее исполнении стал самой известной балетной партией XX века. Известный критик Андрей Левинсон говорил: «Чтобы танцевать, как Павлова, нужно быть Павловой!». SPB.AIF.RU рассказывает, чем известна Анна Павлова, и как сложилась судьба легенды русского балета.

Будущая прима

Рождение Анны Павловой окутано тайной. По данным метрики, она появилась на свет в госпитале лейб-гвардии Преображенского полка, где служил ее отец – Матвей Павлович Павлов. Правда, настоящее имя это отставного солдата было не Матвей, а Шабетай Шамаш: он происходил из рода евпаторских караимов. О Павлове почти ничего неизвестно. Он умер через несколько лет после рождения дочери. Стали ходить слухи, что Анна – внебрачная дочь банкира Лазаря Полякова, однако никакого подтверждения этому найдено не было. Уже в сознательном возрасте балерина сменит отчество и превратится из Анны Матвеевны в Анну Павловну: она сама впоследствии будет объяснять, что такое сочетание лучше звучит и больше подходит для артистки.

Сторонники версии о родстве будущей балерине и состоятельного банкира обращают внимание на то, что Павлова впервые побывала в Мариинском театре еще в детстве. Мать девочки была швеей, подрабатывала прачкой и просто не могла позволить себе купить такие дорогие билеты. Как бы то ни было, тот поход произвел неизгладимое впечатление на маленькую Анну. Тогда она еще не догадывалась, что станет примой этого театра, но уже твердо решила, что будет балериной.

Читайте также:
Анна Павлова, биография, история жизни, факты.

В 1891 году Павлова поступила в театральное училище. Впоследствии она вспоминала, как на отчетное выступление их класса приехал посмотреть сам император Александр III. После окончания балета девочек пригласили в аудиторию, где их уже ждала царская семья. Император похвалил всех учениц, а одну из них по-отечески посадил к себе на колени. Анна расплакалась. «Меня стали спрашивать, о чем я плачу, – писала Павлова в мемуарах. – Я тоже хочу, чтобы Государь посадил меня к себе на колени – отвечала я, обливаясь слезами. Чтобы утешить меня, Великий князь Владимир Александрович взял меня на руки, но я не удовлетворилась этим. Я хочу, чтобы Государь поцеловал меня». Уже в детском возрасте у балерины проявлялись задатки лидера: быть впереди всех, лучше всех, иначе никак не надо!

«Шедевры легкости и красоты»

Любовь русской публики балерина завоевала своими партиями в постановках «Жизель» и «Баядерка». «Это — сама муза Терпсихора, воплотившаяся в лице нашей молодой танцовщицы, – писал о Павловой балетовед Валериан Светлов. – Каждый ее танец, каждый костюм, каждая линия ее поз, каждое ее движение и каждая остановка — шедевры легкости, красоты и скульптурной пластики; я уже говорил о ее элевации, воздушности и полетах — все это вне конкурса. В ее игре и танцах — несомненный feu sacré [священный огонь], та священная искра искусства, которая согревает и освещает произведение настоящего художника».

Павлова сотрудничала со своим другом со школьной скамьи – балетмейстером Михаилом Фокиным. Это он поставил для Анны концертный номер «Лебедь» на музыку Сен-Санса: зрителям всего мира эта партия известна под неофициальным названием «Умирающий лебедь».

В эмиграции

В Мариинском театре Павлова проработала 10 лет, а затем заключила контракт на отдельные спектакли и стала гастролировать по миру. Импресарио балерины стал ее гражданский муж – чиновник Виктор Дандре. Они были вместе всю жизнь, но официально узами брака так и не сочетались: Павлова считала, что она уже и так замужем – за балетом. Дандре был отличным импресарио, и балерину ждали в театрах всего света.

Балерина начала ставить сама себе номера, рассчитывая собственные возможности, а также включала в свой репертуар национальные танцы каждой страны, куда приезжала с гастролями. Так, она выступала с японскими, индийскими и африканскими танцами – все давалось ей легко.

В 1913 году Павлова в последний раз выступила в России и уехала в Англию, к Дандре. На Родину она больше не возвращалась, но активно гастролировала по другим странам. За рубежом ее прозвали «русским Лебедем». В Нидерландах балерину всегда встречали с букетом белоснежных тюльпанов, сорт который вывели в ее честь и так и назвали – «Анна Павлова».

В январе 1931 года Павлова вновь приехала в Нидерланды, и ей вновь вручили шикарный букет. Через два дня 49-летняя балерина должна была выйти на сцену Гааги, но ее выступлению не суждено было состояться. Павлова была сильно простужена, и с каждым часом ей становилось все хуже. Доктор, которого пригласил Дандре, поставил диагноз – гнойный плеврит. Болезнь была слишком запущена, и 23 января балерины не стало. Как вспоминал ее гражданский муж, Павлова до последнего верила в свое выздоровление и даже собиралась выступить перед зрителями. Незадолго до смерти она попросила: «Принесите мне мой костюм лебедя». Это были последние слова Анны Павловой.

Павлова, Анна Павловна

31 января (12 февраля) 1881 ( 1881-02-12 )

Шамаш, Шабетай (Матвей)(предположительно)

Любовь Фёдоровна Павлова

А́нна Па́вловна (Матве́евна) Па́влова ( 31 января (12 февраля) 1881 ( 18810212 ) , Санкт-Петербург, Российская империя — 23 января 1931, Гаага, Нидерланды) — русская артистка балета, одна из величайших балерин XX века.

Содержание

Биография

Мать Анны Павловой, Любовь Фёдоровна Павлова, прачка, была замужем за отставным солдатом Матвеем Павловым. Они жили в Лигово под Петербургом. Насчёт отцовства биографы расходятся во мнениях. До недавнего времени в этой роли фигурировал известный делец еврейского происхождения Лазарь Поляков [1] . До самой смерти известная балерина скрывала своё происхождение [2] .

Более правдоподобная версия отцовства приведена известным историком театра Александром Васильевым [3] , который пишет, что отцом Анны Павловой был Шабетай Шамаш, караим из Евпатории, который в столице взял имя Матвей и открыл прачечную в 1880 г. Там он и познакомился с будущей матерью балерины, Любовью Федоровной Павловой.

После окончания Императорской танцевальной школы, в 1899 году была принята в труппу Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». В 1906 году стала ведущей танцовщицей труппы.

Большое влияние на её исполнительскую манеру оказала совместная работа с балетмейстерами А. Горским и особенно М. Фокиным. Анна Павлова исполняла главные роли в балетах М. Фокина «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и др.

В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила поставленную для неё М. Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»), ставшую впоследствии одним из символов русского балета XX века. В 1909 году участвовала в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, положивших начало её мировой известности. Афиша работы В. Серова с силуэтом А. Павловой стала навсегда эмблемой «Русских сезонов».

Читайте также:
Джордж Карлин, биография, история жизни, факты.

С 1910 года Павлова гастролировала во многих странах мира вместе со своей собственной труппой. Балетмейстер Михаил Фокин поставил несколько балетов специально для труппы А. Павловой, один из которых «Семь дочерей горного короля».

Последнее выступление балерины в Мариинском театре состоялось в 1913 году, а в России — в 1914 году, после чего она обосновалась в Англии и в Россию больше не возвращалась.

В 1921—1925 годах Анна Павлова гастролировала по США, организатором её гастролей был американский импресарио русского происхождения Соломон Юрок. В 1921 году Анна Павлова также выступала в Индии и завоевала внимание индийской публики в Дели, Бомбее и Калькутте [4] .

Имя Павловой ещё при жизни балерины стало легендарным.

Смерть

Анна Павлова скончалась в Гааге, во время гастролей, 23 января 1931 года от пневмонии. Несмотря на желание балерины вернуться на родину, урна с её прахом находится в закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин, в Лондоне. Рядом с ней покоится прах её гражданского мужа и импресарио Виктора Дандре.

По легенде последними её словами были: «Приготовьте мой костюм лебедя!». В 2009 году эти слова были вынесены в заголовок российского фильма о грусти, тоске и ожидании смерти. [5]

Признание

  • Во время австралийского турне Анна Павлова произвела на публику такое впечатление, что её именем назвали очень популярное пирожное, которое и по сей день подают на десерт в ресторанах Австралии и Новой Зеландии.
  • Анне Павловой посвящён пятисерийный фильм режиссёра Эмиля Лотяну, снятый в 1983 году.
  • В честь Анны Павловой названа группа гаптофитовых водорослей Pavlovophyceae
  • Именем «Анна Павлова» назван один из самолетов MD-11 (регистрационный номер PH-KCH) национальной авиакомпании Нидерландов KLM Royal Dutch Airlines

Примечания

  1. Олег Керенский приводит утверждение Владимира Полякова — сына Лазаря Полякова о том, что Анна была побочной дочерью его отца (См.: Oleg Kerensky. Anna Pavlova. N-Y., Dutton Publ., 1973. ISBN 0-525-17658-6)
  2. Известный импресарио балерины Сол Юрок в своих мемуарах (Sol Hurok. Impressario. Random House, New York, 1946) писал, что Павлова разрешила ему после своей смерти огласить ее еврейское происхождение
  3. Из вступительной статьи известного историка театра и моды Александра Васильева к книге издательства «ВИТА НОВА»: Виктор Дандре, «Анна Павлова. История жизни». 2003 (репринт: Берлин, «Петрополис», 1933.)
  4. «Синтез искусств. Зрелищные искусства индии» М. П. Котова
  5. Фильм Игоря Грабузова «Приготовьте мой костюм лебедя», 2009, АФИША

Литература

  • Красовская В. М. Анна Павлова: Страницы жизни русской танцовщицы. — Л.: М.: Искусство, 1964. — 220 с. — (Корифеи русской сцены). — 70 000 экз.
  • Н. АркинаАнна Павлова (к 100-летию со дня рождения). — М .: Знание, 1981. — 56 с.
  • Виктор Дандре. Анна Павлова. Жизнь и легенда. — М .: Вита Нова, 2003. — 592 с. — ISBN 5-93898-043-7
  • Альджеранов Х. Анна Павлова: Десять лет из жизни звезды русского балета М .: Центрполиграф, 2006

Ссылки

  • New World Encyclopedia
  • Анна Павлова: русский лебедь
  • Вера Красовская. Анна Павлова
  • НЕУМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ
  • Анна Павлова на Библиографическом ресурсе «Чтобы помнили»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Петерсен, Вольфганг
  • Фриз, Якоб Фридрих

Полезное

Смотреть что такое “Павлова, Анна Павловна” в других словарях:

ПАВЛОВА Анна Павловна — (по другим источникам, Матвеевна) (31 января (12 февраля) 1881, Петербург 23 января 1931, Гаага), русская балерина, с которой начался классический балет 20 века; педагог, постановщик. * * * Первые шаги в балете Родилась в семье солдата и прачки… … Энциклопедический словарь

Павлова Анна Павловна — (Матвеевна) [31.1 (12.2).1881, Петербург, 23.1.1931, Гаага], русская артистка балета. Дочь солдата и прачки. В 1899 окончила Петербургское театральное училище по классу П. А. Гердта и была принята в Мариинский театр. В 1906 получила звание… … Большая советская энциклопедия

ПАВЛОВА Анна Павловна — (Матвеевна) (1881 1931) артистка балета. С 1899 в Мариинском театре, в 1909 участвовала в Русских сезонах (Париж), с 1910 гастролировала с собственной труппой во многих странах мира (1913 14 в России). Утверждала за рубежом традиции русской… … Большой Энциклопедический словарь

Павлова, Анна Павловна — А.П. Павлова. Партия Пахиты (балет Пахита Э.М. Дельдевеза и Л.Ф. Минкуса). 1900 е годы. ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна) (1881 1931), артистка балета. С 1899 в Мариинском театре (Никия “Баядерка” Л.Ф. Минкуса, 1902; Жизель “Жизель” А. Адана,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Павлова Анна Павловна — Анна Павлова А. Павлова в театральном костюме 1910 гг. Умирающий лебедь … Википедия

ПАВЛОВА Анна Павловна — (МАТВЕЕВНА) (1881 1931), одна из величайших балерин 20 в. Родилась в Санкт Петербурге 12 февраля 1881, в 1891 поступила в Петербургское театральное училище. Сразу после выпуска (1899) дебютировала на сцене Мариинского театра. Ее талант быстро… … Энциклопедия Кольера

Павлова, Анна Павловна — (по др. источникам, Матвеевна) Род. 31 января (12 февраля) 1881 г., в Петербурге, в семье солдата, ум. 23 января 1931 г., в Гааге. Балерина, педагог, постановщик. Выпускница Петербургского театрального училища (балетное отделение, 1899).… … Большая биографическая энциклопедия

Читайте также:
Джордж Денис Патрик Карлин (George Denis Patrick Carlin) - отзывы, мнение, рейтинг

Павлова Анна Павловна (Матвеевна) — (1881 1931), артистка балета. С 1899 в Мариинском театре, в 1909 участвовала в Русских сезонах (Париж), с 1910 гастролировала с собственной труппой во многих странах мира (в 1913 14 в России). Партии: Никия («Баядерка» Л. Ф. Минкуса), Жизель… … Энциклопедический словарь

Павлова Анна Павловна (Матвеевна) — (1881—1931), артистка балета. С 1899 в Мариинском театре, в 1909 участвовала в «Русских сезонах» С. П. Дягилева (Париж), с 1910 гастролировала с собственной труппой во многих странах мира (в 1913—14 в России). Утверждала за рубежом… … Большой Энциклопедический словарь

Анна Павловна Павлова — Анна Павловна (Матвеевна) Павлова родилась 12 февраля (31 января) 1881 г. в Петербурге. Ее мать Любовь Федоровна была прачкой, в качестве отца был записан отставной солдат Матвей Федорович Павлов. Позднее делались предположения о том, что в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Павлова Анна Павловна

Русская артистка балета. Прима-балерина Мариинского театра, 1906-1913 годах. Одна из величайших балерин XX века. После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании, постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру, выступив более чем в 40 странах и во многих из них впервые представив искусство балета. Гастроли способствовали утверждению мировой славы русского балета. Хореографическая миниатюра-монолог «Умирающий лебедь» в исполнении балерины стала одним из самых высоких эталонов русской балетной школы.

Анна Павлова родилась 12 февраля 1881 года в деревне Лигово, Ленинградская область. Родителями будущей балерины являлись швея, Любовь Павлова и отставной солдат, Матвей Павлович. Девочка родилась недоношенной и выжила буквально чудом. Увидев в детстве впервые балет «Спящая красавица» утвердилась в желании стать балериной, но изучать искусство балета начала лишь с десяти лет, после того, как принята в училище.

Девушка обучалась в Императорском театральном училище, где среди ее педагогов являлись Александр Облаков, Екатерина Вазем и Павел Гердт. В 1899 году, после выпускного экзамена, принята в официальную труппу Мариинского театра. Как во время учебы, так и по ее окончании уже на сцене Мариинского театра молодую танцовщицу называли Павлова вторая, чтобы отличить ее от другой более старшей, но впоследствии менее известной однофамилицы.

Балерина посещала Мариус Петипа для прохождения с ним сцен из балетов, обращалась за советами к балетмейстеру для совершенствования исполнения заглавной роли в «Жизели» и при подготовке своей партии в «Корсаре». Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конек-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель».

Павлова уже к 1906 году стала ведущей танцовщицей труппы. Исполняла главные партии в балетах Михаила Фокина: «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи». В 1908 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила поставленную для нее него хореографическую миниатюру «Лебедь», позже «Умирающий лебедь», ставшую впоследствии одним из символов русского балета XX века.

В 1909 году участвовала в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, положивших начало ее мировой известности. Афиши с силуэтом Павловой стала навсегда эмблемой «Русских сезонов».

В 1910 году балерина ушла из Мариинского театра и с тех пор заключала самостоятельные контракты на отдельные представления. Анна исполнила главную партию в «Жизели» в Лондоне и месяц танцевала на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-опера. Параллельно с гастролями, вместе с американским танцором Адольфа Больма организовала собственную труппу, в репертуар которой вошли балеты «Волшебная флейта» Вольфганга Моцарта, «Привал кавалерии» Ивана Армсгеймера и второй акт «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского.

После этого Павлова стала живой легендой, которую хотели видеть во всех странах мира. В период с 1922 по 1929 годы звезда почтила своим присутствием лучшие сцены Японии, Китая, Египта, Австралии и Новой Зеландии. Во время поездок балерина посещала танцевальные школы и оценивала мастерство студенток. Благодаря Анне знаменитая актриса, балерина и хореограф Тамара Туманова получила шанс пробиться на большую сцену и сделать карьеру в труппе Русского балета в Монте-Карло. Дальнейшую карьеру строила в Великобритании.

Павлова, ставшая достоянием мира, в течение всей жизни хотела вернуться и станцевать на родине. Однако судьбе не было угодно, чтобы мечта балерины исполнилась. В январе 1931 года Анна поехала на гастроли в Гаагу и, сойдя с поезда, почувствовала себя нездоровой. В отеле выяснилось, что русская звезда простудилась и, по словам коллег, пострадала от падения кофра, случившегося во время резкого торможения состава.

Анна Матвеевна Павлова скончалась 23 января 1931 года во время гастролей от пневмонии в нидерландском городе Гаага. Несмотря на завещание балерины быть похороненной на родине, урна с ее прахом находится в закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин в Лондоне. Рядом с ней покоится прах ее гражданского мужа и импресарио Виктора Дандре.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: