Анна Павлова, биография, история жизни, факты.

Анна Павловна Павлова

Фото Все

Видео Все

Анна Павлова. Больше, чем любовь

Анна Павлова. Первая исполнительница миниатюры “Умирающий лебедь”

Анна Павлова — биография

Анна Павлова – русская балерина, служила в Мариинском театре с 1906 по 1910 год. Признана величайшей балериной 20-го века. Высочайшим достижением Павловой считается миниатюра «Умирающий лебедь», повторить которую смогла только Майя Плисецкая.

Анна Павлова стала легендой еще при жизни. Она была самой высокооплачиваемой балериной того времени, ей старались подражать, она вызывала восторг, в ее честь устраивались королевские приемы, кондитеры давали своим тортам ее имя. Для нее писали стихи и прозу, ее изображали на портретах. По мнению балетного критика Андрея Левинсона, искусство Павловой рождалось и умирало вместе с ней, чтобы танцевать как она, нужно просто быть Павловой. Балерина прославила русский балет на весь мир, она сумела творчески переосмыслить уже известные партии, вдохнуть жизнь в едва не погибший классический балет.

Детство

Факт рождения балерины окутан тайной и полон загадок. Официальная запись гласит, что она родилась 12 февраля 1881 года в Преображенском военном госпитале города Петербурга. Ее отца звали Матвей Павлов, он был простым крестьянином, на тот момент проходил службу в Преображенском полку. Мама – Любовь Павлова, работала прачкой. Согласно второй версии, отцом Анны был банкир-еврей Лазарь Поляков, у которого ее мать некоторое время трудилась горничной. Отцовство он не признал, так как занимал высокое положение в обществе, а рождение дочери от прислуги могло подорвать его авторитет. Тем не менее, он разрешил записать девочке отчество «Лазаревна».

Анна Павлова в детстве

Анна родилась раньше срока, росла очень слабой и болезненной. Раннее детство Павловой прошло в Петербурге, а потом мама перевезла ее в село Лигово, где жила бабушка по линии отца. Свежий северный воздух закалил Анну, она окрепла, перестала так часто болеть. Мама начала брать ее с собой в Петербург.

Во время одного из таких приездов в город Аня оказалась в театре на балете «Спящая красавица». Рядом с ней в ложе были другие дети, которые рассеянно смотрели на происходящее на сцене. В отличие от них, Павлова не отводила глаз от артистов, наблюдала за каждым их движением, а когда спектакль закончился, заявила, что мечтает танцевать точно так же, как принцесса Аврора.

Мама внимательно выслушала дочь, присмотрелась к ее фигуре и решила, что параметры девочки соответствуют балетным. Она приняла решение отвести Анну в балетную школу, где как раз проходили вступительные экзамены. В этот раз Павловой не повезло, ее не взяли. Однако упорная девчонка и не думала отступать, делала новые попытки, пока в 1891-м не добилась своего.

Анна всегда стремилась быть первой, лучшей. А для этого не жалела ни сил, ни времени, тренировалась ежедневно по восемь часов. Вскоре ее пригласили выступить перед членами царской семьи, а через семь лет она вышла из стен Императорского театрального училища, получив диплом с отличием.

Балет

Творческая биография Анны Павловой началась в 1899 году, когда ее взяли в Мариинский театр. Вначале ей доверяли небольшие партии, зато она была задействована в нескольких постановках, которые ставил прославленный балетмейстер Мариус Петип. Самыми известными среди них были «Камарго» и «Тщетная предосторожность». Прошло немного времени, и имя молодой балерины появилось наряду с прочими артистками, исполнявшими па-де-труа и па-де-де в постановках «Пахита» и «Корсар». После этого ей присвоили звание «балерина», и у Павловой появилась постоянная сценическая пара.

Анна Павлова в начале пути

Партнером Павловой некоторое время был Михаил Фокин, который впоследствии стал хореографом. Теперь их сотрудничество заключалось в том, что Фокин ставил для Анны танцы, среди которых самыми значимыми получились «Умирающий лебедь» и «Виноградная лоза».

Эти танцы сделали Павлову невероятно популярной, и, начиная с 1908-го года, ее жизнь превратилась в сплошные разъезды. Она танцевала в «Клеопатре» и «Сильфиде», которые представили во Франции в «Русских сезонах», потом с тем же проектом посетила Бельгию, Германию, Англию и другие страны Европы. Художник Валентин Серов написал портрет Павловой, который впоследствии антрепренер Сергей Дягилев использовал как эмблему организованного им фестиваля.

В 1910-м Павлова оставила Мариинский театр, и работала исключительно на основе самостоятельных договоров, которые заключала перед каждым отдельным представлением. Балерина появилась в главной партии балета «Жизель», который поставили в Лондоне, потом на протяжении месяца выходила на сцену театра Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

Одновременно с гастрольной деятельностью Анна и танцор из Штатов Адольф Больм организовали свою труппу, которая через некоторое время представила публике балет «Привал кавалерии» Армсгеймера, «Волшебную флейту» Моцарта, и второй акт балета «Лебединое озеро» Чайковского.

Спустя некоторое время Анна начала выходить на сцену с собственными номерами, которые по художественной ценности можно было сравнить с шедеврами Фокина – «Танцем семи покрывал» и «Умирающим лебедем». Важно было и то, что сила искусства Павловой действовала вдохновляющее не только на коллег и почитателей балета, но и на людей, абсолютно далеких от мира искусства – кулинаров. Имя балерины было дано воздушному десерту, который состоял из безе в виде балетной пачки и свежих фруктов.

В 20-е годы прошлого века имя Анны Павловой и ее труппы узнали далеко за пределами европейских стран, благодаря стараниям русско-американского продюсера, который организовал им гастрольный тур по Штатам и выступления в экзотической Индии.

Анна Павлова на гастролях

Успех был невероятным, Павлова превратилась в живую легенду, которую ждали и приглашали все мировые государства. В 1922-1929-м годах балерина посетила Китай, Японию, Австралию, Египет, Новую Зеландию, танцевала на лучших сценах этих стран. Особое внимание Павлова уделяла танцевальным школам, которые посещала в каждой из своих поездок, и ставила собственную оценку мастерству студенток. Именно Анна помогла Тамаре Тумановой – прославленной балерине, актрисе, хореографу, попасть на большую сцену и прославиться вместе с труппой Русского балета в городе Монте-Карло.

Личная жизнь

В профессиональном плане Анна Павлова добилась невероятных высот, чего не скажешь о ее личной жизни. Балерина отказывалась от назойливых ухаживаний поклонников, не принимала от них никаких подарков. Она не хотела быть ни в чем зависимой ни от кого, тем более, не давала надежды на легкие отношения без всяких обязательств. Единственным человеком, которого Анна приблизила к себе, был состоятельный аристократ Виктор Дандре. Он принадлежал к дворянскому сословию, был очень образованным, увлекался искусством, сумел растопить сердце Павловой красивыми ухаживаниями.

Читайте также:
Леонид Владимирович Огородников Биография

Анна Павлова и Виктор Дандре

Его положение в обществе было достаточно высоким, он служил статским советником, и не мог себе позволить серьезных отношений с балериной. Анна влюбилась в него, поэтому согласилась жить в съемной квартире, предоставленной Виктором. Она находилась в одном из центральных районов Петербурга, в ней был большой танцевальный зал. Взамен Дадре попросил сопровождать его во время общественных мероприятий.

Анна привязалась к Виктору, хотя прекрасно понимала, что в жены он ее не возьмет никогда. Павлова не нашла ничего лучше, как разорвать с ним связь, отказаться от роскоши, и упорхнуть на свободу из золотой клетки. Наступило одиночество, которое угнетало балерину неимоверно. Когда оно стало невыносимым, Анна встретила Михаила Фокина, поставившего для нее «Умирающего лебедя». Отчаявшаяся звезда получила новый импульс, она ожила, а Михаил стал ее близким другом, которых было не так и много.

Полностью восстановиться Павлова смогла только с помощью зарубежных гастролей. Именно в это время среди ее знакомых появляется Камиль Сен-Санс, французский композитор, и самый известный актер немого кинематографа – Чарли Чаплин. Между Анной и Чарли возник роман, который так и остался платоническим, а потом перерос в настоящую дружбу, растянувшуюся на много лет.

Анна Павлова и Чарли Чаплин

Когда имя Павловой стало известным во всем мире, а ее состояние позволяло постоянно жить за границей, она могла бы жить спокойно и счастливо. Но, личного счастья по-прежнему не было. Все чаще она вспоминала о Викторе Дандре, который остался в России.

До Анны дошли слухи, что Виктор находится в сложном материальном положении, что из-за неоплаченных долгов его посадили в тюрьму. Неприятности любимого человека вынудили Павлову отказаться от сотрудничества с бывшими коллегами, и заключить новый, очень перспективный контракт с иностранным агентством «Брафф».

После того, как нужная сумма была заработана, прима расплатилась по долгам Виктора, и выписала его к себе, в Париж. Дадре абсолютно не раздумывал, после первого же приглашения Анны он примчался к ней. Некоторые источники утверждают, что в 1911-м влюбленные тайно обвенчались.

Балерина стала владелицей роскошного имения в Британии, у нее появилась собственная труппа и камерный театр в Лондоне. Все домашние обязанности лежали на плечах Виктора, поэтому балерина не заботилась об устройстве быта, она погрузилась в свое творчество полностью.

Но время неумолимо не только над человеком, но и над его чувствами. Спустя некоторое время Анна поняла, что она больше не любит Виктора, он начал ее раздражать. Дома начались скандалы с истериками и битьем посуды. Дандре терпеливо относился к ее истерикам, он любил ее по-прежнему, и был невероятно благодарен за свое спасение из тюрьмы. Он не собирался бросать психически неустойчивую женщину, наоборот, взял на себя организационные вопросы, нанимал и увольнял артистов. Так они и жили до тех пор, пока в 1931-м Павлова неожиданно не скончалась.

Смерть

Получив мировую известность, Павлова затосковала по родине. Она мечтала когда-то вернуться в родной город и станцевать свои лучшие партии соотечественникам. Однако ее мечте не суждено было сбыться. В январе 1931-го балерина отправилась в гастрольную поездку в Гаагу. Она только вышла из поезда, и сразу поняла, что чувствует себя очень плохо. Прибыв в отель, Анна решила, что простудилась, а коллеги сказали, что в дороге поезд резко затормозил, и балерина пострадала при падении кофра.

Вызвали доктора, который и обнаружил, что легкие прославленной балерины наполнены жидкостью. Он предложил немедленную операцию, но ему не поверили. Дандре решил посоветоваться с другим специалистом, врачом который лечил королеву Нидерландов. Однако его вердикт оказался таким же – наличие жидкости в легких и необходимость скорейшей операции.

Доктора поставили балерине дренажную трубку, однако драгоценное время упустили. Анна впала в забытье, и когда пришла в себя, то не сказала ни слова, ее взгляд остановился на одно мгновение на сценическом костюме, в котором она танцевала своего Лебедя.

Похороны Анны Павловой

Анны Павловой не стало 23 января 1931 года. Причиной смерти стал плеврит. Многочисленные поклонники балерины никак не могли поверить в реальность этой новости, в то, что легендарный «Лебедь» больше никогда не станцует на сцене, и не подарит им радость встречи с настоящим русским балетом. С годами история смерти Павловой претерпела изменения, муж и лечащий доктор рассказали ее в совершенно другой трактовке, но, к сожалению, это уже не имело никакого значения.

Поклонники решили, что тело Павловой должно быть предано земле на знаменитом кладбище Пер-Лашез, где покоится не менее известная танцовщица Мария Тальони. Но Виктор пристально следил за тем, чтобы последняя воля его супруги была исполнена в точности. Павлова хотела, чтобы ее кремировали согласно древнеиндейского обряда.

Память

Смерть великой балерины стала утратой не только на ее родине, но и во всем мире. Прошло уже очень много лет со дня ее ухода в мир иной, а память о ней продолжает жить, ей посвящают свои танцы множество известных хореографов и танцоров.

Молдавский режиссер Эмиль Лотяну снял фильм-биографию о жизни Анны Павловой. Ей посвящены множество книг, авторами которых стали Андрей Соколов-Каминский и Вера Красовская.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Анна Павлова

Биография

Великое искусство русского балета невозможно вообразить без легендарной танцовщицы Анны Павловой. Прима Мариинского театра в течение десятилетия выступала на русской сцене, а затем стала продолжательницей традиций национальной школы, познакомившей мир с работами выдающегося хореографа Михаила Фокина.

Анна Павлова

На протяжении жизни Павлова отдавала танцу больше, чем кто-либо из современников. Пластический монолог «Умирающий лебедь» на долгие годы стал визитной карточкой балерины и до сих пор считается непревзойденным и уникальным явлением русского сценического искусства.

Детство и юность

История рождения Анны Матвеевны Павловой таинственна и неоднозначна. Согласно официальным записям будущая балерина появилась на свет 12 февраля 1881 года в военном госпитале Петербурга, а ее родителями считались солдат Преображенского полка Матвей Павлович Павлов и прачка по имени Любовь Федоровна. Однако ходили слухи, что Анна была незаконной дочерью банкира еврейской национальности, не признавшего отцовства из-за высокого положения в обществе.

Читайте также:
Леонид Владимирович Огородников - отзывы, мнение, рейтинг

Анна Павлова в детстве

Родившись недоношенной и болезненной, девочка первые годы жизни провела с матерью в Петербурге, а затем переехала в деревню Лигово, в дом бабки по отцовской линии. Пребывание на свежем северном воздухе укрепило здоровье Ани, и Любовь Федоровна начала брать дочь с собой в Петербург.

В один из таких визитов Павлова попала в театр на балет «Спящая красавица». Находясь в ложе с другими детьми, девочка восторженно ловила каждое движение исполнителей и по окончании спектакля сказала, что хочет танцевать так же, как принцесса Аврора.

Юная Анна Павлова в балетной школе

Мать посчитала, что рост и вес дочери вполне подходят для хореографии, и привела 8-летнюю девочку на вступительный экзамен в балетную школу. С первого раза поступить не удалось, но Аня продолжала пытаться, и в 1891 году ее, наконец, приняли.

С первых дней учебы Павлова старалась стать лучшей в классе. Тренируясь по 8 часов в день, она добилась участия в выступлении перед царской семьей, а спустя 7 лет окончила Императорское театральное училище с отличием.

Балет

В 1999 году Павлову приняли в труппу Мариинского театра и поручили небольшие партии сразу в нескольких постановках знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа, среди которых были «Тещина предосторожность» и «Камарго». Вскоре имя Анны появилось на афишах в числе прочих исполнителей па-де-де и па-де-труа в спектаклях «Корсар» и «Пахита», а затем талантливая танцовщица обрела звание балерины и постоянную сценическую пару.

Балерина Анна Павлова

Михаил Фокин неоднократно выступал дуэтом с Павловой и, став хореографом, продолжил это плодотворное сотрудничество, поставив для партнерши такие шедевры русского балета, как танцевальный монолог «Умирающий лебедь» и дивертисмент «Виноградная лоза».

Благодаря этим танцам Анна получила признание и с 1908 года постоянно находилась в разъездах. Она участвовала в постановках «Сильфида» и «Клеопатра», проходивших в рамках «Русских сезонов» во Франции, затем гастролировала с проектом по городам Германии, Бельгии, Англии и других европейских стран. Афиша с портретом Павловой работы художника Валентина Серова вскоре после дебюта стала эмблемой фестиваля, организованного известным антрепренером Сергеем Дягилевым.

Портрет Анны Павловой работы Валентина Серова

В 1910 году балерина ушла из «Мариинки» и с тех пор заключала самостоятельные контракты на отдельные представления. Анна исполнила главную партию в «Жизели» в Лондоне и месяц танцевала на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-опера.

Параллельно с гастролями Павлова с помощью американского танцовщика Адольфа Больма организовала собственную труппу, в репертуар которой вошли балеты «Волшебная флейта» Вольфганга Моцарта, «Привал кавалерии» Ивана Армсгеймера и 2-й акт «Лебединого озера» Петра Чайковского.

Анна Павлова – «Умирающий лебедь»

Позже прима начала ставить собственные номера, пользовавшиеся успехом, сравнимым с «Лебедем» и «Танцем семи покрывал» Фокина. Интересен тот факт, что балерина вдохновляла не только коллег и ценителей балета, но и кулинаров. Именем Павловой изготовители тортов назвали воздушный десерт, в рецепт которого входили безе, напоминавшее пачку, и свежие фрукты.

В начале 1920-х годов слава Анны и ее коллектива вышла за пределы европейского континента, когда русско-американский продюсер организовал гастроли в США, а затем договорился о выступлениях в Индии.

Анна Павлова в Сиднее

После этого Павлова стала живой легендой, которую хотели видеть во всех странах мира. В период с 1922 по 1929 годы звезда почтила своим присутствием лучшие сцены Японии, Китая, Египта, Австралии и Новой Зеландии. Во время поездок балерина посещала танцевальные школы и оценивала мастерство студенток. Благодаря Анне знаменитая актриса, балерина и хореограф Тамара Туманова получила шанс пробиться на большую сцену и сделать карьеру в труппе Русского балета в Монте-Карло.

Личная жизнь

Анна Павлова, в течение десятилетий блиставшая на сцене лучших театров мира, в личной жизни была глубоко несчастным человеком. Начинающая балерина избегала поклонников, настаивавших на свидании и преподносивших дорогие подарки. Однако коллеги по труппе иногда видели девушку в компании состоятельного аристократа Виктора Дандре.

Анна Павлова и Виктор Дандре

Образованный дворянин, увлеченный искусством, вскоре растопил сердце неприступной красавицы и заслужил право стать ее благодетелем и покровителем. Высокое положение сенатского советника не позволяло новым отношениям стать серьезными. Молодой повеса снял балерине квартиру с танцевальным залом в центре Петербурга в обмен на обязанность сопровождать его в обществе.

Павлова испытывала симпатию к Виктору, но в глубине души понимала, что ей никогда не стать женой представителя высшего света. Поэтому балерина отказалась от шикарной жизни и покинула покровителя, предпочтя свободу золотой клетке. В тот момент, когда Анна сильнее всего страдала от одиночества, в ее жизни появился Михаил Фокин, постановщик знаменитого танца «Умирающий лебедь». Балетмейстер вдохнул новые силы в отчаявшуюся звезду и стал одним из немногих близких людей Павловой.

Анна Павлова и Михаил Фокин

Окончательно восстановиться приме «Мариинки» помогли зарубежные гастроли, во время которых она познакомилась с французским композитором Камилем Сен-Сансом и встретилась с великим актером немого кино Чарли Чаплином. С последним у Павловой завязался платонический роман, переросший в преданную дружбу, запечатленную на архивных фотографиях.

Когда балерина получила мировую известность и стала богатой женщиной, она поселилась за границей, но не перестала мечтать о простом человеческом счастье. Мысли ее неукротимо возвращались к оставленному на родине Виктору Дандре.

Анна Павлова и Чарли Чаплин

В то время, когда Сергей Дягилев основал в Париже Театр русского танца, дворянин попал в затруднительное финансовое положение и, не имея возможности оплатить долги, оказался в тюрьме. Узнав о неприятностях бывшего поклонника, Павлова разорвала отношения с многолетними коллегами и подписала выгодный контракт с представителями иностранного агентства «Брафф».

Заработав необходимую сумму денег, балерина оплатила долги Дандре и, решив, что не может жить без этого человека, выписала бывшего аристократа в Париж. Виктор прибыл по первому зову Павловой и, по некоторым источникам, в 1911 году тайно с ней обвенчался.

Анна Павлова и Виктор Дандре

Читайте также:
Джордж Денис Патрик Карлин (George Denis Patrick Carlin) - отзывы, мнение, рейтинг

Павлова купила роскошное имение в Великобритании и организовала собственную труппу, став владелицей камерного театра в Лондоне. Все обязанности по дому исполнял муж, так что Анна могла ни о чем не заботиться и целиком посвящать себя творчеству.

Однако со временем чувства балерины к Дандре начали угасать: она устраивала скандалы, била посуду и плакала. Виктор реагировал на истерики спокойно, ведь он искреннее благодарил и любил Анну. Вместо того чтобы уйти от психологически неустойчивой жены, он помогал в организационных вопросах и занимался наймом и увольнением артистов. Так пара прожила вместе вплоть до неожиданной смерти Павловой в 1931 году.

Смерть

Павлова, ставшая достоянием мира, в течение всей жизни хотела вернуться и станцевать на родине. Однако судьбе не было угодно, чтобы мечта балерины исполнилась. В январе 1931 года Анна поехала на гастроли в Гаагу и, сойдя с поезда, почувствовала себя нездоровой. В отеле выяснилось, что русская звезда простудилась и, по словам коллег, пострадала от падения кофра, случившегося во время резкого торможения состава.

Анна Павлова

Подоспевший врач обнаружил жидкость в легких пациентки и посоветовал срочно провести операцию. Надеясь развеять подозрения, муж балерины пригласил личного доктора нидерландской королевы, который согласился с поставленным диагнозом и подтвердил необходимость хирургического вмешательства.

В итоге Павловой поставили дренажную трубку, но время было упущено. Балерина потеряла сознание и очнулась лишь один раз для того, чтобы посмотреть на сценический костюм Умирающего лебедя.

Могила Анны Павловой

Павлова скончалась от плеврита 23 января 1931 года, и ее уход стал красивой легендой, растрогавшей многочисленных поклонников. Со временем лечащий врач и Виктор Дандре по-другому рассказали историю смерти великой балерины, но это было не важно. Главным оставалось то, что мир лишился легендарного «лебедя» и больше никогда не увидит его на сцене.

После произошедшей трагедии поклонники и общественность настаивали на том, что Павлову нужно похоронить на кладбище Пер-Лашез рядом с могилой другой знаменитой танцовщицы Марии Тальони. Однако муж проследил за исполнением последней воли балерины, желавшей быть кремированной согласно одному из древнеиндийских обрядов.

Память

Смерть Павловой стала трагедией для человечества. До сегодняшнего дня великой русской приме посвящают выступления многие известные танцоры и хореографы.

Документальный фильм «Анна Павлова. Больше, чем любовь»

Образ Анны увековечен в фильме-биографии молдавского режиссера Эмиля Лотяну, и многочисленных книгах искусствоведов и балетмейстеров Веры Красовской и Андрея Соколова-Каминского.

Биография Анны Павловой

Муж – Виктор Дандре.

Балерина, афиши для которой рисовал сам Валентин Серов. Главное лицо Русских сезонов в Париже. Самая загадочная танцовщица ХХ века.

Биография, подлинность которой была известна лишь самой балерине.

Матвеевна или Павловна? Дочь отставного солдата Преображенского полка Матвея Павлова или крупного московского банкира Лазаря Полякова? Великая танцовщица написала автобиографию, но все больше не о том, что родилась в дачном поселке Лигово под Петербургом, и своем детстве, главное впечатление которого — походы в Мариинский театр. Анна Павлова писала о главном в своей жизни — ожившем вдохновении, имя которому — балет.

  • Биографическая справка
  • Творческий путь примы
  • Личная жизнь
  • Последние годы и смерть
  • Десерт (торт) Анны Павловой
  • Фотогалерея балерины
  • Интересное видео

Биографическая справка

Девятилетняя Аня словно проснулась после премьеры «Спящей красавицы» в постановке Петипа. Застенчивая и мягкая от природы девочка чуть ли не впервые высказала твердое решение — посвятить свою жизнь танцу.

Сгорбленная спина, малокровие, хрупкое здоровье. В Императорском балетном училище никак не могли предположить, что этот «нежный цветок» выживет в суровой школе балета.

«Пушинка, легкость, ветер», — сказал на просмотре прославленный Мариус Петипа. Комиссия девочку зачислила, у педагогов Екатерины Вазем и Александра Облакова она стала любимой ученицей.

Екатерина Оттовна поила рыбьим жиром, добивалась твердых ног и «говорящих» рук.

Первый выход на сцену Мариинки — уже во второй год обучения в дивертисментах и небольших вариациях. Анна Павлова уступала в технике Матильде Кшесинской, Ольге Преображенской, Тамаре Карсавиной. Но в прыжках и арабесках с непредсказуемой импровизацией хрупкой балерине не было равных.

Выпускной спектакль стал пропуском на большую сцену. Практически сразу Павлова получила сольные партии в «Спящей красавице», «Эсмеральде», «Жизели». Молодая балерина работала с Мариусом Петипа, столь благосклонно принявшим первое выступление на публике — перед приемной комиссией.

Начинающая артистка не боялась спорить с мэтром. В балете «Тщетная предосторожность» Павлова предложила Петипа заменить привычную юбочку-кринолин на тунику ниже щиколотки и получила согласие. «Это было смелостью с моей стороны: обычай не допускал никаких вольностей с юбкой еще со времен самой знаменитой Камарго — любимицы Вольтера!» — вспоминала впоследствии балерина.

«Павлова — это облако, парящее над землей», — писала пресса. А танцовщица лишь поражала вновь и вновь. Она словно плыла по сцене в самой пронзительной своей роли. Лебедь.

Образ, что подарил балерине бессмертие. Балетмейстер Николай Фокин поставил миниатюру на музыку Сен-Санса. Буквально экспромтом. Анна превратила безмятежность в трагедию.

Безвременную кончину грациозного создания, и словно рана — рубиновая брошь.

«Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!» — воскликнул Сен-Санс, увидев «Умирающего лебедя».

Танец стал символом Русских сезонов, а Анна Павлова в образе Лебедя кисти Валентина Серова — эмблемой известной на весь мир антрепризы. Художнику на создание знаменитой афиши потребовалось 11 сеансов.

Балерина чуть ли не ежеминутно застывала в арабеске, чтобы живописец поймал мимолетное движение и передал на бумаге.

Творческий путь примы

Дебют на большой сцене состоялся в балете «Тщетная предосторожность», где Павлова танцевала вместе с двумя другими балеринами. Анна Павлова была чудесно сложена: длинные руки и ноги, высокий подъем, невероятная хрупкость балерины очаровывали, восхищали поклонников, а ее мастерские па на сцене заставляли замирать даже самых требовательных ценителей балета.

Не имевшей протекции Анне Павловой приходилось добиваться всего самой, пробивать путь на сцену собственным упорством и мастерством. И вот в 1900 году ей доверяют исполнить партию Флоры в «Пробуждении Флоры», где ее партнером становится известный хореограф Фокин. Балет имел оглушительный успех, и предложения исполнить ведущие женские роли следовали одно за другим:

  • Павлова станцевала партию Никии («Баядерка») таким образом, что судьба героини обрела особую трагичность и смысл.
  • Жизель Анны была так хороша, что публика аплодировала стоя.
  • Пахита, исполненная Павловой, сделала этот балет мировым достоянием.
  • Китри стала одной из самых удачных танцевальных партий для балерины, благодаря этой роли Павлову назвали первой балериной Мариинского театра.
Читайте также:
Джордж Карлин, биография, история жизни, факты.

В 1908 году начинается гастрольная деятельность балерины, вспоминая о которой она отмечала, что публика принимала их труппу чрезвычайно благосклонно, осыпала овациями и цветами. Анна Павлова исполнила главную роль в балете «Лебединое озеро», произведя небывалый фурор, а затем в Париже балерина присоединилась к труппе Дягилева и танцевала балет «Сильфида».

Однако надолго в «Русских сезонах» Павлова не задержалась, душа балерины требовала творческой свободы, и около 1910 года прима основала свою труппу. Начался новый этап в жизни балерины и сотрудничество с Фокиным, поставившим для нее спектакль «Дочери горного короля».

Психологическая наполненность и завершенность ролей, исполненных Павловой, давала спектаклям новую жизнь, как это произошло, например, с танцем умирающего лебедя. С гастролями великая балерина Анна Павлова объездила весь мир, побывав даже во многих городах Америки, где публика принимала ее с восхищением и осыпала дорогими подарками.

Финансовые разногласия с руководством Мариинки привели к разрыву контракта с балериной, однако в 1914 году после длительных уговоров Павлова возвращается в Россию и радует публику своими выступлениями. После отъезда за границу Павлова уже никогда не вернется домой, однако после революции прима не осталась безучастной к бедам родины: она отправляла благотворительные посылки, жертвовала значительные суммы на помощь нуждающимся, финансово помогала балетному училищу в Петербурге.

Роль Никии

В 1902 году Анна Павлова получила роль Никии, храмовой танцовщицы из балета «Баядерка». Талант балерины внес в эту партию обновленный в своей заостренности и поначалу ровный рисунок. Танцовщица изменила акценты, а каждое движение оказалось наполненным чувством тоски или страсти настолько, что зал отзывался трепетом на мольбы и терзания, испытываемые героиней.

Балет восторженно приняли и за границей, на каждое выступление Павловой живо откликались как публика, так и пресса. Все сходились во мнении, называя ее воздушной, божественной, и, чувствуя гениальную природу танцовщицы, сыпали восторгами и овациями. Она сумела передать психологизм, свойственный современному искусству, трагедию, которую переживает смятенная душа. Это отличало Павлову от ее знаменитых предшественниц – Вазем, Кшесинской, Гельцер, блиставших техникой, но не прорисовывавших тончайшие штрихи характера своих персонажей.

Зарубежные гастроли

В 1907 Императорский Мариинский театр выехал за границу. Выступления прошли в Стокгольме. Вскоре после возвращения в Россию Анна Павлова, балерина с мировым именем, ушла из родного театра, значительно пострадав при этом материально, поскольку ей пришлось выплатить огромную неустойку за срыв контракта. Однако это не остановило танцовщицу.

Выход на сцену

Павлова, окончив хореографическое училище, получила должность в Мариинском театре. Ей очень быстро стали доверять ведущие партии популярных тогда балетов: «Тщетная предосторожность», «Дочь фараона», «Корсар», «Эсмеральда» и другие. То, что поначалу считали ее недостатками – изящное телосложение, хрупкость, нежелание бравировать балетной техникой ради самой техники – вдруг переплавилось силой таланта и жесткой дисциплины танцовщицы, основанной на мощнейшей воле, в глубокое своеобразие характеров, которые она несла на сцену. Знаменитый педагог в балетном мире того времени Энрико Чекетти утверждал, что он способен научить танцу, доведя до виртуозности каждое движение воспитанницы, но «только у Павловой есть то, чему может научить лишь Господь».

Она, любившая самозабвенно классический танец, находила свежие краски даже для затанцованных и обесцветившихся со временем партий. Знаменитый летящий арабеск Павловой, воздушность и свет ее образов дополнялись психологизмом, переходом из одного состояния в другое. Анна одухотворяла каждую роль. Самые сложные технические элементы хореографии, использовавшиеся в ее танце, были нужны балерине не как трюк ради трюка, за исполнение которого безусловно сорвешь овации. Движение, согласное с музыкой и подчинявшее ее себе, выражало состояние души.

Потому именно Павлова, возникшая среди плеяды великих солисток — Кшесинской, Преображенской, Трефиловой, Егоровой, Седовой, Вагановой – одна стала звездой мирового уровня, поклоняясь идолу танца, отдавая себя без остатка.

Пуанты

Ее ступни были чрезвычайно изогнуты, поэтому она укрепила свои пуанты , добавив кусок твердой кожи на подошвы для поддержки и сглаживая коробку обуви. В то время многие считали это «обманом», поскольку балерину той эпохи учили, что она, а не туфли, должна удерживать свой вес на пуантах . В случае с Павловой это было чрезвычайно сложно, так как форма стопы требовала, чтобы она балансировала на больших пальцах ног. Со временем ее решение стало предшественником современных пуантов, поскольку работа на пуантах стала менее болезненной и более легкой для изогнутых ног. Согласно биографии Марго Фонтейн , Павловой не нравилось, как ее изобретение выглядело на фотографиях, поэтому она удаляла его или изменяла фотографии так, чтобы казалось, что она использует обычные пуанты.

Развитие

В 1906 году Анна была назначена ведущей танцовщицей балетной труппы Мариинского театра. Началась по-настоящему творческая работа по поиску новых форм. Русский балет требовал обновления, и Павловой удалось создать несколько образов в духе современности, сотрудничая с балетмейстером-новатором Александром Горским, который стремился к драматизации сюжета и был убежденным сторонником некоторой трагичности в танце.

Личная жизнь

Вовлечение в скандальную историю

На пороге стоял 1909 год, а жители величественного культурного Петербурга обсуждали невероятный скандал. Барон Дандре получил тюремное заключение за растрату государственных денег, которые потратил на удовлетворение капризов содержанки Анны Павловой. Сам любимец светской жизни считал обвинения ошибочными и требовал возвращения балерины на родину для дачи свидетельских показаний. Узнав о разгоревшемся скандале с Виктором Эмильевичем Дандре, танцовщица поспешно покинула Париж, невзирая на то, что находилась на пике успеха. Но только отправилась она не на встречу с бывшим покровителем, а в Америку.

Ведь в определенный момент танцовщица поняла, что не ровня знатному барону, который решил жениться на другой женщине вопреки чувствам к Павловой.

Анна Матвеевна и партнер по танцам Михаил Мордкин отправились на гастроли вместе. Правда, вскоре дружеские отношения стремительно пошли на убыль. Эгоистичный Мордкин не мог смириться с тем, что большая часть славы достается Павловой, как женщине, вызывающей восхищение у мужской публики. Затем знаменитый танцор начал сходить с ума, часто ведя разговоры с портретом бывшей партнерши, который был наряжен в юбку и шаль балерины.

Читайте также:
Анна Павловна (Матвеевна) Павлова - отзывы, мнение, рейтинг

Роман длиною в жизнь

Павлова познакомилась с Виктором Дандре совсем юной девочкой и влюбилась в настойчивого, умеющего красиво ухаживать и вскружить голову барона. Дандре был блестяще образован и по-настоящему способен оценить уникальность дарования Павловой. Он делал дорогие презенты. Благодаря ему у Павловой появилась квартира, в которой был специально оборудованный зал для занятий, а в нем – мечта Анны – висел портрет Марии Тальони, величайшей балерины прошлого.

Для Дандре ухаживания за восходящей звездой русского балета были в тот момент скорее дань тогдашней моде, для Анны же – настоящее живое чувство. Она – королева сцены – ждала предложения руки и сердца, которого так и не последовало…Разрыв оказался неизбежен.

Артистическая карьера тем временем уверенно шла в гору, Павлова начинает гастролировать, подписывая выгоднейшие контракты. Она упорно трудится изо дня в день. Непременный экзерсис у станка, репетиции, спектакли. Она востребована, известна и любима публикой. Смыслом жизни становится сцена, и только она.

Тем временем Дандре обвиняют в растрате казенных денег, он оказывается в тюрьме до того дня, пока за него не вносят круглую сумму залога. Добродетелем оказался не кто иной, как обожавшая его Павлова…

Дандре покинул Россию, в Париже они встретились и больше уже никогда не расставались… Анна стала его законной женой.

Семейная жизнь внешне была вполне благополучной. Шикарный «Айви-Хауз», известность, сопряженная с финансовым процветанием, дававшем возможность выполнить любой каприз… Однако Павлова, растрачивая энергию в веренице нескончаемых выступлений по жесткому графику, домой возвращалась опустошенная и погруженная в тоску. Ей – талантливой, успешной, любимой всеми не хватало родной почвы, которая ее взрастила. К ностальгии прибавлялось понимание того, что годы идут, а век балерины короток. Техника со временем слабеет, и уже приходится менять программу выступлений, укорачивая или облегчая номера…Танец для Павловой — что воздух для обычного человека. Без сцены она оказалась нежизнеспособна.

Просто растаяла… Почти подойдя к 50-летнему рубежу, Павлова скончалась от острого плеврита, отказавшись делать необходимую операцию. Как знаменитая сильфида на полотне Валентина Серова, выполненная к дягилевским сезонам, эфемерная, воздушная, она не испытала оков старости и немощи. А нам остались гениальные образы, которые сделали русский балет эталонным во всем мире.

Последние годы и смерть

Когда ей стало хуже, консилиум врачей, собравшийся в Гааге, констатировал развитие плеврита. Доктора предложили операцию, однако не гарантировали, что после нее танцовщица вернется на сцену. Павлова отказалась. В ночь с 22 на 23 января балерина скончалась. Таким образом, причиной смерти великой балерины явился сильный плеврит.

Легенда гласит, что в свои последние минуты она беспокоилась о предстоящих гастролях, а напоследок попросила: «Принесите мне костюм лебедя…».

Гастроли павловской труппы всё же состоялись. Это был своего рода мемориальный тур: любимые Анной номера танцевали ее коллеги. И только во время исполнения «Умирающего лебедя» сцена была пуста: рисунок движения Павловой по ней прочертили лучом прожектора.

Десерт (торт) Анны Павловой

По сию пору точно не установлено, когда и кто изобрёл сладкий десерт. Новозеландцы утверждаю,В рецепт (1926 г.) придумал шеф – повар из Веллингтона для угощения балерины. Австралийцы спорят, что торт создал повар Берт Саше (1935 г). Подавая лакомство, тот сравнил его с воздушной балериной Павловой.

Новозеландскому профессору Хелен Лич удалось собрать библиотеку из кулинарных книг, содержащих 667 рецептов десерта. Объединив сведения из 300 источников, Лич написала книгу В«История десерта ПавловаВ». В Австралии тортом, покрытым клубникой, украшают рождественский стол. Причём заранее украшать нельзя, потому что изделие размокает от сока ягоды.

В Новой Зеландии торт состоит из воздушного безе (взбитых до густой пены яичных белков с сахаром), белого винного уксуса и ванильного сахара. Безе – основа с кукурузным крахмалом получается хрустящей, но с мягкой сердцевиной. Украшается торт невесомыми взбитыми сливками, пастилой и свежими фруктами: киви, бананами или кусочками персика. Кроме того обязательны ягоды клубники и малины. К фруктово – ягодному великолепию добавляют маракуйи или фейхоа.

Анна Павлова — интересные факты из жизни

Анна Павлова – нежная и страстная, бурная и умиротворенная, гениальная и неподражаемая. О ней много сказано, и у каждого она разная, для каждого – своя. Общим является одно – восхищение ее мастерством и характером, очарование таинством, которое она умела творить на сцене. Прочертив своим загадочным арабеском рисунок собственного танца, она задала целое направление не только русскому, но и мировому балету.

Происхождение и учеба, выход на сцену и мировая известность, творческие союзы с видными деятелями искусства и частная жизнь. Сила воли, характер, судьба и личная трагедия. Обо всем этом далее.

Происхождение Павловой

Судьба гения всегда овеяна легендами. Вот так и с Анной. Загадок больше, чем ответов на них. И начинаются они с момента рождения будущей великой танцовщицы.

До сих пор нет ясных сведений о том, кто настоящий отец балерины. По одним источникам это рядовой, служивший в Преображенском полку, выходец из Тверского крестьянства Матвей Павлович Павлов. По другим сведениям он имел караимские корни и настоящее его имя Шаббетай Шамаш, а Матвеем его звали только в быту. Есть и третья версия, утверждающая, что отцом являлся Лазарь Поляков, крупный владелец земель и банков.

Балерина в течение всей жизни тщательно скрывала свое происхождение. Достоверно известно только то, что матерью Анны была прачка Любовь Федоровна Павлова. По воспоминаниям знаменитой дочери, женщина, несмотря на скромные доходы, старалась радовать девочку и именно она отвела ее впервые в Мариинский театр на спектакль «Спящая красавица». С этого момента хрупкий болезненный ребенок стал буквально бредить балетом, утверждая, что обязательно будет танцевать и только главные партии. Она сдержала слово. И впоследствии вызывала восхищение, выступая на известных сценах мира.

Поступление в театральную школу

Желая лучшей доли своей Нюрочке, прачка Любовь Павлова отвела девочку в школу при Мариинском театре. Несмотря на природную утонченность форм (а в те времена ценились балерины невысокого роста и крепкого телосложения) Нюру посчитали способной и приняли. Потянулись однообразные годы учебы со строгим, почти монастырским распорядком. Нагрузки давались Павловой тяжело, не всегда доставало сил справиться. Девочке помогало природное упорство и огромное желание быть первой во всем. Эти качества и определили во многом ее будущий успех. А пока…

Читайте также:
Леонид Владимирович Огородников - отзывы, мнение, рейтинг

Случай с царской семьей

Анна Павлова вспоминала, как, учась в одном из младших классов при театре, она вместе со своими сверстницами исполняла балет на маленькой сцене. Зрителями были император Александр третий, императрица Мария Федоровна и великие князья. Когда спектакль закончился, маленькие танцовщицы были приглашены в аудиторию, где находились августейшие особы. Общаясь с юными служительницами Терпсихоры, император взял на руки подругу Анны Павловой, после этого сама Нюрочка разрыдалась. Конечно, девочку спросили, о чем она плачет. Поняв, что ребенок хочет, чтобы Государь ее взял на руки, один из великих князей подошел к юной танцовщице, думая выполнить ее желание. Этого Нюре показалась недостаточно и она заявила, что хочет, чтобы Государь поцеловал ее.

Выход на сцену

Павлова, окончив хореографическое училище, получила должность в Мариинском театре. Ей очень быстро стали доверять ведущие партии популярных тогда балетов: «Тщетная предосторожность», «Дочь фараона», «Корсар», «Эсмеральда» и другие. То, что поначалу считали ее недостатками – изящное телосложение, хрупкость, нежелание бравировать балетной техникой ради самой техники – вдруг переплавилось силой таланта и жесткой дисциплины танцовщицы, основанной на мощнейшей воле, в глубокое своеобразие характеров, которые она несла на сцену. Знаменитый педагог в балетном мире того времени Энрико Чекетти утверждал, что он способен научить танцу, доведя до виртуозности каждое движение воспитанницы, но «только у Павловой есть то, чему может научить лишь Господь».

Она, любившая самозабвенно классический танец, находила свежие краски даже для затанцованных и обесцветившихся со временем партий. Знаменитый летящий арабеск Павловой, воздушность и свет ее образов дополнялись психологизмом, переходом из одного состояния в другое. Анна одухотворяла каждую роль. Самые сложные технические элементы хореографии, использовавшиеся в ее танце, были нужны балерине не как трюк ради трюка, за исполнение которого безусловно сорвешь овации. Движение, согласное с музыкой и подчинявшее ее себе, выражало состояние души.

Потому именно Павлова, возникшая среди плеяды великих солисток — Кшесинской, Преображенской, Трефиловой, Егоровой, Седовой, Вагановой – одна стала звездой мирового уровня, поклоняясь идолу танца, отдавая себя без остатка.

Никия

В 1902 году Анна Павлова получила роль Никии, храмовой танцовщицы из балета «Баядерка». Талант балерины внес в эту партию обновленный в своей заостренности и поначалу ровный рисунок. Танцовщица изменила акценты, а каждое движение оказалось наполненным чувством тоски или страсти настолько, что зал отзывался трепетом на мольбы и терзания, испытываемые героиней.

Балет восторженно приняли и за границей, на каждое выступление Павловой живо откликались как публика, так и пресса. Все сходились во мнении, называя ее воздушной, божественной, и, чувствуя гениальную природу танцовщицы, сыпали восторгами и овациями. Она сумела передать психологизм, свойственный современному искусству, трагедию, которую переживает смятенная душа. Это отличало Павлову от ее знаменитых предшественниц – Вазем, Кшесинской, Гельцер, блиставших техникой, но не прорисовывавших тончайшие штрихи характера своих персонажей.

Жизель

Поразительно в Жизели-Павловой было то, что в начальных сценах, когда мир героини еще, казалось бы, полон гармонии, рядом подруги и мама, нет тревог и печалей, уже сквозит предощущение приближающейся трагедии. Еще сама девушка не подозревает об этом, а зрители уже чувствуют, что развязка будет печальна…

Первый выход на сцену в этой роли. Павлова еще в гримерке. Только что она нашла завершающий штрих – изменила прическу. Взбитые наверх волосы в последние секунды превратились в ровный пробор и гладкие пряди, закрывающие уши. Сегодня все Жизели появляются на сцене именно так, и вряд ли помнят, кто придумал, прочувствовал этот штрих, добавив законченности образу.

Лебедь

Современницу Павловой – Агриппину Ваганову — заядлые балетоманы, а вместе с ними и критики называли царицей вариаций. Саму Павлову можно с уверенностью назвать царицей импровизаций. Именно поэтому творческий союз ее с хореографом Михаилом Фокиным стал таким плодотворным. Фокин тоже ценил импровизацию, щедро отдавая ей место в своих постановках. Павлова же, когда ее вызывали на бис, не повторяла в точности исполняемый номер, всегда меняла какие-то штрихи и оттенки танцевального узора. Возможно, эти качества и позволили им создать буквально за несколько минут знаменитого Лебедя – поистине коронный номер Анны Павловой, который по-настоящему прославил ее на весь мир, принес признание, успех и любовь. Не будь тогда Лебедя-Павловой – современный балет мог стать бы совершенно иным. Да и был бы он.

Роман длиною в жизнь

Павлова познакомилась с Виктором Дандре совсем юной девочкой и влюбилась в настойчивого, умеющего красиво ухаживать и вскружить голову барона. Дандре был блестяще образован и по-настоящему способен оценить уникальность дарования Павловой. Он делал дорогие презенты. Благодаря ему у Павловой появилась квартира, в которой был специально оборудованный зал для занятий, а в нем – мечта Анны – висел портрет Марии Тальони, величайшей балерины прошлого.

Для Дандре ухаживания за восходящей звездой русского балета были в тот момент скорее дань тогдашней моде, для Анны же – настоящее живое чувство. Она – королева сцены – ждала предложения руки и сердца, которого так и не последовало…Разрыв оказался неизбежен.

Артистическая карьера тем временем уверенно шла в гору, Павлова начинает гастролировать, подписывая выгоднейшие контракты. Она упорно трудится изо дня в день. Непременный экзерсис у станка, репетиции, спектакли. Она востребована, известна и любима публикой. Смыслом жизни становится сцена, и только она.

Тем временем Дандре обвиняют в растрате казенных денег, он оказывается в тюрьме до того дня, пока за него не вносят круглую сумму залога. Добродетелем оказался не кто иной, как обожавшая его Павлова…

Дандре покинул Россию, в Париже они встретились и больше уже никогда не расставались… Анна стала его законной женой.

Семейная жизнь внешне была вполне благополучной. Шикарный «Айви-Хауз», известность, сопряженная с финансовым процветанием, дававшем возможность выполнить любой каприз… Однако Павлова, растрачивая энергию в веренице нескончаемых выступлений по жесткому графику, домой возвращалась опустошенная и погруженная в тоску. Ей – талантливой, успешной, любимой всеми не хватало родной почвы, которая ее взрастила. К ностальгии прибавлялось понимание того, что годы идут, а век балерины короток. Техника со временем слабеет, и уже приходится менять программу выступлений, укорачивая или облегчая номера…Танец для Павловой — что воздух для обычного человека. Без сцены она оказалась нежизнеспособна.

Читайте также:
Джордж Карлин, биография, история жизни, факты.

Просто растаяла… Почти подойдя к 50-летнему рубежу, Павлова скончалась от острого плеврита, отказавшись делать необходимую операцию. Как знаменитая сильфида на полотне Валентина Серова, выполненная к дягилевским сезонам, эфемерная, воздушная, она не испытала оков старости и немощи. А нам остались гениальные образы, которые сделали русский балет эталонным во всем мире.

Анна Павлова: 10 историй из жизни умирающего лебедя и воздушного десерта

140 лет назад в Петербурге появилась на свет будущая великая балерина Анна Павлова. Красавица удивительной судьбы, которая принесла мировую славу русскому балету, запомнилась всем не только как «Умирающий лебедь», но и как легкий десерт на основе меренги.

Тайна рождения

Даже появление на свет этой хрупкой балерины окутано дымкой тайны. Согласно метрике, родилась Анна 31 января, то есть 12 февраля по новому стилю, 1881 года в госпитале на Кирочной улице в Петербурге. Матерью ее была Любовь Фёдоровна, служившая прачкой, а отцом записан солдат из тверских крестьян Матвей Павлович Павлов, настоящее имя которого, по некоторым данным, было Шабетай Шамаш — он принадлежал роду крымских караимов. Умер Матвей Павлович, когда Анна была еще младенцем. Но ходили слухи, что отцом Анны мог быть известный петербургский банкир еврейского происхождения Лазарь Соломонович Поляков, в доме которого и работала мать Анны. В любом случае, и отчество «Павловна», и фамилия «Павлова» — выдуманные.

Анна Павлова в юности

Настоящий монастырь

Тем не менее, жили Анна с матерью скромно, но могли позволить себе редкие выходы в свет: когда девочке было восемь лет, она впервые попала в Мариинский театр — на балет «Спящая красавица». С тех пор у нее появилась мечта — непременно стать танцовщицей. Но с первого раза Анну не приняли в хореографическое училище, она была слишком маленькой и слабой. Через два года она повторила попытку и поступила! Правда, все равно была самой хрупкой и миниатюрной — мощные одноклассницы, готовые к тяжелому физическому труду, называли ее «шваброй». Учеба давалась ей непросто — уклад походил на монастырский, только вот питалась Павлова усиленно, чтобы нарастить мускулатуру.

Анна Павлова

Рождение лебедя

Природная грация и изящество позволили балерине выделиться на фоне остальных учениц, и сразу же после окончания училища она стала получать «афишные» партии в классических балетах Мариинского театра, минуя кордебалет. Совсем скоро она исполнила партию Авроры из того самого спектакля-детской мечты.

Вскоре Павлова стала музой молодого балетмейстера Михаила Фокина. Она исполняла главные партии в его постановках, специально для нее он поставил знаменитую «Сильфиду» (она же «Шопениана»). Однажды во время прогулки по Венеции была придумана хореографическая миниатюра «Лебедь» на музыку Сен-Санса, которая впервые была исполнена в 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре. Зрителей эта грустная история, рассказанная без слов, тронула до глубины души. В 1913 году Анна Павлова исполнила свой танец перед Камилем Сен-Сансом у себя дома в Лондоне.

Анна Павлова в образе лебедя

Любовь всей ее жизни

Анна Павлова, действительно, была похожа на лебедя. Не только своей грациозностью, но и верностью: лебеди — однолюбы, найдя однажды свою пару, проводят вместе всю жизнь. Первым и, по сути, единственным мужчиной жизни Павловой был Виктор Эмильевич Дандре, потомок знатного рода, предприниматель, знаток искусства и балетоман. Анну не смущала разница в возрасте (он был на 11 лет старше), она с удовольствием принимала подарки, ходила с ним по ресторанам и. стала его любовницей. Но Виктор Дандре не спешил влюбляться в танцовщицу, тем более жениться на ней, поэтому они вскоре расстались.

Спустя несколько лет уже известная на весь мир балерина спасла Виктора Дандре из долговой тюрьмы, оплатив его долги и штрафы, где он оказался из-за обвинений в растрате во время строительства Охтинского моста в Петербурге. Они вновь воссоединились и с 1912 года стали жить вместе в Лондоне, Дандре стал главным распорядителем ее труппы. Детей у них не было — Виктор не разрешал Анне портить фигуру.

Виктор Дандре и Анна Павлова

Русские сезоны

Из-за Дандре Анна Павлова была вынуждена расстаться с Дягилевым, с которым начала сотрудничество в 1909 году. К тому времени ее друг Михаил Фокин ушел из Мариинского театра и работал с Сергеем Дягилевым во Франции. Она не только приняла участие в первом представлении «Русских сезонов» в Париже, но и стала их символом. Именно ее фигурку в костюме «Сильфиды» изобразил на известной афише художник Валентин Серов.

«Сильфида» Анны Павловой на афише «Русских сезонов»

Гастроли длиною в жизнь

Еще в 1907 году Анна Павлова создала собственную труппу из 20 артистов, которая с триумфом гастролировала по всему миру. График выступлений был очень плотный, поэтому редкие возвращения на родину расценивались как «русские гастроли». Последние выступления балерины в Петербурге и Москве состоялись в 1914 году. С началом Первой мировой войны балерина обосновалась в Англии и в Россию больше не возвращалась. В том числе и потому, что ее муж Виктор Дандре не желал возвращаться после своей скандальной истории с растратой. Зато за 20 лет она побывала более чем в 40 странах! Особенно успешными гастроли всегда были в США.

Чарли Чаплин и Анна Павлова, 1922 г.

Родина «Павловой» — не Россия

Где точно придумали десерт «Павлова» — до сих пор точно неизвестно. Конечно, безе со сливками готовили и до XX века, но пирожное под названием «Павлова» появилось то ли в Новой Зеландии, то ли в Австралии. Эти две страны до сих пор оспаривают первенство. По одной из версий, рецепт был придуман в 1926 году поваром отеля в Веллингтоне (Новая Зеландия), в котором остановилась Анна Павлова во время гастролей. Согласно австралийской версии, рецепт разработал шеф-повар отеля «Эспланада» в Перте Герберт Сакс в 1935 году.

Почему «Павлова»?

«Павлова» — это десерт на основе меренги из яичных белков и сахара с добавлением винного уксуса и крахмала, украшенный взбитыми сливками и ягодами или кусочками фруктов. Чаще всего используются малина, клубника, земляника, а также экзотические маракуйя, киви и персики. Одни говорят, что хрустящая снаружи и нежная внутри меренга напоминает о сильной и выносливой балерине с тонкой душой. Другие уверяют, что воздушная меренга похожа на балетную пачку. Третьи думают, что десерт без муки со свежими фруктами вполне может себе позволить даже балерина.

Читайте также:
Джордж Денис Патрик Карлин (George Denis Patrick Carlin) - отзывы, мнение, рейтинг

«Дедушкой» десерта «Павлова» считается австрийский десерт-суфле под названием Spanische Windtorte, который состоял из нескольких слоев безе, наполненных взбитыми сливками и фруктами. Такой торт пекли в конце 1700-х годов на кухнях Габсбургов, одной из величайших королевских династий Европы .

Торт «Павлова»

Не только десерт

Ее именем называли духи, шляпки и даже самолеты. Но мало кто знает, что торт-безе — не единственное блюдо, названное в честь балерины Павловой. Также в начале XX века в Англии была известна клубника «Павлова» — фруктовый лед из клубничного сока, подаваемый с целыми ягодами малины. А еще в Нью-Йорке пытливыми гастрономами были обнаружены лягушачьи лапки «Павлова»!

Смерть лебедя

Холодным январским утром 1931 года Анна Павлова едет на поезде в Нидерланды. Она продрогла в слишком тонком пальто, да еще по пути на нее с полки упал тяжелый кофр, ударив по ребрам. На станцию в Гааге она прибывает уже больной, оказывается — воспаление легких. Говорят, врачи хотели откачать жидкость, а для этого требовалось удалить ребро — но Виктор Дандре не разрешил делать такую операцию, ведь Анна не сможет танцевать, а значит, зарабатывать. Спустя неделю одна из величайших балерин XX века умирает, за месяц со своего пятидесятилетия. По иронии судьбы Виктор Дандре не смог предоставить бумаги, что они с Анной были официально женаты (а были ли), и ему не досталось ничего из ее наследства.

Анна Павлова в Новой Зеландии, 1926 г.

Анна Павлова: биография и личная жизнь балерины

🙂 Приветствую постоянных и новых читателей сайта “Дамы-Господа”! Продолжаем знакомиться с историями успеха известных миру людей. В статье “Анна Павлова: биография и личная жизнь” – об интересных фактах из жизни великой балерины.

Анна Павлова стала основательницей классического русского балета, она изменила понятие о танцах 20 века. Всемирно известная танцовщица показывала балет там, где о существовании такого творчества даже не знали.

Биография балерины Анны Павловой

Анечка появилась на свет 12 февраля (зодиак – Водолей)1881 года в поселке Лигово под Санкт-Петербургом. Девочка родилась недоношенным семимесячным ребенком. Благодаря бабушке Анны, которая в течение года ее выхаживала, поила козьим молоком – девочка выжила. Ее иммунитет был слабым, она часто болела, имела нездоровый внешний вид.

Тайна происхождения

Кто и кем были ее родители, до сих пор однозначно не известно. Одна из версий рассказывает о том, что мать была прачкой, и служила богатому банкиру Лазарю Полякову. Именно он стал отцом Анны.

Вторая версия – мать Любовь Павлова познакомилась с солдатом Матвеем Шамаш. Караим соблазнил Любовь. В будущем она родила от него ребенка.

Современники говорили, что Анна похожа на Матвея. Ее легкие восточные черты лица были популярны в эпоху Модерн. Она с раннего возраста увлекалась восточными мелодиями и танцами.

Но в то же время, когда юная Анна изъявила желание о занятиях танцами, именно Поляков оплатил учебу в балетном заведении.

Анна Павлова в свои 8 лет твердо решила, что будет балериной. Это желание пришло к девочке при просмотре балета “Спящая красавица”. И уже в 10 лет она поступила в Петербургское театральное училище.

Учиться было крайне тяжело, уроки длились по 8 часов в день. Строжайшая диета и дисциплина, обидные оскорбления одноклассниц из-за ее нестандартного для балерины вида.

У девочки были длинные ноги и руки, слабые щиколотки. Она не обращала на это все внимания, знала свое призвание в жизни. Знала, что она настоящая балерина. И без танцев не имеет смысла жить. Она занималась фанатично, вкладывая всю себя в свое любимое дело.

1 июня 1899 г. Анна Павлова была определена на службу в дирекцию императорских театров. Мариинский театр дал ей ощутить радость первой премьеры. Но уже в театре стало ясно, что движения Анны не являются виртуозными, нет “стального носка”.

Целеустремленная Павлова не остановилась из-за своих недостатков. Она начала брать уроки балета у русских и испанских преподавателей. Благодаря своей настойчивости, в 1906 Анна стала настоящей балериной. Её назначили главным исполнителем партий в испанском и классическом репертуаре.

Около 10 лет Павлова служила в Мариинском театре Санкт-Петербурга, станцевав, практически, весь репертуар.

Последний концерт

Михаил Фокин создал специально для Павловой спектакль, который стал визитной карточкой балерины. “Умирающий лебедь” – танец о непостоянстве счастья. С 1908 г. она начала давать концерты за границей.

Всемирное признание ей дал Париж, где она участвовала в постановке “Русские сезоны” Сергея Дягилева. В 1909 году поставила личный спектакль.

Многие считают, что благодаря Дягилеву, в мире узнали о Павловой. Но это совем не так. Павлова уже танцевала в Германии, Дании и Швеции до появления “Русских сезонов”.

В 1910 известная танцовщица покинула Мариинский театр и создала свою труппу. Фокин поставил еще пару балетов для труппы Анны. Постановка “Семь дочерей горного короля” принес грандиозный успех.

В 1914 г. непревзойденная танцовщица дала последний концерт в России и переехала в Англию. На родину больше не вернулась. За 22 года гастролей она станцевала почти в 9000 спектаклях.

Интересный факт: Айседорой Дункан обожала Павлову и старалась не пропускать ее спектакли в Петербурге, в Париже, в Нью-Йорке. Они были знакомы. Чарли Чаплин был большим поклонником и другом Анны Павловой.

Анна Павлова: личная жизнь

Для балерины личная жизнь всегда была на втором плане. У нее завязались отношения с финансово независимым, красивым и образованным Виктором Дандре. Он баловал ее подарками, одаривал заботой. Но фициально утвердить союз они не могли, т.к. были из разных социальных слоев.

Анна Павлова и Виктор Дандре

Анна уехала от него в Париж, и только когда с Дандре случилась беда, они вновь встретились. Виктора арестовали за аферу и лишили всего состояния. Павлова освободила его, заплатив необходимую сумму. Дандре стал ее мужем и импресарио. Любил он жену до глубины души, и в будущем, после ее смерти, напишет о ней книгу.

Читайте также:
Леонид Владимирович Огородников Биография

Последний танец

Запланированный концерт в Гааге (Нидерланды) так и не состоялся. Анна Павловна (Матвеевна) Павлова умерла в 1931 году от пневмонии. Ей было 49 лет.

Anna Pavlova, 1913

Если вам понравилась статья “Анна Павлова: биография и личная жизнь балерины”, поделитесь в соц. сетях. Подписывайтесь на рассылку новых статей, заполните форму вверху: имя и email.

Прервавшийся полет «русского Лебедя». Как Анна Павлова покоряла мир

Анна Павлова была невероятно популярна, но при этом скромна и сдержанна. Каждый её танец приносил огромные гонорары, однако не ради этого артистка выходила на сцену. Она была охвачена идеей — рассказать всему миру об искусстве балета, поэтому ей было абсолютно безразлично, где и перед какой публикой выступать. Чем жила гениальная Павлова, кого она любила и почему так рано ушла из жизни, рассказывает АиФ.ru.

Тайна рождения

Маленькая Аня появилась на свет недоношенной. Её мать Любовь Фёдоровна Павлова думала, что дочь не выживет. Однако бабушка будущей балерины целый год тщательно ухаживала за ребёнком. В итоге девочка поправилась, хотя проблемы со здоровьем остались у неё на всю жизнь. Она легко простужалась, была хрупкой и очень болезненной.

То, как жила семья Павловых, точно неизвестно, на этот счёт есть две легенды. Первая гласит, что мать девочки работала прачкой и еле сводила концы с концами. Её супруг — отставной солдат Матвей Павлов — умер, когда ребёнку было всего два года. Именно от него Анне досталась фамилия, которую она прославила на весь мир.

Вторая легенда — девочка якобы родилась от связи Любови Фёдоровны с известным банкиром Лазарем Поляковым. Когда мужчина узнал о беременности любовницы, он заплатил ей хорошие отступные, но отцовство по понятным причинам не признал.

Так или иначе, сама Анна всегда избегала вопросов о своей семье и очень не любила, когда её называли по отчеству: для кого-то она была Матвеевной, а для кого-то — Лазаревной. Балерина предпочитала, чтобы к ней обращались исключительно по имени.

В мемуарах Павлова придерживалась первой легенды, рассказывая о бедном, очень тяжёлом детстве. Историю её знакомства с балетом знали все журналисты мира. Артистка не раз рассказывала, как мать, несмотря на более чем скромные доходы, купила однажды билеты в Мариинский театр. В тот вечер показывали «Спящую красавицу». Павловой было всего 8 лет, но всё происходящее на сцене поразило её до глубины души. Несмотря на юный возраст, она твёрдо решила стать балериной и тут же сообщила об этом матери. Любовь Фёдоровна не разделяла взглядов дочери, помня о её хрупком здоровье. Женщина надеялась, что скоро все фантазии на тему сцены забудутся, однако Анна с каждым днём становилась всё настойчивее. Мать сдалась и отвела девочку в Императорскую балетную школу. Там Павлову ожидало большое разочарование, её отказались зачислять на учёбу, ссылаясь на возраст, и, чтобы осуществить мечту, балерине пришлось ждать целых два года.

Поцелуй государя

В Императорской балетной школе царила железная дисциплина, но это была лучшая кузница танцовщиков в мире! Один день был похож на другой: подъём в 8 утра, молитва, занятия в классе, прогулка, учёба, небольшой перерыв и снова уроки и репетиции. Разнообразие в жизнь воспитанниц вносила только баня по пятницам, посещение церкви, редкие балы и визиты государя. Один из них особенно запомнился Павловой. После того как начинающие балерины выступили перед Александром III, император посадил одну из учениц себе на колени. Анна расплакалась, заявив, что тоже хочет посидеть на коленях у царя, чтобы утешить ребёнка, тот исполнил её просьбу. Но Павловой и этого было мало. Она заявила: «Я хочу, чтобы государь поцеловал меня!». Все присутствующие долго смеялись над выходкой смелой девочки.

В школе балерина работала на износ и вскоре стала одной из лучших учениц как по танцу, так и по общеобразовательным предметам. При этом Павлова не отличалась сильной техникой, акробатические трюки не были её сильной стороной. Анна брала другим: грацией, лёгкостью, драматизмом. Этот талант заметил её педагог Павел Андреевич Гердт, именно он сказал начинающей балерине очень важные слова: «То, что вам кажется вашим недостатком, на самом деле редкое качество, выделяющее вас из тысяч других».

В то время худоба считалась настоящим врагом красоты. Танцовщица пыталась бороться и с этим «дефектом» — добросовестно глотала рыбий жир, следила за питанием, но килограммы не набирались. Внешне Павлова так и сохранила на всю жизнь хрупкость 18-летней девушки.

После окончания школы в 1899 г. Анну сразу зачислили в труппу Императорского Мариинского театра. В 1902 году она стала второй солисткой, в 1903 — первой, а в 1905 году — примой-балериной. Конечно, среди всех партий Павловой главной была хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь», поставленная специально для неё балетмейстером Михаилом Фокиным. В этом номере природная грация танцовщицы раскрывалась на все 100% и не оставляла равнодушным никого из присутствующих в зале.

«Вы подарили минуту счастья!»

В 1907 году Павлова начала гастролировать за границей. Первая поезда была в Ригу, потом — Копенгаген, Стокгольм, Берлин. Всюду балерина имела колоссальный успех. Но особое впечатление на неё произвело посещение Стокгольма. После концерта огромная толпа провожала Анну из театра до отеля. Это были самые разные люди: рабочие, продавщицы, портнихи. Все они молча шли за экипажем, не проронив ни звука, а потом долго стояли под балконом артистки. Когда девушка решила выйти к людям, её встретили бурными овациями. Павлова растерялась, не зная, как ответить на такое признание. Идея пришла сама собой: танцовщица бросилась в комнату, принесла оттуда корзины подаренных цветов и начала выкидывать букеты в толпу. Уже вечером растроганная тёплым приёмом балерина спросила свою горничную: «Чем я так очаровала их?». Ответ женщины запомнился ей на всю жизнь: «Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть свои заботы».

На следующий год Анна посетила Лейпциг, Вену и Прагу, а потом присоединилась к труппе Дягилева, где стала ведущей артисткой. И хотя отношения с антрепренёром у неё не сложились, даже после ухода балерины её образ ещё долго ассоциировался с «Русскими сезонами», ведь именно силуэт Павловой был изображён Валентином Серовым в качестве эмблемы труппы Дягилева.

Читайте также:
Анна Павловна (Матвеевна) Павлова - отзывы, мнение, рейтинг

Известие о начавшейся первой мировой войне настигло танцовщицу в Берлине, через Бельгию она смогла уехать в Англию. Туманный Альбион стал для Анны второй родиной, именно там балерина купила роскошный дом и создала собственную труппу. Вместе со своим коллективом Павлова объездила весь мир, побывав в США, Канаде, Бразилии, Чили, Мексике, Китае, Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Уругвае, Японии и др. Часто выступать всемирно известной артистке приходилось не только на престижных площадках, но и в абсолютно не приспособленных для этого местах: на деревянном помосте сельской ярмарки, в сарае для стрижки овец. Но Анна так стремилась нести искусство простым людям, что ничто не могло её остановить. Так, например, труппа Павловой должна была поехать в Эквадор, где вспыхнула эпидемия жёлтой лихорадки. Балерину уговаривали отложить поездку, однако всё было тщетно. К счастью, никто из коллектива не заболел.

Попасть на работу к Павловой считалось большой удачей. Родители со спокойной душой отдавали своих дочерей в руки Анны, зная, что та позаботится о них. Кстати, её команда преимущественно состояла из англичанок. Некоторые недоброжелатели злословили на этот счёт, утверждая, что артистка специально пригласила на работу посредственных танцовщиц, чтобы выгодно выделяться на их фоне. Но вряд ли можно серьёзно относиться к подобным заявлениям, когда речь идёт о балерине уровня Павловой.

Без отдыха и «глянца»

Анна Павлова всю жизнь была чрезвычайно требовательной не только к себе, но и к своим танцовщикам, не выносила лени и безделья. Порой, чтобы поддержать дисциплину, артистке приходилось пускаться на крайние меры. Очень показательный случай рассказала одна из её учениц. После нескольких месяцев утомительных гастролей труппа приехала в Вашингтон. Выступление должно было состояться на следующий день, однако балетмейстер забыл назначить занятия и репетицию. Воспользовавшись моментом, кордебалет весь день гулял по городу и явился в театр перед самым спектаклем. Когда Анна увидела девушек, она одну за другой начала спрашивать: «Ты занималась сегодня?». Естественно, каждая ответила: «Нет». Тогда Павлова вышла на середину сцены и заставила всех приступить к занятиям, невзирая на то, что представление должно было начаться с минуты на минуту. Сгорая от нетерпения, зрители стучали ногами, но артистка не обращала никакого внимания на бастующих. Она провела урок до конца и лишь после этого разрешила всем пойти переодеться. Дело в том, что балерина считала каждодневные тренировки одним из главных ключей к успеху в профессии.

Следила Анна и за тем, чем занимались её танцовщицы вне работы. Во время длительных поездок Павлова ходила по поезду и смотрела, кто что читает. Конечно, глупые женские журналы не относились к разрешённому ею списку литературы, поэтому девушки шли на хитрость. Они вкладывали «глянец» в серьёзные книги, делая вид, что изучают те с большим интересом.

При всей своей строгости Павлова относилась к участникам труппы, как к собственным детям. Один раз в Монреале она устроила для них настоящее русское Рождество, с катанием на санях и роскошным ужином. Балерина не просто накрыла стол, но и подготовила для каждого особенный подарок. Она любила радовать своих «детей», потому что понимала, как нелегко им выдерживать бесконечные переезды и её непростой характер.

А был ли муж?

Узнать истину о личной жизни балерины непросто. Сама она утверждала, что никогда не была замужем, более того, пропагандировала идею о том, что тихое семейное счастье и сцена — вещи несовместимые. Однако её сожитель и по совместительству импресарио Виктор Дандре после смерти Павловой пытался доказать, что они были законными супругами.

Отношения между балериной и потомственным аристократом Дандре завязались, когда ей было двадцать лет, а ему тридцать один. Виктор не спешил жениться на Анне. Если верить слухам, то узами брака пара связала себя при весьма любопытных обстоятельствах. Дандре попал в долговую яму, Павлова согласилась вызволить его в обмен на законный брак, который, однако, нужно было держать в строжайшей тайне, ведь, следуя некогда сказанным словам самой Анны, артистка не может быть обычной счастливой женщиной. Если подобный уговор действительно имел место быть, то Виктор сдержал слово. При жизни своей возлюбленной он никогда не поднимал запретную тему.

Дандре был блестящим импресарио, знающим, как «подогреть» интерес публики. Он часто устраивал пресс-конференции, приглашал газетчиков и фотографов на концерты труппы. Когда Анны не стало, он издал свои воспоминания о великой балерине. Работоспособность, самоотверженность и дисциплинированность Павловой всегда поражали Дандре. Этот восторг легко читается на страницах его книги. Конечно, взвалив на свои плечи все хозяйственные и финансовые дела, Виктор стал для артистки не только любимым мужчиной, но и деловым партнёром, которому приходилось выслушивать истерики и капризы переменчивой звезды. С её образом жизни было сложно сохранить душевное равновесие: постоянная работа над собой, переживания за труппу, плотный график — всё это не добавляло здоровья.

Чрезмерная занятость сыграла решающую роль в ранней смерти Павловой. В 49 лет она продолжала выходить на сцену. Во время гастролей в Нидерландах врачи обнаружили у балерины плеврит. Будучи не в состоянии подняться с кровати, артистка не теряла бодрости духа — давала распоряжения танцовщицам, желая, чтобы запланированные выступления труппы всё же состоялись. 23 января 1931 великая балерина умерла. Примечательно, что задолго до рокового дня Анна просила родных, чтобы после смерти её прах вернулся на Родину. Она не переставала скучать по России, постоянно посылала туда провизию, лекарства и деньги для юных артистов балета. Однако эта просьба так и не была выполнена. Прах Анны до сих пор покоится в закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин в Лондоне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: