Алексей Тайчер – отзывы, мнение, рейтинг

«Атлант» расправил рельсы

Алексей Тайчер с партнерами создает третьего по величине оператора вагонов

Третье место на рынке оперирования железнодорожными вагонами, которое недавно занял «Модум-Транс» Артема Чайки и Дмитрия Артякова, успешно оспорил «Атлант» Алексея Тайчера и партнеров. В капитал «Атланта» вошел ВЭБ.РФ с долей в 25%, планируя передать компании все свои 40 тыс. вагонов. В результате общий парк в ее управлении составит порядка 75 тыс. вагонов. По мнению участников рынка, несмотря на предкризисное состояние, проблем с грузовой базой у «Атланта» не возникнет, поскольку привлекается уже работающий парк. Для ВЭБ.РФ, желающего выйти из оперлизинга, уменьшается риск неплатежей.

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ / купить фото

ВЭБ.РФ завершил вхождение в капитал ООО «Атлант», косвенно подконтрольного экс-главе Федеральной грузовой компании (ФГК) и председателю совета директоров «Трансфин-М» (ТФМ) Алексею Тайчеру и его партнерам, сообщила госкорпорация. В капитале «Атланта» у нее будет 25%.

«ТФМ-Гарант» господина Тайчера и партнеров (Максима Анищенкова, Александра Голанда и Ивана Благодатских) договорился о покупке оперлизинговой ТФМ у НПФ «Благосостояние» за 32,6 млрд руб. в июне 2019 года (см. “Ъ” от 24 июня), в ноябре сделка была закрыта. 12 декабря ТФМ напрямую вошел в капитал «Атланта» с 75%, следует из данных Kartoteka.ru. Тогда же в капитале фирмы появился и ВЭБ.РФ.

ВЭБ.РФ планирует передать «Атланту» «в лизинг или в собственность» весь парк грузовых вагонов в размере около 40 тыс. единиц на рыночных условиях, сообщает госкорпорация, добавляя, что по первым 17 тыс. вагонов договоры уже подписаны и ведется их передача. Так, ВЭБ.РФ в соответствии со своей стратегией выйдет из сегмента оперлизинга, а на рынке появится один из крупнейших операторов с 75 тыс. вагонов. По величине парка в управлении, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, «Атлант» может стать третьим оператором после ФГК (129,3 тыс. вагонов в управлении на 30 сентября) и Первой грузовой компании (ПГК) Владимира Лисина (112,3 тыс.), опередив «Модум-Транс», который к концу ноября 2019 года нарастил парк в управлении почти до 72 тыс. Источник на рынке говорит, что, поскольку речь идет не о новом парке, а об уже работающем на рынке, проблем с привлечением грузовой базы у «Атланта» возникнуть не должно. «Кроме того, развитием нового оператора занимается менеджмент, у которого есть большой опыт прохождения кризисов на железнодорожном рынке»,— добавляет он.

Для того чтобы реализовать свои планы по выходу из оперлизинга, госкорпорации придется расторгнуть контракты с текущими арендаторами. Так, 10 тыс. полувагонов она забирает у ФГК, говорят два источника, знакомых с ситуацией. Впрочем, два других говорят, что контракт с ФГК уже истек в октябре.

Изъятие в числе прочих факторов может привести к снижению по итогам 2020 года погрузки ФГК на 25% и существенному ухудшению финансовых результатов и сокращению дивидендов, рассказал “Ъ” источник, знакомый с расчетами дочерних компаний ОАО РЖД. В ФГК комментариев “Ъ” не дали. Еще порядка 10 тыс. полувагонов ВЭБа — у «Нефтетранссервиса» (НТС). Совладелец НТС Алексей Лихтенфельд сообщил “Ъ”, что у компании с ВЭБ.РФ — действующие, в том числе многолетние, контракты, которые расторгнуть в одностороннем порядке невозможно, и пока от ВЭБ.РФ предложения об их расторжении не поступало.

Читайте также:
Лосев Дмитрий Николаевич - биография, личная жизнь, фото, видео

Наталья Скорлыгина о деньгах и железнодорожных строителях

Михаил Бурмистров говорит, что с настолько крупным парком «Атлант» сможет соперничать с ФГК, ПГК, НТС, Globaltrans и «Модум-Трансом» за сервисные контракты с грузоотправителями. Консолидация рынка в условиях формирования профицита ускорилась, отмечает он, особенно в сегменте оперлизинга, где риски выше: продается Brunswick Rail, ГТЛК передала 25 тыс. тяжеловесных вагонов «Модум-Трансу» и так далее. В связи с этим решение ВЭБ.РФ крайне логично и позволит госкорпорации наконец избавиться от оперлизинга, переведя его в финансовый лизинг, и, продав часть парка, получить крупного партнера, который в силу масштаба несет меньшие риски и гарантирует отсутствие проблем с платежами по лизингу. Приобретя долю в его капитале, добавляет господин Бурмистров, ВЭБ получит эффект от роста капитализации и стоимости бизнеса «Атланта».

«Империя» Тайчера — «колосс на глиняных ногах»?

Владелец «Трансфин-М» Алексей Тайчер не покладая рук трудится над расширением границ своей железнодорожной «империи», а точнее – над установлением собственной монополии на рынке ЖД-перевозок. В конце прошлого года стало известно о реализации им совместного проекта с госкорпорацией «ВЭБ. РФ» Игоря Шувалова. Речь шла о развитии нового железнодорожного оператора на базе предприятия «Атлант», парк которого должен увеличиться до 75 тыс. вагонов. В минувшем августе аффилированное с Тайчером АО «СГ-Транс» провело переговоры об установлении партнерских отношений с петербургской «Объединенной вагонной компанией «Unicon 1520», имеющей в своем распоряжении около 1 тыс. танк-контейнеров для перевозки нефтехимических грузов.

Вместе с тем, ФАС уже неоднократно обвиняла Тайчера в попытках ограничения конкуренции на российском лизинговом рынке, а его специфические методы работы, как на посту гендиректора «Федеральной грузовой компании», так и в качестве бенефициара «Трансфин-М», могут вызвать вопросы у сотрудников силовых ведомств. И если в структурах РЖД Тайчер находился «под крылом» некогда влиятельного Салмана Бабаева, то сегодня Игорь Шувалов вряд ли захочет брать на себя аналогичную роль покровителя.

Протеже Салмана Бабаева – всесильного и коррумпированного

«Нерыночная сделка» Тайчера

Покупателем выступала компания «ТФМ-гарант», 70% которой принадлежало Тайчеру.

Продавцом – Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние», контролируемый структурами РЖД. Фактически сложилась ситуация, при которой высокопоставленный сотрудник железнодорожного монополиста собирался стать собственником одного из активов ведомства.

Правда, Тайчер не был бы самим собой, если бы сделка не скрывала очередной хитрой схемы. Выяснилось, что средства на приобретение «Трансфин-М» он получил в ВТБ.

Точнее, их получил не сам Тайчер, а выкупаемая им компания. Как сообщали СМИ, «Трансфин-М» заложила свое необремененное имущество под кредит ВТБ, а полученные средства были переданы «ТФМ-Гарант» для внесения оплаты.

О чем расскажет на допросах Дмитрий Зотов?

Зотову инкриминировали совершение мошенничества в особо крупном размере.

Речь шла о продаже 1 тыс. железнодорожных вагонов компании «ИнвестАктив» по заниженной цене. Ущерб от сделки, по данным следствия, превысил 400 млн рублей.

Читайте также:
Сергей Виленский - отзывы, мнение, рейтинг
Убыточные «дочки» «Трансфин-М»

Внешне ПАО «Трансфин-М» представляет собой пример вполне успешной компании: в прошлом году при выручке 67 млрд рублей, ее прибыль составила 9,1 миллиарда. Зато деятельность некоторых ее «дочерних» структур могла бы вызвать интерес у сотрудников налоговых органов.

Так, в 2019 году ООО «Атлант» (в капитал которого вошла корпорация «ВЭБ. РФ») при выручке 13 млрд рублей понесло убытки в размере 173 миллионов. Стоимость активов предприятия составляет «минус» 131 миллион. Похожая ситуация сложилась в ООО «ТФМ-спецтехника»: выручка – 5,6 миллиарда, убытки – 873 миллиона, стоимость активов – «минус» 807 млн рублей.

Приведем еще пару примеров. Выручка ООО «ТФМ-Гарант» в 2019 году составила 1,8 миллиарда, прибыль – «минус» 387 миллионов при аналогичной отрицательной стоимости активов. ООО «ТФМ-Оператор» при выручке в 12 млрд рублей понесло убытки в размере 1,1 миллиарда; стоимость компании составила «минус» 911 миллионов.

Обращает на себя внимание следующее обстоятельство: еще в 2018 году практически все указанные структуры приносили прибыль в десятки миллионов рублей. Что же произошло с финансовыми показателями «дочек» «Трансфин-М» вскоре после того, как «материнская» компания оказалась под контролем Алексея Тайчера?

Впрочем, вагоны – далеко не единственное, что интересует этого «перспективного» менеджера. Есть у него и другие активы.

Например, он является совладельцем микрофинансовой организации «Вэббанкир». То есть, «вагонный» магнат не прочь давать деньги в долг под колоссальные проценты. Вот только и эта компания не блещет успехами: согласно последним данным, в 2017 году она также понесла убытки в размере 237 тыс. рублей.

Кстати, по информации редакции одним из бенефициаров «Вэббанкира» является гражданин Великобритании Денис Шафраник – сын российского экс-министра энергетики Юрия Шафраника. Сегодня его имя в списке учредителей компании не фигурирует, зато мы можем найти в нем кипрский офшор «ЕРМАК ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД». Не на его ли счетах оседает прибыль от выданных «под проценты» денежных средств? А заодно и от резко ставших убыточными «дочек» «Трансфин-М»?

Впрочем, совместный бизнес с Шафраником-младшим у Тайчера все-таки имеется: это компании «Инкор-Инвест» и «Паритет-Инвест». В числе совладельцев обеих также фигурирует офшор – «прописанная» на Кипре фирма «АПОЛЛАКС ГРУП».

Так что финансовая «империя» Алексея Тайчера уже вышла за рамки, обозначенные сетью российских железных дорог, и обрела наднациональный характер. Вот только как бы люди в форме в один момент не пресекли «серые» схемы и таким образом не разрушили ее до основания.

Дело о потерянных вагонах. Компания Тайчера судится с бывшим гендиректором из-за потерявшихся активов на 2,3 млрд

Петербуржец Алексей Тайчер купил лизинговую компанию «Трансфин-М» и не досчитался в ней тысячи вагонов. Подозрения пали на бывшего директора компании.

Сафрон Голиков /Коммерсантъ

Лизинговая компания «Трансфин-М», недавно купленная петербуржцем Алексеем Тайчером , объявила о создании совместно с Внешэкономбанком одного из крупнейших в стране железнодорожных операторов. Как стало известно «Фонтанке», в объединенной компании могло бы быть на тысячу вагонов больше, но бывшее руководство «Трансфин-М» продало их на сомнительных условиях. Теперь правоохранительные органы видят в экс-директоре компании Дмитрии Зотове мошенника в особо крупном размере.

Читайте также:
Дмитрий Юрьевич Пучков (Goblin) - видео

Как рассказали «Фонтанке» участники рынка, общая стоимость уехавших на спорных условиях из «Трансфин-М» вагонов составляет 2,3 млрд рублей. Их новые владельцы называют уголовное дело сфабрикованным. Сделка состоялась еще летом 2018 года – до перехода «Трансфин-М» под контроль Алексея Тайчера . И знакомясь со своими новыми активами, он, якобы и возмутился кабальными условиями контракта, по которому убытки «Трансфин-М» могут достигать 400 млн рублей.

На железнодорожном рынке спор «Трансфин-М» с бывшим директором не является новостью. Некоторых лизингополучателей уже приглашали для беседы в следственные органы. Например, вопросы в рамках дела о выводе активов задавали гендиректору компании «Максима Логистик» Николаю Фалину . Суть уголовного дела в разговоре «Фонтанкой» собеседник передал так: «Он [ Зотов ], пока работал в лизинговой компании «Трансфин-М», вывел в своих интересах ряд активов из компании, которые теперь фирма очень хочет вернуть обратно».

Николай Фалин подтвердил, что ущерб измеряется сотнями миллионов рублей, а Зотов «сбежал за границу еще в августе и возвращаться не торопится». «Суд определяет виновность человека, но, с бытовой точки зрения, и я, и большинство других участников рынка, сходимся на том, что сколько веревочке не вейся, конец все равно один», – заявил бизнесмен на вопрос об участии Зотова в сомнительной сделке.

Фирма с сюрпризом

Одна из крупнейших лизинговых компаний России ПАО «Трансфин-М» (ТФМ) 18 декабря завершила сделку по продаже 25% акций железнодорожного оператора ООО «Атлант» (входит в ТФМ) госкорпорации ВЭБ.РФ . Как сообщили в пресс-службе ТФМ, партнеры решили создать единого железнодорожного оператора. ВЭБ . РФ планирует в рамках сделки передать «Атланту» около 40 тыс. грузовых вагонов, что увеличит парк последнего до 75 тыс. единиц подвижного состава.

«Трансфин-М», выручка которой в 2018 году составила 51 млрд рублей, на новые рельсы поставил сменившийся недавно владелец. Как писали СМИ, в ноябре 2019 года 100% компании у НПФ «Благосостояние» выкупило АО «ТФМ-Гарант» , принадлежащее петербуржцу Алексею Тайчеру , бывшему гендиректору Федеральной грузовой компании (ФГК). Сделку оценили в 32,6 млрд рублей.

Алексей Тайчер начинал свой путь железнодорожного менеджера в петербургском «Евросибе». Взлет карьеры пришелся на период работы в РЖД вице-президентом Салмана Бабаева . С его детьми у Тайчера был совместный бизнес. Однако затем петербуржец, похоже, стал вполне самостоятельной фигурой, возглавив Федеральную грузовую компанию, «дочку» РЖД .

Еще до того, как «Трансфин-М» перешла к новому владельцу, пост ее генерального директора покинул Дмитрий Зотов . В его профдосье внушительно выглядит должность гендиректора «Сбербанк Лизинга» , которую тот занимал с 2009 по 2011 год. Управленца назначили руководителем «Трансфин-М» в 2013 году. Как стало известно «Фонтанке», во второй половине 2019 года Зотов стал обвиняемым по уголовному делу по ч.4 ст.159 УК РФ. Следствие считает, что он на посту гендиректора «Трансфин-М» организовал сделку по продаже активов компании, подделав необходимые для этого процедуры и документы. В «Трансфин-М» на вопросы «Фонтанки» об этом деле не ответили.

Читайте также:
Вадим Безделев - отзывы, мнение, рейтинг

Вагончик тронулся

Источник «Фонтанки», знакомый с материалами уголовного дела, сообщил, что схема преступления могла выглядеть так: Зотов вместе с неустановленными лицами обошли административные процедуры, утвержденные советом директоров «Трансфин-М», передали вагоны в найм ООО «ИнвестАктив» . По условиям договоров новому владельцу было предоставлено право выкупа активов по заниженной цене, которым тот и воспользовался в июле 2018 года. Разница между реальной ценой и ценой выкупа как раз и могла составлять 400 млн рублей.

По данным источника «Фонтанки», против опального топ-менеджера возбуждено еще одно уголовное дело по факту мошенничества – уже по результатам служебной проверки – а в августе 2019 года полиция провела обыски в подмосковном доме Зотова . Но его самого застать не удалось. По мнению участников транспортного рынка, он мог улетел за границу. Заданные ему корреспондентом «Фонтанки» вопросы ушли в воздух: телефоны отключены, в мессенджерах он не отреагировал на сообщения, хотя отметка о том, что адресат получил и прочитал написанное.

Однако, редакции удалось найти того, кто заступился за опального экс-менеджера. «Дело сфальсифицировано и оно ложное. Там была абсолютно стандартная сделка для лизинга, и мотивов для того, чтобы заводить уголовное дело там нет. Всем известно, что это заказное дело», – сообщила бывший гендиректор «ИнвестАктива» Татьяна Никифорова .

По данным СПАРК, Никифоровой принадлежит убыточная компания «ЕВРОСИБ ЦЕНТР» с выручкой за 2018 год в 206 млн рублей и одна сотая доля «ИнвестАктива» (выручка – 637 млн рублей). Оставшиеся доли компании, к которой перешли от «Трансфин-М» спорные вагоны, сейчас записаны на кипрскую компанию. Такая структура собственников закреплена в ЕГРЮЛ с 26 января 2018 года. До этого 100% фирмы контролировал Дмитрий Максимович – он стал владельцем «ИнвестАктива» 5 декабря 2017 года, за день до того, как сменил Никифорову на посту гендиректора. По мнению участников транспортного рынка, он также покинул Россию .

Алексей Тайчер: «Невыполнимых задач не бывает»

За 20 лет Тайчер успел поработать как обычным помощником финансового директора, так и руководителем крупнейших компаний страны. Он принял участие в реформировании рынка грузовых железнодорожных перевозок, подготовил к продаже и выходу на IPO крупнейшего грузового оператора России, вывел в лидеры отрасли главный дочерний актив РЖД и построил собственный бизнес. Биография топ-менеджера 一 в нашем материале.

Большая часть жизни Алексея Тайчера связана с железной дорогой, что не удивительно, ведь он родился в семье железнодорожников, посещал ведомственную школу.

Преподаватели сразу отметили способность Тайчера к точным наукам: физика и математика давались ему особенно легко. Интерес к цифрам и определил его дальнейший выбор. После школы он поступает на экономический факультет Петербургского университета путей сообщения и уже на первом году обучения сдает весь курс информатики за 5‑летний период.

Решив, что университет не самое подходящее место для применения знаний на практике, Тайчер устраивается на работу в железнодорожную компанию «Евросиб». Будучи 19-летним студентом-экономистом он начинает с должности помощника финансового директора, а пять лет спустя покидает компанию уже с поста его заместителя. За это время он успевает с отличием окончить вуз и получает степень Mas­ter of Busi­ness Admin­is­tra­tion (MBA) в Международном институте менеджмента Санкт-Петербурга (IMISP).

Читайте также:
Павел Морозов - отзывы, мнение, рейтинг

Новые вершины

В начале 2000‑х Тайчер Алексей Роменович получает приглашение занять руководящий пост в транспортно-экспедиторском концерне «Союзвнештранс» и переезжает в Москву. На новом месте он впервые сталкивается с вопросом монетизации проблемных активов.

Ему удается грамотно «упаковать» и найти покупателей на объекты недвижимости, которые были лишним балластом для компании.

В 2006 году жизнь Тайчера круто меняется: он покидает «Союзвнештранс» и переходит на работу в ОАО «РЖД», чтобы принять участие в реформировании рынка операторских услуг. Он становится одним из авторов важнейшего документа в отрасли 一 Целевой модели рынка железнодорожных грузоперевозок. Реализуя намеченную стратегию, Алексей Тайчер руководит созданием «Первой грузовой компании» (ПГК).

Несмотря на доводы скептиков, вскоре становится ясно, что выделение из РЖД операторского бизнеса являлось верным решением, оно способствовало либерализации отрасли и созданию здоровой конкуренции.

После пяти лет работы Тайчера в ПГК (2007一2012 гг.) компания была продана в частные руки за рекордные 175 млрд рублей, что стало крупнейшей приватизационной сделкой в России.

Успех ПГК в какой-то степени становится для Тайчера примером и ориентиром в дальнейшей работе. А 2012 год 一 поворотным в его карьере, ведь тогда он впервые переключается на создание собственного бизнеса. Вместе с партнером, АФК «Система», Тайчер приобретает железнодорожного оператора по перевозке нефтегазовых и нефтехимических грузов, «СГ-Транс». На тот момент это казалось безумием: актив приобретался на приватизационном аукционе за 22 млрд рублей на кредитные средства. И сумма сделки, и уровень долговой нагрузки «СГ-Транс» заставлял усомниться в успехе выбранной стратегии. Но Тайчер не привык сдаваться:

в 2012一2015 годах он занимает должность президента компании.

Под руководством Алексея Тайчера «СГ-транс» из затухающего советского актива превращается в лидера сегмента и одну из наиболее эффективных компаний среди железнодорожных перевозчиков. Компания выходит из непрофильных активов, наращивает компетенции в выбранной нише и формирует парк из 35 тыс. грузовых вагонов, в числе которых 17 тысяч цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов.

В 2015 году Тайчер вновь получает приглашение от РЖД. На этот раз от нового руководителя монополии, Олега Белозерова, который полностью реформирует госкомпанию, в том числе и через смену ключевого менеджмента. Перед Тайчером стоит непростая задача 一 возглавить ключевую дочернюю компанию РЖД АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК), которая на момент его прихода уже на протяжении нескольких лет демонстрирует убыток. Казалось бы, задача невыполнимая даже для такого опытного менеджера как Тайчер, но он в очередной раз доказывает, что невыполнимых задач нет. По итогам 2016 года ФГК становится самой прибыльной дочерней структурой госмонополии, а затем в течение трех лет кратно увеличивает выручку и становится лидером железнодорожного рынка по ключевым операционным показателям.

Читайте также:
Аристотель, биография, история жизни, факты.

Собственный бизнес

В конце 2018 года Алексей Тайчер покидает ФГК, чтобы сосредоточиться на собственном бизнесе. На этот раз речь идет о создании крупного многопрофильного холдинга. В 2019 году он вместе с партнерами заключает одну из крупнейших сделок на лизинговом рынке и становится мажоритарным акционером ПАО «Трансфин‑М», входящего в топ‑5 лизинговых компаний РФ. Лизинговый бизнес 一 лишь одно из направлений деятельности созданного холдинга. В декабре 2019 года компания Тайчера и госкорпорация ВЭБ.РФ объявляют о создании совместного железнодорожного оператора ООО «Атлант».

Сегодня «Атлант» входит в топ‑5 крупнейших собственников железнодорожного подвижного состава России. На данный момент парк компании насчитывает свыше 60 тысяч вагонов.

Еще одно направление бизнеса Тайчера 一 майнинговый аутсорсинг: оказание полного комплекса услуг на открытых горных месторождениях. Всего за полтора года «ТФМ-Спецтехника» нарастила портфель заказов до 100 млрд рублей и стала одной из крупнейших компаний России по проведению горных работ. Сегодня «ТФМ-Спецтехника» работает в 5 регионах страны, в компании трудятся свыше 1 тыс. человек, а общий парк спецтехники превышает 250 единиц.

Результат, которого многие не могут достигнуть годами, Тайчеру удалось достичь всего за пару лет, что само по себе удивительно при отсутствии административного ресурса. Впрочем, на рынке его успех, кажется, никого не удивляет: «опытный финансист», «хороший стратег», «голова на плечах», 一 коллеги и аналитики не скупятся на отзывы, комментируя очередную его сделку. Сам Тайчер в разговоре с журналистами признается, что не собирается останавливаться на достигнутом, у него большие планы по масштабированию бизнеса и диверсификации активов.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Биография Алексея Тайчера – мажоритарного акционера группы «ТФМ»

Более двадцати лет он проработал в транспортной отрасли, пройдя путь от помощника финансового директора до руководителя крупнейших частных и государственных компаний. Сегодня он развивает собственный холдинг, предприятия которого широко известны на рынке транспорта, лизинга и в горнодобывающей отрасли.

Начало карьеры

Алексей Роменович родился 20 января 1979 года. В 16 лет был зачислен в Петербургский государственный университет путей сообщения. В 2000-м с отличием окончил вуз. Продолжил образование в Санкт-Петербургском международном институте менеджмента.

В большой бизнес пришел еще во время учебы в университете в возрасте 19 лет. Отправной точкой его карьеры стала должность помощника финансового директора АО «Евросиб». На тот момент крупный многопрофильный холдинг и ведущий железнодорожный оператор страны.

В 2003 году Тайчера пригласили в Концерн «Союзвнештранс». На новой должности он занимался антикризисной деятельностью, управляя проблемными активами предприятия.

Менеджер госкомпаний

В 2005-м Алексей Роменович становится советником первого вице-президента РЖД. Позже его привлекли в рабочую группу по разработке Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок в России. Разработанный документ послужил фундаментом для реформирования всей отрасли.

Позже Тайчер участвовал в подготовке к приватизации «дочки» РЖД – ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК). На аукционе, состоявшемся 28 октября 2011 года, 75% акций ПГК были проданы за 125,5 млрд рублей.

Читайте также:
Кондрат Елена Николаевна, - биография, личная жизнь, фото, видео

В 2015 году он возглавил другую дочернюю организацию РЖД – АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК), находившуюся на грани банкротства. Тайчеру удалось вывести предприятие в число крупнейших перевозчиков и сделать из него самую прибыльную бизнес-единицу холдинга: за три года ФГК выплатила госкорпорации 40 млрд рублей дивидендов.

Группа «ТФМ»: основные направления

В 2012 году Тайчер в партнерстве с Владимиром Евтушенковым (основной акционер АФК «Система») приобрел компанию «СГ-Транс», сделку финансировал Газпромбанк. Новые собственники провели реструктуризацию предприятия и сконцентрировали усилия на грузовых перевозках и сервисных услугах. Позже, в 2016 году, АФК «Система» вышла из бизнеса, продав свою долю акций. Сегодня «СГ-Транс» является крупнейшим российским перевозчиком сжиженных углеводородных газов. Компания владеет 10 филиалами на территории России. 10 собственных ремонтно-испытательных комплексов позволяют единовременно обслуживать до 400 единиц подвижного состава. Согласно новости, которую передает агентство НКР, кредитный рейтинг предприятия в 2021 году составил A+.ru со стабильным прогнозом.

Следующим важным этапом в построении холдинга стало приобретение лизинговой компании «ТрансФин-М». На этот раз финансированием сделки занимался «ВТБ». Позже именно «ТрансФин-М» станет головным предприятием группы «ТФМ», в которой Тайчеру принадлежит 75%.

С приходом новых собственников в «ТрансФин-М» произошли кардинальные перемены. Компания избавилась от непрофильных активов и сосредоточилась на нескольких направлениях деятельности.

Сегодня организация успешно развивает лизинг водного и воздушного транспорта, специальной техники, оборудования и коммерческой недвижимости. Объем ее лизингового портфеля на 1 июля 2021 года превышал 170 млрд рублей, по этому показателю компания занимает шестую строчку в общероссийском рэнкинге, составленном агентством «Эксперт». В 2020 году компания была включена в перечень системообразующих предприятий транспортного комплекса России.

В 2019 году ПАО «ТрансФин-М» создало единого оператора грузовых вагонов ООО «Атлант», позже в капитал также вошел ВЭБ.РФ. За два года количество вагонов, находящихся в управлении компании, увеличилось в три с лишним раза – с 20 тысяч до 60,7 тысячи единиц. По объему грузовых перевозок в России ООО входит в топ-10 рейтинга аналитического агентства INFOLine. Клиентами «Атланта» являются более 300 грузоотправителей, в числе которых крупнейшие добывающие и перерабатывающие российские предприятия.

Еще компании холдинга Алексея Тайчера, «ТФМ-Спецтехника»и «ТФМ-Восток», предоставляют аутсорсинговые услуги при разработке открытых месторождений. В их активе свыше 240 единиц техники, которые добывают полезные ископаемые в различных регионах России. В ближайшие годы компания планирует увеличить парк спецтехники в четыре раза. Согласно экспертным прогнозам, что к 2022 году «ТФМ-Спецтехника» станет российским лидером в сфере оказания майнинговых услуг под ключ. Сейчас в компании трудятся свыше 1 000 человек.

Алексей Тайчер — биография и активы владельца группы «ТФМ»

19-летним студентом он начал путь в большом бизнесе. Сегодня Тайчер — владелец крупного холдинга — весомого игрока на рынке логистики, грузоперевозок, финансового и операционного лизинга. Лизинговый портфель группы «ТФМ» — более 170 млрд рублей.

Талантливый менеджер

Алексей — коренной петербуржец, родился в 1979-м. Он окончил физико-математическую гимназию в 16 лет, после чего поступил в Петербургский госуниверситет путей сообщения. В 1998 году Тайчер уже занимал должность помощника финансового директора крупной многопрофильной фирмы, успешно совмещая учебу с работой. В 2000-м окончил университет и получил диплом экономиста, а в 2003-м — степень MBA, пройдя обучение в Петербургском международном институте менеджмента.

Читайте также:
Илья Шувалов - отзывы, мнение, рейтинг

В 2003 году Тайчер переехал в Москву, где работал на руководящих постах в «Союзвнештрансе», занимаясь проблемными активами.

В 2005 году Тайчера пригласили советником первого вице-президента РЖД. В составе группы экспертов он разрабатывал целевую модель грузовых перевозок, ставшую основой реформирования рынка. Позже он участвовал в подготовке к приватизации «Первую грузовую компанию» — дочернего предприятия «Российских железных дорог». В 2011-м 75% акций ПГК продали на аукционе за рекордные 125,5 млрд рублей. В период с 2015 по 2018 год под руководством Тайчера из состояния, близкого к банкротству, было выведено другое предприятие РЖД — АО «Федеральная грузовая компания». За три года оно стало прибыльным и возглавило рейтинг российских грузовых операторов.

«СГ-Транс» — первый опыт инвестора

2012 год для Алексея Тайчера стал своего рода экзаменом на предпринимательскую зрелость. В партнерстве с Владимиром Евтушенковым (АФК «Система»), используя заемные средства, он приобретает компанию «СГ-Транс», переживающую не лучшие времена. Сегодня это крупнейший на российском рынке перевозчик сжиженных углеводородных газов, которому присвоен кредитный рейтинг A+.ru со стабильным прогнозом (по информации агентства НКР). В распоряжении «СГ-Транс» — 10 филиалов.

Во главе группы «ТФМ»

В 2019 году Тайчер уже имел собственный бизнес, репутацию грамотного топ-менеджера и опыт инвестора. Так же, как и в 2012-м, воспользовавшись заемными деньгами, он приобретает в рамках MBO (Management buyout) ПАО «ТрансФин-М». Основная доля в новой компании отошла Алексею как инвестору, а оставшаяся часть — менеджменту выкупаемого предприятия, как и предполагают сделки на условиях MBO. В течение года его команде удалось увеличить прибыль ПАО в два раза.

По итогам 2020 года «ТрансФин-М» занимает шестую строчку рэнкинга лизинговых компаний по объему портфеля, превышающего 170 млрд рублей. Предприятие Тайчера занимается лизингом специальной техники, воздушного и водного транспорта, портового и иного оборудования. Также является весомым игроком на рынке долговых обязательств — общая сумма выпущенных облигаций превышает 90 млрд рублей.

ПАО «ТрансФин-М» стало основой для создания группы «ТФМ», в которой Тайчеру принадлежит 75% акций. В настоящее время в группу также входят:

  • ООО «Атлант». Оператор грузовых вагонов, созданный при участии ВЭБ.РФ (25% в уставном капитале). Вагонопарк насчитывает свыше 60 тысяч единиц. По количеству крытых вагонов занимает второе место на рынке.
  • «ТФМ-Спецтехника» — оператор майнинговых работ полного цикла: от взрывных работ до содержания дорог и отвалов. Основной пакет заказов сформирован в течение 2020-2021 годов.
  • «ТФМ-Восток» оказывает услуги при разработке месторождений на Дальнем Востоке.

Всего компании многопрофильного холдинга «ТФМ» ведут разработку 10 месторождений в четырех регионах России, включая Сахалин, Кузбасс, Бурятию и Новосибирскую область. В ближайшем будущем география работ будет расширена. Деловые издания регулярно публикуют новости об инновационных направлениях деятельности и достижениях предприятий группы. Так, в 2021 году «ТрансФин-М» запустил новый на отечественном рынке продукт — лизинг коммерческой недвижимости.

Читайте также:
История успеха Алексея Васильевича Прокопенко
Семья, увлечения, благотворительность

Алексей женат, у него четверо детей. Его хобби — мотоспорт, хоккей и велоспорт.

Предприятия группы помогают благотворительным организациям и социальным учреждениям.

Большое внимание уделяется и поддержке спорта — компании «ТФМ» выступают спонсорами различных соревнований. Помимо этого, «ТрансФин-М» является официальным партнером Российской федерации горнолыжного спорта.

Изображение Free-Photos с сайта Pixabay

“Вагон амбиций” Алексей Тайчера

Советник главы РЖД все “подгребает” под себя?

Источник: http://www.moscow-post.su/economics/vagon_ambicij_aleksej_tajchera30029/

Как сообщает корреспондент The Moscow Post, старый железнодорожный чиновник Алексей Тайчер решил затеять очередную революцию в системе путей сообщения. Ныне советник главы РЖД, а в прошлом начальник Федеральной грузовой компании (ФГК) хочет создать крупного железнодорожного оператора на базе активов лизинговой компании “Трансфин-М” (принадлежит НПФ Благосостояние») и “ВЭБ-лизинга”.

Если такое и правда случится, новая структура может стать обладателем мощным подвижным составом, заполучив более 80 тысяч вагонов, станет одним из крупнейших операторов-перевозчиков в стране. Почти монополистом.

Здесь у частников рынка вызывает удивление другое. Долгое время РЖД, ФГК которой является “дочкой”, настаивала на том, чтобы сделать среду железнодорожных перевозок конкурентной. Так, появились ФГК и “Первая грузовая компания”, которую возглавил известный в российском истеблишменте человек Владимир Лисин.

И что теперь все на круги своя? И слухачи тут же предположили, что вновь созданную структуру, скорее всего, возглавит как раз инициатор идеи, то есть господин Тайчер. С таким-то опытом руководства!

Некоторые депутаты Государственной Думы (ГД) подняли шум по поводу того, что АО “Федеральная грузовая компания” грубо нарушила свои обязательства перед правительством Свердловской области. Она якобы получила от региональных властей значительные поблажки.

Например, льготы по налогу на имущество. В ответ на это, компания обязалась создать на своих предприятиях для жителей региона 300 новых рабочих мест. сумма льгот из областного бюджета составила 276 млн рублей, в 2017 – 644 млн рублей и в 2018 – порядка 600 млн рублей. Однако, как посчитали депутаты, в частности, Дмитрий Ионин, необходимые 300 рабочих мест не были созданы – в компанию якобы официально трудоустраивались работники других предприятий.

Хотя сами эти люди этого просто не знали. Что в итоге? В итоге, согласно депутатской калькуляции, Свердловская область из-за ФГК потеряла полтора миллиарда рублей в виде налогов. Тайное стало явным благодаря случаю. На одном из предприятий произошла авария. С рельсов сошли вагоны. В ходе расследовании выяснилось, что ее виновник, работавший как раз на этом предприятии, официально (хотя самому было невдомек) был трудоустроен в “Федеральной грузовой компании”.

Алексей Тайчер задумал хитроумную комбинацию?

И не только он, но и другие работники рудника, где случилась авария. О своем месте работы они тоже не догадывались. Транспортная прокуратура, которая занималась делом, выявила и вовсе удивительные вещи. Оказалось, что 10 человек, якобы работников ФГС, не то что слыхом о такой не слыхивали. Все они были прописана в Москве и до далекого Урала им было просто безразлично.

Читайте также:
Алексей Васильевич Прокопенко - отзывы, мнение, рейтинг

Ей давно сказали ФАС

“Федеральная грузовая компания” давно на особом счету у Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Можно сказать, ее ВИП-клиент. ФАС постоянно указывает компании на ее неправомерные действия, которые во многом подрывают основы конкуренции на рынке.

Например, ФГК постоянно замечается в завышении цен на свои перевозки. Происходит это по простой причине. Компания нарочито, то бишь, искусственно создает на рынке острый дефицит железнодорожных вагонов.

Независимые наблюдатели считают такое поведение по меньшей мере странным. Это ведь создает определенные преимущества другим компаниям. И недвусмысленно отмечают, что руководство ФГК сознательно работает в интересах частных компаний.

Например, это многие относили к Новотихвинской Вагоностроительной Компании, которая принадлежит бизнесмену Несису. Мол под предлогом санкций планировалось, что ряд предприятий перейдут на закупку продукции у НВК Несиса, а вагоны своего постоянного партнера, завода “Уралвагонзавод” (УВЗ) приобретать не будут. Два года назад речь шла о том, что ФГК начнет закупать вагоны не на УВЗ, а как раз у структур Несиса.

Это только частный случай, были и другие. Делал это господин Тайчер неспроста. То есть, в угоду кому-то более “тяжеловесному”. Например, способствовать бизнесу Несиса его могли настоятельно просить начальник РЖД Олег Белозеров. Взамен Тайчер якобы мог получить некую поддержку для того, чтобы сохранить свое кресло.

Поговаривают, что господин Тайчер был довольно тесно связан с Салманом Бабаевым – бывшим руководителем РЖД, которые неоднократно оказывался в центре скандальных историй.

В частности, довольно громкой стала история с компанией “Вектор Рейл”. Ее владельцами являлись сыновья господина Бабаева и Алексей Тайчер.

Последний, то есть Тайчер, также числился директоров фирмы “СГ-Транс”.

Формально компания является конкурентом ФГК, но почему-то так им и не стала. Зачем эту конкуренцию создавать, если ты, владея ФГК, одновременно руководишь “СГ-Транс”? Как могло случится, что Тайчер мог удерживаться сразу в двух креслах – это вопрос другой.

В этой ситуации в силу вступало такое экономическое явление, как конфликт интересов. Вот и лоббировал Тайчер интересы вроде бы конкурирующей компании, вполне возможно, имея с этого лоббирования свой увесистый процент в денежном выражении.

У Алексея Тайчера в “Вектор Рейл” есть самая большая доля. ФГК является основным поставщиком услуг для РЖД, главными поставщиками услуг для ФГК является РЖД и ООО “Рейл Транс” (сумма контрактов – 47.5 миллиардов рублей), которая на 100% принадлежит кипрской компании ВОДДОС ХОЛДИНГЗ ЛТД. Поговаривают, что за ней стоит олигарх Искандер Махмудов. Не в его ли интересах создает монополиста Алексей Тайчер?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: